Дифференциальная диагностика и коррекция структуры слова у детей с дизартрией и алалией
Диссертация
И в первом, и во втором случае звуковая структура слова деформирована. Однако у детей первой группы отмечаются трудности усвоения звукового состава слова в связи с двигательными нарушениями соответствующих артикуляционных движений, обусловленными парезами и параличами органов артикуляции. А у детей второй группы ведущими являются трудности усвоения звукового и слогового состава слова в связи… Читать ещё >
Содержание
- 2. — ОГЛАВЛЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОВОЙ И СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ И МОТОРНОЙ АЛАНИЕЙ
- 1. 1. Основные лингвистические трактования теории слога
- 1. 2. Становление звуковой и слоговой структуры слова у детей с нормальным речевым онтогенезом
- 1. 3. Формирование звуковой и слоговой структуры слова у детей с дизартрией
- 1. 4. Формирование звуковой и слоговой структуры слова у детей с моторной алалией
- ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ И МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ
- 2. 1. Организация и методика констатирующего эксперимента
- 2. 2. психолого-клиническая характеристика детей с дизартрией
- 2. 2. 1. Анамнестические данные детей с дизартрией
- 2. 2. 2. Особенности нарушений структуры слова у детей с дизартрией
- 2. 2. 3. Особенности восприятия и воспроизведения ритмико-интонационного рисунка слова у детей с дизартрией
- 2. 2. 4. Особенности нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией
- 2. 2. 5. Особенности восприятия и дифференциации звуков речи у детей с дизартрией
- 2. 2. 6. Особенности звукового анализа и синтеза у детей с дизартрией
- 2. 2. 7. Особенности состояния моторных функций у детей с дизартрией
- 2. 3. Психолого-клиническая характеристика детей салалией
- 2. 3. 1. Анамнестические данные детей с алалией
- 2. 3. 2. Особенности нарушений структуры слова у детей с алалией
- 2. 3. 3. Особенности восприятия и воспроизведения ритмико-интонационного рисунка слова детьми с алалией
- 2. 3. 4. Особенности состояния моторных функций у детей с алалией
- 3. 1. Экспериментальное обучение детей с дизартрией
- 3. 2. Экспериментальное обучение детей с алалией
- 3. 3. Результаты обучающего эксперимента
Список литературы
- Аванесов Р. А. О слогоразделе и строении слога в русском языке // Вопросы языкосознания. — 1954. — Кн. 6. — С. 8.
- Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. — М.: Просвещение, 1978. — С. 3 — 108.
- Алалии // Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова.
- М.: Владос, 1997. — С. 3 — 122.
- Александровская М. А. Недостатки произношения у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1955.14 с.
- Александровская М. А. Приемы коррекции недостатков произношения // Специальная школа. — 1966. — № 1. — С. 95.
- Алмазова Е. С. Из опыта работы с детьми, страдающими псевдо-бульбарной дизартрией // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. М., 1957.— Вып. 5. — С. 126— 136.
- Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. — М: Просвещение, 1968.445 с.
- Архипова. Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период: Кн. для логопеда. — М.: Просвещение, 1989.-76 с.
- Астапов В. М., Гасимое Ф. М. Психологическое обследование детей с нарушениями развития: Учеб. пособие для слушателей спецфакультетов / Моск. ин-т повышения квалификации работников образования.— М., 1993. —С. 86.
- Аюпова М.Ю. Преодоление фонетико-фонематической недостаточности у детей-узбеков старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук, М., 1993. — 17 с.
- Бадалян Л. О. Детская неврология. — М.: Медицина, 1984. — 542 с.
- Белова-Давид Р. А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей // Невропатология и психиатрия. — 1968. — № 10. — С. 15 — 24.
- Белова-Давид Р. А. Клиническая характеристика детей с нарушенным звукопроизношением // Специальная школа. — 1967. — № 1. — С. 114.
- Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у дошкольников.
- М.: Просвещение, 1969. —С. 32 —81.
- Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи.— М.: Педагогика, 1977. — С. З—84.
- Бельтюков В. И. Закономерность овладения произношения слышащими детьми // Дефектология. — 1976. — № 5. — С. 3—9.
- Бельтюков В. И. Об усвоении ребенком звуков речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1964. — С. 3 — 86.
- Бельтюков В. И., Салахова А. Д. Об усвоении ребенком звуковой (фонемной) системы звуков // Вопросы психологии, 1975. № 5. -С.71.
- Богуш A.M. Обучение правильной речи в детском саду. — Киев.: Ра-дянська школа, 1990. — 216 с.
- Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка.
- М.: Просвещение, 1977. — 175 с.
- Бондарко Л. В. и др. Основы общей фонетики: Учеб. пособие. / Л. В. Боцдарко, Л. В. Вербицкая, М. В. Гордин. — Спб.: Изд-во Спб. ун-та, 1991. — 149 с.
- Бондарко Л. В. Структура слова и характеристика фонем // Вопросы языкознания. — 1976. — №> 1. — С. 34—36.
- Бондарко Л. В. Фонетический фонд современного русского языка // Вопросы языкознания. — 1989. — № 3. — С. 15—19.
- Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1983. — № 3. — С. 56 — 60.
- Боханова. JJ. В. О развитии речи у старших дошкольников детского дома //Дефектология. — 1981. — № 2/3. — С. 36—42.
- Брунер Д. Ж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. — М.: Просвещение, 1984.— С. 21—49.
- Буланин Л. Л. Фонетика современного русского языка: Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов. — М.: Высшая школа, 1970. — 206 с.
- Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка: Книга для логопеда. — М.: Просвещение, 1987. — 160с.
- Винарская Е. Н., Пулатова А. М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. — Ташкент.: Медицина, 1973. — С. 9—130.
- Витторф К. Н. К вопросу о псевдобульбарных параличах детского возраста // Расстройства речи в детском возрасте. — Петрозаводск: Каргосиздат, 1940. — С. 32.
- Власенко И. Г. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология.1988. —№ 4. —С. 3—12.
- Волкова Г. А. Логопедия. — М.: Просвещение, 1989. — С. 66—308.
- Волкова Г. А. Логоритмическая ритмика. — М.: Просвещение, 1985.191с.
- Выготская И. Г. Игровые ситуации в профилактике дисграфии, дислексии // Школа здоровья. — 1996. — № 1. — С. 46—56.
- ВыготскийЛ. С. Вопросы детской психологии.—Спб.: Союз, 1997. — 224 с.
- Выготский Л. С. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1982. —Т. 2. —С. 504.
- Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. — 1972. — № 2. — С. 117 — 124.
- Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 500 с.
- Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». — М.: Изд-во МГУ, 1965. —51 с.
- Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1966. — С. 236—277.
- Гальперин Я. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1978. — 117 с.
- Гаркуша Ю. Ф. Основы коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи: Метод, рекомендации для воспитателей / Научно-практический центр «Коррекция». — М., 1992. —59 с.
- Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. —471 с.
- Гвоздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М.- Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — С. З — 15.
- Генинг М. Г. Логопедические занятия в детском саду // Специальная школа. — 1966. — № 3. — С. 7.
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4 — 6 лет: Кн. для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
- Гернаковска А. Особенности восприятия и воспроизведения ритма у школьников с тяжелыми нарушениями речи: Ст. из Польши. // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. — Спб., 1994.1. С. 80—86.
- Гехт Б. М. Краткие сведения о строении нервной системы и ее поражениях, приводящих к нарушению речевой деятельности // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной.
- М.: Просвещение, 1975. — С. 338—360.
- Г лубу вене В. Б. Развитие фонологической системы языка ребенка раннего возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 1977. — 27 с.
- Глухое В. П. Использование игровых приемов в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников // Дефектология. — 1993. — No 4. — С. 37—43.
- Гоер А.Э., Гоер (Дерягина) Г. Первый период языковой деятельности ребенка // Детская речь / Под ред. Н. А. Рыбникова. — М.: Изд-во ин-та экспериментальной психологии, 1927. — С. 11.
- Гриншпун Б. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов: Пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. — М.: Просвещение, 1975. — С.71—80.
- Грушевская М. С. Недоразвитие речи у младших школьников и его преодоление. — Алма-Ата: Мектеп, 1989. — 81с.
- Гуровец Г. В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих моторной алалией: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1974. —20с.
- Гуровец Г. В., Маевская С. И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии / МГПИ им. В. И. Ленина. — М., 1978. — С. 27—37.
- Гусева Н. А. Работа по звуковому анализу и синтезу на логопедических занятиях с умственно отсталыми детьми младших классов // Дефектология. — 1991. — № 2. — С. 40—43.
- Гуцалюк Л. Б. Некоторые приемы подготовки детей к обучению в школе // Дефектология. — 1995. — № 4. — С. 74—77.
- Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. — 1995.— № 1. —С. 31—39.
- Детская речь: проблемы и наблюдения: Межвуз. сб. науч. тр. / Ле-нингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена- Редкол.: С. Н. Цейтлин (отв. ред. и др.). — Л., 1989. —159 с.
- Дудьев В. П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. —1995. — № 4.—С. 43—50.
- Егоров Т. Г. Очерки психологии обучения детей грамоте. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — С. 17.
- Егоров Т. Г. Очерки психологии обучения детей чтению. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. — С.47— 50.
- Елагина М. Г. Возникновение активной речи в процессе сотрудничества со взрослыми у детей раннего возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1977. — 16 с.
- Есечко Л.Б. О преодолении нарушения произношения слогового состава слова у учащихся с общим недоразвитием речи // Герценовские чтения. XXIV. Дефектология: Краткое содержание докладов / ЛГПИ. — Л., 1972. — С. 148 — 149.
- Есечко Л. Б. Овладение слоговым составом слова учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1970. — С. 142.
- Есечко Л. Б. Опыт формирования слоговой структуры состава слова у детей с недоразвитием речи // Методы коррекции нарушений звуковой стороны речи у детей / КГПИ. — Киев, 1979. — С. 22 — 52.
- Есечко Л. Б. Формирование правильного слогового состава слова в произношении детей с общим недоразвитием речи в приготовительном классе // Дефектология. — 1974. — № 3. — С. 32—38.
- Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников // Дети с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов. — М.: Просвещение, 1981. — 112 с.
- Жедек П. С. Вопросы теории и методики обучения фонетике. Проблема развивающего обучения фонетике: Программа развивающего обучения. — Томск: Пеленг, 1992. — 220 с.
- Жедек П. С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах.: Учеб.-метод. пособие дляучителей (система Эльконина — Давыдова — Репкина). — Томск: Пеленг, 1992. —С. 3—320.
- Жильцова О. А. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1965. — 23 с.
- Жинкин Н. И. К вопросу о развитии речи у детей // Советская педагогика. — 1954. —№ 6. — С. 79—94.
- Жинкин Н. И. Механизм речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с., ил.
- Жинкин Н.И. Мышление и речь. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.— 272 е., ил.
- Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи: (Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений и логопедов). — М.: УНПУ «Энергомаш», 1994. — 128 с.
- Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей: (Учеб.-метод. пособие. — М.: Соц.-полит. журн.- Ассоц. Гуманитарий, 1994. — 96 с.
- Жукова Н. С. Процессы системного усвоения родного (русского) языка при нарушенном и нормальном развитии детской речи: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. — JI., 1976. — 21 с.
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого высказывания у дошкольников.— М.: Просвещение, 1990. — 239 с.
- Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М.: Медицина, 1981. — С. 7—259.
- Запорожец А. В. Значение ранних этапов детства для формированиядетской личности // Принцип развития в психологии. — М.: Просвещение, 1978. — С. 243—267.
- Звуковой строй языка: Сб. статей. АН СССР / Ин-т рус. языка- Ред-кол.: Р. И. Аванесов (отв. ред.) и др. — М.: Наука, 1979. —268 с.
- Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. — М.: Медгиз, 1962. —С. 12—81.
- Зик К. Как говорит мой ребенок в различные периоды своей жизни.
- М.: Прогресс, 1985. — 93 с.
- Зиндер Л. Р. Общая фонетика. — М.: Высшая школа, 1979. — 319 с.
- Зиндер Л. Р. Фонология и фонетика // Теоретические проблемы советского языкознания. М.: Наука, 1968. — С. 193 — 231.
- Исенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей. — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1986. — 162 с.
- Калинина И. Л. Учим детей читать и писать: Кн. для родителей, учителей начальных классов и логопедов. — М.: Флинта, 1997.64 с.
- Карелина И. Б. Дифференциальная диагностика дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. — 1996. — № 5. — С. 10—14.
- Карлов В. А. Неврология лица. — М.: Медицина, 1991. — 284 с.
- Карпова С. Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками.1. М.: МГУ, 1967.-С. 15−39.
- Карпова С. Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. — М.: Изд-во МГУ, 1978. — 166 с.
- Карпова С.Н., Труве Э. И. Психология речевого развития ребенка / Отв. ред.: В. К. Боярчук- Рост. гос. ун-т им. М. А. Суслова. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1987. — 94 с.
- Каше Г. А. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Дефектология. — 1985. — № 1. — С.74—81.
- Каше Г. А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — С. 3—100.
- Каше Г. А., Шуйфер Р. И. Виды работ по исправлению нарушений чтения и письма, связанных с недостатками произношения // Логопедическая работа в школе. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. — С. 8—49.
- Китерман Б. Опыт изучения слоговой элизии в детском языке // Русский филологический вестник. — 1913. — Т. 69. — № 1. — С. 66.
- Кларк Г., Кларк Э. Как маленькие дети употребляют свои высказывания // Психолингвистика. — М.: Просвещение, 1984. — С. 353— 366.
- Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. — Л.: Медгиз, 1985. — 388 с.
- Колесникова Е. В. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза у дошкольников. — М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1997. — 80 с.
- Кольцова М. М. О формировании высшей нервной деятельности ребенка. — Л.: Медгиз, 1958. — 143 с.
- Корицкая Е.Г., Минашина B.C. Особенности фонетических нарушений при различных видах речевых расстройств и некоторые приемы по их преодолению // Нарушение речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1969. — С. 82—98.
- Корнев А.Н. О систематике клинических форм недоразвития речи у детей // Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции / Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи. — Спб., 1994.'— С. 135—145.
- Кочергина В. А. Введение в языкознание. Основы фонетики и фонологии. Грамматика: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. — М.: Изд-во МГУ, 1991. —205 с.
- Красногорский Н. 77. Физиология становления детской речи // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. — 1952. — Т. 2.— Вып. 4. —С. 17.
- Краевский В. В. Проблема научного обоснования обучения (методологический анализ). — М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
- Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П. А. Леканта. — М.: Высшая школа, 1995. — 358 с.
- Кривовяз И. С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними // Дефектология. — 1995. — № 6. — С. 55 — 61.
- Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. — М.: Просвещение, 1983. — 136 с.
- Лалаева Р. И. Нарушение речи и система их коррекция в процессе логопедической работы во вспомогательной школе: Дис. д-ра пед. наук. —Л., 1988. —Т. 1—421 е. — Т. 2—117 с.
- Лалаева Р. И. Устранение нарушений чтением у учащихся вспомогательной школы: Пособие для логопедов. — М.: Просвещение, 1978.1. С. 3 — 88.
- Левина Р. Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей // Дефектология. — 1975. № 2. —С. 12—16.
- Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1967. — Вып. 2. — 121 с.
- Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 297 с.
- Левина Р. Е. Принцип анализа речевых нарушений у детей // Труды 2-й научной сессии по дефектологии. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. —С. 166—173.
- Левина Р. Е. Нарушения слоговой структуры слова у детей // Специальная школа. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — Вып. 4. — С. 86—89.
- Ml. Левина Р. Е. Недостатки произношения, сопровождающихся нарушениями чтения и письма: Сб. статей в помощь учителю-логопеду // Логопедическая работа в школе. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.1. С. 3—18.
- Левина. Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов).
- М.: Учпедгиз, 1951. —С. 3—100.
- Леонов А. В. О дифференцированном подходе к работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи // Дефектология.1990.— № 3. —С. 49—51.
- Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. — М.: Наука, 1974.— 364 с. 121 .Леонтьев А. А. Эвристический принцип в восприятии, порождении и усвоении речи // Вопросы психологии. — 1974. — № 5. — С. 53— 64.
- Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение, 1969. —214 с.
- Лопатина. Л. В. Методика исследования экспрессивной речи детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией // Изучение и коррекция речевых расстройств / ЛГПИ. — Л., 1986. — С. 82—88.
- Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии: Учеб. пособие к спец. Курсу / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — Спб.: Образование, 1994.— 91 с.
- Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). — М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
- Лурия. А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: Изд-во МГУ, 1973. — 324 с.
- Лурия. А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 94 с.
- Лурия. А. Р. Роль речи в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1958. — № 5. — С. 3—17.
- Лурия А. Р. Язык и сознание. — М.: Изд-во МГУ, 1979. — 320 с.
- Лямина Г. М. К вопросу о механизме овладения произношениемслов у детей второго третьего годов жизни // Вопросы психологии.1958. — № 6. — С. 119—131.
- Лямина Г. М. К вопросу о развитии эффекторной речи у детей второго и третьего годов жизни // Труды третьей научной конференции по возрастной морфологии, физиологии, биохимии, 19—23 февраля 1957 г.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. —С. 116—118.
- Маевская С. И. Основные задачи сенсорного воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи // Нарушение речи и голоса у детей. — М.: Просвещение, 1975.— С. 108—118.
- Максакова А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Кн. для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1988. — 159 е.- ил.
- Максакова А. И., Ту макова Г. А. Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом. — М.: Просвещение, 1983. — 114 с.
- Мальцева Е. В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего и школьного возраста: Дис.. канд. пед. наук.1. М., 1991. —С. 64.
- Мальцева Е. В. Организация подготовительных занятий по коррекции дефектов речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1993. — № 3. — С. 15—21.
- Мальцева Е.В. Особенности ориентировки дошкольников с задержкой психического развития в звуковой речи // Дефектология. —1989.3. —С. 59 — 65.
- Маркова А.К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Специальная школа. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — Вып. 3. — С 83—89.
- Маркова А. К. О работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Специальная школа.
- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. —Вып. 4. —С. 46—53.
- Маркова А. К Соотношение между произношением отдельных звуков и усвоением слогового состава слова у детей, страдающих алалией // Материалы научной конференции по дефектологии. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — С. 5—14.
- Маркова А. К Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Дис. канд. пед. наук. — М., 1963. —184 с.
- Маркова А. К. Овладение слоговым составом слова в раннем возрасте // Вопросы психологии. — 1969. — № 5. — С. 22—34.
- Маркова А. К. Периодизация речевого развития // Вопросы психологии. — 1973.— № 6. —С. 96—106.
- Маркова А. К. Психология усвоения языка, как средства общения.
- М.: Просвещение, 1974. — 225 с.
- Мартынова Р. И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии // Очерки по патологии речи и голоса. — М.: Учпедгиз, 1963. — Вып. 2. — С. 34—48.
- Мартынова Р. И. О психолого-педагогических особенностях детей дислаликов и дизартриков // Очерки по патологии речи и голоса. — М.: Учпедгиз, 1963. — Вып. 3. — С. 98.
- Мартынова Р. И. Основные формы расстройства у детей (дислалии и дизартрии) в сравнительном плане с позиций комплексного подхода: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1972. — 24 с.
- Мастюкова Е. М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии // Дефектология. — 1981. — № 6.
- Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. — М.: Просвещение, 1985. — С. 3— 187.
- Мастюкова Е. М. Дизартрия // Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой.
- М.: Просвещение, 1989. — С. 122— 154.
- Мациевская Г. В. О диагностике речевых нарушений // Специальная школа. — 1966. — № 4. — С. 127.
- Мациевская-Гуровец Г. В. Дифференциальная диагностика моторной алалии // Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. — М: Учпедгиз, 1967. — Вып 3. — С. 47—59.
- Мациевская Г. В. Дифференциальная диагностика моторной алалии // Очерки по патологии речи и голоса. — М.: Учпедгиз, 1967. — Вып. 3. — С. 47.
- Мелехова Л. В. Алалия // Очерки по патологии речи и голоса. — М.: Учпедгиз, 1960. — Вып. 1. — С. 24—51.
- Мелехова Л. В. Характеристика детей, страдающих моторной алалией и основные приемы логопедической работы с ними // Сборник статей по дефектологии. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — С. 239—249.
- Мелехова Л. В. Сравнительный анализ логопедической работы при различных формах дислалии // Учен. зап. МГПИ им. В. И. Ленина / МГПИ. — М., 1964. — Вып. 219. — С. 23—28.
- Мелехова Л. В. Дифференциация дислалий // Очерки по патологии речи и голоса. — М.: Учпедгиз, 1967. — Вып 3. — С. 77.
- Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка // Дневник матери. — М: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 187 с.
- Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичевой, В. К. Лотарева. — М: Просвещение, 1984.
- Методы обследования речи у детей / Республиканский ин-т повышения квалификации работников образования- Под ред. И. Т. Власен-ко, Г. В. Чиркиной. — М., 1992. — 166 с.
- Мещерякова С. Ю. Особенности «комплекса оживления» у младенцев при воздействии предметов и при общении со взрослыми // Вопросы психологии. — 1975. — № 5. — С. 81.
- Миронова С. А. Речь взрослого, как средство развития детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1986. — № 4. — С. 64—69.
- Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. — Варшава: Польское государственное изд-во, 1965. — С. 319—321.
- Монделаерс Б. (Нидерланды). Исследование и коррекция вербальной диспраксии у детей: (Методика работы над стертой формой дизартрии) / Научно-практический центр «Коррекция" — Пер.: Е. Д. Худен-ко. —М., 1997. —6 с.
- Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р. А. Белова-Давид. — М: Просвещение, 1972. — С. 32—128.
- Насонова В. И. Анализ психофизиологических механизмов затруднений в овладении чтением и письмом у детей с ЗПР: Дис.. канд. психол. наук. — М., 1979. — 180 с.
- Недостатки речи и письма у детей / Под ред. Р. Е. Левиной. — М: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — С. 3—112.
- Немое Р. С. Психология: В 3 кн. — Кн.З.: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: Просвещение- Владос, 1995. — 512 с.
- Никашина Н. А. Педагогическое изучение недостатков речи // Дефектология. — 1969. — № 4. — С. 21.
- Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. — Ярославль: Академия развития, 1996. — С. 148—192.
- Орфинская В. К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте анартриков и моторных алаликов // Учен. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена / ЛГПИ. — Т. 25. — Л., 1963. — С. 271—297.
- Орфинская В. К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии // Учен. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена / ЛГПИ. — Л., 1963. — Т. 25. — С. 241—268.
- Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1967. — С. 31—67.
- Останин В. Ф. Проблемы диагностики периферических нарушенийречи // Модели речевого процесса в норме и патологии. — JL: Медицина, 1980. — С. 79—81.
- Очерки патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. — М: Учпедгиз, 1963. — С. 121—140.
- Павлов И. П. Поли. собр. соч. — М.: Изд-во АН СССР, 1951. — Т. 111,2. —С. 351—386.
- Патология речи: История изучения, диагностика, преодоление: Межвузов, сб. науч. тр. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена: Отв. ред. В. А. Ковшиков. — Спб.: Образование, 1992. — 140 с.
- Правдина О. В. К вопросу классификации речевых нарушений // Труды научной сессии по дефектологии. — М: Изд-во АПН РСФСР, 1958. —С. 386.
- Правдина О. В. Логопедия. — М: Просвещение, 1973. — 269 с.
- Плотникова В. И. Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у младших школьников с церебральным параличом // Дефектология. — 1985. — № 2. — С. 55—58.
- ЪЛожиленко С. А. Использование наглядных пособий и игровых приёмов в коррекции речи дошкольников. Дошкольное воспитание аномальных детей // Дефектология. — 1995. — № 3. — С. 76—81.
- Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1997.-400 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. — М: Просвещение, 1985. — 174 с.
- Репина. 3. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1995. — 121 с.
- Романенко А. Фонетика: Учеб. пособие для логопедов. — Саратов: Б. и., 1995. —82 с.
- Рыбина Э. В. Работа над гласными звуками на логопедических занятиях в 1 классе // Начальная школа. — 1990. — № 1. — С. 57—62.
- Рыбина Э. В. Работа над слогоритмической структурой слова на логопедических занятиях // Начальная школа. — 1990. — № 1. — С. 8—13.
- Савка Л. И. К вопросу о фонетико-фонематическом недоразвитии у учащихся начальных классов (из опыта работы) // Дефектология. — 1987.— № 3. — С. 54—59.
- Садовникова Л. Г. Ваш ребенок начинает говорить: (Своими раздумьями делится практик-логопед). — Спб., Тритон, 1996. — 128 с.
- Савка Л. И. Из опыта коррекционной работы по развитию фонематического слуха у учащихся первых классов массовой школы // Дефектология. — 1989. — № 3. — С. 44—50.
- Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М: Владос, 1995. — 256 с.
- Салахова А. Д. Звуковой состав лепета слышащего ребенка // Дефектология. — 1971. — № 2. — С. 23—29.
- Салахова А. Д. Развитие звуковой стороны речи детей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1972. — 16 с.
- Симонова Н.В. Формирование предпосылок к обучению родному язьпсу дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. — 1986. — № 6.— С. 68—70.
- Словарь-справочник лингвистических терминов / Под ред. Д. Э. Ро-зенталя, М. А. Теленкова. — М: Просвещение, 1976. — 543 с.
- Соботович Е. Ф. Особенности проявления и происхождения одной из форм косноязычия у детей дошкольного возраста // Дефектология. — 1971.— № 5. — С. 63—68.
- Соботович Е.Ф., Чернопольская А. Ф. Проявление стертых форм дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. — 1974. — № 4. — С. 20—26.
- Соботович Е. Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией/КГПИ. — Киев, 1981. — С. 11—75.
- Соботович Е. Ф. Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования лексико-грамматического строя речи у детей: Дис. д-ра пед. наук. — Киев, 1983. — 455 с.
- М.: Высшая школа, 1996. — 462 с.
- Соколова Н.С. О задержках речевого развития у детей раннего возраста // Вопросы логопедии / МГПИ им. В. И. Ленина. — М., 1978.1. С. 123—126.
- Сохин Ф. А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1979. — С. 4—16.
- Спирова Л. Ф. Формирование звукового анализа слова у детей, имеющих недостатки произношения // Труды научной сессии по дефектологии. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — С. 314—325.
- Спирова Л.Ф. Особенности нарушения речи при псевдобульбарной дизартрии // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 238с.
- Спирова Л. Ф. Об отборе в спец. школу для детей с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. — 1969. — № 5. — С. 10.
- Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. — М.: Педагогика, 1989. — С. 3—153.
- Степанов Ю. С. Основы общего языкознания: Для филол. специальностей пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1975. — 271 с.
- Стертая форма дизартрии. Пути коррекции: Пособие для логопедов / Челябинский ин-т повышения квалификации работников образования. — Челябинск, 1998. — 64 с.
- Ткаченко Т. А. Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1985. — № 6. — С. 68—70.
- Токарева О. А. Расстройства письма у детей с тяжелыми нарушениями речи при нарушениях речедвигательного анализатора // Очерки по патологии речи и голоса. — М.: Учпедгиз, 1967. — Вып. № 3. — С. 111—127.
- Токарева О. А. Функциональные дислалии. Дизартрии // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. — М.: Просвещение, 1969.— С. 100—143.
- Тонкова-Ямпольская Р. В. Начальные этапы становления детской речи // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. — 1966. — Т. 16. — Вып. 2. — С. 351—356.
- Тонкова-Ямпольская Р. В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни // Вопросы психологии. —1968. — № 3. — С. 94—101.
- Tpaxmepoe A. Л. Основные вопросы теории слога и его определение. // Вопросы языкознания. — 1956. — № 6. — С. 15— 32.
- Усанова О. Н. Усвоение стечений согласных при моторной алалии // Дефектология. — 1969.— № 4. — С.
- Усанова О. Н. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи // Дефектология. — 1993. — № 2. — С. 7—11.
- Физиология речи. Восприятие речи человеком / Под ред. Л. А. Чис-тович. — Л.: Наука: Ленингр. отделение. — 1976. — 386 с.
- Фичередо-Эскобар Э. А. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1989. — 17 с.
- Филичева Т. Б. Недоразвитие речи у дошкольников и пути его преодоления: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1974. — 19 с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. — 1985. — № 4. — С. 72—79.
- Филичева. Т. Б., Чиркина Г. В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду // Дефектология. —1985. — № 6. — С. 55— 62.251 .Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 1981. — 226 с.
- Харченко В. Проблемы исследования детской речи // Дошкольное воспитание. — 1985. — № 6. — С. 44—45.
- Хризман Т. П., Головина Е. С. К патогенезу центральных механизмов нарушений речевых функций у детей с алалией // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1978. — № 10. — С. 1558—1564.
- Цветкова Л. С. К вопросу о методах обследования детей с недоразвитием речи // Дефектология. — 1971. — № 3. — С. 13—16.
- Чиркана Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М.: Педагогика, 1969. — С. 9—114.
- Чиркина Г. В. О речедвигательных нарушениях // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. — М.: Педагогика, 1965. —С. 99—104.
- Чиркина Г. В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1967. — 17 с.
- Чиркина Г. В. К методике обучения детей с псевдобульбарной дизартрией // Дефектология. — 1973. — № 4. — С. 45—47.
- Чиркина. Г. В. Воспитание правильной речи у детей с дизартрией. // Дошкольное воспитание. — 1980. — № 8. — С. 50.
- Чевелева Н. А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. — 1986. — № 5. — С. 57—61.261 .Чуковский К. И. От двух до пяти. — Алма-Ата: Жазумы, 1990. — 384 с.
- Шарипова 3. В. Формирование структуры слова при двух сходных состояниях общего недоразвития речи: Пособие для логопедов / ТОГИРРО. — Тюмень, 1997. — 28 с.
- Шаховская С. Н. Алалии // Расстройства речи у детей и подростков. — М.: Просвещение, 1969.— С. 156—176.
- Швачкин Н. X. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — Вып. 13. — С. 101—129.
- Швачкин И. X. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред.
- А. А. Леонтьева, А. П. Запорожца. — М.- Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. —С. 48.
- Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. —
- Просвещение, 1993. — 318 с. 21 А. Энциклопедия, детского невропатолога / Под ред. Г. Г. Шанько.
- Минск: Белорусская энциклопедия, 1993. — С. 336—338.
- Bruner J. S. From communication to language: A psychological perspective.
- Cognition, 1975. 3. — P. 255—287.
- H. Clark, E. Clark. How young children use their utterances // Clark H., Clark E. «Psychology and Language. An Introduction to Psycholinguistics». Harcourt Brace Iovanovich, Inc., N. Y., 1977. — Pp. 312—320.
- Hutzman. Vorlesungen uber die sprachsforungen. — Berlin, 1924.
- Kussmaul. Die storunger der Sprache, 1924.280 .Mabdell S., Soggech B. Phonographischt Aufiiahm und Analyse derersten Sprachauserungen von Kinder, Arch. F. d. des Psychologie, 1994 (1995).
- Miller W. R., Ervin S. M. Language development // Child Psychology / Ed. by H. W. Stevenson. — Chicago, 1963. — P. 108—143.
- Moskowitz A. The acquisition of phonology and syntax: A preliminary study // Approaches to natural Language/Ed. by I. Hintikka, J. Moravesik, P. Suppes. Dordrecht — Holland, 1973. — P. 48—84.
- Precton V. S. A stady of Voicig in initial stops found in the pre-linguistic vocalisations of instants from different language environments, Haskins Lab. Status Report on Speech Researche, SK-10. — N. Y., 1967.
- Smith K. The acquisition of phonology. — Cambridge, 1973. — 270 p.
- Smith Y. You do not have to be dyxlexix. Leaning Time Products Sacramento. — California, 1991. — 205 p.