Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Дифференциальная диагностика и коррекция структуры слова у детей с дизартрией и алалией

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И в первом, и во втором случае звуковая структура слова деформирована. Однако у детей первой группы отмечаются трудности усвоения звукового состава слова в связи с двигательными нарушениями соответствующих артикуляционных движений, обусловленными парезами и параличами органов артикуляции. А у детей второй группы ведущими являются трудности усвоения звукового и слогового состава слова в связи… Читать ещё >

Содержание

  • 2. — ОГЛАВЛЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОВОЙ И СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ И МОТОРНОЙ АЛАНИЕЙ
    • 1. 1. Основные лингвистические трактования теории слога
    • 1. 2. Становление звуковой и слоговой структуры слова у детей с нормальным речевым онтогенезом
    • 1. 3. Формирование звуковой и слоговой структуры слова у детей с дизартрией
    • 1. 4. Формирование звуковой и слоговой структуры слова у детей с моторной алалией
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ И МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ
    • 2. 1. Организация и методика констатирующего эксперимента
    • 2. 2. психолого-клиническая характеристика детей с дизартрией
      • 2. 2. 1. Анамнестические данные детей с дизартрией
      • 2. 2. 2. Особенности нарушений структуры слова у детей с дизартрией
      • 2. 2. 3. Особенности восприятия и воспроизведения ритмико-интонационного рисунка слова у детей с дизартрией
      • 2. 2. 4. Особенности нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией
      • 2. 2. 5. Особенности восприятия и дифференциации звуков речи у детей с дизартрией
      • 2. 2. 6. Особенности звукового анализа и синтеза у детей с дизартрией
      • 2. 2. 7. Особенности состояния моторных функций у детей с дизартрией
    • 2. 3. Психолого-клиническая характеристика детей салалией
      • 2. 3. 1. Анамнестические данные детей с алалией
      • 2. 3. 2. Особенности нарушений структуры слова у детей с алалией
      • 2. 3. 3. Особенности восприятия и воспроизведения ритмико-интонационного рисунка слова детьми с алалией
      • 2. 3. 4. Особенности состояния моторных функций у детей с алалией
  • ГЛАВА 3. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ И МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ
    • 3. 1. Экспериментальное обучение детей с дизартрией
    • 3. 2. Экспериментальное обучение детей с алалией
    • 3. 3. Результаты обучающего эксперимента

Дифференциальная диагностика и коррекция структуры слова у детей с дизартрией и алалией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики, в частности логопедии, характеризуется повышенным вниманием к изучению детей с речевыми нарушениями. Анализ состава детей, нуждающихся в логопедической коррекции, показывает тенденцию увеличения роста осложненной речевой патологии.

Клиническое изучение детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии (Е. Н. Винарская, Г. В. Гуровец, Л. В. Лопатина, С. И. Маевская, Л. В. Мелехова, О. В. Правдина, О. А. Токарева и др.) позволило установить этиологию и клинические проявления данной речевой патологии.

Исследования особенностей развития речи детей при данном речевом расстройстве выявили, что, помимо нарушений звуковой стороны речи, у них часто наблюдаются и искажения структуры слова (Р. И. Мартынова, И. И. Панченко).

Л. В. Спирова, Е. Ф. Соботович и другие считают, что легкая степень псевдобульбарной дизартрии часто представляет собой сложный речевой дефект, в структуре которого наряду с выраженными нарушениями фонетической стороны речи отмечаются и нарушения лексико-грамматической. Для таких детей характерно системное недоразвитие, что позволяет говорить об общем недоразвитии речи (ОНР).

Работы Л. Б. Есечко, В. А. Ковшикова, А. К. Марковой, Н. Н. Тра-уготг, О. Н. Усановой, С. Н. Шаховской и других показали закономерности становления слоговой структуры слова в речи детей с нормальным речевым онтогенезом и наиболее типичные случаи нарушений слоговой структуры в речи детей, страдающих моторной алалией.

Р. Е. Левина считает, что способность к овладению слоговым составом слова может быть выделена в качестве признака, позволяющего распознать различную природу речевых нарушений. Особенности диагностики и дифференциации дизартрии и алалии на основании состояния структуры слова как диагностического признака рассматривались недостаточно, и данных по разработке научных и методических рекомендаций нет.

Изучение содержания коррекционной работы по развитию речи в условиях специального дошкольного учреждения показало, что в процессе коррекции логопеды и воспитатели в большинстве своем ориентируются на методические рекомендации по коррекции ОНР, не учитывающие клинические причины и закономерности формирования звуковой и слоговой структуры слова у детей при дизартрии и моторной алалии.

Между тем диагнозы, с которыми дети поступают в специальные детские учреждения, не всегда отражают механизмы нарушения речи. В практике мы встречаемся с тем, что при одном и том же педагогическом диагнозе механизмы нарушения речи могут быть различными: например, ОНР III уровня, обусловленное легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, и ОНР III уровня, обусловленное моторной алалией.

И в первом, и во втором случае звуковая структура слова деформирована. Однако у детей первой группы отмечаются трудности усвоения звукового состава слова в связи с двигательными нарушениями соответствующих артикуляционных движений, обусловленными парезами и параличами органов артикуляции. А у детей второй группы ведущими являются трудности усвоения звукового и слогового состава слова в связи с нарушением мозговых механизмов, осуществляющих отбор и дифференциацию артикулем (кинестетическая апраксия) и построение программ последовательности артикуляционных движений (кинестетическая апраксия). Нарушения звуковой и слоговой структуры слова при ОНР вызывают определенные трудности дифференциальной диагностики у детей с дизартрией и алалией. Изучение закономерностей формирования звуковой и слоговой структуры слова у детей с дизартрией и детей с алалией — важнейшее направление в исследовании этой проблемы. Разработка научных и методических рекомендаций по этому вопросу является актуальной задачей современной логопедии.

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ — изучение и уточнение особенностей диагностики, дифференциации и технологии формирования структуры слова у детей с дизартрией и алалией при ОНР III уровня.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — звуковая и слоговая структура слова у детей с дизартрией и моторной алалией при ОНР III уровня.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — дифференциальная диагностика и коррекция структуры слова у детей с дизартрией и алалией.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Коррекция нарушений структуры слова будет эффективной, если логопедическую работу строить с учетом специфики процесса усвоения звуковой и слоговой структуры слова у детей с дизартрией и алалией, что позволит обеспечить готовность ребенка к обучению в школе.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — диагностировать, разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность системы коррекционного обучения по формированию звуковой и слоговой структуры слова у детей с дизартрией и моторной алалией (оба случая ОНР III уровня).

Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы предстояло решить следующие ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Проанализировать степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.

2. Изучить формирование слоговой и звуковой структуры слова у детей в норме и с речевой патологией.

3. Выявить особенности нарушений структуры слова у детей, имеющих дизартрию и моторную ал алию.

4. На основе психолингвистического анализа отдифференцировать детей с дизартрией и моторной алалией (ОНР III уровня).

5. Теоретически обосновать и разработать методику дифференцированной коррекционной работы по формированию структуры слова у детей с дизартрией и моторной алалией.

6. Экспериментально апробировать эффективность разработанной методики обучения обследуемых категорий детей. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) физиологическое учение о пластичности ЦНС и ее компенсаторных возможностях (Л. С. Выготский, И. П. Павлов и др.);

2) принцип системного анализа речевой деятельности (Л. С. Выготский, Р. Е. Левина);

3) основные положения теории о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Т. А. Власова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. С. Певзнер, Ж. И. Шиф и др.);

4) принцип единства диагностики и коррекции развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.);

5) теории о ведущей роли обучения в развитии (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, С. Л. Кобыльницкая, Н. Ф. Талызина);

6) учение о поэтапном формировании речевых умений (П. Я. Гальперин);

7) положение о гуманизации и демократизации учебного процесса.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами нашего исследования. Применялись методы теоретического исследования: обобщение научной литературы по проблемеизучение опыта работы логопедов по формированию звуковой и слоговой структуры слова у детей с речевой патологиейпроведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов.

Полученные данные подвергались количественному и качественному анализу (обрабатывались методами математической статистики).

В качестве дополнительных методов исследования применялись: анализ педагогической и медицинской документации (личные дела, протоколы ПМПК, медицинские карты, данные функционального дообследования, речевые карты), беседы с воспитателями, педагогами, анализ действующей учебно-программной документации.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ определяется тем, что на основе проведения комплексного обследования разработана, теоретически и практически обоснована дифференцированная методика логопедической работы по формированию структуры слова у детей с дизартрией и моторной алалией.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что его результаты позволяют:

1) уточнить научные представления о механизмах нарушений структуры слова у детей с дизартрией и моторной алалией;

2) выявить, что состояние структуры слова может выступать в качестве дополнительного дифференциально-диагностического критерия при двух сходных состояниях ОНР III уровня;

3) разработать и обосновать направление и содержание дифференцированного коррекционного воздействия по формированию структуры слова у детей с дизартрией и моторной алалией.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Разработанная методика диагностики и формирования звуковой и слоговой структуры слова при ОНР может быть рекомендована практическим логопедам системы образования и здравоохранения.

2. Клиническая диагностика позволит спланировать методистам ЛФК, педагогам по логоритмике комплекс дифференцированных упражнений по преодолению апраксии и развитию общей и мелкой моторики.

3. Разработанный методический материал по формированию звуко-слоговой структуры слова может быть рекомендован воспитателям старших и подготовительных групп массовых детских садов и учителям начальной школы для развития речи детей с ОНР.

4. Материалы исследования могут быть использованы для подготовки студентов по специальности «Логопедия», на курсах повышения квалификации логопедов, воспитателей, методистов детских дошкольных учреждений, учителей начальной школы.

ДОСТОВЕРНОСЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Достоверность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, использованием комплекса взаимодополняющих методов, адекватных предмету и задачам диссертации, математической обработкой полученных данных, а также личным участием автора в проведении педагогического эксперимента.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Экспериментальной базой исследования служили: детский речевой центр «Звоночек», специализированные группы детских садов № 134, 160, логопедический кабинет поликлиники № 2 детской клинической больницы № 1, неврологическое отделение детской больницы № 2, отделение нейрофизиологической диагностики областной клинической больницы (г. Тюмень). Исследование проводилось с 1993 по 1997 гг. и осуществлялось в два этапа.

На первом этапе (1993—1995) изучалась литература по проблеме исследования, проводился констатирующий эксперимент и его анализ, разрабатывалась диагностика и определялись пути дифференцированного коррекционного обучения по формированию звуковой и слоговой структуры слова у детей с дизартрией и моторной алалией (оба случая ОНРIII уровня).

На втором этапе (1996—1997) проводилось экспериментальное обучение и осуществлялся анализ полученных результатов.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ И ВНЕДРЕНИЕ ИХ В ПРАКТИКУ. Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики Тюменского областного государственного института развития регионального образования (1997—1998), обсуждались на региональной и республиканской научно-практических конференциях (1997—1998), на методических объединениях системы образования и здравоохранения г. Тюменив лекциях студентам и слушателям на курсах повышения квалификации логопедов, воспитателей, учителей начальных классов.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Дети с ОНР, обусловленным дизартрией, имеют особые закономерности процесса усвоения структуры слова в отличие от детей с ОНР, обусловленным моторной алалией.

2. Характер нарушений структуры слова является дополнительным дифферешщально-диагностическим признаком двух сходных состояний (ОНР III уровня при дизартрии и моторной алалии).

3. Ранняя комплексная дифференцированная коррекционная работа по формированию правильной структуры слова у детей с дизартрией и алалией позволит успешно корригировать звуковую и слоговую структуру слова.

ПУБЛИКАЦИИ. Материалы диссертации отражены в пяти публикациях.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка и 3 приложений. Работа содержит 206 страниц, включает 17 таблиц и 6 рисунков.

Результаты исследования показали эффективность дифференцированной системы коррекционного обучения детей с ОНР III уровня и подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Специальное изучение литературы по проблеме исследования показало, что, несмотря на содержательность данных литературы по становлению звуковой и слоговой структуры слова у детей с нормальным речевым онтогенезом и у детей с моторной алалией, эти сведения помогут лишь частично раскрыть характер формирования звуковой и слоговой структуры слова у детей с дизартрией (ОНР III уровня).

Анализ действующей учебно-правовой документации для работы в группах детей с ОНР позволил нам сделать вывод о том, что уровень дифференцированного подхода к диагностике и коррекции структуры слова при двух сходных состояниях ОНР не удовлетворителен и поэтому данная проблема требует специальной доработки.

Изучение вопроса формирования звуковой и слоговой структуры у детей с нормальным речевым онтогенезом показало, что, по данным исследователей А. К. Марковой, Г. И. Ляминой, И. С. Кривовяз и др., дети с нормальным речевым развитием к трем годам усваивают звукослоговой состав 3—4-сложных слов. Характерным для этого этапа развития речи нормального ребенка является то, что овладение слоговой структурой слова часто происходит быстрее, чем усвоение звукового состава слова.

У ребенка с нормальным речевым развитием искажения структуры слова наблюдаются лишь в начале этапа овладения той или иной слоговой структурой, и в возрасте старше 2,5 лет практически не встречаются, в то время как у детей с речевой патологией (моторной алалией) этот процесс затягивается до школьного возраста, перерастая в нарушения письма.

Проведенное исследование выявило неоднородность нарушений звуковой и слоговой структуры слова у детей, страдающих легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и моторной алалией (оба случая ОНР III уровня).

Так, у детей с дизартрией выявлена такая закономерность речевого развития, как нарушение звуковой структуры слова, а у детей с моторной алалией — нарушение звуковой и слоговой структуры слова. Эта особенность позволяет рассматривать состояние структуры слова как дополнительный критерий диагностики и дифференциации двух клинических состояний при ОНР III уровня, имеющих различный механизм нарушения речи, а следовательно, и отдифференцировать пути коррекционного воздействия.

Изучение состояния структуры слова у детей с дизартрией выявило следующие виды ошибок: искажения, опускания, добавления отдельных звуков, перестановки, уподобления, деформирующие структуру слова, но нет нарушений слоговой структуры, хотя отмечаются случаи упрощения стечений согласных, которые очень похожи на нарушения слоговой структуры. Однако нарушения этого типа являются смежными и затрагивают главным образом звуковой состав слова. Общая структура звучащего слова у ребенка с дизартрией сохраняется полностью в правильном ритмико-интонационном рисунке. Это позволяет говорить о сохранности длины слова, т. е. его слогового состава.

Для ребенка с алалией характерным является неумение воспроизвести слово в полном слоговом составе. Специфичными для него являются ошибки звукослогового уровня: опускания, добавления отдельных слогов и звуков, перестановки, уподобления, смешения слогов и звуков.

Нарушения слоговой структуры слова свидетельствуют о недоразвитии речи коркового генеза, а у детей с нарушением проводниковых путей нарушения произношения слов проявляются в виде специфических ошибок звукобуквенного уровня. Правильность предлагаемого дополнительного диагностического критерия для отграничения детей с различным механизмом нарушения речи при одном структурном диагнозе (ОНР III уровня) подтверждена традиционным клиническим изучением детей с дизартрией и моторной алалией.

Исходя из особенностей состояния структуры слова при двух сходных состояниях ОНР была проведена дифференциальная диагностика детей с ОНР и предложена система коррекционного обучения, основу которого составило теоретическое обоснование дифференцированного подхода к коррекции речи и практическое усвоение слов различной степени слоговой сложности.

У детей с дизартрией трудности усвоения звукового состава слова связаны с двигательными нарушениями артикуляционных движений, обусловленными парезами и параличами органов артикуляции, поэтому акцент коррекционной работы будет делаться на звуковой и звукобук-венный анализ, в основе которого лежат операции опознания и выделения конкретной фонемы, определения количества и последовательности звуков в словах, определения места звука в слове. Несмотря на наличие у детей с дизартрией серьезных искажений структуры слова, работа над слоговым составом не является для них актуальной и первостепенной.

У детей с алалией трудности усвоения звукового состава слова связаны с нарушением корковых мозговых процессов, ответственных за организацию звуковых и слоговых программ. Для детей этой группы наиболее актуальным будет формирование фонематического и фонетического восприятия. В основе фонематического восприятия лежит операция выделения конкретной фонемы.

Основу фонетического восприятия составляют операции определения количества, последовательности звуков и слогов в слове, определения места звука и слога в слове. Поэтому целью логопедической работы при моторной ал алии является формирование таких речевых механизмов, которые помогли бы ребенку усвоить основные закономерности слоговой структуры слова. В системе коррекционного воздействия прежде всего предусмотрено формирование слогоритмической и звуковой структуры слова. Однако звуковая структура будет формироваться внутри слоговой по мере усложнения слоговой структуры слова.

Апробация экспериментального обучения по дифференцированным методикам позволила интенсифицировать процесс развития речевых навыков, значительно улучшить формирование структуры слов, простого и сложного звукослогового анализа и синтеза, существенно уменьшить количество ошибок нарушений звукового и слогового уровней.

Контрольные срезы результатов экспериментального обучения показали, что эффективность работы с детьми, страдающими дизартрией, выросла в 3,3 раза, а в экспериментальной группе детей с моторной алалией — в 2,1 раза.

Таким образом, полученные результаты показали эффективность экспериментальной дифференцированной системы коррекционного обучения детей с ОНР и подтвердили правильность предполагаемых выводов. Спланированное особым образом коррекционное воздействие с учетом специфики процесса усвоения звуковой и слоговой структуры слова у детей с дизартрией и алалией значительно улучшит состояние структуры слова у детей с ОНР, позволит интенсифицировать процесс усвоения слов различной сложности слоговой структуры, существенно улучшит операции звукового и слогового анализа и синтеза, что обеспечит готовность ребенка к школе. Кроме того, данная работа является пропедевтикой дисграфии и дислексии в начальной школе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. А. О слогоразделе и строении слога в русском языке // Вопросы языкосознания. — 1954. — Кн. 6. — С. 8.
  2. Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. — М.: Просвещение, 1978. — С. 3 — 108.
  3. Алалии // Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова.
  4. М.: Владос, 1997. — С. 3 — 122.
  5. М. А. Недостатки произношения у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1955.14 с.
  6. М. А. Приемы коррекции недостатков произношения // Специальная школа. — 1966. — № 1. — С. 95.
  7. Е. С. Из опыта работы с детьми, страдающими псевдо-бульбарной дизартрией // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. М., 1957.— Вып. 5. — С. 126— 136.
  8. Е. А. Ребенок в дошкольные годы. — М: Просвещение, 1968.445 с.
  9. . Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период: Кн. для логопеда. — М.: Просвещение, 1989.-76 с.
  10. В. М., Гасимое Ф. М. Психологическое обследование детей с нарушениями развития: Учеб. пособие для слушателей спецфакультетов / Моск. ин-т повышения квалификации работников образования.— М., 1993. —С. 86.
  11. М.Ю. Преодоление фонетико-фонематической недостаточности у детей-узбеков старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук, М., 1993. — 17 с.
  12. Л. О. Детская неврология. — М.: Медицина, 1984. — 542 с.
  13. Белова-Давид Р. А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей // Невропатология и психиатрия. — 1968. — № 10. — С. 15 — 24.
  14. Белова-Давид Р. А. Клиническая характеристика детей с нарушенным звукопроизношением // Специальная школа. — 1967. — № 1. — С. 114.
  15. Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у дошкольников.
  16. М.: Просвещение, 1969. —С. 32 —81.
  17. В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи.— М.: Педагогика, 1977. — С. З—84.
  18. В. И. Закономерность овладения произношения слышащими детьми // Дефектология. — 1976. — № 5. — С. 3—9.
  19. В. И. Об усвоении ребенком звуков речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1964. — С. 3 — 86.
  20. В. И., Салахова А. Д. Об усвоении ребенком звуковой (фонемной) системы звуков // Вопросы психологии, 1975. № 5. -С.71.
  21. A.M. Обучение правильной речи в детском саду. — Киев.: Ра-дянська школа, 1990. — 216 с.
  22. Л. В. Звуковой строй современного русского языка.
  23. М.: Просвещение, 1977. — 175 с.
  24. Л. В. и др. Основы общей фонетики: Учеб. пособие. / Л. В. Боцдарко, Л. В. Вербицкая, М. В. Гордин. — Спб.: Изд-во Спб. ун-та, 1991. — 149 с.
  25. Л. В. Структура слова и характеристика фонем // Вопросы языкознания. — 1976. — №> 1. — С. 34—36.
  26. Л. В. Фонетический фонд современного русского языка // Вопросы языкознания. — 1989. — № 3. — С. 15—19.
  27. Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1983. — № 3. — С. 56 — 60.
  28. . JJ. В. О развитии речи у старших дошкольников детского дома //Дефектология. — 1981. — № 2/3. — С. 36—42.
  29. Д. Ж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. — М.: Просвещение, 1984.— С. 21—49.
  30. Л. Л. Фонетика современного русского языка: Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов. — М.: Высшая школа, 1970. — 206 с.
  31. Е. Н. Раннее речевое развитие и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка: Книга для логопеда. — М.: Просвещение, 1987. — 160с.
  32. Е. Н., Пулатова А. М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. — Ташкент.: Медицина, 1973. — С. 9—130.
  33. К. Н. К вопросу о псевдобульбарных параличах детского возраста // Расстройства речи в детском возрасте. — Петрозаводск: Каргосиздат, 1940. — С. 32.
  34. И. Г. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология.1988. —№ 4. —С. 3—12.
  35. Г. А. Логопедия. — М.: Просвещение, 1989. — С. 66—308.
  36. Г. А. Логоритмическая ритмика. — М.: Просвещение, 1985.191с.
  37. И. Г. Игровые ситуации в профилактике дисграфии, дислексии // Школа здоровья. — 1996. — № 1. — С. 46—56.
  38. ВыготскийЛ. С. Вопросы детской психологии.—Спб.: Союз, 1997. — 224 с.
  39. Л. С. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1982. —Т. 2. —С. 504.
  40. Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. — 1972. — № 2. — С. 117 — 124.
  41. Л. С. Развитие высших психических функций. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 500 с.
  42. П. Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». — М.: Изд-во МГУ, 1965. —51 с.
  43. П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1966. — С. 236—277.
  44. Я. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1978. — 117 с.
  45. Ю. Ф. Основы коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи: Метод, рекомендации для воспитателей / Научно-практический центр «Коррекция». — М., 1992. —59 с.
  46. А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. —471 с.
  47. А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М.- Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — С. З — 15.
  48. М. Г. Логопедические занятия в детском саду // Специальная школа. — 1966. — № 3. — С. 7.
  49. В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4 — 6 лет: Кн. для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
  50. А. Особенности восприятия и воспроизведения ритма у школьников с тяжелыми нарушениями речи: Ст. из Польши. // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. — Спб., 1994.1. С. 80—86.
  51. . М. Краткие сведения о строении нервной системы и ее поражениях, приводящих к нарушению речевой деятельности // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной.
  52. М.: Просвещение, 1975. — С. 338—360.
  53. Г лубу вене В. Б. Развитие фонологической системы языка ребенка раннего возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 1977. — 27 с.
  54. В. П. Использование игровых приемов в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников // Дефектология. — 1993. — No 4. — С. 37—43.
  55. А.Э., Гоер (Дерягина) Г. Первый период языковой деятельности ребенка // Детская речь / Под ред. Н. А. Рыбникова. — М.: Изд-во ин-та экспериментальной психологии, 1927. — С. 11.
  56. . М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов: Пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. — М.: Просвещение, 1975. — С.71—80.
  57. М. С. Недоразвитие речи у младших школьников и его преодоление. — Алма-Ата: Мектеп, 1989. — 81с.
  58. Г. В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих моторной алалией: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1974. —20с.
  59. Г. В., Маевская С. И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии / МГПИ им. В. И. Ленина. — М., 1978. — С. 27—37.
  60. Н. А. Работа по звуковому анализу и синтезу на логопедических занятиях с умственно отсталыми детьми младших классов // Дефектология. — 1991. — № 2. — С. 40—43.
  61. Л. Б. Некоторые приемы подготовки детей к обучению в школе // Дефектология. — 1995. — № 4. — С. 74—77.
  62. В. В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. — 1995.— № 1. —С. 31—39.
  63. Детская речь: проблемы и наблюдения: Межвуз. сб. науч. тр. / Ле-нингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена- Редкол.: С. Н. Цейтлин (отв. ред. и др.). — Л., 1989. —159 с.
  64. В. П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. —1995. — № 4.—С. 43—50.
  65. Т. Г. Очерки психологии обучения детей грамоте. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — С. 17.
  66. Т. Г. Очерки психологии обучения детей чтению. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. — С.47— 50.
  67. М. Г. Возникновение активной речи в процессе сотрудничества со взрослыми у детей раннего возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1977. — 16 с.
  68. Л.Б. О преодолении нарушения произношения слогового состава слова у учащихся с общим недоразвитием речи // Герценовские чтения. XXIV. Дефектология: Краткое содержание докладов / ЛГПИ. — Л., 1972. — С. 148 — 149.
  69. Л. Б. Овладение слоговым составом слова учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1970. — С. 142.
  70. Л. Б. Опыт формирования слоговой структуры состава слова у детей с недоразвитием речи // Методы коррекции нарушений звуковой стороны речи у детей / КГПИ. — Киев, 1979. — С. 22 — 52.
  71. Л. Б. Формирование правильного слогового состава слова в произношении детей с общим недоразвитием речи в приготовительном классе // Дефектология. — 1974. — № 3. — С. 32—38.
  72. Л. Н. Формирование речи у дошкольников // Дети с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов. — М.: Просвещение, 1981. — 112 с.
  73. П. С. Вопросы теории и методики обучения фонетике. Проблема развивающего обучения фонетике: Программа развивающего обучения. — Томск: Пеленг, 1992. — 220 с.
  74. П. С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах.: Учеб.-метод. пособие дляучителей (система Эльконина — Давыдова — Репкина). — Томск: Пеленг, 1992. —С. 3—320.
  75. О. А. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1965. — 23 с.
  76. Н. И. К вопросу о развитии речи у детей // Советская педагогика. — 1954. —№ 6. — С. 79—94.
  77. Н. И. Механизм речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с., ил.
  78. Н.И. Мышление и речь. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.— 272 е., ил.
  79. Н. С. Отклонения в развитии детской речи: (Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений и логопедов). — М.: УНПУ «Энергомаш», 1994. — 128 с.
  80. Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей: (Учеб.-метод. пособие. — М.: Соц.-полит. журн.- Ассоц. Гуманитарий, 1994. — 96 с.
  81. Н. С. Процессы системного усвоения родного (русского) языка при нарушенном и нормальном развитии детской речи: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. — JI., 1976. — 21 с.
  82. Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого высказывания у дошкольников.— М.: Просвещение, 1990. — 239 с.
  83. Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М.: Медицина, 1981. — С. 7—259.
  84. А. В. Значение ранних этапов детства для формированиядетской личности // Принцип развития в психологии. — М.: Просвещение, 1978. — С. 243—267.
  85. Звуковой строй языка: Сб. статей. АН СССР / Ин-т рус. языка- Ред-кол.: Р. И. Аванесов (отв. ред.) и др. — М.: Наука, 1979. —268 с.
  86. М. Расстройства речи в детском возрасте. — М.: Медгиз, 1962. —С. 12—81.
  87. Зик К. Как говорит мой ребенок в различные периоды своей жизни.
  88. М.: Прогресс, 1985. — 93 с.
  89. Л. Р. Общая фонетика. — М.: Высшая школа, 1979. — 319 с.
  90. Л. Р. Фонология и фонетика // Теоретические проблемы советского языкознания. М.: Наука, 1968. — С. 193 — 231.
  91. Е. И. Дословесный период развития речи у детей. — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1986. — 162 с.
  92. И. Л. Учим детей читать и писать: Кн. для родителей, учителей начальных классов и логопедов. — М.: Флинта, 1997.64 с.
  93. И. Б. Дифференциальная диагностика дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. — 1996. — № 5. — С. 10—14.
  94. В. А. Неврология лица. — М.: Медицина, 1991. — 284 с.
  95. С. Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками.1. М.: МГУ, 1967.-С. 15−39.
  96. С. Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. — М.: Изд-во МГУ, 1978. — 166 с.
  97. С.Н., Труве Э. И. Психология речевого развития ребенка / Отв. ред.: В. К. Боярчук- Рост. гос. ун-т им. М. А. Суслова. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1987. — 94 с.
  98. Г. А. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Дефектология. — 1985. — № 1. — С.74—81.
  99. Г. А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — С. 3—100.
  100. Г. А., Шуйфер Р. И. Виды работ по исправлению нарушений чтения и письма, связанных с недостатками произношения // Логопедическая работа в школе. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. — С. 8—49.
  101. . Опыт изучения слоговой элизии в детском языке // Русский филологический вестник. — 1913. — Т. 69. — № 1. — С. 66.
  102. Г., Кларк Э. Как маленькие дети употребляют свои высказывания // Психолингвистика. — М.: Просвещение, 1984. — С. 353— 366.
  103. В. А. Экспрессивная алалия. — Л.: Медгиз, 1985. — 388 с.
  104. Е. В. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза у дошкольников. — М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1997. — 80 с.
  105. М. М. О формировании высшей нервной деятельности ребенка. — Л.: Медгиз, 1958. — 143 с.
  106. Е.Г., Минашина B.C. Особенности фонетических нарушений при различных видах речевых расстройств и некоторые приемы по их преодолению // Нарушение речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1969. — С. 82—98.
  107. А.Н. О систематике клинических форм недоразвития речи у детей // Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции / Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи. — Спб., 1994.'— С. 135—145.
  108. В. А. Введение в языкознание. Основы фонетики и фонологии. Грамматика: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. — М.: Изд-во МГУ, 1991. —205 с.
  109. Н. 77. Физиология становления детской речи // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. — 1952. — Т. 2.— Вып. 4. —С. 17.
  110. В. В. Проблема научного обоснования обучения (методологический анализ). — М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  111. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П. А. Леканта. — М.: Высшая школа, 1995. — 358 с.
  112. И. С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними // Дефектология. — 1995. — № 6. — С. 55 — 61.
  113. Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. — М.: Просвещение, 1983. — 136 с.
  114. Р. И. Нарушение речи и система их коррекция в процессе логопедической работы во вспомогательной школе: Дис. д-ра пед. наук. —Л., 1988. —Т. 1—421 е. — Т. 2—117 с.
  115. Р. И. Устранение нарушений чтением у учащихся вспомогательной школы: Пособие для логопедов. — М.: Просвещение, 1978.1. С. 3 — 88.
  116. Р. Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей // Дефектология. — 1975. № 2. —С. 12—16.
  117. Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1967. — Вып. 2. — 121 с.
  118. Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 297 с.
  119. Р. Е. Принцип анализа речевых нарушений у детей // Труды 2-й научной сессии по дефектологии. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. —С. 166—173.
  120. Р. Е. Нарушения слоговой структуры слова у детей // Специальная школа. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — Вып. 4. — С. 86—89.
  121. Ml. Левина Р. Е. Недостатки произношения, сопровождающихся нарушениями чтения и письма: Сб. статей в помощь учителю-логопеду // Логопедическая работа в школе. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.1. С. 3—18.
  122. . Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов).
  123. М.: Учпедгиз, 1951. —С. 3—100.
  124. А. В. О дифференцированном подходе к работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи // Дефектология.1990.— № 3. —С. 49—51.
  125. А. А. Основы теории речевой деятельности. — М.: Наука, 1974.— 364 с. 121 .Леонтьев А. А. Эвристический принцип в восприятии, порождении и усвоении речи // Вопросы психологии. — 1974. — № 5. — С. 53— 64.
  126. А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение, 1969. —214 с.
  127. . Л. В. Методика исследования экспрессивной речи детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией // Изучение и коррекция речевых расстройств / ЛГПИ. — Л., 1986. — С. 82—88.
  128. Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии: Учеб. пособие к спец. Курсу / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — Спб.: Образование, 1994.— 91 с.
  129. В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). — М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
  130. . А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: Изд-во МГУ, 1973. — 324 с.
  131. . А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 94 с.
  132. . А. Р. Роль речи в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1958. — № 5. — С. 3—17.
  133. А. Р. Язык и сознание. — М.: Изд-во МГУ, 1979. — 320 с.
  134. Г. М. К вопросу о механизме овладения произношениемслов у детей второго третьего годов жизни // Вопросы психологии.1958. — № 6. — С. 119—131.
  135. Г. М. К вопросу о развитии эффекторной речи у детей второго и третьего годов жизни // Труды третьей научной конференции по возрастной морфологии, физиологии, биохимии, 19—23 февраля 1957 г.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. —С. 116—118.
  136. С. И. Основные задачи сенсорного воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи // Нарушение речи и голоса у детей. — М.: Просвещение, 1975.— С. 108—118.
  137. А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Кн. для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1988. — 159 е.- ил.
  138. А. И., Ту макова Г. А. Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом. — М.: Просвещение, 1983. — 114 с.
  139. Е. В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего и школьного возраста: Дис.. канд. пед. наук.1. М., 1991. —С. 64.
  140. Е. В. Организация подготовительных занятий по коррекции дефектов речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1993. — № 3. — С. 15—21.
  141. Е.В. Особенности ориентировки дошкольников с задержкой психического развития в звуковой речи // Дефектология. —1989.3. —С. 59 — 65.
  142. А.К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Специальная школа. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — Вып. 3. — С 83—89.
  143. А. К. О работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Специальная школа.
  144. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. —Вып. 4. —С. 46—53.
  145. А. К Соотношение между произношением отдельных звуков и усвоением слогового состава слова у детей, страдающих алалией // Материалы научной конференции по дефектологии. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — С. 5—14.
  146. А. К Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Дис. канд. пед. наук. — М., 1963. —184 с.
  147. А. К. Овладение слоговым составом слова в раннем возрасте // Вопросы психологии. — 1969. — № 5. — С. 22—34.
  148. А. К. Периодизация речевого развития // Вопросы психологии. — 1973.— № 6. —С. 96—106.
  149. А. К. Психология усвоения языка, как средства общения.
  150. М.: Просвещение, 1974. — 225 с.
  151. Р. И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии // Очерки по патологии речи и голоса. — М.: Учпедгиз, 1963. — Вып. 2. — С. 34—48.
  152. Р. И. О психолого-педагогических особенностях детей дислаликов и дизартриков // Очерки по патологии речи и голоса. — М.: Учпедгиз, 1963. — Вып. 3. — С. 98.
  153. Р. И. Основные формы расстройства у детей (дислалии и дизартрии) в сравнительном плане с позиций комплексного подхода: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1972. — 24 с.
  154. Е. М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии // Дефектология. — 1981. — № 6.
  155. Е. М., Ипполитова М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. — М.: Просвещение, 1985. — С. 3— 187.
  156. Е. М. Дизартрия // Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой.
  157. М.: Просвещение, 1989. — С. 122— 154.
  158. Г. В. О диагностике речевых нарушений // Специальная школа. — 1966. — № 4. — С. 127.
  159. Мациевская-Гуровец Г. В. Дифференциальная диагностика моторной алалии // Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. — М: Учпедгиз, 1967. — Вып 3. — С. 47—59.
  160. Г. В. Дифференциальная диагностика моторной алалии // Очерки по патологии речи и голоса. — М.: Учпедгиз, 1967. — Вып. 3. — С. 47.
  161. Л. В. Алалия // Очерки по патологии речи и голоса. — М.: Учпедгиз, 1960. — Вып. 1. — С. 24—51.
  162. Л. В. Характеристика детей, страдающих моторной алалией и основные приемы логопедической работы с ними // Сборник статей по дефектологии. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — С. 239—249.
  163. Л. В. Сравнительный анализ логопедической работы при различных формах дислалии // Учен. зап. МГПИ им. В. И. Ленина / МГПИ. — М., 1964. — Вып. 219. — С. 23—28.
  164. Л. В. Дифференциация дислалий // Очерки по патологии речи и голоса. — М.: Учпедгиз, 1967. — Вып 3. — С. 77.
  165. Н. А. Развитие психики ребенка // Дневник матери. — М: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 187 с.
  166. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичевой, В. К. Лотарева. — М: Просвещение, 1984.
  167. Методы обследования речи у детей / Республиканский ин-т повышения квалификации работников образования- Под ред. И. Т. Власен-ко, Г. В. Чиркиной. — М., 1992. — 166 с.
  168. С. Ю. Особенности «комплекса оживления» у младенцев при воздействии предметов и при общении со взрослыми // Вопросы психологии. — 1975. — № 5. — С. 81.
  169. С. А. Речь взрослого, как средство развития детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1986. — № 4. — С. 64—69.
  170. Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. — Варшава: Польское государственное изд-во, 1965. — С. 319—321.
  171. . (Нидерланды). Исследование и коррекция вербальной диспраксии у детей: (Методика работы над стертой формой дизартрии) / Научно-практический центр «Коррекция" — Пер.: Е. Д. Худен-ко. —М., 1997. —6 с.
  172. Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р. А. Белова-Давид. — М: Просвещение, 1972. — С. 32—128.
  173. В. И. Анализ психофизиологических механизмов затруднений в овладении чтением и письмом у детей с ЗПР: Дис.. канд. психол. наук. — М., 1979. — 180 с.
  174. Недостатки речи и письма у детей / Под ред. Р. Е. Левиной. — М: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — С. 3—112.
  175. Р. С. Психология: В 3 кн. — Кн.З.: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: Просвещение- Владос, 1995. — 512 с.
  176. Н. А. Педагогическое изучение недостатков речи // Дефектология. — 1969. — № 4. — С. 21.
  177. Н. В. Развитие речи детей. — Ярославль: Академия развития, 1996. — С. 148—192.
  178. В. К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте анартриков и моторных алаликов // Учен. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена / ЛГПИ. — Т. 25. — Л., 1963. — С. 271—297.
  179. В. К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии // Учен. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена / ЛГПИ. — Л., 1963. — Т. 25. — С. 241—268.
  180. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1967. — С. 31—67.
  181. В. Ф. Проблемы диагностики периферических нарушенийречи // Модели речевого процесса в норме и патологии. — JL: Медицина, 1980. — С. 79—81.
  182. Очерки патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. — М: Учпедгиз, 1963. — С. 121—140.
  183. И. П. Поли. собр. соч. — М.: Изд-во АН СССР, 1951. — Т. 111,2. —С. 351—386.
  184. Патология речи: История изучения, диагностика, преодоление: Межвузов, сб. науч. тр. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена: Отв. ред. В. А. Ковшиков. — Спб.: Образование, 1992. — 140 с.
  185. О. В. К вопросу классификации речевых нарушений // Труды научной сессии по дефектологии. — М: Изд-во АПН РСФСР, 1958. —С. 386.
  186. О. В. Логопедия. — М: Просвещение, 1973. — 269 с.
  187. В. И. Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у младших школьников с церебральным параличом // Дефектология. — 1985. — № 2. — С. 55—58.
  188. ЪЛожиленко С. А. Использование наглядных пособий и игровых приёмов в коррекции речи дошкольников. Дошкольное воспитание аномальных детей // Дефектология. — 1995. — № 3. — С. 76—81.
  189. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1997.-400 с.
  190. Программа воспитания и обучения в детском саду. — М: Просвещение, 1985. — 174 с.
  191. Репина. 3. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1995. — 121 с.
  192. А. Фонетика: Учеб. пособие для логопедов. — Саратов: Б. и., 1995. —82 с.
  193. Э. В. Работа над гласными звуками на логопедических занятиях в 1 классе // Начальная школа. — 1990. — № 1. — С. 57—62.
  194. Э. В. Работа над слогоритмической структурой слова на логопедических занятиях // Начальная школа. — 1990. — № 1. — С. 8—13.
  195. Л. И. К вопросу о фонетико-фонематическом недоразвитии у учащихся начальных классов (из опыта работы) // Дефектология. — 1987.— № 3. — С. 54—59.
  196. Л. Г. Ваш ребенок начинает говорить: (Своими раздумьями делится практик-логопед). — Спб., Тритон, 1996. — 128 с.
  197. Л. И. Из опыта коррекционной работы по развитию фонематического слуха у учащихся первых классов массовой школы // Дефектология. — 1989. — № 3. — С. 44—50.
  198. И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М: Владос, 1995. — 256 с.
  199. А. Д. Звуковой состав лепета слышащего ребенка // Дефектология. — 1971. — № 2. — С. 23—29.
  200. А. Д. Развитие звуковой стороны речи детей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1972. — 16 с.
  201. Н.В. Формирование предпосылок к обучению родному язьпсу дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. — 1986. — № 6.— С. 68—70.
  202. Словарь-справочник лингвистических терминов / Под ред. Д. Э. Ро-зенталя, М. А. Теленкова. — М: Просвещение, 1976. — 543 с.
  203. Е. Ф. Особенности проявления и происхождения одной из форм косноязычия у детей дошкольного возраста // Дефектология. — 1971.— № 5. — С. 63—68.
  204. Е.Ф., Чернопольская А. Ф. Проявление стертых форм дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. — 1974. — № 4. — С. 20—26.
  205. Е. Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией/КГПИ. — Киев, 1981. — С. 11—75.
  206. Е. Ф. Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования лексико-грамматического строя речи у детей: Дис. д-ра пед. наук. — Киев, 1983. — 455 с.
  207. М.: Высшая школа, 1996. — 462 с.
  208. Н.С. О задержках речевого развития у детей раннего возраста // Вопросы логопедии / МГПИ им. В. И. Ленина. — М., 1978.1. С. 123—126.
  209. Ф. А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1979. — С. 4—16.
  210. Л. Ф. Формирование звукового анализа слова у детей, имеющих недостатки произношения // Труды научной сессии по дефектологии. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — С. 314—325.
  211. Л.Ф. Особенности нарушения речи при псевдобульбарной дизартрии // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 238с.
  212. Л. Ф. Об отборе в спец. школу для детей с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. — 1969. — № 5. — С. 10.
  213. Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. — М.: Педагогика, 1989. — С. 3—153.
  214. Ю. С. Основы общего языкознания: Для филол. специальностей пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1975. — 271 с.
  215. Стертая форма дизартрии. Пути коррекции: Пособие для логопедов / Челябинский ин-т повышения квалификации работников образования. — Челябинск, 1998. — 64 с.
  216. Т. А. Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1985. — № 6. — С. 68—70.
  217. О. А. Расстройства письма у детей с тяжелыми нарушениями речи при нарушениях речедвигательного анализатора // Очерки по патологии речи и голоса. — М.: Учпедгиз, 1967. — Вып. № 3. — С. 111—127.
  218. О. А. Функциональные дислалии. Дизартрии // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. — М.: Просвещение, 1969.— С. 100—143.
  219. Тонкова-Ямпольская Р. В. Начальные этапы становления детской речи // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. — 1966. — Т. 16. — Вып. 2. — С. 351—356.
  220. Тонкова-Ямпольская Р. В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни // Вопросы психологии. —1968. — № 3. — С. 94—101.
  221. A. Л. Основные вопросы теории слога и его определение. // Вопросы языкознания. — 1956. — № 6. — С. 15— 32.
  222. О. Н. Усвоение стечений согласных при моторной алалии // Дефектология. — 1969.— № 4. — С.
  223. О. Н. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи // Дефектология. — 1993. — № 2. — С. 7—11.
  224. Физиология речи. Восприятие речи человеком / Под ред. Л. А. Чис-тович. — Л.: Наука: Ленингр. отделение. — 1976. — 386 с.
  225. Фичередо-Эскобар Э. А. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1989. — 17 с.
  226. Т. Б. Недоразвитие речи у дошкольников и пути его преодоления: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1974. — 19 с.
  227. Т.Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. — 1985. — № 4. — С. 72—79.
  228. . Т. Б., Чиркина Г. В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду // Дефектология. —1985. — № 6. — С. 55— 62.251 .Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 1981. — 226 с.
  229. В. Проблемы исследования детской речи // Дошкольное воспитание. — 1985. — № 6. — С. 44—45.
  230. Т. П., Головина Е. С. К патогенезу центральных механизмов нарушений речевых функций у детей с алалией // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1978. — № 10. — С. 1558—1564.
  231. Л. С. К вопросу о методах обследования детей с недоразвитием речи // Дефектология. — 1971. — № 3. — С. 13—16.
  232. Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М.: Педагогика, 1969. — С. 9—114.
  233. Г. В. О речедвигательных нарушениях // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. — М.: Педагогика, 1965. —С. 99—104.
  234. Г. В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1967. — 17 с.
  235. Г. В. К методике обучения детей с псевдобульбарной дизартрией // Дефектология. — 1973. — № 4. — С. 45—47.
  236. . Г. В. Воспитание правильной речи у детей с дизартрией. // Дошкольное воспитание. — 1980. — № 8. — С. 50.
  237. Н. А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. — 1986. — № 5. — С. 57—61.261 .Чуковский К. И. От двух до пяти. — Алма-Ата: Жазумы, 1990. — 384 с.
  238. Шарипова 3. В. Формирование структуры слова при двух сходных состояниях общего недоразвития речи: Пособие для логопедов / ТОГИРРО. — Тюмень, 1997. — 28 с.
  239. С. Н. Алалии // Расстройства речи у детей и подростков. — М.: Просвещение, 1969.— С. 156—176.
  240. Н. X. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — Вып. 13. — С. 101—129.
  241. И. X. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред.
  242. А. А. Леонтьева, А. П. Запорожца. — М.- Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. —С. 48.
  243. Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. —
  244. Просвещение, 1993. — 318 с. 21 А. Энциклопедия, детского невропатолога / Под ред. Г. Г. Шанько.
  245. Минск: Белорусская энциклопедия, 1993. — С. 336—338.
  246. Bruner J. S. From communication to language: A psychological perspective.
  247. Cognition, 1975. 3. — P. 255—287.
  248. H. Clark, E. Clark. How young children use their utterances // Clark H., Clark E. «Psychology and Language. An Introduction to Psycholinguistics». Harcourt Brace Iovanovich, Inc., N. Y., 1977. — Pp. 312—320.
  249. Hutzman. Vorlesungen uber die sprachsforungen. — Berlin, 1924.
  250. Kussmaul. Die storunger der Sprache, 1924.280 .Mabdell S., Soggech B. Phonographischt Aufiiahm und Analyse derersten Sprachauserungen von Kinder, Arch. F. d. des Psychologie, 1994 (1995).
  251. Miller W. R., Ervin S. M. Language development // Child Psychology / Ed. by H. W. Stevenson. — Chicago, 1963. — P. 108—143.
  252. Moskowitz A. The acquisition of phonology and syntax: A preliminary study // Approaches to natural Language/Ed. by I. Hintikka, J. Moravesik, P. Suppes. Dordrecht — Holland, 1973. — P. 48—84.
  253. Precton V. S. A stady of Voicig in initial stops found in the pre-linguistic vocalisations of instants from different language environments, Haskins Lab. Status Report on Speech Researche, SK-10. — N. Y., 1967.
  254. Smith K. The acquisition of phonology. — Cambridge, 1973. — 270 p.
  255. Smith Y. You do not have to be dyxlexix. Leaning Time Products Sacramento. — California, 1991. — 205 p.
Заполнить форму текущей работой