Воспитательный процесс, как система, и его роль в целостном педагогическом процессе
В целях создания широких возможностей для максимального самовыражения, самореализации, развития социальной активности растущих людей необходимо совершенствовать формы разнообразной деятельности как в системе официально созданных детских, подростковых и юношеских организаций, так и в неформальных объединениях. Важное место здесь принадлежит физической культуре, тем более, что в структуре… Читать ещё >
Воспитательный процесс, как система, и его роль в целостном педагогическом процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Процесс воспитания — сложная динамичная система. Каждый компонент этой системы может рассматриваться как система, создавая свои компоненты. Системный подход к анализу воспитательного процесса обязательно предусматривает изучение взаимодействия системы со средой, т. к. любая система не может существовать вне определенной среды, она может быть понята только во взаимодействии.
Необходимо зафиксировать участие элементов и систем в процессе, т. е. в непрерывном изменении во времени. Поэтому процесс воспитания рассматривается как динамичная система, где определяется как он зарождался, развивался и каковы пути его дальнейшего развития в будущем.
Критерии выделения и анализа систем в воспитательном процессе:
- — цель и задачи;
- — содержание воспитательного процесса;
- — условия протекания воспитательного процесса;
- — взаимодействие воспитателей и воспитанников;
- — методы, применяемые в воспитательном процессе;
- — формы воспитательной деятельности;
- — этапы (стадии) развития процесса во времени и мн. др.
По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет совокупности задач, на решение которых направлен процесс. В условиях современной отечественной школы процесс воспитания направлен на:
- — целостное воспитание личности с учетом цели всестороннего гармонического развития личности;
- — формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;
- — приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;
- — воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
- — развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;
- — организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;
- — организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей образование, обусловленной целью воспитания качеств личности;
- — развитие важнейшей социальной функции личности — общение в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышение социальной напряженности.
Критерий — последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач. Данная структура очень важна для понимания глубинной закономерности единства и постепенности воспитательного процесса.
В целях создания широких возможностей для максимального самовыражения, самореализации, развития социальной активности растущих людей необходимо совершенствовать формы разнообразной деятельности как в системе официально созданных детских, подростковых и юношеских организаций, так и в неформальных объединениях. Важное место здесь принадлежит физической культуре, тем более, что в структуре потребностей и интересов детей и подростков занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест.
Для понимания возможности изменения поведения человека, что и представляет из себя воспитание, необходимо представлять, чем оно регулируется, каким образом происходит этот процесс. Существует несколько концептуальных теорий, объясняющих происхождение, формирование и изменение личности и ее поведения под влиянием воспитания. В качестве научной базы для таких теорий выступают психологическая теория развития личности, социальная психология, возрастная психология.
В социально-когнитивной теории А. Бандуры акцент сделан на формировании навыков на основе наблюдения за ролевыми моделями.
Есть группа теорий, предметом исследования н которых выступает характер человека. В теориях другого типа обсуждаются вопросы становления и развития интересов и потребностей ребенка. Особый класс теорий составляют те, в которых предметом рассмотрения и, соответственно, воспитания выступают черты личности.
Здесь обнаруживаются определенные вариации, зависящие от того, о каких чертах личности идет речь. Если имеются в виду так называемые базисные черты личности, возникновение и формирование которых у ребенка связывается с опытом раннего детства, то вопрос о возможности их воспитания соотносится только с данным периодом жизни. Считается, что, однажды сформировавшись, эти черты личности в дальнейшем почти не изменяются и чем старше становится ребенок, тем меньше возможностей у него остается для воспитания соответствующих личностных черт.
Реже речь идет о вторичных чертах, которые возникают и формируются позднее, а тем более — о высших чертах духовного и мировоззренческого характера, выступающих в форме моральных и социальных установок, то с их воспитанием связываются большие надежды. Утверждается, что такие черты можно воспитывать у человека в течение всей его жизни, однако для этого необходима специальная практика.