Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Физическая культура как культурфилософский феномен: Историко-функциональный подход

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучив опыт физического воспитания Античности, педагоги гуманисты И. Камерариус, Я. Коменский, И. Меркуриалис, М. Монтень, Т. Мор, Витторино де Фелтре в своих работах сформулировали основы системы физического воспитания. Гуманисты утвердили эстетический идеал гармонически развитого человекаосознали роль физического воспитания как средства охраны здоровьяпришли к пониманию необходимости… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Становление историко-философской мысли о 11 физическом воспитании человека
    • 1. 1. Генезис знаний о физическом здоровье человека от 11 древности до наших дней
    • 1. 2. Отечественная мысль о роли физической культуры
  • Глава 2. Системный анализ физической культуры народов 96 Мордовии
    • 2. 1. Трудовые, семейные и военно-патриотические традиции 96 мордовского этноса в формировании здоровья
    • 2. 2. Физическая культура Мордовии Г917−2000 гг

Физическая культура как культурфилософский феномен: Историко-функциональный подход (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Физический и духовный факторы развития человека имеют одинаковую ценность, так как человек, являясь субъектом в процессе развития экономики, культуры, образования, выступает совокупностью всех своих сил, способностей, качеств, знаний и умений. В современном мире социальные и экологические противоречия достигли критического состояния, поэтому проблема сохранения и улучшения здоровья человека становится все более актуальной. Она не может быть решена без комплексных превентивных мер по социоэкологическому оздоровлению.

Одним из возможных направлений в решении данной проблемы представляется социально-профилактическое, связанное прежде всего с созданием информационного поля новых ценностей (культ здорового образа жизни, престиж благополучной семьи, реализация личностного потенциала, комфортный социальный статус и т. д.). Пристальное рассмотрение предмета здоровья показывает, что к нему применим более общий подход с позиций философского и общенаучного знания, определившийся в валеологии (термин И. Брехмана) — науке о здоровье человека. Совсем новым является понятие «физкультурология» (Р.А.Абзалов).

Такая необходимость системно-философского подхода обусловлена уникальным положением человека в социальной и природной среде. «Философия здоровья, ставящая в центр своего внимания отдельно взятого человека со всеми его психическими, духовными и анатомо-физиологическими особенностями, — считает Г. С. Шаталова, — не может рассматривать проблему его здоровья изолированно от проблемы здоровья всей живой природы Земли» [179- С.19].

Новые условия жизни в России побуждают формировать новую модель личности, которая должна сочетать в себе высокую культуру, образованность, интеллигентность, крепкое здоровье, нравственность, направленные на высокоэффективное выполнение общественных и профессиональных функций. Ответственность за формирование человека несет общество и, в частности, те организации, которые связаны с культурой, образованием, воспитанием. В. В. Путин определил стратегию и обозначил тактику общероссийского движения за здоровый быт, в основе которых лежит развитие физического здоровья в обществе.

В связи с этим в динамике развития России сегодня особую актуальность приобретают вопросы, связанные с осмыслением исторического прошлого, значения социально-культурного наследия, духовной преемственности традиций в историческом процессе, в сложных судьбах народов многонациональной России.

Каждый народ имеет более или менее развитую систему физического воспитания, передающую новым поколениям опыт, знания, достижения, в кр-торых «.всегда есть нечто и такое, что имеет абсолютное, непреходящее значение» [11- С.49]. При этом каждая социальная общность, сохраняя свою специфику в традиционной физической культуре, развивает и такие черты, которые носят общечеловеческий характер. Соотношение этих сторон не является инвариантным, а модифицирует от эпохи к эпохе, от одной национальной общности к другой. «Характерно, что момент общности, — замечает.

B.М.Каиров, — имеет тенденцию к нарастанию по мере исторического развития и в зависимости от уровня и степени межнациональных контактов" [74;

C.14].

Физическая культура как культурфилософский феномен комплексно рассматривается впервые, а историко-функциональный подход дает возможность представить его национальный аспект на примере народов Мордовии, впервые введя в научный обиход целый комплекс новых исторических документов.

Степень разработанности проблемы.

Следуя периодизации Г Г. Наталова, можно выделить три этапа становления историографии физической культуры: эмпирический (до XVI в.) — аналитический (XVI — XIX вв.) — прогностический (XX в.), которые дают основание выявить поиск концептуальное&tradeв философском осмыслении физической культуры.

Философское осмысление физической культуры содержится в трудах Аристотеля, Платона, Сократа, обосновавших основополагающий принцип воспитания гармонически развитой личности — взаимосвязь трех элементов: физического, умственного tt нравственного.

Изучив опыт физического воспитания Античности, педагоги гуманисты И. Камерариус, Я. Коменский, И. Меркуриалис, М. Монтень, Т. Мор, Витторино де Фелтре в своих работах сформулировали основы системы физического воспитания. Гуманисты утвердили эстетический идеал гармонически развитого человекаосознали роль физического воспитания как средства охраны здоровьяпришли к пониманию необходимости использовать в физическрм и эстетическом воспитании силы и средства природыпризнали взаимосвязь между физическими и духовными усилиями индивидуумаопределили педагогическую и воспитательную роль детских игр, способствующих проявлению личности ребенкавпервые обратили внимание на особенности различных возрастных периодов в жизни человека.

Изучению детского периода, как наиболее важного в развитии личности, влияния детских подвижных игр на физическое, интеллектуальное и психическое развитие ребенка посвящены труды М. Монтеня, Т. Элиота, Р.Эшема.

Новый подход в педагогическом осмыслении физического воспитания как средства подготовки к труду, понимание физического здоровья человека как залога его счастливой жизни и активной деятельности содержится в работах Дж. Локка, идеи которого активно развивал в своей теории воспитания.

Ж.-Ж.Руссо, обосновывая восстановление связи человека с природой, нарушаемой цивилизацией.

Классифицируя игры по содержанию, используя научные знания по физиологии при составления физических упражнений, авторы немецкой и швейцарской школьной гимнастики Э. Айзелен, И. Гутс-Мутс, ГТЛинг, ГтФит, А. Шписс, Ф. Ян создали методику преподавания физического воспитания как учебного предмета.

Отечественные авторы П И. Новиков, А. И. Радищев, рассматривая единство физического, нравственного и умственного воспитания, анализируют его общественный характер, оценивая человека как существо социальное.

Социально-философский аспект физического воспитания раскрыт в работах русских мыслителей XIX векаВ.Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Г. В. Плеханова, Н. Г. Чернышевского.

Медико-лечебные позиции физической культуры впервые отражены в древних трактатах (сборник древнеиндийских трактатов Аюр-Веда-Гараки, древнекитайские книги и трактаты «Хуан ди нэй цзин» («О внутреннем»), «Баопу — цзы»). Значителен вклад Абу Али Ибн Сины (Авиценны), автора «Канона врачебной науки» и «Книги исцеления».

Отечественные исследования по данной проблеме велись Е. М. Дементьевым, М. В. Иваницким, П. Ф. Лесгафтом, И. П. Павловым, Н. И. Пироговьщ, Е. А. Покровским, И. М. Сеченовым, А. Ф. Сулиймо — Самойло, Л. И. Чулицкой и т. д. Основополагающую роль в исследовании многогранного педагогического аспекта физического воспитания в России сыграли труды К. Д. Ушинского и П. Ф. Лесгафта, которые положили начало формированию отечественной теории физического воспитания и образования, в дальнейшем получившей определение теории физической культуры, а в последние десятилетия XX века науки о физической культуре. В разное время эту проблему исследовали Р. А. Абзалов, В. К. Бальсевич, В. В. Белинович, М. М. Боген, В. М. Выдрин, В. В. Гориневский, Г. А. Дюперрон, В. Е. Игнатьев, А.А.

Краеусекая, Л. И. Лубышева, Л. П. Матвее!?. Г. Г. Наталов. Ю. М. Николаев, А. Д. Новиков, Н. А. Пономарев, Н. И. Пономарев, А. Ц. Пуни и другие.

Во второй половине XX века появились новые направления в осмыслении физической культуры как интегративного явления:

— историческое {Р.А. Пилоян, Н И. Пономарев, В.В. Столбов);

— социологическое (И.М. Быховская, Т В. Карсаевская, Л.й. Лубышева, О. А. Мильштейн, Н. А. Пономарев, Н.И. Пономарев);

— культурологическое (В.У. Агеевц, Е. А. Александрова, В. К. Бальсевич, В. П. Выдрин, С. В. Дмитриев, Н. Р. Ермак, Л. И. Лубышева, Л. П. Матвее!?, Ю. М. Николаев, Р. А. Пилоян, Г. А. Решетнева, М.Я. Сараф);

— философское (М.М. Боген, И. М. Быховская, Н. Н. Визитей, Л. В. Жаров, Н И. Пономарев, В. И. Столяров, К. Е. Тарасов, Е.К. Черненко);

— валеологическое (И. Брехман, А. И. Зиятдинова, В. А. Расеыпнов, О. В. Ромашин, С. Я. Ромашина, IE.В. Ушакова, Г: С. Шаталова).

Некоторые аспекты физической культуры (лечебно-оздоровительный, педагогический, охрана здоровья и здоровый образ жизни) в нашей республике исследовались такими авторами, какЛТА. Акчурин, А.А. -Богатов, В.И. Ва-сюньков, Е. Г. Вехновская, B.C. Николаев, Н. А. Павлов, В. А. Петров, Л. А. Субботкина, В. И. Сульдин и другие.

Представляется актуальным проведение научных исследований с целью определения роли и места физической культуры в контексте философии здоровья и конкретно в социуме народов мордовского края на различных этапах культурно-исторического развития, осмысления ее как культурного феномена и возрождения прогрессивных традиций народной физической культуры, как важнейших и доступных средств физического воспитания молодежи и взрослого населения в современных условиях.

Объектом исследования является физическая культура человека в контексте мирового культурного пространства.

Предмет исследования — историко-функциональный анализ становления и развития физической тсультуры человека так кул ьту рф ил о софс ко го фе н о м е н а.

Цель определена объектом и предметом диссертационного исследования. На ее решение направлен ряд задач:

— проанализировать теоретические основания становления физической культуры как феномена физического и духовного здоровья человека (от древности до наших дней);

— рассмотреть проблему взаимосвязи культуры тела и культуры духа;

— выявить роль физической культуры в национальных традициях;

— исследовать истоки и эволюцию физической культуры мордовского этноса в контексте российской культуры;

— обозначить функции физической культуры в контексте формирования новой модели личности в XXI веке.

Методологическая база диссертации. Основным методом исследования является системный анализ, позволяющий рассматривать физическую культуру мордовского народа как историческое явление и как социокультурный феномен в контексте всех сторон общественной жизни.

В данной работе использован принцип историзма, позволяющий рассмотреть в ретроспективе исторический путь развития физической культуры в контексте здоровья человекаее структурное строениевзаимосвязь с другими видами культуры, бытом, обычаями, влиянием их на ее состояние и развитиевыявить духовный потенциал народной физической культуры, вобравшей в себя не только опыт, знания и деятельность людей, но и историческую память, самосознание народасделать выводы о том, что физическая культура сопровождает народ на протяжении всей его истории, является важным элементом онтои филогенезароль, функции физической культуры в обществе и отношение к ней служат показателем культурного и общественного развития, социальных, политических, идеологических ориентаций общества. Она своеобразно моделирует и отражает сознание и самосознание общества, являясь специфическим показателем его состояния, доминирующих ценностных ориентаций.

Предпринятые в исследовании теоретический и аналитический подходы определили его научную новизну, которая представляется в виде следующих положений, выносимых на защиту:

1. На основе анализа теоретических и методологических оснований физической культуры как феномена физического и духовного здоровья человека выявлено три этапа: эмпирический: (до XVI в.), аналитический (XVI — XIX вв.), прогностический (XX в.).

2. Впервые выделена система взаимодействия культуры тела и культуры духа как основа философии здоровья.

3. Создана модель физического и духовного совершенствования человека на основе этнонациональных традиций (трудовых, бытовых, военно-патриотических) .

4. Представлена концепция физической культуры как социокультурного института в региональной культуре.

5. Показана динамика развития физической культуры в Мордовии, комплексно решающая становление новой личности на рубеже XXI века. Выявлена тенденция формирования в современных условиях общественного сознания российского общества в отношении физической культуры как жизненно необходимой потребности.

Показана перспектива принятого Правительством Российской Федерации Постановления от 29 декабря 2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи», направленного на решение одной из приоритетных государственных задач — укрепление здоровья народов России.

Теоретическое и практическое значение исследования заключается в культурологическом осмыслении содержания и роли физической культуры как в контексте философии здоровья человека, так и конкретно в социальной жизни народов мордовского края.

Материалы диссертации могут быть использованы в теоретических работах по культурологии, этнографии и этнопедагогике, при разработке курсов по истории и теории физической культуры, а также курса по истории физической культуры и спорта народов мордовского края.

Апробация работы. Основные теоретические положения диссертации излагались автором в публикациях и выступлениях на научно-практических конференциях преподавателей и студентов МГПИ им. М. Е. Евсевьева (1999 — 2001), на Межрегиональной научной конференции (Москва, 2000).

Структура диссертации. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Содержание работы изложено на 227 страницах.

Список литературы

включает 286 наименований.

Заключение

.

Процесс демократизации в нашей стране не мог не коснуться вопросов этнонационального бытия. Народам в прошлом многонационального государства предстояло сделать выбор собственного пути развития и межэтнической интеграции.

Позитивной стороной суверенизации национальных республик явилось то, что перед народами встала задача возрождения, дальнейшего развития своей культуры и гармонизации межэтнических отношений, при этом сохраняя гуманистические ценности прошлых эпох.

Проблема заключается в том, что новые условия жизни побуждают формировать новую модель личности, которая должна органично сочетать физический, духовный и интеллектуальный потенциалы, направленные на выполнение общественных и профессиональных функций.

Поскольку в обществе существуют и действуют правовые нормы, законы, то они могут либо способствовать, либо препятствовать социальной активности личности. Физическая культура может способствовать повышению социальной активности личности, но это зависит от уровня материального благополучия, развития социальной сферы в целом, а также общего и специального образования, уровня развития политической, духовной и других сфер.

И если возникает ориентация людей на ценности физической культуры, то это является показателем не только уровня культуры в целом, но и политической, экономической стабильности государства.

Влияя на стратегию развития экономики и общества, на большую политику, состояние культуры и воспитание на протяжении многих веков, человек преображает непреходящие ценности. Следует напомнить, что физический и духовный факторы развития человека имеют одинаковую ценность, так как человек, являясь субъектом в процессе развития экономики, культуры, образования проявляет все свои силы, способности, качества, знания и умения в совокупности.

Вопросы физической культуры и спорта народов Республики Мордовия в настоящее время приобретают особенно важное значение. За последние годы отмечается снижение уровня здоровья, физического развития и физической подготовки населения, особенно подрастающего поколения, несоответствие этого уровня требованиям времени.

Поэтому перед областью физической культуры и спорта, преодолевающей сегодня кризисное состояние, стоят большие задачи. Мы разделяем точку зрения, которую выразил М. Я. Сараф, о том, что кризис физической культуры и спорта — «это не разрушение., а лишь несоответствие — и часто резкое — сложившихся организационных форм, методов деятельности и представлений о сущности и роли спорта новым социальным структурам, новому спектру общественных и индивидуальных потребностей, новым стандартам жизни» [154- С. 12].

В интересах дальнейшего развития физической культуры в республике необходимо совершенствование ее структуры, содержания и форм в соответствии с традициями, обычаями, потребностями, новыми социально-экономическими условиями жизни.

В целом сегодня в Республике Мордовия сложилась благоприятная ситуация для перспективного развития физической культуры и спорта как в мотивационном, так и социально-культурном плане.

Руководство РМ отводит важную роль физической кул ьтуре и спорту в общей стратегии развития культуры, образования, здравоохранения, экономики Мордовии, высшей ценностью которой становится личность человека.

В процессе исследования выяснилось, что обязательным условием изучения физической культуры народов мордовского края является анализ ее происхождения и развития с позиций теории общечеловеческой культуры и.

170 теории двигательной деятельности. Необходимость такого подхода определяется единством объективной ориентации как культуры в целом, так и физической культуры на человека, на развитие его сущностных сил и активизации дееспособности, а также и субъективным фактором, который проявляется в том, что культура как область деятельности и один из ее видов — физическая культура — создается человеком и характеризует его качества и способности.

Таким образом, именно через человека происходит воздействие и на общество. Следовательно, у общества, которое хочет выжить и развиваться, нет другого пути, как самосовершенствование человека с помощью средртв культуры, в том числе и физической.

Б и б л мог р, а ф и ч е с к: и и список.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.А. Размышление о физкультурологии // Теория и практикафиз.культуры. 1999. — № 8. С. 11−14. — Библиограф.: 14 назв.
  2. В.К. По следу времени: (Очерки об извест.ист.деятелях). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. 304с.
  3. Августин. Исповедь // Антология мировой философии: В 4 т. Т 1. Философия древности и средневековья. Ч. 2. М., 1969. — С.582 — 588.
  4. А.Е. Распад первобытнообщинных отношений и становление феодальных отношений у мордвы // Этногенез мордовского народа: Материалы науч. сес. 8−10 дек. 1965 г. Саранск, 1965. — С.6268.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. — 339с.
  6. Дж. К. История итальянского искусства. В 2 т. Т.1. Античность. Средние века. Раннее Возрождение. М.: Радуга, 1990. — 319с.
  7. Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. М., 1984. — Т.4. — с.375−644.
  8. В.Ф. Историко-философские этюды. М.: Мысль, 1984. -318с.
  9. В.Ф. Этнографический очерк мордвы мокши // Памятная книжка Симбирской губернии на 1869 год. — Симбирск, 1869. — С. 85 107.
  10. В.А. Семейные обряды / В. А. Балашов, Т. П. Федянович, Г. А. Корнишина // Мордва: Ист. культур, очерки. — Саранск, 1995. -С.235−276.
  11. Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука, 1987. — 158с. — / Науч. — попул. лит. История и современность.
  12. В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека : (К пробл. развития физкультур, знания) // Теория и практика физ. культуры,-1991.-№ 7. С.3741.
  13. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физическая культура и спорт, 1988. 207с.
  14. В.К. Физическая культура: Молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. 1995. -№ 4. С.2−7. Библиогр.: 28 назв.
  15. В.К. Физическая активность человека / Бальсевич В. К., Запо-рожанов В. А. Киев: Здоров’я, 1987. — 226 с.
  16. А.А. Культурология: Антропол. теории культур. М.: Рос. гос. туманит. ун-т, 1998. — 241с.
  17. Бел ору сова В.В., Решетень И. Н. Воспитание в процессе занятий физической культурой. М.: Физкультура и спорт, 1964. — 96с.
  18. В.В. Воспитание в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1974. -119 с.
  19. Н.Ф. Народные традиции воспитания детей у мордвы // Мордва: Ист. культур, очерки. Саранск, 1995. С. 277−297.
  20. Бенджамин Лоу. Красота спорта: Междисциплинар. исслед. / Пер. с англ. И.Л. Моничева- Под общ. ред. В. И. Столярова. -М.: Радуга, 1984. -256 с.
  21. Н.А. О назначении человека. М: Респ., 1993. — 3?3 с. — (Б — ка этич. мысли).
  22. Н.А. Я и мир объектов : Опыт философии одиночества и общения // Мир философии: Кн. для чтения. В 2ч. 4.2. Человек. Общество. Культура. -М., 1991. С. 252−256.
  23. М.М. Спорт благословение или проклятие? // Конфликт: Сб. -М., 1989.-С. 4−26.
  24. М.М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1997. -№ 5. -С. 18−20.
  25. . Система вещей. Пер. с фр. М: Рудомино, 1995. — 168 с,
  26. . Символический обмен и смерть / пер. hibct. ст. С.П. Зенки-на. М.: Добросвет, 2000. — 387 с.
  27. Л.Б. Музыкальное искусство / Л. Б. Бояркина, Н. И. Бояркин // Мордва: Ист, — культур, очерки. Саранск, 1995. — С. 433−473.
  28. Брехман И. И Валеология наука о здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1996.-206 с.
  29. B.C. Мордовия // Игры народов СССР: Сб. -М., 1985. -С.71−75.
  30. B.C. Народное и профессиональное театральное искусство // Мордва: Ист. культур, очерки. — Саранск, 1995. -С. 360−432.
  31. B.C. Народный театр мордвы. Саранск: Морд. Изд-во, 1985. — 168с.
  32. И.М. «Быть телом» «иметь тело» —творить тело" : три уровня бытия «Homo somatis» и проблемы физической культуры // Теория и практика физ. культуры, -1993. — № 7. — С. 2−5.
  33. И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении : традиции и современность. / О-во социологов РАН. -М.: РИО ГЦО-ЛИФК, 1993, — 123 с.
  34. Н.Н. Социальная природа современного спорта. Кишинев: Штиинца, 1979. 84 с.
  35. Н.Н. Спорт и эстетическая деятельность / Отв. ред. В.Я. Кречи-ков. Кишинев: Штиинца, 1982. — 183 с.
  36. Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление: Фи-лос. очерки. Кишинев: Штиинца, 1986. — 160 с.
  37. Н.Н. Физическая культура личности: Пробл. человеч. телесности: методол., социал. философ., пед. аспекты). — Кишинев: Штиицца, 1989. — 107 с.
  38. И.Д. Достопримечательности Мордовии : Природ., ист., культр. 2-е изд., доп. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982. — 255с.
  39. И.Д. Саранск: Ист. -док. очерки. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1961.-267с.
  40. В.М. Введение в специальность. М.: Физкультура и спорт, 1974.- 159 с.
  41. В.М. Теория физической культуры: (Культуровед. аспект) / Гос. ин т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. — Л.: ГДО ИФК, 1988. — 43 с.
  42. Геродот. История в девяти книгах. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. -599 с.
  43. А.И. Письма об изучении природы. Письмо третье. Греческая философия // Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. Т.З. -М., W54. С. 142 -188.
  44. Гиппократ. О воздухах, водах и местностях // Гиппократ. Клятва. Закон о враче. Наставления / Пер. с греч. В. И. Руднева. — Мн., 1998. — С. 195 -230 (Классич. философ, мысль).
  45. Д.И. Комсомол Мордовии в годы Великой Отечественной войны. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1957. 178с.
  46. Гомер. Илиада /Пер/с древнегреч. Н.Гнедича. М.: Правда, 1985. — 431 с.
  47. М. Знахарка : Рассказ // Собр. соч.: В 30 т. М., 1951. Т.15. -С. 192−203.
  48. В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности : Автореф. дис.канд. пед. наук / ВНИИ физ. культуры. -М., 1974. -21с.
  49. В.А. Спортивная деятельность как предмет исследования // Теоретические и прикладные исследования по психологии. Казань, 1974. -С. 91−118.
  50. С.В. Отражение духовного мира в двигательных действиях человека // Современные проблемы теории и практики физической культуры: взгляды, идеи, концепции. СПб., 1997. — 73 с.
  51. Н.А. Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью // Собр. соч.: В 9 т. М. Л., 1962.-Т.2.-С. 428−457.
  52. Н.А. Что такое обломовщина? // Собр. соч.: В 9 т. -М. -Л., 1962. Т. 4.-С. 307−344.
  53. В. Маскинсков Евгений Иванович // История Мордовии в лицах: Биогр.сб. -Саранск, 1994. С. 121 — (Тр. НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров — Правительстве Респ. Мордовии- Вып. 111. Сер. ист.).
  54. В. ШколаФатькина // Егорычев В. Эстафета: Очерки о спортсменах Мордовии / В. Егорычев, Е.Лапицкий. -Саранск, 1981. С. 3−15.
  55. В. Школа чемпионов // Преодоление: Очерки о спортсменах / Сост. Е Лапицкий. Саранск, 1975. — С. 61−66.
  56. Н.Р. Культурно исторические истоки спорта в контексте объяснения многообразия и противоречивости его развития / Н. Р. Ермак, Р. А. Пилоян // Теория и практика физ. культуры. — 1997. -№ 7. — С. 13*17.
  57. М.Ф. Мордовский фольклор // Мордва: Ист. культур, очерки. — Саранск, 1995. — С. 331−359.
  58. JI.B. Проблемы человеческой телесности в философском знании //Филос. науки. 1985. — № 1. — С. 67−72.
  59. Н.В. Очерки по истории мордовского края периода феодализма / Науч. ред. Н. Ф. Мокшин. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. -296 с,
  60. Н.Н. Мухина Галина Дмитриевна // История Мордовии в лицах: Биогр. сб. Кн. 3. Саранск, 1999. С. 213. — (Тр.НИИЯЛИЭ при Правительстве Респ. Мордовии — Вып. 115. Сер. ист.).
  61. Н. Спорт : Победы, титулы, рекорды // Все о Мордовии: Эн-цикл. справ. Саранск, 1997, — С. 414−422.
  62. А.И. Экология физической культуры человека // Теория и практика физ. культуры. 1999. — № 8. — С. 15−17.
  63. Известия иностранных писателей XIII—XVII вв.еков о Мордовии // Документы и материалы по истории Мордовской АССР. В 4 т. -Саранск, 1940. -Т.1. С. 181−193.
  64. Извлечение из летописных источников и сказаний до начала XVII в. // Документы и материалы по истории Мордовской АССР. В 4 т. Сарацск, 1940.-Т.1.-С. 123−135.
  65. А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. — 252 с.
  66. Историки Рима. М.: Худож. лит., 1970. -496с.
  67. История Мордовской АССР. В 2 т. Т. 2. 1917 1981. / НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Мордов. АССР- Редкол.: В. З. Дробижев. — Саранск: Мордов.кн.из-во, 1981. — 432 с.
  68. М.С. Человеческая деятельность: Опыт систем, анализа. -М.: Политиздат, 1974. 328с.
  69. В.М. Традиции и исторический процесс / Рос. акад. управления. -М.: Луч, 1994. 188с.
  70. И. О различных человеческих расах. 1775 // Соч.: В 6 т. М., 1964. -Т.2.-С. 443−462.
  71. Д. История монгалов // Карпини Д. История монгалов . -М., 1957. С. 21−83.
  72. Карсаевская Т В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. -Л.: Медицина, 1970. -270с.
  73. Ким В. В. Любительский спорт как придаток международных производственных монополий // Теория и практика физ. культуры. 1999. — № 7. -С. 8−15.
  74. А.Л. Социалистическая культура Мордовии. -Саранск: Мордов. кн. из-во, 1959. 320 с.
  75. Ю.Т. Физическая культура раннего христианства // Теория и практика физ. культуры. 1999. — № 2. — С. 11−16.
  76. Я.А. Великая дидактика // Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1982. — С. 242 — 476.
  77. В.В. Интегративная педагогическая антропология : Очерки. / Рос. гос. акад. физ. культуры. -М.: Физкультура, образование и наука, 1996. 178 с.
  78. В.Н. Некоторые виды детских спортивных игр у мордвы // Материалы по археологии и энтографии Мордовии. Саранск, 1974. С. 246−252. — (Тр. НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Мордов. АССР- Вып. 45).
  79. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Пер. с венг.- Под ред. В. В. Столбова. -М.: Радуга, 1982. 399 с.
  80. Е. Он покорил всех // Егорычев В. Эстафета: Очерки о спортсменах Мордовии / В. Егорычев, Е.Лапицкий. -Саранск, Т981. С. 52−76.
  81. Легенды и предания мордвы / Сост. и. авт. предисл. Л. В. Седова. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982. 120 с.
  82. П.Ф. О физическом образовании в школе // Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения. -М., 1988. С. 312 — 336.
  83. П.Ф. Об играх в семье 11 Там же. С. 336 — 340.
  84. П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Лесгафт П. Ф. Избранные труды. -М., 1987. С. 21−223.
  85. Летописные повести о монголо татарском нашествии: Из Твер. летописи / Пер. Д. М. Буланина //Изборник: Повести Древ. Руси. — М., 1986.1. С. 135- 150.
  86. Летопись по Лаврентьевскому списку. Повесть временных лет // Полное собрание русских летописей. Т.1. Лаврентьевская летопись и Суздальская летопись по Академическому списку. М., 1962. — С. 1 — 286.
  87. Д. Мысли о воспитании // Локк Д. Сочинения: В 3 т. М., 1988. -Т.З. — С. 407 — 608.
  88. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Гос. центр, ин-т физ. культуры. -М.: ГЦИФК, 1992. -119 с.
  89. Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физ. культуры. 1997. № 6. — С. 10−15.
  90. Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физ. культуры. 1996. — № 1. С. 2 — 4.
  91. Лукреций Тит Кар. О природе вещей / Пер. И. Рачинского- Предисл. В. Вандека, В. Тимоско- Примеч. А. Рабинович, В. Сережникова. М: ОГИЗ, 1933.-210 с.
  92. Лу Куань Юй. Даосская йога. Алхимия и бессмертие. СПб.: ОРИС, 1993. — 366 с. — В прил.: Даосская практика достижения бессмертия / Э. С. Стулова.
  93. Н.И. От Афин до Рима. М.: Сов. Россия, I960. — 512 с.
  94. В.В. Методика тестирования физической подготовки учащихся 1 11-х классов : Метод.советы. — Челябинск, 1997. — 24 с.
  95. Ю.В. Духовное состояние личности как социальное явление. -Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1984. 17 с.
  96. Л.П. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культуры. / Под общ. ред. А. Д. Новикова (отв. ред.), Л. П. Матвеев. Ташкент: Укитувчи, 1975. — 408 с.
  97. Л.П. Советская система физического воспитания: Состояние, перспективы развития. -М.: Знание, 1980. 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. физкультура и спорт- № 1).
  98. Л.П. Введение в теорию физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1983. 128 с.
  99. Л.П. Очерки по теории физической культуры: Тр. ученых соц. стран / Сост. и общ. ред. Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1984.-248 с.
  100. А. Спорт: Победы, титулы, рекорды // Все о Мордовии: Эн-цикл. справ. Саранск, 1997. — С. 414 — 422.
  101. B.C. Очерки интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986.-253 с.
  102. О.А. Социология физической культуры и спорта в СССР: Обзор основ, направлений и аннот.указ. лит. (1918 1974гг). — М.: Физкультура и спорт, Г974. — 263 с.
  103. Н.Ф. Языческие верования мордвы и ее христианизация // Мордва: ист, — культур, очерки. Саранск, 1995. — С. 298 — 330.
  104. М. Опыты: {В 3-х кн. 3-е изд. — М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1960.-Кн. 1.-526 с.
  105. Мордовские народные игры / Лит. обраб. B.C. Брыжинского. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1996. — 16 с.
  106. Л.Д. Пластичность как двигательно координационное качество // Теория и практика физ. культуры. — Г999. — №'"8 — С. 48 — 53.
  107. Г. Г. Историко логический анализ предмета и структуры теории физического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Гос. центр, ин-т физ. культуры. — М., 1975. — 33 с.
  108. Г. Г. Эволюция научных представлений об объекте и кризис общей теории физической культуры // Теория и практика физ. культуры. -1998. № 9. — С. 40 — 42.
  109. Л. Советская музыка : История и современность. -М.: Музыка, 1991.-276 с.
  110. Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физической деятельности // Теория и практика физ. культуры. 1997. — № 6. — С. 2−10.
  111. Ю.М. Физическая культура как составная часть социалистической культуры. -Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1976. -245 л.: ил.
  112. А.Д. Физическое воспитание. М. — Л.: Физкультура и спорт, 1949. — 136 с.
  113. В. Люди и игры: У истоков соврем, спорта. М.: Физкультура и спорт, 1985.-240 с.
  114. Основные постановления, приказы и инструкции по вопросам советской физической культуры и спорта. 1917 1957 гг. / Сост. И. Г. Чудинов. -М.: Физкультура и спорт, 1959. — 302 с.
  115. Ю. Олимпийский цочин // Преодоленье: Очерки о спортсменах / Сост. Е.Лапицкий. Саранск, 1975. С. 3 — 9.
  116. . Из «Мыслей» // Размышления и афоризмы французских моралистов XVI -XVIII веков. Л., 1987. — С. 202 — 286.
  117. И.И. Формирование отраслевой экономики физической культуры и спорта // Теория и практика физ. культуры. 1991. — № 9. — С. 610.
  118. И.Г. Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода // Песталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения: В 3 т. М., 1963. — Т.2. — С. 391 — 426.
  119. И.Г. Лебединая песня // Песталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения: В 2 т. -М., 1981. Т.2. — С. 208 399.
  120. И.М. Традиционные занятия и орудия сельскохозяйственного труда в прошлом и настоящем // Мордва: Ист, — культур, очерки. -Саранск, 1995.-С. 117−128.
  121. В.Я. Финно угорская мифология / В. Я. Петрухин, Е.А. Хе-лимский // Мифы народов мира: Энцикл. В 2 т. Т. 2. — М., 1992. — С. 563 — 568.
  122. Р.А. Исторические аналогии в судьбе современного спорта // Научно информационные основы физкультурного образования. Малаховка, 1995. — Вып. 1.-С. 24−32.
  123. Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 1984, — 104 с.
  124. Р.А. Ошибки Пьера де Кубертена и его последователей // Теория и практика физ.культуры. — 1996. № 2. — С. 4 -5.
  125. Р.А. Спорт вечный двигатель, не мешайте ему работать на общество / Р. А. Пилоян, А. Д. Суханов // Теория и практика физ.культуры. -1999. № 7. — С. 16−19.
  126. Р.А. Физкультура и спорт пути перестройки // Теория и практика физ. культуры. 1990. — № 7. — С. 2 — 7.
  127. Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд — во АПН РСФСР, 1953.-752 с.
  128. Пискаревский летописец / Подгот. текста, ввод, ст., примеч. и указ. О. А. Яковлевой // Материалы по истории СССР. Т.2. Документы по истории XV—XVII вв. -М., 1955.-С. 5−210.
  129. Платон. Протагор // Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. Т.1. — С. 418 -476
  130. Плутарх. Ликург // Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 т. Т. 1. / Пер. с древнегреч. М., 1990. С. 91 125.
  131. Повесть временных лет // Полное собрание русских летописей. Т.1. Лав-рентьевская летопись и Суздальская летопись по Академическому списку.-М., 1962.-С. 1 -286.
  132. Н.А. Основы социологии физической культуры: Цикл лекций /Воен.ин-т физ. культуры. Л.: Б.П., 1976. 130 с.
  133. Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1970. 248 с.
  134. Н.И. Некоторые проблемы функционирования и развития теории физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1996. -№ 5. — С. 55 -58.
  135. Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. -М.: Физкультура и спорт, 1974. 310 с.
  136. В.А., Аяшев О. А. Физическая культура и становление личности. М.: Физкультура и спорт, 1991. 157 с.
  137. С. В рядах ЧОН // Заре навстречу: Воспоминания, рассказы, очерки о славном пути комсомола Мордовии. 1918 1968. -Саранск, 1968.-С. 86−94.
  138. Н. Картины мордовского быта // Пенз. губерн. ведомости. 1865. -№ 39.-С. 233 -238.
  139. А.Ц. О некоторых фундаментальных проблемах перспективного плана научно исследовательской работы в области физ. культуры // Теория и практика физ. культуры. — 1985. — № 6. — С. 10−13.
  140. А.Ц. Очерки психологии спорта. М.: Физкультура и спорт, 1959. — 308 с.
  141. Е.А. История военного искусства. Т.1. Военное искусство рабовладельческого периода войны. М.: Воениздат, 1955. — 560 с.
  142. Рамачарака. Наука о дыхании индийских йогов: Дыхание по вост. методам, как средство физ., умств., душев. и духов, развития. Репринт, воспроизведение изд. 1916 г., С.-Петроград. — М.: СП «Бук чембэр интернэ-шил», Б.г. 1990. 94 с.
  143. Резолюция по докладу товарища Н. С. Хрущева «О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959 1965 годы» // Материалы внеочередного XXI съезда КПСС. -М.: Политиздат, 1959. — С. 139 — 165.
  144. И.Н. К вопросу о формировании мировоззрения на занятиях по физической культуры // Учен. зап. ГДО ИФК им. Лесгафта. 1968. -Вып. 12.-С. 168−174.
  145. Г. Путешествие в восточные страны // Карпини Д. История мон-галов. -М., 1957. С. 87 — 194.
  146. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании / Пер. с франц. М. А. Энгельгардта. -СПб, 1913. 491 с.
  147. М.Я. Спорт в культуре XX века: Становление и тенденции развития // Теория и практика физ.культуры. 1997. — № 7 с. 5 — 12.
  148. Ю.И. Как возникло человечество. М.: Наука, 1966. — 576 с.
  149. Л.А. Нравственные письма к Луцилию- Трагедии / Пер. с лат., вступ. ст. С. Ошерова- Сост. и науч. подготовка текста М. Гаспарова- Коммент. С. Ошерова, Е. Рабинович. -М.: Худож. лит., 1986. 543 с.
  150. Сияжар: Сказания мордов. народа / Собрал и лит. обраб. В. Радаев- Пер. с мордов. эрзя С. Поделков. — М.: Современник, 1989. — 302 с.
  151. Э.В. Культурология: Очерки теории культур. М.: Фирма «Интерпрокс», 1994 — 269 с.
  152. С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн.1. Т. 1−2. История России с древнейших времен. М.: Мысль, 1988. — 797с.
  153. П.Д. Андреевский курган: К истории мордов. племен на рубеже нашей эры. Саранск: Мордов.кн. изд-во, 1980. — 108 с.
  154. В.В. История физической культуры и спорта: Учеб. для физкультур, учеб. заведений. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 271 с.
  155. В.И. Актуальные проблемы истории и философско -социологической теории физической культуры и спорта: Актовая речь. -М.: ГЦОЛИФК, 1984. 103 с.
  156. В.И. Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры. М.: ГЦОЛИФК, 1988. — 113 с.
  157. В.И. Спорт и современная культура: Методол. аспект // Теория и практика физ.культуры. 1997. — № 7. — С. 2 — 5.
  158. В.И. Философско культурологический анализ физической культуры // Вопр. философии. 1988. -№ 4. С. 78 92.
  159. Э.Б. Первобытная культура / Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989. — 572 с.
  160. К.Е. Социальная детерминированность биологии человека / К. Е. Тарасов, Е. К. Черненко. М.: Мысль, 1979. — 366 с.
  161. К.Д. Человек как предмет воспитания (Опыт педаг. антропологии): Т.1. // Ушинский К. Д. Собр. соч. В 11 т. Т.8. М., Л., 1950. -С.11−678.
  162. К.Д. Человек как предмет воспитания (Опыт педаг. антропологии): Т.1. //Ушинский К. Д. Собр. соч. В 11 т. Т.9. -М., 1950. -С. 13 -562.
  163. Л.Г. Мифы и реальность: Критика немарксист. концепций истории мордов. народа / Л. Г. Филатов, В. А. Юрченков. Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1989. 240 с.
  164. Фукидид. Речь Перикла // Фукидид. История / Пер. с греч. Ф. Г Мищепко, С. А. Жебелева. СПб., 1999.-С. 108−111.
  165. М. Слова и вещи: Археология гуманит. наук. М.: Прогресс, 1977. -488 с.
  166. Г. Д. Принципы советской системы физического воспитания // Учен. зап. ГДО МФК им. Лесгафта. 1968. — Вып. 12. — С. 17 28.
  167. Г. Д. К.Д. Ушинский о физическом воспитании // Сов. педагогика. 1962. -№ 2. — С. 88 — 95.
  168. А.С. Русско мордовские отношения в X XIV вв.: Учеб. пособие. — Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1968. — 111 с.
  169. Н.Г. Александр Сергеевич Пушкин: Его жизнь и сочинения // Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений. В 15 т. Т.З. М., 1947. — С. 310−339.
  170. Ю.В. Герои античных стадионов. 2-е изд. доп. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 141 с.
  171. ШаталоваГ.С. Философия здоровья. М.: «Елен и .», 1997. — 224 с.
  172. Г. Г. Влияние физического воспитания на всестороннее гармоническое развитие советского человека // Учен. зап. ГДО ИФК им. Лесгафта. 1968. — Вып. 12. — С. 68 — 83.
  173. К. Бесстрашные, задорные . //Заре навстречу: Воспоминания, рассказы, очерки о славном пути комсомола Мордовии 1918 1963. -Саранск, 1968. С. 108 — 113.
  174. В. Классическая Греция // История эстетики: Памятники мировой эстет, мысли. В 5 т. T.I. Античность, Средние века. Возрождение. М., 1962.-С. 63 -78.
  175. Е.В. О естественной природе и социальной сущности человека. М.: Наука, 1977. — 450 с. 1. Архивные документы
  176. Годовой отчет Мордовского Окружного Совета физической культуры за 1928 год // ЦТ, А Респ. Мордовия. ФР 149, оп.1, д. 57, л.1.
  177. Годовой отчет Мордовского областного Совета физической культуры за 1930 год // ЦТ, А Респ. Мордовия ФР 137, оп.2, д. З, л.320, 416
  178. Годовой отчет Мордов. обл. Совета физ. культуры (1932г.) // ЦГА Респ. Мордовия ФР- 137, оп.2,д.108,л.6.
  179. Годовой отчет Мордов. обл. Совета физ. культуры (1934г.) // ЦГА Респ. Мордовия ФР 183, оп.1,д.11,л.9.
  180. Годовой отчет комитета по делам физкультуры и спорта за 1944 год // ЦГА Респ. Мордовия ФР 875, оп.1, д. 31, лл.10,11,13,32.
  181. Годовой статистический отчет комитета по делам физкультуры и спорта за 1950 год // ЦГА Респ. Мордовия ФР 875, on. 1, д. 81, л.60.
  182. Годовой статистический отчет комитета по делам физкультуры и спорта за 1950 год // ЦГА Респ. Мордовия ФР 875, оп.1, д. 151, лл.2 — 3.
  183. Годовой статистический отчет комитета по делам физкультуры и спорта за 1950 год // ЦГА Респ. Мордовия ФР 875, on. 1, д. 153, лл.1 — 3.
  184. Годовой статистический отчет комитета по делам физкультуры и спорта за 1950 год//ЦГА Респ. Мордовия ФР- 875, оп.1, д. 163, л.З.
  185. Годовой статистический отчет комитета по делам физкультуры и спорта за 1952 год // ЦГА Респ. Мордовия ФР 875, оп.1, д. 272, лл.27 — 28.
  186. Годовой статистический отчет комитета по делам физкультуры и спорта за 1966 год // ЦГА Респ. Мордовия ФР- 875, оп.4, д. 2, лл.1−2.
  187. Годовой статистический отчет комитета по делам физкультуры и спорта за 1967 год // ЦГА Респ. Мордовия ФР 875, оп.4, д. З, л.2.
  188. Годовой статистический отчет комитета по делам физкультуры и спорта за 1968 год // ЦГА Респ. Мордовия ФР 875, оп.4, д. 4, л.2.
  189. Годовой статистический отчет комитета по делам физкультуры и спорта за 1971 год // ЦГА Респ. Мордовия ФР 875, оп.4, д. 6, лл.15 — 18.
  190. Годовой статистический отчет комитета по физкультуре и спорту (1980 г.) // ЦГА Респ. Мордовия ФР 875, оп. З, д. 261, л.27.
  191. Годовой статистический отчет комитета по физкультуре и спорту (1986 г.)//ЦГАРесп. Мордовия ФР-875, оп. З, д. 460, л.119.
  192. Годовой статистический отчет комитета ив делам физкультуры и спорта за 1988 год // ЦГА Респ. Мордовия ФР 875, оп. З, д. 516 (03-р7), лл.70−77.
  193. Годовой статистический отчет комитета по физкультуре и спорту (1999 г.) // Архив спорткомитета РМ.
  194. Годовой статистический отчет комитета по физкультуре и спорту (2000г.) // Архив спорткомитета РМ.
  195. Доклад Мордовского спорткомитета о выполнении постановления ЦК ВКП (б) 1948 года «О развитии массового физкультурного движения в стране» (1951г.) // ЦГА Респ. Мордовия ФР 875, оп.1, д. 113а, л.18.
  196. Материалы I Морд. обл. конфер. физкультурников 12−13 января 1930 г. // ЦГА Респ. Мордовия ФР-137, оп.2,д, 3, л.93,95−96,310,321−323.
  197. Материалы Областного совещания районных инструкторов физкультуры Мордовской области. 27−28 мая 1930 г. // ЦГА Респ. Мордовия ФР -137,оп.2,д.3,л.306,318,321 -323.
  198. Отчет Мордов. обкома ВЛКСМ за 1941 год // Центр Документации Новейшей Истории «ФР 7776, оп.4, д. 20, л.24.
  199. Отчет Мордовского обкома ВЛКСМ за 1941 год // Центр Документации Новейшей Истории ФР 7776, оп.4, д. 90, л.23.
  200. Отчет бюро Мордов. обкома ВЛКСМ за 1942 год // Центр Документации Новейшей Истории ФР 956, оп.1, д. 1141, л.1.
  201. Постановление бюро Мордовского обкома ВЛКСМ «О формировании резервных комсомольско молодежных лыжных подразделений» (8 дек. 1941 г.) // Центр Документации Новейшей Истории ФР — 956, оп.1,д.1005, л. 14.
  202. Постановление Совета Министров МАССР «О создании спортивного общества колхозников МАССР» (27 дек. 1950 г.) // ЦГА Респ. Мордрвия ФР 875, оп.1, д. 226, л.1.
  203. По становление Совета Министров МАССР «О назревших проблемах ускорения развития материальной базы социально культурной сферы МАССР» (22 мая 1986 г.) // ЦГА Респ. Мордовия ФР — 875, оп. З, д. 460 (01 -06), л.73.
  204. Постановление Совета Министров МАССР «О подготовке школ и других учреждений народного образования к новому учебному 1986 8? году» (30 мая 1986 г.) // ЦГА Респ. Мордовия ФР — 875, оп. З, д. 460 (Ш — 06), л.80.
  205. Постановление Комитета по физкультуре и спорту при СМ МАССР «О задачах физкультурных организаций МАССР по выполнению решений XXVII съезда КПСС» // ЦГА Респ. Мордовия ФР 875, оп. З, д. 460 (0106., л.42.
  206. Постановление Секретариата Мордов. обкома ВЛКСМ и коллегии комитета по физкультуре и спорту при СМ МАССР «О проведении месячника строительства и реконструкции спортсооружений» // ЦГА Респ. Мордовия ФР 875, оп. З, д. 460 (01 — 06), л.26.
  207. Постановление II отчетно выборной конференции Мордовской республиканской организации ДСО профсоюзов «Россия». — 20 дек. 2000 // Архив ФСО профсоюзов «Россия». — С .4.
  208. Решение Президиума Верх. Совета МАССР (11 ноября 1986 г.) // ЦГА Респ. Мордовия ФР 875, оп. З, д. 460 (01 — 06), л.115.
  209. Сводный протокол И Малых Олимпийских игр РМ 2000 г. // Архив спорткомитета РМ.
  210. Справка комитета по делам физкультуры и спорта «О ходе выполнения постановления бюро Морд, обкома КПСС» (1967т.) // ЦГА Респ. Мордовия ФР 875, оп.4,д.З, лл.2,5.
  211. Справка о состоянии работы физкультурных организаций Кочкуровского района (1986г.) // ЦГА Респ. Мордовия ФР 875, оп. З, д. 222 (03 — 6), л.59.
  212. Справка комиссии по народному образованию, науке и культуре Президиума Верх. Совета МАССР (1986г.) // ЦГА Респ. Мордовия ФР 875, оп. З, д. 460 (01- 06), лл. 1Г9,122,123.
  213. Стенограмма I республиканской учредительной конференции Совета Союза спортивных обществ и организаций МАССР. 1 апр. 1959 г. // Личный архив.
  214. Стенограмма IV республиканской конференции Совета Союза спортивных обществ и организаций. 6 апр. 1966 г. // Личный архив.1. HI Газетные публикации
  215. А. Праздник молодости, силы и красоты // Сов. Мордовия -1970.-7 авг.
  216. В. Впервые в истории Саранска стартовало конное шоу // Столица С. 2000. — 29 июня. — С. 9 .
  217. В. Саранские ребята изучают боевое искусство, которое эффективнее карате // Столица С. 2000. — 4 мая. — С. 17 .
  218. А.К. Из выступления Председателя Рессовета ФСО профсоюзов «Россия» А.К. Алыкова на II съезде Федерации профсоюзов РМ // Олимп.вестн. Мордовии. 2000. — 7 апр. (№ 4). — С.1.
  219. Большой теннис // Столица С. 2000. 13 янв, — С. 8.
  220. Борцы расплатились за поездку бараном // Столица С. 1999−16де1с. -С.9
  221. Великолепная десятка: версия «ФП» // Футбол плюс. 1997. -№ 1. — С.5.
  222. Виктора Тимошкина разочаровали три ничьи в чемпионате республики // Столица С. 2000. — 26 окт. — С.8.
  223. А. Кикбоксинг в Саранске. // Олимп, вест. Мордовии. -2000. 15мая (№ 5).- С. 6.
  224. Вольная борьба начинает восхожденье // Столица С. 2000. — 20 апр,-С.7.
  225. В. Тренер и воспитанник // Сов. Мордовия. 1970. — 5 фев.
  226. А. К массовости и мастерству // Сов. Мордовия. 1979. — 11 авг.
  227. А. Праздник силы, молодости, здоровья // Сов. Мордовия. 1978. — 12 авг.
  228. А. Под сенью липы // Сов. Мордовия. 1986. 12 нояб.
  229. В. Добрые всходы // Сов. Мордовия. 1982. — 17 июня.
  230. Ефимкина первая // Столица С. — 2000. — 26 окт. -С.8.
  231. За массовый спорт// Сов.Мордовия. — 1953. — 16 мая.
  232. Звезды Мордовии разоряют Пензу // Столица С. 2000. — 2 марта. — С.5.
  233. В.В. Центру Олимпийской подготовки РМ по спортивной ходьбе 3 года! / Беседу с заслуж. тренером России В. В. Колесниковым вел А. Люблин // Олимп.вестн. Мордовии. — 1999. — 21 янв. (№ 1). — С.1,2.
  234. А. Борьба людей с железом. // Вечер.Саранск. 1996. -24янв.(№ 4).-С.8.
  235. А. Вместо Малых Олимпийских игр 2 миллиона рублей на спортинвентарь / А. Костин, А. Щетинин // Вечер.Саранск. 2000. — 29 нояб. — С. 17.
  236. Кто за кем? // Сов.спорт. Г979. — 18 июля.
  237. С. Мордовские спортсмены покоряют мир // Изв. Мордовии.1999. -29 дек. С.З.
  238. Е. Первые Малые Олимпийские игры подтолкнули развитие массового спорта // Там же. С. З
  239. Е. 490 серебряных килограммов Юлии Куриной // Изв. Мордовии.- 1999.-20 окт. -С. 12.
  240. Легкая атлетика: четыре «золота» из Чувашии // Столица С. 2000. — 28 дек. — С.7.
  241. А. Спортивная аэробика в Саранске // Олимп.вест. Мордовии.2000. -7 апр. (№ 4). С. 5.
  242. К. Проблемы детских шахмат в Мордовии // Вечер. Саранск.- 2000. 19 янв. — С.8.
  243. Массовая физическая культура и спорт в ФСО профсоюзов «Россия» // Олимп, вестник. Мордовии. 2000. — 14 марта (№ 3). — С.4.
  244. А. Пауэрлифтинг: Темперамент атлетов запомнился рузаев-цам надолго // Столица С. 1995. — 27 янв. — С. 16.
  245. А. Самбо // Футбол плюс. 1997. — № 1. — С.7.
  246. А. Чемпионат России: Лучший из наших лишь четвертый / А. Мельников, А. Зюзяев // Столица С. — 1997. — 28 марта. — С.18.
  247. И. Глава республики о спидвее / Интервью с Главой респ. записал А.Мельников // Футбол плюс. 1997. — № 1. С. 7.
  248. Мордовская гимнастика еще жива // Столица С. 1999. — 16 дек. — С.7.
  249. В. Праздник лыжного спорта // Олимп, вести. Мордовии. -2000. 14 марта (№ 3).-С.5.
  250. Новости межсезонья «Светотехника» // Футбол плюс. 1997. — № 1, — С. 7.
  251. Организация совфизкульта // Завод и пашня. 1923 (№ 26). — 12 сент-С.4
  252. Памяти выдающегося флотоводца России, адмирала Ф. Ф. Ушакова посвящается // Олимп, вест. Мордовии. — 2000. — 11окт.(№ 8). — С.2.
  253. Первомайские «Веселые старты» // Олимп, вест. Мордовии-2000−15 мая (№ 5).- С. 2.
  254. Подвиг Тремасова. Наследник Болотникова почувствовал вкус побед // Столица С. 2000. — 19 окт. — С.8.
  255. Постановление ЦК РКП (б) 1925 года «О задачах партии в области физической культуры» // Известия. 1925. — 20 июля.
  256. Профсоюзно молодежный легкоатлетический кросс // Олимп.вестн. Мордовии. 2000. — И окт. (№ 8). — С.4.
  257. Профсоюзный спорт // Олимп, вест. Мордовии. 2000. 18 дек.(№ 10).-с.2.
  258. . Ушу по-мордовски практикуется в глухих селах // Столица С. -2000.-3 февр. С. 17.
  259. Самбо и дзюдо по прежнему нищенствуют // Столица С. — 2000. — 30 нояб. — С.1.
  260. И. На свежий воздух (Городская организация юных пионеров) // Завод и пашня. 1926 (№ 21). — 25 февр. — С.2.
  261. Спорт // Завод и пашня. 1923 (№ 54). 4 дек. — С.2.
  262. Спорт помощник каждому // Олимп, вести Мордовии. — 2000.-18 дек. (№ 10).-С.6.
  263. Спортивный лагерь это здорово! // Олимп.вестн. Мордовии. — 2000. -11 окт. (№ 8). — С.5.
  264. Старты золотой осени в Лямбире // Олимп, вестн. Мордовии. 2000. -Иокт. (№ 8). -С.2.
  265. Л.А. Научно практический семинар // Олимп, вестн. Мордовии. — 2000. — 18 дек. (№ 10). — С.6.
  266. Наименование фт-кулы урных кружков 1934 1935 1936кпужкчв IOfT"BO фщ-культурников кружков код-к о физкультурников 1С0Л-50 кпужков КОЛ-ПО фаТЗч KWIb’rvn НИКОВ
  267. Производственные 22 1680 34 1883 38 2118
  268. Учебные 33 3431 40 3970 4/ 4972
  269. С^ OPV^') U LIO 12 390 16 631 17 6771. МТС 11 320 4 145 6 220
  270. Колхозные 27 790 75 2218 126 3660^ 1 14 1 i 44 2894 46 3725 59 5050
  271. Ито го 149 9505 215 12 572 293 16 697
Заполнить форму текущей работой