Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка
Среди психологических синдромов к наиболее серьезным последствиям приводят тотальный регресс, отверженность, социальная дезориентация и вербализм. Они обладают ярко выраженным психопатизирующим действием. Несколько менее опасны последствия хронической неуспешности. Этот невротизирующий психологический синдром очень широко распространен в младшем школьном возрасте. Наряду с этим, имеются… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ПРЕДМЕТ И ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Постановка задачи
- 1. 2. Проблема общевозрастного развития психики
- 1. 3. Онтогенетическое развитие психики в процессе совместной деятельности (гипотеза)
- 1. 4. Проблема формирования индивидуальных психологических особенностей 42 Y.5. Структура и развитие психологического синдрома гипотеза)
- Глава II. ОЧЕРК ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ
- II. 1. Период новорожденности
- 11. 2. Младенческий возраст
- 11. 3. Кризис одного года и ранний возраст
- 11. 4. Кризис третьего года и дошкольный возраст
- 11. 5. Кризис седьмого года и младший школьный возраст 114 Появление ориентации на социальную действительность 116 Ориентация на нормы в ситуациях выбора
- 11. 6. Последующие возрастные периоды
- Глава III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ 165 III. 1. Хроническая неуспешность и тотальный регресс 166 Ш. 2. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция
- 111. 3. Негативное самопредъявление и демонстративный 192 нигилизм
111.4. Позитивное самопредъявление и гиперсоциальность 202 Ш. 5. Социальная дезориентация и отверженность 210 7II.6. Семейная и групповая изоляция 220 J1I.7. Интеллектуализм и сужение сферы деятельности
111.8. Вербализм
111.9. Сравнительная характеристика разных психологических 242 синдромов
Глава IV. ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СИНДРОМОВ
IV. 1. Хроническая неуспешность и тотальный регресс
IV. 2. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция
IV.3. Негативное и позитивное самопредъявление, демонстративный нигилизм, гиперсоциальность
IV.4. Социальная дезориентация и отверженность
IV.5. Семейная и групповая изоляция
IV.6. Интеллектуализм, сужение сферы деятельности, вербализм
Список литературы
- Авдеева Н. Н. Развитие образа самого себя у младенца: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1982. — 22 с.
- Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых лет жизни. // Вопросы психологии, 1996. — № 4. С. 3−12.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
- Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Медицина, 1977. — 302 с.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М., 1984-
- Анохин П.К. Избранные труды. — М.: Наука, 1978. 400 с.
- Бамдас Б.С. Астенические состояния. — М.: Медгиз, 1961. — 203 с.
- Бауэр Т. Психическое развитие младенца. Пер. с англ. — М.: «Прогресс», 1979.-320 с.
- Бахтин М.М. К философии поступка. // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984 1985. — М., 1986. — С. 80−160.
- Белоус В.П. Значение условности в формировании способов логического мышления у дошкольников. // Вопросы психологии, 1978.-№ 4.-С. 36−45.
- Березин Ф.Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многопрофильного исследования личности (в клинической медицине и психогигиене). М., 1976.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. -424 с.
- Бернштейн Н.А. О построении движений. — М., 1947. — 255 с.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Педагогика, 1968. 464 с.
- Божович Л.И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей. // Вопросы психологии, 1975. — № 1. — С. 80−89.
- Божович Л.И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников. // Известия АПН РСФСР. — М., 1951.-Вып. 36.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988. — 301 с.
- Брунер Дж. Психология познания (за пределами непосредственной информации). М.: Прогресс, 1977. — 414 с.
- Брунер Дж. Онтогенез речевых актов. // Психолингвистика. / Под ред. A.M. Шахнаровича. М.: Прогресс, 1984. — 368 с.
- Бугрименко Е.А. К вопросу о развитии произвольности поведения в дошкольном возрасте: Сообщение I. // Новые исследования в психологии, 1978(a). -№ 1 (18). С. 32−37.
- Бугрименко Е.А. К вопросу о развитии произвольности поведения в дошкольном возрасте: Сообщение II. // Новые исследования в психологии, 1978(6). -№ 2 (19). С. 69−75.
- Бурменская Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И. Современная американская психология развития. — М.: Изд-во МГУ, 1986. — 128 с.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — Спб.: Питер, 1997. — 336 с.
- Бюлер Ш., Тюдор-Гарт Б., Гетцер Г. Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни. / Под ред. Л. С. Выготского. — М. — Л.: Госмедиздат, 1931. — 234 с.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. — М.: Педагогика, 1991. — 144 с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. -196 с.
- Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушении социальной регуляции поведения // Психологический журнал. 1997. — № 2. — С.58 — 78.
- Венгер А.Л. О значении изменения позиции ребенка для формирования у него новых типов организации действий. // Новые исследования в психологии, 1979. № 1. — С. 65−69.
- Венгер А.Л. Структура психологического синдрома. // Вопросы психологии, 1994, № 4, с. 82 92.
- Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. М. — Рига: ПЦ «Эксперимент», 2000. — 184 с.
- Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство — М.: Генезис, 2001 (а). Ч. 1. — 160 е.- Ч. 2. — 128 с.
- Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности. // Вопросы психологии, 2001 (б). № 3. — С. 17 — 26.
- Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М.: Просвещение, 1969.— 365 с.
- Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. — М.: Просвещение, 1966. — 442 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. / Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. М., 1967.
- Выготский JI.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. М., 1960. — 363 с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.-361 с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983. 328 с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология. / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. -432 с.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. — 527 с.
- Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста. // Вопросы психологии, 1985.- № 5.-С. 46−53.
- Гальперин П.Я. Психологическое различие орудий человека и вспомогательных средств у животных и его значение: Канд. дис. — Харьков, 1936.
- Гальперин П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий. // Доклады АПН РСФСР, 1959 (а). — № 2.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. // Психологическая наука в СССР. — Т. 1. -М., 1959 (б).-С. 441−469.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследования мышления в советской психологии. — М., 1966. — С. 236−277.
- Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка.//Вопросы психологии, 1969. — № 1. —С. 15−25.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М., 1976. — 150 с.
- Гальперин П.Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. — М.: Изд-во МГУ, 1974. 101 с.
- Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика. // Избранные труды. М., 1964. — С. 116−252.
- Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. -М.-Л., 1948.-60 с.
- Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. В 2-х ч. М., 1949. — 4.1 — 268 е.- Ч. II. — 192 с.
- Гезелл А. Педология раннего возраста. М. — Л., 1932.
- Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Под ред. А. И. Пискунова. М.: Просвещение, 1971. — С. 255−265.
- Генезис сенсорных способностей. / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Педагогика, 1976. — 256 с.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. //Вопросы психологии, 1984. -№ 3. — С. 43−52.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. -424 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544 с.
- Давыдов В. В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников. // Вопросы психологии, 1981, № 6.
- Давыдов В. В., Маркова А. К., Эльконин Д. Б. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. — М., 1978.
- Дидро Д. Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек». // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Под ред. А. И. Пискунова. — М.: Просвещение, 1971. — С. 266−271.
- Драгунова Т.В. Подросток. М., 1976.
- Дюркгейм Э. Социология и теория познания. // Новые идеи в социологии. Сборник второй. Социология и психология. СПб.: Образование, 1914. — С. 27−67.
- Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб.: Дельта, 1996. — 480 с.
- Захарова И.Ю. Из опыта работы с гиперактивными детьми // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Материалы всероссийской научно-практической конф. (Москва, 26−28 ноября 1996 г.). М., 1996. — С.82−83.
- Зейгарник Б.В. Теория личности К.Левина. М.: Изд-во МГУ, 1981. -118с.
- Зинченко В.П. Культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности: живые противоречия и точки роста. // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1993. -№ 2. С. 41−51.
- Иванова Г. М. Структура психологической готовности к школе. Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1986. — 22 с.
- Иовчук Н.М., Северный А. А. Депрессия в детском и подростковом возрасте. М.: Школа-Пресс, 1998 — 80 с.
- Исследование развития познавательной деятельности. / Под ред. Дж. Брунера, Р. Олвера, П. Гринфилда. -М.: Педагогика, 1971. -392 с.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека: Т. 1.-JL, 1957.
- Ковалев В.В. Психогенные характерологические и патохарактерологические реакции у детей и подростков. // Неврозы и нарушения характера у детей и подростков. — М., 1973. С. 75−90.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина, 1995. -560 с.
- Кон И. С. Дружба. М.: Политиздат, 1980. — 255 с.8L Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
- S2. Котырло В. К., Дуткевич Т. В. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников. // Вопросы психологии, 1991. -№ 2. С. 50−60.
- Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк. — М.: Прогресс, 1977. — 264 с.
- Коффка К. Основы психического развития. Пер. с нем. — М. — JL: Соцэкгиз, 1934.
- Кречмер Э. Строение тела и характер. М. — JL, 1924.
- Кузнецов А.Н. Астенический и стенический варианты психогений, вызванных непривычными условиями существования. // 8-й Всесоюзный съезд невропатологов, психиатров и наркологов. — М., 1988.-С. 199−201.
- Лг.зурский А. Ф. Классификация личностей. М. — Пг., 1923.
- Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте, пер. с чешского. Прага: Авиценум, 1984. — 336 с.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М.: Изд-во МГУ, 1985. 167 с.
- Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Атеист, 1930.-340 с.
- Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. — М.: Смысл, 2001.-572 с.
- Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. — 536 с.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Вища школа. — 1981.-392 с.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии, 1960. -№ 1. — С. 7−17.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I. М.: Педагогика, 1983(a). — 392 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. И. М.: Педагогика, 1983(6). — 320 с.
- Лехтман-Абрамович Р.Я., Фрадкина Ф. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве: Сб. ст. / Под ред. Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной. — М. 1949. — 76 с.
- Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. — С. 268−294.
- Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное. // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. — М.: НИИ ОП АПН СССР, 1980. -С. 3−32.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986.- 144 с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. 2-е изд. Л.: Медицина, 1983. — 256 с.
- Личко А.Е. Акцентуации характера как концепция в психиатрии и медицинской психологии // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева, 1993. — № 1 — С. 5−17.
- Локк Д. Опыт о человеческом разуме, пер. с англ. М.: Тип. И. Н. Кушнарева, 1898.
- Лоренц К. Агрессия («Так называемое зло»), пер. с нем. М.: Изд. гр. «Прогресс» — «Универсум», 1994. — 272 с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование. — М.: Наука, 1974.- 172 с.
- Мамцева В. Н. Депрессивный невроз в детском возрасте. — М., 1982.
- Мартин Л., Рубцов В. В. Динамика коллективных взаимодействий и их роль в развитии понимания у детей. // Познание и общение. — М., 1988.
- Матис Т.А. Психологические условия формирования совместной учебной деятельности школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1977.-21 с.
- Матис Т.А., Полуянов Ю. А. Присвоение позиции другого человека при коллективных формах учебной деятельности детей. // Современное состояние и перспективы развивающего обучения. — Красноярск: Изд-во КГУ, 1990. С. 32−37.
- Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. М., 1964.
- Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. — М., 1974.1J3м115 116 117 118 119 118 372 864,123,124,125,126 127,
- Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. -М., 1965.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. — 240 с. Мясищев В. Н. Психология отношений. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-356 с.
- Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. — М., 1966.
- Небылицин В.Д. Темперамент. // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М.: Изд-воМГУ, 1982.-С. 153−159.
- Недоспасова В.А. О некоторых особенностях перехода от игровой деятельности к учебной. // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе: Тезисы Всесоюзного симпозиума. 24−26 ноября 1976 г. г. Тула. М., 1976. — С. 28−30.
- Недоспасова В.А. Роль позиции в развитии логического мышления. // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. -М.: Педагогика, 1985. — С. 138−151.
- Нежнова Т.А. Формирование новой внутренней позиции. // Особенности психического развития детей 6 — 7-летнего возраста. / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М.: Педагогика, 1988 (а). — С. 22−36.
- Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. — Сер. 14: Психология, 1988 (б). -№ 1. С. 21−28. Неймарк М. С. Формирование личности. // Дошкольное воспитание, 1967.-№ 4.-С. 27−30.
- Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков. // Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972.
- Особенности психического развития детей 6 — 7-летнего возраста. / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. -136 с.
- Павлов И.П. Двадцатилетний опыт. М., 1951.
- Певзнер М.С. Клиника психопатий в детском возрасте. — М., 1941.
- Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М.: Педагогика, 1991. — 248 с.
- Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности.//Вопросы психологии, 1987. — № 1.-С. 15−26.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1969.-659 с.
- Пиаже Ж. Теория Пиаже. // История зарубежной психологии (30 — 60-е гг. XX в.). Тексты. / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. -М.: Изд-во МГУ, 1986. С. 232−292.
- Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977.
- Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 20−33.
- Полуянов Ю.А. Развитие взаимопонимания между детьми вучебной деятельности. // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1983. — С. 4459.
- Попова М.И. К вопросу об овладении грамматическими элементами языка детьми преддошкольного возраста (овладение согласованием в роде): Канд. дис. М., 1956.
- Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. М., 1987. — 190 с.
- Проективная психология: Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 528 с.
- Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983.-448 с.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками. / Под ред. А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1989. — 216 с.
- Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности. / Под ред. В. В. Давыдова, В. В. Рубцова. — Новосибирск: Психологический институт РАО, 1995. 227 с.1 471 481 491 5015i.152,153,154,155,156,157,158.159,160,161,162,163.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. JI.A. Венгера. -М.: Педагогика, 1986. 224 с.
- Розенгарт-Пупко Г. Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте. М., 1948. — 200 с.
- Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. — СПб.: Речь, 2001.-416 с.
- Ротенберг B.C., Аршавский В. В. Стресс и поисковая активность. // Вопросы философии, 1979. -№ 4. С. 117−127. Ротенберг B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. -М, 1984.
- Рубинштейн С.Л. Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии // Ученые записки Московского университета, 1945, вып. 90.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, изд. 2. — М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. — 416 с. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: Медицина, 1970. — 215 с.
- Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном возрасте. — М.: Просвещение, 1965. 214 с.
- Славина Л.С. О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте. // Известия АПН РСФСР, 1948. Вып. 14. -С. 11−30.
- Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. // Вопросы психологии, 1986. № 6. — С. 14−22.
- Слободчиков В.И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе. // Проблемы рефлексии. Новосибирск: Наука, 1987. -С. 60−68.
- Смирнова Е.О. Формирование представлений о себе и о другом в общении дошкольников. // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. М., 1987. — С. 122 127.
- Собчик Л.Н. Пособие по применению психологической методики MMPI.-M., 1971.
- Социально-исторический подход в психологии обучения. / Под ред. М. Коула. М.: Педагогика, 1989.
- Спенсер Г. Основания социологии. Тт. 1 — 2. СПб.: И. И. Билибин, 1876−1877.-900 с.
- Спивак Л.И. Психопатии и психопатоподобные состояния. // Сборник научных работ, посвященный 90-летию со дня рождения В. О. Осипова. Л., 1962.-С. 101−104.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 200 с.
- Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника. // Вопросы психологии, 1983. -№ 4. С. 29−38.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. II. — М.: Медгиз, 1959.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. // Избр., т.1. — М., 1985.
- Торндайк Э.Л. Принципы обучения, основанные на психологии. — М., 1930.
- Триандис Г., Малпасс Р., Дэвидсон Э. Психология и культура. // История зарубежной психологии (30 60-е гг. XX в.). Тексты. / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М.: Изд-во МГУ, 1986. — С. 293 310.
- Тульвисте П. О сопоставительном изучении развития мышления ребенка в различных культурах. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946- 1980 гг.-М.: Изд-во МГУ, 1981.-С. 189−193.
- Тульвисте П. Культурно-историческое развитие вербального мышления. (Психологическое исследование). — Таллин: Валгус, 1987.-344 с.
- Туревская Р.А. К вопросу о смысловой организации переживаний в подростковом и раннем юношеском возрасте. // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология, 1990. № 4. — С. 57−64.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. — М., 1966.-451 с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1985. — № 6.-С. 36−56.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1989. 208 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. — М.: Флинта, 1999.
- Фигурин Н.Л., Денисова М. П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. / Под ред. Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной. М.: Медгиз, 1949. — 103 с.
- Филиппова Е.В. О психологическом механизме перехода к операциональной стадии развития интеллекта у детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии, 1976. № 1. — С. 82−92.
- Флейвелл Дж. X. Генетическая психология Жана Пиаже. — М.: Просвещение, 1967. — 623 с.
- Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими, пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. — 511 с.
- Фолькельт Г. Экспериментальная психология дошкольника. Пер. с нем. — М. JI.: Госиздат, 1930.
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987.
- Фрадкина Ф.И. Психология игры в раннем детстве. Генетические корни ролевой игры: Канд. дис. — JL, 1946.
- Фрейд А. Норма и патология детского развития: Пер. с нем. М., 1990.
- Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1993. 144 с.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции: Пер с нем. — М.: Наука, 1989.-455 с.
- Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет: Пер. с нем. Кн. 2. -Тбилиси: «Мерани», 1991. -428 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 2: Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1986.-392 с.
- Хоментаускас Г. Т. Методика «Рисунок семьи». // Общая психодиагностика. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. — С. 206−221.
- Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. — М: Изд-во МГУ, 1972(a).
- Хомский Н. Язык и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1972(6). — 122 с.
- Христозов X. Категории девиантного, асоциального, антисоциального и делинквентного поведения у детей и подростков //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1987. — Т.87. — № 10. — С.1527 — 1529.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
- Цукерман Г. А. Формирование учебной деятельности в коллективно-распределенной форме: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1980.- 17 с.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Москва — Рига: ПЦ «Эксперимент», 1995. — 240 с.
- Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? М. — Рига: ПЦ «Эксперимент», 2000. — 224 с.
- Шипицына J1.M., Иванов Е. С., Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. (Под общей редакцией Л.М. Шипицыной). — СПб., 1997. — 160 с.
- Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста, пер. с нем. -Пг.: 26-я гос. типография, 1922.
- Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития. // Вопросы психологии, 1992. — № 3−4.
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского). — М.: Тривола, 1*994.- 168 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960. — 328 с.
- Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. // Вопросы психологии обучения и воспитания. — Киев, 1961.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. — № 4 — С. 5−20.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. 560 с.
- Эриксон Э. Детство и общество, пер. с англ., 2-е изд. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Универсальная книга», 1996 (а). — 592 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1996 (б). 344 с.
- Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1924.
- Юнг К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души: Пер. с нем. М.: Канон, 1994. — 336 с.
- Ягловская Е.К. Ориентация на моральные нормы в действиях и высказываниях детей 5−7 лет. // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология, 1988-№ 1.-С. 69−72.
- Якобсон П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности. // Психологический журнал, 1981. — № 4.-С. 141−149.
- Abramson L.Y., Seligman М.Е.Р., Teasdale J. Learned helplessness in humans: Critique and reformulation. // Journal of Abnormal Psychology, 1978.-Vol. 87.-P. 32−48.
- Achievement, Stress, and Anxiety. / Ed. by H.W. Krohne, L. Laux. — Washington, 1980.
- Ainsworth M. Patterns of attachment behavior seen by the infant interaction with his mother. — Merrill, 1964. 123 p.
- Allport G.W. Personality: A Psychological Interpretation. — New York: Holt, Rinehart and Winston, 1937.
- Anderson С. A., Ford C.M. Affect of the game player: short-term effects of highly and mildly aggressive video games. — Personality and Social Psychology Bulletin, 1986. Vol. 12. — P. 390−402.
- Atkinson J. W. The achievement motive and recall of interrupted tasks. // Journal of Experimental Psychology, 1953. Vol. 46.
- Atkinson J.W. An Introduction to Motivation. Princeton, N. J., 1964.
- Bandura A. Social learning theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. 1977.- 177 p.
- Bandura A., Walters R. Social Learning and Personality Development. — New York: Holt, Rinehart and Winston, 1963.-405 p.
- Baugham E.E. Rorschach scores as a function of examiner difference. — Journal of Projective Techniques, 1951.-Vol. 15.
- Beilak L. The TAT, CAT, and SAT in Clinical Use. New York, 1975.
- Berry J.W. Acculturation and psychological adaptation: An overview. // Journeys into Cross-Cultural Psychology. / Ed. by A-M. Bouvy et al. -Amsterdam: Swets & Zeitlinger, 1994. Pp. 129−141.
- Boski P. Psychological acculturation via identity dynamics: Consequences for subjective well-being. // Journeys into Cross-Cultural Psychology. / Ed. by A-M.Bouvy et al. Amsterdam: Swets & Zeitlinger, 1994.-Pp. 197−215.
- Bowlby J. Maternal care and mental health. — Geneva, 1951. 166 p.
- Bowlby J., Ainsworth M.D., Boston M. et al. The effects of mother -child separation: a follow-up study // British Journal of Medical Psychology, 1956. Vol. 29. — P. 211−247.
- Bronfenbrenner U. Developmental research public policy and the ecology of childhood // Child Development, 1974. Vol. 32.
- Cattell R.B. Personality: A Systematic, Theoretical, and Factual Study. -New York: McGraw-Hill, 1950.
- Cattell R.B. Personality and Mood by Questionnaire. — San Francisco, 1973.
- Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook for the Sixteen Personality Factor Questionnaire (16 PF) in Clinical, Educational, Industrial and Research Physiology. — Champaign, Illinois, 1970.
- Cole M. Society, mind and development. // The Child and Other Cultural Inventions. / Ed. by Cessel F.S., Siegel A.W. New York etc.: Praeger, 1983.-P. 89−114.
- Cole M., Bruner J.S. Preliminaries to a theory of cultural differences. // Seventy-First Yearbook of the National Society for the Study of Education.-Chicago, 1972.-Pp. 161−179.
- Cole M., Sharp D.W., Lave C. The cognitive consequences of education: some empirical evidence and theoretical misgivings. // Urban Review, 1976.-Vol. 9.-P. 218−233.
- Duffy E. Activation and Behavior. — New York, 1962.
- Durkheim E., Mauss M. Primitive Classification. — Chicago: University of Chicago Press, 1963. 96 p.
- Elkind D. Piaget’s conception of right and left: Piaget replication study IV. // Journal of Genetic Psychology, 1961. Vol. 99.
- Eron L.D. The development of aggressive behavior from the perspective of a developing behaviorism. American Psychologist, 1987. — Vol. 42. — P. 425−442.
- Eysenck H.J. Dimensions of Personality. — London: Routledge & Kegan Paul, 1947.
- Eysenck H.J. The biological basis of personality. Springfield, IL: Charles C. Thomas, 1967.
- Farrington D.P. The development of offending and antisocial behavior from childhood: Key finding from the Cambridge study in delinquent development // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1995. Vol. 36.-P. 929−964.
- Feffer M.H., Gourevitch V. The cognitive aspects of role-taking in children. // Journal of Personality, 1960. Vol. 28.
- Feuerstein R. The theory of structural cognitive modifiability // Learning and Thinking Styles: Classroom interaction. / Ed. by B.Z. Pressein. — Washington, DC: National Education Association, 1990. Pp. 68−134.
- Flavell J.H. The Development of Role-Taking and Communication Skills in Children. New York, 1975.
- Forehand R., King H.E., Peed S., Yoder P. Mother-child interactions: Comparison of a noncompliant clinic group and a nonclinic group. // Behavior Research and Therapy, 1975. Vol.13. — P. 79−85.
- Freud A. Wege und Irrwege in der Kindesentwicklung. Stuttgart, 1968.
- Fuchs R. Funktionsanalyse der Motivation. // Zeitschrift fur experimented und angewandte Psychologie, 1963. — Bd. 10.
- Gal R., Lazarus R.S. The role of activity in anticipating and confronting stressful situations. // Journal of Human Stress, 1975. -N 1. — P. 4−20.
- Geen R.G. Observing violence in the mass media: Implications of basic research. // Perspectives on Aggression. / Ed. by R.G. Geen, E.C. Neal. -New York, 1976.
- Geen R.G., Stonner D. Context effects in observed violence. Journal of Personality and Social Psychology, 1973, 25.
- Gesell A. Vision. Its development in infant and child. — New York: Harper, 1950.
- Gewirtz J.L. A learning analysis of the effects of normal stimulation privation and deprivation in the acquisition of social motivation andattachment. I I Determinants of Infant Behavior. / Ed. by B.M. Foss. -New York, 1961.
- Gewirtz J.L. Mechanisms of social learning: some roles of stimulation and behavior in early human development. // Handbook of Socialization Theory and Research. / Ed. by D.A. Goslin. Chicago, 1968.
- Gregoire A. L’apprentissage du langage. Gembloux: Duculot, 1937.
- Hathaway S.R., McKinley J.C. Minnesota Multiphasic Personality Inventory: Manual for Administration and Scoring. — New York, 1967.
- Hirschi T. Causes of delinquency. Berkeley, CA: University of California Press. 1969.
- Hoppe F. Untersuchungen zur Handlungs- und Affektpsychologie. IX. Erflog und MiBerflog. — Psychologische Forschung, 1930. — Bd. 14.
- Jucknat M. Leistung, Anspruchsniveau und SelbstbewuBtsein. — Psychologische Forschung, 1938. — Bd. 22.
- Kernberg O. Object-Relation Theory and Clinical Psychoanalysis. — New York: Jason Aronson, 1976.
- Klein M. The Psychoanalysis of Children. New York, 1932.
- Klinger E. Fantasy need achievement as a motivational construct. // Psychological Bulletin, 1966. Vol. 66.
- Kohlberg L. The psychology of moral development: Essay on moral development. Vol.2. San Francisco: Harper&Row, 1984.
- Kreisier L. Le nouvel enfants du desordre. Toulouse: Private, 1987.
- Lader M. Anxiety and depression. // Physiological correlates of human behavior. Vol. III. Individual differences and psychopathology. / Ed. by A. Gale & J.A. Edwards London: Academic Press, 1983. — Pp. 155−167.
- Lens W., De Voider M. Achievement motivation and intelligence test scores: A test of the Yerkes-Dodson hypothesis. // Psychology of Belgia, 1980.-P. 49−59.
- Lersch Ph. Aufbau der Person. Munchen, 1951.
- Levi L. Stress and distress in response to psychosocial stimuli. // Acta Med. Scand., 1972. Suppl. 528. — P. 3−166.
- Levi-Strauss C. The elementary structures of kinship. — London: Eyre & Spottiswoode, 1969. 542 p.
- Lewin K. Environmental forces in child behavior and development. // Handbook of Child Psychology. Ed. by C. Murchison. Worcester, Mass., 1931.
- Lewin K. Dynamic Theory of Personality: Selected Papers. New York, 1935.
- Lewin K. Principles of Topological Psychology. New York, 1936.
- Lewin K. The Conceptual Representation and the Measurement of Psychological Forces. Durham, N.C., 1938.
- Lewin К., Dembo Т., Festinger L., Sears P. S. Level of aspiration. // Personality and the Behavior Disorders. / Ed. by J. McV. Hunt. Vol. I. -New York, 1944.
- Liebert R.M., Sprafkin J. The Early Window, 3rd ed. Elmsford, NY: Pergamon Press, 1988.
- McNeil D. The acquisition of language. New York: Harper & Row, 1970.
- Miller N.E. Learning, stress and psychosomatic symptoms. — Acta Neurobiologiae Experimental is, 1976.-Vol. 36.-P. 141−156.
- Morris L.W., Liebert R.M. Effects of anxiety on timed and untimed intelligence tests. // Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1969.-Vol. 33.
- Mowrer O.H. Speech development in the young child: the autism theory of speech development and some clinical applications. // Journal of speech and hearing disorders, 1952. Vol. 17. — P. 263−268.
- Murray H.A. et al. Explorations in Personality. — New York, 1938.
- Nye R. What is B.F. Skinner really saying? New York, 1979.
- Olmsted D.L. Out of the mouth of babes. Earliest stages in language learning. Paris: Mouton, 1971.
- Olson D.R. The languages of experience: on natural language and formal education. // Bulletin of the British Psychological Society, 1975. — Vol. 28.-P. 363−373.
- Peterson Ch., Maier S.F., Seligman M.E.P. Learned helplessness. A theory for the age of personal control. New York, Oxford: Oxford University Press, 1993.
- Phinney J.S. et al. Ethnic identity and American identification among ethnic minority youths. // Journeys into Cross-Cultural Psychology. / Ed. by A-M. Bouvy et al. Amsterdam: Swets & Zeitlinger, 1994. — Pp. 167−183.
- Piaget J. Les mecanismes perceptifs. — Paris: Presses Universitaires de France, 1961.
- Piaget J. Das moralische Urteil beim Kinde. Frankfurt, 1973.
- Rogoff B. Schooling and the development of cognitive skills. // Handbook of Cross-Cultural Psychology. Vol. 4. / Ed. by H.C. Triandis, A. Heron. Boston etc.: Allyn & Bacon, 1981. — P. 233−294.
- Rutter M. Parent child separation: psychological effects on the children // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1971. — N 12. — P. 233 260.
- Rutter M. Attachment and the development of social relationships. // Scientific Foundation of Developmental Psychiatry / Ed. by M. Rutter. -London, 1980.-P. 24−39.
- Sarason S.B. The Clinical Interaction, with Special Reference to the Rorschach. New York, 1954.
- Sarason I.G., Palola E.G. The relationship of test and general anxiety, difficulty of task, and experimental instructions to performance. — Journal of Experimental Psychology, 1960. -N 59.
- Schmitz P.G. Acculturation and adaptation processes among immigrants in Germany. // Journeys into Cross-Cultural Psychology. / Ed. by A-M. Bouvy et al. Amsterdam: Swets & Zeitlinger, 1994. — Pp. 142−157.
- Schneider K. Die psychopathhischen Personlichkeiten. Wien, 1966.
- Seligman M.E.P. Helplessness: On depression, development and death. -San Francisco: W.H. Freeman, 1975.
- Seligman, M.E.P. Learned Optimism. — New York: Knopf, 1991.
- Sheldon W.H. With the collaboration of S.S. Stevens. The Varieties of Temperament. A Psychology of Constitutional Differences. New York, 1942.
- Singer J.L., Singer D.G. Television, imagination, and aggression: A Study of Preschoolers. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1981.
- Skinner B.F. Science and Human Behavior. New York, 1953.
- Skinner B.F. Beyond Freedom and Dignity. — New York, 1972.
- Skinner B.F. The philogeny and ontogeny of behavior. // The Behavioral and Brain Sciences, 1984. Vol. 7. — N 4. — P. 669−677.
- Slobin D.I., Welsh C.A. Elicited imitation as a research tool in developmental psycholinguistics. // Studies of Child Development. / Ed. by Ch.A. Ferguson, D.I. Slobin. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, inc., 1973.
- Snyder J.J. Reinforcement analysis of interaction in problem and nonproblem families // Journal of Abnormal Psychology, 1977. — Vol. 86. P. 528−535.
- Spielberger C.D. The effects of manifest anxiety on the academic achievement of college students. // Mental Hygiene, 1962. — V. 46. — Pp. 420−426.
- Spielberger C.D., O’Neil H.F., Hansen D.N. Anxiety, drive theory, and computer assisted learning. // Progress in Experimental Personality Research. / Ed. by B.A. Maher. — New York, 1972.
- Spitz R.A. Hospitalism. A follow up report // Psychoanal. Study of Child. New York, 1946. — N 2.39.
- Stern D. The first relationship: Infant and mother. — Cambridge: Harvard university, 1977.
- Tangney J.P., Feshbach S. Children’s television viewing frequency: Individual differences and demographic correlates. — Personality and Social Psychology Bulletin, 1988.-Vol. 14.-P. 145−158.
- Venger A., Kozulin A. Educational and psychological problems of children who recently immigrated to Israel from the USSR. // Newsletter of the International Center for the Enhancement of Learning Potential, 1992, Vol. 1, N l, p.6−7.
- Venger A., Rotenberg V.S., Desiatnikov Y. Evaluation of Search Activity and Other Behavioral Attitudes in Indefinite Situations. // Dynamic Psychiatry, 1996. Vol. 160/161. — P. 368 — 377.
- Watson J.B. Psychology from the Standpoint of a Behaviorist. — Philadelphia, 1919.
- Watson J.B. Behaviorism. New York, 1924.
- Whaler R.G., Dumas J.E. Family factors in childhood psychopathology: Toward a coercion neglect model // Family interaction and psychopathology. / Ed. by T. Jacob. — New York: Plenum Press. 1984.
- Wine J. Test anxiety and direction of attention. // Psychological Bulletin, 1971.-Vol. 76.
- Yerkes R.M., Dodson J.D. The relation of strength of stimulus to rapidity of habit formation. // Journal of Comparative and Neurological Psychology, 1908. Vol. 18. — P. 459−482.