Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди психологических синдромов к наиболее серьезным последствиям приводят тотальный регресс, отверженность, социальная дезориентация и вербализм. Они обладают ярко выраженным психопатизирующим действием. Несколько менее опасны последствия хронической неуспешности. Этот невротизирующий психологический синдром очень широко распространен в младшем школьном возрасте. Наряду с этим, имеются… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ПРЕДМЕТ И ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Постановка задачи
    • 1. 2. Проблема общевозрастного развития психики
    • 1. 3. Онтогенетическое развитие психики в процессе совместной деятельности (гипотеза)
    • 1. 4. Проблема формирования индивидуальных психологических особенностей 42 Y.5. Структура и развитие психологического синдрома гипотеза)
  • Глава II. ОЧЕРК ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ
    • II. 1. Период новорожденности
    • 11. 2. Младенческий возраст
    • 11. 3. Кризис одного года и ранний возраст
    • 11. 4. Кризис третьего года и дошкольный возраст
    • 11. 5. Кризис седьмого года и младший школьный возраст 114 Появление ориентации на социальную действительность 116 Ориентация на нормы в ситуациях выбора
    • 11. 6. Последующие возрастные периоды
  • Глава III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ 165 III. 1. Хроническая неуспешность и тотальный регресс 166 Ш. 2. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция
    • 111. 3. Негативное самопредъявление и демонстративный 192 нигилизм

    111.4. Позитивное самопредъявление и гиперсоциальность 202 Ш. 5. Социальная дезориентация и отверженность 210 7II.6. Семейная и групповая изоляция 220 J1I.7. Интеллектуализм и сужение сферы деятельности

    111.8. Вербализм

    111.9. Сравнительная характеристика разных психологических 242 синдромов

    Глава IV. ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СИНДРОМОВ

    IV. 1. Хроническая неуспешность и тотальный регресс

    IV. 2. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция

    IV.3. Негативное и позитивное самопредъявление, демонстративный нигилизм, гиперсоциальность

    IV.4. Социальная дезориентация и отверженность

    IV.5. Семейная и групповая изоляция

    IV.6. Интеллектуализм, сужение сферы деятельности, вербализм

Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Возрастные и индивидуальные психологические особенности традиционно изучаются порознь, вне связи друг с другом. При этом используются разные концептуальные подходы и разный категориальный аппарат. Так, понятия возрастной период, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования возраста, — как бы не предполагают наличия индивидуальных различий. Понятия же темперамент, психотип, акцентуация характера, личностные черты, — не отражают общевозрастных закономерностей психического развития. Это приводит к серьезным теоретическим и практическим трудностям. В частности, отсутствуют основания для прогнозирования хода развития отдельного ребенка, даже в том случае, если его индивидуальные особенности, имеющиеся на данный момент, выявлены достаточно полно. Несмотря па то, что в последние десятилетия разработаны многочисленные психокоррекционные и психотерапевтические методы, они используются во многом вслепую, так как их «привязка» к возрасту и к индивидуальным особенностям ребенка осуществляется порознь. Для преодоления этих трудностей необходимо получить картину возрастного развития индивидуальных психологических особенностей.

Целью исследования являлась разработка теоретической модели взаимосвязи между развитием общевозрастных и индивидуальных психологических особенностей и проверка этой модели на эмпирическом материале.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что основой для построения такой модели может стать концепция совместной деятельности, дополненная анализом кольцевой взаимосвязи между психологическими особенностями ребенка и воздействиями, оказываемыми на него социальным окружением.

Задачи исследования:

1. Разработать категориальный аппарат, позволяющий эффективно анализировать совместную деятельность ребенка со взрослым.

2. Проследить общие закономерности формирования психологических новообразований в онтогенезе.

3. Выявить общую структуру психологического синдрома (устойчивого индивидуального варианта развития).

Л. Проанализировать сочетания психологических симптомов, наиболее распространенные в консультативной и психокоррекционной практике.

5. Выделить и описать психологические синдромы, порождающие эмпирически наблюденные симптомокомплексы.

6. Разработать направления психокоррекции применительно к отдельным синдромам и их группам.

Объект исследования: общевозрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка.

Предмет исследования: влияние прямых и обратных связей в системе ребенок — общество на развитие детской психики.

Методы исследования: анализ литературылабораторный экспериментнаблюдениеанализ клинического материала.

Научная новизна и теоретическая значимость концепции, представленной в настоящей работе, определяются тем, что в ней: впервые предложена общетеоретическая схема, позволяющая с единых позиций охарактеризовать как возрастные, так и индивидуальные психологические особенности детейk разработан категориальный аппарат, отражающий структуру совместной деятельности ребенка со взрослым и описывающий ее развитие в онтогенезевведено понятие межличностной ситуации развития, являющееся естественным продолжением понятия социальной ситуации развития применительно к проблеме индивидуальных различийпроанализирована структура психологического синдрома, изучен и описан ряд конкретных психологических синдромов детского и подросткового возрастовэта задача, поставленная еще JI.C. Выготским, до сих пор не была решена.

Практическая значимость. Предложены четкие критерии выявления различных психологических синдромов в старшем дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастахопределены закономерности развития этих синдромов, что позволяет осуществлять обоснованный психологический прогноз в отношении отдельного ребенка. Разработаны направления коррекции и профилактики неблагоприятных вариантов психического развития.

Изучены центральные психологические новообразования, появление которых знаменует переход от одного возрастного периода к другому. На этой основе разработана диагностическая система, направленная на выявление уровня готовности детей к школе. Она рекомендована к использованию Министерством общего и профессионального образования РФ и широко применяется при приеме детей в школы.

На основе данных, полученных в исследовании, выпущен цикл пособий для учителей и школьных психологов. Материалы исследования легли в основу лекционных курсов, прочитанных автором в 1983 — 2001 гг. на факультете психологии МГУ, факультете педагогики и психологии МГПУ, в Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО), педагогическом факультете Иерусалимского университета, психологическом факультете Университета РАО и в других ВУЗ’ах. Диагностические и коррекци-онные методы, разработанные в ходе исследования, применяются в практической деятельности Международного центра по развитию учебного потенциала.

Положения, выносимые на защиту:

1. Анализируя как общевозрастные, так и индивидуальные закономерности психического развития, необходимо рассматривать всю совокупность прямых и обратных связей между ребенком и обществом. Воздействия окружающих людей на ребенка и его воздействия на них образуют целостную систему, которая и является движущей силой развития.

2. Подобно тому, как общевозрастные закономерности психического развития определяются социальной ситуацией развития, индивидуальные психологические особенности ребенка определяются спецификой межличностной ситуации развития. Она представляет собой конкретную форму проявления социальной ситуации развития, специфичной для каждого возрастного периода. Социальная ситуация развития воплощается в ведущем типе совместной деятельности ребенка со взрослым. Межличностная ситуация развития модифицирует конкретные особенности этой деятельности.

3. Основными единицами анализа совместной деятельности ребенка со взрослым являются: содержание (социально заданный предмет деятельности) — функции ее участников (ребенка и взрослого) — функционирование каждого из участников, в котором реализуются их функции.

В процессе совместной деятельности у ребенка формируются психологические новообразования, обеспечивающие регуляцию его функционирования.

4. В ходе развития у детей складываются различные психологические синдромы. Структуру психологического синдрома составляют три основных блока, связанных прямыми и обратными связями: психологический профиль ребенкаособенности функционирования ребенкареакция социального окружения на функционирование ребенка. Устойчивость синдрома обеспечивается благодаря замыканию положительной обратной связи между этими блоками (возникновению «порочного круга»).

Каждый психологический синдром имеет присущую ему логику возрастного развития. Если отсутствуют специальные коррекционные воздействия, то при переходе к новому возрастному периоду одни синдромы закономерно сменяются другими.

5. Коррекция неблагоприятного психологического синдрома предполагает изменение реакций социального окружения. При этом разрушается лежащий в основе синдрома «порочный круг» (положительная обратная связь).

Апробация работы.

Материалы диссертации докладывались на 6 международных, 4 всесоюзных и всероссийских конгрессах и конференциях (1980 — 2001), обсуждались на заседаниях Ученого совета и итоговых научных сессиях, заседаниях лаборатории психологии младшего школьника Психологического института РАО, заседаниях кафедры детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии РМАПО, кафедры возрастной и педагогической психологии Университета РАО. По теме исследования опубликовано 63 работы, в том числе 5 книг.

Структура работы. Диссертация состоит из четырех глав, введения, заключения и списка литературы.

выводы.

В каждом возрастном периоде имеется свое социально заданное содержание ведущей деятельности. Оно определяет функции ее &bdquo—частников (ребенка и взрослого), реализуемые в их функционировании, то есть в том вкладе, который вносит в нее каждый из участников. Психика ребенка, ориентирующая его функционирование, развивается как подсистема в рамках развития целостной системы — совместной деятельности.

Содержанием ведущей деятельности в период новорожденности является создание и поддержание социально заданных условий жизни ребенка. В рамках этой деятельности у ребенка формируется первая психологическая инстанция — мотив, субъективным выражением которого служат первичные эмоции: удовольствие/неудовольствие.

Содержанием ведущей деятельности в младенческом возрасте является общение взрослого и ребенка. Мотив, направляющий функционирование ребенка, теперь конкретизируется в целях. Субъективным выражением цели служит эмоционально окрашенный предметный образ.

Содержание ведущей деятельности раннего возраста — это овладение предметными действиями (их образцы задает взрослый). Функционирование ребенка теперь включает индивидуальные действия, чаправляемые задачей. Задача содержит не только цель, но и условия ее достижения. Она субъективно представлена в виде образа, отражающего отношения между объектами (в первую очередь, пространственные).

Содержанием ведущей деятельности дошкольного возраста является моделирование окружающей действительности (прежде всего, поведения взрослых в разных ситуациях). Отдельные действия ребенка интегрируются в систему благодаря осознанию их смысла (то есть места, занимаемого ими в целостном функционировании). Появляется также образ «Я», то есть осознание себя как субъекта.

Содержанием ведущей деятельности младшего школьного возраста является обучение, осуществляемое в социально заданных формах. Функционирование ребенка начинает направляться нормами и правилами, что достигается благодаря появлению новой психологической инстанции: позиции, отражающей функцию ребенка в совместной деятельности.

Содержание ведущей деятельности подросткового возраста представлено построением системы социальных отношений с другими людьми. Функционирование подростка отличается сознательным выбором деятельности, в которой он готов участвовать, и своей функции в ней. Психологической инстанцией, предоставляющей такую возможность, служит самосознание, отражающее положение подростка в обществе.

Содержание ведущей деятельности юношеского возраста составляет процесс личностного самоопределения. Ориентирующую роль в ней играют такие психологические образования как смысл жизни и психологическое будущее, определяющие жизненную перспективу человека.

В ходе развития у детей нередко складываются те или иные психологические синдромы. Их устойчивость обеспечивается замыканием положительной обратной связи: психологические особенности ребенка поддерживаются реакцией окружающих на проявление итих же особенностей. Правильная диагностика психологического синдрома требует учета факторов, относящихся к трем взаимосвязанным сферам: психологических особенностей ребенка (выявляемых с помощью психологического обследования) — особенностей функционирования ребенка (выявляемых посредством наблюдения и беседы с родителями и/или педагогом) — особенностей реакции окружающих на поведенческие проявления ребенка (выявляемых в беседе с родителями и/или педагогом и посредством наблюдения за их общением с ребенком).

Среди психологических синдромов к наиболее серьезным последствиям приводят тотальный регресс, отверженность, социальная дезориентация и вербализм. Они обладают ярко выраженным психопатизирующим действием. Несколько менее опасны последствия хронической неуспешности. Этот невротизирующий психологический синдром очень широко распространен в младшем школьном возрасте. Наряду с этим, имеются психологические синдромы, часто сопровождающиеся очень яркими внешними проявлениями (негативное самопредъявление, демонстративный нигилизм), но имеющие в большинстве случаев благоприятный прогноз.

Преодоление и профилактика неблагоприятных психологических синдромов требуют перестройки системы отношений с ребенком. В некоторых случаях необходима также дополнительная профессиональная психокоррекционная работа. В зависимости от характера синдрома, в одних случаях предпочтительна индивидуальная работа, в других — групповая. Для коррекции синдромов подросткового п юношеского возрастов, как правило, наиболее эффективна групповая психотерапия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Н. Развитие образа самого себя у младенца: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1982. — 22 с.
  2. Н.Н. Становление образа себя у детей первых лет жизни. // Вопросы психологии, 1996. — № 4. С. 3−12.
  3. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
  4. Н.М. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Медицина, 1977. — 302 с.
  5. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М., 1984-
  6. П.К. Избранные труды. — М.: Наука, 1978. 400 с.
  7. .С. Астенические состояния. — М.: Медгиз, 1961. — 203 с.
  8. Т. Психическое развитие младенца. Пер. с англ. — М.: «Прогресс», 1979.-320 с.
  9. М.М. К философии поступка. // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984 1985. — М., 1986. — С. 80−160.
  10. В.П. Значение условности в формировании способов логического мышления у дошкольников. // Вопросы психологии, 1978.-№ 4.-С. 36−45.
  11. Ф.Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многопрофильного исследования личности (в клинической медицине и психогигиене). М., 1976.
  12. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. -424 с.
  13. Н.А. О построении движений. — М., 1947. — 255 с.
  14. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  15. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Педагогика, 1968. 464 с.
  16. Л.И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей. // Вопросы психологии, 1975. — № 1. — С. 80−89.
  17. Л.И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников. // Известия АПН РСФСР. — М., 1951.-Вып. 36.
  18. .С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988. — 301 с.
  19. Дж. Психология познания (за пределами непосредственной информации). М.: Прогресс, 1977. — 414 с.
  20. Дж. Онтогенез речевых актов. // Психолингвистика. / Под ред. A.M. Шахнаровича. М.: Прогресс, 1984. — 368 с.
  21. Е.А. К вопросу о развитии произвольности поведения в дошкольном возрасте: Сообщение I. // Новые исследования в психологии, 1978(a). -№ 1 (18). С. 32−37.
  22. Е.А. К вопросу о развитии произвольности поведения в дошкольном возрасте: Сообщение II. // Новые исследования в психологии, 1978(6). -№ 2 (19). С. 69−75.
  23. Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И. Современная американская психология развития. — М.: Изд-во МГУ, 1986. — 128 с.
  24. Р., Ричардсон Д. Агрессия. — Спб.: Питер, 1997. — 336 с.
  25. Ш., Тюдор-Гарт Б., Гетцер Г. Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни. / Под ред. Л. С. Выготского. — М. — Л.: Госмедиздат, 1931. — 234 с.
  26. К. Жить с агрессивными детьми. — М.: Педагогика, 1991. — 144 с.
  27. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. -196 с.
  28. Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушении социальной регуляции поведения // Психологический журнал. 1997. — № 2. — С.58 — 78.
  29. А.Л. О значении изменения позиции ребенка для формирования у него новых типов организации действий. // Новые исследования в психологии, 1979. № 1. — С. 65−69.
  30. А.Л. Структура психологического синдрома. // Вопросы психологии, 1994, № 4, с. 82 92.
  31. А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. М. — Рига: ПЦ «Эксперимент», 2000. — 184 с.
  32. А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство — М.: Генезис, 2001 (а). Ч. 1. — 160 е.- Ч. 2. — 128 с.
  33. А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности. // Вопросы психологии, 2001 (б). № 3. — С. 17 — 26.
  34. Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М.: Просвещение, 1969.— 365 с.
  35. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. — М.: Просвещение, 1966. — 442 с.
  36. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. / Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. М., 1967.
  37. JI.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. М., 1960. — 363 с.
  38. Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.-361 с.
  39. Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983. 328 с.
  40. Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология. / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. -432 с.
  41. Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. — 527 с.
  42. Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста. // Вопросы психологии, 1985.- № 5.-С. 46−53.
  43. П.Я. Психологическое различие орудий человека и вспомогательных средств у животных и его значение: Канд. дис. — Харьков, 1936.
  44. П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий. // Доклады АПН РСФСР, 1959 (а). — № 2.
  45. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. // Психологическая наука в СССР. — Т. 1. -М., 1959 (б).-С. 441−469.
  46. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследования мышления в советской психологии. — М., 1966. — С. 236−277.
  47. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка.//Вопросы психологии, 1969. — № 1. —С. 15−25.
  48. П.Я. Введение в психологию. — М., 1976. — 150 с.
  49. П.Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. — М.: Изд-во МГУ, 1974. 101 с.
  50. П.Б. Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика. // Избранные труды. М., 1964. — С. 116−252.
  51. А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. -М.-Л., 1948.-60 с.
  52. А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. В 2-х ч. М., 1949. — 4.1 — 268 е.- Ч. II. — 192 с.
  53. А. Педология раннего возраста. М. — Л., 1932.
  54. К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Под ред. А. И. Пискунова. М.: Просвещение, 1971. — С. 255−265.
  55. Генезис сенсорных способностей. / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Педагогика, 1976. — 256 с.
  56. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. //Вопросы психологии, 1984. -№ 3. — С. 43−52.
  57. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. -424 с.
  58. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544 с.
  59. В. В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников. // Вопросы психологии, 1981, № 6.
  60. В. В., Маркова А. К., Эльконин Д. Б. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. — М., 1978.
  61. Д. Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек». // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Под ред. А. И. Пискунова. — М.: Просвещение, 1971. — С. 266−271.
  62. Т.В. Подросток. М., 1976.
  63. Э. Социология и теория познания. // Новые идеи в социологии. Сборник второй. Социология и психология. СПб.: Образование, 1914. — С. 27−67.
  64. А.И. Неврозы у детей. СПб.: Дельта, 1996. — 480 с.
  65. И.Ю. Из опыта работы с гиперактивными детьми // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Материалы всероссийской научно-практической конф. (Москва, 26−28 ноября 1996 г.). М., 1996. — С.82−83.
  66. .В. Теория личности К.Левина. М.: Изд-во МГУ, 1981. -118с.
  67. В.П. Культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности: живые противоречия и точки роста. // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1993. -№ 2. С. 41−51.
  68. Г. М. Структура психологической готовности к школе. Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1986. — 22 с.
  69. Н.М., Северный А. А. Депрессия в детском и подростковом возрасте. М.: Школа-Пресс, 1998 — 80 с.
  70. Исследование развития познавательной деятельности. / Под ред. Дж. Брунера, Р. Олвера, П. Гринфилда. -М.: Педагогика, 1971. -392 с.
  71. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека: Т. 1.-JL, 1957.
  72. В.В. Психогенные характерологические и патохарактерологические реакции у детей и подростков. // Неврозы и нарушения характера у детей и подростков. — М., 1973. С. 75−90.
  73. В.В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина, 1995. -560 с.
  74. Кон И. С. Дружба. М.: Политиздат, 1980. — 255 с.8L Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  75. S2. Котырло В. К., Дуткевич Т. В. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников. // Вопросы психологии, 1991. -№ 2. С. 50−60.
  76. М., Скрибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк. — М.: Прогресс, 1977. — 264 с.
  77. К. Основы психического развития. Пер. с нем. — М. — JL: Соцэкгиз, 1934.
  78. Э. Строение тела и характер. М. — JL, 1924.
  79. А.Н. Астенический и стенический варианты психогений, вызванных непривычными условиями существования. // 8-й Всесоюзный съезд невропатологов, психиатров и наркологов. — М., 1988.-С. 199−201.
  80. Лг.зурский А. Ф. Классификация личностей. М. — Пг., 1923.
  81. И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте, пер. с чешского. Прага: Авиценум, 1984. — 336 с.
  82. В.В. Нарушения психического развития у детей. — М.: Изд-во МГУ, 1985. 167 с.
  83. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Атеист, 1930.-340 с.
  84. К. Динамическая психология: Избранные труды. — М.: Смысл, 2001.-572 с.
  85. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. — 536 с.
  86. К. Акцентуированные личности. Киев: Вища школа. — 1981.-392 с.
  87. А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии, 1960. -№ 1. — С. 7−17.
  88. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I. М.: Педагогика, 1983(a). — 392 с.
  89. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. И. М.: Педагогика, 1983(6). — 320 с.
  90. Лехтман-Абрамович Р.Я., Фрадкина Ф. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве: Сб. ст. / Под ред. Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной. — М. 1949. — 76 с.
  91. М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. — С. 268−294.
  92. М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное. // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. — М.: НИИ ОП АПН СССР, 1980. -С. 3−32.
  93. М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986.- 144 с.
  94. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. 2-е изд. Л.: Медицина, 1983. — 256 с.
  95. А.Е. Акцентуации характера как концепция в психиатрии и медицинской психологии // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева, 1993. — № 1 — С. 5−17.
  96. Д. Опыт о человеческом разуме, пер. с англ. М.: Тип. И. Н. Кушнарева, 1898.
  97. К. Агрессия («Так называемое зло»), пер. с нем. М.: Изд. гр. «Прогресс» — «Универсум», 1994. — 272 с.
  98. А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  99. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование. — М.: Наука, 1974.- 172 с.
  100. В. Н. Депрессивный невроз в детском возрасте. — М., 1982.
  101. Л., Рубцов В. В. Динамика коллективных взаимодействий и их роль в развитии понимания у детей. // Познание и общение. — М., 1988.
  102. Т.А. Психологические условия формирования совместной учебной деятельности школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1977.-21 с.
  103. Т.А., Полуянов Ю. А. Присвоение позиции другого человека при коллективных формах учебной деятельности детей. // Современное состояние и перспективы развивающего обучения. — Красноярск: Изд-во КГУ, 1990. С. 32−37.
  104. B.C. Очерк теории темперамента. М., 1964.
  105. А.И. Слепоглухонемые дети. — М., 1974.1J3м115 116 117 118 119 118 372 864,123,124,125,126 127,
  106. Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. -М., 1965.
  107. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. — 240 с. Мясищев В. Н. Психология отношений. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-356 с.
  108. В.Д. Основные свойства нервной системы человека. — М., 1966.
  109. В.Д. Темперамент. // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М.: Изд-воМГУ, 1982.-С. 153−159.
  110. В.А. О некоторых особенностях перехода от игровой деятельности к учебной. // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе: Тезисы Всесоюзного симпозиума. 24−26 ноября 1976 г. г. Тула. М., 1976. — С. 28−30.
  111. В.А. Роль позиции в развитии логического мышления. // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. -М.: Педагогика, 1985. — С. 138−151.
  112. Т.А. Формирование новой внутренней позиции. // Особенности психического развития детей 6 — 7-летнего возраста. / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М.: Педагогика, 1988 (а). — С. 22−36.
  113. Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. — Сер. 14: Психология, 1988 (б). -№ 1. С. 21−28. Неймарк М. С. Формирование личности. // Дошкольное воспитание, 1967.-№ 4.-С. 27−30.
  114. М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков. // Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972.
  115. Особенности психического развития детей 6 — 7-летнего возраста. / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. -136 с.
  116. И.П. Двадцатилетний опыт. М., 1951.
  117. М.С. Клиника психопатий в детском возрасте. — М., 1941.
  118. Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М.: Педагогика, 1991. — 248 с.
  119. А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности.//Вопросы психологии, 1987. — № 1.-С. 15−26.
  120. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  121. . Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1969.-659 с.
  122. . Теория Пиаже. // История зарубежной психологии (30 — 60-е гг. XX в.). Тексты. / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. -М.: Изд-во МГУ, 1986. С. 232−292.
  123. Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977.
  124. К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 20−33.
  125. Ю.А. Развитие взаимопонимания между детьми вучебной деятельности. // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1983. — С. 4459.
  126. М.И. К вопросу об овладении грамматическими элементами языка детьми преддошкольного возраста (овладение согласованием в роде): Канд. дис. М., 1956.
  127. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. М., 1987. — 190 с.
  128. Проективная психология: Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 528 с.
  129. Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983.-448 с.
  130. Развитие общения дошкольников со сверстниками. / Под ред. А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1989. — 216 с.
  131. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности. / Под ред. В. В. Давыдова, В. В. Рубцова. — Новосибирск: Психологический институт РАО, 1995. 227 с.1 471 481 491 5015i.152,153,154,155,156,157,158.159,160,161,162,163.
  132. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. JI.A. Венгера. -М.: Педагогика, 1986. 224 с.
  133. Розенгарт-Пупко Г. Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте. М., 1948. — 200 с.
  134. Е.С. Графические методы в практической психологии. — СПб.: Речь, 2001.-416 с.
  135. B.C., Аршавский В. В. Стресс и поисковая активность. // Вопросы философии, 1979. -№ 4. С. 117−127. Ротенберг B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. -М, 1984.
  136. С.Л. Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии // Ученые записки Московского университета, 1945, вып. 90.
  137. С.Л. Основы общей психологии, изд. 2. — М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.
  138. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. — 416 с. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: Медицина, 1970. — 215 с.
  139. Н.П. Рисование в дошкольном возрасте. — М.: Просвещение, 1965. 214 с.
  140. Л.С. О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте. // Известия АПН РСФСР, 1948. Вып. 14. -С. 11−30.
  141. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. // Вопросы психологии, 1986. № 6. — С. 14−22.
  142. В.И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе. // Проблемы рефлексии. Новосибирск: Наука, 1987. -С. 60−68.
  143. Е.О. Формирование представлений о себе и о другом в общении дошкольников. // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. М., 1987. — С. 122 127.
  144. Л.Н. Пособие по применению психологической методики MMPI.-M., 1971.
  145. Социально-исторический подход в психологии обучения. / Под ред. М. Коула. М.: Педагогика, 1989.
  146. Г. Основания социологии. Тт. 1 — 2. СПб.: И. И. Билибин, 1876−1877.-900 с.
  147. Л.И. Психопатии и психопатоподобные состояния. // Сборник научных работ, посвященный 90-летию со дня рождения В. О. Осипова. Л., 1962.-С. 101−104.
  148. А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 200 с.
  149. Е.В. Нравственное развитие дошкольника. // Вопросы психологии, 1983. -№ 4. С. 29−38.
  150. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. II. — М.: Медгиз, 1959.
  151. .М. Проблемы индивидуальных различий. // Избр., т.1. — М., 1985.
  152. Э.Л. Принципы обучения, основанные на психологии. — М., 1930.
  153. Г., Малпасс Р., Дэвидсон Э. Психология и культура. // История зарубежной психологии (30 60-е гг. XX в.). Тексты. / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М.: Изд-во МГУ, 1986. — С. 293 310.
  154. П. О сопоставительном изучении развития мышления ребенка в различных культурах. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946- 1980 гг.-М.: Изд-во МГУ, 1981.-С. 189−193.
  155. П. Культурно-историческое развитие вербального мышления. (Психологическое исследование). — Таллин: Валгус, 1987.-344 с.
  156. Р.А. К вопросу о смысловой организации переживаний в подростковом и раннем юношеском возрасте. // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология, 1990. № 4. — С. 57−64.
  157. Д.Н. Психологические исследования. — М., 1966.-451 с.
  158. Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1985. — № 6.-С. 36−56.
  159. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  160. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. — М.: Флинта, 1999.
  161. Н.Л., Денисова М. П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. / Под ред. Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной. М.: Медгиз, 1949. — 103 с.
  162. Е.В. О психологическом механизме перехода к операциональной стадии развития интеллекта у детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии, 1976. № 1. — С. 82−92.
  163. Дж. X. Генетическая психология Жана Пиаже. — М.: Просвещение, 1967. — 623 с.
  164. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими, пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. — 511 с.
  165. Г. Экспериментальная психология дошкольника. Пер. с нем. — М. JI.: Госиздат, 1930.
  166. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987.
  167. Ф.И. Психология игры в раннем детстве. Генетические корни ролевой игры: Канд. дис. — JL, 1946.
  168. А. Норма и патология детского развития: Пер. с нем. М., 1990.
  169. А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1993. 144 с.
  170. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции: Пер с нем. — М.: Наука, 1989.-455 с.
  171. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет: Пер. с нем. Кн. 2. -Тбилиси: «Мерани», 1991. -428 с.
  172. X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 2: Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1986.-392 с.
  173. Г. Т. Методика «Рисунок семьи». // Общая психодиагностика. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. — С. 206−221.
  174. Н. Аспекты теории синтаксиса. — М: Изд-во МГУ, 1972(a).
  175. Н. Язык и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1972(6). — 122 с.
  176. X. Категории девиантного, асоциального, антисоциального и делинквентного поведения у детей и подростков //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1987. — Т.87. — № 10. — С.1527 — 1529.
  177. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
  178. Г. А. Формирование учебной деятельности в коллективно-распределенной форме: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1980.- 17 с.
  179. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Москва — Рига: ПЦ «Эксперимент», 1995. — 240 с.
  180. Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? М. — Рига: ПЦ «Эксперимент», 2000. — 224 с.
  181. Шипицына J1.M., Иванов Е. С., Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. (Под общей редакцией Л.М. Шипицыной). — СПб., 1997. — 160 с.
  182. В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста, пер. с нем. -Пг.: 26-я гос. типография, 1922.
  183. .Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития. // Вопросы психологии, 1992. — № 3−4.
  184. .Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского). — М.: Тривола, 1*994.- 168 с.
  185. Д.Б. Детская психология. М., 1960. — 328 с.
  186. Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. // Вопросы психологии обучения и воспитания. — Киев, 1961.
  187. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. — № 4 — С. 5−20.
  188. Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  189. Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  190. Э. Детство и общество, пер. с англ., 2-е изд. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Универсальная книга», 1996 (а). — 592 с.
  191. Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1996 (б). 344 с.
  192. Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1924.
  193. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души: Пер. с нем. М.: Канон, 1994. — 336 с.
  194. Е.К. Ориентация на моральные нормы в действиях и высказываниях детей 5−7 лет. // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология, 1988-№ 1.-С. 69−72.
  195. П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности. // Психологический журнал, 1981. — № 4.-С. 141−149.
  196. Abramson L.Y., Seligman М.Е.Р., Teasdale J. Learned helplessness in humans: Critique and reformulation. // Journal of Abnormal Psychology, 1978.-Vol. 87.-P. 32−48.
  197. Achievement, Stress, and Anxiety. / Ed. by H.W. Krohne, L. Laux. — Washington, 1980.
  198. Ainsworth M. Patterns of attachment behavior seen by the infant interaction with his mother. — Merrill, 1964. 123 p.
  199. Allport G.W. Personality: A Psychological Interpretation. — New York: Holt, Rinehart and Winston, 1937.
  200. Anderson С. A., Ford C.M. Affect of the game player: short-term effects of highly and mildly aggressive video games. — Personality and Social Psychology Bulletin, 1986. Vol. 12. — P. 390−402.
  201. Atkinson J. W. The achievement motive and recall of interrupted tasks. // Journal of Experimental Psychology, 1953. Vol. 46.
  202. Atkinson J.W. An Introduction to Motivation. Princeton, N. J., 1964.
  203. Bandura A. Social learning theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. 1977.- 177 p.
  204. Bandura A., Walters R. Social Learning and Personality Development. — New York: Holt, Rinehart and Winston, 1963.-405 p.
  205. Baugham E.E. Rorschach scores as a function of examiner difference. — Journal of Projective Techniques, 1951.-Vol. 15.
  206. Beilak L. The TAT, CAT, and SAT in Clinical Use. New York, 1975.
  207. Berry J.W. Acculturation and psychological adaptation: An overview. // Journeys into Cross-Cultural Psychology. / Ed. by A-M. Bouvy et al. -Amsterdam: Swets & Zeitlinger, 1994. Pp. 129−141.
  208. Boski P. Psychological acculturation via identity dynamics: Consequences for subjective well-being. // Journeys into Cross-Cultural Psychology. / Ed. by A-M.Bouvy et al. Amsterdam: Swets & Zeitlinger, 1994.-Pp. 197−215.
  209. Bowlby J. Maternal care and mental health. — Geneva, 1951. 166 p.
  210. Bowlby J., Ainsworth M.D., Boston M. et al. The effects of mother -child separation: a follow-up study // British Journal of Medical Psychology, 1956. Vol. 29. — P. 211−247.
  211. Bronfenbrenner U. Developmental research public policy and the ecology of childhood // Child Development, 1974. Vol. 32.
  212. Cattell R.B. Personality: A Systematic, Theoretical, and Factual Study. -New York: McGraw-Hill, 1950.
  213. Cattell R.B. Personality and Mood by Questionnaire. — San Francisco, 1973.
  214. Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook for the Sixteen Personality Factor Questionnaire (16 PF) in Clinical, Educational, Industrial and Research Physiology. — Champaign, Illinois, 1970.
  215. Cole M. Society, mind and development. // The Child and Other Cultural Inventions. / Ed. by Cessel F.S., Siegel A.W. New York etc.: Praeger, 1983.-P. 89−114.
  216. Cole M., Bruner J.S. Preliminaries to a theory of cultural differences. // Seventy-First Yearbook of the National Society for the Study of Education.-Chicago, 1972.-Pp. 161−179.
  217. Cole M., Sharp D.W., Lave C. The cognitive consequences of education: some empirical evidence and theoretical misgivings. // Urban Review, 1976.-Vol. 9.-P. 218−233.
  218. Duffy E. Activation and Behavior. — New York, 1962.
  219. Durkheim E., Mauss M. Primitive Classification. — Chicago: University of Chicago Press, 1963. 96 p.
  220. Elkind D. Piaget’s conception of right and left: Piaget replication study IV. // Journal of Genetic Psychology, 1961. Vol. 99.
  221. Eron L.D. The development of aggressive behavior from the perspective of a developing behaviorism. American Psychologist, 1987. — Vol. 42. — P. 425−442.
  222. Eysenck H.J. Dimensions of Personality. — London: Routledge & Kegan Paul, 1947.
  223. Eysenck H.J. The biological basis of personality. Springfield, IL: Charles C. Thomas, 1967.
  224. Farrington D.P. The development of offending and antisocial behavior from childhood: Key finding from the Cambridge study in delinquent development // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1995. Vol. 36.-P. 929−964.
  225. Feffer M.H., Gourevitch V. The cognitive aspects of role-taking in children. // Journal of Personality, 1960. Vol. 28.
  226. Feuerstein R. The theory of structural cognitive modifiability // Learning and Thinking Styles: Classroom interaction. / Ed. by B.Z. Pressein. — Washington, DC: National Education Association, 1990. Pp. 68−134.
  227. Flavell J.H. The Development of Role-Taking and Communication Skills in Children. New York, 1975.
  228. Forehand R., King H.E., Peed S., Yoder P. Mother-child interactions: Comparison of a noncompliant clinic group and a nonclinic group. // Behavior Research and Therapy, 1975. Vol.13. — P. 79−85.
  229. Freud A. Wege und Irrwege in der Kindesentwicklung. Stuttgart, 1968.
  230. Fuchs R. Funktionsanalyse der Motivation. // Zeitschrift fur experimented und angewandte Psychologie, 1963. — Bd. 10.
  231. Gal R., Lazarus R.S. The role of activity in anticipating and confronting stressful situations. // Journal of Human Stress, 1975. -N 1. — P. 4−20.
  232. Geen R.G. Observing violence in the mass media: Implications of basic research. // Perspectives on Aggression. / Ed. by R.G. Geen, E.C. Neal. -New York, 1976.
  233. Geen R.G., Stonner D. Context effects in observed violence. Journal of Personality and Social Psychology, 1973, 25.
  234. Gesell A. Vision. Its development in infant and child. — New York: Harper, 1950.
  235. Gewirtz J.L. A learning analysis of the effects of normal stimulation privation and deprivation in the acquisition of social motivation andattachment. I I Determinants of Infant Behavior. / Ed. by B.M. Foss. -New York, 1961.
  236. Gewirtz J.L. Mechanisms of social learning: some roles of stimulation and behavior in early human development. // Handbook of Socialization Theory and Research. / Ed. by D.A. Goslin. Chicago, 1968.
  237. Gregoire A. L’apprentissage du langage. Gembloux: Duculot, 1937.
  238. Hathaway S.R., McKinley J.C. Minnesota Multiphasic Personality Inventory: Manual for Administration and Scoring. — New York, 1967.
  239. Hirschi T. Causes of delinquency. Berkeley, CA: University of California Press. 1969.
  240. Hoppe F. Untersuchungen zur Handlungs- und Affektpsychologie. IX. Erflog und MiBerflog. — Psychologische Forschung, 1930. — Bd. 14.
  241. Jucknat M. Leistung, Anspruchsniveau und SelbstbewuBtsein. — Psychologische Forschung, 1938. — Bd. 22.
  242. Kernberg O. Object-Relation Theory and Clinical Psychoanalysis. — New York: Jason Aronson, 1976.
  243. Klein M. The Psychoanalysis of Children. New York, 1932.
  244. Klinger E. Fantasy need achievement as a motivational construct. // Psychological Bulletin, 1966. Vol. 66.
  245. Kohlberg L. The psychology of moral development: Essay on moral development. Vol.2. San Francisco: Harper&Row, 1984.
  246. Kreisier L. Le nouvel enfants du desordre. Toulouse: Private, 1987.
  247. Lader M. Anxiety and depression. // Physiological correlates of human behavior. Vol. III. Individual differences and psychopathology. / Ed. by A. Gale & J.A. Edwards London: Academic Press, 1983. — Pp. 155−167.
  248. Lens W., De Voider M. Achievement motivation and intelligence test scores: A test of the Yerkes-Dodson hypothesis. // Psychology of Belgia, 1980.-P. 49−59.
  249. Lersch Ph. Aufbau der Person. Munchen, 1951.
  250. Levi L. Stress and distress in response to psychosocial stimuli. // Acta Med. Scand., 1972. Suppl. 528. — P. 3−166.
  251. Levi-Strauss C. The elementary structures of kinship. — London: Eyre & Spottiswoode, 1969. 542 p.
  252. Lewin K. Environmental forces in child behavior and development. // Handbook of Child Psychology. Ed. by C. Murchison. Worcester, Mass., 1931.
  253. Lewin K. Dynamic Theory of Personality: Selected Papers. New York, 1935.
  254. Lewin K. Principles of Topological Psychology. New York, 1936.
  255. Lewin K. The Conceptual Representation and the Measurement of Psychological Forces. Durham, N.C., 1938.
  256. Lewin К., Dembo Т., Festinger L., Sears P. S. Level of aspiration. // Personality and the Behavior Disorders. / Ed. by J. McV. Hunt. Vol. I. -New York, 1944.
  257. Liebert R.M., Sprafkin J. The Early Window, 3rd ed. Elmsford, NY: Pergamon Press, 1988.
  258. McNeil D. The acquisition of language. New York: Harper & Row, 1970.
  259. Miller N.E. Learning, stress and psychosomatic symptoms. — Acta Neurobiologiae Experimental is, 1976.-Vol. 36.-P. 141−156.
  260. Morris L.W., Liebert R.M. Effects of anxiety on timed and untimed intelligence tests. // Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1969.-Vol. 33.
  261. Mowrer O.H. Speech development in the young child: the autism theory of speech development and some clinical applications. // Journal of speech and hearing disorders, 1952. Vol. 17. — P. 263−268.
  262. Murray H.A. et al. Explorations in Personality. — New York, 1938.
  263. Nye R. What is B.F. Skinner really saying? New York, 1979.
  264. Olmsted D.L. Out of the mouth of babes. Earliest stages in language learning. Paris: Mouton, 1971.
  265. Olson D.R. The languages of experience: on natural language and formal education. // Bulletin of the British Psychological Society, 1975. — Vol. 28.-P. 363−373.
  266. Peterson Ch., Maier S.F., Seligman M.E.P. Learned helplessness. A theory for the age of personal control. New York, Oxford: Oxford University Press, 1993.
  267. Phinney J.S. et al. Ethnic identity and American identification among ethnic minority youths. // Journeys into Cross-Cultural Psychology. / Ed. by A-M. Bouvy et al. Amsterdam: Swets & Zeitlinger, 1994. — Pp. 167−183.
  268. Piaget J. Les mecanismes perceptifs. — Paris: Presses Universitaires de France, 1961.
  269. Piaget J. Das moralische Urteil beim Kinde. Frankfurt, 1973.
  270. Rogoff B. Schooling and the development of cognitive skills. // Handbook of Cross-Cultural Psychology. Vol. 4. / Ed. by H.C. Triandis, A. Heron. Boston etc.: Allyn & Bacon, 1981. — P. 233−294.
  271. Rutter M. Parent child separation: psychological effects on the children // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1971. — N 12. — P. 233 260.
  272. Rutter M. Attachment and the development of social relationships. // Scientific Foundation of Developmental Psychiatry / Ed. by M. Rutter. -London, 1980.-P. 24−39.
  273. Sarason S.B. The Clinical Interaction, with Special Reference to the Rorschach. New York, 1954.
  274. Sarason I.G., Palola E.G. The relationship of test and general anxiety, difficulty of task, and experimental instructions to performance. — Journal of Experimental Psychology, 1960. -N 59.
  275. Schmitz P.G. Acculturation and adaptation processes among immigrants in Germany. // Journeys into Cross-Cultural Psychology. / Ed. by A-M. Bouvy et al. Amsterdam: Swets & Zeitlinger, 1994. — Pp. 142−157.
  276. Schneider K. Die psychopathhischen Personlichkeiten. Wien, 1966.
  277. Seligman M.E.P. Helplessness: On depression, development and death. -San Francisco: W.H. Freeman, 1975.
  278. Seligman, M.E.P. Learned Optimism. — New York: Knopf, 1991.
  279. Sheldon W.H. With the collaboration of S.S. Stevens. The Varieties of Temperament. A Psychology of Constitutional Differences. New York, 1942.
  280. Singer J.L., Singer D.G. Television, imagination, and aggression: A Study of Preschoolers. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1981.
  281. Skinner B.F. Science and Human Behavior. New York, 1953.
  282. Skinner B.F. Beyond Freedom and Dignity. — New York, 1972.
  283. Skinner B.F. The philogeny and ontogeny of behavior. // The Behavioral and Brain Sciences, 1984. Vol. 7. — N 4. — P. 669−677.
  284. Slobin D.I., Welsh C.A. Elicited imitation as a research tool in developmental psycholinguistics. // Studies of Child Development. / Ed. by Ch.A. Ferguson, D.I. Slobin. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, inc., 1973.
  285. Snyder J.J. Reinforcement analysis of interaction in problem and nonproblem families // Journal of Abnormal Psychology, 1977. — Vol. 86. P. 528−535.
  286. Spielberger C.D. The effects of manifest anxiety on the academic achievement of college students. // Mental Hygiene, 1962. — V. 46. — Pp. 420−426.
  287. Spielberger C.D., O’Neil H.F., Hansen D.N. Anxiety, drive theory, and computer assisted learning. // Progress in Experimental Personality Research. / Ed. by B.A. Maher. — New York, 1972.
  288. Spitz R.A. Hospitalism. A follow up report // Psychoanal. Study of Child. New York, 1946. — N 2.39.
  289. Stern D. The first relationship: Infant and mother. — Cambridge: Harvard university, 1977.
  290. Tangney J.P., Feshbach S. Children’s television viewing frequency: Individual differences and demographic correlates. — Personality and Social Psychology Bulletin, 1988.-Vol. 14.-P. 145−158.
  291. Venger A., Kozulin A. Educational and psychological problems of children who recently immigrated to Israel from the USSR. // Newsletter of the International Center for the Enhancement of Learning Potential, 1992, Vol. 1, N l, p.6−7.
  292. Venger A., Rotenberg V.S., Desiatnikov Y. Evaluation of Search Activity and Other Behavioral Attitudes in Indefinite Situations. // Dynamic Psychiatry, 1996. Vol. 160/161. — P. 368 — 377.
  293. Watson J.B. Psychology from the Standpoint of a Behaviorist. — Philadelphia, 1919.
  294. Watson J.B. Behaviorism. New York, 1924.
  295. Whaler R.G., Dumas J.E. Family factors in childhood psychopathology: Toward a coercion neglect model // Family interaction and psychopathology. / Ed. by T. Jacob. — New York: Plenum Press. 1984.
  296. Wine J. Test anxiety and direction of attention. // Psychological Bulletin, 1971.-Vol. 76.
  297. Yerkes R.M., Dodson J.D. The relation of strength of stimulus to rapidity of habit formation. // Journal of Comparative and Neurological Psychology, 1908. Vol. 18. — P. 459−482.
Заполнить форму текущей работой