В учебном пособии «Начала христианской психологии»[1] проблеме личности и индивидуальности верующего уделяется особое внимание. В центре внимания «тайна человека как личности», делающая его, по выражению авторов, потенциально бесконечно богатым и в то же время актуально незавершенным. Она заключается в главной способности подлинной личности рефлектировать саму себя, возвышаться над собой, быть по ту сторону самой себя, по ту сторону всякого фактического своего состояния, даже своей фактической общей природы. Культивирование этой способности поднимает, вводит человека на следующую ступень духовного бытия — ступень индивидуальности.
Таким образом, в этом контексте человек как религиозная индивидуальность начинается с рефлексии на самого себя, раскрывается в собственном авторском прочтении социальных норм жизни, в выработке собственного, сугубо индивидуального (уникального) способа жизни, своего мировоззрения. С духовной точки зрения, «индивидуальность» есть возрастающее качество душевной жизни в процессе ее становления, приводящей человека в целом к его уникальности.
По выражению авторов, индивидуализация душевной жизни есть кардинальная и глубочайшая инверсия (обращение) персонального духа, пристрастное и неустанное рассекречивание собственной самости, которая зачастую складывалась не по воле и ведению самого человека.
Разъясняя эту мысль, авторы пишут, что индивидуализация бытия человека, — это выход из погруженности сознания в мирскую жизнь с целью обретения истины и смысла бытия и переход человеческой самости в глубины субъективности, и высвечивание ее. Этот процесс есть условие встречи с бесконечностью духовного царства, с бесконечностью Универсума. В этом пространстве впервые конституируется подлинное «Я» человека. Речь идет об истинном, окончательном освобождении, где даже предельная индивидуальность жертвует своею уникальной единичностью «за други своя» и потому становится причастной бесконечному универсальному Бытию.
Самое существенное и глубинное в духовной жизни человека как раз и заключается в его искании Бесконечного и Абсолютного. Это искание «есть неистощимый и неистребимый источник вечной жизни, присущий духу, который не затихает и не замирает и у тех, кто в своем сознании отвергает все Абсолютное и Бесконечное. Тайна духовности человека (как личности и индивидуальности), таким образом, окончательно раскрывается в его универсальности»[2]. Следовательно, согласно логике христианской психологии, индивидуализация приводит верующего к последней стадии духовного самосовершенствования личности — достижению универсальности, в которой собственно индивидуальность должна исчезнуть.
- [1] Начала христианской психологии: учеб, пособие для вузов / Б. С. Братусь [и др.]. М.: Наука, 1995.
- [2] Начала христианской психологии: учеб, пособие для вузов / Б. С. Братусь [и др.].