Π‘Π°ΠΊΠ°Π»Π°Π²Ρ€
Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈ курсовыС Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ°Π·

ΠšΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… Π»Π΅Ρ‚

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π›. Π‘. Выготский Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ описал Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ пояс симптомов — нСвротичСскиС Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. ΠŸΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ ΠΈΠ΄ΡƒΡ‚ ΠΊΠ°Ρ€Π΄ΠΈΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ измСнСния Π² ΡΡ„Π΅Ρ€Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ ΠΎΠ½ ΡΡ‚ановится Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ уязвим, Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ появлСниС нСспокойного сна, Π½ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Ρ… страхов, энурСза, Π·Π°Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π²ΠΏΠ»ΠΎΡ‚ΡŒ Π΄ΠΎ Π·Π°ΠΈΠΊΠ°Π½ΠΈΡ ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… гипобуличСских ΠΏΡ€ΠΈΠΏΠ°Π΄ΠΊΠΎΠ². 4] Π“ΡƒΡΡŒΠΊΠΎΠ²Π° Π’. Π’. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· кризиса Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… Π»Π΅Ρ‚: дис. … ΠΊΠ°ΠΈΠ΄… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠšΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… Π»Π΅Ρ‚ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠšΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… Π»Π΅Ρ‚ относится ΠΊ «Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠΌ кризисам», кризисам эмансипации (Π”. Π‘. Эльконин), ΠΈ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚Π΅ΠΊΠ°Π΅Ρ‚ довольно ярко. Π•Π³ΠΎ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎ связано с Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌΠΈ новообразованиями Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ дСтства, ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ символичСской Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ сознания (Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ, ΠΈΠ³Ρ€Π° с Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ), ΠΏΡ€Π΅Π΄Π²ΠΈΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π° дСйствий, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ самосознания ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‚роля. ВсС это ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ активности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ Π΅Π³ΠΎ ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ΠΌ Π΄Π΅Π²ΠΈΠ·ΠΎΠΌ становится: «Π― ΡΠ°ΠΌ!» ΠœΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ кризиса — ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ стрСмлСниСм Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Π΅Π³ΠΎ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ взрослыми.

МоТно Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‚Ρ€ΠΈ основныС ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠΈ симптомов (повСдСнчСских Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ) Π² ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ этого кризиса. НСгативистскиС симптомы Π±Ρ‹Π»ΠΈ описаны Π΅Ρ‰Π΅ Π­. ΠšΠ΅Π»Π΅Ρ€ ΠΈ Π¨. Π‘ΡŽΠ»Π΅Ρ€, Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ Π›. Π‘. Выготским ΠΈ Π½Π°Π·Π²Π°Π½Ρ‹ «ΡΠ΅ΠΌΠΈΠ·Π²Π΅Π·Π΄ΠΈΠ΅ΠΌ симптомов» кризиса Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… Π»Π΅Ρ‚[1]. К Π½ΠΈΠΌ относят Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΌ (рСакция протСста Π½Π΅ Π½Π° ΡΠ°ΠΌΠΎ содСрТаниС дСйствия, Π° ΠΏΠ° ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ взрослых); упрямство (ΡƒΠΏΠΎΡ€Π½ΠΎΠ΅ настаиваниС Π½Π° ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌ); ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ (Π±Π΅Π·Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ΅ Π½Π΅Π΄ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ² Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌΠ½Ρ‹Ρ… ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ²); своСволиС, своСнравиС (ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠ΅ всС Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎ-своСму); протСст — Π±ΡƒΠ½Ρ‚ (ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΡ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠ½Ρ„Π»ΠΈΠΊΡ‚ΠΎΠ² Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ); симптом обСсцСнивания (появлСниС Π² Π»Π΅ΠΊΡΠΈΠΊΠΎΠ½Π΅ слов с ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ смыслом, ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠ° Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ, Π»ΡŽΠ±ΠΈΠΌΡ‹Ρ… ΠΈΠ³Ρ€ΡƒΡˆΠ΅ΠΊ); дСспотизм Ρ€Π΅Π²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (ΠΏΡ€ΠΈ дСспотизмС Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ заставляСт Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ всС, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚; Π² ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ наличия сиблингов Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΎΠ±ΠΎΡΡ‚Ρ€ΡΡ‚ΡŒΡΡ проявлСния рСвности).

Π›. Π‘. Выготский Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ описал Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ пояс симптомов — нСвротичСскиС Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. ΠŸΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ ΠΈΠ΄ΡƒΡ‚ ΠΊΠ°Ρ€Π΄ΠΈΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ измСнСния Π² ΡΡ„Π΅Ρ€Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ ΠΎΠ½ ΡΡ‚ановится Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ уязвим, Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ появлСниС нСспокойного сна, Π½ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Ρ… страхов, энурСза, Π·Π°Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π²ΠΏΠ»ΠΎΡ‚ΡŒ Π΄ΠΎ Π·Π°ΠΈΠΊΠ°Π½ΠΈΡ ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… гипобуличСских ΠΏΡ€ΠΈΠΏΠ°Π΄ΠΊΠΎΠ².

ΠšΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… Π»Π΅Ρ‚ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΡƒΡŽ. Π’Π°ΠΊ, Π›. И. Π‘ΠΎΠΆΠΎΠ²ΠΈΡ‡ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ появлСниС систСмного образования, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ выраТаСтся Π² Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠΈ слова «Ρ» ΠΈ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ этот кризис — старт развития самосознания1. А. Н. Π›Π΅ΠΎΠ½Ρ‚ΡŒΠ΅Π² связываСт появлСниС «Π― ΡΠ°ΠΌ!» с Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π΅! ΠΈ ΡŽΡΡ‚Ρ‹ΠΎ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π° (участиС Π²ΠΎ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ) ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΠΈ (ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ дСйствиС). Он Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ это пСрвая Π²Π΅Ρ…Π° Π½Π° ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ формирования личности. Π”. Π‘. Эльконин Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ основными новообразованиями кризиса Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… Π»Π΅Ρ‚ появлСниС Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ дСйствия ΠΈ ΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΡ «Π― ΡΠ°ΠΌ»[2][3]. Π’. Π’. Π“ΡƒΡΡŒΠΊΠΎΠ²Π° эмпиричСски выявила Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ появлСниС «Π³ΠΎΡ€Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π·Π° Π΄ΠΎΡΡ‚иТСния»: стрСмлСниС ΠΊ Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π° Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄Π΅ΠΌΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ свои успСхи взрослому ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΡΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ чувство собствСнного достоинства[4].

К. Н. Поливанова ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΡΠ΅Ρ‚ наступлСниС кризиса Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… Π»Π΅Ρ‚ интСнсивным Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° потрСбности Π²Ρ‹ΡΡΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… символов, ΠΊΠ°ΠΊ «Π―», «Ρ…ΠΎΡ‡Ρƒ — Π½Π΅ Ρ…ΠΎΡ‡Ρƒ», «Π±ΡƒΠ΄Ρƒ — Π½Π΅ Π±ΡƒΠ΄Ρƒ». ΠŸΡƒΡ‚Π΅ΠΌ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ экспСримСнтирования с ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ — Π½Π΅ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ (нСзависимо ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡ взрослого протСстноС ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ длится), формируСтся «Π―-Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ». Π‘Π²ΠΎΠ΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ΅ «Π½Π΅-дСйствиС» («Π½Π΅ Ρ…ΠΎΡ‡Ρƒ») являСтся условиСм ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ. Она Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ описываСт Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ расщСплСния «Π―» Π½Π° «Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ-ΠΏΡ€ΠΎΡ‚Π΅ΡΡ‚ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅» ΠΈ «Π»Π°ΡΠΊΠΎΠ²ΠΎ-ΠΈΠ½Ρ„Π°Π½Ρ‚ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅». Π’Π΅ΠΌ самым, Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ ситуации общСния с Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ ΡΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся с ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ напряТСниСм.

РодитСлям Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ Π½Π΅ Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΡ†ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, дСмонстрируя «Ρ‚Π²Π΅Ρ€Π΄ΡƒΡŽ, Π½ΠΎ Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΡƒΡŽ Π²Π»Π°ΡΡ‚ΡŒ», Π² Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ врСмя ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ (Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΎΠ½ Π±Ρ‹Π» Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΈ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ возрастС достаточно Π΄Π²ΡƒΡ…-Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… Π°Π»ΡŒΡ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ‚ΠΈΠ²). Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΡΠΎΠ³Π»Π°ΡΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ со ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ взрослых ΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠ°. Π’ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ кризис Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… Π»Π΅Ρ‚ Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ с Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹.

  • [1] Выготский Π›. Π‘. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°.
  • [2] Π‘ΠΎΠΆΠΎΠ²ΠΈΡ‡ Π›. И. Π›ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π΅Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π² Π΄Π΅Ρ‚ском возрастС.
  • [3] Поливанова К. Н. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ возрастных кризисов.
  • [4] Π“ΡƒΡΡŒΠΊΠΎΠ²Π° Π’. Π’. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· кризиса Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… Π»Π΅Ρ‚: дис. … ΠΊΠ°ΠΈΠ΄. психол. Π½Π°ΡƒΠΊ.М., 1988.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ