Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Понятийные и метакогнитивные способности подростков с разными формами дизонтогенеза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипотез использовались следующие методы исследования: теоретические — анализ научной литературы по проблеме исследованияэмпирические — методики для выявления понятийных способностей («Классификации предметных изображений» Выготского-Зейгарник, «Понимание пословиц», «Понятийный синтез») и метакогнитивных способностей (тест Мюнстерберга… Читать ещё >

Содержание

  • 1. глава. Особенности интеллектуального развития в 12 подростковом возрасте в норме и условиях дизонтогенеза
    • 1. 1. Теоретические основы исследования интеллектуальной 12 сферы подростков
    • 1. 2. Понятийные и метакогнитивные способности в структуре 22 интеллекта подростка
    • 1. 3. Понятие психического дизонтогенеза
      • 1. 3. 1. Особенности интеллектуальной сферы подростков, 38 больных детским церебральным параличом (ДЦП)
      • 1. 3. 2. Особенности интеллектуальной сферы подростков с 45 синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
      • 1. 3. 3. Особенности интеллектуальной сферы подростков с 54 задержкой психического развития (ЗПР)
  • Глава 2. Программа и процедура исследования
    • 2. 1. Характеристика выборки
    • 2. 2. Описание методик, использованных в исследовании
  • Глава 3. Сравнительное исследование понятийных и метакогнитивных способностей у подростков с разными формами дизонтогенеза
    • 3. 1. Сравнение показателей уровня сформированности 76 понятийных и метакогнитивных способностей в группах Норма, ДЦП, СДВГ и ЗПР
    • 3. 2. Результаты корреляционного и факторного анализа 82 данных
    • 3. 3. Результаты кластерного анализа данных

Понятийные и метакогнитивные способности подростков с разными формами дизонтогенеза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Определение уровня развития интеллектуальной сферы у подростков является одной из актуальных проблем изучения интеллекта в связи с переходной динамикой от одного типа ментальной деятельности к другой. Подростковый возраст представляет собой особый этап психического развития, в том числе интеллектуального [Выготский, 1984; Пиаже, 1969], в течение которого происходит трансформация свойственных более раннему возрасту интеллектуальных механизмов и становление интеллекта «взрослого типа» [Ясюкова, 2003]. В этом возрасте начинается формирование теоретического мышления (Ж. Пиаже определял его как «формальное мышление», а Л. С. Выготский — как «мышление в понятиях»), что вызывает настоящий скачок в развитии интеллектуальных ресурсов ребенка.

Трансформация интеллекта становится базой для формирования процессов самосознания и саморегуляции, вызывает переоценку этических и нравственных ценностей, и способствует безболезненному прохождению подросткового периода [Выготский, 1984; Ананьев, 2001; Поливанова, 2000]. Развитие интеллекта осуществляется процессами последовательной дифференциации когнитивных структур с их последующей интеграцией [Чуприкова, 1997; 2003], которая восстанавливает целостную структуру интеллекта уже на этапе взрослости [Ананьев, Степанова, 1972; 1977]. Процессы интеграции играют важную роль в преодолении возрастных кризисов развития и формировании новообразований соответствующего возраста [Поддьяков, 1997].

В подростковый период складывается особая ситуация развития: в процессе полового созревания происходит гормональная перестройка, которая может снижать характеристики интеллектуального развития, и одновременно формируется понятийное (теоретическое, формальное) мышление, за счет чего происходят и изменения в механизмах произвольного и непроизвольного контроля интеллектуальной деятельности, что повышает и выводит на новый уровень интеллектуальные ресурсы подростка.

При нарушениях психического развития особую актуальность приобретает изучение развития интеллекта в условиях дизонтогенеза, по сравнению с «нормой». Исходя из понимания «онтогенеза» как индивидуального развития организма в норме, детерминированного единством социального и биологического, понятие «дизонтогенез» связано с различными формами нарушений этого развития, включающего в себя пренатальный и постнатальный дизонтогенез. Как отмечает В. В. Ковалев [1985], важнейшей составной частью постнатального онтогенеза является психический онтогенез, т. е. психическое развитие индивида. Наиболее интенсивный психический онтогенез приходится на детский и подростковый возраст, когда трансформируются не только отдельные когнитивные функции, но и структура интеллекта в целом.

Проблема определения уровня развития интеллектуальной сферы у детей и подростков является предтечей изучения интеллекта в целом и одновременно продолжает оставаться одной из наиболее актуальных исследовательских задач. Существует и запрос на теоретические и практические методы обучения подростков с интеллектуальной недостаточностью. С данной проблемой непосредственно связан вопрос разработка диагностического инструментария и шкал измерения интеллекта, которые позволили бы количественно измерять уровень развития отдельных когнитивных структур и интеллекта в целом. Наиболее распространенными тестовыми методиками являются различные модификации тестов Бине-Термена, Станфорд-Бине, Атмхауэра (см. Бине [1998], Бурлачук [1989]) и пр. Кроме интеллектуальных тестов этой группы, большой популярностью и признанием среди практических психологов пользуется тест Векслера, позволяющий оценивать разные интеллектуальные функции и отличающийся сравнительной простотой и удобством обработки результатов.

Основным недостатком данных методик является то, что результаты тестирования носят в основном количественный, а не качественный характер, что снижает их объяснительную значимость, и не позволяет делать выводы о скрытых структурах индивидуального ментального опыта. В исследованиях многих авторов отмечается, что низкие результаты, полученные в процессе применения той или иной методики, необязательно характеризуют слабые интеллектуальные способности испытуемого. Неуспех очень часто может быть связан с трудностями в применении этих способностей.

Одним из наиболее перспективных подходов к изучению особенностей интеллектуальной сферы является системно-структурный подход, сторонники которого связывают интеллект с функционированием сложных многоуровневых когнитивно-репрезентативных структур, качество и организация которых определяют свойства индивидуального интеллекта и соответственно возможность решения широкого спектра стоящих перед человеком задач. Развитие этих структур подчиняется принципу системной дифференциации и интеграции индивидуального ментального опыта (Н.И. Чуприкова, М. А. Холодная и др.). Именно интеграция различных уровней ментального опыта, — прежде всего в системе проявлений понятийных и метакогнитивных способностей, — может выступать в качестве компенсирующего и ресурсного фактора в интеллектуальном развитии подростков с разными формами дизонтогенеза.

Объект исследования: младшие подростки с разными формами дизонтогенеза.

Предмет исследования: уровень сформированности и характер соотношения понятийных и метакогнитивных способностей у младших подростков при разных формах дизонтогенеза.

Цель исследования: выявление связей между понятийными и метакогнитивными способностями с учетом их ресурсных возможностей в условиях разных форм дизонтогенеза.

Для реализации поставленных целей ставятся следующие задачи:

1. осуществить изучение и анализ имеющейся литературы по данной теме;

2. провести эмпирическое исследование уровня сформированности и характера соотношения понятийных и метакогнитивных способностей у младших подростков со следующими формами дизонтогенеза: детский церебральный паралич (ДЦП), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), задержка психического развития (ЗПР), — сравнительно с группой «норма» ;

3. выявить и проанализировать связи между понятийными и метакогнитивными способностями в младшем подростковом возрасте, в том числе при разных формах дизонтогенеза;

4. оценить компенсирующие ресурсы интеллектуального развития младших подростков с каждой из форм дизонтогенеза с учетом своеобразия понятийных и метакогнитивных способностей.

Гипотезы исследования.

1) при различных формах дизонтогенеза в младшем подростковом возрасте у каждой нозологической группы имеются присущие именно ей специфические особенности уровня сформированности и меры связи понятийных (категориальных и концептуальных) и метакогнитивных способностей;

2) у младших подростков уровень сформированности понятийных способностей сопряжен с различными проявлениями метакогнитивных способностейв свою очередь, уровень сформированности метакогнитивных способностей (в терминах показателей когнитивного стиля импульсивность/рефлективность в рамках эффекта расщепления стилевых полюсов) сопряжен с проявлениями понятийных способностей;

3) специфика нарушений, равно как и компенсирующий ресурс интеллектуальной сферы младших подростков коренятся в своеобразии взаимодействия (интегрированности) понятийных и метакогнитивных способностей, характеризующих системы произвольного и непроизвольного интеллектуального контроля.

Теоретическую основу исследования составили положения системного подхода, разработанные Б. Ф. Ломовым [Ломов, 1984]- комплексный подход к изучению интеллектуальных функций Б. Г. Ананьева [Ананьев, 1996]- субъектно-деятельностный подход, в котором на первый план выходят внутренние предпосылки психической активности человека как субъекта деятельности [Рубинштейн, 1999; Брушлинский, 2004], структурно-интегративный подход в исследовании интеллекта, в рамках которого разработана онтологическая теория интеллекта как формы организации ментального опыта [Холодная, 2002]- положения системно-субъектного подхода [Сергиенко, 2009]- принцип прогрессивной системной дифференциации в умственном развитии [Чуприкова, 1997].

В соответствии с целью исследования и выдвинутыми гипотезами проведено исследование понятийных (категориальных, в виде показателей категориального обобщения, и концептуальных, в виде показателей абстрактно-метафорического мышления и понятийного синтеза) способностей, рассматриваемых в качестве референтов произвольного интеллектуального контроля, и метакогнитивных способностей (в виде показателей селективного внимания, когнитивных стилей импульсивность/рефлективность и полезависимость/поленезависимость), рассматриваемых в качестве референтов непроизвольного интеллектуального контроля.

Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипотез использовались следующие методы исследования: теоретические — анализ научной литературы по проблеме исследованияэмпирические — методики для выявления понятийных способностей («Классификации предметных изображений» Выготского-Зейгарник, «Понимание пословиц», «Понятийный синтез») и метакогнитивных способностей (тест Мюнстерберга, «Понимание серийных картинок с зашумленным смыслом», «Сравнение похожих рисунков» Дж. Кагана, «Включенные фигуры» Г. Уиткина). Для обработки данных применялся стандартизированный статистический пакет SPSS (версия 13). Учитывались описательные статистики, проведен корреляционный анализ переменных с использованием рангового коэффициента корреляции Спирмена, для оценки различий средних значений использовался непараметрический критерий для независимых выборок (критерий UМанна-Уитни), осуществлен факторный анализ данных внутри каждой из четырех групп младших подростков.

Достоверность результатов обеспечивалась методологической обоснованностью работы, опорой на принципы научного исследования и теоретические положения, обобщенные на материале современных исследований, выбором методических средств, адекватных цели и объекту исследованияразвёрнутой интерпретацией результатов, обоснованностью методов статистической обработки данныхобъёмом выборки испытуемых, состоящей из 173 человек.

Научная новизна и теоретическая значимость. Новизна данного исследования заключается в том, что особенности интеллектуальной сферы у младших подростков с той или иной формой дизонтогенеза рассматриваются не с точки зрения клинического отклонения от нормы, а в связи с компенсаторными механизмами, являющимися следствием интеграционных процессов в сфере понятийного и метакогнитивного опыта. Впервые особенности интеллектуальной сферы описаны в терминах уровня сформированности и меры связи понятийных (категориальных и концептуальных) и метакогнитивных способностей. Получены новые научные факты, согласно которым подростки с разными формами отклоняющегося развития по отдельным показателям понятийных и метакогнитивных способностей практически не отстают от детей с нормальным развитием. То есть можно говорить о компенсаторных возможностях интеллекта детей с разными формами дизонтогенеза. Впервые сформулировано предположение о том, что ресурсные возможности интеллекта младшего подростка определяются степенью взаимодействия (интегрированности) понятийных и метакогнитивных способностей, которые являются референтами механизмов произвольного и непроизвольного интеллектуального контроля.

Практическая значимость работы. Практическая значимость исследования связана с организацией коррекционно-педагогической помощи младшим подросткам с различными формами дизонтогенеза с учетом специфики их интеллектуального развития. Полученные результаты смогут применяться в повседневной консультативной работе с подростками, работе школьных психологов, психологов амбулаторно-поликлинических учреждений консультативных, социально-психологических центров и др.).

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Интеллектуальное развитие в младшем подростковом возрасте (11−12 лет) имеет разнонаправленный характер, его специфика определяется уровнем сформированности и мерой связи понятийных и метакогнитивных способностей, выступающих в качестве референтов произвольного и непроизвольного интеллектуального контроля.

2. У подростков с той или иной формой дизонтогенеза (детский церебральный паралич, синдром дефицита внимания и гиперактивности, запаздывание познавательного развития) имеют место специфические особенности развития понятийных и метакогнитивных способностей, при этом подростки с ДЦП и СДВГ не отличаются от подростков группы «норма» по показателям понятийных способностей. В свою очередь, у подростков с ЗПР, наряду с выраженным снижением понятийных способностей, наблюдается сохранность некоторых проявлений метакогнитивных способностей.

3. Ресурсные возможности интеллектуальной сферы младшего подростка определяются степенью взаимодействия (интегрированности) понятийных и метакогнитивных способностей, что может свидетельствовать о важных компенсаторных функциях механизмов произвольного и непроизвольного контроля интеллектуальной деятельности.

Апробация работы. Основные положения диссертации и результаты экспериментального исследования обсуждались на заседаниях лаборатории ИП РАН (2009;2012 гг.) и в рамках методических объединений Центра психолого-медико-социального сопровождения «Северо-Восток" — конференциях: 1. Всероссийская научная юбилейная конференция, посвященная 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире», 15−16 октября 2009 г.- 2. «Интеллект и творчество», ИП РАН, 7−8 октября 2010 г., Москва- 3. X всероссийская научно-практическая конференция «Дружининские чтения — 2011», Сочи- 4. Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы», 19−21 мая 2011 г., Ярославль- 5. Конференция «Когнитивная наука в Москве: новые исследования», 16 июня 2011 г., Москва.

Объём и структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов, библиографии, приложений. Объём основного текста диссертации составляет 127 страниц. Текст включает 10 таблиц, 1 рисунок, 10 приложений.

Список литературы

включает 157 наименований, из них 33 на иностранном языке.

Выводы.

1) У детей из групп ДЦП, СДВГ и ЗПР выявились специфические особенности интеллектуальной сферы, в терминах показателей уровня сформированности понятийных и метакогнитивных способностей, а также характера связей между ними. Сравнительно с группой «норма», у младших подростков с разными формами дизонтогенеза не только избирательно снижаются разные показатели понятийных и метакогнитивных способностей, но и нарастают проявления их дезинтеграции.

2) Различия по группам ДЦП и СДВГ получены по характеристикам, представляющие сферу метакогнитивных способностей (проявления непроизвольного интеллектуального контроля), в то время как в сфере понятийных способностей (проявлений произвольного интеллектуального контроля) значимых различий не обнаружено. На примере групп детей с СДВГ и ДЦП можно видеть, что к подростковому возрасту нарушения в интеллектуальной сфере в значительной мере были скомпенсированы за счёт возросшей роли понятийного мышления.

3) Подростки с ЗПР, на фоне очевидного снижения большинства показателей интеллектуальной сферы, не отличаются от группы «норма» по некоторым стилевым показателям (времени принятия решения в тесте Кагана и времени нахождения простой фигуры в сложной в тесте Уиткина в случае, если учитывается время правильных ответов). Низкий уровень понятийных (категориальных и концептуальных) способностей, а также слабость связей между понятийным и метакогнитивным опытом являются главным проблемным фактором интеллектуальной сферы детей с ЗПР. В то же время у детей с этой формой дизонтогенеза в качестве специфического ресурса, по-видимому, выступают метакогнитивные способности, а именно сохранность способности к непроизвольному интеллектуальному контролю.

4) У младших подростков уровень сформированности понятийных способностей сопряжен с различными проявлениями метакогнитивных способностейв свою очередь, уровень сформированности метакогнитивных способностей (в терминах показателей когнитивного стиля импульсивность/рефлективность в рамках эффекта расщепления стилевых полюсов) сопряжен с показателями понятийных способностей, а именно категориальных способностей, характеризующих возможность использования обобщающих родовых категорий, и концептуальных способностей, отвечающих за выявление скрытых смысловых связей и порождение семантического контекста.

5) Специфика нарушений в интеллектуальной сфере подростков, а также ее компенсирующий ресурс коренятся в уровне сформированности и мере взаимодействия (интегрированности) понятийных и метакогнитивных способностей.

Заключение

.

Тенденция последнего десятилетия в мировой практике — это включение «проблемных» детей (детей с разными формами дизонтогенеза) в систему общеобразовательных учреждений. В последнее десятилетие в образовательной политике России также происходят системные изменения: складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе — психолого-педагогическое сопровождение. Распространяется процесс инклюзивного образования, который подразумевает доступность образования для всех, в том числе с учетом приспособления к нуждам детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что каждый ребенок — это индивидуальность со специфическими потребностями в обучении.

В связи с этим резко возрастает необходимость новых подходов к изучению и определению уровня развития интеллектуальной сферы детей с различными формами дизонтогенеза. Перспектива нашего исследования заключается в новой точке зрения на традиционные формы оценки интеллекта: переносе фокуса внимания с отдельных показателей когнитивных функций на внутренние ментальные структуры, в частности особенности организации индивидуального понятийного и метакогнитивного опыта. Предлагаемый в исследовании подход к оценке интеллекта позволяет более гибко подойти к проблеме выбора форм и методов интеллектуального развития школьников, сделать «образовательный маршрут» более эффективным, учитывающим индивидуальные особенности каждого ребенка.

Тот факт, что подростки с отклонениями в развитии могут вполне успешно приближаться к уровню «нормы», разрушает стереотип об невозможности компенсации интеллектуальной сферы даже у детей с такими тяжелыми формами дизонтогенеза, как ДЦП и ЗПР.

В целом ряде исследований указывается на факт компенсации к подростковому возрасту у детей с СДВГ таких факторов отклонения онтогенеза, как двигательная расторможенность, флуктуации внимания. Именно тот факт, что компенсация происходит в подростковом возрасте, когда понятийное мышление постепенно становится ведущим типом мышления, позволяет сделать вывод о тесной взаимосвязи компенсаторного ресурса с понятийными способностями.

У детей с ЗПР, напротив, именно «потолочный эффект» развития мышления (что доказано в целом ряде исследований) не дает возможности интеллектуальной сфере выйти на новый уровень развития. Их уровень мышления остается на допонятийном уровне, что не позволяет проявиться интеграционным процессам, являющихся эффектом влияния понятийного мышления на все проявления интеллектуальной сферы.

На наш взгляд, выявленный в нашем исследовании компенсаторный ресурс — интеграция понятийных и метакогнитивных способностей — может лечь в основу разработки новых методов коррекционной работы с подростками с разными формами дизонтогенеза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие / В. А. Аверин. 2-е изд., перераб. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. — 379 с.
  2. , Г. Ю. Интеллект: новый взгляд /Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии. 1995.-№ 1 — С. 111−131.
  3. , М.К. Интеллект как динамический компонент в структуре способностей: дис.. д-ра. психол. наук: 19.00.01 / Акимова Маргарита Константиновна. М., 1999. — 397 с.
  4. , A.A. Стилевые и уровневые свойства интеллекта как факторы совладающего поведения: дис.. канд. психол. наук: 19.00.13 / Алексапольский Алексей Андреевич. М., 2008. — 148 с.
  5. , Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001.-288 с.
  6. , Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. -М.:ИПП, 1996.-160 с.
  7. , Б.Г., Степанова, Е.И. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б. Г. Ананьева и Е. М. Степановой. М.: Педагогика, 1972.-246 с.
  8. , Б.Г., Степанова, Е.И. Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость) / Под ред. Б. Г. Ананьева и Е. М. Степановой. М.: Педагогика, 1977. — 198 с.
  9. , Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период): монография./ Е. Ф. Архипова. М.: Просвещение, 1989.-80с.
  10. , JI.O. Детская неврология / JI.O. Бадалян. 2-е изд., доп. -M.: URSS, 1983.- 412 с.
  11. , Ж.А. Типы изменчивости интеллекта и личности в период их становления (на примере подростков). Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Балакшина Жанна Александровна. СПб., 1995. — 242 с.
  12. , Н.В. Влияние образовательной среды на интеллектуальное и личностное развитие младших подростков. Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Балабанова Нина Викторовна. Краснодар, 2002. — 231 с.
  13. , М.М. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь. учебное пособие / под ред. М. М. Безруких. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. — 248 с.
  14. Белопольская, H. JL Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью. / H.JI. Белопольская, В. И. Лубовский // Психологический журнал. 1993. — Т.14. — № 4. — С. 89−97
  15. , А. Измерение умственных способностей / А. Бине СПб.: Союз, 1998. — 432 стр.
  16. Бодал ев, A.A. Психология о личности / A.A. Бодалев. М.: Издательство Московского университета, 1988. — 188 с.
  17. , Л.И. Проблемы формирования личности / под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. — М.:
  18. Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 .-352 с.
  19. , A.B. Проблемы психологии субъекта / A.B. Брушлинский М.: ИП РАН, 1994. — 109 с.
  20. , И.П., Знаменская, Е.И. Современные представления о легкой дисфункции мозга у детей (вопросы клиники, этиологии, патогенеза и лечения) / И. П. Брязгунов, Е. И. Знаменская // Медицинский реферативный журнал. № 4. — 1980. — 87 с.
  21. , И.П., Касатикова, Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях /И.П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 96 с.
  22. , И.П., Кучма, В.Р., Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей / И. П. Брязгунов, В. Р. Кучма // Вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноз. М., 1994. С. 6−32.
  23. , Е.Г. Динамика интеллектуального развития подростков в условиях разных моделей обучения / Е. Г. Будрина // Психологический журнал, 2009, том 30. — № 4. — С. 33—46.
  24. , Е.Г. Динамика интеллектуального развития в подростковом возрасте в условиях разных моделей обучения. Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.13 / Будрина Екатерина Генриховна. М., 2005. — 189 с.
  25. , Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. — Киев: Наукова думка, 1989.-200 с.
  26. , JI. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов /Л.М. Веккер. -М.: Смысл, 1998. 670 с.
  27. , Б. М. Возможности когнитивной тренировки как средства коррекции возрастных изменений когнитивного контроля / Б. М. Величковский // Экспериментальная психология. 2009. — Т. 2. — № 4. — С. 67−91.
  28. , Т. А., Певзнер, М. С. О детях с отклонениями в развитии /Т.А. Власова, М. С. Певзнер. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1973. -175с.
  29. , М.Ш. Шизофрения в детском и пубертатном возрасте./ М. Ш. Вроно // В кн.: Руководство по психиатрии. М.: Медицина, 1986. — 192 с.
  30. , Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1984. 6 т.
  31. , Л.С. Основы дефектологии /Л.С. Выготский. — СПб.: Лань, 2003 656с.
  32. , Л.С. Психология /Л.С. Выготский. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.-1008 с.
  33. , Л.С. Мышление и речь. / Л. С. Выготский. 5-е изд., испр. -М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
  34. , С.Г. Нарушение наглядной интеллектуальной деятельности при поражениях лобных долей мозга / С. Г. Гаджиев // Хрестоматия по нейропсихологии: учебное пособие / под ред. Е. Д. Хомской. М.: Российское психологическое общество, 1999. — С. 265−266.
  35. , Л.А. Интеллектуальный потенциал человека: проблемы развития / Л. А. Головей. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского Университета, 2003. — 199 с.
  36. , Э. А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий / Э. А. Голубева // Вопросы психологии, 1983. -№ 3.-С. 16—28.
  37. , Е.А. Клннико-функциональные критерии диагностики и прогнозирование синдрома дефицита внимания у подростков 14−15 лет. Дисс.. канд. мед. наук: 14.00.09 / Елена Алексеевна Горбунова. Иваново, 2004. — 154 с.
  38. , Н.Б. Дескрипторы когнитивного ресурса и интеллектуальная продуктивность: на примере решения тестовых и малых творческих задач. Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Наталья Борисовна Горюнова. Москва, 2002. -144 с.
  39. , K.M. Индивидуально-психологические особенности школьников / K.M. Гуревич. М.: Знание, 1988. — 80 с.
  40. , И.С. Психофизиологическая характеристика интеллекта у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.02 / Депутат Ирина Сергеевна. Архангельск, 2007. — 123 с.
  41. А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания /А.О. Дробинская // Дефектология. № 1. — 1999. — 86 с.
  42. , В.Н. Структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений / В. Н. Дружинин // Интеллект и творчество/ Под ред. А. Н. Воронина. 1999. С. 5−29.
  43. , Т.В., Лонина, В.А., Розанова Т. В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей / Т. В. Егорова, В. А. Лонина, Т. В. Розанова // Дефектология. 1975. — № 4. — С. 3 — 15.
  44. , Л.Т., Мастюкова, Е.М. Нарушения психоматорного развития детей первого года жизни /Л.Т. Журба, Е. М. Мастюкова. М. Медицина, 1981. -273 с.
  45. , С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. / С. Д. Забрамная 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 112 с.
  46. , H.H. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений /H.H. Заваденко — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 256 с.
  47. , Б.В. Патопсихология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ Б. В. Зейгарник 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр Академия, 2003. — 208 с.
  48. , Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах / Э. С. Калижнюк. Киев: Вища школа, 1987. — 269 с.
  49. , З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления у детей с задержкой психического развития / З. И. Калмыкова // Дефектология. -1978.-№ 3.-С. 3−8.
  50. , З.И. Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников / 3. И. Калмыкова. М.: Советская педагогика. 1968. — № 6.
  51. , A.B. О понятии метакогнитивных способностей личности. / A.B. Карпов. // Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации. -2010.-С. 35−46
  52. , В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. / В. В. Ковалев М.: Медицина, 1985 г. — 288 с.
  53. , И.Н. Личность как система конструктов. Некоторые вопросы психологической теории Дж. Келли /И.Н. Козлова // Системные исследования. Ежегодник. -1975.-С. 128−148.
  54. , В. А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости. Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Колга В.А.-Л., 1976.-164 с.
  55. , И.С. Соотношение стилевых и продуктивных характеристик интеллектуальной деятельности у лиц с высокими значениями 1С). Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Кострикина Инна Станиславовна. М., 2001.-207 с.
  56. , В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. Заведений / В. В. Лебединский — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.
  57. , К. С. Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков / К. С. Лебединская, М. М. Райская // Дефектология. -1980.-№ 2 С.4−14.
  58. , Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника / Н. С. Лейтес // Вопросы психологии. 1985. -№ 1. — С. 9−18.
  59. , Н.С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. М.: Педагогика, 1971.-280с.
  60. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1984 — 444 с.
  61. , В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. Монография /В.И. Лубовский. М.: Педагогика, 1989.-83 с.
  62. , H.H. Интеграция и дифференциация в развитии психических процессов /H.H. Луковников. Калинин, 1984. — 79 с.
  63. , Е.К. Развитие личности и креативность школьников с различными уровневыми и структурными характеристиками интеллекта. Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Лютова Елена Константиновна. СПб., 2000. — 192 с.
  64. , Е.К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми /Е.К. Лютова, Г. Б. Монина. М.: Генезис, 2000 — 192 с.
  65. , И.И. Нейропсихологические исследования гностических процессов у детей с различными формами детского церебрального паралича /И.И. Мамайчук // Невропатологии и психиатрии. 1992. -с. 42−47
  66. И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции: на материале изучения детей и подростков с двигательными нарушениями. -Дисс.. докт. психол. наук: 19.00.04 / Мамайчук Ираида Ивановна. СПб., 2004. — 440 с.
  67. , И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. СПб.: Речь, 2006. — 224 с.
  68. , И. И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения /И.И. Мамайчук. СПб.: Речь, 2010.-384 с.
  69. , Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. /Е.М. Мастюкова. М.: Просвещение, 1992. — 95 с.
  70. , В.В. Динамика когнитивной дифференцированности и возрастные интеллектуальные особенности школьников. Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Назарова Валентина Васильевна. М., 2001. -319 с.
  71. , Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. / Л. Ф. Обухова. Издание 3-е изд., стер. — М.: Тривола, 1998. — 352 с.
  72. , Л.Ф. Возрастная психология. / Л. Ф. Обухова. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 442 с.
  73. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет. / под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  74. , Ж. Избранные психологические труды /Ж. Пиаже. М.: Просвещение, 1969. -660 с.
  75. , Н. Н. Доминирование процессов интеграции в развитии детей дошкольного возраста / H.H. Поддьяков // Психологический журнал. 1997. № 5.-С.103—112.
  76. , К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста / К. Н. Поливанова // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 20—33.
  77. , Н.И. Образовательная среда в школах разных типов / Н. И. Поливанова, Е. В. Ермакова // Психологическая наука и образование. — 2000. -№ 3.- С. 72—80.
  78. , А.Г. Когнитивные нарушения и риск развития алкоголизма и наркоманий при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. / А. Г. Полунина, Д. М. Давыдов, Е. А. Брюн // Психологический журнал. 2006. — Т.27. -№ 1.-С. 81−88.
  79. , Я.А. Знания, мышление и умственное развитие / Я. А. Пономарев. М.: Просвещение, 1967. — 262 с.
  80. Психология подростка. Полное руководство / под ред. A.A. Реана. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 512 с.
  81. Психология развития. Учебник / под ред. Т. Д. Марцинковской. 4-е изд. — 2008. — 528 с.
  82. Психология современного подростка. / под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Педагогика, 1987 240 с.
  83. Равич-Щербо, И. В. Психогенетика. /И.В. Равич-Щербо. М.: Аспект-Пресс, 2000. — 448 с.
  84. , Т.А. Диагностика умственных способностей детей. Психодиагностика. / Т. А. Ратанова. 4-е изд. — МПСИ, 2010.- 168 с.
  85. , С. JI. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер Ком, 1999. 720 с.
  86. , С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов. / С. Я. Рубинштейн. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
  87. , Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Питер, 2001. — 224 с.
  88. , К. А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. /К.А. Семенова. М.: Медицина, 1976. — 185 с.
  89. , A.B. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. / А. В. Семенович. М.: Владос, 2002. — 232 с.
  90. , Е.А. Модель психического в онтогенезе человека / Е. А. Сергиенко, Е. И. Лебедева, O.A. Прусакова. М.: ИП РАН, 2009. — 412 с.
  91. , И.А. Специальное образование дошкольников с ДДП. Учебно-методическое пособие. / И. А. Смирнова. СПб.: Детство-Пресс", 2003. -160 с.
  92. , A.B. Исследование познавательных стилей в американской психологии / A.B. Соловьев // Зарубежные исследования по психологии познания / Под ред. Г. Я. Розена. М., 1977. — С. 235 — 249.
  93. , О. В. Закономерности развития познавательных способностей школьников / О. В. Соловьева // Вопросы психологии. 2003. — № 3. — С. 22−34.
  94. , Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. / Е. И. Степанова. СПб.: Алетейя, 2000 г. — 288 с.
  95. , Е. И., Грановская JI. Н. Микровозрастной подход к исследованию интеллекта взрослых / Е. И. Степанова, JI.H. Грановская // Психологический журнал. 1980. — Т.1. — № 5. — С. 54−61.
  96. Субъектный подход в психологии / Под ред. А. Л. Журавлева, В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.
  97. , Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении) / Г. Е. Сухарева. М.: Медицина, 1965. — 337 с.
  98. , А.Э. Диагностика функции внимания у детей по показателям ЭЭГ / А. Э. Тамбиев и др.// Валеология. 2000. — N3. — С. 9−17.
  99. , A.A. Особенности мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом. Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.10 / Твардовская Алла Александровна. Нижний Новгород, 2011.-266 с.
  100. , У.В. Психологические особенности детей с нормальным и задержанным темпом психического развития. / У. В. Ульенкова. Горький: ГТПИ им. М. Горького, 1988. — С. 5−25
  101. , У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. /У.В. Ульенкова. — М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  102. , Г. К. Детская психиатрия / Г. К. Ушаков. М.: Медицина, 1973.-392 с.
  103. , Д. А. Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе /Д.А. Фарбер. М.: Просвещение, 1969. — 279 с.
  104. , О.В. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте. / О. В. Халецкая, В. Д. Трошин. Нижний Новгород, 1995. — 129 с.
  105. , М.А., Кочарян, A.C. Когнитивный стиль: когнитивное пространство индивидуального интеллекта // Психологические проблемы индивидуальности. -М., 1985. С. 157- 162.
  106. , M.A. Психология интеллекта: парадоксы исследования. / М. А. Холодная. 2-е изд. перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  107. , М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. / М. А. Холодная. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 384 с.
  108. , М.А. Психология понятийного мышления. /М.А. Холодная. М.: Изд-во ИП РАН, 2012. — 288 с.
  109. , В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей / В. Э. Чудновский // Вопросы психологии. 1986. — № 3. — С. 78−89.
  110. , Н. И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. /Н.И. Чуприкова. — М.: АО: Столетие, 1997. — 471 с.
  111. , Н.И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно структурного подхода). /Н.И. Чуприкова. — Москва, Воронеж: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та, 2003 — 318 с.
  112. , В. Д. От индивида к индивидуальности. /В.Д. Шадриков. -М.: ИП РАН, 2009.-656 с.
  113. Шипицына, JIM. Детский церебральный паралич. /JI.M. Шипицына, И. И. Мамайчук. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. — 272 с.
  114. , Е.И. Особенности когнитивного и мотивационно-личностного развития одаренных старшеклассников /Е.И. Щебланова // Вопросы психологии. 1999. — № 6. — С. 36.
  115. , Е. И. Неуспешные одаренные школьники. / Е. И. Щебланова. М.-Обнинск: ИГ СОЦИН, 2008. — 212 с.
  116. , Д.Б. Избранные психологические труды. / Д. Б. Эльконин. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 224 с.
  117. , Б.Р. Дисфункции головного мозга у детей. / Б. Р. Яременко, А. Б. Яременко, Т. Б. Горяинова. СПб.: Салит-Медкнига, 2002. — 128 с.
  118. , JI. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций Методическое руководство. / Л. А. Ясюкова. СПб.: ИМАТОН, 1997 — 80 с.
  119. , Л. А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. / Л. А. Ясюкова. СПб.: Речь, 2003. — 384 с.
  120. Barkley, R.A. Behavioral inhibition, sustained attention, and executive functions: constructing a unifying theory of ADHD / R.A. Barkley // Psychol. Bull. -1997.-№ 121.-P.65−94.
  121. Barkley, R.A. The executive functions and self-regulation: an evolutionary neuropsychological perspective / R.A. Barkley// Neuropsychological Rev. 2001. -Vol.11, №l.-P.l-29.
  122. Bax, M. Proposed Definition and Classification of Cerebral Palsy / M. Bax, M. Goldstein, P. Rosenbaum, A. Leviton, N. Paneth, B. Dan, B. Jacobsson, D. Damiano // Journal of Developmental Medicine and Child Neurology. 2005. — 47. -P. 571−576.
  123. Brown, Thomas E. The Brown Attention Deficit Disorder Scales. The Brown Attention Deficit Disorder Scale Test Review Whiteside / Brown Thomas E // Journal of Occupational Psychology, Employment and Disability. — 2003. — V. 5(2).
  124. Cantwell, DP Issues in the classification of child and adolescent psychopathology. / DP Cantwell, L. Baker // J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. -1988. V.27(5). — P. 521−533.
  125. Conners Rating Scale, http://www.attentiondeficit-add-adhd.com/adhd-connors-test.htm
  126. Craik, F. I. M. Cognition through the lifespan: mechanisms of change / Craik F. I. M., Bialystock E. // Trends in Cognitive Science. 2006. — V.10(3). — P. 131−138.
  127. Demetriou, A. The development of mental processing: Efficiency, working memory, and thinking / Demetriou, A., Christou, C., Spanoudis, G., & Platsidou, M.// Monographs of the Society for Research in Child Development. 2002. — 67 (1, Serial No. 268).
  128. Duoglas, V. Stop Look — and Listen! The problem of sustained attention and impulsive control in hyperactive and normal children / V Douglas // Canadian Journal of Behavior Science. — 1972. — V.4 — P. 259−281.
  129. Fry, A. F. Processing speed, working memory, and fluid intelligence: Evidence for a developmental cascade. / A.F. Fry, S. Hale // Psychological Science. -1996. V.7. — P. 237−241.
  130. Fry, A. F. Relationships among processing speed, working memory, and fluid intelligence in children / A.F. Fry, S. Hale // Biological Psychology. 2000. — 54. -P. 1−34.
  131. Gardner, R.W. Cognitive control. A study of individual consistencies in cognitive behavior / Gardner R.W., Holzman P. S., Klein G.S., Linton H.B., Spence D.P. // Psychological Issues. Monograph. — 4.V. 1. N.Y., 1959.
  132. Gardner R.W., Jackson D.N., Messick S.J. Personality organization in cognitive controls and instinctual abilities. // Psychological Issues. Monograph. — 8. V. 2. 1960.
  133. Kagan, J. Reflection impulsivity: The generality and dynamics of conceptual tempo / J. Kagan // J. of Abnorm. Psychology. — 1966. — V.71. — P. 17−24.
  134. Kail, R. Controlled and automatic processing during mental rotation./ R. Kail // Journal of Experimental Child Psychology. 1991. — V. 51. — P. 337−347.
  135. Kail, R. Speed of information processing in children with insulin-dependent diabetes mellitus /R. Kail, C.A. Wolters, S.L. Yu, J.W. Hagen // Journal of Pediatric Psychology. 2000. — V.25. — P. 515−520.
  136. Lehman, E.B. Knowing what to remember and forget: A develop mental study of cue memory in intentional forgetting /E.B. Lehman, R. Morath, K. Franklin, V. Elbaz // Memory & Cognition. 1998. — V.26 (5). — P. 860−868.
  137. MacKeith, R.C. The Little Club. Memorandum on terminology and classification of cerebral palsy/R.C. MacKeith, I.C.K. MacKenzie, P.E. Polani // Cerebral Palsy Bull. 1959. — V. l (5). — P. 27−35.
  138. Peneda, D. Neuropsychological and behavioral assessment of ADHD in seven- to twelve-year-old children: a discriminant analysis. / D. Peneda, A. Ardila, M. Rosselli // J. Learn. Disabil. 1999. — V. 32. — P. 159−173.
  139. Salthouse, T. A. Executive functioning as a potential mediator of age-related cognitive decline in normal adults / T.A. Salthouse, T.M. Atkinson, D.E. Berish // Journal of Experimental Psychology: General. 2003. — V. 132(4). — P. 566−594.
  140. Salthouse, T. A. When does age-related cognitive decline begin? // T.A. Salthouse // Neurobiology of aging. 2009. — V.30 (4). — P. 507−514.
  141. Santostefano, S. A biodevelopmental approach to clinical child psychology: Cognitive controls and cognitive controls therapy. / S. Santostefano // A Wiley-Inferscience publication. N. Y.: John Wiley & Sons, 1978. — 833 p.
  142. Sergeant, J. A. Information processing and energetic factors in attention deficit/hyperactivity disorder/ J. A. Sergeant, J. Oosterlaan, J. J. van der Meer // Handbook of disruptive behavior disorders. N.Y., 1999. — P. 75−104.
  143. Sergeant, J. A. Modeling attention-deficit/hyperactivity disorder: a critical appraisal of the cognitive-energetic model / J. A. Sergeant // Biol. Psychiatry. 2005. -Vol. 1 -№ 57(11).-P. 1248−1255.
  144. Sonuga-Barke, E. J. When is «impulsiveness» not impulsive? The case of hyperactive children’s cognitive style/ E. J. Sonuga-Barke, K. Houlberg, M. Hall // J. Child. Psychol. Psychiatry. 1994. -V. 35. — № 7. — P. 1247−1253.
  145. Swanson, J. Cognitive neuroscience of attention deficit hyperactivity disorder and hyperkinetic disorder / J. Swanson, F.X. Castellanos, M. Murias et al. // Curr. Opin. Neurobiol. 1998. — V.8(2). — P.263−271.
  146. Witkin, H.A. Cognitive styles: essence and origins. / H.A. Witkin H.A., D.R. Goodenough // Psychological issues. Monograph 51. — 1982.
  147. Witkin, H.A. Stability of cognitive style from childhood to young adulthood / H.A. Witkin H.A., D.R. Goodenough, S.A. Karp // J. of Personality and Soc. Psychology. 1967. — V.7. — P. 291−300.
  148. Witkin, H.A. Psychological differentiation: current status / H.A. Witkin H.A., D.R. Goodenough, P. Oltman // J. of Personality and Soc. Psychology. 1979. -V. 37 (7).-P. 1127−1145.1. Протокол эксперимента №
  149. Методика 1: Проба Мюнстерберга.
  150. Методика 2: Понимание серийных сюжетных картин с конфликтным смыслом («Лягушки»).ответ баллыбыстрый/правильный.быстрый/неправильный:медленный/правильный.медленный/неправильный:правильный с подсказки: неправильный с подсказки: время ответа:
  151. Методика 3: Классификация предметных изображений Выготского-Зейгарник.
  152. Инструкция: «Разложи все карточки на группы так, как ты считаешь правильным.»
  153. Экспер. классиф-я по категориальному признаку Нормативная классификация
  154. К категоризации= К глобапизации= К нормативности
  155. Методика 4: Понятийный синтез (3 слова)
  156. Инструкция: «Составь как можно больше предложений с обязательным включением следующих трех слов»
  157. КОМПЬЮТЕР-БУЛАВКА-СМЕРЧ ОГОНЬ-ЧАСЫ-ЦЕПЬвремя: кол-во баллов: время: кол-во баллов:
  158. Методика 5: Тест сопоставления знакомых картинок (тест Кагана) стимула время первого ответа, секунды кол-во ошибок отказы1 (трен-ый) 2 (трен-ый) 1
Заполнить форму текущей работой