Понятийные и метакогнитивные способности подростков с разными формами дизонтогенеза
Диссертация
Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипотез использовались следующие методы исследования: теоретические — анализ научной литературы по проблеме исследованияэмпирические — методики для выявления понятийных способностей («Классификации предметных изображений» Выготского-Зейгарник, «Понимание пословиц», «Понятийный синтез») и метакогнитивных способностей (тест Мюнстерберга… Читать ещё >
Содержание
- 1. глава. Особенности интеллектуального развития в 12 подростковом возрасте в норме и условиях дизонтогенеза
- 1. 1. Теоретические основы исследования интеллектуальной 12 сферы подростков
- 1. 2. Понятийные и метакогнитивные способности в структуре 22 интеллекта подростка
- 1. 3. Понятие психического дизонтогенеза
- 1. 3. 1. Особенности интеллектуальной сферы подростков, 38 больных детским церебральным параличом (ДЦП)
- 1. 3. 2. Особенности интеллектуальной сферы подростков с 45 синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
- 1. 3. 3. Особенности интеллектуальной сферы подростков с 54 задержкой психического развития (ЗПР)
- 2. 1. Характеристика выборки
- 2. 2. Описание методик, использованных в исследовании
- 3. 1. Сравнение показателей уровня сформированности 76 понятийных и метакогнитивных способностей в группах Норма, ДЦП, СДВГ и ЗПР
- 3. 2. Результаты корреляционного и факторного анализа 82 данных
- 3. 3. Результаты кластерного анализа данных
Список литературы
- Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие / В. А. Аверин. 2-е изд., перераб. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. — 379 с.
- Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд /Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии. 1995.-№ 1 — С. 111−131.
- Акимова, М.К. Интеллект как динамический компонент в структуре способностей: дис.. д-ра. психол. наук: 19.00.01 / Акимова Маргарита Константиновна. М., 1999. — 397 с.
- Алексапольский, A.A. Стилевые и уровневые свойства интеллекта как факторы совладающего поведения: дис.. канд. психол. наук: 19.00.13 / Алексапольский Алексей Андреевич. М., 2008. — 148 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001.-288 с.
- Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. -М.:ИПП, 1996.-160 с.
- Ананьев, Б.Г., Степанова, Е.И. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б. Г. Ананьева и Е. М. Степановой. М.: Педагогика, 1972.-246 с.
- Ананьев, Б.Г., Степанова, Е.И. Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость) / Под ред. Б. Г. Ананьева и Е. М. Степановой. М.: Педагогика, 1977. — 198 с.
- Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период): монография./ Е. Ф. Архипова. М.: Просвещение, 1989.-80с.
- Бадалян, JI.O. Детская неврология / JI.O. Бадалян. 2-е изд., доп. -M.: URSS, 1983.- 412 с.
- Балакшина, Ж.А. Типы изменчивости интеллекта и личности в период их становления (на примере подростков). Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Балакшина Жанна Александровна. СПб., 1995. — 242 с.
- Балобанова, Н.В. Влияние образовательной среды на интеллектуальное и личностное развитие младших подростков. Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Балабанова Нина Викторовна. Краснодар, 2002. — 231 с.
- Безруких, М.М. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь. учебное пособие / под ред. М. М. Безруких. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. — 248 с.
- Белопольская, H. JL Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью. / H.JI. Белопольская, В. И. Лубовский // Психологический журнал. 1993. — Т.14. — № 4. — С. 89−97
- Бине, А. Измерение умственных способностей / А. Бине СПб.: Союз, 1998. — 432 стр.
- Бодал ев, A.A. Психология о личности / A.A. Бодалев. М.: Издательство Московского университета, 1988. — 188 с.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. — М.:
- Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 .-352 с.
- Брушлинский, A.B. Проблемы психологии субъекта / A.B. Брушлинский М.: ИП РАН, 1994. — 109 с.
- Брязгунов, И.П., Знаменская, Е.И. Современные представления о легкой дисфункции мозга у детей (вопросы клиники, этиологии, патогенеза и лечения) / И. П. Брязгунов, Е. И. Знаменская // Медицинский реферативный журнал. № 4. — 1980. — 87 с.
- Брязгунов, И.П., Касатикова, Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях /И.П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 96 с.
- Брязгунов, И.П., Кучма, В.Р., Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей / И. П. Брязгунов, В. Р. Кучма // Вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноз. М., 1994. С. 6−32.
- Будрина, Е.Г. Динамика интеллектуального развития подростков в условиях разных моделей обучения / Е. Г. Будрина // Психологический журнал, 2009, том 30. — № 4. — С. 33—46.
- Будрина, Е.Г. Динамика интеллектуального развития в подростковом возрасте в условиях разных моделей обучения. Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.13 / Будрина Екатерина Генриховна. М., 2005. — 189 с.
- Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. — Киев: Наукова думка, 1989.-200 с.
- Веккер, JI. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов /Л.М. Веккер. -М.: Смысл, 1998. 670 с.
- Величковский, Б. М. Возможности когнитивной тренировки как средства коррекции возрастных изменений когнитивного контроля / Б. М. Величковский // Экспериментальная психология. 2009. — Т. 2. — № 4. — С. 67−91.
- Власова, Т. А., Певзнер, М. С. О детях с отклонениями в развитии /Т.А. Власова, М. С. Певзнер. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1973. -175с.
- Вроно, М.Ш. Шизофрения в детском и пубертатном возрасте./ М. Ш. Вроно // В кн.: Руководство по психиатрии. М.: Медицина, 1986. — 192 с.
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1984. 6 т.
- Выготский, Л.С. Основы дефектологии /Л.С. Выготский. — СПб.: Лань, 2003 656с.
- Выготский, Л.С. Психология /Л.С. Выготский. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.-1008 с.
- Выготский, Л.С. Мышление и речь. / Л. С. Выготский. 5-е изд., испр. -М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
- Гаджиев, С.Г. Нарушение наглядной интеллектуальной деятельности при поражениях лобных долей мозга / С. Г. Гаджиев // Хрестоматия по нейропсихологии: учебное пособие / под ред. Е. Д. Хомской. М.: Российское психологическое общество, 1999. — С. 265−266.
- Головей, Л.А. Интеллектуальный потенциал человека: проблемы развития / Л. А. Головей. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского Университета, 2003. — 199 с.
- Голубева, Э. А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий / Э. А. Голубева // Вопросы психологии, 1983. -№ 3.-С. 16—28.
- Горбунова, Е.А. Клннико-функциональные критерии диагностики и прогнозирование синдрома дефицита внимания у подростков 14−15 лет. Дисс.. канд. мед. наук: 14.00.09 / Елена Алексеевна Горбунова. Иваново, 2004. — 154 с.
- Горюнова, Н.Б. Дескрипторы когнитивного ресурса и интеллектуальная продуктивность: на примере решения тестовых и малых творческих задач. Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Наталья Борисовна Горюнова. Москва, 2002. -144 с.
- Гуревич, K.M. Индивидуально-психологические особенности школьников / K.M. Гуревич. М.: Знание, 1988. — 80 с.
- Депутат, И.С. Психофизиологическая характеристика интеллекта у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.02 / Депутат Ирина Сергеевна. Архангельск, 2007. — 123 с.
- Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания /А.О. Дробинская // Дефектология. № 1. — 1999. — 86 с.
- Дружинин, В.Н. Структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений / В. Н. Дружинин // Интеллект и творчество/ Под ред. А. Н. Воронина. 1999. С. 5−29.
- Егорова, Т.В., Лонина, В.А., Розанова Т. В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей / Т. В. Егорова, В. А. Лонина, Т. В. Розанова // Дефектология. 1975. — № 4. — С. 3 — 15.
- Журба, Л.Т., Мастюкова, Е.М. Нарушения психоматорного развития детей первого года жизни /Л.Т. Журба, Е. М. Мастюкова. М. Медицина, 1981. -273 с.
- Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. / С. Д. Забрамная 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 112 с.
- Заваденко, H.H. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений /H.H. Заваденко — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 256 с.
- Зейгарник, Б.В. Патопсихология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ Б. В. Зейгарник 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр Академия, 2003. — 208 с.
- Калижнюк, Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах / Э. С. Калижнюк. Киев: Вища школа, 1987. — 269 с.
- Калмыкова, З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления у детей с задержкой психического развития / З. И. Калмыкова // Дефектология. -1978.-№ 3.-С. 3−8.
- Калмыкова, З.И. Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников / 3. И. Калмыкова. М.: Советская педагогика. 1968. — № 6.
- Карпов, A.B. О понятии метакогнитивных способностей личности. / A.B. Карпов. // Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации. -2010.-С. 35−46
- Ковалев, В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. / В. В. Ковалев М.: Медицина, 1985 г. — 288 с.
- Козлова, И.Н. Личность как система конструктов. Некоторые вопросы психологической теории Дж. Келли /И.Н. Козлова // Системные исследования. Ежегодник. -1975.-С. 128−148.
- Колга, В. А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости. Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Колга В.А.-Л., 1976.-164 с.
- Кострикина, И.С. Соотношение стилевых и продуктивных характеристик интеллектуальной деятельности у лиц с высокими значениями 1С). Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Кострикина Инна Станиславовна. М., 2001.-207 с.
- Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. Заведений / В. В. Лебединский — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.
- Лебединская, К. С. Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков / К. С. Лебединская, М. М. Райская // Дефектология. -1980.-№ 2 С.4−14.
- Лейтес, Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника / Н. С. Лейтес // Вопросы психологии. 1985. -№ 1. — С. 9−18.
- Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. М.: Педагогика, 1971.-280с.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1984 — 444 с.
- Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. Монография /В.И. Лубовский. М.: Педагогика, 1989.-83 с.
- Луковников, H.H. Интеграция и дифференциация в развитии психических процессов /H.H. Луковников. Калинин, 1984. — 79 с.
- Лютова, Е.К. Развитие личности и креативность школьников с различными уровневыми и структурными характеристиками интеллекта. Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Лютова Елена Константиновна. СПб., 2000. — 192 с.
- Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми /Е.К. Лютова, Г. Б. Монина. М.: Генезис, 2000 — 192 с.
- Мамайчук, И.И. Нейропсихологические исследования гностических процессов у детей с различными формами детского церебрального паралича /И.И. Мамайчук // Невропатологии и психиатрии. 1992. -с. 42−47
- Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции: на материале изучения детей и подростков с двигательными нарушениями. -Дисс.. докт. психол. наук: 19.00.04 / Мамайчук Ираида Ивановна. СПб., 2004. — 440 с.
- Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. СПб.: Речь, 2006. — 224 с.
- Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения /И.И. Мамайчук. СПб.: Речь, 2010.-384 с.
- Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. /Е.М. Мастюкова. М.: Просвещение, 1992. — 95 с.
- Назарова, В.В. Динамика когнитивной дифференцированности и возрастные интеллектуальные особенности школьников. Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Назарова Валентина Васильевна. М., 2001. -319 с.
- Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. / Л. Ф. Обухова. Издание 3-е изд., стер. — М.: Тривола, 1998. — 352 с.
- Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. / Л. Ф. Обухова. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 442 с.
- Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет. / под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды /Ж. Пиаже. М.: Просвещение, 1969. -660 с.
- Поддьяков, Н. Н. Доминирование процессов интеграции в развитии детей дошкольного возраста / H.H. Поддьяков // Психологический журнал. 1997. № 5.-С.103—112.
- Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста / К. Н. Поливанова // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 20—33.
- Поливанова, Н.И. Образовательная среда в школах разных типов / Н. И. Поливанова, Е. В. Ермакова // Психологическая наука и образование. — 2000. -№ 3.- С. 72—80.
- Полунина, А.Г. Когнитивные нарушения и риск развития алкоголизма и наркоманий при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. / А. Г. Полунина, Д. М. Давыдов, Е. А. Брюн // Психологический журнал. 2006. — Т.27. -№ 1.-С. 81−88.
- Пономарёв, Я.А. Знания, мышление и умственное развитие / Я. А. Пономарев. М.: Просвещение, 1967. — 262 с.
- Психология подростка. Полное руководство / под ред. A.A. Реана. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 512 с.
- Психология развития. Учебник / под ред. Т. Д. Марцинковской. 4-е изд. — 2008. — 528 с.
- Психология современного подростка. / под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Педагогика, 1987 240 с.
- Равич-Щербо, И. В. Психогенетика. /И.В. Равич-Щербо. М.: Аспект-Пресс, 2000. — 448 с.
- Ратанова, Т.А. Диагностика умственных способностей детей. Психодиагностика. / Т. А. Ратанова. 4-е изд. — МПСИ, 2010.- 168 с.
- Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер Ком, 1999. 720 с.
- Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов. / С. Я. Рубинштейн. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
- Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Питер, 2001. — 224 с.
- Семенова, К. А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. /К.А. Семенова. М.: Медицина, 1976. — 185 с.
- Семенович, A.B. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. / А. В. Семенович. М.: Владос, 2002. — 232 с.
- Сергиенко, Е.А. Модель психического в онтогенезе человека / Е. А. Сергиенко, Е. И. Лебедева, O.A. Прусакова. М.: ИП РАН, 2009. — 412 с.
- Смирнова, И.А. Специальное образование дошкольников с ДДП. Учебно-методическое пособие. / И. А. Смирнова. СПб.: Детство-Пресс", 2003. -160 с.
- Соловьёв, A.B. Исследование познавательных стилей в американской психологии / A.B. Соловьев // Зарубежные исследования по психологии познания / Под ред. Г. Я. Розена. М., 1977. — С. 235 — 249.
- Соловьева, О. В. Закономерности развития познавательных способностей школьников / О. В. Соловьева // Вопросы психологии. 2003. — № 3. — С. 22−34.
- Степанова, Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. / Е. И. Степанова. СПб.: Алетейя, 2000 г. — 288 с.
- Степанова, Е. И., Грановская JI. Н. Микровозрастной подход к исследованию интеллекта взрослых / Е. И. Степанова, JI.H. Грановская // Психологический журнал. 1980. — Т.1. — № 5. — С. 54−61.
- Субъектный подход в психологии / Под ред. А. Л. Журавлева, В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.
- Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении) / Г. Е. Сухарева. М.: Медицина, 1965. — 337 с.
- Тамбиев, А.Э. Диагностика функции внимания у детей по показателям ЭЭГ / А. Э. Тамбиев и др.// Валеология. 2000. — N3. — С. 9−17.
- Твардовская, A.A. Особенности мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом. Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.10 / Твардовская Алла Александровна. Нижний Новгород, 2011.-266 с.
- Ульенкова, У.В. Психологические особенности детей с нормальным и задержанным темпом психического развития. / У. В. Ульенкова. Горький: ГТПИ им. М. Горького, 1988. — С. 5−25
- Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. /У.В. Ульенкова. — М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
- Ушаков, Г. К. Детская психиатрия / Г. К. Ушаков. М.: Медицина, 1973.-392 с.
- Фарбер, Д. А. Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе /Д.А. Фарбер. М.: Просвещение, 1969. — 279 с.
- Халецкая, О.В. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте. / О. В. Халецкая, В. Д. Трошин. Нижний Новгород, 1995. — 129 с.
- Холодная, М.А., Кочарян, A.C. Когнитивный стиль: когнитивное пространство индивидуального интеллекта // Психологические проблемы индивидуальности. -М., 1985. С. 157- 162.
- Холодная, M.A. Психология интеллекта: парадоксы исследования. / М. А. Холодная. 2-е изд. перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
- Холодная, М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. / М. А. Холодная. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 384 с.
- Холодная, М.А. Психология понятийного мышления. /М.А. Холодная. М.: Изд-во ИП РАН, 2012. — 288 с.
- Чудновский, В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей / В. Э. Чудновский // Вопросы психологии. 1986. — № 3. — С. 78−89.
- Чуприкова, Н. И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. /Н.И. Чуприкова. — М.: АО: Столетие, 1997. — 471 с.
- Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно структурного подхода). /Н.И. Чуприкова. — Москва, Воронеж: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та, 2003 — 318 с.
- Шадриков, В. Д. От индивида к индивидуальности. /В.Д. Шадриков. -М.: ИП РАН, 2009.-656 с.
- Шипицына, JIM. Детский церебральный паралич. /JI.M. Шипицына, И. И. Мамайчук. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. — 272 с.
- Щебланова, Е.И. Особенности когнитивного и мотивационно-личностного развития одаренных старшеклассников /Е.И. Щебланова // Вопросы психологии. 1999. — № 6. — С. 36.
- Щебланова, Е. И. Неуспешные одаренные школьники. / Е. И. Щебланова. М.-Обнинск: ИГ СОЦИН, 2008. — 212 с.
- Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. / Д. Б. Эльконин. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 224 с.
- Яременко, Б.Р. Дисфункции головного мозга у детей. / Б. Р. Яременко, А. Б. Яременко, Т. Б. Горяинова. СПб.: Салит-Медкнига, 2002. — 128 с.
- Ясюкова, JI. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций Методическое руководство. / Л. А. Ясюкова. СПб.: ИМАТОН, 1997 — 80 с.
- Ясюкова, Л. А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. / Л. А. Ясюкова. СПб.: Речь, 2003. — 384 с.
- Barkley, R.A. Behavioral inhibition, sustained attention, and executive functions: constructing a unifying theory of ADHD / R.A. Barkley // Psychol. Bull. -1997.-№ 121.-P.65−94.
- Barkley, R.A. The executive functions and self-regulation: an evolutionary neuropsychological perspective / R.A. Barkley// Neuropsychological Rev. 2001. -Vol.11, №l.-P.l-29.
- Bax, M. Proposed Definition and Classification of Cerebral Palsy / M. Bax, M. Goldstein, P. Rosenbaum, A. Leviton, N. Paneth, B. Dan, B. Jacobsson, D. Damiano // Journal of Developmental Medicine and Child Neurology. 2005. — 47. -P. 571−576.
- Brown, Thomas E. The Brown Attention Deficit Disorder Scales. The Brown Attention Deficit Disorder Scale Test Review Whiteside / Brown Thomas E // Journal of Occupational Psychology, Employment and Disability. — 2003. — V. 5(2).
- Cantwell, DP Issues in the classification of child and adolescent psychopathology. / DP Cantwell, L. Baker // J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. -1988. V.27(5). — P. 521−533.
- Conners Rating Scale, http://www.attentiondeficit-add-adhd.com/adhd-connors-test.htm
- Craik, F. I. M. Cognition through the lifespan: mechanisms of change / Craik F. I. M., Bialystock E. // Trends in Cognitive Science. 2006. — V.10(3). — P. 131−138.
- Demetriou, A. The development of mental processing: Efficiency, working memory, and thinking / Demetriou, A., Christou, C., Spanoudis, G., & Platsidou, M.// Monographs of the Society for Research in Child Development. 2002. — 67 (1, Serial No. 268).
- Duoglas, V. Stop Look — and Listen! The problem of sustained attention and impulsive control in hyperactive and normal children / V Douglas // Canadian Journal of Behavior Science. — 1972. — V.4 — P. 259−281.
- Fry, A. F. Processing speed, working memory, and fluid intelligence: Evidence for a developmental cascade. / A.F. Fry, S. Hale // Psychological Science. -1996. V.7. — P. 237−241.
- Fry, A. F. Relationships among processing speed, working memory, and fluid intelligence in children / A.F. Fry, S. Hale // Biological Psychology. 2000. — 54. -P. 1−34.
- Gardner, R.W. Cognitive control. A study of individual consistencies in cognitive behavior / Gardner R.W., Holzman P. S., Klein G.S., Linton H.B., Spence D.P. // Psychological Issues. Monograph. — 4.V. 1. N.Y., 1959.
- Gardner R.W., Jackson D.N., Messick S.J. Personality organization in cognitive controls and instinctual abilities. // Psychological Issues. Monograph. — 8. V. 2. 1960.
- Kagan, J. Reflection impulsivity: The generality and dynamics of conceptual tempo / J. Kagan // J. of Abnorm. Psychology. — 1966. — V.71. — P. 17−24.
- Kail, R. Controlled and automatic processing during mental rotation./ R. Kail // Journal of Experimental Child Psychology. 1991. — V. 51. — P. 337−347.
- Kail, R. Speed of information processing in children with insulin-dependent diabetes mellitus /R. Kail, C.A. Wolters, S.L. Yu, J.W. Hagen // Journal of Pediatric Psychology. 2000. — V.25. — P. 515−520.
- Lehman, E.B. Knowing what to remember and forget: A develop mental study of cue memory in intentional forgetting /E.B. Lehman, R. Morath, K. Franklin, V. Elbaz // Memory & Cognition. 1998. — V.26 (5). — P. 860−868.
- MacKeith, R.C. The Little Club. Memorandum on terminology and classification of cerebral palsy/R.C. MacKeith, I.C.K. MacKenzie, P.E. Polani // Cerebral Palsy Bull. 1959. — V. l (5). — P. 27−35.
- Peneda, D. Neuropsychological and behavioral assessment of ADHD in seven- to twelve-year-old children: a discriminant analysis. / D. Peneda, A. Ardila, M. Rosselli // J. Learn. Disabil. 1999. — V. 32. — P. 159−173.
- Salthouse, T. A. Executive functioning as a potential mediator of age-related cognitive decline in normal adults / T.A. Salthouse, T.M. Atkinson, D.E. Berish // Journal of Experimental Psychology: General. 2003. — V. 132(4). — P. 566−594.
- Salthouse, T. A. When does age-related cognitive decline begin? // T.A. Salthouse // Neurobiology of aging. 2009. — V.30 (4). — P. 507−514.
- Santostefano, S. A biodevelopmental approach to clinical child psychology: Cognitive controls and cognitive controls therapy. / S. Santostefano // A Wiley-Inferscience publication. N. Y.: John Wiley & Sons, 1978. — 833 p.
- Sergeant, J. A. Information processing and energetic factors in attention deficit/hyperactivity disorder/ J. A. Sergeant, J. Oosterlaan, J. J. van der Meer // Handbook of disruptive behavior disorders. N.Y., 1999. — P. 75−104.
- Sergeant, J. A. Modeling attention-deficit/hyperactivity disorder: a critical appraisal of the cognitive-energetic model / J. A. Sergeant // Biol. Psychiatry. 2005. -Vol. 1 -№ 57(11).-P. 1248−1255.
- Sonuga-Barke, E. J. When is «impulsiveness» not impulsive? The case of hyperactive children’s cognitive style/ E. J. Sonuga-Barke, K. Houlberg, M. Hall // J. Child. Psychol. Psychiatry. 1994. -V. 35. — № 7. — P. 1247−1253.
- Swanson, J. Cognitive neuroscience of attention deficit hyperactivity disorder and hyperkinetic disorder / J. Swanson, F.X. Castellanos, M. Murias et al. // Curr. Opin. Neurobiol. 1998. — V.8(2). — P.263−271.
- Witkin, H.A. Cognitive styles: essence and origins. / H.A. Witkin H.A., D.R. Goodenough // Psychological issues. Monograph 51. — 1982.
- Witkin, H.A. Stability of cognitive style from childhood to young adulthood / H.A. Witkin H.A., D.R. Goodenough, S.A. Karp // J. of Personality and Soc. Psychology. 1967. — V.7. — P. 291−300.
- Witkin, H.A. Psychological differentiation: current status / H.A. Witkin H.A., D.R. Goodenough, P. Oltman // J. of Personality and Soc. Psychology. 1979. -V. 37 (7).-P. 1127−1145.1. Протокол эксперимента №
- Методика 1: Проба Мюнстерберга.
- Методика 2: Понимание серийных сюжетных картин с конфликтным смыслом («Лягушки»).ответ баллыбыстрый/правильный.быстрый/неправильный:медленный/правильный.медленный/неправильный:правильный с подсказки: неправильный с подсказки: время ответа:
- Методика 3: Классификация предметных изображений Выготского-Зейгарник.
- Инструкция: «Разложи все карточки на группы так, как ты считаешь правильным.»
- Экспер. классиф-я по категориальному признаку Нормативная классификация
- К категоризации= К глобапизации= К нормативности
- Методика 4: Понятийный синтез (3 слова)
- Инструкция: «Составь как можно больше предложений с обязательным включением следующих трех слов»
- КОМПЬЮТЕР-БУЛАВКА-СМЕРЧ ОГОНЬ-ЧАСЫ-ЦЕПЬвремя: кол-во баллов: время: кол-во баллов:
- Методика 5: Тест сопоставления знакомых картинок (тест Кагана) стимула время первого ответа, секунды кол-во ошибок отказы1 (трен-ый) 2 (трен-ый) 1