Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Профессионально-важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологическую основу исследования составили: концептуальные методологические исследования, раскрывающие основные принципы психологии развития и акмеологии: принцип детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, активности, субъектностилично-стно-деятельностный подход (В.Е.Клочко, В. А. Петровский, В. М. Русалов, А.К. Белоусова) — основные позиции концепций… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКОВ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ
    • 1. 1. Профессионально-важные качества в профессиональном становлении личности
    • 1. 2. Психологические особенности профессиональной деятельности пожарных и проблема профессиональной пригодности
    • 1. 3. Психологические особенности личности пожарных
      • 1. 3. 1. Индивидуально-психологические особенности пожарных
      • 1. 3. 2. Склонность к риску как значимый фактор успешного выполнения боевого задания
      • 1. 3. 3. Стрессоустойчивость как профессионально-важное качество пожарного
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Цели, задачи и гипотезы исследования
    • 2. 2. Общая характеристика выборки испытуемых
    • 2. 3. Процедура и методы эмпирического исследования
    • 2. 4. Методики исследования профессионально-важных качеств сотрудников пожарно-спасательных формирований. ^
  • ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
    • 3. 1. Индивидуально-психологические качества сотрудников пожарно-спасательных формирований. ^
    • 3. 2. Личностные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления
    • 3. 3. Своеобразие профессионально-важных качеств личности сотрудников пожарно-спасательных формирований
      • 3. 3. 1. Склонность к риску на разных этапах профессионального становления
      • 3. 3. 2. Стрессоустойчивость и адаптация
      • 3. 3. 3. Самочувствие, активность, настроение
    • 3. 4. Сравнительный анализ взаимосвязи профессионально-важных качеств в структуре индивидуальности сотрудников пожарноспасательных формировании
  • ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СОТРУДНИКАМ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ
    • 4. 1. Информационно-просветительская работа в структуре психологическои помощи пожарным
    • 4. 2. Теоретический обзор программ психологической помощи сотрудникам силовых структур
    • 4. 3. Теоретический обзор методов саморегуляции
      • 4. 3. 1. Управление психическим состоянием при помощи техник 125 глубокого дыхания
      • 4. 3. 2. Техники нервно-мышечной релаксации
      • 4. 3. 3. Аутогенная тренировка
      • 4. 3. 4. Медитация как способ саморегуляции
      • 4. 3. 5. Музыка как неотъемлемый компонент при проведении техник релаксации. ^ ^
    • 4. 4. Программа психологической помощи сотрудникам пожарноспасательных формирований
    • 4. 5. Исследование влияния программы психологической помощи на психоэмоциональное состояние пожарных

Профессионально-важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества, науки, появления новых высоких технологий повышается риск возникновения масштабных катастроф, аварий, бедствий, в связи с чем особую остроту приобретает поиск ресурсных возможностей специалистов, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а именно — специалистов пожарно-спасательных формирований. В результате чрезвычайных ситуаций (ЧС) ежегодно в мире погибает около 3-х миллионов человек. Материальные потери от ЧС составляют от 50 до 100 миллиардов долларов в год. В мире установилась устойчивая тенденция роста числа пострадавших на 8,6% и материальных потерь на 10,4% от ЧС природного и техногенного характера в год (Шойгу С.К., 2002). Профессиональная деятельность специалистов пожарно-спасательных формирований, обеспечивающих ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и антропогенного характера, вне зависимости от географических и метеоусловий, протекает в особых условиях и характеризуется воздействием значительного числа стрессогенных факторов, воздействие которых при недостаточном развитии профессионально-важных качеств приводит к снижению эффективности выполнения деятельности, профессиональному выгоранию и психосоматическим нарушениям. G важности противопожарной службы для страны в целом говорят и придание ей статуса Государственной, и принятие Федерального закона «О пожарной безопасности».

Проблема изучения развития человека в профессии и профессиональной пригодности к ней имеет достаточно разработанные теоретические основы, развитые в работах В. А. Бодрова, К. М. Гуревича, С. Т. Джанерьян, А.В. Зее-ра, Е. А. Климова, Ю. П. Поваренкова, В. Д. Шадрикова, В. Е. Орла и многих других авторов, однако по отношению к ряду специальностей остаётся много вопросов, касающихся специфики развития и формирования профессионально-важных качеств для некоторых видов профессий.

Одной из них является профессиональная деятельность и профессионально-важные качества пожарных. Сотрудникам пожарно-спасательных формирований приходится действовать в экстремальных условиях: экспериментальные исследования показали, что после дежурств с тушениями пожаров работоспособность личного состава снижается до 76%. При этом показатели оценки утомления после суточных дежурств с тушениями пожаров ко-леблятся от 54 до 68 отн. ед., что соответствует пятой и шестой категориям тяжести труда. Динамика работоспособности и степень утомления личного состава пожарной охраны с учетом особенностей оперативно-служебной деятельности свидетельствуют о том, что труд пожарного по критериям тяжести относится к категориям тяжелого и очень тяжелого труда. Все это и предопределяет развитие высоких требований к профессионально важным качествам пожарных.

Данное направление является малоизученным, так как психологическая служба в силовых системах МВД, МЧС и ФСБ появилась сравнительно недавно, и, следовательно, изучение специфики профессионально-важных качеств пожарных до этого времени практически не проводилось. Можно отметить работы Т. В. Абрамова, Е. В. Бобринева, В. И. Дутова, И. Н. Ефанова, И. О. Котенёва, А. А. Кучера, С. И. Ловчан, И. В. Леви, М. И. Марьина, А. В. Матюшина, М. Н. Полякова, А. П. Самонова, О. Г. Фатхи, С. К. Шойгу, раскрывших различные аспекты адаптации личности к экстремальным условиям деятельности, которые непосредственно касаются развития профессионально-важных качеств сотрудников пожарно-спасательных формирований.

В то же время в представленных исследованиях психологические особенности профессиональной деятельности пожарных и некоторые профессиональные качества, необходимые пожарным, рассматривались достаточно изолированно, вне системного изучения изменения всей личности человека в профессии.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена рядом противоречий, наметившихся в современной психологии при изучении обозначенной проблемы, между:

— наличием высокого уровня стрессогенности профессии пожарного и недостаточной изученностью данной проблемы;

— социальным заказом на исследование профессионально-важных качеств сотрудников пожарно-спасательных формирований, наличием большого количества исследований по профессионально важным качествамприменительно к другим профессиям и малой изученностью, фрагментарностью по отношению к профессии пожарного;

— наличием высокого уровня мотивации к осуществлению профессиональной деятельности пожарного и невозможностью достичь высоких результатов вследствие эмоциональных и психологических потрясений, что требует разработки программ психологической помощи по развитию навыков психоэмоциональной саморегуляции и развитию профессионально-важных качеств пожарных;

— необходимостью развития навыков психоэмоциональной саморегуляции пожарных для их успешной профессиональной адаптации и отсутствием модели психологической помощи пожарным.

В связи с этим значительный научный и практический интерес представляет выявление психологических особенностей деятельности пожарных, их профессионально-важных качеств и особенностей их развития на разных этапах профессионального становления, определение комплекса психодиагностических методик, направленных на оценку профессионально-важных качеств, а также разработка программы психологической помощи, направленной на развитие профессионально-важных качеств пожарных.

Цель работы заключается в исследовании развития профессионально-важных качеств сотрудников пожарно-спасательных формирований МЧС России на разных этапах профессионального становления.

Объект исследования — сотрудники пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления. Предмет исследования:

Профессионально-важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований МЧС России на разных этапах профессионального становления.

Для достижения поставленной цели предполагалось решение следующих задач.

Теоретические задачи:

1. Проанализировать проблему профессионального становления личности в отечественной науке.

2. Изучить психологические особенности профессиональной деятельности пожарного и проблему профессиональной пригодности.

3. Провести теоретический анализ психологических особенностей сотрудников пожарно-спасательных формирований.

4. Изучить работы отечественных и зарубежных авторов, посвящённые профессиональным деформациям, и выделить формы негативного реагирования, последствия непроработанных психотравм, а также детерминанты и способы компенсации негативного влияния профессиональной деятельности сотрудников пожарно-спасательных формирований.

5. Проанализировать сложившуюся практику оказания психологической помощи сотрудникам силовых структур.

Методические задачи:

6. Подобрать методический инструментарий, адекватный целям, задачам исследования.

7. Разработать и апробировать программу психологической помощи сотрудникам пожарно-спасательных формирований, направленную на развитие навыков психоэмоциональной саморегуляции и развитие Профессионально-важных качеств пожарных.

Эмпирические задачи:

8. Выделить профессионально-важные качества, формирование которых происходит на разных уровнях системной организации человека у сотрудников пожарно-спасательных формирований.

9. Доказать, что на разных этапах профессионального становления происходит развитие и углубление взаимосвязи личностных и индивидуально-психологических свойств человека.

10. Провести сравнительное изучение склонности к риску, стрессоустойчи-вости, индивидуально-психологических свойств, личностных свойств как профессионально-важных качеств сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах их профессионального становления.

11. Определить профессионально-важные качества и построить психологический портрет сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления.

12. Изучить изменения в развитии профессионально-важных качеств сотрудников пожарно-спасательных формирований МЧС России, прошедших программу психологической помощи.

Гипотезы исследования:

1. Профессиональная деятельность пожарных обусловлена уровнем выраженности ряда психологических качеств, включающих индивидуально-психологические и личностные свойства, определение которых позволяет оценивать профессиональную пригодность и адаптацию к профессии.

2. По мере профессионального становления происходят существенные изменения в целостном развитии человека, что проявляется в развитии его индивидуально-психологических и личностных качеств на разных этапах профессионального становления.

3. Мы предполагаем, что в структуру профессионально-важных качеств включается склонность к риску как проявление самоактуализирующейся природы человека, но её «объём» меняется на разных этапах профессионального становления. Склонность к риску имеет взаимосвязь с индивидуально-психологическими свойствами личности.

4. На этапе подготовки к профессии специально разработанная программа психологической помощи, направленная на развитие навыков эмоциональной и психофизической саморегуляции, способствует развитию профессионально-важных качеств, являющихся основанием для эффективного выполнения деятельности.

Цель, объект, предмет и задачи теоретического исследования обусловили выбор объекта эмпирического исследования. В качестве объекта эмпирического исследования выступили различные категории сотрудников по-жарно-спасательных формирований МЧС России по республике Северная Осетия — Алания, находящихся на разных этапах профессионального становления:

1. Пожарные-наставники — пожарные, находящиеся на этапе мастерства, т.к. имеют самый высокий класс профессионализма — «1 класс — наставники» (стаж службы от 8 до 10 лет).

2. Пожарные 1 класса — пожарные, находящиеся на этапе профессионализма, т. е. пожарные подразделений ГПС МЧС России по РСО-Алания, имеющие «1 класс профессионализма» (стаж службы от 3 до 5 лет).

3. Пожарные 2 класса — пожарные, находящиеся на этапе подготовки к профессии, т. е. пожарные 2 класса ГПС МЧС России по РСО-Алания, проходящие обучение на учебном пункте МЧС (УП МЧС), целью которого является получение допуска на участие в аварийно-спасательных работах и имеющие «2 класс профессионализма» (стаж службы от 3 месяцев до 1 года).

Всего в исследовании приняли участие 210 человек.

Методы и методики исследования. В исследовании была использована совокупность теоретических и эмпирических методов. Теоретические: анализ профессиональной деятельностианализ психологических подходов к проблеме деятельности человека в экстремальных условияханализ исследований в области профессиональных деформацийизучение деятельности пои жарной службы как фактора формирования профессионально-важных качеств личности.

Эмпирическое исследование проводилось при помощи апробированных тестовых методик: методика «Исследование свойств темперамента» (опросник В.М. Русалова), методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Pare, готовность к риску («PSK» Шуберта), САН (В.А. Доскин), стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) в модификации JI.H. Собчик.

Математическая обработка данных осуществлялась с помощью методов математической статистики: описательной статистики, теста Крускала-Уоллеса, t-критерия Стьюдента и корреляционного анализа по Спирмену.

Компьютерная обработка данных проводилась с использованием прикладной программы SPSS 13.0.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: концептуальные методологические исследования, раскрывающие основные принципы психологии развития и акмеологии: принцип детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, активности, субъектностилично-стно-деятельностный подход (В.Е.Клочко, В. А. Петровский, В. М. Русалов, А.К. Белоусова) — основные позиции концепций профессионального развития личности (А.К. Абульханова-Славская, С. Т. Джанерьян, Зеер Э. Ф., Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, В. Е. Орёл, Ю. П. Поваренков, В.Д. Шадриков) — концепция профессионально-важных качеств пожарного (Волкогонов Д.А., Коробейников М. П., Самонов А. П., Средин Г. В., Шеляга В. В., Марьин М. И., Ловчан С. И., Ефанова И. Н., Леви И. В., Бобринев Е. В. и др.) — теории негативного реагирования человека на стрессогенные ситуации (Лебедев В. И., По-номаренко В.А., Александровский Ю. А., Геллерштейн С. Г., Деркач А. А., Кузьмина Н. В., Котелова Ю. В., Носкова О. Г., Маклаков А. Г., Петровский В. А., Антипов В. В., Лебедев В. И. и др.), положения о дестабилизирующих проявлениях и состояниях эмоционального реагирования в кризисных ситуациях (Авруцкий Г. Я., Недува А. А., Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономоренко В. А., Холодцова М. Е., Петров Н. Н., Сабанин Ю. В., Кореняк Р. Ю, Шумейко А. И., Демин С. А., Гринберг Дж. и др.) — идеи о последствиях непрорабо-танной травмы (Нуллер Ю.Л., Михаленко И. Н., Даровская Н. Д., Мак-Каллоу Дж., Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г., Изард К. Э., Войцех В., Кучер А., Кос-тюкевич В., Матюшин А. В., Порошин А. А., Зыков О. А. и др.) — идеи об управлении психическим состоянием при помощи техник релаксации, саморегуляции и психокоррекции (Беляев Г. С., Лобзин B.C., Копылова И. А., Зубков А. Н., Очаповский А. П., Карпман В. Л., Беляев Г. С., Лобзин B.C., Копылова И. А., Котляров В. Н, Стрельцова А. А. и др.).

Научная новизна работы заключается в том, что выявлены и описаны психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников пожарно-спасательных формирований, обоснованы требования к их профессионально важным качествам, определены и выделены Профессионально-важные качества на разных уровнях системной организации человека как субъекта трудавпервые использован системный подход в исследовании профессионально-важных качеств пожарных, включающий анализ индивидуально-психологического и личностного уровней системного строения человекавыявлено и описано развитие индивидуально-психологических и личностных свойств на разных этапах профессионального становленияпоказана взаимосвязь склонности к риску с индивидуально-психологическими свойствами личности, показаны изменения в развитии склонности к риску, изменения её «объема» на разных этапах профессионального становлениясконструированы психологические портреты сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становленияразработана и проведена программа психологической помощи сотрудникам пожарно-спасательных формированийопределены изменения в развитии профессионально-важных качеств пожарных в результате использования программы психологической помощи.

Теоретическая значимость работы. Теоретическая значимость работы определяется её вкладом в изучение Профессионально-важных качеств сотрудников пожарно-спасательных формирований с позиций теории психологических систем. Проведён содержательный анализ теоретического и эмпирического материала, в ходе которого:

— были расширены общенаучные представления о психологической сущности профессионально-важных качеств сотрудников пожарно-спасательных формирований;

— раскрыто психологическое содержание профессионально-важных качеств сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становлениявыявлена структура профессиональных (индивидуально-психологических и личностных) качеств, применительно к сотрудникам по-жарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления;

— обобщены основы психологической подготовки в силовых структурах, позволившие сформулировать основные принципы психологической подготовки и помощи сотрудникам пожарно-спасательных формирований и выделить комплекс адекватных психологических технологий их осуществления.

Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены результаты решения важной прикладной задачи по определению Профессионально-важных качеств сотрудников пожарно-спасательных формирований. Показано, что развитие профессионально-важных качеств должно рассматриваться как важная часть практической деятельности психологов и должно включать мероприятия психологической помощи и подготовки, предусматривающие специальные формы и методы работы, адекватного информационного, организационного и научно-методического обеспечения.

Обоснован арсенал использованных методик для оценки психологических особенностей личности сотрудников пожарно-спасательных формирований, который может быть рекомендован практическим психологам МЧС и МВД России для выявления пожарных, нуждающихся в психологическом сопровождении.

Полученные в диссертационной работе данные могут быть использованы при организации процесса обучения на учебных пунктах МЧС России и организации психологического сопровождения сотрудников пожарно-спасательных формирований, а так же применяться психологами МВД России в практической деятельности.

Полученные в диссертационной работе сведения необходимо учитывать при отборе кандидатов, поступающих на службу в пожарно-спасательные формирования МЧС России, при организации процесса обучения на учебных пунктах МЧС России, при проведении программ психологической помощи, при распределении должностей в системе МЧС.

Полученные эмпирические данные могут оказать помощь в разработке практических рекомендаций по снижению проявлений утомляемости и нервно-психической напряженности сотрудников ГПС МЧС России, повышении качества практической работы психологов МЧС, что, в целом, может рассматриваться в качестве факторов оптимизации процесса службы сотрудников ГПС МЧС России.

Проведенное исследование в определенной мере устраняет пробелы, имеющиеся в исследовании профессионально-важных качеств пожарных, а разработанная на основе экспериментальных данных программа поможет обеспечить высокий уровень профессиональной деятельности, повышение стрессоустойчивости пожарных в процессе прохождения службы.

Положения и выводы настоящего диссертационного исследования используются в работе психологической службы МЧС России по РСО-Алания (Владикавказ). «Программа психологической помощи сотрудникам пожарно-спасательных формирований МЧС России по РСО-Алания» была рекомендована рецензентами для работы практических психологов силовых структур и используется в процессе психологической подготовки пожарных-стажеров (пожарных 2 класса) на учебном пункте ЦУС ФПС МЧС России по РСО-Алания. Полученные в работе результаты используются при чтении курсов «Психология развития», «Акмеология» на психологическом факультете Северо-Осетинского Государственного педагогического института, материалы диссертационного исследования также могут быть использованы при разработке спецкурсов по психологии экстремальных ситуаций, психологии профессионального развития личности.

Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечивалась обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, применением комплекса методов и методик, адекватных целям и задачам исследования, их валидностью и надежностью, репрезентативным объемом выборки, стандартизацией процедуры исследования, содержательным анализом и статистической обработкой данных, полученных при использовании диагностических процедур.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная деятельность сотрудников пожарно-спасательных формирований характеризуется высоким уровнем опасности, рискованностью, высоким уровнем травматизации, стрессогенностью, высоким уровнем ответственностидействиями в неопределенных ситуациях, в условиях ограниченного пространства и дефицита времени.

2. Профессиональная деятельность сотрудников пожарно-спасательных формирований предъявляет повышенные требования к психологическим качествам личности, характеризующим индивидуально-психологические (темп, социальная эргичность, эргичность, социальный темп) и личностные качества (склонность к риску и стрессоустойчивость, активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, уверенность в себе, позитивная самооценка, высокая мотивация достижения, высокая поисковая мотивация, уверенность, и быстрота в принятии решений).

3. Профессиональная деятельность сотрудников пожарно-спасательных формирований приводит к развитию их профессионально-важных качеств: развитию личностных (склонность к рискустрессоустойчивостьмужественностьсоциальная интроверсия) и индивидуально-психологических (самочувствие, настроение, эмоциональность, социальная пластичность) качеств.

4. По мере профессионального становления происходит снижение потребности в риске, её «объём» меняется. На всех этапах профессионального становления у сотрудников пожарно-спасательных формирований склонность к риску взаимосвязана с индивидуально-психологическими и личностными качествами личности.

5. Содержание деятельности пожарных, связанное с условиями постоянной опасности и риска, требует системы психологической помощи, направленной на регулирование эмоциональных состояний. На’этапе подготовки к профессии программа психологической помощи развивает у сотрудников пожарно-спасательных формирований навыки психофизической и эмоциональной саморегуляции, способствующие адекватному развитию профессионально-важных качеств. Полученные навыки психоэмоциональной регуляции, общей психологической подготовки выступают для сотрудников пожарно-спасательных формирований средствами профилактики проблем эмоционального выгорания.

Апробация работы. Материалы исследования были представлены на заседании кафедры математических исследований факультета психологии Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург, 2005), на конференции «Психологическое сопровождение в экстремальных ситуациях» Центра экстренной психологической помощи (Москва, 2006), на научно-практической конференции «Современные технологии обучения» Северо-Осетинского государственного педагогического института (Владикавказ, 2006), на заседаниях кафедры психологии развития, акмеологии Северо-Осетинского государственного педагогического института (2006;2007 г. г.), на научно-практической конференции «Современные технологии в образовании» Северо-Осетинского государственного педагогического института (Владикавказ, 2007), на научно-практической конференции ЮРЦ МЧС России по РСО-Алания (Владикавказ, 2006), на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальной психологии» Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербургская акмеологическая академия (Санкт-Петербург, 2007), на международной научной конференции Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, 2007), на заседаниях кафедры психологии развития (Владикавказ, 2007, 2008), кафедры психологии образования ПИ ЮФУ (Ростов-на-Дону, 2008) и кафедры психологии развития и акмеологии ЮФУ (Ростов-на-Дону, 2008).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 13 работ.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающего 209 наименований, и приложений. Объем основного текста составляет 172 страницы. Работа иллюстрирована 21 рисунком, 7 таблицами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённое исследование отражает актуальность проблематики изучения профессионально-важных качеств сотрудников пожарно-спасательных формирований МЧС России на разных этапах профессионального становления. В ходе работы выполнены все поставленные задачи исследования, подтверждены выдвинутые гипотезы исследования и обоснованы основные положения, выносимые на защиту, что позволяет сделать следующие выводы:

1. Профессиональная деятельность пожарных обусловлена уровнем выраженности психологических качеств, включающих индивидуально-психологические и личностные качества, которые создают специфику профессиональной личности: в индивидуально-психологические качества включены свойства темперамента: темп, социальная эргичность, эргичность, социальный темпв личностные качества — склонность к риску, стрессоустойчивостьа также преобладание оптимизма и активности, импульсивности и тревожности.

2. Было выявлено, что представители групп разного уровня профессионализма имеют сходный набор типических черт личности. Для сотрудников пожарно-спасательных формирований характерны активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, уверенность в себе, позитивная самооценка, высокая мотивация достижения, высокая поисковая мотивация, уверенность, быстрота в принятии решений, развитое чувство ответственности, совестливость, обязательность, скромность.

3. На разных этапах профессионального становления происходят существенные изменения в целостном развитии человека, что проявляется в развитии его профессионально-важных качеств: на этапе подготовки к профессии: на уровне индивидуально-психологических свойств — самые высокие значения социальной, пластичности (3,97*, р=0,020), самые низкие значения самочувствия (3,04*, р=0,029) — на уровне личности — самые высокие значения склонности к риску (8,83*, р=0,000), самые низкие значения стрессоустойчивости (4,49*, р=0,012), самые низкие значения мужественности (3,09*, р=0,047) и социальной интро-версии (3,44*, р=0,034) — на этапе профессионализма: на уровне индивидуально-психологических свойств — самые высокие значения эмоциональности (5,82*, р=0,003), самые высокие значения самочувствия (3,04*, р=0,029) — на уровне личности — средние значения склонности к риску и стрессоустойчивости, самые высокие значения мужественности (3,09*, р=0,047) и социальной интро-версии (3,44*, р=0,034) — на этапе мастерства: на уровне индивидуально-психологических свойств — самые низкие значения эмоциональности (5,82*, р=0,003), средние значения самочувствияна уровне личности — самые низкие значения склонности к риску (8,83*, р=0,000) и самые высокие значения стрессоустойчивости (4,49*, р=0,012), средние значения мужественности и социальной интро-версии.

4. На разных этапах профессионального становления происходит уменьшение выраженности склонности к риску и растёт стрессоустойчивость сотрудников пожарно-спасательных формирований как развитие адаптации к профессии, к условиям профессиональной деятельности.

5. Выделены следующие взаимосвязи в структуре профессионально-важных качеств пожарных на разных этапах профессионального становления: на этапе подготовки к профессии: наблюдается взаимосвязь склонности к риску и стрессоустойчивости (г=0,258*, р=0,016), склонность к риску положительно связана с основными индивидуально-психологическими качествами личности (эргичность г=0,273*, р=0,010- пластичность 1=0,399**, р=0,000- активность r=0,269*, р=0,012) — стрессоустойчивость связана с социальной эмоциональностью (г=0,231*, р=0,032), социальным темпом.

0,297*, р=0,005), а также с пессимистичностью (г=0,250*, р=0,019). Эмоциональность отрицательно связана с активностью (г^—0,211*, р=0,049) и настроением (г=-0,324*, р=0,002) — на этапе профессионализма: обнаружена обратно пропорциональная зависимость склонности к риску и стрессоустойчивости (г=-0,251*, р=0,042), склонность к риску имеет взаимосвязь с индивидуально-психологическими качествами личности (с предметной эргичностью г=0,249*, р=0,044- предметной пластичностью г=0,368**, р=0,002- социальным темпом г=0,308**, р=0,012). Особо развивается эмоциональность, её доминирование у пожарных на данном этапе профессионализма отрицательно связано со склонностью к риску (г=М), 245*, р=0,048) и положительно — со шкалой контроля (г=0,264*, р=0,033) — на этапе мастерства: склонность к риску связана практически со всеми свойствами темперамента (эргичностью г=0,390**, р=0,003- социальной эргичностью г=0,349**, р=0,008- пластичностью г=0,517**, р=0,000- социальной пластичностью г=0,366**, р=0,005- социальным темпом г=0,400**, р=0,002- темпом г=0,397**, р=0,002- социальной эмоциональностью г=— 0,269*, р=0,043).

6. На этапе подготовки к профессии программа психологической помощи повышает возможности эмоциональной саморегуляции, что проявляется в положительной динамике эмоционального состояния пожарных 2 класса, в повышении позитивного эмоционального тонуса, в способности управлять своим эмоциональным состоянием — настроением (t=2,299*, р=0,024) и эмоциональным тонусом — самочувствием (t=2,869*, р=0,005). Полученные навыки эмоциональной саморегуляции позитивно сказываются на эмоциональности, а через неё — на взаимосвязанные с ней склонность к риску (г=0,261 *, р=0,013) и стрессоустойчивость (г=0,277*, р=0,008). Полученные навыки психоэмоциональной регуляции, общей психологической подготовки выступают для пожарных 2 класса средствами профилактики проблем эмоционального выгорания.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы развития профессионально-важных качеств на разных этапах профессионального становления личности связаны с изучением влияния различных детерминант на их формирование, выявлением влияния профессионально-важных качеств на успешность деятельности пожарных, и определением эффективности техник саморегуляции в регуляции психоэмоционального состояние сотрудников пожарно-спасательных формирований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни Текст. М.: Мысль, 1991.
  2. Г. Я., Недува А. А. Лечение психически больных: Руководство для врачей. Текст. — М.: Медицина. 1988. — 528 с.
  3. Ф. Психосоматическая медицина Текст. М.: ГЕРРУС, 2000. — 296 с.
  4. Х.М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции Текст. — М.: Мол. Гвардия, 1990.-223 с.
  5. М.В., Трубников В. И. Психогенетика агрессивности Текст. // Вопросы психологии. № 6. — 2000. — С. 15−22.
  6. .Г. Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 1. Текст. М., 1980. 244 с.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания Текст. М.: Наука, 1977.-380 с.
  8. В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям Текст. — М.: Владос Пресс, 2002. 176 с.
  9. В. Свободное тело Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии Текст. //Горшкова Е. Выразительные движения. Танец души. — М.: Институт общественных исследований, 2002. 345 с.
  10. А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика Текст. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 336 с.
  11. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии Текст. СПб.: Питер, 2003. — 304 с.
  12. А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности Текст. Ростов-на-Дону: Из-во РГПУ, 2002. 360 с.
  13. А.К. Становление человека в совмещённой психологической системе Текст. // Человек в меняющемся мире: пути конструктивного развития. Материалы Всероссийской конференции. Ростов на/Д: РГПУ, 2005. С.324−332.
  14. А.К. Принципы изучения совмещённой психологической системы Текст. // Российский психологический журнал. 2006.- № 3.- С. 722.
  15. Г. С., Лобзин B.C., Копылова И. А. Психогигиеническая саморегуляция Текст. Л., «Медицина», 1977. — 160 с.
  16. Т.В. Тендерная психология: Учебное пособие Текст. — СПБ.: Питер, 2005.-431 с.
  17. Л. Агрессия: причины, последствия и контроль Текст. — СПб.: Прайм Еврознак, 2002. — 512 с.
  18. У. Самопомощь при бессоницах, стрессах и неврозах Текст. / Пер. с нем. И. Н. Громыко, В. А. Кабановой. -Мн.: Полымя, 1985. 77 с.
  19. В.А. Психологические основы профессиоведения// Психология: Учебник для гуманитарных вузов Текст. /Под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2005. с. 398−415.
  20. В.А. Психология профессиональной деятельности // Психология XXI века: Учебник для вузов Текст. /Под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2003. с. 801−845.
  21. В.В. Энергия эмоций Текст. СПб.: Питер, 2004. — 474 с.
  22. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие Текст. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 342 с.
  23. О.С., Правдина Л. П. Конструктивное проживание экстремальной ситуации как фактор развития личности Текст. // Прикладная психология № 3 Харькин В. Н. — М.: Издательский дом «Магистр-Пресс», 2002. -96 с.
  24. Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций Текст. М.: Издательство московского университета, 1984. -200 с.
  25. Дж. Мужчина и стресс Текст. — СПб.: Питер Пресс, 1995. -224 с.
  26. В., Кучер А., Костюкевич В. Методика диагностики суицидальных намерений у военнослужащих, участников боевых действий Текст. -Пермь, 200.- 17 с.
  27. .А., Дорфман Л. Я. О системном анализе психических состояний Текст. // Новые исследования в психологии. 1988.- № 1. — С. 17−22.
  28. Ю.Б. О природе человеческой воли Текст. // Психологический журнал. 2005. -Том 26.- № 3. — С.34−42.
  29. Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах Текст. — М.: Физкультура и спорт, 1990. 192 с.
  30. С.Ю. Словарь практического психолога Текст. — Минск: Харвест, 1997 800 с.
  31. Ф.Т., Ховальд В. Помоги себе сам. Медитация (перевод с немецкого А.П. Гуляковского) Текст. СП «Интерэксперт», М.: 1992. — 174 с.
  32. С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом Текст. — СПб.: Питер, 2002. 240 с.
  33. Дж. Управление стрессом. Текст. Спб.: Питер, 2004 — 496 с.
  34. К.М. Профессиональная, пригодность и основные свойства нервной системы Текст. М.: Наука, 1970: -271 с.
  35. А.А. Акмеология Текст. М.: Изд-во РАГС, 2006. 424 с.
  36. С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ Текст. Ростов н/Д: Из-во Рост. Ун-та, 2004. — 480 с.
  37. Т.Б. Клиническая психиатрия: пер. с англ. доп. // Под ред. Т. Б. Дмитриева Текст. -М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1998. 505 с.
  38. И.Л. Золотые правила ежедневной жизни: Мысли в пути Текст. -М.: Цитадель, 1997. — 431 с.
  39. В.А., Лаврентьева Н. А., Мирошников М. П., Шарай В. Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния Текст. //Вопросы психологии 1973.-№ 6. — С.28−33.
  40. М.И., Кандыбович Л. А., Пономоренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект Текст. -Мн.: Изд-во «Университетское», 1985. -206 с.
  41. О.П. Практикум по психологии личности Текст. СПб.: Питер, 2004. 509 с.
  42. С.Н. Понятие агрессии в современной психологии Текст. // Прикладная психология. 2001.- № 1- С.9−13.
  43. Э.Ф. Психология профессий Текст. М.: Академический проект- -Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
  44. С. В. Суицид. Попытка системного анализа Текст. — СПб.: СОТИС, 2002. 144 с.
  45. А.Н., Очаповский А. П. Хатха-йога для начинающих Текст. — М.: Медицина, 1991. 192 с.
  46. Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности Текст. М.: МГУ, 1987. — 208 с.
  47. Ю.М. Йога и психотренинг. Путь к космическому сознанию Текст. -М.: «ЛЕСИНВЕСТ, ЛТД», 1991. 288 с.
  48. Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы Текст. — М.: Смысл, 2001. 624 с.
  49. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции Текст. М.: Изд-во МГУ, 1991.-142 с.
  50. Г. В. Восприятие музыки и музыкальные предпочтения Текст. //Психологический журнал. 2001. — Т. 22. — № 4. — С.44−49.
  51. К.Э. Психология эмоций. Текст. СПб.: Питер, 2000. — 464 с.
  52. Е.П. Эмоции и чувства Текст. СПб.: Питер, 2002 — 752 с.
  53. Е.П. Психология воли Текст. СПб.:Питер, 2002 — 288 с.
  54. В., Новак Т. Сам себе психолог Текст. — СПб: Питер. Пресс, 1996.-224 с.
  55. P.P. Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиватьсяуспеха Текст. — Ижевск.: Изд-во Удм. ун-та, 1999. 448 с.
  56. К. Аутогенная тренировка Текст. М.: Эксмо, 2002. — 448 с.
  57. О. Агрессия при расстройствах личности // Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. Текст. Мн.: Харвест, 1999. — 656 с.
  58. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса Текст. М.: Наука 1983 — 368 с.
  59. И.Ф. и др. Пожарная тактика Текст. — М.: Стройиздат, 1984. — 590 с.
  60. В.JI. Спортивная медицина Текст. М.: Физкультура и спорт, 1980.-349 с.
  61. Е.А. Психология профессионального самоопределения Текст. Ростов н/Д: Из-во Феникс, 1996. 512 с.
  62. В.Е. Человек как самоорганизующаяся психологическая система Текст. // Материалы регион, конф. «Человек как самоорганизующаяся психологическая система». Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. С. 3−78.
  63. В.Е. Методологические принципы теории психологических систем Текст. // Фиксирование формы поведения в образовании, науке и культуре: Материалы 1-й регион, шк. молодых ученых-психологов. Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. С. 8−16.
  64. В.Е., Галажинский Э. В. Саморегуляция личности: системный взгляд. Текст. Томск: Изд-во ТГУ, 2000. 154 с.
  65. С. Тренировка воли Текст. // Наука и религия .- 2002. № 5 — С. 56−62.
  66. Т.С., Пашина А. Х. Связь тревожности и эмоционального фона личности с особенностями восприятия музыки Текст. // Психологический журнал.- 2001.-Т.22. -№ 1.-С. 14−19.
  67. Ю. Психологическая теория решений Текст. — М.: Прогресс, 1979. 504 с.
  68. Л.П. Связь поведенческого, вербального показателей социальной агрессивности и агрессивности при фрустрации Текст. // Мерлин B.C. Темперамент (системное исследование) Пермь: Звезда, 1976.- 40 с.
  69. Т.В. Психология риска и принятие решений. Текст. М.: Аспект Пресс, 2003. 286 с.
  70. И.О. Психологическая диагностика постстрессовых состояний у сотрудников внутренних дел. Методическое пособие для практических психологов. Текст. М.: МЦ при ГУК МВД России., 1997. 40 с.
  71. И.О. Экстремальная психология Текст. // Рабочая книга психолога ГПС Сборник нормативных и методических документов (составители сборника: Поляков М. Н., Матюшин А. В., Шишков М. В. и др.): М.: ФГУ ВНИИПО МВД России, 2001. 285 с.
  72. В.Н. Энциклопедия здоровья Текст. — Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 1994. 620 с.
  73. В.Н., Бродин С. В. и др. Социальные отклонения Текст. — 2-е изд. перераб. и доп. М.: С69 Юрид. лит., 1989. — 368 с.
  74. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. М.: Просвещение, 1990.- 240 с.
  75. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся Текст. //Вопр. Психол.- 1984. -№ 1.- С. 20−26.
  76. JI.B., Михайлова О. А. Виды трудового стресса Текст. //Психология состояний. Хрестоматия / Составители Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габд-реева, А. О. Прохоров / Под ред. Проф. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. — 608 с.
  77. К. Мотиватор Текст.: М.: Издательство Гиппо, 2006 — 318 с.
  78. А. А. Теория и практика профилактики и коррекции в ситуации суицидального риска: Учебное пособие. Текст. М.: Издательство Московского гуманитарного университета 2004. — 212 с.
  79. В.И. Личность в экстремальных условиях Текст.' — М.: Политиздат, 1989. 304 с.
  80. Л. Добрая сила (Самогипноз) Текст. /Перевод с английского Владимира Полякова//М.: Издательство Писатель, 1993. — 208 с.
  81. А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. Текст. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.—123 с.
  82. X., Селье Г. Система психофизического саморегулирования Текст. / Перевод с нем.М.: Медицина, 1999. — 145 с.
  83. М.Е. Если хочешь быть счастливым. Текст. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс» 2000. 608 с.
  84. B.C. Теория и практика1 аутогенной тренировки — Текст. — Л.: Медицина- 1980. 272 с.
  85. B.C., Решетников М:М. Аутогенная тренировка (Справочное пособие для врачей) Текст. Л.: Медицина, 1986. — 280 с.
  86. Х.Х., Рыбникова В.Ю, Мягких Н. И., Касперович Ю. Г. Организация работы по профилактике самоубийств в органах внутренних дел. Методические рекомендации для руководителей подразделений органов внутренних дел Текст. М.: ЦОКП МВД России. 2001. 24 с.
  87. Магомед-Эминов Мотивационные детерминанты стресса Текст. // Психология состояний. Хрестоматия / Составители Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / Под ред. Проф. А. О. Прохорова. — М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. 608 с.
  88. Д. Социальная психология. Текст. — СПб. Питер, 2002. 752
  89. Мак-Каллоу Дж. Лечение хронической депрессии Текст. / Пер. с англ. Н. Алексеевой, О. Исаковой. СПб.: Издательство «Речь», 2003. — 368 с.
  90. А.Г. Общая психология. Текст. — СПб.: Питер, 2000. 592 с.
  91. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. Текст. — М.: Изд-во Экс-мо, 2005.-960 с.
  92. Малкина — Пых И. Г. Психосоматика: Справочник Практического психолога Текст. М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 992 с.
  93. А.К. Психология профессионализма. Текст. М.: Владос, 1996.- 224 с.
  94. Марьин М. И, Ловчан С. И., Ефанова И. Н. Проблемы психологического обеспечения профессиональной деятельности пожарных и спасателей Текст.: Обзорная информация — М.: ВНИИПО МВД России, 1993- 48 с.
  95. М.И., Ловчан С. И., Ефанова И. Н., Леви И. В., Бобринев Е. В. Психофизилогическое обеспечение работоспособности сотрудников государственной противопожарной службы Текст. (Пособие) — ВНИИПО МВД России- М.: 1998.-178 с.
  96. М.И., Ефанова И. Н., Поляков М. И. Профессиография основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России: Пособие Текст. М.-.ВНИИПО, 1998. — 114 с.
  97. Марьин М. И, Ловчан С. И., Леви М. В. Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России: Методическое пособие Текст. М.: ВНИИПО, 1999.-187 с.
  98. А.В., Порошин А. А., Зыков О. А. и др. Суициды среди сотрудников ГПС МВД России и мероприятия по их предупреждению: Аналитический обзор Текст., М.: ВНИИПО, 2001. — 30 с.
  99. A.M. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники: Проблемы психологии личности. Текст. — М.: Школа-Пресс, 1992. -112 с.
  100. Медведев В. Э Депрессивные фазы с осенне-зимним сезонным ритмом (клиника и терапия).: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Текст. — М.: Научный центр психического здоровья РАМН, 2005. 22 с.
  101. B.C. Очерк теории темперамента Текст. М.: Просвещение, 1964.-304 с.
  102. B.C. Очерк интегрального' исследования индивидуальности. Текст. М'.: Педагогика, 1986. — 320 с.
  103. А., Минделл Э. Вскачь, задом наперед: Процессуальная работа в теории и практике Текст. / Пер. с англ. JI. Масловой и В. Самойлова. -М.: Независимая фирма «Класс», Издательство Трансперсонального института, 1999.-224 с.
  104. Т.И., Певзнер М. М. Методическое пособие по работе с посттравматическими стрессовыми расстройствами. Текст. СПб.: Институт психотерапии и консультирования Гармония, 2001. — 78 с.
  105. Г. И. Три причины стресса. Неврозы половые расстройства, алкоголизм Текст. Л.: Лениздат, 1990. 160 с.
  106. В.Н. Лечебная физическая культура в клинике нервных болезней Текст. М.: Медгиз, 1959. — 252 с.
  107. . Страх и изоляция как стрессоры Текст. // Психология состояний. Хрестоматия / Составители Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / Под ред. Проф. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. — 608 с.
  108. В.Н. Основы общей и медицинской психологии. Текст. Л., 1969.
  109. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. Текст. СПб.: Речь, 2007. 392 с.
  110. Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология: Учебное пособие Текст. М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003.-280 с.
  111. Дж., Вейнгитейн М., Корни Р. Властелин эмоций Текст. — СПб.: Питер Пресс, 1997. 208 с.
  112. Р.С. Психология Текст. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3 Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 640 с.
  113. Ю.Л., Михаленко И. Н. Аффективные психозы. Текст. — Л.: Медицина, 1988. 264 с.
  114. В.В., Березанская Н. Б. Психология Текст. М.: Высшее образование, 2006.- 484 с.
  115. П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. Текст. — Орел: Орел ГТУ, 2000. 145 с.
  116. Организация работы с личным составом во временных органах внутренних дел и мобильных отрядах на территории Северо-Кавказского региона. Сборник документов и информационно-методических материалов Текст. М.: ЦИиНМО КП МВД России. 2000. 284 с.
  117. Орёл В. Е. Профессиональное развитие личности Текст. //Психология: Учебник для гуманитарных вузов /под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2005. с. 415−431.
  118. А.В. Программа психологической помощи сотрудникам пожарно-спасательных формирований МЧС России по РСО-Алания Текст. Владикавказ: Сев.-Осет. Гос. пед. ин-т, 2007. 1'64 с.
  119. А.Г., Беляев Г. С., Лобзин B.C., Копылова И. А. Аутогенная тренировка Текст. М.: Изд-во «Медицина», 1973. — 215 с.
  120. Н.И. Уровень самоактуализации студентов и их социально-психологическая адаптация Текст. // Психологический журнал. 2003, — Том 24.- № 3.- С. 18−22.
  121. Н.Н. Аутогенная тренировка для вас Практическое пособие (с примечаниями для инструкторов) Центр психологии и психотерапии Текст. М.: ТПО «Вариант» 1990. 19 с.
  122. А.В. Категория личности // А. В. Петровский, М.Г. Яро-шевский. Основы теоретической психологии. Текст. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 223−270.
  123. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Текст. Ростов-на-Дону: Изд.-во «Феникс», 1996. 512 с.
  124. В.А. Неадаптивная активность. Текст. Ростов-на-Дону, 1992.-268 с.
  125. К.К. О системе психологии. Текст. М.: Наука, 1972. — 156 с.
  126. Ю.П. Психология профессионального становления личности Текст. Курск: КГПИ, 1991.-295 с.
  127. Ю.Н. Как продлить годы жизни (Целительная йога). Текст. -М.: Республика, 1995.-239 с.
  128. Положение о службе в органах внутренних дел Текст. // Российская милиция Законы, указы, постановления, положения (1991−1993 г. г.) М.:Интерправо ГИ1ШНижполиграф, 1993.- 176 с.
  129. А.Г., Давыдов Д. М., Брюн Е. А. Нейропсихологические исследования когнитивных нарушений при алкоголизме и наркоманиях Текст. // -2004. -Т.25.- № 5.- Сентябрь С.12−18.
  130. М.Н., Матюшин А. В., Дутов В. И. Психологический отбор кандидатов на службу в ГПС МЧС России: Методические рекомендации Текст. М.: ВНИИПО, 2003. — 148 с.
  131. В.А. Социально-психологическое содержание боевого стресса Текст. // -2004.- Т. 25. № 3.- С.28−36.
  132. Приказ МВД России № 94 от 29 марта 1994 года «Об утверждении инструкции о порядке присвоения квалификационных званий, рядовому и начальствующему составу органов внутренних дел Российской Федерации» Текст. // Российская газета № 108 (3777). М., 1994.
  133. А.О., Блинова О. Г. Феноменология трансовых. состояний субъекта Текст. // Психология состояний. Хрестоматия / Составители, Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / Под ред. Проф. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. — 608 с.
  134. Психологический словарь Текст.1 //Под ред. В. В:Давыдова и др., М., 1983.-360 с.
  135. В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом Текст.. М.: Аспект Пресс, 2003. 285 с.
  136. Пушкарев A. JL, Доморацкий В. А., Гордеева Е. Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. Текст. — М.: Изд-во.Института психотерапии, 2000 128 с.
  137. Равич-Щербо И.В., Марютина Т. М., Григоренко E. JL Психогенетика. Текст. М.: Аспект-пресс, 1999, — 447 с.
  138. Рамамурти Мишра (Шри Брахмананда Сарасвати). Психология Йоги (учебник) Текст. / Пер. с англ. М. Осиновского. К.: «София" — М.: ИД «София», 2003.-480 с.
  139. А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией Текст. // Вопр. психол. 1988. -№ 1.- С. 83−88.
  140. А.А. Психология подростка. Полное руководство Текст. СПб.: Прайм — Еврознак, 2003. — 432 с.
  141. Я. Экспериментальная психология эмоций Текст. М., 1979−212 с.
  142. В.Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях Текст. СПб.: Речь, 2004. — 256 с.
  143. C.JI. Основы общей психологии Текст. М., 1946.
  144. Т. Факторы, способствующие агрессии Текст. // Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1999.-656 с.
  145. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий Текст. М.: Наука, 1979. — 262 с.
  146. В.М. Теории личности Текст. // Психология: Учебник для гуманитарных вузов /под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2005. с. 272 -294.
  147. Е.А., Ванг Х. Т. Выбор и принятие решения: риск и социальный контекстТекст. // 2003.- Т. 24. — № 5. с. 12−18.
  148. А.П. Психологическая подготовка пожарных Текст. М.: Стройиздат, 1982. — 79 с.
  149. А. П. Психология для пожарных. Психологические основы подготовки пожарных к деятельности в экстремальных условиях Текст. — Пермь 1999. 600 с.
  150. Н.В. Преодоление стресса и депрессии в жизни и на работе Текст. // Деньги и кредит. -1999.- № 6. С.48−54 .
  151. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. Текст. М.: Академия, 2000. 381 с.
  152. М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство Текст. М. Независимая фирма «Класс», 2005. — 592 с.
  153. Г. Когда стресс не приносит горя Текст. /Перевод е англ. М.: Физкультура и спорт, 1992. — 152 с.
  154. Г. Очерки об адаптационном синдроме. Текст. М.: Физкультура и спорт, 1960 254 с.
  155. , Г. Стресс без дистресса Текст. М.: Прогресс, 1979 123 с.
  156. П.И., Парняков А. В. Клиническая психология: Учебник Текст. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. — 864 с.
  157. Т.Ю. Профессиональные и личностные качества психологов разных специализаций Текст. // Профессиональное становление специалиста. Сборник научных трудов. Ростов н/Д: Из-во «Фолиант», 2006. С. 64−84.
  158. Р.Н. Мифы и реальность в психологии спорта Текст.: Пер. с англ — М.: Физкультура и спорт, 1980. 152 с.
  159. Скривнер Джейн Очищение подсознания: 30-дневная программа избавления от стресса, тревоги и волнения Текст. / Пер. с англ. А. А. Давыдовой. М.: РИПОЛ классик, 2004. — 224 с.
  160. Н. Сексуальные роли и неравенство Текст. // Психология семьи Райгородский Д. Я. Самара: Издательский дом Бахра Х-М, 2002. — 752
  161. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Текст. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 304 с.
  162. JI.H. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики Текст. СПб.: Из-во «Речь», 2005. 624 с.
  163. JI.H. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СМИЛ Текст. -М: Речь, 2007 219 с.
  164. Г. В., Волкогонов Д. А., Коробейеников М. П. Человек в современной войне Текст. — М.: Воениздат 1981. 254 с.
  165. Я. Роль темперамента в психическом развитии Текст. М.: «Прогресс» 1982. — 232 с.
  166. Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. Текст. СПб: Питер, 2001. — 272 с.
  167. Р.А. Стресс и его значение для организма Текст. / Отв. ред. О. Г. Газенко. М.: Наука, 1988. — 176 с.
  168. Э. Хенкин Б. Искусство психического исцеления. Практическое руководство Текст. — С. Карнейц. Йога для запада. — Сборник. М.: «ФА-ИР». — 1995. — 240 с.
  169. Д., Фрейгер Р. Вильгельм Райх и психология тела Текст. // Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Редактор-составитель В. Ю. Басканов, 2-е изд., М.: Смысл, 1997. 159 с.
  170. X. Мотивация и деятельность: Т. 1- Текст. Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского- -М.: Педагогика, 1986. 408 с.
  171. Р. Йога путь к физическому совершенству Текст. — Баку: Азербайджанское государственное издательство, 1989. — 240 с.
  172. Л.Г., Тагаева И. Р., Урумова Л. Т. и др. Хронотерапия стресса (альтернативные технологии восстановительной медицины: фототерапия, ионокоррекция, арома- и музыкотерапия) Текст. Владикавказ: Из-во Минздрава, 2005. — 62 с.
  173. О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. Текст. М.: Физкультура и спорт, 1980 — 104 с.
  174. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. Текст. Ml, 1982.
  175. В.Д. Деятельность и способности Текст. М.: Корпорация «Логос», 1994.-320 с.
  176. Ю.А. Влияние профессионального самообразования на эффективность деятельности офицера налоговой полиции: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Текст. -М., 2000. 25 с.
  177. Р.З. Личность и волевая готовность в спорте Текст. — М.: Физкультура и спорт, 1987. 112 с.
  178. С.К., Фалеев М. И. Учебник спасателя Текст. Краснодар, Советская Кубань, 2002. — 528 с.
  179. В.В. Военная психология Текст. — М.: Военное издательство 1972.-400 с.
  180. Ю.В., Ноздрачев А. Д. Физиология и психология страха Текст. // Природа № 5 Андреев А. Ф. Академиздатцентр «Наука» РАН, 2000. -96 с.
  181. Ю.В. Психология страха: популярная энциклопедия Текст. М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 512 с.
  182. Ю.В. Классификация страхов Текст. // Психология состояний. Хрестоматия / Составители Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / Под ред. Проф. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Речь, 2004. -608 с.
  183. С.А. Влияние агрессивности личности на её отношение к правонарушениям: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Текст. — Сочи, 2003. 16 с.
  184. П.И., Гилинский Я. И. Социологический и психолого-педагогические основы суицидологи: Учебное пособие Текст. / Под ред. В. А. Кулчанова. СПб.: 1999. — 338 с.
  185. Lay С.Н. et al. An assessment of appraisal, anxiety, coping and procrastination during an exmination period Текст. // Europ. J. Pers. 1989.- Vol.15. -P.28−34.
  186. Dunham I. Stress in teaching. Текст. L., Syd.: CroomHelm, 1966.- 230 P
  187. Robert J. Ursano and James E. Mccarroll, Exposure to traumatic death: the nature of the stressor Электронный ресурс. — http://www.usuhs. mil/psv/traumaticdeath. html
  188. Tillie Mia Get in touch with youself through yoga Текст. — Originally published by William Luscombe Publisher Ltd., 1976. 124 p.
  189. Zuckermann M. Sensation Seeking: A Comparative Approach to a Human Trait Текст. //Behav. and Brain Sci. -1984.- Vol.7.- N 3.- P. 413−471.
Заполнить форму текущей работой