Личностные особенности, обусловливающие возникновение профессиональной деформации учителя, и их изменения в процессе профилактико-коррекционной работы
Диссертация
В ходе исследования были получены новые, в теоретическом плане, данные, указывающие на дезорганизующую социальную роль профессиональной деформации в процессе жизнедеятельности личности педагога и определены действия по нивелированию ее влияния, что задает новую направленность в исследованиях специфики педагогической деятельности и межличностного «вертикально-горизонтального» взаимодействия… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Анализ профессиональной деформации личности как феномена профессионального развития личности
- 1. 1. Взаимодействие личности и профессии, основные понятия и подходы в изучении
- 1. 2. Основные аспекты проблемы профессиональной деформации личности
- Глава 2. Исследование феномена профессиональной деформации личности у педагогов
- 2. 1. Отличительные особенности педагогической деятельности и личности профессионального учителя
- 2. 2. Профессиональная деформация личности педагога
- Глава 3. Процедура разработки, апробации и внедрения «Профилактико-коррекционной программы профессиональной деформации личности учителя»
- 3. 1. Цели, задачи, гипотезы работы и предпосылки создания программы
- 3. 2. Методический аппарат, анализ подбора методик
- 3. 3. Особенности и структура программы, анализ процедуры проведения исследования
- 3. 4. Обработка данных, их анализ и обсуждение
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука. 1980. 334 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Прогресс. 1991. 299 с.
- Александровский Ю.А. Составляющая психологической дезадаптации и их компенсация. М.: Академия. 1976. 272 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JI. Изд-во ЛГУ. 1968. 339 с.
- Андреев С.П., Орел В. Е. Разработка методики диагностики профессиональной деформации учителя // Научный поиск. Вып.З. Ярославль. ЯрГУ. 2002. С.165−173.
- Андронов В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления врача //Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 73−78.
- Астапов В., Еле П., Маслов О. и др. Профессиональные страхи учителей // Народное образование. 2000. № 1. С.128−137.
- Астахов П. Правописные истины или левосудие для всех. М.: Изд-во МТ-Пресс. 2000. 187 с.
- Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб.: Изд-во Речь. 2002. 251 е.
- Ю.Басов М. Я. Личность и профессия. М-Л. 1976. 328 с.
- Бедрин Л.М., Урванцев Л. П. Психология и деонтология в работе врача: учебно-методические рекомендации для студентов, субординаторов и интернов. Ярославль. 1988. 57 с.
- Безносов С.П., Иваницкий А. Т., Кикоть В. Я. Профессиональная подготовка и её влияние на деятельность (проблема профессиональной деформации). Учебное пособие. СПб. 1996 год. 324 с.
- И.Богомолова Н. Н., Петровская JI.A. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению. Общение и деятельность. Прага. 1981. 248 е.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Изд-во Филин. 1996. 472 с.
- Борисова Е.М. Некоторые проблемы психофизиологии индивидуальных различий // Вопросы психологии. 1976. № 5. С. 29−36.
- Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. Под ред. Л. И. Анцыферова. М. 1981. С.23−41.
- П.Борисова Е. М., Логинова Н. И. Индивидуальность и профессия. М. 1991. 78 с.
- Валькова Т.А. К вопросу коррекции эмоциональных состояний учителей на курсах повышения квалификации // Матер. Всерос. научной практич. конференции Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. М.: Изд-во ИПК и ПРО. 2001. С. 103−105.
- Валькова Т.А. Резистенция как показатель профессиональной деформации личности учителя. Автореферат дисс.. кандидата психол.наук. Казань. 2002. 17 с.
- Валькова Т.А. Стимулирование здорового образа жизни педагогов и учащихся. Казань: Диалог-Компьютере. 2001. С.47−65.
- Вигдорчик Н.А. Компенсаторное профессиональной приспособление // История советской психологии труда. Тексты (20−30-е гг XX века) / Под ред. В. П. Зинченко, В. М. Мунипова, О. Г. Носкова. М.: Изд-во МГУ. 1983. С. 213−222.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.:Педагогика. 1991. 392 с.
- Геллерштейн С.Т. Психотехника. История советской психологии труда.
- Тексты (20−30-е гг. XX века) / Под ред. В. П. Зинченко, В. М. Мунипова,
- О.Г. Носкова. М.: Изд-во МГУ. 1983. С. 213−222.129
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. JL: Изд-во ЛГУ. 1988. 560 с.
- Иванова Е.В. Исследование некоторых особенностей профессиональной деформации личности учителя // Ярославский психологический вестник. РПО. М-Ярославль. Вып.9. 2003. С.96−99.
- Иванова Е.В. К вопросу о социально-экономическом аспекте профессиональной деформации школьного учителя // Социальная психология XXI столетия. Т.1. Ярославль. 2002. С.293−299.
- Иванова Е.В. К вопросу о понимании феномена профессиональной деформации личности // Научный поиск. Вып.З. Ярославль. 2002. С. 112−117.
- Иванова Е.В. Некоторые аспекты изучения проблемы профессиональной деформации личности // Проблемы общей и прикладной психологии. Ярославль. 2001. С. 97−100.
- Иванова Е.В. Некоторые аспекты взаимосвязи профессиональной деформации личности учителя и его творческого потенциала // Ярославский психологический вестник. РПО. М Ярославль. Вып.9. 2003. С.170−171.
- Иванова Е.В. Некоторые результаты комплексного исследования профессиональной деформации личности учителя // Научный поиск. Вып.4. Ярославль.2003. С. 267−274.
- Иванова Е.В. Психолог-педагогу: возможность профилактикокоррекционной работы с профессионально деформированной130личностью учителя // Социальная психология XXI столетия. Ярославль. 2003. T.l. С.265−267.
- Кан-Калик А. В. Учителю о педагогическом общении. М: Политиздат. 1987. 304 с.
- Карпов А.В. Психология групповых решений. РАН. М.-Ярославль: Диа-пресс. 2000. 532 с.
- Карпов А.В. Психология принятия межличностных решений. Учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ. 1993. 90 с.
- Карпов А.В. Принятие решений в профессиональной деятельности. Учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ. 1991. 152 с.
- Кашапов М.М. Активные методы обучения и воспитания: психолого-педагогический тренинг креативности. Методич.указания. Ярославль: ЯрГУ. 2001. 38 с.
- Кашапов М.М. Иммитационные активные методы обучения. Методич.указания. Ярославль: ЯрГУ. 2001. 46 с.
- Кашапов М.М. Неиммитационные активные методы обучения. Методич.указания. Ярославль: ЯрГУ. 2001. 32 с.
- Климов Е.А. О феномене профессионала относительно образа мира // Вестник МГУ. 1995. серия 14. № 1. С. 3−11.
- Климов Е.А. Психология профессионала. Избранные труды. М-Воронеж. 1996. 400 с.
- Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. М.: ТЦ Сфера. 2000. 186 с.
- Клюева Н.В., Свистун М. А. Программы социально-психологического тренинга. Ярославль: НПЦ Психодиагностика. Содействие. 1992. 68 с.
- Ковалев В.П., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. 1982. Т.З. № 6. С. 35−44.
- Кондаков И.М., Сухарев А. В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. № 5.С. 151−167.
- Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии. 1980.№ 5. С. 143.
- Корнеева J1.H. Профессиональная психология личности, психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб. 1991. С. 61−84.
- Кудрявцев Т.В., Шегунов В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С.52−59.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. JL: Изд-во ЛГУ. 1967. 265 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л: Изд-во ЛГУ.1985. 287 с.
- Лившиц Ю.Д., Кудрявцева А. В. О нравственности и профессиональной этике эксперта // Психологический журнал. 1999. Т.20. № 3. С. 18−26.
- Личность пациента и болезнь / Под ред. В. Т. Волкова, А. К. Стрелиса. Томск. 1995. 327 с.
- Магомет-Эминов М. Ш. Личность и экстремальная ситуация // Вестник МГУ. 1996.№ 4.серия 14. С.26−34.
- Маслов А.В. Некоторые психологические проблемы переквалификации: особенности профессионального и личностного роста молодого специалиста // Социальная психология XXI век. Ярославль. 1999. Т.2. С. 66−68.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М. 1996. 220 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М. 1993. 192 с.
- Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера// Вопросы психологии. 1975. № 5. С.48−54.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ. 1960 год. 245 с.132
- Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел / Под ред. Б. Г. Бовин, Н. И. Мягкин, А. Д. Сафононов. М. 1997. 343 с.
- Опросник профессиональных предпочтений (ОПП). Руководство. Ярославль. НПЦ Психодиагностика. 1994. 51с.
- Орел В.Е. Исследование профессиональной деформации личности на уровне представлений о профессии // Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук. Ярославль. 1995. С.68−82.
- Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии: сб. научных трудов / Под ред. А. В. Карпова. Ярославль. ЯрГУ. 1999. С.76−97.
- Орел В.Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность // Реферативный сборник изданных работ по грантам в области гуманитарных наук. Екатеринбург. 1999. С. 113−116.
- Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. Т.22. № 1. С. 90−101.
- Орлов А.Б., Родзиховский JI.A. Аспекты воспитания учителя // Вопросы психологии. 1987. № 5. С.46−58.
- Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1968. С.155−156.
- Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. СПб: Изд-во Речь. 2001. 288 с.
- Поваренков Ю.П. Диалектика становления профессионала (Психологические основы переодизации профилактики) // Ярославский психологический вестник. Вып.1. М.-Ярославль: РПО. 1999. С. 19−38.
- Поваренков Ю.П. Психологический анализ профессионализации // Психологические закономерности профессионализации. Ярославль. 1991. С.95−109.
- Поваренков Ю.П. Психология профессионального становления личности: основы психологической концепции профессионализации. Курск. 1991. 130 с.
- Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала. Системогенетический подход // Проблема системогенеза учебной и профессиональной деятельности. Материалы Российской научно-практической конференции. Ярославль. 2003. С.95−113.
- Полушной Е.П. Значение принципов медицинской деонтологии в деятельности врача. Здравоохранение. 1983. № 6. С. 30−37.
- Пособие по применению личностного опросника Р. Кеттелла 16 PF. Ярославль: Научно-производственный центр Психодиагностика. 3 изд. 2000. 34 с.
- Прутченков А.С. Видеть человека в другом. М.: Знание. 1992. 56 с.
- Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: Знание. 1991. 48 е.
- Прутченков А.С. Тренинг личностного роста: методические разработки занятий социально-психологического тренинга. М.: НМО «Творческая педагогика». МП «Новая школа». 1993. 48 с.
- Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности / Под ред. А. В. Карпова. Ярославль. ЯрГУ. 1988. 179 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2 изд. М.: Изд-во Педагогика-Пресс. 1998. 440 с.
- Психология труда и личность учителя / Под ред. Щербакова А. И. JL 1976.132 с. '
- Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. М.: Красная площадь. 1996. 397 с.
- Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М. 1988. 496 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М. 1995. 529 с.
- Рубинштейн С.JI. Основы общей психологии. М. 1946. 704 с.
- Руденский Е.В. Социально-психологические основы профессиональной деформации учителя // Вопросы психологии. 1998. № 4. С.25−34.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс. 1990. 368 с.
- Рукавишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов. Автореферат дисс. .кандидата психолог.наук. Ярославль. 2001. 16 с.
- Сейтешев А.П. Профессиональная направленность личности: теория и практика воспитания. Алма-Ата. 1990. 198 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М. 1979. 124 с.
- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникационной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь. 2002. 208 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь. 2002. 349 е.
- Синдром «эмоционального сгорания» у телефонных консультантов // В аптеках города и области. Н.Новгород. № 9 (184). 1999. С. 23−29.
- Словарь иностранных слов. М.: Изд-во Русский язык. 1990. 425 с.
- Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. Л. 1984. 122 с.
- Тернопол В.Я. Психологические закономерности и факторы процесса профессиональной адаптации // Матер. Всерос. Научно-практ. Конф. Содружество. Ярославль. 2001. С. 73−75.
- Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности как часть проблемы стиля в психологии // Стиль человека. М. 1999. С. 163−173.
- Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл. 2000. 199 с.
- Труд и здоровье медицинских работников / Под ред. Овчарова В. К. М. 1985. 214 с.
- ЮО.Трунов Д. Г. Профессиональная деформация практического психолога //Вопросы психологии. 1997. № 1 (28). С.26−341.
- Урванцев Л.П. Влияние профессиональной деятельности на психику: факты, гипотезы, проблемы // Психологические закономерности профессионализации. Ярославль. 1991. С.59−78.
- Урванцев Л.П. Психология в работе врача. Ярославль. 1993. 56 с.
- Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителей // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 54−67.
- Ханина И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира // Вестник МГУ. 1990. С.54−64.
- Шадриков В.Д. Проблемы профессиональных способностей //
- Brill P.L. The need for an operational definition of burnout // Family and Community Health. 1984. pp. 12−24.
- Buunk B.P., Schauffeli W.B. Bumout: A perspective from social comparison theory. Professional burnout: Resept developments the theoryand research // Ed. W.B. Schauffeli, C. Maslach and T.Marek. Washington DC: Taylor and Francis. 1993. pp 53−69.
- Fimian M. The development of an instrument to measure occupasional stress in teachers: The Teachers Sterss Inventory // The Journal of Occupational Psychology. 1984. pp. 277−293.
- Firth H., Mclntee J. & McKeown P. Maslach Burnout Inventory: Factor structure and norms for British nursing staff // Psychological Reports. 1985. pp. 147−150.
- Freudenberger H.J. Staff burnout // Journal of Social Issues. 1974. pp. 159 165.
- Garden A.M. Depersonalization: A valid dimension of burnout? // Human Relations. 1987. pp. 545−560.
- Haack M. & Jones J. Diagnosing burnout using projective drawings // Journal of Psychococial Nursing & Mental Health Services. 1983. pp. 916.
- Houston B.K. Viability of coping strategies, denial, and response to stress //Journal of Personality. 1973. pp. 50−58.
- Maslach C. Burnout // Public Welfare, Spring. 1978. pp.24−32.
- Maslach C. Stress, burnout, and workaholism. In R.R. Kilburg, P.E. Nathan, & R.W.Thoreson (Eds.). Professionals in distress. Washington, D.C.: American Psychological Association, 1986, pp. 53−71.
- Warr Р. В/ The measurement of well being and other aspects of mental health// Journal of Occupational Psychology. 1990. pp. 193−210.