Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Личностные особенности, обусловливающие возникновение профессиональной деформации учителя, и их изменения в процессе профилактико-коррекционной работы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе исследования были получены новые, в теоретическом плане, данные, указывающие на дезорганизующую социальную роль профессиональной деформации в процессе жизнедеятельности личности педагога и определены действия по нивелированию ее влияния, что задает новую направленность в исследованиях специфики педагогической деятельности и межличностного «вертикально-горизонтального» взаимодействия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ профессиональной деформации личности как феномена профессионального развития личности
    • 1. 1. Взаимодействие личности и профессии, основные понятия и подходы в изучении
    • 1. 2. Основные аспекты проблемы профессиональной деформации личности
  • Глава 2. Исследование феномена профессиональной деформации личности у педагогов
    • 2. 1. Отличительные особенности педагогической деятельности и личности профессионального учителя
    • 2. 2. Профессиональная деформация личности педагога
  • Глава 3. Процедура разработки, апробации и внедрения «Профилактико-коррекционной программы профессиональной деформации личности учителя»
    • 3. 1. Цели, задачи, гипотезы работы и предпосылки создания программы
    • 3. 2. Методический аппарат, анализ подбора методик
    • 3. 3. Особенности и структура программы, анализ процедуры проведения исследования
    • 3. 4. Обработка данных, их анализ и обсуждение

Личностные особенности, обусловливающие возникновение профессиональной деформации учителя, и их изменения в процессе профилактико-коррекционной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Среди многообразных видов социальной деятельности личности особое место занимает профессия, образующая основную форму активности личности. Для большинства людей именно этот вид деятельности предоставляет большие возможности для удовлетворения их потребностей, обнаружения творческого потенциала, самоактуализации. Однако профессия нередко вынуждает организм работника сопротивляться действию различных влияний, обусловленных сущностью самой профессии, к которым относятся как внешние раздражители, так и специфика выполняемой деятельности.

Влияние профессиональной деятельности на формирование сознания личности занимало умы ещё древних философов, но особенно часто эта проблема стала обсуждаться в конце XIX и начале XX веков, когда известный социолог Питирим Сорокин для обозначения особого социально-психологического феномена ввел в научный оборот специальное выражение «профессиональная деформация».

По мнению многих авторов, профессиональная деформация проявляется в первую очередь в профессиональной среде «человек-человек», в которую входят преподавательский, медицинский, управленческий труд, воинская деятельность, служба быта и т. п. [12, 24, 28, 43, 61, 63, 100].

В числе ученых, в той или иной степени занимавшихся и занимающихся разработкой темы профессиональной деформации личности, можно назвать таких психологов, как А. А. Крылов, Е. С. Кузьмин, Р. М. Грановская, Е. И. Рогов, А. К. Маркова, В. Е. Орел, Н. В. Клюева и др. В первых рядах психологов, обратившихся к этой проблеме, отметим В. Н. Мясищева и Б. Г. Ананьева.

В настоящее время интерес к указанной проблематике, после некоторого затишья, вновь возрастает, т.к. многие психологи подчеркивают недостаточность теоретического обоснования данной темы, не разработанность методологического аппарата для её исследования, а также 3 отсутствие практических методов и приемов в отношении коррекции и профилактики профессиональной деформации представителей разных профессиональных групп [12, 24, 29, 61, 63, 84, 86, 100].

Проблема влияния профессии на личность и связанных с этим изменений в ней, имеет огромное значение в теоретическом и практическом плане, т.к. гармоничные взаимоотношения профессии и личности человека — это залог здорового общества, в целом, и оптимально выстроенного существования конкретного человека, в частности.

Цель диссертационного исследования — комплексное изучение проблемы профессиональной деформации личности учителя, включающего теоретический, методический и экспериментальный аспекты ее исследования.

Общая цель диссертационного исследования обусловила постановку следующих основных задач работы:

1. Анализ современного состояния, основных направлений изучения проблемы взаимоотношения профессии и личности.

2. Изучение особенностей профессиональной деформации личности некоторых профессиональных групп как основного проявления взаимовлияния профессии и личности индивида с акцентированием внимания на деформации представителей педагогических профессий.

3. Разработка, апробация и внедрение профилактико-коррекционной программы профессиональной деформации личности учителя.

4. Проведение исследования с целью многосторонней проверки возможностей применения программы и ее действенности в отношении профилактики и коррекции профессиональной деформации личности учителя.

Гипотезы диссертационного исследования:

1. Базовыми личностными детерминантами возникновения профессиональной деформации учителя являются: авторитарность как превалирующая черта личности, и неадекватная самооценка, оказывающие негативное влияние на взаимодействие личности в социуме.

2. Основными проявлениями педагогической деформации личности являются: авторитарность, ригидность мышления и «дефекты» коммуникаций, как доминирующие черты социального поведения.

3. Наиболее корректируемые особенности деформированной личности педагога — неадекватная самооценка, уровень социальной зависимости и некритичность мышления.

4. Педагогическая деформация личности имеет прямую зависимость от стажа его преподавательской деятельности: чем больше лет стажа, тем вероятнее проявление и развитие профессиональной деформации.

Объектом исследования явились испытуемые (мужчины и женщины) в возрасте от 19 до 46 лет, имеющие высшее и средне-специальное педагогическое образование, проживающие в г. Ярославле и Ярославской области, г. Архангельске. Общая численность выборки составила 122 человека.

Предмет диссертационного исследования — профессиональная деформация личности и ее основные проявления в жизнедеятельности индивида.

Методологическая основа диссертационного исследования: теоретические основы исследований педагогической деятельности.

Л.С.Выгодский, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Н. В. Кузтмина, М. М. Кашапов,.

Н.В.Клюева) — концепция жизненного пути личности (С.Л.Рубинштейн,.

Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская) — принципы и положения системного подхода к изучению психических явлений и закономерностей.

В.Д.Шадриков, А. В. Карпов, М.С.Роговин) — современный представления о процессе профессионального становления личности (Д.Н.Завалишина,.

Ю.П.Поваренков, В. Е. Орел, И.М.Кондаков) — принципы и основные положения психодиагностики (В.Н.Дружинин, Р. Кеттелл, В. Е. Орел,.

А.А.Рукавишников) — основы тренинговой работы (И.А.Баева, М. М. Кашапов, 5.

Н.В.Клюева, Н. Пезешкиан, А. С. Прутченков, Е.В.Сидоренко) — подходы изучения проблемы психического выгорания (К.Маслач, А. Пайнс, К. Чернисс, Л. Холстен, А. А. Рукавишников, В. Е. Орел, Н.В.Клюева) — теоретические основы исследований профессиональной деформации личности (Р.М.Грановская, Е. И. Рогов, С. П. Безносов, В.Е.Орел).

Научная новизна работы заключается в том, что:

• впервые в работе обобщены подходы в рассмотрении феномена профессиональной деформации личности специалиста, описаны детерминирующие ее черты и условия жизнедеятельности, характерные для разных профессиональных групп, выведено понятие профессиональной деформации;

• профессиональная деформация личности и ее основные проявления в жизнедеятельности педагога впервые стали предметом комплексного исследования в рамках психологии становления личности с акцентированием внимания на выявлении базовых личностных детерминант, способствующих возникновению и развитию педагогической деформации, и их изменениях при профилактико-коррекционном воздействии с помощью специально разработанной программы и ее приложениях;

• впервые, экспериментальным путем осуществлен анализ структуры личности деформированных и недеформированных педагогов, описан «портрет» профдеформированного специалиста, определена группа риска по профдеформации, выделены высокои низкозначимые особенности личности учителя, провоцирующие проявление педагогической деформации.

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в решение психологической проблемы закономерностей и детерминант профессионализации личности. Исследование способствует изучению таких ниш организационной и педагогической психологии, как становление и гармоничное развитие личности в профессиональной деятельности, адаптация специалиста, особенности взаимодействия «профессия — личность» 6 и его негативные последствия (явления «профессиональная деформация» и «психическое выгорание»), системно-структурная организация личности профдеформированного учителя.

В содержательном плане раскрыт конструкт «профессиональная деформация», описаны ее основные проявления, признаки, предпосылки, что имеет важное теоретическое значение для психологии труда и организационной психологии.

В ходе исследования были получены новые, в теоретическом плане, данные, указывающие на дезорганизующую социальную роль профессиональной деформации в процессе жизнедеятельности личности педагога и определены действия по нивелированию ее влияния, что задает новую направленность в исследованиях специфики педагогической деятельности и межличностного «вертикально-горизонтального» взаимодействия учителя, составляет базу для разработки комплекса адаптационных, профилактических и коррекционных воздействий на педагогическую деформацию.

Практическая значимость исследования:

• обобщены данные по проблеме деформации личности представителей разных профессиональных групп, описана специфика, указаны предопределяющие ее появление условия, факторы и т. п.;

• расширен круг имеющихся представлений о профессиональной деформации учителя, т.к. результаты проведенного исследования позволили выявить «слабые» места в личностной организации педагогов с различным уровнем деформированности;

• экспериментально подтверждена теоретическая предпосылка распространенности профдеформации личности в среде школьных педагогов;

• показаны экспериментально выявленные отличительные особенности личности деформированного и недеформированного специалиста, определена группа риска по педагогической деформации- 7.

• выделенный личностный профиль подверженного профессиональной деформации учителя позволяет школьным психологам иметь «эталон» для выявления в коллективе склонных или уже профдеформированных учителей;

• систематизированы основные действия по корректировке личностных ресурсов для сопротивления воздействиям профессиональной деформации, разработаны предложения по самодиагностике и самотерапии для учителей, сконцентрированные в профи лактико-коррекционной программе, а также описаны практические рекомендации и «Введение в проблему.» для школьных психологов по деформации педагогов;

• материалы и результаты исследования внедрены в практику работы нескольких школ г. Ярославля и Ярославской области;

• итоговые результаты работы могут быть использованы в подготовке, создании и проведении программ психологической помощи учителям, а также в организации однопрофильных учебных семинаров как для педагогов, так и для школьных психологов.

Методы исследования. В работе были использованы как общепсихологические методы проведения психологического исследования, к которым можно отнести теоретический анализ проблемы, включенное и внешнее наблюдение, устный и письменный опрос, личностные психодиагностические методики (Многофакторный личностный опросник.

Р.Кеттелла (16-PF, форма В), методика Дембо-Рубинштейн на самооценку, методика на профдеформацию (Орел В.Е., Андреев С.П.), «Оценка профессиональной направленности личности учителя» (Рогов Е.И.), так и традиционные для психометрических исследований методы. Это психометрические и математико-статистические процедуры, являющиеся обязательными при проведении любого психометрического исследования: корреляционный, системно-структурный (система индексов для определения структурных характеристик организации субъектных детерминант.

А.В.Карпов) — индексы когерентности, дивергентности и организованности структур) и процентный анализ, определение значимости и достоверности 8 различий полученных результатов (критерий t Стьюдента), угловое преобразование Фишера (Фи*), коэффициент ранговой корреляции rs, хи2.

Достоверность результатов диссертационного исследования обеспечивалась комплексностью анализа проблемы при определении исходных теоретико-методологических принципов ее изучения, адекватного целям и задачам исследованиясочетанием количественного и качественного анализа результатовприменением методов математической статистики и обоснованных методов психодиагностического плана.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Основными условиями жизнедеятельности учителя, оказывающими стимулирующее воздействие на возникновение и развитие в личности педагогических деформаций назовем: дестабилизирующая организация деятельности, ее психоэмоциональная нагруженность и повышенная социальная ответственность, всегда специфический объект воздействия, неудовлетворительное экономическое и социальное положение.

2.Базовыми личностными детерминантами профессиональной деформации учителей являются: авторитарность, ригидность и некритичность мышления, завышенная самооценка, социальная зависимость, консерватизм.

3. Разработанная нами «Профилактико-коррекционная программа профессиональной деформации личности учителя» и ее приложения представляют собой валидный инструмент для коррекции и профилактики педагогической деформации личности специалистов, т.к. по результатам применения программы зафиксированы статистически значимые изменения личностных особенностей, детерминирующих проявление профдеформации.

Основное содержание работы отражено в семи публикациях автора [28, 29,30,31,32,33,34].

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, изложенных на 163 страницах, содержит 14 рисунков, 9 таблиц и 3 приложения.

Список литературы

включает 123 наименования, 13 из которых на иностранных языках. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры психологии труда и организационной психологии Ярославского университета им. П. Г. Демидова.

По результатам работы были сделаны следующие ВЫВОДЫ:

1. Анализ литературных данных показал значимость и востребуемость более детальной разработки проблематики профессиональной деформации личности специалиста, вообще, и учителя, в частности, как в теоретическом, так и прикладном направлении.

2.Выделены специфические особенности деятельности, личности и межличностного взаимодействия школьных педагогов, способствующие возникновению профессиональной деформации личности.

3.Составлен «портрет» личности профдеформированного учителя с указанием основных характеристик, отличающих ее от личности недеформированного педагога.

4.Обнаружены статистически значимые (и незначимые, но существующие) корреляционные связи (положительные и отрицательные) между характеристиками профессиональной деформации, предпочитаемыми типами педагогической деятельности, уровнем самооценки и параметрами 16 PF.

5. Определена структура личности профессионально-деформированного и недеформированного педагога, описаны ее основные особенности, выделены личностные факторы, оказывающие интегрирующее влияние: теплота, интеллектуальная развитость, сила «Я» и дезинтегрирующее воздействие: авторитарность, ригидность, завышенная самооценка и самомнение, социальная несмелость, сдержанность, подозрительность, расчетливость, консерватизм.

6. Выделены статистически значимые и незначимые изменения в распределении предпочтений самооценки выборки с превалирующей ее завышенностью.

7. Не обнаружено взаимозависимостей между стажем, возрастом и профессиональной деформацией.

8. Разработана, апробирована и внедрена в ряд общеобразовательных учреждений «Профилактико-коррекционная программа профессиональной деформации личности учителя» с приложениями: «Введение в проблему профессиональной деформации личности учителя для ведущего программы. Основные понятия и примеры» и «Рекомендации по профилактике профессиональной деформации личности учителя».

9. Выявлена значимость и определена практическая действенность предлагаемой программы в профилактико-коррекционном направлении. Отмечено: уменьшение количества деформированных специалистов (изменение статистически незначимо) — снижение основных показателей деформации (статистически достоверно) — снижение представленности неадекватного уровня самооценивания (значимое и незначимое) — изменение показателей личностных факторов (статистически достоверные и недостоверные), изменение рисунка структуры личности в сторону ее интегрированности как у деформированных, так и недеформированных педагогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Цель нашего исследования состояла в комплексном изучении проблемы профессиональной деформации личности учителя, включающего теоретический, методический и экспериментальный аспекты ее исследования.

В ходе первого этапа нашего исследования был проведен анализ литературных данных (теоретических, экспериментальных и прикладных). Рассмотрены основные проблемы и направления их решения, связанные с изучением проблематики профессиональной деформации, вообще, и педагогической деформации, в частности. В контексте работ разных авторов (Р.М.Грановская, Е. И. Рогов, С. П. Безносов, В. Е. Орел, другие) и в соответствии с поставленными задачами, нами были рассмотрены такие понятия как «профессиональная деформация», «эмоциональное выгорание», «профессионализация», «профессиональный рост», «взаимодействие профессии и личности» и многие другие.

Были изучены основные особенности профессиональной деформации личности у представителей разных профессиональных групп (врачи, сотрудники милиции, психологи, консультанты и другие) с основным акцентом на проявлениях профдеформации в среде учителей и описанием характерных особенностей, присущих педагогической деятельности, педагогическому общению и личности учителя.

В результате проведенного анализа проблемы профдеформации преподавателя, было установлено, что, несмотря на признание многими авторами наличия в педагогической среде обсуждаемой нами проблемы и глубины ее воздействия на личность учителя, методов, программ, тренингов и т. п., направленных на противостояние влиянию деформации на личность, практически нет, особенно профессионально специализированных.

В связи с этим, нами была разработана «Профилактико-коррекционная программа профессиональной деформации личности учителя», ее.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука. 1980. 334 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Прогресс. 1991. 299 с.
  3. Ю.А. Составляющая психологической дезадаптации и их компенсация. М.: Академия. 1976. 272 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. JI. Изд-во ЛГУ. 1968. 339 с.
  5. С.П., Орел В. Е. Разработка методики диагностики профессиональной деформации учителя // Научный поиск. Вып.З. Ярославль. ЯрГУ. 2002. С.165−173.
  6. В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления врача //Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 73−78.
  7. В., Еле П., Маслов О. и др. Профессиональные страхи учителей // Народное образование. 2000. № 1. С.128−137.
  8. П. Правописные истины или левосудие для всех. М.: Изд-во МТ-Пресс. 2000. 187 с.
  9. И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб.: Изд-во Речь. 2002. 251 е.
  10. Ю.Басов М. Я. Личность и профессия. М-Л. 1976. 328 с.
  11. Л.М., Урванцев Л. П. Психология и деонтология в работе врача: учебно-методические рекомендации для студентов, субординаторов и интернов. Ярославль. 1988. 57 с.
  12. С.П., Иваницкий А. Т., Кикоть В. Я. Профессиональная подготовка и её влияние на деятельность (проблема профессиональной деформации). Учебное пособие. СПб. 1996 год. 324 с.
  13. И.Богомолова Н. Н., Петровская JI.A. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению. Общение и деятельность. Прага. 1981. 248 е.
  14. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Изд-во Филин. 1996. 472 с.
  15. Е.М. Некоторые проблемы психофизиологии индивидуальных различий // Вопросы психологии. 1976. № 5. С. 29−36.
  16. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. Под ред. Л. И. Анцыферова. М. 1981. С.23−41.
  17. П.Борисова Е. М., Логинова Н. И. Индивидуальность и профессия. М. 1991. 78 с.
  18. Т.А. К вопросу коррекции эмоциональных состояний учителей на курсах повышения квалификации // Матер. Всерос. научной практич. конференции Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. М.: Изд-во ИПК и ПРО. 2001. С. 103−105.
  19. Т.А. Резистенция как показатель профессиональной деформации личности учителя. Автореферат дисс.. кандидата психол.наук. Казань. 2002. 17 с.
  20. Т.А. Стимулирование здорового образа жизни педагогов и учащихся. Казань: Диалог-Компьютере. 2001. С.47−65.
  21. Н.А. Компенсаторное профессиональной приспособление // История советской психологии труда. Тексты (20−30-е гг XX века) / Под ред. В. П. Зинченко, В. М. Мунипова, О. Г. Носкова. М.: Изд-во МГУ. 1983. С. 213−222.
  22. Л.С. Педагогическая психология. М.:Педагогика. 1991. 392 с.
  23. С.Т. Психотехника. История советской психологии труда.
  24. Тексты (20−30-е гг. XX века) / Под ред. В. П. Зинченко, В. М. Мунипова,
  25. О.Г. Носкова. М.: Изд-во МГУ. 1983. С. 213−222.129
  26. P.M. Элементы практической психологии. JL: Изд-во ЛГУ. 1988. 560 с.
  27. Е.В. Исследование некоторых особенностей профессиональной деформации личности учителя // Ярославский психологический вестник. РПО. М-Ярославль. Вып.9. 2003. С.96−99.
  28. Е.В. К вопросу о социально-экономическом аспекте профессиональной деформации школьного учителя // Социальная психология XXI столетия. Т.1. Ярославль. 2002. С.293−299.
  29. Е.В. К вопросу о понимании феномена профессиональной деформации личности // Научный поиск. Вып.З. Ярославль. 2002. С. 112−117.
  30. Е.В. Некоторые аспекты изучения проблемы профессиональной деформации личности // Проблемы общей и прикладной психологии. Ярославль. 2001. С. 97−100.
  31. Е.В. Некоторые аспекты взаимосвязи профессиональной деформации личности учителя и его творческого потенциала // Ярославский психологический вестник. РПО. М Ярославль. Вып.9. 2003. С.170−171.
  32. Е.В. Некоторые результаты комплексного исследования профессиональной деформации личности учителя // Научный поиск. Вып.4. Ярославль.2003. С. 267−274.
  33. Е.В. Психолог-педагогу: возможность профилактикокоррекционной работы с профессионально деформированной130личностью учителя // Социальная психология XXI столетия. Ярославль. 2003. T.l. С.265−267.
  34. Кан-Калик А. В. Учителю о педагогическом общении. М: Политиздат. 1987. 304 с.
  35. А.В. Психология групповых решений. РАН. М.-Ярославль: Диа-пресс. 2000. 532 с.
  36. А.В. Психология принятия межличностных решений. Учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ. 1993. 90 с.
  37. А.В. Принятие решений в профессиональной деятельности. Учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ. 1991. 152 с.
  38. М.М. Активные методы обучения и воспитания: психолого-педагогический тренинг креативности. Методич.указания. Ярославль: ЯрГУ. 2001. 38 с.
  39. М.М. Иммитационные активные методы обучения. Методич.указания. Ярославль: ЯрГУ. 2001. 46 с.
  40. М.М. Неиммитационные активные методы обучения. Методич.указания. Ярославль: ЯрГУ. 2001. 32 с.
  41. Е.А. О феномене профессионала относительно образа мира // Вестник МГУ. 1995. серия 14. № 1. С. 3−11.
  42. Е.А. Психология профессионала. Избранные труды. М-Воронеж. 1996. 400 с.
  43. Н.В. Технологии работы психолога с учителем. М.: ТЦ Сфера. 2000. 186 с.
  44. Н.В., Свистун М. А. Программы социально-психологического тренинга. Ярославль: НПЦ Психодиагностика. Содействие. 1992. 68 с.
  45. В.П., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. 1982. Т.З. № 6. С. 35−44.
  46. И.М., Сухарев А. В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. № 5.С. 151−167.
  47. С.В. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии. 1980.№ 5. С. 143.
  48. Корнеева J1.H. Профессиональная психология личности, психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб. 1991. С. 61−84.
  49. Т.В., Шегунов В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С.52−59.
  50. Н.В. Очерки психологии труда учителя. JL: Изд-во ЛГУ. 1967. 265 с.
  51. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л: Изд-во ЛГУ.1985. 287 с.
  52. Ю.Д., Кудрявцева А. В. О нравственности и профессиональной этике эксперта // Психологический журнал. 1999. Т.20. № 3. С. 18−26.
  53. Личность пациента и болезнь / Под ред. В. Т. Волкова, А. К. Стрелиса. Томск. 1995. 327 с.
  54. Магомет-Эминов М. Ш. Личность и экстремальная ситуация // Вестник МГУ. 1996.№ 4.серия 14. С.26−34.
  55. А.В. Некоторые психологические проблемы переквалификации: особенности профессионального и личностного роста молодого специалиста // Социальная психология XXI век. Ярославль. 1999. Т.2. С. 66−68.
  56. А.К. Психология профессионализма. М. 1996. 220 с.
  57. А.К. Психология труда учителя. М. 1993. 192 с.
  58. И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера// Вопросы психологии. 1975. № 5. С.48−54.
  59. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ. 1960 год. 245 с.132
  60. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел / Под ред. Б. Г. Бовин, Н. И. Мягкин, А. Д. Сафононов. М. 1997. 343 с.
  61. Опросник профессиональных предпочтений (ОПП). Руководство. Ярославль. НПЦ Психодиагностика. 1994. 51с.
  62. В.Е. Исследование профессиональной деформации личности на уровне представлений о профессии // Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук. Ярославль. 1995. С.68−82.
  63. В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии: сб. научных трудов / Под ред. А. В. Карпова. Ярославль. ЯрГУ. 1999. С.76−97.
  64. В.Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность // Реферативный сборник изданных работ по грантам в области гуманитарных наук. Екатеринбург. 1999. С. 113−116.
  65. В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. Т.22. № 1. С. 90−101.
  66. А.Б., Родзиховский JI.A. Аспекты воспитания учителя // Вопросы психологии. 1987. № 5. С.46−58.
  67. Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1968. С.155−156.
  68. Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. СПб: Изд-во Речь. 2001. 288 с.
  69. Ю.П. Диалектика становления профессионала (Психологические основы переодизации профилактики) // Ярославский психологический вестник. Вып.1. М.-Ярославль: РПО. 1999. С. 19−38.
  70. Ю.П. Психологический анализ профессионализации // Психологические закономерности профессионализации. Ярославль. 1991. С.95−109.
  71. Ю.П. Психология профессионального становления личности: основы психологической концепции профессионализации. Курск. 1991. 130 с.
  72. Ю.П. Психология становления профессионала. Системогенетический подход // Проблема системогенеза учебной и профессиональной деятельности. Материалы Российской научно-практической конференции. Ярославль. 2003. С.95−113.
  73. Е.П. Значение принципов медицинской деонтологии в деятельности врача. Здравоохранение. 1983. № 6. С. 30−37.
  74. Пособие по применению личностного опросника Р. Кеттелла 16 PF. Ярославль: Научно-производственный центр Психодиагностика. 3 изд. 2000. 34 с.
  75. А.С. Видеть человека в другом. М.: Знание. 1992. 56 с.
  76. А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: Знание. 1991. 48 е.
  77. А.С. Тренинг личностного роста: методические разработки занятий социально-психологического тренинга. М.: НМО «Творческая педагогика». МП «Новая школа». 1993. 48 с.
  78. Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности / Под ред. А. В. Карпова. Ярославль. ЯрГУ. 1988. 179 с.
  79. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2 изд. М.: Изд-во Педагогика-Пресс. 1998. 440 с.
  80. Психология труда и личность учителя / Под ред. Щербакова А. И. JL 1976.132 с. '
  81. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. М.: Красная площадь. 1996. 397 с.
  82. Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М. 1988. 496 с.
  83. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М. 1995. 529 с.
  84. С.JI. Основы общей психологии. М. 1946. 704 с.
  85. Е.В. Социально-психологические основы профессиональной деформации учителя // Вопросы психологии. 1998. № 4. С.25−34.
  86. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс. 1990. 368 с.
  87. А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов. Автореферат дисс. .кандидата психолог.наук. Ярославль. 2001. 16 с.
  88. А.П. Профессиональная направленность личности: теория и практика воспитания. Алма-Ата. 1990. 198 с.
  89. Г. Стресс без дистресса. М. 1979. 124 с.
  90. Е.В. Тренинг коммуникационной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь. 2002. 208 с.
  91. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь. 2002. 349 е.
  92. Синдром «эмоционального сгорания» у телефонных консультантов // В аптеках города и области. Н.Новгород. № 9 (184). 1999. С. 23−29.
  93. Словарь иностранных слов. М.: Изд-во Русский язык. 1990. 425 с.
  94. В.А. Психология лечебного процесса. Л. 1984. 122 с.
  95. В.Я. Психологические закономерности и факторы процесса профессиональной адаптации // Матер. Всерос. Научно-практ. Конф. Содружество. Ярославль. 2001. С. 73−75.
  96. В.А. Стили профессиональной деятельности как часть проблемы стиля в психологии // Стиль человека. М. 1999. С. 163−173.
  97. В.А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл. 2000. 199 с.
  98. Труд и здоровье медицинских работников / Под ред. Овчарова В. К. М. 1985. 214 с.
  99. ЮО.Трунов Д. Г. Профессиональная деформация практического психолога //Вопросы психологии. 1997. № 1 (28). С.26−341.
  100. Л.П. Влияние профессиональной деятельности на психику: факты, гипотезы, проблемы // Психологические закономерности профессионализации. Ярославль. 1991. С.59−78.
  101. Л.П. Психология в работе врача. Ярославль. 1993. 56 с.
  102. Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителей // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 54−67.
  103. И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира // Вестник МГУ. 1990. С.54−64.
  104. В.Д. Проблемы профессиональных способностей //
  105. Brill P.L. The need for an operational definition of burnout // Family and Community Health. 1984. pp. 12−24.
  106. Buunk B.P., Schauffeli W.B. Bumout: A perspective from social comparison theory. Professional burnout: Resept developments the theoryand research // Ed. W.B. Schauffeli, C. Maslach and T.Marek. Washington DC: Taylor and Francis. 1993. pp 53−69.
  107. Fimian M. The development of an instrument to measure occupasional stress in teachers: The Teachers Sterss Inventory // The Journal of Occupational Psychology. 1984. pp. 277−293.
  108. H., Mclntee J. & McKeown P. Maslach Burnout Inventory: Factor structure and norms for British nursing staff // Psychological Reports. 1985. pp. 147−150.
  109. Freudenberger H.J. Staff burnout // Journal of Social Issues. 1974. pp. 159 165.
  110. Garden A.M. Depersonalization: A valid dimension of burnout? // Human Relations. 1987. pp. 545−560.
  111. M. & Jones J. Diagnosing burnout using projective drawings // Journal of Psychococial Nursing & Mental Health Services. 1983. pp. 916.
  112. Houston B.K. Viability of coping strategies, denial, and response to stress //Journal of Personality. 1973. pp. 50−58.
  113. Maslach C. Burnout // Public Welfare, Spring. 1978. pp.24−32.
  114. Maslach C. Stress, burnout, and workaholism. In R.R. Kilburg, P.E. Nathan, & R.W.Thoreson (Eds.). Professionals in distress. Washington, D.C.: American Psychological Association, 1986, pp. 53−71.
  115. Warr Р. В/ The measurement of well being and other aspects of mental health// Journal of Occupational Psychology. 1990. pp. 193−210.
Заполнить форму текущей работой