Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Система вербальных и невербальных средств как инструмент информационного воздействия в межличностной коммуникации

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспрессивная. Означает стремление партнеров по коммуникации выразить и понять эмоциональные переживания друг друга. Так межличностная коммуникация всегда начинается с установления контакта между партнерами. При этом важно не только сообщить необходимую для общения информацию (представиться), выбрав для этого стереотипные вербальные высказывания, но и дополнить их невербальными средствами… Читать ещё >

Система вербальных и невербальных средств как инструмент информационного воздействия в межличностной коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ Кафедра технологий коммуникации Курсовая работа Система вербальных и невербальных средств как инструмент информационного воздействия в межличностной коммуникации Гудинской Карины Александровны студентки 2 курса, специальность «Информация и коммуникация»

Научный руководитель:

канд. филологических наук, доцент А. И. Соловьев Минск, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА АУДИТОРИЮ В МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

1.1 Межличностная коммуникация как пространство для информационного воздействия

1.2 Условия эффективности межличностной коммуникации ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ КАК ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ в МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

2.1 Вербальные средства как стратегия информационного воздействия

2.2 Невербальные средства как стратегия информационного воздействия ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Всеми известный факт, что человека делает человеком такое качество как способность к коммуникации. Общение между людьми является неотъемлемой частью нашего существования. Конечно, и у животных существуют средства общения. В коллективах животных можно выделить типы поведения, для которых необходим обмен информацией между особями, например, территориальное, половое, родительское, совместное добывание пищи и т. д. Однако коммуникационное поле человека намного богаче и шире, и включает в себя разнообразные речевые выражения.

Также следует отметить, что человек при коммуникации использует как вербальные, так и невербальные средства общения. Посредством речи не просто идёт поток какой-либо информации, но также участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, убеждают друг друга, т. е. стремятся достичь определённого изменения поведения.

Развитие информации и, как следствие, развитие техники и технологий накладывает сильный отпечаток на внутренний и внешний мир человека, что, в свою очередь, отражается на уровне его информационной безопасности и защищенности. В пространство человека активно входят информационные технологии и в большинстве случаев человек не в силах проследить за ходом их развития. В условиях информатизации общества информационные технологии становятся одним из важнейших инструментов формирования потребностей, интересов, взглядов, ценностных установок, наконец, инструментом воздействия на мировоззрение человека в целом, механизмом воспитания и обучения.

Тема является актуальной, так как изучение системы вербальных и невербальных средств как инструменты информационного воздействия в межличностной коммуникации являются одной из современных задач. В настоящее время сферы коммуникации являются одними из важнейших объектов изучения. Вербальные и невербальные средства это есть часть сферы коммуникации. Мы живём в постиндустриальном обществе, иначе называемом «информационное общество», где огромное значение в жизни людей имеет коммуникационный процесс. Новизна темы в том, что именно коммуникационные процессы как вербалика и невербалика являются основными компонентами, воздействующими на человека в межличностной коммуникации.

Мотивация выбора данной темы объясняется тем, что для студентов специальности «Информация и коммуникация» изучение коммуникационного процесса, в том числе система информационного воздействия в межличностной коммуникации, является приоритетным и необходимым для успехов на профессиональном поприще. Мы должны не только уметь воздействовать на людей, но также важно понимать, когда информационное воздействие направлено на нас, дабы его избежать.

Целью данной курсовой работы является изучение системы вербальных и невербальных средств как инструмента информационного воздействия в межличностной коммуникации. Для достижения поставленной цели мы должны выполнить следующие задачи:

1. выявить природу и сущность понятий, включенных в данную тему,

2. определить объект информационного воздействия,

3. сравнить типологии систем различных авторов,

4. проанализировать системы вербальных и невербальных средств как инструмента информационного воздействия в межличностной коммуникации,

5. дать оценку воздействия вербальных и невербальных средств в межличностной коммуникации,

6. сделать выводы на основе полученного исследования.

Объектом научного исследования является информационное воздействие в межличностной коммуникации.

Предметом научного исследования является система вербальных и невербальных средств как инструмент информационного воздействия в межличностной коммуникации.

Теоретической базой исследования данной курсовой работы послужили работы О. И. Матьяш, И. В. Сидорской, А. В. Матовской.

Практической базой исследования являются информационные и специализированные сайты, научные статьи, а также мои собственные наблюдения.

Структура курсовой работы. Данная работа состоит из двух глав. В первой главе мы опишем общее значение информационного воздействия, разберём структуру межличностной коммуникации, её эффективные способы информационного воздействия между коммуникаторами.

Вторая глава посвящена анализу стратегий вербальных и невербальных средств как инструментов информационного воздействия в межличностной коммуникации на основе интервью.

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА АУДИТОРИЮ В МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

1.1 Межличностная коммуникация как пространство для информационного воздействия Информационное воздействие в некоторых случаях рассматривается как весьма эффективное. Для каждого человека необходимо чётко для себя определить, что информационное воздействие бывает как положительным, так и отрицательным. Например, как телевидение влияет на подсознание человека? Безусловно, положительной стороной ежедневного просмотра телевидения является расширение кругозора человека. Каждый день для нас транслируют различные фильмы, постановки в театре, познавательные программы на различные темы. Получая новую информацию, мы развиваем своё умение к самообразованию и саморазвитию. Отрицательной стороной ежедневного просмотра телевидения является транслирование на телеэкране сцен насилия, жестокости и убийств. Большая часть нашего населения — любители отдохнуть перед телевизором, но мало кто знает, что такие люди более подвержены восприятию негатива, и тем самым глубже осознают их.

Появление Интернета открыло перед нами огромные возможности. В сети каждый может самовыразиться: создание блога, разработка новых программ для работы на ПК, написание статей и т. д. Положительной стороной интернета также является то, что люди могут найти работу, завести новые знакомства и даже пожениться. Отрицательной стороной является сотворение иллюзии вседоступности и вседозволенности.

Кроме того, на нас идёт воздействие и через рекламу. Положительный аспект её заключается в оперативном и регулярном информировании населения о появлении новинок на рынке товаров, о предстоящих мероприятиях и т. д. Благодаря рекламе население страны способно выбирать товар и определять его качество. К сожалению, отрицательных качеств больше. Например, если реклама прерывает кадры фильма или программы, то таким образом она отрицательно влияет на поток информации в сознании человека. Из-за этого у человека возникают отрицательные эмоции, которые даже могут привести к нервным срывам и помешательству.

В курсовой работе мы разбираем именно информационное воздействие на межличностном уровне, когда люди воздействуют друг на друга для достижения своих целей.

Следует начать с разъяснения понятия «коммуникация». По мнению Зелинского С. А., «коммуникацию следует понимать как обмен мыслями, чувствами, знаниями и проч. между индивидами». [8, c.235]. Если рассматривать это понятие в научном аспекте, то коммуникация — процесс передачи информации от источника к приему информации получателем сообщения. Также можно сказать, что коммуникация это определённого рода совместная деятельность участников коммуникации.

Существует четыре вида коммуникации, которые выделяются по составу коммуникантов:

1) внутриличностная коммуникация (разговор с самим собой);

2) межличностная коммуникация (участвуют, как правило, двое коммуникантов, но есть варианты наблюдателя, включенного наблюдателя и постороннего, коммуникации на фоне присутствующих свидетелей, в толпе, в ресторане и т. п.);

3) групповая коммуникация (внутри группы, между группами, индивид-группа);

4) массовая коммуникация (в случае если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп (телевидение, радио, Интернет, т.п.). [8, c.239].

В курсовой работе мы разбираем межличностную коммуникацию, а точнее информационное воздействие в межличностном пространстве.

Понятие «межличностная коммуникация» так же динамично и изменяемо, как и само явление. По мнению И. В. Сидорской, «понятие межличностная коммуникация означает процесс обмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом».

Доктор философии О. И. Матьяш объясняет понятие «межличностная»: «речь идёт о коммуникации, взаимодействии, отношении человек-человек или личность-личность. Кроме того, отношение человек-человек может осуществляться в рамках группы. Где моё Я должно вступать в контакт попеременно с Я не одного, а нескольких людей». [2, С. 91].

Разберёмся в вопросе: что же отличает межличностную коммуникацию от всех других видов коммуникации?

Во-первых, одним из самых важных критериев межкультурной коммуникации является парность, так как межкультурная коммуникации — это всегда взаимодействие между двумя индивидуальными субъектами (в малой группе их может быть несколько), непосредственно влияющими друг на друга.

Во-вторых, между партнёрами существует активная обратная связь, когда, например, в массовой коммуникации обратная связь в большинстве случаев отсутствует.

В-третьих, каждый из партнёров привносит в межличностное взаимодействие свой индивидуально-личностный, так скажем внутренний мир: свой личностный опыт, переживания, толкования различных вещей и понятий, предпочтения. Ряд исследований утверждает, что чем больше партнёры обмениваются личностной информацией друг с другом, тем глубже связь между ними. Из этого можно сделать вывод, что это помогает информационному воздействию при межличностной коммуникации.

В-четвёртых, необратимость сказанного, т. е. нельзя уничтожить то, что было уже сказано. Как гласит пословица, «слово не воробей, вылетит — не поймаешь«.

Межличностная коммуникация осуществляется и изучается сегодня в самых разных сферах: в семейных отношениях, в профессиональной среде (включая отношения с сослуживцами, начальством, подчинёнными), в общественных местах (в транспорте, в кафе, в театре, в церкви, на улице, в поликлинике), в ситуациях обслуживания (покупатель — продавец, пациент — врач), в педагогической среде (учитель — ученик, преподаватель — студент, воспитатель — воспитанник). Это в очередной раз подтверждает, что межличностная коммуникация многоконтекстна. Также следует отметить, что межличностная коммуникация может осуществляться в форме интервью, публичных или судебных слушаний, дебатов. Каждая из этих форм имеет свои особенности, обусловленные конкретными функциями и ситуацией.

В.П. Конецкая считает: «Многоканальность является специфической чертой актуализации межличностной коммуникации. Именно при межличностной коммуникации возможно одновременное использование нескольких каналов передачи и восприятия информации — можно не только слышать и видеть собеседника, но и дотронуться до него рукой, уловить запах, который может сообщать дополнительную информацию о партнере, оценить дистанцию между собой и партнёров как показатель межличностных отношений«. [5, c.113].

Следует отметить основные функции межличностной коммуникации, выделенные С. А. Зелинским:

1). Информационная. Информация — как обмен между людьми различного рода знаниями и сведениями. В данном случае коммуникация играет роль посредника и представляет собой обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями, который совершается между коммуникантами. Информационный обмен может совершаться как ради достижения какой-то практической цели, решения какой-либо проблемы, так и ради самого процесса коммуникации, поддержания отношений между людьми.

2). Социальная. Заключается в формировании и развитии культурных навыков взаимоотношения людей. Эта функция формирует наши мнения, мировоззрение, реакции на различные события. Благодаря этой функции всем членам общества обеспечивается приобретение некоторого уровня культурной компетенции, с помощью которой становится возможным их нормальное существование в данном обществе.

3). Экспрессивная. Означает стремление партнеров по коммуникации выразить и понять эмоциональные переживания друг друга. Так межличностная коммуникация всегда начинается с установления контакта между партнерами. При этом важно не только сообщить необходимую для общения информацию (представиться), выбрав для этого стереотипные вербальные высказывания, но и дополнить их невербальными средствами (улыбка, рукопожатие). Плохое первое впечатление может разрушить далеко идущие планы партнеров. Выражение эмоций очень важно и в дальнейшем общении, когда укрепляются намеченные связи между людьми, осуществляется какой-то совместный проект. Проявляется в выражении чувств, эмоций в процессе коммуникации через вербальные и невербальные средства. Они связаны с выбранным стилем речевого общения, используемыми невербальными средствами коммуникации.

4). Прагматическая. Эта функция позволяет регламентировать поведение и деятельность участников коммуникации, координировать их совместные действия. Она может быть направлена как на себя, так и на партнера. В ходе осуществления этой функции возникает необходимость прибегать как к побуждению партнера к выполнению какого-то действия, так и к запрещению каких-то поступков.

5). Интерпретативная. Служит для понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состояний. Это связанно с тем, что различные средства коммуникации не только отражают события окружающей действительности, но и интерпретируют их в соответствии с определенной системой ценностей и политических ориентиров (т.е. оценивают с различных позиций). Данная функция также используется для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и т. д. [8, c.250−253].

Следует учитывать, что все указанные функции тесно связаны между собой и присутствуют в том или ином сочетании в любом виде коммуникации. На практике все эти функции в соответствующей степени проявляются на разных уровнях межличностной коммуникации: социально-ролевом, деловом и интимно-личностном.

Социально-ролевой уровень межличностной коммуникации связан с выполнением ожидаемой от человека роли и невозможен без знания норм окружающей человека среды. Общение при этом носит, как правило, анонимный характер и не зависит от того, происходит ли оно между близкими, знакомыми или незнакомыми людьми.

На уровне делового общения идет совместное сотрудничество, поэтому целью общения на этом уровне является повышение эффективности совместной деятельности. Партнеры оцениваются с точки зрения того, насколько хорошо они выполняют свои функциональные обязанности и решают поставленные перед ними задачи.

На интимно-личностном уровне общения человек удовлетворяет свою потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Обычно для этого уровня характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность.

Помимо базовых функций коммуникации (информационной, экспрессивной и прагматической), в межличностной коммуникации особо выделяется социально значимая функция — информационное воздействие, изменяющей мнение индивида и его социальные установки. По-другому такую функцию называют «конверсионной».

«Эта функция была выявлена опытным путем. Рекламодатели в области экономики и политики обнаружили, что иногда социологические прогнозы, которые распространяются при помощи средств массовой информации, не сбываются. Оказалось, что некоторые индивиды предпочитают «проверить» свое восприятие информации на межличностном уровне общения и в результате в корне изменить свое мнение и отношение к рекламируемому товару или политическому «имиджу».

Выше отмечалось, что межличностная коммуникация осуществляется в различных формах, которые имеют свою специфику, определяемую ситуацией временного и пространственного характера, числом участников, их социоролевым статусом и коммуникативной установкой. Для неформальной беседы двух коммуникантов — идеального образца межличностной коммуникации характерны: частая смена тематики, доминирование одной стороны как более активной в плане инициативы и аргументации, смена коммуникативной установки (осознанная и неосознанная), нечеткость самой структуры дискурса, позволяющая возвращаться к прежней тематике и аргументации, необязательность заключительного этапа, так как беседа может быть прервана случайными обстоятельствами.

Для более структурированных форм межличностной коммуникации характерно более последовательное использование общепринятых норм коммуникации не только в плане выбора коммуникативных средств, но и при построении дискурса, которое предполагает определенную последовательность высказываний: вводящих тему интервью, дебатов и т. п., поясняющих или расширяющих предыдущие высказывания, обобщающих или подводящих итог сказанному, уводящих в сторону от обсуждаемой проблемы либо в связи с переходом к другой теме, либо в поисках новой аргументации. Этот стереотип последовательности высказываний может нарушаться в диалогическом дискурсе, для которого вполне приемлема импровизация, вызванная получением новой или дополнительной информации.

«На основе изучения функций межличностной коммуникации ее сущность может быть определена как речевое общение двух индивидов, в процессе которого они регулируют речевое поведение друг друга для осуществления взаимодействия и воздействия в соответствии с их основной целью и мотивами в условиях совместной деятельности». [5, c.118].

1.2 Условия эффективности межличностной коммуникации Степень эффективности межличностной коммуникации определяется по результатам актуализации двух основных социально-значимых функций — взаимодействия и воздействия.

Эти результаты зависят от трех основных условий, определяющих характер речевого общения: а) типа коммуникативных личностей, б) восприятия смысловой и оценочной информации и в) целенаправленного воздействия друг на друга.

«Для эффективности межличностной коммуникации наиболее оптимальными вариантами этих условий являются следующие: а) совместимость партнеров как коммуникативных личностей, б) адекватное восприятие смысловой и оценочной информации, в) воздействие через убеждение«. [5, c.120].

Совместимость партнеров как коммуникативных личностей предполагает совместимость по всем трем параметрам. Наличие коммуникативных потребностей, даже при различии коммуникативных установок, способствует установлению контакта, что важно для начального этапа коммуникации. Сигналом для контакта могут служить как вербальные, так и невербальные средства. Здесь очень важно, чтобы их актуализация соответствовала принятым социальным нормам речевого поведения. Это в значительной степени облегчает речевое взаимодействие.

В. Конецкая отмечает, «что уже на начальном этапе межличностной коммуникации оба партнера, опираясь на свой познавательный опыт, решают одновременно несколько задач: 1) Что я думаю о себе — кто я такой? 2) Что я думаю о партнере — кто он такой? 3) Что я думаю о том, как партнер думает обо мне? 4) Что думает партнер о себе? 5) Что думает партнер обо мне? 6) Что думает партнер о том, как я его себе представляю. Здесь задействованы блоки идентификации, самопознания, рефлексии, прогнозирования развития образа партнера — все, что помогает настроиться на межличностное общение». [5, c.120].

Например, существуют характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи, в частности описаны типы его позиции во время коммуникации. «Таких позиций выявлено три: 1. открытая — коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения; 2. отстраненная — коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто; 3. закрытая — коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее».

Естественно, что содержание каждой из этих позиций задается целью, задачей, которая преследуется в коммуникативном воздействии, но важно, что принципиально каждая из названных позиций обладает определенными возможностями для повышения эффекта воздействия.

Восприятие в контексте социально-психологических исследований трактуется как понимание и оценка человека человеком; причем не только и не столько его качеств, сколько его взаимоотношений с другими людьми. Наиболее изученными механизмами межличностного восприятия являются: а) идентификация — понимание другого человека путем отождествления себя с ним; б) рефлексия — понимание другого через размышление за него; в) эмпатия — понимание другого человека через эмоциональное сопереживание; г) стереотипизация — восприятие и оценка другого путем перенесения на него общепринятых характеристик какой-либо социальной группы или ее представителя.

Успех общения во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника. Все понимают, что слушать можно по-разному. Представление о том, что «слушать» и «слышать» имеют два разных определения.

Неумение слушать — основная причина неэффективного общения, именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам. Слушание — это активный процесс в силу целого ряда причин.

Во-первых, слушание предполагает желание услышать собеседника. Довольно часто слушающий воспринимает информацию вполуха, без энтузиазма, такое бывает, когда человек устал, чем-то занят или когда речь говорящего ему не интересна. А потом оказывается, что он почти ничего не услышал из того, что ему говорилось, поскольку на самом деле он не слушал, и в основном потому, что не хотел.

Во-вторых, слушание требует внимания к собеседнику. Слушая, человек «отдает» свое внимание, свою заинтересованность и усилия, с тем, чтобы получить взамен информацию, понимание, а возможно, и комфорт или развлечение. Как таковое, слушание становится возможным вследствие различия скорости устной речи и умственной деятельности слушающего. «Обычно люди говорят со скоростью 125 слов в минуту, хотя человек может воспринимать речь, произносимую со скоростью в три-четыре раза выше обычной, т. е. до 400 слов в минуту«. Различие между скоростью речи и умственной деятельностью может стать причиной невнимания, особенно в случаях, когда говорят медленно или неинтересно. Партнер по общению может быстро поймать себя на невнимании, поскольку слушание, конечно, активный процесс, но процесс внутренний. Более того, внимание слушающего помогает говорящему; оно означает, что, слушая, собеседник продолжает общение. Экспериментальные исследования публичных выступлений и частных бесед показывают, что если слушатели от сознательного игнорирования говорящего переходят к активному вниманию, то тот начинает говорить быстрее, чаще использовать жесты, иными словами, «входит в роль», и таким образом устанавливается общение.

В-третьих, слушание предполагает взаимную ответствен-ность партнеров по общению за общение. Весьма часто слушающий не проявляет достаточной активности и внимания, чтобы правильно понять говорящего.

В-четвертых, слушание требует определенных навыков. Слушание — это умение, которому нужно учиться и которое необходимо тренировать. Каждый человек может научиться слушать более эффективно. Одним из наиболее эффективных приемов слушания является умение слушать «всем телом».

Когда человек горит особым желанием услышать что-нибудь интересное, он бессознательно принимает соответствующую позу: поворачивается лицом к говорящему, устанавливает с ним визуальный контакт. Такое слушание «всем телом» не только выражает готовность слушать, физическое внимание, но и помогает процессу слушания и восприятия. Однако этим приемом следует пользоваться сознательно, поскольку осознанное умение быть внимательным — эффективное средство повышения восприятия речи собеседника. Слушать и воспринимать означает не отвлекаться, поддерживать постоянное внимание, устойчивый визуальный контакт и использовать позу как средство общения.

Дейл Карнеги в своей книге «Как завоевать друзей…» предлагает двенадцать правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения.

1. Единственный способ одержать верх в споре — это уклониться от него.

2. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.

3. Если вы не правы, то признайте это быстро и решительно.

4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.

5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам «да».

6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

7. Пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.

8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.

10. Взывайте к более благородным мотивам.

11. Не драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно.

12. Бросайте вызов, задевайте за живое.

Также Карнеги предлагает девять правил, соблюдение которых позволяет воздействовать на людей не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды.

1. Начинайте с похвалы истинного признания достоинств собеседника.

2. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.

3. Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника.

4. Задавайте собеседнику вопросы вместо того, чтобы ему что-то приказывать

5. Давайте людям возможность спасти свой престиж.

6. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте «чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу».

7. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

8. Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.

9. Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.

Также нельзя забывать об ошибках коммуникации, которые указал Ю. П. Платонов:

* стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

* «предвзятые представления» — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

* плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то его трудно убедить в справедливости вашего взгляда;

* отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя;

* пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного количества доказательств;

* ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.

* неверный выбор стратегии и тактики общения. [13, c.341−342].

Как мы видим, существует множество способов, чтобы достичь эффективности в межличностной коммуникации. По нашему мнению, самыми распространенными стратегиями информационного воздействия в межличностной коммуникации являются вербальные и невербальные средства. Их мы и рассмотрим в следующей главе на примере одной из форм межличностной коммуникации — интервью.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ КАК ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ

2.1 Вербальные средства как стратегия информационного воздействия В. Конецкая считает, что «На вербальном и невербальном уровнях коммуникации могут быть использованы разнообразные способы воздействия — приказ, команда, предупреждающий или регулирующий знак, речевое убеждение. Убеждение является наиболее сложным способом речевого воздействия на сознание индивида через обращение к его собственному критическому осмыслению информации и стимулированию рефлексии. Как метод речевого воздействия убеждение широко используется в межличностной, внутригрупповой и массовой коммуникации. Он основан на принципах, которые являются общими для данных типов коммуникации«. [5, c.187]. Передача информации от коммуникатора реципиенту может осуществляться различными средствами. Передача информации (деловой, управленческой, личной и другой) осуществляется посредством знаковых систем. В соответствии с видом используемых знаков выделяют вербальную и невербальную коммуникацию В курсовой работе мы объясним стратегию вербальных и невербальных средств как информационное воздействие в межличностной коммуникации на основе интервью. Из двух видов межличностной коммуникации — вербальной (речь) и невербальной — невербальная коммуникация является более древней, вербальная коммуникация — наиболее универсальной.

По мнению Л. А. Мутовкина, «вербальная коммуникация — это взаимодействие людей с помощью речи«. [3, c.1]. Способность человека к эффективному обмену информацией является отличительной чертой и одним из главных условий его существования в социальном мире.

Вербальная коммуникация используется в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т. е. систему фонетических знаков, включающий два принципа: лексический и синтаксический.

При помощи речи менее всего теряется смысл сообщения, именно поэтому можно сделать вывод, что речь является самым универсальным средством коммуникации. Однако нельзя забывать, что при этом должна существовать высокая степень понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

Во-первых, форма и содержание сообщения существенно связаны с личными особенностями «говорящего», его представлениями о «слушающем» и отношением к нему и к ситуации, в которой происходит общение. Во-вторых, всякое сообщение трансформируется под влиянием особенностей личности «слушающего», его отношения к автору сообщения, тексту, ситуации. Одну и ту же информацию разные люди могут воспринимать совершенно по-разному в зависимости от воспитания, особенностей личности и даже политических пристрастий.

«При использовании речи из 100% задуманного коммуникатор выражает около 80%. В случае, если при передаче сообщения нет никаких помех, реципиент принимает около 60%, исходя из особенностей своего внимания. Восприятие смысла сказанного составляет около 50% и усваивается только 40% речевой информации. Это обстоятельство требует интенсивного использования в вербальной коммуникации механизма обратной связи«.

Главное назначение вербальной коммуникации — установление, поддержание, развитие осмысленного информационного контакта.

Вербальная коммуникация существует в двух видах: письменная и устная. Письменному виду присуще постоянство информации, возможность адекватного донесения, а также определённость источника. Устный вид представляет собой возможность невербального подкрепления.

Речевая культура в общении выражается в оценке уровня мышления собеседника, его жизненного опыта и в обращении к собеседнику на понятном для него языке. При разговоре нужно употреблять простые, ясные и точные слова, грамотно формулировать свою мысль. Недаром существует выражение «режет слух». Это неправильное ударение в словах «начать», «договор», «каталог», «средства», «обеспечение», «звонит», употребление несуществующего в русском языке глагола в повелительном наклонении «лежите».

При характеристике диалога важно все время иметь в виду, что его ведут между собой личности, как было выше сказано, имеющие личные мотивы. То есть диалог представляет собой активный, двусторонний характер взаимодействия партнёров. Поэтому необходимо максимальное внимание к собеседнику, согласованность между участниками коммуникации. В противном случае будет нарушено важнейшее условие эффективности вербальных средств — понимание смысла информации, познания другой личности, в конечном счёте — информационное воздействие будет отсутствовать.

Это означает, что посредством речи не просто идёт поток какой-либо информации, но также участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, убеждают друг друга, т. е. стремятся достичь определённого изменения поведения.

Само воздействие интерпретируется различными путями: оно может носить характер манипуляции другим человек, т. е. прямого навязывания ему какого-либо мнения, а может способствовать актуализации партнёра, т. е. раскрытию в нём и им самим каких-то новых возможностей.

Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации». Как сказал великий философ Аристотель, «Словесные убеждения есть трёх видов. Первый вид зависит от личности говорящего, второй состоит в том, чтобы создать определённое настроение у аудитории, третье, или видимое, доказательство содержится в словах самой речи».

«Наблюдения за речевой деятельностью в малых группах — формальных и неформальных показали, что межличностная коммуникация характеризуется рядом особенностей. Однородность речи — один из самых показательных факторов. Речевая однородность предполагает социальную однородность группы, члены которой находятся в близких отношениях. Эта близость определяется фактором сплоченности, длительностью и регулярностью контактов». [5, c.119]. В таких группах коммуникаторы используют слова, речевые образцы и штампы, часто в шутливом или ироничном тоне, который понятен лишь «своим».

Т. Гордон выделил ряд ответных суждений слушающего, которые создают трудности говорящему и назвал их «барьерами общения»:

* приказ, указание, команда: «Повторите еще раз!», «Говорите медленнее», «Не говорите со мной подобным образом!»;

* предупреждение, угроза, обещание: «Еще раз повторится — и с Вами все кончено», «Успокойтесь, и я Вас охотно выслушаю», «Вы пожалеете, если сделаете это»;

* поучение, указание на целесообразность: «Вам следует пойти первым», «Это неправильно», «Вам не следует так поступать»;

* совет, рекомендация или решение: «Почему бы Вам не сказать так?», «Я бы предложил Вам обжаловать это!», «Попробуйте поступить так»;

* нравоучения, логическая аргументация: «Посмотрите на это иначе», «Вам это поручено, значит — это Ваша проблема», «В Вашем возрасте я и такого не имел»;

* осуждение, критика, несогласие, обвинение: «То, что Вы сделали, глупо», «Теперь Вы на верном пути», «Я больше не могу спорить с Вами», «Я ведь предупреждал Вас, что это случится»;

* похвала, согласие: «Я считаю, что Вы правы», «Это было замечательно», «Мы гордимся Вами»;

* брань, необоснованные обобщения, унижение: «Ну, хорошо, господин Всезнайка!», «Все женщины одинаковы»;

* интерпретация, анализ, диагностика: «Вы действительно в это не верите, не так ли?», «Вы говорите это, чтобы только расстроить меня», «Теперь мне понятно, почему Вы это сделали»;

* успокаивание, сочувствие, утешение, поддержка: «В следующий раз Вы будете чувствовать себя лучше», «Я тоже испытывал такое чувство», «Все делают ошибки», «Мы все поддерживаем Вас»;

* выяснение, допрос: «Кто Вас надоумил?», «Что же Вы сделаете в следующий раз?»;

* увод от проблемы, отвлечение внимания, шутка: «Почему бы Вам не выбросить это из головы?», «Давайте поговорим о чем-нибудь другом», «А что если каждый раз, когда что-либо не получается, бросать заниматься этим?» [11].

Так как в курсовой работе мы взяли за основу одну из форм межличностной коммуникации — интервью, следует помнить, что правильно сформулированный и вовремя заданный вопросы — 90% успеха.

Проведя анализ и отталкиваясь на личный опыт, мы можем сделать вывод, что наиболее эффективные вопросы следующие:

1. «Представьте себе, что…», «Предположим, что…»). С помощью таких вопросов выясняются мотивы, оценки, мнения собеседника.

2. Открытые и закрытые вопросы. На открытые вопросы ответ может быть дан в свободной форме. Закрытый вопрос предполагает варианты возможных ответов, в нем содержится перечень альтернатив для выбора.

Примеры закрытых и открытых вопросов

Закрытые вопросы

Открытые вопросы

1. Вам было трудно этого добиться?

1. Как много сил Вы приложили, чтобы этого добиться?

2. Для вас это было важно?

2. Какое это для вас имело значение?

3. Это всё, что Вы хотели сказать?

4. Что Вы ещё можете добавить?

3. Прямые и косвенные вопросы. Задача прямого вопроса — получить конкретный ответ по обсуждаемой теме («знаете ли вы…», «что вы думаете о…», «удовлетворены ли вы…», «ваше мнение по поводу…» и т. п.). Косвенный вопрос, как правило, не касается впрямую темы или личности собеседника; ответ на косвенный вопрос предполагает последующую его интерпретацию в скрытом от интервьюируемого смысле.

4. Фильтрующие вопросы: их функция заключается в том, чтобы проверить степень информированности собеседника, его компетентность в той или иной области. («Какая температура тела смертельна для человека?», «Первые действия при ожоге?»).

Итак, о чем же должен помнить журналист, берущий интервью? С. А. Муратов в монографии «Диалог. Телевизионное общение в кадре и за кадром» (М., 1983) сформулировал «шесть заповедей интервьюера». Исходя из них, мы предлагаем нашим слушателям ориентироваться на три основных правила.

Правило 1. Яркость, краткость, конкретность. Главные требования к вопросу, задаваемому интервьюером. Задавая вопрос, журналист должен учитывать образовательный уровень партнера, привычный ему лексикон, обусловленный профессией или возрастом. То есть, говорить с человеком следует на том языке, который ему понятен.

Типичная ошибка интервьюера — стремление задавать по несколько вопросов сразу. Когда в одном вопросе содержится несколько, собеседник либо запоминает первый и уже не слышит остальных, либо начинает отвечать сразу на последний вопрос, забыв о предыдущих. В любом случае это большой минус для интервью. Следует помнить, что краткость и продуманная формулировка вопроса помогают собеседнику отвечать так же кратко и четко.

Желательно избегать слишком общей постановки вопроса, отвлеченных тем и оценок, в которых собеседник не высказывает своей личной точки зрения, а отделывается фразами типа «Вообще говоря…», «Считается, что…», «По мнению большинства…» и т. п. Таким образом, конкретность ответа обусловлена конкретностью самого вопроса. Если все-таки интервьюируемый стремится спрятаться за привычными обобщениями, попробуйте мягко указать ему на то, что вас интересует его личная точка зрения, а не то, что вообще люди думают по этому поводу.

Правило 2. Вопрос не должен содержать в себе ответа. Журналисту не следует, ожидая определенной реакции собеседника, провоцировать его на «нужный» ответ. Кроме того, что такой диалог просто неинтересно слушать, здесь есть и определенный этический момент, так как интервьюер подобными вопросами ставит собеседника в подчиненное положение, недооценивая его собственные возможности. К сожалению, такая «ошибка» встречается в телеи радиоинтервью очень часто. В то же время противоположный вариант поведения интервьюера (когда журналист выполняет роль «подставки для микрофона») также неэффективен. Однако здесь речь должна идти о личностных позициях интервьюера и собеседника.

Правило 3. Используйте возможности прожективных вопросов. Если вы хотите получить интересный ответ. Прямой вопрос может вызвать у собеседника защитную реакцию (односложный, неискренний ответ или уход от ответа). Прожективный вопрос предполагает развернутый ответ по поводу предложенной ситуации, в которой собеседник «проецирует» свое «я».

2.2 Невербальные средства как стратегия информационного воздействия Интерес специалистов различных направлений к невербальным аспектам общения обусловлен, прежде всего, тем, что с его помощью человек передаёт порой больше информации, чем с помощью речи. Невербальная коммуникация включает в себя язык тела (движения, жесты, позы, мимика, взгляд), характеристики речи (громкость и интонация голоса, темп речи, паузы, смех и др.), а также пространственное положение собеседников. Также часто в этот перечень включают одежду, украшения, косметику и пр.

«Исследования в области психологии показали, что слова несут не более 15% всей информации. Около 30% передаёт тон, интонация, ритм и тембр голоса, а остальное, т. е. более половины всего информационного потока, передаётся «языком тела«. Невербальный язык в большинстве случаев сложно контролировать, так как он полностью связан с подсознанием человека. Поэтому можно сделать вывод, что невербальные реакции показывают настоящие мысли говорящего, в отличие от произносимых слов.

Конечно, вербальные средства основные в интервью, но неправильно не учитывать и невербальные средства коммуникации, которые сопровождают нашу речь.

В первую очередь невербальные сообщения могут помочь интервьюеру получить о нём дополнительные сведения: отношение к вопросу, сомнение и неискренность в ответах, некоторые личностные характеристики и т. д. Также невербальное поведение интервьюера оказывает влияние на формирование мнения респондентов об опросе. «Например, при повторных опросах респонденты часто не в состоянии вспомнить ни организацию, проводившую опрос, ни задавшиеся вопросы. Зато они могут рассказать о том, как вёл себя интервьюер и какое впечатление он на них произвёл». [14, c. 156]. Самое основное, как и для студентов специальности «Информация и коммуникация», что определённые невербальные проявления со стороны интервьюеров могут способствовать наиболее эффективному взаимодействию с респондентом.

Прежде всего, в начале общения очень важно сначала произвести на респондента благоприятное зрительное впечатление. Ведь все мы знаем, что первое впечатление настолько сильное, что изменить его почти невозможно. Именно от него будет зависеть дальнейшее развитие ситуации — взаимодействие интервьюера и респондента. «Первые 10 секунд общения с собеседником можно образно сравнить со стартовой фазой ракеты: именно от этих секунд зависит, будет ли запуск успешным и взлетит ли ракета». [15, c. 29].

Внешность интервьюера играет огромную роль в формировании первого впечатления о человеке. «Под внешностью понимается совокупность анатомических, функциональных и социальных признаков». [16, c. 59]. Анатомическими признаками являются пол, возраст, телосложение, строение лица и др. К функциональным признакам относятся речь, невербальные характеристики: голос и различные выразительные движения лица и тела. Социальные признаки — одежда, косметика и украшения.

Интервьюеры отмечают в первую очередь влияние социальных признаков на отношение к ним. Следует одеваться неярко, не слишком изыскано. Самое главное здесь — простота. В противном случае есть большая вероятность того, что ваш внешний вид вызовет агрессию у респондента, и он откажется от принятия участия в интервью. Именно поэтому интервьюеры отдают предпочтение скромной, опрятной, деловой одежде. Также было отмечено, что золотые украшения и яркий макияж вызывает настороженность у пожилых респондентов. На счёт социальных признаков существует и другое мнение. Нужно подбирать одежду в зависимости от возраста и социального статуса респондента. Если интервью с молодыми людьми, лучше одеться неформально. Конечно, если же разговор пойдёт с человеком высокого чина, без делового костюма не обойтись.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что в первую очередь следует здраво размышлять, куда и к кому ты идёшь, и нельзя забывать, что самое главное — чувствовать себя комфортно, иначе интервью может провалиться.

Если говорить об анатомических признаках, можно отметить несколько нюансов. Интервьюерам мужчинам приходится сложнее: им часто не открывают двери в целях безопасности. Девушки интервьюеры с привлекательной внешностью могут без труда настроить мужчину респондента на нужный лад.

Немало важную роль играют и функциональные признаки невербального взаимодействия. Интервьюеры прибегают к следующим невербальным приёмам:

§ установить зрительный контакт с респондентом;

§ улыбнуться;

§ говорить приветливо. Доброжелательный тон помогает вывести респондента из нервного состояния;

§ предстать перед респондентом одному, т. е. оставить своего сопровождающего (если интервьюеры берут с собой в целях собственной безопасности);

§ отметить особенности обстановки: сказать о каких-то важных и приятных для респондента моментах, которые интервьюер увидел или почувствовал. Респонденты могут оценить, когда обращают внимание на обстановку в доме: красивый цветок, фотографию, отмечают уют, делают комплименты по поводу детей и т. д. Но с использованием такого приёма не следует переусердствовать, поскольку это может вызвать опасение у респондента, что пришли «…поглядеть, что это здесь такое».

Итак, на первом этапе все невербальные действия интервьюера направлены на формирование положительного впечатления. Теперь следует перейти к самому информационному воздействию с помощью невербальных приёмов в процессе интервью.

Невербальные приёмы в интервью можно условно разделить на общие и ситуативные. Первые помогают настроить беседу вне зависимости от того, как реагирует респондент. Вторые применятся в ответ на определённое поведение респондента.

Начнём с подробного описания общих приёмов на основе списка, выделенного А. В. Мутовской:

1. Заимствование элементов его поведения. Такой приём позволяет интервьюеру повысить доверие к себе. Для этого интервьюер принимает позу интервьюера, копирует жесты, а также мимику, повторяет слова из молодёжного сленга (если респондент их употребляет). Интервьюер пытается сделать вид, что он «на одной волне» с респондентом. Такой приём доводится до автоматизма, и тогда заимствование элементов поведения, или, как говорят, «подстройка» к респонденту будет происходить сама собой.

2. Элементы внимания. То есть интервьюеры кивают головой, «дакают», важный элемент — заинтересованный взгляд. Однако любую фальшь человек может сразу распознать, поэтому интерес должен быть подлинным, а не наигранным.

3. Использование пауз в интервью поначалу создают у интервьюера ощущение неловкости, но с опытом выясняется, что такой приём зачастую стимулирует респондента на продолжение разговора.

4. Использование жестов помогает интервьюеру взбодрить респондента.

5. Пространственное расположение. В большинстве случаев стандартным расположением является лицом к лицу. В такой позиции удобно следить за реакциями человека. Интервьюеры отмечают, что выбор пространственного расположения зависят от места проведения интервью, однако они стараются максимально преодолеть ограничения. Например, если сесть можно только рядом на скамейке или на диване, то интервьюеры стараются максимально развернуться к респонденту лицом; если приходится сидеть друг против друга, то лучше немного развернутся боком, чтобы не было прямого контакта; за столом стараются сесть по диагонали, лицом к респонденту.

Сколько бы правил не существовал, не следует жёстко им подчиняться. Зачастую важнее не задумываться о своём невербальном поведении, и интервью пройдёт намного лучше. Другое условие успеха — если невербальное поведение доведено до автоматизма посредством пройденного опыта.

Также существуют ситуативные приёмы, позволяющие корректировать возникающую напряжённость. Такие приёмы выделяются в зависимости от того, какая реакция респондента:

1. Зажатость. Если респондент находится в закрытой позе (скрещивание рук на груди, а также закинутая нога на ногу), то интервьюер пытается раскрепостить его следующими приёмами: смена позы, бурная жестикуляция. Главное при этом следить за реакцией респондента.

2. Размышление. Если респондент отвечает неспешно, голос стал тихим, смотрит вдаль, то нужно выдержать паузу, чтобы респондент высказался. Если он закончил ответ словом «вот», это значит, что он ждёт очередного вопроса.

3. Смущение. Если респондент краснеет, опускает голову, прикрывает её руками, то интервьюер отводит взгляд, делая вид, что он не смотрит. Когда респондент «берёт себя в руки», интервью продолжается дальше.

4. Далёкие темы. Если респондент уходит от вопроса, а время поджимает, следует в нужный момент аккуратно перевести тему. Ни в коем случает нельзя прерывать его во время речи, такой поступок может обидеть.

5. Ненормативная лексика. К этому следует относиться терпимо и не реагировать.

6. Усталость. Если респондент откидывает корпус, вздыхает, смотрит на часы, зевает, то следует ускорить темп беседы, а также задать вопросы, которые заведомо вызовут интерес.

Таким образом, можно сделать вывод, что правильное использование вербальных и невербальных средств содействует эффективному информационному воздействию в межличностной коммуникации. Умея в нужный момент применять различные правила, можно гарантированно добиться поставленных целей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

межличностный коммуникация вербальный интервью Мы живем в мире, сформированном научно-техническим прогрессом. Вещи, которые раньше приходилось делать руками или с помощью простых инструментов, теперь быстрее и эффективнее делает машина. Ученые придумали множество вещей — они обобщенно называются технологиями, которые облегчают, продлевают и спасают нам жизнь. Все мы знаем, что коммуникация является самым главным компонентом в жизни человека. Без неё мы уже не можем представить своё существования. Из этого можно сделать вывод, что в наше время коммуникативная среда и сферы коммуникации являются интересными и важными объектами изучения. Появляются новые уровни коммуникации, следовательно, появляются новые возможности в коммуникационной деятельности.

Знание информационного воздействия в межличностной коммуникации в особенности, является необходимым для изучения теми, кто хочет добиться успеха в своей профессии, забраться на вершину карьерной лестницы. Особенно для тех, в чьей профессиональной деятельности коммуникация является главным фактором.

Как мы выяснили, информационное воздействие является неотъемлемой частью всей коммуникационной сферы. Не обладая навыками информационного воздействия в межличностной коммуникации, очень трудно добиться успеха в общении, и особенно повлиять на мнения, поведение, установки других людей, что необходимо для достижения своих целей.

В данной работе мы выявили сущность информационного воздействия в межличностной коммуникации. Исследователями даётся множество объяснений, похожих друг на друга. Однако мы определили, что информационное воздействие в межличностной коммуникации — это воздействие, которое может осуществляться в условиях малых групп.

Стратегия информационного воздействия в межличностной коммуникации — тот метод, с помощью которого коммуникатор (в случае нашего примера, интервьюер) будет добиваться успешного информационного воздействия на реципиента.

Рассматривая теорию межличностной коммуникации, теорию информационного воздействия в межличностной коммуникации, мы определили объект, на который оно направлено. И пришли к выводу, что информационное воздействие происходит при взаимодействии двух коммуникаторов.

Одной из задач данной курсовой работы было рассмотрение типологий стратегий эффективного информационного воздействия в межличностной коммуникации различных авторов. Сколько людей, столько мнений. Однако мы выделили несколько главных условий, которые наиболее эффективны: внимание, взаимная ответственность, наличие определённых навыков. Проанализировав стратегии информационного воздействия в межличностной коммуникации, мы пришли к выводу, что все из рассматриваемых стратегий являются действенными в процессе общения. Действительно правильное использование вербальных и невербальных средств помогает воздействовать на человека.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что целями всех стратегий информационного воздействия является влияние на человека и вызывание у него какой-то определенной реакции. Также для того, чтобы возможность успеха при воздействии увеличилась, необходимо не использовать один только способ той или иной стратегии, а комбинировать множество способов, использовать их одновременно. Также не вызывает сомнения тот факт, что невозможно с первого раза эффективно воздействовать на своего собеседника. Для этого необходимы определенные навыки, которые приходят с опытом, или же после многочисленных тренировок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Сидорская, И. В. Теория коммуникации: учеб.-метод. Комплекс для студентов фак. журналистики, обучающихся по специальности «Информация и коммуникация (технологии коммуникации)» / И. В. Сидорская. — Минск: БГУ, 2008. — 163 с.

2. Матьяш, О. И. Межличностная коммуникация: теория и жизнь / О. И. Матьяш, В. М. Погольша, Н. В. Казаринова, С. Биби, Ж. В. Зарицкая. Под науч. ред. О. И. Матьяш. — СПб.: Речь, 2011. — 560 с., ил.

3. Мутовкин, Л. А. Вербальная коммуникация / Л. А. Мутовкин.

4. Горянина, В. А. Психология общения: учеб. Пособие для студ. Высш. Учебн. Заведения. — 2-е изд., стереотип / В. А. Горянина. — М.: Издательский центр «академия», 2004. — 416 с.

5. Конецкая, В. П. Социология коммуникации: учебник / В. П. Конецкая — М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. — 304 с.

6. Муратов, С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / С. А. Муратов. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 202 с.

7. Любимов, А. Ю. Мастерство коммуникации / А. Ю. Любимов. — М.: КСП+, 1999.

8. Зелинский, С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды — как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс / С. А. Зелинский — СПб.: Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», 2008. — 407 с.

9. Болучевская, В.В., Павлюкова, А. И. Общение врача: вербальная и невербальная коммуникация. (Лекция 2) [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 2. URL: http:// medpsy.ru

10. Бороздина, Г. В. Психология делового общения: Учебное пособие / Г. В. Бороздина — М.: ИНФРА-М, 2006. — 224 с.

11. Куницына, В. Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. — СПб., 2006. — 544 с.

12. Карнеги, Д. «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» / Д.Карнеги. — США: Simon and Schuster, 1936.

13. Платонов, Ю. П. Социальная психология поведения: Учебное пособие / Ю. П. Платонов. — СПб.: Питер, 2006. — 464 с.: ил.

14. Ноэль, Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии / Пер. с нем. Изд. 2-е. М.: АВА-ЭСТРА, 1993.

15. Панкратов, В. Н. Психотехнологии управления людьми: Практическое руководство. М.: Изд — во Института психотерапии, 2001.

16. Панферов, В. Н. Восприятие и интерпретация внешности людей // Вопросы психологии. 1974. No 2. С. 59−64.

17. Матовская, А. В. Использование невербальной информации в личном интервью, 2006.

18. Андреева, Г. М. Социальная психология: Третье издание. — М.: Наука, 1994.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой