Становление самосознания ребенка на этапе перехода от младшего школьного к подростковому периоду развития
Диссертация
Практическая значимость исследования связана с направленностью на поиск путей психологической поддержки детей младшего подросткового возраста, переживающих трудности перехода на новый возрастной этап. Разработанные и представленные в работе диагностические методы исследования позволят педагогу-психологу выявить особенности возрастного самосознания, влияющие на успешность перехода от младшего… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ САМОСОЗНАНИЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА
- 1. 1. Психологическое содержание развития ребёнка на этапе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту
- 1. 2. Содержание, структура и развитие самосознания младшего подростка
- Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ РЕБЁНКА НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА ОТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО К ПОДРОСТКОВОМУ ПЕРИОДУ РАЗВИТИЯ
- 2. 1. Методы исследования самосознания младшего подростка
- 2. 2. Особенности самосознания ребёнка в типично возрастной и особой ситуации взросления
- 2. 3. Отношение младших подростков к хронотопологии своего возраста
- Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДДЕРЖКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ ПРИНЯТИЯ СЕБЯ КАК СУБЪЕКТА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
- 3. 1. Содержание и принципы построения программы развития
- 3. 2. Организация, проведение и результаты формирующего эксперимента
Список литературы
- Абраменкова В.В. Генезис отношений ребёнка в социальной психологии детства: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. докт. психол. наук. М. 2000. 54 с.
- Абрамова Г. С. Развитие навыков общения младших школьников со сверстниками и взрослыми (диалоги психолога с ребёнком) // Психолог в начальной школе / Под ред. Т. Ю. Андрущенко. Волгоград: Перемена, 1995. С. 91−119.
- Агеев B.C., Толмасова А. К. Теория социальной идентичности и её эмпирические верификации // Психология самосознания / Под ред. Д. Райгородского. Самара: Издательский Дом «Бахрах М», 2000. — 672 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380 с.
- Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избр. психол. труды. В 2 т. Т.2. М.: Педагогика, 1980. С. 103 127.
- Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте: Дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М., 1979. 161 с.
- Андрущенко Т.Ю. Графические приёмы фиксации субъективных трудностей общения в предподростковом возрасте // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1991. № 1.С. 48.
- Андрущенко Т.Ю. Диагностика возрастно-психологического статуса первоклассника // Практический психолог в современной школе: Межвуз. сб. научн. тр. Волгоград: Перемена, 1999. С. 42 — 57.
- Андрущенко Т.Ю., Захарова А. В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности //Вопросы психологии. 1980. № 4. С. 90 99.
- Андрущенко Л^Ог-Кайгоротхов^БтВтг^Яковлсва ~Тт Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 147 151.
- Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н. В. Коррекционно-развивающие игры для младших школьников: теория, техника, некоторый опыт // Психолог в начальной школе / Под ред. Т. Ю. Андрущенко. Волгоград: Перемена, 1995. С. 29 77.
- Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н. В. Коррекционно-развивающие игры для детей 6 10 лет. Москва: Академия, 2004. 96 с.
- Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г. М. Кризис развития ребёнка семи лет: психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 96 с.
- Антонова В.Н. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 131 142.
- Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности // Психология самосознания. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 2000. 672 с.
- Башев В.В. Психологические условия формирования ответственного действия в подростковом возрасте: Дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М. 2000. 158 с.
- Беляева О.В. Динамика личностной идентичности в подростковом возрасте: Дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М. 2001. 134 с.
- Бергер П., Лукман Т. Идентичность // Психология самосознания. Самара: Издательский Дом «Бахрах М», 2000. С. 567 — 588.
- Берне Р. Развитие Я-конценции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с.
- Бершедова Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов: Дисс. на соиск. уч. ст. докт. психол. наук. М. 1999.-296 с.
- Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека: Избр. психол. труды / Под ред. А. В. Брушлинского, В. А. Кольцовой. М.: МОДЭК, 1997. 416 с.
- Битянова М.Р., Давыдова В. В. Условия эффективности тренингового процесса в подростковых группах // Журнал практического психолога. 1998. № 3. С. 44−47.
- Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: Воронеж, 1997.-289 с.
- Богданова Н.А. Психологические трудности развития Я-идентичности младших школьников: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. Калуга. 2000. 20 с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 98 107.
- Бортникова Л.Г. Особенности развития самооценки в младшем школьном возрасте. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. Сургут, 2002. 142 с.
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1992. № 6. С. 5 17.
- Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. СПб.: Алетейя, 2 003 268 с.
- Бугрименко Е.А., Эльконин Б. Д. Знаковое опосредование в процессах формирования и развития // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1994. № 4. С. 28−32.
- Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Психологические проблемы нормального детства // Тематическое приложение к «Журналу практического психолога». Москва. 1998. 120 с.
- Быков А.В. Теоретические основы психологической службы в системе социально-педагогических учреждений. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М., 2001.-188с.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М: Просвещение, 1967. 360 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1.-487 с.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. -368 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1984а. Т. 4. -433 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 19 846. Т. 5. -369 с.
- Гуткина Н.И. О возникновении рефлексивных ожиданий в онтогенезе // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания: Тезисы докладов Всесоюзной конференции / Отв. ред. И. В. Дубровина. М., 1979. С. 61 62.
- Гуткина Н. И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М. 1983. 166 с.
- Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. С. 66 97.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -239 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 544 с.
- Давыдов В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности//Вопросы психологии. 1992. № 3−4. С. 14−19.
- Давыдов В.В., Карандашева О. В. Особенности диагностического сопровождения тренингового процесса с подростками // Журнал практического психолога. 1998. № 3. С. 76 83.
- Данилова Е.Е. Психологический анализ трудных ситуаций и способ овладения ими у детей 9−11 лет: Дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М. 1990.- 172 с.
- Джемс У. Психология. М.: Педагогика. 1991. 367 с.
- Дмитриева Н.В. Психологические факторы трансформации идентичности личности // Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. Новосибирск. 1999.-22 с.
- Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1972. № 2. С. 25 38.
- Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1976. 125 с.
- Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. М.: Педагогика, 1999. 289 с.
- Захарова А.В. Генезис самооценки: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. докт. психол. наук. М. 1989. 44 с.
- Землянская JI.B. Психологические портреты подростков, переживающих разные фазы возрастного кризиса Практический психолог в современной школе: Межвузовский сборник научных трудов. Волгоград: Перемена, 1999. С. 95 106.
- Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 15−36.
- Карабанова О.А. Роль критических ситуаций в развитии саморегуляции в детском возрасте // Процессы психического развития: в поисках новых подходов / Отв. ред. А. И. Подольский. М., 1995. С. 76 86.
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. М.: Владос, 1997.- 94 с.
- Карабанова О.А. «Социальная ситуация развития» как альтернатива понятию «социальная среда» в понимании движущих сил психического развития ребёнка // Психолог в детском саду. 2004. № 4. С. 3 38.
- Качанов Ю.Л. Проблема ситуационной и трансверсальной идентичности личности как агента социальных отношений // Психология самосознания / Под ред. Д. Райгородского. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 2000. С. 613 623.
- Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.-171 с.
- Ковалёв Г. А. Психическое развитие ребёнка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1.С.13−23.
- Кон И. С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978. 367 с.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. М.: Прогресс, 1984. -335 с.
- Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. Т. 2. 1981. № 3. С. 12−25.
- Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека//Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 18−29.
- Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. 228 с.
- Кузьмина Е.С., Семенова В. Е. Методы социальной психологии. Ленинград: ЛГУ, 1977.- 175 с.
- Кудрявцев В.Т. Креативная тенденция в психическом развитии ребёнка // Сборник выступлений: Первые чтения памяти В. В. Давыдова. Рига Москва: Пед. центр «Эксперимент», 1999. С. 57- 100.
- Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г. К. Субъект деятельности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 14 30.
- Курышева О.В. Развитие образа взрослости и его влияние на поведение младшего подростка в реальной ситуации: Дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М. 2000.- 139 с.
- Лабунская В.А. Невербальное поведение: социально-перцептивный подход / Под ред. И. П. Шкуратова. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1986. 135 с.
- Лагонда Г. В. К проблеме содержания «Я-усилия» // Журнал практического психолога. 1988. № 7. С. 12−22.
- Лазарев B.C. Проблемы модели психического развития в теории деятельности // Сборник выступлений: Первые чтения памяти В. В. Давыдова. Рига -Москва. 1999. С. 46−56.
- Лебедева Е.Е. Психология изменений и изменчивый мир подростка в групповой работе // Журнал практического психолога. 1988. № 2. С. 42 52.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1982. -304 с.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001. 509 с.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487 с.
- Либин А.В., Либин В. В. Особенности предпочтения геометрических форм в конструктивных рисунках: Методическое руководство. Москва. Институт психологии РАН. 1994. 98 с.
- Лидере А. Г. Психологические игры с подростками // Журнал практического психолога. 1996. № 4. С. 55−56.
- Лидере А. Г. В помощь психологу, ведущему групповой тренинг с подростками // Журнал практического психолога. 2000. № 12. С. 32 48.
- Линецкий Ю.Л. Развитие личностной рефлексии в подростковом возрасте: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М., 2004. 21 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 217 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. Избр. психол. тр. / Под ред. А. Г. Рузской. М.: МОДЭК, 1997. 383 с.
- Лисина М.И., Сильвестру А. И. Психология самосознания у школьников. Кишенёв. 1983.- 135 с.
- Локк Д. Сочинения: В 3 т. Т. 1. М., 1985. 622 с.
- Люблинская А. А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. 124 с.
- Маркова Д.К. Психология обучения и воспитания (вопросы организация формирующего эксперимента). Москва: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978 г
- Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. Рига: ПЦ «Эксперимент», 1995. 160 с.
- Мамажанов М. Психологические особенности связи познавательной активности с самооценкой в младшем школьном возрасте: Автореф дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М. 1981. 22 с.
- Мдивани М.О. Исследование структуры образа физического Я школьников: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М. 1991. 24 с.
- Милютина Е.А., Скачко В. В. Работа с убеждениями в процессе трансформационных тренингов // Журнал практического психолога. 1999. № 1. С. 79−91.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., Педагогика. 1991.- 151с.
- Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 121 127.
- Моросанова В.И., Коное Е. М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 118 127.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Избр. психол. тр. / Под. ред. А. А. Бодалёва. М. 1995. 356 с.
- Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд-во Московского Университета, 1987. 166 с.
- Новак А. Обратная связь о состоянии группы и участников социально-психологического тренинга в конце дня // Журнал практического психолога. 1998. № 3. С. 79−83.
- Общая психодиагностика // Под. ред. Бодалева А. А., Столина В. В. М.: Изд-во Московского ун-та, 1987. 303 с.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. 1995. № 6. С. 37 39.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы и проекции. М.: Логос, 1995. 214 с.
- Орлов А.Б. От хаоса к порядку и обратно, туда, где."всё во всём" // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 52 55.
- Осницкий А.К. Теоретические исследования проблемы субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С 5 19.
- Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. 2000. № 1.С 135−141.
- Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Просвещение, 1991.-217 с.
- Пастернак Н.А. Внутренний план действия как показатель общего развития личности // Вопросы психологии. № 2. 2000. С. 82 91
- Патаки Ф. Некоторые когнитивные аспекты Я-образа. М.: Прогресс, 1983. -132 с.
- Пашукова Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. М.: Просвещение, 1998. 159 с.
- Петровская J1. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Просвещение, 1982. 168 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-дону: Феникс, 1996. 509 с.
- Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 61 -69.
- Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 20 34.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М: Издательский центр «Академия», 2000. 184 с.
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж. 2000. 303 с.
- Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и жизни. М.: Знание, 1990.- 140 с.
- Прокофьева Т.В. Становление субъектности подростка в учебной деятельности. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М. 2001. 164 с.
- Прутченков А.С. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. 2-е изд., испр. и допол. — М.: МООДиМ «Новая цивилизация», Педагогическое общество России, 2000. — 192 с.
- Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 640 с.
- Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. 168 с.
- Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987.-236 с.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер. 2000. 624 с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Логос, 1994. 213 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. т. 2. -322 с.
- Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и её жизненный путь / Собрание сочинений: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 3. С. 236 250.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер с англ. / Под ред. JT.A. Петровской. М.: Мир, 1994. 368 с.
- Савинкина А.А. Рефлексивный механизм саморегуляции психических состояний человека: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. Новосибирск. 2000. 18 с.
- Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми / Изучение мотивации поведения детей и подростков // под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадёжиной. М.% Педагогика, 1972. С. 81−111.
- Семенов В.Е. Качественно-колличественный анализ документов (контент-анализ // Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина,
- B.Е. Семёнова. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1977. С. 43 60.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2004. 346 с.
- Симоненко И. А. Развитие адекватности и устойчивости самооценки младшего школьника в учебной деятельности: Автореф дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. СПб. 2000. 22 с.
- Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Автореф. на соиск. уч. ст. докт. психол. наук. М., 1994. 78 с.
- Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. № 6. С. 14 22.
- Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогики развития // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 15 26.
- Слободчиков В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности // Вопросы психологии. 2000. № 2.1. C. 42−51.
- Слободчиков В. И. Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 3 16.
- Слободчиков В. И. Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 25 36.
- Слободчиков В. И. Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 8 21.
- Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 256 с.
- Слугина Л.Б. Динамика временной перспективы как психологическая характеристика перехода от младшего школьного к подростковому возрасту: Дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М., 1999. 147 с.
- Смирнов А.В. Феномен инвалидности: навязанная и свободная судьба // Пасхи. 1998. № 2. С. 38−65.
- Солдатова Г. У. Этническая идентичность // Психология самосознания / Под ред. Д. Рай городского. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 2000. С. 656 667.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1989.-215 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. 302 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Просвещение, 1983.-285 с.
- Тарасов С. В. Психологический анализ категориальных структур мировосприятия школьников // Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 14 21
- Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. М.: Педагогика, 1987−240 с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические особенности становления личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 42 51.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 206 с.
- Фельдштейн Д.И. Личностное развитие растущих людей в условиях социально-экономического кризиса // Мир в психологии и психология в мире.1994. № 0. С. 38−46.
- Фрумин И.Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития: школа взросления // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 24−32.
- Худобина Е.Ю. Соотношение эмоционального и когнитивного компонентов самооценки младших школьников: Автореф дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М., 1988.-20 с.
- Хухлаева О. В., Кирилина Т. Ю., Федорова О. В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.— 224 с.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. 286 с.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития // Развивающее обучение. Рига.1995.-228 с.
- Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии //Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 17−32.
- Цукерман Г. А. Идея рефлексивного развития как ценностное образование психологии учебной деятельности // Сборник выступлений: Первые чтения памяти В. В. Давыдова. Рига-Москва.1999. С. 31−36.
- Цукерман Г. А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности // Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 3 17.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995.-288 с.
- Цукерман Г. А., Суховерша Ю. И. Как младшие школьники становятся субъектами учебной деятельности? (Три года лонгитюдного исследования) // Психологическая наука и образование. 2000. № 1. С. 3 12.
- Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. С. 316 366
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. -144 с.
- Чеснокова И. И Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности // Проблемы психологии личности / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1982. С. 121−126
- Шашлова Г. М. Содержание общения ребёнка со взрослым в период кризиса семи лет: Автореф дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М., 2000. 24 с.
- Шилыитейн Е.С. Уровневая организация системы Я II Вестник МГУ, сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 69 78.
- Шилыитейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 69 78.
- Шипицина J1.M., Мамайчук И. И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М.: ВЛАДОС, 2004. 386 с.
- Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 105 110.
- Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд X. Методика работы с детьми «группы риска». М.: УРАО, 1999. 103 с.
- Эльконин Б.Д. Введению в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М.: Тривола, 1994. 168 с.
- Эльконин Б.Д. Основания экспериментальной и прикладной психологии развития // Сборник выступлений: Первые чтения памяти В. В. Давыдова. Рига -Москва. 1999. С. 130−142.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6 20.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
- Эриксон Э. Г. Детство и общество. СПб.: Алтей, 1996. 590 с.
- Эриксон Э. Г. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ./ Под ред. А. В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
- Юнг К. Персона // Психология самосознания / Под ред. Д. Райгородского. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М». 2000. С. 534−564
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. 143 с.
- Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 54 58.
- Cole М., Cole S. The development of children. N. Y. — San Francisco: Scientific Am. Books, 1993.
- Collins W. A. Development during middle childhood: The years from six to twelve. Washington, DC: Natl. Acad. Press, 1984.
- Kuhn M., McPartland T. An emperical investigation of self attitudes // Amer. Social/rev. 1954. Vol. 19.
- Marcia J.E. Identity in adolescence // Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent psychology. N.Y.: John Wiley, 1980.
- Бланк методики «Незавершённые предложения"1. Ф.И.классвозраст
- Инструкция: «Перед тобой незавершённые предложения. Заверши их таким образом, чтобы каждое предложение содержало законченную мысль. Пиши то, что больше всего соответствует твоему собственному мнению».
- Я похож на других тем, что.
- Я уже могу самостоятельно.3. В моём возрасте.4. В отличие от других, я.5. Я стремлюсь.6. Я ещё не могу сам.
- Теперь, когда я уже подросток,.8. Для меня моё мнение.9. Моя учёба.10. Мне хочется самому.11. Ещё год назад.12. Для меня мнение других.13. Моё общение.
- Если у меня что-то не получается,.15. Став старше, я .16. Мне нравиться, что я.17. Мои увлечения.18. Я сам принимаю решения.19. Те, кто младше меня.20. Мне неприятно, когда я.21. Мои дела.22. Мне трудно решиться.23. Те, кто старше меня,.
- Бланк методики «Кто Я?» Ф.И.классвозраст
- Инструкция: «В течение ограниченного отрезка времени, тебе предлагается рассказать о себе, отвечая на вопросы «Кто Я?» и «Какой (какая) Я?». Начинай свой ответ с местоимения «Я» и не забывай о времени.1. Кто Я? Какой (какая) Я?1. 1.