Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Проблема актуализации гуманного отношения человека к природе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

АКТУАЛЬНОСТЬ философского обоснования, гуманного отношения к природе обусловлена многими факторами, среди которых особо выделим следующие: а) неблагоприятным состоянием экологической ситуации в мире. в целом, в отдельных регионах и странахрасширением и углублением антропогенного воздействия на природную среду во всем мире, в нашем регионе в частностиб) возрастанием роли человека, его социальных… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОТНОШЕНИЙ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ
    • 1. Необходимость актуализации гуманного отношения человека к природе
    • 2. Сущность гуманного отношения к ' природе
    • V. ч. ' -."
  • ГЛАВА II. ГУМАНИЗМ И ПРОБЛЕМЫ КОЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ
    • 1. Гуманистический аспект проблемы гармонизации отношения общества к природе
    • 2. Проблема актуализации гуманистических качеств человека во взаимодействии с природой

Проблема актуализации гуманного отношения человека к природе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общество постоянно расширяет и углубляет воздействие на природную среду, так как без потребления ее ресурсов существовать и развиваться не может. Последствия этого воздействия проявляются двояко: с одной стороны общество преобразует природную среду, в результате создаются условия дня наиболее полной реализации ее потенциала, а с другой — наносит ущерб ее объектам и системам, загрязняет ее среды отходами производства и быта, истощает ее ресурсы. И эти процессы будут продолжаться.

Проблемы взаимодействия человека и общества с природой являются традиционными, анализируются философской мыслью на протяжении всей ее истории. Однако, в современных условиях они выдвинулись на передний план, стали приоритетными, так как от их решения зависит благополучие, возможность развития и будущее человека и человечества. Особенно важное значение этим проблемам придает социальная философия, так как в их центре находятся общество в целом, социальные общности, человек, их бытие и развитие. *.

Социально — философская разработка проблем взаимодействия человека и общества с природной средой получила выражение в системе категорий, которые характеризуют состояние и тенденции ее изменения, пригодность для проживания человека. Эти категории позволяют адекватно представлять современное состояние взаимодействия человека, общества и природы, формировать экологический компонент общественного сознания, оказывать влияние на поведение людей.

Результаты воздействия человека на природную среду, включение ее объектов и систем в общественное пользование наиболее полно выражены в таких философских понятиях как искусственная среда, социосфера, технобиосфера, техносфера, антропосфера и других. Природные условия жизнедеятельности человека' социальных групп, общества характеризуются понятиями: экология, экосистема, социально-экологическая ситуация, экологический кризис и другими. Выработаны понятия, выражающие меру воздействия* человека и общества на природную среду: экологический императив, предельно допустимые и оптимальные экологические нагрузки, экологическая емкость природных систем.

Эти понятия выработаны при активном участии социально-философской мысли и при опоре на достижения различных наук. Они дают ориентацию человеку и обществу в вопросах природопользования и защиты окружающей природной среды. Это-реальный вклад социальной философии в экологическую культуру. Философии присуща гуманистическая направленность, которая проявляется в том, что она ориентирует человека и общество в их жизнедеятельности. Однако гуманистическая направленность философии этим не ограничивается: Социальная философия ориентирует человека на гуманное отношение к окружающей среде, основанное на идеалах разума, добра и красоты.

В наше время возникла необходимость основательного преобразования отношения человека и общества к природной среде, которое, на наш взгляд, возможно лишь при опоре на глубинные, сущностные, социальные качества человека. Такой опорой является гуманизм как социальное явление, выработанное историческим опытом общественного развития: Диссертация и представляет собой социально-философское исследование проблем гуманного отношения к природе.

АКТУАЛЬНОСТЬ философского обоснования, гуманного отношения к природе обусловлена многими факторами, среди которых особо выделим следующие: а) неблагоприятным состоянием экологической ситуации в мире. в целом, в отдельных регионах и странахрасширением и углублением антропогенного воздействия на природную среду во всем мире, в нашем регионе в частностиб) возрастанием роли человека, его социальных, включая духовные, качеств в решении практических проблем природопользования и защиты природной средыв) необходимостью более полного выявления и реализации позитивных возможностей, на которые способенчеловек во взаимодействии с природойг) необходимостью выработки иных, по существу новых, концептуальных подходов, детерминирующих устойчивую коэволюцию общества и природы.

Проблемы гуманного отношения к природе чрезвычайно актуальны для Кыргызской Республики.

Высокогорная экосистема Кыргызстана характеризуется активными геологическими процессами, сложным тектоническим строением, особенной неустойчивостью, повышенной возможностью катастрофического проявления стихий, что неоднократно имело место в различных районах страны. Большинство экологических проблем Кыргызстана являются следствием недостаточного учета всех последствий хозяйственной деятельности. В современных условиях необходимы иные подходы к природопользованию и более эффективные способы защиты природной среды, что возможно путем осуществления гуманного отношения к природе.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Объектам исследования является взаимодействие человека, общества и природы. Предметом исследования является гуманистический аспект отношений человека, общества и природной среды.

Гуманное отношение к природе всегда было присуще многим людям. Однако в наше время доминирует все же потребительское отношение к ней, обусловленное стремлением к удовлетворению индивидуальных или групповых интересов за счет ресурсов природы, без должного учета ее потенциала и в ущерб обществу в целом. Гуманное отношение к природе предполагает разумное использование природных ресурсов, учитывающее удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей и сохранение природных систем и ресурсов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИИ. Целью диссертационного исследования является философский анализ гуманного подхода, способного обеспечить гармонизацию взаимодействия общества и природы, успешную и длительную их коэволюцию, сбережение и улучшение природной среды.

Цель исследования достигается путем последовательного решения частных задач, среди которых выделим следующие: а) критика слабых сторон ныне существующих подходов к решению экологических проблемб) выявление необходимости нового подхода к разрешению противоречий в системе «человек — общество — природа» — в) обоснование ведущей роли гуманистического подхода к природопользованиюг) анализ проблемы гармонизации отношений общества и природы на основе экологизации сфер общественной жизнид) анализ проблемы актуализации гуманистических качеств человека как основы преобразования его отношений к природе.

Итак, целью диссертационного исследования является обоснование роли гуманизма как ведущего подхода в решении экологических проблем, в охране природной среды, в достижении гармонии в системе «человек — общество — природа» .

ГИПОТЕЗА И ЗАЩИЩАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Содержанием гипотезы, выдвинутой и доказываемой в диссертации является положение о том, что гуманный подход к природопользованию необходим, эффективен и достижим. Гуманизм по аналогии с критерием общественного прогресса рассматривается и как критерий прогресса в отношениях человека и общества с природной средой.

С гипотезой тесно связаны защищаемые положения.

1. Ведущим подходом в решении экологических проблем должен быть гуманизм. Необходимость гуманного отношения к природе обуславливается недостаточной эффективностью ныне существующих подходов к природопользованию, что проявляется в неблагополучном состоянии экологической ситуации и негативных тенденциях ее изменения, а также необходимостью переориентации человека и общества на всемерное сохранение природной среды и сбережение природных ресурсов. Альтернативой этой необходимости является нарастание кризисной ситуации в экологии человека и общества:

2. Гуманизм — социальное явление, обеспечивающее цивилизованные отношения между людьми, проявление и достижение человеческой культуры. Гуманное отношение к природе — это также отношение между людьми, но опосредованное природной средой. Общество на протяжении всей истории осваивало природную среду, вовлекая в свое пользование все новые объекты и — системы. В современных условиях влияние гуманизма распространяется и на природную среду, так как от ее состояния зависит выживание и развитие общества в будущем. А это наиболее важная проблема гуманизма.

3- Возможность гуманного отношения к природе связана с использованием обществом, присущего ему потенциала духовности, организации, регулирования деятельности, ориентирующих человека в его природопользовании.

4. Способом разрешения извечного противоречия между обществом и: природой является? экологизация общественных систем: политики, права, экономики, образования и воспитания, науки, быта, материального производства и другихгармонизация на этой основе отмеченного противоречия. Коэволюция есть изменение элементов системы при их взаимодействии в процессе совместного развитияГармоничная коэволюция общества и природы также предполагает взаимообусловленные изменения: общество и его системы экологизируются, природная среда экологически стабилизируется, улучшается. Активное начало принадлежит обществу, от него зависят эти процессы.

5. Основой гуманного отношения кприроде могут быть соответствующие качества человека, поэтому необходима актуализация — сформированность и востребованность — его гуманистических качеств. Решение этой проблемы, в свою очередь, обуславливается утверждением духовности человека и общества в целом:

НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертации заключается в новых идеях, трактовках известных понятий, в обосновании новых' выводов по проблемам взаимодействия человека, общества и природной среды. При этомг стержневая идея диссертации состоит в обосновании необходимости гуманного подхода к природопользованию. Научную новизну диссертации характеризуют следующие положения и выводы:

1. Гуманизм трактуется более широко, чем это делалось ранее: это философско-социологическая категория, выражающая отношения между людьми, в основу которых положен принцип доброжелательности, взаимопомощи, благотворительности. При этом выдвинута и обоснована идея обретения гуманизмом экологической формы.

Гуманизм в конкретных исторических условиях пополняется новым содержанием. Сегодня его влияние распространяется и на природную среду, включенную в общественное пользование, так как от ее состояния зависит благополучие ныне живущихи будущих поколений людей. Необходимость гуманного отношения к природе обуславливается той ролью, которую он играет как фактор стабилизации экологической ситуации, а, следовательно, и решения одной из наиболее важных социальных проблем.

2. Сформулированы наиболее важные проблемы реализации гуманного подхода к природопользованию и гуманного отношения к природе: гармонизация противоречий в отношениях общества и природы, достижение на этой основе их устойчивой коэволюцииактуализация гуманистических качеств человека.

3- Представлена основа гуманистических качеств человека, которую составляет его духовность, последовательно формируемая и поддерживаемая на различных стадиях его жизни, понимаемая как совокупность соответствующих компонентов мировоззрения, этики, эстетических представлений, глубоких чувств, гражданских качеств, определяющих его отношение к природе. Возможность реализации гуманного отношения к природе подтверждается богатым, разнообразным историческим опытом практически всех народов, зафиксированном в их культуре, традициях, обычаях, народной мудрости. Этот опыт свидетельствует о том, что гуманное отношение к природе присуще многим людям разных поколений и исторических эпох, оно возможно и необходимо и в наше время.

4. Главное преимущество гуманного подхода к природопользованию перед другими состоит в том, что его побудительным мотивом выступает внутренняя ориентация человека на бережное отношение к природе, в то время как ныне действующие подходы реализуют главным образом побуждения, основанные на внешнем воздействии. Внутренний побудительный мотив экологического поведения, при условии его сформированности, неформален, не сопряжен с каким-либо сопротивлением принуждению и поэтому эффективен.

ЗНАЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ДЛЯ НАУКИ И ПРАКТИКИ.

1. Обоснования и выводы диссертации представляют собой определенный шаг в разработке современных проблем гуманизма, а также в теоретическом осмыслении подходов к стабилизации экологической ситуации и защиты природной среды на основе гуманного отношения к ней.

2. Основное содержание диссертации может быть использовано в насыщении учебной литературы мировоззренческими, этическими, эстетическими, социальнопсихологическими, эколого-социологическими компонентами и применено в учебно-воспитательной работе с учащимися, студентами, аспирантами.

3. Практические выводы рекомендации, содержащиеся в диссертации могут быть использованы в государственной экологической политике Кыргызской Республики при разработке программ природопользования и охраны окружающей среды.

4. В диссертации предложены конкретные мероприятия по активизации экологической деятельности молодежи, всего населения и ее стимулированию.

5. На основе теоретических положений, содержащихся в диссертации, сформулированы предложения по улучшению работы, направленной на формирование экологической ориентации сознания и поведения различных социальных групп, всего населения.

Широкая общественность осознавать экологическую опасность стала сравнительно недавно, во второй половине XX века. Заметную роль в этом первоначально сыграла публицистика. Огромное влияние на пробуждение экологического сознания в странах СНГ оказали яркие и взволнованные выступления таких известных писателей как Ч. Айтматов, В. Астафьев, В. Белов, С. Залыгин, Л.ЛеоновС. Оморов, В. Песков, В. Распутин, О. Сулейменов и других.

Однако настоящей вехой в понимании экологических проблем, имеющей мировое значение, следует признать деятельность Римского клубасозданного в 1968 году. Экологические проблемы, включая и гуманистический аспект их, были исследованы и представлены этим клубом с научных позиций. Идеи, оценки, предложения, предостережения, высказанные в документах Римского клуба и поныне сохраняют свою актуальность.

В 1972 году в Стокгольме под эгидой ООН была проведена конференция по проблемам окружающей среды. Экологическая деятельность приобретает международный характер. В этот же период развертываются экологические исследования и в бывшем СССР, к осуществлению которых были привлечены и ученые Кыргызстана.

Экологические проблемы, и их гуманистический аспект, очень важны для Кыргызской Республики в виду особенностей ее географических, геологических, экономических условий. «Стратегические планы экономического возрождения страны, в которых надежды возлагаются на прорыв в горнодобывающей отрасли, гидроэнергетике, сельском хозяйстве, туризме и других немыслим без разумного учета экологических потребностей и интересов1^ «-отмечает А. Д. Джумагулов. Гуманистический подход к природопользованию обладает возможностями интеграции всего лучшего, что есть в других подходах и обеспечения разумного решения экологических проблем. Национальный план охраны окружающей среды Кыргызской5 Республики. — Бишкек: Кампания Турция-Кыргызстан. — 1995. — С.1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ.

1. Гуманизм трактуется более широко, чем это делалось ранее, как философско-социальная категория, как специфическое социальное явление, выражающее человеческие качества, регулирующие отношение человека к окружающей среде, включая природную.

2. В связи с резким возрастанием значимости экологии для человека выдвинута и обоснована идея обретения гуманизмом экологической формы, необходимости экологизации всех сфер общественной жизни, включая производство, быт, науку, технику, социальные регуляторы природопользования и гармонизации на этой основе отношений общества и природы.

3. Гуманизм обстоятельно трактуется как ключевой подход, обеспечивающий интеграцию всех других подходов, используемых обществом и направленных на стабилизацию экологической ситуации, как в глобальном, так и в национальных и даже местных масштабах. Ибо любая деятельность осуществляется человеком, направляется его мотивами и интересами. Обоснован перспективный характер гуманизации отношений человека к природе, выражающийся в реальной эффективности его осуществления для природной и социальной среды. В работе подчеркивается, что хотя гуманизм-категорияи явление — не новые, однако он на каждом этапе развития общества наполняется новым содержанием. Свидетельство томуинтегративная социальная функция гуманизма сегодня.

4. Представлена основа гуманистических качеств человека, которую составляет его духовность, последовательно формируемая и поддерживаемая на различных стадиях в течение всей жизни человека, понимаемая как совокупность экологического компонента мировоззрения, экологической этики, эстетических представлений и глубоких чувств любви к природе, которые становятся гуманистическими качествами человека, определяющими его гуманное отношение к природе.

5. Духовность человека, образуя основу его гуманистических качеств, становится внутренней опорой, определяющей его ориентацию по отношению к миру, включая природную среду обитания. Только внутренне, духовно сориентированный человек способен по-настоящему гуманно отнестись к природной среде.

6. Гуманизм по отношению к природе понимается не односторонне, как это было в течение длительного периода времени, по принципу «от природы — человеку», а комплексно, то есть и по принципу «от человека — природе». Это значит, что человек должен быть ответственным за состояние природной среды, охранять ее, главным образом от самого себя, от хищнического, бездуховно-эгоистического, негуманного ее использования, определять и соблюдать необходимые правила природопользования. Главная цель гуманизации отношений к природе — это гармонизация системы, «обществоприрода», обеспечение стабильной коэволюции этих сторон системы.

7. Ныне в природопользовании доминируют подходы, основанные на концепции устойчивого роста, выработанной органами ООНподтвержденные на международных конференциях. Эта концепция рекомендована для использования странами мирового содружества и многими из них принята, включая, например, Кыргызскую Республику, Россию и др. На наш взгляд эта концепция должна быть дополнена гуманистическим подходом к природопользованию. Главным аргументом при этом является то, что реализация подхода, выраженного в гуманном отношении к природе, позволяет формировать у каждого человека внутреннюю ориентацию на бережное отношение к природной среде, чего нет в ныне действующей концепции. А значит, что появляются реальные возможности стабилизации и улучшения экологической обстановки:

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

11 Главные концептуальные положения стратегии гуманного отношения к природопользованию и природоохранительной деятельности следовало бы рассматривать на правительственном уровне, для их использования в экологической стратегии и политике государства, включая в планы их реализации, в частности, после окончания срока ныне действующего плана, т. е. в план на период после 1997 года.

Возможно для этой цели проведение научно-практической конференции по проблеме: «Духовно-гуманистические аспекты природопользования и охраны природной среды» .

2. В государственных планах по природопользованию и охране природной среды целесообразно выделить гуманитарное направление деятельности, в которое включить меры по формированию и востребованию гуманистических качеств человека, экологическому воспитанию и образованию: молодежи, формированию экологического сознания и культуры всего населения, стимулированию его экологической деятельности, а также решению конкретных гуманитарных проблем, непосредственно связанных с экологией и природопользованием.

3. Оценивать реальное состояние экологического сознания населения, эффективность проводимой работы по формированию экологической t культуры, осуществлять своеобразный мониторинг, выявляющий динамику отношения населения, его отдельных групп и слоев к природной средеопределять необходимые меры для повышения эффективности этой деятельности. Эта работа могла бы быть осуществлена специально созданным для этих (и других) целей экологическим Центром путем проведения систематических социологических исследований и распространения экологической информации.

4. Необходимо сделать квалифицированный анализ состояния экологического воспитания и образования молодежи в системе образовательной деятельности на различных стадиях. Особого внимания требует проблема обеспечения системы — образования экологической литературой, содержащей духовные аспекты подготовки и воспитания молодежи: мировоззренческие, этические, эстетические, эмоциональные, через которые только и возможно формирование духовной, а, следовательно, гуманной личности, а противном случае эта работа будет рутинна, формальна и социально бесполезна.

5. В Кыргызской Республике нужен экологический кодекс: поведения граждан и гостей инужда в нем будет возрастать. Отсюда необходимость работы по его подготовке, разработке, обсуждению и в итоге принятию для ориентации гражданв их поведении, — отношении к природной среде.

6. Средства массовой информации также могли бы активнее осуществлять свою деятельность по распространению экологической информации и формированию экологического сознания населения. Возможнынапример, по телевидению и радио такие программы как «Экологический вестник» и «С любовью к природе», которые могли бы успешно решать многие экологические проблемы местного и общего значения с позиций влияния на слушателей и зрителей, давать регулярную, реальную информацию об экологической ситуации, советы экологов, руководителейгуманитариев и т. д.

7- Необходима постоянная работа по повышению социальной экологической ответственности субъектов природопользования, всех граждан. Значительную роль в этом деле должны выполнять правовые охранительные органы, а также гласность о нарушениях экологического права, о принятых мерах. В Бишкеке желательно создание подразделения экологической милиции.

8. Желательно более широкое использование в оказании влияния на сознание и культуру населения гуманистических и экологических аспектов эпоса «Манас», замечательного творчества народного писателя Кыргызской Республики Ч. Т. Айтматова, других писателей и деятелей искусства страны. Фрагменты эпоса «Манас», художественных произведений деятелей литературы и искусства с большим успехом могут быть использовании в формировании гуманного отношения человека и общества к природе.

9. В создании условий для плодотворных контактов человека и природной среды в обстановке уникальной природа Кыргызстана, могли бы выполнять особые природные, биосферные учебно-туристические Центрыв которых можно было бы осуществлять различные виды деятельности: научные исследования, экологическое образование, активный отдых по примеру тех центров, которые ныне имеются и функционируют в ряде зарубежных стран. В перспективе, с обретением экономических возможностей, желательно создание подобных центров.

10. Гуманное отношение к природе закрепляется только практикой. Необходимо стимулирование практической экологической и природоохранной деятельности. На наш взгляд, в первый месяц весны в марте празднование Нооруза целесообразно предварять всеобщим экологическим трудом по благоустройству и очищению мест проживания и работы, месячником или неделей экологической деятельности, которые ввести в традицию. Это является замечательнойи адекв атной подготов кой к пр азднику о бновления жизни — Ноорузу.

Успехи в реализации гуманного отношения к природе, в улучшении экологической ситуации целесообразно стимулировать, включая и награждения на государственном уровне. Поощрения этого вида деятельности могут быть системными, действенными, осуществляемыми на различных уровнях социальной организации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В природной среде выработались естественные регуляторы существования и развития популяций и биоценозов. Человек в этой системе занимает особое место. Он, как составная часть природы, в частности биосферы, также подвержен влияниям многих природных факторов, включая и те, которые регулируют его биологическое бытие.

На протяжении длительной эволюции в биосфере устанавливался, поддерживался и. совершенствовался вещественно-энергетический круговорот, и в рамках установленного баланса формировались кооперативные соотношения — межвидовые, межпопуляционные, межиндивидные, — составляющие замечательную гармонию биоценозов," - отмечает А. П. Назаретян.1).

Но человек с того времени как перешел к производству материальных благ, средств жизни, числено неуклонно дастет.

Человек и общество в гораздо большей степени, чем когда-либо ранее должны применять социальные регуляторы взаимодействия с природной средой, своего бытия и развития. Таким регулятором является культура, а ее составным элементом гуманизм. Суть гуманного отношения к природе, на наш взгляд, состоит в создании и обеспечениигармонии в системе «общество-природа», стабильности этой системы, исключающей экологические катастрофы и обеспечивающей не только выживание человека и человечества, но и их устойчивое развитие.

Человек часть природы и должен*не властвовать над ней, а познавать природу и себя как часть ее и работать в гармонии с ее законами." 2) Назаретян А. П. История эволюции морали: прогресс или регресс // Вопросы философии.- 1992.-№ 3. — С.84!

2) Акаев А. А. Жить и работать в гармонии с законами природы // Слово Кыргызстана.- 1994, 23 апреля.

Человеку, обществу предстоит внедрить в современную экологическую этику важнейший принцип уважения к жизни как к ценности. Предстоит многое понять и пережить, чтобы по-настоящему признать эту важную идею, обосновывающую гуманизм человека по отношению к природе.

Основные пути гармонизации системы «общество-природа», духовного мира самого человека, актуализации его гуманистических качеств в известной мере определились. Однако проблема отношения к природе затрагивает интересы очень многих субъектов деятельности, природопользования и достигнуть согласия по ним очень сложно и трудно. В свою очередь, принятие решений экологического плана, основанных на принципах гуманизма требует глубокой научной проработки, которая также ввиду ее сложности нуждается в значительных научных силах и соответствующих материальных, финансовых затратах.

Но ясно и другое, в любом серьезном и трудном деле для достижения цели требуется проявить волю, настойчивость, ответственность и, преодолевая трудности, продвигаться к ней, то есть, по пути гуманизации и экологизации общества, формирования духовно ориентированного человека, т. е. решать те проблемы, которые мы последовательно рассматривали в нашем исследовании. Альтернативы этому пути нет. Возможность, предпосылки для успеха существуют.

В конце заключения особо выделим два момента, характеризующие гуманное отношение к природе. Первый — это то, что гуманизм является стратегическим направлением деятельности общества в гармонизации своего взаимодействия с природой. Следовательно, это направление деятельности необходимо вводить в соответствующую практическую, политическую, организаторскую, экономическую, духовную и другие виды деятельности, сопряженные с природой и экологией. В это направление деятельности необходимы и соответствующие финансовые и материальные вложения, привлечение необходимых сил и средств. Национальный план охраны окружающей среды Кыргызской Республики, принятый в конце 1995 года рассчитан до 1997 года. В планах на будущее по этой важной проблеме должен быть раздел о гуманизации природопользования.

Второй момент, — состоит в том, что гуманизация отношения к природе — многоаспектная проблема. Поэтому на наш взгляд нужен своеобразный мониторинг, характеризующий не только динамику изменений в экологической ситуации, но и динамику изменений в экологическом сознании и в других качествах человека. Это можно успешно осуществлять путем социологических исследований. Это есть также реальный путь преодоления застоя и рутины в экологическом воспитании и образовании молодежи и всего населения страны. Нужны дальнейшие исследования этой проблемы.

К числу проблем гуманного отношения к природе, которые необходимо исследовать, можно отнести следующие:

— эффективность экологического образования и воспитания на различных ступенях развития учащейся молодежи;

— экологическое воспитание в семье;

— подростковый нигилизм, его истоки и пути преодоления;

— СМИ как фактор гуманизации и экологизации общества;

— пути, средства, методы формирования экологического сознания, экологической этики населения и его различных слоев и групп и другие.

Человек, его гуманистические качества должны «стать мерой, определяющей отношение к природе. Формирование такого отношения к природной среде — дело ныне живущих и всех последующих поколений людей.

Вполне обоснованно А. Д: Джумагулов отмечает: «Охрана природы — эта проблема в той или иной степени касается всех, и я уверен в том, что каждый из нас, кому не безразлично будущее нашего общего дела, будет считать своим долгом посильное участие в этом благородном деле.» 1) На наш взгляд это нуждается в подкреплении многими средствами: соответствующей политикой, организаторской деятельностью, финансовыми и материальными ресурсами, научными и социологическими исследованиями, информационной деятельностью, обучением и воспитанием молодежи и всего населения страны.

Кыргызстан, расположившись на относительно небольшой природно-географической территории, тем не менее, располагает богатейшими природными ресурсами, неповторимо красивой ландшафтной средой, замечательными условиями для создания в соавторстве с природой объектов туризма, отдыха, здоровья и все эти замечательные природные условия и богатства имеют смысл и значение для человека только в отношении к человеку. Но и человек, и общество должны отнестись к ним по-человечески, гуманно, суметь сохранить природное богатство, улучшить природную среду и обеспечить достойную свою жизнедеятельность и жизнь будущих поколений людей. В этом смысл гуманного отношения к природе:

1) Джумагулов А. Предисловие. Национальный план охраны окружающей среды Кыргызской Республики. — Бишкек: Кампания Турция-Кыргызстан. — 1995. -СЛ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.А., Гудожнмк Г. С., Глобальные проблемы современности и общественный прогресс. Фрунзе: Кыргызстан. -1990. — 133с.
  2. Т.А., Апасов Р. Т. Природное и социальное в искусственном// К методологии научного познания. Фрунзе: Илим. -1985 — С.69−79.
  3. Абдылдаев Т А., Жумагулов М. Причинно-следственные связи во взаимоотношениях общества и природы. Фрунзе: Илим. — 1986. -141с.
  4. Э. Диалектика экологических отношений и экологического сознания: Автореферат диссертации на соискание степени кандидата философских наук. Ташкент. — 1990. — 20с.
  5. Э. Человек как предмет философского познания// О человеческом в человеке/ Под общ.ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат. — 1991. — С.50−80:
  6. М.С. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Фрунзе: Кыргызстан. — 1990: — 480с.
  7. Т. Эстетическое постижение мира. Фрунзе: Кыргызстан. — 1982. — 318с.
  8. Ч.Т. В соавторстве с землею и водою. Очерки, статьи, беседы, интервью. Фрунзе: Кыргызстан. — 1978, — 408с.
  9. А.А. Жить и работать в согласии с природой// Слово Кыргызстана. 1994, 23 апреля.
  10. В. Главное о главном// Экосинформ. 1995: — № 8. — С.82−92.
  11. Аристотель^ Политика. Избранные сочинения в 4 т. М: Мысль. — 1983. — Т.4. -830с.
  12. Баганта B P. Основание экологической этики: Автореферат диссертации на соискание степени кандидата философских наук. М.: Академия общественных наук. — 1990. — 22с.
  13. А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. -М.: Экономика. 1989. — Кн. 1. — 303с.
  14. А.А. Новое мышление. Фрунзе: Кыргызстан. -1988. — 106с.
  15. Ф. О достоинстве и приумножении наук// Соч.: в 2 т. -М.: Мысль. -1987- Т.2. — 558с.
  16. Ф. Новый оргагон// Соч.: в 2 т. М.: Мысль. — 1977. -Т.1. — 567с.
  17. В.И. Биосфера. М.: Мысль. — 1967. -376с.
  18. Вернадский В. И: Размышления натуралиста. М: Мысль. -1975. 4.1. — 174с.
  19. В.И. Живое вещество. Ш Наука. — 1978. — 358с.
  20. Вернадский В. И: Флософские мысли натуралиста. М.: Наука. — 1988.- 519с.
  21. В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука. — 1989.258с.
  22. Вольтер. Философские сочинения. М.: Наука. — 1988. -758с.
  23. Всеобщая декларация прав человека// Права человека. Основные международные документы. М.: Международные отношения. — 1989. — С. 134- 142.
  24. Г. В. Философские права. М.: Мысль. -1990. — 524с.
  25. Г. В. Эстетика. М: Искусство. — 198. Т.1. — 312с.
  26. Гирусов Э В. Система «общество-природа». Проблемы социальной экологии. М.: Изд.МГУ. — 1976. — 176с.
  27. Глобальная экологическая проблема/ Под ред. Морозова Г. И., НовиковаР.А. -М.: Мысль. 1988- - 167с.
  28. Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского// Избранные произведения: В 2 т. М.: Мысль. -1964. -Т.2. -623с.
  29. Т. Человеческая природа//Избранные произведения: В 2 т. М.: Мысль. -1964. — Т. 1. — 621с.
  30. Гольбах Г1.А. Система природы или о законах мира физического и мира духовного. М.: Соцэкиз. — 1940. — 456с.
  31. Городинская Е. С'., Иванов В. Ф. Природа. Человек,акон. -М.: Юрид.лит. 1990. — 384с.
  32. Т.Г. Природа и общество. М.: Изд.МГУ. — 1977.150с.
  33. .Т. Понятие человека в современной философии// О человеческом в человеке./ Под общ. ред. Фролова И. Т. М: Политиздат. — 1991. С.358−383. .
  34. ПС. Уникальное творение природы// О человеческом в человеке/Под общ. ред. Фролова И. Т. М.: Политиздат. — 1991. С.261−282.
  35. А.А. Золотое правило нравственности. М.: Молодая Гвардия. — 1988. — 271с.
  36. А.А. Новое мышление и этика// Этическая мысль: научно-публицистические чтения. М.: Политиздат. — 1988. — СИ 1−22.
  37. А.А. Этика и плюрализм// Этическая мысль: научно-публицистические чтения. М: Республика. — 1922. — С15−14.
  38. Данилов-Данилян В И. Состояние и проблемы охраны окружающей среды в Российской Федерации. Доклад на Всероссийском съезде по охране природы 5 июня 1995 г.// Экосинформ. 1995. — № 7. — С.5−12:
  39. Диоген Лаэртский. IX 51// О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль. — 1986.
  40. ДорстЖ. До того как умрет природа. М: Прогресс. — 1968.418с.
  41. Дубинин НЩКарпец И.И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность: о природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. М.: Политиздат -1989.-351с.
  42. М. Связь как категория диалектики: Автореферат на соискание степени доктора философских наук / ПАН Кыргызской Республики. Бишкек. — 1994. — 44с.
  43. Э.И. Совершенствование сферы обитания и здоровье// Экология и здоровье. Бишкек. — 1992. — С.59−66.
  44. Э.И., Кабачкова Т. М., Жумаева Н. К. Отношение к природе как социальной и нравственной ценности// Экология и здоровье. Бишкек.- 1992. — С11−17.
  45. Э.В. Философия и культура. -М.: Политиздат. -1991.-464с.
  46. Интернационализация хозяйственной жизни и глобальные проблемы современности // Под. ред. Чебрикова и др. М: Изд-во. МГУ — 1989. -263с.
  47. А.Ч. Философская мысль в Кыргызстане: поиски и проблемы. Бишкек: Кыргыз.сельхоз.институт. — 1995. — 194с.
  48. В. Почему не сбылся прогноз Римского клуба? // Мир на рубеже XXI века. М.: Политиздат. — 1990. — С172−175.
  49. А.И. Общество и окружающая среда. М: Мысль. -1965.- 126с.
  50. Г. А. Экология и будущее. Анализ философских оснований глобальных прогнозов. М.: Изд.МГУ. — 1988. — 160с.
  51. Конвенция по биоразнообразию//Экосинформ. 1995. -№ 8. — С.31−45.
  52. Конфуций. Луньюй. Чжуцзы ЦЭНЭН. Пекин. — 1957. — С.21.
  53. В.А. К положению человека в «постчеловеческом мире»// Ежегодник философского общества. М.: Наука. — 1989. -С. 156−169.
  54. Ладейщиков В. В: О понятии «гармония"// К методологии научного познания. Фрунзе: Илим. — 1985. — С.32−39.
  55. В.К. Духовность и рациональность// Вопросы философии. 1996. — № 2. — С.31−35.
  56. Лемешев М. Я: Природа и мы. М.: Изд-во МГУ. — 1988.160с.
  57. В.И. Аграрный вопрос и «критики Маркса» // Поли, собр. соч. М: Политиздат. — 1963. — ТЗ. — С.95−268.
  58. А.Ф. Экологическая культура как фактор гармонизации взаимодействия общества и природы. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата философских наук. -Минск. 1988. — 20с.
  59. К. Восемь смертных грехов человечества// Вопросы философии. 1992. — № 3.
  60. К. Агрессия// Вопросы философии. 1992. — № 3- -С.22−34.
  61. А.К. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М.: Изд.Ун.дружбы народов. — 1989. — С. 187.
  62. К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -М.: Политиздат. 1955. — Т.З. — С. 1−4.
  63. К. Наемный труд и капитал//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М-: Политиздат. — 1957. — Т.6. — С.441−445.
  64. К. Капитал: Том первый: Книга первая// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М.: Политиздат. — 1960. -Т.23. — С. 188−321.
  65. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -М.: Политиздат. — 1974. -Т.42. -С.41−174.
  66. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. Критика политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — М.: Политиздат. — 1968. — Т.46. — 41. — С.213−224.
  67. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Политиздат.- 1956. — 631с.
  68. ТС. Поле-наша судьба// Человек и земля. М.: Агропромиздат. — 1988- - С.8−11.
  69. Манас. Кыргызский эпос. Книга! М: Наука. — 19.84. -584с.
  70. М.Г. Духовный потенциал человека и проблемы его реализации : Автореферат диссертации на соискание: степени кандидата философских наук. Киев. — 1990. — 16с.
  71. . Философ в мире. М.: Высшая школа. — 1994.352с.
  72. Д. и др. Пределы роста. Доклад по проекту Римского клуба: «Сложные положения человечества» / Пер. с английского. М.: Изд-во МГУ. — 1991. — 205с.
  73. Н.Н. Человек, среда, общество. М-: Наука. — 1982.240с.
  74. Моисеев Н: Н. Человек и ноосфера. М: Молодая Гвардия. -1990.- 352с.
  75. Н.Н. Пути к созиданию. М.: Республика. — 1992.255с.
  76. Моисеев Н: Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политический анализ // Вопросы философии. 1996. — № 2. — С.8−32.
  77. Н.Н. Тектология Богданова современные перспективы // Вопросы философии. — 1995: — № 8. — G. 12−13.
  78. Н.Н. Универсальный эволюционизм // Вопросы философии. 1991. — № 3. — С. 17−28.84: Молдалиев К. И. О путях господства человека над природой// К методологии научного познания. Фрунзе: Илим. — 1985. — С. 19−23.
  79. A.M. Заключение // Экология и здоровье. -Бишкек. 1992- - С. 137−140.
  80. А.П. Историческая эволюция морали: прогресс или регресс // Вопросы философии. 1992. — № 3. — С.31−38.
  81. Наше будущее. Доклад международной комиссии по охране окружающей среды и развитию. М.: Прогресс. — 1980. -302с.
  82. Национальный план охраны окружающей среды. Кыргызская Республика: Детай-Камекс ЛТД. Кампания Турция- Кыргызстан.1995. 120с.
  83. Национальная программа реформы здравоохранения Кыргызской Республики «Манас» (1996−2006). Бишкек: Министерство здравоохранения // Здравоохранение Кыргызстана.1996.- № 1.
  84. Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000: Десять новых направлений на 90-е годы/ Пер. с англ. М.: Республика. — 1992. — 415с.
  85. А.П. Тектология Богданова и идеи коэволюции // Вопросы философии. 1995. — № 8. — С.31−38.
  86. Огурцов А. П: Этика жизни и биоэтика: аксиологические альтернативы//Вопросы философии. 1994. -№ 3.
  87. Ю.П., Никонорова ЕВ. Экологический импульс: проблема формирования экологической культуры молодежи. М: Молодая Гвардия. — 1990- - 271 с.
  88. П.Г. Колокол тревоги: Пределы бесконтрольности и судьбы цивилизации: М: Политиздат. — 1990. -198с.
  89. Ю.В. Экологические альтернативы НТР. М.: Наука. — 1987. — 159с.
  90. . Из «Мыслей» // Размышления и афоризмы французских материалистов XYI-XYIII веков. Mi: Наука. — 1987. -С.626.
  91. А. Человеческие качества. М.: Прогресс. — 1989.302c.v
  92. Г. В. Диалектика взаимодействия, общества и природы. М: Изд-во МГУ. — 1989. — 191с.99: Распутин В. Г. Сумерки людей // Когда развеялся туман. М.: Молодая Гвардия. — 1990. — С.23−49.
  93. В.М. Философия техники и культурно-исторические реконструкции развития техники// Вопросы философии. 1996. -№ 3. -С19−28.
  94. .Ж. О причинах неравенства. Спб. -1907. — 626с.
  95. .Ж. Трактаты. М.: Наука. — 1969. — 703с.
  96. Севостьянов В: И. Полет на заре//Раздумья о будущем. -М. -1987.- С. 161−173.
  97. Семченко А. Т Современный апокалипсис. М: Политиздат. — 1989. — 126с.
  98. Сен-Марк. Социализация природы/ Перевод с фр. М.: Прогресс. — 1977. -435с.106: Симкин Т. М. Рождение это сферы //Вопросы философии. -1992.-№ 3.-С.103−110.
  99. П.И. Мир таинственный. Размышления о крестьянстве. Mi: Политиздат. — 1991. — 255с.
  100. А.П. Моральное зло. М.: Политиздат. — 1 992 351с.109- Соловьев В: С. Духовные основы жизни // Собр. соч. В10 т. Спб. 1911−1914. т.З. — С274−282.
  101. С.Н. Взаимодействие общества и природы. М.: Мысль. — 1983. -253с.
  102. К. Закон как средство формирования морально-этических норм, связанных с войной и окружающей средой // Морально-этические нормы, война, окружающая среда: перевод с англ. / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Мир. — 1989. — С.97−123.
  103. Е.Г. Гуманизм и глобальные проблемы современности: Автореферат диссертации на соискание степени кандидата философских наук. М.: Академия общественных наук. -1991.-21с.
  104. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М: Наука. — 1987:240с.
  105. А.И. Структура общения. Бишкек: Кырг.гос.нац. университет. — 1995. — 176с.
  106. А.И. Общение: философское исследование структуры: Автореферет диссертации на соискание степени доктора философских наук. Бишкек. — 1996. — 34с.
  107. Толстой JI. H: Не могу молчать. М.: Наука. — 1987 — 240с.
  108. Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Политиздат. -1989.- 542с.
  109. О. Отвечать за будущее // Иссык-Кульский форум. Фрунзе: Кыргызстан. — 1987. — С.76−77.
  110. А.Д. Перспективы экоразвития. М.: Наука. — 1990.269с.
  111. А. Ограничения пагубного воздействия на биосферу военными средствами: общий обзор // Морально-этические нормы, война, окружающая среда: пер. с англ: / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Мир. — 1989. — С: 18−36.
  112. Н.К. Статьи о регуляции природы // Сочинения. -М.: Раритет. 1994. — С.272−290.
  113. Философский словарь. М.: Политиздат. — 1986. — 415с.
  114. Философский энциклопедический словарь. М: Сов. энциклопедия.- 1983: — 840с.
  115. И.Т. О человеке и гуманизме.- Mi: Политиздат. -1989. 559с.
  116. Ю. Понятие индивидуальности // О человеческом в человеке / Под общ.ред. И. Т. Фролова. М: Политиздат. — 1991. -С. 195−207.130: Швейцер А. Культура и этика. М: Прогресс.-1973.-343с.
  117. А. Благоговение перед жизнью. М: Прогресс. -1992. — 572с.
  118. Э.Д. Надежда на мировое сообщество // Слово Кыргызстана. 1995Д 2 мая.136: Энгельс Ф- Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. -Соч. Т.20. — М.: Политиздат. — 1961. — С345−629.
  119. Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -Т20. — C3−345.
  120. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т.21. — М.: Политиздат. -1961. — С.23−178.
Заполнить форму текущей работой