Общество постоянно расширяет и углубляет воздействие на природную среду, так как без потребления ее ресурсов существовать и развиваться не может. Последствия этого воздействия проявляются двояко: с одной стороны общество преобразует природную среду, в результате создаются условия дня наиболее полной реализации ее потенциала, а с другой — наносит ущерб ее объектам и системам, загрязняет ее среды отходами производства и быта, истощает ее ресурсы. И эти процессы будут продолжаться.
Проблемы взаимодействия человека и общества с природой являются традиционными, анализируются философской мыслью на протяжении всей ее истории. Однако, в современных условиях они выдвинулись на передний план, стали приоритетными, так как от их решения зависит благополучие, возможность развития и будущее человека и человечества. Особенно важное значение этим проблемам придает социальная философия, так как в их центре находятся общество в целом, социальные общности, человек, их бытие и развитие. *.
Социально — философская разработка проблем взаимодействия человека и общества с природной средой получила выражение в системе категорий, которые характеризуют состояние и тенденции ее изменения, пригодность для проживания человека. Эти категории позволяют адекватно представлять современное состояние взаимодействия человека, общества и природы, формировать экологический компонент общественного сознания, оказывать влияние на поведение людей.
Результаты воздействия человека на природную среду, включение ее объектов и систем в общественное пользование наиболее полно выражены в таких философских понятиях как искусственная среда, социосфера, технобиосфера, техносфера, антропосфера и других. Природные условия жизнедеятельности человека' социальных групп, общества характеризуются понятиями: экология, экосистема, социально-экологическая ситуация, экологический кризис и другими. Выработаны понятия, выражающие меру воздействия* человека и общества на природную среду: экологический императив, предельно допустимые и оптимальные экологические нагрузки, экологическая емкость природных систем.
Эти понятия выработаны при активном участии социально-философской мысли и при опоре на достижения различных наук. Они дают ориентацию человеку и обществу в вопросах природопользования и защиты окружающей природной среды. Это-реальный вклад социальной философии в экологическую культуру. Философии присуща гуманистическая направленность, которая проявляется в том, что она ориентирует человека и общество в их жизнедеятельности. Однако гуманистическая направленность философии этим не ограничивается: Социальная философия ориентирует человека на гуманное отношение к окружающей среде, основанное на идеалах разума, добра и красоты.
В наше время возникла необходимость основательного преобразования отношения человека и общества к природной среде, которое, на наш взгляд, возможно лишь при опоре на глубинные, сущностные, социальные качества человека. Такой опорой является гуманизм как социальное явление, выработанное историческим опытом общественного развития: Диссертация и представляет собой социально-философское исследование проблем гуманного отношения к природе.
АКТУАЛЬНОСТЬ философского обоснования, гуманного отношения к природе обусловлена многими факторами, среди которых особо выделим следующие: а) неблагоприятным состоянием экологической ситуации в мире. в целом, в отдельных регионах и странахрасширением и углублением антропогенного воздействия на природную среду во всем мире, в нашем регионе в частностиб) возрастанием роли человека, его социальных, включая духовные, качеств в решении практических проблем природопользования и защиты природной средыв) необходимостью более полного выявления и реализации позитивных возможностей, на которые способенчеловек во взаимодействии с природойг) необходимостью выработки иных, по существу новых, концептуальных подходов, детерминирующих устойчивую коэволюцию общества и природы.
Проблемы гуманного отношения к природе чрезвычайно актуальны для Кыргызской Республики.
Высокогорная экосистема Кыргызстана характеризуется активными геологическими процессами, сложным тектоническим строением, особенной неустойчивостью, повышенной возможностью катастрофического проявления стихий, что неоднократно имело место в различных районах страны. Большинство экологических проблем Кыргызстана являются следствием недостаточного учета всех последствий хозяйственной деятельности. В современных условиях необходимы иные подходы к природопользованию и более эффективные способы защиты природной среды, что возможно путем осуществления гуманного отношения к природе.
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Объектам исследования является взаимодействие человека, общества и природы. Предметом исследования является гуманистический аспект отношений человека, общества и природной среды.
Гуманное отношение к природе всегда было присуще многим людям. Однако в наше время доминирует все же потребительское отношение к ней, обусловленное стремлением к удовлетворению индивидуальных или групповых интересов за счет ресурсов природы, без должного учета ее потенциала и в ущерб обществу в целом. Гуманное отношение к природе предполагает разумное использование природных ресурсов, учитывающее удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей и сохранение природных систем и ресурсов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИИ. Целью диссертационного исследования является философский анализ гуманного подхода, способного обеспечить гармонизацию взаимодействия общества и природы, успешную и длительную их коэволюцию, сбережение и улучшение природной среды.
Цель исследования достигается путем последовательного решения частных задач, среди которых выделим следующие: а) критика слабых сторон ныне существующих подходов к решению экологических проблемб) выявление необходимости нового подхода к разрешению противоречий в системе «человек — общество — природа» — в) обоснование ведущей роли гуманистического подхода к природопользованиюг) анализ проблемы гармонизации отношений общества и природы на основе экологизации сфер общественной жизнид) анализ проблемы актуализации гуманистических качеств человека как основы преобразования его отношений к природе.
Итак, целью диссертационного исследования является обоснование роли гуманизма как ведущего подхода в решении экологических проблем, в охране природной среды, в достижении гармонии в системе «человек — общество — природа» .
ГИПОТЕЗА И ЗАЩИЩАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Содержанием гипотезы, выдвинутой и доказываемой в диссертации является положение о том, что гуманный подход к природопользованию необходим, эффективен и достижим. Гуманизм по аналогии с критерием общественного прогресса рассматривается и как критерий прогресса в отношениях человека и общества с природной средой.
С гипотезой тесно связаны защищаемые положения.
1. Ведущим подходом в решении экологических проблем должен быть гуманизм. Необходимость гуманного отношения к природе обуславливается недостаточной эффективностью ныне существующих подходов к природопользованию, что проявляется в неблагополучном состоянии экологической ситуации и негативных тенденциях ее изменения, а также необходимостью переориентации человека и общества на всемерное сохранение природной среды и сбережение природных ресурсов. Альтернативой этой необходимости является нарастание кризисной ситуации в экологии человека и общества:
2. Гуманизм — социальное явление, обеспечивающее цивилизованные отношения между людьми, проявление и достижение человеческой культуры. Гуманное отношение к природе — это также отношение между людьми, но опосредованное природной средой. Общество на протяжении всей истории осваивало природную среду, вовлекая в свое пользование все новые объекты и — системы. В современных условиях влияние гуманизма распространяется и на природную среду, так как от ее состояния зависит выживание и развитие общества в будущем. А это наиболее важная проблема гуманизма.
3- Возможность гуманного отношения к природе связана с использованием обществом, присущего ему потенциала духовности, организации, регулирования деятельности, ориентирующих человека в его природопользовании.
4. Способом разрешения извечного противоречия между обществом и: природой является? экологизация общественных систем: политики, права, экономики, образования и воспитания, науки, быта, материального производства и другихгармонизация на этой основе отмеченного противоречия. Коэволюция есть изменение элементов системы при их взаимодействии в процессе совместного развитияГармоничная коэволюция общества и природы также предполагает взаимообусловленные изменения: общество и его системы экологизируются, природная среда экологически стабилизируется, улучшается. Активное начало принадлежит обществу, от него зависят эти процессы.
5. Основой гуманного отношения кприроде могут быть соответствующие качества человека, поэтому необходима актуализация — сформированность и востребованность — его гуманистических качеств. Решение этой проблемы, в свою очередь, обуславливается утверждением духовности человека и общества в целом:
НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертации заключается в новых идеях, трактовках известных понятий, в обосновании новых' выводов по проблемам взаимодействия человека, общества и природной среды. При этомг стержневая идея диссертации состоит в обосновании необходимости гуманного подхода к природопользованию. Научную новизну диссертации характеризуют следующие положения и выводы:
1. Гуманизм трактуется более широко, чем это делалось ранее: это философско-социологическая категория, выражающая отношения между людьми, в основу которых положен принцип доброжелательности, взаимопомощи, благотворительности. При этом выдвинута и обоснована идея обретения гуманизмом экологической формы.
Гуманизм в конкретных исторических условиях пополняется новым содержанием. Сегодня его влияние распространяется и на природную среду, включенную в общественное пользование, так как от ее состояния зависит благополучие ныне живущихи будущих поколений людей. Необходимость гуманного отношения к природе обуславливается той ролью, которую он играет как фактор стабилизации экологической ситуации, а, следовательно, и решения одной из наиболее важных социальных проблем.
2. Сформулированы наиболее важные проблемы реализации гуманного подхода к природопользованию и гуманного отношения к природе: гармонизация противоречий в отношениях общества и природы, достижение на этой основе их устойчивой коэволюцииактуализация гуманистических качеств человека.
3- Представлена основа гуманистических качеств человека, которую составляет его духовность, последовательно формируемая и поддерживаемая на различных стадиях его жизни, понимаемая как совокупность соответствующих компонентов мировоззрения, этики, эстетических представлений, глубоких чувств, гражданских качеств, определяющих его отношение к природе. Возможность реализации гуманного отношения к природе подтверждается богатым, разнообразным историческим опытом практически всех народов, зафиксированном в их культуре, традициях, обычаях, народной мудрости. Этот опыт свидетельствует о том, что гуманное отношение к природе присуще многим людям разных поколений и исторических эпох, оно возможно и необходимо и в наше время.
4. Главное преимущество гуманного подхода к природопользованию перед другими состоит в том, что его побудительным мотивом выступает внутренняя ориентация человека на бережное отношение к природе, в то время как ныне действующие подходы реализуют главным образом побуждения, основанные на внешнем воздействии. Внутренний побудительный мотив экологического поведения, при условии его сформированности, неформален, не сопряжен с каким-либо сопротивлением принуждению и поэтому эффективен.
ЗНАЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ДЛЯ НАУКИ И ПРАКТИКИ.
1. Обоснования и выводы диссертации представляют собой определенный шаг в разработке современных проблем гуманизма, а также в теоретическом осмыслении подходов к стабилизации экологической ситуации и защиты природной среды на основе гуманного отношения к ней.
2. Основное содержание диссертации может быть использовано в насыщении учебной литературы мировоззренческими, этическими, эстетическими, социальнопсихологическими, эколого-социологическими компонентами и применено в учебно-воспитательной работе с учащимися, студентами, аспирантами.
3. Практические выводы рекомендации, содержащиеся в диссертации могут быть использованы в государственной экологической политике Кыргызской Республики при разработке программ природопользования и охраны окружающей среды.
4. В диссертации предложены конкретные мероприятия по активизации экологической деятельности молодежи, всего населения и ее стимулированию.
5. На основе теоретических положений, содержащихся в диссертации, сформулированы предложения по улучшению работы, направленной на формирование экологической ориентации сознания и поведения различных социальных групп, всего населения.
Широкая общественность осознавать экологическую опасность стала сравнительно недавно, во второй половине XX века. Заметную роль в этом первоначально сыграла публицистика. Огромное влияние на пробуждение экологического сознания в странах СНГ оказали яркие и взволнованные выступления таких известных писателей как Ч. Айтматов, В. Астафьев, В. Белов, С. Залыгин, Л.ЛеоновС. Оморов, В. Песков, В. Распутин, О. Сулейменов и других.
Однако настоящей вехой в понимании экологических проблем, имеющей мировое значение, следует признать деятельность Римского клубасозданного в 1968 году. Экологические проблемы, включая и гуманистический аспект их, были исследованы и представлены этим клубом с научных позиций. Идеи, оценки, предложения, предостережения, высказанные в документах Римского клуба и поныне сохраняют свою актуальность.
В 1972 году в Стокгольме под эгидой ООН была проведена конференция по проблемам окружающей среды. Экологическая деятельность приобретает международный характер. В этот же период развертываются экологические исследования и в бывшем СССР, к осуществлению которых были привлечены и ученые Кыргызстана.
Экологические проблемы, и их гуманистический аспект, очень важны для Кыргызской Республики в виду особенностей ее географических, геологических, экономических условий. «Стратегические планы экономического возрождения страны, в которых надежды возлагаются на прорыв в горнодобывающей отрасли, гидроэнергетике, сельском хозяйстве, туризме и других немыслим без разумного учета экологических потребностей и интересов1^ «-отмечает А. Д. Джумагулов. Гуманистический подход к природопользованию обладает возможностями интеграции всего лучшего, что есть в других подходах и обеспечения разумного решения экологических проблем. Национальный план охраны окружающей среды Кыргызской5 Республики. — Бишкек: Кампания Турция-Кыргызстан. — 1995. — С.1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ.
1. Гуманизм трактуется более широко, чем это делалось ранее, как философско-социальная категория, как специфическое социальное явление, выражающее человеческие качества, регулирующие отношение человека к окружающей среде, включая природную.
2. В связи с резким возрастанием значимости экологии для человека выдвинута и обоснована идея обретения гуманизмом экологической формы, необходимости экологизации всех сфер общественной жизни, включая производство, быт, науку, технику, социальные регуляторы природопользования и гармонизации на этой основе отношений общества и природы.
3. Гуманизм обстоятельно трактуется как ключевой подход, обеспечивающий интеграцию всех других подходов, используемых обществом и направленных на стабилизацию экологической ситуации, как в глобальном, так и в национальных и даже местных масштабах. Ибо любая деятельность осуществляется человеком, направляется его мотивами и интересами. Обоснован перспективный характер гуманизации отношений человека к природе, выражающийся в реальной эффективности его осуществления для природной и социальной среды. В работе подчеркивается, что хотя гуманизм-категорияи явление — не новые, однако он на каждом этапе развития общества наполняется новым содержанием. Свидетельство томуинтегративная социальная функция гуманизма сегодня.
4. Представлена основа гуманистических качеств человека, которую составляет его духовность, последовательно формируемая и поддерживаемая на различных стадиях в течение всей жизни человека, понимаемая как совокупность экологического компонента мировоззрения, экологической этики, эстетических представлений и глубоких чувств любви к природе, которые становятся гуманистическими качествами человека, определяющими его гуманное отношение к природе.
5. Духовность человека, образуя основу его гуманистических качеств, становится внутренней опорой, определяющей его ориентацию по отношению к миру, включая природную среду обитания. Только внутренне, духовно сориентированный человек способен по-настоящему гуманно отнестись к природной среде.
6. Гуманизм по отношению к природе понимается не односторонне, как это было в течение длительного периода времени, по принципу «от природы — человеку», а комплексно, то есть и по принципу «от человека — природе». Это значит, что человек должен быть ответственным за состояние природной среды, охранять ее, главным образом от самого себя, от хищнического, бездуховно-эгоистического, негуманного ее использования, определять и соблюдать необходимые правила природопользования. Главная цель гуманизации отношений к природе — это гармонизация системы, «обществоприрода», обеспечение стабильной коэволюции этих сторон системы.
7. Ныне в природопользовании доминируют подходы, основанные на концепции устойчивого роста, выработанной органами ООНподтвержденные на международных конференциях. Эта концепция рекомендована для использования странами мирового содружества и многими из них принята, включая, например, Кыргызскую Республику, Россию и др. На наш взгляд эта концепция должна быть дополнена гуманистическим подходом к природопользованию. Главным аргументом при этом является то, что реализация подхода, выраженного в гуманном отношении к природе, позволяет формировать у каждого человека внутреннюю ориентацию на бережное отношение к природной среде, чего нет в ныне действующей концепции. А значит, что появляются реальные возможности стабилизации и улучшения экологической обстановки:
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
11 Главные концептуальные положения стратегии гуманного отношения к природопользованию и природоохранительной деятельности следовало бы рассматривать на правительственном уровне, для их использования в экологической стратегии и политике государства, включая в планы их реализации, в частности, после окончания срока ныне действующего плана, т. е. в план на период после 1997 года.
Возможно для этой цели проведение научно-практической конференции по проблеме: «Духовно-гуманистические аспекты природопользования и охраны природной среды» .
2. В государственных планах по природопользованию и охране природной среды целесообразно выделить гуманитарное направление деятельности, в которое включить меры по формированию и востребованию гуманистических качеств человека, экологическому воспитанию и образованию: молодежи, формированию экологического сознания и культуры всего населения, стимулированию его экологической деятельности, а также решению конкретных гуманитарных проблем, непосредственно связанных с экологией и природопользованием.
3. Оценивать реальное состояние экологического сознания населения, эффективность проводимой работы по формированию экологической t культуры, осуществлять своеобразный мониторинг, выявляющий динамику отношения населения, его отдельных групп и слоев к природной средеопределять необходимые меры для повышения эффективности этой деятельности. Эта работа могла бы быть осуществлена специально созданным для этих (и других) целей экологическим Центром путем проведения систематических социологических исследований и распространения экологической информации.
4. Необходимо сделать квалифицированный анализ состояния экологического воспитания и образования молодежи в системе образовательной деятельности на различных стадиях. Особого внимания требует проблема обеспечения системы — образования экологической литературой, содержащей духовные аспекты подготовки и воспитания молодежи: мировоззренческие, этические, эстетические, эмоциональные, через которые только и возможно формирование духовной, а, следовательно, гуманной личности, а противном случае эта работа будет рутинна, формальна и социально бесполезна.
5. В Кыргызской Республике нужен экологический кодекс: поведения граждан и гостей инужда в нем будет возрастать. Отсюда необходимость работы по его подготовке, разработке, обсуждению и в итоге принятию для ориентации гражданв их поведении, — отношении к природной среде.
6. Средства массовой информации также могли бы активнее осуществлять свою деятельность по распространению экологической информации и формированию экологического сознания населения. Возможнынапример, по телевидению и радио такие программы как «Экологический вестник» и «С любовью к природе», которые могли бы успешно решать многие экологические проблемы местного и общего значения с позиций влияния на слушателей и зрителей, давать регулярную, реальную информацию об экологической ситуации, советы экологов, руководителейгуманитариев и т. д.
7- Необходима постоянная работа по повышению социальной экологической ответственности субъектов природопользования, всех граждан. Значительную роль в этом деле должны выполнять правовые охранительные органы, а также гласность о нарушениях экологического права, о принятых мерах. В Бишкеке желательно создание подразделения экологической милиции.
8. Желательно более широкое использование в оказании влияния на сознание и культуру населения гуманистических и экологических аспектов эпоса «Манас», замечательного творчества народного писателя Кыргызской Республики Ч. Т. Айтматова, других писателей и деятелей искусства страны. Фрагменты эпоса «Манас», художественных произведений деятелей литературы и искусства с большим успехом могут быть использовании в формировании гуманного отношения человека и общества к природе.
9. В создании условий для плодотворных контактов человека и природной среды в обстановке уникальной природа Кыргызстана, могли бы выполнять особые природные, биосферные учебно-туристические Центрыв которых можно было бы осуществлять различные виды деятельности: научные исследования, экологическое образование, активный отдых по примеру тех центров, которые ныне имеются и функционируют в ряде зарубежных стран. В перспективе, с обретением экономических возможностей, желательно создание подобных центров.
10. Гуманное отношение к природе закрепляется только практикой. Необходимо стимулирование практической экологической и природоохранной деятельности. На наш взгляд, в первый месяц весны в марте празднование Нооруза целесообразно предварять всеобщим экологическим трудом по благоустройству и очищению мест проживания и работы, месячником или неделей экологической деятельности, которые ввести в традицию. Это является замечательнойи адекв атной подготов кой к пр азднику о бновления жизни — Ноорузу.
Успехи в реализации гуманного отношения к природе, в улучшении экологической ситуации целесообразно стимулировать, включая и награждения на государственном уровне. Поощрения этого вида деятельности могут быть системными, действенными, осуществляемыми на различных уровнях социальной организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В природной среде выработались естественные регуляторы существования и развития популяций и биоценозов. Человек в этой системе занимает особое место. Он, как составная часть природы, в частности биосферы, также подвержен влияниям многих природных факторов, включая и те, которые регулируют его биологическое бытие.
На протяжении длительной эволюции в биосфере устанавливался, поддерживался и. совершенствовался вещественно-энергетический круговорот, и в рамках установленного баланса формировались кооперативные соотношения — межвидовые, межпопуляционные, межиндивидные, — составляющие замечательную гармонию биоценозов," - отмечает А. П. Назаретян.1).
Но человек с того времени как перешел к производству материальных благ, средств жизни, числено неуклонно дастет.
Человек и общество в гораздо большей степени, чем когда-либо ранее должны применять социальные регуляторы взаимодействия с природной средой, своего бытия и развития. Таким регулятором является культура, а ее составным элементом гуманизм. Суть гуманного отношения к природе, на наш взгляд, состоит в создании и обеспечениигармонии в системе «общество-природа», стабильности этой системы, исключающей экологические катастрофы и обеспечивающей не только выживание человека и человечества, но и их устойчивое развитие.
Человек часть природы и должен*не властвовать над ней, а познавать природу и себя как часть ее и работать в гармонии с ее законами." 2) Назаретян А. П. История эволюции морали: прогресс или регресс // Вопросы философии.- 1992.-№ 3. — С.84!
2) Акаев А. А. Жить и работать в гармонии с законами природы // Слово Кыргызстана.- 1994, 23 апреля.
Человеку, обществу предстоит внедрить в современную экологическую этику важнейший принцип уважения к жизни как к ценности. Предстоит многое понять и пережить, чтобы по-настоящему признать эту важную идею, обосновывающую гуманизм человека по отношению к природе.
Основные пути гармонизации системы «общество-природа», духовного мира самого человека, актуализации его гуманистических качеств в известной мере определились. Однако проблема отношения к природе затрагивает интересы очень многих субъектов деятельности, природопользования и достигнуть согласия по ним очень сложно и трудно. В свою очередь, принятие решений экологического плана, основанных на принципах гуманизма требует глубокой научной проработки, которая также ввиду ее сложности нуждается в значительных научных силах и соответствующих материальных, финансовых затратах.
Но ясно и другое, в любом серьезном и трудном деле для достижения цели требуется проявить волю, настойчивость, ответственность и, преодолевая трудности, продвигаться к ней, то есть, по пути гуманизации и экологизации общества, формирования духовно ориентированного человека, т. е. решать те проблемы, которые мы последовательно рассматривали в нашем исследовании. Альтернативы этому пути нет. Возможность, предпосылки для успеха существуют.
В конце заключения особо выделим два момента, характеризующие гуманное отношение к природе. Первый — это то, что гуманизм является стратегическим направлением деятельности общества в гармонизации своего взаимодействия с природой. Следовательно, это направление деятельности необходимо вводить в соответствующую практическую, политическую, организаторскую, экономическую, духовную и другие виды деятельности, сопряженные с природой и экологией. В это направление деятельности необходимы и соответствующие финансовые и материальные вложения, привлечение необходимых сил и средств. Национальный план охраны окружающей среды Кыргызской Республики, принятый в конце 1995 года рассчитан до 1997 года. В планах на будущее по этой важной проблеме должен быть раздел о гуманизации природопользования.
Второй момент, — состоит в том, что гуманизация отношения к природе — многоаспектная проблема. Поэтому на наш взгляд нужен своеобразный мониторинг, характеризующий не только динамику изменений в экологической ситуации, но и динамику изменений в экологическом сознании и в других качествах человека. Это можно успешно осуществлять путем социологических исследований. Это есть также реальный путь преодоления застоя и рутины в экологическом воспитании и образовании молодежи и всего населения страны. Нужны дальнейшие исследования этой проблемы.
К числу проблем гуманного отношения к природе, которые необходимо исследовать, можно отнести следующие:
— эффективность экологического образования и воспитания на различных ступенях развития учащейся молодежи;
— экологическое воспитание в семье;
— подростковый нигилизм, его истоки и пути преодоления;
— СМИ как фактор гуманизации и экологизации общества;
— пути, средства, методы формирования экологического сознания, экологической этики населения и его различных слоев и групп и другие.
Человек, его гуманистические качества должны «стать мерой, определяющей отношение к природе. Формирование такого отношения к природной среде — дело ныне живущих и всех последующих поколений людей.
Вполне обоснованно А. Д: Джумагулов отмечает: «Охрана природы — эта проблема в той или иной степени касается всех, и я уверен в том, что каждый из нас, кому не безразлично будущее нашего общего дела, будет считать своим долгом посильное участие в этом благородном деле.» 1) На наш взгляд это нуждается в подкреплении многими средствами: соответствующей политикой, организаторской деятельностью, финансовыми и материальными ресурсами, научными и социологическими исследованиями, информационной деятельностью, обучением и воспитанием молодежи и всего населения страны.
Кыргызстан, расположившись на относительно небольшой природно-географической территории, тем не менее, располагает богатейшими природными ресурсами, неповторимо красивой ландшафтной средой, замечательными условиями для создания в соавторстве с природой объектов туризма, отдыха, здоровья и все эти замечательные природные условия и богатства имеют смысл и значение для человека только в отношении к человеку. Но и человек, и общество должны отнестись к ним по-человечески, гуманно, суметь сохранить природное богатство, улучшить природную среду и обеспечить достойную свою жизнедеятельность и жизнь будущих поколений людей. В этом смысл гуманного отношения к природе:
1) Джумагулов А. Предисловие. Национальный план охраны окружающей среды Кыргызской Республики. — Бишкек: Кампания Турция-Кыргызстан. — 1995. -СЛ.