Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Этнорегиональные особенности политической социализации студентов вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Образование является ведущей формой социализации, в том числе и политической. За последнее десятилетие формировавшаяся долгие годы система политического образования и воспитания гражданских качеств разрушилась, а новая находится в стадии становления. Поэтому и процесс 5 политической социализации происходит преимущественно стихийно. На необходимость уделять большее внимание процессу воспитания… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ К ВЛАСТИ КАК АСПЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
    • 1. 1. Теоретическая разработка проблематики психологической социализации в отечественной и зарубежной науке
    • 1. 2. феномен политической власти в психологии и смежных науках
    • 1. 3. психологические отношения к политической власти как ядро политической социализации личности
    • 1. 4. объективные и субъективные факторы, связанные с психологическими отношениями к политической власти
  • Выводы по главе I
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ К ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 2. 1. Характеристика выборки. Методы исследования
    • 2. 2. Трехкомпонентная структура психологических отношений к политической власти
    • 2. 3. Субъективные и объективные факторы, связанные с психологическими отношениями к различным ветвям политической власти в РФ
    • 2. 4. Структурная организация психологических отношений к федеральной и региональной политической власти в РФ
    • 2. 5. Типы психологических отношений к политической власти
    • 2. 6. Рекомендации по построению учебных курсов, связанных с политическим образованием студентов

Этнорегиональные особенности политической социализации студентов вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Важность проведенного исследования обусловлена, прежде всего, изменением направленности педагогической психологии, произошедшим за последнее время. Долгое время педагогическая психология изучала закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной работы. Рассматривая закономерности обучения и воспитания, педагогическая психология все чаще обращалась к проблемам социализации, анализируя различные виды социального опыта (интеллектуального, нравственного, экономического, эстетического и др.). Сегодня педагогическая психология не может пройти мимо столь важного аспекта социализации, как обретение политического опыта, политического сознания.

Вопросам политической социализации посвящены многочисленные работы в зарубежной психологии (М. Вебер, О. Конт, П. Блау, Д. Истон, Р. Мертон, Р. Милибенд, Т. Парсонс, К. Превитт, Г. Спенсер, Дж. Хоманс и др.) — в отечественной науке проблемы социального мышления, политического менталитета, политического сознания интенсивно стали исследоваться только в последнее десятилетие (К.А. Абульханова, Г. Г. Дилигенский, Л. Я. Гозман, JI.C. Мамут, О. В. Митина, В. Ф. Петренко, Е. Б. Шестопал, А. Г. Шмелев и др.). По мнению многих исследователей, сущностью политической социализации, ядром политического сознания личности выступает отношение к политической власти. Феномен власти, как и любое явление реальной жизни, не является предметом монопольного анализа какой-либо одной науки. Проблема власти рассматривается в философии, политологии, истории, социологии и, конечно, психологии.

Предметом психологического анализа являются не властные отношения как таковые, а скорее их субъективные аспекты — восприятие институтов власти, установки по отношению к властным фигурам, адекватность осознания степени зависимости субъекта от носителей власти и др. (И.А. Зеленев, з.

О.В. Иванникова, И. Ю. Киселев, В. В. Латынов, А. Н. Лебедев, Н. Д. Павлова, С. Р. Пантелеев, В. Ф. Петренко, Т. Н. Ушакова, Е. Б. Шестопал и др.). Однако имеющиеся социально-психологические исследования характеризуются некоторой фрагментарностью, размытостью, социологизаторским уклоном. Такое положение обусловлено социальным заказом на исследование отношений людей в рамках одной избирательной кампании, по отношению к одному кандидату и т. д., т. е. продиктованному сиюминутной актуальностью. В подобных работах редко анализируются причины отношений субъекта к власти, не вскрываются связи с другими областями жизни человека, часто исследования проводятся вне привязки к каким-либо психологическим теориям или опираются на западные модели, концептуальные схемы и теоретические разработки проблемы политической власти.

Накопленный в социологии, политологии и психологии материал, связанный с проблематикой общества и власти, требует своего разрешения. Особенно актуальным это становится в условиях нестабильности политической системы, характеризующейся, с одной стороны, формированием новых структур власти, сменой партий, перманентным кризисом политической идентичности, а с другой, активным поиском политической властью новых форм, средств и методов взаимодействия с людьми. Наиболее перспективной для рассмотрения связей власть-общество и власть-субъект, на наш взгляд, является отечественная психологическая теория отношений (В.М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, Б. Ф. Ломов, В.Н. Мясищев). Именно психологические отношения представляются нам теми психологическими образованиями, которые играют существенную роль в интеграции отдельных элементов политического сознания и ответственны за общую направленность личности. Они способны интегрировать как весь спектр человеческих чувств по отношению к власти, так и механизмы его образования, оценки, выработки действий в конкретных ситуациях на основании того или иного отношения. Изучение психологических отношений к политической власти во многом 4 затруднено той геоэтнорегиональной фрагментацией, которая стала определять политико-социальный уклад современной жизни. Каждый этнос имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации, ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются нарушенными, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия. В работах последних лет интенсивно исследуются вопросы динамики ценностных ориентаций россиян (И.А. Зеленев, Н. М. Лебедева, Е.В. ПавленкоЛ.Г. Почебут, А. Г. Шмелев и др.). В то же время остается далеко не изученной этнорегиональная специфика ценностных ориентаций, ее связь с различными компонентами психологических отношений к политической власти.

Отсюда возрастает значимость вопросов, связанных с определением этнической составляющей в процессах политической жизни страны, с выявлением психологических отношений субъектов к политической власти, принадлежащих к различным этносам и региональным образованиям. Особенно важными кажутся исследования именно молодежи и, в первую очередь, провинциальной, представляющей различные культурно-этнические регионы Российской Федерации, которая в недалеком будущем будет поколением «стоящим у руля», определяющим не только социально-экономическую и политическую жизнь общества, но и его духовную атмосферу.

Образование является ведущей формой социализации, в том числе и политической. За последнее десятилетие формировавшаяся долгие годы система политического образования и воспитания гражданских качеств разрушилась, а новая находится в стадии становления. Поэтому и процесс 5 политической социализации происходит преимущественно стихийно. На необходимость уделять большее внимание процессу воспитания в современном образовании справедливо указывает В. Д. Шадриков, отмечающий, что отрицание идеологии предшествующего периода, стремление стать вне политики привело к отрицанию воспитания как важнейшей задачи школы. С его точки зрения, время отрицания воспитания как важнейшей задачи образования прошло: школа должна найти формы и методы решения этой задачи, адекватные настоящей действительности.

Таким образом, в современных условиях перед педагогической психологией встает задача политического образования молодежи, основной целью которого является формирование гражданского сознания свободной личности, характерными чертами которой служат самостоятельность мышления и критичность отношения к получаемой информации. К сожалению, как показывают исследования (А.Н.Кулик), в вузы приходят выпускники средних учебных заведений, не обладающие даже минимальными представлениями о гражданственности и правах человека. Но и заканчивая вузы, они остаются столь же неграмотными, что обусловлено, в частности, недостатком профессионализма преподавателей, который, по исследованиям Е. Б. Шестопал, нередко компенсируется избытком идеологической ангажированности, политической агрессивности и отсутствием толерантности, что не способствует развитию интереса молодежи к политике и политическому образованию. Современное поколение молодежи не обладает ярко выраженной политизированностью — в отличие от тех генераций, которые были объектом внимания К. Манхейма и других исследователей прошлого века, в наши дни студенты больше озабочены проблемами экономического выживания и обретения социального статуса.

Налицо две группы противоречий, определяющих актуальность данного исследования: противоречие между острой необходимостью в исследовании политической социализации молодежи, проживающей в разных регионах б.

России и принадлежащей к различным этнокультурным группам, и отсутствием подобных комплексных исследований, выполняемых в русле педагогической психологиипротиворечие между объективно необходимым уровнем политической зрелости и культуры молодежи и тем реальным состоянием политического образования в вузах, а следовательно, и уровнем развития политического сознания, который проявляется у современных студентов.

Отсюда вытекает проблема исследования, которую составляют следующие вопросы: какие факторы связаны с политической социализацией студентовкаково содержание и структура психологических отношений к региональной и федеральной политической властив чем специфика этих отношений у студентов, принадлежащих к разным этносам и проживающим в разных регионах Россииесть ли взаимосвязь между отношениями к власти и ценностными ориентациямисуществуют ли конкретные типы отношений современной молодежи к политической власти? Только комплексное исследование, учитывающее все вышеперечисленные моменты, способно дать адекватные рекомендации, направленные на построение программ воспитания ответственного политического поведения членов гражданского общества, формирования политической культуры.

Объект исследования — психологические отношения к политической власти, как центральный компонент политической социализации.

Предмет исследования — этнорегиональные особенности психологических отношений студентов вузов различных регионов РФ (Бурятия, Тверская область, Москва) к политической власти.

Цель исследования — выявление специфики политической социализации студентов разных регионов России на материале изучения их психологических отношений к политической власти и раскрытие факторов, взаимосвязанных с этими отношениями.

Гипотеза исследования: В основе процесса политической социализации лежит становление психологических отношений субъекта к политической 7 реальности, в центре которого находятся отношения к власти, связанные с ценностными ориентациями личности и социальным контекстом ее жизнедеятельности:

• когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты психологических отношений студентов к политической власти, а также структуры этих отношений, обнаруживают специфические особенности в различных этнорегиональных группах;

• для политического сознания студентов характерно рассогласование, противоречие между личностными ценностями и отношениями к политической власти.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой в работе были поставлены следующие задачи:

1. На основе теоретического анализа психологических аспектов проблемы политической социализации разработать концептуальный подход к изучению психологических отношений к политической власти, раскрыть содержание данного феномена, его структурные компоненты и отдельные показатели.

2. Выявить особенности политического сознания через изучение специфики различных компонентов психологических отношений к различным ветвям и уровням политической власти у студентов разных регионов России (Бурятия, Тверская область, Москва).

3. Установить и проанализировать этнорегиональную специфику структурной организации психологических отношений студентов к региональной и федеральной политической власти.

4. Раскрыть факторы политической социализации, связанные с формированием психологических отношений к политической власти.

5. Выявить типы психологических отношений к политической власти в этнорегиональных субвыборках.

6. Разработать рекомендации к построению курсов, программ политического образования студентов в вузах. 8.

Методологической основой работы явилась концепция психологических отношений, развиваемая в работах А. Ф. Лазурского, Б. Ф. Ломова,.

B.Н. Мясищева.

Теоретический фундамент исследования составляют работы, которые проводятся на стыке педагогической и политической психологии (Э.Я. Баталов, Т. Н. Березина, П. С. Гуревич, Г. Г. Дилигенский, В. Т. Кудрявцев, O.K. Филатов, Е. Б. Шестопал и другие) — исследования проблем политической социализации и вопросов взаимоотношения общества и власти, разрабатываемые в зарубежной и отечественной психологии (Г. Алмонд, С. Вебра, Дж. Денис, Д. Истон,.

C. Луке, К. А. Абульханова, Е. Баширова, Г. Г. Дилигенский, Л .Я. Гозман, А. Мельвиль, О. В. Митина, В. А. Никитин, В. Ф. Петренко, Е. Б. Шестопал, Г. В. Шешукова) — принципы и положения отечественных ученых в области регионалистики и этнопсихологии (Н.М. Лебедева, Ю. П. Платонов, Е. Н. Резников, Т. Г. Стефаненко, П.Н. Шихирев) — исследования взаимодействия учащихся и педагога (Л.И. Айдарова, Т. В. Габай, И. А. Зимняя, Е. А. Исаев, Ю. Н. Кулюткин, В. Я. Ляудис, А. К. Маркова, В. И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн).

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследованиякомплекс методик по изучению особенностей отношений к политической власти: написание сочинений, незавершенные предложения, авторский опросник, анкета Е. Н. Резникова «Ценности этноса" — качественный и количественный анализ эмпирических данных, включающий в себя.

• контент-анализ;

• интент-анализ;

• дескриптивный анализ;

• факторный анализ;

• кластерный анализ;

• корреляционный анализ.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается единой эмпирической программой, использованием взаимодополняющих методик, соблюдением основных принципов проведения эмпирического исследования, применением адекватных задачам исследования современных методов математической статистики, сочетанием качественного и количественного анализа данных.

Научная новизна работы:

1. Выделена центральная, интегрирующая характеристика политического сознания, определяющая политическую социализацию личностипсихологические отношения к политической власти. Определена система содержания и формальных характеристик когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов психологических отношений к политической власти;

2. Обозначены и исследованы как общие, так и специфичные черты отношений к политической власти, характерные для каждой из изученных этнорегиональных групп;

3. Впервые осуществлен анализ психологических отношений студентов к различным ветвям федеральной и региональной политической власти;

4. Установлена полифакторная природа психологических отношений к политической властираскрыты факторы политической социализации, а также их степень и характер связи с психологическими отношениями к политической власти.

5. Определены и проанализированы типы психологических отношений к политической власти как в целом по выборке, так и в каждой из этнорегиональных групп.

Теоретическое значение работы состоит в том, что полученные результаты углубляют теоретические представления об отношениях к политической власти и их структуре, о факторах политической социализации и ее этнорегиональной специфике, о связях ценностных ориентаций личности с ю характером отношений к политической власти, а также открывают новые пути построения образовательного процесса в направлении формирования политического сознания и политической культуры, создания условий для возрождения интереса молодежи к политике и политическому образованию, активного самостоятельного поиска решения политических проблем.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в образовательной и воспитательной работе со студентами, в оказании им психологической поддержки в период становлении политической идентичности. Данные диссертационного исследования могут быть использованы при построении курсов политологии, социальной, политической и педагогической психологии в высших учебных заведениях.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Политическая социализация, характерная для любого общества, осуществляется не посредством механического наложения данной «социальной формы» на индивида, а через его субъективный мир, посредством взаимодействия психологических отношений к власти со стороны индивида, как субъекта социального общения и действия.

2. Существует общее ядро, универсальная компонента психологических отношений к политической власти для всех этнорегиональных групп — в целом негативное представление людей о существующей власти как системе, безразличие по отношению к ней и политическая пассивность. При этом ведущими структурными компонентами в организации психологических отношений для всех этнорегиональных субвыборок выступают: эмоциональное приятие/неприятие политической власти, признание легитимности/нелегитимности ее действий в зависимости от вектора ее интересов (вовне — на население страны / внутрь — на саму власть).

3. Этнорегиональная специфика отношений к политической власти заключается в предпочтении различных тенденций — демократической или и авторитарнойв выраженности патернализма в политическом сознании респондентовв выраженности негативного образа политической властив структурированности и четкости представлений о власти.

4. Основными факторами политической социализации, обусловливающими особенности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов психологических отношений к политической власти, а также структурной организации этих отношений на различных уровнях существования трех ветвей власти выступают этнорегиональный фактор и ценностные ориентации.

Апробация работы. Материалы и результаты исследования обсуждались на международной конференции «Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе» (Балашов, 2003) — на научной конференции «Социально-психологические проблемы ментальности» (Смоленск, 2004) — международной научно-практической конференции «Психология образования — проблемы и перспективы» (Москва, 2004).

По материалам диссертации опубликовано 6 печатных работ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Библиография включает 257 наименований.

Выводы по главе I.

Анализ литературы по теме исследования выявил ряд групп противоречий:

— противоречие между многочисленными исследованиями, выявляющими особенности восприятия респондентов к различным партиям и конкретным политикам и отсутствием исследований, которые бы изучали отношение в совокупности всех его компонентов (когнитивного, эмоционального и поведенческого) к политической власти в целом;

— противоречие между острой необходимостью в исследовании политической социализации молодежи, проживающей в разных регионах России и принадлежащей к разным этнокультурным группам и отсутствием подобных комплексных исследованийпротиворечие между сложившимся в отечественной психологии методологическом подходе к исследованиям психологических отношений, в основе которого лежат представления о них как целостной системе.

83 индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, и современными конкретно-эмпирическими исследованиями, опирающимися на западные модели и концептуальные схемы политической власти;

— противоречия между результатами исследований ценностных ориентаций и политических предпочтений современных россиян (преобладание либеральных ценностей/стремление к авторитаризмупессимизм/духовное возрождениеполитическая пассивность/активностьколлективизм/рост приватных ценностей и проч.);

— противоречие между объективно необходимым уровнем политической зрелости и культуры молодежи и тем реальным состоянием политического образования в вузах, а, следовательно, и уровнем развития политического сознания, который присущ современным студентам.

Именно круг этих противоречий определил цели и задачи эмпирического исследования. Следует согласиться с мнением В. Т. Кудрявцева, что нередко в условиях радикальных социальных изменений происходит низвержение одних мифов и воцарение других. Вместо чего необходим «психологический анализ действительной меры участия индивидов в конструировании новых форм общественной жизни» [89, с. 17].

Глава 2. Эмпирическое исследование этнорегиональных особенностей психологических отношений студентов к политической власти в Российской Федерации.

2.1 Характеристика выборки. Методы исследования.

Выборку составили студенты вузов Республики Бурятия, Тверской области и г. Москвы в возрасте от 18 до 25 лет (в исследовании принимали студенты как технических, так и гуманитарных вузов). Выборка состоит из 380 человек, уравненных по этнической принадлежности, социально-экономическим, гендерным и конфессиональным различиям.

Заключение

.

1. На основе теоретического анализа показано, что в области исследования политической социализации студентов вузов существуют концептуальные противоречия, франментарность, отсутствие целостного рассмотрения данного феномена. Представляется необходимым выделить в качестве ядерной структуры политического сознания, формируемого в ходе политической социализации, психологические отношения субъекта к власти.

2. Эмпирическое исследование выявило, что существует универсальная компонента психологических отношений к политической власти для всех этнорегиональных групп, изучаемых в работе. Это общее есть негативное представление студентов о существующей власти как системе. Самым выраженным чувством по отношению к власти является безразличие: власть как политическая реальность потеряла для людей практический интерес. Общим для поведенческого компонента отношений к политической власти является политическая пассивность людей: происходит обособленность власти от народа, который от власти ничего хорошего не ждет и считает, что жизнь возможна без политической и гражданской активности, без сознательного отношения к политике властей.

3. В структурной организации психологических отношений к политической власти в целом по выборке выявляются два ведущих фактора, фактически сходных для всех групп и всех ветвей власти: это положительное отношение к политике власти в интересах народа и негативные когниции о политической власти. Эти факторы являются ортогональными для всех групп и для всех видов федеральной власти, т. е. если эффективная политика власти, направленная на заботу о населении, вызывает позитивное отношение к себе, то противоположная политика в сознании респондентов не связана ни с какими эмоциями, фактически безразлична им.

4. Этнорегиональный фактор играет системообразующую роль в контексте политической социализации, обусловливая специфику представлений, чувств, оценок и установок к взаимодействию как в целом с политической властью в стране, так и на различных ее уровнях существования (федеральном и региональном), а также по отношению к ее различным ветвям (законодательной, исполнительной, судебной). При этом региональный фактор оказывает более сильное влияние на отношение к власти, чем фактор национальности.

Этнорегиональная специфика когнитивного компонента психологических отношений к политической власти заключается: в предпочтении различных тенденций: демократической и авторитарнойв выраженности патернализма в политическом сознании респондентовв выраженности негативного образа политической властив структурированности и обобщенности представлений о власти.

Этнорегиональная специфика эмоционального компонента состоит в выраженности различных (позитивных и негативных) чувств по отношению к власти: от уважения до отчаянияот гордости до неприязни. Полученные нами данные свидетельствуют о несовпадении эмоциональной оценки политической власти, которая представляет собой степень ее принятия/неприятия, и рациональной оценки — суждения о результативности и адекватности ее действий.

Этнорегиональная специфика поведенческого компонента психологических отношений к политической власти состоит в разной степени выраженности политической активности, а также способов ее реализации (от поддержки властей до конфликтов с ними).

5. В ходе исследования установлена связь между спецификой отношений к политической власти и ценностными ориентациями респондентов, которая показывает, что для политического сознания россиян характерно несовпадение, несогласование между личностными ценностями и отношением к власти. Значимые ценности личности либо положительно коррелируют с негативными, либо отрицательно — с положительными характеристиками власти.

6. На основе результатов исследования были выявлены следующие типы отношения к власти: пассивно-эмоциональный тип (приятие/неприятие), безразличный, слабо-дифференцированный (путанный), безразлично-сотрудничающий, сотрудничающий и надеющийся, конфликтующий с властью, которые по-разному представлены и выражены в различных этнорегиональных группах.

Действие одних и тех же ценностей может быть связано с различным отношением к политической власти, с учетом сложной взаимосвязи с этнорегиональным фактором. Однако в целом представленность в иерархии ценностей на первых местах: ценностей законопослушания и доброжелательности ведут к положительному психологическому отношению к политической властиценностей честолюбия и вольнолюбия, ценность свободы — к неприятию политической власти на эмоциональном уровнеценностей деловой жизни, стремление к материально обеспеченной жизни — к сотрудничеству с политической властьюнерасчлененных ценностей (отсутствие их иерархии) — к недифференцированному психологическому отношению (путаному) и т. д.

7. Совокупность полученных данных показывает, что этнорегиональные особенности отношений к политической власти являются значимыми в процессе политической социализации и их необходимо учитывать в разработке программ политического образования студентов.

Тема политической социализации молодежи становится важной проблемой педагогической психологии. Исследование показало, что современное студенчество не обладает зрелой политической культурой, политическая социализация молодежи нуждается в разностороннем углублении. Результаты, полученные в экспериментальной части, найдут применение в педагогической деятельности. Они могут послужить основой для развертывания процесса политической социализации молодежи, разработки новых разделов педагогической практики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М., 1999.
  2. Н.С. Власть у Фрейда: между «либидо» и «сверх-Я» // Психология и психоанализ власти: в 2 т. Т.2. Самара, 1999. С.401−408.
  3. А. Практика и теория индивидуальной психологии М., 1995
  4. B.C., Е.В. Ананьев, К. С. Гаджиев. Политическая культура, теория и национальные модели М., 1994.
  5. Л.И., Львов М. Р. Творчество в обучении и воспитании — стратегии построения современного образования // Вопросы психологии, 1998. № 4
  6. Л.И., Соколова Т. Ю. Модели, как средство организации исследовательской деятельности учащихся // Психологическая наука и образование 1997. № 3
  7. В.А., Елисеев С. М., Ланцов С. А. Легшитимность власти в постсоциальном российском обществе. М., 1996.
  8. Г. Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций // Политология М. 2000 С.559−576
  9. Г., Вебра С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования, 1992, № 4. С. 122−134.
  10. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  11. А. Политическая психология. М. 2002.
  12. Г. М. Социальная психология. М., 1994
  13. Антология мировой политической мысли: в 5 т. М., 1997. Т. 2.
  14. X. Массы и тоталитаризм // Вопросы социологии. 1992. Т.1. № 2. С.24−31.
  15. С. А., Чебоксаров Н. Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества. // Расы и народы М., 1972.
  16. JI.H. Политическая культура: процессы формирования и изменения (о некоторых гипотетических основаниях одной теоретической модели) Образы власти в политической культуре России / Под ред. Е. Б. Шестопал. М.: МОНФ, 2000.
  17. А., Березин И., Борисов А., Жамкочьян М., Клименко А., Махарадзе Н. Президент по выбору: моделирование желаемого будущего. М., 2000
  18. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.
  19. Э. Я. Топология политических отношений // Политические исследования. 1995. № 2.
  20. Э.Я. Политическая культура современного американского общества. М., 1990.
  21. Е. Политическая организация россиян: традиции, настоящее, будущее // Ценности в современном Российском обществе. М., 2004.
  22. Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М., 2001.
  23. С.В., Ивлев С. В., Батурина Т. В., Мельниченко Е. В. Политология. Учебное пособие Томск: ТМЦЦО, 2004. 228 с.
  24. JI.E. Властные игры в кризисном социуме: преобразование российской институциональной структуры, Полис № 1 2003 С. 63−73
  25. Л.Е., Карпов А. Е., Панеях Э. Л. Изменение поведения экономически активного населения в условиях кризиса. Мониторинг общественного мнения, № 3., 2002
  26. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: 1981.
  27. Л.И. Проблемы формирования личности М.-Воронеж, 1 995 195
  28. Т. Власть // Психология и психоанализ власти: в 2 т. Т.1. Самара, 1999. С.29−41.
  29. Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983
  30. А.В. Ментальность российская и региональная (провинциальная) //Российский менталитет. М. 1997.
  31. А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. М., 1980
  32. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1995.
  33. С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система//Психологический журнал, 1999. т. 20. № 5. С. 38−44
  34. Д., Таллок Г. Расчет согласия М., 1997.
  35. Введение в политологию. Нью-Джерси, 1988. 3-е изд.
  36. Введение в теорию политических систем: Учебное пособие для студентов по курсу «Политология». / С. В. Решетников, В. В. Ровдо и др. Мн.: БГУ, 1995.
  37. М. Избранные сочинения. М., 1990.
  38. Войтасик JL Психология политической пропаганды. М. 1981
  39. JI.C. Педагогическая психология. / Под ред. В. В. Давыдова. -М. Педагогика, 1991.
  40. Е. Социология политических отношений. М., 1979.
  41. Т.В. Педагогическая психология. М., 1991
  42. Д.П., Соколов Н. П. Исследование политических ориентаций // Социологические исследования 1999, № 1.
  43. К. (ред). Политическая культура и политическое сознание // Политическая культура, теория и национальные модели М., 1994
  44. А.А. Обновление и стабильность в современном обществе (Сравнительный анализ), М., 2000.
  45. А.А., Красин Ю. А. Авторитаризм или демократия: трудный выбор для России//Политая. 1998. № 3.196
  46. В. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики. / Гельман В. и др. (ред.). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. М. 1998.
  47. В., Рыженков С., Бри М. (ред.) 2000. Россия регионов: трансформация политических режимов. М. 2000.
  48. В .Я. Столкновение с айсбергом: формирование концептов в изучении российской политики. 2001 Полис, № 5.
  49. И.Г. Идеи к философии истории человечества М., 1997.
  50. И.Г. Избранные сочинения. М.- JL, 1959
  51. Т. Сочинения В 2 т. М., 1991.
  52. Л.Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996.
  53. Д.В. Теория политического участия. М., 1997.
  54. Ф. Личность и политика // Социально-политические науки, 1991, № 10. С.67−74
  55. Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993.
  56. П.С. Культурология. М., 2004
  57. В.В. проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  58. А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения // Полис. 1996. № 3. С.109−120.
  59. Г. Г. Социально-политическая психология. М., 1996.
  60. Динамика ценностей населения реформируемой России // Отв. ред. Н. И. Лапин, Л. А. Беляева. М.: Эдиториал УРСС, 1996.
  61. . Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. // Одиссей. Человек в истории. 1991 / под ред. А. Я. Гуревича. М.: Наука, 1991. С.48−59
  62. С.М. Легитимность власти. Концепции и проблемы развтития в посткоммунистическом обществе. СПб., 1996.
  63. В.И. Российские реформы: социология, экономика, политика. -М., 2002
  64. В.И. Российское образование: Истоки, традиции, проблемы. М., 2001.
  65. К. Ф. Легитимность: генезис, становление и развитие концепта // Полис, 2001, N 2, С. 113−131
  66. И.А. К исследованию специфики политического сознания россиян//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2004. № 1. С.56−69.
  67. Д.П. Основы политологии. Ростов-на-Дону, 1997.
  68. И.А. Педагогическая психология М.2000
  69. Иванникова О. В Влияние ситуации в регионе на восприятие политиков федерального уровня // Полис, № 4 2000
  70. И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. М., 1992.
  71. М.В. Слова и смыслы Опыт описания ключевых понятий. М. 1997
  72. М.В., Мельвиль А. Ю. Власть // Психология и психоанализ власти: в 2 т. Т.1. Самара, 1999. С.53−80.
  73. Имидж лидера. / Егорова-Гантман, Е.В. (ред.), М. 1994.
  74. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М, 2002
  75. А.А. О когнитивно-неоиституциональном подходе к изучению международных отношений // Полис № 1, 2003, С. 74−81
  76. .Г. Россия и Запад: пути к миру народов // Цивилизация и культура. Вып.1. М., 1994., с.31
  77. Кара-Мурза А.А., Поляков JI.B. Реформатор. Русские о Петре I. Опыт аналитической антологии. Иваново, 1994.
  78. С. Молодежь как социокультурная общность в аспекте межпоколенческих отношений // Теоретические основания культурной политики .М.: РИК-М, 1993
  79. Г. Процесс казуальной атрибуции. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М. 1984, СЛ11−127.
  80. И., Капустин Б.Г Либеральные ценности в сознании россиян // Полис. 1996, № 6.
  81. В.А. и Туровский Р.Ф. Электоральная карта России: генезис, структура и эволюция // Полис, № 4, 1996 с. 42.
  82. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология М. 1971. С. 122−158.
  83. Кон И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности / под. Ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шорохловой. М., 1979. С. 85−113.
  84. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
  85. А.Г. Психология власти. М., 2003
  86. Н.Н. Элементы традиционной власти в постсоветской политической культуре: антропологический подход. Образы власти в политической культуре России М.: МОНФ, 2000.
  87. .И. Теория власти и властных отношений // Социально-политический журнал. 1994 № 3−6. С.84
  88. Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика. 2003, № 2.
  89. В.Т. Историзм в психологии развития: от принципа к проблеме // Психологический журнал. 1996. Т.17. № 1. С.5−18.
  90. В.Т., Уразалиева Т. К. Субъект деятельности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2001. № 4
  91. А. Н. Политическое образование и перспектива консолидации демократии в России // Полемика. 1999. № 3
  92. А.Н. «Способно ли политическое образование в России „открыть“ закрытое общество?» // Общественные науки и современность. 1998. N 3. С. 7384
  93. А.Н. Тенденции развития политической науки в России // Общественные науки и современность. N 2. С. 111−121 (1996)
  94. Ю.А. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования: проблемные очерки. СпБ., 2002
  95. А.Ф. Избранные труды по психологии. М., 1977
  96. А.Ф. Классификация личностей. Пг., 1923.
  97. Н. Типология политических ценностей. Результаты эмпирического исследования российских граждан конца 90-х. Образы власти в политической культуре России / Под ред. Е. Б. Шестопал. М.: МОНФ, 2000.
  98. А.Н., Славнов С. В. Комплексная методика изучения отношения избирателей к образу политика Современная психология: состояние и перспективы исследований: М., 2002. Ч. 2
  99. Ю. «Человек советский» пять лет спустя // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1995. № 1-
  100. Ю.А. (ред.) Советский простой человек М., 1993
  101. Левин К, Разрешение социальных конфликтов. СПб., 2000
  102. В.Г. Власть, интерес и социальное действие. // Социологический журнал, 1998, № 1−2
  103. В.Г. Власть: концептуальный анализ. М. 2001.
  104. В.Г. О сущностной оспариваемости политических понятий, Полис № 2, 2003., С. 86−95-
  105. В.Г. Современные концепции власти: Аналитический обзор. // Социологический журнал, 1996, № 3−4.
  106. Ледяев В. Г. Формы власти: типологический анализ // Полис, 2000. № 2. С.6−18.
  107. Д.А. Психология смысла. М., 2000
  108. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984
  109. В.Я. Методика преподавания психологии. М., 2000.200
  110. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983. С 121−126.
  111. О.Ю. Либерализм и концепт нации // Полис № 2, 2003. С.96−111
  112. О.Ю. Либерализм и политическая культура современной России (на примере анализа партийных идеологий) Образы власти в политической культуре. М.: МОНФ, 2000.
  113. Л.С. История политических и правовых учений М, 2000. (в соавторстве)
  114. Л.С. Народ в правовом государстве, М.1999
  115. Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания, М.: Наука 1989.
  116. Э. С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. М., 1983.
  117. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  118. Г. Трагическая мудрость философии. М, 1995.
  119. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  120. А. Политические ценности и ориентации и политические институты //Россия политическая. М. 1998. С. 136−194.
  121. Ш. О духе законов // Избранные произведения. М., 1955. С. 157−733.
  122. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960
  123. В.Н. Психология отношений. М., 1995.
  124. В.Н. Социальная психология и психология отношений. М., 1965.
  125. Образы власти в политической культуре России. М.: МОНФ, 2000
  126. Общая и прикладная политология / под общ. Ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова. М., 1997.
  127. В. Психология политики. Политические и социальные идеи. К. Г. Юнга. С.-П., 1996.
  128. Е. Власть: отношение или элемент системы? (Реляционистские и системные концепции власти в немарксистской политологии). // Власть: Очерки современной политической философии Запада. М. 1989, С. 65−94.
  129. Основы педагогики и психологии высшей школы/ Под ред. А. В. Петровского. М., 1986
  130. В., Лапкин В. Ценностные ориентации россиян в 90-е годы М., 1999.
  131. В.Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания: На материале политического менталитета. М., 1997.
  132. Ю.С. Политическая культура пореформенной России. М., 1994.
  133. Ю.С., Фурсов А.И. Русская Система" как попытка понимании русской истории, Полис № 4, 2003
  134. Ю.П. Этнический фактор. СПб., 2002
  135. Политико-психологические проблемы исследования массового сознания /Под ред. Е. Б. Шестопал. М., 2002
  136. Политология. Курс лекций. / Под ред. М. Н. Марченко. М., 2000.
  137. А.Ю. Психологические условия развития мотивации профессионального учения студентов-психологов: автореф. на соискание ученой степени канд. психол. н. М., 2004.
  138. Л.Г. Социальная психология толпы, М., 2001
  139. А.А. Этнонационализм, многонациональное государство и процессы глобализации // Полис. 1997, № 2.
  140. Психологический словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского. М., 1990.
  141. В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 1996.
  142. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999
  143. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997.
  144. Рубинштейн С Л. Основы общей психологии. М. 1946.
  145. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
  146. .Ж. Трактаты. М., 1969.
  147. . Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. 1998 .№ 5
  148. А.П., Грушевицкая Т. Г. Основы этнологии. М. 2003
  149. Т.Н. Разработка в России и в США эффективной модели политической социализации для XXI века: общее и особенное // Старовойтовские чтения. М., 2004
  150. , Г. А. Политическая жизнь через призму установок населения: структурные рейтинги // Российский монитор. 1992. № 1.
  151. В. М. Демократия и региональное неравенство // Полис: Политические исследования. 2003. № 5. С. 6−11
  152. В. М. Цымбурский В.Л. 1990. Когнитивные механизмы принятия решений: модель и приложения в политологии и истории // Компьютеры и познание: очерки по когнитологии. М. 1990.
  153. З.В. Русские. «Образ» народа. СПб., 1996.
  154. А.Н. Правовые представления российского общества // Российский менталитет, 1997. С.75-.
  155. В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М., 2000
  156. Современная психология: состояние и перспективы исследований. В 5 частях., Ч.З. М. 2002
  157. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
  158. .М. (ред.) Психология. М., 2005.
  159. Социальная психология / под ред Журавлева А. Л., М. 2002.203
  160. Социальная работа: Ростов н/Д.: Феникс, 2003
  161. Т.Г. Этнопсихология. В 3 т. T.l. М., 1998.
  162. А. Культурная инерция этносов: зло или благо? // Народное образование. 1994. № 4.
  163. Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.
  164. ТитковА.С. Образы регионов в российском массовом сознании // Политический дискурс 1999 № 3
  165. О. «Смещение власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века. М.1997.
  166. Н.Д. Основные аспекты политической культуры и социализации американцев // США: ЭПИ, 1995, № 1
  167. X. Философия образования: Проблемы развития региональных систем. Нальчик. 1997. С. 31
  168. Т.Н., Павлова Н. Д., Латынов В. В., Цепцов В. А., Алексеев К.И. Слово в действии Интент анализ политического дискурса спб 2000
  169. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
  170. Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства, М., 1997
  171. , Л. Введение в теорию диссонанса. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М. 1984, С.97−127.
  172. O.K. Чернилевский Д. В. Технологии обучения в ВШ.-М: Экспедитор, 1996, с. 288.
  173. С.Л. Этика нигилизма // Вехи. Из глубины. М. 1991.
  174. А. Психология французского народа. М.: 1998, С. 16.
  175. С. Столкновение цивилизаций // Полис, 1994, № 1
  176. X. Мотивация и деятельность: в 2 т. Т.2 М., 1986
  177. К. Зов власти // Психология и психоанализ власти: в 2 т. Т.2. Самара, 1999. С.371−393
  178. К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993
  179. Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
  180. В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социс. 1998. № 3.
  181. В.Д. Индивидуализация содержания образования. М., 1997.
  182. П. Сравнительная политология. М., 1992. 4.1.
  183. А.Б. Динамика политико-культурных предпочтений россиян и трансформация партийной системы Российской Федерации в 90-е гг. // Образы власти в политической культуре России. М.: МОНФ, 2000.-
  184. Ю.Д. Между экспрессией и рациональностью: об изучении электорального поведения в России. Полис, 1998. № 1
  185. Е.Б. Демократические ценности в сознании россиян. Общественные науки и современность. М. 1996
  186. Е.Б. Личность и политика. М., 1988.
  187. Г. В. Роль и место системы образования в политической социализации населения современной России.
  188. Т. Социальная психология. Ростов н/Д. 1998.
  189. П.Н. Исследование социальной установки в США // Вопросы философии. 1974. № 2. С. 166.
  190. О. И., Гуренко Е. Н. От этакратизма к становлению гражданского общества. // РК и СМ, 1990, № 3-
  191. Г. Г. Введение в этническую сихологию // Шпет Г. Г. Психология социаьного бытия. Воронеж, 1996. С. 261−372
  192. Г. Грамматика, логика и психология // Звегинцев В. А. История языкознания 19 и 20 веков в очерках и извлечениях. М., 1960. 4.1. С.108−116.
  193. Д.Б. психическое развитие в детских возраста. М., 1995.
  194. Э. Детство и общество. СПб., 2000.205
  195. Юнг К. Психологические типы., СПб., 1995.
  196. В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994.
  197. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. № 3 4. С. 158−181.
  198. Almond G. A Voice from the Chicago School // Comparative European Politics. The story of profession / Ed. By H. Daalder. London, N.Y.: Pinter, 1997
  199. Almond G. Powell B. Comparative Politics. System, Process and Policy. Boston: Little, Brown and Co, 1978
  200. Arendt H. Communicative Power. 1986.
  201. Arendt H. On Violence. L.: Penguin Books. 1970
  202. Bachrach P. and Baratz M.S. Power. Oxford: Blackwell 1970.
  203. Baldwin D.A. Paradoxes of Power. N.Y.: Basil Blackwell. 1989.
  204. Barry B. Is it Better to be Powerful or Lucky? // Democracy, Power and Justice. Essays in Political Theory. Oxford, 1989
  205. Barry B. The Uses of’Power. // Government and Opposition, 1988, vol. 23, № 3.
  206. Bell D. V. J. Power, Influence, and Authority. An Essay in Political Linguistics. N.Y. L.-Toronto: Oxford University Press. 1975.
  207. Betts K. The Conditions of Action, Power and the Problem of Interests. // Power: Critical Concepts. Vol. 2. L., 1993.
  208. Brass P. Ethnicity and Nationalism. Theory and Comparison, New Delhi Newbury Park (Cal.), 1991
  209. Campbell A., Converse P., Miller W., Stokes D. The American Voter. The University of Chicago Press. 1960.
  210. Ch’en J. China and the West. Society and Culture 1815 — 1937. Hutchinson, L.1979
  211. Coleman J.S. The political systems of the developing areas // Almond G., Coleman J. S. The Politics of Developing Areas. Princeton: Princeton University Press, 1960. P. 532 — 576.
  212. Connolly W.E. The terms of political Discourse. Oxford., 1993
  213. Dahl R. A., Lindblom C.E. Politics, Economics, and Welfare. Planning and Politico-Economic Systems Resolved into Basic Social Processes. N.Y.-L., 1953
  214. Dahl R. Power as the Control of Behaviour. Oxford, 1986.
  215. De Crespigny A. Power and Its Forms. // Political Studies, 1968. Vol. 16, № 2, p. 192−205.
  216. Easton D. The new revolution in Political Science // American Political Science Review. 1969. Vol 63
  217. Easton D. The Political System: An Inquiry into the State of Political Science. N.Y./1953
  218. Easton D., Dennis J. Children and Political System. N.Y.: McGraw-Hill, 1969.
  219. Eysenk, H.J. The psychology of politics. L.: Routledge & Kegan-Paul, 1954.
  220. French J.R.P. jr. and Raven B. 1959. The Bases of Social Power. — D. Cartwright (ed.) Studies in Social Power. Ann Arbor: University of Michigan, Institute for Social Research, p. 150−167.
  221. Gallie W.B. Essentially Contested Concepts. Proceedings of the Aritotelian Society, Vol 56. 1955
  222. Georgiou P. The Concept of Power: A Critique and an Alternative. // Australian Journal of Politics and History, 1977, vol. 23, № 2.
  223. Greensten F. Personality and Politics, Princeton, 1987.
  224. Grenstein F. A note on the ambiguity of political socialization: definitions, criticism and strategies of inquiry // The civil culture revisited. Ed. Almond and Verba, Boston, 1980.
  225. Inkeles A., Bauer R. The Soviet Citizen: Daily Life in a Totalitarian Society. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1959
  226. LeVine R.A. Political Socialization and Cultural Change // Old Societies and New States. -N.Y., 1963
  227. Lipset S. M. Some Social Requisites of Democracy: Economic Development and Political Legitimacy // American Political Science Rev. # 53. 1959.
  228. Lipset S.M. Political man. The social bases of Politics. Baltimore, Maryland, 1981.
  229. Lipset S.M. The Academic Mind at the top Political Behavior and Values of Faculty Elites // Public Opinion Quartrly. 1982. № 46. Pp 143−168
  230. Lukes S Power. Oxford: Blackwell, p.96−143.
  231. Lukes S. Essays in Social Theory. L.-Basingstoke, 1977
  232. Lukes S. Power: A Radical View. Basingstoke, L., 1986
  233. March J.G. Olsen J.P. The new Institutionalism- Organizational Factors in Political life. American Political Science Review, 1984 vol 78
  234. Merriam Ch. Progress Report of the Committee on Political Research // American Political Science Review, N.Y.: 1972
  235. Mokken R.J., Stokman F.N. Power and Influence as Political Phenomena. / Barry B. (ed.) Power and Political Theory: Some European Perspectives. L., 1976.
  236. Morriss P. Power: A Philosophical Analysis. Manchester, 1987
  237. North D. Institutions, Institutional Changes and Economic Perfomans. Cambridge 1990.
  238. Parsons T. Power and the Social System. Oxford: Blackwell 1986.
  239. Parsons T. Sociological theory and morden society. N-Y.1967.
  240. Power and Poverty: Theory and Practice. N.Y. L. Toronto: Oxford University Press. 1982
  241. Power in Modern Societies. Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, p.37−47.
  242. Prewitt K. Political Socialization. An Analytic study. Boston, 1969.
  243. Raven В. Power and influence: Construct and applications. Paper for presentation at the Personality Theory Conference «Social influence and Power», Galf, LA, April 6, 1991
  244. Riggs F.W. Ethnonationalism, Industrialism, and the Modern State. // Third World Quarterly, 1994, vol. 15, № 4, p. 592.
  245. Rokeach M. Beliefs, attitudes and values. San Francisco, 1968. P. 121 -122.
  246. Rokeach, M., Fruchter, B. A factorial study of dogmatism and related concepts. // The Journal of Abnormal and Social Psychology, 1956. № 53, p.356−360.
  247. Rosenbaum W. Political culture. N.Y., 1975.
  248. Russell B. Power: A New Social Analysis. L., 1938.
  249. Rustow D.A. Transitions to Democracy: Toward a Dynamic Model // Comparative Politics. Vol. 2. # 3. 1970.
  250. Schwarts S.H., Sagiv L. Individualism-collectivism Critique and proposed refinements // J. of Cross-Cultural Psychology. 1990. Vol. 21(2). P.139−157
  251. Schwarts S.H., Sagiv L. Identifying Culture Specifics in the Content and Structure of Values //Journal of Cross-Cultural Psychology. 1995. Vol. 26 (1).
  252. Tetlock, P.E. Cognitive style and political ideology. // Journal of Personality and Social psychology, 1983.vol. 45, p. l 18−126.
  253. Tishkov V. Ethbicity, Nationalism and Conflict In and After the Soviet Union. The Mind Aflame. L. etc., 1997.
  254. Weber M. Power, Domination, and Legitimacy. M.E.Olsen and M.N.Marger (eds) Power in Modern Societies. Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1993 p.37−47.
  255. White D.M. Power and Intention. // American Political Science Review, 1971, vol. 65, № 3., c.758
  256. Wrong D.H. Power: Its Forms, Bases, and Uses. With a New Preface. Oxford: Basil Blackwell. 1988.
Заполнить форму текущей работой