Употребление отвлеченных, вещественных и собственных имен
Отвлеченные существительные употребляются во множественном числе также для обозначения интенсивности явления, его повторяемости, например: По ночам стоят холода… (Куприн) (ср.: посинеть от холода); Морозы… время крещенское… (А.Н. Островский) (ср.: вынести продукты на мороз). Изучение норм употребления имен существительных во множественном числе открывает новые знания и навыки выбора форм… Читать ещё >
Употребление отвлеченных, вещественных и собственных имен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
существительных во множественном числе.
1. Некоторые отвлеченные имена существительные, употребленные в конкретном значении, ставятся в форме множественного числа, например: …Говорили о радостях труда (Чехов) (ср.: скрыть свою радость); …Он стал перечислять красоты родной страны (т.е. красивые места); низкие температуры (ср. температура наружного воздуха); шумы радиоприёмника (ср. шум на улице); морские глубины (ср. глубина моря); получить в школе прочные знания (ср. знание жизни); Педагогические чтения (ср. чтение классических произведений); число продаж (в значении «число актов продажи»).
Отвлеченные существительные употребляются во множественном числе также для обозначения интенсивности явления, его повторяемости, например: По ночам стоят холода… (Куприн) (ср.: посинеть от холода); Морозы… время крещенское… (А.Н. Островский) (ср.: вынести продукты на мороз).
2. Имена существительные с вещественным значением употребляются в форме множественного числа для обозначения различных сортов или видов вещества, например: высококачественные стали, дорогие табаки, красные и белые глины, лечебные вина, смазочные масла, спирты из недефицитного сырья. Ср.: в специальном употреблении:
бензины, граниты, каучуки, цементы, эфиры, культурные лаки, офсетные бумаги. Однако названия элементов (золото, серебро, платина, азот, калий, натрий и др.) не образуют формы множественного числа. Не образуют ее и такие вещественные существительные, как молоко, просо, рис, щавель, пух, тёс и др. Вещественные существительные: сахар, топливо, масло, нефть, соль, мрамор — употребляются, как правило, в форме единственного числа. Но в профессиональной речи для обозначения разновидностей, сортов веществ используется форма множественного числа: сахара, топлива, масла, нефти, соли, мраморы. Эти формы имеют стилистический оттенок профессионального употребления, не нарушающего норму.
3. Форма множественного числа употребляется также для обозначения изделий из данного материала: бронзы, фарфоры, хрустали; ср.: Мебель же, зеркала, бронзы отдавались даром (Л. Толстой).
Форма множественного числа рассматриваемых существительных может также указывать на большое количество вещества, занимающего обширное пространство: пески пустыни (ср.: разбросан песок); бесконечные снега (ср.: выпал снег); в частности, при названии злаков: овсы, ячмени (также озими). Ср.: Солнце закатилось, и в мокрых ржах кричали перепела (А.Н. Толстой); Вдоль дороги дымились в росе вызревшие овсы (Шолохов).
Различие в формах единственного и множественного числа названий плодов, овощей, ягод (ср.: килограмм малины — килограмм яблок) связано с тем, что при сборе или потреблении одни культуры выступают как нерасчлененная масса, другие — как единичные предметы. Ср.: килограмм вишни, смородины, клубники, моркови, репы — килограмм груш, персиков, абрикосов, огурцов.
4. Собственные имена существительные употребляются в форме множественного числа для обозначения типа людей, например: И может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать (Ломоносов). Эта форма используется также для выражения отрицательной оценки с характером типичности, причем происходит переход собственного имени в нарицательное, например: квислинги (изменники-коллаборационисты). Фамилии в форме множественного числа обозначают членов одной семьи, например: семья Ивановых (иностранные фамилии в этом случае сохраняют форму единственного числа, например: семья Вильгельм).
Изучение норм употребления имен существительных во множественном числе открывает новые знания и навыки выбора форм с окончанием, которое соответствует стандартам, а значит литературной речи.