Культурологическое прочтение Э.Т.А. Гофмана на рубеже XX — XXI вв.: онтологизм фантастического
Диссертация
Подробно проанализированы технические принципы концепта «фантастическое»: а) «манера Калло» — б) Серапионов принципв) принцип моделирования реального и нереального миров в контексте головокруженияг) принцип «Углового окна». Впервые «головокружение» Гофмана рассматривается как одна из технических программ фантастического, а «питие» как провокация новых фантасмагорий. а) Принцип Калло обладает… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ГОФМАН В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ
- 1. 1. Эстетическая платформа Э.Т.А. Гофмана
- 1. 2. Проповедь иррационального познания
- ГЛАВА 2. АКТУАЛИЗАЦИЯ Э.Т.А. ГОФМАНА В ПОСТМОДЕРНИСТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ XX В
- 2. 1. Отсутствие классических границ в искусстве рубежа XX—XXI вв. и статус современного художника
- 2. 2. «Зеркальность» как граница искусства Гофмана
- 2. 3. Постмодернистские принципы в творчестве Гофмана
- ГЛАВА 3. ИСТОКИ ГОФМАНОВСКОГО ФАНТАСТИЧЕСКОГО
- 3. 1. Зарождение гофмановского фантастического
- 3. 1. Г. Техника создания искусства Ж. Калло
- 3. 1. 2. Серапионов принцип
- 3. 1. 3. «Головокружение» как принцип фантастического
- 3. 1. 4. Принцип «Углового окна»
- 3. 2. Ирония как отражение различия между реальным и виртуальным мирами
- 3. 3. «Питие» как провокация новых фантасмагорий
- ГЛАВА 4. ФАНТАСТИЧЕСКОЕ Э.Т.А. ГОФМАНА В КУЛЬТУРЕ РУБЕЖА XX-XXI ВВ
- 4. 1. Немецкий хронотоп Гофмана в XXI в
- 4. 2. Гофман в российской современности
Список литературы
- Гофман Э.Т. А. Избр. произведения: В 3-х т. М.: Худ. лит., 1962.
- Гофман Э.Т. А. Житейские воззрения кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах. М.: Худ. лит., 1990. — 318 с.
- Гофман Э.Т. А. Новеллы. М.: Моск. рабочий, 1983. — 448 с.
- Гофман Э.Т. А. Новеллы / Сост. Н. А. Жирмунская. JL: Лениздат, 1990.- 607 с.
- Гофман Э.Т. А. Серапионовы братья: В 2 т. — Мн., 1994.
- Гофман Э.Т. А. Собр. соч.: В 6 т. / Сост. А. Ботниковой и А. Карельского. -М.: Худ. лит, 1994.
- Э.Т. А. Гофман. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы. / Сост. К. Гюнцель. М.: Радуга, 1987. — 464 с.
- Hoffmann Е.Т.А. Ausgewahlte Werke. Berlin: Directmedia Publiscing GmbH, 1998. (CD-Rom) — 5974 S.
- Аникст А.А. Э.Т. А. Гофман // Теория драмы на Западе в перв. пол. XIX века. Эпоха романтизма. -М.: Наука, 1980. С. 82−102.
- Анисимов Г. Приезд Шагала // Культура. № 33 (7340). — 2002.
- Апресян З.Г. Свобода художественного творчества. 2-е изд. испр. доп.- М.: Искусство, 1985. 253 с.
- Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Мысль, 1957. — 183 с.
- Арнаутов С.А. Опыт личного миропонимания. М., 2001. — 230 с.
- Асмус В.Ф. В защиту вымысла // Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. С. 30−45.
- Бабушкин Е. «Навстречу сумеркам»: За и против // Петербургский Час Пик. № 3 (февраль). — 2006.
- Баймухаметов Ж. Новые территории искусства // О современном искусстве. № 4 (июль). — 2000.
- Барсова Л.Г. Роль творческой личности в формировании художественной жизни эпохи. Автореф. дисс. д.филос.наук. СПб., 2007. -40 с.
- Барт P. Ad Marginem. М.: AdMarginem, 1994. — 303 с.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. -616с.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 3-е изд. М.: Худ. лит., 1972.-470 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М.: Искусство, 1986.-444 с.
- Бахтинский вестник. Собр. соч. ученых в 5 т. Т. 1. Орел: «ОРЛИК»,.2005.-786 с.
- Башляр Г. Психоанализ огня. М., 1993. — 176 с.
- Безклубенко С.Д. Природа искусства: О некоторых сторонах художественного творчества. М.: Политиздат, 1982. — 166 с.
- Белинский В.Г. Две сказки Гофмана // Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. IV. М.: Изд. АНССР, 1953. — С. 93−94.
- Беломоева О.Г. Универсализм культуры: опыт культурологического анализа. Саранск, 2005.
- Белостоцкий Г. «Дозор» за «Дозором» // Культура'. № 35 (7545). —2006.
- Бенвенист Э. Общая лингвистика / Под ред. Ю. С. Степанова. — М., 1974.-234 с.
- Бенуа А. Мои воспоминания: В 5 кн. Кн. 1−3. -М.: Наука, 1990.-711 с.
- Бенуас Л. Знаки, символы и мифы. М.: Астрель, 2004. — 159 с.
- Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. Художественное творчество как познание- Археология искусствоведения, познания и стили искусства исторических эпох. — М., 1997. — 402 с.
- Бергсон А. Собр. соч.: В 3 т. Т. 1. М.: Искусство, 1992 — 534 с.
- Бердяев Н.А. Кризис искусства. М.: СП Интерпринт, 1990. 48 с.
- Бердяев Н.А. Смысл творчества. М.: Прогресс, 1990. — 362с.
- Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1979. — 219 с.
- Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. СПб.: Азбука-классика, 2001.-501 с.
- Берновская Н.М. О романтической иронии в творчестве Э.Т. А. Гофмана /Дисс. канд. филол. наук.-М., 1971.-216 с.
- Библер B.C. От науковедения — к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. -М.: Изд-во полит, лит-ры, 1991.-413 с.
- Блок А.А. Об искусстве. М.: Искусство, 1980. — 503 с.
- Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000. — 258 с.
- Бодров А.А. Виртуальная реальность как когнитивный и социокультурный феномен. Автореф. дисс. д.филос.наук. Чебоксары, 2007.-36 с.
- Большой толковый словарь по культурологии. — М.: ООО «Вече-2000», 2003.-511 с.
- Бонито О.А. Искусство на исходе второго тысячелетия. — М., 2003. — 214 с.
- Борев Ю.Б. Эстетика: В 2 т. Смоленск: Русич, 1997.
- Борухов Б.Л. Зеркальная метафора в истории культуры // Логический анализ языка: Культурные концепты. — М.: Наука, 1991. С. 109−116.
- Боткин В.П. Письма из Испании. Л.: Наука, 1976. — 343 с.
- Ботникова А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004. 337 с.
- Бронфин Е.Ф. Мысль о музыке во Франции XIX века // Музыкальная эстетика Франции XIX века: Сборник. -М.: Музыка, 1974. С. 5−51.
- Бурлака В. Антипарменид и феминизм навыворот // Зеркало недели: Культурная политика. № 11 (284). — 2000.
- Бычков В., Бычкова Л. XX век: Предельные метаморфозы культуры // Полигнозис. № 2. — 2000.- С. 63−86.
- Бычков В.В. Эстетика. М: Гардарики, 2005. — 556 с.
- Бэлза И.Ф. Исторические судьбы романтизма и музыки: Очерки. — М.: Музыка, 1985.-200 с.
- Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1977 — 357 с.
- В мире Э.Т. А. Гофмана: Сб. статей / Под ред. В. И. Грешных. Вып. 1. -Калининград: Гофман-центр, 1994.-224 с.
- Вакурова Н. В, Московкин Л. И. Типология жанров экранной продукции. М., 1997. — 48 с.
- Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. 403 с.
- Вельтман К. Теодор Тэжик: «Все определяется количеством адреналина» // Культура. № 16 (7323). — 2002.
- Ветрова Н.В. Миф и художественное творчество. Дисс. канд.филол. наук. — М., 1984.-353 с.
- Витгенштейн Л. Философские работы: В 2 ч. М., 1994. — 564 с.
- Виткоп-Менардо Г. Э.Т. А. Гофман сам свидетельствующий о себе и о своей жизни / Пер. с нем. О. Мичковского. — Урал, 1999. 319 с.
- Вознесенский А.А. На виртуальном ветру. М.: Вагриус, 1998. — 477 с.
- Воронина Н.И. Лики провинциальной культуры. Саранск, 2004. — 232 с.
- Воронина Н.И. Саранский хронотоп Гавриила Вдовина // Гавриил Вдовин: постижение мастерства. Саранск, 2006. — С. 11−14.
- Воронина Н.И. Текст культуры на языке быта // Феникс: ежегодник каф. культурологии. Саранск, 2006. — С. 92−95.
- Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. -573 с.
- Габитова P.M. Эстетика немецкого романтизма // История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6 т. Т. 3. М.: Искусство, 1985. — С. 56−83.
- Гагаев А.А. Философия Э.Т. А. Гофмана // Гагаев А. А., Гагаев П. А. Социализация и социальный контроль в Евразии. Наука и искусство. -Саранск, 2007. С. 246−247.
- Гарин И.И. Многоликий Достоевский. М.: ТЕРРА, 1997. — 396 с.
- Гарин И.И. Проклятые поэты. М: ТЕРРА, 2003. — 848 с.
- Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике // Сочинения: В 14 т. Т. 14. М.: Соцэкгиз, 1938.-С. 14−226.
- Герцен А.И. Гофман // Герцен А. И. Собр. соч. в 30 т. Т. 1. — М., 1954. -С. 62−74.
- Гете И.В. Об искусстве. Л.-М.: Искусство, 1936. — 327 с.
- Гильманов В.Х. Мифологическое мышление в сказке Э.Т. А. Гофмана «Золотой горшок» // В мире Э.Т. А. Гофмана: Сб. ст. Калининград, 1994. -С. 27−40.
- Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977. — 254 с.
- Головокружение // Краткая медицинская энциклопедия: В 2 т. Т. 1. / Под ред. В. И. Покровского. М., 2001. — С. 259.
- Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Худ. лит., 1980.-365 с.
- Грешных В.И. Мистерия духа: Художественная проза немецких романтиков. — Калининград, 2001. 405 с.
- Гроссе Э. Происхождение искусства. М., 1989. — 405 с.
- Гугнин А.А. «Серапионовы братья» в контексте двух столетий // Гофман Э.Т. А. Серапионовы братья. -М., 1994. С. 5−41.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.-323 с.
- Гурко Е. Тексты деконструкции. Деррида Ж. Differance. Минск, 2001. — 320 с.
- Гусаченко В.В. Трансгрессии модерна. Монография. Харьков: Крук, 2002. — 400 с.
- Дармограй В.М. Методологическая культура творчества. Автореф. дисс. д.филос.наук. Саратов, 2006. — 38 с.
- Делёз Ж. Различие и повторение. СПб., 1998. — 358 с.
- Делёз Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип. М., 1990.- 146 с.
- Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М., СПб., 1998. — 286 с.
- Демченко В.Д. Музыкальная новелла романтиков и «Sanctus» Гофмана // Немецкая романтическая новелла перв. четверти XIX века. — Днепропетровск: Музыка, 1975. С. 44−54.
- Деррида Ж. Письмо и различие. М., 2000. — 435 с.
- Джеймсон Ф. Постмодернизм и потребительское общество // Вопросы искусствознания. № 2. — 1997.
- Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб.: Петрополис, 1999. — 238 с.
- Едошина И.А. Художественное сознание модернизма: истоки и мифологемы. Кострома, 2002. — 250 с.
- Еремеев А.Ф. Границы искусства: Социальная сущность худ. творчества. — М.: Искусство, 1987. 317 с.
- Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. — СПб.: Axioma, 1996. 230 с.
- Зегерс А. Встреча в пути // Встреча. Повести и эссе. — М.: Радуга, 1983. -С. 453−482.
- Зись А.Я. Теоретические предпосылки синтеза искусств. // Взаимодействие и синтез искусств. JL: Наука, 1978. — С. 5−19.
- Иванов В.В. Родное и вселенское. М., 1994. — 410 с.
- Иванченко Г. В. Принцип необходимого разнообразия в культуре и искусстве. Таганрог, 1999. — 206 с.
- Ивбулис В.Я. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе. М.: Знание, 1988. — 62 с.
- Избранная проза немецких романтиков. В 2 т. Т. 1. — М., 1979.- 352 с.
- Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: INTRADA, 1998. — 256 с.
- Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001. — 414 с.
- Искусство и духовные ценности: Методологические и методические вопросы. СПб, 1998. — 74 с.
- Искусство и художник в зарубежной новелле XIX века: переводы / Сост. И. С. Ковалева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 493 с.
- Каверина Н.А. Моделирование концептуального пространства русской культуры (теоретическая проблема). Автореф: дисс. к.филос.наук. -Саранск, 2002. 16 с.
- Каган М.И. О ходе истории. М.: Языки славянской культуры, 2004. -704 с.
- Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1986. — 440 с.
- Каган М.С. Эстетика как философская наука. — М.: «Знание», 1998. -376 с.
- Каменский З.А. Русская философия нач. XIX века и Шеллинг. — М.: Наука, 1980.-326 с.
- Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. — 107 с.
- Кант И. Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного // Кант И. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2.-М., 1964.-С. 125−183.
- Кант И. О характере как образе мыслей // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. — С.231−234.
- Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М.: Медиум, 1992. -335 с.
- Клюева И.В. Феномен панэстетизма: от романтизма к постмодерну // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. Сб. статей. -М., 1998. С. 74−88.
- Красильникова Е.Г. Постмодернистский дискурс русского романа 1970-х годов. Пенза, 2005. — 256 с.
- Крылов К. «Разбирая сумрак». Дозор по косточкам // URL http://www.apn.ru
- Колодина Н.И. Смыслопостроение в структурном понимании при рецепции художественного текста. Тамбов, 2000. — 145 с.
- Краткая медицинская энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М., 2001. — 608 с.
- Корзина Н.А. Стиль прозы Э.Т. А. Гофмана и романтический синтез искусств. Дисс. канд.филол.наук. Калинин, 1985. — 216 с.
- КорневиЩе-2000: Книга неклассической эстетики / Н. Маньковская, В. Бычков и др. М.: ИФ РАН, 2000. — 330 с.
- Корнев С. Трансгрессоры против симулякров // HNA4E. № 4. — 2001.
- Коровин В. И. Фантастический мир русской романтической повести // Сильфида: Фантаст, повести русских романтиков. М., 1988. — С. 7−21.
- Косенко Н.В. Мир идеального и мир реального в образной системе шпалеры. Автореф. дисс. канд.филос.наук. -М., 2002. -25 с.
- Косиков Г. От структурализма к постструктурализму: проблемы методологии. М., 1998. — 168 с.
- Культурология. XX век / Энциклопедия: В 2 т. — СПб., 1998.
- Лакан Ж. Стадия зеркала как образующая функцию «Я», открывающуюся нам в психоаналитическом опыте // Лакан Ж. Семинары. Книга II: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа. М.: Гнозис, Логос, 1999.-С. 508−516.
- Лакан Ж. Телевидение / Пер. с фр. А. Черноглазова. М.: ИТДК «Гнозис», Изд-во «Логос», 2000. — 160 с.
- Леви-Стросс К. Структурная антропология. — М.: Искусство, 1983. -344 с.
- Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В. В. Бычкова. М., 2003. — 569 с.
- Лехциер В.Л. Введение в феноменологию художественного опыта. -Самара, 2000.-233 с.
- Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., Спб., 1998. — 160 с.
- Лифшиц М.А. Искусство и современный мир. М: Изобр. искусство, 1973.-320 с.
- Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. 2-е изд. доп. СПб.: БЛИЦ, 1999. — 190 с.
- Логинова М. Онтология выразительности в культуре XX века: Автореф. дисс. д.филос.наук. Саранск, 2003. — 36 с.
- Логинова М.В. Трансформации искусства постмодернизма // Онтологизм искусства на рубеже веков. — Саранск, 2000. С. 3−14.
- Локк Дж. Опыты о законе природы / Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1960. — С. 3−53.
- Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М.: Наука, 1982. — 480 с.
- Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб: Искусство, 1998. — 702 с.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-384 с.
- Лукьяненко С.В. Ночной Дозор. М., 2006. — 381 с.
- Мазин В. Стадия зеркала Жака Лакана. СПб.: Алетейя, 2005. — 156 с.
- Маймин Е.А. Понятие о романтизме. Русский романтизм // О русском романтизме. -М.: Просвещение, 1975. С. 3−24.
- Малышев И.В. Эссе о XX веке. М., 2003. — 126 с.
- Мальчуков Л.И. Текст и контекст. Петрозаводск, 1990. — 110 с.
- Мамонтов С.П. Основы культурологии. М.: Олимп, 1999. — 318 с.
- Маньковская Н.Б. «Париж со змеями»: введение в эстетику постмодернизма. М., 1994. — 220 с.
- Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Ателейя, 2000. -347 с.
- Марков В.И. «Свое», «Чужое» и отчуждение в культуре. Кемерово, 2002.-176 с.
- Матрица безумия / К. Г. Юнг, М. Фуко. М.: Алгоритм, Эксмо, 2007. -384 с.
- Меркулов И.П. Логика науки и индивидуальное творчество // Когнитивная эволюция и творчество. М., 1995. — С. 101−117.
- Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Искусство, 1992. — 64 с.
- Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. М., 1999. — 603 с.
- Мещерякова Л.Ю. От «Ничто» к «Воскрешению субъекта»: социально-философский анализ постмодернизма. Автореф. дисс. канд.филос.наук. -М., 1998.-17 с.
- Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М.: Прогресс, 2002. — С. 79−101.
- Микушевич В.И. Ленардо да Винчи в «Эликсирах дьявола» // Гофман Э.Т. А. Собр. соч.: в 6 т. Т. 2. М., 1994. — С. 426−432.
- Миловидова К. Тук, тук, Кракатук. Эрнст Теодор Амадей Гофман на манеже цирка. // Культура. № 25 (7433). — 2004.
- Миримский И.В. Статьи о классиках: Дефо. Вольтер. Гете. Гофман. Гейне. Немецкие поэты революции 1848 года. Генрих Манн. — М.: Худ. лит., 1966.-252 с.
- Михайлов А.В. Романтизм // Музыкальная жизнь. № 5. — 1991. — С. 20−23.
- Михалев В.П. Видовая специфика и синтез искусств. Киев: Наук, думка, 1998.-100 с.
- Михалкович В.И. Телевидение и зритель. Феноменология общения. Автореф. дисс. д.филос.наук. — М., 1996. 62 с.
- Мишина Л.А., Иванчикова Т. В., Ильина Э. А. Немецкий писатель как философ и художник. Чебоксары, 2002. — 166 с.
- Модерн. Модернизм. Модернизация: Нормы и казусы в европейской культуре на рубеже XIX—XX вв.еков. Россия, Австрия, Германия, Швейцария / Под ред. Н. С. Павлова и др. М.: РГТУ, 2004. — 526 с.
- Морозов А.А. Сказки Гофмана // Немецкие волшебно-сатирические сказки: Переводы. — Л.: Наука, 1972. С. 155−201.
- Назарычева А.И. Философский анализ соотношения свободы и творчества. Онтогенетический аспект. Автореф. дисс. канд.филос.наук. — Магнитогорск, 2004. — 23 с.
- Нейгауз Г. Г. Искусство фортепианной игры. Записки педагога. 5-е изд.- М.: Музыка, 1988. 240 с.
- Немецкая романтическая повесть / Сост. А. В. Карельский. М.: Прогресс, 1980.-469 с.
- Никитина И.П. Художественное пространство как предмет философского эстетического анализа. Автореф. дисс. д.филос.наук. — М., 2003.-36 с.
- Никитина Н.И. Проблема пространства в философии Павла Флоренского // Вестник МГУ. № 6. — 1998. — С. 45−52.
- Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001.
- Новиков B.C. Философский анализ проблемы диалога культур. Автореф. дисс. канд.филос.наук. М., 2001. — 12 с.
- Новикова Н.В. Романтическая традиция Э.Т. А. Гофмана в творчестве М. А. Булгакова. Автореф. дисс. канд.филол.наук. Н. Новгород, 1999. — 24 с.
- Носов Н.А. Словарь виртуальных терминов. М.: Путь, 2000. — 63 с.
- Одоевский В.Ф. Русские ночи. Л., 1975. — 317 с.
- Орлова Т.С. Креативность экономического сознания личности. Автореф. дисс. д.филос.наук. — Тюмень, 2006. 34 с.
- Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. — 587 с.
- Осанов А.А. Полифония образа и безобразного как эстетический феномен. Автореф. дисс. канд.филос.наук. -М., 2000. — 19 с.
- Осипов А.И. Пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности. Мн., 1989. — 220 с.
- Основы теории художественной культуры / Под ред. М. С. Каган. -СПб.: Лань, 2001.-287 с.
- Осовский О.Е. Диалог в большом времени. Саранск, 1997. — 192 с.
- От современности к постмодернизму: сб. статей. — Пенза, 2000. 83 с.
- Пелевин В.О. Generation «П». М.: Вагриус, 1999. — 250 с.
- Пенет М.И. Немецкая романтическая новелла. Генезис. Эволюция. Типология. Дисс. д.филол.наук. -М., 1988.-418 с.
- Петровская Е. Вхождение в бесконечное // Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000. С. 7−28.
- Пименова Ж.М. Художник: его бытие в спонтанном сознании. М., 1997.-187 с.
- Подорога В.А. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию. Материалы лекционных курсов 1992—1994 гг. М.: Ad Marginem, 1995.-339 с.
- Подшибякин A.M. Специфика художественной культуры в контексте информационного общества. Автореф. дисс. канд.филос.наук. Великий Новгород, 2004. — 19 с.
- Постнов О.Г. Эрнст, Теодор, Амадей: пьеса в 3-х действиях с эпилогом // Постнов О. Г. Песочное время. Новосибирск, 1997. — С. 345−402.
- Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. — 614 с.
- Пронин М.А. Виртуалистика в институте человека РАН: история и результаты // Генезис категории виртуальная реальность: сб. мат. междунар. науч. конф. Саранск, 2008. — С. 5−43.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2004.-332 с.
- Психоаналитические термины и понятия: словарь / Под ред. Б. Э. Мура и др. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 304 с.
- Пшиготижев И.Ш. К истокам и судьбам романтической идеи в немецкой культуре и философии. Нальчик: Кабард, 2001. — 64 с.
- Райков В.Л. Искусство должно нас спасти: Проблемы сознания, неосознавания в понимании искусства. М., 2003. — 195 с.
- Рама и граница. Граница и опыт интерпретации в художественном языке. Т. 3. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2006. — 374 с.
- Раппапорт А. В поисках современности // Государственный центр современного искусства. URL http://ncca-kaliningrad.ru
- Романов О.В. Смысл идеи виртуальности и понятие виртуальной . реальности // Философия интернета (генезис и синтез фундаментальныхидей). Самара, 2003. — С. 38−42.
- Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997. — 384 с.
- Рудницкий М.Л. Фантастическая правда Гофмана (о творчестве немецкого писателя) // Наука и религия. № 6. — 1972. — С.86−90.
- Рудницкий М.Л. Э.Т. А. Гофман. // Избр. проза немецких романтиков. Т. 2. / Сост. А. С. Дмитриев. -М., 1979. С. 408−411.
- Руснак Н.А. Социокультурные маркеры и особенности трансформации образа и знака в художественном творчестве. Автореф. дисс. канд.филос.наук. Ставрополь, 2003. — 24 с.
- Сафрански Р. Гофман. М.: Молодая гвардия, 2005. — 383 с.
- Секст Э. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1976 — 421 с.
- Севастеенко А.В. Русский романтизм XIX—XX вв.еков: зеркальный нарциссизм или фантастика влюбленных двойников // София: рукописи, журнал ревнителей русской философии. № 2−3. — 2001.
- Сеничев С.И. Диагноз: гении. Оборотная сторона успеха // Известия Мордовии. № 15, 22 (ноябрь). — 2006. — С. 19, 20.
- Сквозь границы / Культурологический альманах. Вып. 3. — Киров, 2004. -256 с.
- Скородумова Л.Э. «Фантазии в манере Калло» Э.Т. А. Гофмана: своеобразие композиции. Дисс. канд.филол.наук. -М., 1996.-234 с.
- Славгородская Л.В. Романы Э.Т. А. Гофмана. Дисс. канд.филол.наук. -Л., 1972.-276 с.
- Солдатова Н.А. Современные концепции дегуманизации искусства. Автореф. дисс. канд.филос.наук. — М., 1990. 16 с.
- Соловьев B.C. Общий смысл искусства // http://www.rodon.org/ svs/osi.htm
- Социальные коммуникации в интернет-среде // Социальная коммуникация в современном мире / Под ред. А. А. Деркача. М.: Альтекс, 2004.-С. 351−363.
- Стасов В.В. Искусство XIX века: Архитектура // Избр. сочинения: В 3 т. Т. 3. М.: Искусство, 1952. — С. 485−506.
- Стасов В.В. Музыка // Стасов В. В. Избр. сочинения: В 3 т. Т. 2. М.: Искусство, 1952. — С. 275−331.
- Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академический Проект, 2001. — 990 с.
- Столетов А.И. Творчество как принцип мировоззрения. Автореф. дисс. канд.филос.наук. — Уфа, 2004. 26 с.
- Столович Л.Н. Жизнь, творчество, человек: функции художественной деятельности. -М.: Политиздат, 1985.-415 с.
- Такварелия Л.А. Проблема художника в творчестве Э.Т. А. Гофмана (на примере Крейслера). Дисс. канд.филол.наук. — Тбилиси, 1981. 152 с.
- Тарковский А.А. Гофманиана // Родник. № 7. — 1989. — С. 18−28.
- Творчество в искусстве искусство в творчестве / Ред. Л. Я. Дорфман. -М.: Наука, 2000. — 549 с.
- Тлевцежева М.А. Некоторые вопросы влияния фольклора на поэтику немецкого романтизма. Майкоп: МГТУ, 2006. — 78 с.
- Тлевцежева М.А. Фольклорные мотивы в духовно-эстетических исканиях Э.Т. А. Гофмана. Майкоп: МГТУ, 2006. — 38 с.
- Тютюников Ф.Ф. Философско-эстетические основания художественной формы: романтический тип мышления и проблема романной формы. Автореф. дисс. канд.филос.наук. — Екатеринбург, 1997.-23 с.
- Уланова О.И. Тарханский хронотоп Михаила Лермонтова. Дисс. канд. культурологии. Саранск, 2005. — 154 с.
- Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970. — 224 с.
- Устяхин С.В. Феномен фолк-модерн танца в современной хореографии. Саранск, 2006. — 17 с.
- Фарман И.П. Воображение в структуре познания. М., 1994. — 215 с.
- Федоров Ф.П. Проблемы искусства в творчестве Гофмана. Дисс. канд.филол.наук. Л., 1972. 200 с.
- Философский словарь Вл.С.Соловьева. Ростов/Дону: Феникс, 2000. — 462 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. — 576 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989.-815 с.
- Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. — М, 1993. —321 с.
- Флоренский ПА. Из богословского наследия // Богословские труды. -М.: Мысль, 1977. С. 152
- Формирование эстетического сознания в контексте современной массовой культуры // Современные концепции эстетического воспитания: теория и практика / Ред. Н. И. Киященко. М.: Наука, 1998. — С. 74−105.
- Франки В. Человек в поисках смысла / Ред. Л. Я. Гозмана и др. — М.: Прогресс, 1990.-186 с.
- Фрейд 3. Жуткое // Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995. -С. 270−279.
- Фрейд 3. Я и оно. М., Харьков, 1999. -1039 с.
- Фромм Э. Величие и ограниченность теории 3. Фрейда. — М.: 000 «Издательство ACT», 2000. 449 с.
- Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности / Пер. с фр. М.: Касталь, 1996. — 448 с.
- Фуко М. История безумия в классическую эпоху. — СПб., 1997. 590 с.
- Хайдеггер М. Время и бытие. М.: «Республика», 1993. — 443 с.
- Ханмурзаев К.Г. Немецкий романтический роман. Махачкала, 1998. — 180 с. к*
- Хейзинга И. Homo Ludens: Статьи по истории культуры / Сост. Д. В. Сильвестрова. -М.: Прогресс-Традиция, 1997. — 416 с.
- Храпова В.А. Текст как социокультурный код общества. Автореф. дисс. д.филос.наук. Волгоград, 2007. — 28 с.
- Худобин Е. Трансгрессивный шизоанализ, или сервис-пак для программы Делёза // Китеж. Традиция в мире постмодерна: контексты. URL http ://kitezh .onego.ru/ shizotrans .html
- Художественная культура. Термины. Понятия. Значения. Словарь-справочник. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 240 с.
- Художественный мир Гофмана: Сб. статей / Ред. кол. И. Ф. Бэлза. М.: Искусство, 1982.-295 с.
- Целма Е. Искусство и жизнь как проблема эстетики М.Бахтина // В диапазоне гуманитарного знания. Вып. 4. — СПб.: С.-Петерб. филос. общество, 2001.-С. 131−159.
- Чавчанидзе Д.Л. Некоторые особенности художественного образа и сюжета Э.Т. А. Гофмана. Дисс. канд. фил. наук. М., 1969. — 323 с.
- Чавчанидзе Д.Л. Феномен искусства в немецкой романтической прозе: средневековая модель и ее разрушение. М., 1997. — 294 с.
- Чаянов А.В. Венецианское зеркало. М.: Современник, 1989. — 235 с.
- Чувардин Г. Хаос времени и хронотоп // Бахтинский вестник. Собр. соч. ученых в 5-ти т. Т. 1. Орел: «ОРЛИК», 2005. — С. 155−182.
- Чусовская В.А. Пространственно-временной анализ формообразования в искусстве. Автореф. дисс. канд.филос.наук. Якутск, 1999. — 24 с.
- Шекспир У. Отелло // Полн. собр. соч.: В 8 т. Т. 6. М.: Искусство, 1960.-С. 358−492.
- Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. — 469 с.
- Шлегель Ф.В. Эстетика // Сочинения: В 2-х т. Т. 1. М.: Наука, 1987. -С. 37−259.
- Шопенгауэр А. О ничтожестве и горестях жизни // Шопенгауэр А. Избр. произведения. М.: Просвещение, 1992. — С.237−239.
- Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность / Ред. А. А. Гусейнова. -М.: Республика, 1992. 448 с.
- Шпенглер О. Закат Европы. В 2 т. Т. 1. М., 1993. — 540 с.
- Штейнзальц А. Пафос традиционного общества — утверждение границ: интервью М. Горелика. URL http://www.judaicaru.org
- Шумкова Т.Л. Романтизм в Германии и России. — Екатеринбург, Нижневартовск, 2001. 172 с.
- Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике. СПб.: Академический проект, 2004. — 381 с.
- Энциклопедический словарь по культурологии / Ред. А. А. Радугина. — М.: Изд-во «Центр», 1997. 477 с.
- Эпштейн М. Хроноцид: Пролог к воскрешению времени // Октябрь. — №−7.-2000.-С. 157−171.
- Эстетика немецких романтиков. М.: Искусство, 1987. — 733 с.
- Эстетика. Словарь / Ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. -447 с.
- Юм Д. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Наука, 1966.- 655 с.
- Юнг К. Г. Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе. М.: Наука, 1993. — 192 с.
- Яковлев Е.Г. Эстетика. М.: Гардарики, 2000. — 463 с.
- Ямпольский М.Б. Наблюдатель: Очерки истории видения. М.: Ad Marginem, 2000. — 287 с.
- Aichinger I. Е.Т.А. Hoffmann’s Novelle «Der Sandmann» und die Interpretation Sigmund Freuds. // Zeitschrift fur deutsche Philologie. № 95. -1976.-P. 113−132.
- Annu E. Maske und Maschine: Kiinstliche Frauen in Texten von Hoffmann, Villiers und Lem // Literatur fur Leser. № 2 (20). -1997. — S. 95−107.
- Asche S. Die Liebe, der Tod und das Ich im Spiegel der Kunst: Die Funktion des Weiblichen in Schriften der Fruhromantik und im erzahlerischen Werk E.T.A. Hoffmanns. Konigstein: Hain, 1985. — 239 S.
- Augenblick und Zeitpunkt: Studien zur Zeitstruktur und Zeitmetaphorik in Kunst und Wissenschaft / hrsg. von Chr.W. Thomsen u. a. Darmstadt, 1984. -518 S.
- Auhuber F. «In einem fernen dunklen Spiegel»: E.T.A. Hoffmanns Poetisierung der Medizin. Opladen, 1986. — 123 S.
- Auhuber F. Andrej Tarkovskijs Filmskizze Hoffmanniana: Bemerkungen zu Tarkovskijs und Hoffmanns Kunst // Mitteilungen der E.T.A.Hoffmann-Gesellschaft Bamberg e.V. Bamberg, 1989. — S. 58−61.
- Auhuber F. E.T.A. Hoffmanns produktive Rezeption der zeitgenossischen Medizin und Psychologie // Mitteilungen der E.T.A. Hoffmann-Gesellschaft Bamberg e.V. -№ 1. 1992−1993. — S. 63−76.
- Bradshow P. Cinema-news // Guardian. № 27. — 2004.
- Braun C. Versuch iiber den Schwindel // Religion, Schrift, Bild, Geschlecht. Zurich, Mtinchen, 2001. — S.14−17.
- Daeniken Th. Das Phantastische bei E.T.A. Hoffmann / eine Deutsch-Facharbeit. Berlin, 1999.-221 S.
- Deutsche Romantik und das 20. Jahrhundert: Londoner Symposium 1985. -Stuttgart, 1986.-171 S.
- Donhauser G. Kunst Erkenntnis — Deutung: Eine philosophische Annaherung. — Wien, 2001. — 329 S.
- Drux R. Marionette Mensch: Ein Metapherkomplex und sein Kontext von Hoffinann bis Biichner. Miinchen: Fink, 1986. — 213 S.
- Dumont A. Das Interessante Theorie und narrative Praxis: Friedrich Schlegel und E.T.A. Hoffinann // Weimarer-Beitrage: Zeitschrift fur Literaturwissenschaft, Asthetik und Kulturwissenschaften (Vienna). — № 38. — 1992.-S. 430−447.
- Dumont A. Die Einflusse von Identitatsphilosophie und Erfahrungsseelenkunde auf E.T.A. Hoffmanns 'Elixiere des Teufels1 // Zeitschrift fur Germanistik. -№ 1. 1991. — S.37−48.
- E.T.A. Hoffmann-Jahrbuch: Mitteilungen der E.T.A. Hoffmann-Gesellschaft. Berlin: E. Schmidt-Verlag GmbH 8 Co., 2000−2006.
- E.T.A. Hoffmanns Spiegelungen / Texte und Erlauterungen von R. Heinritz. -Bamberg, 1999.-25 S.
- Eicher T. 'Mit einem Blick das ganze Panorama des grandiosen Platzes': Panoramatische Strukturen in «Des Vetters Eckfenster» von E.T.A. Hoffmann // Poetica: Zeitschrift fur Sprach- und Literaturwissenschaft. № 25. — 1993. — S. 360−377.
- Fick M. E.T.A. Hoffmanns Theosophie: Eine Interpretation des Romans «Die Elixiere des Teufels» // Literaturwissenschaftliches Jahrbuch im Auftrage der Gorres-Gesellschaft. Bd. 36. Berlin, 1995. — S. 105−125.
- Freund W. Chaos und Phantastik: Der phantastische Erzahler E.T.A. Hoffmann // Die Horer: Zeitschrift fur Literatur, Kunst und Kritik. № 37 (168). — 1992.-S. 77−85.
- Geese M. E.T.A. Hoffmannn: Bibliographie. Leipzig, 1986. — 117 S.
- Grabmeier R. Das Laufer E.T.A.Hoffamnn-Projekt // E.T.A.Hoffmann-Jahrbuch. Bd. 14. Berlin: E. Schmidt Verlag, 2006. — S. 167−170.
- Hagner M. Psychophysiologie und Selbsterfahrung. Metamorphosen des Schwindels und der Aufmerksamkeit im 19. Jahrhundert // Aufmerksamkeit / hrsg. von A., J.Assmann. Munchen, 2001. — S. 241−263.
- Harnischfeger J. Das Geheimnis der Identitat: Zu E.T.A.Hoffmanns «Die Elixiere des Teufels» // Zeitschrift fur Germanistik. -№ 1:1.- 1991. S. 37−48.
- Heine H. Briefe aus Berlin // Heine H. Samtliche Schriften: in 12 Bd. Bd. 3. -Munchen, Wien, 1976. S. 7−68.
- Herz M. Versuch tiber den Schwindel. Berlin, 1791. — 350 S.
- Holbeche Y.J.K. Optical Motifs in the Works of E.T.A. Hoffmann. -Goeppingen, 1975.-205 S.
- Horn P. Halluzinierte Vogel oder Wann ist Paranoia literarisch? Zu E.T.A.Hoffmann, Robert Musil und Daniel Paul Schreber // Acta-Germanica: Jahrbuch des Germanistenverbandes im Sudlichen Afrika. Supp. 1. -Frankfurt/Main, 1990. S. 97−122.
- Just K.G. Die Blickfuhrung in den Marchennovellen E.T.A. Hoffmanns // Scher S.P. Zu E.T.A. Hoffinann. Stuttgart, 1981. — S. 30−39.
- Itala M.-L. Studie zur fiktionalen Wirklichkeit am Beispiel ausgewahlter Texte von E.T.A. Hoffinann // euphilologische Mitteilungen: Bulletin de la Societe Neophilologique Bulletin of the Modern Language Society. № 94. Helsinki, 1993.-S. 113−39.
- Jagella C. Burgerlicher Schwindel und seine medizinische Fassung: Goethe und das Strassburger Miinster // Schweizerische medizinische Wochenschrift № 130.-2000.-S. 209−221.
- Kaiser G. E.T.A. Hoffinann. Stuttgart, 1988. — 214 S.
- Kittler F.A. «Das Phantom unseres Ichs» und die Literaturpsychologie. E.T.A. Hoffmann Freud — Lacan // Urszenen. Literaturwissenschaft als Diskursanalyse und Diskurskritik. — Frankfurt/Main, 1977. — S. 139−166.
- Koning H.-J. Die Rezeption von E.T.A. Hoffmanns 'Der Sandmann' in Louis Ferrons 'De gallische ziekte' //Germanistische-Mitteilungen: Zeitschrift fur Deutsche Sprache, Literatur und Kultur in Wissenschaft und Praxis. № 37. —1993. -S. 35−47.
- Korff H.A. Geist der Goethezeit. Versuch einer ideelen Entwicklung der klassisch-romantischen Literaturgeschichte. Bd. 7. Leipzig: Koehler & Amelang, 1966.- 195 S.
- Kremer D. E.T.A. Hoffmann. Erzahlungen und Romane // Klassiker Lekture. Bd. 1. Berlin: E. Schmidt Verlag, 1999. — 241 S.
- Kremer D. Idyll oder Trauma. Kindheit in der Romantik // E.T.A. Hoffmann-Jahrbuch. Bd. 11. Berlin: E. Schmidt Verlag, 2003. — S. 75−89.
- Lehmann M. Kabbalistische Mysterien des Selbst. Schrift und Identitat in E.T.A.Hoffmanns Doppelerzahlung «Die Irrungen’V «Die Geheimnisse» // E.T.A.Hoffinann-Jahrbuch. Bd. 14. Berlin: E. Schmidt Verlag, 2006. — S. 7−36.
- Lewandowski R. E.T.A. Hoffmanns Bamberg. Berlin: Verlag Frankischer Tag GmbH 8 Co. KG, 1997. — 68 S.
- Lewandowski R. Fiktion und Realitat/ Uber eine Beziehung zwischen Leben und Literatur. Berlin: Verlag Frankischer Tag GmbH 8 Co. KG, 1996. — 239 S.
- Lewandowski R. Sie sind auch kein Bamberger, wie ich hore?: Ein Fantasiestiick in Callots Manier uber E.T.A. Hoffmann. Berlin: Verlag Frankischer Tag GmbH 8 Co. KG, 1997. — 136 S.
- Lieb С. Und hinter tausend Glasern keine Welt. Raum, Korper und Schrift in E.T.A.Hoffmanns «Das ode Haus» // E.T.A. Hoffmann-Jahrbuch. Bd. 10. Berlin: E. Schmidt Verlag, 2002. — S. 58−75.
- Manthey J. Wenn Blicke zeugen konnen. Eine psychohistorische Studien tiber das Sehen in Literatur und Philosophie. Mtinchen- Wien: Hanser, 1983. -569 S.
- Matt P. Die Augen der Automaten. E.T.A. Hoffmanns Imaginationslehre als Prinzip seiner Erzahlkunst. Tubingen, 1971. — 243 S.
- Muckenberger U. Phantasie und Gerechtigkeitssinn: Der Dichter und Jurist E.T.A.Hoffmann // Neue-Rundschau. — № 100.-1989. S. 163−186.
- Muelher R. Die Einheit der Ktinste und das Orphisches bei E.T.A. Hoffmann // Stoffe, Formen, Strukturen. Miinchen, 1962. — 360 S.
- Mtiller M. Phantasmagorien und bewaffnete Blicke. Zur Funktion optischer Apparate in E.T.A. Hoffmanns Werk // E.T.A. Hoffmann-Jahrbuch. Bd. 11. -Berlin: E. Schmidt Verlag, 2003. S. 5−23.
- Nahrlich-Slatewa E. 'Was bannt mich da?1: Franz Fuhmanns Rezeption von E. T. A. Hoffmann // Wirkendes Wort: Deutsche Sprache und Literatur in Forschung und Lehre. № 45. Bonn, 1995.-S. 151−166.
- Nehring W. Spatromantiker: Eichendorff und E.T.A. Hoffmann. -Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1997. 246 S.
- Palermo M.. .tiber das asthetische Wesen der Kunst in der materialistischen Kunstwissenschaft. -Bochum, 2001. 251 S.
- Pfotenhauer H. Exoterische und Esoterische Poetik in E.T.A. Hoffmanns Erzahlungen // Jahrbuch der J. Paul-Gesellschaft. Bd. 17. Bonn, 1982. — S. 129 144.
- Pikulik L. Anselmus in der Flasche. Kontrast und Illusion in E.T.A. Hoffmanns «Der Goldene Topf' // Euphorion. № 63. — 1969. — S. 341 370.
- Pikulik L. Das Wunderliche bei E.T.A. Hoffmann. Zum romantischen Ungenugen an der Normalitat. // Euphorion. № 69. — 1975. — S. 294−319.
- Pikulik L. E.T.A. Hoffmann als Erzahler: Ein Kommentar zu den «Serapion-Brudern». Gottingen, 1987. — 223 S.
- Prawer S. Die Farben des Jacques Callot. E.T.A. Hoffmanns «Entschuldigung» seiner Kunst // Zu E.T.A. Hoffmann / hrsg. von S.P.Scher. -Stuttgart: Klett, 1981. S. 22−29.
- Raff D. Ich-Bewusstsein und Wirklichkeitsauffassung bei E.T.A. Hoffmann. Eine Untersuchung der «Elixiere des Teufels» und des «Kater Murr». Rottweil, 1971.-214 S.
- Reil J.C. Rhapsodien tiber die Anwendung der psychischen Curmethode auf Geisteszerrutungen. Halle, 1803. — 120 S.
- Ringel S. Realitat und Einbildungskraft im Werk E.T.A. Hoffmanns. Koln, Weimar u. Wien, 1997.
- Roeder B. A Study of the Major Novellas of E. T. A. Hoffmann // Studies in German Literature, Linguistics and Culture. № 5. — 2003. — P. 28−39.
- Romantik-Handbuch / hrsg. von H. Schanze. Stuttgart, 1994. — 805 S.
- Schemmel В. E.T.A. Hoffmann in Kaliningrad // E.T.A. Hoffmann-Jahrbuch. Bd. 14. Berlin: E. Schmidt Verlag, 2006. — S. 170−173.
- Schemmel B. Neue Hoffmaniana der Staatsbibliothek Bamberg // E.T.A. Hoffmann-Jahrbuch. Bd. 10. Berlin: E. Schmidt Verlag, 2002. — S. 10−30.
- Schirmer A. E.T.A. Hoffmann: Des Vetters Eckfenster. Deutsche Erzahlprosa der friihen Restaurationszeit: Studien zu ausgewahlten Texten. — Tubingen: Niemeyer, 1995. 315 S.
- Schlegel A.W. Die Kunstlehre // Kritische Schriften und Briefe. Т. II. -Stuttgart, 1963. S.102−103.
- Schmaus M. Die poetische Konstruktion des Selbst: Grenzgange zwischen Fruhromantik und Moderne. Bd. 9. Tubingen: Niemeyer, 2000. — 407 S.
- Segebrecht W. Beamte, Kunstler, Aussenseiter: Analogien zwischen der juristischen und der dichterischen Praxis E.T.A. Hoffmanns // Imprimatur. Ein Jahrbuch fur Bucherfreunde. Bd. 11. Frankfurt/Main, 1984. — S. 294−307.
- Segebrecht W. Heterogenitat und Integration bei E.T.A. Hoffmann // Studien zu Leben, Werk und Wirkung E.T.A. Hoffmanns. Frankfurt/Main, 1996. -S. 176−189.
- Segebrecht W. Hoffmann, erzahlt: Sein Ich und sein Werk im Vervielfaltigungsglas neuerer Prosa // E.T.A. Hoffmann-Jahrbuch. № 1. — 1992−1993.-S. 184−198.
- Segebrecht W. Krankheit und Gesellschaft. Zu E.T.A. Hoffmanns Rezeption der Bamberger Medizin // Romantik in Deutschland. Ein interdisziplineres Symposion. Metzler, 1978. — S. 267−290.
- Slusser G. Death and the mirror. Existential fantasy // Coordinates. Placing Science Fiction and fantasy. — Carbondale, 1983. P. 150−176.
- Sommerhage C. Hoffmanns Erzahler tiber Poetik und Psychologie in E.T.A.Hoffmanns Nachtstuck «Der Sandmann» // Zeitschrift fur deutsche Philologie. № 106. — 1987. — S. 513−534.
- Stadler U. E.T.A. Hoffmann // Der technisierte Blick. Optische Instrumente und der Status von Literatur. Wtirzburg, 2002. — S. 145−176.
- Stadler U. Von Brillen, Lorgnette und Kuffischen Sonnenmikroskopen: Zum Gebrauch der optischen Instrumente in Hoffmanns Erzahlungen // E.T.A. Hoffmann-Jahrbuch. № 1. — 1992−1993. — S. 91−105.
- Steinecke H. E.T.A. Hoffmann. Stuttgart, 1997. — 213 S.
- Steinecke H. Hoffmanns Romanwerk in europaischer Perspektive // Hoffmann-Jahrbuch. № 1. — 1992−1993. — S. 21−35.
- Strobel J. Die Ahnenprobe des Medardus // E.T.A.Hoffinann-Jahrbuch. Bd. 13. Berlin: E. Schmidt Verlag, 2005. — S. 29−46.
- Szczepanski J. Die Subversion des Rahmens: E.T.A. Hoffmanns «Elixiere des Teufels» // E.T.A. Hoffmann-Jahrbuch. Bd. 12. Berlin: E. Schmidt Verlag, 2004.-S. 7−19.
- Terpstra J.-IJ. Hexenspruch, Eierzauber und Feind-Komplex in E.T.A.Hoffmanns Fragment «Der Feind» // Euphorion: Zeitschrift fur Literaturgeschichte. -№ 80. 1986. — S. 26−45.
- Tolle R. E.T.A.Hoffmanns «Der Freund». Zum Umgang mit psychisch Kranken // E.T.A. Hoffmann-Jahrbuch. Bd. 13. Berlin: E. Schmidt Verlag, 2005. -S. 133−136.
- Vitt-Maucher G. E.T.A. Hoffmanns Marchenschaffen: Kaleidoskop der Verfremdung in seinen sieben Marchen. London, 1989. — 232 S.
- Vitt-Maucher G. Traumer und Phantast als narratives Medium bei Hoffmann, Рое, Dostojewski und Stolper // Hoffmann-Jahrbuch. № 1. — 1992−1993.-S. 174−183.
- Webber A.J. The Doppelganger // Double Visions in German Literature. -Oxford, 1996.-P. 113−194.
- Weder C. Ein medizinisch-literarisches Symptom: Zum Schwindel bei E.T.A.Hoffmann und im Kontext des medizinischen Diskurses der Zeit // E.T.A.Hoffmann-Jahrbuch. Bd. 10. Berlin: E. Schmidt Verlag, 2002. — S. 76−95.
- Weinholz G. E.T.A. Hoffmann: Dichter, Psychologe, Jurist. Essen: Die blaue Eule, 1991.-426 S.401., Weissmann W. Sonne, Gral, Damonen.: Bedeutende abendlandische Symbole in Mythos, Religion und Kunst. Wien: WUV-Universitatsverlag, 1998. -140 c.
- Winter I. Untersuchungen zum serapiontischen Prinzip E.T.A. Hoffmanns. — Paris: Mouton, 1976. 193 S.
- Woodgate K.B. Das Fantastische bei E.T.A. Hoffmann. Frankfurt/Main, Berlin, Bern, New York, Paris, Wien: Lang, 1999. — 274 S.
- Zimmer D.E. Tiefenschwindel. Die endlose und die beendbare Psychoanalyse. -Reinbek, 1990. 159 S.
- Zimmermann A. E.T.A.Hoffmann an der Wilfried Laurier University in Waterloo, Ontario, Kanada // E.T.A. Hoffmann-Jahrbuch. Bd. 14. Berlin: E. Schmidt Verlag, 2006. — S. 175−189.
- Zimmermann H.D. Der junge Mann leidet an chronischen Dualismus. Zu E.T.A. Hoffmanns Capriccio «Prinzessin Brambilla»: E.T.A. Hoffmanns Texte und Kritik. Sonderbd. Munchen, 1992. — S. 97−111. i
- Zur Begriindung der literarischen Fantastik im Werk E.T.A. Hoffmanns // E.T.A. Hoffmann-Jahrbuch. Bd. 12. Berlin: E. Schmidt Verlag, 2004. — S. 142 143.