Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Развитие субфедерального налогового потенциала в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на снижение ставок по отдельным видам налогов (налога на прибыль, НДС, ЕСН) налоговый потенциал национальной экономики и её звеньев до 2005 г. неуклонно повышался. Однако с 2005 г. реализованный налоговый потенциал снизился до 30,5−26% в ВВП. Этого явно недостаточно для финансирования социальных программ в условиях финансового кризиса. В то же время удельный вес консолидированного… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел I. Теоретические аспекты трансформации системы налогообложения
  • Глава 1. Эволюция базовых понятий науки о налогах
  • Глава 2. Субфедеральный налоговый потенциал как основа межбюджетного регулирования
  • Глава 3. Экономическое содержание субфедерального налогового потенциала
  • Глава 4. Вариативные методы оценки налогового потенциала
  • Раздел II. Налоговый потенциал различных уровней бюджетноналоговой системы
  • Глава 5. Налоговый потенциал, отраслевая структура и динамика национальной экономики
  • Глава 6. Формирование налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа
  • Глава 7. Экономические проблемы формирования налогового потенциала на примере Хабаровского края)
  • Глава 8. Реализация налоговых полномочий и экономической самостоятельности муниципальных образований
  • Раздел III. Концептуальные направления формирования и развития субфедерального налогового потенциала
  • Глава 9. Модернизация методики налогообложения добавленной стоимости
  • Глава. Ю. Принципиальные подходы к прогрессивному налогообложению доходов физических лиц
  • Глава 11. Методические аспекты повышения сбалансированности налоговых доходов субъекта федерации и местного самоуправления
  • Глава 12. Мониторинг налогового потенциала на основе Налогового паспорта

Развитие субфедерального налогового потенциала в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Субфедеральный налоговый потенциал играет важную роль в регулировании межбюджетных отношений, пространственном распределении экономических ресурсов, выполнении социальных и инвестиционных программ. Процессы его формирования находятся под влиянием высокой централизации налоговых доходов на федеральном уровне и финансовой зависимости бюджетов субъектов федерации и местного самоуправления от трансфертов из вышестоящих бюджетов. Удельный вес федерального бюджета в консолидированном бюджете страны достиг 62% а безвозмездные поступления в доходах местных бюджетов варьируются от 40% до 80%. Горизонтальные и вертикальные пропорции компонентов налогового потенциала не оптимальны по видам доходов, социальным группам и другим показателям. Поэтому достоверная оценка налогового потенциала территории субъекта Российской Федерации, налоговой нагрузки на бизнес и население весьма важны при планировании экономического развития. Недостаточная проработанность методического инструментария его измерения на субфедеральном уровне осложняет решение этой проблемы.

Многогранность социально-экономических процессов на региональном уровне обусловливает ситуацию, когда сложно или малопродуктивно пользоваться данными одного налогового потенциала и приводит к необходимости введения системы налоговых потенциалов для оценки различных вариантов экономического развития. Видовой состав налоговых потенциалов, являясь одним из условий сбалансированности бюджетов, нуждается в методическом обосновании, а теоретические положения.

0 сущности налога — в дополнительной аргументации. Несбалансированное распределение налогов и налоговых доходов по уровням бюджетной системы, неполное использование инвестиционных возможностей нало.

1 Российский статистический ежегодник.2007: Стат.сб./ Росстат. — М., 2007. С. 638.

2 Рассчитано автором по данным Министерства финансов Хабаровского края. 3 говых ресурсов приводят к сдерживанию воспроизводственного процесса.

Необходимость развития теоретических положений и практики использования субфедерального налогового потенциала в регулировании бюджетно-налоговых отношений обусловила актуальность темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Фундаментальные исследования экономических и социальных аспектов налоговых отношений, их влияние на воспроизводственные и инвестиционные процессы рассмотрены в трудах М. Брега, Дж. Кейнса, Ф. Кенэ, А. Лаффера, П. Са-муэльсона, А. Смита, М. Фридмена. В последние 2−3 десятилетия в Российской Федерации значительно активизировались научные разработки проблемы эффективности налоговой политики, оценки налогового потенциала и его пропорций, оптимизации налоговой нагрузки. Выделим, в частности, работы российских ученых Л. И. Абалкина, А. И. Анчишкина,.

A. В. Аронова, И. Т. Балабанова, М. П. Владимировой, О. В. Врублев-ской, А. Г. Грязновой, И. В. Караваевой, В. А. Кашина, В. Г. Князева, В.

B. Ковалёва, А. Г. Куликова, Ю. И. Любимцева, И. И. Лютовой, И. Д. Мацкуляка, Н. В. Милякова, В. В. Новожилова, И. X. Озерова, М. А. Осипова, Л. П. Павловой, В. Г. Панскова, Б. Е. Пенькова, М. В. Романовского, Б. М. Сабанти, В. Н. Твердохлебова, Н. И. Тургенева, Н. Н. Тютю-рюкова, А. И. Фисенко, Р. А. Чванова, Д. Г. Черника, П. Н. Шуляка, Т. Ф. Юткиной, И. И. Янжула и др.

Несмотря на активизацию научных исследований налогообложения в Российской Федерации, проблема оценки налогового потенциала, его качественных характеристик и количественных значений в отраслевом и региональном аспектах остаётся дискуссионной. Сохраняется неравномерность налогообложения различных слоёв населения. Методы измерения налогового потенциала окончательно не сформировались, что приводит к рассогласованию доходных и расходных полномочий всех уровней 4 бюджетов, его регулирующие функции в межбюджетных отношениях используются недостаточно. Нуждается в дальнейшем развитии практика мониторинга налогового потенциала.

Поэтому изучение содержания налогового потенциала, методов его измерения, горизонтальной и вертикальной сбалансированности и воздействия на воспроизводственные процессы, происходящие, в т. ч. в кризисных условиях, определили выбор темы диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования заключается в научной разработке и обосновании концепции дальнейшего формирования и развития субфедерального налогового потенциала и методического инструментария его использования в регулировании бюджетно-налоговых отношений.

Данная цель предопределила решение следующих задач:

— раскрыть экономическую базу формирования налоговых доходов, их эволюцию и взаимодействие с воспроизводственным процессом;

— выявить взаимосвязи налогового потенциала, отраслевой структуры и динамики национальной и региональной экономики;

— обосновать авторскую трактовку дефиниций налога, его потенциала, предложить методы измерения налогового потенциала и возможности их применения в регулировании бюджетно-налоговых процессов;

— разработать систему различных видов налоговых потенциалов на субфедеральном уровне для оценки их экономического статуса и использования в распределении ресурсов фонда финансовой поддержки;

— предложить методические основы прямого налогообложения добавленной стоимости, обеспечивающие более эффективное его администрирование;

— аргументировать модельный подход к прогрессивному налогообложению доходов физических лиц как условие экономической и социальной обоснованности формирования бюджетных ресурсов по данному налогу;

— сформулировать принципиальные положения по обеспечению большей сбалансированности доходных и расходных ресурсов бюджетов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований;

— предложить направления совершенствования Налогового паспорта субъекта Российской Федерации.

Объектом исследования является совокупная налоговая база субъектов хозяйствования и физических лиц, которая образует налоговый потенциал территории субъекта Российской Федерации.

Предмет исследования — социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования налогового потенциала и возможности его использования в регулировании бюджетных процессов на субфедеральном уровне.

Область исследования диссертационной работы соответствует требованиям Паспорта ВАК Минобрнауки РФ по специальности 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит, а именно: п. 2.2 Государственная политика регулирования финансовых взаимосвязей в системе федеративных потоковп. 2.3 Бюджетно-налоговая система и бюджетная политика государства в рыночной экономикеп. 2.5 Оптимизация бюджетного процесса: совершенствование системы управления доходами и расходами бюджетной системы и внебюджетных фондов, бюджетного планирования и долгосрочного прогнозированияп. 2.9 Концептуальные основы, приоритеты налоговой политики и основные направления реформирования современной российской налоговой системыи специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика), а именно: п. 5.2 Пространственное распределение экономических ресурсовп. 5.12 Инструменты сглаживания пространственной поляризации (федеральные трансферты, фонд региональной поддержки и пр.), эффективность их примененияп. 5.13 Мониторинг экономического и социального развития регионов разного уровня.

Методологической основой исследования являются ключевые положения экономической науки в области воспроизводственного процесса, налогов и налогообложения, функционирования общественного и коммерческого секторов экономики. В диссертации используются исторический, системный и логический анализ, методы сравнений, группировок, балансовый, индексный, классификация и обобщение.

Теоретической основой диссертации являются фундаментальные работы отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, финансовых и налоговых отношений. Использовались также аналитические справочные материалы органов управления и государственной власти. Исследование выполнено на основе статистических данных по национальной и региональной экономике, Дальневосточному федеральному округу (ДФО), включая Хабаровский край.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна заключаются в том, что в диссертации решена теоретически и методологически крупная, имеющая важное народнохозяйственное значение, проблема формирования и развития субфедерального налогового потенциала, обеспечивающая повышение эффективности бюджетно-налоговых процессов в части пространственного регулирования налоговых доходов. В работе решены прикладные проблемы оценки налогового потенциала, перераспределения ресурсов по уровням бюджетов и совершенствования процедур налогообложения добавленной стоимости и доходов физических лиц.

Наиболее значимые научные результаты выполненного исследования в области специальности 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит состоят в следующем:

1. Сформулировано понятие «субфедеральный налоговый потенциал», выражающий способность субъекта федерации, его структур, в том числе экономических — различных комплексов, отраслей, предприятий, домохозяйств, использовать налоговые ресурсы, формируемые при реализации экономических возможностей производства, распределения, обмена и потребления создаваемого совокупного общественного регионального продукта (валового регионального продукта) и положений действующего налогового законодательства в целях выполнения поставленных государством задач, включая обеспечение необходимого уровня жизни населения региона и его безопасности.

Раскрыт ряд свойств, которые характеризуют его дальнейшее использование и развитие: источник рыночной трансформации, инструмент регулирования экономикиоснова разрабатываемых целевых региональных финансовых и инвестиционных программобъективная среда обуславливающая реалистичность региональных и местных бюджетовпредпосылка и необходимое условие разработки и осуществление дифференцированной внутренней ценовой политики в субъекте федерации.

2. Теоретически обоснованы положения о содержании налога, его воспроизводственной функции и возмездном характере налогообложения, являющиеся вкладом в теорию налоговых отношений и способствующие совершенствованию практики функционирования бюджетно-налоговой системы.

Дана вариативная авторская трактовка сущности «налога» как категории, которая характеризует экономические отношения, возникающие в процессе перераспределения доходов между: 1) различными социальными группами населения- 2) юридическими, физическими лицами, с одной стороны, и государством — с другой- 3) коммерческим и некоммерческим секторами экономики.

3. Разработана и обоснована концепция формирования субфедерального налогового потенциала, который представлен в виде многоуровневой системы. В широком смысле налоговый потенциал — это максимально возможные налоговые ресурсы, исчисленные в условиях полной реализации положений налогового законодательства, которыми может располагать бюджетная система в целях обеспечения расширенного воспроизводства и социального развития общества. В прикладном понимании налоговый потенциал — это система взаимосвязанных налоговых потенциалов различного качественного содержания и количественных значений, которые используются для оценки полноты реализации бюджетно-налоговых отношений и включают:

— произведённый налоговый потенциал — как потенциал, формируемый хозяйствующими субъектами и физическими лицами по всем видам налогов на территории субъекта федерации;

— вменённый налоговый потенциал — как потенциал, планируемый в соответствии с действующим регламентом распределения доходов по уровням бюджетов для финансирования социально-экономических и инвестиционных программ территории;

— реализованный налоговый потенциал — фактический потенциал, определяемый по сумме налоговых доходов мобилизованных в бюджет и внебюджетные социальные фонды;

— номинальный налоговый потенциал — налоговый потенциал, формируемый при условии максимальной реализации экономических возможностей производства и положений действующего налогового законодательства.

4. Определен механизм перераспределения отдельных налогов и налоговых ресурсов в пользу бюджетов органов местного самоуправления на основе следующих принципов их закрепления за уровнями бюджетно-налоговой системы: стабильность поступлений налогов, мобильность и равномерность размещения экономических баз налогообложения, эффективность управления экономическими ресурсами, бюджетная ответственность. В результате доходы муниципальных образований увеличатся, что позволит им более оперативно решать вопросы экономического и социального развития. При этом вклад субъекта Российской Федера9 ции в формирование федерального бюджета практически не изменяется.

5. Разработан метод формирования НДС на основе налогообложения непосредственно добавленной стоимости. Его суть состоит в том, что исключается зачётная процедура формирования налога, создающая сложности во взаимоотношениях между хозяйствующими субъектами, налогоплательщиками и налоговыми органамиуменьшается количество документов, необходимых для его учётаснижается вероятность возникновения правонарушений при налогообложении добавленной стоимости за счёт исключения процедуры возмещения налога из бюджета.

6. Разработана модель прогрессивной шкалы налогообложения доходов граждан, в которой ставки дифференцируются в зависимости от уровня доходов физических лиц, что позволит ослабить налоговую нагрузку на бедные слои населения и обеспечит её экономическую и социальную обоснованность.

Наиболее значимые научные результаты выполненного исследования в области специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика) состоят в следующем:

7. Выявлены нефункциональные взаимосвязи динамики отраслевой структуры национальной экономики и налогового потенциала. Установлена закономерность, согласно которой при интенсивном типе экономического развития не только повышается эффективность использования всех ресурсов производства, увеличиваются масштабы воспроизводства, улучшается качество жизни населения, но и возрастает доля доходных налоговпри экстенсивном типе экономического развития в доходах бюджета преобладают налоги от использования имущества и природных ресурсов. Типы экономического развития проявляются не отдельно друг от друга, а функционируют одновременно в различных комбинациях, которые с течением времени и изменениями условий также меняются. Отсюда вывод о том, что в условиях модернизации экономики целесообразно переориентировать инвестиции в обрабатывающие отрасли, в человеческий капитал, в расширение внутреннего спроса в целях повышения социальной направленности экономического развития.

8. Разработаны процедуры ранжирования муниципальных образований для оценки их экономического статуса и корректировки пространственного распределения финансовых ресурсов между органами местного самоуправления, которое осуществляется на основе сопоставления индивидуальных коэффициентов реализации налогового потенциала со средним значением по субъекту федерации.

9. Разработано новое содержание раздела «Налоговый потенциал субъекта РФ» Налогового паспорта субъекта Российской Федерации, в котором предусмотрено использование показателей произведенного, реализованного и номинального налоговых потенциалов, что позволяет принимать оперативные управленческие решения в ходе реализации экономических прогнозов и перераспределении ресурсов в рамках субъекта Российской Федерации через процедуры мониторинга.

Практическая значимость работы заключается в том, что её основные результаты доведены до конкретных рекомендаций, которые могут быть использованы при реализации налоговой политики государства, при прогнозировании налогового потенциала субъекта Российской Федерации, перераспределении экономических ресурсов и формировании бюджетов муниципальных образований, позволяющих:

— по-новому оценить роль и место налогов и налогового потенциала во взаимоотношениях различных слоёв населения, включая бизнес и органов власти, в реализации социально-экономических программ и в регулировании бюджетных ресурсов;

— сформировать более сбалансированный налоговый потенциал по вертикали (уровни бюджетов) и горизонтали экономических отношений (по видам налогов, доходов, территориям);

— объективно оценивать финансовое донорство и реципиенство, с учётом которого формируются различные формы экономической поддержки бюджетов субъектов федерации и муниципальных образований;

— уменьшить объёмы перераспределения средств фонда финансовой поддержки бюджетов органов местного самоуправления за счет увеличения их собственных доходов;

— значительно снизить уровень правонарушений в налогообложении добавленной стоимости, а также упростить процедуру начисления и учёта НДС;

— повысить экономическую обоснованность и социальную справедливость налогообложения доходов физических лиц;

— улучшить качество экономических прогнозов и оперативно выявлять резервы увеличения налоговых доходов;

— обеспечить более качественную подготовку, переподготовку и повышение квалификации экономистов в бюджетно-налоговой сфере.

Апробация результатов исследования осуществлена в аналитической и экспертной работе автора при подготовке депутатских слушаний 29 мая 2007 г. на тему «О налоговом потенциале Хабаровского края для обеспечения решения вопросов краевого значения» в Законодательной Думе Хабаровского края, в ходе самостоятельной контрольной работы в системе налоговых органов (г. Хабаровск). Материалы работы использовались при подготовке прогнозов социально-экономического развития и налоговой политики Хабаровского края.

Теоретические выводы, предложения и рекомендации представлялись автором на третьем Дальневосточном международном экономическом форуме (Хабаровск, 2008 г.), на международных конференциях: «Управление образовательным процессом в вузе в условиях перехода на двухуровневую систему образования» (Хабаровск, 2008 г.), «Технологии социально-экономических инноваций в управлении устойчивым развитием муниципального сектора экономики» (Хабаровск, 2008 г.), «Реформа.

12 местного самоуправления: опыт и перспективы социально-экономического развития территорий" (Хабаровск, 2007 г.) — на всероссийских конференциях: «Научно-технические проблемы транспорта, промышленности и образования» (Хабаровск, 2008 г.), «Динамика пространственной структуры экономической системы Российской Федерации» (Хабаровск, 2003 г.). Они отражены в опубликованных работах автора общим объёмом 31 п. л., включая три монографии: Налоговый потенциал: методика оценки и направления реформирования — Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2008. (11 п.л.) — Управление инвестиционными процессами в муниципальных образованиях северных территорий — Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2007. (7,5 п.л.) — Налоговый потенциал в системе налоговых и межбюджетных отношений. — Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2006. (8,1 п.л.). Кроме того, опубликованы 22 учебно-методические работы общим объемом более 56 п.л.

Результаты исследования позволяют сформулировать следующие подходы к построению принципиальной модели прогрессивного налогообложения исходя из оценок распределения населения по среднедушевому доходу.

1. Количество ступеней в разделении доходов. Вполне корректно использование 5 групп доходов, учитывая опыт прошлых лет.

2. Неравномерность количества работников по группам. В первой и последней группе целесообразно наличие по 10−15% работающих. В остальных трех группах (близкие медианной зарплате) возможна концентрация по 25−30% работников.

3. Степень нарастания налоговых ставок. Предлагается прогрессия с минимальной ставкой 10% и максимально — 30%. Фактическая налоговая ставка с учетом льгот и вычетов будет ниже.

4. Наличие необлагаемого минимума не ниже прожиточного уровня.

В практике разработки прогрессии возможны различные отклонения от модели. Схожие подходы следует применять при налогообложении дивидендов, недвижимого имущества.

Анализ распределения налогов и доходов по уровням бюджетно-налоговой системы показал, что наиболее ущемлёнными оказались муниципальные образования. Два их собственных налога обеспечивают 214% социальных потребностей. Остальная часть ресурсов формируется за счет регулирующих налогов и финансовой помощи. Возможности муниципальных образований в самостоятельном решении социальных программ и инвестиционных проектов ограничены. Такая ситуация типична для подавляющего большинства муниципальных образований. В работе обоснованы принципиальные положения по перераспределению налоговых доходов в пользу органов местного самоуправления. В развёрнутом виде эти направления характеризуются следующими критериями разграничения налогов между уровнями бюджетной системы: стабильность поступленийэффективность управления экономическими ресурсамимобильность и равномерность размещения экономической базы налогообложения, бюджетная ответственность.

На основе изложенных принципов в работе обоснованы изменения в распределении регулирующих федеральных и региональных налогов в пользу бюджетов муниципальных образований и проведены расчёты изменений в расходных полномочиях трёх уровней бюджетов. В 2007 г. соотношение налогов, поступающих в федеральный, региональный и местные бюджеты, собранных на территории Хабаровского края составило в процентах 29: 55: 16. В предложенных условиях закрепления налогов за уровнями бюджетно-налоговой системы, рассматриваемая пропорция изменилась бы на: 28: 30: 42. Она показывает, что сумма и доля федеральных налогов снизилась бы несущественно (на 188 тыс. руб.). При этом участие территории субъекта федерации (Хабаровский край) в формировании централизованных финансовых ресурсов практически не изменяется, а соотношение между субъектом федерации и муниципальными образованиями существенно увеличивается в пользу последних. Доходность местных бюджетов могла бы увеличиться в условиях 2007 г. на 12 512 млн руб. Рассмотренная ситуация типична для большинства муниципальных образований и потому предложенные меры могли бы способствовать существенному укреплению финансовой базы местного самоуправления и бюджетного федерализма.

Дефиниция налогового мониторинга логично вытекает из общего определения мониторинга как процесса систематического сбора и оценки информации с целью прогноза налоговых поступлений в бюджет соответствующей территории, выявления их резервов и принятия решений по изменению неблагоприятных тенденций.

В качестве инструмента контроля за формированием, динамикой и структурой налогового потенциала субъекта Российской Федерации является Налоговый паспорт. Он представляет собой систему показателей, сгруппированных по направлениям налоговых отношений. Процедура составления Паспорта неэффективна, так как он формируется ФНС России и передается для использования на региональный уровень с опозданием на один, два года. Таким образом, для целей экономических прогнозов развития субфедерального налогового потенциала данный документ не пригоден. Передача полномочий по его составлению на региональный уровень позволит повысить качество управления налоговыми процессами. Обоснована необходимость совершенствования Налогового паспорта и главное, формирование раздела «Налоговый потенциал субъекта РФ» на основе авторских характеристик: произведенный, номинальный и реализованный налоговые потенциалы.

Теоретическое исследование бюджетно-налоговых отношений, сущности налога и налогового потенциала, а также анализ практики их регулирования позволили обосновать ряд прикладных методических преобразований в оценке налогового потенциала, налогообложении добавленной стоимости, доходов физических лиц и мероприятий по обеспечению большей сбалансированности доходных полномочий между субъектом федерации и муниципальными образованиями. Обоснован мониторинг налогового потенциала с использованием Налогового паспорта. Совокупность изложенных теоретических положений о сущности налога, субфедеральном налоговом потенциале и методических разработок позволяет повысить эффективность бюджетно-налоговых процессов.

Заключение

.

Анализ налоговых отношений за последнее десятилетие свидетельствует о динамичности формирования налоговой системы Российской Федерации. Заложенные в 1992 г. её основы пополнялись новыми видами налогов, менялись ставки, экономические базы, процедуры исчисления, развивались программы администрирования. Тем не менее, в общественном сознании и представлениях ряда специалистов о налоговых отношениях не мало противоречивых мнений. Например, в статье 8 Налогового кодекса РФ (НК РФ) акцентируется внимание на безвозмездности налоговых платежей. Аналогичная точка зрения излагается в некоторых учебных пособиях по налогообложению. Такая характеристика принципиально не верна и противоречит характеру и содержанию государственного устройства, взаимоотношениям общества и государства, экономическому смыслу ресурсов, формируемых через налоговую систему. Все они возвращаются населению в виде денежных выплат (заработная плата работников бюджетного сектора экономики, пенсии, пособия и другие) и потребляются налогоплательщиками в форме разнообразных услуг (образование, лечение, обеспечение правопорядка, государственное и муниципальное управление и т. д.). Поэтому налог носит возмездный, но не эквивалентный характер. В этом (не эквивалентность) суть большинства коллективных фондов. Проведенный теоретический анализ позволяет сформулировать следующую дефиницию: Налог — это категория, которая характеризует экономические отношения, возникающие в процессе перераспределения доходов между: 1) различными социальными группами населения- 2) юридическими, физическими лицами, с одной стороны, и государством — с другой- 3) коммерческим и некоммерческим секторами экономики.

Данная формулировка точнее характеризует суть и содержание исследуемых экономических отношений, хотя возможны и другие уточнения.

В монографической и учебной литературе исследованы фискальная, регулирующая, социальная, контрольная, стимулирующая функции налогов. При этом авторы по-разному расставляют акценты между ними, что вполне допустимо. По нашему, мнению приведенный перечень следует дополнить воспроизводственной функцией налогов. Она носит двойственный характер. С одной стороны, налоги сужают инвестиционные возможности производителя, с другой, они активизируют воспроизводственный процесс в масштабах общества. Имеется в виду не только возобновление материальных условий хозяйственной деятельности, но и формирование ресурсов для образовательного, профессионального и духовного развития человека — инвестиции в человеческий капитал. Расширительное понимание воспроизводственной функции обогащает её содержание, повышает роль и место в воспроизводственном процессе.

В налогово-бюджетных процессах важнейшей характеристикой является налоговый потенциал. Он позволяет более точно оценить налоговую нагрузку по вертикали бюджетно-налоговых отношений, видам экономической деятельности, видам доходов и бизнеса, сформировать обоснованные трансфертные потоки денежных средств. Его сущность и дефиниция остаются дискуссионными. Нами сформулирована следующая трактовка его сущности применительно к национальной экономике в целом: Налоговый потенциал — это максимально возможные налоговые ресурсы, исчисленные в условиях полной реализации положений налогового законодательства, которыми может располагать бюджетная система в целях обеспечения расширенного воспроизводства и социального развития общества.

Налоговый потенциал это не только количественные значения налоговой нагрузки, а содержательный и сложный процесс, имеющий качественные характеристики (уровень развития бизнеса, отраслевая структура экономики, доходы населения, виды налогов, распределение нагрузки между отраслями, видами бизнеса, юридическими и физическими лицами, уровни изъятия у них доходов и другие режимы налогообложения — их состояние и динамика). Его можно оценивать по национальной экономике, субъекту федерации, муниципальному образованию, отрасли, физическим и юридическим лицам в абсолютных и относительных измерителях. Это определяется целями планирования и сферой использования. Следует также различать налоговый и бюджетный потенциалы, которые различаются на величину неналоговых доходов и других платежей.

Разнообразие экономических ситуаций и разное качественное содержание базовых подходов к оценке налогового потенциала в субъектах РФ обусловили необходимость интерпретации дефиниции налогового потенциала применительно к субфедеральному уровню. Субфедеральный налоговый потенциал — это способность субъекта федерации, его структур, в том числе экономических — различных комплексов, отраслей, предприятий, домохозяйств, использовать налоговые ресурсы, формируемые при реализации экономических возможностей производства, распределения, обмена и потребления создаваемого совокупного общественного регионального продукта (валового регионального продукта) и положений действующего налогового законодательства в целях выполнения поставленных государством задач, включая обеспечение необходимого уровня жизни населения региона и его безопасности.

Вопросы оценки налогового потенциала имеют более чем десятилетнюю историю, но достоверная методика до настоящего момента не разработана. Поэтому метод прямого счета останется доминирующем и в теории и практике моделирования налогового потенциала со всеми его вариантами. Принципиальная схема заключается в следующем: фактический налоговый потенциал определяется по сумме всех налоговых доходов. В работе предложен универсальный подход к измерению налогового потенциала через отношение налогов и других компонентов налогового потенциала к объемам производства (ВВП, ВРП, ДС). Этот подход делает методику сквозной, а значения сопоставимыми за счет применения качественно однородных показателей на всех уровнях бюджетно-налоговой системы. В работе приводятся алгоритмы (формулы) определения налогового потенциала по уровням бюджетно-налоговой системы и степени его реализации. Представлена классификация видов налогового потенциала и сформулированы факторы, определяющие налоговый потенциал субъекта федерации.

С точки зрения автора, более полной и достоверной для оценки налогового потенциала региона является сумма налогов, собранных на территории во все уровни бюджетной системы. В процессе хозяйственной деятельности используются материальные, финансовые, трудовые ресурсы хозяйствующих субъектов без учета того, что часть исчисленных налогов в последствии будет перечислена в федеральный бюджет. Поэтому объективной оценкой налогового потенциала региона является совокупность налоговых обязательств по формированию налогов во все уровни бюджетной системы.

Разное качественное содержание базовых подходов к оценке налогового потенциала и полноте его показателя позволили обосновать систему налоговых потенциалов на уровне субъекта РФ: произведенный и вмененный, реализованный и номинальный налоговые потенциалы. Налоговый потенциал, обусловленный экономикой региона (собранные налоги во все уровни бюджетов) трактуется как произведенный налоговый потенциал (ИНН). Налоговый потенциал, определенный по доходам бюджета (ограниченный налоговым и бюджетным законодательством) — вмененный налоговый потенциал (ВНП). Разница между двумя уровнями потенциала составляет сумму налогов, перечисляемых в федеральный бюджет. Сумма налоговых доходов бюджетов, внебюджетных социальных фондов является фактически сложившимся показателем на определенную дату и считается реализованным (фактическим) налоговым потенциалом — НПр. Потенциал с резервами роста налоговых поступлений (задолженность перед бюджетом, льготы, инвестиционные налоговые кредиты, отсрочки, суммы налогов, доначисленных по результатам налоговых проверок и т. д.) — номинальным налоговым потенциалом (НПн).

Несмотря на снижение ставок по отдельным видам налогов (налога на прибыль, НДС, ЕСН) налоговый потенциал национальной экономики и её звеньев до 2005 г. неуклонно повышался. Однако с 2005 г. реализованный налоговый потенциал снизился до 30,5−26% в ВВП. Этого явно недостаточно для финансирования социальных программ в условиях финансового кризиса. В то же время удельный вес консолидированного бюджета составил 40,2% ВВП, а с учётом внебюджетных социальных фондов и неналоговыми доходами по налоговым платежам — 46,8%. Недостающие доходы государство восполняет за счет усиления роли неналоговых доходов, что также ложится тяжёлым бременем на бизнес и ограничивает его инвестиционные возможности. Если учесть значительные масштабы нелегальной экономики, то данная нагрузка ещё выше и стала одной из самых высоких в мире. Дальнейшее развитие экономики, активизация инвестиционных процессов затруднительны без смягчения налоговых режимов, что должно повлечь сокращение государственных расходов абсолютно и (или) относительно. Дальнейшее сжатие налогового потенциала нежелательно, а его укрепление в условиях финансовой нестабильности должно идти по пути переориентации экономики с экспорта на перерабатывающее производство, диверсификации экономики, стимулирования внутреннего потребительского спроса, развития малого предпринимательства, направления инвестиций в человеческий капитал. Эти меры как основные и стратегические рассматривались в правительственной Программе антикризисных мер на 2009 г.

Исследование экономической деятельности с использованием произведённого и вменённого налоговых потенциалов показало, что большинство субъектов РФ, входящих в Дальневосточный федеральный округ являются финансовыми реципиентами, поскольку произведенного потенциала недостаточно для финансирования расходов бюджета. Хабаровскому краю, Приморскому краю и Сахалинской области произведенного налогового потенциала достаточно для решения экономических и социальных вопросов на своих территориях. Если же брать за основу перечисление части произведённых налогов в федеральный бюджет и учитывать трансферты, субвенции и дотации, то и эти субъекты ДФО являются реципиентами, что экономически некорректно. Поэтому в качестве одного из критериев обоснованного отнесения регионов к категории донора или реципиента предлагается использовать характеристики «произведенный» и «вмененный» налоговые потенциалы.

Налог на добавленную стоимость самый крупный в налоговой системе (22% в консолидированном бюджете и 7% в ВВП). Он сложен в администрировании и наиболее часто фигурирует в налоговых правонарушениях. Этому способствует зачетный способ его исчисления для уплаты в бюджет и возникающая вследствие этого процедура возмещения из него при различных хозяйственных ситуациях. Освобождение от уплаты НДС внутри страны по отдельным товарам и предприятиям при использовании инвойсного метода его определения приводит к тому, что эти «выпадающие» доходы бюджета возмещаются хозяйствующим субъектом, который приобретает данные товары. В результате освобождение от данного налога не снижает ресурсы бюджета национальной экономики, что подтверждено расчётами. Освобождение экспортёров от уплаты данного налога стимулирует различные незаконные схемы его возмещения из бюджета.

Поэтому предлагается принципиально новый механизм формирования НДС. Каждое предприятие начисляет данный налог на свою добавленную стоимость и перечисляет его в бюджет, в платежных документах отдельной строкой сумма НДС не указывается, книги покупок и продаж упраздняются, возмещение из бюджета при любых хозяйственных операциях не производится, налоговая декларация упрощается. Процесс значительно упрощается, а условия его криминализации почти исключаются. Все элементы добавленной стоимости учитываются в системе бухгалтерского учета, что не вызывает методических сложностей реализации этого проекта на практике.

Эффективность налоговой политики в значительной мере определяется принципами организации экономических отношений и следованию им в практике и, в частности, всеобщностью и равномерностью распределения налогов между гражданами соразмерно их доходам по принципу: выше доход — выше ставка налога. Однако некоторые экономисты и политики данное положение воспринимают как несправедливое, в результате в практику была внедрена единая ставка налога на доходы физических лиц (13%), на дивиденды резидентов Российской Федерации (9%), а также применяется слабая прогрессия ставок на недвижимое имущество физических лиц. Позиции специалистов и общественное мнение в понимании принципа справедливости налогообложения меняются, но до его реализации в практике далеко. Переход с 2001 г. на плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц переложил налоговую нагрузку с богатых на бедные слои населения и не обеспечил полной легализации заработной платы. По-прежнему значительна её доля, не учтённая в официальных документах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные материалы
  2. Конституция Российской Федерации. Москва: Издательство «Омега-Л», 2007. — 64 с.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 256 с. — (Карманный справочник юриста).
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: ГроссМедиа, 2006. -544с.
  5. О государственной налоговой службе РСФСР: Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. № 943−1 //Бюллетень нормативных актов. 1992. — № 1.
  6. О дорожных фондах в Российской Федерации: Закон РФ от 18 октября 1991 г. № 1751−1 //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. — № 44. — Ст. 1426.
  7. О налоге на добавленную стоимость: Закон РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992−1 //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. -№ 52. — Ст. 1871.
  8. О подоходном налоге с физических лиц: Закон РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998−1 //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. — № 12. — Ст. 591.
  9. Об основах налоговой системы в РФ: Закон РФ от 21 декабря 1991 г. № 2118−1 //Российская газета. 1991. — 28 декабря. — С. 4.
  10. О налоге на прибыль предприятий и организаций: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116−1 //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. — № 11. — Ст. 525.
  11. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Закон РФ от 12 августа 1995 г. № 154-ФЗ //Российская газета. 1995. — 1 сентября. — С. 4.
  12. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федер. Закон от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ//Собр. законодательства РФ. -2003. -№ 40.-Ст.3822.
  13. О федеральном бюджете на 2006 год: Федер. Закон от 26.12.2005. -№ 189-ФЗ.//Собр. законодательства РФ. 2005. — № 52. — Ст.5602.
  14. О налогах и сборах Хабаровского края: закон Хабаровского края от 30.03.1995 г. № III Сб. основных Законов Хабаровского края, принятых Хабаровской краевой Думой за период с апреля 1994 г. по сентябрь 1997 г. Вып.1. с. 56−71.
  15. О налогах и сборах Хабаровского края: Закон Хабаровского края от 24 декабря 1999 г. № 163.
  16. О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае: Закон Хабаровского края от 10.11.2005 г. № 308 // Собр. законодательства Хабаровского края. 2005. -№ 11.- с. 25−40.
  17. О бюджетной системе Хабаровского края на 1999 год: Закон Хабаровского края от 2 июня 1999 г. № 123
  18. О бюджетной системе Хабаровского края на 2000 год: Закон Хабаровского края от 28 декабря 1999 г. № 164
  19. О бюджетной системе Хабаровского края на 2001 год: Закон Хабаровского края от 27 декабря 2000 г. № 278.
  20. О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год: Закон Хабаровского края от 31 января 2002 г. № 9.
  21. О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 год: Закон Хабаровского края от 30 декабря 2002 г. № 82.
  22. О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год: Закон Хабаровского края от 29 декабря 2003 г. № 155.
  23. О краевом бюджете на 2005 год: Закон Хабаровского края от 14 февраля 2005 г. № 263.
  24. О краевом бюджете на 2006 год: Закон Хабаровского края от 28 декабря 2005 г. № 4.
  25. О краевом бюджете на 2007 год: Закон Хабаровского края от 27 декабря 2006 г. № 97.
  26. О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае: Закон Хабаровского края от 25 ноября 1998 г. № 78
  27. Об утверждении Положения о местных налогах на территории городского округа «Город Хабаровск"// Сб. нормативных актов администрации г. Хабаровска и Хабаровской городской Думы. — 2004. № 11. — с. 131 134.
  28. Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины: Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. № 685 //Российская газета. 1996. — 23 мая. — № 96.
  29. О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999—2001 годах: Постановление Правительства РФ от 30 июля 1998 г. № 862// Собр. законодательства РФ. 1998. — № 32. -Ст.3905.
  30. О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года: Постановление Правительства РФ от 15 августа 2001 г. № 584 // Собр. законодательства РФ. 2001. — № 34. -Ст.3503.
  31. Статистические сборники и словари
  32. Социально-экономическое положение Хабаровского края: Стат. сб. /Хабаровский крайкомстат г. Хабаровск, 1998. — № 12. — 127 с.
  33. Хабаровский край в 1998 году. Статистический ежегодник: Стат. сб. /Хабаровский крайкомстат г. Хабаровск, 1999. — 125 с.
  34. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. /Госкомстат России. М., 2000. — 642 с.
  35. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб./ Росстат.-М., 2006.-819 с.
  36. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. — М., 2007. 826 с.
  37. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2007: Стат. сб. / Росстат. М., 2007. — 685 с.
  38. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2008: Стат. сб. / Росстат. М., 2008. — 668 с.
  39. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: Стат. сб. / Росстат.-М., 2007. -991 с.
  40. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: Стат. сб. / Росстат. М., 2008. -999 с.
  41. Финансы России: Стат. сб. /Госкомстат России. М., 2000. — 308 с.
  42. Хабаровский край в 2000 году. Статистический ежегодник: Стат. сб. /Хабаровский крайкомстат г. Хабаровск, 2001. — 244 с.
  43. Состояние экономики Хабаровского края. 2000−2004 годы: Аналитическая записка /Хабаровскстат — г. Хабаровск, 2005. 89 с.
  44. Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года: Материалы третьего Дальневосточного международного экономического форума / Правительство Хабаровского края -Хабаровск, 2008. 47 с.
  45. И. Л. Словарь-справочник финансового менеджера. Киев: Ника-центр:Эльга, 1998. — 509 с.
  46. Большая экономическая энциклопедия. — М.: Эксмо, 2007. — 816 с.
  47. Большой экономический словарь/ Под редакцией А. Н. Азрилияна, 5-е изд., доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 2002. — 1280 с.
  48. Популярный экономико-статистический словарь-справочник/Под ред. И. И. Елисеевой. -М.: Финансы и статистика, 1993. — 192 с.327
  49. Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2006. -VI, 810 с.
  50. Терра-Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. -М.: ТЕРРА, 1998. 672 .с: ил.
  51. Экономический словарь/ Под ред. А. Н. Азрилияна. — М.: Институт новой экономики, 2007. 1152 с.
  52. Монографии, статьи и другие публикации
  53. Академик Леонид Абалкин. «У нас в запасе всего 10−15 лет"// Аргументы и факты. 2008. — № 11. — С. 11
  54. A.B. Налоговая система: реформы и эффективность // Налоговый вестник. 2001. — № 5. — С. 1−4.
  55. О.Г. Межбюджетные отношения: теория и практика реформирования / Под ред. Д.э.н. М. А. Яхъяева М.: экзамен, 2001. — 128 с.
  56. О.В. Налоговый потенциал и региональные счета // Финансы. 2000. — № 2. — С. 29.
  57. Е.В. Методика расчета индекса налогового потенциала при распределении фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации // Финансы и кредит. 2007. — № 46. — 78−80.
  58. O.E. Три уровня системы налогообложения в Российской Федерации // Аудиторские ведомости. 2001. — № 7. — С. 1−5.
  59. А. О функциях налогообложения и регулятивном значении налогов в экономике // Налоги. 2000. — Первый выпуск. — С. 16−20.328
  60. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г. В. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 550 с.
  61. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник /М.В. Романовский и др.- Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. М.: Юрайт, 1999. — 621 с.
  62. JI.A. Доходы федерального бюджета в 2008—2010 годах // Финансы 2007. — № 9. — С. 8−10.
  63. П.И. Финансовый практикум: Учебное пособие. 2-е изд., неправ. и доп. — М.: Издательство Дом «Дашков и К0», 2001. — 172 с.
  64. И.В. Налоги и налоговый потенциал региона. — Н. Новгород, -2003.-72 с.
  65. Д.А. Снижение ставки ЕСН и другие изменения в расчете соцналога и пенсионных взносов // Главбух. 2004. — № 15. — С. 17−22.
  66. C.B. О самостоятельности бюджетов в Российской Федерации // Финансы. 2007. — № 2. — С. 16−19.
  67. Н. Об источниках доходов местных бюджетов // Законодательство и экономика. 2000. — № 10 (198). — С. 15−19.
  68. Л.И. О перспективах налога на недвижимость // Налоговая политика и практика. 2007. — № 4(52). — С. 12−13.
  69. И.В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений //Финансы. 1999. — № 6. — С. 27−30.
  70. В. Социальные проблемы налогообложения в России // Налоги. 2001. — Первый выпуск. — С. 35−40.
  71. В.Н., Мамыкина H.H. Сущность и элементы налоговой политики // Финансы и кредит. 2005. № 5. С. 38
  72. Д.Ю. Доходы муниципальных образований в аспекте межбюджетных отношений // Финансы. 2007. — № 3. — С. 22−25.
  73. Н. О межбюджетных отношениях в РФ // Финансы. 2001. -№ 11.-С. 18−22.
  74. Зарплата в миллион долларов// Аргументы и факты. 2003. — № 47. -С.7.
  75. Н.Е. Теория налогов: Учеб. / Н. Е. Заяц. Мн.: БГЭУ, 2002.- 220 с.
  76. И.С., Гончаров А. И. Функциональный аспект налогообложения добавленной стоимости: теория и практика // Финансы и кредит. 2008. № 2. С.74−80
  77. М.В. Особенности влияния налогового законодательства на формирование бюджетов субъектов // Финансы. 2006. — № 3. — С. 24- 26.
  78. И.В. Финансовые проблемы муниципалитетов // Финансы. -2007.-№ 8.-С. 28−31.
  79. С.А. Реформа местного самоуправления: налоговый аспект // Финасы. 2007. — № 12. — С.7−11.
  80. Н.В. Использование налогового потенциала региона в системе государственного финансового планирования: Автореф дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук/ Н. В. Кашина X.: ХГАЭП, 2002. — 23 с.
  81. Ю.Ф., Зрелов А. П., Харламов М. Ф. Налоги и налогообложение: Конспект лекций. 3-е изд., испр. и доп. М.: Высшее образование, 2006, — С. 16.
  82. А., Мельник А. О налоговом потенциале региона // Налоги. 2000. — Первый выпуск. — С. 21−26.
  83. В.В. Социальная политика и сфера услуг: монография/В.В. Котилко, А.М. Саралидзе- Владим. гос. ун-т. Владимир: ВГУ, 2004. -455 с.
  84. А.Г., Павлов И. П., Павлов Ю. И., Паскачев А. Б. Денежно-кредитные и налоговые факторы устойчивого развития российской экономики. Монография / Чебоксары. 2003. 364 с.
  85. Ю.М. Об основных характеристиках доходных источников федерального бюджета на 2008−2010 гг. // Финасы и кредит. 2007. -№ 44. — С. 49−57.
  86. Ю.И. Финансовая политика: российский путь: Материалы к лекциям. М.: Изд-во РАГС, 2005. — 318 с.
  87. В.М. Налоговый паспорт региона: обсуждаем и предлагаем // Налоговый вестник. 2000. — № 8. — С. 16−17.
  88. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика/ Пер. 16-го англ. Изд. М.: Инфра-М, 2006. — XXXVI, 940 с.
  89. Н.И. Снижение бремени как приоритет налоговой политики // Финансы. 2007. — № 6. — С. 21−24.
  90. И.Д. Экономика: научные очерки. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Изд-во РАГС, 2005. — 540 с.
  91. Налоги и налогообложение 4-е изд. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. СПб.: Питер, 2003. — 576 е.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
  92. Налоги: Учебное пособие /Под ред. Д. Г. Черника. 5-е изд.- перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 656 е.: ил.
  93. Налоги: Учебное пособие /Под ред. Д. Г. Черника. 4-е изд.- перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 544 е.: ил.
  94. Налоговое администрирование: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 351 200 «Налоги и налогообложение» / О. А. Миронова, Ф. Ф. Ханафеев. М.: Изд-во Омега-Л, 2005. — 408 с.
  95. Национальная экономика: учебник / под ред. П. В. Савченко. — М.: Экономиста», 2005. 813 с.
  96. О бюджетной политике на 2002 год. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации // Финансы. 2001. -№ 5.- С. 3.
  97. О налоговом потенциале Хабаровского края для обеспечения вопросов краевого значения. Материалы депутатских слушаний, проведенных 29 мая 2007 г. / Законодательная Дума Хабаровского края Хабаровск, 2007. — 83 с.
  98. Е. Местные налоги и бюджеты /Власть и общество на Востоке России: итоги десятилетия и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2001.-С. 94−96.
  99. Е.С. Налоговый потенциал в системе налоговых и межбюджетных отношений. Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2006. — 194 с.
  100. Е.С. Налоговый потенциал: методика оценки и направления реформирования. Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2008. — 262 с.
  101. Е.С. Методические основы измерения налогового потенциала. Экономика, управление и право на Востоке России / Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2002. — С. 140−145.
  102. Е.С. Методологические основы модернизации налогообложения добавленной стоимости // Налоги. 2009. — № 2. — С.20−23.
  103. Е.С. Налоговый потенциал в системе налоговых отношений // Налоги. 2006. — № 3. — С.6−11.
  104. Е.С. Налоговый потенциал субъектов налоговых отношений // Финансы и кредит.- 2007.- № 32. С. 76−82.
  105. Е.С. Оптимизация налогово-бюджетных процессов в субъекте Российской Федерации. // Власть и управление на Востоке России. -2009.-№ 3.-С. 20−26.
  106. Е.С. Проблемы оптимизации налоговых отношений. Власть и управление на Востоке России //Научно-публицистический журнал. -2004.-№ 1.-С. 54−62.
  107. Е.С. Развитие субфедерального налогового потенциала в России. // Финансовая экономика. 2009. — № 5 (0,8 п.л.)
  108. Е.С. Социальные аспекты налоговых отношений. Власть и управление на Востоке России //Научно-публицистический журнал. -2001.-№ 3.-С. 41−45.
  109. ПО.Осипова Е. С. Формирование налогового потенциала в Дальневосточном федеральном округе // Власть и управление на Востоке России. -2008. -№ 1.-С.42−48.
  110. Е.С. Экономика налоговой политики и пропорции общественного производства // Налоговая политика и практика. — 2008. № 3. -С.10−16.
  111. Е.С. Экономика налоговой политики: методы оценки налогового потенциала // Государственная служба. 2006.-№ 5. — С.56−61.
  112. С. Анализ некоторых параметров налоговой системы: реалии и преувеличения // Налоги. 2000. — Первый выпуск. — С. 55−61.
  113. С. Две острые проблемы налогового реформирования // Налоги. 2001. — Первый выпуск. — С. 31−34.
  114. Осипов C. JL, Емельянов Л. П., Осипова Е. С. Управление инвестиционными процессами в муниципальных образованиях северных территорий Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2007. — 182 с.
  115. С.Л., Осипова Е. С. Налоговый потенциал: сущность и методы // Научный ежегодник ДВАГС, — Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2006. -№ 3. С.30−59.
  116. С., Осипова Е. Теоретические основы и анализ налоговой системы России //Вестник ХГАЭП. 2000. — № 1. — С. 45−50.
  117. В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2007. — 464 е.: ил.
  118. В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. Изд. 3-е доп. и перераб. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2001. — 448 с.
  119. В.Г. Налоговое бремя в Российской Федерации //Финансы. 1998.-№ 11.-С. 18−23.
  120. В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. — М.: Международный центр финасового-экономического развития, 2003. 240 с. — (Приложение к журналу «Консультант», 20 -2003).
  121. А.Б., Саакян P.A., Новикова А. И., Мельник А. Д. О налоговом паспорте субъектов Российской Федерации //Налоговый вестник. -1999.-№ 12.-С. 4−12.
  122. С. Финансовая самостоятельность муниципальных образований современной России. Понятие, оценка, пределы и достаточность // Налоги. 2002. — выпуск второй. — С. 58−66.
  123. С.Ю. Прогнозирование налоговых доходов // Финансы. -2007. № 8. — С. 76−77.
  124. Л.И. Местное самоуправление и совершенствование разграничения полномочий // Финансы. 2007. — № 9. — С. 18−20.
  125. Л.И. Об увеличении налоговых доходов местных бюджетов //Налоги. 2001. — Первый выпуск. — С. 14−22.
  126. Л.И. О местных финансах в проекте Федерального закона «О Федеральном бюджете на 2000 год». Комментарий к закону //Юридический мир. 2000. — № 1. — С. 12−18.
  127. Л.И. Реформирование межбюджетных отношений и интересы местного самоуправления //Финансы. 2001. — № 11. — С. 14−18.
  128. Л.И. Увеличение налогооблагаемой базы субъектов федерации и муниципальных образований // Финансы. — 2006. № 3. — С. 1519.
  129. Л.И. Федеральный бюджет и местные финансы //Финансы. -2000.-№ 1.-С. 14−18.
  130. А.Г. Налог на недвижимость как средство обеспечения решения вопросов местного значения // Налоги. 2007. — № 5. — С.4−7.
  131. В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. — 256 е.: ил.
  132. Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма/ Всемирный банк, М.: 1993.-е. 201.
  133. А.П. Об оценке налогового потенциала региона //Финансы. 2001. — № 3. — С. 68−69.
  134. А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит- пер. с англ.- предисл. B.C. Афанасьева. М.: Эксмо, 2007. — 960 с. (Антология экономической мысли).
  135. А.Т. Стратегические приоритеты модернизации национальной экономики России / А. Т. Спицын. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — 558 с.
  136. Среди граждан РФ 101 миллиардер // Аргументы и факты. -2008. -№ 8.-С.19.
  137. К.Х. О методике распределения федерального фонда финансовой поддержки регионов // Финансы. — 2004. № 9. — С. 15.
  138. Финансы, налоги и кредит: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб./ Под общ. ред. И. Д. Мацкуляка. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 656 с. (Учебники335
  139. Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.).
  140. Финансы предприятий: Учебник / Н. В. Колчина, Г. Б. Поляк, Л. П. Павлова и др.- Под ред. проф. Н. В. Колчиной. М.: ЮНИТИ, 2000. — 413 с.
  141. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л. А. Дробозина, Л. П. Окунева, Л. Д. Андросова и др.- Под ред. проф. Л.А. Дро-бозиной. М.: Финансы.- ЮНИТИ, 1997. 479 с.
  142. А.И., Ганнушкина Е. А. Бюджетный федерализм: российская практика и зарубежный опыт: Монография. Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2004.-162 с.
  143. В.М. налоговое регулирование: Учебное пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. М.: «Статут», 2004. — 76 с. (Серия «Библиотека налогового юриста»)
  144. Д.Г. Налог на имущество или на недвижимость // Налоговый вестник. 2001. — № 3. — С. 15−17.
  145. Н.И. Налоговый паспорт в сфере малого бизнеса //Налоговый вестник. 2001. — № 4. — С. 35−36.
  146. М.Н. Налоговый потенциал региона: проблемы оценки, формирования и эффективного использования //Налоговый вестник. -2001.-№ 1.-С. 31−33.
  147. Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. «Менеджмент», М.: Экономика, 2000. 382 с.
  148. Ю.Д. Система социальных платежей в странах с развитой рыночной экономикой// Налоговая политики и практика. — 2007. № 1.-С. 46- 48.
  149. П.Н., Белотелова Н. П. Финансы: Учебное пособие (с применением структурно-логических схем). 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2001. — 452 с.336
  150. Экономика налоговой политики. Пер. с англ./ Под ред. Майкла П. Девере, М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2001. — 328 с.
  151. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А. Г. Грязновой, Т.В. Че-челевой. М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 592 с.
  152. И.Л. Трансформация роли и места налоговых отношений в современной экономической системе // Финансы и кредит.- 2007. № 39. -С. 43−51.
  153. Т.Ф. налоги и налогообложение: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 1999.-429 с.
  154. Официальный сайт газеты «Учет. Налоги. Право»:http:// www, gazeta-unp .ru.
  155. Официальный сайт журнала «Главбух»:http://www.glavburh.ru.
Заполнить форму текущей работой