Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Экономический анализ общества с ограниченной ответственностью «Агат»

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возглавляет работу: по подготовке и утверждению рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и аналитические счета, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, форм внутренней бухгалтерской отчетности; по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия… Читать ещё >

Экономический анализ общества с ограниченной ответственностью «Агат» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

/

  • Содержание
  • Введение
  • 1. Организационная и экономическая характеристика Общества с ограниченной ответственностью «Агат»
  • 1.1 Общая характеристика ООО «Агат»
  • 1.2 Анализ организационно-экономических характеристик предприятия
  • 2. Методика экономической оценки. Анализ результатов работы и финансового состояния предприятия
  • 2.1 Информационная база для анализа финансового состояния предприятия
  • 2.2 Признаки «хорошего баланса»
  • 2.3 Горизонтальный и вертикальный анализ «бюджетных показателей»
  • 2.4 Анализ финансового состояния предприятия
  • 2.5 Анализ деловой активности предприятия
  • 2.6 Анализ ликвидности ООО «Агат»
  • 2.7 Анализ финансовой устойчивости предприятия ООО «Агат»
  • Заключение
  • Список используемой литературы
  • Приложения
  • Дневник по производственной практике
  • Характеристика

Производственная практика является одним из этапов подготовки специалистов, целью которой является: получение более глубоких знаний, практических навыков, которые в дальнейшем обеспечат успешную трудовую деятельность, а так же, подготовка к написанию отчетной работы. Для достижения поставленных целей, нужно выполнить ряд задач.

Задачами практики являются:

· знакомство с организацией работы конкретного предприятия;

· приобретение начальных навыков по исследованию деловых и процессуальных документов;

· сбор данных для выполнения курсовых работ и проектов;

· формирование навыков практической работы посредством участия в повседневной деятельности органов управления предприятием, финансово-экономических служб.

В данном отчете описывается Общество с ограниченной ответственностью «Агат». Организация создана в октябре 2007 года. Основная отрасль деятельности компании — это торговля продуктами питания.

Материалами для анализа служат: годовой бухгалтерский отчет, текущая статистическая и оперативная отчетность, нормативные документы и другие источники. Особое внимание уделялось ознакомлению с формами бухгалтерской и статистической отчетности по основным показателям хозяйственной деятельности.

1. Организационная и экономическая характеристика Общества с ограниченной ответственностью «Агат»

1.1 Общая характеристика ООО «Агат»

Общество с ограниченной ответственностью «Агат» занимается продажей продуктов питания. Создано в октябре 2007 года. Располагается по адресу: г Челябинск, Копейское шоссе, д. 1-п.

Связь с центрами сбыта и снабжения осуществляется с помощью автотранспорта.

Фирма занимается следующими видами деятельности:

1) Продажа продуктов питания.

2) Доставка продукции потребителям.

При этом предприятие ставит перед собой следующие цели:

1. Повышать квалификацию кадров раз в 5 лет.

2. Расширение ассортимента до 5000 наименований продуктов питания и к 09 января 2012 года.

3. Увеличение объёма продаж до 1 500 000 рублей в месяц к концу 2012 года.

Для достижения поставленных целей, организации нужно решить следующие задачи:

· Постоянное обновление продукции.

· Доходность от продукции.

· Привлечение большего числа поставщиков.

· Расширение компании.

· Подготовка и переобучение работников компании.

· Реклама товаров.

· Выход на новые рынки и сегменты рынка.

При грамотном решении поставленных задач, будут достигнуты все поставленные цели.

На данном этапе развития фирма только начинает завоевывать рынок потребителей, заключает договора с поставщиками.

И все же, можно с уверенностью сказать, что продукты питания — самый необходимый товар, спрос на который будет всегда, поэтому дальнейшее существование и развитие предприятия возможно. Кроме того, предприятие заключило договор с комитетом по образованию на поставку продуктов питания в дошкольные учебные заведения (ДОУ), так же существует договорённость с магазинами и складами, что свидетельствует об успешной работе фирмы.

Прежде всего, фирма ориентирована на продажу продуктов питания населению со средним достатком. Большое количество поставщиков (более 30) обеспечивает гибкую ценовую политику, высокое качество продукции и ассортимент. Благодаря этим трем факторам, продукция является конкурентоспособной.

Продукты питания — это товар, подверженный сезонным колебаниям, то есть летом в большем объеме покупаются напитки, а зимой мясные продукты, консервы. Однако спрос на продукты питания будет всегда, не зависимо от финансового состояния населения. Платежеспособность населения влияет на потребляемые продукты. Ассортимент продуктов позволяет удовлетворить потребности населения со средним достатком.

Так же, организация оказывает услугу доставки товаров потребителям по средствам автотранспорта.

1.2 Анализ организационно-экономических характеристик предприятия

1) Структура товарной продукции

В таблице 1.1 приведены группы товаров и их процентное соотношение от общего количества продаваемой продукции.

Таблица 1.1 Процентное соотношение групп товаров

Группы продуктов

Доля группы, %

Сыпучие продукты

Полуфабрикаты

Кондитерские изделия

Масло

Напитки

Заморозка

Из данных таблицы видно, что больше всего (29%) покупаются — это различные крупы, мука, сахар. На втором месте — заморозка (замороженные полуфабрикаты, рыба, мясо, овощи) — 24%. На третьем — полуфабрикаты (19%). Такое соотношение можно объяснить высоким спросом среди потребителей, не зависимо от сезонов.

2) SWOT-анализ организации

SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и принимать взвешенные решения, касающиеся развития бизнеса.

Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, изображенной на рисунке 1.

Рисунок 1.1 — Матрица SWOT-анализа

В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

Сильные стороны — то, в чем предприятие преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве продукции, известности торговой марки и т. п.

Слабые стороны — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования и т. п.

Возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т. п.

Угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т. п.

В таблице 1.2 приведены результаты проведенного SWOT-анализа ООО «Агат».

Таблица 1.2Результаты SWOT-анализа

Сильные стороны

Возможности

Угрозы

Сплоченный коллектив,

Повышение профессионализма персонала

Появление новых конкурентов

Наличие неохваченных фирмой перспективных рынков или новых сегментов рынка

Освоить перспективные рынки и сегменты

Сезонные колебания

Наличие на рынке поставщиков качественных продуктов питания

Заключать договоры с поставщиками

Возрастающее давление на цены у поставщиков

Сотрудничество с поставщиками качественных продуктов питания

Убедить потребителей в качестве товара и доступности цены

Гибкая ценовая политика

Ориентироваться на предпочтения потребителя

Обучать персонал, отправлять на курсы повышения квалификации

Налаженная схема распределения обязанностей

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

Предприятию менее года

Продажа качественной продукции

Сотрудничать с новыми конкурентами

Недостаточность денежных средств

Выход на новые рынки

Закупать товар исходя из сезона

Слабый маркетинг

Обучение персонала маркетингу

Привлечение большего количества поставщиков

3) Оценка потребителей (клиентов) предприятия

В таблице 1.3 приведен анализ клиентов компании, покупаемые ими товары и вид торговли.

Таблица 1.3

Наименование потребителя

Покупаемые продукты

Вид торговли

Склады

Все виды продуктов

Опт

Магазины

Все виды продуктов

Опт, мелкий опт

ДОУ

Соки, нектары, джемы, варенье, повидло, томатная паста, мука, крупы, масло, выпечка, кондитерские изделия, сахар, соль, консервы, мясо птицы

Мелкий опт, розница

Население

Все виды продуктов

Мелкий опт, розница

Опт обозначает, что клиент покупает крупную партию товара, например, несколько (5−10 и более) упаковок сока.

Мелкий опт — клиент покупает небольшую партию товара, например, 1−2 упаковки слабоалкогольных напитков.

Розница — товар покупается поштучно, например, булка хлеба, банка повидла и т. д.

Как видно из таблицы, склады покупают продукты оптом, следовательно, для фирмы являются предпочтительнее, так как приносят наибольший доход, хотя, со складами могут поспорить магазины. Магазины так же покупают товар оптом, но некоторые партии им выгоднее брать мелким оптом. Население предпочитает покупать продукты питания в магазинах, поэтому для фирмы является наименее прибыльным.

Таким образом, основными клиентами фирмы являются склады и магазины.

От производителей продуктов питания, товары идут на склады и в ООО «Агат». Часть товаров со складов, так же поступает в организацию, откуда далее продукты развозятся в ДОУ, магазины и склады. Население, как правило, вывозит продукты самостоятельно, однако, если клиент не имеет возможности вывести товар самостоятельно, то организация оказывает услугу доставки покупаемого товара потребителю.

Движение товаров от производителей к потребителям показано на рисунке 3.2 «Реализация товаров».

4) Управление персоналом в ООО «Агат».

Должностные обязанности директора:

— Руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

— Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, направляет их деятельность на повышение эффективности работы предприятия, рост объемов сбыта продукции и увеличение прибыли, качества и конкурентоспособности продукции, ее соответствие мировым стандартам в целях завоевания отечественного и зарубежного рынка и удовлетворения потребностей населения в соответствующих видах отечественной продукции.

— Обеспечивает выполнение предприятием всех обязательств перед федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, включая учреждения банка, а также хозяйственных и трудовых договоров (контрактов) и бизнес-планов.

— Принимает меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды.

— Обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, материальных и моральных стимулов повышения эффективности производства, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки.

— Совместно с трудовыми коллективами и профсоюзными организациями обеспечивает на основе принципов социального партнерства разработку, заключение и выполнение коллективного договора, соблюдение трудовой и производственной дисциплины, способствует развитию трудовой мотивации, инициативы и активности рабочих и служащих предприятия.

— Решает вопросы, касающиеся финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в пределах предоставленных ему законодательством прав, поручает ведение отдельных направлений деятельности другим должностным лицам — заместителям директора, руководителям производственных единиц и филиалов предприятий, а также функциональных и производственных подразделений.

— Обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия и осуществлении его хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления и функционирования в рыночных условиях, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений, обеспечения инвестиционной привлекательности предприятия в целях поддержания и расширения масштабов предпринимательской деятельности.

— Защищает имущественные интересы предприятия в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления.

Должностные обязанности главного бухгалтера:

— Организует работу по постановке и ведению бухгалтерского учета организации в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации о ее финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении.

— Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности организации, позволяющую своевременно получать информацию для планирования, анализа, контроля, оценки финансового положения и результатов деятельности организации.

— Возглавляет работу: по подготовке и утверждению рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и аналитические счета, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, форм внутренней бухгалтерской отчетности; по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия, состояния и оценки; по организации системы внутреннего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, соблюдением порядка документооборота, технологии обработки учетной информации и ее защиты от несанкционированного доступа.

— Руководит формированием информационной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета, обеспечивает предоставление необходимой бухгалтерской информации внутренним и внешним пользователям.

— Организует работу по ведению регистров бухгалтерского учета на основе применения современных информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, исполнению смет расходов, учету имущества, обязательств, основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств, финансовых, расчетных и кредитных операций, издержек производства и обращения, продажи продукции, выполнения работ (услуг), финансовых результатов деятельности организации.

— Обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств.

— Обеспечивает контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов.

— Организует информационное обеспечение управленческого учета, учет затрат на производство, составление калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг), учет по центрам ответственности и сегментам деятельности, формирование внутренней управленческой отчетности.

— Обеспечивает: своевременное перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в кредитные организации, средств на финансирование капитальных вложений, погашение задолженностей по ссудам; контроль за расходованием фонда оплаты труда, организацией и правильностью расчетов по оплате труда работников, проведением инвентаризаций, порядком ведения бухгалтерского учета, отчетности, а также проведением документальных ревизий в подразделениях организации.

— Принимает участие в проведении финансового анализа и формировании налоговой политики на основе данных бухгалтерского учета и отчетности, в организации внутреннего аудита; подготавливает предложения, направленные на улучшение результатов финансовой деятельности организации, устранение потерь и непроизводительных затрат.

— Ведет работу по обеспечению соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, смет расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь.

— Участвует в оформлении документов по недостачам, незаконному расходованию денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролирует передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы.

— Обеспечивает составление отчета об исполнении бюджетов денежных средств и смет расходов, подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.

— Обеспечивает сохранность бухгалтерских документов и сдачу их в установленном порядке в архив.

— Оказывает методическую помощь руководителям подразделений и другим работникам организации по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и анализа хозяйственной деятельности.

— Руководит работниками бухгалтерии, организует работу по повышению их квалификации.

Должностные обязанности начальника отдела сбыта:

— Осуществляет рациональную организацию сбыта продукции предприятия, ее поставку потребителям в сроки и объеме в соответствии с заказами и заключенными договорами.

— Обеспечивает участие отдела в подготовке прогнозов, проектов перспективных и текущих планов производства и реализации продукции, проведении маркетинговых исследований по изучению спроса на продукцию предприятия, перспектив развития рынков сбыта.

— Организует подготовку и заключение договоров на поставку продукции потребителям, согласование условий поставок.

— Возглавляет работу по составлению планов поставок и их увязку с планами производства с целью обеспечения сдачи готовой продукции производственными подразделениями в сроки, по номенклатуре, комплектности и качеству в соответствии с заказами и заключенными договорами.

— Принимает меры по выполнению плана реализации продукции, своевременному получению нарядов, спецификаций и других документов на поставку.

— Обеспечивает контроль выполнения подразделениями предприятия заказов, договорных обязательств, состояние запасов готовой продукции на складах.

— Организует приемку готовой продукции от производственных подразделений на склады, рациональное хранение и подготовку к отправке потребителям, определение потребности в транспортных средствах, механизированных погрузочных средствах, таре и рабочей силе для отгрузки готовой продукции.

— Осуществляет разработку и внедрение стандартов предприятия по организации хранения, сбыта и транспортировки готовой продукции, а также мероприятий по совершенствованию сбытовой сети, форм доставки продукции потребителям, сокращению транспортных затрат, снижению сверхнормативных остатков готовой продукции и ускорению сбытовых операций.

— Принимает участие в организации выставок, ярмарок, выставок-продаж и других мероприятиях по рекламе продукции.

— Организует оптовую торговлю выпускаемой предприятием продукции.

— Принимает меры по обеспечению своевременного поступления средств за реализованную продукцию.

— Участвует в рассмотрении поступающих на предприятие претензий потребителей и подготовке ответов на предъявленные иски, а также претензий потребителям при нарушении ими условий договоров.

— Обеспечивает учет выполнения заказов и договоров, отгрузки и остатков нереализованной готовой продукции, своевременное оформление сбытовой документации, составление предусмотренной отчетности по сбыту (поставкам), о выполнении плана реализации.

— Координирует деятельность складов готовой продукции, руководит работниками отдела.

Должностные обязанности кассира:

— Осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность.

— Получает по оформленным в соответствии с установленным порядком документам денежные средства и ценные бумаги в учреждениях банка для выплаты рабочим и служащим заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов.

— Ведет на основе приходных и расходных документов кассовую книгу, сверяет фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком.

— Составляет описи ветхих купюр, а также соответствующие документы для их передачи в учреждения банка с целью замены на новые.

— Передает в соответствии с установленным порядком денежные средства инкассаторам.

— Составляет кассовую отчетность.

Должностные обязанности экспедитора по перевозке грузов:

— Принимает грузы со складов в соответствии с сопроводительными документами.

— Проверяет целостность упаковки (тары).

— Контролирует наличие приспособлений для перевозки грузов и санитарное состояние соответствующих видов транспорта, предназначенных для перевозки, правильность проведения погрузочно-разгрузочных работ, размещение и укладку грузов.

— Сопровождает грузы к месту назначения, обеспечивает необходимый режим хранения и сохранность их при транспортировке.

— Сдает доставленный груз, оформляет приемо-сдаточную документацию.

— При необходимости участвует в составлении актов на недостачу, порчу грузов и других документов.

5) Информационное обеспечение управления

ООО «Агат» имеет 4 компьютера, 3 из которых с конфигурацией (система Microsoft Windows XP 2000, Celeron 2,666 Hz, 512 Mб ОЗУ), и один (система Windows XP 2000, Celeron 2,666 Hz, 256 Mб ОЗУ); также имеется 2 принтера и 2 сканера.

Преобладающие программы на компьютерах: 1С: Предприятие 8, Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Office Document Scanning

Программное обеспечение фирмы 1С Предприятие 8 с комплексной конфигурацией. Система программ «1С: Предприятие» предоставляет широкие возможности ведения автоматизированного учета на предприятиях, в организациях и учреждениях, независимо от их вида деятельности и формы собственности.

Данная конфигурация обеспечивает интегрированное ведение учета: единую систему нормативно-справочной информации, автоматическое отражение торгово-складских операций и расчета зарплаты в бухгалтерском учете, финансовый и управленческий учет.

2. Методика экономической оценки. Анализ результатов работы и финансового состояния предприятия

2.1 Информационная база для анализа финансового состояния предприятия

Для проведения финансового анализа необходимо иметь достаточное информационное обеспечение и квалифицированный персонал, способный к разработке и реализации методик финансового анализа с использованием современных компьютерных технологий.

Основным источником аналитической информации при анализе финансового состояния организации является ее бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Бухгалтерская отчетность:

· Бухгалтерский баланс (форма № 1).

· Отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

· Отчет об изменениях капитала (форма № 3).

· Отчет о движении денежных средств (форма № 4).

· Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Кроме форм бухгалтерской отчетности финансовый анализ использует данные управленческого учета, выборочные учетные данные, статистическую отчетность, нормативно-плановую информацию.

Для анализа финансового состояния предприятия берем периоды с 2010 по 2011 год — на начало и на конец периода соответственно.

2.2 Признаки «хорошего баланса»

В общих чертах признаками «хорошего» баланса с точки зрения повышения (роста) эффективности являются:

1) валюта баланса в конце отчетного периода увеличилась по сравнению с началом;

2) темпы прироста оборотных активов выше, чем темпы прироста внеоборотных активов;

3) собственный капитал организации превышает заемный и темпы его роста выше, чем темпы роста заемного капитала;

4) темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности примерно одинаковые.

5) коэффициент текущей ликвидности > 2,0;

6) отсутствие резких изменений в отдельных статьях баланса;

7) в балансе отсутствуют «больные» статьи (убытки, просроченная задолженность банкам и бюджету);

8) у предприятия запасы не превышают минимальную величину источников их формирования (собственных оборотных средств, долгосрочных кредитов и займов, краткосрочных кредитов и займов).

Анализируя предприятие ООО «Агат» можно сделать следующие выводы:

1) валюта баланса по окончании анализируемого периода увеличилась. Прирост составил 25%, что свидетельствует об эффективном развитии предприятия;

2) темпы прироста оборотных активов выше темпов прироста внеоборотных активов на 8%, что так же является положительным качеством для предприятия;

3) собственный капитал превышает заемный капитал предприятия, но темпы прироста его меньше чем заемного. Это свидетельствует о большом привлечении заемных средств;

4) темпы прироста кредиторской задолженности в 2 раза больше темпов прироста дебиторской задолженности. Это свидетельствует об отсрочках платежа и нерегулярных выплат поставщикам и кредиторам.

5) коэффициент текущей ликвидности снизился по сравнению с предыдущим периодом и составил 0,45. На это повлияло в первую очередь большая доля заемного капитала на предприятии;

6) на предприятии практически отсутствуют резкие изменения в статьях баланса. Самое важное изменение состоит в увеличении кредиторской задолженности в 2 раза — это является «больной статьей» баланса;

7) уровень запасов предприятия не превышает ни одну из статей источников их формирования.

2.3 Горизонтальный и вертикальный анализ «бюджетных показателей»

1) Горизонтальный анализ.

В процессе анализа в первую очередь следует изучить динамику активов организации, изменение в их составе и структуре и дать им оценку. Для этого проведем горизонтальный анализ активов ООО «Агат». Горизонтальный анализ позволяет проводить сравнение каждой позиции баланса на сегодняшний момент с предыдущим периодом. Для анализа составляем аналитический баланс активов ООО «Агат» .

АКТИВ

На начало периода

На конец периода

Отклонение

абс.значение

%

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

— 423

— 20,79%

Основные средства

21,68%

Незавершенное строительство

94,22%

Доходные вложения в материальные ценности

Долгосрочные финансовые вложения

— 18 650

— 4,58%

Прочие внеоборотные активы

ИТОГО по разделу I

23,90%

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы

35,29%

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

213,76%

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

16,91%

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

11,11%

Краткосрочные финансовые вложения

— 1524

— 48,92%

Денежные средства

8,81%

Прочие оборотные активы

ИТОГО по разделу II

32,35%

БАЛАНС

25,18%

Горизонтальный анализ активов ООО «Агат» показывает, что абсолютная их сумма за отчетный период возросла на 3,31млн. рублей, или на 25,18%. Можно сделать вывод, что организация повышает свой экономический потенциал.

С точки зрения структуры активов наблюдаемое увеличение произошло в основном за счет роста оборотных активов — на 32,35%. В тоже время увеличение внеоборотных активов за аналогичный период составило 23,9%.

Увеличение оборотных активов произошло за счет увеличения запасов организации на 35,29%. Рассматривая увеличение товарных запасов и рост такого показателя как денежные средства (8,8%) можно предположить, что организация не испытывает финансовые затруднения.

Следует отметить, что за рассматриваемый период большая часть дебиторской задолженности ООО «Агат» была краткосрочной и платежи по ней ожидались в течении 12 месяцев после отчетной даты. Однако наблюдается ее рост (на 11,11%), что ухудшает ликвидность текущих активов.

Анализируя состав внеоборотных активов можно отметить, что увеличение произошло за счет изменения в составе незавершенного строительства (94,22%).

Второй составляющей проведения анализа финансового состояния организации является оценка источников образования средств организации.

Для проведения оценки источников используют данные горизонтального анализа пассивов баланса.

ПАССИВ

На начало периода

На конец периода

Отклонение

абс.значение

%

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал

0,00%

Добавочный капитал

— 25 051

— 0,59%

Резервный капитал

33,86%

Нераспределенная прибыль прошлых лет

— 385 860

— 11,04%

Нераспределенная прибыль отчетного года

100,00%

ИТОГО по разделу III

12,85%

IV. Долгосрочные Займы и кредиты

— 510 311

— 63,07%

Прочие долгосрочные обязательства

14,00%

ИТОГО по разделу IV

— 387 654

— 23,01%

V. Краткосрочные Займы и кредиты

58,17%

Кредиторская задолженность

137,18%

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

270,73%

Доходы будущих периодов

10,76%

ИТОГО по разделу V

106,08%

Увеличение пассивов ООО «Агат» произошло на 3,31 млн. рублей. Увеличение произошло в основном за счет увеличения кредиторской задолженности и задолженности по выплате доходов, 137,18% и 270,73% соответственно. На конец анализируемого периода обязательства ООО «Агат» практически полностью состоят из кредиторской задолженности.

Увеличение собственного капитала произошло на 12,85%. Увеличение собственного капитала произошло за счет накопленной прибыли в размере 1,5 млн. рублей. Несмотря на увеличение собственного капитала добавочный и уставный капитал организации остался практически неизменным.

Таким образом, на основании проведенного горизонтального анализа можно сказать, что финансово-хозяйственная деятельность ООО «Агат» способствовала увеличению его собственного капитала. Однако рост кредиторской задолженности говорит о том, что ООО «Агат» испытывает недостаток в собственных оборотных средствах, и ее текущая деятельность финансировалась в основном за счет привлеченных средств.

2) вертикальный анализ баланса предприятия

Вертикальный анализ предполагает изучение соотношения разделов и статей баланса, т. е. их структуру. Вертикальный анализ проводиться при помощи аналитической таблицы и предполагает изучение изменений удельных весов статей актива и пассива баланса с целью прогнозирования изменения их структуры.

Вертикальный анализ дополняет горизонтальный анализ.

Для проведения вертикального анализа составим аналитические таблицы.

АКТИВ

На начало периода

На конец периода

Измене-ние удельн. веса, %

Стоимость

Удельный вес актива в общей величине, %

Стоимость

Удельный вес актива в общей величине, %

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

0,02%

0,01%

— 0,01%

Основные средства

78,01%

75,83%

— 2,18%

Незавершенное строительство

3,73%

5,79%

2,06%

Долгосрочные финансовые вложения

3,10%

2,36%

— 0,74%

ИТОГО по разделу I

84,85%

83,99%

— 0,87%

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

0,00%

0,00%

0,00%

Запасы

3,28%

3,55%

0,27%

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

1,21%

3,03%

1,82%

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

0,41%

0,38%

— 0,03%

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

8,71%

7,73%

— 0,98%

Краткосрочные финансовые вложения

0,02%

0,01%

— 0,01%

Денежные средства

1,52%

1,32%

— 0,20%

ИТОГО по разделу II

15,15%

16,01%

0,87%

БАЛАНС

100%

100%

В структуре активов баланса ООО «Агат» значительная доля принадлежит внеоборотным активам. На начало периода величина внеоборотных активов составила 84,86% от их общей величины, а на конец года — 83,99%. Прослеживается небольшая тенденция уменьшения доли этого вида активов.

Основное снижение удельного веса этого вида активов произошло в части уменьшения удельного веса основных средств на 2,18%. Уменьшение удельного веса основных средств связано в основном с ликвидацией устаревшего оборудования.

В структуре оборотных активов наблюдается небольшая тенденция к увеличению — на 0,87%. Их доля в общей структуре активов на конец периода составила 16,01%.

В структуре оборотных активов в ООО «Агат» преобладал дебиторская задолженность, доля которых по состоянию на начало периода составляла 8,71%. В течении отчетного периода произошло уменьшение дебиторской задолженности и их доля на конец периода составила 7,73%.

Значительный удельный вес в оборотных активах на начало периода имели товарные запасы -3,28%. За рассматриваемый период наблюдается тенденция их увеличения в оборотных активах ООО «Агат» .

Таким образом, оборотные активы организации ООО «Агат» характеризуются большой долей авансов, выданных поставщикам, незначительной долей товарных запасов и денежных средств, что ухудшает ликвидность текущих активов.

В состав пассивов входит собственный капитал и краткосрочные обязательства. Поэтому по удельному весу пассивов можно сделать вывод об изменении источников финансово-хозяйственной деятельности ООО «Агат»

ПАССИВ

На начало периода

На конец периода

изменение удельного веса,%

Стоимость

Удельный вес актива в общей величине, %

Стоимость

Удельный вес актива в общей величине, %

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал

9,87%

7,88%

— 1,98%

Добавочный капитал

32,23%

25,60%

— 6,64%

Резервный капитал

0,36%

0,38%

0,02%

Нераспределенная прибыль прошлых лет

26,58%

18,89%

— 7,69%

Нераспределенная прибыль отчетного года

9,48%

9,48%

ИТОГО по разделу III

69,04%

62,24%

— 6,80%

IV. Долгосрочные Займы и кредиты

6,15%

1,81%

— 4,34%

Прочие долгосрочные обязательства

6,66%

6,06%

— 0,59%

ИТОГО по разделу IV

12,81%

7,88%

— 4,93%

V. Краткосрочные Займы и кредиты

5,58%

7,05%

1,47%

Кредиторская задолженность

10,73%

20,34%

9,60%

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

0,42%

1,24%

0,82%

Доходы будущих периодов

1,42%

1,26%

— 0,16%

ИТОГО по разделу V

18,15%

29,89%

11,73%

БАЛАНС

100%

100%

0,00%

За анализируемый период в ООО «Агат» происходило снижение доли собственного капитала с 69,04% до 62,24%.

Долгосрочных обязательств ООО «Бриз» в рассматриваемый период было не очень много — 7,88%. Если принимать во внимание возможность замены краткосрочных обязательств долгосрочными, то преобладание краткосрочных источников в структуре заемных средств является негативным фактом, который характеризует ухудшение структуры баланса и повышение риска утраты финансовой устойчивости.

Удельный вес краткосрочных обязательств в анализируемом периоде увеличился на 11,73% в общем объеме пассивов ООО «Агат» .

Это говорит о том, что организация не смогла мобилизовать внутренние ресурсы на оплату кредиторской задолженности.

Таким образом на основании проведенного горизонтального и вертикального анализа можно сказать, что финансово-хозяйственная деятельность ООО «Агат» не способствовала увеличению его собственного капитала. Однако рост краткосрочной кредиторской задолженности говорит о том, что ООО «Агат» испытывает недостаток в собственных оборотных средствах, и ее текущая деятельность финансировалась в основном за счет привлеченных средств.

2.4 Анализ финансового состояния предприятия

Доля основного и оборотного капитала в структуре активов:

Таблице 2.1

Показатели

На начало периода

На конец периода

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

11 162 436

13 830 663

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

1 992 286

2 636 801

БАЛАНС (сумма строк 190 + 290)

13 154 722

16 467 464

Совокупный капитал предприятия за анализируемый период увеличился на 3,31 млн руб. или на 25,2%. Причем увеличение внеоборотных активов составило 2,67 млн руб. или 23,9%, увеличение оборотных активов 0,64 млн руб. или 32,4%. Рост показателей свидетельствует о расширении деятельности предприятия. «Молодость» компании и отраслевая принадлежность в большей степени будет определять значительную долю внеоборотных средств в общей величине активов.

Таблица 2.2

Показатели

На начало периода

На конец периода

Выручка от продаж

8 218 489

10 531 981

Основные средства

10 262 083

12 486 729

Материальные затраты

822 009

1 052 881

ФОНДООТДАЧА

80,086%

84,345%

МАТЕРАЛОЕМКОСТЬ

10,002%

9,997%

Фондоотдача за анализируемый период увеличилась на 4,26% что связано в первую очередь с опережающим ростом выручки по сравнению с величиной основных производственных фондов (основных средств). Несмотря на примерно одинаковое абсолютное изменение исследуемых величин за анализируемый период выручка от продаж увеличилась на 2,31 млн руб. или на 28%, а величина основных средств увеличилась на 2,22 млн руб. или на 22%. Изменение материалоемкости за анализируемый период практически не произошло вследствие одинакового относительного изменения выручки от продаж и материальных затрат на 28%. Значение материалоемкости составило на конец периода около 10%.

Анализ структуры себестоимости продукции показал, что наибольший вес в ней занимают оплата труда с социальными отчислениями и прочие затраты, занимающие на конец анализируемого периода 32,1% и 22,6% соответственно. Незначительную долю занимают материальные затраты и амортизация, 10% и 7,7% соответственно. За анализируемый период не произошло значительного изменения затрат. Максимальному изменению подверглись прочие затраты — увеличение за период составило 1,7% (за счет роста арендной платы на 2,2%). Остальные статьи затрат изменились менее, чем ±0,6%.

г) Сопоставить темпы роста;

· себестоимости и объема продаж

· постоянных затрат и объема продаж

· активов и объема продаж:

Таблица 2.3

Показатели

На начало периода

На конец периода

Темп прироста

Выручка от продажи

8 218 489

10 531 981

28,15%

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

6 058 488

7 834 789

29,32%

Постоянные затраты

2 489 350

3 327 455

33,67%

Величина баланса-нетто (активы)

13 154 216

16 467 464

25,19%

Себестоимость — объем продаж:

за анализируемый период произошел рост выручки и себестоимости, на 28,2% и 29,3% соответственно, однако тенденцию незначительно опережающего роста себестоимости над выручкой нельзя классифицировать как положительную.

Постоянные затраты — себестоимость — объем продаж:

за анализируемый период произошел рост выручки и постоянных затрат на 28,2% и 33,7% соответственно. Опережающий рост постоянных затрат над себестоимостью (29,3%) увеличивает операционный рычаг, т. е. наряду с увеличением «бизнес"-риска увеличивается вероятность повышения операционной прибыли предприятия. Однако постоянные материальные расходы должны покрываться постоянными доходами — выручкой, а ее динамика за анализируемый период неудовлетворительна.

Активы — объем продаж:

за анализируемый период произошел рост выручки и активов предприятия на 28,2% и 25,2% соответственно. Это косвенно свидетельствует об эффективном использовании активов предприятия.

д) Структура текущих активов:

Таблица 2.4

Показатели

На начало периода

На конец периода

Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

202 480

218 525

Краткосрочная дебиторская задолженность

1 145 556

1 272 783

Запасы и НДС:

590 814

1 083 019

из них налог на добавленную стоимость

158 962

498 762

ИТОГО текущих активов

1 938 850

2 574 327

Анализ структуры текущих активов показал, что наибольший вес в общей величине на начало периода занимали краткосрочная дебиторская задолженность и запасы — 59,1% и 30,5% соответственно. На конец анализируемого периода ситуация немного изменилась в сторону увеличения доли запасов и уменьшения доли средств в расчетах — 49,4% и 42,1% соответственно.

Анализ динамики текущих активов показал, что текущие активы увеличились на 0,635 тыс. руб. или на 32,8%, и составили на конец периода 2,57 млн руб. Наибольший прирост испытали запасы (в т.ч. НДС) — рост произошел на 0,492 тыс. руб. и составил 83,3%. Остальные статьи текущих активов — денежные средства и средства в расчетах — имеют незначительные отклонения: 7,9% и 11,1% соответственно.

Полученные данные анализа структуры и динами текущих активов позволяют сделать следующее заключение:

· компания придерживается агрессивной кредитной политики стимулирования продаж (рассрочка платежа, скидки):

· создание материальной базы для дальнейшего развития бизнеса (рост запасов и НДС, рост доли и объема последнего свидетельствует о росте задолженности бюджета по данному налогу перед предприятием)

Таблица 2.5

Показатели

На начало периода

На конец периода

Запасы

431 852

584 257

Выручка от продажи

8 218 489

10 531 981

Количество дней в периоде

Оборачиваемость запасов, в оборотах

19,03

18,03

Оборачиваемость запасов, в днях

19,18

20,25

Оборачиваемость запасов (без НДС) за анализируемый период, несмотря на опережающие темпы прироста запасов над выручкой — увеличение на 35,3% и на 28,2% соответственно, практически не изменилась — уменьшение оборачиваемости в оборотах с 19 до 18, и в днях 19,2 до 20,3. Подобное замедление оборачиваемости нельзя признать критичным.

Таблица 2.6

Показатели

На начало периода

На конец периода

Величина баланса-нетто (активы)

13 154 216

16 467 464

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

6 058 488

7 834 789

Реальный собственный капитал

9 081 060

10 248 570

Валовая прибыль

2 160 001

2 697 192

Чистая прибыль

977 933

1 561 915

Рентабельность капитала предприятия

7,43%

9,48%

Рентабельность продукции

35,65%

34,43%

Рентабельность собственного капитала

10,77%

15,24%

За анализируемый период темпы прироста выручки (+28,2%) и чистой прибыли (+59,7%) больше темпов прироста активов («всего» +25,2%), следовательно, можно говорить о повышении эффективности использования активов предприятия в отчетном периоде.

Рентабельность совокупного капитала предприятия за анализируемый период увеличилась на 2,05% и составила 9,48%, однако прирост рентабельности совокупного капитала связан, скорее всего, с удешевлением заемных ресурсов, а не с повышением эффективности основной деятельности. Рентабельность продаж в отчетном периоде незначительно, но сократилась на 1,23% и составила 34,43%, что является приемлемым результатом для предприятия телекоммуникационной отрасли

Рентабельность собственного капитала за отчетный период возросла почти на 5% и составила 15,24%. Такая тенденция характеризуется как положительная, и свидетельствует о повышении эффективности использования собственного капитала.

Таблица 2.7

Показатели

На начало периода

На конец периода

Изменение

РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

6 058 488

7 834 789

1 776 301

РАСЧЕТЫ ДЛЯ ТРЕХФАКТОРНОЙ МОДЕЛИ

Фактор 1. Прибыльность продукции

0,1190

0,1483

0,0293

Фактор 2. Фондоемкость продукции

1,3582

1,3132

— 0,0450

Фактор 3. Фондоемкость оборотных активов (оборачиваемость ОбА)

0,2424

0,2504

0,0080

Применив способ цепной подстановки получим следующее расчеты:

1 расчет

7,43%

2 расчет

9,27%

3 расчет

9,53%

4 расчет

9,48%

За счет увеличения прибыльности продукции на 2,93% рентабельность капитала предприятия увеличилась на 1,83%

За счет уменьшения фондоемкости основного капитала на 4,5% рентабельность капитала предприятия увеличилась на 0,27%

За счет замедления оборачиваемости оборотных активов на 0,8% рентабельность капитала предприятия уменьшилась на -0,05%

Итоговое изменение рентабельности капитала 2,05%

Таблица 2.8

Показатели

На начало периода

На конец периода

Изменение

РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

8 218 489

10 531 981

2 313 492

Чистая прибыль

977 933

1 561 915

583 982

Величина баланса-нетто (активы)

13 154 216

16 467 464

3 313 248

Собственный капитал

9 081 566

10 248 570

1 167 004

РАСЧЕТЫ ДЛЯ ТРЕХФАКТОРНОЙ МОДЕЛИ

Фактор 1. Рентабельность продаж

0,1190

0,1483

0,0293

Фактор 2. Оборачиваемость активов

0,6248

0,6396

0,0148

Фактор 3. Коэффициент финансовой зависимости

1,4485

1,6068

0,1584

Рентабельность собственного капитала

10,77%

15,24%

4,47%

Применив способ цепной подстановки получим следующее расчеты:

1 расчет

10,77%

2 расчет

11,95%

3 расчет

12,23%

4 расчет

15,24%

За счет увеличения коэффициента финансовой зависимости на 15,84% рентабельность собственного капитала предпр. увеличилась на 1,18%

За счет увеличения оборачиваемости активов на 1,48% рентабельность собственного капитала предприятия увеличилась на 0,28%

За счет увеличения рентабельности продаж на 2,93% рентабельность собственного капитала предприятия увеличилась на 3,01%

Итоговое изменение рентабельности капитала 4,47%

Таблица 2.9

Показатели

На начало периода

На конец периода

Изменение

РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Выручка от продажи

8 218 489

10 531 981

2 313 492

Общие затраты

5 955 887

7 746 884

1 790 997

постоянные затраты

2 489 350

3 327 455

838 105

Переменные затраты

3 466 537

4 419 429

952 892

Маржинальный доход

4 751 952

6 112 552

1 360 600

Средняя цена продукции, руб.

Удельные переменные затраты, руб./ед.

Объем производства, усл. ед.

27 395

31 915

4 520

РАСЧЕТЫ КРИТИЧЕСКОГО ОБЪЕМА ПРОДАЖ

а) в натуральных единицах, усл. ед.

105 504

76 388

29 116

б) в стоимостном выражении, руб.

18 463 177

12 222 099

6 241 079

Расчет критического объема продаж в натуральном и в стоимостном выражении показал, что для достижения точки безубыточности предприятию необходимо производить и продавать продукции больше на 3 022 шт. и 1,43 млн руб. соответственно. Такая динамика характеризуется как негативная, подтверждением тому является опережающий рост постоянных расходов по сравнению с маржинальным доходом (который выступает источником покрытия постоянных расходов) — на 33,7% и 28,6% соответственно.

Учитывая особенности развития телекоммуникационного бизнеса на ранней стадии (значительная доля заемного капитала, большие издержки, в том числе капитального характера), и превышение маржинального дохода над постоянными затратами на 0,522 тыс. руб. дает запас финансовой прочности.

2.5 Анализ деловой активности предприятия

Деловая активность коммерческой организации измеряется с помощью системы количественных и качественных показателей. Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики финансовых коэффициентов оборачиваемости.

Качественные критерии описаны выше в параграфе 1.

Количественные критерии деловой активности характеризуются абсолютными и относительными показателями. В число абсолютных показателей входят: объем продажи готовой продукции, величина используемых активов и капитала, в том числе собственный капитал, прибыль.

Целесообразно сравнивать эти количественные параметры в динамике за ряд периодов (кварталов, лет). Оптимальное соотношение между ними:

Темп прироста чистой прибыли > Темпа прироста выручки от реализации продукции > Темпа прироста стоимости активов > 100%

Таблица 2.10 В нашей организации наблюдается следующее отношение:

Показатель

На начало периода

На конец периода

Темп прироста

Чистая прибыль

159,72

Выручка от реализации продукции

128,14

Стоимость активов

125,19

159,72 > 128,14 > 125,19 > 100%

То есть прибыль предприятия увеличивается более высокими темпами, чем остальные параметры деловой активности. Это значит, что активы (имущество) используются более эффективно, издержки производства уменьшаются.

Рассчитаем коэффициенты оборачиваемости (деловой активности):

1. Оборачиваемость совокупного капитала. Данный показатель отражает скорость оборота всего капитала предприятия:

(стр. 010 ф. № 2)/((стр. 300−244−252)нг + (стр. 300−244−252)кг ф. № 1) / 2 = 0,711

2. Оборачиваемость текущих активов характеризует скорость оборота всех мобильных средств предприятия:

(стр. 010 ф. № 2)/((стр. 290−244−252)нг + (стр. 290−244−252)кг ф. № 1) / 2 = 4,55

3. Оборачиваемость собственного капитала. Коэффициент показывает скорость оборота собственного капитала или активность средств, которыми рискуют акционеры:

(стр. 010 ф. № 2)/((стр. 490−244−252+640+650)нг + (стр. 490−244−252+640+650)кг ф. № 1) / 2 = 1,07

4. Оборачиваемость материальных запасов отражает число оборотов запасов предприятия за анализируемый период:

(стр. 020 ф. № 2)/((стр. 210+220)нг + (стр. 210+220)кг ф. № 1) / 2 = 7,24

5. Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает скорость оборота дебиторской задолженности:

(стр. 010 ф. № 2)/((стр. 240−244)нг + (стр. 240−244)кг ф. № 1) / 2 = 8,71

6. Период оборота дебиторской задолженности характеризует средний срок погашения дебиторской задолженности и рассчитывается как:

Т период / пункт 5 = 360/8,71 = 41,33

7. Оборачиваемость кредиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятию:

(стр. 020 ф. № 2)/((стр. 620) нг + (стр. 620) кг ф. № 1) / 2 = 2,55

8. Период оборота кредиторской задолженности. Данный показатель отражает средний срок возврата долгов предприятия (за исключением обязательств перед банками и по прочим займам):

Т период / пункт 7 = 360/2,55 = 141,18

9. Фондоотдача основных средств отражает эффективность использования основных средств предприятия и рассчитывается по формуле.

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Коэффициенты деловой активности показывают что предприятие очень эффективно использует свои активы.

Экономический эффект в результате ускорения оборачиваемости выражается в относительном высвобождении средств из оборота, а также в увеличении суммы прибыли. Сумма высвобожденных средств из оборота в связи с ускорением (-Э) или дополнительно привлеченных средств в оборот (+Э) при замедлении оборачиваемости определяется умножением однодневного оборота по реализации на изменение продолжительности оборота:

Э = (Выручка фактическая/Дни в периоде) * Продолжительность одного оборота (Поб)

Поб = (Среднегодовая стоимость капитала * Д)/Выручка от реализации продукции

где Д — количество календарных дней в анализируемом периоде (год — 360 дней, квартал — 90, месяц — 30 дней)

Для нашего предприятия: Э = (1 561 915/360)*((10 248 570+9081560)/2 *360)/10 531 981 = 1 433 316,41

Замедление оборачиваемости приводит к увеличению оборотных средств и дополнительным затратам, а значит, к ухудшению финансового состояния организации.

Снижение оборачиваемости на предприятии возникает вследствие эффективной организацию взаимоотношений с поставщиками, обеспечивающую более выгодный, отложенный график платежей и использующую кредиторскую задолженность как источник получения дешевых финансовых ресурсов.

Тем не менее основной подход к оценке оборачиваемости следующий: чем короче период оборота, тем более эффективна коммерческая деятельность предприятия и тем выше его деловая активность. В анализируемом предприятии наблюдается именно такая тенденция.

2.6 Анализ ликвидности ООО «Агат»

Таблица 2.11

Показатели

Норм

На начало периода

На конец периода

Изменение абс.

1. Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2

0,08

0,04

— 0,04

2. Коэффициент быстрой ликвидности

0,56

0,3

— 0,26

3. Коэффициент текущей ликвидности

0,75

0,42

— 0,32

Ликвидность данного предприятия оставляет желать лучшего. Риск для поставщиков и подрядчиков, банков и долгосрочных инвесторов сохраняется на высоком уровне и демонстрирует тенденцию к увеличению. Абсолютно все показатели ликвидности за анализируемый период не только не достигли нормативных значений, но и продемонстрировали тенденцию к значительному снижению, например, коэффициент текущей (перспективной) ликвидности снизился с 0,75 до 0,45 при норме 2.

Некоторым оправданием сложившейся ситуации является «молодость» предприятия, характерная для компаний рыночного сектора высокая доля заемного капитала, а также агрессивная кредитная политика, связанная с завоеванием своей доли рынка.

Показатели ликвидности, являясь внешним проявлением финансовой устойчивости, косвенно свидетельствуют о неустойчивом финансовом положении компании.

2.7 Анализ финансовой устойчивости предприятия ООО «Агат»

Абсолютные и относительные показатели финансовой устойчивости предприятия.

Таблица 2.12 Абсолютные показатели финансовой устойчивости

Показатели

На начало периода

На конец периода

Изменение

1. Собственный капитал

9 081 566

10 248 570

1 167 004

2. Внеоборотные активы и долгосрочная дебиторская задолженность

11 215 872

13 893 137

2 677 265

3. Наличие собственных оборотных средств (п. 1 — п. 2)

— 2 134 306

— 3 644 567

— 1 510 261

4. Долгосрочные пассивы

1 684 979

1 297 325

— 387 654

5. Наличие долгосрочных источников формирования запасов (п. 3 + п. 4)

— 449 327

— 2 347 242

— 1 897 915

6. Краткосрочные кредиты и заемные средства

2 388 177

4 921 569

2 533 392

7. Общая величина основных источников формирования запасов (п. 5 + п. 6)

1 938 850

2 574 327

635 477

8. Общая величина запасов (с учетом НДС)

431 852

584 257

152 405

Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств

— 2 566 158

— 4 228 824

— 1 662 666

Излишек (+) или недостаток (-) долгосрочных источников формирования запасов

— 881 179

— 2 931 499

— 2 050 320

Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов

1 506 998

1 990 070

483 072

Тип финансовой устойчивости

неустойчивое

Неустойчив.

х

Таблица 2.13

Относительные показатели финансовой устойчивости

Показатели

Норматив

На начало периода

На конец периода

Изменение

1. Коэффициент маневренности

? 0.5

— 0,24

— 0,36

— 0,12

2. Коэффициент автономии

? 0.5

0,69

0,62

— 0,07

3. Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками

? 0.6 — 0.8

— 4,94

— 6,24

— 1,3

4. Коэффициент обеспеченности собственными средствами

? 0.1

— 1,2

— 1,76

— 0,56

Несмотря на неудовлетворительные показатели обеспеченности оборотных активов, в т. ч. запасов собственными источниками финансирования (значения показателей отрицательные, свидетельствуют об отсутствии собственных оборотных средств и «оборотка» полностью обеспечивается за счет кредитов), соотношение коэффициента заемного и собственного капитала удовлетворяет нормативу и демонстрирует тенденцию к повышению — с 0,45 на начало периода и на конец периода 0,61 при нормативе 1.

Коэффициент автономии (концентрации собственного капитала) также свидетельствует о финансовой независимости, хотя незначительно уменьшается за отчетный период — с 0,69 до 0,62 при нормативе 0,5.

Заключение

У компании наблюдается неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, при котором, тем не менее, сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения реального собственного капитала и увеличения собственных оборотных средств, а также за счет дополнительного привлечения долгосрочных кредитов и заемных средств.

Каких-либо универсальных и однозначно трактуемых алгоритмов обоснования той или иной политики управления оборотными средствами не существует; тем не менее, известны некоторые подходы в этом направлении:

— в отношении производственных запасов — рекомендуется использование системы моделей, оптимизирующей совокупные затраты по заказу, доставке и хранению запасов, в основе которой заложены параметры, устанавливаемые в плановом порядке или с помощью экспертных оценок: максимальная, минимальная и средняя дневная потребность в сырье; максимальная, минимальная и средняя продолжительность выполнения заказа; затраты по размещению и выполнению заказа на поставку сырья; затраты по хранению единицы сырья;

— в отношении дебиторской задолженности — рекомендуется применение системы скидок за досрочную оплату поставленной продукции, что приводит к ускорению оборачиваемости средств в расчетах;

— в отношении денежных средств — рекомендуется применение системы моделей, предназначенных для анализа, прогнозирования и оптимизации остатка денежных средств.

Учет рисковой составляющей ликвидности и платежеспособности с позиции управленческого персонала предприятия сводится к выбору оптимальной политики управления величиной, составом и структурой оборотных активов, позволяющей свести к приемлемому значению риск потери ликвидности и за счет этого повысить рентабельность работы.

Таким образом, поскольку положительным фактором финансовой устойчивости является наличие источников формирования запасов, а отрицательным фактором — величина запасов, то основными способами выхода из неустойчивого финансового состояния будет:

· пополнение источников формирования запасов,

· оптимизация структуры запасов,

· обоснованное снижение уровня запасов.

Наиболее безрисковым способом пополнения источников формирования запасов следует признать увеличение реального собственного капитала за счет накопления нераспределенной прибыли или за счет распределения прибыли после налогообложения в фонды накопления при условии роста части этих фондов, не вложенной во внеоборотные активы. Снижение уровня запасов происходит в результате планирования остатков запасов, а также реализации неиспользованных товарно-материальных ценностей.

В случае оценки риска ликвидности и платежеспособности с позиции контрагентов предприятия речь идет о внешних пользователях, которые заинтересованы в том, чтобы данное предприятие отвечало принятым стандартам ликвидности и платежеспособности. Здесь необходимо сделать две оговорки.

Во-первых, хотя любые внешние пользователи безусловно заинтересованы в том, чтобы хозяйствующий субъект был платежеспособным, тем не менее значимость потери платежеспособности для них может существенно разниться. Так, массовое несвоевременное погашение кредиторской задолженности может вызвать лавинообразную цепную реакцию в виде взаимных неплатежей, тогда как задержка в выплате заработной платы работникам чаще всего не приводит к значимым финансовым потерям для предприятия. Поэтому здесь мы будем рассматривать ситуацию прежде всего с позиции кредиторов предприятия.

Во-вторых, в практической плоскости платежеспособность имеет определенный приоритет перед ликвидностью. Имеется в виду, что поставщики и другие кредиторы прежде всего заинтересованы в том, чтобы предприятие исправно расплачивалось по своим текущим обязательствам. Какие источники и процедуры для этого используются — выручка, полученная от плановой продажи продукции, сокращение нормативов производственных запасов, использование страховых запасов, вынужденная распродажа части имущества и др. — по большому счету не интересует кредиторов.

С позиции кредиторов некритическая оценка ликвидности и платежеспособности контрагента сопряжена с риском, как минимум, временной утраты собственной платежеспособности и косвенных потерь от снижения оборачиваемости собственных оборотных средств. Ликвидность и, особенно, платежеспособность — динамичные характеристики деятельности предприятия, тогда как публичная бухгалтерская отчетность как основа информационной базы внешнего финансового анализа в большей степени ориентирована на обоснование решений стратегического и тактического характера. Поэтому возможности данных бухгалтерской отчетности как свидетельства устойчивости приемлемой ликвидности и платежеспособности весьма условны. Тем не менее отчетность, безусловно, полезна и в этом смысле, причем ее следует использовать как на этапе заключения договора с потенциальным контрагентом, так и периодически — по мере ее публикации.

Можно сформулировать отдельные правила снижения риска оценки платежеспособности контрагента, придерживаться которых рекомендуется не только на этапе заключения договора с потенциальным контрагентом-покупателем продукции, но и в ходе реализации договоров поставки:

* постараться получить информацию о платежной дисциплине у контрагентов (поставщиков) данного предприятия;

· проанализировать динамику основных показателей ликвидности по балансам за ряд периодов и сравнить их с нормативами (среднеотраслевыми или внутренними); если значения коэффициентов ликвидности близки к критическим, такой контрагент рисков;

· убедиться в отсутствии просроченной кредиторской задолженности (в динамике);

· рассчитать показатели оборачиваемости и продолжительности операционного и финансового циклов у потенциального контрагента и сравнить их со среднеотраслевыми и/или внутрифирменными нормативами;

· продумать систему скидок, которые можно предложить данному контрагенту;

· продумать систему контроля за исполнением клиентом платежной дисциплины, включая санкции за ее нарушение;

· установить период адаптации отношений с контрагентом, в течение которого контроль за исполнением платежной дисциплины должен быть особенно тщательным;

· определить объемы поставок как на период адаптации, так и в регулярном режиме.

Приведенная система мероприятий является по своей сути совокупностью аналитических процедур, хотя и жестко неформализованных.

Главное в этой системе — порядок и регулярность.

Список используемой литературы

1. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. — М.: Финансы и статистика, 2007

2. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С., Негашев Е. В. Методика финансового анализа предприятия. — М.: Инфра М, 2009

3. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит в условиях рынка. — М., 2008.

4. Финансовый бизнес-план: Учебное пособие / Под ред. В. М. Попова. — М.: Финансы и статистика, 2009

5. Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2008.

6. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. — М.: Финансы и статистика, 2007

7. Прыкин Б. В. Экономический анализ предприятия. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008

8. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. — Минск: ООО «Новое знание», 2009.

Приложение № 1

Форма № 1

АКТИВ

Код строки

На начало периода

На конец периода

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы (04, 05)

патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы

организационные расходы

деловая репутация организации

Основные средства (01, 02, 03)

земельные участки и объекты природопользования

здания, машины и оборудование

Незавершенное строительство (07, 08, 16, 61)

Доходные вложения в материальные ценности (03)

имущество для передачи в лизинг

имущество, предоставляемое по договору проката

Долгосрочные финансовые вложения (06,82)

инвестиции в дочерние общества

инвестиции в зависимые общества

инвестиции в другие организации

займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев

прочие долгосрочные финансовые вложения

Прочие внеоборотные активы

ИТОГО по разделу I

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы

сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10, 12, 13, 16)

животные на выращивании и откорме (11)

затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) (20, 21, 23, 29, 30, 36, 44)

готовая продукция и товары для перепродажи (16, 40, 41)

товары отгруженные (45)

расходы будущих периодов (31)

прочие запасы и затраты

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19)

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

покупатели и заказчики (62, 76, 82)

векселя к получению (62)

задолженность дочерних и зависимых обществ (78)

авансы выданные (61)

прочие дебиторы

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

покупатели и заказчики (62, 76, 82)

векселя к получению (62)

задолженность дочерних и зависимых обществ (78)

задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал (75)

авансы выданные (61)

прочие дебиторы

Краткосрочные финансовые вложения (56,58,82)

займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев

собственные акции, выкупленные у акционеров

прочие краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства

касса (50)

расчетные счета (51)

валютные счета (52)

прочие денежные средства (55, 56, 57)

Прочие оборотные активы

ИТОГО по разделу II

БАЛАНС (сумма строк 190 + 290)

ПАССИВ

Код строки

На начало периода

На конец периода

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал (85)

Добавочный капитал (87)

Резервный капитал (86)

резервы, образованные в соответствии с законодательством

резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

Фонд социальной сферы (88)

Целевые финансирование и поступления (96)

Нераспределенная прибыль прошлых лет (88)

Непокрытый убыток прошлых лет (88)

Нераспределенная прибыль отчетного года (88)

Непокрытый убыток отчетного года (88)

ИТОГО по разделу III

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты (92, 95)

кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты

займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты

Прочие долгосрочные обязательства

ИТОГО по разделу IV

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты (90, 94)

кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

Кредиторская задолженность

поставщики и подрядчики (60, 76)

векселя к уплате (60)

задолженность перед дочерними и зависимыми обществами (78)

задолженность перед персоналом организации (70)

ПАССИВ

Код строки

На начало периода

На конец периода

задолженность перед государственными внебюджетными фондами (69)

задолженность перед бюджетом (68)

авансы полученные (64)

прочие кредиторы

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов (75)

Доходы будущих периодов (83)

Резервы предстоящих расходов (89)

Прочие краткосрочные обязательства

ИТОГО по разделу V

БАЛАНС (сумма строк 490 + 590 + 690)

Приложение № 2

Форма № 2

Наименование показателя

Код стр.

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего года

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

10 531 981

8 218 489

в том числе: от продажи услуг связи

10 214 300

7 933 645

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

7 834 789

6 058 488

в том числе: проданных услуг связи

7 586 372

5 388 528

Валовая прибыль

2 697 192

2 160 001

Коммерческие расходы

Управленческие расходы

Прибыль (убыток) от продаж (строки (010 — 020 — 030 — 040))

2 697 192

2 160 001

II. Операционные доходы и расходы

Проценты к получению

6 448

3 712

Проценты к уплате

181 892

139 048

Доходы от участия в других организациях

8 746

14 404

Прочие операционные доходы

1 447 498

109 076

Прочие операционные расходы

675 655

274 944

III. Внереализационные доходы и расходы

Внереализационные доходы

220 546

199 259

Внереализационные расходы

1 226 247

612 889

Прибыль (убыток) до налогообложения (строки 050 + 060 — 070 + 080 + 090 — 100 + 120 — 130)

2 296 636

1 459 571

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

691 542

477 961

Прибыль (убыток) от обычной деятельности

1 605 094

981 610

IV. Чрезвычайные доходы и расходы

Чрезвычайные доходы

Чрезвычайные расходы

43 241

3 684

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) (строки (160 + 170 — 180))

1 561 915

977 933

СПРАВОЧНО.

Дивиденды, приходящиеся на одну акцию:

по привилегированным

по обычным

Предполагаемые в следующем отчетном году суммы дивидендов, приходящиеся на одну акцию:

0,2042

по привилегированным

по обычным

0,067

Дневник по производственной практике

Дата

Изучаемый материал и выполняемая работа

01.03.12

Изучение Устава ООО «Агат». Инструктаж по технике безопасности.

02.03.12

Поиск информации в архиве предприятия. Изучение Положения ООО «Агат»

03.03.12

Изучение и анализ организационной структуры ООО «Агат»

04.03.12

Оформление и составление реестра договоров с партнерами предприятия.

05.03.12

Получение и оформление заявок от клиентов. Изучение финансовой отчетности предприятия.

06.03.12

Изучение структуры и состава оборотных средств, источники их формирования

07.03.11

Изучение состава и структуры основных фондов, амортизации, износа и их движение

08.03.11

Прием и регистрация отзывов и предложений партнеров предприятия. Изучение себестоимости проданных товаров, работ и услуг

09.03.11

Изучение рентабельности по предприятию в целом и платежеспособности

10.03.11

Оформление отчета.

Характеристика

Настоящая характеристика дана Ф.И.О., проходившему производственную практику на предприятии ООО «Агат» с 00.00.0000 по 00.00.0000 .

Практика проходила в соответствии с рабочей программой, задания выполнены, а полном объеме. Целью практики являлось ознакомление студента с управлением организацией. В период прохождения практики Ф.И.О. закрепил и использовал теоретические и практические знания и навыки, полученные во время обучения: охарактеризовал организационную структуру предприятия, провел анализ ассортимента, выполнил SWOT-анализ предприятия, овладел приемами и навыками определения состава, источников информации, сбора данных для проведения анализа. Получила навыки обобщения результатов анализа и выявление проблем деятельности. Информационной базой для написания отчета послужила первичная информация в виде лицензии, устава организации и финансовых отчетов о результатах деятельности. Студентом было показано хорошее качество знаний, проявлена активность при выполнении порученных заданий. Студенту присущи коммуникабельность и отзывчивость, пользуется уважением коллег. Отличается трудолюбием, старанием и усердием в проведении практических заданий, которые всегда исполнялись добросовестно, своевременно, не требуя дополнительных проверок. Очень быстро и качественно усваивает всю даваемую ему информацию. Умеет выбирать и ставить перед собой, общественно значимые цели добиваться их достижения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой