Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Условия реализации экономического потенциала малых предприятий: Региональный аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем: развита трактовка понятия малого предпринимательства, уточнены его признаки и критериальные характеристики, позволяющие классифицировать хозяйствующий субъект в качестве субъекта малого предпринимательствауточнено понятие экономического потенциала, определена специфика экономического потенциала малого предприятияс позиции комплексного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
    • 1. 1. Эволюция научных трактовок предпринимательства
    • 1. 2. Функции и роль предпринимательства в формировании экономической среды государства
    • 1. 3. Особенности развития и размещения малых предприятий в Российской Федерации
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
    • 2. 1. Содержание и структура экономического потенциала малых предприятий
    • 2. 2. Условия реализации экономического потенциала малых предприятий
    • 2. 3. Упрощенная система налогообложения в механизме реализации экономического потенциала малого предприятия
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ АКТИВИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ
    • 3. 1. Совершенствование организационных условий функционирования малых предприятий
    • 3. 2. Совершенствование механизма финансового обеспечения малых предприятий
    • 3. 3. Методические основы оценки и выбора малым предприятием режима налогообложения

Условия реализации экономического потенциала малых предприятий: Региональный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В рыночной экономике место и роль малого предпринимательства определяются его функциями и реальным вкладом в общественное развитие. Мировой опыт взаимодействия государства и малого предпринимательства доказывает взаимовыгодность таких отношений, свидетельствует о необходимости государственной политики его поддержки и развития. Опыт развитых стран показывает, что малое предпринимательство участвует в формировании рыночной конкурентной среды, обеспечивает занятость высвобождающегося из государственного сектора населения, развивает наукоемкие производства. Все это в целом способствует росту доходов как населения, так и бюджета посредством роста числа налогоплательщиков и снижения «социальной» нагрузки на государство.

Таким образом, малое предпринимательство играет важную социально-экономическую роль во всех экономических процессах. Для России особое значение имеют три функции малого предпринимательства: экономическая, социальная и политическая. Показателями реализации экономической функции являются увеличение производства ВВП, увеличение налоговых платежей, увеличение балансовой прибыли, сокращение теневой экономики, формирование среднего класса. К показателям реализации социальной функции относятся увеличение численности занятого населения и сокращение численности безработных, увеличение среднегодового дохода работников, а политической функции — увеличение числа мелких собственников. Малое предпринимательство мобильно и адаптивно реагирует на все инновационные процессы, способствующие развитию научно-технического прогресса.

Малое предпринимательство представляет собой тот сектор экономики, развитие которого способно оказать в будущем самое позитивное воздействие на социально-экономическое положение регионов России и их жителей. Однако в силу целого комплекса объективных и субъективных факторов малое предпринимательство не способно самостоятельно обеспечить собственный рост и плодотворное развитие.

Особенно существенна сила воздействия на малое предпринимательство объективных факторов. К ним можно отнести ограниченность материальных, денежно-кредитных и финансовых ресурсов, административные барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства, недоработка правил налогового администрирования, рыночная конкуренция и другие. В настоящее время в России развиваются одновременно два разнонаправленных процесса. С одной стороны, непоследовательность политических и экономических преобразований, противоречивость основополагающих законодательных актов породили фрагментарную экономику: процветание монополий усилили отток капитала за рубеж и оскудение малых предпринимательских структурпривели также к расслоению по доходам население страны и углублению экономической пропасти между отдельными регионами России.

С другой стороны, осуществляется разгосударствление экономики, вектор ее развития изменяется в сторону общенациональных потребностей, укрепляются правовые основы частной собственности. Частное предпринимательство постепенно обретает статус общественно полезной деятельности, хотя и это все еще существует в атмосфере благих деклараций и законодательных инициатив позитивного свойства. Реальные же механизмы государственной поддержки малого предпринимательства действуют избирательно, отсутствуют федеральные законы, прописывающие обязанности и меры ответственности региональных и местных органов власти и управления в осуществлении правовой, организационной, финансовой и налоговой поддержки субъектов малого предпринимательства.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что малое предпринимательство в России нуждается в патронаже со стороны государства, реализуемом посредством адресной финансовой поддержки, налогового стимулирования и других экономических методов.

К субъективным факторам, негативно влияющим на развитие малого предпринимательства можно отнести ограниченность доступа к информационным ресурсам, ограниченные возможности совершенствования профессиональных навыков работников. Позитивными моментами являются готовность к маневрированию на рынке и использование в рамках действующего законодательства возможностей налогового планирования.

На сегодняшний день количество зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. чел. населения в целом по России составляет 613,7 ед. Можно предположить, что в более благоприятных условиях рост малых предприятий будет увеличиваться. В немалой степени обеспечение роста зависит от возможности реализации малыми предприятиями в полной мере экономического потенциала, в том числе при поддержке региональных органов власти.

Проведенный нами анализ современного состояния малого предпринимательства в регионах подтверждает, что перед российским предпринимательством государственная власть и бюрократическая система управления ставит больше неразрешимых задач, чем создает стимулы к росту. Стремительное изменение внешней экономической среды по отношению к малому предпринимательству обусловливает необходимость пересмотра ряда фундаментальных положений, служивших до настоящего времени основой государственных программ поддержки малого предпринимательства в России.

К сожалению, информация о малом предпринимательстве носит достаточно фрагментарный характер, она слабо связана с эволюцией экономической теории в области предпринимательства, а вопросам теоретического осмысления государственной и общественной поддержки, как на федеральном, так и на региональном уровне уделяется недостаточно внимания. В России наших дней наблюдается противоречивая ситуация в политике и экономике, законодательство изменяется с невероятной скоростью, разрушаются прежние и создаются новые хозяйственные связи, сталкиваются различные интересы. В этих условиях по-прежнему остро стоят вопросы, какие формы государственного регулирования способны дать существенный импульс к развитию малых предприятий, какая ответственность должна быть возложена на региональные власти за создание адекватного предпринимательского климата на их территориях. Данные вопросы остаются открытыми как для федеральных, так и для региональных органов власти и управления. Они не достаточно активно участвуют в формировании государством внешней среды для успешного развития предпринимательства. Положение осложняется тем, что субъекты малого предпринимательства часто видят в государстве не союзника, а серьезную помеху в своей деятельности.

Изложенное выше дает основание считать выбранную тему исследования актуальной для науки управления и развития малого предпринимательства в регионах, и для практики хозяйствования в этом секторе экономики. Актуальность выше описанных проблем предопределила выбор темы исследования, состав вопросов, их структуру и логику изложения материала.

Степень научной разработанности проблемы. В последние 10−15 лет малое предпринимательство привлекает к себе все более пристальное внимание исследователей: ученых-экономистов и политиков. Это характерно и для развитых стран, и для развивающихся, и, разумеется, для России, которая находится в стадии реформирования экономики.

В оценке малого предпринимательства в России ученые и практики руководствуются достоинствами малых форм хозяйствования, эффективно проявивших себя на общемировом уровне. Содержанию феномена «предпринимательство», определению места и роли предпринимательства в общенациональных экономиках различных стран посвящены фундаментальные труды зарубежных ученых: У. Баумоля, М. Блауга, Р. Виллинга, Д. Рикардо, Р. Кантильона, И. Кирцнера, К. Маркса, Дж. Милля, А. Смита, Ж.-Б.Сэя, Ф. Найта, Й. Шумпетера, И. Тюнена и др.

Отечественные ученые: В. Афанасьев, А. Блинов, Е. Брагина, В. Гальперин, А. Дадашев, А. Игнатьев, А. Крутик, А. Люсов, А. Муравьев, А. Новицкий, В. Прохоров, Б. Плышевский, А. Шулус и другие подвергли всестороннему анализу тенденции развития предпринимательства, охарактеризовали систему малого предпринимательства, функции и роль предпринимательства в формировании экономической среды государства.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью работы является обоснование условий реализации экономического потенциала малых предприятий. Для достижения указанной цели в диссертации поставлены и решены следующие задачи:

• исследовать подходы к определению «предпринимательство», уточнить признаки и критериальные характеристики малого предпринимательства, адекватные современным экономическим условиям;

• выявить тенденции и условия развития малых предприятий в регионах и их роль в решении экономических и социальных задач;

• раскрыть понятие «экономический потенциал» и специфику экономического потенциала малого предприятия, исследовать региональные условия его реализации;

• разработать механизмы совершенствования схемы микрофинансирования малых предприятий и упрощенной системы налогообложения.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Общей теоретической и методологической основой исследования послужили научные положения, содержащиеся в фундаментальных трудах отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории и теории предпринимательства. В диссертации использованы методы системного анализа, сравнительной статистики, экспертных оценок. Также в исследование привлекались данные, полученные на основе методов социологических опросов.

Исследования основаны на системном подходе, предполагающем комплексное изучение проблем малого предпринимательства, наиболее отчетливо проявившиеся в последние пять лет (1998;2002 гг.) в отдельных регионах РФ.

Объектом исследования является экономический потенциал малых предприятий.

Предметом исследования является процесс формирования условий реализации экономического потенциала малых предприятий в региональном аспекте.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем: развита трактовка понятия малого предпринимательства, уточнены его признаки и критериальные характеристики, позволяющие классифицировать хозяйствующий субъект в качестве субъекта малого предпринимательствауточнено понятие экономического потенциала, определена специфика экономического потенциала малого предприятияс позиции комплексного подхода обоснована взаимосвязь между стратегическим и тактическим потенциалом малого предприятияопределены и обоснованы пути совершенствования системы финансового обеспечения малых предприятий, роль в этих процессах региональных органов управления и предложены направления развития микрофинансирования в регионахразработаны рекомендации по совершенствованию упрощенной системы налогообложения, повышению роли регионов в решении этой задачипредложены методические основы оценки и выбора малым предприятием оптимального режима налогообложения.

Практическая значимость результатов исследования. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при совершенствовании государственной и региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства.

Предложенные автором методические основы оценки и выбора режима налогообложения позволят малым предприятиям наиболее полно реализовать свой экономический потенциал в процессе хозяйственной деятельности.

Основные положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе при чтении лекций и проведении практических занятий по дисциплине «Экономика организаций», «Специальные налоговые режимы».

Апробация основныж результатов исследования. Результаты исследования положены в основу разработки программы развития малого предпринимательства на территории муниципального образования г. Троицк Московской области.

Основные положения диссертации докладывались на ежегодной межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики, финансовой политики и антикризисного управления» (март 20 004 г., Москва, Институт экономики и антикризисного управления) и семинарах повышения квалификации.

Различные аспекты исследуемой проблемы нашли отражение в научных статьях автора, опубликованных в периодических экономических изданиях и сборниках научных трудов. Всего по теме диссертации автором опубликовано 10 работ, общим объемом 26,7 печ.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений — общим объемом 214 машинописных страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как показало проведенное нами исследование, малые предприятия играют важную роль в решении экономических и социальных задач. Малые предприятия способствуют реализации творческого и предпринимательского потенциала населения, созданию новых рабочих мест, снятию социальной напряженности. В настоящее время создание крепкой культуры предпринимательства жизненно необходимо для общего роста экономики и для того, чтобы российская экономика могла быть конкурентоспособной в будущем. Расчеты показывают, что за короткий срок малые предприятия могут создать большее количество рабочих мест, снизить уровень безработицы, увеличить налоговую базу, внести определенный вклад в увеличение ВВП, а также заполнить малоэффективные для крупного бизнеса экономические «ниши». В современной экономике малые предприятия являются наиболее важным стимулом экономического роста. Таким образом, создание благоприятной среды для их развития является критическим вопросом, как для самого этого сектора, так и для экономики в целом.

В научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства, что вполне объяснимо: представители различных отраслей знаний (экономисты, философы, социологи, правоведы и др.) по-разному трактуют содержание этого термина, сообразуясь с поставленной целью исследования и накопленными знаниями. Анализ научных концепций о предпринимательстве ученых XVIII—XX вв. позволяет сделать важный выводони содержат фундаментальные положения о предпринимательстве, предпринимателях, которые актуальны до настоящего времени.

История экономической мысли о предпринимательстве учит, что в практических вопросах регулирования предпринимательства важно знать и учитывать различия между ним и другими организационно-экономическими структурами, выступающими на рынке, а также между чистой функцией собственности и управления. Предприниматель действует на рынках, собственность на рынках реализуется в доходах, а управление комбинирует факторы производства.

В трудах классиков экономической мысли фактически изложена точка зрения о новаторской, инновационной функции предпринимательства, базирующейся на постоянном комбинировании факторов производства, на поиске новых возможностей для достижения наилучших результатов. В связи с этим большое значение приобретают выводы ученых о необходимости развития конкуренции в предпринимательской среде, об ограничении монополистической деятельности, а также вмешательства государства в свободную предпринимательскую деятельность, о роли таких регуляторов предпринимательства, как налоги, пошлины, проценты и др.

В современных российских условиях теория предпринимательства базируется на фундаменте зарубежных достижений в этой области. Российские ученые сосредоточены на развитии экономических и правовых норм регулировании предпринимательской практики, фундаментальные исследования методологии предпринимательства практически не ведутся.

Отсутствие в России отечественных научных теорий предпринимательства, базирующихся не только на историческом опыте развития зарубежной науки о предпринимательстве, но и обобщающих исторические тенденции и закономерности отечественного малого предпринимательства негативно сказывается на поиске действенных факторов стимулирования малого предпринимательства, повышения его роли в реализации собственного экономического потенциала и экономики всего государства в целом.

В современных условиях, по нашему мнению, роль малого предпринимательства в формировании экономической среды государства заключаются в следующем:

— малое предпринимательство повышению эффективности производства, являющегося дополнительным источником конкуренции;

— малое предпринимательство способствует понижению издержек производства по отношению к рыночной цене и приближает производство товаров к потребителям, распространяя нововведения;

— создает предпосылки для преобразования малых предприятий в средние и крупные предприятия;

— противодействует скрытой и открытой безработице и способствует занятости населения;

— устраняет возможности для подпольного бизнеса при надлежащих юридических условиях деятельности работающих малых предприятий;

— способствует освоению новых рынков, которые крупные компании считают недостаточно емкими;

— способствует внедрению новых технологий, новых изделий;

— обеспечивает в определенной степени выравнивание условий жизни в различных населенных пунктах.

Сущностные основы и роль предпринимательства наиболее комплексно проявляются в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства. Однако современные государственные программы поддержки малого предпринимательства не базируются на достижениях современной экономической науки о факторах роста этого сектора экономики.

В современной научной и методической литературе отсутствуют методологические обоснования критериев квалификации предприятий в качестве субъектов малого предпринимательства. Следовательно, это затрудняет разработку адекватных рынку новейших концепций повышения функциональной роли предпринимателя в экономической среде государства. Пожалуй, главной мерой обособления предпринимателя от монополистов, прибегающих к необоснованному разукрупнению своего бизнеса посредством условных обособленных фирм для укрытия от налогов, является введение в список критериальных отличий малого предприятия такого признака управление малым предприятием истинным собственником, без каких-либо посредников или управленцев (лже-менеджеров).

Рыночное хозяйство характеризуется конкурентной средой, которая поддерживается в значительной степени малыми предприятиями. Малые предприятия создают специфические рынки, удовлетворяют определенные общественные потребности. Особенно ярко проявляется роль малых предприятий на региональных рынках. Там, где оно процветает, регион развивается более успешно и эффективно. Эффективное рыночное хозяйство возможно лишь в том случае, если на рынках товаров и услуг монополистические структуры уравновешиваются необходимым числом малых предприятий.

Принимая за основу проведенное нами исследование можно утверждать, что к числу регионов, имеющих слабое развитие малых предприятий, относятся: Дальневосточный федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Уральский федеральный округ. Однако, как показал анализ тенденций их развития, данные регионы имеют перспективы изменения существующего положения вещей даже при минимальном внимании со стороны государства.

К числу регионов, где малые предприятия развиваются достаточно бурно, относятся Центральный федеральный округ, где предприятия г. Москвы и Московской области занимают лидирующее положение. Это в равной степени относится к Санкт-Петербургу и Ленинградской области, хотя и Северо-Западный федеральный округ не входит в состав регионов с позитивной динамикой развития малых предприятий.

К регионам, где местные органы власти оказывают всестороннюю поддержку малым предприятиям, относятся административные области Южного федерального округа, за исключение административных областей Северного Кавказа.

В целом всему малому предпринимательству Российской Федерации присущи все-таки неустойчивые тенденции развития, в течение двух лет показатели финансового состояния, инвестиций могут резко менять вектор развития. Для нормальной рыночной экономики такие колебания не свойственны.

По результатам исследования содержания понятия экономический потенциал малого предприятия, правомерны, на наш взгляд следующие выводы.

Понятие экономический потенциал малого предприятия многозначно, в него входят организационные, кадровые и стоимостные элементы. Экономический потенциал малого предприятия не имеет принципиальных отличий по составу элементов от экономического потенциала крупного предприятия. Однако его структуризация (распределение долей элементов между собой по отношению в общей совокупности экономического потенциала) существенно отличается, выделяя малое предприятие в качестве особой организационной единицы российской экономики.

По своей внутренней структуре экономический потенциал предприятия определяется целями и мотивациями предпринимательской деятельности.

Полнота реализации малыми предприятиями своего экономического потенциала определяется целым комплексом внешних и внутренних факторов, в числе которых наибольшее значение, по нашему мнению, имеют правовой регламент регулирования их деятельности и методы администрирования (объективные факторы), а также вид деятельности, приносящий максимальную прибыль и не требующих широкого привлечения материально-вещественных, финансовых и трудовых ресурсов (субъективные факторы).

Для максимальной реализации экономического потенциала малого предприятия необходимо проводить в регионах научно обоснованную политику в области администрирования и налогового стимулирования его деятельности. В регионах должна быть активизирована деятельность по созданию институтов микрофинансирования. Реализация названных выше мер может активизировать в регионах не только деятельность предприятий сферы услуг и торговли, но и малые наукоемкие производства. Это обеспечит равные возможности развития для всех малых предприятий, представленных в регионе, а также решит существующие ныне проблемы социальной напряженности и обеспеченности региональных и местных бюджетов.

На основании приведенного исследования можно утверждать, что устойчивость к экономическим и финансовым кризисам малых предприятий рассматривается нами в качестве наиболее важного фактора воздействия на темпы и уровень их развития.

К факторам, стабильно влияющим на степень реализации малым предприятием своего экономического потенциала, как показало проведенное нами исследование, относятся: налоговый фактор и фактор административного давления.

Практика показывает, что влияние конъюнктурных факторов недолговечно, а экономический потенциал малых предприятий в значительной мере исчерпан еще до кризиса 1998 г. Для того чтобы данный сектор смог реализовать возложенные на него функции, необходимо, прежде всего, стабилизировать экономику в целом. Особое значение имеет выравнивание уровней экономического развития отдельных регионов и предоставление им больших возможностей по стимулированию малых предприятий. Вполне очевиден тот факт, что малые предприятия не могут произвольно и долговременно генерировать «точки роста» в условиях, угнетающих предпринимательскую активность, не выродившись при этом в криминально-нелегальную деятельность. Данная тенденция не только не выправилась к 2003 г., она приобрела еще более четкие, угрожающие очертания.

Проведенное нами исследование показало, что на сегодняшний день налоговый фактор играет немаловажную роль в реализации экономического потенциала малого предприятия. На наш взгляд, упрощенная система налогообложения, действующая с 2003 года, является прогрессивным режимом налогообложения для малых предприятий, значительно сокращающим их документооборот, затраты на ведение учета, снижающим налоговую нагрузку и упрощающим налоговое администрирования со стороны органов ФНС РФ.

Тем не менее, глава 26.2 НК РФ, на наш взгляд, недостаточно проработана. Целесообразно, на наш взгляд, исключить норму об исчислении и уплате минимального налога, разрешить налогоплательщикам смену объекта налогообложения не чаще одного раза в год. Это положение особенно актуально для малых предприятий.

Целесообразно четко определить порядок признания в расходах покупной стоимости товаров у налогоплательщиков, осуществляющих торговую деятельность, утвердить методологию списания покупной стоимости товаров в розничной торговле.

Для малых предприятий особенно важным является наличие объектов основных средств. Целесообразно, на наш взгляд, расширить перечень расходов, связанных с приобретением основных средств, закрепить порядок ведения раздельного учета основных средств при совмещении двух специальных налоговых режимах: УСНО и ЕНВД.

В процессе исследования нами также выявлена недоработка норм главы 26.2 НК РФ в части, касающейся отражения в учете посреднических операций. Целесообразно четко прописать норму о порядке признания доходов от посреднических операций, а также признать в качестве расхода сумму комиссионного вознаграждения.

Для создания условий реализации малыми предприятиями экономического потенциала, как показало проведенное нами исследование, необходимо совершенствование организации функционирования малых предприятий в регионах. Сферы деятельности региональных и рыночных (коммерческих) структур во многом совпадают, что требует создания единой системы, для регулирования деятельности которой со стороны государства могут быть использованы все возможные рычаги: финансовые, административные, организационные, экономические, информационные. Государству в лице его властных структур и структур региональной поддержки малого предпринимательства, ответственных за осуществление экономической и структурной политики в отношении малого предпринимательства, принадлежит связующая, координирующая и регулирующая роль в осуществлении деятельности всей системы поддержки малого предпринимательства, включая как государственные, так и рыночные структуры и механизмы.

Таким образом, из результатов проведенного исследования содержания и целей управления малыми предприятиями в России, можно сделать вывод о том, что изменения, произошедшие в экономической системе России с начала 1990;х годов, не стимулировали должным образом прироста темпов развития малых предприятий и повышения его роли в экономическом и социальном развитии общества. Эти темпы сдерживались отсутствием единого системного подхода к развитию и поддержке малого предпринимательства. Российское правительство лишь продекларировало тезис о важности малого предпринимательства, рассматривая его в своих заявлениях в качестве одного из основных факторов социально-экономического развития России. Для воплощения этих заявлений в жизнь требуется фундаментальный пересмотр характера взаимоотношений между государством и малыми предприятиями на базе безотлагательного формирования Концепции государственной политики в области финансирования, кредитования, страхования, налогообложения, позволяющей малым предприятиям развиваться сообразно имеющемуся экономическому потенциалу и желанию прочно закрепиться на рынке товаров, работ, услуг.

Требуется совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малых предприятий. Необходимо расширить возможность и повысить эффективность использования государственного и муниципального имущества для развития производственной деятельности малых предприятий за счет реализации следующих мер:

• организовать и обеспечить учет федерального имущества, которое может быть передано малым предприятиям, в соответствии с действующим реестром федерального имущества;

• создать на региональном и муниципальном уровнях реестры и целевые фонды нежилых помещений (в том числе — объектов незавершенного строительства), предназначенных для передачи в аренду или продажи малым предприятиям на льготных условиях;

• установить специальные условия (с возможностью применения льгот и преференций) и порядок передачи производственных площадей и технологического оборудования предприятий и организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности, малым предприятиям на условиях долгосрочной аренды, выкупа, передачи оборудования в лизинг;

• разработать механизм предоставления рассрочки платежей при продаже недвижимых помещений малым предприятиям;

• законодательно закрепить, а также обеспечить реализацию на региональном и муниципальном уровнях принципа «одного окна» для оформления и регистрации сделок с имуществом, приобретаемым (продаваемым) или арендуемым малым предприятием (определить единый орган, установить единый перечень документов, а также предельные сроки рассмотрения заявок);

• вести запрет на взимание с малых предприятий платежей и сборов за действия, связанные с продлением договоров аренды нежилых помещений и земельных участков;

• снизить для малых предприятий государственные расценки на оформление и регистрацию сделок с недвижимостью;

• установить возможность законодательного введения для вновь созданных малых предприятий понижающего коэффициента при расчете ставок арендной платы;

• упростить процедуры и порядок, а также установить нормативные сроки оформления исходно-разрешительной документации на ремонт, реконструкцию и строительство производственных объектов;

• рекомендовать региональным и муниципальным органам исполнительной власти разработать программы повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества для развития малых предприятий.

В качестве основных направлений развития системы информационного обеспечения малых предприятий необходимо:

• включить информационное обеспечение в программы поддержки малого предпринимательства;

• обеспечить формирование положительного образа предпринимателя, информационную поддержку через средства массовой информации и пропаганду предпринимательства, как одного из важнейших факторов развития экономики и стабилизации российского общества;

• создать специальные радио и телевизионные программы по тематике предпринимательства, организовать регулярный выпуск российского журнала и информационно-аналитических изданий о предпринимательской деятельности;

• обеспечить информационную и консультационную поддержку малым предприятиям через федеральные и региональные фонды поддержки предпринимательства по следующим направлениям: предоставление информации о действующих нормативных актах, затрагивающих сферу малых предприятийразработка и распространение пакетов типовых документов (устав, бизнес-план и так далее), программного обеспечения в области бухгалтерского и налогового учета, информации о реестрах государственного и муниципального имущества, предназначенного для передачи в аренду или продажепредоставление справочной информации (адреса, телефоны) об органах, осуществляющих регистрацию предприятий, налоговых органах, банках, осуществляющих кредитование малых предприятий (включая информацию об основных условиях кредитования), об учебных заведениях, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для малых предприятий (и условиях обучения) — консультирование по вопросу выбора наиболее перспективных направлений развития бизнеса, возможных поставщиках ресурсов и рынках сбыта товаров (работ, услуг), о наличии необходимых трудовых ресурсовправовое консультирование.

В качестве важнейших направлений дальнейшего развития и совершенствования системы подготовки кадров для малых предприятий необходимо:

• выделение подготовки кадров в одно из приоритетных направлений программ поддержки малого предпринимательства всех уровней (федерального, регионального, муниципального);

• разработка и обеспечение финансирования из государственного бюджета мер, направленных на создание системы дополнительного образования по переподготовке и повышению квалификации специалистов по основам предпринимательства для малых предприятий, в том числе преподавателей, консультантов, работников государственных и негосударственных структур, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере поддержки предпринимательства;

• разработка и утверждение образовательного и профессионального стандарта по специальности «Предприниматель-менеджер» и «Руководитель малого предприятия»;

• обеспечение взаимодействия государственных и негосударственных структур, координация российских и международных программ в сфере подготовки кадров для малых предприятий;

• осуществление финансовой и организационной поддержки разработки учебно-методической литературы, методического и информационного обеспечения подготовки предпринимателей и консультационного сопровождения их деятельности;

• реализация мер по обеспечению доступности для широких слоев населения образования по основам предпринимательской деятельности.

Необходимо оказывать содействие в интеграции малого и крупного бизнеса. Основными задачами в данном направлении должны стать:

• совершенствование и оптимизация взаимоотношений между крупными предприятиями и малыми предприятиями;

• использование потенциала малых предприятий в ускорении процессов реструктуризации отраслей и реформирования предприятий.

В целях расширения возможностей доступа малых предприятий (в том числе начинающих) к источникам финансовых средств, необходимых для их развития, необходимо организовать выполнение комплекса мер по следующим основным направлениям:

• содействие созданию кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе средства под инвестиционные проекты малых предприятий;

• разработка действенного механизма государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиямиапробация такого механизма в пилотных субъектах РФ с последующим анализом эффективности и выработкой предложений по внедрению на всей территории РФ;

• субсидирование процентной ставки по кредитам и займам, выдаваемым определенным категориям малых предприятий коммерческими организациями;

• внедрение типовых схем финансовой аренды (лизинга);

• развитие венчурного финансирования инновационных проектов малых предприятий;

• развитие системы формирования кредитных историй малых предприятий специализированными организациями (кредитными бюро) в целях упрощения доступа малых предприятий к кредитам коммерческих банков.

Для стимулирования в будущем системы микрофинансирования следует, на наш взгляд, принять следующие меры.

Во-первых, согласование отдельных сегментов нормативно-правовой базы, сформированной в сфере финансового обеспечения малых предприятий на федеральном и региональном уровнях. Законы и правовые акты, принимаемые региональными властями в России, существенно различаются. В некоторых случаях желательно провести согласование этих документов, однако известно, что это постепенный процесс, предусматривающий масштабный обмен информацией и опытом между федеральными и региональными властями. Было бы желательно создать нечто вроде «расчетной палаты» для обработки информации, касающейся федерального и регионального законодательства и других правовых документов, регулирующих систему микрофинансирования. Представляется, что лучше других эту функцию мог бы выполнять ФФПМП. Выполняя эту функцию расчетной палаты, этот фонд мог бы способствовать постепенному принятию более благоприятного законодательства и правовых актов на региональном уровне.

Во-вторых, содействие развитию частных организаций микрофинансирования второго уровня. В среднесрочной перспективе для осуществления кредитных операций существующим и новым организациям, включенным в систему микрофинансирования, потребуются заемные средства, поскольку приток средств в форме грантов сойдет на нет. В связи с этим федеральному органу, который будет заниматься вопросами поддержки малого предпринимательства, следует изучить возможность разработки механизма микрофинансирования путем выпуска долговых обязательств или акций. Естественно, начинать здесь следует с источника финансированияправительству следует начать консультации по этому вопросу с крупнейшими международными финансовыми учреждениями и организациями-донорами. Как только будут найдены один или несколько потенциальных партнеров, можно будет приступать, во взаимодействии с потенциальными финансистами, к выработке соответствующего финансового механизма и институциональных условий.

В-третьих, необходимо чтобы правительство (федеральный орган, уполномоченный в области поддержки развития малого предпринимательства) вело активный и постоянный диалог с действующими организациями о путях развития отрасли для создания благоприятных условий его функционирования и устранения нежелательных административных и налоговых помех. С этой целью сектор следует подталкивать к созданию некой представительной структуры, которая могла бы выступать от имени всех организаций сектора. Правительству следует также раз в полгода проводить встречи с донорами и потенциальными финансистами сектора, на которых обсуждать ход его развития.

В отношении механизмов финансового обеспечения текущих и капитальных потребностей малых предприятий во всех без исключения российских регионах необходимо обеспечивать развитие двух основных направлений микрофинансирования: а) специализированные учреждения микрокредитования создаются с помощью донорских фондови б) кредитные союзы и кредитные кооперативы, которые полностью или в основном финансируются за счет долевого участия или сбережений своих членов (малых предприятий).

При реализации всех охарактеризованных выше стратегических установок в сфере финансовой поддержки малых предприятий, если позитивно оценивать будущие результаты такой стратегии, то, на наш взгляд, в краткосрочной перспективе наличие средств для микрофинансирования (ссужаемых средств), возможно, не будет являться сдерживающим фактором. В отношении действующих в настоящее время в стране МФИ с коллективным членством можно утверждать, что, у них имеется отличное финансирование в форме грантов, в то время как у кредитных союзов средств достаточно для оказания финансовых услуг, однако, не хватает ресурсов для услуг нефинансового характера (наращивание мощностей).

Применение малыми предприятиями главы 26.2 НК РФ имеет явные преимущества в сравнении с общепринятой системой налогообложения с точки зрения снижения налоговой нагрузки, особенно для сферы услуг. Использование малыми предприятиями методической основы оценки и выбора режима налогообложения предоставляет ему возможность выработки среднесрочной стратегии ведении бизнеса. Этот важнейший элемент в системы управления в настоящее время практически не применяется в среде малых предприятий, тогда как без него в условиях рыночной экономики малое предприятие не может достичь сколько-нибудь ощутимого успеха.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Административные барьеры: опыт преодоления субъектами Российской Федерации / Исследование М.: Ресурсный центр малого предпринимательства, 2001. — 130 с.
  2. . Управление, собственность и государственное регулирование экономики // Российский экономический журнал. № 4,1993, с. 56−60.
  3. О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. М.: Финансы и статистика, 2003. — 192 с.
  4. Т.А., Бухвальд Е. М. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы. М.: ИЛИ, 2000.
  5. Анализ состояния предложения и спроса на рынке микрофинансовых услуг России // М.: РЦ МСП малого предпринимательства, 2000. 292 с.
  6. В.К., Степанюк Л. Н., Остроухова В. И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: Учеб. пособие. М.: Бухгалтерский учет, 1996. — 352 с.
  7. С., Зиновьев В., Стронгина Н. Малое предпринимательство: заметки о развитии // Вопросы статистики. 1995. — № 9. — С. 69.
  8. Ю. Франчайзинг помогает окрепнуть // Коммерческий вестник. -1997.-№ 7. С. 12.
  9. Д.Ф., Штайнхофф Д. П. Основы управления малым бизнесом. -М.: Бином, 1997.
  10. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. 687с.
  11. Бокс Иоост де ла Рив. Микрофинансирование в России: Программный документ // Tacis, апрель 2001.
  12. В., Лагутенко Б. Для розницы все без разницы // Российская газета. (1.01.2002, с. З)
  13. А.В. Предпринимательство: начальный курс. М.: 1992.
  14. Н.Васильева Е. Н., Овчиян М. Р., Ломовцева В. В. Сравнительный обзорнормативно-правовой базы и практики микрокредитования за рубежом. -Смоленск, СТР, 2001.
  15. Е.Н., Овчиян М. Р., Ломовцева В. В. Сопоставительный анализ базовых компонентов программ микрофинансирования // Моделирование и обоснование рациональных подходов к постановке программ микрофинансирования. Смоленск, 2001.
  16. Е.Н., Овчиян М. Р., Ломовцева В. В. Обзор российских институтов микрофинансирования. Смоленск, СТР, 2001.
  17. Н. Малые предприятия Москве // «ЭЖ» — Московский выпуск, 2003, № 16, с. 11.
  18. В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика -Том 2, Санкт-Петербург, 1997.- 503 с.
  19. В.Я., Швандар В. А. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  20. Гражданский кодекс РФ. М.: Юрист, 2001. — 348 с.
  21. Дж. Экономические теории и цели общества: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1979. 406 с.
  22. Г. Мелкий бизнес в Великобритании // МЭиМО. 1992. -№ 3. — с. 120−128.
  23. П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы: Пер. с англ. М.: СПб.: Бук Чембер ИНТЕРНЕШНЛ, 1992.
  24. А.А. Зачем экономике предприниматель? // Мировая экономика и международные отношения, 1991, № 1, с.46−53.
  25. И. Малый бизнес: проблемы государственной поддержки // Проблемы прогнозирования. 2002. — № 7.- С. 101−112.
  26. A.M., Крутик А. Б. Основы бизнеса и предпринимательства. -СПб.: СПбУЭФ, 1993. 261с.
  27. A.M., Крутик А. Б. Предприятие в условиях рынка: стратегия развития, новые формы хозяйствования. СПб.: СПбУЭФ, 1992. — 186 с.
  28. A.M., Крутик А. Б. Проблемы становления малого бизнеса в России. СПб.: СПбУЭФ, 1997. — 304 с.
  29. М.В. Упрощенная система налогообложения и ЕНВД. — М.: Статус-Кво 97, 2004. 400 с.
  30. М.В. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации для малых предприятий. М: Статус-Кво 97, 2003. — 368 с.
  31. М.В., Педченко И. В., Шарова С. В. и др. Комментарий (постатейный) к главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организаций». М: Статус-Кво 97, 2002. — 704 с.
  32. М.В., Попков М. Д. Упрощенная система налогообложения с 2003 года. // Российский налоговый курьер. № 20−21, 2002.
  33. М.В. Переход на упрощенную систему налогообложения и НДС. // Российский налоговый курьер. № 24, 2002.
  34. М.В. Кассовый метод признания доходов и расходов. // Российский налоговый курьер. № 3, 2003.
  35. М.В. «Упрощенка» в торговле: какие расходы учитывать. // Российский налоговый курьер. № 5, 2003.
  36. М.В. Раздельный учет у плательщиков ЕНВД. // Российский налоговый курьер. № 6, 2003.
  37. М.В. Упрощенная система в рознице: как вести налоговый учет. // Российский налоговый курьер. № 6, 2003.
  38. М.В. Упрощенная система: заполняем налоговую декларацию. // Российский налоговый курьер. № 8, 2003.
  39. М.В. Внимание: минимальный налог при «упрощенке». // Российский налоговый курьер. № 11, 2003.
  40. М.В. Отказ от упрощенной системы: как избежать проблем. // Российский налоговый курьер. № 21,2003.
  41. М.В. Учет основных средств при применении упрощенной системы. // Российский налоговый курьер. № 11, 2004.
  42. М.В. Учет основных средств при совмещении ЕНВД и УСН. // Российский налоговый курьер. № 15, 2004.43 .Истратова М. В. Обязанности налогового агента при УСН. // Российский налоговый курьер. № 17, 2004.
  43. B.C., Шатрова Е. В. Стратегия предпринимательства: Учеб. пособие. СПб.: СПбГИЭА, 1996. — 73 с.
  44. А. Шаги предпринимателя к успеху: принципы и мотивы. -Минск, Выща школа, 1996.- 340 с.
  45. Р. К вопросу о сущности предпринимателей. СПб.: Литера плюс, 1996.
  46. . Деловая стратегия: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. -238 с.
  47. В. Региональная инвестиционная политика: мировой опыт и российские проблемы // Проблемы теории и практики управления. 1995. -№ 4.-с. 21−24.
  48. И. Каков залог предпринимательского успеха. СПб, Сб. научных трудов СПб филиала МУПК, 2001.
  49. Е.В. Роль малого бизнеса в инновационном процессе // Вестник СПб ун-та. Сер. 5: Экономика. — 2003. — № 5. — с. 112.
  50. Т.В., Клепикова Н. В. Справочник по микрофинансированию. Иркутск, Изд-во Иркутского государственного университета, 2000.
  51. А., Колесникова JI. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения // Вопросы экономики. 1996. № 7, с.46−59.
  52. В. Влияние упрощенной системы налогообложения на финансовое состояние малых предприятий. //Бухгалтерский учет. № 5, 2000.
  53. А.Б. Малый бизнес и инфраструктура // Экономика и жизнь. -1996.-№ 35.-С. 8−16.
  54. X. Социальная и рыночная экономика: Пер. с нем.. М.: Дело, 1993.
  55. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2004. 454 с.
  56. Н.А. Финансы предприятий. М.: МГУК, 2000.
  57. Н.П., Лещева В. Б. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
  58. X. Как уцелеть среди акул: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.- 405 с.
  59. Малое предпринимательство в России. 2003: Стат. сб., / Госкомстат России. М., 2003. — 109 с.
  60. Малый бизнес России: адаптация к переходным условиям / Т. Алимова, В. Буев, В. Голикова и др. // Вопросы статистики. 1995. — № 9. — с. 19.
  61. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы. М.: Институт предпринимательства и инвестиций. 1999 г.
  62. Малое предпринимательство в России: успехи и промахи. Реферативный сборник статей. — СПб, ЛГУ, 1999. — 133 с.
  63. Малый бизнес и его развитие в регионе // ЭХО. 1998. — № 4. — с. 7−9.
  64. Малый бизнес и инфраструктура / А. Б. Титов, М. А. Горенбургов, Е. В. Ивчук и др.- Под ред. А. Б. Крутика. СПб.: СПбУЭФ, 1995. — 161 с.
  65. Малое предпринимательство в России. Официальное издание. М.: Госкомстат России. 2000, 2001, 2002, 2003.
  66. К. Капитал. Критика политической экономики. Т. 3. Процесспроизводства капитала. М.: Политиздат, 1983. — 905 с.
  67. Международный бизнес: Пер. с англ. / Под ред. проф. А.Ю. Ма-нютиса. М.: ЮНИТА, 1999. — 867 с.
  68. Методика процесса микрокредитования малого и среднего бизнеса. -Екатеринбург, Автономная некоммерческая организация «Международный консультационный центр, 2000.
  69. Я. Тойота. Методы эффективного управления: Пер. с англ. -М.: Экономика, 1989. 289с.
  70. Морозовский проект. Организации поддержки малого бизнеса / Под ред. В. Ш. Каганова. М.: Академия менеджмента и рынка, 1996. — с. 34.
  71. JT.B. Устойчивость развития малых предприятий на основе моделирования: Автореф. дис. канд. экон. наук. — СПб.: СПбИЭА, 1992. -43 с.
  72. А.И., Игнатьев A.M., Крутик А. Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. СПб.: Ун-т экономики и финансов, 1998. — 500 с.
  73. А.И., Локшина Э. Х., Старков Б. А. Экономика и этика предпринимательства. СПб.: СПбУЭФ, 1992. — 142 с.
  74. Н.Д. Экономика и предпринимательство: эволюция теорий и последовательность практики. РК, СГУ. 1997. 110 с.
  75. Ф. Риск, неопределенность и прибыль. М., Изд. дом Горшкова «Наследие», 1929.
  76. К.Х., Гукасьян Г. М. Мотивация труда: американский и японский подходы // Человек в системе рыночных отношений. СПб.: СПбУЭФ, 1992.-с 27.
  77. А.Г., Попова Р. Ю., Свириденко Ю. П. Проблемы малого предпринимательства в сфере бытовых услуг. Социально-экономический аспект. М., 1994. — 126 с.
  78. О лицензировании отдельных видов деятельности / Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации, № 33. 13.08.01
  79. О состоянии и развитии малого предпринимательства в РФ и мерах по его государственной поддержке / Доклад ГКРГТ. М., 1996. — С. 19.
  80. Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства / Федеральный закон от 29.12.1995 г. № 222-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации, № 1. 01.01.96.
  81. Организация поддержки малого бизнеса / Под ред. В. Ш. Каганова. -М.: Академия менеджмента и рынка, 1995. 128 с.
  82. И.В. Страхование косвенных рисков и ответственности предпринимателей в развитых капиталистических странах: Обзорная информация. НИФИ, 1990. — 23 с.
  83. Очередная попытка вызволить мелких коммерсантов из летаргического сна закончилась ничем // «ЭЖ» Московский выпуск, 2003, № 16, с. 11.
  84. О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.112.94 № 65.
  85. О мерах по обеспечению участия малых негосударственных предприятий в реализации государственных программ и выполнении заказов для государственных нужд. Постановление Правительства РФ от 01.12.94 № 1322.
  86. О развитии лизинга и инвестиционной деятельности. Постановление Правительств Российской Федерации от 29,06−95 № 633.
  87. П.Д., Савченко В. Е. Экономическая сущность и содержание предпринимательской деятельности. СПб.: СПбУЭФ, 1995. — 58 с.
  88. Е.Н. Совершенствование финансового механизма регулирования деятельности малого бизнеса / Ин-т мир. экономики и финансов. Астрахань, 2001. — Юс.
  89. П.Ж. Что такое собственность? М.: ЮНИТА, 1996. — 86 с.
  90. М. Международная конкуренция: Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993. — 407 с.
  91. Проблемы поддержки субъектов малого предпринимательства // Финансовая газета. 1997. — № 17. — с. 9.
  92. Проблемы финансирования малого бизнеса // Финансист. 1996. -№ 17.-с. 16−17.
  93. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. кол. Д. С. Львов. -М.: Экономика, 1999.
  94. .А. Предпринимательство и риск. М.: Знание, 1992. — 61 с.
  95. М. Стратегические вопросы микрофинансирования. М.: Бизнес-наука, 1998. — 214 с.
  96. А.Н., Лукасевич И. Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства: Опыт зарубежных корпораций. М.: Финансы и статистика, 1993.
  97. Р.С. О единстве и противоречиях учений о предпринимательстве / Пер. с анг, в редакции Бекетова Ж. Э. М.: Вершина-М, 1997.
  98. Россия в цифрах. М.: Издательский центр Госкомстата России. 1997 -415 с.
  99. Россия 2015: оптимистический сценарий. / Под. ред. Л. И. Абалкина. — М.: ММВБ, 1999. — с. 302−306.
  100. P.P. Упрощенная система налогообложения. М.: Бератор, 2004. — 192 с.
  101. Г. Формы финансирования малого инновационного бизнеса в США и Западной Европе // Российский экономический журнал. 1997, №№ 5−6.
  102. Л. Франчайзинг новый метод ведения бизнеса // Малый бизнес России. — 1996. — № 2. — с. 10−11.
  103. Системная поддержка малого предпринимательства: столичная модель IIН Российский экономический журнал. 1996. — № 8. — с. 81−83.
  104. С.А. Малое предпринимательство: общественная поддержка и содействие развитию. М.: Контур, 1999.
  105. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Политиздат, 1937.
  106. Среднее и малое предпринимательство и его кредитная поддержка в России // Юридический бюллетень предпринимателя. 1997. — № 3. — С. 8386.
  107. Ш. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. М., 1997. -718 с.
  108. Дж., Смит Бр. Франчайзинг в малом бизнесе: Руководство Барклайз-банка. М.: Аудит, 1996. — 317с.
  109. Сей Ж.-Б. Трактат по политической экономии. М.: Наука, 1934. -111 с.
  110. Д.Н., Липник Л. Г. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 253 с.
  111. Устав Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 12.04.96 № 424.
  112. Л. Финансовый анализ в малом бизнесе. // Финансовая газета. № 28, 2001.
  113. Финансы предприятий: Учебное пособие / Под ред. Е. И. Бородиной. -М., 1995−208 с.
  114. А. Мой век двадцатый. Пути и встречи: Пер с англ., м., 1998.
  115. Ф. Стратегия бизнеса. М.: УМЦ «Стратегия», 2003. — 326 с.
  116. Д.Н. Современная микроэкономика. Анализ и применение: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1992.
  117. Р., Питере М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха: Пер. с англ. М.: Прогресс-Универс, 1992.- 176 с.
  118. В. Как делать бизнес в Европе: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990 — 253 с.
  119. М.С. Микропредприятия и их финансовая основа. СПб, Изд. дом. «Наумов и К0», 2003. — 546 с.
  120. В.П. Малое предпринимательство: организация, финансы, маркетинг. Сыктывкар. Изд-во «СГУ», 1998 — 27 с.
  121. И.С. Малые предприятия: бухгалтерский учет и анализ финансово-хозяйственной деятельности. -М.: Юрайт, 1999.
  122. А. Большие критерии малого бизнеса // «ЭЖ» Московский выпуск, 2003, № 17, с. 11.
  123. Л. Кредиты малому бизнесу // Экономика и жизнь. 1996. -№ 18.-е. 8.
  124. В. Льгот ради льгот быть не должно // Бизнес для всех, № 3, 2000.-с. 1.
  125. А. Франчайзинг // Экономика и организация промышленного производства. 1993. — № 12.-е. 116−120.
  126. Ф.И., Нечипоренко В. С. Государственная поддержка предпринимательства в России. М., 1997.
  127. А. Тенденции современного предпринимательства. СПб. Изд-во «Новое время», 1998.
  128. О.М. Распределение налоговых доходов от малого предпринимательства по уровням бюджета и роль налоговых поступлений от малого бизнеса в муниципальных бюджетах. М.: ИКЦ «Бизес-Тазаурус», 2003. -18 с.
  129. Л.А. Формирование системы поддержки малого предпринимательства в России. // Российский экономический журнал, 1999. № 5, 104 с.
  130. Й. Теория экономического развития: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1982.
  131. Экономика малых предприятий. Учебник для вузов. Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Е. М. Купрякова, М., 1996 367 с.
  132. Экономика сферы платных услуг. Под ред. проф. Е. Н. Жильцова. К., 1996−204 с.
  133. З.Т. Микроменеджмент: проблемы и решения. Саратов, «Перспектива», 2002. — 215 с.
  134. А.Д. Как выправить дело: трудности малого собственника // Экономический бюллетень, 2002, № 11.
  135. Н. Налоговая псевдореволюция в малом бизнесе. // Московский бухгалтер. № 5,2002.
  136. Crowell R. Stork Market Strategy. N.Y., 1977. — 301 p.
  137. Drucker P.P. The Frontiers of Management. N.Y.: Datton, 1986. — P. 265.
  138. Financial Options // Euromoney Conference, London, 23−24 April, 1987.
  139. Fransis J. Investments: Analysis and Management. N.Y., 1976. — 234 p.
  140. Hastens M. Long-Range Planning for your Business. N.Y., 1976. — P. 5252.
  141. Kotler P. Marketing Management: Analysis, Planning and Control. 6th ed. — N.Y.: Englewood Cliffs, 1988. — P. 90−92.
  142. Paley N. The Managers Guide to Competitive Marketing Strategy, N.Y., 1989.-P. 77−78.
  143. Parris M., Pestieau P., Saynon P. Public Enterprise in Western Europe. -Groom Heim, 1987. 111 p.
  144. Smallwood J.E. The Product Life Cycle. A Key to Strategic Marketing // MSII Business Topics. Winter. — 1983.
  145. Stock: Answers. A Guide to the International Equitie Market. London, 1988.-216 p.
  146. Wtitz B.A., Weusley K. Strategic Marketing Planning. Implementation and Control. Boston: Kent Publishing Co., 1984. 312 p.
Заполнить форму текущей работой