Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Совершенствование системы государственного регулирования инвестиционной сферы: На примере мониторинга инвестиционной сферы Московской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мониторинг, как метод количественного анализа инвестиционной сферы, является синтетическим методом оценки экономической и социально-экономической эффективности инвестиций на макроэкономическом уровне, применение которого способно не только увеличить эффективность системы государственного регулирования инвестиционной сферы, но и способствовать преодолению дезинтегрированности единой инвестиционной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ
    • 1. 1. Предмет государственного регулирования инвестиционной сферы
      • 1. 1. 1. Основные понятия, характеризующие формирование инвестиционной сферы на государственном уровне
      • 1. 1. 2. Виды государственного регулирования инвестиционной сферы
      • 1. 1. 3. Влияние различных видов инвестиций на формирование инвестиционной сферы
    • 1. 2. Основные теоретические концепции государственного регулирования инвестиционной сферы
    • 1. 3. Международный опыт применения нормативно- правовых, кредитно-денежных, фискальных и других инструментов государственного регулирования инвестиционной сферы
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 2. 1. Государственное регулирование инвестиционной сферы в условиях переходной экономики
      • 2. 1. 1. Характеристика государственного регулирования инвестиционной сферы в период 1992—1998 гг.
      • 2. 1. 2. Новый этап государственного регулирования инвестиционной сферы 1999−2000 гг
      • 2. 1. 3. Государственная стратегия формирования благоприятного инвестиционного климата в условиях переходной экономики
      • 2. 1. 4. Перспективы совершенствования государственного регулирования инвестиционной сферы 59 2.2. Характеристика системы государственного регулирования инвестиционной сферы Московской области
  • ГЛАВА 3. МОНИТОРИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ (на примере Московской области)
    • 3. 1. Анализ существующих методов количественного анализа инвестиционной сферы
    • 3. 2. Мониторинг инвестиционной сферы Московской области
    • 3. 3. Перспективы практического применение результатов мониторинга инвестиционной сферы Московской области
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Список литературы
  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение

Совершенствование системы государственного регулирования инвестиционной сферы: На примере мониторинга инвестиционной сферы Московской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется возрастающей потребностью в регулировании инвестиционной сферы, вызванной ростом объемов инвестиций, с одной стороны, и необходимостью увеличения эффективности инвестиций в целях обеспечения поступательного развития национальной экономики, с другой стороны. Процессы реформирования российской экономики затронули и инвестиционную сферу. Новые рыночные условия хозяйствования обусловили отказ от прежних методов планирования и распределения инвестиций. Наряду с новыми рыночными механизмами финансирования инвестиций, в практику внедрялись и новые методы оценки их эффективности. Опыт использования устоявшихся в странах с развитой рыночной экономикой методик определения эффективности инвестиций в условиях реформируемой российской экономики выявил их недостаточность и, прежде всего, для целей государственного регулирования инвестиционной сферы.

Действительно, в экономической литературе сложилась ситуация, при которой о государственном регулировании инвестиций говорят отдельно, а об оценке эффективности инвестиций — отдельно [133]. Вместе с тем, в современной отечественной экономической науке необходимость государственного регулирования инвестиционной сферы является общепризнанным фактом [53, 54, 118]. Однако методы оценки эффективности инвестиций, предлагаемые в современной отечественной и зарубежной учебной и научной экономической литературе, посвященной инвестиционной тематике, предназначены исключительно для микроэкономического уровня и мало или совсем не применимы для государственного регулирования инвестиционной сферы, осуществляемого на макроэкономическом уровне [81, 85].

Рост количества работ, посвященных проблемам планирования, учета рисков и анализу эффективности отдельного инвестиционного проекта является закономерным следствием временного послекризисного оживления инвестиционной сферы (с начала 1999 г.). Однако такие отличительные черты инвестиционной сферы реформируемой российской экономики на макроуровне, как дезинтегрированность единого инвестиционного пространства национальной экономики, волатильность фондового рынка в сочетании с десинхронизацией финасового и реального секторов инвестиционного рынка определяют необходимость постоянного эффективного государственного регулирования инвестиционной сферы.

Степень разработанности проблемы. Зарубежная экономическая мысль традиционно предлагает два подхода к проблеме государственного регулирования инвестиционной сферы. Первый подход, разработанный Дж. М. Кейнсом, предполагает увеличение объемов инвестиций посредством государственного регулятивного воздействия на процентные ставки в сторону их понижения [99]. Противоположное кейнсианскому направление экономической мысли в области государственного регулирования инвестициймонетаризм — придает наибольшее значение росту объема денежной массы. Согласно JI. Харрису при росте объема денежной массы будет наблюдаться пропорциональный рост объемов инвестиций, таким образом, эффективное государственное регулирование инвестиций сводится к увеличению их объема путем обеспечения стабильных темпов роста объемов денежной массы [223]. Эти два диаметрально противоположных подхода определили развитие западной экономической мысли в области государственного регулирования инвестиционной сферы [243].

Отечественная экономическая наука в период реформ создала собственную методологию исследования инвестиционной сферы и разработала систему подходов к проблеме государственного регулирования инвестиционной сферы. К узловым темам этой системы относятся региональные аспекты государственного регулирования инвестиционной сферы, нашедшие отражение в работах С. А. Андреева [14], В. К. Агалова с соавторами [6], С. М. Бухановой [37], А. И. Волкова [49] и ряда других авторов.

120, 154, 163, 191]. Другим немаловажным компонентом теории государственного регулирования инвестиционной сферы является изучение Ф форм и видов участия государства в финансировании инвестиций. Различным видам государственного влияния на процесс финансирования инвестиций в условиях переходной экономики посвящены работы В. Б. Сироткина [195], А. А. Филатовой [216], В. И. Кушлина с соавторами [218]. Проблемам несогласованности, дезинтегрированности финансового и реального секторов инвестиционного рынка, прогнозированию и оценке возможностей государственного регулятивного вмешательства с целью корректировки сложившейся ситуации посвящены работы отечественного экономиста, эксперта в области фондового рынка Я. М. Миркина [134, 135, 136, 137]. Новаторским подходом к тематике государственного регулирования инвестиций отмечены работы отечественного ученого В. С. Барда. Вводя новую терминологическую единицу «финансово-инвестиционный комплекс», предназначенную для описания процесса инвестирования в условиях реформируемой российской экономики, автор предлагает ряд нестандартных ф решений в области государственного планирования и регулирования инвестиций [21,22].

Вместе с тем, открытым в литературе остается вопрос о методах государственного регулирования инвестиционной сферы, основанных на результатах ее количественного анализа. Несмотря на то, что количественный анализ инвестиционной деятельности детально рассмотрен в работах таких отечественных ученых, как В. М. Аныпин [16], О. М. Касимова [96], Б. И. Четыркин [231] и ряда других, применение его результатов в целях совершенствования государственного регулирования инвестиционной сферы остается до сих пор малоизученным [10,68,85,229].

В этой связи целью настоящего исследования является создание методического базиса комплекса практических мер по совершенствованию * государственного регулирования инвестиционной сферы, основанного на объективных результатах ее количественного анализа. Для достижения поставленной цели в настоящей работе решались следующие задачи:

— провести анализ состояния инвестиционной сферы современной российской экономики, с учетом основных факторов, определяющих возможности государственного регулирования инвестиционной сферы;

— изучить мировой опыт государственного регулятивного воздействия на инвестиционную сферу и оценить возможности его применения в условиях реформируемой российской экономики;

— определить критерии эффективности инвестиционной сферы и область практического применения методов ее государственного регулирования в целях повышения ее эффективности;

— разработать алгоритм мониторинга инвестиционной сферы и определить возможности, перспективы и преимущества его использования для характеристики положения инвестиционной сферы в целях совершенствования ее государственного регулирования;

— создать динамическую систему практических рекомендаций по применению результатов мониторинга инвестиционной сферы в целях совершенствования ее государственного регулирования.

Объектом исследования является инвестиционная сфера Московской области и система государственного регулирования инвестиционной сферы Московской области.

Предметом исследования служит система динамических взаимосвязей, возникающая между хозяйствующими субъектами рынка в процессе осуществления инвестиционной деятельности, и методы их государственного регулирования.

Теоретическая и методологическая база исследования представлена общетеоретическими принципами функционирования и регулирования инвестиционной сферы, отраженными в работах зарубежных и отечественных авторов, посвященных проблемам эффективности инвестиционной деятельности и государственного регулирования инвестиций.

В настоящем исследовании использована специальная научная и периодическая литература, монографии, статьи, регулятивные, инструктивные и нормативно-правовые документы, определяющие порядок функционирования компонентов инвестиционной сферы и ее государственного регулирования, а также статистические материалы, публикуемые органами государственного статистики по тематике настоящего исследования.

В методической части настоящего исследования используется методы экономического и системного анализа, аналогий и моделирования, а также методы статистического анализа количественных показателей инвестиционной сферы.

Научная новизна заключается в том, что в рамках настоящего исследования разработан метод совершенствования государственного регулирования инвестиционной сферы, основанный на мониторинге инвестиционной сферы. В ходе настоящего исследования получены следующие результаты:

— проведен анализ состояния инвестиционной сферы реформируемой российской экономики и основных факторов, определяющих возможности государственного регулирования инвестиционной сферы;

— сформулированы требования к системе анализа эффективности государственного регулирования инвестиционной сферы;

— осуществлен количественный анализ статистических данных, описывающих положение инвестиционной сферы Московской области;

— разработан метод мониторинга инвестиционной сферы;

— применен метод мониторинга инвестиционной сферы к инвестиционной сфере Московской области,.

— разработаны теоретические предпосылки совершенствования системы государственного регулирования инвестиционной ф сферы на основании результатов мониторинга;

— предложены конкретные пути практического применения результатов мониторинга инвестиционной сферы Московской области.

Практическая значимость результатов настоящего исследования заключается в том, что анализ современных общетеоретических концепций, международной и отечественной практики государственного регулирования инвестиционной сферы последних лет, а также статистических данных, характеризующих положение инвестиционной сферы реформируемой российской экономики, позволил получить результаты, способные, будучи доведенными в рамках настоящего исследования до уровня практических рекомендаций, способствовать совершенствованию государственного регулирования инвестиционной сферы в целях обеспечения поступательного роста национальной экономики. Мониторинг инвестиционной сферы.

Московской области демонстрирует возможности метода для количественного анализа инвестиционной сферы в целях совершенствования путей ее государственного ре1улирования. Разработанные на основе результатов мониторинга практические рекомендации позволяют увеличить эффективность государственного регулирования инвестиционной сферы, что ведет к росту эффективности инвестиционной сферы.

Апробация результатов работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были опубликованы в открытой печати, обсуждены в ходе дискуссий на II ежегодной профессиональной конференции «Политика и практика привлечения инвестиций в регионы России и страны СНГ» 14 июня 2001 г. в Москве, и в ходе работы Ш профессиональной конференции «Инвестиции в России» 28 мая 2002 г. в Москве, на XV ежегодных международных Плехановских чтениях и в ходе дискуссий на кафедре национальной экономики РЭА им. Г. В. Плеханова, а также в ходе 3-го форума по итогам конкурса работ молодых ученых, проводимого под эгидой СОПС РАН и Минэкономразвития РФ 5 ноября 2002 г.

Публикации. По теме работы автором опубликовано три печатных работы общим объемом 2 печатных листа.

Структура и содержание работы отражают логику и последовательность научного исследования в соответствии с его целями и задачами. Общий объем диссертационного исследования составляет 150 страниц и включает введение, три главы и заключение. В работе содержатся 26 таблиц и 7 рисунков.

Список литературы

включает 293 наименований, из которых 260 представлены научными и периодическими изданиями, в том числе, 18 — на иностранных языках, и 33 — нормативно-инструктивными и нормативно-правовыми официальными документами. В трех приложениях содержатся 13 таблиц и 8 рисунков на 49 страницах.

выводы о практической применимости мониторинга инвестиционной сферы и перспективах его использования в целях дальнейшего совершенствования системы государственного регулирования инвестиционной сферы:

1. Система государственного регулирования инвестиционной сферы национальной экономики Российской Федерации нуждается в совершенствовании, основными целями которого являются придание ей сбалансированного адресного характера и повышение ее эффективности.

2. Методологической основой совершенствования системы государственного регулирования инвестиционной сферы должен стать мониторинг инвестиционной сферы, позволяющий получать объективную информацию об ее количественном и качественном состоянии, являющуюся необходимым условием реализации эффективного государственного регулятивного участия в инвестиционной сфере.

3. Мониторинг, как метод количественного анализа инвестиционной сферы, является синтетическим методом оценки экономической и социально-экономической эффективности инвестиций на макроэкономическом уровне, применение которого способно не только увеличить эффективность системы государственного регулирования инвестиционной сферы, но и способствовать преодолению дезинтегрированности единой инвестиционной сферы в рамках национальной экономики путем создания единой системы количественной оценки эффективности инвестиционной сферы, дающей сравнимые и воспроизводимые результаты вне зависимости от территориальной принадлежности места применения мониторинга. ь 4. Для осуществления мониторинга инвестиционной сферы необходим адекватный объем информации о социально-экономическом положении региона (территориального образования), состоянии его инвестиционной сферы (определенный диапазон объемных показателей) и квалифицированные кадры, обеспечивающие реализацию мониторинга и координацию практического применения его результатов (сводно-аналитические отделы при администрациях территориальных образований).

Практическое применение результатов мониторинга инвестиционной сферы позволяет не только совершенствовать систему государственного регулирования инвестиционной сферы, делая ее более эффективной, адресной и адекватной существующим проблемам инвестиционной сферысистематическое применение мониторинга создает предпосылки для осуществления среднесрочного прогноза динамики развития инвестиционной сферы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. НАУЧНЫЕ И ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
  2. С. И. Инвестирование М.: Центр экономики и маркетинга. 2000.-440 с.
  3. С. И. Организация инвестиционно-строительной деятельности М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. — 240 с.
  4. . Авиасалон привлечет инвестиции // Известия. 2001. -14 ноября.
  5. И. В. Региональная инвестиционная политика: Опыт, проблемы, перспективы. Ярославль, 1997. 136 с.
  6. И. Ю., Кандалинцев В. Г., Соколов И. А. Концепция экономической политики и механизм реализации в России / РАН ИВ. -М: ИВ РАН, 1997.-22 с.
  7. В. К., Хомкалов Г. В., Цыренова Е. Д. Регулирование инвестиционной деятельности в депрессивных регионах. СПб.: ГУЭФ, 2000. -128 с.
  8. В., Меликова Н. Флирт с Парижским клубом // Независимая газета. 2002. — № 41. — 4 марта.
  9. г. Железнодорожный: Отчет о проделанной работе // Городской Вестник. 2002. — № 1. — 4 января.
  10. Т. Д. Некоторые вопросы прав акционеров при слиянии и присоединении акционерных обществ по законодательству России и Германии // Внешнеэкономический бюллетень. 2001.- № 11. — с. 75 -84
  11. К. Ю., Аксенов И. В., Дорофеев А. М. Кредитно-денежное регулирование методики расчета коэффициентов и финансового анализа. Динамика инвестиционного и инновационного процесса. Саранск: Знание, 2000. 88 с.
  12. В. Н. Инвестиционный аспект структурной перестройки12.
Заполнить форму текущей работой