Заключение.
Педагогические идеалы Ж.Ж. Руссо
Идеи Руссо о воспитании активного, мыслящего, свободного человека оказали огромное положительное влияние на развитие педагогической теории и практики во многих странах, хотя позже были почти полностью отвергнуты буржуазной педагогикой. В конце XIX и начале XX в. буржуазия, потерявшая к этому времени свою прогрессивность, стала отказываться от наследия Руссо или извращать его. В своем произведении… Читать ещё >
Заключение. Педагогические идеалы Ж.Ж. Руссо (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Свой идеал свободной и цельной личности Жан Жак Руссо противопоставил рассудочной культуре современного ему XVIII века. Реализацию этого идеала он и видел в естественном воспитании. Эта его концепция была подлинным переворотом в педагогических воззрениях того времени, не оставив в стороне и социально-политические вопросы, за что его трактат «Эмиль, или О воспитании» был признан вредным для общества. Книга напугала реакционно настроенных деятелей всей Европы, и сразу после ее выхода в свет французское правительство издало указ об аресте Жан Жака Руссо, что вынудило его бежать в Швейцарию. Но и в Женеве вышел декрет об аресте автора «Эмиля», а саму книгу сожгли.
Нужно заметить, что ни одно другое произведение, посвященное вопросам воспитания детей, ни до ни после «Эмиля», не оказало столь сильного влияния на развитие педагогической мысли. Последователей Ж.-Ж. Руссо привлекала его вера в могущество детской природы, следование воспитания за спонтанным развитием ребенка, предоставление ему широкой свободы.
В своем произведении «Эмиль или о Воспитании» Жан-Жак Руссо высказывает идею о самостоятельности и самодеятельности ребенка в истории естественного воспитания. Он применяет метод естественных последствий и косвенного воздействия. В основе воспитания «по Руссо» должен лежать принцип следования указаниям природы. В соответствии с этим принципом:
- 1) каждому возрасту должны соответствовать особые формы воспитания и обучения.
- 2) воспитание должно носить трудовой характер и способствовать максимальному развитию самостоятельности и инициативы учащегося.
- 3) интеллектуальному воспитанию должно предшествовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников.
Педагогические взгляды Руссо были полезны в то время, а некоторые актуальны и по сей день. Так, актуальной остается разбиение жизни детей на этапы соразмерно их развитию и необходимость разного уровня подхода к этим этапам. Каждый этап имеет свое особое и очень значение. Если учитывать психологическое развитие детей на каждом этапе в обучении и воспитании, то оно проходить будет легче. Также современны мысли Руссо о необходимости активизации познавательной деятельности детей, развитии у них глазомера, ориентации в пространстве, стимулирование ощущений, восприятий, памяти.
Положение Жан Жака Руссо о том, что свобода — одно из естественных прав человека, а роль педагога заключается в развитии активности, инициативы ребенка, в косвенном и тактичном руководстве без принуждения, взяли за основу представители концепции свободного воспитания, получившей широкое распространение в конце XIX — начале XX в.
Сторонники этого направления ставили в центр образовательного процесса ребенка его интересы, способности, возможности, стремление к творчеству, а главную задачу педагога видели в помощи естественному развитию ребенка. Их деятельность была направлена против муштры и угнетения Детей, против формализма и зубрежки в обучении.
Многие идеи свободного воспитания явственно проявились в теоретических воззрениях и практической деятельности ряда педагогов уже на рубеже XVIII и XIX вв. Так, И. Г. Песталоцци (1746−1827). Он считал необходимым строить отношения между воспитателем и ребенком на гуманной основе, и требовал уважения к свободе и независимости личности ребенка. Ф. Фрёбель (1782−1852) который считал, что цель воспитания — развитие природных особенностей ребенка, его самораскрытие; Э. Кей (1849−1926) ратовала за создание условий для самовыражения и свободного развития индивида. Эти и другие прогрессивные педагоги XIX — начала XX в. в значительной степени опирались на идеи Жан Жака Руссо.
Идеи Руссо о воспитании активного, мыслящего, свободного человека оказали огромное положительное влияние на развитие педагогической теории и практики во многих странах, хотя позже были почти полностью отвергнуты буржуазной педагогикой. В конце XIX и начале XX в. буржуазия, потерявшая к этому времени свою прогрессивность, стала отказываться от наследия Руссо или извращать его.