Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Здоровьесберегающий подход к организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении начального профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На втором — формирующем — этапе ОЭР в экспериментальном учреждении ПУ № 4 были внедрены организационно-педагогические условия организации ВОП на основе здоровьесберегающего подхода: следование единой педагогической стратегии организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении НПО, подчиненной идее здоровьесбереженияматериально-техническое, санитарно-гигиеническое и информационное… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Анализ состояния проблемы здоровьесбережения в педагогической науке и практике
    • 1. 2. Здоровьесбережение в системе начального профессионального образования
    • 1. 3. Стру кту р н о — ф у 11 к ц и о н, а ль н, а я модель организации воспитательно-образовательного процесса учреждения НПО на основе здоровьесберегающего подхода
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧРЕЖДЕНИЯ НПО НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОДХОДА
    • 2. 1. Содержание, организация и методы опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Реализация структурно-функциональной модели организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении начального профессионального образования на основе здоровьесберегающего подхода
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их обсуждение
  • Выводы по второй главе

Здоровьесберегающий подход к организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении начального профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и степень разработанности проблемы исследования.

Социально-экономические преобразования в стране предъявляют повышенные требования к качеству человеческого капитала и прежде всего к уровню подготовки, биологическим и социальным возможностям, состоянию физического и психического здоровья выпускников системы профессионального образования. Это, в свою очередь, определяет конкурентоспособность на рынке труда, успешность профессиональной адаптации, уровень социального благополучия молодого поколения.

В настоящее время профессиональное образование находится на этапе принципиальных нововведений, что определяется общими экономическими и социальными переменами, происходящими в России: изменениями государственной образовательной политики в сфере образованияизменениями на рынке труда и возрастающими требованиями к содержанию, качеству и объемам подготовки работниковдемографическими процессами, вносящими изменения в деятельность образовательных учреждений и в поведение учащихся и их родителей как потребителей на конкурентном рынке образовательных услуг. Эти изменения коснулись всех уровней профессионального образования, но особенно они затронули начальную профессиональную школу. В условиях перехода к рыночной экономике радикально изменяются требования к специалистам, работающим в различных сферах общественного производства. Значительная роль отводится таким личностным качествам профессионала, как профессиональная самостоятельность, мобильность, способность к взаимопомощи.

Профессиональное становление личности изучено многими авторами (Н.В. Андреева, А. К. Гастев, В. Н. Дружинин, Э. Ф .Зеер, Е. А. Климов, В. И. Ковалев, Т. В. Кудрявцев, Н. В. Кузьмина, JI.M. Митина, A.M. Новиков, А.Р.

Фонарев, В. Д. Шадриков и др.). Особенности организации педагогического процесса при подготовке конкурентоспособных рабочих кадров в соответствии с социально-экономическими задачами, стоящими перед современным обществом, исследованы в работах Ю. Бабаева, B.C. Гринько, А. Т. Глазунова, Э. Ф. Зеера, Т. Н. Жукова, Т. С. Паниной, С. М. Редлиха, А. Н. Ростовцева, Е. А. Рыкова, А. П. Сейтешева, В. А. Скакуна, М. П. Сибирской,.

A.И. Тимошенко, Ю. А. Якуба. Общие теоретические вопросы содержания обучения, организации учебного процесса в профессиональной школе рассмотрены в работах С. Я. Батышева, В. А. Белавина, И. А. Жигаловой, Г. Н. Жукова Л.И. Кундозеровой, Ю. А. Кустова, М. П. Пальянова, Т. С. Паниной,.

B.А. Полякова, М. Н. Скаткина, В. В. Шапкина. Изучению особенностей структуры, функционирования и развития системы начального профессионального образования посвящены работы С. Я. Батышева, B.C. Безруковой, В. А. Болотова, Е. Я. Бутко, Б. С. Гершунского, И. Д. Клочкова, М. И. Махмутова, Н. Н. Михайловой, А. Я. Найна, A.M. Новикова, И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, Л. Д. Федотовой и др. Методологические вопросы определения сущности профессионального образования представлены в трудах Г. В. Мухаметзяновой, A.M. Новикова, М. П. Пальянова, Г. М. Романцева, Е. В. Ткаченко, Т. И. Шалавиной, Р. Х. Шакурова и др. Вопросам адаптации учащихся и выпускников учреждений НПО в современных социально-экономических условиях посвящены работы Н. М. Киселева, Г. И. Крутикова, А. В. Кудряшова, Н. М. Ползуновой, М. И. Рожкова, Н. Н. Шамрай и др.

Анализ работ по начальному профессиональному образованию (НПО), позволяет охарактеризовать современное состояние этой системы. Система НПО оказалась в крайне затруднительной ситуации в виду недостаточного материально-технического и кадрового обеспечения, значительного сокращения количества выпускников основной и средней общеобразовательной школы, падения престижа рабочей профессии. Передача финансовой ответственности НПО с федерального на региональный уровень усугубила без того трудное финансовое положение учреждений НПО. Это обвальная, по мнению академика РАО Е. В. Ткаченко (2008), передача учреждений НПО на бюджеты субъектов Федерации и закон 122', отменивший все льготы для подростков, привели к не только к уменьшению количества учреждений НПО и объема подготовки рабочих кадров в стране, но и к увеличению числа сирот и детских домов, значительному ухудшению здоровья подростков в учреждениях НПО, которые изначально относятся к «группе риска» и нуждаются в социальной поддержке.

Одной из наиболее важных в системе начального профессионального образования сегодня является проблема значительного снижения количества абитуриентов, низкого качества их подготовки, слабого здоровья. В систему НПО поступают учиться, как правило, те выпускники основной и средней школы, у которых нет шансов получить высшее или среднее профессиональное образование. Многие подростки, обучающиеся в учреждениях системы НПО, прибывают из бедных и неполных семей, физически и соматически ослаблены, имеют нарушения психического развития. 20% молодежи, поступающей в систему НПО оказываются непригодными к избранной профессии, а 25% прерывают учебу, не получив образования [204].

Проблема сохранения и укрепления здоровья обучающихся является актуальнейшей для всей системы образования. Многочисленные исследования свидетельствуют о низком уровне здоровья подрастающего поколения, отрицательных тенденциях в состоянии здоровья обучающихся, несоответствии.

1 Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 roflaN 122-ФЗ О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесеннп изменений и дополнении в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» адаптационных возможностей детей и подростков требованиям систематического обучения (Р.И. Айзман, М. В. Антропова, Е. Ф. Альбицкая, A.M. Волков, СМ. Громбах, Э. М. Казин, И. Л. Левина, Н. К. Смирнов, Л. Г. Татарникова, М. В. Хрипкова и мн. др.).

Проблемы обучения и воспитания здорового человека рассматривались многими представителями педагогической науки. Эти аспекты можно найти в трудах К. А. Гельвеция, Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо и других. Проблеме здоровья уделяли внимание классики отечественной педагогики — К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, В. А. Сухомлпнский, П. П. Блонский и др.

Анализ литературных источников показал, что на современном этапе здоровье обучающихся и здоровьесберегающее обучение является предметом многочисленных исследований в области медицины, гигиены, физиологии, психологии и, особенно, педагогики. Идеи здоровьесберегающей педагогики нашли отражение в трудах Р. И. Айзмана, Н. П. Абаскаловой, В. П. Беспалъко, М. М. Безруких, Л. П. Вашлаевой, И. П. Волкова, Г. К. Зайцева, В. Н. Ирхина, В. В. Колбанова, Г. А. Кураева, Н. Н. Куинжи, Н. К. Смирнова, Д. А. Фарбер, Т. И. Шамовой, Е. А. Ямбурга и многих других ученых. Однако данное направление более реализовано в практике работы общеобразовательной, средней и высшей профессиональной школы, а в начальном профессиональном образовании используются и апробируются лишь отдельные заимствованные элементы и направления.

Таким образом, можно констатировать, что накоплен значительный объем знаний по изучению здоровьесберегающего обучения как педагогического феномена. Вместе с тем, пока не в полной мере раскрыты вопросы организации педагогического процесса в учреждениях начального профессионального образования на основе здоровьесберегающего подхода, который не рассматривался в качестве самостоятельной педагогической проблемы. Анализ этого вопроса показал, что до настоящего времени не определены принципы и функции организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении начального профессионального образования на основе здоровьесберегающего подхода, не выявлены его этапы и условия, а также содержание, организационные формы, методы и приемы здоровьесбережения. Недостаточная разработанность теоретических основ здоровьесбережения в системе начального профессионального образования приводит к тому, что «здоровьесберегающим обучением» стали называться отдельные методические разработки, а под понятие «здоровьесберегающие технологии» подводится любая педагогическая практика. Это ведет к дискредитации важнейших признаков технологизации: гарантированность конечного результата и воспроизводимость технологии другим педагогом для получения сходных результатов, а в конечном счете, к дискредитации здоровьесберегающей деятельности в профессиональном образовании вообще.

Анализ научных исследований и педагогической практики по рассматриваемой проблематике позволил выделить ряд противоречий между:

— возрастающими требованиями рынка труда к качеству рабочих кадров и низкими адаптационными психофизиологическими возможностями обучающихся, реальным ухудшением состояния здоровья молодого поколения;

— необходимостью целенаправленной работы в направлении сохранения и укрепления здоровья обучающихся в учреждениях системы НПО и недостаточной разработанностью научных подходов, научно-методического сопровождения здоровьесбережения в системе НПО;

— значительным количеством эффективных здоровьесберегающих педагогических технологий в системе общего, среднего и высшего профессионального образования и их неадаптированностью для начального профессионального образования.

Указанные противоречия позволили определить проблему исследования: каковы условия организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении начального профессионального образования на основе здоровьесберегающего подхода?

Актуальность проблемы, ее социальная значимость определили тему диссертации: «Здоровьесберегшощий подход к организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении начального профессионального образования».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить совокупность организационно-педагогических условий воспитательно-образовательного процесса в учреждении начального профессионального образования на основе здоровьесберегающего подхода.

Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс в учреждении начального профессионального образования.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия воспитательно-образовательного процесса в учреждении начального профессионального образования на основе здоровьесберегающего подхода.

Гипотеза исследования заключается в том, что организация воспитательно-образовательного процесса в учреждении начального профессионального образования на основе здоровьесберегающего подхода будет эффективной, если: здоровьесбережение рассматривается как целенаправленно осуществляемый в воспитательно-образовательном процессе комплекс научно-обоснованных педагогических, психологических, лечебных, профилактических, коррекционных и иных воздействий на субъекты образовательной деятельности, а здоровьесберегающий подход к организации воспитательно-образовательного процесса выступает методологическим принципом, определяющим содержание, организационные формы, методы и приемы здоровьесбережения в учреждении начального профессионального образованияразработана и внедрена структурно-функциональная модель организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении начального профессионального образования на основе здоровьесберегающего подхода, предусматривающая структурную целостность компонентов (обучающего, воспитывающего, развивающего, организационного) и интеграцию функций, позволяющих реализовать модель;

— определены и реализованы организационно-педагогические условия воспитательно-образовательного процесса в учреждении НПО на основе здоровьесберегающего подхода.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические и практические предпосылки организации здоровьесбережения в учреждениях системы начального профессионального образования.

2. Обосновать организационно-педагогические условия воспитательно-образовательного процесса в учреждении НПО, позволяющие успешно решать задачи обучения, воспитания, .развития, сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

3. Разработать критерии, определить показатели и выявить уровни организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении НПО на основе здоровьесберегающего подхода.

4. Сконструировать структурно-функциональную модель организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении НПО на основе здоровьесберегающего подхода и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность.

Методологическую основу исследования составили:

— на общефилософском уровне: фундаментальные положения теории биосоциальной сущности человека в единстве его творческой, деятельностной активности (Г. Гегель, Б. С. Гершунский, А. Н. Леонтьев, В. М. Медведев и др.);

— на общенаучном уровне: концепции профессиональной подготовки кадров (С.Я. Батышев, М. Н. Берулава, Т. С. Панина, Е.В. Ткаченко) — общая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), гносеологические основы моделирования как методы научного исследования (Б.Г. Глинский, Н. Н. Михайлова, А. И Уемов, В. А. Штофф и др.) — основные положения методологии педагогики и методики исследования (М.Н. Алексеев,.

A.Т. Глазунов, В. И. Загвязинский, B.C. Ильин, В. В. Краевский, А. И. Пискунов,.

B.М. Полонский, М. Н. Скаткин и др.);

— на конкретно-научном уровне: концепции здоровья и здорового образа жизни (Н.М. Амосов, Г. Л. Апанасенко, Н. И. Брехман, Э. Н. Вайнер, Н. К. Иванова, И. В. Николаева, В. П. Петленко и др.) — гуманистические аспекты здоровьесберегающего образования (Е.В. Алексеева, О. А. Бутакова, Г. К. Зайцев, Ю. П. Лисицын, С. Г. Сериков, С. К. Смирнов, В. В. Стригин, Л. Г. Татарникова и др.) — принципы системного (А.И. Беляева, Ю. А. Конаржевский, В.П. Кузьмин), личностно-ориентированного (Б.С. Гершунский, В. В. Сериков, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, И. С. Якиманская и др.), деятельностного (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, С. Л. Рубинштейн, С.Т. Шацкий), антропологического (К.Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Ю. И. Салов и др.) подходов, позволяющих обосновать сущность и содержание здоровьесберегающего подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении НПО.

Методы исследования определены целью, предметом, задачами и логикой исследования: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, моделирование, наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, методы статистической обработки полученных данных.

Опытно-экспериментальная база исследования: ПУ №№ 3, 4, 34, 46, 90, профессиональный лицей № 22 г. Бийска, 1500 обучающихся 1−3 курсов, 200 преподавателей и мастеров производственного обучения, 320 родителей обучающихся.

Этапы исследования:

На первом, поисково-аналитическом, этапе (1995;2001 гг.) изучалась степень разработанности проблемы исследования в педагогической науке и практики, проведен анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, конкретизированы основные составляющие методологического аппарата исследованиясоздана структурно-функциональная модель организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении НПО на основе здоровьесберегающего подхода и выявлены организационно-педагогические условия ее успешного функционирования.

На втором, опытно-экспериментальном, этапе (2002;2007 гг.) проводился педагогический эксперимент, позволивший опытным путем оценить эффективность разработанной структурно-функциональной модели организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении НПО на основе здоровьесберегающего подхода, организационно-педагогических условий ее функционирования в профессиональных училищах г. Бийска.

На третьем, обобщающем, этапе (2008 — 2009 гг.) проводился анализ и систематизация данных, полученных в результате теоретического и опытно-экспериментального исследованияразработаны и внедрены научно-методические рекомендации, закончено литературное оформление текста диссертации.

Научная обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечены методологическими исходными позициями, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных предмету, цели, задачам и логике, целостным подходом к решению проблемы, теоретико-методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических позиций, корректной организацией опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью выборки, сопоставлением результатов экспериментальной работы с массовым педагогическим опытом.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Уточнена сущность здоровьесберегающего подхода в образовании (уточнение заключается в том, что в центре педагогического процесса находится обучаемый, а в основу межличностного взаимодействия «обучаемый — обучающий» положены субъект-субъектные отношения, связанные совместным поиском «здорового» решения различных проблем, и что обновленное содержание образования обеспечивает приоритет ценности здоровья обучаемого, а здоровьесберегающие образовательные технологии способствуют гармоничному развитию физических и психических способностей, направленности на здоровье, опыта здорового образа жизни (ЗОЖ), индивидуально-психологических и личностных особенностей обучаемого, определяющих здоровье, социальную и профессиональную адаптацию.

2. Сконструирована воспроизводимая и эффективная структурно-функциональная модель организации воспитательно-образовательного процесса (ВОП) в учреждении НПО на основе здоровьесберегающего подхода, включающая цель, задачи, функции, условия, взаимосвязанные компоненты ВОП: обучающий, воспитывающий, развивающий, организационный.

3. Выявлена и научно обоснована совокупность организационно-педагогических условий воспитательно-образовательного процесса в учреждении НПО на основе здоровьесберегающего подхода организационные: следование единой педагогической стратегии организации воспитательно-образовательного процессаматериально-техническое, санитарно-гигиеническое и информационное обеспечение здоровьесбереженияширокое привлечение возможностей социальных партнеров для достижения целей здоровьесбереженияпостроение системы повышения квалификации преподавателей в области здоровьесбереженияпедагогические: обеспечение целостности процесса профессионального обучения, воспитания и развития физических, психических, личностных и профессионально значимых качеств обучаемыхмаксимальное использование развивающих, обучающих и оздоровительных возможностей физической культуры и спортаучастие всех субъектов педагогического процесса в деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся).

4. Разработаны критерии эффективности организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении НПО на основе здоровьесберегающего подхода (обученности и воспитанности обучающихся в области здоровьесбережения, состояния здоровья, физического и психического развития обучающихся, организации здоровьесбережения).

Теоретическая значимость исследования заключается в определении теоретических оснований процесса здоровьесбережения в учреждении НПО (предпосылки, принципы, содержание, особенности, условия, критерии) — в научном обосновании здоровьесберегающего подхода, понимаемого как методологический принцип организации воспитательно-образовательного процесса, определяющий содержание, организационные формы, методы и приемы здоровьесбереженияв уточнении содержания понятий «здоровье обучающихся», «здоровьесбережение в учреждении НПО», «здоровьесберегающие образовательные технологии» и в дополнении типологии ЗСОТ. Результаты работы вносят определенный вклад в теорию и методику начального профессионального образования.

Практическая значимость исследования заключается в:

— разработке и внедрении комплексной оздоровительно-образовательной программы «Школа Здоровья», направленной на реализацию содержания, организационных форм, методов и приемов здоровьесбережения в учреждении НПО, и учебного модуля «Твое здоровье», выступающего региональным компонентом и компонентом муниципальной системы образования г. Бийскаразработке критериально-диагностического аппарата оценки эффективности организации воспитательно-образовательного процесса на основе здоровьесберегающего подхода, который может быть использован в образовательном учреждении любой ступени, типа и вида.

— разработке научно-обоснованных рекомендаций по организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении начального профессионального образования на основе здоровьесберегающего подхода, подтвержденными актами внедрения.

Положения, выносимые на защиту: 1 Здоровьесбережение в учреждении НПО — это целенаправленно осуществляемый в воспитательно-образовательном процессе комплекс научно-обоснованных педагогических, психологических, лечебных, профилактических, коррекционных и иных воздействий на субъекты образовательной деятельности, неразрывно связанный с решением задач обучения, воспитания, развития, сохранения и укрепления их здоровья, а здоровьесберегающий подход выступает методологическим принципом организации воспитательно-образовательного процесса, определяющим содержание, организационные формы, методы и приемы здоровьесбережения, обеспечивая при этом реализацию обучающих, развивающих, воспитывающих функций педагогического процесса с позиции приоритета ценности здоровья.

2 Структурно-функциональная модель организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении НПО на основе здоровьесберегающего подхода, представлена целевым, содержательным, процессуальным и контрольно-оценочным блоками, состоит из организационного, диагностического, технологического, контрольно-оценочного этапов. Основными особенностями модели являются: направленность на решение задач обучения, воспитания, развития, сохранения и укрепления здоровья обучающихсякомпонентная целостность ВОП, представленная единством обучающего, воспитывающего, развивающего и организационного компонентовналичие оперативной обратной связи, «пронизывающей» всю модель и обеспечивающей ее эффективное управление и коррекцию процесса.

3 Совокупность организационно-педагогических условий воспитательно-образовательного процесса в учреждении НПО на основе здоровьесберегающего подхода, обеспечивающих его эффективность, включает организационные условия:

• следование единой педагогической стратегии организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении НПО, подчиненной идее здоровьесбережения;

• материально-техническое, санитарно-гигиеническое и информационное обеспечение здоровьесбережения в учреждении НПО;

• широкое привлечение возможностей социальных партнеров учреждения НПО для достижения целей здоровьесбережения;

• построение системы повышения квалификации преподавателей в области здоровьесбереженияпедагогические условия:

• обеспечение целостности процесса профессионального обучения, воспитания и развития физических, психических, личностных и профессионально значимых качеств обучаемых;

• максимальное использование развивающих, обучающих и оздоровляющих возможностей физической культуры и спорта;

• участие всех субъектов педагогического процесса в деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, наличие у преподавателей готовности к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий, у обучающихся — к активной здоровьесберегающей деятельности.

4 Критериально-диагностический аппарат оценки эффективности организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении НПО на основе здоровьесберегающего подхода представлен четырьмя критериями (критерии обученности и воспитанности в области здоровьесбережения, критерий состояния здоровья, физического и психического развития обучающихся, критерий организации процесса здоровьесбережения), соответствующими показателями и их уровневыми характеристиками.

Личный вклад автора заключается в анализе состояния исследуемой проблемыопределении и конкретизации ключевых понятий диссертационного исследованияв выявлении совокупности условий, разработке и внедрении модели организации ВОП в учреждении НПО на основе здоровьесберегающего подходав разработке критериально-диагностического аппаратав проведении опытно-экспериментальной работы по проверке выявленных условий и обработке результатов педагогического эксперимента.

Апробация результатов исследования. Промежуточные и итоговые результаты исследования обсуждались и были одобрены на Международных, Всероссийских и региональных конференциях, в т. ч. на I Международном Конгрессе по проблеме гуманизации образования (г. Бийск, 27−30 июня 1995 г.),.

Международной научно-практической конференции «Педагогические, биологические, психологические аспекты спортивной, физкультурной, здоровьесберегающей деятельности (Новокузнецк, 10 декабря 2008 г.), II Международной научно-практической конференции «Молодежь и рынок труда: конкурентоспособность в современных социально-экономических условиях» (Пенза, 2009 г.), Международной научной интернет-конференции по инновациям и традициям в современном образовании (Оскол, 20−30 июня 2009 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Культура и власть» (Пенза, декабрь 2008 г.), Межрегиональной научно-практической конференции «Психическое здоровье населения — межведомственный подход» (Новокузнецк, 13−14 мая 2009 г.), региональной научно-практической конференции «Организация летного оздоровительного отдыха детей и подростов в Алтайском крае» (Барнаул, 1999;2007 г.), VII научно-практической конференции «Здоровое поколение XXI века» (Барнаул, 2−3 апреля 2009 г.) — докладывались на заседаниях кафедры ПФОФК ГОУ ВПО КузГПА (2008;2009 гг.).

Апробация структурно-функциональной модели организации ВОП в учреждении НПО на основе здоровьесберегающего подхода проводилась в учреждении начального профессионального образования № 4, а ее отдельные элементы внедрены в учреждения №№ 22, 34, 46, 90 системы НПО г. Бийска.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Общий объем работы составляет 183 страницы.

Список литературы

включает 238 источников. Результаты исследования отражены в 12 научных публикациях общим объемом 12 печ. л., в том числе в 2 изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Выводы по второй главе:

1) Для подтверждения теоретического предположения эффективности здоровьесберегающего подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в учреждениях системы НПО необходимо было апробировать структурно-функциональную модель его реализации в ходе опытно-экспериментальной работы.

2) Опытно-экспериментальная работа проводилась поэтапно. Вначале было изучено исходное состояние процесса здоровьесбережения в учреждениях системы НПО г. Бийска. Установлено, что уровень обученности и воспитанности обучающихся в области здоровья и здоровьесбережения, физическое и психическое развитие обучающихся, их функциональное состояние, физическая подготовленность и состояние здоровья низкий. Выявлен низкий уровень организации здоровьесбережения в учреждениях НПО, о чем свидетельствуют показатели, характеризующие недостаточную материально-техническую, научно-методическую и информационную обеспеченность здоровьесбережения, редкое использование здоровьесберегающих технологий, отсутствие системы оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием здоровья обучающихся, отсутствие значимых социальных и педагогических результатов в области здоровьесбережения.

3) На втором — формирующем — этапе ОЭР в экспериментальном учреждении ПУ № 4 были внедрены организационно-педагогические условия организации ВОП на основе здоровьесберегающего подхода: следование единой педагогической стратегии организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении НПО, подчиненной идее здоровьесбереженияматериально-техническое, санитарно-гигиеническое и информационное обеспечение здоровьесбережения в учрежденииширокое привлечение социальных партнеров для достижения целей здоровьесбереженияпостроение системы повышения квалификации преподавателей в области здоровьесбереженияобеспечение целостности процесса профессионального обучения, воспитания и развития физических, психических, личностных и профессионально значимых качеств обучаемыхмаксимальное использование возможностей занятий физической культурой и спортом, направленных на решение задач обучения, воспитания, развития, сохранения и укрепления здоровья обучаемыхучастие всех субъектов педагогического процесса в деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, наличие у преподавателей готовности к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий, у обучающихся — к активной здоровьесберегающей деятельности.

4) На третьем — контрольном — этапе ОЭР были повторно изучены критериальные показатели, которые свидетельствуют об эффективности структурно-функциональной модели организации ВОП на основе здоровьесберегающего подхода и выделенных организационно-педагогических условий. Эффективность модели выразилась в следующем: повысился уровень обученности и воспитанности обучающихся в области здоровья и здоровьесбережения, физического и психического развития, функционального состояния, физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся в экспериментальном учреждении (ПУ № 4), а организация здоровьесбережения в нем приблизилась к модельному уровню.

5) Анализ изменений критериальных показателей с помощью статистических методов свидетельствует, что на констатирующем этапе ОЭР в контрольной и экспериментальной группах показатели существенных отличий не имели, в то время как на контрольном этапе в экспериментальной группе появились статистически значимые различия с аналогичными показателями контрольной группы, что говорит об эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование подтвердило актуальность и своевременность решения проблемы здоровьесбережения в учреждениях системы начального профессионального образования:. Необходимость: решения этойпроблемы определяется низким уровнемздоровья и развттш обучающихся в учрежден иях НПО, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретических основ здоровьесбережения в системе начального профессионального образования,—с другой;

Проведенное' исследование позволило уточнить ряд понятий, связанных со здоровьемпоказать потребность в здоровьесбережении в системе начального профессионального: образования, разработать в качестве методологического принципа здоровьесберегающий: подход к организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении НПО, выявить егосущность, внутреннюю структуру и систему внешних связей, раскрыть, содержание, задачии функции, определить организационно-педагогические условия его эффективностиРазработана, теоретическиобоснованаи экспериментально, апробирована^ структурно-функциональная? модель организациивоспитательно-образовательного процесса в учреждении НПО на основе здоровьесберегающего подхода. Эффективность модели доказана выходе опытно-экспериментальной работы в КГОУ НПО ПУ № 4 г. Бийска. Полученные в ходе итоговых диагностическихсрезов качественные и количественные результаты показали целесообразность внедрения модели в педагогическую практику.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы;

1. Изучена и выявлена степень разработанности проблемы здоровьесбереженияв учреждениях системы НПО. Установлено, что данная проблема является-актуальной5 в педагогической теории и практике начального.

179 профессионального образования. Обоснована необходимость решения данной проблемы с позиции здоровьесберегающего подхода к организации воспитательно-образовательного процесса.

2. Уточнены понятия «здоровье обучающихся», «здоровьесбережение». «Здоровье» — сложносоставное динамическое состояние организма, а уточнение заключается в рассмотрении здоровья обучающихся как результата комплекса педагогических, психологических, лечебных, профилактических, коррекционных и иных воздействий, реализуемых в процессе здоровьесбережения в учреждении НПО. Здоровьесбережение — это целенаправленно осуществляемый в воспитательно-образовательном процессе комплекс научно-обоснованных педагогических, психологических, лечебных, профилактических, коррекционных и иных воздействий на субъекты образовательной деятельности, неразрывно связанный с решением задач обучения, воспитания, развития, сохранения и укрепления их здоровья. Здоровьесберегающий подход выступает методологическим принципом организации воспитательно-образовательного процесса, определяющим содержание, организационные формы, методы и приемы здоровьесбережения, обеспечивая при этом реализацию обучающих, развивающих, воспитывающих функций педагогического процесса с позиции приоритета ценности здоровья. Сущность здоровьесберегающего подхода заключается в том, что в центре педагогического процесса находится обучаемый, а в основу межличностного взаимодействия «обучаемый — обучающий» положены субъект-субъектные отношения, связанные совместным поиском «здорового» решения различных проблем, и что обновленное содержание образования обеспечивает приоритет ценности здоровья обучаемого, а здоровьесберегающие образовательные технологии способствуют гармоничному развитию способностей, направленности на здоровье, опыта ЗОЖ, индивидуально-психологических и личностных особенностей обучаемого, влияющих на сохранение и укрепление здоровья, его социальную и профессиональную адаптацию.

3. Разработана и реализована структурно-функциональная модель организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении НПО на основе здоровьесберегающего подхода. Данная модель представляет собой интеграцию четырех блоков: целевого, содержательного, процессуального, контрольно-управляющего. Основными особенностями модели являются: направленность на решение задач обучения, воспитания, развития, сохранения и укрепления здоровья обучающихсякомпонентная целостность, представленная единством обучающего, воспитывающего, развивающего и организационного компонента, и интеграция функций отдельных компонентов, позволяющих реализовать функции всей моделиналичие оперативной обратной связи, пронизывающей всю модель и обеспечивающей эффективное управление ею.

4. Выявлена, научно обоснована и экспериментально проверена совокупность организационно-педагогических условий воспитательно-образовательного процесса в учреждении НПО на основе здоровьесберегающего подхода: организационные условия:

— следование единой педагогической стратегии организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении НПО, подчиненной идее здоровьесбережения;

— материально-техническое, санитарно-гигиеническое и информационное обеспечение здоровьесбережения в учреждении НПО;

— широкое привлечение возможностей социальных партнеров учреждения НПО для достижения целей здоровьесбережения;

— построение системы повышения квалификации преподавателей в области здоровьесбереженияпедагогические условия: обеспечение, целостности процесса профессионального обучения, воспитания! и развития физическихпсихических, личностных: и профессионально значимых качеств обучаемых;

— максимальное использование: развивающих,. обучающих и оздоровляющих возможностей физической культуры и спорта;

— участие всех субъектов?, педагогического процесса1 в деятельности по сохранению, и. укреплению здоровья обучающихся^ наличие у преподавателей готовности к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий, у обучающихся — к активной здоровьесберегающей деятельности;

5. — Для оценки эффективностирассматриваемойструктурно-функциональной модели и перечисленных организационно-педагогических условий: разработан критериально-диагностический аппарат оценки эффективности организации: воспитательно-образовательного процесса в учреждении 11ПО на основе здоровьесберегающего подхода. Всоответствии с компонентами ВРП мы выделили: критерии: обученностш и воспитанности в области здоровьесбережениясостояние здоровья," физического и психического развития обучающихся" уровень организации здоровьесбережения.,.

6. Разработаны научно-обоснованные практическиерекомендации: по внедрению в практику учреждений НПО здоровьесберегающего подхода к организации воспитательно-образовательного процесса.

Таким образом, результаты, проведенного5 исследования подтвердили состоятельность выдвинутой гипотезы.

Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. В то же время результаты нашей работы позволяют констатировать, что подготовка обучающихся в учреждении НПО не заканчивается рамками училищат.к. углубленного исследования требует создание условий совершенствования деятельности по данной проблеме в системе «школа — НПО — ССУЗ».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.П. Теория' и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз»: автореф. дисс.. д.п.н. Барнаул, 2000. 43 с.
  2. Г. В. Организационно-педагогические условия профессионального становления обучающихся начального профессионального образования (должности служащих): Дисс. к.п.н.: Ижевск, 2007. 233 с.
  3. Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1996. 216 с.
  4. Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход //Школа здоровья. Т. 7. 2000. № 2. С. 21−25
  5. Н.А. Проектирование здоровьесберегающей среды как функция управления коррекционным общеобразовательным учреждением: автореф. дис. к.п.н. Тула, 2005. 22 с.
  6. JI. В., Барканова С. В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. 192с.
  7. С.Е. Формирование готовности студентов вузов к здоровьесберегающей деятельности при профессиональной подготовке: автореф. дисс.. к.п.н. Самара, 2008. 24 с.
  8. , М.М., Сонькин В. Д., Безобразова В. Н. Здоровьесберегающая школа//Управление школой. 2005. № 14. С. 43−47
  9. Белухин Д. А Основы личностно-ориентированной педагогики. Часть 1. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Иодек», 1996. 190 с.
  10. В.П. О возможностях системного подхода в педагогике //Советская педагогика. 1990.№ 7.
  11. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики современного образования //Педагогика. 1994. № 5.
  12. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Курс лекций. М.: Изд-во УРАО, 2002. 208 с.
  13. Т. В. Формирование здоровьесберегающей образованности студентов колледжа физической культуры: дисс. к.п.н. Челябинск, 2007. 168 с.
  14. Т., Фадеева О., Кирпичев В. Система, сберегающая здоровье школьников: физиолого-гигиенические и педагогические аспекты // Директор школы. 2003. № 4. С. 28−37
  15. О. А. Педагогические условия развития здоровьесберегающих технологий учащихся экологически неблагоприятных регионов: Дисс.. к.п.н. Челябинск, 2001. 200 с.
  16. Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования //Валеология. 2004. № 1. С. 21−26
  17. Валеологические подходы к проблеме сохранения и оптимального развития школьника. Кн. 1. / Сснникова И. А. и др. Отв. ред. В. Н. Васильев, 0-А.Зоткин. Томск- Северск: УФО-пресс, 1998. 159 с.
  18. Л.П. Формирование здоровьесберегающей стратегии педагога в системе повышения квалификации: автореф. дисс.—к.тш Кемерово,.2003. 22 с.
  19. Е. F. Педагогическое просвещение родителей как компонент деятельности школы по здоровьесбёрежению обучающихся: дисс.. к.п.н. Майкоп, 2006. 179 с.
  20. П.Л. Физическая культура и здоровый образ жизни: М.: Мысль, 1990. 288 с.
  21. JI.C. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. В 6 т. М.:Педагогика, 1984.Т.4. С. 5−30
  22. Газман О. С, Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. JI, 1995. 103 с.
  23. .С. Философия образования для XXI века^М-, 1997. 394 с.
  24. Гершунский#Б.С., Никандров Hi Д. Методологическое знание в педагогике: М., 1986. С.30−31.
  25. Гершунский Б. С. Россия: образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа) М.: Моск. психол.-соцнприс. ин-т. 1997. 120 с. ,
  26. А.Т. Педагогические исследования: содержание, организация, обработка результатов Mi: АЛО, 2003. 41 с.
  27. , Е. И. 3доровьесбереже!шс как средство, повышения эффективности обучения студентов вуза: автореф- Дисск.п.н. Екатеринбург, 2005: 28 с.
  28. Г. Психолого-педагогическая реабилитация подростков // Открытая школа, 2000- № 5. С. 8−9
  29. А.В. Формирование работоспособности автослесарей- в процессе начального профессионального образования: автореф. дисс. к.п.н. Екатеринбург, 2005. 21 с.
  30. Гринько В. С Проблемы развития начального и среднего профессионального образования Электронный' ресурс. URL: http://www.edu.meks-inlo.ru/tezis/230.doc
  31. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996. 112 с.
  32. Гуманистический подход к охране здоровья /отв. ред. Н. Берковитц- Пер. с англ. Под ред. К. В. Григорьева. М.: Аспект Пресс, 1998. 253 с.
  33. В.В. Теории развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  34. В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2005. 319 с.
  35. Л.Б. Педагогические условия валеологизации образовательной среды младших школьников: автореф. дисс. к.п.н. Ростов-на-Дону, 2001. 23 с.
  36. Л.С. Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства высшей школы: автореф. дисс. к.п.н. М., 2006. 24 с.
  37. И.А. Здоровьесберегающие технологии в профилактике наркозависимости подростков: Дисс. к.п.н. Тамбов, 2005. 272 с.
  38. И.Е. Развитие ключевых компетенций учащихся учреждений начального профессионального образования на основе социально-профессиональных ценностей : Автореф. дис.. к.п.н. Екатеринбург, 2007. 28 с.
  39. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.:Издательский центр «Академия», 2001. 208 с.
  40. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 150 с.
  41. Закон об образовании. Приложение к Федеральному закону от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ
  42. Дж. Непрерывное образование и образование взрослых: Россия и Запад //Сравнительное образование: продолжающиеся традиции, новые вызовы и новые парадигмы /Под ред. М. Брэя / Пер. с англ. Томск: STT, 2008. С. 130−155
  43. JI.C. Дидактические условия внедрения информационных технологий обучения учащихся начального профессионального образования: Дисс. к.п.н. Курган, 1999. 186 с.
  44. Н.Б. Валеологические основы стратегии педагогической деятельности (на материалах начального обучения): Автореф.дис. .к.п.н. СПб., 1998.20 с.
  45. Здоровьесберегающая среда Кузбасской государственной педагогической академии. / Редлих С. М. и др. // Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы: Мат. I Всероссийск. Пед.конгресса. 4.1. М., 2007. С. 144−150
  46. Здоровьесберегающие технологии в образовании детей на 2001−2005 годы: Региональная комплексная программа (Концепция). Ставрополь: СКИПКРО, 2002. 36 с.
  47. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе: Сб. инновационного опыта / Под ред. Е. З. Путаева, И. Ю. Соколова, И. В. Чупаха. М. Илеша- Ставрополь: Сервисшкола, 2001. 400 с.
  48. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: Методические рекомендации/ Под редакцией М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. М.: Триада-фарм, 2002. 114 с.
  49. Здоровьесберегающие педагогические технологии. М.: Академия: 2008. 192 с.
  50. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: методическое пособие под научной ред. Э. М. Казина. Кемерово, 2005. 193с.
  51. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов-на-Д.: Изд-во Феникс, 1997. 480 с.
  52. П.Л. Совершенствование физического воспитания учащихся в учреждениях начального профессионального образования: автореф. дисс. к.п.н. Улан-Удэ, 2003. 23 с.
  53. С. В. Формирование культуры здоровьесбережения юношей в условиях кадетского корпуса: дисс.. к.п.н. Тамбов, 2006. 212 с.
  54. В.Н., Ирхина И. В. Валеологически обоснованный урок в современной школе. Учебное пособие. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998. 117 с.
  55. В.И. Социально-педагогические факторы модернизации учреждений региональной системы начального профессионального образования : 1991 2005 гг.: Дисс. к.п.н. Владивосток, 2007. 197 с.
  56. Э.М., Федоров А. И., Петухов С. И. Проблема сохранения здоровья и развития учащихся в системе образования в условиях ее модернизации (на примере Кузбасса). // Валеология. 2002. № 2. С.10−15.
  57. Э.М. Адаптация и здоровье: Учебн. пособие. Кемерово: Кузбас-свузиздат, 2003. 301 с
  58. Э.Б. Курс современной практической педагогики. / Э. Б. Кайнова. М: АПК и ППРО, 2005. — 140 с.
  59. А.К. Педагогические условия профессиональной самореализации учащихся учреждений начального профессионального образования: Дисс. к.п.н. М., 2004. 175 с.
  60. Н. В. Теория и практика взаимодействия педагогов и учащихся в современной системе начального профессионального образования: Дисс. д.п.н. М., 2003. 301 с.
  61. Кларин М. В. Педагогические технологии. М., 1989.
  62. З.А. Охрана и укрепление здоровья детей в современных образовательных технологиях//Образование, 2002. № 5. С. 92
  63. З.А. Охрана и укрепление здоровья детей в современных образовательных технологиях// Лучшие страницы педагогической прессы. 2003. № 3. С.42−46.
  64. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. 368 с.
  65. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях: методическое пособие /под ред. Э. М. Казина. Кемерово: Изд-во КРИПКИпро, 2006. 213 с.
  66. Комплексная оценка состояния здоровья и развития детей: методическое пособие / авт.-сост:. Р. И. Айзман и др. Отв.ред. И. Л. Левина. М: АСТШ, 2006. 166 с
  67. Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2000. 232 с.
  68. Концепция Модернизации образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. 2002. № 4. с.3−31.
  69. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Стратегия развития образования: основные направления. Краткие комментарии. М.: Издание Государственной Думы, 2002. С. 52−73
  70. Концепция начального профессионального образования: Проект. М.: 1996.11 с.
  71. М. Е. Здоровьесберегающая технология осуществления образовательного процесса в учреждениях- среднего профессионального образования: дисс. к. п. н. Челябинск, 2007. 176 с.
  72. И.М. Программа деятельности школы по сохранению и развитию здоровья учащихся.//Завуч. 2005. № 6. С. 112−115
  73. Л. Г. Здоровьесберегающее образовательное пространство как фактор оптимизации личностного развития студентов колледжа : автореф. дис. к.п.н. Оренбург, 2007. 21 с.
  74. А.Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: Монография. Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. 152 с.
  75. Л.М. Здоровьесберегающие технологии // Методист. 2003. № 4. С.42−45.
  76. Н.Н. Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. М.:Аспект Пресс, 2000. 139 с.
  77. С.А. Оптимизация деятельности среднего профессионального образовательного учреждения в режиме здоровьесбережения студентов: Дис.. к.п.н. Майкоп., 2006. 197 с.
  78. Н.Ю., Майский А. Б., Майский Д. А. Педагогические здоровьесберегающие технологии: По материалам методических рекомендаций // Здоровье детей «1сент.». 2003. 1−15 дек. (№ 23).С.12−13- 16−31 дек. (№ 24). С. 1213.
  79. . Мониторинг физического развития и физической подготовленности школьников // Народное образование. 2008. № 8. С. 118−124
  80. И.Л., Артемьев А. А., Красилов В.М.Исторические параллели развития физической культуры и представлений о здоровье // Валеология, 2009, № 1. С 36−41
  81. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1997. 304 с.
  82. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Просвещение, 1981. 165 с.
  83. И.А. Технологический потенциал социально-педагогической деятельности// Педагогика. 2004. № 9. С.34−42
  84. В. В. Формирование здоровьесберегающей компетенции в профессиональной подготовке будущего педагога физической культуры: ав-тореф. дис. к.п.н. Воронеж, 2006.22 с.
  85. И.Ю. Проектирование содержания начального профессионального образования на основе профессиональных стандартов: Дисс. к.п.н. СПб, 2001. 159 с
  86. И. П. Здоровьесберегающее образовательное пространство медицинского колледжа как условие подготовки конкурентоспособных специалистов: автореф. дис. к.п.н. Казань, 2003. 19 с.
  87. В.И. Педагогическая антропология: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2004.208 с.
  88. Ю.М. Формирование мотивов обучения в начальном профессиональном образовании : дисс. к.п.н. М., 2007. 136 с.
  89. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А. Га-лагузовой, JI.B. Мардахаева. М., 2002. С.13−14.
  90. Г. П. Организационно-педагогическое обеспечение реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе вуза: Дисс.. к.п.н. Ставрополь, 2006. 190 с.
  91. A.M. Здоровьесберегающие педагогические технологии. М.: Academia, 2008. 192 с.
  92. Н.Н. Развитие образовательных технологий в начальном профессиональном образовании: Автореферат дисс. .д.п.н, М., 2007. 42 с.
  93. Моделирование педгогических ситуаций / под ред. Ю. Н. Кулюткина и др. М.: Педагогика, 1981. 120 с.
  94. Модернизация образовательной школы: оздоровительные и профориен-тационные аспекты: Коллективная монография / Ревякина В. И. и др. /Под ред. В. И. Ревякиной, И. А. Сенниковой. Томск: Томский ЦНТИ, 2003. 234 с.
  95. Л. Организация здоровьесберегающей деятельности // Воспитание школьников. 2005. № 10. С. 33−37
  96. А.В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997. 96 с.
  97. С. На основе подлинного гуманизма // Открытая школа, 2000. № 5. С. 26
  98. , Е.Н., Жилов Ю. Д. Здоровый образ жизни и его составляющие: Учебное пособие для студентов высш.учебн.зав-ий М.: Изд. центр «Академия», 2007. 256 с.
  99. Ю.В. Концепция здоровьеформирующего образования //Инновации в образовании. 2004. № 2. С. 90−103
  100. Ю.В. Концепция образования, формирующего здоровье школьников //Директор школы. 2004. № 5. С. 85−91
  101. Ю.В. Проектирование здоровьеформирующего образования // Образование. 2004. № ю. С. 51−60
  102. Ю.В. Здоровьеформирующее образование как модель социокультурной педагогической практики.//Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. № 6. С. 13−21
  103. Ю.В. Мониторинг здоровьесберегающей деятельности школы //Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. № 3. С. 20−26
  104. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Стратегии развития образования: основные направления: Краткие комментарии. М.: Издание Государственной Думы, 2002. С. 40−46
  105. Н.В. Модель развития образовательного учреждения на основе здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса: Дисс.. к.п.н. Челябинск, 1999. 161 с.
  106. JI.E. Технология социально-педагогической работы: Краткий анализ //Воспитание школьников. 2000. № 10. С. 15.
  107. A.M. Профессиональное образование России: Проблемы развития. М.: Рос. акад. образования, 1997. 254 с.
  108. A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования //Педагогика. 2000. № 7. с. 3−10
  109. Оздоровительное значение индивидуально-дифференцированного обучения /Антропова М.В. и др. // Школа здоровья. 1996. Т.З. № 3. С.32−39.
  110. О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологии"// Официальные документы в образовании. 2002. № 26. С.60−63.
  111. О соблюдении законодательства Российской Федерации при применении новых образовательных технологий в образовательных учреждениях// Официальные документы в образовании. 2001. № 29. С.3−4.
  112. С.Т. Организационно-педагогические условия валеологизации педагогического процесса в общеобразовательной школе. Калининград, 1999. 105с.
  113. Т.С. Личностно-ориентированное повышение квалификации учителя // Непрерывное образование, самоопределение и самореализация личности в условиях социальных перемен. Кемерово: Изд-во облИУУ, 2000. С.299−308.
  114. Т.С., Редлих С. М., Ростовцев А. Н. Модернизация начального и среднего профессионального образования //Профессиональное образование в России и зарубежных странах: Коллективная монография. Томск: STT, 2008. С.156−194
  115. Н. С. Формирование здоровьесберегающей ответственности студентов вуза: Дисс. к.п.н. Кемерово, 2007. 220 с
  116. О. М Педагогическое обеспечение подготовки студентов педколледжа к здоровьесберегающей деятельности: дисс.. к.п.н. Иркутск, 2006. 222 с.
  117. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.
  118. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В: А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластеннна. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
  119. Педагогика /Под ред. Л. П. Крившенко. М.: Проспект, ТК Велби, 2006. 432 с.
  120. Педагогика. Котова И. Б и др. М.: Академия, 2001. 512 с.
  121. Педагогика. Сластенин В. А. и др. М.: Школьная пресса, 2002. 512 с.
  122. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педаго-гики./Под ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук. М.: Изд. дом «Восток», 2003. 247 с.
  123. Педагогические советы. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Здоровьесберегающие технологии. Выпуск 5. М.: Изд-во: Учитель, 2008. 256 с.
  124. Педагогические технологии: Учебное пособие. Авт.-сост. Т. П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2007. 128 с. t
  125. К. Здоровьесберегающая деятельность в школе. //Воспитание школьников. 2005. № 2. С. 19−22
  126. В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практическое пособие. М.: Роспедагенство, 1997. 174 с.
  127. A.M. Архитектоника школьного здоровьесбережения //Перемены. 2002. № 2. С. 52−83
  128. И.П. Где помогут технологии? // Школьные технологии. 2003. № 3. С. 10−26.
  129. А.И. Здоровьесберегающая среда в школе //Начальная школа. 2004. № 4. С. 3−5
  130. Проект «Школа здоровья» / под ред. И. В. Кузнецовой. М., 1999. С. 10−15
  131. В.В. Возрождение России немыслимо без нового взгляда на образование, без нового отношения к учителю //Народное образование, 2000. № 2. С. 63−65
  132. Е.Н. Студенты и наркотики: опасность, которая почти не видна //Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 1998. № 4. С. 113−115
  133. Е.Н. Организационно-педагогические условия формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях: Дисс.. к.п.н. М., 2005. 140 с.
  134. Г. М. Теоретические основы развития начального профессионального образования в России: Дисс. д.п.н.: Екатеринбург, 1998. 469 с.
  135. М.Г., Лисовская Н. И., Рыбалкин С. Б. Здоровьесберегающее образование стратегическая линия развития системы современного образования //Инновации в образовании. 2004. № 1. С. 100−103
  136. Российская Федерация. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2. 1178−02 //Российская газета. 2002. 11 декабря. С. 9−11
  137. Российская Федерация. Законы. Об охране здоровья граждан: основы Законодательства Российской Федерации. М., 1993. 62 с.
  138. Н.А. Педагогическая технология здоровьесбережения студентов //Педагогика, 2003. № 4. С. 70−74
  139. Н.Т. Организационно-педагогические условия создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений: автореф. Дисс.. к.п.н. Кемерово, 2007. 22 с.
  140. К.В. Условия повышения конкурентоспособности выпускника образовательного учреждения начального профессионального образования: Дисс. к.п.н. Самара, 2004. 174 с.
  141. Салов Ю. И, Тюнников Ю. С. Психолого-педагогическая антропология: Учебное пособие для студ. высш. учебн. зав. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 256 с.
  142. И. Сущностная характеристика современных образовательных технологий // Alma mater. 2006. № 11, С. 62−63
  143. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  144. . Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии М.: Народное образование, 2002. 176 с.
  145. , B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания (под ред. В.А.Сластенина). М.: Академия 2001. 336 с.
  146. С.А. Школы укрепления здоровья. Рекомендации по внедрению программы / С. А. Сенников, Л. Костович// Школа здоровья. 2000. — Т.7. — № 4. — С.51−59.
  147. В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. 213 с.
  148. С.Г. Здоровьесберегающее образование: паритет здоровья и образованности учащихся: монография. Челябинск: ЧГПОЦ УпО РАО, 2002. 226 с.
  149. С.Г. Здоровьесбережение учащихся в начальном профессиональном образовании: научно-метод. Пособие. СПб.: учебно методический центр Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга, 1999. 42 с.
  150. Т.П., Паршутин И. А. Здоровье: Психологическое сопровождение образовательной программы «Здоровье». М.: 2002. 128 с.
  151. Словарь практического психолога / Сост.С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. 800 с.
  152. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе и дома М.: АРКТИ, 2005. 320 с.
  153. Современные образовательные технологии. Из опыта работы Межшкольного методического центра информационных технологий г. Оханска. Электронный ресурс. URL: http://ohansk-mmcit.narod.rU/4/43.htm
  154. Г. М. Здоровьесберегающие технологии в обеспечении качества образования студенческой молодежи // Педагогическое образование и наука. 2003. № 3. С. 22−27
  155. Н.И. Здоровьесберегающая система образования в обеспечении формирования культуры здорового образа жизни учащихся: дисс.. к.п.н. Ставрополь, 2005. 195 с.
  156. Н.И. Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основные организационно-методические подходы к ее реализации //Лидеры образования. 2005. № 8−9. С. 95−97
  157. Д.С. Теория и методология реализации здоровьесбережения в условиях современного вуза: автореф. дис. д.п.н. Ставрополь, 2007. 37 с.
  158. И.В. Социально-профессиональная адаптация учащихся начального профессионального образования: Дисс. к.п.н. Калуга, 2003. 180 с.
  159. П.В. Здоровьесберегающие технологии в условиях саморазвития индивидуальной физической культуры будущего специалиста: Дисс.. к.п.н.: 13.00.08. Орел, 2005. 203 с.
  160. Статистика российского образования Электронный ресурс. URL: http:// stat. edu.ru/stat/nach. shtml
  161. Статистика: учебник / под ред. М. Я. Ефимовой. М.: ИНФРА, 2002. 410 с.
  162. М., Уланова С. Как сохранить и укрепить здоровье сельских школьников? // Народное образование. 2008. № 8 С. 125−131
  163. В. В. Педагогические условия обучения здоровьесберегающим технологиям преподавателей колледжа: дисс.. к.п.н. Н. Новгород, 2002. 178 с.
  164. Т. В. Формирование культуры безопасности студентов колледжа на основе здоровьесбережения: автореф. дисс. к.п.н. М., 2008. 19 с.
  165. Г. А. Интеграция учебных дисциплин с целью использования учителем валеологического блока для реализации гуманистической концепции образования: автореф. дисс.. к.п.н. Омск, 1999. 18 с.
  166. Л.А. Здоровьесберегающие технологии: экология образования //Завуч, 2002. № 2. С. 120
  167. Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве: Монография-эссе. СПб.:Крисмас+, 1999. 171с.
  168. Л.Г. Педагогическая валеология. СПб .:RETROS, 1995. 350 с.
  169. Е.В. О возможности, необходимости и неизбежности интеграции начального и среднего профессионального образования России //Профессиональное образование в России и зарубежных странах: Коллективная монография. Томск: STT, 2008. С. 194−208
  170. Л.Ф., Басов А. В. Деятельность педагогов по сохранению и укреплению здоровья детей // Наши дети: обучение, воспитание, развитие, здоровье. 2003. № 1.С. 26
  171. Л.Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики: диссертация. д.п.н. Ярославль, 2004. 339 с.
  172. Н. В. Организационно-педагогические условия здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении : дисс.. к.п.н. Екатеринбург, 2005. 245 с.
  173. Трудовая подготовка школьников за рубежом (современный опыт США и Великобритании): Монография. (Под ред. В.А.Полякова). М. «Прометей» МПГУ, 2005. 176 с.
  174. Г. С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное пособие для студ. высш. учебн. зав. М.: Изд. Центр «Академия», 2006. 336 с.
  175. Тупикин Е. И. Формирование дидактической системы и содержания естественнонаучного цикла в начальном профессиональном образовании: ав-тореф. дис. д.п.н. М., 2005. 38 с.
  176. Г. И. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы: автореф. Дисс.. к.п.п. Кемерово, 2005.22 с.
  177. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии.2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 208 с.
  178. Федеральная программа развития образования. М., 2000. 89 с.
  179. Д.И. Научные кадры образовательной системы: пути повышения качества диссертационных исследований.// Народное образование. 2008. № 8 С. 11−19
  180. Физиологические основы здоровья / под ред. заслуженного деятеля науки РФ, д.б.н. проф. Р. И. Айзмана и д.м.н., проф. А. Я. Тернера. Новосибирск: Издательская компания «Лада», 2001. 524 с.
  181. В.М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы: доклад министра образования Российской Федерации В. М. Филиппова на всероссийском совещании работников образования //Бюллетень Министерства образования РФ. 2000. № 2. С. 3−20
  182. А.Р. Психология становления личности профессионала: Учебное пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. 240 с.
  183. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5−9 классов.: Учебно-метод. пособие /Под ред. Л. В. Баль, С. В. Барканова. М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003. 192 с.
  184. В. В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом в условиях лицея: автореф. Дисс. к.п.н. Екатеринбург, 2004. 23 с.
  185. А. М. Педагогические условия формирования здоровьесберегающих технологий образования в образовательном учреждении: автореф. дисс.. к.п.н. Карачаевск, 2004. 22 с.
  186. Ф. Проблемы и перспективы охраны и укрепления здоровья обучающихся в условиях модернизации образования //Народное образование. 2007. № 5. с. 45−49
  187. Е.Е. Ситуация со здоровьем школьников в современных социально-экономических условиях./ЯПкола здоровья. — Т.7. 2000. № 2. С. 9−20
  188. И.В., Путаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе. М.: Илекса, Народное образование- Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. 400 с.
  189. М.В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002. С .43−44.
  190. Т.И. Концептуальные основы профессиональной подготовки будущего учителя. // Актуальные проблемы развития образования в современных условиях: Сб. научных трудов / Под ред. Т. И. Шалавиной. Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2008. С. 125−135
  191. Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 384 с.
  192. Е.А. Отношение к здоровью как главный психологический фактор здоровьесбережения // Актуальные проблемы педагогического образования: исследования, гипотезы, опыт. Шадринск, 2005. С. 60−63
  193. Е.А. Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей и подростков// Семья и будущее России: Материалы международной научно-практической конференции 28 февраля 2006 г. Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт, 2006. С. 162−165
  194. Е.О. Валеологическое сопровождение образовательного процесса как условие реализации разноуровневых программ в современной школе: Автореф. дис.. к.п.н. СПб., 1997. 19 с.
  195. Т.Ю. Организационно-педагогические основы формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях в условиях обновления содержания российского образования: Дис. к.п.н. М., 2001. 163 с.
  196. Н.Е. Педагогические технологии. Второе изд., дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.
  197. Г. Н. Формирование профессиональной адаптивности обучающихся в учреждениях начального профессионального образования: Автореф. дисс. к.п.н. М, 2007. 23 с.
  198. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 112 с.
  199. В.Н. Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учреждениях интернатного типа для детей с особыми образовательными потребностями: Дисс. к.п.н.Тамбов, 2006. 189 с.
  200. , Е.И. Проблема освоение оздоровительных методик в учебном заведении Электронный ресурс. //НИА-Природа. URL: http://old.priroda.ru
  201. Ю.А. Высшие профессиональные училища: сегодня и завтра //Профессионал, 1991. № 10. С. 50−55
  202. Ф.С. Педагогическая система социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях начального профессионального образования: Дисс. к.п.н. Казань, 2005. 208 с.
Заполнить форму текущей работой