Здоровьесберегающий подход к организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении начального профессионального образования
Диссертация
На втором — формирующем — этапе ОЭР в экспериментальном учреждении ПУ № 4 были внедрены организационно-педагогические условия организации ВОП на основе здоровьесберегающего подхода: следование единой педагогической стратегии организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении НПО, подчиненной идее здоровьесбереженияматериально-техническое, санитарно-гигиеническое и информационное… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. 1. Анализ состояния проблемы здоровьесбережения в педагогической науке и практике
- 1. 2. Здоровьесбережение в системе начального профессионального образования
- 1. 3. Стру кту р н о — ф у 11 к ц и о н, а ль н, а я модель организации воспитательно-образовательного процесса учреждения НПО на основе здоровьесберегающего подхода
- Выводы по 1 главе
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧРЕЖДЕНИЯ НПО НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОДХОДА
- 2. 1. Содержание, организация и методы опытно-экспериментальной работы
- 2. 2. Реализация структурно-функциональной модели организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении начального профессионального образования на основе здоровьесберегающего подхода
- 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их обсуждение
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абаскалова Н.П. Теория' и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз»: автореф. дисс.. д.п.н. Барнаул, 2000. 43 с.
- Айзенштат Г. В. Организационно-педагогические условия профессионального становления обучающихся начального профессионального образования (должности служащих): Дисс. к.п.н.: Ижевск, 2007. 233 с.
- Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1996. 216 с.
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход //Школа здоровья. Т. 7. 2000. № 2. С. 21−25
- Бабушкина Н.А. Проектирование здоровьесберегающей среды как функция управления коррекционным общеобразовательным учреждением: автореф. дис. к.п.н. Тула, 2005. 22 с.
- Балъ JI. В., Барканова С. В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. 192с.
- Барашков С.Е. Формирование готовности студентов вузов к здоровьесберегающей деятельности при профессиональной подготовке: автореф. дисс.. к.п.н. Самара, 2008. 24 с.
- Безруких, М.М., Сонькин В. Д., Безобразова В. Н. Здоровьесберегающая школа//Управление школой. 2005. № 14. С. 43−47
- Белухин Д. А Основы личностно-ориентированной педагогики. Часть 1. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Иодек», 1996. 190 с.
- Беспалько В.П. О возможностях системного подхода в педагогике //Советская педагогика. 1990.№ 7.
- Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики современного образования //Педагогика. 1994. № 5.
- Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Курс лекций. М.: Изд-во УРАО, 2002. 208 с.
- Борисова Т. В. Формирование здоровьесберегающей образованности студентов колледжа физической культуры: дисс. к.п.н. Челябинск, 2007. 168 с.
- Брызгалова Т., Фадеева О., Кирпичев В. Система, сберегающая здоровье школьников: физиолого-гигиенические и педагогические аспекты // Директор школы. 2003. № 4. С. 28−37
- Бутакова О. А. Педагогические условия развития здоровьесберегающих технологий учащихся экологически неблагоприятных регионов: Дисс.. к.п.н. Челябинск, 2001. 200 с.
- Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования //Валеология. 2004. № 1. С. 21−26
- Валеологические подходы к проблеме сохранения и оптимального развития школьника. Кн. 1. / Сснникова И. А. и др. Отв. ред. В. Н. Васильев, 0-А.Зоткин. Томск- Северск: УФО-пресс, 1998. 159 с.
- Вашлаева Л.П. Формирование здоровьесберегающей стратегии педагога в системе повышения квалификации: автореф. дисс.—к.тш Кемерово,.2003. 22 с.
- Вержбицкая Е. F. Педагогическое просвещение родителей как компонент деятельности школы по здоровьесбёрежению обучающихся: дисс.. к.п.н. Майкоп, 2006. 179 с.
- Виноградов П.Л. Физическая культура и здоровый образ жизни: М.: Мысль, 1990. 288 с.
- Выготский JI.C. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. В 6 т. М.:Педагогика, 1984.Т.4. С. 5−30
- Газман О. С, Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. JI, 1995. 103 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века^М-, 1997. 394 с.
- Гершунский#Б.С., Никандров Hi Д. Методологическое знание в педагогике: М., 1986. С.30−31.
- Гершунский Б. С. Россия: образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа) М.: Моск. психол.-соцнприс. ин-т. 1997. 120 с. ,
- Глазунов А.Т. Педагогические исследования: содержание, организация, обработка результатов Mi: АЛО, 2003. 41 с.
- Глебова, Е. И. 3доровьесбереже!шс как средство, повышения эффективности обучения студентов вуза: автореф- Дисск.п.н. Екатеринбург, 2005: 28 с.
- Глейзер Г. Психолого-педагогическая реабилитация подростков // Открытая школа, 2000- № 5. С. 8−9
- Головкин А.В. Формирование работоспособности автослесарей- в процессе начального профессионального образования: автореф. дисс. к.п.н. Екатеринбург, 2005. 21 с.
- Гринько В. С Проблемы развития начального и среднего профессионального образования Электронный' ресурс. URL: http://www.edu.meks-inlo.ru/tezis/230.doc
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996. 112 с.
- Гуманистический подход к охране здоровья /отв. ред. Н. Берковитц- Пер. с англ. Под ред. К. В. Григорьева. М.: Аспект Пресс, 1998. 253 с.
- Давыдов В.В. Теории развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2005. 319 с.
- Дыхан Л.Б. Педагогические условия валеологизации образовательной среды младших школьников: автореф. дисс. к.п.н. Ростов-на-Дону, 2001. 23 с.
- Елькова Л.С. Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства высшей школы: автореф. дисс. к.п.н. М., 2006. 24 с.
- Ерохина И.А. Здоровьесберегающие технологии в профилактике наркозависимости подростков: Дисс. к.п.н. Тамбов, 2005. 272 с.
- Завадская И.Е. Развитие ключевых компетенций учащихся учреждений начального профессионального образования на основе социально-профессиональных ценностей : Автореф. дис.. к.п.н. Екатеринбург, 2007. 28 с.
- Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.:Издательский центр «Академия», 2001. 208 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 150 с.
- Закон об образовании. Приложение к Федеральному закону от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ
- Зайда Дж. Непрерывное образование и образование взрослых: Россия и Запад //Сравнительное образование: продолжающиеся традиции, новые вызовы и новые парадигмы /Под ред. М. Брэя / Пер. с англ. Томск: STT, 2008. С. 130−155
- Зауэр JI.C. Дидактические условия внедрения информационных технологий обучения учащихся начального профессионального образования: Дисс. к.п.н. Курган, 1999. 186 с.
- Захаревич Н.Б. Валеологические основы стратегии педагогической деятельности (на материалах начального обучения): Автореф.дис. .к.п.н. СПб., 1998.20 с.
- Здоровьесберегающая среда Кузбасской государственной педагогической академии. / Редлих С. М. и др. // Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы: Мат. I Всероссийск. Пед.конгресса. 4.1. М., 2007. С. 144−150
- Здоровьесберегающие технологии в образовании детей на 2001−2005 годы: Региональная комплексная программа (Концепция). Ставрополь: СКИПКРО, 2002. 36 с.
- Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе: Сб. инновационного опыта / Под ред. Е. З. Путаева, И. Ю. Соколова, И. В. Чупаха. М. Илеша- Ставрополь: Сервисшкола, 2001. 400 с.
- Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: Методические рекомендации/ Под редакцией М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. М.: Триада-фарм, 2002. 114 с.
- Здоровьесберегающие педагогические технологии. М.: Академия: 2008. 192 с.
- Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: методическое пособие под научной ред. Э. М. Казина. Кемерово, 2005. 193с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов-на-Д.: Изд-во Феникс, 1997. 480 с.
- Зыков П.Л. Совершенствование физического воспитания учащихся в учреждениях начального профессионального образования: автореф. дисс. к.п.н. Улан-Удэ, 2003. 23 с.
- Иванников С. В. Формирование культуры здоровьесбережения юношей в условиях кадетского корпуса: дисс.. к.п.н. Тамбов, 2006. 212 с.
- Ирхин В.Н., Ирхина И. В. Валеологически обоснованный урок в современной школе. Учебное пособие. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998. 117 с.
- Казанцев В.И. Социально-педагогические факторы модернизации учреждений региональной системы начального профессионального образования : 1991 2005 гг.: Дисс. к.п.н. Владивосток, 2007. 197 с.
- Казин Э.М., Федоров А. И., Петухов С. И. Проблема сохранения здоровья и развития учащихся в системе образования в условиях ее модернизации (на примере Кузбасса). // Валеология. 2002. № 2. С.10−15.
- Казин Э.М. Адаптация и здоровье: Учебн. пособие. Кемерово: Кузбас-свузиздат, 2003. 301 с
- Кайнова Э.Б. Курс современной практической педагогики. / Э. Б. Кайнова. М: АПК и ППРО, 2005. — 140 с.
- Киселев А.К. Педагогические условия профессиональной самореализации учащихся учреждений начального профессионального образования: Дисс. к.п.н. М., 2004. 175 с.
- Киселев Н. В. Теория и практика взаимодействия педагогов и учащихся в современной системе начального профессионального образования: Дисс. д.п.н. М., 2003. 301 с.
- Кларин М. В. Педагогические технологии. М., 1989.
- Кокарева З.А. Охрана и укрепление здоровья детей в современных образовательных технологиях//Образование, 2002. № 5. С. 92
- Кокарева З.А. Охрана и укрепление здоровья детей в современных образовательных технологиях// Лучшие страницы педагогической прессы. 2003. № 3. С.42−46.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. 368 с.
- Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях: методическое пособие /под ред. Э. М. Казина. Кемерово: Изд-во КРИПКИпро, 2006. 213 с.
- Комплексная оценка состояния здоровья и развития детей: методическое пособие / авт.-сост:. Р. И. Айзман и др. Отв.ред. И. Л. Левина. М: АСТШ, 2006. 166 с
- Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2000. 232 с.
- Концепция Модернизации образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. 2002. № 4. с.3−31.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Стратегия развития образования: основные направления. Краткие комментарии. М.: Издание Государственной Думы, 2002. С. 52−73
- Концепция начального профессионального образования: Проект. М.: 1996.11 с.
- Коржова М. Е. Здоровьесберегающая технология осуществления образовательного процесса в учреждениях- среднего профессионального образования: дисс. к. п. н. Челябинск, 2007. 176 с.
- Коростель И.М. Программа деятельности школы по сохранению и развитию здоровья учащихся.//Завуч. 2005. № 6. С. 112−115
- Крыжановская Л. Г. Здоровьесберегающее образовательное пространство как фактор оптимизации личностного развития студентов колледжа : автореф. дис. к.п.н. Оренбург, 2007. 21 с.
- Кузнецова А.Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: Монография. Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. 152 с.
- Кузнецова Л.М. Здоровьесберегающие технологии // Методист. 2003. № 4. С.42−45.
- Куинджи Н.Н. Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. М.:Аспект Пресс, 2000. 139 с.
- Куштанок С.А. Оптимизация деятельности среднего профессионального образовательного учреждения в режиме здоровьесбережения студентов: Дис.. к.п.н. Майкоп., 2006. 197 с.
- Лабутин Н.Ю., Майский А. Б., Майский Д. А. Педагогические здоровьесберегающие технологии: По материалам методических рекомендаций // Здоровье детей «1сент.». 2003. 1−15 дек. (№ 23).С.12−13- 16−31 дек. (№ 24). С. 1213.
- Ланда Б. Мониторинг физического развития и физической подготовленности школьников // Народное образование. 2008. № 8. С. 118−124
- Левина И.Л., Артемьев А. А., Красилов В.М.Исторические параллели развития физической культуры и представлений о здоровье // Валеология, 2009, № 1. С 36−41
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1997. 304 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Просвещение, 1981. 165 с.
- Липский И.А. Технологический потенциал социально-педагогической деятельности// Педагогика. 2004. № 9. С.34−42
- Лобачев В. В. Формирование здоровьесберегающей компетенции в профессиональной подготовке будущего педагога физической культуры: ав-тореф. дис. к.п.н. Воронеж, 2006.22 с.
- Ляпииа И.Ю. Проектирование содержания начального профессионального образования на основе профессиональных стандартов: Дисс. к.п.н. СПб, 2001. 159 с
- Мавзютова И. П. Здоровьесберегающее образовательное пространство медицинского колледжа как условие подготовки конкурентоспособных специалистов: автореф. дис. к.п.н. Казань, 2003. 19 с.
- Максакова В.И. Педагогическая антропология: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2004.208 с.
- Марков Ю.М. Формирование мотивов обучения в начальном профессиональном образовании : дисс. к.п.н. М., 2007. 136 с.
- Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А. Га-лагузовой, JI.B. Мардахаева. М., 2002. С.13−14.
- Мещерякова Г. П. Организационно-педагогическое обеспечение реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе вуза: Дисс.. к.п.н. Ставрополь, 2006. 190 с.
- Митяева A.M. Здоровьесберегающие педагогические технологии. М.: Academia, 2008. 192 с.
- Михайлова Н.Н. Развитие образовательных технологий в начальном профессиональном образовании: Автореферат дисс. .д.п.н, М., 2007. 42 с.
- Моделирование педгогических ситуаций / под ред. Ю. Н. Кулюткина и др. М.: Педагогика, 1981. 120 с.
- Модернизация образовательной школы: оздоровительные и профориен-тационные аспекты: Коллективная монография / Ревякина В. И. и др. /Под ред. В. И. Ревякиной, И. А. Сенниковой. Томск: Томский ЦНТИ, 2003. 234 с.
- Моторина Л. Организация здоровьесберегающей деятельности // Воспитание школьников. 2005. № 10. С. 33−37
- Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997. 96 с.
- Мягченков С. На основе подлинного гуманизма // Открытая школа, 2000. № 5. С. 26
- Назарова, Е.Н., Жилов Ю. Д. Здоровый образ жизни и его составляющие: Учебное пособие для студентов высш.учебн.зав-ий М.: Изд. центр «Академия», 2007. 256 с.
- Науменко Ю.В. Концепция здоровьеформирующего образования //Инновации в образовании. 2004. № 2. С. 90−103
- Науменко Ю.В. Концепция образования, формирующего здоровье школьников //Директор школы. 2004. № 5. С. 85−91
- Науменко Ю.В. Проектирование здоровьеформирующего образования // Образование. 2004. № ю. С. 51−60
- Науменко Ю.В. Здоровьеформирующее образование как модель социокультурной педагогической практики.//Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. № 6. С. 13−21
- Науменко Ю.В. Мониторинг здоровьесберегающей деятельности школы //Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. № 3. С. 20−26
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Стратегии развития образования: основные направления: Краткие комментарии. М.: Издание Государственной Думы, 2002. С. 40−46
- Никитин Н.В. Модель развития образовательного учреждения на основе здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса: Дисс.. к.п.н. Челябинск, 1999. 161 с.
- Никитина JI.E. Технология социально-педагогической работы: Краткий анализ //Воспитание школьников. 2000. № 10. С. 15.
- Новиков A.M. Профессиональное образование России: Проблемы развития. М.: Рос. акад. образования, 1997. 254 с.
- Новиков A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования //Педагогика. 2000. № 7. с. 3−10
- Оздоровительное значение индивидуально-дифференцированного обучения /Антропова М.В. и др. // Школа здоровья. 1996. Т.З. № 3. С.32−39.
- О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологии"// Официальные документы в образовании. 2002. № 26. С.60−63.
- О соблюдении законодательства Российской Федерации при применении новых образовательных технологий в образовательных учреждениях// Официальные документы в образовании. 2001. № 29. С.3−4.
- Палий С.Т. Организационно-педагогические условия валеологизации педагогического процесса в общеобразовательной школе. Калининград, 1999. 105с.
- Панина Т.С. Личностно-ориентированное повышение квалификации учителя // Непрерывное образование, самоопределение и самореализация личности в условиях социальных перемен. Кемерово: Изд-во облИУУ, 2000. С.299−308.
- Панина Т.С., Редлих С. М., Ростовцев А. Н. Модернизация начального и среднего профессионального образования //Профессиональное образование в России и зарубежных странах: Коллективная монография. Томск: STT, 2008. С.156−194
- Панчук Н. С. Формирование здоровьесберегающей ответственности студентов вуза: Дисс. к.п.н. Кемерово, 2007. 220 с
- Панюкова О. М Педагогическое обеспечение подготовки студентов педколледжа к здоровьесберегающей деятельности: дисс.. к.п.н. Иркутск, 2006. 222 с.
- Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В: А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластеннна. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
- Педагогика /Под ред. Л. П. Крившенко. М.: Проспект, ТК Велби, 2006. 432 с.
- Педагогика. Котова И. Б и др. М.: Академия, 2001. 512 с.
- Педагогика. Сластенин В. А. и др. М.: Школьная пресса, 2002. 512 с.
- Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педаго-гики./Под ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук. М.: Изд. дом «Восток», 2003. 247 с.
- Педагогические советы. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Здоровьесберегающие технологии. Выпуск 5. М.: Изд-во: Учитель, 2008. 256 с.
- Педагогические технологии: Учебное пособие. Авт.-сост. Т. П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2007. 128 с. t
- Петров К. Здоровьесберегающая деятельность в школе. //Воспитание школьников. 2005. № 2. С. 19−22
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практическое пособие. М.: Роспедагенство, 1997. 174 с.
- Пищик A.M. Архитектоника школьного здоровьесбережения //Перемены. 2002. № 2. С. 52−83
- Подаасый И.П. Где помогут технологии? // Школьные технологии. 2003. № 3. С. 10−26.
- Попова А.И. Здоровьесберегающая среда в школе //Начальная школа. 2004. № 4. С. 3−5
- Проект «Школа здоровья» / под ред. И. В. Кузнецовой. М., 1999. С. 10−15
- Путин В.В. Возрождение России немыслимо без нового взгляда на образование, без нового отношения к учителю //Народное образование, 2000. № 2. С. 63−65
- Редченкова Е.Н. Студенты и наркотики: опасность, которая почти не видна //Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 1998. № 4. С. 113−115
- Романенков Е.Н. Организационно-педагогические условия формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях: Дисс.. к.п.н. М., 2005. 140 с.
- Романцев Г. М. Теоретические основы развития начального профессионального образования в России: Дисс. д.п.н.: Екатеринбург, 1998. 469 с.
- Романцов М.Г., Лисовская Н. И., Рыбалкин С. Б. Здоровьесберегающее образование стратегическая линия развития системы современного образования //Инновации в образовании. 2004. № 1. С. 100−103
- Российская Федерация. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2. 1178−02 //Российская газета. 2002. 11 декабря. С. 9−11
- Российская Федерация. Законы. Об охране здоровья граждан: основы Законодательства Российской Федерации. М., 1993. 62 с.
- Рыбачук Н.А. Педагогическая технология здоровьесбережения студентов //Педагогика, 2003. № 4. С. 70−74
- Рылова Н.Т. Организационно-педагогические условия создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений: автореф. Дисс.. к.п.н. Кемерово, 2007. 22 с.
- Савельев К.В. Условия повышения конкурентоспособности выпускника образовательного учреждения начального профессионального образования: Дисс. к.п.н. Самара, 2004. 174 с.
- Салов Ю. И, Тюнников Ю. С. Психолого-педагогическая антропология: Учебное пособие для студ. высш. учебн. зав. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 256 с.
- Сапронов И. Сущностная характеристика современных образовательных технологий // Alma mater. 2006. № 11, С. 62−63
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие М.: Народное образование, 1998. 256 с.
- Селевко. Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии М.: Народное образование, 2002. 176 с.
- Селиванов, B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания (под ред. В.А.Сластенина). М.: Академия 2001. 336 с.
- Сенников С.А. Школы укрепления здоровья. Рекомендации по внедрению программы / С. А. Сенников, Л. Костович// Школа здоровья. 2000. — Т.7. — № 4. — С.51−59.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. 213 с.
- Сериков С.Г. Здоровьесберегающее образование: паритет здоровья и образованности учащихся: монография. Челябинск: ЧГПОЦ УпО РАО, 2002. 226 с.
- Сериков С.Г. Здоровьесбережение учащихся в начальном профессиональном образовании: научно-метод. Пособие. СПб.: учебно методический центр Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга, 1999. 42 с.
- Симонятова Т.П., Паршутин И. А. Здоровье: Психологическое сопровождение образовательной программы «Здоровье». М.: 2002. 128 с.
- Словарь практического психолога / Сост.С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. 800 с.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе и дома М.: АРКТИ, 2005. 320 с.
- Современные образовательные технологии. Из опыта работы Межшкольного методического центра информационных технологий г. Оханска. Электронный ресурс. URL: http://ohansk-mmcit.narod.rU/4/43.htm
- Соловьев Г. М. Здоровьесберегающие технологии в обеспечении качества образования студенческой молодежи // Педагогическое образование и наука. 2003. № 3. С. 22−27
- Соловьева Н.И. Здоровьесберегающая система образования в обеспечении формирования культуры здорового образа жизни учащихся: дисс.. к.п.н. Ставрополь, 2005. 195 с.
- Соловьева Н.И. Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основные организационно-методические подходы к ее реализации //Лидеры образования. 2005. № 8−9. С. 95−97
- Сомов Д.С. Теория и методология реализации здоровьесбережения в условиях современного вуза: автореф. дис. д.п.н. Ставрополь, 2007. 37 с.
- Сорокин И.В. Социально-профессиональная адаптация учащихся начального профессионального образования: Дисс. к.п.н. Калуга, 2003. 180 с.
- Старокожев П.В. Здоровьесберегающие технологии в условиях саморазвития индивидуальной физической культуры будущего специалиста: Дисс.. к.п.н.: 13.00.08. Орел, 2005. 203 с.
- Статистика российского образования Электронный ресурс. URL: http:// stat. edu.ru/stat/nach. shtml
- Статистика: учебник / под ред. М. Я. Ефимовой. М.: ИНФРА, 2002. 410 с.
- Степанова М., Уланова С. Как сохранить и укрепить здоровье сельских школьников? // Народное образование. 2008. № 8 С. 125−131
- Стригин В. В. Педагогические условия обучения здоровьесберегающим технологиям преподавателей колледжа: дисс.. к.п.н. Н. Новгород, 2002. 178 с.
- Суворова Т. В. Формирование культуры безопасности студентов колледжа на основе здоровьесбережения: автореф. дисс. к.п.н. М., 2008. 19 с.
- Сулкарнаева Г. А. Интеграция учебных дисциплин с целью использования учителем валеологического блока для реализации гуманистической концепции образования: автореф. дисс.. к.п.н. Омск, 1999. 18 с.
- Тараконова Л.А. Здоровьесберегающие технологии: экология образования //Завуч, 2002. № 2. С. 120
- Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве: Монография-эссе. СПб.:Крисмас+, 1999. 171с.
- Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. СПб .:RETROS, 1995. 350 с.
- Ткаченко Е.В. О возможности, необходимости и неизбежности интеграции начального и среднего профессионального образования России //Профессиональное образование в России и зарубежных странах: Коллективная монография. Томск: STT, 2008. С. 194−208
- Тихомирова Л.Ф., Басов А. В. Деятельность педагогов по сохранению и укреплению здоровья детей // Наши дети: обучение, воспитание, развитие, здоровье. 2003. № 1.С. 26
- Тихомирова Л.Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики: диссертация. д.п.н. Ярославль, 2004. 339 с.
- Третьякова Н. В. Организационно-педагогические условия здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении : дисс.. к.п.н. Екатеринбург, 2005. 245 с.
- Трудовая подготовка школьников за рубежом (современный опыт США и Великобритании): Монография. (Под ред. В.А.Полякова). М. «Прометей» МПГУ, 2005. 176 с.
- Туманян Г. С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное пособие для студ. высш. учебн. зав. М.: Изд. Центр «Академия», 2006. 336 с.
- Тупикин Е. И. Формирование дидактической системы и содержания естественнонаучного цикла в начальном профессиональном образовании: ав-тореф. дис. д.п.н. М., 2005. 38 с.
- Тушина Г. И. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы: автореф. Дисс.. к.п.п. Кемерово, 2005.22 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии.2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 208 с.
- Федеральная программа развития образования. М., 2000. 89 с.
- Фельдштейн Д.И. Научные кадры образовательной системы: пути повышения качества диссертационных исследований.// Народное образование. 2008. № 8 С. 11−19
- Физиологические основы здоровья / под ред. заслуженного деятеля науки РФ, д.б.н. проф. Р. И. Айзмана и д.м.н., проф. А. Я. Тернера. Новосибирск: Издательская компания «Лада», 2001. 524 с.
- Филиппов В.М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы: доклад министра образования Российской Федерации В. М. Филиппова на всероссийском совещании работников образования //Бюллетень Министерства образования РФ. 2000. № 2. С. 3−20
- Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала: Учебное пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. 240 с.
- Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5−9 классов.: Учебно-метод. пособие /Под ред. Л. В. Баль, С. В. Барканова. М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003. 192 с.
- Хабин В. В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом в условиях лицея: автореф. Дисс. к.п.н. Екатеринбург, 2004. 23 с.
- Халилов А. М. Педагогические условия формирования здоровьесберегающих технологий образования в образовательном учреждении: автореф. дисс.. к.п.н. Карачаевск, 2004. 22 с.
- Харисов Ф. Проблемы и перспективы охраны и укрепления здоровья обучающихся в условиях модернизации образования //Народное образование. 2007. № 5. с. 45−49
- Чепурных Е.Е. Ситуация со здоровьем школьников в современных социально-экономических условиях./ЯПкола здоровья. — Т.7. 2000. № 2. С. 9−20
- Чупаха И.В., Путаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе. М.: Илекса, Народное образование- Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. 400 с.
- Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002. С .43−44.
- Шалавина Т.И. Концептуальные основы профессиональной подготовки будущего учителя. // Актуальные проблемы развития образования в современных условиях: Сб. научных трудов / Под ред. Т. И. Шалавиной. Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2008. С. 125−135
- Шамова Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 384 с.
- Шерешкова Е.А. Отношение к здоровью как главный психологический фактор здоровьесбережения // Актуальные проблемы педагогического образования: исследования, гипотезы, опыт. Шадринск, 2005. С. 60−63
- Шерешкова Е.А. Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей и подростков// Семья и будущее России: Материалы международной научно-практической конференции 28 февраля 2006 г. Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт, 2006. С. 162−165
- Школа Е.О. Валеологическое сопровождение образовательного процесса как условие реализации разноуровневых программ в современной школе: Автореф. дис.. к.п.н. СПб., 1997. 19 с.
- Щипкова Т.Ю. Организационно-педагогические основы формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях в условиях обновления содержания российского образования: Дис. к.п.н. М., 2001. 163 с.
- Щуркова Н.Е. Педагогические технологии. Второе изд., дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.
- Юлина Г. Н. Формирование профессиональной адаптивности обучающихся в учреждениях начального профессионального образования: Автореф. дисс. к.п.н. М, 2007. 23 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 112 с.
- Яковлев В.Н. Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учреждениях интернатного типа для детей с особыми образовательными потребностями: Дисс. к.п.н.Тамбов, 2006. 189 с.
- Ярославцева, Е.И. Проблема освоение оздоровительных методик в учебном заведении Электронный ресурс. //НИА-Природа. URL: http://old.priroda.ru
- Якуба Ю.А. Высшие профессиональные училища: сегодня и завтра //Профессионал, 1991. № 10. С. 50−55
- Яруткина Ф.С. Педагогическая система социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях начального профессионального образования: Дисс. к.п.н. Казань, 2005. 208 с.