Введение.
Актуальные проблемы обучения детей
Определение качества реализации образовательного процесса в ДОУ предполагает учет всех основных его компонентов: содержание, формы и методы, его результаты (сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие личности, фундаментальных способностей детей, формирование сообщества педагогов и родителей и др.), а также материальное, методическое и дидактическое обеспечение… Читать ещё >
Введение. Актуальные проблемы обучения детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Во множестве проблем современного образования проблемы дошкольного образования особенно важны и актуальны.
Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.
Кроме перечисления проблем, хочется выяснить, каким же все-таки должно быть современное дошкольное образование.
Цель работы: рассмотреть актуальные проблемы в обучении детей дошкольного возраста.
Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
- — изучить систему современного дошкольного образования;
- — выявить актуальные проблемы в обучении детей дошкольного возраста.
Система современного дошкольного образования
За последние годы дошкольное воспитание — первая ступень образования — претерпела существенные изменения. Сформировалась многофункциональная система разнообразных видов дошкольных учреждений:
- — центр развития ребенка;
- — детский сад присмотра и оздоровления;
- — детский сад общего развивающего вида с приоритетными направлениями: физического, художественно-эстетического и др.;
- — детский сад комбинированного вида;
- — детский сад компенсирующего вида, а также новые формы организации, например, группы кратковременного пребывания детей.
В дошкольных учреждениях наряду с воспитателем, который раньше был центральной фигурой в организации воспитательно-образовательного процесса, теперь работают и другие специалисты (психологи, логопеды, педагоги дополнительного образования: художники, театральные деятели разных направлений, литераторы, экологи, специалисты по физической культуре и многие другие).
В педагогической практике используются разные образовательные программы как комплексного, так и «парциального» характера и многочисленные методики, технологии — порой альтернативные.
Одни из них являются рекомендованными к использованию, другие (многие из них — так называемые авторские) не подвергаются экспертизе. Нельзя не отметить, что последнее нововведение Минобрнауки России, связанное с «предшкольным образованием», отразилось и на работе ДОУ, которые стали заниматься целенаправленной интенсивной подготовкой к школе детей, начиная с 5 лет (а иногда и раньше), используя методики и дидактический материал школьного типа (тетради, прописи, азбуки и т. п.). Надо отметить, что большинство воспитателей понимает, к каким дальнейшим отрицательным последствиям может это привести, но они вынуждены «соответствовать» требованиям родителей и школы.
Внутреннюю основу качества образования составляют:
- — уровень достижения образованием поставленных целей;
- — соответствие его определенным нормам;
- — степень удовлетворения потребностей и ожиданий (запросов) государства, родителей и детей.
Определение качества реализации образовательного процесса в ДОУ предполагает учет всех основных его компонентов: содержание, формы и методы, его результаты (сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие личности, фундаментальных способностей детей, формирование сообщества педагогов и родителей и др.), а также материальное, методическое и дидактическое обеспечение.
Краткий анализ сложившейся ситуации показывает и ее позитивные стороны — уход от единообразия:
- — видов учреждений и организации пространственно-предметной среды;
- — программ, жестко регламентирующих деятельность педагогов, и как следствие — пробуждение творческих начал в их деятельности;
- — предоставление родителям возможности выбора учреждения для своего ребенка и др.
Оценка качества дошкольного образования — довольно сложная проблема. И, тем не менее, сейчас к ней появился значительный интерес.
Это связано с тем, что дошкольное образование рассматривается как один из фундаментальных ресурсов национального развития государства на разных уровнях.
Важнейшим инструментом повышения качества образования является институт оценки качества образования. В настоящее время реальная практика оценки качества дошкольного образования характеризуется следующими особенностями:
- — существующая система оценки качества дошкольного образования (лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений) ориентирована, прежде всего, на оценку образовательных условий, а не результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка;
- — поскольку «центр тяжести» в действующих системах оценки качества дошкольного образования смещен в сторону оценки образовательных условий, в ее диапазон пригодности не входят возникающие формы (надомные группы, мини-сады, автономные некоммерческие организации, предлагающие услуги по дошкольному образованию, в т. ч., и группы кратковременного пребывания, и т. д.);
- — система оценки качества не выступает как институт развития дошкольного образования за счет бюджетной поддержки образовательных учреждений, предоставляющих образование более высокого качества, за исключением тех случаев, когда на региональном уровне существует система конкурсов и грантовой поддержки лучших дошкольных образовательных учреждений.
Цель системы дошкольного образования: управление качеством дошкольного образования через:
- — контроль качества образования в условиях создания сети образовательных учреждений и организаций, реализующих программы дошкольного образования, и создание за счет этого равных стартовых условий для детей при поступлении в школу;
- — выявление и обеспечение поддержки дошкольных учреждений и организаций, предоставляющих образовательные услуги высокого качества.
Качественное дошкольное образование возможно при соблюдении следующих условий:
- 1. Определение целей образования детей дошкольного возраста с позиций социального, государственного заказа;
- 2. Адекватность содержания, методов и форм образования детей;
- 3. Рассмотрение знаний, умения и навыков в системе дошкольного образования лишь в качестве средства его развития;
- 4. Создание гуманистической образовательной среды, способствующей развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
- 5. Личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, ориентировка на относительные показатели детской успешности;
- 6. Соблюдение материально-технических и медико-социальных условий, ориентированных на ребенка и его благополучие.
Качество дошкольного образования определяется:
- — содержанием дошкольного образования, которое зависит от качества управленческого и педагогического планирования. Наличие в системе управленческого планирования стратегического плана — образовательной программы ДОУ;
- — требованиями к подготовке выпускников (результаты образовательной деятельности);
- — созданием предметно-пространственной среды.