Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Неомодальность в сочинениях отечественных композиторов последней трети XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главным направлением анализа является системное изучение ее элементного состава. Поскольку художественное своеобразие сочинения связано с «характером протекающего в нем семантического процесса» (М.Арановский), в ходе анализа значительное место отводится вопросам музыкального смысла. В связи с этим, дефиниция модальности в работе рассматривается с позиций лингвистической науки как… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты феномена неомодальности
  • Раздел I. К проблеме типологии ладообразования: классификация как основа типологии
    • 1. 1. 1. Истоки формирования лада и их отражение в экмелике
    • 1. 1. 2. Натуральные лады. Диатоника и миксодиатоника
  • Явления переменности
    • 1. 1. 3. Хроматика. Симметричные и асимметричные структуры
    • 1. 1. 4. Взаимодействие звуковысотных структур в процессах ладообразования
  • Раздел П. Вертикальный аспект звуковысотных отношений в неомодальной гармонии
    • 1. 2. 1. Процессы аккордообразования в контексте неомодальности
    • 1. 2. 2. Структура гармонической вертикали
    • 1. 2. 3. Линеарность как основа связи созвучий в модальной гармонии
    • 1. 2. 4. Сонорная трактовка аккорда. Флуктуация как показатель уровня переменности гармонического напряжения
    • 1. 2. 5. Стратификационные явления как фактор усложнения вертикального аспекта звуковысотных отношений
  • Глава II. Стилевые «вариации» на тему неомодальности. Очерки
    • 2. 1. Семантика неомодальных явлений в сочинениях
  • Николая Сидельникова
    • 2. 2. Неомодальность и особенности ее преломления в хоровом творчестве
  • Валерия Калистратова
    • 2. 3. Режиссирующая роль неомодальности в хоровых произведениях
  • Кирилла Волкова

Неомодальность в сочинениях отечественных композиторов последней трети XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Est modus in rebus — «есть мера в вещах» — эта мысль, афористически выраженная Горацием и получившая богатейшую конкретизацию в эстетике, теории искусства и художественной практике древних, поныне сохраняет свою актуальность. В самом тезисе заключено смысловое зерно, из которого произрастает целый комплекс закономерностей, связанный со всеми видами искусств: архитектурой, живописью, ваянием, музыкой, литературой, поэзией. Вырастая из него, искусство продолжает подчиняться непреложности этих законов независимо от эпохи, философско-эстетических воззрений, художественных школ и направлений. Авторы, следуя подобным законам, продолжают создавать бесконечный ряд шедевров, оказывающих воздействие на культуру своей эпохи, своего времени.

ЬШуссен излагает следующую трактовку термина: «Это слово „модус“ означает в собственном смысле ту разумную основу или меру и форму, которыми мы пользуемся, создавая что-либо, и которые не дают нам выходить за известные пределы, заставляя нас соблюдать во всем известную середину и умеренность. Эта середина и умеренность есть не что иное, как некий определенный и твердый метод и порядок внутри процесса, благодаря которому вещь сохраняет свою сущность» (цит. по: 86, с.44).

Для проникновения в сущность данного понятия важно учитывать уровень музыковедческого знания в разработке проблемы модальности как одной из основополагающих музыкально-эстетических категорий, которая занимает значительное место в современном музыкознании, как в отечественном, так и зарубежном. Научное знание уделяет большое внимание генезису слова модальность, его этимологии, рассматриваются значения его однокоренных и производных слов. В современных исследованиях находит отражение многоаспектность данного понятия: модальность как философская категориякак характеристика суждения в логикекак одно из основных свойств ощущений в психологиимодальность в теории вероятности, математике, в теории колебаниймодальность как грамматико-семантическая категория в филологиипонятие «модуль» в архитектуре, и, наконец, понятие модальности в музыкальном искусстве. Рассмотрение морфологических, синтаксических, семантических значений данного понятия призвано охватить ту объемную панораму, которую порождает данный феномен. В каждом конкретном случае появляется необходимость в определении внутренней структуры понятия, его смысловой доминанты.

Понятия модус, модальность находят многогранные, многоаспектные интерпретации в трудах музыковедов. Словарь Гроува (Grove) содержит глубокое и подробное обоснование модальной теории (305, р.376−450). Одна из интонационно-процессуальных теорий развития концепции модальности изложена в исследованиях Б. Асафьева «Музыкальная форма как процесс» и «Интонация». В них интонация является сердцевиной музыкального содержания. Интонационная теория Асафьева получила многогранную, развернутую разработку в современном музыковедении. В русле этих исследований изучаются проблемы модальности. Так, например, в трудах Н. С. Гуляницкой модальность рассматривается как звуковысотная система, опирающаяся на ладозвукорядный принцип организации музыкального материала. Ученый осуществляет типологию ладообразований, выделяя признаки, характеризующие предмет с разных сторон. Наиболее показательными свойствами современной модальности автор считает смешение и целостное сочетание ладовых признаков, а также образование «индивидуальных тональных структур, аккумулирующих разнообразные современные звуковысотные средства» (83, с.41). Н. С. Гуляницкая, исследуя явления модальной переменности, полимодальности и политональности, вводит понятия ладоинтонационной и модальной драматургии, учитывая новомодальные явления как результат интонационных процессов.

В трудах Т. Барановой исследуются генезис понятия, этимология слов модус, модальность. Ученый освещает проблемы модальной системы с точки зрения теории лада, трактует ее как способ звуковысотной организации, прослеживает эволюционные изменения феномена модальности, рассматривает разнообразные аспекты модальной гармонии как мелодико-гармонической техники. Автор отдает предпочтение диахроническому аспекту исследования, разделяя модальную гармонию на старую (до эпохи Возрождения) и новую — неомодальность, периода XIX—XX вв.еков. Характерными признаками новомодальной гармонии, в представлении ученого, являются ориентация на определенный ладовый звукоряд, нецентрализованность лада, переменность устоя, отступления от функциональной классической логики связи аккордов. Автор также подчеркивает, что характер неомодальной гармонии зависит в каждом случае от различных эстетических установок, которые определяют выбор ладового материала, консонантности или диссонантности вертикали.

Е.В.Назайкинский рассматривает термин «модальность» как лингвистическую, дискурсивную категорию. В его работе «Логика музыкальной композиции» (189) данный термин обозначает «образную тональность» музыкального высказывания, в частности, передает особое авторское отношение к тематическому материалу, «авторскую интонацию», что сходно с трактовкой данного понятия в литературоведении и языкознании. Ученый рассматривает модусы как состояния, модуляциями которых определяется развитие музыкального произведения. Осмысливая модус как определенное эмоционально-окрашенное состояние, автор относит модусы к музыкально-языковым структурам, представляющим собой «результат обобщения и отражения психических состояний, приобретших значение историко-культурных типов и норм» (189, с. 194).

В работах СБауэр (Филатовой) модальность анализируется как музыкально-эстетическая категория. Автор характеризует ее как важнейший аспект общей теории музыкального мышления и выражения, а также как принцип, способный руководить сложной системой многообразных семантико-аксиологических подходов и эмоционально-психологических наклонений. Автор стремится к преодолению разрыва внутрисмыслового пространства данной категории с позиций исследования модальности как целостности. Он преследует цель научного обоснования «категориально-универсального значения модальности через координацию разнородных сведений по модальности в единую систему представлений и обобщение ее концептуального содержания, а также уточнение специфики модальности как категории, имманентно присущей музыкальному искусству» (21, с.4). Исследуя многоаспектность функционирования понятия модальности в музыкальной теории, С. Бауэр пользуется методологией семиотического подхода, освещает определения наиболее эффективных критериев смысла, значения и содержания в музыке. Логическим стержнем ее исследований становится положение о том, что специфика музыкальной семиотики заключается в «тайне» интонации как «в особой природе музыкального знака» (255, с.18).

Специфика модальности глубоко и многосторонне исследована в трудах Ю. Н. Холопова. Ученый анализирует модальное одноголосие как первичный тип развитой ладовой структуры, модальное многоголосие, разделяя понятия старомодальной и новомодальной гармонии, поднимает проблему обиходных ладов, указывая на отсутствие ладовой теории древнерусской монодии. Характеризуя новомодальную гармонию XIX—XX вв.еков, он отмечает широкое распространение гармонии натуральных ладов, использование преимущественно диатонических (либо миксодиатонических), особо выделяет значение симметричных ладов.

Одной из наиболее важных задач диссертации Л. С. Дьячковой «Модальности гармонических категорий: история и современность», где автор охватывает материал от григорианского хорала до современности, является выведение фундаментальных структурных принципов модальности. Результатом данного исследования становится моделирование системы преобразований, выявляющей логику как отдельных вариантов явления, так и виртуальных переходов от одного варианта к другому. Л. С. Дьячкова отмечает полисемичность термина «модальность» и анализирует его с физической, логической и лингвистической позиций. Данный термин используется в работе в значении физической категории. В качестве объекта выступают категории гармонии, а под модальностями подразумеваются их различные исторические формы, характеристика процесса трансформации которых составляют содержание термина «модальность». Ученый вводит в круг категорий гармонии понятие модуля как константной единицы «в измерении или построении элемента или какого-либо уровня гармонической системы» (99, с. 14). (Понятие «модуль» применяет также Ю. Холопов по отношению кладам О. Мессиана — 262, с.215).

В трудах Л. С. Дьячковой, посвященных модальной системе, выделено три значения термина модальность: как историческая ладовая формация средневековья и Возрождения, опирающаяся на систему церковных модусовкак мелодическая ладозвукорядная техника, встречающаяся в музыке разных эпох, как специфический тип гармонической структуры, в которой звукоряд играет ведущую конструктивную и выразительную рольмодальность как индивидуальный ладовый звукоряд в сравнении с тональностью. Ученый определяет понятие неомодальности как возрождение принципов модального мышления в современной музыке и рассматривает ее как «целостную ладозвукорядную систему, действующую на основе мелодических принципов организации звуковой материи» (97, с.87). Продолжая разработку ладоинтонационной концепции Яворского и Асафьева, автор подчеркивает зависимость выразительных возможностей модальной техники от интонационной характерности ладовых структур, где динамика гармонического развития заключается в «ладовом колорировании, варьировании, противопоставлении» (97, с.87).

В работе Т. С. Кюрегян «Неомодальность и музыкальная форма» (147) представлено широкое понятие неомодальности, учитывающее её мелодическую природу, способность к формированию гармонии, тематизма, специфического фактурного и ритмического облика произведения. Автор проводит аналогии с тональностью, отмечая в модальной технике приоритет мелодической линии и рассматривая мелодию как катализатор модальной функциональности. Формообразующие стороны неомодальности выявляются исследователем на основе её использования в развивающих частях простых форм, где наблюдается трансформация либо в пределах звукоряда, либо самого звукоряда, связанная с «нарушением модального порядка» (147, с. 10).

Новомодальной гармонии посвящен раздел работы В. Девуцкого «Стилистический курс гармонии» (87). Автор создает таблицу элементов систем гармонии, в которой типу гармонии соответствуют определенные звукоряды, а также выбор аккордов и логика связи созвучий.

В последние десятилетия в музыковедении поднималась проблема смешения техник, преимущественно в связи синтетическими звуковысотными системами конца XX века, где модальности отведено особое место. Данная проблема затрагивается в трудах С. В. Голубкова, Л. С. Дьячковой, И. М. Севериной, А. С. Соколова, Ю. Н. Холопова и других авторов (65, 97, 214, 227, 262). Особенно ценными оказались работы, в которых явление неомодальности рассматривается в условиях смешанных звуковых систем, что весьма свойственно музыке XX века. Подобные смешения основаны на синтезе модальности и серийности, который рассматривается в радиусе от контрастного сопоставления данных техник до состояния их диффузности, в частности, в статьях и диссертационных материалах С. В. Голубкова. В отдельных исследованиях рассматриваются синкретизм и синтез модальности и серийности. Так, в диссертации И. Севериной эволюция данных явлений анализируется с позиций определения характера взаимосвязей и взаимодействия двух методов мышления, как в плане техники композиции, так и самого музыкального мышления.

В последнее время особый интерес исследователи проявляют к области звуковысотных систем, сложившихся в музыке XX века, их состоянию, видоизменениям, эволюции. Неомодальность как одна из разновидностей подобных систем, обладающая особым значением в процессах стилеобразования, избрана объектом данного исследования.

Проблема модальности в современном музыковедении является одной из самых актуальных. Сущность ее состоит в том, что из имманентных элементов эта система аккумулируется во вполне материально ощущаемую субстанцию, которая наполняет столь разные композиторские стили, что подводит исследователей к осознанию необходимости дальнейшей разработки ее теории. В различные исторические эпохи модальность отражает состояние, уровень, степень развития музыкального мышления и звуковысотной системы. В последней трети века проблема феномена осознается под знаком неоТ что согласуется с духом времени и с самой художественной практикой.

Настоящее исследование продолжает разработку проблемного поля, связанного с явлением неомодальности. Актуальность диссертации обусловлена тем, что, несмотря на объемность существующего знания в сфере учения о неомодальности, в нем недостаточно полно освещены теоретические и практические аспекты проблемы, осмысление конструктивных и выразительных свойств этого феномена в творчестве отечественных композиторов последней трети XX века. Впервые неомодальность рассматривается сквозь призму творческих манер композиторов, стиль которых ярко индивидуален и, вместе с тем, недостаточно изучен с этой точки зрения. Для определения полиязыковой среды, которая свойственна музыкальной культуре выделенного нами периода, техника неомодальности оказывается чрезвычайно востребованной.

В связи с этим, основная проблема исследования — постижение специфики неомодальной системы в сочинениях современных отечественных авторов.

Вторая половина XX века отмечена многообразием стилевых направлений отечественного музыкального искусства, плюрализмом художественно-эстетических платформ, инициировавших радикальные преобразования в сфере музыкального языка, которым подвержены различные его составляющие, а именно: мелодика, гармония, ритмика, фактура, лад. Кардинальные перемены в современном музыкальном искусстве обеспечивают весомость его стилевого многообразия, обусловленного сложной картиной взаимоотношений с действительностью. В разросшейся системе эстетических критериев, технических приемов модальности принадлежит особое место. В сложном пространстве многообразных музыкальных направлений, техник композиции, звуковысотных систем у современных отечественных композиторов наблюдается стабильная тенденция к воссозданию и сохранению национальных культурных традиций. Модальность на новом этапе принимает на себя функцию знака возвращения к почвенности музыкального искусства, его корням. Именно благодаря средствам модальной системы появляется новый код культуры, который дает возможность «перечитать», открыть культурные тексты в новом пространстве.

Восприятие слушателя на уровне подсознания способно чувствовать вибрации культурных слоев, их взаимодействие. Важное значение неомодальности заключается в том, что именно она становится средой для обретения того мифологизированного сознания, которое фиксируется теоретиками культуры — Ю. Лотманом, М.Бахтиным. Миф, в трактовке А. Лосева, есть «конкретнейшее и реальнейшее явление сущего, без всяких вычетов и оговорок, — когда оно предстоит как живая действительность» (157, с.162). Чтобы быть способной выразить все многообразие этой живой действительности, звуковысотная система должна обладать огромным потенциалом художественно-выразительных средств. Именно это качество оказывается присущим неомодальности.

Новая модальность допускает использование в качестве звуковысотной основы ладовые конструкции, многообразные по объему, структуре, генезису. Широко используются возможности ладовой переменности, элементы модального «синтеза». Многообразие ладовых моделей обусловливает и столь же широкий спектр вертикальных созвучий. Так, в неомодальных контекстах возможно применение созвучий практически любой структуры, плотности, сонантности, фактурно-тембрового решения. Неомодальность конца XX века отличается чрезвычайной многоликостью, многообразием составляющих ее элементов. Ее главными показателями становятся изменения, касающиеся как горизонтального, так и вертикального аспектов звуковысотных отношений. Особое значение в оправдании приставки нео имеют, с одной стороны, включение в модальное «поле» доладовых форм (экмелики), с другой — постладовых в виде сложных хроматических модусов, качественно новый ладовый синтез, а также явления полигармонии, полипластовости. Одновременно наблюдается тенденция к индивидуализации ладозвукорядного материала и аккордовых конструкций, поиска новых звуковых форм. Таким образом, в конце двадцатого столетия понятие модальности, разрастаясь, приобретает новые свойства, которые расширяют смысловое поле этой категории.

Неомодальность — особый тип звуковысотной системы, где в значении ведущего начала выступает модус, который, взаимодействуя с другими составляющими системы (такими, как тональность, атональность, нефиксированная тоновость) и определяя их свойства, обеспечивает новые качества этих составляющих, заставляя «светить отраженным светом целого». Показателем этой системы становится фактор стилевой изменяемости. Неомодальность рассматривается нами как система музыкального мышления, которая связана с определенными признаками и качественными характеристиками. В то же время, оперирование ладозвукорядными и гармоническими структурами в композиторских опусах позволяет осознавать неомодальность как мелодико-гармоническую технику, метод сочинения на основе натуральных и искусственных модусов. В какой-то мере она становится и регулятором отбора музыкального материала, который отражает многообразие её стилевых проявлений и создает целостное представление о своеобразии художественных методов композитора в его работе с модальной техникой.

Феномен неомодальности в сочинениях современных отечественных авторов являет собой объемное информационно-энергетическое пространство, предполагающее широкий спектр изучения. Исследование многообразных проявлений данного феномена в рамках одной работы не представляется возможным. В связи с этим обстоятельством в работе намечена определенная аспектация изучения проблемы, а также предприняты некоторые ограничения. Исследовательское внимание концентрируется, прежде всего, на звуковысотном: аспекте неомодальности.

Главным направлением анализа является системное изучение ее элементного состава. Поскольку художественное своеобразие сочинения связано с «характером протекающего в нем семантического процесса» (М.Арановский), в ходе анализа значительное место отводится вопросам музыкального смысла. В связи с этим, дефиниция модальности в работе рассматривается с позиций лингвистической науки как грамматико-семантическая категории, а понятие модуса применяется в значении «образной тональности» музыкального высказывания (Е.Назайкинский). Изучение взаимодействия неомодальной гармонии с процессами формообразования является важным направлением предпринятого нами анализа, однако, оно не становится специальной задачей работы. Сошлемся в этой связи на имеющиеся по данной теме труды НХуляницкой (76), Т. Кюрегян (147), М. Катунян (128). Вопросов драматургии мы касаемся лишь в связи со спецификой индивидуально-авторского подхода к интерпретации вокально-хоровых сочинений, с их программно-драматургическими закономерностями. Ограничения касаются и избранного круга авторских стилей. Мы устанавливаем определенный временной период, сосредоточивая внимание на музыкальном искусстве последней трети XX столетия, в связи с тем, что исследование современного музыкального материала позволяет глубже и полнее раскрыть специфику феномена неомодальности.

Материалом исследования послужили сочинения русских композиторов конца XX века: И. Арсеева, Ю. Буцко, К. Волкова, Д. Дианова, Ю. Евграфова, В. Калистратова, В. Кикты, А. Ларина, Р. Леденева, А. Микиты, В. Пьянкова, В. Рубина, Н. Сидельникова, С. Слонимского, Т. Чудовой, Р. Щедрина, А.Эшпая. Акцент сделан на творчестве КСиделышкова, В. Калистратова, К. Вожова в связи с тем, что в их сочинениях неомодальность активно участвует в формировании музыкального языка, согласующегося с теми художественными задачами, которые эти авторы ставят. В работе анализируются жанры вокально-хоровых сочинений: ораторий, кантат, хоровых концертов — циклических и отдельных хоровых опусовматериалом исследования служат также фрагменты из опер, вокальные циклы и камерно-вокальные произведения, симфонии и симфонические сюиты (для хора и симфонического оркестра). Именно в тех жанрах, где слово играет существенную роль в формировании музыкального текста, модальность становится доминантой процессов ладообразования. В радиус исследуемых явлений включены также инструментальные сочинения, имеющие программный заголовок, связанный с тем или иным образно-художественным замыслом, например, инструментальный концерт «Русские сказки» Н. Сидельникова, музыкальные иллюстрации к повести В. Шукшин, а «До третьих петухов» А.Ларина.

Основная проблема требует постановки специальных задач.

1. Рассмотрение стилевых особенностей модальной техники, существенных для типологии процессов ладообразования.

2. Выяснение конструктивных и выразительных свойств ладовых явлений.

3. Исследование основных принципов формирования и функционирования гармонической вертикали в контексте неомодальности.

4. Выявление семантики неомодальных явлений в художественной системе сочинений современных отечественных композиторов.

5. Рассмотрение особенностей преломления неомодальности в конкретных индивидуально-авторских стилях: Н. Сидельникова, В. Калистратова, К.Волкова.

Основная задача и аспектация исследования определили его методологию, основанную на сочетании системно-струюурного и стилевого подходов. В процессе сравнения подключается классификационный (таксонометрический) метод изучения материала. Подобная методика позволяет рассмотреть категорию неомодальности как с точки зрения генезиса, эволюционных изменений, так и с учетом структурных особенностей. Кроме того, в работе применяется методология семиотического и семантического подходов. Теоретические предпосылки данного исследования содержатся в трудах М. Арановского, Т. Барановой, С. Бауэр, Н. Гуляницкой, Л. Дьячковой, М. Катунян, Е. Назайкинского, Ю. Холопова и других музыковедов. В анализе и осмыслении феномена неомодальности и составляющих его компонентов мы также придерживаемся подходов, сложившихся зарубежном музыковедении (305, 312, 317, 319, 321).

Положения, выносимые на защиту:

1. Современные отечественные композиторы используют в неомодальных сочинениях широкий спектр ладовых моделей, различных по генезису, структуре, объему, которые оказывают мощное воздействие на гармониюлинеарность и фонизм выявляют экспрессивные и колористические возможности гармонической вертикали.

2. Важными составляющими неомодальности становятся доладовые и архаические ладовые формы, симметричные и асимметричные хроматические структуры, качественно новые явления модального синтеза и стратификацииее характеризует также тенденция к индивидуализации ладогармонического материала.

3. Элементы неомодальности в авторских текстах обретают статус языковых знаков, несущих основную образно-смысловую нагрузку.

Гипотеза данного исследования сводится к следующему: ладо-интонационные, гармонические, фоно-колористические процессы в сфере неомодальных структур образуют качественно новое образно-семантическое звуковое пространство, присущее целой плеяде современных отечественных композиторов.

Научная новизна работы определяется несколькими показателями: ракурсом, связанным с целенаправленным изучением феномена неомодальности в творчестве ряда современных композиторов конца XX столетия — до сих пор этот вопрос оставался невыясненным в современном отечественном музыкознании, а также самим музыкальным материалом, включающим новый круг явлений, который пока не освещался в музыковедении с этих позиций.

Практическая значимость исследования определяется возможностью включения знания о модальности, содержащегося в данной работе, в курсы современной гармонии, анализа музыкальных произведений, истории музыки XX века.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из двух глав, Введения, Заключения и Приложения в виде нотных примеров.

В первой главе, «Теоретические аспекты феномена неомодальности», представлен опыт типологии ладообразования, где модальные структуры исследуются в горизонтальном и вертикальном аспектах. Здесь предпринята попытка классификации ладов и созвучий, которые встречаются в сочинениях современных отечественных композиторов последней трети XX столетия. Особо выделяются такие характерные проявления лада, как экмелика и микрохроматика, диатоника, обиходные лады, гемиолика, явления ладовой переменности, возникающие в условиях диатоникиладовые смешения в форме миксодиатоники, выявляется специфика хроматики, представленной в виде симметричных и асимметричных конструкций, а также типы взаимодействия звуковысотных структур и их влияние на процессы ладообразования.

Здесь же анализируются принципы формирования гармонической вертикали, рассматриваются вертикальные комплексы различной структуры и плотности с учетом явлений флуктуации. Особое внимание уделено стратификационным явлениям в модальности, воплотившихся в формах полигармонии и полипластовости.

Во второй главе исследуются сочинения трех современных авторов: Н. Сидельникова, В. Калистратова и К.Волкова. В результате анализа их сочинений выявляется специфика преломления неомодальности в стилях этих композиторов. Устанавливается также то, что модальность оказывается важной категорией драматургической связности и позволяет авторам не только усиливать психологический подтекст действия, но и порой трансформировать «информационное поле» своих сочинений.

Заключение

.

Ситуация рубежа XX—XXI вв.еков даёт возможность подвести некоторые итоги в области исследования одного из актуальных аспектов музыкознания, связанного с феноменом модальности.

Музыка, которую многие ученые ставят прежде языка, выше языка (А.Лосев, В. Медушевский, В. Холопова, В. Мартынов), считают всеобъемлющим явлением, понятным вне языковых различий, имеет свой универсальный язык знака. Цикличность спиралевидного продвижения в музыке приводит к возвращению на новом витке к образно-знаковой системе, уже отработанной в определенные исторические моменты развития музыкального искусства. В этом подобие музыкального языкавербальному, который в любую эпоху выступает как наследие предшествующей стадии развития, как продукт, имеющий социальную природу и унаследованный от предыдущих поколений.

Неомодальность позволяет композиторам сохранять главное — «общую духовную платформу» (И.Сусидко), которая становится основой их музыки. Благодаря модальному пространству столь разные художники оказываются генетически и онтологически близкими друг другу. У каждого из созданных ими произведений, существует, безусловно, своя «звукожизнь», использование неомодальной системы позволяет объединить их в единый «звукомир» (В.Холопова).

Корни единого «звукомира» уходят в древнейшие пласты фольклорных традиций. Обращение к этим пластам в творчестве современных отечественных композиторов является, по существу, апелляцией к «коллективному бессознательному», что позволяет осуществлять связь их музыки с мифологизированными эпохами. Обращение к фольклорным пластам различных национальных традиций рождает бесконечный, континуальный диалог культур, являющийся генератором творческого процесса, ибо в каждой культуре прошлого заложены неограниченные смысловые возможности. Именно модальность, в отличие от тональности и более поздних, как исторически, так и онтологически, систем, способна служить доказательством существования того единого праязыка, на котором говорило человечество. Она аккумулирует в себе прошлое, настоящее и будущее, «свёрнутое в настоящем» (59, с. 149). Неомодальная система оказывается способной охватить огромный диапазон материализации музыкальной мысли — от пуантилистически-точечных вкраплений до состояний всепоглощающего и всеобъемлющего континуума.

Отечественные композиторы опираются на богатое наследие народного творчества разных национальных культур, а также на музыкальные традиции различных эпох, стилей, направлений. Неомодальная система в их сочинениях позволяет гибко использовать разнообразный звукорядный материал, вовлекая в звуковую сферу богатый спектр ладовых систем — от экмелики до сложных явлений хроматики. Элементы экмелики являются, по существу, выражением протоинтонаций, переживших в современных музыкальных текстах второе рождение. Экмелическая и микрохроматическая интонационность, использующаяся как особый прием выразительности, многообразно интерпретируется в условиях данного контекста.

Важной составляющей модальной организации сочинений становится явление диатоники. Ее имперфектные формы, образующиеся в недрах пентатоники или инкрустированные в хроматику, зачастую являют собой интонационное ядро, своего рода микроструктуру, из которой затем вырастает тема. Использование как полных, так и имперфектных звукорядов диатонических интервальных систем обусловлено, в большинстве случаев, интересом к фольклору различных национальных культур. Особое значение в неомодальных сочинениях имеет обращение к обиходным ладам, знаменному пению. Благодаря стилизации, цитированию, аллюзиям в их творчестве ассимилируются архетипические черты эпохи. Обращение к наиболее древним, архаичным фольклорным пластам укрепляет связи музыкальных культур далеких исторических эпох с современностью.

Ориентальные мотивы находят воплощение в ладоинтонационных средствах ангемитоники, натуральных ладов, модусов, присущих восточным культурам, в причудливых, извилистых мелодических линиях, основанных на хроматических звукорядах. Воплощение хроматики в современных партитурах связано с симметричными и, в особенности, асимметричными конструкциями, а также собственно гемитонными модусами. Средства хроматики обогащают ладоинтонационные возможности сочинений современных авторов. Явления миксодиатоники, ладовой переменности в своих наиболее сложных разновидностях образуют новое качество модального синтеза.

Концепция гармонической вертикали в музыке XX века проецируется на неомодальную гармонию. В рамках неомодальной системы возникает своего рода синтез горизонтально-ладовых структур с целостными аккордовыми комплексами. Многообразие ладозвукорядных конструкций, используемых композиторами, обусловливает формирование широкого спектра вертикально-гармонических формаций, различных по своему строению, объему, плотности, уровню напряжения. Их контраст, предполагающий поляризацию звучностей, становится музыкальнопсихологическим средством воплощения нюансов музыкальной поэтики. В условиях неомодальности повышается роль фонизма созвучий, что связано с сонорной трактовкой аккордов. Явление диссонантности в музыке XX столетия, преобразует модальную технику, основой которой становится как диатоника, так и хроматика. Особой экспрессией обладают различные формы и виды явлений полигармонии, которые могут сочетаться с приемами алеаторики. Гармонические единицы в условиях неомодальности становятся яркими образцами элементов стилеобразующей системы.

Ладоинтонационная и ладозвукорядная основа в неомодальных опусах особо значимы в формировании семантики, образно-драматургической сферы произведения, экспрессивных и колористических эффектов звучащей партитуры. Элементы неомодальной системы также обретают значение языковых единиц, несущих в себе определенное содержание. Обширный арсенал ладовых средств в партитурах современных авторов представляет собой сложное полисемантическое полотно, где каждый модус несет определенную смысловую нагрузку в художественно-организованной целостности. Он способствует формированию ладовой драматургии, которая имеет свои специфические особенности, позволяющие передать многообразные психологические состояния и колористические нюансы в различных авторских контекстах. Отечественные композиторы используют богатую палитру выразительных средств, позволяющую достигать тонкой градации «гармонического напряжения» в диапазоне от нюансов-состояний до крупномасштабных, грандиозных, мощных, кульминаций — «вершин».

Неомодальность, являясь регулятором отбора музыкального материала и неким приоритетным стилевым показателем в произведениях Н. Сидельникова, В. Калистратова, К. Волкова, получает в творчестве каждого из них свое собственное воплощение, определяя «биоритм художественных процессов» (Е.Долинская). Так, неомодальность Н. Сидельникова отмечена активным взаимодействием со свободной 12-тоновостью, политональностью, пуантилизмом, сонорикой. Обращение к сонорике связано с экзотизмом, с интересом к инокультуре. В. Калистратову свойственна трактовка модальности с неофольклорных позиций как одной из жизненно важных сторон языка культуры. Поиски новой звуковой среды в его сочинениях возникли в результате стремления через синтез тональности, модальности, сонорности, воплотившейся в колокольном звучании, нефиксированной тоновости, создать особое информационное пространство, аккумулирующее в себе интонации знаменного распева и народной песенности. Опора на фольклорные истоки отмечает и стилистику хоровых сочинений КМЗолкова. Стремление к национальной самоиндефикации как части концепции русского космизма побуждает композитора обращаться к речитативно-песенным жанрам: частоговоркам, закличкам, причитаниям, к старообрядческому знаменному распеву. Столь богатая лексика связана с особыми формами неомодальности, которая принимает на себя роль режиссирующего фактора, становится доминантой авторского стиля.

Модальная система конца двадцатого столетия в своем развитии приходит к концентрации элементов музыкального языка. Свод различных ладовых структур, неограниченное многообразие вертикальных сочетаний, тенденции к синтезу ладовых систем и техник композиции служат свидетельством достижения новой, более высокой ступени развития музыкального мышления, в полной мере оправдывающей приставку нео. Порождением этого синтеза становится то качественно новое образно-семантическое звуковое поле, которое присуще творчеству отечественных композиторов конца XX века.

При восприятии сочинений современных отечественных композиторов эффекты синестезии, повышенная выразительность, изобразительное начало, подключение чувственного фона — нередко основывается на совокупности элементов неомодальной системы. Авторы создают подлинные образцы высокого искусства, о котором С. Даниэль писал: «Искусство, обращенное к жизни, не является простым его отпечатком, но сгущает, перерабатывает и отдаёт жизненную энергию, образуя вокруг себя живое пространство, сплошь проникнутое смыслом».

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. О некоторых ладообразованиях в современной музыке // Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 1. — М., 1967. — С.69−90.
  2. Адорно Теодор В. Философия новой музыки / Пер. с нем. М., Логос, 2001. -344с.
  3. Л.О. Анализ глубинной структуры музыкального текста. М., 1995. -256с.
  4. Актуальные проблемы ладогармонического мышления Отв. ред. М. А. Этингер. -М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1982. 168с.
  5. Э.Е. Проблемы формирования лада: (На материале якутской народной песни): Исследование. М.: Музыка, 1976. -288с.
  6. Э.Е. Раннефольклорное интонирование: звуковысотный аспект/ ВНИИ иск-знания. М.: Сов. Композитор, 1986. — 238с.
  7. Ал кон Е. Музыкальное мышление Востока и Запада континуальное и дискретное. Исследование. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного гос. унта, 1999.-125с.
  8. М. Г. К интонационной теории мотива // Советская Музыка. № 6, 1988. С.72−78.
  9. М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. — 344с.
  10. М. Г. Мышление, знак, семантика // Проблемы музыкального мышления. Сборник статей / Сост. и ред. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. — С. 90−128.
  11. М.Г. Симфонические искания. Л.: Сов. композитор, 1979. -287с.
  12. . Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. — 376с.
  13. . Речевая интонация. М. -Л.: Музыка, 1965. — 136с.
  14. А. Эволюция ладогармонической системы в произведениях А.Скрябина // Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке. Вып. Ш. М.: Музыка, 1985. — С.58 — 76.
  15. Т.Б. Модальная гармония. Модальность // Музыка. Большой энциклопедический словарь, 1998. С.348−349.
  16. Т.Б. Переход от модальности к тональной системе в западноевропейской музыке XVI—XVII вв.еков. Дисс. канд. искусствоведения. М., 1980.-230с.
  17. Т. Танцевальная музыка эпохи Возрождения // Музыка и хореография современного балета: Сб. статей. Вып. 4. — М, 1982. — С. 8−35.
  18. И. Опыт этимологического анализа: (К постановке вопроса) // Советская музыка. -1985. № 9. -С.59−66.
  19. Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Сост. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1994. — 615с.
  20. Р. Мифология. -М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. 312с.
  21. С.В. К вопросу о модальности как категории музыкального мышления. Дисс. канд. искусствоведения. М., 1995. — 182с.
  22. М. Собрание сочинений в 7 т. Т. 5: Работы 1940-х начала 60-х годов. — М.: Русские словари, 1997. — 731с.
  23. М. Эпос и роман. С-Пб.: Азбука, 2000. — 301с.
  24. М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. тр. М.: Искусство, 1979.-423с.
  25. Бахтинология. Исследования, переводы, публикации: К столетию рождения М. М. Бахтина. С-Пб.: Алетейя, 1995. — 372с.
  26. Н., Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М.: Музыка, 1974. -302с.
  27. Т. Лекции по гармонии. Л.: Музыка, 1978. — 238с.
  28. С. Духовные ориентиры советского музыкознания и культура Востока // Русская музыка Х-ХХ веков в контексте традиций культуры Восток-Запад. Новосибирск, 1991.
  29. А. А Эшпай. М.: Сов. композитор, 1986. — 142с.
  30. Бражников М В. Древнерусская теория музыки. По рукописным материалам XV—XVIII вв. Л.: Музыка, 1972. — 123с.
  31. Бражников. М В. Лица и фиты знаменного распева. Исследование. Л.: Музыка, 1984.-304с.
  32. М.В. Памятники знаменного распева. Вып.2. Л.: Музыка, 1974. -80с.
  33. М.В. Статьи о древнерусской музыке. Л.: Музыка, 1975. — 120с.
  34. Ю.Н. Из истории учений о ладе и гармонии: Учебное пособие / РАМ им. Гнесиных. М., 1993. — 72с.
  35. Ю.Н. О диалектике становления и развертывании лада. Исследование / РАМ им. Гнесиных. М., 1997. — 218с.
  36. В алькова В. Музыкальный тематизм и мифологическое мышление //Музыка и миф. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 118. — М., 1992. — С. 40−61.
  37. Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово. 1.Ритмика. 2.Интонация. З.Композиция. М.: Музыка, 1972. — 365с.
  38. Введение в языковедение. Хрестоматия. М.: Аспект- Пресс, 2000. — 342с.
  39. А. Лекции о музыке: Письма / Пер. с нем. М: Музыка, 1975. -143с.
  40. В.В. История русских лингвистических учений: Учеб. пособие для спец. ун-тов. М.: Высшая школа, 1978. — 367с.
  41. Владыкина-Бачинская Н. Музыкальный стиль русских хороводных песен. -М.: Музыка, 1976. 159с.
  42. К. Слово о музыке. М.: Сов. композитор, 1991. — 63с.
  43. И. Понятие инварианта в концепции музыкального языка: Автореферат дисс. канд. искусствоведения. М., 1986.
  44. И. Язык как проблема музыкознания // Теоретические и эстетические проблемы советской музыки: Сб.науч. тр. / Московская консерватория. М., 1985. — С.63−77.
  45. Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке: Сб. тр. МГК им. ПИ.Чайковского. М., 1980. — 212с.
  46. Гавр плова Н. А. Богуслав Мартину: Монография. М.: Музыка, 1974. -259с.
  47. Н. А. Неоклассицизм в музыке XX века и творчестве Богуслава Мартину // Музыкальное искусство XX века. Вып. 2. М, 1995. -С.21−37.
  48. Гаджи беков У Основы азербайджанской народной музыки. Баку: изд-во АН Азерб. ССР, 1945. — 117с.
  49. С.П. Теоретические вопросы монодии. Ташкент: ФАН, 1981. -92с.
  50. . М. Избранные статьи. -М.: Новое лит. обозрение, 1995. 477с.
  51. . М. О некоторых принципах структурного анализа музыки // Проблемы музыкального мышления. Сборник статей. М., 1974. — С.129−152.
  52. . Структурный метод в музыкознании // Советская Музыка. № 2, 1972.-С.42−51.
  53. . М Язык. Память. Образ. Лингвистика языкового существования. М.: Новое лит. обозрение, 1996. — 352с.
  54. Гервер JI. J1. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (Первые десятилетия XX века). М.: Индрик, 2001. — 247с.
  55. JI. Русская музыкальная культура начала XX века в текстах Велемира Хлебникова // Музыка в контексте духовной культуры. Сборник трудов. Вып. 120.-М., 1992. -С.140−158.
  56. Е. Античное музыкальное мышление. М.: Музыка, 1986. — 223с.
  57. Е.В. Календарные песни. Рукопись. М., 1999. — 16с.
  58. Е.В. Основные особенности русской народной музыкальной речи мелодического склада, мыслимого вне гармонии и тактовой ритмики. Рукопись. М., 1999. — 6с.
  59. Н.В. Собрание сочинений. В 7-ми томах. Т.7. Письма. М.: Худож. лиг., 1978.-429с.
  60. Г. Л. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров ХЕХ-ХХ веков. Очерки. -М.: Музыка, 1981. -279с.
  61. С. Метод композиции на основе всеинтервального ряда: синтез серийности и модальности // Музыкальное искусство XX века. Вып. 2. М., 1995.-С. 140−171.
  62. Го Най-ань Современная музыка и наследие прошлого: диалог народов мира // Древняя и современная культура Китая. Париж. ЮНЕСКО, 1984.
  63. С.С. Зеркальная симметрия в музыке (на материале творчества композиторов XIX и первой половины XX веков). Новосибирск, 1993. -234с.
  64. М. В. Звуковысотная организация в условиях стилевых взаимодействий: (на примере произведений отечественных композиторов 7080-х годов). Дисс. канд. искусствоведения. Екатеринбург, 1995. — 185с.
  65. В. О благочестивом минимализме в творчестве Владимира Мартынова // Музыкальная Академия. № 1,2004. С. 12 -19.
  66. Г. Истинно русский композитор: о музыке Н. Сидельникова // Музыка из бывшего СССР. Сборник статей. Вып. 2. — М., 1996 — С.75−92.
  67. Г. В. Николай Сидельников. М.: Сов. композитор, 1986. — 135с.
  68. Г. В. Русская хоровая музыка 1970−80-х годов. М.: Музыка, 1991. — 77с.
  69. Г. В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. М.: Сов. композитор, 1989. — 208с.
  70. Р.И. История музыкальной культуры. T. I (С древнейших времен до конца XVI века). M.-JL: Гос. муз. изд-во, 1941. — 595с.
  71. Н.С. Введение в современную гармонию: Учеб. пособие. М., 1984.-256с.
  72. Н. С. Гармония раннеклассического периода. М., 1992.
  73. Н. С. О стилистике музыкального языка Т. Хренникова // Проблемы музыкальной науки. Вып. 7. М., 1989.
  74. Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002.-432с.
  75. Н. С. Проблемы аккорда в современной гармонии: О некоторых англо-американских концепциях // Вопросы музыковедения. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 18. — М., 1976.
  76. Н. С. Русское гармоническое пение (XIX век): Сборник статей ГМПИ им. Гнесиных. М., 1995. — 180с.
  77. Н. С. Современная гармония: Теория и практика. Дисс.. докг. искусствоведения. М., 1986. — 326с.
  78. Характеристика и критическая оценка некоторых тенденций серийности. -50с.
  79. Н. С. Теоретические основы курса ПХиндемита // Пауль Хиндемит: Статьи и материалы / Ред.-сост. И.Прудникова. М.: Сов. композитор, 1979. — С.300−350.
  80. С.М. Картина классической эпохи. Проблема коипозиции в западноевропейской живописи ХУЛ века. JL: Искусство, 1986. — 199с.
  81. В.Э. Стилистический курс гармонии. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та. — 1994.— 340с.
  82. Т. Взаимодействие культуры в диалогической модели музыкального мышления второй половины XX века // Русская музыка Х-ХХ веков в контексте традиций культуры Восток-Запад. Новосибирск, 1991.
  83. Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Сов. композитор, 1986. -205с.
  84. Е.Н. Неоромантические аспекты в отечественном инструментальном концерте последней трети XX века: Автореферат дисс.. канд. искусствоведения. -М., 2001.
  85. К. Анализ хоровых произведений: Учебное пособие. М.: Сов. Россия, 1965. — 177с.
  86. Е. О русской музыке последней трети XX века. М.: Престиж -АРИА, 2001.-160с.
  87. Т. Валерий Кикга // Композиторы Москвы. Вып. 2. М.: Сов. композитор, 1980. — С.62−80.
  88. Е.Е. Камерно-вокальные жанры в отечественной музыке 60−80-х годов. М.: Музыка, 2001. — 72с.
  89. Е.Е. Камерные вокальные жанры в русской музыке XIX—XX вв.еков: нсторико-стилевые аспекты: Автореферат дисс.. докг. искусствоведения. М., 2002. — 52с.
  90. JI. С. Гармония Боргаянского // Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке. Вып. 1. М.: Музыка, 1985. — С.34−55.
  91. JI. С. Гармония в музыке XX века. М.: Музыка, 1994. — 144с.
  92. JI. С. Гармония в музыке XX века: Учебное пособие. М.: РАМ. им. Гнесиных, 2003. — 296с.
  93. JI. С. Модальности гармонических категорий: история и современность. Дисс. в форме научного доклада. докг. искусствоведения. М. 1998. — 80с.
  94. JI. Проблемы интертекста в художественной системе музыкального произведения // Интерпретация музыкальных произведений в контексте культуры. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 129. М., 1994. -С.17−40.
  95. JI. С. Средневековая ладовая система западно-европейской монодии: вопросы теории и практики. Лекция по спецкурсу «Гармония». РАМ им. Гнесиных. М., 1992. — 46с.
  96. М. Об общих принципах развертывания композиции в японской музыке высокой традиции // Внеевропейские музыкальные культуры: вопросы изучения традиций: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 100. — М., 1988. -С.85−102.
  97. М. Сущностные черты японской традиционной музыки (к проблеме исторической эволюции основных принципов музыкальной организации): Автореферат дисс. Ташкент, 1988. -28с.
  98. Житие Аввакума и другие его сочинения / Сост., в ступ. ст. и коммент. А. И. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991. — 368с.
  99. Д. «Огнепальный». М.: «Молодая гвардия», 1979. — 431с.
  100. Н. В. Древнерусская церковно-певческая книжность XI—XIV вв.еков в историко-функциональном аспекте: Автореферат дисс.. д-ра искусствоведения. М., 2002. — 51с.
  101. Н.В. Специфика древнерусской певческой книжности XI—XIV вв.еков // Русская музыкальная культура. Современные исследования: Сб. тр.: Вып. 164. Отв. ред. и сост. В. Б. Валькова / РАМ им. Гнесиных М., 2004. — С.5−25.
  102. Закон Божий (Объяснения богослужения православной церкви) Репринтное воспроизведение издания 1901 года. М. Д998.- 96с.
  103. В.А. Теоретическая и прикладная лингвистика. М.: Просвещение, 1968. — 336с.
  104. И.И. Фольклор и композитор. JI.-M.: Сов. композитор, 1978. — 172с.
  105. И.И. Семасиология музыкального фольклора (Методические предпосылки) // Проблемы музыкального мышленя: Сборник статей. М.: Музыка, 1974. — С.177−206.
  106. Зив Н. Татьяна Чудова // Композиторы Москвы. Вып. 1. М.: Музыка, 1976. -С.104−119.
  107. .Н. Системно-структурные предпосылки формирования внемажороминорных ладовых механизмов: (К проблеме звушвысотной организации в музыке XX века). Дисс. канд. искусствоведения. Минск, 1990.-204с.
  108. Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М.: Прогресс, 1977. — 370с.
  109. АВ. Функция, форма, образ в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986.-288с.
  110. Интерпретация музыкальных произведений в контексте культуры: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 129. -М., 1994. —200с.
  111. Искусство колокольного звона // Материалы к курсу по специальности № 2103 «Духовые и ударные инструменты» / Сост. АЛрешко. Рукопись. М., 1990. -250с.
  112. И. Гармония П.Чайковского // Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке. Вып. Ш. М.: Музыка, 1989. — С.5 — 35.
  113. И.А. Мелодико-гармоническое строение русской народной песни. -М.: Сов. композитор, 1985. — 183с.
  114. История современной отечественной музыки: Учебник. Вып. 2: 1941−1958 / Ред. М. Е. Тараканов. М.: Музыка, 1999. — 477с.
  115. История современной отечественной музыки. Вып.3:1960−1990 / Ред.- сост. Е. Б. Долинская. М., 2001. — 656с.
  116. JI.П. Автор в музыкальном содержании: Монография / РАМ им. Гнесиных. М., 1998. — 248с.
  117. А.Д. Основы народного многоголосия. М. -Л.: Гос. муз. изд-во, 1948.-363с.
  118. А.Д. Особенности народно-русской музыкальной системы / Ред. и вст. сл. Т. В. Поповой. М.: Музгиз, 1961. — 90с.
  119. М.И. Гомофония // Музыка. ЮС / Гл. ред. Г. В. Келдыш. М., 1998. С. 143−144.
  120. М. К изучению новых тональных систем в современной музыке // Проблемы музыкальной науки. Вып. 5. М.: Сов. композитор, 1983. — С.4 — 44.
  121. М. Параллельное время Владимира Мартынова // Музыка из бывшего СССР. Сборник статей. Вып. 2. -М., 1996 — С.41−74.
  122. М. Эволюция понятия тональности и новые гармонические явления в советской музыке. Дисс.. канд. искусствоведения. М., 1983. -254с.
  123. Кац Ю. В. О культурологических аспектах анализа// Советская Музыка. № 1,1978.-С. 37−43.
  124. Кац Ю. В. Типы структурной организации семиступенных диатонических ладов в народной и профессиональной музыке. Ташкент: ФАН, 1983. -112с.
  125. Р. Мелодика и гармония литовской музыки: (Сравнительное исследование факторов общности и функций различий). Вильнюс, 1992. — 201с.
  126. К. Избранные труды. Т. 1. М., 1971. — 384с.
  127. Ц. Техника композиции в музыке XX века: Пер. с чеш. М.: Музыка, 1976. — 367с.
  128. М. Константное в синтезе музыки и слова // Из прошлого и настоящего отечественной музыкальной культуры. Вып. 5 / Научные труды МГК им. Чайковского. Сб. 2. — М., 1993. — С. 235−251.
  129. Композитор и фольклор / Отв. ред. Э. П. Федосова, канд. искусствоведения. -М., 1982. 115с.
  130. Композиторы Москвы. Сборник статей. Вып. 4. — М.: Композитор, 1994. — 224с.
  131. Композиторы Рссийской федерации: Сб. статей. Вып. 5 / Ред.-сост.
  132. B.ИКазенин. М.: Композитор, 1994. -377с.
  133. Кон Ю. Г. Вопросы анализа современной музыки: Статьи и исследования. -Д.: Сов. композитор, 1982. 150с.
  134. Кон Ю. Об искусственных ладах // Проблемы лада: Сборник статей. Сост. К.Южак.-М.: Музыка, 1972. С. 99−112.
  135. М. Е. Поэзия древнего Китая: Опыт культурологического анализа. Антология художественных лереводов. С-Пб: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994. — 544с.
  136. Т.Н. Музыкальная фактура и стиль: истоки и эволюция. Учебное пособие по курсу «Гармония» / РАМ им. Гнесиных, 1995. — 116с.
  137. Т. Об организации фактурного пространства в музыке XX века (к проблеме синтеза искусств) // Музыкальная фактура: Сб. трудов. Вып. 146. / РАМ им. Гнесиных. -М., 2001. С.166−179.
  138. А. Г. Вокальные циклы Д. Шостаковича как семиосфера поэтического и музыкального текстов: Автореферат дисс.. канд. искусствоведения. М., 2003. — 25с.
  139. Культурология. Учебное пособие и хрестоматия для студентов под науч. ред. докг. филологии, проф. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995. -576с.
  140. А.А. Религиозно-философская символика в камерных операх Ю.Буцко // Русская музыкальная культура. Современные исследования: Сб. тр.: Вып. 164. Отв. ред. и сост. В. Б. Вальковя / РАМ им. Гнесиных.-М., 2004.1. C.228−246.
  141. Т. С. Неомодальность и музыкальная форма // Музыкальное искусство XX века: творческий процесс, художественные явления, теоретические концепции: Сб. науч. тр. МГК им. П. И. Чайковского. — М., 1992.- С.96−129.
  142. Т. Новые свойства экспозиционного изложения в советской музыке 60−70-х г.г. // Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке: Сб. трудов МГК. М., 1980. — С. 115−138.
  143. Т.С. Форма в музыке XVE-XX веков. М.: ТЦ Сфера, 1998. -344с.
  144. Латинско-русский словарь. Гос. изд-во иностранных и национальных словарей. М., 1949. — 950с.
  145. С. Н. Проблемы модальной гармонии в музыке раннего Возрождения. Дисс. канд. искусствоведения. М., 1987. — 216с.
  146. Т. Гармония Римского-Корсакова // Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке. Вып. И. М.: Музыка, 1985. — С.49 — 70.
  147. Д.С. Избранные работы: В 3 т. Том 2. Великое наследие- Смех в Древней Руси: Монографии- Заметки о русском. Л.: Худож. лит., 1987. -496с.
  148. В. А. О музыкальной композиции начала XX века: к проблеме авторского стиля (В. Ребиков, Н. Черепнин, А. Сганчинский): Автореферат дисс.. канд. искусствоведения. М., 2002. — 22с.
  149. А. Ф. Знак, символ, миф. Опыт культурологического анализа. С-Пб, 1994.-768с.
  150. А.Ф. Из ранних произведений: Музыка как предмет логики. Диалектика мифа. М.: Изд-во «Правда», 1990. — 666с.
  151. А. Художественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики. -М., 1964. Вып. 6. С. 351−399.
  152. Ю. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972.-271с.
  153. Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). — СПБ: Искусство — СПБ, 1994. — 399с.
  154. Ю.М. История и типология русской культуры. С-Петербург: Искусство — СПБ, 2002. — 768с.
  155. Ю. Лекции по структуральной поэтике // Ю. М. Лотман и тарту с ко-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. — С.17−240.
  156. Т. Музыкальная фактура: теория, история, практика. Лекция по курсу «Гармония» / РАМ им. Гнесиных. М., 1992. — 36с.
  157. С. Если конкретизировать спор // Советская Музыка. № 9,1980. -С. 48−50.
  158. С. Семантика музыкального знака: Автореферат дисс. канд. искусствоведения. Л., 1980
  159. В. Конец времени композиторов. М.: Русский путь, 2002. -296с.
  160. В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993.-262с.
  161. В.В. Минимализм в его отношении к традиции // Доклад на научной конференции «Новое Сакральное Пространство» от 19 апреля 2001.
  162. В.В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа// Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. -Киев, 1988.-С. 5−18.
  163. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 254с.
  164. О. Техника моего музыкального языка. М., 1994. 124с.
  165. В., протоиерей. Очерк истории православного церковного пения в России. Репринтное издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. — 160с.
  166. Методические рекомендации по курсу анализа музыкальных произведений: структурная поэтика музыкального произведения / Сост. Н.Беличенко. — Славянск: СГПИ, 1992. 28с.
  167. А.П. Теоретические основы функциональности в музыке: Исследование. Л.: Музыка, 1982. -150 с.
  168. Е. А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства: Автореферат дисс.. докг. искусствоведения. М., 2000.
  169. Мир кипа 3., Померанц Г. Великие религии мира. М.: «РИПОЛ», 1995. 416с.
  170. Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. — 672с.
  171. Музыка в контексте духовной культуры. Сб. тр. Вып. 120 / РАМ им. Гнесиных. М., 1992. — 160с.
  172. Музыка из бывшего СССР. Сборник статей. Вып.2. — М., 1996. — 336с.
  173. Музыкальное искусство XX века. Вып. 2. / Сост.Т. Н. Дубравская. М., 1995.-171с.
  174. Музыкальное искусство XX века: Творческий процесс. Художественные явления. Теоретические концепции: Сб. науч. тр. МГК им. П. И. Чайковского. -М., 1992.-208с.
  175. Музыкальная фольклористика. Вып. 1−3. М., 1973−1989.
  176. Музыкальная энциклопедия в 6-ти томах. М., 1973−1978.
  177. Музыкальный словарь Гроува / Пер. с англ., ред. и доп. Л О.Акопяна. М.: Практика, 2001. — 1095с.
  178. А. О гармонии русской музыки (корни национальной специфики). М., 1998.
  179. Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. — 319с.
  180. А.Г. Особенности модальной организации в современной болгарской музыке (на примере творчества В. Казанджиева и Ив. Спасова). Дисс. канд. искусствоведения. М., 1990. — 187с.
  181. Е.А. Лад и гармония в русской советской музыке фольклорного направления (60−70-е годы). М., 1988. — 247с.
  182. B.C. Фольклор как феномен эстетической культуры общества (аспекты генезиса и эволюции): Автореферат дисс. канд. философских наук. Барнаул, 2002. 23с.
  183. С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1997.-944с.
  184. Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке. Вып. 1−3. М. Музыка, 1985−1989.
  185. Ю.И. Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов XX века. М.: Сов. композитор, 1977. -389с.
  186. В. Формирование теории лада в русском музыкознании Х! Х в. // Актуальные проблемы ладогармонического мышления: Сб. тр. Вып.63 / Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных. -М., 1982.
  187. Т. Основы русской народной музыки. М.: Музыка, 1977. — 224с.
  188. Проблемы лада: Сборник статей / Сост. К.Южак. М.: Музыка, 1972. -314с.
  189. Проблемы музыкального мышления. Сборник статей / Сост. и ред. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. — 336с.
  190. Проблемы музыкальной науки. Сб. ст. Вып. 7 / Сост. В. И. Зак, Е.ИЛигарева.- М., 1985.
  191. В. Поэтика фольклора. М.: Лабиринт, 1998. — 352с.
  192. И. Принципы ладовой организации в современной музыке. -Л.: Сов. композитор, 1979. 189с.
  193. Е. Музыкальный компонент семантической природы русского колокольного звона// Материалы научной международной конференции 27−28 февраля 2002 года. РАМ им. Гнесиных. Отв. ред. Э. П. Федосова. М., 2004. -С.266−275.
  194. Р. Тональность в современной музыке / Пер. с ант. Л.: Музыка, 1968.- 131с.
  195. Н.М. Подорожники: Стихотворения. Изд. 2-е, дополненное / Сост. В. В. Коротаев. М.: Мол. гвардия, 1985.-318с.
  196. Ф. А. Основы ладового строения русских народных песен. Л., 1964.
  197. А.В. Русское народное музыкальное творчество: очерки по теории фольклора. М.: Сов. композитор, 1990. — 224с.
  198. Русская музыкальная культура. Современные исследования: Сб. тр.: Вып. 164 / РАМ им. Гнесиных. М., 2004. — 248с.
  199. Русские композиторы. История отечественной музыки в биографиях ее творцов:. (Сост. и ред. Л. А. Серебрякова, проф УГК). Изд-во «Урал Л.Т.Д.», 2001.
  200. Русский стих. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика: В честь 60-летия МР.Гаспарова. М: Российский гос. гуманитарный университет, 1996. — 336с.
  201. И.В. Модально-серийные системы в отечественной музыке XX века: синкретизм и синтез приёмов организации: Автореферат дисс. канд. искусствоведения. М., 2001. — 24с.
  202. И. Русский авангард как синкретическое явление в контексте общей эволюции техники и музыкального языка // Русский авангард и брянщина. Брянск, 1998.
  203. И. Творчество Александра Вустина: высшая упорядоченность или первичный хаос? // Музыкальная Академия, № 4,2003. -С. 43−49.
  204. Семантика музыкального языка. Материалы научной международной конференции 27−28 февраля 2002 года / РАМ им. Гнесиных. М., 2004. -283с.
  205. Р.И. Звуковысотная основа музыкальной композиции XX века. Дисс.. докг. искусствоведения. Минск, 1998.-239с.
  206. И. Музыкальная эстетика древней Руси (по памятникам философской мысли) // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 13. Д., 1974. — С. 58−78.
  207. Н. О ладовом и композиционном строении песнопений знаменного распева // Вопросы теории и эстетики музыки. JI., 1975. Вып. 14.-С. 65−77.
  208. Н. О некоторых принципах организации знаменного распева // Проблемы музыкальной науки. Вып. 4. М., 1979. — С.164 -186.
  209. Словарь символов в искусстве: Иллюстрированный ключ к живописи и скульптуре / С. Карр-Гомм- Пер. с англ. М.: ООО «Издательство „Астрель“: ООО „Издательство ACT“, 2003. — 335с.
  210. Слово о полку Игореве / Вступит, статья и подготовка древнерусского текста ДЛихачева. М.: Худож. лит., 1985. — 222с.
  211. И. Картина мира, запечатленная в музыкальной структуре (о концептуально-структурных прадигмах современной музыки) // Музыка в контексте духовной культуры. Отв. ред. Гервер Д., Сусидко И. М., 1992. Вып. 120.- С.8−31.
  212. Г. Россия в песне. Музыкальные страницы. -М.: Музыка, 1976. -207с.
  213. Современное искусство музыкальной композиции / Отв. ред. Н. С. Гуляницкая. ГМПИ им. Гнесиных. М., 1985. — 136с.
  214. АС. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества: Исследование. М.: Музыка, 1992. — 229с.
  215. Ф. Курс общей лингвистики // Введение в языковедение. Хрестоматия. М., 2000. — С.5−54.
  216. Ф. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. — 695с.
  217. И.В. Лекции по курсу гармонии. М.: Музыка, 1969. — 240с.
  218. Т. Помышление о свете незаходимом: о творчестве Юрия Буцко. Приложение: Ю.Буцко. Полифонический концерт (авторская аннотация к сочинению) // Музыка из бывшего СССР. Сборник статей. Вып. 2. — М., 1996. -С. 8−40.
  219. М. Психология и мифология художественного творчества // Процессы музыкального творчества: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. М., 1997. -Вып. 140.
  220. А. Ладогармонические основы русской хоровой многоголосной музыки XVI ХУЛ столетий // Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке. Вып. 1. — М.: Музыка, 1985. — С. 5−18.
  221. Ю.С. Основы общего языкознания (Учеб. пособие для пед. ин-тов). -М.: Просвещение, 1975. -271с.
  222. ИВ. Слово и музыка: (Диалектика семантических связей): Автореферат дисс. д-ра искусствоведения. М., 1999. — 39с.
  223. И. С. Инвариантность в музыке как семиотическая проблема // Музыкальный язык в контексте культуры: Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных. М., 1989. — С.23−41.
  224. Стогний И Некоторые аспекты семантического анализа музыкального произведения // Материалы научной международной конференции 27−28 февраля 2002 года. РАМ им. Гнесиных. Отв. ред. Э. П. Федосова. М., 2004. — С. 54−60.
  225. И. К проблеме межвидовых сопоставлений в искусстве: Глюк, Лессинг, Давид // Музыка в контексте духовной культуры. Сборник труцов. Вып. 120. М., 1992. — С.83−100.
  226. Е.Д. Многочастный цикл как музыкально- художественный феномен в творчестве СХМессиана: Автореферат дисс. канд. искусствоведения, Минск, 2005. — 18с.
  227. М.С. Новая тональность в музыке XX века // Проблемы музыкальной науки. Вып. 1. М., 1972. — С. 5−35.
  228. М. С. Творчество Родиона Щедрина. М.: Сов. композитор, 1980.-327с.
  229. А. Валерий Калистратов // Композиторы Москвы. Сб. статей. Вып. 3 / Сост.И.Лихачева. М.: Сов. композитор, 1988. — С.83−104.
  230. А. Коллектив самобытный и новаторский. Заметки о московском камерном хоре // Музыка России. Вып. 3. М.: Сов. композитор, 1980. — С.330−345.
  231. AT. Композитор Валерий Рубин: Художественный мир и „поэтический театр“. М.: Сов. композитор, 1989. — 270с.
  232. Тэн И. Философия искусства / Пер. Н.Соболевскош. М.: ОГИЗ ИЗОГИЗ, 1933.-360с.
  233. Ю. Краткий теоретический курс гармонии. М.: Музыка, 1978. -167с.
  234. Ю. Натуральные и альтерационные лады. М.: Музыка, 1971. -109с.
  235. Ю. Современная гармония и её историческое происхождение // Теоретические проблемы музыки XX века. М., 1967.
  236. Ю. Учение о гармонии. 3-е изд., испр. и дополн. М.: Музыка, 1966. -233с.
  237. И. К проблеме семантического анализа музыкальной поэтики С.Слонимского // Материалы научной международной конференции 27−28 февраля 2002 года. РАМ им. Гнесиных. Отв. ред. Э. П. Федосова. М., 2004. — С. 134−140.
  238. Н.Д. Древнерусское певческое искусство. М., Сов. композитор, 1971. — 623с.
  239. Э. П. Диатонические лады в творчестве Шостаковича. М.: Сов. композитор, 1980. — 191с.
  240. С. Модальность как музыкально-эстетическая категория (РАМ им. Гнесиных. М., 1992. — Деп. в НИЦ Информкультура Рос. гос. б-ки. — 89с.
  241. П.А. Иконостас. —М.: Искусство, 1994. 256с.
  242. П.А. Столп и утверждение истины. Том I (I-П). -М.: Изд-во „Правда“, 1990. 840с.
  243. Г., протоиерей. Пути русского богословия. Париж, 1937.
  244. В. Гармония Бородина // Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке. Вып. 1. -М.: Музыка, 1985. С. 5−23.
  245. Хайдеггер Мартин. Мысли. Постулаты. Афоризмы. Философские интерпретации. Тезисы. Минск: Современное слово, 1998. — 384с.
  246. Ю.Н. Гармония // Музыка. ЮС / Гл. ред. Г. В. Келдыш. -М., 1998. С.126−127.
  247. Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. Учебное пособие. М.: Музыка, 1988.-510с.
  248. Ю. Задания по гармонии. М.: Музыка, 1983. -287с.
  249. Ю.Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. -М., 1982.
  250. Ю.Н. Модальная гармония: модальность как тип гармонической структуры // Музыкальное Искусство. Ташкент: Изд-во лит. и иск -ва, 1982. — С. 16−31.
  251. Ю.Н. Об общих логических принципах современной музыки // Музыка и современность. Вып. 8 М., 1974.
  252. Ю. Н. О трёх зарубежных системах гармонии // Музыка и современность. Вып. 4. М., 1966.
  253. Ю. Об эволюции европейской тональной системы // Проблемы лада: Сборник статей. Сост. К.Южак. М.: Музыка, 1972. — С. 35−76.
  254. Ю.Н. Очерки современной гармонии. Исследование. М.: Музыка, 1974.-286с.
  255. Ю.Н. Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана//Музыка и современность. Вып. 7. М., 1971.-С.247−293.
  256. Ю.Н. Современные черты гармонии Прокофьева. М.: Музыка, 1967.-476с.
  257. Ю.Н. Функциональный метод анализа современной гармонии // Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 2. М.: Музыка, 1978. — С. 169−199.
  258. Ю., Ценова В. Эдисон Денисов. М.: Композитор, 1993. — 312с.
  259. В.Н. Мелодика: Научно-методический очерк. М.: Музыка, 1984. -86с.
  260. В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. СПб.: Издательство „Лань“, 2000. — 320с.
  261. В.Н. Об одном принципе хроматики в музыке XX века/ Проблемы. музыкальной науки. Вып. 2. М., 1973. — С. ЗЗ 1−374.
  262. В. Н. Область бессознательного в восприятии музыкального содержания. М: Преет., 2002. -23с.
  263. В. Понятие „музыка“ // Музыкальная Академия № 4,2003. -С.1−18.
  264. В. Н. Путь к центру: Композитор Р. Щедрин. М.: Композитор, 2000.-319с.
  265. В. Н. Специальное и неспециальное музыкальное содержание. -М.: Преет, 2002.-32с.
  266. Холопова В. К Формы музыкальных произведений. Учеб. пособие. СПб.: Изд-во „Лань“, 1999. -496с.
  267. В.Н., Чигарева Е. И. Альфред Шнитке: очерки жизни и творчества. М.: Сов. композитор, 1990. — 346с.
  268. Хрестоматия по истории русского языкознания / Сост. Ф. М. Березин. М.: Высшая школа, 1977. — 440с.
  269. Хрестоматия по истории языкознания Х1Х-ХХ веков / Сост. В. А. Звегинцев. М., 1956. — 458с.
  270. Хрестоматия по философии. М.: Проспект, 1998. — 576с.
  271. Л.Л. Ладовая интонационность русских народных песен. Исследование. М., 1976. — 390с.
  272. Т. В. Время и ритм в творчестве Оливье Мессиана. М.: Классика — XXI., 2002. — 376с.
  273. Т. Между языком и пониманием. М., 1989.
  274. Т. Музыка // Музыка. БЭС. М., 1998. — С.359−360.
  275. Т.Ю. Теоретические проблемы музыкальной драматургии. Дисс.. канд. искусствоведения. М., 1979. —225с.
  276. JI. Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы: Исследование. М.: Гос. ин-т искусствознания, 1999. -317с.
  277. JI. Н. Семантические процессы в музыкальной теме. Дисс. в форме научного доклада. д-ра искусствоведения. М., 2000. — 44с.
  278. В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М: Музыка., 1975. — 351с.
  279. Д.И. Теоретические основы современной гармонии. Учеб. пособие для спец. курсов муз. вузов и колледжей. М., 1994. — 376с.
  280. В. М. Принципы жанровой классификации русского музыкального фольклора // Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке: Сб. трудов МГК. М., 1980. — С.144−162.
  281. Юнг КТ. Душа и миф: шесть архетипов / Пер. с англ. М. — К.: ЗАО „Совершенство“ — „Port-Royal“, 1997. — 384с.
  282. А. Некоторые вопросы изучения мелодических ладов народной музыки // Проблемы лада: Сборник статей. Сост. К.Южак. М.: Музыка, 1972. -С.113−150.
  283. Р. К вопросу о зрительных и слуховых знаках // Семиотика и искусствометрия. М.: Миф, 1972. — С.82−90.
  284. Р. Язык и бессознательное. М.: Гнозис, 1996. — 248с.
  285. А.С. Колокольные звоны один из истоков национального своеобразия творчества русских композиторов. Дисс. канд. искусствоведения. — М., 1996. — 175с.
  286. J. М. Historie harmoni I kontrapunctu. Krakow, 1948.
  287. CookD. The language of music.- London, 1959. XV. 289p.
  288. Dahlhaus С. Esthetic of music. Cambridge: Cambridge Univ. press., 1982. -115p.
  289. Dahlhaus C. Harmony / The New Grove Dictionary of Music and Musicians, v. • 8. London, 1980.
  290. Grove D. A dictionary of music and musicians. 5 TT. L. NY, 1879−1890.
  291. Hindemith P. Traditional harmony.- BK NY: Associated Musik Publ., 1953. — 71p.
  292. Hindemith P. Unterveisung im Tonsatt. Mainz, 1940.
  293. K.Y. De Woskin. A song for one ore two. Тне university of Michigan, 1982.
  294. Langer S. Problems of art. New York, 1957.
  295. Lendvai E. Bartok and Kodaly / Transl., by the outher. Budapest, 1976.
  296. Lowinsky E. Tonality and atonality in sixteenth-century music. Berkeley and Los Angeles: Univ. of Calif. Press., 1961. ХШ. — 99p.
  297. Messian O. The technique of my musical language /Transl, by Y. Satterfield. Ф Vol. I-П. Paris, 1956−1957. — 74p.
  298. Musik theory: Special topics / Ed. by R. Broun. New York, ets.: Academic Press. 1967.-156p.
  299. Perle G. Serial composition and atonality: An introduction to the music of Schoenberg, Berg, Webern.
  300. Perle G. Twenty-tone tonality. Berkeley, ets. Univ. Calif. Press, 1977. XI 174p.
  301. Persichetti V. The twentieth-century harmony: Creative aspects and practice. NY: W.W., Norton, 1961.-287p.
  302. Reti R. Tonality, atonality, pantonality. London: Rockliff. 1958. ХП 116p.
  303. Sigmeister E. Harmoni and melody. Belmont, v. 2,1969. — 126p.
  304. Vieru A. Cartea modurilor. Bucuresti: Editura muzicala, 1980.224p.
  305. Vieru A. The book of modes. Buhuresti, 1953
  306. Vinsent J. The diatonic modes in modern music. Berkley Los-Angeles: Univ. of California press. 1951.—298p.ф 322. Zielinski T. Problemy harmonike novoczesnej. Warczawa: Polskie. .wedonictvo muziczne, 1983.- 182c.1961. Нотогра, cpvLpt
  307. Из-за горы ветер веет» лирическая кантата «Вечерок» лирическая кантата «Господин Великий Новгород» из симфонии- сюиты № 3
  308. Отзвук столетий" к 1000-летию крещения Киевской Руси Произведения для арфы «Разбойничьи баллады Закарпатья»
  309. Фрески Софии Киевской" концертная симфония для арфы «Хоровая живопись» Хоровой диптих1. Арсеев И. Буцко Ю.1. Волков К.
  310. Концерт для сопрано, хора, арфы и флейты «Светлое Воскресение» хоровой концерт Сидельников Н. «В стране осок и незабудок» вокальный цикл «Поднявший меч» оратория
  311. Романсеро о любви и смерти" цикл лирических поэм «Русские сказки» концерт для 12-ти солистов «Сокровенны разговоры» кантата «Сычуаньские элегии» оратория Слонимский С. Песни трубадуров
  312. Симфония № 9 Чудова Т. «Перепевки-переплясы"1. Хоры
  313. Щедрин Р. „Стихира на 1000-летие Крещения Руси“
  314. Фрески Дионисия» для 9-ти инструментов Эшпай А. Шестая симфония «Литургическая"1. НОТНЫЕ ПРИМЕРЫi.. ^ Ю.Буцко. «Свадебные песни"1. Recitativo-f повышение на? тона сползание звука2ь К.Волков. «Мужицкий сказ»
  315. В.Рубин. «Аленушкины сказки"1. J
Заполнить форму текущей работой