Неомодальность в сочинениях отечественных композиторов последней трети XX века
Диссертация
Главным направлением анализа является системное изучение ее элементного состава. Поскольку художественное своеобразие сочинения связано с «характером протекающего в нем семантического процесса» (М.Арановский), в ходе анализа значительное место отводится вопросам музыкального смысла. В связи с этим, дефиниция модальности в работе рассматривается с позиций лингвистической науки как… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические аспекты феномена неомодальности
- Раздел I. К проблеме типологии ладообразования: классификация как основа типологии
- 1. 1. 1. Истоки формирования лада и их отражение в экмелике
- 1. 1. 2. Натуральные лады. Диатоника и миксодиатоника
- Явления переменности
- 1. 1. 3. Хроматика. Симметричные и асимметричные структуры
- 1. 1. 4. Взаимодействие звуковысотных структур в процессах ладообразования
- Раздел П. Вертикальный аспект звуковысотных отношений в неомодальной гармонии
- 1. 2. 1. Процессы аккордообразования в контексте неомодальности
- 1. 2. 2. Структура гармонической вертикали
- 1. 2. 3. Линеарность как основа связи созвучий в модальной гармонии
- 1. 2. 4. Сонорная трактовка аккорда. Флуктуация как показатель уровня переменности гармонического напряжения
- 1. 2. 5. Стратификационные явления как фактор усложнения вертикального аспекта звуковысотных отношений
- Глава II. Стилевые «вариации» на тему неомодальности. Очерки
- 2. 1. Семантика неомодальных явлений в сочинениях
- Николая Сидельникова
- 2. 2. Неомодальность и особенности ее преломления в хоровом творчестве
- Валерия Калистратова
- 2. 3. Режиссирующая роль неомодальности в хоровых произведениях
- Кирилла Волкова
Список литературы
- Адам А. О некоторых ладообразованиях в современной музыке // Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 1. — М., 1967. — С.69−90.
- Адорно Теодор В. Философия новой музыки / Пер. с нем. М., Логос, 2001. -344с.
- Акопян Л.О. Анализ глубинной структуры музыкального текста. М., 1995. -256с.
- Актуальные проблемы ладогармонического мышления Отв. ред. М. А. Этингер. -М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1982. 168с.
- Алексеев Э.Е. Проблемы формирования лада: (На материале якутской народной песни): Исследование. М.: Музыка, 1976. -288с.
- Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование: звуковысотный аспект/ ВНИИ иск-знания. М.: Сов. Композитор, 1986. — 238с.
- Ал кон Е. Музыкальное мышление Востока и Запада континуальное и дискретное. Исследование. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного гос. унта, 1999.-125с.
- Арановский М. Г. К интонационной теории мотива // Советская Музыка. № 6, 1988. С.72−78.
- Арановский М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. — 344с.
- Арановский М. Г. Мышление, знак, семантика // Проблемы музыкального мышления. Сборник статей / Сост. и ред. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. — С. 90−128.
- Арановский М.Г. Симфонические искания. Л.: Сов. композитор, 1979. -287с.
- Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. — 376с.
- Асафьев Б. Речевая интонация. М. -Л.: Музыка, 1965. — 136с.
- Астахов А. Эволюция ладогармонической системы в произведениях А.Скрябина // Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке. Вып. Ш. М.: Музыка, 1985. — С.58 — 76.
- Баранова Т.Б. Модальная гармония. Модальность // Музыка. Большой энциклопедический словарь, 1998. С.348−349.
- Баранова Т.Б. Переход от модальности к тональной системе в западноевропейской музыке XVI—XVII вв.еков. Дисс. канд. искусствоведения. М., 1980.-230с.
- Баранова Т. Танцевальная музыка эпохи Возрождения // Музыка и хореография современного балета: Сб. статей. Вып. 4. — М, 1982. — С. 8−35.
- Барсова И. Опыт этимологического анализа: (К постановке вопроса) // Советская музыка. -1985. № 9. -С.59−66.
- Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Сост. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1994. — 615с.
- Барт Р. Мифология. -М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. 312с.
- Бауэр С.В. К вопросу о модальности как категории музыкального мышления. Дисс. канд. искусствоведения. М., 1995. — 182с.
- Бахтин М. Собрание сочинений в 7 т. Т. 5: Работы 1940-х начала 60-х годов. — М.: Русские словари, 1997. — 731с.
- Бахтин М. Эпос и роман. С-Пб.: Азбука, 2000. — 301с.
- Бахтин М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. тр. М.: Искусство, 1979.-423с.
- Бахтинология. Исследования, переводы, публикации: К столетию рождения М. М. Бахтина. С-Пб.: Алетейя, 1995. — 372с.
- Бачинская Н., Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М.: Музыка, 1974. -302с.
- Бершадская Т. Лекции по гармонии. Л.: Музыка, 1978. — 238с.
- Блинова С. Духовные ориентиры советского музыкознания и культура Востока // Русская музыка Х-ХХ веков в контексте традиций культуры Восток-Запад. Новосибирск, 1991.
- Богданова А. А Эшпай. М.: Сов. композитор, 1986. — 142с.
- Бражников М В. Древнерусская теория музыки. По рукописным материалам XV—XVIII вв. Л.: Музыка, 1972. — 123с.
- Бражников. М В. Лица и фиты знаменного распева. Исследование. Л.: Музыка, 1984.-304с.
- Бражников М.В. Памятники знаменного распева. Вып.2. Л.: Музыка, 1974. -80с.
- Бражников М.В. Статьи о древнерусской музыке. Л.: Музыка, 1975. — 120с.
- Бычков Ю.Н. Из истории учений о ладе и гармонии: Учебное пособие / РАМ им. Гнесиных. М., 1993. — 72с.
- Бычков Ю.Н. О диалектике становления и развертывании лада. Исследование / РАМ им. Гнесиных. М., 1997. — 218с.
- В алькова В. Музыкальный тематизм и мифологическое мышление //Музыка и миф. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 118. — М., 1992. — С. 40−61.
- Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово. 1.Ритмика. 2.Интонация. З.Композиция. М.: Музыка, 1972. — 365с.
- Введение в языковедение. Хрестоматия. М.: Аспект- Пресс, 2000. — 342с.
- Веберн А. Лекции о музыке: Письма / Пер. с нем. М: Музыка, 1975. -143с.
- Виноградов В.В. История русских лингвистических учений: Учеб. пособие для спец. ун-тов. М.: Высшая школа, 1978. — 367с.
- Владыкина-Бачинская Н. Музыкальный стиль русских хороводных песен. -М.: Музыка, 1976. 159с.
- Волков К. Слово о музыке. М.: Сов. композитор, 1991. — 63с.
- Волкова И. Понятие инварианта в концепции музыкального языка: Автореферат дисс. канд. искусствоведения. М., 1986.
- Волкова И. Язык как проблема музыкознания // Теоретические и эстетические проблемы советской музыки: Сб.науч. тр. / Московская консерватория. М., 1985. — С.63−77.
- Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке: Сб. тр. МГК им. ПИ.Чайковского. М., 1980. — 212с.
- Гавр плова Н. А. Богуслав Мартину: Монография. М.: Музыка, 1974. -259с.
- Гаврилова Н. А. Неоклассицизм в музыке XX века и творчестве Богуслава Мартину // Музыкальное искусство XX века. Вып. 2. М, 1995. -С.21−37.
- Гаджи беков У Основы азербайджанской народной музыки. Баку: изд-во АН Азерб. ССР, 1945. — 117с.
- Галицкая С.П. Теоретические вопросы монодии. Ташкент: ФАН, 1981. -92с.
- Гаспаров Б. М. Избранные статьи. -М.: Новое лит. обозрение, 1995. 477с.
- Гаспаров Б. М. О некоторых принципах структурного анализа музыки // Проблемы музыкального мышления. Сборник статей. М., 1974. — С.129−152.
- Гаспаров Б. Структурный метод в музыкознании // Советская Музыка. № 2, 1972.-С.42−51.
- Гаспаров Б. М Язык. Память. Образ. Лингвистика языкового существования. М.: Новое лит. обозрение, 1996. — 352с.
- Гервер JI. J1. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (Первые десятилетия XX века). М.: Индрик, 2001. — 247с.
- Гервер JI. Русская музыкальная культура начала XX века в текстах Велемира Хлебникова // Музыка в контексте духовной культуры. Сборник трудов. Вып. 120.-М., 1992. -С.140−158.
- Герцман Е. Античное музыкальное мышление. М.: Музыка, 1986. — 223с.
- Гиппиус Е.В. Календарные песни. Рукопись. М., 1999. — 16с.
- Гиппиус Е.В. Основные особенности русской народной музыкальной речи мелодического склада, мыслимого вне гармонии и тактовой ритмики. Рукопись. М., 1999. — 6с.
- Гоголь Н.В. Собрание сочинений. В 7-ми томах. Т.7. Письма. М.: Худож. лиг., 1978.-429с.
- Головинский Г. Л. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров ХЕХ-ХХ веков. Очерки. -М.: Музыка, 1981. -279с.
- Голубков С. Метод композиции на основе всеинтервального ряда: синтез серийности и модальности // Музыкальное искусство XX века. Вып. 2. М., 1995.-С. 140−171.
- Го Най-ань Современная музыка и наследие прошлого: диалог народов мира // Древняя и современная культура Китая. Париж. ЮНЕСКО, 1984.
- Гончаренко С.С. Зеркальная симметрия в музыке (на материале творчества композиторов XIX и первой половины XX веков). Новосибирск, 1993. -234с.
- Городилова М. В. Звуковысотная организация в условиях стилевых взаимодействий: (на примере произведений отечественных композиторов 7080-х годов). Дисс. канд. искусствоведения. Екатеринбург, 1995. — 185с.
- Грачёв В. О благочестивом минимализме в творчестве Владимира Мартынова // Музыкальная Академия. № 1,2004. С. 12 -19.
- Григорьева Г. Истинно русский композитор: о музыке Н. Сидельникова // Музыка из бывшего СССР. Сборник статей. Вып. 2. — М., 1996 — С.75−92.
- Григорьева Г. В. Николай Сидельников. М.: Сов. композитор, 1986. — 135с.
- Григорьева Г. В. Русская хоровая музыка 1970−80-х годов. М.: Музыка, 1991. — 77с.
- Григорьева Г. В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. М.: Сов. композитор, 1989. — 208с.
- Грубер Р.И. История музыкальной культуры. T. I (С древнейших времен до конца XVI века). M.-JL: Гос. муз. изд-во, 1941. — 595с.
- Гуляницкая Н.С. Введение в современную гармонию: Учеб. пособие. М., 1984.-256с.
- Гуляницкая Н. С. Гармония раннеклассического периода. М., 1992.
- Гуляницкая Н. С. О стилистике музыкального языка Т. Хренникова // Проблемы музыкальной науки. Вып. 7. М., 1989.
- Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002.-432с.
- Гуляницкая Н. С. Проблемы аккорда в современной гармонии: О некоторых англо-американских концепциях // Вопросы музыковедения. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 18. — М., 1976.
- Гуляницкая Н. С. Русское гармоническое пение (XIX век): Сборник статей ГМПИ им. Гнесиных. М., 1995. — 180с.
- Гуляницкая Н. С. Современная гармония: Теория и практика. Дисс.. докг. искусствоведения. М., 1986. — 326с.
- Характеристика и критическая оценка некоторых тенденций серийности. -50с.
- Гуляницкая Н. С. Теоретические основы курса ПХиндемита // Пауль Хиндемит: Статьи и материалы / Ред.-сост. И.Прудникова. М.: Сов. композитор, 1979. — С.300−350.
- Даниэль С.М. Картина классической эпохи. Проблема коипозиции в западноевропейской живописи ХУЛ века. JL: Искусство, 1986. — 199с.
- Девуцкий В.Э. Стилистический курс гармонии. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та. — 1994.— 340с.
- Демешко Т. Взаимодействие культуры в диалогической модели музыкального мышления второй половины XX века // Русская музыка Х-ХХ веков в контексте традиций культуры Восток-Запад. Новосибирск, 1991.
- Денисов Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Сов. композитор, 1986. -205с.
- Денисова Е.Н. Неоромантические аспекты в отечественном инструментальном концерте последней трети XX века: Автореферат дисс.. канд. искусствоведения. -М., 2001.
- Дмитриевская К. Анализ хоровых произведений: Учебное пособие. М.: Сов. Россия, 1965. — 177с.
- Долинская Е. О русской музыке последней трети XX века. М.: Престиж -АРИА, 2001.-160с.
- Дубравекая Т. Валерий Кикга // Композиторы Москвы. Вып. 2. М.: Сов. композитор, 1980. — С.62−80.
- Дурандина Е.Е. Камерно-вокальные жанры в отечественной музыке 60−80-х годов. М.: Музыка, 2001. — 72с.
- Дурандина Е.Е. Камерные вокальные жанры в русской музыке XIX—XX вв.еков: нсторико-стилевые аспекты: Автореферат дисс.. докг. искусствоведения. М., 2002. — 52с.
- Дьячнова JI. С. Гармония Боргаянского // Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке. Вып. 1. М.: Музыка, 1985. — С.34−55.
- Дьячкова JI. С. Гармония в музыке XX века. М.: Музыка, 1994. — 144с.
- Дьячкова JI. С. Гармония в музыке XX века: Учебное пособие. М.: РАМ. им. Гнесиных, 2003. — 296с.
- Дьячюойа JI. С. Модальности гармонических категорий: история и современность. Дисс. в форме научного доклада. докг. искусствоведения. М. 1998. — 80с.
- Дьячкова JI. Проблемы интертекста в художественной системе музыкального произведения // Интерпретация музыкальных произведений в контексте культуры. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 129. М., 1994. -С.17−40.
- Дьячкова JI. С. Средневековая ладовая система западно-европейской монодии: вопросы теории и практики. Лекция по спецкурсу «Гармония». РАМ им. Гнесиных. М., 1992. — 46с.
- Есипова М. Об общих принципах развертывания композиции в японской музыке высокой традиции // Внеевропейские музыкальные культуры: вопросы изучения традиций: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 100. — М., 1988. -С.85−102.
- Есипова М. Сущностные черты японской традиционной музыки (к проблеме исторической эволюции основных принципов музыкальной организации): Автореферат дисс. Ташкент, 1988. -28с.
- Житие Аввакума и другие его сочинения / Сост., в ступ. ст. и коммент. А. И. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991. — 368с.
- Жуков Д. «Огнепальный». М.: «Молодая гвардия», 1979. — 431с.
- Заболотная Н. В. Древнерусская церковно-певческая книжность XI—XIV вв.еков в историко-функциональном аспекте: Автореферат дисс.. д-ра искусствоведения. М., 2002. — 51с.
- Заболотная Н.В. Специфика древнерусской певческой книжности XI—XIV вв.еков // Русская музыкальная культура. Современные исследования: Сб. тр.: Вып. 164. Отв. ред. и сост. В. Б. Валькова / РАМ им. Гнесиных М., 2004. — С.5−25.
- Закон Божий (Объяснения богослужения православной церкви) Репринтное воспроизведение издания 1901 года. М. Д998.- 96с.
- Звегинцев В.А. Теоретическая и прикладная лингвистика. М.: Просвещение, 1968. — 336с.
- Земцовский И.И. Фольклор и композитор. JI.-M.: Сов. композитор, 1978. — 172с.
- Земцовский И.И. Семасиология музыкального фольклора (Методические предпосылки) // Проблемы музыкального мышленя: Сборник статей. М.: Музыка, 1974. — С.177−206.
- Зив Н. Татьяна Чудова // Композиторы Москвы. Вып. 1. М.: Музыка, 1976. -С.104−119.
- Златоверховников Б.Н. Системно-структурные предпосылки формирования внемажороминорных ладовых механизмов: (К проблеме звушвысотной организации в музыке XX века). Дисс. канд. искусствоведения. Минск, 1990.-204с.
- Золтан Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М.: Прогресс, 1977. — 370с.
- Иконников АВ. Функция, форма, образ в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986.-288с.
- Интерпретация музыкальных произведений в контексте культуры: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 129. -М., 1994. —200с.
- Искусство колокольного звона // Материалы к курсу по специальности № 2103 «Духовые и ударные инструменты» / Сост. АЛрешко. Рукопись. М., 1990. -250с.
- Истомин И. Гармония П.Чайковского // Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке. Вып. Ш. М.: Музыка, 1989. — С.5 — 35.
- Истомин И.А. Мелодико-гармоническое строение русской народной песни. -М.: Сов. композитор, 1985. — 183с.
- История современной отечественной музыки: Учебник. Вып. 2: 1941−1958 / Ред. М. Е. Тараканов. М.: Музыка, 1999. — 477с.
- История современной отечественной музыки. Вып.3:1960−1990 / Ред.- сост. Е. Б. Долинская. М., 2001. — 656с.
- Казанцева JI.П. Автор в музыкальном содержании: Монография / РАМ им. Гнесиных. М., 1998. — 248с.
- Кастальский А.Д. Основы народного многоголосия. М. -Л.: Гос. муз. изд-во, 1948.-363с.
- Кастальский А.Д. Особенности народно-русской музыкальной системы / Ред. и вст. сл. Т. В. Поповой. М.: Музгиз, 1961. — 90с.
- Катунян М.И. Гомофония // Музыка. ЮС / Гл. ред. Г. В. Келдыш. М., 1998. С. 143−144.
- Катунян М. К изучению новых тональных систем в современной музыке // Проблемы музыкальной науки. Вып. 5. М.: Сов. композитор, 1983. — С.4 — 44.
- Катунян М. Параллельное время Владимира Мартынова // Музыка из бывшего СССР. Сборник статей. Вып. 2. -М., 1996 — С.41−74.
- Катунян М. Эволюция понятия тональности и новые гармонические явления в советской музыке. Дисс.. канд. искусствоведения. М., 1983. -254с.
- Кац Ю. В. О культурологических аспектах анализа// Советская Музыка. № 1,1978.-С. 37−43.
- Кац Ю. В. Типы структурной организации семиступенных диатонических ладов в народной и профессиональной музыке. Ташкент: ФАН, 1983. -112с.
- Кашпонис Р. Мелодика и гармония литовской музыки: (Сравнительное исследование факторов общности и функций различий). Вильнюс, 1992. — 201с.
- Квитка К. Избранные труды. Т. 1. М., 1971. — 384с.
- Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века: Пер. с чеш. М.: Музыка, 1976. — 367с.
- Кокорева М. Константное в синтезе музыки и слова // Из прошлого и настоящего отечественной музыкальной культуры. Вып. 5 / Научные труды МГК им. Чайковского. Сб. 2. — М., 1993. — С. 235−251.
- Композитор и фольклор / Отв. ред. Э. П. Федосова, канд. искусствоведения. -М., 1982. 115с.
- Композиторы Москвы. Сборник статей. Вып. 4. — М.: Композитор, 1994. — 224с.
- Композиторы Рссийской федерации: Сб. статей. Вып. 5 / Ред.-сост.
- B.ИКазенин. М.: Композитор, 1994. -377с.
- Кон Ю. Г. Вопросы анализа современной музыки: Статьи и исследования. -Д.: Сов. композитор, 1982. 150с.
- Кон Ю. Об искусственных ладах // Проблемы лада: Сборник статей. Сост. К.Южак.-М.: Музыка, 1972. С. 99−112.
- Кравцова М. Е. Поэзия древнего Китая: Опыт культурологического анализа. Антология художественных лереводов. С-Пб: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994. — 544с.
- Красникова Т.Н. Музыкальная фактура и стиль: истоки и эволюция. Учебное пособие по курсу «Гармония» / РАМ им. Гнесиных, 1995. — 116с.
- Красникова Т. Об организации фактурного пространства в музыке XX века (к проблеме синтеза искусств) // Музыкальная фактура: Сб. трудов. Вып. 146. / РАМ им. Гнесиных. -М., 2001. С.166−179.
- Кремер А. Г. Вокальные циклы Д. Шостаковича как семиосфера поэтического и музыкального текстов: Автореферат дисс.. канд. искусствоведения. М., 2003. — 25с.
- Культурология. Учебное пособие и хрестоматия для студентов под науч. ред. докг. филологии, проф. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995. -576с.
- Куреляк А.А. Религиозно-философская символика в камерных операх Ю.Буцко // Русская музыкальная культура. Современные исследования: Сб. тр.: Вып. 164. Отв. ред. и сост. В. Б. Вальковя / РАМ им. Гнесиных.-М., 2004.1. C.228−246.
- Кюрегян Т. С. Неомодальность и музыкальная форма // Музыкальное искусство XX века: творческий процесс, художественные явления, теоретические концепции: Сб. науч. тр. МГК им. П. И. Чайковского. — М., 1992.- С.96−129.
- Кюрегян Т. Новые свойства экспозиционного изложения в советской музыке 60−70-х г.г. // Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке: Сб. трудов МГК. М., 1980. — С. 115−138.
- Кюрегян Т.С. Форма в музыке XVE-XX веков. М.: ТЦ Сфера, 1998. -344с.
- Латинско-русский словарь. Гос. изд-во иностранных и национальных словарей. М., 1949. — 950с.
- Лебедев С. Н. Проблемы модальной гармонии в музыке раннего Возрождения. Дисс. канд. искусствоведения. М., 1987. — 216с.
- Лейе Т. Гармония Римского-Корсакова // Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке. Вып. И. М.: Музыка, 1985. — С.49 — 70.
- Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3 т. Том 2. Великое наследие- Смех в Древней Руси: Монографии- Заметки о русском. Л.: Худож. лит., 1987. -496с.
- Логинова В. А. О музыкальной композиции начала XX века: к проблеме авторского стиля (В. Ребиков, Н. Черепнин, А. Сганчинский): Автореферат дисс.. канд. искусствоведения. М., 2002. — 22с.
- Лосев А. Ф. Знак, символ, миф. Опыт культурологического анализа. С-Пб, 1994.-768с.
- Лосев А.Ф. Из ранних произведений: Музыка как предмет логики. Диалектика мифа. М.: Изд-во «Правда», 1990. — 666с.
- Лосев А. Художественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики. -М., 1964. Вып. 6. С. 351−399.
- Лотман Ю. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972.-271с.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). — СПБ: Искусство — СПБ, 1994. — 399с.
- Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. С-Петербург: Искусство — СПБ, 2002. — 768с.
- Лотман Ю. Лекции по структуральной поэтике // Ю. М. Лотман и тарту с ко-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. — С.17−240.
- Магницкая Т. Музыкальная фактура: теория, история, практика. Лекция по курсу «Гармония» / РАМ им. Гнесиных. М., 1992. — 36с.
- Мальцев С. Если конкретизировать спор // Советская Музыка. № 9,1980. -С. 48−50.
- Мальцев С. Семантика музыкального знака: Автореферат дисс. канд. искусствоведения. Л., 1980
- Мартынов В. Конец времени композиторов. М.: Русский путь, 2002. -296с.
- Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993.-262с.
- Медушевский В.В. Минимализм в его отношении к традиции // Доклад на научной конференции «Новое Сакральное Пространство» от 19 апреля 2001.
- Медушевский В.В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа// Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. -Киев, 1988.-С. 5−18.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 254с.
- Мессиан О. Техника моего музыкального языка. М., 1994. 124с.
- Металлов В., протоиерей. Очерк истории православного церковного пения в России. Репринтное издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. — 160с.
- Методические рекомендации по курсу анализа музыкальных произведений: структурная поэтика музыкального произведения / Сост. Н.Беличенко. — Славянск: СГПИ, 1992. 28с.
- Милка А.П. Теоретические основы функциональности в музыке: Исследование. Л.: Музыка, 1982. -150 с.
- Минаев Е. А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства: Автореферат дисс.. докг. искусствоведения. М., 2000.
- Мир кипа 3., Померанц Г. Великие религии мира. М.: «РИПОЛ», 1995. 416с.
- Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. — 672с.
- Музыка в контексте духовной культуры. Сб. тр. Вып. 120 / РАМ им. Гнесиных. М., 1992. — 160с.
- Музыка из бывшего СССР. Сборник статей. Вып.2. — М., 1996. — 336с.
- Музыкальное искусство XX века. Вып. 2. / Сост.Т. Н. Дубравская. М., 1995.-171с.
- Музыкальное искусство XX века: Творческий процесс. Художественные явления. Теоретические концепции: Сб. науч. тр. МГК им. П. И. Чайковского. -М., 1992.-208с.
- Музыкальная фольклористика. Вып. 1−3. М., 1973−1989.
- Музыкальная энциклопедия в 6-ти томах. М., 1973−1978.
- Музыкальный словарь Гроува / Пер. с англ., ред. и доп. Л О.Акопяна. М.: Практика, 2001. — 1095с.
- Мясоедов А. О гармонии русской музыки (корни национальной специфики). М., 1998.
- Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. — 319с.
- Найденова А.Г. Особенности модальной организации в современной болгарской музыке (на примере творчества В. Казанджиева и Ив. Спасова). Дисс. канд. искусствоведения. М., 1990. — 187с.
- Николаева Е.А. Лад и гармония в русской советской музыке фольклорного направления (60−70-е годы). М., 1988. — 247с.
- Новиков B.C. Фольклор как феномен эстетической культуры общества (аспекты генезиса и эволюции): Автореферат дисс. канд. философских наук. Барнаул, 2002. 23с.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1997.-944с.
- Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке. Вып. 1−3. М. Музыка, 1985−1989.
- Паисов Ю.И. Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов XX века. М.: Сов. композитор, 1977. -389с.
- Пальмова В. Формирование теории лада в русском музыкознании Х! Х в. // Актуальные проблемы ладогармонического мышления: Сб. тр. Вып.63 / Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных. -М., 1982.
- Попова Т. Основы русской народной музыки. М.: Музыка, 1977. — 224с.
- Проблемы лада: Сборник статей / Сост. К.Южак. М.: Музыка, 1972. -314с.
- Проблемы музыкального мышления. Сборник статей / Сост. и ред. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. — 336с.
- Проблемы музыкальной науки. Сб. ст. Вып. 7 / Сост. В. И. Зак, Е.ИЛигарева.- М., 1985.
- Пропп В. Поэтика фольклора. М.: Лабиринт, 1998. — 352с.
- Пустыльник И. Принципы ладовой организации в современной музыке. -Л.: Сов. композитор, 1979. 189с.
- Резникова Е. Музыкальный компонент семантической природы русского колокольного звона// Материалы научной международной конференции 27−28 февраля 2002 года. РАМ им. Гнесиных. Отв. ред. Э. П. Федосова. М., 2004. -С.266−275.
- Рети Р. Тональность в современной музыке / Пер. с ант. Л.: Музыка, 1968.- 131с.
- Рубцов Н.М. Подорожники: Стихотворения. Изд. 2-е, дополненное / Сост. В. В. Коротаев. М.: Мол. гвардия, 1985.-318с.
- Рубцов Ф. А. Основы ладового строения русских народных песен. Л., 1964.
- Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество: очерки по теории фольклора. М.: Сов. композитор, 1990. — 224с.
- Русская музыкальная культура. Современные исследования: Сб. тр.: Вып. 164 / РАМ им. Гнесиных. М., 2004. — 248с.
- Русские композиторы. История отечественной музыки в биографиях ее творцов:. (Сост. и ред. Л. А. Серебрякова, проф УГК). Изд-во «Урал Л.Т.Д.», 2001.
- Русский стих. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика: В честь 60-летия МР.Гаспарова. М: Российский гос. гуманитарный университет, 1996. — 336с.
- Северина И.В. Модально-серийные системы в отечественной музыке XX века: синкретизм и синтез приёмов организации: Автореферат дисс. канд. искусствоведения. М., 2001. — 24с.
- Северина И. Русский авангард как синкретическое явление в контексте общей эволюции техники и музыкального языка // Русский авангард и брянщина. Брянск, 1998.
- Северина И. Творчество Александра Вустина: высшая упорядоченность или первичный хаос? // Музыкальная Академия, № 4,2003. -С. 43−49.
- Семантика музыкального языка. Материалы научной международной конференции 27−28 февраля 2002 года / РАМ им. Гнесиных. М., 2004. -283с.
- Сергиенко Р.И. Звуковысотная основа музыкальной композиции XX века. Дисс.. докг. искусствоведения. Минск, 1998.-239с.
- Серегина И. Музыкальная эстетика древней Руси (по памятникам философской мысли) // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 13. Д., 1974. — С. 58−78.
- Серегина Н. О ладовом и композиционном строении песнопений знаменного распева // Вопросы теории и эстетики музыки. JI., 1975. Вып. 14.-С. 65−77.
- Серегина Н. О некоторых принципах организации знаменного распева // Проблемы музыкальной науки. Вып. 4. М., 1979. — С.164 -186.
- Словарь символов в искусстве: Иллюстрированный ключ к живописи и скульптуре / С. Карр-Гомм- Пер. с англ. М.: ООО «Издательство „Астрель“: ООО „Издательство ACT“, 2003. — 335с.
- Слово о полку Игореве / Вступит, статья и подготовка древнерусского текста ДЛихачева. М.: Худож. лит., 1985. — 222с.
- Сниткова И. Картина мира, запечатленная в музыкальной структуре (о концептуально-структурных прадигмах современной музыки) // Музыка в контексте духовной культуры. Отв. ред. Гервер Д., Сусидко И. М., 1992. Вып. 120.- С.8−31.
- Соболева Г. Россия в песне. Музыкальные страницы. -М.: Музыка, 1976. -207с.
- Современное искусство музыкальной композиции / Отв. ред. Н. С. Гуляницкая. ГМПИ им. Гнесиных. М., 1985. — 136с.
- Соколов АС. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества: Исследование. М.: Музыка, 1992. — 229с.
- Соссюр Ф. Курс общей лингвистики // Введение в языковедение. Хрестоматия. М., 2000. — С.5−54.
- Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. — 695с.
- Способин И.В. Лекции по курсу гармонии. М.: Музыка, 1969. — 240с.
- Старостина Т. Помышление о свете незаходимом: о творчестве Юрия Буцко. Приложение: Ю.Буцко. Полифонический концерт (авторская аннотация к сочинению) // Музыка из бывшего СССР. Сборник статей. Вып. 2. — М., 1996. -С. 8−40.
- Старчеус М. Психология и мифология художественного творчества // Процессы музыкального творчества: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. М., 1997. -Вып. 140.
- Степанов А. Ладогармонические основы русской хоровой многоголосной музыки XVI ХУЛ столетий // Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке. Вып. 1. — М.: Музыка, 1985. — С. 5−18.
- Степанов Ю.С. Основы общего языкознания (Учеб. пособие для пед. ин-тов). -М.: Просвещение, 1975. -271с.
- Степанова ИВ. Слово и музыка: (Диалектика семантических связей): Автореферат дисс. д-ра искусствоведения. М., 1999. — 39с.
- Стогний И. С. Инвариантность в музыке как семиотическая проблема // Музыкальный язык в контексте культуры: Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных. М., 1989. — С.23−41.
- Стогний И Некоторые аспекты семантического анализа музыкального произведения // Материалы научной международной конференции 27−28 февраля 2002 года. РАМ им. Гнесиных. Отв. ред. Э. П. Федосова. М., 2004. — С. 54−60.
- Сусидко И. К проблеме межвидовых сопоставлений в искусстве: Глюк, Лессинг, Давид // Музыка в контексте духовной культуры. Сборник труцов. Вып. 120. М., 1992. — С.83−100.
- Сущеня Е.Д. Многочастный цикл как музыкально- художественный феномен в творчестве СХМессиана: Автореферат дисс. канд. искусствоведения, Минск, 2005. — 18с.
- Тараканов М.С. Новая тональность в музыке XX века // Проблемы музыкальной науки. Вып. 1. М., 1972. — С. 5−35.
- Тараканов М. С. Творчество Родиона Щедрина. М.: Сов. композитор, 1980.-327с.
- Тевосян А. Валерий Калистратов // Композиторы Москвы. Сб. статей. Вып. 3 / Сост.И.Лихачева. М.: Сов. композитор, 1988. — С.83−104.
- Тевосян А. Коллектив самобытный и новаторский. Заметки о московском камерном хоре // Музыка России. Вып. 3. М.: Сов. композитор, 1980. — С.330−345.
- Тевосян AT. Композитор Валерий Рубин: Художественный мир и „поэтический театр“. М.: Сов. композитор, 1989. — 270с.
- Тэн И. Философия искусства / Пер. Н.Соболевскош. М.: ОГИЗ ИЗОГИЗ, 1933.-360с.
- Тюлин Ю. Краткий теоретический курс гармонии. М.: Музыка, 1978. -167с.
- Тюлин Ю. Натуральные и альтерационные лады. М.: Музыка, 1971. -109с.
- Тюлин Ю. Современная гармония и её историческое происхождение // Теоретические проблемы музыки XX века. М., 1967.
- Тюлин Ю. Учение о гармонии. 3-е изд., испр. и дополн. М.: Музыка, 1966. -233с.
- Умнова И. К проблеме семантического анализа музыкальной поэтики С.Слонимского // Материалы научной международной конференции 27−28 февраля 2002 года. РАМ им. Гнесиных. Отв. ред. Э. П. Федосова. М., 2004. — С. 134−140.
- Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. М., Сов. композитор, 1971. — 623с.
- Федосова Э. П. Диатонические лады в творчестве Шостаковича. М.: Сов. композитор, 1980. — 191с.
- Филатова С. Модальность как музыкально-эстетическая категория (РАМ им. Гнесиных. М., 1992. — Деп. в НИЦ Информкультура Рос. гос. б-ки. — 89с.
- Флоренский П.А. Иконостас. —М.: Искусство, 1994. 256с.
- Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Том I (I-П). -М.: Изд-во „Правда“, 1990. 840с.
- Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Париж, 1937.
- Фрадкин В. Гармония Бородина // Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке. Вып. 1. -М.: Музыка, 1985. С. 5−23.
- Хайдеггер Мартин. Мысли. Постулаты. Афоризмы. Философские интерпретации. Тезисы. Минск: Современное слово, 1998. — 384с.
- Холопов Ю.Н. Гармония // Музыка. ЮС / Гл. ред. Г. В. Келдыш. -М., 1998. С.126−127.
- Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. Учебное пособие. М.: Музыка, 1988.-510с.
- Холопов Ю. Задания по гармонии. М.: Музыка, 1983. -287с.
- Холопов Ю.Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. -М., 1982.
- Холопов Ю.Н. Модальная гармония: модальность как тип гармонической структуры // Музыкальное Искусство. Ташкент: Изд-во лит. и иск -ва, 1982. — С. 16−31.
- Холопов Ю.Н. Об общих логических принципах современной музыки // Музыка и современность. Вып. 8 М., 1974.
- Холопов Ю. Н. О трёх зарубежных системах гармонии // Музыка и современность. Вып. 4. М., 1966.
- Холопов Ю. Об эволюции европейской тональной системы // Проблемы лада: Сборник статей. Сост. К.Южак. М.: Музыка, 1972. — С. 35−76.
- Холопов Ю.Н. Очерки современной гармонии. Исследование. М.: Музыка, 1974.-286с.
- Холопов Ю.Н. Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана//Музыка и современность. Вып. 7. М., 1971.-С.247−293.
- Холопов Ю.Н. Современные черты гармонии Прокофьева. М.: Музыка, 1967.-476с.
- Холопов Ю.Н. Функциональный метод анализа современной гармонии // Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 2. М.: Музыка, 1978. — С. 169−199.
- Холопов Ю., Ценова В. Эдисон Денисов. М.: Композитор, 1993. — 312с.
- Холопова В.Н. Мелодика: Научно-методический очерк. М.: Музыка, 1984. -86с.
- Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. СПб.: Издательство „Лань“, 2000. — 320с.
- Холопова В.Н. Об одном принципе хроматики в музыке XX века/ Проблемы. музыкальной науки. Вып. 2. М., 1973. — С. ЗЗ 1−374.
- Холопова В. Н. Область бессознательного в восприятии музыкального содержания. М: Преет., 2002. -23с.
- Холопова В. Понятие „музыка“ // Музыкальная Академия № 4,2003. -С.1−18.
- Холопова В. Н. Путь к центру: Композитор Р. Щедрин. М.: Композитор, 2000.-319с.
- Холопова В. Н. Специальное и неспециальное музыкальное содержание. -М.: Преет, 2002.-32с.
- Холопова В. К Формы музыкальных произведений. Учеб. пособие. СПб.: Изд-во „Лань“, 1999. -496с.
- Холопова В.Н., Чигарева Е. И. Альфред Шнитке: очерки жизни и творчества. М.: Сов. композитор, 1990. — 346с.
- Хрестоматия по истории русского языкознания / Сост. Ф. М. Березин. М.: Высшая школа, 1977. — 440с.
- Хрестоматия по истории языкознания Х1Х-ХХ веков / Сост. В. А. Звегинцев. М., 1956. — 458с.
- Хрестоматия по философии. М.: Проспект, 1998. — 576с.
- Христиансен Л.Л. Ладовая интонационность русских народных песен. Исследование. М., 1976. — 390с.
- Цареградская Т. В. Время и ритм в творчестве Оливье Мессиана. М.: Классика — XXI., 2002. — 376с.
- Чередниченко Т. Между языком и пониманием. М., 1989.
- Чередниченко Т. Музыка // Музыка. БЭС. М., 1998. — С.359−360.
- Чернова Т.Ю. Теоретические проблемы музыкальной драматургии. Дисс.. канд. искусствоведения. М., 1979. —225с.
- Шаймухаметова JI. Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы: Исследование. М.: Гос. ин-т искусствознания, 1999. -317с.
- Шаймухаметова JI. Н. Семантические процессы в музыкальной теме. Дисс. в форме научного доклада. д-ра искусствоведения. М., 2000. — 44с.
- Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М: Музыка., 1975. — 351с.
- Шульгин Д.И. Теоретические основы современной гармонии. Учеб. пособие для спец. курсов муз. вузов и колледжей. М., 1994. — 376с.
- Щуров В. М. Принципы жанровой классификации русского музыкального фольклора // Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке: Сб. трудов МГК. М., 1980. — С.144−162.
- Юнг КТ. Душа и миф: шесть архетипов / Пер. с англ. М. — К.: ЗАО „Совершенство“ — „Port-Royal“, 1997. — 384с.
- Юсфин А. Некоторые вопросы изучения мелодических ладов народной музыки // Проблемы лада: Сборник статей. Сост. К.Южак. М.: Музыка, 1972. -С.113−150.
- Якобсон Р. К вопросу о зрительных и слуховых знаках // Семиотика и искусствометрия. М.: Миф, 1972. — С.82−90.
- Якобсон Р. Язык и бессознательное. М.: Гнозис, 1996. — 248с.
- Ярешко А.С. Колокольные звоны один из истоков национального своеобразия творчества русских композиторов. Дисс. канд. искусствоведения. — М., 1996. — 175с.
- Chominski J. М. Historie harmoni I kontrapunctu. Krakow, 1948.
- CookD. The language of music.- London, 1959. XV. 289p.
- Dahlhaus С. Esthetic of music. Cambridge: Cambridge Univ. press., 1982. -115p.
- Dahlhaus C. Harmony / The New Grove Dictionary of Music and Musicians, v. • 8. London, 1980.
- Grove D. A dictionary of music and musicians. 5 TT. L. NY, 1879−1890.
- Hindemith P. Traditional harmony.- BK NY: Associated Musik Publ., 1953. — 71p.
- Hindemith P. Unterveisung im Tonsatt. Mainz, 1940.
- K.Y. De Woskin. A song for one ore two. Тне university of Michigan, 1982.
- Langer S. Problems of art. New York, 1957.
- Lendvai E. Bartok and Kodaly / Transl., by the outher. Budapest, 1976.
- Lowinsky E. Tonality and atonality in sixteenth-century music. Berkeley and Los Angeles: Univ. of Calif. Press., 1961. ХШ. — 99p.
- Messian O. The technique of my musical language /Transl, by Y. Satterfield. Ф Vol. I-П. Paris, 1956−1957. — 74p.
- Musik theory: Special topics / Ed. by R. Broun. New York, ets.: Academic Press. 1967.-156p.
- Perle G. Serial composition and atonality: An introduction to the music of Schoenberg, Berg, Webern.
- Perle G. Twenty-tone tonality. Berkeley, ets. Univ. Calif. Press, 1977. XI 174p.
- Persichetti V. The twentieth-century harmony: Creative aspects and practice. NY: W.W., Norton, 1961.-287p.
- Reti R. Tonality, atonality, pantonality. London: Rockliff. 1958. ХП 116p.
- Sigmeister E. Harmoni and melody. Belmont, v. 2,1969. — 126p.
- Vieru A. Cartea modurilor. Bucuresti: Editura muzicala, 1980.224p.
- Vieru A. The book of modes. Buhuresti, 1953
- Vinsent J. The diatonic modes in modern music. Berkley Los-Angeles: Univ. of California press. 1951.—298p.ф 322. Zielinski T. Problemy harmonike novoczesnej. Warczawa: Polskie. .wedonictvo muziczne, 1983.- 182c.1961. Нотогра, cpvLpt
- Из-за горы ветер веет» лирическая кантата «Вечерок» лирическая кантата «Господин Великий Новгород» из симфонии- сюиты № 3
- Отзвук столетий" к 1000-летию крещения Киевской Руси Произведения для арфы «Разбойничьи баллады Закарпатья»
- Фрески Софии Киевской" концертная симфония для арфы «Хоровая живопись» Хоровой диптих1. Арсеев И. Буцко Ю.1. Волков К.
- Концерт для сопрано, хора, арфы и флейты «Светлое Воскресение» хоровой концерт Сидельников Н. «В стране осок и незабудок» вокальный цикл «Поднявший меч» оратория
- Романсеро о любви и смерти" цикл лирических поэм «Русские сказки» концерт для 12-ти солистов «Сокровенны разговоры» кантата «Сычуаньские элегии» оратория Слонимский С. Песни трубадуров
- Симфония № 9 Чудова Т. «Перепевки-переплясы"1. Хоры
- Щедрин Р. „Стихира на 1000-летие Крещения Руси“
- Фрески Дионисия» для 9-ти инструментов Эшпай А. Шестая симфония «Литургическая"1. НОТНЫЕ ПРИМЕРЫi.. ^ Ю.Буцко. «Свадебные песни"1. Recitativo-f повышение на? тона сползание звука2ь К.Волков. «Мужицкий сказ»
- В.Рубин. «Аленушкины сказки"1. J