Живучесть структур безопасности мореплавания с учетом человеческого фактора
Диссертация
При модернизации приемов поддержания безопасности мореплавания на заданном уровне необходимо учитывать то, что контроль состояния можно вести непосредственно со средств отображения технического устройства без выполнения каких либо предварительных или дополнительных расчетов. Поэтому решение проблемы безопасности мореплавания в первую очередь следует искать в более эффективном использовании… Читать ещё >
Содержание
- Г лава 1. Основные особенности механизма функционирования структур по обеспечению безопасности мореплавания
- 1. 1. Свойство организованности в структуре «Вахта» и его влияние на механизм функционирования
- 1. 2. Оптимизация ресурса в системах управления безопасной эксплуатацией судов
- 1. 3. Нечеткий план реализации судовых ключевых операций в организационно-технических структурах
- 1. 4. Информационная оценка полноты нечетко составленного м еханизма функционирования
- Выводы к первой главе
- Глава 2. Живучесть организационных, организационно-технических и технических структур
- 2. 1. Ассоциативно-структурный подход к описанию чрезвычайных ситуаций
- 2. 2. Способ определения остаточного ресурса при взаимодействии технических ассоциаций
- 2. 3. Оценка состояния способности к живучести организационно-технической структуры
- 2. 4. Оптимальная управленческая деятельность судоводителя при обеспечении живучести структуры
- 2. 5. Информационное обеспечение управленческой деятельности судоводителя в организационно-технической структуре
- 2. 6. Информационная и процедурная связанность оптимального поведения" «человеческого элемента».о
- Выводы ко второй главе
- Глава 3. Идентификация параметров механизма выбора судоводителя при эксплуатации организационно-технических структур
- 3. 1. Модель механизма выбора судоводителя при решении задач обеспечения безопасности мореплавания
- 3. 2. Цели, задачи и методы психологического исследования деятельности судоводителей
- 3. 3. Управленческая деятельность судоводителя в структурах обеспечения безопасности мореплавания
- 3. 4. Индивидуально-психологические детерминанты механизма выбора судоводителя
- 3. 5. Относительное значение скорости и точности в деятельности судоводителя.'
- Выводы к третьей главе
Список литературы
- Абчук, В. А. Теория риска в морской практике./В. А. Абчук. Л.: Судостроение, 1983. — 152 с.
- Александров, М. Н. Безопасность человека на море./ М. Н. Александров. -Л.: Судостроение, 1983. 208 с.
- Аршакян, Д. Особенности управления социотехническими — истомами в современных условиях. /Д. Аршакян // Проблемы теории: и практики управления. 1997. — № 2. — С. 114−121.
- Беки, Дж. А. Дискретная модель человека-оператора в системах управления. /А. Дж. Беки. // Труды II Международного конгресса ИФАК. М.: Наука, 1965. С. 62 — 77.
- Боровков, А. А. Теория вероятностей. /А. А. Боровков. М: Наука, 1976.-347 с.
- Возрастная психология взрослых людей. Л.: Изд- во ЛГУ. 1972. Вып. 1, — 207с.
- Воронов, А. А. Устойчивость, управляемость, наблюдаемосуь./А. А. Воронов. М.: Наука, 1979. — 336 с.
- Вудсон, У. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников конструкторов./ У. Вудсон, Д. Коновер. М.: Мир. 1968. -518с.
- Гавурин, М. К. О ценности информации./ М. К. Гавурин. // Вестник ЛГУ. Серия математики, механики и астрономии. — 1963. — Вып. 4, № 19.-С. 27−34.
- П.Гмурман, В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика./В. Е. Гмурман.- М.: Высш. шк. 1987. 499 с.
- Гублер, Е. В. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях./ Е. В. Гублер, А. А. Генкин. -М.: Медицина, 1973. — с.375.
- Гуцалюк, А. И. Применение методов теории управления для выбора состава функционально- необходимых элементов контура управления надежностью эргатических систем. / А. И. Гуцалюк- ред. Г. Г. Мань-шин.— Минск: Наука, 1993. — 347 с.
- Доровской, В. А. Модели представления знаний в эргатических системах. / В. А. Доровской- ред. В. М. Михайленко. — Кривой Рог: Наука i освгга, 1998. — 196 с.
- Доровской, В. А. Формализация деятельности человека в эргатических системах. / В. А. Доровской- ред. В. М. Михайленко. — Кривой Рог: Наука i освгга, 1998. — 263 с.
- Дубов, Ю. И. Теоретико-информационный подход в задачах синтеза и оценки качества функционирования человеко-машинных систем: дис. д-ра техн. наук: 05.13.04 /Ю. И. Дубов- Гос. научно производ. предприятие «Орбита». — Днепропетровск, 1995. — 418 с.
- Емельянова, А. М. Ошибки человека-оператора. / А. М. Емельянова, М. А. Котик. М.: Знание, 1988. — 179 с.
- Елманова, В. К. О соотношении типа интеллекта студентов и успешность их обучения./В. К. Елманова. //Человек и общество, №.: МГУ, 1973.-вып. 13. С. 34−42.
- Информационные технологии в эргатических системах: сб. науч. тр. / НАЛ Беларуси, Ин. техн. кибернетики {Минск}- / науч. ред. I". Г. Манынин. — Минск: Наука, 2000. — 162 с.
- Копеина, Н. С. Второсигнальная лабильность и успешность деятельности./ Н. С. Копеина.// Личность и деятельности: тезисы докл. к 5 Всесоюз. съезду психологов СССР. М.: 1977. — С. 27 — 29.
- Корабельников, К. В. Методики исследования интеллекта и мышления в клинике./ К. В. Корабельников, Р. О. Серебряков // Исследования личности в клинике и в экстремальных условиях. Л.: 1969.- С. 41−46.
- Котик, М. А. Краткий курс инженерной психологии. / М. А. Котик. -Таллин: Валгус, 1971. 308 с.
- Китаев-Смык, Л. А., Стресс как психологический фактор операторской деятельности./ Л. А. Китаев-Смык, Э. С. Боброва Э. О. М.: Наука, 1988.- 289 с.
- Леонтьев, В. А. Формирование профессиональных навыков судоводителей./ В. А. Леонтьев. М.: Транспорт, 1987. — 223 с.
- Лобастов, В. М. Психологические основы безопасности судовождения./ В. М. Лобастов. М.: ЦРИА «Морфлот», 1982. — 175 с.
- Логинов, Н. А. К проблеме соотношения некоторых содержательных и структурных характеристик интеллекта./Н.А. Логинов, М. А. Бергер. // Современные психо-педагогические проблемы высшей шко-лы./ЛГУ Л : — 1974. — С. 273- 276.
- Ложкин, Г. В. Практическая психология в системах «человек техника»: учеб. пособие для студ. вузов / Г. В. Ложкин, Н.И. ГЬжнкель. Межрегион, акад. управления персоналом (МАУП). — К.: МАУП, 2003. —294 с.
- Ломов, Б. Ф. Человек и техника./ Б. Ф. Ломов. М.: Мир, 1966. — 464 с.
- Математическое описание характеристик человека-оператора как звена системы управления. // Вопросы ракетной техники. 1965. № 12.-С. 29−45.
- Международный кодекс проведения расследования аварий и инцидентов на море. СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 1988. — 111 с.
- Международная конвенция ПДМНВ 78. — СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 1966.-552 с.
- Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. консолидированный текст. СПб.: ЦНИИМФ, 1993. — 757 с.
- Меньшиков, В. И. Элементы теории управления безопасно л ью судоходства./ В. И. Меньшиков, В. М. Глущенко, А. Н. Анисимое Мурманск: Изд-во МГТУ, 2000. — 242 с.
- Меньшиков, В. И. Неопределенность в текущем месте судна./ В. И. Меньшиков. Мурманск: МГТУ, 1994. — 130 с.
- Надежность комплексных систем «человек-техника» // Материалы ко II Всесоюзн. симпозиуму по надежности комплексных систем «человек-техника». Ч. 3. Л.: ЛДНТП, 1970. — 62 с.
- Наставление по организации штурманской службы на морских судах флота рыбной промышленности СССР. J1.: Транспорт, 1987. --¦ 136 с.
- Невежин, П. Ф. К вопросу о рациональном распределении функций между автоматами и операторами в системах «человек машина». / П. Ф. Невежин.// Проблемы инженерной психологии. — М.: 1968. -вып. 1.С. 55−57.
- Непейвода, Н. Н. Об уровнях знаний и умений в экспертные системах. / Н. Н. Непейвода, В. А. Кутергин // Экспертные системы: состояние и перспективы. М.: Мир, 1987. — 476 с.
- Нечаев, Ю. И. Натурные испытания судовой экспертной системы принятия решений в экстренных ситуациях. / Ю. И. Нечаев. Н Труды Третьей Национальной конференции по искусственному интеллекту. -Тверь, 1992.-С. 67−68.
- Панов, Д. Ю. Построение систем управления и проблем инженерной психологии./ Д. Ю. Панов, В. П. Зинченко // Инженерная психология. М.: Прогресс, 1964. С. 5 -31.
- Пасечников, М. А. Организованность социотехнических систем судовождения и методы ее поддержания с минимизацией информационной загрузки человеческого элемента: автореф. дис. / М. А. ЗПасечни-ков. Мурманск, 2006. — 21с.
- Плаус, Скотт. Психология оценки и принятия решений: пер. с англ./ Скот Плаус. — М.: Филинъ, 1998. — 368 с.
- Положение о порядке классификации. Расследования и учета аварийных случаев с судами (ПРАС 90): приказ ММФ № 118 от 29 декабря 1989 г. — М.: 1990. — 22 с.
- Психодиагностические методы./ JT. 1976. — 624 с.
- Проблема распределения функций в системах «человек машина»: сб. пер. / под ред. А. Н. Леонтьева. — М.: Изд-во МГУ, 1970. Вып. 1. -226 с.
- Пугачев, В. С. Основы статистической теории систем управления. / В. С. Пугачев, И. Е. Казаков, JI. Г. Евланов М.: Машиностроение, 1974.-367 с.
- Пугачев, В. С. Теория случайных функций и ее применение к задачам автоматического контроля./ В. С. Пугачев М.: Физматгиз, 1960. -395 с.
- Пушкин, В. Н. Оперативное мышление в больших системах./ В. Н. Пушкин. М.: Энергия, 1965. — 375 с.
- Пушкин, В. Н. Психология и кибернетика./ В. Н. Пушкин. М.: Мир, 1987.-346 с.
- Развитие психофизиологических функций взрослых людей. VI.: Педагогика, 1972. — 279 с.
- Райбман, Н. С. Что такое идентификация./ Н. С. Райбман. Мд Наука. 1970.-120 с.
- Рекомендации по организации штурманской службы на судах ММФ СССР (РШС 89). — М.: Мортехинформреклама, 1990. — 64 с.
- Ронжин, О. В. Информационные методы исследования эргатлческих систем./ О. В. Ронжин. М.: Энергия, 1976. — 208 с.
- Саати, Т. Л. Элементы теории массового обслуживания и ее приложения./ Т. Л. Саати. М.: Сов. радио, 1971. — 520 с.
- Сазонов, А. Е. Автоматизация судовождения./ Е. А. Сазонов. А. И. Родионов. М.: Транспорт, 1977. — 235 с.
- Соломин, Б. А. Повышение эффективности взаимодействия человека-оператора с частично- формализованной средой./ Б. А. Соломин — Чебоксары, ЧГУ: 2001. — 219 с.
- Стратанович, P. Л. О ценности информации./ P. Л. Страта л он л ч // Известия АН СССР. Техническая кибернетика. 1965. — № 5. — С. 3 -12.
- Стратонович, P. JI. Ценность информации при невозможности прямого наблюдения оцениваемой величины./ P. JI. Стратоновтч, Б. А. Гришанин // Известия АН СССР. Техническая кибернетика. ¦ 1966. -№ 3.- С. 3−15.
- Стратонович, Р. Л. Ценность информации при наблюдениях случайного процесса в системах, содержащих конечные автоматы./ Р. Л. Стратонович. // Известия АН СССР. Техническая кибернетика. 1966. — № 5. — С. 3−13.
- Тоценко В. Г. Методы и системы поддержки принятия решений: Алгоритмический аспект. / В. Г. Тоценко — НАН Украины — Ин. проблем регистрации информации. — К.: Наукова думка, 2002. — 382 с,
- Файнстейн, А. Основы теории информации./А. Файнстейн. М.: Изд-во иностр. лит., 1960. — 140 с.
- Федюковский, Ю. И. Человек-оператор в комплексе радиоэлектронной техники : учеб. пособие / Ю.И. Федюковский- Санкт-Петербургский гос. электротех. ун-т «ЛЭТИ». — СПб.: Изд. СПб ЭТУ «ЛЭТИ», 2000. —32 с.
- Феллер, В. Введение в теорию вероятностей и ее приложении: в 2 т./ В. Феллер. М.: Мир, — 1976. — 435 с.
- Фельдбаум, А. А. Основы теории оптимальных автоматических систем. / А. А. Фельдбаум. М.: Наука, 1966. — 623 с.
- Чертовской, В. Д. Интеллектуальные системы поддержки решений./ В. Д. Чертовский. — Минск: МГУ, 1995. — 93 с.
- Шабалин, В. Н. Требования к судоводителям по использованию радиолокационной информации для предупреждения столкновения судов.// В. Н. Шабалин. // Безопасность мореплавания. М., 1977. — № 5 (95). — С. 3 — 9.
- Шибицкая, Н. Н. Экспертные методы и модели управления процессом обучения операторов эргатических систем : дис.. .. канд. техн. Наук: 05.13.03 / Н. Н. Шибицкая — Киев. Междунар. ун-т гражданской авиации. — К., 1999. — 23 с.
- Шрейдер, Ю. А. Проблемы развития инфосреды и интеллект специалиста. / Ю. А. Шрейдер. // Интеллектуальная культура специал иста. -Новосибирск: Наука, 1988. 286с.
- Штейбух, К. Автомат и человек. / К. Штрейбух. М.: Сов. радио, 1967.-492 с.
- Цапенко, М. П. Измерительные информационные системы : учеб. пособие для вузов./ М. П. Цапенко. М.: Энергия, 1974. — 320 с.
- Юдович, Б. А. Предотвращение навигационных аварий морских судов./ Б. А. Юдович. М.: Транспорт, 1988. — 224 с.