Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Разработка технологии размерного восстановления внутренних цилиндрических поверхностей гильз гидроцилиндров сельскохозяйственной техники композитным покрытием на основе хрома

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Комплексное решение проблемы негерметичности при восстановлении изношенных деталей хромированием возможно лишь при получении в процессе электролиза сжимающих остаточных напряжений в хромовом покрытии, что исключит возможность растрескивания его при эксплуатационных нагрузках, и устранение из цикла технологического процесса предварительной и последующей механической обработки восстанавливаемой… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Состояние вопроса. Цель и задачи исследований
    • 1. 1. Восстановление высоконагруженных деталей гидропневмоаг-регатов сельхозмашин гальваническим хромированием
    • 1. 2. Методы устранения негерметичности по слою хрома при ре-монтно-восстановительных мероприятиях
  • Выводы. Цели и задачи иследований

2. Методика исследований и пути решения задач 31 2.1.Способ гальваноконтактного нанесения хромовых покрытий на внутренние цилиндрические поверхности и рабочая гипотеза 31 .2,2. Технологическое оснащение для реализации метода ГКО

2.3.Методика проведения экспериментальных исследований

2.4.Математическая обработка экспериментальных данных 45

Выводы

3. Моделирование процесса получения композитных покрытий методом ГКО на внутренних цилиндрических поверхностях

3.1.Анализ характеристики многослойных композитов при плоском напряженном состоянии

3.2.Экспериментальная проверка модели формирования гальванического композита 63

Выводы

4. Экспериментальные исследования процесса гальваноконтактного хромирования и его влияния на свойства покрытий 66 4.1 .Исследование влияния основных показателей ГКО на микротвердость покрытия

4.2.Исследование влияния основных показателей ГКО на остаточные напряжения в покрытии

4.3.Исследование влияния основных показателей ГМХ на шероховатость поверхности после покрытия

4.4.Исследование износостойкости композитных покрытий на основе хрома

4.5.Исследования пористости композитных покрытий на основе хрома ^

4.6.Исследование адгезии покрытия к основе 87

Выводы

5. Технология гальваноконтактного восстановления внутренних цилиндрических поверхностей

5.1. Общие положения технологии

5.2.Технологический процесс хромирования 96 5.3.Оборудование для осуществления метода нанесения композитных хромовых покрытий на внутренние цилиндрические поверхности

Выводы

Основные результаты работы и

выводы .

Разработка технологии размерного восстановления внутренних цилиндрических поверхностей гильз гидроцилиндров сельскохозяйственной техники композитным покрытием на основе хрома (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Цена сельскохозяйственной техники, а также стоимость поддержания ее в рабочем состоянии в период эксплуатации в условиях современных рыночных отношений, в значительной мере определяет ее конкурентоспособность.

На современном этапе развития науки и техники неоднократно отмечалось, что одним из важнейших направлений научно-технического прогресса является широкое освоение и внедрение передовых технологий восстановления изношенных деталей. Это позволяет поддерживать в рабочем состоянии стареющую технику, а также вернуть в эксплуатацию уже отслужившие свой срок изделия [44].

Гидравлические цилиндры очень широко используются в современной сельскохозяйственной технике. Однако, за период жизненного цикла машины, они подлежат не однократной замене. Расходы на это составляют до 40% от стоимости техники. Отказы гидравлики неизбежно приводят к простоям оборудования, и как следствие, к удорожанию продукции, что неизбежно снижает ее конкурентоспособность.

Вся гидравлическая арматура, применяемая в сельскохозяйственном оборудовании, в целях обеспечения ее коррозионной стойкости подлежит обязательному хромированию. Нанесение хрома на современном этапе возможно несколькими способами: по традиционной технологии, с использованием реверсивного тока, струйное хромирование, анодно-струйное хромирование, хромирование при нестационарном токе, использование различных электролитов и т. д. Однако, применение всех известных на сегодняшний день технологических приемов нанесения хромового покрытия не обеспечивает гарантированного получения беспористого покрытия, что является основной причиной отказа гидравлических цилиндров сельскохозяйственной техники [48]. Причина этого — недостаток, присущий всем хромовым покры4 тиям, осаждаемым по существующим технологиям: негерметичность их при высоких давлениях в системе, которая проявляется вследствие наличия в осажденном покрытии развитой сетки пор и трещин, являющейся результатом высоких растягивающих остаточных напряжений в нем, которые превышают предел прочности хрома, и он растрескивается. Ко всему вышесказанному необходимо добавить, что при хромировании деталей на поверхность металла наносится покрытие с уже существующими микроканалами и трещинами [9, 10, 18, 20, 24], а значит, существует угроза потери коррозионной устойчивости покрытий и возникновения негерметичности по слою хрома [48, 59, 61]. Решение этой проблемы на современном этапе направлено на устранение уже имеющихся пор и трещин в осажденном покрытии, что значительно увеличивает себестоимость деталей [64, 81]. Известные технологические приемы дают возможность повысить герметичность хромовых покрытий. Однако они не позволяют решить проблему герметичности износостойких хромовых покрытий при восстановлении изношенных гидроцилиндров. Связано это с тем, что известными методами не устраняется основная причина появления трещин в покрытии — высокие растягивающие остаточные напряжения, возникающие в процессе электролиза, т. е. микроканалы, трещины в покрытии уже существуют, а значит, существует и возможность проявления негерметичности по слою хрома в любой момент времени эксплуатации изделия. Следует отметить, что механическая обработка покрытий отличается высокой трудоемкостью и значительным процентом брака, доходящим при обработке толстослойных покрытий на внутренних цилиндрических поверхностях до 97% [60]. Механическая обработка деталей, кроме трудоемкости, несет еще одну негативную характеристику, а именно после нее в поверхностном слое детали образуются микротрещины [11, 15, 44, 60], которые в дальнейшем реализуются в наносимом покрытии, способствуя трещинооб-разованию и пористости в нем, что делает проблематичным обеспечение коррозионной устойчивости покрытия и его герметичности [8, 13, 20, 23, 57].

Комплексное решение проблемы негерметичности при восстановлении изношенных деталей хромированием возможно лишь при получении в процессе электролиза сжимающих остаточных напряжений в хромовом покрытии, что исключит возможность растрескивания его при эксплуатационных нагрузках, и устранение из цикла технологического процесса предварительной и последующей механической обработки восстанавливаемой поверхности.

Эти качества покрытий, возможно, получить одним из нестационарных методов электролиза — нанесением покрытия с одновременной его механической обработкой в гальванической ванне в процессе осаждения [24]. Покрытия, осажденные по этой технологии, лишены вышеуказанных недостатков. Они имеют сжимающие остаточные напряжения, повышенную адгезию к основе, минимальную разнотолщинность.

Перспективным направлением восстановления деталей хромовым покрытием является разработка технологии нанесения композитных покрытий. Ведение в осаждаемый слой мелкодиперсных частиц позволит армировать материал покрытия и, учитывая специфику его нанесения, получать герметичные хромовые покрытия толщиной до 500 мкм на строну с повышенной адгезией к основе и точностью по 7-му квалитету. Это позволит создать основу для разработки высокоэффективных технологических процессов восстановления, обеспечивающих дальнейшее повышение долговечности узлов гидроарматуры и снижение затрат на ремонт сельскохозяйственной техники.

Настоящая работа посвящена повышению эффективности восстановления гидроарматуры сельскохозяйственной техники композитным покрытием на основе хрома, обеспечивающим увеличение долговечности и снижение себестоимости восстановленных деталей и узлов.

В диссертации проведены исследования композитного покрытия на основе хрома, разработана технология восстановления, которая внедрена в ООО «Гидротехника М» г. Воронеж.

Работа выполнялась в соответствии с комплексной целевой программой РАН 2.25.1.1 «Новые процессы получения и обработки металлических материалов», ГБ работы кафедры «Автоматизированное оборудование машиностроительного производства» ФГБОУ ВПО Воронежский государственный технический университет «Теория и практика машиностроительного производства» 2009.39.

Основные положения диссертационной работы доложены и обсуждены на:

— научных конференциях профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов и аспирантов Воронежского государственного технического университета в 2008.2011 гг.;

— региональной научно-технической конференции «Инновационные технологии и оборудование машиностроительного комплекса», Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2007 г.

— 48-ой региональной научно-технической конференции ВГТУ. Секция «Автоматизированное оборудование». Воронеж: ГОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2008 г.

— научно-практической конференции «Инновации в авиационных комплексах и системах военного назначения». ВАИУ (г. Воронеж), 2009 г.

— 49-ой региональной научно-техническая конференция ВГТУ. Секция «Автоматизированное оборудование машиностроительного производства». Воронеж: ГОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2009 г.

— Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы инновационных систем информатизации и безопасности». ВИВТ (г. Воронеж) 2010 г.

— 50-ой региональной научно-техническая конференция ВГТУ. Секция «Автоматизированное оборудование машиностроительного производства». Воронеж: ГОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2010 г.

— Международной научно-технической конференции «Технологические методы повышения качества продукции в машиностроении — ТМ 2010» ГОУ ВПО ВГТУ, Воронеж, 2010 г.

— Международной научно-практической конференции «Инженерное обеспечение инновационных технологий в АПК». МичГАУ, Мичуринск 2010 г.

— XVI Международной научно-практической конференции «Повышение эффективности использования ресурсов при производстве сельскохозяйственной продукции — новые технологии и техника нового поколения для растениеводства и животноводства» ГНУ ВНИИТиН Россельхозакадемии, (г. Тамбов), 2011 г.

— заседании кафедры «Автоматизированное оборудование машиностроительного производства» ФГБОУ ВПО ВГ. ТУ в 2011 г.

Публикации. Материалы диссертации отражены в 30 печатных работах, в том числе в двух работах в изданиях, рекомендованных ВАК РФ получен патент на изобретение РФ № 100 520 «Устройство получения композитных гальванических покрытий на внутренних поверхностях» (приложение 3).

Диссертация состоит из введения, пяти глав, общих выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 132 страницах машинописного текста, содержит 30 рисунков, 5 таблиц, библиографию из 91 наименования.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ВЫВОДЫ.

Основным результатом работы является разработка технологии чистового нанесения композитных гальванических йокрытий на основе хрома при восстановлении деталей, исключающая предварительную и последующую механическую обработку, как детали, так и покрытия путем внедрения инструментальных частиц в растущее гальваническое покрытие с одновременным упруго-пластическим деформированием каждого слоя покрытия. Приведенные в работе теоретические и экспериментальные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Разработаны способ и устройство для восстановления гильз цилиндров нанесением гальванического композитного покрытия на основе хрома, исключающие операции предварительной и финишной обработки, обеспечивающие герметичность и повышение износостойкости покрытия.

2. Получены: математическая модель формирования композитных покрытий со сжимающими остаточными напряжениями посредством контролируемого внедрения дисперсного наполнителя в гальваническую матрицузакономерности осаждения композитного покрытия на основе хрома, позволяющие прогнозировать физико-механические свойства в получаемых осадках.

3. Экспериментальные исследования подтвердили корректность теоретических положений, разработанных в диссертации. Получены регрессионные модели зависимости микротвердости, остаточных напряжений, адгезии, шероховатости покрытия от режимных параметров его нанесения.

4. Экспериментальными исследованиями установлено, что покрытия, полученные методом ГКО, в зависимости от варьирования режимных параметров, имеют шероховатость Яа = 0,04 — 0,07, что позволяет исключить операции предварительной и финишной обработки, являются гер

107 метичными при толщине до 450 мкм, их микротвердость на 20% выше, а скорость изнашивания до 1,25 раза ниже чем у покрытий, полученных традиционным хромированием.

5. Определен рациональный режим обработки: плотность тока 17−19 кА/м2, температура рабочей среды 55 — 58 °C, давление инструмента 2 — 3 МПа. Скорость осаждения покрытия составляет 1,5 мкм/мин, что более чем в 4 раза превышает стандартную скорость осаждения хрома.

6. Разработаны технология и оборудование для восстановления гильз гидравлических цилиндров сельскохозяйственной техники и оборудования. Технология внедрена в ООО «Гидротехника М» г. Воронеж. Годовой экономический эффект от внедрения новой технологии составил более 325 тыс. руб.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.C. 1 222 667, кл. C25D 5/22. Способ получения металлического покрытия на цилиндрических изделиях. / Р. И. Токарчик / (СССР). Заявка: 3 715 010/22−02, 27.03.84, опубл. 07.04.86 г., Бюл. № 13.
  2. A.C. 1 285 067, кл. C25D 7/04. Способ нанесения гальваномеханических покрытий на внутреннюю поверхность сквозных полостей изделий. / А. Г. Лубнин, В. П. Косарев и др. / (АН УССР). Заявка: 3 851 695/22−02, 04.02.85, опубл. 23.01.87 г., Бюл. № 3.
  3. A.C. 1 323 611 AI, кл. C25D 7/04. Устройство для нанесения электрохимических покрытий на внутреннюю поверхность трубы. / В. Н. Малышев / (СССР). Заявка: 4 018 197/22−02, 27.01.86, опубл. 15.07.87 г., Бюл. № 26.
  4. A.C. 2 110 621, кл. C25D 3/04. Саморегулирующийся электролит. / М. А. Шлугер, А. Н. Кабина / (RU). Заявка: 97 100 510/02, 15.01.97, опубл. 10.05.85 г., Бюл. № 13.
  5. A.C. 2 078 856, кл. C25D 5/04. Способ нанесения покрытия. / В. М. Власов, В. В. Долгов и др. / (RU). Заявка: 95 108 202/02, 24.05.95, опубл. 10.05.97 г., Бюл. № 13.
  6. A.C. 2 175 032, кл. C25D 5/22. Способ электролитического хромирования. / В. Е. Ким, Е. Я. Макеенко и др. / (RU). Заявка: 99 118 450/02, 13.08.1999, опубл. 20.10.2001 г.
  7. Пат. 2 266 354, кл. C25D 5/04. Устройство нанесения размерных гальванических покрытий в отверстиях малого диаметра. / СЮ. Жачкин / (RU). Заявка: 2 004 106 868/02, 09.03.2004, опубл. 20.12.2005 г., Бюл.№ 35.
  8. В.И. Обработка специальных материалов в машиностроении Текст. / Баранчиков В. И., Тарапанов А. С, Харламов Г. А.- -М.: КолосС, 2004. 264 с.
  9. Л.Я. Хромирование. Текст. / Богорад Л. Я. Л: Машино109строение. 5 изд. Ленингр. отд-ние, 1984. 97 с.
  10. Г. А. Защитные покрытия в гальванотехнике Текст. / Ва-грамян Г. А., Харламов В. И., Кудрявцев В. Н. // Защита металлов. -1996. т. 32 № 4. — С. 389−395.
  11. Восстановление деталей машин Текст.: Справочник / Пантелеенко Ф. И., Лялякин В .П., Иванов В. П., Константинов В.М.- под ред. Иванова В. П. М.: Машиностроение, 2003. 672 е., ил.
  12. С.Н. Гальванотехника для мастеров. Текст. / Вирбилис С. Н. М: Металлургия, 1990. — 208 с.
  13. П.М. Контроль электролитов и покрытий. Текст. / Вячеславов П. М., Шмелева Н. М. Л: Машиностроение, 1985. — 97 с.
  14. П.М. Электролитическое осаждение сплавов. Текст. / Вячеславов П. М. Изд. 5-е, Л: Машиностроение, 1986. — 112 с.
  15. Гальванические покрытия в машиностроении Текст. В 2-х кн. Кн 1 // Под ред. М. А. Шлугера. М: Машиностроение, 1985. — 240 с.
  16. A.A. Определение параметров электрохимических процессов осаждения покрытий Текст. / Герасименко A.A., Микиток В. И. М: Металлургия, 1980. — 111 с.
  17. A.A. В помощь гальванику Текст. / Глузман A.A. Киев: Техника, 1980. — 30 с.
  18. В.П. Защита металлов от коррозии Текст. 7 Григорьев В. П. Изд-во Химия, 1999 — 214 с.
  19. С.Я. Обезжиривание, травление и полирование металлов, Текст. / Грихилес С. Я. Л: Машиностроение. Ленингр. отд., 1983 -101 с.
  20. С.Л. Электролитические и химические покрытия. Теория и практика Текст. / Грихилес С. Л., Тихонов К. И. Л: Химия. Ленинградское отделение. 1990. — 288 с.
  21. Г. В. Электроосаждение износостойких композиций. Текст. / Гурьянов Г. В. Кишинев: Штиипца, 1985. 238 с.
  22. М.А. Технология электролитических покрытий. Текст. / Гри-хилес С.Я. Л: Машиностроение, Ленинград, отделение, 1989. 390 с.
  23. М.И., Герасименко А. А. Защита машин от коррозии в условиях эксплуатации. Текст. / Емелин М. И., Герасименко A.A. М: Машиностроение, 1980.224 с.
  24. С. Ю. Холодное гальваноконтактное восстановление деталей. Текст. / Жачкин С. Ю. Воронеж, ВГУ, 2002. 138 с.
  25. С.Ю. Влияние упрочняющей фазы процесса на свойства композитных гальванических покрытий Текст. / Жачкин С. Ю. // Инновационные технологии и оборудование машиностроительного комплекса. Воронеж, ВГТУ. 2006, выпуск 6 С. 41 — 46.
  26. С.Ю. Зависимость свойств композитных хромовых покрытий от условий осаждения Текст. / Жачкин С. Ю. // Инновационные технологии и оборудование машиностроительного комплекса. Воронеж, ВГТУ. 2006, выпуск 6. С. 26 — 30.
  27. С.Ю. Холодное восстановление деталей машин методом гальваноконтактного осаждения покрытий Текст. / Жачкин С. Ю., Пачевский В. М. // Наука-производству. Москва, НТП «Вираж-центр», 2006,№ 5. С. 54- 59.
  28. С.Ю. Особенности расчета деформации композитных покрытий при нанесении их методом ГКО Текст. / Жачкин С. Ю. // Инновационные технологии и оборудование машиностроительного комплекса. Воронеж, ВГТУ. 2006, выпуск 7. С. 65 — 69.
  29. П.В. Эффективность восстановления деталей машин композитным гальваническим хромом Текст. / Жачкин С. Ю., Цысоренко
  30. П.В. // 48 научно-техническая конференция ВГТУ. Секция «Автоматизированное оборудование»: материалы регион, научно-техн. конф. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2008. С. 62 66.
  31. Цысоренко П. В. Значение устранения механической обработки посленанесения гальванического покрытия при восстановлении методом
  32. ГКО Текст. / Жачкин С. Ю., Цысоренко П. В. // Инновационные тех113. нологии и оборудование машиностроительного комплекса: межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2009.Вып. 12. С. 149- 154.
  33. П.В. Исследование износостойкости композитных хромовых покрытий Текст. / Жачкин С. Ю. Цысоренко П.В. // Упрочняющие технологии и покрытия. Москва, Машиностроение 2009, № 11. С. 25−28.
  34. С.Ю. Восстановление деталей машин композитным хромовым покрытием. Текст. / Жачкин С. Ю. ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», Воронеж: 2009. 177 с
  35. В.П. Восстановление деталей машин. Справочник. Текст. / Иванов В. П. М: Машиностроение, 2003. 672 с.
  36. А. Л. Получение качественных хромовых покрытий. Текст. / Исаев А, Л. // Интенсификация технологических процессов нанесения металлопокрытий гальваническим и химическими способами. Материалы семинара. М: МДНТП, 1987. С. 47 50.
  37. Л.И. Справочник по гальваностегии. Текст. / Каданер Л. И. Киев: Техника, 1976.254 с.
  38. И.М. Испытание гальванических покрытий. /Ковенский И. М. Серия «Специалист-материаловед». Изд-во Интермет- Инжиниринг, 2001. 136 с.
  39. И.М. Механические, эксплуатационные и технологические свойства гальванических покрытий. / Ковенский И. М. Тюмень Тю-мИИ, 1994.83 с.
  40. И.М. Металловедение покрытий. Текст. / Ковенский114
  41. И.М., Поветкин B.B. Учебник для вузов. Изд-во Интермет- Инжиниринг, 1999.296 с.
  42. И.М. Методы исследования электролитических покрытий. Текст. / Ковенекий И. М., Поветкин В. В. Рос. АН, Сиб. отд-ние, Ин-т пробл. освоения Севера, Тюмен. индустр. ин-т. М: Наука 1994.233 с.
  43. В.В. Материаловедение для гальваников. Текст. / Константинов В. В. 2-е изд. М: Высшая школа, 1989. 79 с.
  44. А.И. Технология нанесения гальванических покрытий Текст. / Коротан А. И. М: Высшая школа, 1984. 200 с.
  45. .В. Защитные свойства гальванических покрытий с чередующимися слоями Текст. / Кошкин Б. В., Дрибинский В. П., Луков-дев В.П., Давыдов А. Д. // Защита металлов., 1996. т. 32. № 5. С.465−467.
  46. Н.Т. Электролитические покрытия металлами. Текст. / Кудрявцев Н. Т. М: Химия, 1979. 352с.
  47. Н.П. Металлургия хрома. Текст. / Лякишев Н. П. Изд-во Интермет-Инжиниринг, 1999. 582 с.
  48. С.А. Практические советы гальванику. Текст. / Лобанов С. А. Л: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1983. 248 с.
  49. А.И. Коррозия и основы гальваностегии. Текст. / Малахов А. И. 2-е изд. М: Химия, 1987. 207 с.
  50. A.A. Технологические напряжения в электролитических осадках. Текст. / Мартыненко A.A. Львов: Высшая школа, 1986. 131с.
  51. П.С. Справочник по гальванопокрытиям в машиностроении. Текст. / Мельников П. С. 2-е изд. М: Машиностроение, 1991. 384с.
  52. A.A. Обработка деталей с гальваническими покрытиями. Текст. / Михайлов A.A. Л: Машиностроение, 1981.144 с.
  53. В.Ф. Эффективность и качество хромирования деталей.115
  54. Текст. / Молчанов В. Ф. Киев: Техника, 1979. 229 с.
  55. В.Ф. Восстановление и упрочнение деталей автомобилей хромированием. Текст. / Молчанов В. Ф. М: Транспорт, 1981, 176 с.
  56. В.Ф. Комбинированные электролитические покрытия. Текст. / Молчанов В. Ф., Аюнов Ф. А., Вандышев В. А. Киев: Техника, 1976. 176 с.
  57. .А. Прогрессивные технологии восстановления и упрочения деталей машин. Текст.: учебное пособие для ВУЗов. / Мрочек Ж. А. и др. Минск: Технопринт, 2000. 268 с.
  58. И.Ф. Расчет и конструирование устройств для нанесения гальванических покрытий. Текст. / Плеханов И. Ф. М: Машиностроение, 1988. 224 с.
  59. В.В. Структура электролитических покрытий. Текст. / По-веткин В.В., Ковенский И. М. М: Металлургия, 1989. 135 с.
  60. Л.Я. Электрофизическая и электрохимическая обработка материалов Текст.: Справочник. / Попилов Л. Я. М.: Машиностроение, 1982.400 с.
  61. Прикладная электрохимия. Теория, технология и защитные свойства гальванических покрытий. Межвуз. сб. науч. тр. Казань: КХТИ, 1990. 126 с.
  62. И.И. Технологические возможности гальванического хонингования. Текст. / Пышнограева И. И., Фрагин Е. И., Чеснокова СИ. и др. Вестник Машиностроения, 1977. № 9 С.59−60.
  63. Ю. В. Гальванические покрытия. Текст. / Сиднев Ю. В. Изд-во «Феникс», 2001. 256 с.
  64. Справочное руководство по гальванотехнике. Текст. // Под ред. В. И. Лайнера. М: Металлургия, 1972. 487 с.
  65. В.Г. Гальванические покрытия Текст. / Роев В. Г., Кайдриков P.A. // Тез. докл. конф. «Совершенствование технологии гальванических покрытий». Киров, 1997. 52 с.
  66. А.И. О механизме катодных процессов при хромировании из хроматных электролитов Текст. / Фаличева А. И., Бурдыкина Р. И. //Защита металлов. 1995.т. 31. № 2. С.209−214.
  67. П.В. Металлические износостойкие покрытия. Текст. / Фе-нивел П.В. // Покрытия и обработка поверхности для защиты от коррозии и износа Под ред. К. Н. Стаффрда, П. К. Датты, К.Дж.Гуджена.: М: «Металлургия», 1991. С. 10−19.
  68. А.Н. Физико-механические свойства при хромировании с одновременным хонингованием. Текст. / Фруман А. Н. // Ремонт судов речного флота: сб. научных трудов ЛИВТ Ленинград 1985. С. 112 115.
  69. М.А. Коррозионная стойкостьхромовых покрытий, полученных из низкоконцентрированного электролита Текст. / Шлугер М. А., Кабина А. Н. // Защита металлов. 1995. т. 31. № 1. С. 96−97.
  70. М.А. Коррозия и защита металлов. Текст. / Шлугер М.А.117
  71. Ф.Ф., Ефимов Е. А. М: Металлургия, 1981. 216 с.
  72. В.И., Андреев В. П. Восстановление деталей сельскохозяйственных машин. М.: Колосс, 1983. — 288 е., ил.
  73. Н.В., Трофимец В. В. Статистика в Excel: Учеб. пособие. -М.: Финансы и статистика: 2002. 368 е.: ил.
  74. И. Benning, А.С. «Solar Selective Black Chromium Electrodeposition,» Plating and Surf. Fin, 68,49−51 (Feb, 1981).
  75. Bishop C.V. and C.W. McFarland «Developing New Surface Engineering Processes,», AESF/EPA Conference for Environmental & Process Excellence, February 2003, Florida.
  76. Jones A. R, Trans, «Hard Chromium: Microcrack Formation and Sliding Wear», Inst. Metal Finish, 70(1), 8,1992.
  77. Krishnan R. M, Parthasaradhy N. V, High-speed chromium plating. -«Metal Finish», 1971, 69, N 9, p. 59 63.
  78. N.V. «Chemistry & Theory of Chromium. «Theory of Deposition», Plating and Surface Finishing 1997. p. 39 54.
  79. K.R. «Functional Chromium Deposits with Corrosion Properties» Interfmish 92 Surface Finishing Congress Sao P Brazil, 1992, p 89−1103.
  80. Safranek, W. H, «High Speed Electroplating» Plating and Surf. Finishing, 69 (4), 48−55, 1982.
  81. Vaaler L. E, El-Shazly M.F. and Brooman E. W, «High-Speed Chromium Plating Using Enhanced Mass Transfer», Plating and Surface Finishing Magazine, p.50, Aug. 1987.
Заполнить форму текущей работой