Логическая структура понимания
Вместе с тем параллель между объяснением и пониманием не является полной. Существует каузальное объяснение, представляющее собой дедуктивное рассуждение, но нет дедуктивного каузального (целевого) понимания. Понимание первого вида является дедуктивным умозаключением, и его можно назвать сильным. Понимание второго вида представляет собой правдоподобное умозаключение и может быть названо слабым… Читать ещё >
Логическая структура понимания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Двум разновидностям объяснения соответствуют два вида понимания:
- — понимание как подведение под общую оценку,
- — целевое понимание, опирающееся не на общую оценку, а на каузальное утверждение, истолкованное как утверждение о некоторой цели и средствах ее достижения.
Понимание первого вида является дедуктивным умозаключением, и его можно назвать сильным. Понимание второго вида представляет собой правдоподобное умозаключение и может быть названо слабым.
Простой пример сильного понимания:
Трагедия должна вызывать катарсис.
Пьеса Шекспира «Гамлет» является трагедией.
Следовательно, «Гамлет» должен вызывать катарсис.
Общая форма сильного понимания:
Всякое А должно быть В.
Всякое С есть А.
Значит, всякое С должно быть В.
Это — дедуктивное умозаключение, одной из посылок которого является общая оценка, а другой — утверждение о начальных условиях. В заключении общее предписание распространяется на частный случай и тем самым достигается понимание того, почему конкретный объект должен иметь определенные свойства.
Это рассуждение можно переформулировать с «хорошо» вместо «должно быть». Нужно отметить, однако, что в обычном языке в оценках гораздо чаще используется именно «должно быть», а не специальные оценочные термины («хорошо», «плохо», «безразлично» и «лучше», «хуже», «равноценно»).
Общая форма слабого понимания:
А причина В
В — позитивно ценно.
Значит, А также является, вероятно, позитивно ценным.
Разновидностью этой формы является часто используемая форма:
Не-Л есть причина не-В.
В — позитивно ценно.
По всей вероятности, А также является позитивно ценным.
Проиллюстрируем данные схемы понимания несколькими элементарными примерами:
Если в доме протопить печь, в доме будет тепло.
В доме должно быть тепло.
Значит, нужно, вероятно, протопить печь.
Первая посылка говорит о средстве, необходимом для получения определенного результата. Вторая посылка является оценочным утверждением, представляющим этот результат как цель и превращающим связь причина-следствие в связь цель-средство. В заключении говорится о том действии, которое должно быть осуществлено для достижения поставленной цели.
Если человек не побежит, он не успеет на поезд.
Человек хочет успеть на поезд.
Значит, он должен, по всей вероятности, бежать.
Таким образом, различие между объяснением и пониманием не в их строении, а в характере, или, как говорят в логике, в модусе, принимаемых посылок. В случае объяснения его посылки — это описательные утверждения, являющиеся, подобно всем описаниям, истинными или ложными; одна из посылок должна быть общим утверждением или утверждением о каузальной связи. При понимании, по меньшей мере, одна из посылок является утверждением, говорящим не о том, что есть, а о том, что должно быть, т. е. представляет собой оценку; заключение акта понимания всегда является высказыванием о том, что должно иметь место.
Вместе с тем параллель между объяснением и пониманием не является полной. Существует каузальное объяснение, представляющее собой дедуктивное рассуждение, но нет дедуктивного каузального (целевого) понимания.
Как уже отмечалось, при теоретическом (помологическом) объяснении заключение является необходимым. Объясняемое явление подводится под закон природы, что сообщает этому явлению статус физически (онтологически) необходимого. Придание такого статуса К. Гемпель считал общим условием адекватности объяснения: объяснение должно содержать информацию, позволяющую утверждать, что объясняемое явление действительно имеет место.
При понимании заключение не является физически необходимым, но оно аксиологически необходимо, поскольку приписывает позитивную ценность действию, о котором говорится в заключении.
Различие между физической необходимостью и аксиологической необходимостью существенно. Если какое-то явление или действие физически необходимо, то оно имеет место; но из того, что какое-то явление или действие аксиологически необходимо (позитивно ценно), не вытекает, что это явление или действие на самом деле реализуется.