Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Особенности формирования национальной модели менеджмента в Китае

Дипломная Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Китайская модель управления обеспечивает возможности роста посредством, прежде всего, среднего и особенно мелкого и мельчайшего предпринимательства. Ее потенциал в своей основе связан с необходимостью выдержать растущую конкуренцию при максимально неблагоприятных внешних условиях. Разрабатывая эту «стратегию выживания», китайская школа исходила из необходимости обеспечения эффективной кооперации… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы анализа национального менеджмента в Китае
    • 1. 1. Понятие национального менеджмента
    • 1. 2. Особенности национального менеджмента в Китае
    • 1. 3. Анализ современного состояния национального менеджмента в Китае
  • Глава 2. Формирование национальной модели менеджмента Китая
    • 2. 1. Основные особенности становления национальной модели менеджмента КНР
    • 2. 2. Характеристика национальной модели менеджмента КНР
    • 2. 3. Сравнительный анализ современного состояния национального менеджмента КНР на мировом рынке
  • Глава 3. Формирование предложений по развитию национальной модели менеджмента Китая в мировом бизнесе
    • 3. 1. Типология национальных моделей менеджмента в мировом бизнесе
    • 3. 2. Роль национальной модели менеджмента Китая в мировом бизнесе
    • 3. 3. Направления развития национальной модели менеджмента Китая в мировом бизнесе
  • Список использованной литературы и электронных источников данных

Особенности формирования национальной модели менеджмента в Китае (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Научные дискуссии о предпосылках процесса глобализации по-разному представляют различные логические объяснения. Социологическая наука определяет глобализацию как многосторонний процесс взаимосвязывания, взаимопроникновения структур, институтов в мировом пространстве, как феномен интенсификации мировых социальных отношений, объединения в одно целое с одновременным сохранением особенностей, ценностей локальными частями. Экономическая наука в качестве предпосылок выделяет такие, как глобализация финансовой системы, становление и развитие ТНК, регионализация экономики, укрепление международных экономических связей и усиление потребности в многосторонней координации. 1] Культурологи представляют понятие глобализации как создание некого единого культурного поля и возрастание взаимопроникновения различных национальных культур. Политологи обращают внимание на усиление взаимозависимости государств, возрастание роли транснациональных субъектов, усиление роли международных отношений и их воздействие на создание нового миропорядка.

Кроме таких признаков глобализации, как ограниченность природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, опережающий рост численности населения по сравнению с ресурсными возможностями планеты, увеличивающийся разрыв между бедными и богатыми странами, следует отдельно выделить характерные признаки глобализации, влияющие на развитие национальных социальных институтов.

Первый признак определяет качественные изменения характера взаимозависимости и взаимодействия стран, о чем свидетельствуют даже не столько масштабы экспорта товаров и услуг, сколько обменные потоки капиталов, услуг и информации.

Вторым признаком глобализации мы называем появление новых международных механизмов и институтов (таких как Международный валютный фонд, Всемирный банк Всемирной торговой организации и т. п.), экономических, политических, культурных институтов, которые усиливают роль негосударственных рычагов регулирования мирового сообщества и межнациональных отношений.

Третьим признаком, характеризующим наступление эры глобализации, является развитие транснациональных альянсов, которые в современном мире становятся движущей силой процесса глобализации.

В качестве четвертого признака следует выделить растущую интернационализацию факторов научно-технического прогресса, научных исследований, систем власти, образования и бизнеса, которые приобретают международный (глобальный) характер.

Пятым признаком следует назвать либерализацию торговых и других обменов и снижение входных барьеров. Именно члены Всемирной торговой организации значительно ослабили таможенные и другие барьеры на пути трансграничного движения товаров и капиталов.

И последним шестым признаком является стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий, формирование глобального информационного пространства.

В процессе социально-экономического развития разных стран следует отметить несинхронность, неравномерность. Поэтому сегодня мы наблюдаем разные типы обществ, резкое нарастание и усложнение иерархии развитых и развивающихся стран. И на сегодняшний момент разнообразие социально-экономических систем мирового сообщества возросло в несколько раз. 2]

Проблемы глобализации в современных условиях затронули и область международного обмена знаниями как интеллектуального ресурса, имеющего определенное значение при ведении профессиональной деятельности в условиях глобализации бизнеса. [3]

Глобализация бизнеса не эффективна без развития каналов трансферта международного бизнес-образования, проводниками которых являются различные образовательные учреждения: бизнес-школы, корпоративные университеты, научные организации, консалтинговые фирмы. Их деятельность как «поставщиков» знаний в развитии и укреплении международного бизнеса хотя и имеет различия, но уже приобрела общие глобальные характеристики.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что переход к инновационному социально-ориентированному типу развития невозможен без формирования в России соответствующей институциональной среды. Но для ее формирования первоочередной задачей является организация условий для повышения качества образования в области управления и предпринимательства.

В период перестройки возник новый и быстро изменяющийся (как в количественном, так и в качественном отношении) сегмент рынка образовательных услуг, главной целью которого является деятельность, ориентированная на подготовку и переподготовку предпринимателей, бизнесменов, менеджеров, функциональных специалистов для бизнеса — бизнес-образование.

Сегодня очевидна актуальность формирования и развития такой национальной системы бизнес-образования, которая объединила бы такие субъекты рынка бизнес-образования. как образовательные структуры коммерческих организаций, саморегулируемые профессиональные ассоциации, корпоративные образовательные структуры, государственные и негосударственные специализированные структуры дополнительного профессионального образования (негосударственные образовательные учреждения) и др.

Ассоциации и сети школ бизнеса, возникшие на глобальном, региональном, или национальном уровне, выполняя конкретные функции, играют важную роль в мировом сообществе управления бизнес-образованием.

Например, такие глобальные аккредитационные организации, как Ассоциация по развитию университетских школ бизнеса (AACSB) и Европейский фонд развития менеджмента (EFMD), основатели GFME, являются достаточным доказательством того, что появление новых международных институтов усилит роль регулирования качества глобального бизнес-образования, одновременно осуществляя воздействие на развитие национальных систем образования.

Далее следует выделить наиболее значимые региональные и национальные ассоциации, которые прочно заняли свое место в иерархической системе глобального бизнес-образования: это Ассоциация африканских Бизнес-школ (AABS), Ассоциация Азия Бизнес Школ Тихого океана (AAPBS), Ассоциация индийских Школ менеджмента (AIMS), Ассоциация развития институтов управления в Южной Азии (AMDISA), австралийский бизнес Динс Совет (ABDC), Канадская федерация Школы деканов бизнеса (CFBSD, Латиноамериканский совет школ менеджмента (CLADEA) и Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО).

Следовательно, сегодня мы наблюдаем появление предпосылок для радикальной трансформации системы национальных систем бизнес-образования и формирования глобального мирового сообщества, в котором самоорганизация и регулирование процессов развития бизнес-образования будут осуществляться не через взаимодействие между государствами и отдельными институтами, а непосредственно, с помощью механизмов прямого действия на формирование глобального общества.

Международное сотрудничество между национальными бизнес-школами позволит ускорить процессы развития мирового образовательного пространства. Создание альянсов между бизнес-школами и корпоративными партнерами может быть выгодным для всех участвующих в проекте субъектов: корпоративных партнеров, преподавателей и особенно студентов. Укрепление международных связей и отношений через процессы интернационализации и интеграции российского бизнес-образования сможет способствовать укреплению позиций нашей страны в международном образовательном пространстве.

Согласно определению, принятому в исследованиях ОЭСР, интернационализацию образования (Internationalization of higher education) на национальном, секторальном и институциональном уровнях принято понимать как процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. [4]

Интернационализация применительно к сфере бизнес-образования имеет основные формы и характеристики, такие как мобильность студентов и преподавателей, интернационализация учебных планов и программ, создание региональных и международных образовательных сетей, повышение качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями, экспорт и импорт образовательных услуг и их влияние на конкурентоспособность стран и регионов. (5)

В российской системе бизнес-образования наступил тот момент исторического развития, когда сформировавшаяся национальная образовательная модель все более интенсивнее впитывает в себя особенности зарубежных моделей бизнес-образования: цели обучения, степень МБА, высокие требования к слушателям, интеграцию теории и практики, альянсы с корпоративными клиентами, развитие международных форм оценки качества, вопросы международной аккредитации, рейтингов, количество и качество исследований.

Именно особенности развития американской и европейской моделей бизнес-образования могут оказать влияние на выбор путей изменения российской модели.

Современная подготовка менеджеров в американских бизнес-школах университетской модели в основном направлена на повышение профессионализма и социальной ответственности управленца, подобно профессиональной и социальной ответственности врачей и адвокатов. По утверждению Ракеш Курана, профессиональная школа должна включать в себя гармоничную совокупность экспертных знаний и набор профессиональных ценностей, которые указаны в официальном кодексе поведения. Основной функцией бизнес-школ является передача этих знаний и профессиональных ценностей на «существующие практики с последующим созданием новых и лучших знаний для улучшения профессиональной деятельности» [6]

Большинство зарубежных исследователей в области эволюционного развития бизнес-образования сходятся в следующих ключевых критериях: реконструкция учебных программ с целью интеграции различных дисциплин в соответствии с пожеланиями студентов или слушателей [7], понимание и применение в профессиональной деятельности социальной ответственности перед обществом и широкий спектр актуальных исследовательских работ.

Существует общее мнение среди аккредитованных школ AACSB, что выпускники бизнес-школ не подготовлены на должном уровне в области «этического лидерства». Томас Линдси, бывший проректор университета в Далласе (7) констатирует, что студенты бизнес-школ отводят 95 процентов своего времени, чтобы научиться принимать решения с целью максимизирования прибыли фирмы и лишь 5 процентов тратят на изучение моральных качеств менеджера. Общество теряет доверие к современным руководителям, ситуация последнего глобального финансового кризиса является подтверждением существующей проблемы.

Передовые бизнес-школы Америки ставят перед собой такую цель, как обеспечение действующих корпораций такими кадрами, которые будут работать в интересах общества, преобразив управленцев в добросовестных профессионалов, обладающих определенными сертифицированными знаниями и чтящими кодекс этического поведения в бизнесе. [8]

В отличие от американской модели, европейские бизнес-школы определяют свои направления развития: совершенствование структуры программ MBA, источников доходов бизнес-школ, концентрации рынка бизнес-образования, портрет нового клиента, изменения каналов распределения.

Постоянно пересматривая структуры и содержание своих программ МВА, европейские бизнес-школы стремятся сделать их гибкими и привлекательными для постоянно меняющихся потребностей слушателей. И как следствие, все большее число бизнес-школ переходят с двухлетних на одногодичные программы МВА.

На то существует причины, которые могут оправдать обучение МВА сроком на один год: во-первых, действительно обновление бизнес — знаний и совершенствование управленческих навыков требуют постоянных изменений, во-вторых, быть вне событий рынка, не иметь информацию и результаты последних научных исследований в течение длительного времени становится все более рискованным.

Развитие европейских рынков бизнес-образования, в соответствии с утверждениями Фрей В. и Эйхенбергера Р., происходит равномерно и на конкурентной основе. Следовательно, существует высокая мобильность ученых и студентов. Даже если рынки имеют небольшое число игроков, такие факторы, как общий язык (например, английский) делают их весьма привлекательными и конкурентоспособными во время поиска бизнес-школы для студентов, преподавателей и финансирования. [9]

Рассмотрев направления развития бизнес-образования американской и европейской моделей, мы можем сделать определенные выводы. Несмотря на разные исторические и географические особенности становления и развития бизнес-образования в Америке и Европе, основные проблемы идентичны: это гибкие и усовершенствованные программы, интеграция теории и практики в обучении, актуальность научных исследований, ориентация на потребности (портрет) потребителя, кардинальные изменения к подходам преподавания.

И одновременно следует отметить особенности, специфические направления развития для каждой национальной школы. Американские бизнес-школы выделяют такие основные задачи, как профессиональная подготовка к практике глобального управления, развитие новых знаний, которые могут быть актуальны для улучшения функционирования бизнеса, требование знаний из мировой практики, а также знания социальных наук, влияющих на этическое принятие управленческих решений. У европейских бизнес-школ также следует выделить следующие специфические направления развития модели бизнес-образования. Во-первых, европейские учреждения ставят задачи усиления развития предпринимательского мышления, способности предвидеть и реагировать на возникающие проблемы, связанные с изменениями. Во-вторых, бизнес-школы Европы стремятся к развитию разнообразия в своей деятельности. Таким образом, они опираются на многообразие культур, языков, национальностей студентов и преподавателей.

В перспективе процесс глобализации может привести к увеличению открытости социально-экономических национальных систем, в настоящее время еще не полностью осуществивших либерализацию своей деятельности, ускорению интеграции региональных процессов, снижению входных барьеров на рынок бизнес-образования, универсализации норм и правил осуществления и контроля международной образовательной деятельности, стандартизации требований и привлекательности инвестиций в международное бизнес-образование.

Особенности коммуникаций (от особенностей языкового барьера до ритуалов и невербального общения) в значительной степени определяют национально-культурную специфику принятия решений, так как-то, что в одной культуре является рациональной моделью принятия решения, в другой может считаться неразумным поведением руководителя — рис.

3.

Рис. 3 — Типы национальных управленческих культур (кросскультурный аспект)

Приведенная классификация была разработана голландским ученым Фонсом Тромпенаарсом .

Типы культуры «Инкубатор» и «Управляемая ракета» относятся к эгалитарным культурам, где расстояние между верхними и нижними этажами управления невелико и, следовательно, степень централизации управления низка. Наиболее яркими представителями этих культур являются США и Канада — тип «Инкубатор» и англосаксонские и североевропейские страны — тип «Управляемая ракета».

Напротив, культуры типа «Семья» и «Эйфелева башня», характерные для Юго-Западной и Центральной Европы соответственно, являются иерархичными, с ограниченным делегированием власти и отличаются высокой степенью централизации в управлении.

С точки зрения объекта ориентации культура типа «Инкубатор» в наибольшей степени направлена на развитие личности, и, следовательно, важнейшим аспектом мотивации для работника здесь выступает возможность совершенствования и самореализации.

«Управляемая ракета» ориентируется на решение конкретной задачи или достижение конкретного результата. Этот тип культуры после определения задачи подразумевает максимальную степень делегирования управленческих функций вниз.

«Эйфелева башня» имеет ярко выраженную ролевую ориентацию. Здесь происходит детальное определение функциональных обязанностей для каждого работника на каждом уровне властной вертикали. Характерным является также тщательный контроль за исполнением детально прописанных функциональных обязанностей. Попытки их спонтанного перераспределения пресекаются.

Наконец, тип культуры «Семья» также ориентируется на исполнение указаний свыше. Структура управления носит ярко выраженный иерархический характер.

3.

2. Роль национальной модели менеджмента Китая в мировом бизнесе

Китайская модель управления обеспечивает возможности роста посредством, прежде всего, среднего и особенно мелкого и мельчайшего предпринимательства. Ее потенциал в своей основе связан с необходимостью выдержать растущую конкуренцию при максимально неблагоприятных внешних условиях. Разрабатывая эту «стратегию выживания», китайская школа исходила из необходимости обеспечения эффективной кооперации и интеграции мелких фирм, тесно соединенных между собой экономическими, социальными, культурными и семейными узами в единую предпринимательскую сеть, давно перешагнувшую национальные границы. Это так называемый феномен отношений «большой семьи» (гуан-си), который и выступает в качестве ключевого звена системы управления и организации бизнеса. В его основе лежит особая роль предпринимателя-основателя дела, через которого мелкие и мельчайшие предприятия связаны между собой и представляют единую структуру.

Роль Китайской модели менеджмента проявляется в роли страны на мировом рынке. Страна занимает позицию мирового лидера в производстве огромного числа товаров. Однако в последнее время в экономике страны происходят изменения, в частности, отмечается удорожание стоимости рабочей силы и сырьевых ресурсов, а также намечаются тенденции перемещения некоторых отраслевых производств из Китая в соседние страны азиатского региона. Тем не менее, продукцию с маркировкой «Made in China» можно встретить практически в любом уголке мира.

Электрические машины и оборудование, одежда и обувь, игрушки и мебель являются наиболее востребованными изделиями для потребителей во всем мире. А лидером по производству всех этих товарных позиций является Китай.

Несмотря на огромные объемы производства, эксперты IHS Global Insight отмечают, что Китаю предстоит еще поработать над производительностью. В США в производственной отрасли занято 11,5 млн человек, а в Китае около 100 млн, в то время как объем производства в Китае незначительно выше показателя США. Говоря иначе, чтобы произвести аналогичный объем товаров Поднебесной требуется почти в 9 раз больше рабочей силы, чем Америке.

Кроме того, по мнению специалистов, большая часть производств в Китае была основана иностранными дочерними компаниями, либо с применением зарубежных технологий, особенно в таких областях как электроника. Однако сторонники Китая резонно отмечают, что такие заявления делаются американскими экспертами, чтобы оправдать США, а между тем, результаты Китая в производственной отрасли неоспоримы. Стоит отметить важную роль Китая в мировом разделении труда. Специфика производственной отрасли КНР состоит в том, что здесь развиты трудоемкие отрасли: производство текстиля, одежды, обуви, игрушек, электроники и бытовой техники. В последние несколько лет наблюдается значительное изменение структуры внутреннего производства в сторону развития перерабатывающих, наукоемких и высокотехнологичных отраслей. Такая стратегия производственного развития была принята правительством, для того, чтобы снизить экспортную зависимость экономики страны и перейти на новый этап развития промышленности. На сегодняшний день КНР является крупнейшим автомобильным рынком, отодвинув на второе место США, которые лидировали здесь почти 100 лет, с тех пор, как с конвейера сошел первый автомобиль Ford.

Кроме того, Китай стремительно наращивает объемы выплавки стали, являясь сталепроизводителем № 1 в мире. С 1996 по 2006 годы объем производства стали в стране вырос более чем на 300%, а в 2010 году на долю КНР приходилось около 45% от общего объема произведенной в мире стали. Это лишь малая часть из мировых достижений Китая. И, похоже, страна не собирается останавливаться на достигнутом.

В 2009 году КНР стала крупнейшим мировым экспортером товаров, отодвинув Германию на второе место. Общая сумма китайского экспорта тогда превысила 1,2 трлн долл., в то время как Германия поставила за рубеж товаров на сумму около 1,17 трлн долл. (816 млрд евро). Доля Китая в мировом экспорте товаров выросла с 3,9% в 2000 году до 9,6% в 2009 году.

За последние несколько лет темп реального роста ВВП выше 10%, если смотреть на прошлые 20 лет — средний годовой темп — 9,5 — 9,7%. В этом отношении Китай является абсолютным рекордсменом: по сегодняшней статистике нет такой страны, которая на протяжении 20 — 30 лет достигла бы средневзвешенного темпа реального роста свыше 10%.В 2009 году темп роста ВВП Китая составил 10,5%, а ВВП США-5,6%, Японии-5%, РФ-8,1%[26]. В 2010 году ВВП страны увеличился на 10,3 процента, тогда как в 2009;м — только на 9,2 процента. На рис.

1.показана динамика ВВП Китая по сравнению с РФ[27].

Рис.

1. Сравнение динамики ВВП и РФ Динамика ВВП Китая показывает стабильный рост даже в кризисный период, Россия в кризис снижала темп, но сейчас динамика практически сравнялась.

На рис.

2. Показана динамика роста золотого запаса Китая по сравнению с РФ и США.

Рис.

2.Динамика роста золотого запаса в долл., США Золотой запаса США стабилен на протяжении ряда лет, российский золотой запас демонстрирует рост с 2004 года, а золотой запас Китая резко увеличился в 2008 году на 55%, в 2010 году стабилизировался и превышает запас США на 41%.

По мнению многих аналитиков, среднегодовой рост уровня экономического развития Китая в ближайшие десять лет будет составлять не менее 8% в год, что согласуется с прогнозом самого Китая. При таких высоких темпах роста уже к 2020 году уровень ВВП Китая дойдет до рекордной отметки в 15 триллионов долларов США.

КНР уже вплотную придвинулась к странам всего Евросоюза по объему «внешнего» экспорта. Иначе говоря, если исключить из мировой торговлю внутри ЕС (в составе 27 стран), ведущим мировым экспортером в 2010 г. оставался Евросоюз (15% мирового экспорта), а на втором месте утвердился Китай (13.

3%).

В 2010 г. внешнеторговый оборот Китая не только восстановился до докризисного уровня, но и установил исторический рекорд. Объем экспорта продукции из Китая в 2010 году составил 1,57 трлн долл., увеличившись за год почти на треть.

Таким образом, проявления национальной модели выражаются в успехах страны на мировом рынке и постоянном стремлении к лидерству.

3.

3. Направления развития национальной модели менеджмента Китая в мировом бизнесе

На более 5000 лет исторического развития все национальности Китая, продемонстрировав удивительные трудолюбие и мудрость, создали блестящую Китайскую цивилизацию и единое многонациональное государство. Китайская цивилизация обладает уникальной протяженностью, всеобъемлемостью и открытостью. В ходе внешних обменов и контактов, насчитывающих долгие годы, китайский народ старательно учился у других наций и заимствовал их положительные и полезные качества, а также укреплял собственные силы и способности, внося огромный вклад в человеческую цивилизацию.

Сегодня Китай является великой цивилизацией Востока с населением, насчитывающим свыше 1,3 млрд. человек. Сейчас страна идет широкими шагами по пути модернизации. Мир, пристально следящий за процессом развития Китая, задается следующими вопросами: какой путь развития избрал Китай? В Китае в конце 90-х годов наметилось изменение положения в мировом хозяйстве. Экономика Китая стала более открытая для мирового сообщества [14].

В условиях современного социально — экономического развития мировых экономик происходит переход или скорее сращивание традиционного предприятия со стандартами мирового (или точнее западного) менеджмента. В Китае уже появился целый класс профессиональных управляющих, получивших западное образование и принявших западные ценности. В результате, в деятельность китайских предприятий вносятся не свойственные им раньше принципы: построение корпоративной культуры, поощрение талантливых и эффективно работающих сотрудников, поощрение предложений к руководству со стороны персонала, использование нематериальных стимулов и т. п. И пусть не покажется странным, что все перечисленное, так или иначе, относится к персоналу. Это и есть основное открытие для китайских менеджеров, поскольку эффективное управление организацией в целом всегда отличало китайские компании, но необоснованно завышенная роль руководства и полное отсутствие инициативности у персонала тормозило рост многих предприятий. Теперь, перенимая постулаты западного менеджмента, китайские бизнесмены переносят их на свои компании, адаптирую к национальным особенностям.

Будущее китайской модели менеджмента в развитии инновационности. Ключом для таких стран, как Китай, является переход от экономики, которая просто производит товары, разработанные в другом месте, к экономике, в которой укоренились инновации, творчество, а высокий уровень добавленной стоимости продукции создается внутри страны.

По мнению профессора Ричарда Ли-Хуа, ведущего мирового эксперта по инновациям, основателя и президента CAMOT, в условиях нестабильности мировой экономики, стремление Китая стать инновационным лидером к 2020 году является важным фактором глобального развития. Goldman Sachs и Всемирный банк прогнозируют превышение китайским ВВП американского в пределах 20 лет, примерно к 2030 году. Прогноз МВФ еще смелее: ВВП Китая превысит американский ВВП к 2016 году[23]. Тем не менее, масштабы экономического и инновационного потенциала являются разными понятиями.

Некоторые наблюдатели отмечают, что китайская экономика зависит от иностранных технологий и прямых иностранных инвестиций. Китай ищет основу для инноваций и реализации стратегии поддержания и модернизации своей экономики. Китай имеет 12,3% мирового объема R&D-расходов в 2010 году, уступая только США. Китай имеет 200 300 патентных заявок в 2008 году, занимает третье место после Японии и США. Однако авария высокоскоростного поезда в Вэньчжоу в июле поставила инновационную стратегию Китая под вопрос. The Wall Street Journal назвал инновации Китая «бумажным тигром». Очевидно, что это преувеличение западных СМИ. Если посмотреть на жизненный цикл продукта, есть определенный риск, когда технология только начинает применяться.

Ведется серьезная и продолжительная дискуссия о том, что Китай получает технологии, жертвуя своим рынком. Многие считают, что стратегия Китая сыграла значительную роль в развитии экономики и создании технологических возможностей, в то время как некоторые критики полагают, что Китай потерпел неудачу в доступе к ключевым технологиям (core technology).

Типичным примером, который всегда упоминается, является производство автомобилей китайской промышленности. Удивительно, что автомобили, произведенных в Китае, и используемые в Китае, почти все иностранных брендов. Признано, что китайских традиционные бренды, исследования и разработки (R&D) исчезают. Это заставляет людей думать, что необходимо полностью переосмыслить технологическую стратегию Китая в контексте предоставления рынка в обмен на технологии, особенно с учетом того, что «ключевые технологии (core technology) не могут быть куплены, а только разработаны самостоятельно».

При этом, General Motors и его китайские партнеры в 2010 году продали больше автомобилей в Китае (2,35 миллиона единиц), чем в США (около 2,2 млн. единиц). В интервью McKinsey, президент GM в Китае Кевин Уэйл объясняет важность коллективной инновационной деятельности в Китае и описывает быстрорастущий технический центр GM в Шанхае. Он также отмечает, что инновации в автомобильной промышленности Китая в большей степени сосредоточены в области коммерциализации моделей, чем в сфере технических достижений[23].

В Китае, наверное, используется больше инноваций при переходе к рынку и в сфере использования новых бизнес-возможностей, чем в технической сфере. Технические инновации отстают от остального мира в зрелости. Страна пытается развивать технический аспект так быстро, как может, но не имеет высокого научно-исследовательского потенциала выпускников, которым обладают другие страны.

То, что Китай делает лучше, чем любое другое место в мире — это инновации по коммерциализации, в отличие от постоянных исследований и совершенствования теории, как и на Западе. Когда у китайцев есть идея, они тестируют ее на рынке. Они делают 3 или 4 раунда коммерциализации, чтобы отредактировать идею, в то время как на Западе компании тратят столько же времени на исследования, испытания и проверки, прежде чем вывести продукт на рынок. Электрическое транспортное средство является хорошим примером. С китайской точки зрения, оно не будет идеальным, и они не пытаются сделать его совершенным с первого дня. Они сделают еще целый ряд усовершенствований, и они будут работать над ними параллельно с выяснением того, что клиенту на самом деле нравится и адаптацией продукта к этому. Это инновационный способ создания инноваций, и то, что остальная часть мира изо всех сил пытается понять.

Многие показатели и статистические данные, такие как количество научно-технических работ, опубликованных китайскими исследователями в международных журналах, объем инвестиций в R&D, и количество патентов, показывают, что наука в Китае и его технический потенциал развивались весьма активно.

КНР стоит в первых рядах в области исследований нанотехнологий. Восемь НИИ и вузов Китая вошли в число 50 крупнейших мировых научно-исследовательских учреждений, занимающихся исследованиями и разработкой нанотехнологий.

В настоящий момент по ряду разработок в сфере нанотехнологий Китай достиг передового мирового уровня или приблизился к нему. Китайские ученые получили научные результаты и опубликовали статьи в известных научных изданиях, которые признаны и цитируются ведущими учеными в этой области.

Китайский университет Цинхуа является одним из мировых лидеров в области исследования нанотехнологий и занимает второе место в мире после Калифорнийского университета по количеству опубликованных научных статей по проблемам нанотехнологий.

В настоящее время в Китае имеется около 200 биотехнологических лабораторий, финансируемых государством и местными правительствами; работают до 40 тыс. сотрудников, специализирующихся в области биотехнологий.

Значение инновационной политики для китайского общества не ограничивается сферами науки и техники или только экономики. Дальнейшее проведение инновации в Китае требует прорыва в области развития человеческой индивидуальности.

В этой связи наряду с другими мерами в Китае активно проводятся мероприятия по популяризации научно-технических знаний, достижений и инноваций. Правовую базу под такую популяризаторскую деятельность подвел Закон КНР о распространении науки и техники, который действует с июня 2002 года. Он требует достижения поставленных целей усилиями всего общества.

В начале 2002 года Научно-техническое общество Китая совместно с профильными ведомствами разработало и стало претворять в жизнь Программу повышения научно-технического уровня всего народа. В ее рамках непрерывно проводятся следующие мероприятия: «10 тысяч научно-популярных книг», «10 тысяч научно-популярных схем», «10 тысяч научно-популярных докладов», «10 тысяч научнопопулярных консультаций» и «10 тысяч научнопопулярных фильмов». В стране насчитывается свыше 200 базовых структур по популяризации науки и техники, более 10 тыс. галерей популяризации науки и техники. К концу 2002 года в Китае действовали 425 павильонов науки и техники.

Ежегодно издается 7−8 тыс. наименований научно-популярной литературы.

Начиная с 2001 года ежегодно в мае проводится общенациональная кампания — Всекитайская неделя науки и техники.

В рамках недели организуются выставки новейших китайских и зарубежных книг, показ видеои аудиопродукции, крупные массовые мероприятия по популяризации науки и техники, конкурсы, поощряющие научно-техническое новаторство. Кроме того, Научно-техническое общество КНР, Академия наук Китая, Министерство просвещения, ЦК комсомола Китая проводят симпозиумы[9, с.63].

В то же время, исследовательская среда Китая часто подвергалась критике, как противодействующая индивидуальному творчеству, а также имеющая политическую подоплеку.

Амбиции Китая «стать инновационно-ориентированной страной до 2020 года» являются не просто частью долгосрочного стратегического плана. Реализуются политические инициативы в отношении развития науки и техники (S&T). Уровень мастерства Китая в области науки и технологий растет и опирается на национальную сеть S&T-исследований, в которую входят 5400 национальных правительственных учреждений, 3400 университетов, аффилированных с научно-исследовательскими учреждениями. Работают 13 000 исследовательских институтов в крупных государственных предприятиях и 41 000 неправительственных научно-ориентированных предприятий.

Руководство страны отчетливо понимает необходимость повысить степень внедрения достижений науки и техники в производство, увеличить собственные способности предприятий к переоснащению оборудованием. На практике это означает глубокую научно-техническую реконструкцию промышленной системы, переход от затратной экономики к интенсивной, ресурсосберегающей, наукои техникоемкой. Таким образом, Китай, ориентируясь на полезные для него модели западного менеджмента, стремится, используя свою национальную модель создавать инновационную модель экономики.

Заключение

В Китае проведение экономической реформы аналитиками рассматривается как составная часть преобразования китайского общества по всем его направлениям. Политические и идеологические институты определяют, как правило, рамки и ограничения для выбора хозяйственных мероприятий и являются значимыми факторами экономической политики. Идеологические институты, которые зачастую имеют наибольшую инерционность в связи с их укорененностью в национальном сознании, корректировались в Китае наиболее осторожно.

Китайская модель менеджмента выделяется своеобразием подхода управления и во многом, отличается от западноевропейских моделей. Если западная система управления и организации традиционно отдает приоритет крупным формам производства и бизнеса (они открывают возможности экономии на размерах производства и совокупных издержках, повышая норму и массу прибыли), то китайский вариант исходит из преимуществ мелкой и мельчайшей фирмы.

Современная система управления в Китае является достаточно эффективной. Будущее китайского менеджмента зависит от изменений во внешней экономической среде, определяемых, прежде всего, повышением роли Китая в мировой экономике и процессами глобализации. Вступление в ВТО постепенно приведет к снижению (снятию) барьеров на пути импорта и будет усиливать связи между внешней и внутренней экономической средой.

Обращение к анализу менеджмента в Китае позволяет выделить важность государства и общества в рамках деятельности компаний и корпораций.

Менеджмент в Китае, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Китайский менеджмент основывается на принципе: «Дела зависят от человеческого отношения». Это подчеркивает сугубо философский подход к менеджменту. Кроме того как отмечалось важное значение имеет роль государства. Так, например, существует перечень отраслей, утвержденный Правительством Китая, в котором указываются отрасли в сфере которых не рекомендуется или запрещается открывать фирму.

Исходя из западной модели менеджмента, центральное место отводится обеспечению лояльности работника своей компании. Китайский опыт, в свою очередь, свидетельствует о прямо противоположном подходе. Западная система исходит из необходимости децентрализации управления, когда важные блоки функций делегируются менеджерам среднего и низшего звена, а также неуправленческому персоналу. Китайский вариант исходит из обратного подхода — чем важнее задача, тем меньше следует делегировать полномочия по ее реализации.

Список использованной литературы и электронных источников данных

Барышников Ю. Н. Модели управления персоналом: Зарубежный опыт и возможность его использования в России. М., Изд-во РАГС, 2011. 299 с.

Блячман Л.С., Галенко В. П., Минкин А. В.

Введение

в менеджмент.

СПб.: УЭФ, 2010. 499 с.

Вершигора Е. Е. Менеджмент: Учебное пособие — 2 -е издание, переработка и дополнение.

М.: Инфра — М, 2011.-359 с.

Гришин Р. И. Менеджмент. Книга 1. М.: «Аист», 2009.-465 с.

Дерябина М., Кирдина С. Китай, новая траектория реформwww.kirdina.ru/doc/news/25sep11/nocover/2.pdf

Дубина А. С. Маркетинг. Учебник.

М. ИНФРА-М, 2011. 421 с.

Зудина Л. Н. Организация управленческого труда.

М.: ИНФРА-М, 209. 514 с.

Кравченко А. И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический проект, 2012. 389 с.

Кузык Б.Н., Титаренко М. Л. Китай — Россия-2050, стратегия соразвития.

М.:РАН, 2006; 433 с.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.

М.: Дело, 2010. 702 с.

Стратегия превращения Китая в супериндустриальное государство/ отв. ред. М. Л. Титаренко. — М.:Памятники исторической мысли, 2002.-200 с.

Токарская Н.М., Солодова Н. Г. Стратегия фирмы в области управления человеческими ресурсами: зарубежный опыт. ИГЭА. — Иркутск.- 2008. — 399 с.

Ульянова М. А. Менеджмент.

М.: «Лотос-Про

ФФ", 2007.-369 с.

Кибанов А. Мотивы соучастия персонала в деятельности организации и модели корпоративного управления // Кадровый менеджмент.- 2008. № 12

Определение потребностей в обучении в московских и региональных компаниях // Всероссийский кадровый конгресс.- 2002. 8 февраля Электронный ресурс:

http://takievremena.com/osobennosti-razvitiya-ekonomiki-kitaya (дата обращения 15.

04.2012 г.)

Электронный ресурс:

http://allchina1.com/rol-kitaya-v-mirovoy-ekonomike.html (дата обращения 15.

04.2012 г.)

Жуджунь Дин, Ковалев М. М. Феномен экономического роста Китая.

Мн.: БГУ, 2008.-446 с.

Электронный ресурс:

http://www.neg.by/publication/201105_06_14 586.html?print=1(дата обращения 20.

03.2013 г.)

Электронный ресурс:

http://www.fondsk.ru/pview/2011/07/07/ne-rano-li-proschatsja-s-goskapitalizmom-ii.html (дата обращения 15.

03.2013 г.)

Электронный ресурс:

http://www.daokedao.ru/2011/05/06/srednyaya-zarplata-v-gossektore-kitaya-pochti-v-dva-raza-vyshe-chem-v-chastnom-sektore/(дата обращения 21.

03.2013 г.)

Электронный ресурс:

http://bhoga.ru/article/327/konfutsianstvo-kak-osnova-sovremennoi-kitaiskoi-ideologii (дата обращения 24.

03.2013 г.)

Электронный ресурс:

http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2524(дата обращения 17.

03.2013 г.)

Электронный ресурс:

http://scsgroup-consult.com/ru/articles/kitai_na_mirovom_rinke_chast3(дата обращения 25.

03.2013 г.)

Электронный ресурс: www.globfin.ru (дата обращения 17.

03.2013 г.)

Электронный ресурс:

http://confinex.ru/charts.aspx?c=1&i=1413(дата обращения 17.

03.2013 г.)

http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/6242

Показать весь текст

Список литературы

  1. и электронных источников данных
  2. Ю.Н. Модели управления персоналом: Зарубежный опыт и возможность его использования в России. М., Изд-во РАГС, 2011.- 299 с.
  3. Л.С., Галенко В. П., Минкин А. В. Введение в менеджмент.- СПб.: УЭФ, 2010.- 499 с.
  4. Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие — 2 -е издание, переработка и дополнение.- М.: Инфра — М, 2011.-359 с.
  5. Р.И. Менеджмент. Книга 1.- М.: «Аист», 2009.-465 с.
  6. М., Кирдина С. Китай, новая траектория реформ- www.kirdina.ru/doc/news/25sep11/nocover/2.pdf
  7. А.С. Маркетинг. Учебник.- М. ИНФРА-М, 2011.- 421 с.
  8. Л.Н. Организация управленческого труда.- М.: ИНФРА-М, 209.- 514 с.
  9. А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический проект, 2012.- 389 с.
  10. .Н., Титаренко М. Л. Китай — Россия-2050, стратегия соразвития.-М.:РАН, 2006- 433 с.
  11. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: Дело, 2010.- 702 с.
  12. Стратегия превращения Китая в супериндустриальное государство/ отв. ред. М. Л. Титаренко. — М.:Памятники исторической мысли, 2002.-200 с.
  13. Н.М., Солодова Н. Г. Стратегия фирмы в области управления человеческими ресурсами: зарубежный опыт. ИГЭА. — Иркутск.- 2008. — 399 с.
  14. М.А. Менеджмент.- М.: «Лотос-ПроФФ», 2007.-369 с.
  15. А. Мотивы соучастия персонала в деятельности организации и модели корпоративного управления // Кадровый менеджмент.- 2008.- № 12
  16. Определение потребностей в обучении в московских и региональных компаниях // Всероссийский кадровый конгресс.- 2002.- 8 февраля
  17. Электронный ресурс: http://takievremena.com/osobennosti-razvitiya-ekonomiki-kitaya (дата обращения 15.04.2012 г.)
  18. Электронный ресурс: http://allchina1.com/rol-kitaya-v-mirovoy-ekonomike.html (дата обращения 15.04.2012 г.)
  19. Жуджунь Дин, Ковалев М. М. Феномен экономического роста Китая.-Мн.: БГУ, 2008.-446 с.
  20. Электронный ресурс: http://www.neg.by/publication/201105_06_14 586.html?print=1(дата обращения 20.03.2013 г.)
  21. Электронный ресурс: http://www.fondsk.ru/pview/2011/07/07/ne-rano-li-proschatsja-s-goskapitalizmom-ii.html (дата обращения 15.03.2013 г.)
  22. Электронный ресурс: http://www.daokedao.ru/2011/05/06/srednyaya-zarplata-v-gossektore-kitaya-pochti-v-dva-raza-vyshe-chem-v-chastnom-sektore/(дата обращения 21.03.2013 г.)
  23. Электронный ресурс: http://bhoga.ru/article/327/konfutsianstvo-kak-osnova-sovremennoi-kitaiskoi-ideologii (дата обращения 24.03.2013 г.)
  24. Электронный ресурс: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2524(дата обращения 17.03.2013 г.)
  25. Электронный ресурс: http://scsgroup-consult.com/ru/articles/kitai_na_mirovom_rinke_chast3(дата обращения 25.03.2013 г.)
  26. Электронный ресурс: www.globfin.ru (дата обращения 17.03.2013 г.)
  27. Электронный ресурс: http://confinex.ru/charts.aspx?c=1&i=1413(дата обращения 17.03.201
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ