Финансовое обеспечение муниципальных услуг дошкольного образования и его совершенствование (по материалам ДОУ № 18 г. Липецка)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 18 г. Липецка зарегистрировано регистрационной палатой администрации г. Липецка как Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 г. Липецка, свидетельство от 12.07.1995 № 1059; в Инспекции МНС России по Центральному району г. Липецка зарегистрировано как Муниципальное дошкольное… Читать ещё >
Финансовое обеспечение муниципальных услуг дошкольного образования и его совершенствование (по материалам ДОУ № 18 г. Липецка) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра «Финансы и кредит»
Специальность Финансы и кредит Специализация Государственные и муниципальные финансы ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ТЕМА: Финансовое обеспечение муниципальных услуг дошкольного образования и его совершенствование (по материалам ДОУ № 18 г. Липецка) Липецк 2014г
СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Экономическая сущность и основы деятельности бюджетных учреждений сферы дошкольного образования
1.1 Особенности организации дошкольного образования в РФ
1.2 Нормативно-правовое обеспечение финансирования дошкольного образования в РФ
1.3 Планирование источников финансирования
Глава 2. Анализ финансирования дошкольного образования (на примере ДОУ 18 г. Липецка)
2.1 Краткая характеристика ДОУ № 18 г. Липецка
2.2 Анализ расходов на образование бюджета города Липецка (за 2009;2013 гг.)
2.3 Особенности планирования финансово-хозяйственной деятельности (на примере ДОУ № 18 г. Липецка)
Глава 3. Совершенствование механизма финансирования дошкольного образования
3.1 Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта организации дошкольного образования
3.2 Совершенствование механизмов финансирования образовательной системы РФ
Заключение
Список использованных источников
бюджетный муниципальный услуга финансирование
ВВЕДЕНИЕ
Образование является сферой, которая определяет качество человеческого капитала и влияет на уровень экономического развития государства и его инновационную привлекательность. Страны, демонстрирующие высокие темпы экономического роста, в качестве приоритетных направлений государственной политики выделяют развитие образования и повышение уровня грамотности населения. При этом значительное внимание уделяется дошкольному образованию.
Дошкольный период — один из периодов становления личности. Дошкольное образование рассматривается как важнейший компонент всей системы образования, оказывающий влияние на качество человеческого капитала. В связи с этим финансовое обеспечение дошкольного образования, в большинстве стран предполагает государственное участие наряду с выделением средств родителями.
В Российской Федерации вопросы развития и финансового обеспечения дошкольного образования являются приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования.
Сложившийся механизм финансового обеспечения дошкольного образования в Российской Федерации в настоящее время отличается низкой результативностью; формы и методы предоставления бюджетных средств на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования не ориентированы на достижение высокой эффективности бюджетных расходов.
Главными недостатками финансирования расходов бюджета на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования являются несовершенство методических и правовых основ разработки финансирования государственных и муниципальных заданий, что приводит к низкой эффективности мер государственной политики, направленных на развитие и повышение качества дошкольного образования.
В связи с этим вопросы уточнения методологических основ финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного образования в настоящее время являются актуальными. Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы: учебник / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 704 с.
Целью данной работы является изучение механизма финансирования бюджетных учреждений дошкольного образования, выявление и анализ проблем данной сферы, а также поиск методов совершенствования механизма финансирования ДОУ.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
— изучить теоретические основы деятельности и источники финансирования бюджетных учреждений сферы дошкольного образования;
— проанализировать существующий механизм финансирования дошкольных образовательных учреждений;
— рассмотреть совершенствование формирования механизма финансирования дошкольных учреждений.
Объектом изучения выступают дошкольные образовательные учреждения.
Предметом изучения является механизм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного образования.
В качестве методов исследования применялись: метод статистического анализа, сравнительный метод, прогнозирование, изучение нормативно-правовой базы. Анализ фактического материала представлен в качестве таблиц, диаграмм, рисунков.
Методологическую основу изучения составляют: нормативно-правовые акты, учебная литература, материалы периодических изданий.
Структура и объем работы обусловлены целью, задачами и логикой проведенного изучения. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 34 источников.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Особенности организации дошкольного образования в РФ Дошкольные образовательные учреждения являются первым уровнем системы государственного образования.
Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения, которое реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в том числе особенности образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
Дошкольное образование можно получить как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и в форме семейного образования. Образовательное учреждение осуществляет не только получение дошкольного образования, но и присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
Функционирование образовательных учреждений осуществляется с помощью федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, который разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный государственный образовательный стандарт определяет:
— формы обучения по образовательной программе, которая, в свою очередь, определяет содержание дошкольного образования;
— формы получения дошкольного образования;
— сроки получения дошкольного образования;
— требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования;
— самостоятельную разработку и утверждение образовательными организациями образовательных программ дошкольного образования.
Основные задачи дошкольного образовательного учреждения на рис. 1. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (поглавный) (под. ред. В.Е. Усанова). — ЮРКОМПАНИ, 2013 — 475 С.
Рисунок 1. Основные задачи ДОУ В группах осуществляется образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации: рис. 2.
Рисунок 2. Группы в образовательных дошкольных организациях Образовательная организация самостоятельно определяет режим работы в соответствии со своим уставом по пятидневной или шестидневной рабочей неделе.
Группы имеют право функционировать в режиме:
— полного дня (12-часового пребывания);
— сокращенного дня (8 — 10,5-часового пребывания);
— продленного дня (13 — 14-часового пребывания);
— кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания.
По желанию родителей (законных представителей) группы могут функционировать также в выходные и праздничные дни.
Родители (законные представители) воспитанника имеют права без взимания платы на получение консультативной, методической, диагностической, психолого-педагогической помощи.
Для функционирования дошкольных образовательных учреждений, которые осуществляют воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, разрабатываются адаптированная образовательная программа и индивидуальная программа реабилитации инвалидов.
В ДОУ создаются специальные условия, включающие в себя использование образовательных программ и специальных методов воспитания, обучения и развития таких детей, а именно:
— проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
— специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
— специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
— предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь.
В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается: рис. 3.
Рисунок 3. Группы детей с ограниченными возможностями здоровья Численность детей с ограниченными возможностями здоровья в группах должно быть не более 15 человек. Образование этих детей может осуществляться как в отдельных специализированных учреждениях, так и вместе с другими. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»
1.2 Нормативно-правовое обеспечение финансирования дошкольного образования в РФ Финансовое обеспечение деятельности дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Бюджетные ассигнования на дошкольное образование являются финансовой гарантией конституционных прав граждан.
В Российской Федерации ведущим источником финансового обеспечения расходов на образование становятся средства бюджетов разных уровней.
Бюджетные ассигнования, предназначенные на дошкольное образование, поступают по каналам, прежде всего, местных бюджетов, бюджетов субъектов и федерального бюджета.
За федеральным уровнем закреплено предоставление средств на следующие цели: содержание образовательных учреждений федерального ведения; осуществление федеральных образовательных программ; на образовательные субвенции в пределах трансфертов нуждающимся в финансовой поддержке регионам.
В современных условиях происходит передача ответственности за финансирование образования с федерального на региональный и муниципальный уровни.
Механизм бюджетного финансирования дошкольных образовательных учреждений основывается на следующих принципах:
— деятельность дошкольных образовательных учреждений финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними;
— финансирование дошкольных образовательных учреждений осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому виду и категории дошкольного образовательного учреждения;
— органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах собственных средств устанавливают государственные (региональные) нормативы бюджетного финансирования;
— государственный норматив бюджетного финансирования определяет минимальные затраты на финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования, включая затраты на оплату труда работников дошкольного образовательного учреждения, приобретение учебного оборудования, пособий, на социальные услуги, финансируемые из бюджета, затраты на хозяйственные расходы, кроме коммунальных расходов;
— государственный норматив бюджетного финансирования применяется при расчете субвенций местным бюджетам и объемов прямого финансирования дошкольных образовательных учреждений в случае соучредительства.
Таким образом, дошкольное образовательное учреждение — это бюджетная организация, финансируемая собственником полностью или частично. Целью финансирования является обеспечение деятельности учреждения финансовыми ресурсами. «Конституция Российской Федерации» (принята народным голосованием 12.12.1993)
Дошкольное образование относится к сфере продуктивных вложений. Учитывая важность системы дошкольного образования, уделяется большое внимание развитию данной сферы: разрабатываются специальные программы, расширяются и совершенствуются источники финансирования. Во многих странах мира главным источником финансирования расходов на дошкольное образование являются средства бюджета. Бюджетные средства составляют более 80% от общего объема финансирования. Основными источниками финансирования дошкольного образования на сегодняшний день являются местный (ведомственный) бюджет и родительская плата. Согласно существующим нормам, размер родительской платы не должен превышать 20% от стоимости содержания ребенка. При этом для ряда категорий предусмотрены существенные льготы, вплоть до полной отмены родительской платы.
Но, учитывая скудость финансирования детских садов, особое значение для нормального существования дошкольного образовательного учреждения приобретают внебюджетные источники финансирования.
К наиболее распространенным внебюджетным источникам финансирования детского сада относятся:
— шефская помощь;
— благотворительные и спонсорские взносы;
— добровольные родительские пожертвования;
— благотворительные взносы «Милосердие»;
— доходы от предпринимательской деятельности образовательного
учреждения: родительская плата, оказание платных услуг, сдача металлолома, сдача в аренду помещений: рис. 4.
Рис. 4. Состав источников формирования финансовых ресурсов Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что источниками финансирования дошкольных образовательных учреждений являются: ассигнования из федерального бюджета (субвенции); средства бюджета субъектов Федерации; ассигнования из местного бюджета; средства внебюджетных фондов.
В уставе образовательного учреждения, оказывающего платные образовательные услуги и осуществляющего предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, в обязательном порядке указываются основные характеристики организации его деятельности, в том числе:
— наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
— осуществление предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
— порядок распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Привлекаемые внебюджетные средства зачастую полностью направляются на покрытие текущих расходов (выплату заработной платы, уплату коммунальных услуг и так далее). Но в настоящее время все чаще привлеченные денежные средства стали направляться и на улучшение материально-технической базы образовательных учреждений.
Объем благотворительных средств заранее предусмотреть, спрогнозировать невозможно. Он зависит от усилий всех участников образовательного процесса. Отличительная особенность этого источника в том, что благотворитель, а не благополучатель определяет порядок использования средств, тогда как доход от самостоятельной коммерческой деятельности учреждения используют по своему усмотрению.
Согласно приказу № 1216 от 29.09.2014 года «Об утверждении размера родительской платы за предоставление услуги по присмотру и уходу за детьми в образовательных учреждениях города Липецка, реализующих образовательные программы дошкольного образования», в соответствии с пунктом 2 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с 01.10.2014 установлен размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за предоставление услуги по присмотру и уходу за детьми в образовательных учреждениях города Липецка, реализующих образовательные программы дошкольного образования на территории города Липецка:
— в размере 1640 рублей в месяц для детей посещающих группы дневного пребывания;
— в размере 1720 рублей в месяц для детей посещающих группы круглосуточного пребывания;
— в размере 1000 рублей в месяц для детей посещающих группы кратковременного пребывания;
— в размере 1390 рублей в месяц для детей посещающих группы дневного пребывания при отсутствии прачечной и осуществлении питания детей через сторонние организации;
— в размере 990 рублей в месяц для детей посещающих семейные группы.
Освобождаются родители от платы за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, если:
— дети-инвалиды;
— дети — сироты;
— дети, оставшиеся без попечения родителей;
— дети с туберкулезной интоксикацией;
— оба родителя инвалиды 1 и 2 группы;
— ребенок посещает группу компенсирующей направленности: для глухих детей, для слабослышащих детей, для детей с задержкой психического развития, для детей с умственной отсталостью, для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, для детей с аутизмом;
— родитель ребенка, посещающего муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Липецка, является работником муниципального дошкольного образовательного учреждения города Липецка, относящимся к категории технического или младшего обслуживающего персонала;
— родитель ребенка, посещающего муниципальное общеобразовательное учреждение, реализующее образовательную программу дошкольного образования на территории города Липецка, является работником муниципального общеобразовательного учреждения, реализующего образовательную программу дошкольного образования на территории города Липецка, относящимся к категории технического или младшего обслуживающего персонала.
Плату за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в размере 50% от установленных размеров:
— один из родителей инвалид 1 и 2 группы;
— один из родителей участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986;90 годах, а также один из родителей эвакуирован из зоны отчуждения или переселен из зоны отселения;
— одинокие матери, которые воспитывались в детском доме;
— родитель ребенка (законный представитель) имеющий трех и более несовершеннолетних детей;
— родитель ребенка, посещающего муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Липецка, является педагогическим работником муниципального дошкольного образовательного учреждения города Липецка;
— родитель ребенка, посещающего муниципальное общеобразовательное учреждение, реализующее образовательную программу дошкольного образования на территории города Липецка, является педагогическим работником муниципального общеобразовательного учреждения, реализующего образовательную программу дошкольного образования на территории города Липецка.
Плату за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в размере 70% от установленных размеров:
— одиноким матерям;
— семьям, в которых потерян один из родителей (на ребенка назначена пенсия по случаю потери кормильца).Приказ Департамента образования администрации города Липецка от 29.09.2014 № 1216 «Об утверждении размера родительской платы за предоставление услуги по присмотру и уходу за детьми в образовательных учреждениях города Липецка, реализующих образовательные программы дошкольного образования»
Умелое привлечение средств из внебюджетных источников часто становится основой благополучия детского сада, стабильное финансирование открывает перед дошкольным учреждением возможности не просто выжить, а развивать материально-техническую базу, воплощать в жизнь современные педагогические программы и при этом привлечь и сохранить самые лучшие, опытные педагогические кадры.
1.3 Планирование источников финансирования Бюджетное финансирование — это финансирование, которое осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому типу, виду и категории дошкольного образовательного учреждения.
В основу расчета норматива финансирования детских дошкольных образовательных учреждений (НФД) положены следующие принципы:
норматив финансирования ДОУ является составным, и содержит следующие части: норматив финансирования образовательных услуг, реализуемых ДОУ (НФД1), и норматив финансирования услуг по содержанию детей в ДОУ (НФД2);
формирование величин НФД производится путем установления нормативных соотношений между фондом оплаты труда (ФОТ) и фондом материального обеспечения (ФМО);
включение в расчетные величины НФД прямых текущих расходов, непосредственно влияющих на стоимость обучения и стоимость содержания одного воспитанника в рамках реализации образовательных программ, являющихся минимально необходимыми;
расходы, обеспечивающие жизнедеятельность ДОУ, относящиеся и к образованию, и к содержанию воспитанников в ДОУ, включаются в соответствующие нормативы пропорционально установленному соотношению (ФОТ педагогических работников и ФОТ хозяйственного персонала).
В норматив бюджетного финансирования не включаются: долгосрочные расходы на содержание зданий и сооружений, приобретение дорогостоящего оборудования, мебели, текущий и капитальный ремонты.
Расходы, не включенные в НФП, финансируются дополнительно.
Норматив фонда оплаты труда (ФОТ) включает:
оплату труда по тарифным ставкам в соответствии со средневзвешенными квалификационными разрядами работников образовательных учреждений по муниципальному образованию, исходя из нормативной численности персонала;
надбавки за вредные условия труда и режим работы;
оплату труда лиц, замещающих уходящих в отпуск (10% тарифного ФОТ);
надтарифную части заработной платы, выполняющей стимулирующую функцию;
начисления во внебюджетные фонды;
компенсационные выплаты на приобретение книгоиздательской продукции.
Норматив фонда материального обеспечения ФМО формируется исходя из нормативов натурального объема и потребности учреждений и действующих цен на соответствующие услуги и учитывает расходы на:
медикаменты и перевязочные материалы;
мягкий инвентарь и обмундирование;
оплату ГСМ;
прочие расходные материалы и предметы снабжения;
транспортные расходы;
оплату услуг связи;
оплату содержания помещений;
прочие текущие расходы на закупку материалов и оплату услуг;
коммунальные услуги.
Норматив финансирования реализации образовательных программ ДОУ включает затраты:
на стоимость стандартной педагогической услуги (годовой ФОТ педагогического персонала, ФОТ административно-управленческого и ФОТ вспомогательного персонала, согласно установленному соотношению, надтарифный фонд, начисления по единому социальному налогу);
на компенсационные выплаты на приобретение книгоиздательской продукции;
на транспортные расходы на командировки и служебные разъезды педагогических работников и административного персонала;
на расходы на обеспечение образовательного процесса (методическое обеспечение образовательного процесса, игрушки, пособия, культмассовую работу, подписку);
хозяйственные расходы (частично);
услуги связи (частично);
услуги по содержанию зданий, территорий (частично);
прочие услуги (мед. осмотры, сан. подготовка, услуги банка, инкассации), частично.
Расчет стоимости педагогической услуги в ДОУ, реализующей различные образовательные программы, осуществляется на одного обучающегося по стандартным программам, с учетом коэффициента удорожания услуги в связи с законодательно закрепленными различиями (группы коррекции, кратковременного пребывания) и статусом образовательного учреждения.
Норматив финансирования стоимости педагогической услуги ДОУ определяется исходя из базовых показателей:
числа детей в группе (для детей от 1 года до 3 лет ясельные группы — 15 человек, от 3 лет до семи лет садиковые группы — 20 человек);
количества часов образовательной программы (по часам пребывания детей в группе в день — 12 часов);
уровня ставки по тарифной сетке в соответствии со средневзвешенным разрядом педагогических работников по муниципальному образованию;
коэффициента удорожания педагогической услуги.
Коэффициент удорожания педагогической услуги учитывает:
разную стоимость услуги в зависимости от режима обучения;
обучение программам дополнительного образования;
повышенную стоимость образовательной услуги, для обучающихся специализированным программам (группы коррекции, логопедические группы).
В связи с повышением квалификационной категории, стажа работы возможно введение дополнительного коэффициента, повышающего фонд оплаты труда в ДОУ.
Расходы на материальное обеспечение образовательного процесса (ФМО) рассчитываются на одного воспитанника исходя из экономических нормативов в соответствии со сложившимися расходами, в процентном отношении к общему нормативу ФОТ.
Норматив финансирования ДОУ (НФД2) на содержание детей в детских образовательных учреждениях включает затраты на:
оплату труда хозяйственного персонала;
ФОТ административно-управленческого и вспомогательного персонала согласно установленным соотношениям ФОТ;
надтарифный фонд оплаты труда;
хозяйственные расходы (частично);
оплату услуг связи (частично);
оплату услуг по содержанию имущества (частично);
прочие расходы (услуги банка, инкассации), частично;
стоимость используемых материальных запасов, необходимых для содержания ребенка в ДОУ;
коммунальные услуги.
Норматив фонда материального обеспечения рассчитывается на одного воспитанника исходя из экономических нормативов соответственно сложившимся расходам, в отношении к общему размеру норматива ФОТ.
Внебюджетные доходы — это средства, получаемые образовательным учреждением от выполнения работ, оказания услуг, реализации по договорам гражданско-правового характера и иные поступления, кроме бюджетного финансирования, средства возмещающие расходы по созданию товарной услуги — образовательной деятельности.
Такими средствами являются:
доходы, полученные за счет оказания дополнительных платных услуг;
добровольные пожертвования и целевые взносы физических (добровольные пожертвования от родителей воспитанников) и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и иностранных юридических лиц;
доходы, полученные образовательным учреждением от предпринимательской деятельности, предусмотренной его уставом.
Предоставление платных образовательных услуг образовательными учреждениями, как правило, подпадает под определение предпринимательской деятельности, предусмотренное ст. 2 ГК РФ, а также под понятие «коммерческая деятельность», используемое в Налоговом кодексе РФ. «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 18.12.2006 № 230-ФЗ
Платные услуги — хороший источник привлечения дополнительных средств. В постановлении Правительства Российской Федерации № 706 от 15.08.2013 года «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» определено, что образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. Кроме образовательных услуг, учреждение может оказывать и другие платные услуги. Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
В приведенном перечне не каждая услуга может оказываться за плату. В письме МО РФ от 21.07.95 г. № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг» разъясняется, что услуги, оказываемые в рамках основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, согласно статусу образовательного учреждения и направленные на совершенствование образовательного процесса, не рассматриваются как платные дополнительные образовательные услуги, и привлечение на эти цели средств родителей не допускается. Например, коррекция речевых недостатков в логопедической группе не может проводиться как платная дополнительная услуга, поскольку это основная деятельность специализированного детского сада, напротив, в обычном детском саду такую услугу можно отнести к дополнительным услугам. Нельзя взимать плату с родителей за снижение наполняемости групп, комплектование групп по семейному типу.
Порядок действий руководителя при организации платных услуг:
— изучить спрос в дополнительных образовательных услугах и определить предполагаемый контингент обучающихся;
— создать условия для предоставления платных дополнительных образовательных услуг с учетом требований по охране и безопасности здоровья обучающихся;
— указать в уставе образовательного учреждения перечень планируемых платных дополнительных образовательных услуг и порядок их представления;
— получить лицензию на, те виды деятельности, которые будут организованы в данном образовательном учреждении в виде платных дополнительных образовательных услуг с учетом запросов обучающихся, соответствующей учебно-материальной базы и наличия специалистов;
— заключить договор с заказчиком на оказание платных дополнительных образовательных услуг, предусмотрев в нем: характер оказываемых услуг, срок действия договора, размер и условия оплаты предоставляемых услуг, а также иные условия.
Иная приносящая доход деятельность — это деятельность, которая не обладает совокупностью юридически значимых признаков предпринимательской деятельности. Нередко под иной деятельностью понимается также получение «пассивных» доходов, например: от сдачи в аренду помещений, пожертвований граждан и организаций, дивидендов от участия в коммерческих организациях, процентов по ценным бумагам и остаткам банковских счетов и т. п.
Как правило, такая «иная приносящая доход деятельность» не связана технологически с основной деятельностью и направлена исключительно на получение дополнительного финансирования. Получение доходов от такой деятельности допускается только в случаях, специально предусмотренных законом.
Дополнительный доход может быть получен также в связи с выплатой неустойки (штрафа, пени) контрагентом учреждения по договору. Налоговое законодательство, как правило, относит подобного рода доходы к «внереализационным доходам» и отличает их от доходов, полученных от предпринимательской (коммерческой) деятельности, которые в части превышения расходов считаются прибылью учреждения.
Представляется, что «пассивные» доходы, для получения которых не требуется активных или систематических действий со стороны учреждения, следует перечислять в его правовых документах в дополнение к указанию на доходы от приносящей доход деятельности.
Учреждение может получать доходы, не обусловленные и не связанные с его деятельностью: от аренды имущества, в виде целевых пожертвований, грантов, наследства по завещанию и (за исключением казенных учреждений) в виде дивидендов по акциям, прибыли от участия в коммерческих организациях, банковских процентов. Письмо Минобразования РФ от 21.07.1995 № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг»
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДОУ № 18 Г. ЛИПЕЦКА)
2.1 Краткая характеристика ДОУ № 18 г. Липецка
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 18 г. Липецка зарегистрировано регистрационной палатой администрации г. Липецка как Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 г. Липецка, свидетельство от 12.07.1995 № 1059; в Инспекции МНС России по Центральному району г. Липецка зарегистрировано как Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 18 г. Липецка, свидетельство от 06.08.2002 серия № 126 951. Новая редакция Устава принята в соответствии с частью 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правого положения государственных (муниципальных) учреждений», Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
Место нахождения (юридический и фактический адрес) ДОУ: 398 016, г. Липецк, ул. Гагарина, д. 93, корп.2.
Учредителем ДОУ является департамент образования администрации города Липецка.
Место нахождения Учредителя: 398 032, город Липецк, улица Космонавтов, д. 56 а.
Основные задачи ДОУ № 18 г. Липецка: рис. 5.
Рисунок 5. Основные задачи ДОУ Права ДОУ для реализации своих основных задач: рис. 6.
Рисунок 6. Права ДОУ для реализации своих основных задач Порядок комплектования ДОУ детьми определяется Учредителем и регулируется муниципальными правовыми актами.
Возраст детей, подлежащих приему в ДОУ, определяется в соответствии с действующим законодательством.
Количество и соотношение возрастных групп детей в ДОУ определяется Учредителем ежегодно исходя из имеющейся потребности и условий ДОУ.
В ДОУ функционируют группы, в режиме полного дня (12-ти часового пребывания) и группы круглосуточного пребывания детей.
В ДОУ функционируют группы компенсирующей направленности:
— для детей с задержкой психического развития;
— для детей с умственной отсталостью легкой степени;
— для детей с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени.
Комплектование групп варьируется в зависимости от контингента поступающих детей.
Прием детей производится на основании следующих документов в соответствии с направлением, выданным комиссией по комплектованию детьми ДОУ г. Липецка:
— заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
— заявления родителей (законных представителей) на имя заведующей ДОУ;
— документа, удостоверяющего личность одного из родителей (законных представителей);
— медицинского заключения установленной формы.
Наполняемость групп ДОУ определяется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении. При зачислении ребенка в ДОУ заключается Родительский договор.
2.2 Анализ расходов на образование бюджета города Липецка
(за 2009;2013 гг.)
На местные бюджеты возлагается большая ответственность, поскольку они распределяют государственные средства на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Большинство расходов местного бюджета связано с жизнеобеспечением человека, а также с социально-экономическим развитием соответствующих территорий.
Согласно экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные, в зависимости от их экономического содержания: рис. 7.
Рисунок 7. Расходы местных бюджетов Проведем анализ расходов бюджета города Липецка на основании решений Липецкого городского Совета депутатов об исполнении бюджета города Липецка за 2009;2013 годы (таблица 1) Решение Липецкого городского Совета депутатов от 27.05.2010 № 34 «Об исполнении бюджета города Липецка за 2009 год».
Таблица 1
Расходы бюджета города Липецка 2009;2013 годы в тыс. руб. | ||||||
Расходы на образование | 2 722 912,183 | 2 891 726,30 | 3 289 128,394 | 3 955 027,794 | 4 779 184,622 | |
Расходы на дошкольное образование | 958 297,081 | 947 911,757 | 1 211 392,926 | 1 378 979,864 | 1 820 745,515 | |
Расходы всего | 8 171 066,962 | 8 584 308,884 | 9 981 083,51 | 9 840 376,488 | 9 659 173,238 | |
Рассчитаем структуру расходов бюджета города Липецка с учетом финансирования образования.
1. 2 722 912,183 / 8 171 066,962 * 100% = 33,32%;
2. 958 297,081 / 8 171 066,962 * 100% = 11,73%;
3. 2 891 726,30 / 8 584 308,884 * 100% = 33,69%;
4. 947 911,757 / 8 584 308,884 * 100% = 11,04%;
5. 3 289 128,394 / 9 981 083,51 * 100% = 32,95%;
6. 1 211 392,926 / 9 981 083,51 * 100% = 12,14%;
7. 3 955 027,794 / 9 840 376,488 * 100% = 40,19%;
8. 1 378 979,864 / 9 840 376,488 * 100% = 14,01%;
9. 4 779 184,622 / 9 659 173,238 * 100% = 49,48%;
10. 1 820 745,515 / 9 659 173,238 * 100% = 18,85%.
По итогам расчетов сформируем таблицу (таблица 2)2 Решение Липецкого городского Совета депутатов от 28.04.2011 № 245 «Об исполнении бюджета города Липецка за 2010 год».
Таблица 2 Структура расходов бюджета города Липецка 2009;2013 годы в % | ||||||
Расходы на образование | 33,32 | 33,69 | 32,95 | 40,19 | 49,48 | |
Расходы на дошкольное образование | 11,73 | 11,04 | 12,14 | 14,01 | 18,85 | |
Расходы всего | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | |
Из анализа расходов бюджета г. Липецка мы видим, что расходы на образование в местном бюджете за 5 лет (2009;2013 гг.) в среднем составляют 37,92% от общих расходов. К 2013 году расходы на образование стали составлять почти 50% всех расходов. Дошкольное образование, в свою очередь, в среднем составляет 13,55% всех расходов, а именно, в 2009 году — 11,73% (958 297,081 тыс. руб.), в 2010 году — 11,04%, что оказалось меньше на 10 385,324 тыс. руб., чем в предыдущем году, в 2011 году — 12,14% (1 211 392,926 тыс. руб.), в 2012 году — 14,01% (1 378 979,864 тыс. руб.), в 2013 году расходы бюджета на дошкольное образование составили на 4,84% (441 765,65 тыс. руб.) больше чем в 2012 году. Что связано с увеличением расходов на целевые программы муниципальных образований, адресную инвестиционную программу г. Липецка, на реконструкцию некоторых МОУ СОШ под детские сады — дошкольное образование; увеличение расходов на общее образование связано с федеральной целевой программой, подпрограммой, со строительством школы в новом микрорайоне. В 2013 году на детские дошкольные учреждения было израсходовано 1 215 837,133 тыс. руб. Также были увеличены расходы на заработную плату центральному аппарату и персоналу, что повлекло за собой увеличение ФОТ и страховых взносов.
Теперь проанализируем динамику расходов на образование из бюджета города Липецка (таблица 3) Решение Липецкого городского Совета депутатов от 29.05.2012 № 453 «Об исполнении бюджета города Липецка за 2011 год».
1. (2 891 726,30 — 2 722 912,183) / 2 722 912,183 * 100% = 6,2%;
2. (947 911,757 — 958 297,081) / 958 297,081 * 100% = - 1,08%;
3. (8 584 308,884 — 8 171 066,962) / 8 171 066,962 * 100% = 5,06%;
4. (3 289 128,394 — 2 891 726,30) / 2 891 726,30 * 100% = 13,74%;
5. (1 211 392,926 — 947 911,757) / 947 911,757 * 100% = 27,8%;
6. (9 981 083,51 — 8 584 308,884) / 8 584 308,884 * 100% = 16,27%;
7. (3 955 027,794 — 3 289 128,394) / 3 289 128,394 * 100% = 20,25%;
8. (1 378 979,864 — 1 211 392,926) / 1 211 392,926 * 100% = 13,83%;
9. (9 840 376,488 — 9 981 083,51) / 9 981 083,51 * 100% = -1,41%;
10. (4 779 184,622 — 3 955 027,794) / 3 955 027,794 * 100% = 20,84%;
11. (1 820 745,515 — 1 378 979,864) / 1 378 979,864 * 100% = 32,04%;
12. (9 659 173,238 — 9 840 376,488) / 9 840 376,488 * 100% = -1,84%.
Таблица 3
Динамика расходов бюджета города Липецка 2009;2013 годы в % | ||||||
Расходы на образование | ; | 6,2 | 13,74 | 20,25 | 20,84 | |
Расходы на дошкольное образование | ; | — 1,08 | 27,8 | 13,83 | 32,04 | |
Расходы всего | ; | 5,06 | 16,27 | — 1,41 | — 1,84 | |
Расчеты нам показали динамику расходов. Расходы на образование имеют стойкую тенденцию к росту с 2011 года. Несмотря на то, что общие расходы в 2012 году Решение Липецкого городского Совета депутатов от 25.04.2013 № 625 «Об исполнении бюджета города Липецка за 2012 год» уменьшились на 1,4% (140 707 тыс. руб.), в 2013 году — на 1,84% (181 203 тыс. руб.) по сравнению с 2011 и 2012 гг. соответственно. Это говорит об увеличении финансирования системы образования в общей структуре расходов и, как следствие, о развитии данной сферы.
Проведенный вертикальный и горизонтальный анализ бюджета города Липецка по исполнению позволяет сделать ряд выводов:
1. Объем расходов бюджета в 2013 году относительно 2012 года сократился, что связано:
— с исполнением бюджета города Липецка по расходам на 8% меньше уточненного плана;
— с неполным освоением межбюджетных трансфертов, а также городских целевых программ.
2. За 2009;2013 гг. проявляется положительная динамика, как всего образования на местном уровне, так и дошкольного образования в частности. Это связано:
— с неоднократной индексацией заработной платы сотрудникам образовательных учреждений, что повлекло за собой увеличение фонда оплаты труда;
— со строительством новых школ и детских садов в новых микрорайонах города Липецка, строительство которых продолжается и сейчас;
— с объединением малогрупповых дошкольных учреждений с крупными детскими садами, что позволило эффективнее расходовать бюджетные средства;
— с ростом контингента в образовательных учреждениях;
— с ростом капитального и текущего ремонта в образовательных учреждениях.
3. Структура расходов бюджета города Липецка отражает социальную направленность, это проявляется и в финансировании системы образования, как показано в таблице 2 Решение Липецкого городского Совета депутатов от 29.04.2014 № 834 «Об исполнении бюджета города Липецка за 2013 год», доля бюджетных расходов по этому направлению в 2013 году достигла практически половины всех затрат, параллельно с этим увеличилась доля затрат и дошкольного образования, это связано:
— с улучшением формирования программного бюджета, связанного с разработкой муниципальных программ;
— с оптимизацией сети образовательных муниципальных учреждений и повышением качества оказываемых ими услуг;
— с решением вопросов по изысканию дополнительных резервов для покрытия всех запланированных расходов;
— с целью реализации государственной социальной политики на строительство и создание дополнительных мест в детских садах, что позволило привлечь дополнительно на модернизацию региональной системы средства федерального бюджета.
2.3 Особенности планирования финансово-хозяйственной деятельности (на примере ДОУ № 18 г. Липецка) В 2010 г. был принят Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
До 2011 года бюджетные учреждения финансировались из бюджета по смете и самостоятельно расходовали средства, полученные от предпринимательской деятельности. Федеральным законом № 83-ФЗ были введены три типа учреждений: казённые, бюджетные и автономные. Казённые учреждения продолжают финансироваться на основании сметы, но доходы от предпринимательской деятельности таких учреждений поступают в бюджет, обезличиваются и подлежат перераспределению в ходе формирования и утверждения бюджета. Финансирование бюджетных учреждений осуществляется на основании государственного задания. Оно не предполагает 100 процентное покрытие расходов учреждения, и в течение года может быть уменьшено при соответствующем уменьшении государственного задания. Доходы от предпринимательской деятельности такие учреждения расходуют самостоятельно. Таким, образом, государство получило возможность сокращения бюджетного дефицита за счет сокращения расходов, в том числе на образование и здравоохранение. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
В апреле 2013 г. был принят № 44 — ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Цель контрактной системы — внедрение единого прозрачного цикла формирования, размещения госзаказа и исполнения госконтрактов. Призван заменить Закон о размещении государственных (муниципальных) заказов. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг обеспечения государственный и муниципальных нужд»
В целях реализации государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2013 г. № 293-р была утверждена Концепция реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года. В рамках реализации указанной Концепции были осуществлены следующие мероприятия:
— переведены счета, ранее открытые в кредитных организациях получателям средств федерального бюджета, на лицевые счета, открытые в территориальных органах Казначейства России;
— централизованы операции по осуществлению расходов и учету доходов федерального бюджета на уровне территориальных органов Казначейства России;
— обеспечен учет и распределение доходов на счетах, открытых территориальным органам Казначейства России в Банке России на балансовом счете № 40 101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» в каждом из субъектов Российской Федерации;
— введена система электронного документооборота между территориальными органами Казначейства России и обслуживаемыми ими участниками бюджетного процесса федерального уровня;
— введена система электронного обмена полноформатными документами между Банком России и Казначейством России;
— открыт единый казначейский счет для учета доходов и средств федерального бюджета в валюте Российской Федерации (далее — единый казначейский счет), позволивший сконцентрировать остатки доходов и средств федерального бюджета на одном счете, открытом Казначейству России в Банке России. Приказ Минфина РФ 01.12.2010 № 157н (ред. от 10.10.2012) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»
При составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание муниципальными учреждениями муниципальных услуг используется муниципальное задание согласно ст. 69.2 БК РФ.
А согласно ст. 6 БК РФ муниципальное задание устанавливает требования к составу, качеству, объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания услуг.
Муниципальное задание составляется на финансовый год и плановый период и состоит из двух разделов, описание которых мы видим на рис. 8. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ Рисунок 8. Состав муниципального задания Проведем анализ отражения расходов бюджетного учреждения в плане финансово-хозяйственной деятельности. В системе дошкольных образовательных учреждений наибольшую долю затрат составляют расходы на фонд оплаты труда. Поэтому рассмотрим методику их формирования и планирования на основании Положения об оплате труда сотрудников ДОУ № 18 г. Липецка.
Согласно распоряжению главы города Липецка от 24.10.2008 № 2254-р «О компенсационных и стимулирующих выплатах работникам муниципальных учреждений образования города Липецка» (с изменениями и дополнениями), Распоряжение главы города Липецка от 24.10.2008 № 2254-р «О компенсационных и стимулирующих выплатах работникам муниципальных учреждений образования города Липецка» приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 апреля 2013 г. № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта» (с изменениями и дополнениями), письма Министерства образования и науки РФ от 20 июня 2013 г. № АП-1073/02 и в соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки России по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников (утв. Министерством образования и науки РФ 18 июня 2013 г.).
Размер заработной платы работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Липецка устанавливается исходя из должностного оклада (тарифной ставки) по занимаемой должности (профессии), компенсационных и стимулирующих выплат и не должен быть ниже установленного федеральным законодательством, минимального размера оплаты труда.
Должностные оклады и тарифные ставки устанавливаются работникам за выполнение ими трудовых (должностных) обязанностей (в соответствии с должностными инструкциями), обусловленных эффективным контрактом (трудовым договором), за полностью отработанное рабочее время, согласно действующему законодательству и правилами внутреннего трудового распорядка учреждения без учета компенсационных, стимулирующих и каких-либо других выплат.
Установление должностных окладов и тарифных ставок: рис. 9.
Рисунок 9. Установление должностных окладов и тарифных ставок Формирование фонда оплаты труда ДОУ № 18 осуществляются в пределах объема денежных средств дошкольной образовательной организации, выделенных на текущий финансовый год в соответствии с законом Липецкой области от 27.12.2007 № 119 — ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования» Закон Липецкой области от 27.12.2007 № 119-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования», а также на основе постановления администрации города Липецка от 24.12.2013 года № 2996 «Об утверждении Порядка определения норматива финансирования затрат на предоставление услуги по присмотру и уходу за детьми в образовательных учреждениях города Липецка, реализующих образовательные программы дошкольного образования». Постановление администрации города Липецка от 24.12.2013 № 2996 «Об утверждении Порядка определения норматива финансирования затрат на предоставление услуги по присмотру и уходу за детьми в образовательных учреждениях города Липецка, реализующих образовательные программы дошкольного образования»
Систему оплаты труда сотрудников ДОУ № 18 г. Липецка: рис. 10.
Рисунок 10. Установление должностных окладов и тарифных ставок Фонд оплаты труда в ДОУ № 18 г. Липецка формируется следующим образом:
— для педагогических работников:
(1)
где Ттарифная часть;
Кв — компенсационные выплаты;
2% - средства, предусмотренные на повышение стажа, квалификации, категории;
110% - стимулирующие выплаты педагогическим работникам.
— для младшего обслуживающего и прочего персонала:
(2)
где Ттарифная часть;
Кв — компенсационные выплаты;
2% - средства, предусмотренные на повышение стажа, квалификации, категории;
45% - стимулирующие выплаты младшему обслуживающему и прочему персоналу.
Доплаты, надбавки, премии устанавливаются и выплачиваются в пределах установленного фонда оплаты труда. Доплаты и надбавки устанавливаются как на определенный период, так и на не определенный срок. Об изменении или отмене доплат и надбавок работник уведомляется не менее чем за два месяца.
Объем бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций учреждения в части оплаты труда работников уменьшается при условии снижения объемов выполняемой работы и предоставляемых услуг по выполнению муниципального задания.
Настоящие показатели, эффективности деятельности педагогических работников муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 18 г. Липецка разработаны на основании выше указанных нормативных документов (приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 26.04.2013 г. № 167н Приказ Минтруда России от 26.04.2013 № 167-н (ред. от 20.02.2014) «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта», письма Министерства образования и науки РФ от 20.06.2013 г. № АП — 1073/02) и в соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки России по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников (утв. Министерством образования и науки РФ 18 июня 2013 г.) Письмо Минобрнауки России от 20.06.2013 № АП-1073/02 «О разработке показателей эффективности» .