Финансово-хозяйственная деятельность страховой организации
В соответствии с «Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности страховых организаций», утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 12 января 2001 г. № 2н, в бухгалтерскую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности… Читать ещё >
Финансово-хозяйственная деятельность страховой организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
1. Теоретические аспекты анализа финансового состояния страховой организации
1.1 Понятие, сущность и функции страховой деятельности
1.2 Особенности методики анализа финансового состояния страховых организаций
1.3 Информационная база анализа финансового состояния страховой организации
2. Анализ финансового состояния ОАО «Военно-страховая компания»
2.1 Организационно-экономическая характеристика Компании
2.2 Организация аналитической работы в Компании
2.3 Анализ ликвидности Компании
2.4 Анализ деловой активности Компании
2.5 Анализ рентабельности Компании
2.6 Анализ показателей финансовой устойчивости Компании
3. Пути укрепления финансовой устойчивости страховой Компании
3.1 Рекомендации по укреплению финансовой устойчивости страховой организации
3.2 Применение автоматизированной системы управления для оценки финансовой устойчивости страховых организаций Заключение Список использованной литературы страховой финансовый ликвидность рентабельность Введение В современных условиях формирования рынка услуг, страховая деятельность находится в стадии жесткой конкурентной борьбы, как и всякая другая предпринимательская деятельность.
Индикатором конкурентоспособности хозяйствующего субъекта на рынке являются его финансы. Поэтому устойчивое финансовое состояние страховщика является залогом его жизнедеятельности в условиях рыночной экономики.
Страховые организации выступают в роли регуляторов рыночных процессов. Кроме этого, привлеченные через страхование денежные средства являются доступным инвестиционным капиталом. Направление их на рынок капиталов способствует развитию самого рынка капиталов. Через привлеченные денежные средства предприятий и граждан в виде страховых взносов государство имеет возможность финансировать развитие инфраструктуры экономики. Подобные капиталовложения увеличивают уровень занятости, а, следовательно, и уровень жизни населения. Вот почему необходимо обратить самое пристальное внимание на обеспечение финансовой устойчивости страховщика. Как субъект хозяйственной деятельности страховая организация взаимодействует в сфере финансов с различными категориями лиц и субъектов, которых по разным причинам интересуют текущее финансовое состояние страховщика, тенденции его изменения, а также прогноз финансовых результатов. Отсюда вытекает необходимость оценки финансовой устойчивости страховщика как основной характеристики динамики его финансового состояния.
Для того чтобы внешним и внутренним пользователям информации о страховщике обсуждать вопрос о том, имеет или не имеет место финансовая устойчивость, нужно договориться о способах количественного описания и измерения этого свойства финансов страховой организации, о виде данных, на которых будет базироваться оценка финансовой устойчивости и о критериях присваиваемых данной характеристике значений. То есть речь идет о необходимости создания полноценной системы оценки деятельности страховщика, в которой финансовая устойчивость выступает в качестве критерия надежности.
В современной экономической литературе понятию, содержанию и факторам, обеспечивающим финансовую устойчивость страховой организации присущ дискуссионный характер, нет единого подхода к оценке финансовой устойчивости.
Актуальность темы
исследования обусловлена объективной необходимостью конкретизации понятия «финансовой устойчивости страховой организации» и разработки методики ее оценки.
Цель курсовой работы — исследовать финансово-хозяйственную деятельность страховой организации.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
— раскрыть теоретические аспекты финансовой устойчивости предприятия;
— проанализировать существующие показатели и методы оценки финансовой устойчивости страховщика;
— разработать рекомендации по улучшению финансового состояния организации.
Объектом исследования является система показателей финансовой устойчивости страховой организации.
Предметом исследования являются экономические и организационно-правовые отношения, возникающие у страховщика по поводу обеспечения финансовой устойчивости.
1. Теоретические аспекты анализа финансового состояния страховой организации
1.1 Понятие, сущность и функции страховой деятельности Необходимость обезопасить себя при наступлении неблагоприятного случая создает потребность в страховании, а возможность покрытия ущерба инициирует страховой интерес у лица, стремящегося к страховой защите. Так появляется потребность в страховой услуге, которую может оказать страховая организация, имеющая свой интерес — доходы от страховой деятельности. [3]
Рискованный характер общественного производства — главная причина возникновения страховых отношений. Экономический субъект осуществляет свою деятельность при условии, что существует вероятность наступления определенных событий, результатом которых будет убыток и при его значительной величине, финансовая несостоятельность субъекта. В связи с этим и необходимо создание системы финансовых гарантий, обеспечивающей возмещение ущерба в случае стихийных бедствий, аварий, пожаров и других непредвиденных событий, способных негативно повлиять на производственные процессы. [4]
Как экономическую категорию страхование можно представить в виде системы экономических отношений, включающей совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использования для возмещения ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях, а также для оказания помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни.
Принято считать, что сущность страхования состоит в формировании определенного денежного (страхового) фонда и его распределении во времени и пространстве с целью возмещения возможного ущерба (убытков) его участникам при несчастных случаях, стихийных бедствиях и других обстоятельств, приводящих к потере материальных и других видов собственности и активов, предусмотренных условиями договора страхования. [18]
Страховой фонд — экономическая необходимость. Он представляет собой обязательный компонент любого воспроизводственного процесса, выступая в качестве экономического метода компенсации ущербов, возникающих в результате стихийных сил природы, несчастных случаев, действий третьих лиц и т. п. Источники формирования страховых фондов — платежи юридических и физических лиц, взимаемые на обязательной или добровольной основе. [6]
Функции страхования и его содержание как экономической категории органически связаны. В качестве функций экономической категории страхования можно выделить следующие.
1. Формирование специализированного страхового фонда денежных средств.
2. Возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан.
3. Предупреждение страхового случая и минимизация ущерба.
Первая функция — это формирование специализированного страхового фонда денежных средств как платы за риски, которые берут на свою ответственность страховые компании.
Вторая функция — возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан. Право на возмещение ущерба в имуществе имеют только физические и юридические лица, которые являются участниками формирования страхового фонда. Возмещение ущерба через указанную функцию осуществляется физическим или юридическим лицам в рамках имеющихся договоров имущественного страхования. Порядок возмещения ущерба определяется страховыми компаниями исходя из условий договоров страхования и регулируется государством (лицензирование страховой деятельности).
Третья функция — предполагает широкий комплекс мер, в том числе финансирование мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев, стихийных бедствий. Меры страховщика по предупреждению страхового случая и минимизации ущерба носят название превенции. В целях реализации этой функции страховщик образует особый денежный фонд предупредительных мероприятий. [7]
1.2 Особенности методики анализа финансового состояния страховых организаций В современной российской экономической науке обозначились два основных подхода к классификации видов анализа на уровне предприятия. Первый ассоциируется с московской школой аналитиков, во главе с А. Д. Шереметом заключается в подразделении «полного анализа хозяйственной деятельности» предприятия на финансовый анализ и производственный управленческий анализ, которые так же называют, как внешний и внутрихозяйственный финансовый анализы. Здесь разделение анализа на финансовый и управленческий вытекает из логики деления системы бухгалтерского учета на финансовый и управленческий учет. При этом допускается размытость и смешение понятий «финансовый анализ» и «производственный управленческий анализ» с понятиями «внешний финансовый анализ» и «внутрихозяйственный финансовый анализ». Кроме этого термин «управленческий анализ» можно считать отечественным неологизмом. [9]
Второй подход, предлагаемый петербургской школой ученых, во главе с В. В. Ковалевым, основан на разделении анализа экономики предприятия на технико-экономический анализ и анализ финансово-хозяйственной деятельности. Последний включает в себя два вида анализа: финансовый (внешний финансовый анализ) и внутрифирменный (внутрипроизводственный анализ). Смысл разделения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия на виды анализа, заключается в том, что информационная база первого — доступная внешнему пользователю бухгалтерская отчетность, второго — закрытая информация, составляет коммерческую тайну предприятия. [10]
Существуют две основные точки зрения на сущностное содержание финансового анализа. Согласно первой из них (Ковалев В.В.) — финансовый анализ «охватывает все разделы аналитической работы, входящие в систему финансового менеджмента». В соответствии со второй точкой зрения (Шеремет А.Д.) — финансовый анализ практически ограничивается анализом статей бухгалтерской отчетности предприятия. [9]
Финансовый анализ представляет собой глубокое, научно обоснованное исследование финансовых отношений и движения финансовых ресурсов в деятельности любого предприятия. Необходимость финансового анализа страховой организации заключается в специфике страховой деятельности. Страховая деятельность (страховое дело) — это сфера деятельности страховщиков (страховых организаций) в страховании. Страхование как самостоятельная экономическая категория представляет собой отношения по защите интересов граждан, предприятий, государства при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств лиц, заинтересованных в этом. Слово «интерес» буквально означает выгоду, отсюда возникает потребность в финансовом анализе страховых организаций.
Финансовый анализ страховых организаций (далее ФАСО) — совокупность аналитических процедур, предназначенных для оценки надежности страховщика, а также принятия управленческих решений в оптимизации его деятельности или сотрудничества с ним. Надежность страховщика, прежде всего, подразумевает финансовую устойчивость страховой организации.
Финансовая устойчивость страховой организации — это характеристика стабильности финансового состояния страховщика. Стабильность финансового состояния страховой организации — это, прежде всего платежеспособность конкретного страховщика, которая складывается из множества факторов и показателей. Факторы — это причины результатов деятельности страховщика, где под показателями понимаются критерии, позволяющие судить об этих результатах.
Доступным источником информации о финансовом состоянии предприятия является предоставляемая им публичная отчетность: бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Назначение любой (финансовой) бухгалтерской отчетности — помочь пользователям услуг (продукции) данного предприятия определиться с его надежностью. Не всегда и не каждый может объективно оценить финансовое состояние страховой организации.
В существующих формах отчетности страховых организаций практически невозможно определить источники финансирования конкретных видов активов. По — сути, здесь форма оторвана от содержания. Кроме этого, сама структура отчетности страховщика резко отличается от общепринятой структуры бухгалтерской отчетности предприятий. Следовательно, приоритет в ФАСО отдается не анализу бухгалтерской отчетности, а аналитическим процедурам, позволяющим наглядно оценить финансово — хозяйственную деятельность страховщика и сделать обоснованные выводы о состоянии объекта анализа.
Объектом финансового анализа является страховая организация. Предметом финансового анализа выступают финансовые отношения в системе управления страховой организацией.
Финансовые отношения могут быть подразделены в зависимости от сферы их действия: в случае, если они ограничены рамками данной страховой организации, они рассматриваются через внутренний финансовый анализ; если же они выходят за её пределы, речь идет о внешнем финансовом анализе.
Финансовый анализ проводится различными методами, позволяющими структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями деятельности страховщика. Метод финансового анализа (в широком смысле слова) — это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Первые два элемента характеризуют статистическую компоненту метода, последний элемент — его динамику. [10]
Большинство методик финансового анализа разработано для предприятий промышленного производства, применение которых к финансовому анализу страховых организаций затруднительно, в виду специфики деятельности последних.
Специфика страховой деятельности во многом опровергает общепринятые постулаты финансового менеджмента предприятий и накладывает особый отпечаток на методику финансового анализа страховых организаций. Специфику страховой деятельности можно свести к трем составляющим:
1) отсутствие в страховой организации промышленного цикла, как такового;
2) инверсия эксплуатационного цикла страховщика, где вначале производится оплата страховой услуги, а затем её оказание и не всем страхователям;
3) особенности формирования финансового потенциала, где привлеченная часть капитала в виде страховых премий (страховых резервов) значительно преобладает над собственным капиталом страховщика.
Кроме этого, термины и показатели, используемые в страховом деле уникальны, что также выделяет ФАСО в особую предметную область финансового анализа.
Задачами финансового анализа страховой организации, в зависимости от цели, могут быть:
— оценка платежеспособности страховщика;
— оценка сбалансированности страхового портфеля;
— оценка финансовой конкурентоспособности страховщика и другие. [10]
Деятельность страховщика состоит из нескольких элементов — из проведения страховых, инвестиционных, финансовых операций. Страховые операции — это заключение договоров страхования, по которым уплачиваются страховые премии и осуществляются страховые выплаты. Инвестиционные операции — это, в основном, размещение средств страховых резервов и собственных средств страховщика, по нормативно определенным размерам и видам объектов. Финансовые операции — это, как правило, реализация активов, включая вопросы ликвидности и рентабельности страховой деятельности.
Функционирование страховой организации включает в себя три вида операций: оказывающих влияние на ее финансовое положение. Следовательно, можно выделить три сферы анализа деятельности страховщика (страховую, инвестиционную и финансовую), которые и определяют финансовое состояние страховой организации.
В страховом деле основы анализа экономической эффективности страховой деятельности приводятся в работах различных отечественных экономистов, но, как правило, они в основном носят характер копирования методик анализа финансово — хозяйственной деятельности промышленных предприятий. [10]
Н.В. Фадейкина одной из первых в России постаралась применить методику анализа финансового состояния страховщиков стран ЕС к отечественной практике страхового дела. По ее мнению, система показателей оценки финансового состояния страховых организаций может состоять из восьми групп. Предложенный вариант можно считать наиболее оптимальным для оценки финансово-хозяйственной деятельности страховщика. Расширение перечня показателей оценки финансового состояния страховой организации вряд ли целесообразно из-за растворения основных значимых характеристик. Предложенные показатели содержат не только количественные, но и качественные характеристики финансового состояния, позволяющие оптимизировать будущий финансовый результат страховщика. [11]
Автор считает, что основы методики оценки финансового состояния страховой организации могут включать такие направления анализа, как: оценка финансового потенциала; оценка показателей финансовой устойчивости; общая оценка финансового результата. Данные направления анализа следует считать задачами ФАСО.
Финансовый потенциал страховщика — это характеристика финансовой мощи страховой организации. Финансовый потенциал связан с достигнутыми финансовыми результатами страховой организации. Кроме того, он описывается рядом активных и пассивных статей баланса и соотношениями между ними. Оценка финансового потенциала страховщика и его изменения за отчетный период возможна на основе анализа ликвидности бухгалтерского баланса (для углубленного финансового анализа). [1]
Анализ ликвидности баланса сводится к проверке того, покрываются ли обязательства в пассиве баланса активами, срок превращения которых в денежные средства равен сроку погашения обязательств. Достигнутое балансовое равенство позволит сделать выводы об абсолютной ликвидности баланса и о финансовой мощи страховщика.
На современном этапе развития отечественного страхового рынка остро стоит вопрос о финансовой устойчивости страховых организаций. Основные требования к обеспечению финансовой устойчивости страховщика нормативно закреплены статьей 25 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» .
" Гарантией обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования, взаимного страхования; собственные средства; перестрахование. Страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности". [1]
Финансовая устойчивость страховой организации — это способность страховщика выполнять свои обязательства перед другими субъектами хозяйствования при любой неблагоприятной ситуации, как в настоящем, так и в будущем.
При проведении оценки финансовой устойчивости страховой организации следует исходить из того, что понятие «финансовая устойчивость» — комплексное, вбирающее в себя не только вопросы достаточности собственного капитала, обеспеченности страховыми резервами, а также вопросы платежеспособности, ликвидности и рентабельности. [4]
Основной задачей анализа абсолютных показателей финансовой устойчивости является количественная оценка деятельности той или иной страховой организации. К числу этих показателей могут быть отнесены:
объем страховых премий — СП (стр. 011; стр. 081), ф. № 2-страховщик;
объем страховых выплат — СВ (стр. 031; стр. 111), ф. № 2-страховщик;
величина собственного капитала страховщика — СК (стр. 410 + стр. 420 + стр.430+ стр. 470) — (стр. 110 + стр. 190 + стр. 415 + стр. 470), ф. № 1-страховщик;
величина страховых резервов — СР (стр. 590), ф. № 1-страховщик.
Анализ абсолютных показателей проводится в динамике по отчетным периодам деятельности страховщика. В то же время относительные показатели более точно отражают финансовую устойчивость страховой организации. К ним относятся показатели ликвидности, рентабельности, деловой активности и финансовой устойчивости. [12]
1. Показатели, характеризующие ликвидность активов страховщика, определяются через различные финансовые коэффициенты, которые широко представлены в научной литературе. Ликвидность в общем виде характеризует способность предприятия быстро и с минимальным уровнем потерь преобразовывать свои ценности в денежные средства. Термин «ликвидность» может использоваться в приложении к определенному активу, балансу, к предприятию в целом. Под ликвидностью актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства в процессе текущей деятельности, а степень ликвидности есть функция времени, в течении которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов. В таком понимании любые активы, которые можно обратить в деньги, являются ликвидными.
Наиболее наглядно оценить ликвидность активов страховщика позволяет коэффициент срочной ликвидности (Ксл), равный отношению суммы наличных денежных средств к сумме краткосрочных обязательств [10]:
Ксл = ДС/КО где ДС — денежные средства;
КО — краткосрочные обязательства.
Этот коэффициент показывает, какую часть краткосрочных обязательств компания покрывает денежными средствами. Рекомендуемое значение Ксл > 0,2.
Коэффициент текущей ликвидности, который рассчитывается по формуле:
Ктл = ОбС/КО, где ОбС — оборотные средства;
КО — краткосрочные обязательства.
Этот коэффициент представляет собой характеристики обеспеченности страховой компании оборотными средствами для покрытия краткосрочных обязательств. Рекомендуемое значение Ктл>1,5.
2. При анализе финансово-хозяйственной деятельности в страховой организации используется показатель рентабельности страховой деятельности. В современных условиях рентабельность страховых операций можно определить через соотношение прибыли до налогообложения с объемом страховых премий. [10]
Rдеятельности = (Прибыль до налогообложения/ Страховые премии)*100%
Полученные результаты по расчету рентабельности показывают, какой доход получил страховщик за отчетный период с одного рубля собственного капитала или страховых взносов.
Необходимо рассчитать рентабельность активов, которая показывает сколько прибыли мы получаем на 1 рубль вложенных активов:
Rактивов = (Прибыль до налогообложения/Активы)*100%
Для оценки эффективности финансовой политики страховой организации проводится расчет показателя рентабельности собственного капитала. Это, по сути, модифицированная формула Дюпона, где чистая прибыль соотносится с собственным капиталом:
Rкапитала = (Чистая прибыль/Собственный капитал)*100%.
3. Для оценки эффективности деятельности организации, необходимо произвести расчет показателей деловой активности (оборачиваемости) организации.
Оборачиваемость активов, рассчитывается по формуле:
Оа = ПСП/А, где ПСП — полученные страховые премии, комиссионные вознаграждения и тантьемы;
А — активы.
Оборачиваемость собственного капитала, рассчитывается по формуле:
Оск = ПСП/СК, где ПСП — полученные страховые премии, комиссионные вознаграждения и тантьемы;
СК — собственный капитал.
Оборачиваемость инвестируемых активов, рассчитывается по формуле:
Оиа = ДИ/ИФВ, где ДИ — доходы по инвестициям;
ИФВ — инвестиции и финансовые вложения.
4. Необходимо проанализировать основные коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость страховой организации.
Коэффициент доли собственного капитала во всем капитале компании, рассчитывается по формуле:
Кск = СК/К, где СК — собственный капитал;
К — весь капитал организации.
Данный коэффициент характеризует долю собственного капитала компании в общей сумме средств авансированных в его деятельность или обеспеченность страховой компании собственным капиталом, чем выше значение этого коэффициента, тем выше финансовая устойчивость и стабильность страховой компании.
Коэффициент доли страховых обязательств в капитале компании, который рассчитывается по формуле:
Ксо = СР/К, где СР — страховые резервы;
К — весь капитал организации.
Этот коэффициент характеризует обеспеченность страховой компании страховыми резервами или он отражает объем страховых операций компании.
Коэффициент доли не страховых обязательств в капитале компании, который рассчитывается по формуле:
Кно = НО/К, где, НО — не страховые обязательства;
К — весь капитал организации.
Этот коэффициент показывает долю нестраховых обязательств во всем капитале компании. Рост этого коэффициента свидетельствует об усилении зависимости страховой компании от кредиторов, о снижении финансовой устойчивости. Коэффициент достаточности собственного капитала для покрытия страховых обязательств, который рассчитывается по формуле:
Кдск = СК/(СР-ПСР),
где СК — собственный капитал;
СР — страховые резервы;
ПСР — доля перестраховщиков в страховых резервах.
Этот коэффициент отражает достаточность собственного капитала, покрывающего страховые обязательства.
Увеличение этого коэффициента свидетельствует о снижении финансовой устойчивости в результате увеличения перестраховочных операций, т. е. компания передает риски в перестрахование в результате недостаточности своего собственного капитала. [20]
Изложенная выше методика финансового анализа страховых организаций не является уникальной и не претендует на значимость. Данная методика не требует наличия сложных расчетов, компактна в классификации показателей и может рассматриваться как экспресс-анализ финансово — хозяйственной деятельности страховщика.
1.3 Информационная база анализа финансового состояния страховой организации Основным источником информации для проведения финансового состояния предпринимательской фирмы служит финансовая отчетность. Финансовая отчетность представляет собой формы, показатели и пояснительные материалы к ним, в которых отражаются результаты хозяйственной деятельности фирмы. Финансовая отчетность составляется на основе документально подтвержденных и выверенных записей на счетах бухгалтерского учета. Для сравнения в финансовой отчетности приводятся показатели предыдущего периода функционирования предприятия. [8]
Основные документы, используемые для проведения анализа финансового состояния фирмы, — это документы бухгалтерской отчетности. Они включают:
форму № 1 «Бухгалтерский баланс страховой организации» ;
форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках страховой организации» ;
форму № 3 «Отчет об изменениях капитала страховой организации» ;
форму № 4 «Отчет о движении денежных средств страховой организации» ;
форму № 5 «Приложения к бухгалтерскому балансу страховой организации» ;
В соответствии с «Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности страховых организаций», утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 12 января 2001 г. № 2н, в бухгалтерскую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях ее финансового положения. Если выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении предприятия, в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели и пояснения. При этом должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, т. е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности в ущерб интересам других. Данные бухгалтерской отчетности должны включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений.
Системность и комплексность сведений, содержащихся в бухгалтерской отчетности, — это следствие выполнения таких требований, как:
полнота отражения в учете за отчетный год всех хозяйственных операций, осуществляемых в текущем году;
правильность отнесения доходов к отчетному периоду в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ;
тождественность данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на дату проведения годовой инвентаризации;
соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики. [2]
Бухгалтерская отчетность организации служит основным источником информации о ее деятельности. Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе фирмы, помогает наметить пути совершенствования ее деятельности.
Основой бухгалтерской отчетности организации является бухгалтерский баланс, который представляет собой сводную двустороннюю таблицу всех бухгалтерских счетов фирмы. В ней отражено ее финансовое состояние на день составления по сравнению с началом отчетного года. Такое представление информации в балансе и дает возможность анализа, сопоставления показателей, определяя их рост или снижение. В балансе фиксируются стоимость (денежное выражение) остатков имущества, материалов, финансов, образовательный капитал, фонды, прибыль, займы, кредиты и прочие долги и обязательства. [8]
Бухгалтерский баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала организации, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения. На основе информации, представленной в балансе, внешние пользователи могут принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с данной организацией как с партнером; оценить кредитоспособность фирмы как заемщика; оценить целесообразность приобретения ее акций и активов.
Некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в приложении к балансу, которое включает в себя следующие разделы: нематериальные активы, основные средства, финансовые вложения, дебиторская и кредиторская задолженность, расходы, произведенные страховой организацией, обеспечения.
Собственники организации и прочие заинтересованные службы не могут получить ответы на все интересующие их вопросы только на основе информации, представленной в бухгалтерском балансе, им необходимы дополнительные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и источников их формирования. Это достигается введением других форм финансовой отчетности. [8]
В первую очередь это форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», которая содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности организации за отчетный период, т. е. отражает основной круг вопросов, связанных с формированием, распределением и использованием прибыли организации. В ней отражаются все расходы, связанные с производством продукции (услуг), и общая сумма поступлений за проданные изделия, оказанные услуги и прочие источники доходов. Разница между выручкой и всеми затратами показывает чистую прибыль или убытки предприятия. В «Отчете о прибылях и убытках» отражаются следующие разделы:
1) Страхование жизни (показывает доходы, расходы и результаты от операций по страхованию жизни);
2) Страхование иное, чем страхование жизни (показывает доходы, расходы и результаты от операций по страхованию иному, чем страхование жизни);
3) Прочие доходы и расходы, не отнесенные в разделы 1 и 2 (показывает прочие доходы и расходы организации, а также прибыль (убыток) до налогообложения, отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства, текущий налог на прибыль и чистая прибыль (убыток) отчетного периода).
В разделе «Расшифровка отдельных прибылей и убытков» отчета о прибылях и убытках приводится расшифровка отдельных прибылей и убытков, полученных (выявленных) организацией в течение отчетного периода, в сравнении с данными за аналогичный период предыдущего года.
Отчет о прибылях и убытках является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности организации, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и других показателей. [8]
2. Анализ финансового состояния ОАО «Военно-страховая компания»
2.1 Организационно-экономическая характеристика Компании В соответствии с уставом предприятия данная организация носит организационно-правовую форму в виде открытого акционерного общества.
Открытое акционерное общество «Военно-страховая компания» (далее — Компания) является юридическим лицом и действует на основании настоящего Устава и законодательства Российской Федерации.
Акционерами Компании могут быть российские юридические и физические лица, соблюдающие положения настоящего Устава.
Уставный капитал Компании формируется без участия иностранных инвестиций.
Местонахождение Компании определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа — Генерального директора — по адресу: Российская Федерация, 121 552, г. Москва, ул. Островная, д. 4.
Основной целью Компании является получение прибыли за счет проведения страховой деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ, а также осуществление обязательного государственного страхования на основе договоров, заключаемых Компанией с министерствами, государственными комитетами и ведомствами, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба.
Приоритет в деятельности Компании отдается организациям и учреждениям министерств и ведомств, обеспечивающих безопасность государства, предприятиям оборонного комплекса, военнослужащим и приравненным к ним по правовому положению лицам, военным пенсионерам и членам их семей.
Предметом деятельности компании является защита имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
Страхование осуществляется на основании договоров имущественного, личного страхования, страхования ответственности, заключаемых страхователем с Компанией (страховщиком).
Компания вправе осуществлять указанные виды деятельности после получения соответствующего разрешения (лицензии).
Защита государственной тайны является видом основной деятельности Компании и осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ о государственной тайне.
Компания правомочна заниматься любыми другими видами деятельности, не запрещенными действующим законодательством РФ для страховых компаний с обязательным получением лицензий в случаях, предусмотренных законом.
Органами управления Компанией являются:
— Общее собрание акционеров;
— Совет директоров;
— Генеральный директор (единоличный исполнительный орган);
— Правление (коллегиальный исполнительный орган).
К компетенции Общего собрания акционеров относятся следующие вопросы:
1) внесение изменений и дополнений в Устав Компании или утверждение Устава в новой редакции;
2) реорганизация компании;
3) ликвидация компании, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационного балансов;
4) определение количественного состава Совета директоров, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий;
5) определение количества, номинальной стоимости, категорий (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;
6) увеличение уставного капитала Компании путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций;
7) уменьшение уставного капитала Компании путем уменьшения номинальной стоимости акций, путем приобретения Компанией части акций в целях сокращения их общего количества, а также путем погашения приобретенных или выкупленных Компанией акций;
8)избрание (назначение) Генерального директора Компании и досрочное прекращение его полномочий;
9) утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках Компании, а также распределение прибыли, в том числе выплата (объявление) дивидендов, и убытков Компании по результатам финансового года;
10) определение порядка ведения Общего собрания акционеров;
11) дробление и консолидация акций;
12) утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность Компании;
13)решение иных вопросов, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом и предусмотренных Федеральным законом «Об акционерных обществах» .
Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью Компании (за исключением решения вопросов, относящихся к компетенции Общего собрания акционеров) и вырабатывает перспективную политику, направленную на достижение целей Компании, а также контролирует выполнение Правлением Компании решений Совета директоров и решений Общего собрания акционеров Компании.
Правление Компании действует на основании Устава Компании и Положения о Правлении, утверждаемого Советом директоров Компании, в котором устанавливаются сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия решений.
Руководство текущей деятельностью Компании осуществляется одновременно Правлением Компании (коллегиальный исполнительный орган) и Генеральным директором Компании (единоличный исполнительный орган).
Генеральный директор, как единоличный исполнительный орган Компании, осуществляет руководство текущей деятельностью Компании одновременно с Правлением Компании, являющимся коллегиальным исполнительным органом Компании. Он подотчетен Общему собранию акционеров и Совету директоров Компании.
Генеральный директор:
1) без доверенности действует от имени Компании, представляет ее интересы, распоряжается денежными средствами и другим имуществом Компании, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности от имени Компании, открывает в банках и других кредитных организациях расчетные и другие счета. Издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников Компании;
2) обеспечивает выполнение решений Общего собрания акционеров и совета директоров;
3) планирует деятельность Компании и обеспечивает выполнение планов;
4) утверждает сметы, штатное расписание и должностные оклады работников Компании, устанавливает размеры и формы их премирования;
5) определяет условия найма и оплаты труда работников Компании, ее филиалов и представительств;
6) принимает на работу и увольняет работников, применяет к этим работникам меры поощрения и налагает на них взыскания;
7) создает условия, обеспечивающие защиту сведений, составляющих государственную тайну в Компании, несет ответственность за организацию защиты таких сведений и за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну в Компании;
8) принимает решения по другим вопросам, связанным с деятельностью Компании, если они не отнесены к компетенции Общего собрания акционеров, Совета директоров.
2.2 Организация аналитической работы в Компании Организация аналитической работы в Компании должна способствовать своевременному выявлению имеющихся в Компании и в его подразделениях резервов и нахождению путей их реализации. Все это требует систематического проведения анализа в определенной последовательности и повышения его оперативности. Успешное выполнение аналитической работы зависит от тщательно продуманной ее организации, т. е. планирования и соблюдения правильной последовательности проведения этой работы.
Для обработки больших массивов информации и представления ее лицам, принимающим решения, создаются специальные аналитические службы. Роль таких служб — институтов заключается в информационно — аналитической поддержке управленческих решений. Сочетание функций между собственно управленцами — лицами, принимающими решения, и аналитиками — лицами, занимающимися анализом информации, возможна на всех организационных уровнях.
В ОАО «Военно-страховая компания» существует специальный аналитический отдел, обеспечивающий руководство Компании информацией о ее финансовом состоянии. Можно выделить следующие основные направления организации аналитической работы в Компании:
1 Анализ данных аналитического учета, в том числе лицевых счетов, журналов, картотек; анализ соответствия данных аналитического учета данным синтетического учета, включая кассовые и бухгалтерские журналы, сводные карточки, проверочные и оборотные ведомости.
2 Анализ баланса и других сводных форм отчетности, финансовых результатов деятельности компании, а также состояния учета и отчетности.
3 Анализ состояния договоров и учредительных документов.
Аналитическая работа по интерпретации имеющейся информации проходит в несколько этапов, различающихся по составу и трудоемкости. Анализ начинается с предварительного этапа, в рамках которого происходят чтение баланса и его подготовка к дальнейшей работе. Производятся структурирование статей, группировка статей активов и пассивов в соответствии с заданными критериями, проверка соответствия отдельных групп актива и пассива баланса по строкам, видам затрат и их источникам, категориям контрагентов. После этого выполняется расчет оценочных и нормативных показателей, определяются виды и количество сводных таблиц показателей, их реквизиты, порядок и группировки. Затем выбираются массивы иллюстрируемой информации, формы наглядного изображения материала. На этом заканчивается предварительный этап анализа.
Второй этап является собственно-аналитическим. На этом этапе описываются полученные расчетные данные показателей объемов, структуры, динамики, взаимосвязи анализируемых показателей и готовится заключение по итогам аналитической работы. Последним является заключительный этап, когда привлекаются разные эксперты для оценки результатов анализа и выработки рекомендаций по улучшению и совершенствованию работы компании. К основным направлениям анализа баланса Компании, проводимого на предварительном этапе, можно отнести следующие:
* анализ ликвидности;
* анализ деловой активности;
* анализ финансовых результатов деятельности страховой организации;
* анализ качества управления страховой организацией.
* анализ рентабельности.
Основным источником информации для анализа финансового состояния организации является бухгалтерский баланс. Так же используются формы бухгалтерской отчетности: ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках страховой организации», ф. № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу страховой организации» и данные текущего бухгалтерского учета.
Таким образом, анализ финансового состояния основывается: во-первых, на полном понимании бухгалтерского учета, значения, важности и ограниченности финансовой информации, содержащейся в отчетности; во-вторых, на специальных приемах анализа, с помощью которых изучаются наиболее важные вопросы для получения обоснованных выводов.
Только на основании правильных выводов можно сделать правильный анализ работы компании, правильно скорректировать дальнейшую деятельность, устранить выявленные недостатки в организации и управлении компанией, найти правильные пути совершенствования работы.
Анализ, как правило, проводят после составления всех отчетов, в которых сбиваются все данные за определенный период (год, квартал).
Однако, данные анализа хозяйственной деятельности, указывающие на путь повышения эффективности деятельности, не всегда могут быть использованы, т.к. процесс улучшения работы компании зависит от многих факторов, которые иногда трудно исправить в кратчайшие сроки.
2.3 Анализ ликвидности Компании Ликвидность — экономический термин, обозначающий способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной. Таким образом, ликвидный — значит обращаемый в деньги. Активы баланса по степени ликвидности в порядке убывания подразделяются на следующие группы:
А1 — наиболее ликвидные активы;
А2 — быстрореализуемые активы;
А3 — медленнореализуемые активы;
А4 — труднореализуемые активы.
Пассивы баланса по срокам погашения в порядке возрастания сроков подразделяются на следующие группы:
П1 — наиболее срочные обязательства;
П2 — краткосрочные обязательства;
П3 — долгосрочные обязательства;
П4 — постоянные пассивы.
Полученные результаты по группам сравниваются и баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующие условия:
А1>=П1 А2>=П2 А3>=П3 А4<=П4
Таблица 1 — Ликвидность баланса ОАО «Военно-страховая компания» за 2007 год
Актив | Пассив | Платежный излишек (недостаток) | ||||||
Показатель | Начало года | Конец года | Показатель | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
А1 | П1 | |||||||
А2 | П2 | |||||||
А3 | П3 | |||||||
А4 | П4 | — 4 060 864 | — 5 709 953 | |||||
Баланс | Баланс | ; | ; | |||||
Вывод: Проведенный анализ показал, что баланс полностью ликвиден, т.к. соблюдаются все условия ликвидности. Это говорит о том, что ликвидные активы организации покрывают ее обязательства и собственных источников достаточно для формирования внеоборотных активов (что является проявлением финансовой устойчивости).
Таблица 2 — Ликвидность баланса ОАО «Военно-страховая компания» за 2008 год
Актив | Пассив | Платежный излишек (недостаток) | ||||||
Показатель | Начало года | Конец года | Показатель | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
А1 | П1 | |||||||
А2 | П2 | |||||||
А3 | П3 | |||||||
А4 | П4 | — 5 709 953 | — 4 668 835 | |||||
Баланс | Баланс | ; | ; | |||||
Вывод: Проведенный анализ ликвидности баланса организации за 2008 год также как и за 2007 год показал, что баланс полностью ликвиден, т.к. соблюдаются все условия ликвидности.
Таблица 3 — Ликвидность баланса ОАО «Военно-страховая компания» за 2009 год
Актив | Пассив | Платежный излишек (недостаток) | ||||||
Показатель | Начало года | Конец года | Показатель | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
А1 | П1 | — 25 655 | ||||||
А2 | П2 | |||||||
А3 | П3 | |||||||
А4 | П4 | — 4 669 141 | — 4 414 006 | |||||
Баланс | Баланс | ; | ; | |||||
Вывод: Проведенный анализ показал, что все условия ликвидности выполнены только на начало года, на конец года нарушено первое условие, что говорит о недостаточности наиболее ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств.
Сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить следующие показатели:
— текущая ликвидность, которая свидетельствует о платежеспособности или неплатежеспособности организации на ближайший к рассматриваемому периоду промежуток времени ТЛ = (А1+А2) — (П1+П2);
2007 год: ТЛн.г. = 4 058 719; ТЛк.г. = 3 795 384
2008 год: ТЛн.г. = 3 795 384; ТЛк.г. = 4 110 982
2009 год: ТЛн.г. = 4 111 287; ТЛк.г. = 3 665 499
Проанализировав динамику текущей ликвидности организации, можно сказать, что в целом произошло отрицательное изменение, но несмотря на это организация остается по-прежнему высоко ликвидной.
— перспективная ликвидность — это прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей ПЛ = А3 — П3.
2007 год: ПЛн.г. = 2145; ПЛк.г. = 1 914 569
2008 год: ПЛн.г. = 1 914 569; ПЛк.г. = 557 853
2009 год: ПЛн.г. = 557 845; ПЛк.г. = 748 507
Проанализировав динамику перспективной ликвидности организации, можно сказать, что на начало 2007 года данный показатель имел низкое значение, к концу 2007 года показатель вырос в несколько раз, но уже к концу 2009 года опять снизился, но остался на достаточно высоком уровне, что также говорит о том, что организация высоко ликвидная.
Для анализа ликвидности необходимо произвести расчет показателей ликвидности страховой организации:
— общий показатель ликвидности, который рассчитывается по формуле:
L1 = (А1+0,5*А2+0,3*А3)/(П1+0,5*П2+0,3*П3)
2007 год: L1н.г. = 2,5; L1к.г. = 2,02
2008 год: L1н.г. = 2,02; L1к.г. = 1,8
2009 год: L1н.г. = 1,8; L1к.г. = 1,6
Нормативное значение показателя L1=>1.
В период с 2007 года по 2009 год наблюдается отрицательная динамика общего показателя ликвидности, но значение показателя не опускается ниже допустимого уровня, это означает, что организация ликвидная.
— коэффициент текущей ликвидности, который рассчитывается по формуле:
L2 = ОбС/КО, где ОбС — оборотные средства;
КО — краткосрочные обязательства, тыс. руб.
2007 год: L2н.г. = 3,9; L2к.г. = 2,8
2008 год: L2н.г. = 2,8; L2к.г. = 2,9
2009 год: L2н.г. = 2,9; L2к.г. = 1,8
Нормативное значение показателя L2 =>1,5.
Показатель текущей ликвидности в период с 2007 по 2009 года снизился почти в 2 раза и составил 1,8, это означает, что на 1 рубль краткосрочных обязательств приходится 1,8 рубля оборотных средств, таким образом выполняется условие нормальной обеспеченности организации оборотными средствами для покрытия краткосрочных обязательств.
— коэффициент срочной ликвидности, который рассчитывается по формуле:
L3 = ДС/КО
2007 год: L3н.г. = 3; L3к.г. = 1,9
2008 год: L3н.г. = 1,9; L3к.г. = 1,9
2009 год: L3н.г. = 1,9; L3к.г. = 0,9
Нормативное значение L3 > 0,2.
Проанализировав динамику коэффициента срочной ликвидности, можно сказать, что в общем, данный показатель в период с 2007 по 2009 года имел отрицательное изменение. На начало 2007 года коэффициент был равен 3, что говорит о высокой даже излишней ликвидности, но на конец 2009 года коэффициент снизился на 2,1 и принял значение 0,9, что говорит о ликвидности организации и о том, что 90% краткосрочных обязательств организация покрывает за счет денежных средств.
Подводя общий итог, можно сделать вывод о том, что коэффициенты ликвидности страховой компании ОАО «ВСК» выше нормативов, что свидетельствует о способности организации отвечать по своим обязательствам.
2.4 Анализ деловой активности Компании Деловая активность (оборачиваемость) страховой организации — это экономическая характеристика страховой компании, которая показывает эффективность деятельности организации, эффективность использование ресурсов. Уровни деловой активности конкретной организации отражают этапы ее жизнедеятельности и показывают степень адаптации к быстроменяющимся рыночным условиям, качество управления.
Проанализируем финансовые коэффициенты, характеризующие деловую активность (оборачиваемость) страховой организации, а именно:
— оборачиваемость активов, рассчитывается по формуле:
К1 = ПСП/А, где ПСП — полученные страховые премии, комиссионные вознаграждения и тантьемы;
А — активы.
2007 год: К1 = 1,1;
2008 год: К1 = 1,2;
2009 год: К1 = 1.
Исходя из полученных результатов видно, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом показатель увеличился и составил 1,2, это значит, что на 1 рубль активов мы получаем 1,2 рубля страховых премий. В целом, в период с 2007 по 2009 года произошло уменьшение показателя, что говорит об уменьшении эффективности использования ресурсов, но незначительном.
— оборачиваемость собственного капитала, рассчитывается по формуле:
К2 = ПСП/СК,
2007 год: К2 = 4,1;
2008 год: К2 = 4,6;
2009 год: К2 = 4,7.
По данным показателям можно проследить увеличение оборачиваемости собственного капитала и в 2009 году она составила 4,7 оборота за год. Это свидетельствует об увеличении деловой активности организации.
— оборачиваемость инвестируемых активов, рассчитывается по формуле:
К3 = ДИ/ИФВ, где ДИ — доходы по инвестициям;
ИФВ — инвестиции и финансовые вложения.
2007 год: К3 = 1,4;
2008 год: К3 = 0,4;
2009 год: К3 = 1,2.
Проанализировав динамику оборачиваемости инвестируемых активов, можно увидеть, что в 2008 году произошел большой спад оборачиваемости, он составил всего 0,4 оборота, это произошло из-за уменьшения доходов по инвестициям. Но в 2009 году прослеживается увеличение показателя оборачиваемости, что также связано с изменением доходов по инвестициям, а именно их увеличением.