Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Комплексный анализ правового института банковской гарантии в Республике Беларусь

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бурное развитие документарных операций в международной торговле произошло в XX веке. При этом популярность аккредитивов возросла после Первой мировой войны. Затем в промежутке между двумя мировыми войнами расширилось использование документарного инкассо, а после окончания Второй мировой войны — независимых гарантий (гарантий по первому требованию). Зарождение современного понятия банковской… Читать ещё >

Комплексный анализ правового института банковской гарантии в Республике Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
  • 1. Общая характеристика банковской гарантии
  • 1.1 История банковской гарантии
  • 1.2 Понятие банковской гарантии
  • 1.3 Виды банковской гарантии
  • 2. Выдача и исполнение банковской гарантии
  • 2.1 Выдача банковской гарантии
  • 2.2 Исполнение банковской гарантии
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение

В настоящее время особую важность приобретает финансовая безопасность сделок, а также механизмы обеспечения исполнения обязательств. Такой институт гражданского права, как банковская гарантия, может в ближайшем будущем стать универсальным инструментом, позволяющим существенно снизить либо полностью устранить многие виды рисков.

Банковская гарантия — один из относительно новых способов обеспечения обязательств. В национальное законодательство она пришла из международного частного права.

Как отмечает С. В. Овсейко, банковская гарантия, остававшаяся с самого своего зарождения феноменом международной торговли, с принятием Банковского кодекса Республики Беларусь стала одним из гражданско-правовых институтов, явлением позитивного права в рамках национальной правовой системы.

Анализируя гражданское и банковское законодательство, можно отметить ряд пробелов в нормативных актах, касающихся регулирования банковской гарантии. В особенности это касается вопросов, возникающих при исполнении банковской гарантии.

Исходя из вышеизложенного, необходимо сделать вывод, что исследование института банковской гарантии в Республике Беларусь признается актуальным и необходимым.

Целью курсовой работы является комплексный анализ правового института банковской гарантии в Республике Беларусь.

При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи: — провести общую характеристику банковской гарантии,

— проанализировать порядок выдачи и исполнения банковской гарантии,

Выделим объект и предмет данной курсовой работы.

Объект курсовой работы — совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе правового регулирования банковской гарантии.

Предмет курсовой работы — гражданско-правовые нормы, регламентирующие порядок регулирование банковской гарантии, порядок заключения, изменения, исполнения договора банковской гарантии.

Данная курсовая работа состоит из двух разделов: первый раздел посвящен общей характеристике банковской гарантии, второй — выдаче и исполнению банковской гарантии в Республике Беларусь.

1. Общая характеристика банковской гарантии В банковском праве все операции банка подразделяются на активные, пассивные и посреднические. Предоставление банковских гарантий относится к активным банковским операциям, т. е. операциям, направленным на предоставление денежных средств.

Общую характеристику банковской гарантии начнем с истории ее становления как способа обеспечения обязательств.

1.1 История банковской гарантии По одной из версий, способ обеспечения обязательств, сходный с банковской гарантией, появился в Древнем Риме.

Так, Б. Кляйнер, рассматривает историю появления банковской гарантии начиная со времен римского права. Он считает, что банковская гарантия вышла из договора поручительства. Последний, известный римскому праву и практически в неизменном виде сохранившийся в современных законодательствах, причем без различия в правовых системах, характеризовался следующими существенными чертами.

Поручителю принадлежало четыре правомочия:

а) «beneficium excussionis» (по другим источникам — «beneficium discussionis», т. е. «право на обсуждение»): право выдвигать против требования кредитора все те возражения, которые имеет должник;

б) «beneficium excussionis sive ordnis»: поручитель мог требовать, чтобы кредитор вначале обратил взыскание на имущество главного должника;

в) «beneficium cedendarum actionum»: право поручителя требовать от кредитора при платеже переуступки его иска, включая обеспечения;

г) «beneficium divisionis»: тот, против кого направлен иск, может требовать, чтобы кредитор разделил взыскание между всеми поручителями, за исключением тех, кто отсутствует или является несостоятельным.

Также, важный принцип, на котором основано поручительство, и который сохранился до сегодняшнего дня, известный римский юрист Гай выразил в формуле: «в придатке не может быть большее содержание, чем в основном отношении». Далее он поясняет: «Права… поручителей одинаковы и в том отношении, что они не могут обязываться так, чтобы быть должными более, нежели тот, за кого они обязываются; наоборот, они могут обязываться на меньшую сумму».

Что касается такого существенного свойства договора поручительства, как его придаточный характер, то в римском праве разницы между основным (principalis obligatio) и дополнительным (accessio) обязательством не проводилось и понятие «акцессорности» (дополнительности, придаточного характера) обязательства в сегодняшнем понимании известно не было.

Тем не менее, по теории Кляйнера договор поручительства является лишь «прародителем» современной банковской гарантии, а непосредственный генезис последней он рассматривает из римской конструкции promissio (cautio) indemnitatis (которое представляло собой обещание, данное второй договаривающейся стороне, что она не понесет ущерба в результате дальнейших событий или юридических действий). Такая попытка представляется более перспективной, прежде всего потому, что, не прерывая генетической связи между поручительством и банковской гарантией, наглядно демонстрирует постепенную эволюцию обеспечительных сделок, выразившуюся в постепенной их формализации.

Дело в том, что на основании stipulatio (т.е. формальный, абстрактный устный контракт, устанавливающий обязательство и предполагающий присутствие обеих сторон, устный вопрос будущего кредитора и непосредственный, утвердительный, также устный, совпадающий с этим вопросом ответ будущего должника) путем которой заключался и договор поручительства, создавалось обязательство:

— строго одностороннее;

— абстрактное.

Оно возникало только на основании того, что на вопрос кредитора должник ответил утвердительно; почему он дал такой ответ для stipulatio безразлично и ссылаться на отношения, приведшие к stipulatio (на так называемую causa), ни кредитор, ни должник не вправе.

С целью обеспечить доказывание stipulatio со временем стали после его устного совершения составлять письменный документ (cautio) о происшедшем, который поначалу самостоятельной обязывающей силы не имел. Должник мог свободно доказывать, что устной stipulatio все же не было. Однако с течением времени возникает предположение в пользу истинности документа, причем постепенно оно принимает все более неоспоримую силу: доказывать при наличии письменного документа несовершение устной стипуляции дозволяется лишь одним путем — установлением факта, что должник и кредитор не находились в одном городе. Если принять за истинное утверждение об исторической общности поручительства и банковской гарантии, то временем их разделения следует признать этап, на котором стипуляция стала делиться на устную и письменную с постепенным возрастанием доказательственной силы последней.

Таким образом, тезис об историческом происхождении современной банковской гарантии из римского promissio (cautio) indemnitatis, помимо естественного желания обосновать новый правовой институт не только потребностями современной торговли, но и классической римской традицией, имеет серьезные основания.

Отметим также, что приблизительно около 1700 года promissio indemnitatis разделилось на несколько самостоятельных понятий, из которых появилось английское «indemnity», французское «garantie» и итальянское «garanzia» [5]

Исходя из другой точки зрения, по мнению французских специалистов К. Гавальда и Ж. Стуфле, конструкция гарантии по первому требованию, господствующая ныне в международной торговле и проникающая ныне в национальное законодательство целого ряда стран, была рождена практикой в последние десятилетия, с одной стороны, под англо-американским влиянием, с другой — под давлением покупателей на международных рынках, где господствует динамичная конкуренция.

Вместе с тем бесспорно, что современная банковская гарантия появилась под воздействием прежде всего не исторических, а экономических факторов, в частности роста объема международных банковских документарных операций в последние десятилетия.

Бурное развитие документарных операций в международной торговле произошло в XX веке. При этом популярность аккредитивов возросла после Первой мировой войны. Затем в промежутке между двумя мировыми войнами расширилось использование документарного инкассо, а после окончания Второй мировой войны — независимых гарантий (гарантий по первому требованию). Зарождение современного понятия банковской гарантии как независимого от основного, обеспечиваемого им обязательства, обычно связывают с шестидесятыми годами и внутренним американским рынком. Но резкий рост значения данного вида обеспечения приходится на начало 70-х годов и связывается с реализацией западными фирмами крупных инвестиционных проектов на Ближнем Востоке. В таких отраслях, как строительство дорог, аэропортов, развитие сетей коммуникаций, электроснабжение и т. п., реализация указанных проектов требовала максимально надежного и ликвидного обеспечения.

Если аккредитивы были урегулированы на международном уровне начиная с 1933 г., то в противоположность им независимая (или в качестве синонимов «банковская», «по первому требованию», «автономная») гарантия существовала не только не благодаря, но и вопреки законодательным предписаниям, посвященным близкому по экономической сути, но серьезно отличающемуся по правовой форме договору поручительства. Не случайно некоторые зарубежные специалисты называют важнейшим элементом самого понятия гарантии ее неписаный характер, а отсутствие акцессорности (независимость) — это уже дополнительный элемент.

В силу отсутствия нормативного регулирования банковской гарантии на международном уровне, Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) взяла на себя работу по разработке полноценной международной Конвенции, имевшей бы статус закона в присоединившихся к ней государствах. Первый, оказавшийся неудачным проект документа (Project for Guarantees and Securities as Related to International Payments), появился еще в 1970 г. 1] Дальнейшая работа была возобновлена только в 1988 г. Тогда изначально планировалось разработать модельный закон, который должен был служить эталоном для присоединившихся государств в разработке соответствующих национальных законов (проект назывался UNCITRAL Uniform Law on Internatinal Guaranty Letters. Впоследствии проекту было решено придать статус международной конвенции прямого действия. В результате 11 декабря 1995 г. в г. Нью-Йорке была подписана Конвенция ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах (далее — Конвенция).

Основная цель Конвенции заключалась в том, чтобы создать единообразное правовое регулирование как института собственно банковской гарантии, так и института резервного аккредитива, сложившегося в практике США. Соответственно, Конвенция использует не термин гарантия, а термин «обязательство», охватывающий оба института. Конвенция прямо указывает, что «обязательство означает независимое обязательство, под которым в международной практике понимается независимая гарантия или резервный аккредитив, выдаваемый банком, содержание которого состоит в уплате бенефициару определенной суммы по простому требованию или по требованию с представлением других документов, указывающих, что платеж причитается по причине неисполнения какого-либо обязательства» (п. 1 ст. 2) [6]

Отметим, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 сентября 1996 г. N 387 «О подписании Конвенции ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах» принято решение о присоединении Республики Беларусь к Конвенции ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах.

1.2 Понятие банковской гарантии Сам термин «банковская гарантия» не является устоявшимся. Существуют и другие наименования обязательства — «независимая гарантия», «гарантия по (первому) требованию», «автономная гарантия», «международная гарантия» и т. д., которые подчеркивают те или иные его особенности.

Так, термин «независимая гарантия» был рожден международной практикой и ее концепция, в том виде, в котором она функционирует сегодня, ранее была неизвестна праву. Существенное влияние на формирование данного понятия оказало право стран англосаксонской системы, так как наличие в английской и американской юридической терминологии термина «guarantee», означающего акцессорное поручительство, породило терминологическое и понятийное разночтение. Это привело к тому, что сторонам по сделке, подразумевающим использование независимого типа обеспечения, требовалось дополнительное определение обязательства гаранта, как, например, «безотзывное», «безусловное», «автономное» или «абстрактное».

Кроме того, лицом, обязанным по банковской гарантии, не всегда является банк (например, таким лицом может быть страховая организация, как это предусмотрено ст. 368 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) [8]). Возможно также, чтобы одновременно одна и та же гарантия являлась одновременно таможенной (исходя из вида обеспечиваемого обязательства) и банковской (исходя из содержания). Все это говорит об определенной эклектичности применяемого в последние десятилетия термина «банковская гарантия».

Так, банковская гарантия, по определению английского проф. Ф. Вуда, — это гарантия, выданная банком и содержащая ясное условие о том, что банк должен платить по гарантии по первому требованию бенефициара вне зависимости от того, является ли обеспеченное гарантией требование юридически надлежащим и неисполненным.

В данном определении мы можем наблюдать классический принцип банковской гарантии, сложившийся на практике: «first pay, argue later», что означает, сначала плати, потом оспаривай.

Финансовые словари дают определение банковской гарантии с другой стороны: банковская гарантия — письменное обещание банка заплатить другому банку, компании или кому-либо другому по договору, кредиту или долговой расписке за третью сторону в случае, если эта сторона не выполняет или не может выполнить свои обязательства.

В данном определении акцент делается на неисполнении или ненадлежащем исполенении обязательства стороной.

В ГК РФ, предмет исследования данной курсовой понимается следующим образом: в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.

В белорусском законодательстве определение банковской гарантии не содержится. Гражданский кодекс РБ (далее — ГК), в отличие от ГК РФ, вообще не раскрывает суть института банковской гарантии, и лишь содержит в ст. 350 отсылочную норму: особенности банковской гарантии и ее отдельных видов определяются законодательством.

Если точнее, то особенности банковской гарантии определяются банковским законодательством. В Банковском кодексе Республики Беларусь (далее — БК), в ст. 164 БК указано: в силу банковской гарантии банк или небанковская кредитно-финансовая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала или иной инструктирующей стороны) от своего имени письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями гарантии денежную сумму (осуществить платеж).

Сопоставляя понимание банковской гарантии белорусским и российским законодателем, отметим различия в субъектах, поскольку, согласно российскому законодательству, банковскую гарантию могут выдавать не только банки и иные кредитные учреждения, но и страховые организации.

Признаки Классифицирующими (конститутивными) признаками, позволяющими выделить банковскую гарантию из числа других юридических гарантий, являются следующие:

— независимый характер;

— абстрактность обязательства гаранта;

— односторонний характер обязательства;

— безусловность обязательства.

Рассмотрим более подробно признаки банковской гарантии.

Независимый характер. Согласно ст. 3 Конвенции обязательство (т.е. в том числе и банковская гарантия) является независимым в случаях, когда обязательство гаранта/эмитента перед бенефициаром:

— не зависит от наличия или действительности основной сделки или какого-либо иного обязательства;

— не определяется каким-либо условием, не указанным в обязательстве, или каким-либо будущим неопределенным действием или событием, за исключением представления документов или иного подобного действия или события в рамках сферы деятельности гаранта.

Ст. 167 БК содержит сходное положение: предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, даже если в тексте гарантии содержится ссылка на это обязательство. Изменение основного обязательства после выдачи гарантии не создает для гаранта правовых последствий, если иное не оговорено в тексте гарантии. Аналогичная ситуация и в российском законодательстве.

Абстрактность. Абстрактной является такая сделка, которая порождает обязательство, юридическая сила которого не зависит от основания этого обязательства. Для банковской гарантии присуща абстрактность сделки (выдачи банковской гарантии в пользу бенефициара) от характера и вообще наличия каких-либо правоотношений между гарантом и принципалом.

Односторонний характер обязательства. Отметим две основные черты этого свойства: банковская гарантия — это обязательство, составляемое лишь в силу одностороннего распоряжения гаранта без всякого дополнительного соглашения с кредитором (односторонняя сделка); во-вторых, обязанным по банковской гарантии лицом является только гарант с предоставлением бенефициару только прав, в противоположность обязательству синаллагматическому, в котором каждой из сторон принадлежат и права, и обязанности.

Безусловность банковской гарантии. Безусловность обязательства гаранта проявляется в том, что оно вступает в силу с момента выдачи, если гарант не оговорил иной срок, согласно ст. 170 БК. Банковская гарантия связывает гаранта обязательством, как правило, с момента выдачи. Наступление либо ненаступление каких-либо событий либо условий не влияет на возникновение или прекращение обязательств гаранта. Таким образом, банковская гарантия не относится к сделкам, совершенная под условием.

Функции и цели банковской гарантии Среди функций банковской гарантии можно выделить:

1) Легитимационную, где банковская гарантия является свидетельством способности принципала по гарантии исполнить обязательство. Поскольку банк со своей стороны берет на себя безотзывное обязательство произвести платеж, он возьмет на себя это обязательство лишь в том случае, когда тщательно проверит репутацию своего клиента с технической и экономической стороны.

2) Мотивационную, когда принципалу грозит потеря гарантийной суммы в случае неисполнения договора, что является для него мощным стимулом выполнить предусмотренное договором обязательство.

3) Компенсационную, когда бенефициар вправе потребовать выплаты гарантийной суммы, если принципал по гарантии нарушает свои обязательства.

4) Функцию распределения рисков между сторонами, подписавшими основной контракт, поскольку это зависит от механизма оплаты гарантийных обязательств. Риск в банковской практике — это опасность потерь банка при наступлении определенных событий. Например, гарантия с оплатой по первому требованию, наиболее часто использующаяся в международной торговле, практически полностью исключает риски для бенефициара.

5) Информационную функцию, которая свидетельствует о финансовом положении принципала и его способности выполнить обязательства. Отказ обслуживающего банка от предоставления гарантии с высокой степенью вероятности свидетельствует о недостаточно устойчивом финансовом положении стороны по договору.

Целью банковских гарантий, безусловно, является дополнительное обеспечение финансовых интересов сторон, участвующих во внешнеторговых сделках. С одной стороны, содержание внешнеторгового (либо иного) договора уже предусматривает различные варианты санкций за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств: штраф, пеня и др. Однако, на практике даже при самой тщательной проработке условий договора некоторые особенности поставок товаров, оказания услуг или совершения платежей, влияющие на реализацию конкретной сделки, проявляются только в процессе исполнения контракта и, как правило, не могут быть учтены заранее. Помимо того, разбирательство в суде (в том числе, в арбитражном суде) занимает довольно много времени. Более того, даже удовлетворение требований в суде не всегда влечет исполнение обязательства, уплату штрафных санкций и прочее, в связи с финансовым положением проигравшей стороны.

1.3 Виды банковской гарантии Законодательство предусматривает возможность выдачи гарантий различных видов, причем классификация гарантий может быть произведена по различным основаниям.

По основаниям и механизму реализации бенефициаром своих прав выделяют:

— гарантию по первому требованию — обязательство гаранта уплатить бенефициару денежную сумму (осуществить платеж) по его первому письменному требованию, составленному в соответствии с условиями гарантии;

— условную гарантию — обязательство гаранта уплатить бенефициару денежную сумму (осуществить платеж) по его письменному требованию, составленному в соответствии с условиями гарантии, с приложенными к нему документами, которые доказывают или подтверждают неисполнение (ненадлежащее исполнение) принципалом обязательств перед бенефициаром. Такими документами могут являться соответствующие судебные (арбитражные) решения либо иные документы, оговоренные в тексте гарантии.

В зависимости от возможности для гаранта в одностороннем порядке прекратить свое обязательство по банковской гарантии выделяют:

— отзывные гарантии — они могут быть отозваны гарантом без предварительного уведомления бенефициара, то есть обязательство гаранта может быть прекращено его собственным волеизъявлением;

— безотзывные — данные гарантии не могут быть отозваны гарантом (ст. 168 БК презюмирует безотзывность гарантии и допускает внесение изменений и дополнений в текст банковской гарантии после ее выдачи только с согласия бенефициара [11]).

По способу обеспечения платежа по гарантии выделяют гарантии:

— покрытые (при выставлении которых принципал предоставляет в распоряжение гаранта денежные средства (покрытие) для осуществления за счет этих средств выплат по гарантии либо иное обеспечение);

— непокрытые (при выставлении гарантии принципал не предоставляет ни денежные средства, ни иное обеспечение).

Отметим, что гарантия без покрытия выдается только лучшим клиентам, имеющим устойчивое финансовое положение, постоянный кредитовый остаток и относительно большие обороты по счетам. Как правило, данная форма используется при выдаче внутренних гарантий, т. е. в белорусских рублях на территории Республики Беларусь и на непродолжительный срок.

Различия в механизме выставления гарантии обусловливают необходимость выделения таких ее видов, как:

— прямая гарантия (гарант принимает на себя обязательство непосредственно перед бенефициаром);

— контргарантия, в некоторых источниках называемая супергарантией (банк и небанковская кредитно-финансовая организация могут по поручению принципала потребовать выдачи гарантии (первоначальной гарантии) от другого банка или другой небанковской кредитно-финансовой организации, выдав им встречное обязательство (контргарантию).

В зависимости от состава сторон, участвующих в обязательстве, следует выделить подтвержденную и консорциальную гарантии.

Выданная гарантия может быть подтверждена в полной сумме либо частично другим банком или другой небанковской кредитно-финансовой организацией. Подтверждающая сторона наряду с первоначальным гарантом несет перед бенефициаром солидарную ответственность в пределах подтвержденной суммы, если иное не предусмотрено условиями гарантии.

Подтверждение банковской гарантии (выдача письма о подтверждении банковской гарантии) и осуществление подтверждающим банком платежа по ней производится в порядке, аналогичном порядку выдачи банковской гарантии и осуществления гарантом платежа по ней, если иное не предусмотрено условиями гарантии. Условие о подтверждении банковской гарантии должно содержаться в заявлении принципала на выдачу банковской гарантии. В случае если между банком принципала и банком, который должен подтвердить банковскую гарантию, не достигнута договоренность по совершению операций, связанных с выдачей, подтверждением банковской гарантии и осуществлением платежа по ней, банк должен отказать принципалу в выдаче банковской гарантии и уведомить принципала о причинах отказа.

Под консорциальной гарантией понимается банковская гарантия, выдаваемая бенефициару несколькими гарантами через основной банк-гарант.

При выдаче консорциальной гарантии основной гарант обеспечивает за свой счет определенную долю обязательства по гарантии. Оставшаяся сумма обязательства по банковской гарантии обеспечивается за счет других гарантов. Требование об уплате денежной суммы по консорциальной гарантии предъявляется бенефициаром основному гаранту. Обязательства и ответственность гарантов, возникающие в связи с выдачей консорциальной гарантии, определяются в заключаемом между ними договоре.

В международной практике существуют иные разновидности банковской гарантии. Рассмотрим их подробнее.

Унифицированными правилами для гарантий по первому требованию, редакция 2010 г (далее — URDG 758). выделяется гарантия надлежащего технического обслуживания (maintenance guarantee), в соответствии с которой банк — гарант берет обязательство перед бенефициаром выплатить гарантийную сумму если принципал не осуществит техническое обслуживание смонтированного им оборудования в обусловленный сторонами период времени. Данный тип гарантий широко используется в контрактах на строительство крупных объектов, введение которых в эксплуатацию возможно лишь по истечении длительного периода строительных, монтажных и пусконаладочных работ. Он дает возможность застраховать апробацию таких объектов в период гарантийного срока, позволяющую обеспечить их нормальную эксплуатацию в дальнейшем.

Также выделяется гарантия исполнения контракта (performance guarantee) — банк-гарант берет обязательство перед бенефициаром (импортером, заказчиком) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта со стороны принципала (экспортера, подрядчика) выплатить гарантийную сумму. Цель данной гарантии — компенсация ущерба, понесенного бенефициаром в результате неисполнения контракта принципалом. Этот тип является наиболее распространенным по строительствам и торговым контрактам.

Еще один тип банковских гарантий, используемых в международной коммерческой практике, представлен «резервными аккредитивами». «Резервный аккредитив» (standby letter of credit) предполагает, что банк — гарант берет обязательство перед бенефициаром выплатить гарантийную сумму в случае неисполнения принципалом своих контрактных обязательств при представлении определенных документов, не являющихся товарораспорядительными. Если в соответствии с документарным аккредитивом выплаты производятся в результате надлежащего исполнения обязательств, то по резервному аккредитиву банк — гарант осуществляет платеж при неисполнении принципалом своих обязательств при представлении определенных документов: арбитражного решения о компенсации ущерба, понесенного бенефициаром; судебного решения о банкротстве принципала; заключения двусторонней комиссии о неисполнении контракта и т. д. Отличие «резервного аккредитива» от гарантии исполнения контракта заключается в том, что выплаты по нему осуществляются только при наличии перечисленных документов, в то время как для гарантии исполнения контракта достаточно лишь одного требования бенефициара.

Другим типом банковских гарантий служит таможенная гарантия (customs guarantee), которая применяется при временном ввозе товаров (оборудования) на территорию другой страны для участия в выставке, на период строительства и т. д. При таможенном режиме временного ввоза импортные пошлины не подлежат уплате, однако, если ввезенные товары или оборудование не были вывезены к установленному сроку, освобождение от уплаты импортных пошлин аннулируется, а гарантия предъявляется к оплате.

Интересно сопоставить таможенную гарантию в международной практике и банковскую гарантию, выдаваемую в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин и иных платежей.

Так, в соответствии со ст. 264 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов принимают банковские гарантии, выданные банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, включенными в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей (далее — реестр), который ведет Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (ГТК).

Отметим, что если по общему правилу банковскую гарантию может выдать любой банк, в лицензии на осуществление банковской деятельности которого содержится такой вид банковских операций, как выдача банковской гарантии, то применительно к рассматриваемым отношениям гарантию вправе выдать только банк, включенный в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей. Тем самым таможенные органы обеспечивают возможную уплату банковской гарантии только надежными банками. Отметим также, что бенефициаром по таможенной гарантии будут являться таможенные органы Республики Беларусь. В остальном, механизм выдачи и исполнения таможенной гарантии аналогичен банковской.

Еще одним типом банковских гарантий выступает судебная гарантия (judicial guarantee), используемая в качестве одной из мер по обеспечению иска в судопроизводстве. Если по требованию истца в качестве меры по обеспечению иска применен арест имущества или денежных средств ответчика, последний вправе предложить судебную гарантию как основание для отмены ареста. Судебная гарантия подлежит оплате по представлении решения суда или мирового соглашения, подтверждающего право истца на получение определенных денежных сумм с ответчика в удовлетворение своих исковых требований. Сумма гарантии, как правило, соответствует сумме иска или стоимости арестованного имущества. Вместе с тем судебная гарантия предоставляет ответчику возможность вести обычную хозяйственную деятельность во время рассмотрения иска в суде, которое может охватывать довольно длительный период.

На наш взгляд, целесообразно оформить нормативную базу относительно применения судебной гарантии в Республике Беларусь, поскольку такая разновидность банковской гарантии обеспечивает удовлетворение интересов как истца, так и ответчика. В частности, истец получает возможность использования денежных средств в качестве обеспечения иска, а ответчику судебная гарантия позволяет не останавливать производство на время рассмотрения дела в суде, тем самым, не нести убытки в связи с такой остановкой.

Некоторые исследователи, в частности, Я. А. Павлович, помимо изложенных выше разновидностей банковской гарантии, выделяют еще и группу банковских гарантий, называемую гарантиями, выдаваемыми в связи с заключением внешнеторговых сделок. Я. А. Павлович разделяет эту группу на две: гарантии экпортерам и гарантии импортерам.

Под гарантией экспортеру понимается гарантия выполнения экспортером платежей на условиях соответствующего внешнеторгового контракта, которые имеют различное содержание в зависимости от характера основной операции и формы расчета, предусмотренной контрактом.

Разновидности такой гарантии:

— гарантия выполнения импортером платежей при расчетах в форме инкассо — содержит обязательство банка произвести платеж в размере суммы, указанной в документах, покрывающий поставленный на условиях контракта товар, если импортер не произведет оплату в срок, установленный в контракте;

— гарантия открытия импортером аккредитива в пользу экспортера — внешнеторговый контракт, который предусматривает расчеты в форме аккредитива, содержащий условия, при наступлении которых аккредитив может быть открыт, а часто и условия самого аккредитива. В данном случае гарантия призвана обеспечить интересы экспортера, если импортер в нарушение условий контракта не даст обслуживающему банку поручение на открытие аккредитива;

— гарантия возврата кредита — в данном случае имеется ввиду коммерческий кредит (т.е. отсрочка платежа). В целях обеспечения своевременности осуществления платежей импортера в погашение данного кредита может быть выдана банковская гарантия;

— гарантия оплаты гарантийных сумм — под гарантийными суммами понимается некоторая часть стоимости поставляемого товара (5−10 процентов), которую импортер имеет право удерживать до тех пор, пока не будет установлено полное соответствие товара по качеству (количеству) условиям контракта. Обычно это имеет место при поставках комплектного оборудования. Выданная в таком случае банковская гарантия обеспечивает экспортеру своевременное получение удержанных покупателем сумм в соответствии с условиями контракта;

Гарантии импортеру представляют собой гарантии, обеспечивающие возмещение ему убытков или возврат уплаченного аванса в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения экспортной поставки.

Среди них выделяются:

— гарантия возврата авансовых сумм — если условиями контракта предусмотрена уплата импортером экспортеру аванса, экспортер принимает на себя обязательство предоставить банковскую гарантию в обеспечение возврата аванса при невыполнении (полном или частичном) поставки;

— тендерная гарантия — гарантия в связи с участием в торгах (аукционе), которая обеспечивает исполнение участниками торгов обязательств перед их организаторами произвести платежи по итогам торгов в соответствии со сделанными участниками торгов предложениями.

Отметим, что в белорусской практике возможен вариант тендерной гарантии. Так, банковская гарантия может использоваться и в договорах на государственную закупку, где она будет являться защищающей интересы заказчика (организатора), т. е. Республики Беларусь, ввиду финансирования государственной закупки за счет средств бюджета или государственных внебюджетных фондов, в качестве способа обеспечения исполнения обязательств по договору на государственную закупку, а также в качестве конкурсного или аукционного обеспечения.

Помимо того. Я. А. Павлович выделяет гарантии в связи с компенсационными сделками. При заключении внешнеторговых контрактов, предусматривающих компенсационные поставки, стороне, которая должна производить исполнение первой, ее контрагентом может быть предоставлена банковская гарантия в обеспечение своевременного выполнения встречных поставок.

На практике, считает Я. А. Павлович «встречаются также гарантии, выдаваемые в связи с совершением операций против документов, формально имеющих какие-либо несоответствия установленным требованиям (например, при оплате чека, расчетах по аккредитиву), гарантии, связанные с мореплаванием, гарантии при получении страховых сумм без наличия страхового полиса и другие».

Подводя итог, отметим, несмотря на то, что предшественник банковской гарантии, договор поручительства, известен еще со времен Древнего Рима, банковская гарантия фактически сложилась в международной практике и была нормативно закреплена только в конце XX века Конвенцией ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах.

Существует множество понятий банковской гарантии, в белорусском законодательстве понятие банковской гарантии дается в ст. 164 Банковского кодекса.

Выделяются различные классификации банковской гарантии, исходя из оснований разделения, в том числе: отзывная, безотзывная, условная, по первому требованию, контргарантия, консорциальная гарантия, таможенная, судебная и др.

Некоторые разновидности банковской гарантии, сложившиеся в международной практике (например, судебную гарантию) целесообразно нормативно оформить в банковском законодательстве Республики Беларусь.

2. Выдача и исполнение банковской гарантии Если Банковский кодекс содержит общие положения, касающиеся банковской гарантии, то порядок выдачи и исполнения последней довольно подробно прописан в Инструкции о порядке совершения банковских документарных операций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. N 67 (далее — Инструкция № 67).

2.1 Выдача банковской гарантии Исходя из определения банковской гарантии, содержащимся в ч.1 ст. 164 БК, банковская гарантия выдается банком или небанковской кредитно-финансовой организацией по просьбе принципала или иной инструктирующей стороны.

Как уже отмечалось в предыдущем разделе, за выдачей банковской гарантии можно обратиться в любой банк Республики Беларусь, который имеет лицензию на осуществление банковской деятельности.

С просьбой о выдаче банковской гарантии может обратиться как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. С точки зрения права обращения физического лица в банк за выдачей банковской гарантии можно отметить, что формально такая возможность существует, однако на практике банковскую гарантию банки-гаранты выдают как обеспечение исполнения обязательств именно в предпринимательской деятельности.

Согласно п. 135 Инструкции № 67, для выдачи банковской гарантии инструктирующая сторона представляет в банк заявление о выдаче банковской гарантии. Примерная форма такого заявления содержится в Приложении 11 к Инструкции. В данном заявлении необходимо указать наименования банка-гаранта, принципала, бенефициара, обязательство, в обеспечении которого выдается банковская гарантия, сумму банковской гарантии, общую стоимость обязательства, а также иные данные.

Заявление подписывается руководителем и главным бухгалтером организации — инструктирующей стороны.

Помимо того, к заявлению должна быть приложена копия договора либо копия иного документа, содержащего основное обязательство, исполнение которого обеспечивается банковской гарантией.

П. 135 Инструкции № 67 предусматривает возможность приложения к заявлению проекта банковской гарантии. На практике типовая форма банковской гарантии существует в каждом банке, поэтому предоставлять проект банковской гарантии нет необходимости, за исключением случая, когда у принципала имеются определенные пожелания к тексту гарантии.

Предоставленные документы на выдачу банковской гарантии рассматриваются банком в течение десяти дней. Помимо предоставленных документов банк имеет право запросить иные документы, причем строго определенного перечня таких документов не существует. Как считают исследователи, наличие открытого перечня документов, которые может запросить банк при решении вопроса о выдаче гарантии, является логичным, поскольку банковская гарантия является рисковой операцией.

По рассмотрению вышеуказанных документов банк принимает решение о выдаче (невыдаче) банковской гарантии. Существует два варианта отказа банка в выдаче банковской гарантии:

— нарушение законодательства Республики Беларусь (согласно п. 140 Инструкции № 67: банк обязан отказать инструктирующей стороне в приеме заявления к исполнению в случае, если заявление и прилагаемые к нему документы не соответствуют требованиям Инструкции и законодательства Республики Беларусь [21];

— несогласие банка с условиями проекта банковской гарантии.

О причинах отказа банк должен уведомить инструктирующую сторону.

В случае, если заявление, а также прилежащие документы оформлены правильно и банк согласен с условиями проекта банковской гарантии, заявление о выдаче банковской гарантии принимается к исполнению.

В случае, если заявление на выдачу банковской гарантии принято банком, между принципалом и банком заключается договор о выдаче банковской гарантии. Рассмотрим данный договор подробнее.

Договор банковской гарантии В соответствии с заключенным договором банк обязуется выдать банковскую гарантию от своего имени по просьбе принципала. Также в договоре оговариваются существенные условия гарантии, права и обязанности сторон, способы обеспечения исполнение принципалом своих обязательств по договору. Соглашение технически может оформляться и в виде заявки клиента, акцептуемой банком путем принятия к исполнению

Как считает С. В. Овсейко, на практике могут возникнуть ситуации, когда договор на выдачу банковской гарантии между принципалом и бенефициаром не заключен. Однако ввиду независимости самой банковской гарантии от любых других соглашений на ее действительность это влиять не должно. На наш взгляд, данное мнение является спорным, поскольку обязательство выдачи банковской гарантии должно подтверждаться либо договором о выдаче банковской гарантии, либо гарантийным письмом (относительно последнего существует практика выдачи гарантийных писем в Российской Федерации.

После подписания договора о выдаче банковской гарантии, договоров обеспечения исполнения принципалом своих обязательств по договору, перечисления покрытия и уплаты банку денежных средств за услуги, банк составляет банковскую гарантию.

Банковская гарантия составляется по примерной форме которая содержится в Приложениях 7и 8 к Инструкции.

Уделим внимание существенным условиям банковской гарантии.

Существенные условия Отметим, что существенных условий банковской гарантии в законодательстве Республики Беларусь не содержится. Однако в ст. 165 БК есть перечень условий банковской гарантии, к которым относятся:

— наименование принципала;

— наименование бенефициара;

— наименование гаранта;

— договор или иной документ, в которых предусмотрена необходимость выдачи банковской гарантии;

— максимальную денежную сумму, подлежащую уплате;

— срок, на который выдана банковская гарантия, или обстоятельство (событие), при наступлении которого прекращается обязательство гаранта по банковской гарантии (срок действия банковской гарантии);

— условия уплаты бенефициару денежной суммы (осуществления платежа);

— возможность перевода банковской гарантии (переводная банковская гарантия);

— иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

На наш взгляд, необходимо внести изменения в ст. 165 БК и заменить формулировку «условия банковской гарантии» на «существенные условия банковской гарантии».

Наименования бенефициара и гаранта являются важнейшим элементом обязательства, без наличия которого невозможно возникновение самих обязательственных отношений между сторонами.

Согласно ст. 175 БК, предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой денежной суммы, на которую выдана такая гарантия. Как правило, сумма банковской гарантии равна цене договора, реже встречаются ситуации, когда банковская гарантия выдается на сумму, меньшую, чем цена договора, например, в случае выдачи консорциальной гарантии, которая рассматривалась ранее.

Исходя из определения банковской гарантии, содержащимся в БК, обязательство гаранта составляет уплата определенной денежной суммы.

Следовательно, не может быть предметом банковской гарантии такое обязательства, как акцепт переводного векселя, что прямо допускается международными унификациями (ст. 2(3) Конвенции ООН 1995 г. Так, п. 3 ст.2 данной конвенции содержит норму, согласно которой, в обязательстве (в т.ч. в независимой гарантии) может предусматриваться платеж в любой форме, включая: платеж в указанной валюте или расчетной единице, акцепт переводной векселя (тратты), платеж на отсроченной основе, передачу оговоренной единицы стоимости.

Как считают исследователи, механизм выплаты гарантийной суммы составляет сердцевину любой гарантии. Именно он позволяет выделить два вида гарантий:

— условные гарантии;

— гарантии по требованию.

Различие между этими группами существенно влияет на правовое положение и бенефициара, и принципала. Условные гарантии, несомненно, выгодны принципалу, ибо они ставят уплату гарантийной суммы в зависимость от представления бенефициаром определенных документов, свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении принципалом своих обязательств по основному контракту.

В качестве таких документов могут выступать решения суда или арбитража, заключения экспертных комиссий, инженеров (в отношении строительных контрактов), банков (при непредставлении продавцом отгрузочных документов по документарному аккредитиву). В этом случае бенефициар должен обосновать свое право на получение компенсации за причиненный ему ущерб, т. е. на выплату гарантийной суммы. Таким образом, при условных гарантиях положение бенефициара весьма уязвимо. Несмотря на понесенный им ущерб, он может получить гарантийную сумму только при условии, что докажет неисполнение контракта со стороны принципала.

Гарантии по требованию отличаются от условных тем, что гарантийная сумма выплачивается немедленно после получения соответствующего платежного требования бенефициара. Стандартная формулировка при выплате следующая: «В соответствии с данной гарантией выплата гарантийной суммы должна быть сделана после получения первого письменного требования бенефициара, без необходимости представления судебного или арбитражного решения, а также любого иного доказательства». Такой механизм максимально защищает бенефициара, и в этом отношении положение принципала весьма уязвимо. Ведь гарантийная сумма будет выплачена бенефициару на основании лишь одного его обращения к гаранту, и, если он действует недобросовестно, то это может повлечь за собой неблагоприятные последствия для принципала. Возможная недобросовестность действий бенефициара будет рассмотрена в следующей главе.

Банковская гарантия относится к способам обеспечения исполнения обязательств, поэтому для возникновения обязательства гаранта перед бенефициаром, существование такого основного обязательства необходимо всегда. Основным обязательством не обязательно должен быть гражданско-правовой договор. Банковская гарантия может обеспечивать также, например, исполнение обязательства из причинения вреда или вообще, как гарантия в пользу таможенных органов, публично-правовые требования.

Срок действия банковской гарантии указывается в ее тексте. Если данный срок не указан, то, согласно ч.1 ст. 176 БК, действие гарантии прекращается по истечении трех лет с даты ее выдачи (для контргарантии — тридцать календарных дней после прекращения действия гарантии). Однако, в ст. 12 Конвенции ООН 1995 г. содержится положение, согласно которому, в аналогичном случае срок действия независимой гарантии истекает через шесть лет с даты выдачи обязательства.

Срок действия банковской гарантии может указываться одним из следующих способов:

1) указанием конкретной даты истечения срока действия гарантии;

2) указанием срока действия гарантии с даты ее выдачи (вступления в силу);

3) указанием события, с наступлением которого действие гарантии прекращается. Но в последнем случае действие или событие должны подтверждаться документально, а если нет, то нарушается требование безусловности обязательства.

В силу объективно сложившихся обстоятельств может встать вопрос о продлении срока действия гарантии. В случае непрямой гарантии необходимым условием такого продления является согласие банка — гаранта или банка — эмитента. Если бенефициар требует продления срока действия гарантии в качестве альтернативы предъявлению платежного требования, гарант должен немедленно информировать об этом принципала, отложив выплату гарантийной суммы до достижения соглашения между бенефициаром и принципалом. Если же соглашение о продлении срока действия гарантии не было достигнуто, а бенефициар настаивает на своем требовании, то гарант обязан произвести выплату гарантийной суммы. В этом и заключается опасность гарантий по требованию. Недобросовестный контрагент — бенефициар может использовать свое право требования выплаты гарантийной суммы для давления на принципала.

Условия платежа по банковской гарантии. Основным документом, против которого должен осуществляться платеж по банковской гарантии, является требование на платеж. В соответствии с п. 154 Инструкции № 67, требование бенефициара должно поступить гаранту в письменной форме (на бумажном носителе или в электронном виде) в течение срока действия выданной им банковской гарантии. Если в гарантии не указано, в каком виде будет сделано представление документов по гарантии (на бумажном носителе или в электронном виде), представление должно быть совершено на бумажном носителе.

В международном праве, характер положений, записанных в гарантии, зависит от усмотрения сторон, однако любая банковская гарантия должна включать следующее:

— ссылку на основной контракт, в соответствии с которым она выдается;

— срок действия;

— гарантийную сумму и валюту, в которой она выплачивается;

— средство и место осуществления платежа;

— применимое право;

— порядок разрешения споров;

— механизм платежа по гарантии.

Основные ключевые положения банковской гарантии в национальном и международном праве совпадают, поэтому остановимся на их отличительный чертах.

Условие о применимом праве не носит обязательного характера, но вместе с тем его включение в текст гарантии весьма желательно. Руководствуясь общепризнанным в международном частном праве принципом «автономии воли», стороны могут избрать любое право, регулирующее их правоотношения по гарантии. В случае отсутствия соглашения сторон применимым правом будет право той страны, где расположен центр деловой активности банка — гаранта или банка — эмитента (при непрямой гарантии).

Следует пояснить термин «центр деловой активности». Он подразумевает не столько место нахождения управленческих органов банка — гаранта, сколько место ведения основной коммерческой деятельности. Применительно к международным коммерческим контрактам в юридических документах употребляется термин «основное коммерческое предприятие» (продавца или покупателя). Использование данного термина в банковской практике вряд ли возможно. Более походящим представляется термин «центр деловой активности». Если банк — гарант имеет несколько центров деловой активности, то применимое право определяется место нахождения филиала, выдавшего гарантию.

Порядок разрешения споров, связанных с реализацией гарантии, может быть включен в текст гарантии в качестве отдельного самостоятельного условия. Если же гарант или эмитент имеют несколько таких центров, то спор подлежит разбирательству в компетентном суде той страны, где находится филиал, выдавший гарантию или контргарантию (в случае непрямой гарантии). Данная коллизионная норма так же, как и норма о применимом праве, носит диспозитивный характер. Это значит, что стороны могут отступить от нее по взаимному согласию.

Форма банковской гарантии В соответствии со ст. 165 БК, банковская гарантия должна быть выдана в письменной форме. К письменной форме приравнивается электронный документ. Существует примерная форма банковской гарантии, которая содержится в Приложении 7 к Инструкции. Относительно электронного документа, отметим, что в Приложении 7 к Инструкции содержится положение, согласно которому банковская гарантия может быть оформлена ключеванным сообщением S.W.I.F.T. В международной практике применяется название «аутентифицированное S.W.I.F.T. — сообщение», под которым понимается сообщение, полученное либо отправленное по международной межбанковской системе передачи информации и совершения платежей S.W.I.F.T. (т.е. society for worldwide interbank financial telecommunications) по кодированному каналу, что обеспечивает его подлинность (достоверность).

Как считают исследователи, в отличие от договора поручительства банковская гарантия не является сделкой формальной, то есть несоблюдение письменной формы не влечет недействительность внутренней банковской гарантии, а лишает бенефициара права ссылаться на свидетельские показания, оставляя за ним право приводить другие доказательства (п. 1 ст. 163 ГК Республики Беларусь). На наш взгляд, это положение неверно, поскольку несоблюдение письменной формы международной банковской гарантии влечет согласно п. 3 ст. 163 ГК ее недействительность.

Обеспечение банковской гарантии Выдача банковских гарантий относится к разряду активных банковских операций (некоторые экономисты иногда называют ее «условным кредитом» [2]), поэтому условием выдачи банковской гарантии является предоставление надлежащего обеспечения. Такое обеспечение может предоставляться одним из следующих способов:

1) перечисления суммы покрытия на специальный балансовый счет банка группы 351 «Аккредитивы». В том случае, если валюта гарантии и покрытия совпадают, юридическая природа такого покрытия может рассматриваться как предоставление комитентом денежных средств комиссионеру с целью исполнения поручения (п. 1 ст. 880 ГК.

Также такая обеспечительная мера может рассматриваться и как гарантийный депозит денежных средств. Как последний способ обеспечения исполнения обязательств может быть квалифицировано внесение покрытия при заключении договора в тех случаях, когда валюта покрытия не совпадает с валютой гарантии;

2) путем заключения договора уступки требования либо договора факторинга с целью обеспечения исполнения обязательств (часть вторая ст. 161 БК РБ [11]). Такая договорная техника, широко распространенная в зарубежной банковской практике, применяется белорусскими банками в тех случаях, когда в момент выдачи гарантии у клиента отсутствуют денежные средства, поступление которых ожидается в будущем;

3) в случае выдачи гарантии по поручению другого банка, в обеспечение может быть представлена его контргарантия. Текст контргарантии обычно формулирует сам основной гарант с целью максимально унифицировать и синхронизировать платежный механизм первичной (прямой) и контргарантии. Это особенно важно ввиду абстрактной природы банковской гарантии, не допускающей обусловленность регрессного требования основного гаранта совершением платежа по первичной гарантии. Вместе с тем в тексте контргарантии это условие может быть сформулировано в качестве документарного (т.е. платеж по контргарантии осуществляется по представлении, например, выписки по счету, подтверждающей платеж по первичной гарантии). Хотя на практике такие случаи редки. Банк — основной гарант не хочет нести кредитные риски, поэтому условия контргарантии обычно предусматривают, что платеж по ней осуществляется ранее платежа по основной;

4) значительно реже обязательство принципала обеспечивается залогом движимого и недвижимого имущества (по причине недостаточной его ликвидности), а также поручительством третьего лица, не сопровождаемого внесением покрытия от имени принципала.

Порядок выдачи банковской гарантии В зависимости от условий, содержащихся в заявлении на выдачу банковской гарантии, гарант может передать выданную банковскую гарантию с сопроводительным письмом непосредственно бенефициару или его представителю, инструктирующей стороне для авизования бенефициару. Под авизованием, в соответствии с п. 2 Инструкции № 67 понимается направление авизующим банком авизо бенефициару. Авизо, в свою очередь, это сообщение банка бенефициару о выдаче банковской гарантии, с приложением оригинала (копии) банковской гарантии или изменений (дополнений) к ней. Также банк может направить банковскую гарантию по почте или при помощи трансмиссионных средств. В настоящее время практикуется выдача гарантий в форме электронного документа.

Банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если иное не оговорено в тексте гарантии. Банковская гарантия считается выданной с момента направления (передачи) ее бенефициару либо иному лицу по указанию инструктирующей стороны.

Если банковская гарантия передается бенефициару по почте либо посредством электронного документа, она считается выданной с момента передачи ее организации связи либо передачи электронного документа телетрансмиссионной системой отправителя (ст. 170 БК).

Отражение выданных банковских гарантий в бухгалтерском учете банков.

Выданные банковские гарантии должны быть отражены в бухгалтерском учете банка-гаранта. Такое отражение регламентируется Инструкцией по бухгалтерскому учету банковских документарных операций, утвержденной Постановлением Совета Директоров Национального Банка Республики Беларусь от 13 октября 2008 г. № 326 (далее — Инструкция № 326), согласно п. 49 которой обязательства по выданной банковской гарантии отражаются в бухгалтерском учете по приходу внебалансового счета 99 014 «Гарантии и поручительства» П. 52 Инструкции № 326 содержит норму, согласно которой обеспечение исполнения обязательств по банковским гарантиям, полученное в виде залога, поручительства, гарантии, контргарантии и в других видах, учитывается на соответствующих внебалансовых счетах групп 9903 «Требования по отдельным видам гарантий», 9955 «Залог и прочие виды обеспечения полученные».

Наконец, исполненные и (или) прекращенные обязательства по банковской гарантии отражаются в бухгалтерском учете по расходу внебалансового счета 99 014 «Гарантии и поручительства» (п. 54 Инструкции № 326).

2.2 Исполнение банковской гарантии Специфика содержания правоотношения между гарантом и бенефициаром обусловлена тем, что обязательство банка-гаранта перед бенефициаром возникает на основании односторонней сделки (выдачи банковской гарантии). На основании выданной банковской гарантии у бенефициара возникает право требования выплаты, а у банка-гаранта — обязанность выплаты денежной суммы на условиях, предусмотренных банковской гарантии.

Предъявление требования по банковской гарантии Согласно ст. 171 БК, требование бенефициара об уплате денежной суммы (осуществлении платежа) по банковской гарантии должно быть предъявлено гаранту в письменной форме. К требованию по банковской гарантии должны быть приложены оговоренные в ее тексте документы. Исходя из классификации банковской гарантии на гарантию по первому требованию и условную банковскую гарантию, зависит необходимость предоставления (непредоставления документов). Так, для гарантии по первому требованию достаточно простого письменного требования. К требованию по условной банковской гарантии должны быть приложены оговоренные в тексте гарантии документы.

Также, бенефициар должен в требовании либо приложенным к нему документах указать, в чем состоит неисполнение (ненадлежащее исполнение) принципалом основного обязательства, в обеспечение которого выдана банковская гарантия.

В соответствии с п. 169 Инструкции № 67, в случае, если предъявление бенефициаром требования по банковской гарантии осуществляется через банк бенефициара, бенефициар представляет банку инструкцию о направлении гаранту требования о платеже по гарантии с приложением документов, предусмотренных условиями гарантии, а также заявление, в котором указывается, в чем состоит нарушение принципалом его обязанностей в рамках основного обязательства. Заявление может содержаться в самом требовании по гарантии, в отдельно подписанном документе, сопровождающем требование, в отдельно подписанном документе, не сопровождающем требование, но содержащем ссылку на данное требование.

Срок предъявления требования Требование бенефициара по банковской гарантии должно быть получено банком-гарантом не позднее срока действия банковской гарантии. Этот срок действия является правопрекращающим сроком.

Истечение срока банковской гарантии влечет прекращение ее действия, вследствие чего требования бенефициара, полученные после истечения срока действия, не подлежат удовлетворению. Истечение срока банковской гарантии, требование бенефициара по которой получено банком в период действия, не влияет на обязанность банка исполнить требование бенефициара, полученное в пределах срока, при условии его надлежащего его оформления и соответствия установленным требованиям.

В случае неудовлетворения банком требования бенефициара, полученного в пределах срока действия гарантии, ненадлежащего исполнения банком своих обязательств по банковской гарантии, то бенефициар может предъявить иск к банку в пределах общего срока банковской гарантии, в течении общего срока исковой давности (три года, ст. 197 ГК).

Действия банка при получении требования При получении требования бенефициара об уплате денежной суммы (осуществлении платежа) по банковской гарантии банк-гарант обязан не позднее следующего рабочего дня уведомить принципала о предъявленном требовании и передать ему копии требования и приложенных к нему документов. Данная норма содержится в ст. 172 БК и п. 155 Инструкции № 67 .

Если принципал в течение установленного гарантом срока после направления ему данных документов представит мотивированные возражения по существу предъявленного требования, решение о возможности осуществления платежа по банковской гарантии принимается исходя из условий банковской гарантии.

Банк-гарант обязан рассмотреть требование бенефициара с приложенными к нему документами и установить, соответствуют ли требование и приложенные к нему документы условиям банковской гарантии.

В соответствии со ст. 173 БК банк-гарант обязан не позднее 7 рабочих дней со дня, следующего за днем получения требования бенефициара об уплате денежной суммы (осуществлении платежа) и приложенных к нему документов, уплатить бенефициару денежную сумму (осуществить платеж) по банковской гарантии либо в случае отказа письменно уведомить об этом бенефициара, если в тексте банковской гарантии не оговорен более короткий срок.

В соответствии со ст. 165 БК максимальная денежная сумма, подлежащая уплате, является обязательным условием банковской гарантии, поэтому предусмотренное банковской гарантией обязательство банка-гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой денежной суммы, на которую выдана такая банковская гарантия.

Последствия исполнения банковской гарантии для основного обязательства Исполнение банком банковской гарантии влечет прекращение ее действия. Однако в данной курсовой работе не раз подчеркивалось, что банковская гарантия и основное обязательство независимы друг от друга, что содержится в ст. 167 БК. В то же время бенефициар фактически получает исполнение по основному обязательству, обеспеченному банковской гарантией, от банка. Исходя из этого ст. 176 БК предусмотрено, что обязательства принципала перед бенефициаром по основному обязательству, в обеспечение исполнения которого выдана банковская гарантия, прекращаются в соответствующей части исполнением банком-гарантом своего обязательства перед бенефициаром по банковской гарантии.

Отказ от исполнения требования бенефициара Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что при рассмотрении требования бенефициара банк-гарант не проверяет реальное состояние правоотношений принципала и бенефициара в основном обязательстве, а имеет дело лишь с документами.

Банк-гарант вправе отказать бенефициару в удовлетворении его требования по банковской гарантии, если это требование и (или) приложенные к нему документы не соответствуют условиям банковской гарантии либо в случае прекращения обязательства гаранта по банковской гарантии. Как считают исследователи, можно выделить еще ряд оснований для отказа банка в платеже по банковской гарантии, которые касаются формы самого требования на платеж:

— несоблюдение письменной формы требования;

— отсутствие приложенных документов для условных гарантий;

— неуказание бенефициаром на конкретное нарушение основного договора со стороны принципала.

Рассмотрим порядок действий банка в случае недобросовестных действий бенефициара.

Банк-гарант, которому до удовлетворения требования бенефициара стало известно, что основное обязательство, в обеспечение исполнения которого выдана банковская гарантия, полностью или в определенной части уже исполнено, прекратилось по иным основаниям либо недействительно, обязан немедленно сообщить об этом бенефициару и принципалу.

Требование бенефициара по банковской гарантии, полученное банком-гарантом после вышеуказанного уведомления, подлежит удовлетворению в соответствии с условиями банковской гарантии. Таким образом, законодатель, устанавливая такое правило, последовательно придерживается принципа независимости банковской гарантии от основного обязательства (включая случаи его недействительности, прекращения исполнением и т. п.).

Необходимо отметить, что законодатель не предусмотрел для банка (как, впрочем, и для принципала) каких-либо особых средств правовой защиты. В случае исполнения банком требования бенефициара принципал в силу регресса обязан будет возместить банку его расходы и в последующем вправе требовать в судебном порядке взыскания с бенефициара данных средств. Данное положение будет действовать только в том случае, если в соглашении между принципалом и банком-гарантом будет предусмотрено права гаранта на регресс, исходя из положений ст. 177 БК.

Как считают исследователи, в случаях, когда банку достоверно известно о недобросовестных действиях бенефициара и об отсутствии действительных требований (включая случаи прекращения основного обязательства в силу исполнения принципалом либо по иным законным основаниям, либо недействительности требования) простое следование требованиям законодательства может обернуться для банка прямыми потерями (особенно в случаях, когда достоверно известно о финансовой несостоятельности принципала, т. е. фактической невозможности использования права регресса).

В случае принятия решения об отказе в платеже по банковской гарантии следует учитывать, что ответственность банка-гаранта перед бенефициаром за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательства по банковской гарантии не ограничивается денежной суммой, на которую выдана гарантия, если иное не оговорено в ее тексте. То есть, если банк в последующем проиграет иск бенефициару, последний вправе будет взыскать с банка свои убытки, проценты за пользование чужими денежными средствами.

В случае недобросовестных действий бенефициара у банка-гаранта есть несколько вариантов защиты. Первый вариант заключается в поисках формальных несоответствий в требовании о платеже по банковской гарантии и приложенных к нему документах. Исходя из второго способа можно обратить внимание на следующее основание правовой защиты, предусмотренное ст. 9 ГК, в соответствии с которой не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Таким образом, несмотря на формальное право получить платеж по банковской гарантии, в случае если такое требование бенефициара заведомо недобросовестно и фактически направлено на завладение денежными средствами (причинение вреда банку), действия бенефициара можно квалифицировать как злоупотребление правом.

Однако однозначная судебная практика, в т. ч. в силу недостаточной законодательной проработки данного института, в настоящее время в Республике Беларусь отсутствует. Тем не менее, например, в Российской Федерации имеются судебные прецеденты по спорам в отношении требований бенефициаров по банковской гарантии, разрешенным в пользу банков, в основе которых лежит указанное правовое средство защиты. Так, в п. 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.1998 N 27 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации о банковской гарантии», согласно которому «при наличии доказательств прекращения основного обязательства в связи с его надлежащим исполнением, о чем бенефициару было известно до предъявления письменного требования к гаранту, судом может быть отказано в удовлетворении требования бенефициара» .

На наш взгляд, целесообразно Пленуму Верховного Суда издать разъяснение судам, в котором пояснить, что в случае, если бенефициар подал исковое заявление о понуждении банка-гаранта к платежу по банковской гарантии, а суд в процессе исследования дела выяснил, что требование бенефициара на платеж по банковской гарантии является заведомо недобросовестным, и фактически направлено на завладение денежными средствами (причинение вреда банку), действия бенефициара следует квалифицировать как злоупотребление правом, следовательно, суд должен отказать в удовлетворении иска бенефициара о понуждении банка-гаранта к платежу.

Возмещение расходов после исполнения банковской гарантии В соответствии со ст. 177 БК, после исполнения банковской гарантии банк-гарант имеет право на возмещение понесенных расходов путем предъявления принципалу регрессных требований, только если это предусмотрено договором (соглашением), заключенным между банком-гарантом и принципалом.

Согласно п. 157 Инструкции № 67, при исполнении обязательств по банковской гарантии банк-гарант, в случае если это предусмотрено договором между банком-гарантом и принципалом (право регресса), может возместить свои затраты за счет денежных средств, числящихся на счете обеспечения по банковским гарантиям, или путем списания денежных средств со счета принципала либо в соответствии с условиями договора предпринять иные действия для возмещения своих затрат.

В соответствии с п. 13 Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Национального Банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66, операции по списанию денежных средств со счета плательщика без поручения (распоряжения) владельца счета могут оформляться мемориальным ордером в случаях, установленных Инструкцией, иными нормативными правовыми актами или договором между банком и клиентом.

Согласно п. 157 Инструкции № 67 в случае, если договором между гарантом и принципалом предусмотрено списание со счета принципала денежных средств банком-гарантом либо предусмотрено возмещение гаранту его затрат за счет денежных средств, числящихся на счете обеспечения по банковским гарантиям, списание денежных средств оформляется мемориальным ордером.

Таким образом, в договоре о предоставлении банковской гарантии, полагаем, следует указывать о праве банка-гаранта самостоятельно списывать причитающиеся банку-гаранту средства со счетов принципала, в т. ч. мемориальным ордером банка (со счетов, открытых в данном банке) или платежным требованием с акцептом (со счетов принципала, открытых в другом банке, при условии наличия заявления на акцепт).

Однако на практике существует ситуация, когда принципал не согласен на включение в договор о предоставлении банковской гарантии право банка-гаранта на регресс. Также отметим, что вознаграждение банка-гаранта за платеж по банковской гарантии совершенно не покрывает его издержки при исполнении указанного обязательства.

Как считают исследователи, причиной вышеуказанной проблемы является неверное отождествление законодателем банковской гарантии и акцессорной гарантии в гражданском законодательстве, по которой гарант действительно права на регресс не имеет. Это объясняется тем, что гарантия в гражданском законодательстве возникла во времена административного управления экономикой, выдавалась вышестоящей организацией за нижестоящую, и в основании взаимоотношений между гарантом и должником лежали совсем иные цели и мотивы, чем максимизация прибыли (минимизация издержек) сторон.

Отсутствие права регресса у банка-гаранта влечет за собой ряд проблем, в том числе:

— увеличение процентной ставки по банковской гарантии, с целью уменьшения возможных убытков банка в случае платежа по банковской гарантии;

— сокращение числа выдаваемых гарантий банками, выдача их только надежным клиентам;

— в случае платежа по непокрытой банковской гарантии банк будет нести убытки, что, в свою очередь, может затронуть интересы кредиторов (клиентов) банка, его акционеров.

На наш взгляд, необходимо изложить ч.1 ст. 177 БК в следующей редакции: «После исполнения обязательства гаранта перед бенефициаром по банковской гарантии гарант приобретает права регрессного требования к принципалу или к иной инструктирующей стороне о возмещении денежных сумм, уплаченных бенефициару, если иное не предусмотрено соглашением между гарантом и принципалом».

Прекращение обязательств по банковской гарантии Обязательство банка-гаранта перед бенефициаром по банковской гарантии прекращается:

— уплатой бенефициару денежной суммы, на которую выдана банковская гарантия (осуществлением платежа);

— по окончании срока, на который выдана банковская гарантия (срока ее действия), если иное не оговорено в ее тексте;

— вследствие отказа бенефициара от своих требований по банковской гарантии путем направления банку-гаранту письменного уведомления об освобождении его от обязательства;

— вследствие отказа бенефициара от своих требований по банковской гарантии путем возвращения ее банку-гаранту.

Прекращение обязательства банка-гаранта перед бенефициаром по банковской гарантии по вышеуказанным основаниям, за исключением последнего, не зависит от того, возвращена ли банку-гаранту банковская гарантия.

Как установлено п. 160 Инструкции № 67, если действие банковской гарантии прекращено в результате истечения ее срока либо на основании выплаты денежной суммы, на которую выдана банковская гарантия, либо другим путем, банк-гарант обязан проинформировать об этом принципала не позднее рабочего дня, следующего за днем прекращения действия банковской гарантии,.

В соответствии с п. 161 и п. 162 Инструкции № 67 суммы банковских гарантий, по которым не было предъявлено требование, снимаются с учета на следующий банковский день после истечения срока действия банковской гарантии, определенного в соответствии с условиями банковской гарантии. Если действие банковской гарантии банка прекращено до истечения срока ее действия на основании выплаты суммы по гарантии или в результате возврата банковской гарантии гаранту, или получения им сообщения от бенефициара об освобождении его от обязательств по гарантии, сумма банковской гарантии снимается с учета не позднее банковского дня, следующего за днем, когда банку-гаранту стало известно о совершении вышеуказанных событий.

В случае исполнения принципалом основного обязательства либо в случае прекращения основного обязательства по иным основаниям, бенефициар может вернуть банковскую гарантию банку-гаранту, прекратив тем самым обязательства банка-гаранта по банковской гарантии. Банковская гарантия может быть возвращена гаранту банком бенефициара на основании письменного заявления бенефициара. В зависимости от содержащихся в банковских гарантиях условий банки возвращают банковские гарантии гарантам по почте либо направляют телетрансмиссионные сообщения об освобождении этих банков от обязательств по банковским гарантиям. В случае если банковская гарантия подлежит возврату гаранту по почте, к заявлению бенефициара о возврате гарантии прилагается оригинал банковской гарантии .

В случае досрочного расторжения или прекращения обязательств по иным основаниям по договору, обеспеченному банковской гарантией с длительным сроком действия, принципалу (субъекту хозяйствования, обязательства которого обеспечены такой гарантией) следует обеспечивать досрочное прекращение обязательств по банковской гарантии как с целью уменьшения дополнительных расходов на уплату вознаграждения банку-гаранту за действующую банковскую гарантию, так и с целью избежать возможных недобросовестных действий бенефициара (контрагента), который в случае сохранения действия банковской гарантии может формально обратиться к банку-гаранту за получением платежа независимо от того, прекратилось ли основное обязательство.

Подводя итог, отметим, что в данном разделе был рассмотрен порядок выдачи и исполнения банковской гарантии. Механизм выдачи банковской гарантии достаточно подробно регулируется банковским законодательством Республики Беларусь. Отметим, что в регулировании исполнения банковской гарантии имеется ряд пробелов, которые, в частности, касаются отсутствия у банка-гаранта права на регресс в случае платежа по банковской гарантии, а также проблема отсутствия защиты у банка-гаранта (а также принципала) от возможных недобросовестных действий бенифициара.

банковский гарантия бенефициар

Заключение

Банковская гарантия является эффективным механизмом распределения рисков между сторонами по договору. В особенности это касается внешнеторговых договоров, поскольку банковская гарантия, в случае неисполнения должником договора позволяет избежать зачастую долгого судебного (или арбитражного) процесса.

Банковская гарантия сложилась в международной практике и долгое время отсутствовало нормативное регулирование данного института. Последнее было завершено лишь в 1996 году, когда была принята Конвенция ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах.

В Республике Беларусь данный способ обеспечения обязательств все еще является относительно новым и его регулярное использование в коммерческой деятельности пока еще не получило широкого распространения.

Отчасти это связано с некоторыми пробелами регулирования исполнения банковской гарантии, одним из которых является отсутствие у банка-гаранта права на регресс к принципалу в случае платежа по банковской гарантии. Это ведет к резкому сужению количества выданных гарантий, поскольку банки в таком случае выдают последние лишь надежным клиентам, уже подтвердившим свою репутацию в иных операциях с банком, например, в платежах по кредитному договору. Однако основной массе клиентов банки будут отказывать в платеже по банковской гарантии в силу невозможности взыскать выплаченные средства по банковской гарантии в порядке регресса. Этот пробел устраняется внесением необходимых изменений в Банковский кодекс.

Также отметим недостаточно четко закрепленный механизм защиты банка-гаранта и принципала от возможных недобросовестных действий бенефициара. Несмотря на наличие нормы в Гражданском кодексе о защите от злоупотребления правом, которую можно применять в данной ситуации, отсутствует подобная положительная судебная практика, что приводит к возможности двойственного толкования данной ситуации судами. Необходимо упорядочить вышеуказанный механизм защиты путем разъяснения Верховного Суда судам Республики Беларусь о необходимости квалифицировать такие действия бенефициара как злоупотребление правом.

Устранение этих недостатков позволит увеличить количество выдачи банковской гарантии, что приведет к улучшению экономических отношений между субъектами хозяйствования, чему будут способствовать такие несомненные достоинства банковской гарантии, как: удовлетворение интересов как кредитора, так и должника, относительно невысокая цена выдачи банковской гарантии, мобильность удовлетворения требований кредитора по основному договору.

Список использованных источников

:

1 Банковская гарантия. Практические аспекты / пособие/ А.Л. Лукашевич// Аналитическая правовая система Бизнес-ИНФО. — Минск, 2015.

2 Банковская гарантия как способ обеспечения обязательств / пособие / С. В. Овсейко // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.

3 Жарковская Е. П. Банковское дело / Е. П. Жарковская. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Омега-Л, 2006. — 452 с.

4 Постатейный комментарий к Банковскому кодексу Республики Беларусь, г. 20. / пособие/ Р. Р. Томкович. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.

5 Княжевская А. Б. Правовое регулирование банковских гарантий и резервных аккредитивов: российская, зарубежная и международная практика: Дис. канд. юрид. наук 12.00.03: / А. Б. Княжевская. — Москва, 2004. — 163 c.

6 Конвенция ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах — 1995.

7 Указ Президента Республики Беларусь от 27 сентября 1996 г. N 387 «О подписании Конвенции ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.

8 Гражданский кодекс Российской Федерации.

9 Финансовый словарь — 2015.

10 Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобр. Советом Республики 19 ноября 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 28 января 2015 г. — Минск: Амалфея, 2015. — 656 с.

11 Банковский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 3 октября 1998 г.: одобр. Советом Республики 12 октября 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 28 января 2015 г. — Минск: Амалфея, 2015. — 192 с.

12 Банковское дело: дополнительные операции для клиентов. А. М. Тавасиев. — 2015.

13 Ханкевич Л. А. Банковское право Республики Беларусь / Л. А. Ханкевич. — Мн.: — Молодежное научное сообщество, 2202. — 260 с.

14 Каменков В. С., Каменков А. В. Банковское право. Учебно-методический комплекс. /В.С. Каменков, А. В. Каменков. — Минск: Дикта, 2008. — 296 с.

15 Унифицированные правила для гарантий по требованию, включая типовые формы (URDG 758). Редакция 2010 года // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.

16 Банковские гарантии в международном банковском праве. Н. Ю. Ерпылева. — 2015.

17 Типы банковских гарантий, применяемые в международной коммерческой практике — 2015.

18 Таможенный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 7 декабря 2006 г.: одобр. Советом Республики 20 декабря 2006 г.: текст Кодекса по состоянию на 28 января 2015 г. — Минск: Амалфея, 2015. — 368 с.

19 Обеспечение уплаты таможенных платежей гарантией банка / пособие / Р.Р. Томкович// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.

20 Независимые документарные обязательства. Я. А. Павлович. — 2015.

21 Инструкция о порядке совершения банковских документарных операций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. N 67 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.

22 Выдача банковской гарантии / пособие/ Л. А. Акубардия. // Аналитическая правовая система Бизнес-ИНФО. — Минск, 2015.

23 Банковское дело. Экспресс-курс. О. И. Лаврушин. — 2015.

24 Аккредитивы. — 2015.

25 Инструкция по бухгалтерскому учету банковских документарных операций, утвержденной Постановлением Совета Директоров Национального Банка Республики Беларусь от 13 октября 2008 г. № 326// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.

26 Исполнение банковской гарантии / пособие/ К. В. Шубов. // Аналитическая правовая система Бизнес-ИНФО. — Минск, 2015.

27 Основания для отказа банка-гаранта в платеже по банковской гарантии / пособие/ С.В. Овсейко// Аналитическая правовая система Бизнес-ИНФО. — Минск, 2015.

28 Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.1998 N 27 // СПС Консультант Плюс.

29 Инструкция о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Национального Банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой