Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Стратегия повышения эффективности развития регионального продовольственного рынка: На примере Кабардино-Балкарской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

М. Переход к следующему этапу развития продовольственного рынкаинтенсивного инвестирования льготного кредитования, модернизации и технико-технического перевооружения, и по-нашему мнению, следует начинать с поиска новых источников финансирования воспроизводственных процессов и реорганизации предприятий и структурных сдвигов в СПО, что требует нестандартных решений. В связи с установлением… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические проблемы стратегического управления повышением эффективности функционирования продовольственного рынка региона
    • 1. 1. Концептуальные основы стратегического управления
    • 1. 2. Региональные особенности функционирования продовольственного рынка
    • 1. 3. Основные направления экономических преобразований АПК в решении проблем повышения эффективности функционирования продовольственного рынка
  • Глава II. Комплексный анализ эффективности функционирования продовольственного рынка и структурных сдвигов в системе продовольственного обеспечения КБР
    • 2. 1. Анализ мезоэкономического и мезополитического положения КБР и перспективы экономического роста
    • 2. 2. Ситуационный анализ состояния и эффективности функционирования аграрных товаропроизводителей в системе продовольственного обеспечения
    • 2. 3. Анализ состояния регионального продовольственного рынка, уровней спроса, предложения, потребления продуктов питания населением, доходов и расходов домохозяйств
  • Глава III. Разработка стратегии повышения эффективности развития регионального продовольственного рынка
    • 3. 1. Концептуальные принципы государственной продовольственной и структурно-инвестиционной деятельности в АПК КБР
    • 3. 2. Стратегия специализации АПК как основа эффективности функционирования регионального продовольственного рынка КБР
    • 3. 3. Разработка инвестиционной стратегии на продовольственном рынке КБР на современном этапе преобразований
  • Заключение

Стратегия повышения эффективности развития регионального продовольственного рынка: На примере Кабардино-Балкарской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационной работы. Одной из важнейших социально-экономических проблем Российской Федерации, в том числе Республики Кабардино-Балкария (КБР) является формирование современного социально ориентированного продовольственного рынка, отвечающего требованиям трансформирующейся, а затем рыночной экономики, а также восстановление продовольственной безопасности государства и его регионов.

За период реформ производственный потенциал региональных АПК РФ, их сфер, отраслей и производственно-коммерческих структур еще более разбалансировался. К 2005 г. в АПК практически произошла деградация основных производственных фондов (ОПФ), особенно их активной части, темпы выбытия ОПФ из эксплуатации значительно превышали темпы их обновления, в результате чего на абсолютном большинстве предприятий и организаций системы АПК, в частности в КБР, происходило старение основных фондов (ОФ), уровень износа которых к 2005 г. достиг, по сути дела, критической точки. В аграрном производстве в ряде субъектов РФ стал преобладать реликтовый технологический уклад.

Становление разнообразных форм собственности и хозяйственной деятельности в АПК, требует структурной реорганизации субъектов продовольственного рынка и АПК в целом, активизации кооперативных и интеграционных процессов, что также требует привлечения значительных инвестиций и долгосрочных кредитов. В связи с этим разработка и практическая реализация принципиально новой структурно-инвестиционной стратегии развития АПК КБР и в РФ в целом является одной из приоритетных задач на среднесрочную перспективу.

Практическая реализация данной проблемы предполагает проведение соответствующих исследований в целях достижения и поддержания заданных темпов роста и сбыта продукции АПК и формирования ориентированного продовольственного рынка КБР. Проблема повышения эффективности функционирования продовольственного рынка на основе регулирования и стимулирования структурных преобразованиий и инвестиционной деятельности в СПО решается на всех уровнях управления — от предприятий АПК и индивидуальных товаропроизводителей до регионального, а затем федерального уровня. Ее решение требует комплексного подхода, учета тенденций развития экономики региона, и страны в целом, а также активизации всей системы регуляторов, находящихся в распоряжении государства.

В настоящее время необходимо создать предпосылки для активизации структурно-инвестиционных процессов в СПО и перехода ее экономики из состояния стагнации в фазу интенсивного экономического роста. В связи с этим, остро стоит проблема стратегического управления эффективностью функционирования продовольственного рынка, а именно поиска стабильных источников финансирования структурно-инвестиционных процессов, разработки действенных механизмов перелива капитала из финансового сектора в систему АПК, привлечению и эффективному использованию инвестиций, а также повышению уровня специализации субъектов продовольственного рынка.

В дореформенный период проблемы развития структурно-инвестиционных процессов в АПК широко исследовались и освещались в научной литературе: Блянкман Я., Борисенко Н., Буга В., Гинзбург Я., До-рош И., Кравченко Р., Крылатых Э., Могорену В., Пошкус Б., Сергеев С. и ряд других ведущих экономистов страны.

В условиях трансформирующейся экономики существенный вклад в исследование проблемы развития воспроизводственных и структурноинвестиционных процессов внесли: Бабков Г., Боев Г., Борисенко А., Бор-хунов Н., Буханов М., Воронин Ю., Золотарев В., Милосердов В., Новицкий Н., Петриков А., Регуш В., Рогова О., Сергиенко Я., Силин А., Усенко Л., Фролов В. и многие другие ученые.

В условиях развитого рынка и эффективной экономики указанные проблемы исследовали: Андерсон Б., Берри П., Касло Э., Кастер Г., Кеннет Т., Коуз Р., Минцберг X., Ыелсон А., Оппенлендер К., Пенсон Дж., РайсФ., Рейк А., Хипп Р., Хенкинс Дж. и другие исследователи.

Основная цель работы заключается в разработке, теоретическом обосновании и конкретизации методов и инструментов стратегического управления стабилизацией и формированием высокотехнологичного, социально ориентированного регионального продовольственного рынка посредством повышения уровня специализации сельского хозяйства региона, структурной реорганизации и активизации инвестиционной деятельности субъектов регионального СПО и других потенциальных инвесторов. Наряду с этим решение данных проблем требует переосмысления опыта и накопленных знаний в этой области. Этим обусловлена научная актуальность и практическая значимость решения данной проблемы применительно к региональной специфике и сложившимся условиям хозяйствования.

Для реализации поставленной цели в исследовании необходимо решить следующие основные задачи:

— изучить значение и роль стратегического управления развитием АПК как основы эффективного функционирования СПО КБР в условиях становления рынка;

— исследовать региональные особенности формирования и функционирования продовольственного рынка;

— обосновать основные направления экономических преобразований в решении проблем повышения эффективности функционирования продовольственного рынка;

— провести исследования базовой социально-экономической основы бизнес планирования, тенденций развития инвестиционной деятельности и структурных сдвигов в системе продовольственного обеспечения КБР;

— проанализировать макрои микроэкономическое положение в КБР, перспективы экономического роста в республике и роль в них инвестиций;

— определить состояние финансово-экономического положения предприятий системы АПК и их возможности в воспроизводственных процессах;

— провести ситуационный анализ состояния регионального продовольственного рынка, уровня спроса, предложения, потребления продуктов питания, доходов и расходов домохозяйств;

— разработать и обосновать принципы государственной продовольственной и структурно-инвестиционной политики;

— разработать стратегию специализации регионального АПК как основы повышения эффективности функционирования продовольственного рынка;

— обобщить методологические принципы стратегического управления структурно-инвестиционными процессами на региональном продовольственном рынке;

— разработать инвестиционную стратегию развития региональной экономики, в том числе в АПК КБР на первом этапе преобразований;

Методологической основой исследования послужили общенаучные методы: диалектический метод познания, анализ и синтез, системно-функциональный и ситуационный анализ, а также законы и категории общей экономической теории, научные труды отечественных и зарубежных ученых.

В процессе исследований и обработки эмпирической информации применялись также специфические методы: монографический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, статистико-экономический, программно-целевой, нормативных, экспертных оценок и другие методы сравнительного экономического анализа, объединенные системно-функциональным подходом к анализу сущности исследуемой проблемы.

Ииформационно-эмпирическая база исследования представлена статистическими данными Госкомстата РФ и КБР, данными исследований Центра экономической коныонктуры при Правительстве РФ, материалами ежегодной статистической отчетности по субъектам СПО КБР.

Существенная часть эмпирических данных, представленная оригинальными данными Минэкономики и Минсельхоза КБРпаспортизации и анкетирования, проведенных соискателем и первичной отчетности предприятий, в научный оборот вовлечена впервые. Она была изучена, обработана, обобщена и проанализирована в представленном исследовании. Данное обстоятельство предоставило возможность обеспечить репрезентативность эмпирической базы работы, а в сочетании с применением указанных методов анализа, гарантировать достоверность результатов исследования проблемы, а также аргументированность выводов, предложений и рекомендаций.

Предмет и объекты исследовании. Предметом исследования является деятельность агропромышленных предприятий в системе продовольственного обеспечения КБР. Объектами исследования избрана трансформирующаяся экономическая система продовольственного обеспечения населения и ее трансформирующаяся специфика на материалах АПК КБР.

Научная новизна исследовании. К числу положений, содержащих элементы реального приращения нового научного знания, на наш взгляд, правомерно отнести следующее:

— выявлены региональные особенности формирования и функционирования продовольственного рынка;

— обоснованы основные направления экономических преобразований в АПК в решении проблем повышения эффективности функционирования продовольственного рынка;

— разработана стратегия концентрации текущего производства в соответствии со специализацией на более выгодных отраслях, обеспечивающая сосредоточение трудовых, материальных, денежных ресурсов на приоритетных точках роста;

— обоснована эффективность реализация стратегии размещения производства с учетом специфики зон и конкретных предприятий в регионе;

— предложена модель формирования благоприятного инвестиционного климата, основными блоками которой являются ориентация функционирования трансформационного механизма на оживление инвестиционно-стимулирующее использование финансовых инструментов и соответственная направленность структурно-инвестиционной политики в отношении АПК КБР;

— предложена научно обоснованная технология аккумуляции инвестиционных ресурсов в форме сбережений населения (вкладов) и временно свободных средств агентов продовольственного рынка;

— предложена оригинальная модельно — концептуальная версия логики и структуры инвестиционной Программы КБР, опирающейся на принципы приоритетности, селективности, сопряженности, мотивированности, социальной ориентации и государственной поддержки инвестиционного процесса.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в следующих аспектах: в разработке и научном обосновании концептуальных принципов активизации и управления эффективностью функционирования продовольственного рынка в субъектах АПК КБР и стратегии инвестиционной политики агентов продовольственного рынка, в том числе государства в целях стабилизации и формирования современного, высокотехнологичного, социально ориентированного рынка.

Результаты исследований в части стимулирования инвестиционной деятельности, а также рекомендации в сфере организации, управления и изменения активизации инвестиционной политики и финансово-экономических отношений, которые послужили методологической и аналитической для прогнозирования разработки бизнес-планов, инвестиционных проектов и программ по обновлению, техническому перевооружению и модернизации ОФ в целом в субъектах продовольственного рынка КБР востребованы, где они в настоящее время внедряются, о чем имеются соответствующие документы.

Публикации. Основные положения и результаты исследования опубликованы в журналах «Научная мысль Кавказа», «Современные аспекты экономики», а также в сборниках научно-практических конференций.

Структура диссертационного исследования состоит из введения, трех глав, списка использованной литературы (174 наименования). Диссертация изложена на 203 страницах машинописного текста, содержит 43 таблицы и 4 рисунка.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Исследования в области инвестиционной политики и деятельности в системе АПК и их последующая практическая рекомендация в настоящее время приобретают актуальность и значимость. Это обусловлено тем обстоятельством, что к 2006 г., несмотря на приостановленный спад в национальной экономике РФ и постепенный рост уровня производства в ряде отраслей и их относительную финансово-экономическую стабилизацию, положение производителей агропромышленной в большинстве регионов страны критическим. Система продовольственного обеспечения КБР, особенно ее аграрный сектор, является подтверждением выше изложенного.

2. Экономические реформы в АПК России противоречиво воздействовали на формирование социально ориентированного продовольственного и трансформацию инвестиционных процессов. С одной стороны, это влияние носило подавляющий инвестиционную деятельность характер, что проявилось в спаде производства продукции АПК, ее деиндустриализации и углублении диспропорций в продовольственном потенциале предприятий, чем это имело место в дореформенный период. К 2006 г. в АПК КБР ни в одном из предприятий ОПФ не соответствовали потребности по количеству, качеству и унифицированности. С другой стороны, в результате индустриальных преобразований в АПК формируется социальный рост предпринимателей, ры-ночно-предпринимательская среда, многоукладная экономика, многосубъективная экономическая деятельностьутвердилась свобода выбора сферы приложения и возможности перелива капитала. Однако притоку капитала в аграрный сектор препятствует весьма низкая инвестиционная привлекательность, одной из основных причин, которой является медленный оборот капитала, связанный с сезонным характером производства и рядом других факторов.

3. Семнадцатикратное финансирование АПК из федерального бюджета является одним из главных факторов опережающего выбытие ОФ фондов по сравнению с их вводом. Это предопределило устойчивую тенденцию физического и морального старения материально-технической базы во всех сферах и отраслях АПК. Отсутствие эффективной государственной поддержки в наибольшей мере негативно отразились на субъектах, работающих в аграрном секторе. Кроме того, отсутствие научно обоснованной государственной инвестиционной кредитно-финансовой, ценовой, структурной, налоговой, внешнеэкономической, таможенной и страховой политики, а также соответствующей рыночным отношениям законодательной и нормативной базы, непоследовательное и противоречивое реформирование национальной экономики РФ, в том числе обусловили последовательное сокращение агропромышленного производства, удорожание выпускаемой продукции, спад доходности и снижение финансово-экономической устойчивости производителей продуктов питания. Так, в 2000;х годах в аграрном секторе КБР 97,6% сельхозпредприятий, от их общего числа, имели кредиторскую и дебиторскую задолженность, в пищевой промышленности от 83,3% в 2000 г. до 68,7% в 2002 г., в мукомольно-крупяной — все предприятия. Такое положение обусловлено невозможностью организации расширенности воспроизводства ОФ во многих случаях даже простого. Неэквивалентность товарооборота между сельским хозяйством и промышленностью, снижение доли прибыли сельхозпроизводителей в конечном продукте АПК прямо связана с монопольным положением предприятий перерабатывающей промышленности, торговли и топливно-энергетического комплекса.

4. На современном этапе развития экономики в России в силу значительного влияния продовольственного рынка на уровень жизни населения назрела объективная необходимость в существенной корректировке аграрной и продовольственной политики, государственные органы власти как на федеральном, так и на региональном уровне должны более тесно взаимодействовать с агробизнесом. В зрелой рыночной экономике между государством и агробизнесом строятся четкие и гибкие отношения партнерства. Восстановление управляемости АПК государством в условиях утраты продовольственной безопасности страны является одной из первоочередных задач государственных органов власти и управления.

5. В рамках данного исследования были сформулированы концептуальные принципы государственной политики и инвестиционной деятельности в отношении формирования республиканского социально ориентированного продовольственного рынка. Данная политика включает совокупность мероприятий, охватывающих в первую очередь активизацию инвестиционных и воспроизводственных процессов основных фондов путем взвешенной протекционистской политики в отношении производителей продуктов питания, создания благоприятного инвестиционного климата инфраструктурного обеспечения и рыночной среды.

6. В этих целях предложен эвристический подход, логика которого разворачивается от сущностно-аналитического уровня, где были изучены теоретические концептуальные основы инвестиционной деятельности в агробизнесе в АПК в экономически развитых странах и адаптированы к условиям трансформирующейся экономики, через системно-функциональный, на котором выявляется тенденции и динамические характеристики развития агробизнеса и инвестиционной деятельности, к организационно-прикладному, где были разработаны рекомендации по структурным элементам инвестиционного процесса.

7. В целях формирования рациональной стратегии направления инвестиций в СПО КБР выявлены и обоснованы приоритетные структурные сдвиги в техническом оснащении товаропроизводителей и инфраструктурном обеспечении их продовольственно-коммерческой деятельности, содержания инвестиционной политики в АПК в условиях стабилизации экономики на республиканском, муниципальном и хозяйственном уровнях управления, а также факторов ее эффективной реализации в КБР.

8. Разработаны и обоснованы базисные принципы организации и управления инвестиционной деятельностью в республиканском АПК с позиций максимуации эффективности использования ресурсного потенциала на региональном и хозяйственном уровнях управления, что потребовало обобщения результатов анализа финансово-экономического положения предприятий АПК, состояния материально-технической базы, динамики наличия инвестиционных ресурсов, их направлений и приоритетов.

9. В условиях ограниченных средств в республиканском бюджете абсолютно недостаточного поступления целевых инвестиций из федерального бюджета (на реализацию государственных программ), низкого уровня инвестиционной привлекательности агробизнеса, особенно в аграрном секторе экономики, не отвечающей требованиям рынка законодательной и нормативной базы для полноценного ведения хозяйства в сфере инвестиционной деятельности организация в СПО межотраслевых интегрированных формирований типа корпораций, концернов, холдингов и т. д. может оказаться весьма эффективным и позиций рентабельность производственно коммерческой деятельности предприятий АПК, формирования социально-ориентированного продовольственного рынка и, соответственно, с точки зрения повышения жизненного уровня населения и обеспечения его занятости.

10. Эффективность функционирования субъектов СПО зависит не только от макроэкономических, внешних факторов, но и от внутренних, микроэкономических, то есть от того как организована хозяйственно-коммерческая деятельность, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, мобильно ли устраняются диспропорции в ресурсном потенциале, трансформируя его в производственный, в каком состоянии находятся ОФ и как осуществляется их воспроизводство, нацелена ли хозяйственная деятельность на требования рынка, используются ли маркетинговые технологии и методы логистики.

11.Исследования показали, что практически все предприятия республиканского СПО нуждаются в дальнейшем реформировании, организационно-экономических преобразованиях, которые обеспечат внедрение современных методов менеджмента (в том числе финансового), маркетинга и логистики. Дальнейшее реформирование субъектов продовольственного рынка предполагает переход агробизнеса на основе научно-обоснованных бизнес-планов и инвестиционных проектов на среднесрочную перспективу. Это позволит более эффективно управлять агробизнесом, осуществлять воспроизводство ОФ, ускорит привлечение инвестиций и кредитов, гарантированный их возврат за счет рационально финансируемого менеджмента, гарантий республиканских, муниципальных и местных органов власти. Инвестиционная привлекательность субъектов АПК органически связана с эффективностью их функционирования, способностью мобильно реагировать на изменяющиеся условия внешней среды, конъюнктуру рынка. Финансово-экономическая неустойчивость, низкий уровень рентабельности, дальнейшее реформирование и развитие субъектов АПК, процесс воспроизводства ОФ, привлечение инвестиций сдерживается также психологическими факторами и низким уровнем профессиональной квалификации у многих руководителей и специалистов не способных управлять агробизнесом в принципиально новых условиях хозяйствования.

12.Исследования свидетельствуют, что в КБР возможности лизингового инвестирования до сих пор не реализованы, в том числе в СПО. Востребованность и эффективность лизинговых операций непосредственно зависит от внешних, по отношению к их участникам, условий, в которых она может протекать, и внутренних — заложенных в сам механизм субъектов рыночных отношений, параметрам хозяйственной деятельности. К внешним условиям следует отнести: предоставление льготных кредитов под лизинговые операции, налоговые, таможенные и некоторые другие аспекты лизинговой деятельности. Субъекты СПО в рамках реализации воспроизводственной функции лизинга, несмотря на непрерывность воспроизводственного процесса ОФ, являются в определенном смысле субъектами, завершающими очередной цикл данного процесса. За счет реализации продукции (услуг) этих субъектов в итоге деятельности данного звена в конечном итоге находят отражение результаты функционирования всех предыдущих участников процесса лизингового регулирования лизинговых отношений реализует народнохозяйственные функции лизинга, если учитывает эту особенность. Республиканские органы власти должны учесть данный аспект и целесообразность стимулирования развития лизинговых операций в СПО, например, за счет льготного кредитования этих сделок, создания республиканского лизингового фонда. В процессе исследований был разработан и предложен механизм проведения лизинговых операций, который позволит активизировать эту форму инвестирования воспроизводственных процессов в региональной СПО.

13.Разработана и предложена концептуальная модель инвестиционной программы развития СПО, базирующихся на следующих базовых положениях: во-первых, общая характеристика ситуации в инвестиционном секторе СПО как базовая оценка реального состояния инвестиционного процесса агентов продовольственного рынкаво-вторых, определение содержания и важнейших задач структурно-инвестиционной политики, разработка принципов базовой стратегии структурно-инвестиционной деятельности в СПОв-третьих, структурно-логические принципы архитектоники инвестиционной программы развития продовольственного рынка как системного инструмента и структурно-прогностического документа, определяющего вектора структурных сдвигов в АПК и продовольственного рынка в целом, а также соответствующие точки экономического роста и вложения инвестиционных ресурсовв-четвертых, активизация развития лизинга в АПК за счет предоставления льготных кредитов из бюджетных средств.

М.Переход к следующему этапу развития продовольственного рынкаинтенсивного инвестирования льготного кредитования, модернизации и технико-технического перевооружения, и по-нашему мнению, следует начинать с поиска новых источников финансирования воспроизводственных процессов и реорганизации предприятий и структурных сдвигов в СПО, что требует нестандартных решений. В связи с установлением в процессе исследования значительного влияния кредитов и других заемных средств на оборачиваемость инвестиций и ускорения воспроизводства основных средств в совокупности государственных мер обоснована необходимость увеличения кредитных ресурсов целевого назначения и предоставление их товаропроизводителям на конкурсной основе инвестиционных проектов под гарантию республиканских органов власти. Такой подход обеспечит наибольшую отдачу от вкладываемых средств и будет способствовать реализации федеральных и региональных целевых программ развития АПК. Для расширения среднесрочного и долгосрочного кредитования предлагается сформировать республиканский специализированный фонд и заключить договоры с заемщиками средств с обоснованием сроков и источников их возврата.

15.На основании анализа финансово-экономического состояния предприятий АПК. Их ОФ и оценки возможности осуществления воспроизводства в целях расширения последней предложены и обоснованы организационно-экономические механизмы аккумуляции и мобилизации финансовых ресурсов в инвестиции. Принципиальным аспектом в данной проблеме является формирование рынка амортизаций. Его суть состоит в следующем: предприятия аккумулируют амортизационные отчисления на специальных счетах в банках или в специально созданных формированиях. Такие банки или фонды должны функционировать или под эгидой государственных органов власти или по тракту. В условиях рынка многим предприятиям на определенных этапах функционирования временно не нужны амортизационные отчисления, но наряду с этим срочно необходимы денежные средства на другие цели. При такой ситуации предприятие может «продать» свои амортизационные отчисления (частично или полностью, или на каких-либо других условиях). При этом покупатель обязан использовать приобретенные средства исключительно по целевому назначению, то есть в ОФ. Если в масштабах республики общий амортизационный фонд остается стабильным, то в процессе купли-продажи средств на рынке амортизационных услуг происходит на перераспределение. В сфере кредитно-финансовой политики в СПО КБР мы считаем одним из основных приоритетов введение в платежный процесс новых для республики финансовых инструментов — депозитных чеков, пластиковых карт, товарных расписок и т. п., а также активацию фондового рынка, который в регионе до сих пор весьма узок. В настоящее время для субъектов СПО в целях повышения их конкурентоспособности, прибыльности и эффективности функционирования в целом одним их приоритетов становится сокращение затрат и их оптимальное структурирование.

16. Зонально-отраслевой анализ сельского хозяйства КБР позволил выявить ряд закономерностей и тенденций. Наибольшие объёмы производства и реализации продукции, размеры производства имеет степная зона и находящиеся там сельскохозяйственные предприятия. За последние годы во всех зонах наметилась тенденция укрепления аграрной экономики, перехода к её прибыльному состоянию. По зонам различна специализация производства. Для степной зоны характерно зерно-скотоводческое направление с развитым птицеводством и производством подсолнечника. Сельскохозяйственные предприятия предгорной зоны в основном специализируются на производстве зерна и продукции птицеводства с развитым скотоводством и производством технических культур. Горной зоне характерно зерно-животноводческая направленность с развитым овцеводством и картофелеводством. Во всех зонах республики прибыльны зерновое производство, яичное птицеводство и выращивание подсолнечника, па грани перехода к рентабельному ведению свекловодство, картофелеводство и овощеводство. Таким образом, во всех зонах имеются приоритетные отрасли, позволяющие осуществлять подъём аграрной экономики в целом.

17.Конкретные виды продукции в той или иной зоне, вследствие специфики размеров и условий сельскохозяйственного производства, имеют разный уровень и сочетание постоянных и переменных затрат. Там, где цены существенно выше удельных переменных издержек, или необходим относительно небольшой объём постоянных затрат, там имеются необходимые условия для рентабельного ведения этих отраслей уже в настоящее время. Для этого необходимо сосредоточение большего размера ограниченных денежных средств на первоочередном развитии этих отраслей. Часть дополнительной прибыли ежегодно и последовательно реинвестируется вначале в проблемные, далее в кризисные отрасли сельского хозяйства с их поэтапным выводом на безубыточные объёмы продаж, в зону прибыльности.

18.Практически единственным лимитирующим на современном этапе развития сельского хозяйства внутренним фактором являются денежные средства, которые ограничены как в хозяйствах, так и по районам, зонам, республике. Всё это создаёт возможность и необходимость формирования и реализации экономико-математической задачи оптимизации структуры и эффективности использования лимитированных издержек по отраслям сельского хозяйства и зонам республики: как оптимально распределить лимитированные денежные средства при ограничениях продаж (не менее достигнутых объёмов) конкретных видов продукции и размеров выручки. Критерий (функционал) экономико-математической модели — максимум прибыли, формирующейся как разница между выручкой, постоянными и переменными затратами.

19.Сопоставление расчётных данных с фактическими позволяет сделать ряд важных выводов. Произошло существенное изменение отраслевой структуры издержек в сельском хозяйстве: в степной зоне прежде всего для выращивания овощей, картофеля, сахарной свеклыв предгорной зоне также на выращивание подсолнечника и производства продукции свиноводстваа в горной зоне — для производства шерсти. Повсеместно несколько уменьшились затраты на производство зерна. При стабилизации зернового производства резко увеличивается производство овощей и картофеля во всех зонах, существенно мяса овец и свиней, а также яиц и подсолнечника.

20. В условиях одинаковых цен по видам сельскохозяйственной продукции в расчётном и фактическом вариантах получены различные размеры прибыли по зонам и в целом по республике: в степной зоне больше на 10,6 млн руб., в предгорной зоне на 19,1 млн руб., в горной зоне на 9 млн руб. В целом по республике расчётная величина прибыли превысила фактическую, за счёт оптимизации отраслевой структуры и эффективности издержек при прочих равных условиях, на 38,7 млн руб. (в 2,6 раза больше фактического размера). Полученный прирост прибыли частично может реинвестироваться в развитие отраслей не дошедших до безубыточного объёма производства и продаж с соответствующим поэтапным переходом к их прибыльному ведению. л.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ «О налоге на имущество предприятий» от 13.12.91 г. № 20 301 (с изменениями и дополнениями)
  2. Об утверждении Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса. Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.94 г. № 31 р.
  3. Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ), утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94 г. № 359.
  4. О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий. Постановление Правительства РФ от 20.05.94 г. № 498 с изменением от 27.07.98 г. № 839.
  5. Об изменении основных критериев (системы показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Постановление Правительства РФ от 25.04.95 г. № 408.
  6. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. № 208ФЗ
  7. Налоговый кодекс РФ 4.1−2.
  8. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8.01.98 г. № 6-ФЗ
  9. Федеральный закон «Об основах налоговой системы РФ» от 27.12.98 г. № 2118−1
  10. Порядок предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 22.11.97 г. № 1478 (Рос. газ. 1998, 28 января)
  11. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  12. Актуальные вопросы влияния государства па экономику. // Экономист, 2001 г., № 2
  13. Ю.П. Основы местного самоуправления. — М., Владос, 2003.
  14. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  15. В.П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкротством. М.: «Ось-89», 1995, 80 с.
  16. Н. Как организовать стратегическое планирование в корпорации // Менеджмент в России и за рубежом, 1999, № 4.
  17. Г. А. Методика Аграрно-экопомических исследований // Кишинев: Штиница, 1985. 240 с.
  18. Г. А. Статистические методы изучения социально-экономических систем. Волгоград: ВАГС, 1998.
  19. ЗЬБагурин А. Основные условия устойчивости экономики // Экономист, 1998, № 11
  20. С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития. М.: Финансы и статистика, 1984. — 214 с.
  21. Г. Проблемы управления региональным АПК в условиях рынка. Международный сельскохозяйственный журнал, 2003, № 5
  22. В., Сафронов Б., Марковская В., Конъюнктура инвестиционного рынка // Экономист, 2001, № 7
  23. Бец A.B., Самофалов В. И. К вопросу об экономическом росте // Инфраструктуры рынка проблемы и перспективы. Ученые записки РГЭА. Ростов-на-Дону, 1996. — 327 с.
  24. Я.М. Эффективность использования основных фондов в сельском хозяйстве. М.: Экономика, 1989
  25. Я.М. Эффективность капитальных вложений в сельском хозяйстве. Мн.: «Ураджай», 1975. — 144 с.
  26. В., Бархунов П., Сагайдак Э. Определение емкости аграрного рынка для сельскохозяйственной техники. // АПК: Экономика управления, 1995, № 2
  27. Большой экономический словарь. М.: Правовая культура, 1999
  28. А.Н. Инвестиционная политика в АПК. // вестник сельскохозяйственной науки, 1991, № 4
  29. А.Н. Инвестиции в система агробизнеса. // АПК: Экономика, управление, 1992,№ 8
  30. А.Н. Тенденции изменения структурной инвестиционной политики. // Экономист, 1995, № 8
  31. А.Н. Структурная политика и инвестиционная деятельность в аграрно-промышленном комплексе. Ростов-на-Дону: «Коралл-микро», 1997,328 с.
  32. А., Альботов Р. Активизация инвестиционной деятельности и совершенствование кредитного механизма на региональном продовольственном рынке // Международный сельскохозяйственный журнал, 1997, № 645.Борисенко А., Попков В.
  33. Н. Проблемы ценообразования в АПК. // АПК: Экономика, управление, 1995, № 6
  34. И. Перспективы развития новой аграрной структуры // АПК: Экономика, управление, 1994, № 7
  35. Р. Формирование конъюнктурной среды в регионах // Экономист, 2001, № 4
  36. C.B. Оценка бизнеса и инвестиций. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997 — 195 с.
  37. М. А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: ЗАО «Фин-статинформ», 2000.
  38. Е., Нещадин А. и др. Пути повышения конкурентоспособности предприятия. // Экономист, 1998, № 11
  39. В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: АОЗТ «Центр экономики и маркетинга», 1996.
  40. О.С. Стратегическое управление. М.: МГУ. 1995
  41. В. Влияние государства на рынок сельскохозяйственной продукции, продовольствия. // АПК: Экономика, управление, 1995, № 2
  42. А.И. Проблемы повышения эффективности местного самоуправления.— М.:2001, 1994.
  43. А.Л. Управление экономическим развитием. — М., 2003.
  44. А., Светлов Н. Выявление и выбор инвестиционных проектов // АПК: Экономика, управление, 1998, № 3
  45. Л.Т., Ендовицкий Д. А. Моделирование в стратегическом планировании долгосрочных инвестиций // Финансы, 1997, № 8
  46. С. Перспектива переход к государственно-хозяйственно-корпоративной экономике. // Экономист, 1998, № 6
  47. В.Н. Ресурсная база продовольственного комплекса США. 1956
  48. В. Роль сельской промышленности в выходе деревни из кризиса. // АПК: Экономика, управление, 1995, № 5
  49. В., Плетов А., Экономический механизм ресурсосбережения в аграрно-промышленном комплексе. // АПК: Экономика, управление, 1995, № 2
  50. Ю.С. Региональная политика и управление. — М, Экономика, 2003.
  51. О.В. Как проанализировать финансовое положение предприятия. -М.: АО «Бизнес-школа», «Интел-синтез», 1994. 118 с.
  52. Е. К анализу совершенствования цен на сельскохозяйственные и промышленные товары.
  53. Е.Е. Методология разработки приоритетов аграрной политики России. М.: Информатика, 1995
  54. Е.Е., Продыгина H.A. Анализ региональной продовольственной безопасности. // Достижения науки и техники АПК, 1997, № 2
  55. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учебное пособие Изд. 2-е. -М., 2001
  56. А. Проблемы аграрной реформы в России. // АПК: Экономика, управление, 1995, № 771.3лобин Е. Топология и особенности рыночных структур регионального АПК. // АПК: Экономика, управление, 1996, № 6
  57. B.C. и др. Рынок города и области, исследования, предложения. // Под. ред. B.C. Золотарева. Ростов-на-Дону, РГЭА, 1995. — 158 с.
  58. В.П. Федеральные программы ЛПК, особенности финансирования их разработки и реализации. // Финансы, 1997, № 6
  59. В. Оценка некоторых теоретических подходов к экономике и управлению. // Экономист, 1998, № 11
  60. А. В. Методические вопросы оптимального распределения капитальных вложений по направлениям их использования. // Сб. научных трудов ВНИЭСХ «Проблемы межхозяйственной кооперации и аграрно-промышленной интеграции»: ВЫИЭСХ, 1982
  61. . Деловая стратегия. М.: Экономика, 1992, 239 с.
  62. Э., Бехер М., Нелсон А. Эффективное фермерское хозяйство. // пер. с англ. и предиссл. A.A. Белозерцева. М.: Агропромиздат, 1991. -496 с.
  63. М.И., Пучков В. В., Тютиков Ю. П. Стратегическое управление корпорациями: Учебное пособие.- М.: Культ-Информ-Пресс, 2002
  64. В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1996. 268 с.
  65. Концепция аграрной политики и продовольственного обеспечения Российской Федерации. // АПК: Экономика, управление, 1995, № 3
  66. Л. Ф. Инвестиции в АПК: направления, параметры, оценка. // Экономика с.-х. и перераб. предприятий, 1996, № 3
  67. О.П., Трифилова A.A., Коршунов И. А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия. // Экономист, 1999, № 3.
  68. Э.М. Концепция менеджмента. М.: ДеКА, 1997 Кравченко Р. Г. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве. — М.: «Колос», 1978
  69. В.В. и др. Нормативы материально-денежных и трудовых затрат, а растениеводстве. Ростов-на-Дону, 2002.-295 с.
  70. Г. К. Адаптивное управление продовольственным рынков в условиях неустойчивой экономики. Мопофафия. Ростов-на-Дону, СКНЦ ВШ, ООО «Росиздат», 201. — 192 с.
  71. И.А., Татуев A.A. Государство и инвестиции: Проблемы, анализ, прогноз. Нальчик, 1999. — 162 с.
  72. В. Экономическое эссе. Теория, исследования, факты и политика. // Пер. с англ. М.: Политиздат, 1990. — 489 с.
  73. В. Условия инвестиционного развития экономики. // Экономист, 2001, № 3
  74. В. Обновление основного капитала // Экономист, 2002, № 3
  75. Л.Ш., Райсберг Б. А., Ратновский A.A. Универсальный бизнес-словарь. М.: ИНФА, 1997. — 640 с.
  76. Е.У. Прогнозирование капитальных вложений в сельское хозяйство. (Методические рекомендации и нормативы) М.: «Финансы», 1975.- 172 с.
  77. Н. Материально-техническое обеспечение сельских товаропроизводителей. // АПК: экономика, управление, 1995, № 6
  78. Любимцева С. Экономические теории и российские реформы. // Экономист, 2001, № 10
  79. К., Брю С. Экономика Т 1,2. М.: Республика, 1992
  80. Г. Влияние состояния основных фондов на производство сельскохозяйственной продукции // Между пар. с.-х. журнал, 1999, № 6
  81. Н. Перспективы привлечения финансовых ресурсов к инвестированию производства. // Экономист, 1998, № 10
  82. А. Принципы экономической науки. Т.2 // Пер. с англ. М.: «Прогресс-Универс «, 1993
  83. Менеджмент организации // Под ред. З. П. Румянцевой, H.A. Соломати-на. М.: ИНФРА. — М., 1997
  84. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента -М.: Дело, 1997.
  85. В., Фролов В. Формы агропромышленной интеграции. // Экономист, 1998, № 4
  86. В.В., Миндрин A.C. Система ведения агропромышленного производства Орловской области (организационно-экономический механизм). М., 2001. — 228 с.
  87. Е.А. Стратегический менеджмент и стратегический маркетинг: проблемы и взаимосвязи и взаимопонимание // Менеджмент в России и за рубежом, 1992, № 2
  88. Л.И., Семенов Ю. Х., Шогенов З. Б. Стратегическое управление и индикативное планирование. Кисловодск: КИЭП, 2000
  89. А. Проблемы и пути выхода из кризиса аграрно-промышленного комплекса Российской Федерации. // АПК: Экономика, управление, 1995, № 4
  90. Н. Выбор инвестиционной стратегии на новом этапе реформ. // Экономист, 2001, № 6. с. 27−34
  91. Д. Принятие инвестиционных решений. // Пер. с англ. под ред. А. Н. Шохина. М.: Банки и биржа ЮНИТИ, 1997, 426 с.
  92. Н.Г., Мейсендорф АЛ. Государственное регулирование и динамика цен на сельскохозяйственную продукцию в США и ЕЭС. М.: ВНИИТЭИ Агропром, 1986. 62 с.
  93. С. Инвестиции в воспроизводство основных фондов: взаимосвязи, прогноз. // АПК: Экономика, управление, 2002, № 7
  94. Ш. Оглоблин Е., Свободин В. Модель эффективного ведения сельского хозяйства региона. // АПК: Экономика, управление, 1995, № 8
  95. Особенности формирования управления в АПК // Управление в АПК 2000.- № 9
  96. В.П. Стратегия и тактика формирования систем продовольственного обеспечения, монография. Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2000, 232 с.
  97. А. Пути активизации инвестиционной деятельности в АПК. //АПК: Экономика, управление, 1995,№ 6
  98. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989.
  99. И.М., Атаманчук Р. П. Производственная мощность и экономика предприятия. М.: Экономика, 1990
  100. М.С. О проблемах активизации инвестиционной деятельности в АПК. // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий, 1995, № 12
  101. Проблема активизации инвестиционного процесса в сельскохозяйственных предприятиях // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий, 2003, № 9
  102. Программно-целевое планирование: методология и практика. // ВНИИ экономики и нормативов РАСХН- В. В. Кузнецов, В.В. Горькав-зий и др. Ростов-на-Дону, 1998
  103. Н. Приоритетные направления экономической стратегии. // АПК: Экономика, управление, 1995, № 10
  104. Региональное управление. Зарубежный опыт / Отв. ред. Г. И. Иванов. — М., Экономика, 2003.
  105. Региональная экономика / Под ред. Т. Г. Морозовой. — М., ДиС, 2003.
  106. Регион и Федерация: в поисках оптимума. — Невельск, 1966.
  107. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / Под общ. ред. Б. М. Штульберга. — М., 1997.
  108. Региональная инвестиционная политика. Научно-практическое пособие. Ростов-на-Дону, РГЭА, 1997
  109. Региональная экономика: экономика проблемы, стратегия развития АПК. // ВНИИЭ и Н РАСХН. // Под. ред. В. В. Курицова. Ростов-на-Дону, 1998
  110. Рекомендации по повышению инвестиционной активности перерабатывающих предприятий. ВНИИЭ и Н РАСХН. // Под. ред. В. В. Кузнецова, С. Ю. Маркина и др. — Ростов-на-Дону, 1993
  111. Л. Инвестирование АПК: преодоление спада. // АПК: Экономика, управление, 1994, № 5
  112. К. Хьюс С. Управление финансовыми рисками. -М.: ИНФРА-М, 1996, 164 с.
  113. М.К. Искусство управления.- СПб., 2000
  114. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб. // 2-е изд.- испр. Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999, 494 с.
  115. А. АПК: итоги 2000 года и перспективы развития. // Экономист, 2001, № 4
  116. П., Нордхауз У. Как рынок разрешает свои проблемы. // Америка, 1996, № 6
  117. Санамов 10., Хоменко В. Организация региональной инвестиционной политики. // Экономист, 1996, № 12
  118. С.С. Воспроизводство и эффективность основных фондов в сельском хозяйстве. М.: «Колос», 1981
  119. Сельское хозяйство России. Стат. сб. ФГНУ Росинфомагротекс, 1999−2000
  120. Современный менеджмент: принципы и правила: Дайджест .- II. Новгород, ИКЧП, 2004
  121. Современное состояние агропромышленного комплекса России -стратегия управления // Управление в АПК .- 2002, — № 7
  122. А.Р. и др. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях: опыт развития и новые явления. М.: Наука, 1990
  123. Стратегическое управление организационно-экономической устойчивостью фирмы: Учебное пособие.- М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001
  124. Стратегическое управление в региональных АПК // Управление в АПК .- 2003.-№ 2
  125. Структурная политика и инвестиционная деятельность в агропромышленном комплексе. Ростов-на-Дону: Коралл-Микро, 1997. — 317 с
  126. М.П. Стимулирование инвестиционного процесса как фактор стабилизации и развития экономики. Нальчик: Эльбрус, 2001, 144 с.
  127. В.А., Левина М. Л. Агропромышленный комплекс: пропорциональность развития. М.: «Знание», 1986
  128. В.Н. Развития аграрного лизинга за счет бюджетных средств. // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий, 2003, № 9
  129. Нб.Трейси М. Сельское хозяйство и продовольствие и экономике развитых стран. Введение в теорию, практику и политику. // Пер. с англ. -С.-Пб. Экономическая школы, 1995, 431 с.
  130. Ф. Методы определения эффективности капиталовложений в сельское хозяйство // Пер. с чешек. З. Н. Кузнецовой, под. ред. и с пре-дисл. A.B. Калинкиной. // М.: «Колос», 1982, 223. с.
  131. В.П. Индустриальная политика и результативность функционирования отраслевых рынков// Формирование российской модели рыночной экономики: противоречия и перспективы. М., МГУ, 2002
  132. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, 3. П. Румянцевой, Н. Саломатина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2002
  133. Я. Перспективы инвестиционной активности. // Экономист, 1997, № 2
  134. Л.Н. Теория и практика продовольственного рынка. Ростов-на-Дону, РГЭА, 1998, 96 с.
  135. JT.H., Маркин С. Ю. Проблемы организации маркетинговых систем в перерабатывающей промышленности ЛПК Ростовской области. // Проблемы Федеральной и региональной экономики. Ученые записки. Вып. 2. // РГЭА, Ростов-на-Дону, РГЭА. 1998
  136. Федеральная целевая программа стабилизации агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996−2000 гг., утвержденные указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 93 // Собрание законодательства РФ, 1996, № 26, ст. 3061
  137. В.П., Федько Н. Г. Инфраструктура товарного рынка. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2000, 512 с.
  138. Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. М.: «Наука», 1984, 176 с.
  139. Ф. Конкуренция как процедура открытия. // МЭ и МО, 1998, № 12
  140. Н. Основные направления стратегии развития АПК. // Экономист, 2002, № 6
  141. Э. Техника финансового анализа. // пер. с англ. под ред. Л. П. Белых. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996, 663 с.
  142. И. Системное введение аграрно-промышленного производства области. // АПК: Экономика, управление, 1995, № 11
  143. А.Н. Анализ интенсификации производства: вопросы методологии и практики. М.: Финансы и статистика, 1990,174 с.
  144. Э., Дилон Д. Производственные функции в сельском хозяйстве. // Пер. с англ. М.: «Прогресс», 1965, 600 с.
  145. Ю.И. Анализ и синтез систем в экономике. М.: «Экономика», 1970
  146. Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой. — М.: «Мысль», 1978, 272 с.
  147. Н.Г. Статистико-экономические методы и анализы в управлении производством США. М.: Статистика, 1977, 162 с.
  148. Ф.М., Росс Д. «Структура отраслевых рынков», Москва: ИН-ФРА-М, 2003.
  149. А.Д., Сайфулин P.C. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1995,378 с.
  150. .А. Стратегия и тактика управления прибыльностью регионального АПК Монография. Нальчик, Полиграфсервис и Т, 2001
  151. И.А. Теория экономического развития. М., 1982, 289 с.
  152. А.В. Теория и практика организации и управления воспроизводственным процессом в АПК (исследования, проблемы, предложения). Монография. Ростов-на-Дону: ВСКНЦ ВШ, ООО «Ростиздат», 2003, 256 с.
  153. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: учебное пособие. // Под ред. М. И. Баканова, А. Д. Шеремета. М.: Финансы и статистика, 1999, 656 с.
  154. Д. Потери, приобретения и перспективы аграрно-сельскохозяйственных предприятий // АПК: Экономика, управление, 2002, № 7. с.46−53
  155. Южный федеральный округ 2001, 2002, 2003. Социально-экономические итоги: информ.-аналит. маг-лы // Ростовский облком-стат. Ростов-на-Дону, 2002, 2003, 2004
  156. Arvind V. Phatak International Dimensions of Management. В.: Kent 1983
  157. Cotton D. Keys to management. E.: Addison Wesley Longman Ltd. 1996щ
Заполнить форму текущей работой