Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Современное российское предпринимательство: Структура и специфические особенности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование слоя предпринимателей в условиях переходного российского общества имеет свою специфику, обусловленную необходимостью считаться с расширившимися культурными контактами и значительно более многообразным характером экономической и управленческой деятельности. Человечество продолжает идти своим путем, порождая новые экономические, социальные, организационные, в том числе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРУКТУРНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    • 1. 1. Социальные условия формирования слоя современного российского предпринимательства
    • 1. 2. Структура предпринимательства в современной России и его место в обществе
    • 1. 3. Теоретические подходы к анализу процесса формирования слоя отечественного предпринимательства и его производственного поведения
  • Глава II. ПРИЧИНЫ И СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    • 2. 1. Российская ментальность и духовные основы современного российского предпринимательства
    • 2. 2. Специфика стиля жизни предпринимательского слоя в современной России
    • 2. 3. Проблемы и перспективы развития отечественного предпринимательства

Современное российское предпринимательство: Структура и специфические особенности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Переход от одних форм жизнедеятельности к другим в современной России совпал с глубоким и общим кризисом общества, что естественно определяет специфику механизмов формирования новых социальных слоев и общностей. На кризисную ситуацию российского пост советского общества накладывается влияние глобального, обще планетарного процесса цивилизационного сдвига, сопровождающегося сменой форм общественного развития. Эти процессы обуславливают выдвижение в центр всех изменений личности. Гуманизация социальной среды связана с все более широким распространением универсальных общечеловеческих ценностей.

Эта мировая тенденция специфическим образом проявляется в современных российских условиях, где активное развитие личностных качеств на массовом уровне сопряжено с формированием нового социального слояпредпринимательства. Данный процесс, в отличие от процесса создания личности нового типа, всесторонней и гармоничной, декларируемый в предшествующие десятилетия в СССР, развивается стихийно.

Разрушение административно-командной системы показал неэффективность существовавшего ранее типа управленческой деятельности и хозяйствования в целом. Переход на демократические принципы функционирования общества в России обусловил возникновение иных форм организации экономики и формирование новых социальных слоев, важнейшим из которых является слой предпринимателей, составляющий социальную основу возрождающейся заново экономической сферы.

Предприниматели стали тем слоем, который в новых социально-экономических условиях сможет обеспечить эффективную экономическую деятельность всему обществу. Экономическая самостоятельность предполагает наличие у индивидов специфических личностных особенностей и качеств, таких как предприимчивость, деловая инициативность, склонность к разумному риску, умение создать конъюнктуру и многое другое.

Значение социальных функций, которые осуществляются слоем предпринимателей, определяет востребованность изучения проблем этого слоя для оптимизации управления социальной системой, актуализируя тем самым практическую значимость данной сферы исследований.

Однако, поставленная проблематика обладает и значительной теоретической эвристичностью. В настоящий период в науке происходит изменение представлений о целостности мира и общности закономерностей развития объектов всех уровней материальной и духовной организации, нелинейности, взаимосвязи хаоса и порядка. Все это вносит вклад в обогащение теоретического фундамента исследования социальных систем. Именно в таком контексте возрастает роль изучения процессов формирования новых социальных структур в современном российском обществе. На этом фоне, в связи с реформой российской политической системы и преобразованиями в социально-экономической сфере, чрезвычайно актуальными становятся вопросы, связанные с формированием слоя предпринимателей и развитием на массовом уровне нового типа личности.

Исследования характера труда и личностно-деловых качеств слоя отечественных предпринимателей показали, что для их деятельности характерно множество дилемм и противоречий: между необходимостью работать по-новому и сложившимися старыми стереотипами и социальными установками, между желанием работать эффективно и несовершенным законодательством, давлением коррумпированной бюрократии и криминальных структур и многое другое. Кроме того, очень остро ощущается отсутствие необходимых норм деловой культуры. Для системы социального управления представляется неясным, какими качествами должен обладать современный российский предприниматель, чтобы «вписываться» в сформировавшийся культурно-исторический тип общества. Поэтому комплексное исследование проблемы человека, включенного в систему современного бизнеса с учетом последних научных достижений в области социальных наук и российской социокультурной специфики, в настоящее время является чрезвычайно важным. Эти исследования являются базой, на основании которой могут быть решены многие проблемы, стоящие в настоящее время перед практическим российским предпринимательством.

Эти и другие проблемы, касающиеся исследования процесса становления слоя современного российского предпринимательства, и определяют актуальность избранной темы данной диссертационной работы.

Степень научной разработанности проблемы. Классической основой для исследования становления и развития предпринимательства являются работы М. Вебера, посвященные проблеме капитализма. Общие контуры веберовской концепции обрисованы в цикле статей, объединенных общим названием «Протестантская этика и дух капитализма"1. От концепции М. Вебера несколько отличаются аналогичные концепции его идейного противника К. Маркса и идейного сторонника В. Зомбарта. М. Вебер придерживался принципа множественности исторических форм капитализма, а Маркс и.

Зомбарт — тезиса единственности капитализма. В отечественной литературе на эту методологически важную особенность указывал Ю. Н. Давыдов.

Представления о роли и месте предпринимателя в современном российском обществе независимо от исследовательской концепции не получили до сих пор законченной и однозначной трактовки, хотя практически все авторы сходятся в одном — они неуклонно возрастают. Процесс становления нового социального слоя, его структура, корни и истоки, место в социальной структуре общества, роль в экономической, социальной и политической жизни страны, — далеко не полный перечень проблем, обсуждаемых в современных социологических и экономических источниках. Анализируя доступную литературу, можно выделить целый ряд направлений, по которым ведутся исследования, касающиеся современного российского предпринимательства.

Уже стали практически классикой работы известных советских социологов, касающихся проблемы зарождающегося отечественного предпринимательства, появившиеся еще в середине 90-х. В первую очередь можно назвать таких авторов как: Бабаев J1.B., Заславская Т. П., Радаев В. В. Исследуется данная проблема и на уровне региона. В работах известных ростовских ученых Волкова Ю. Г., Мостовой И. В., Самыгина С. И., Чуланова В. А. и целого ряда других.3 В этих работах анализируется сущность формирующегося слоя предпринимателей, его социальная структура, стратегия хозяйственной деятельности и их роль в жизни российского общества. Появляются первые.

2 Давыдова H.M. Региональная специфика сознания россиян // Общественные науки и современность. -1997. — № 4.

3 Нельсон Л. Д., Бабаева Л. В., Бабаев P.O. Перспективы предпринимательства и приватизации в России: политика и общественное мнение // Социологические исследования. — 1993. — № 1. — С. 7−18- Заславская Т. И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Социологические исследования. — 1995. -№ 3. — С. 3−12- Радаев В. В. Новые российские предприниматели: стратегия хозяйственного развития // Проблемы прогнозирования.-1994.-№ 1. исследования, касающиеся анализа общественного мнения относительно появления данного общественного слоя.

Процесс формирования слоя российских предпринимателей широко представлен и в экономической литературе. В рамках этого направления исследуются экономическая и хозяйственная деятельность отечественных предпринимателей и другие проблемы. На страницах экономических журналов широко обсуждаются проблемы малого предпринимательства, государственная поддержка частного бизнеса, а так же взаимоотношения современных российских предпринимателей с государством и властными структурами. Среди этих публикаций наибольшего внимания заслуживают работы следующих авторов Т. Алимова, А. Архипова, Г. Баткилина, А. Виленского, В. Калинина, А. Кокорева, А. Орлова, Ю. Симачева, А. Цыганова, и др.4.

Освещение данной проблемы в подобном ракурсе позволяет вычленить структурные и функциональные особенности формирующегося общественного слоя отечественных предпринимателей. Однако, более глубокое исследование этого феномена требует как более широкого охвата этой проблемы, так и детальной разработки ее особенностей и специфики в зависимости от социальной структуры, условий среды, наследия отечественной культуры, российской ментальности и многих других факторов. Здесь можно назвать разработки, касающиеся большинства указанных проблем. Например, в работе М. Шкаратана дается интерпретация понятий в области предпринима.

4 Архипов А., Баткулина Г. Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование, налогообложение // Вопросы экономики. — 1997. — № 4. — С. 141−151- Цыганов А. Предприниматель и власть: проблемы взаимодействия //Вопросы экономики. — 1997. — № 6. — С. 97−103- Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы //Вопросы экономики. — 1997. — № 4. — С. 130−140- Виленский А. Парадоксы государственной поддержки частного бизнеса // Вопросы экономики. — 1997. — № 6. — С. 104−112 тельства, что является новым шагом на пути осмыслением данной проблемы.5.

В работах В. Верховина, С. Логвинова, Я. Рощиной и других авторов рассматриваются проблемы поведения предпринимателей, их стиль жизни, социальный портрет нового общественного слоя.6.

Такие авторы как Л. Дунаевский, С. Климов, В. Прохоров, А. Скробов и другие в своих работах исследуют проблемы влияния культуры и специфики отечественной ментальности на формирование слоя современных отечественных предпринимателей. А в работе Л. Душацкого исследуется взаимодействие предпринимателей с внешней средой.7.

Бесспорно, данные исследования вскрывают многие стороны, как современного состояния российского предпринимательства, так и глубинных факторов, оказывающих влияние на его развитие. Однако в них рассматриваются или отдельные проблемы, или частные ее случаи.

Поэтому, несмотря на появление в печати уже достаточно большого количества работ, касающихся проблемы отечественного предпринимательства, сохраняется большой пласт проблем, требующих своей дальнейшей разработки. К ним, в частности, относятся проблематика институциализа-ции отечественного предпринимательства в зависимости от стратификационных параметров внутри бизнес-слоя, детализация этих процессов в связи с культурными и ментальными особенностями южно-российского региона, а так же акцентирование именно теоретико-социологического аспекта осмыс.

5 Шкартан М. Феномен предпринимателя: интерпретация понятий. — М., 1993.

6 Верховин В. И., Логвинов С. Б. Феномен предпринимательского поведения // Социологические исследования. — 1995. — № 8. Рощина Я. Формирование предпринимательского слоя и дифференциация стилей жизни //Вопросы экономики. — 1998. — № 3. Российское предпринимательство: социальный портрет. — М., 1994.

7 Прохоров В. Начало предпринимательства на Руси // Предпринимательство. — 1997. — № 1,2- Скробов А. Духовные основы русского предпринимательства//Предпринимательство. — 1997. — № 6 ления данных процессов. Они представляют собой малоисследованное поле в общем пространстве социального знания об отечественном предпринимательстве и поэтому выступают темой данной диссертационной работы.

Теоретико-методологической основой исследования является структурно-функциональный подход, главными принципами которого выступают объективность и системность в рассмотрении социальных явлений. Эти позиции характерны для методологии различных направлений модернистской социологии: теоретических концепций К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюрк-гейма, а также структурно-функционального анализа Т. Парсонса. На вооружение взяты также важнейшие методологические принципы, разработанные в рамках марксистской теории — принцип историзма и конкретности при анализе социальных процессов, а также подход к анализу проблемы субъективного в социальном процессе. Такой подход позволяет осмыслить на теоретическом уровне и влияние ментальных факторов на процесс формирования современного российского бизнес-слоя, а также позволяет объяснить специфику стиля жизни современных отечественных предпринимателей.

Гипотеза исследования. Наиболее значительным элементом трансформации социальной структуры Российского общества в 90-х годах является процесс зарождения и становления предпринимательского слоя. Советская социально-экономическая система предопределила социальной базой его формирования практически все существовавшие социальные слои. Поэтому данный социальный слой несет в себе иерархизированную структурированность, которая проявляется как в сферах занятости, так и стиле жизни различных групп данного слоя. Не менее важным фактором стратифицированное&tradeпредпринимательского слоя является различная включенность его групп в систему политической власти и разный уровень освоения этими группами культурных норм деловой активности, сформированными западным обществом.

Объектом исследования данной диссертационной работы является современный отечественный бизнес-слой общества.

Предметом исследования — выявление факторов, определяющих его структурирование и формирование стилистики жизни и моделей деятельности.

Цель и задачи работы. Целью диссертационного исследования является изучение специфики формирования слоя современного российского предпринимательства и его структуры в условиях современного кризисного общества. Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:

• охарактеризовать российское поле формирования слоя современных отечественных предпринимателей;

• на основании современных теоретических подходов показать динамику процесса становления бизнес-слоя в современной России;

• проанализировать особенности структурирования современного предпринимательства в российском обществе;

• выявить влияние ментальности и культурно-исторических основ российского общества на формирование современного слоя отечественных предпринимателей;

• исследовать особенности стиля жизни современного отечественного предпринимательства в зависимости от стратификационных признаков;

• проанализировать противоречия формирования российского предпринимательства и перспективы его развития, связанные с политико-правовыми границами деятельности предпринимательского слоя.

Проведенное диссертационное исследование позволяет выделить приращение научных знаний по данной теме.

В содержательном плане научная новизна заключается в следующем:

• выявлены условия и пути формирования предпринимательства в различных слоях российского общества;

• методом вторичного анализа эмпирического социологического материала выделена структура современного отечественного предпринимательства и осмыслено его место в социальной системе обществе;

• методом историко-компаративных исследований показано влияние российской ментальности на формирование слоя отечественного предпринимательства;

• охарактеризована специфика социального поведения и показаны наиболее характерные особенности стиля жизни современного отечественного бизнес-слоя;

• проанализированы противоречия формирования предпринимательства в России, обусловленные функциональной зависимостью экономической сферы общества от политической сферы;

• выделены наиболее распространенные модели производственной деятельности в зависимости от стратификационных признаков групп предпринимательского слоя и определены перспективы его развития.

На защиту выносятся следующие основные положения:

• Социальной базой формирования российского предпринимательства явились все слои общества: от бывшей партийно-комсомольской номенклатуры до рабочих. Этапными вехами формирования современного слоя российских предпринимателей стали неравнозначные по степени своего экономического значения социально-экономические события: либерализация экономической деятельности (закон о кооперации, либерализация цен и пр.), приватизация и акционирование большинства государственных предприятий;

• Конституирующими признаками предпринимательской деятельности, обуславливающей формирование соответствующего социального слоя, выступают: а) целевая установка на получение прибылиб) свобода и автономность принятия экономических решенийв) самостоятельность, выражающаяся в личном риске и личной ответственности. Производственное поведение по этой схеме описывается рядом исследовательских моделей;

• Не равноценность экономических мер, вызвавших формирование предпринимательского слоя и определивших экономико-правовое пространство для его деятельности, и различный социальный состав, среагировавший на эти меры, определили изначальную стратифициро-ванность самого слоя предпринимателей. В настоящее время эта структурированность стала более жесткой, ее полярные позиции составляют, с одной стороны, руководители крупных акционерных структур, с другой — малоквалифицированные рабочие, в свободное время оказывающие услуги населению, между которыми находится много переходных форм;

• Иерархизированность предпринимательского слоя проявляется не только в сферах занятости и характере труда, но и в стилях жизни. Общими чертами стиля жизни этого слоя в целом является рост материальной обеспеченности, и сокращение количества досугового времени. Далее стилистика жизни дифференцируется по группам предпринимателей в зависимости от конфигурации в их жизни трудовой сферы, досуга и потребительского поведения;

• Существенным фактором, оказывающим влияние на деятельность российского предпринимательского слоя и предающим ей специфику, является российская ментальность (исторически сложившиеся социально-психологические установки, способы восприятия, манера чувствовать и думать), которая формирует предпринимательскую деятельность не как рациональную (западная модель деятельности), а как ценностно-рациональную. Последней присуща духовная рефлексия по поводу поступков, нравов, грехов, являющаяся основой нерациональной экономической деятельности;

• Формирование российского слоя предпринимателей, равно как и условия его деятельности, изначально были производны от политического реформирования общества («революции сверху»), которые определяют его перспективы и в настоящее время. В этих условиях иерархичность предпринимательского слоя проявляется и в выборе разными группами этого слоя различных моделей деятельности, обеспечивающих им перспективу развития. Можно выделить две доминирующие модели: ресурсоориентированную, основанную на соотнесении решаемых задач с наличными ресурсами, когда предпочтение отдается тем средствам достижения цели, которые обеспечивают наибольшую эффективность использования наличного потенциалаи инновационную, которая ориентирована не столько на собственные ресурсы, сколько на возможности, открываемые политической конъюнктурой и близостью к властным структурам.

Изложенные положения характеризуют основное приращение знания, связанное с проблемой человека в системе современного российского экономического менеджмента, достигнутое в диссертационном исследовании.

Научно-практическая значимость исследования. Работа опирается на результаты исследований, выполненных в рамках НИР кафедры социологии и психологии «Экономическое поведение работников наемного труда в постсоветской России», отмеченной грантом Всероссийского конкурса по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук. Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления в области социальной стратификации, научного менеджмента и других дисциплин, связанных с изучением проблем управления и роли человека в решении этих вопросов в условиях современной российской действительности. Их можно использовать в преподавании общих и специальных курсов по социологии, социальным технологиям, психологии управления, научному менеджменту и регионоведению.

Полученные результаты имеют определенное прикладное значение для системы управления и могут быть использованы местными властными организациями для организации работы с предпринимательскими кругами (например, их активного привлечения к решению социальных проблем, развития социокультурной инфраструктуры населенных пунктов и пр.).

Апробация диссертации. Результаты диссертационного исследования докладывались на региональной научно-теоретической конференции «Общество и человек: социологический анализ» (г. Аксай, 1999 г.) — межрегиональной конференции «Социальная политика России: История и современность» (г. Новочеркасск, 1999 г.), отдельные положения диссертации обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Россия на пороге XXI века: роль социальных ценностей в модернизации общества» (г. Новочеркасск, 1999 г.). Работа прошла апробирование на кафедре социологии и психологии ЮРГТУ (НПИ). Основные результаты исследования были изложены на научных конференциях и отражены в 5 публикациях, объемом 4 п. л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав по три параграфа в каждой, заключения и списка литературы, состоящего из 151 источника. Работа включает 3 таблицы. Общий объем диссертации составляет 144 страницы машинописного текста.

Выводы к главе II.

Подводя итоги данной главы в целом, можно сделать следующие выводы. Зарождающееся и претерпевающее процесс становления отечественное предпринимательство в настоящее время уже можно рассматривать не как временное явление, а как динамический, трансформирующийся социальный слой. В силу этого, целесообразным представляется рассмотрение не только социальной структуры и функций этой социальной группы, но социокультурных и духовных детерминант и аспектов.

Ментальность, традиции и духовные основы, как показывает историко-социологический и социально-культурный анализ данной проблемы, играют большую роль в процессе становления современного предпринимательства. Традиции отечественного предпринимательства имеют давнюю историю и сейчас они успешно возрождаются. Отечественная ментальность, в свою очередь, способствует проявлению у отечественных предпринимателей гибкости, нетрадиционности ведения различных форм бизнеса.

Как показывают социологические исследования, проводившиеся секг тором экономической социологии и экономики труда ИЗ РАН, у современных отечественных предпринимателей формируется специфический стиль жизни, который в свою очередь можно дифференцировать по различным параметрам и дать ему условные названия «аскетический», «традиционный», «прогрессивный», «обеспеченный». Причем, это далеко не устоявшиеся категории и бизнес-слой продолжает претерпевать изменения.

Отечественное предпринимательство не является чужеродным элементом в структуре современного Российского общества. Как показывают проведенные исследования, предприниматели не только являются органичным, весомым и практически незаменимым сектором экономики, но они так же занимают достойное место в отечественной социальной структуре и способствуют сохранению лучших отечественных традиций и социальному прогрессу, хотя стратегия государственной политики далеко не совершенна в отношении к предпринимателям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного диссертационного исследования получены следующие результаты.

В эпоху кардинальных перемен общество осуществляет исключительно трудный, во многом противоречивый, но исторически неизбежный и необходимый переход от командной к рыночной экономике. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике — от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека — превращение его из «винтика» в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.

Специфика советской модели хозяйственной и экономической деятельности состояла в том, что доминирование государственного сектора не давало творческого простора частному предпринимательству. Здесь нужно принимать во внимание такие свойства административных систем (не имеет значения, является она советской или какой-то другой), как безличность и единоначалие, одномерность пути развития. Дело в том, что личные отношения элиминированы в отношениях государственного строя. Это обусловлено необходимостью в деятельности административных структур оперировать обязанностями и полномочиями, а свобода, поиск, творчество, личные способности не играют никакой роли. Все решения различного рода задач принимаются соответствующими чиновниками или органами, что порождает организационную или ведомственную монополию.

В результате реформ произошел демонтаж основных элементов советской общественной системы, произошел реальный переход к иным способам организации экономики, сформировалась плюралистическая структура собственности, сопряженная с природой рыночных отношений, деловая активность перемещается из государственного в негосударственный сектор, происходят благоприятные изменения в экономическом поведении. Сформировался значительный бизнес-слой, состоящий из людей занятых предпринимательской деятельностью.

Он имеет поистине громадные потенциальные силы экономического роста, хотя значительная часть населения страны живет на грани и за гранью нищеты, происходит резкое расслоение общества, растет безработица, снижается качество жизни. В этом и заключается основной парадокс экономического развития российского общества в условиях становящейся рыночной экономики.

Формирование слоя предпринимателей в условиях переходного российского общества имеет свою специфику, обусловленную необходимостью считаться с расширившимися культурными контактами и значительно более многообразным характером экономической и управленческой деятельности. Человечество продолжает идти своим путем, порождая новые экономические, социальные, организационные, в том числе и управленческие, формы деятельности. Сейчас начинает происходить осознание этих новых процессов, которые имеют место как в России, так и в мировом масштабе. Хотя подобные процессы являются неотъемлемым аспектом деятельности человека, социальных групп, обществ, государств и всего человечества на протяжении всей истории, только теперь они приобрели совершенно иные качественные и количественные параметры. Поэтому современное российское предпринимательство должно быть ориентировано на реальные российские условия и на богатые отечественные традиции, только это позволит решать задачи современного уровня. Современный российский слой крайне неоднороден, различны и пути приведшие людей на это поприще.

Если коснуться теории деятельности современного предпринимательства, то можно сказать что это не структура, не функция социальной системы, а процесс, причем процесс творческий. Это обусловлено тем, что современное общество, как система различного рода организаций, включает в себя и предпринимательскую деятельность, и она соответствует параметрам нелинейности, сложности, неопределенности и многомерности. Очевидно, что совокупность этих параметров, выступающих условиями предпринимательской деятельности, представляет собой важнейшую, дифференцированную внутри себя, детерминанту, предопределяющую выбор методов и форм предпринимательской деятельности. Существенным является то, что в условиях современного, переходного общества уже, универсальных принципов классической теории, имеющей в качестве методологической основы жесткий детерминизм, и позволяющей вроде бы, получить наивысший, максимальный результат, на первый план выдвигаются и иные принципы. Они связаны, в первую очередь, с ментальностью народа, глубинными традициями идущими из прошлого, с духовными корнями. Все это касается и современного отечественного предпринимательства.

Современное российское предпринимательство — это не фантом, не теоретическая модель, это социальный слой состоящих из людей имеющих свой стиль жизни. Формирование нового типа российского предпринимателя качественно отличается от западных типов предпринимателей. Этот тип относится к элите современного российского общества, он сильно стратифицирован, что обусловлено переходным характером экономики и сильным расслоением российского общества.

Эффективность предпринимательской деятельности в немалой степени зависит и от личных качеств человека, занимающегося ею. Здесь большое значение имеет способность уметь выходить из-под пресса стереотипов мышления и привычек повседневной жизни. В арсенале психической культуры имеется достаточно различных способов привести в действие творческий потенциал человека, сделать его сознание открытым динамическому и изменчивому миру. Именно способность человека к креативному мышлению, развитость у него интуиции и воображения позволяют ему принимать в условиях неопределенности и стохастичности окружающей социальной и экономической среды оптимальные решения. Однако не меньшую роль в этом процессе играют и условия, в которых работает предприниматель. К сожалению, в современной России государственная стратегия взаимосвязи властных структур, государства и предпринимательства еще далека от совершенства, взять хотя бы налоговый пресс.

Для понимания особенностей и новых моментов предпринимательской деятельности в условиях формирующейся рыночной экономики немаловажно именно взаимодействие, переплетение старого и нового во всех сферах жизни российского общества, консервативных традиций и инноваций, проявление нелинейных параметров динамично развивающейся, сложной, многомерной социальной системы, возрастание степени риска. Поскольку Россия становится открытым обществом и стремительно входит в мировое сообщество цивилизаций, постольку она испытывает воздействие глобальных тенденций, что следует учитывать в предпринимательской деятельности на всех ее уровнях — от государства до предприятий. В этом плане необходимо видеть предпосылки новой инновационной политики государства и предприятий. Именно сложность, динамичность и неопределенность современного мира диктуют новые вызовы, требующие достаточно быстрого ответа и раскрывающие перспективу для инноваций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. Диверсификация деятельности малых предприятий //Вопросы экономики. 1997. — № 6. — С. 130−137
  2. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. — Т. 15- № 1. — С. 3−18
  3. А., Баткулина Г. Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование, налогообложение // Вопросы экономики. -1997. № 4.-С. 141−151
  4. В., Крылова Е. Малое предпринимательство в решении проблемы занятости // Российский экономический журнал. 1996. — № 10.
  5. A.C. Россия: критика исторического опыта. Новосибирск, 1997. — Т.1
  6. H.A. Философия неравенства. М.: ИМАПРЕСС, 1990. — 288 с.
  7. Л.Е. Виртуальные состояния социума, или щансы и риски открытого общества в России. М.: Магистр, 1997. — 48 с.
  8. Е., Римашевская Н. Бедность по наследству // Российская газета. 1992. — 4 ноября.
  9. А.П., Колесниченко Ю. В. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл // Социологические исследования. 1996. — № 5. — С. 92−102
  10. А.П., Митирко В. И., Модин A.B. Управление персоналом в условиях рыночной экономики (опыт ФРГ) М., 1992.
  11. Л.С. История религий Востока: Учеб. пособие для вузов. 2-еизд., перер. и доп. М.: Высш. шк., 1988. — 414 с.
  12. М. Избранные произведения. М., 1990.
  13. М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования, 1994. № 5. — С. 147−156
  14. В. И., Логинов С. Б. Феномен предпринимательского поведения // Социологические исследования. 1995. — № 8. — С. 62−68
  15. А. Парадоксы государственной поддержки частного бизнеса // Вопросы экономики. 1997. — № 6. — С. 104−112
  16. Ю.Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник. М.: Гардарика, 1998.-432 с.
  17. Ю.Г., Шершунов А. Н. Теория и практика управления в сфере современной российской экономики (социологический аспект). М., 1997.
  18. Вопросы экономики. 1995. — № 7.
  19. A.A. Тенденции изменения социальной структуры // Социологические исследования. 1998. — № 10. — С. 85−91
  20. З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в России // Социологические исследования. 1998. — № 10. — С. 77−84
  21. З.Т., Витюк В. В., Гридчин Ю. В. и др. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социологические исследования. 1995. — № 6. — С. 14−24
  22. З.Т., Игитханян Е. Д. Средние слои в современной России (опыт анализа проблемы) // Социологические исследования. 1998. -№ 7. с. 44−53
  23. М.В. Суперкадры: Управление персоналом в междунаронарод-ной корпорации. М.: Дело, 1993. — 207 с.
  24. M.B. Управление трудом: Теория и практика капит. хозяйствования. М.: Наука, 1990. — 135 с.
  25. Грейсон, Джексон К., О’Делл Карла. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. — 319 с.
  26. Р.Г. Социальная стратификация в самооценке россиян //Общественные науки и современность. 1997. — № 6. — С. 5−15
  27. Н.В. Социальная напряженность в трудовом коллективе //Социологические исследования. 1998. — № 11. — С. 17−25
  28. Н.М. Региональная специфика сознания россиян // Общественные науки и современность. 1997. — № 4.
  29. Н.С., Авраамова Е. М. Адаптация населения и элит. Институциональные предпосылки // Общественные науки и современность. 1997. -№ 1. — С. 24−33
  30. A.B., Степанов Е. И., Чумиков A.A. Российский социум в 1995 году: конфликтологическая экспертиза // Социологические исследования. 1996. -№ 1.
  31. И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ //Вопросы психологии. 1993. — № 5.
  32. JI. Е. Взаимодействие предпринимателей с условиями среды // Социологические исследования. 1998. — № 1. — С. 68−72
  33. Журавлев A. JL, Позняков В. П. Российские предприниматели в современной социальной структуре // Социологические исследования. 1994. — № 5. — С. 61−68
  34. Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Социологические исследования. 1995. — № 3. — С. 3−12
  35. Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Общественные науки и современность. 1995. — № 1. — С. 17−32
  36. Т.И. Роль социологии в преобразовании России // Социологические исследования. 1996. — № 3. — С. 3−9
  37. Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. 1997. — № 2. — С. 5−23
  38. Т.И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. Новосибирск: Наука, 1991.
  39. И.И. Труд. Занятость. Безработица. М., 1992. — С. 13−24
  40. А.Г. Национально-этнические конфликты и формирование российской государственности // Анализ и прогноз межнациональных конфликтов в России и СНГ: Ежегодник. 1994. М., 1994.
  41. В., Ланг JL Руководить без конфликтов: Сокращ. перевод с нем. -М.: Экономика, 1990. 334 с.
  42. A.A. Гибель «Империи зла» (очерк российской трагедии) //Социологические иследования. 1995. — № 2. — С. 64−79
  43. Д., Лобанов А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993.
  44. Н.И. Основы менеджмента: Учебник. Минск: БГЭУ, 1996. -284 с.
  45. Л. Рывкина Р., Симагин Ю. Рыночные реформы глазами разных поколений // Мировая экономика и международные отношения. 1996. -№ 7.-С 134−143
  46. О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Общественные науки и современность. 1995. -№ 1. — С.51.65
  47. A.B. Власть и элита в обществе без гражданского общества // Социологические исследования. 1996. — № 4. — С. 19−29
  48. И.Д. Практический менеджмент: пособие для руковод., менеджеров и предпринимателей: В 3-х т. М.: Коммреч.-произв. фирма Ника, 1992.
  49. P.C., Панков C.B. Социологические опросы жителей Свердловской области // Новое время. 1996. — № 33.
  50. H.H. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социологические исследования. 1997. — № 3.
  51. В.И. Социальные перемены // Социологические исследования.-1998. № 1. — С. 112−116
  52. В.К. Динамика социально политической ситуации: опыт социологического мониторинга в России. // Социологические исследования. -1997.-№ 11. — С. 13−25
  53. A.M., Кравцова Н. И., Лубнев Ю. П. Краткий энциклопедический словарь по экономической теории и практике. Ростов-н/Д, 1997.
  54. Д. Перемены в России: роль политической элиты // Социологические исследования. 1996. — № 4. — С. 30−40
  55. В. Трудовые ценности российского населения // Вопросы экономики, 1996.-№ 1.-С. 47−62
  56. X. Как уцелеть среди акул: опередить конкурентов в умении продавать, руководить, стимулировать, заключать сделки. М.: Экономика, 1993.-336 с.
  57. H.H. Динамика перемен // Социологические исследования. -1997.-№ 10.-С. 21−26
  58. Международный журнал социологических наук. 1995, — № 10. — С. 13
  59. Менеджмент персонала: функции и методы. М: МАИ, 1993.
  60. М., Альберт М., Ф. Хедоури. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1993.-701 с.
  61. М. Проблемы организационных структур управления российским рынком // Вопросы экономики. 1997. — № 6. — С. 48−55
  62. И. Есть ли у семейного предпринимательства будущее? // Предпринимательство. 1997. — № 6.
  63. М.О. О природе социальных конфликтов в современной России // Социологические исследования. 1997. — № 6.
  64. И.М., Модель Б. С. Профессиональная культура предпринимателя // Социологические исследования. 1997. — № 10. — С. 10−15
  65. Мониторинг социально-экономического потенциала семей. М., 1996.
  66. А. Сделано в Японии: история фирмы СОНИ: Пер. с англ. М.: Универс, 1993.-413 с.
  67. И.В., Дзыбов К. М. Инновационный менеджмент в современном производстве (развитие социальных технологий). — Ростов-н/Д: Ростовский гос. ун-т., 1998. 106 с.
  68. М.П. Терпимость и политическая культура в России //Обновление России: трудный поиск решений. -М., 1996.-Вып. 3.
  69. Т.В. Рыночные реформы в Российском измерении // Социологические исследования. 1998. — № 1. — С. 55−61
  70. Л.Д., Бабаева Л. В., Бабаев Р. О. Перспективы предпринимательства и приватизации в России: политика и общественное мнение // Социологические исследования. 1993. — № 1. — С. 7−18
  71. А. «Польское чудо» и общие проблемы рыночной трансформации (О книге Колодко Г. «Польша 2000. Новая экон. стратегия») // Вопросы экономики. 1997. — № 4. — С. 152−158
  72. А. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Междунар. отнош., 1991.- 180 с.
  73. Новый курс России: предпосылки и ориентиры. М, 1996.
  74. Обновление России: трудный поиск решений. / Под ред. М. К. Горшкова, В. В. Журавлёва и др. М., 1997. — Вып. 4.
  75. А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы //Вопросы экономики. 1997. — № 4. — С. 130−140
  76. Г. В., Андреев Э. М. Современные российские реформы: опыт социологической экспертизы // Социально-политический журнал. 1995. — № 1. — С. 3−16
  77. Е.В. Столичные власти в восприятии служащих и населения // Социологические исследования. 1996. — № 4. — С. 11−18
  78. C.JI. Российские реформы глазами народа. М., 1998.
  79. Г. Л. Человек в современном мире: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.-428 с.
  80. Партийно-политические элиты и электоральные процессы в России. -М., 1996.-Вып. 3.
  81. О.В. Российский предприниматель: штрихи к социальному портрету // Социологические исследования. 1995. — № 2. — С. 35−40
  82. Перспективы развития молодой семьи (данные единственного обследования).-М., 1993.
  83. В.В., Рябов A.B. Как живешь, Россия? Социальное самочувствие, политические предпочтения и ценностные ориентации россиян // Власть. 1996. — № 9.
  84. В.П. Групповая дифференциация в сельских общностях в условиях изменения форм собственности // Психологический журнал. -1997. № 5.
  85. Н. Н. Социально-экономические проблемы совершенствования системы управления предприятием в условиях экономической реформы. М., 1992.
  86. Н. Н. Формирование и развитие механизма управления производством в условиях перехода к рынку. Саратов, 1993.
  87. П.В., Прошлякова В. К., Майборода Л. А. К вопросу социальной диссоциации // Общество и экономика. 1998. — № 5.
  88. В. Начало предпринимательства на Руси // Предпринимательство. 1997. -№ 1,2.
  89. В.Т. Россия на рубеже веков // Социально политический журнал. — 1997.-№ 1.
  90. В.Т. Россия накануне XXI века. Поиск новой парадигмы развития общества // Социально политический журнал. — 1996. — № 1.
  91. В. В. Новые российские предприниматели: стратегия хозяйственного развития // Проблемы прогнозирования.-!994.-№ 1.
  92. В. В. Российские предприниматели кто они? (на примере Москвы) // Вестн. статистики. — 1993. — № 9.
  93. В. Внешнеэкономические мотивы предпринимательской деятельности (по материалам эмпирических исследований) // Вопросы экономики, 1994. № 7.
  94. А.А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления / Воронеж, гос. архитектур. строит, акад. и др. -Воронеж: Воронеж. ВШ предпринимательства, 1995. — 193 с.
  95. А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России //Вопросы философии.-1994.-№ 4.
  96. Рац М. В. Идея открытого общества в современной России. М.: Магистр, 1997. — 40 с.
  97. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования. 1995. — № 12. — С. 100−105
  98. Д.Я. Может ли Россия построить открытое общество. М.: Магистр, 1997.-40 с.
  99. Н., Овсяников А., Иудин А,. Богатые: есть ли надежда на социальный мир // Деловой мир. 1995. — 24 июня.
  100. Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций в России // Социологические исследования.-1997.-№ 6.
  101. Л.М. Метаморфозы российской модели гражданского общества: диалектика стихийного и сознательного // Социально политический журнал. — 1995. — № 3. — С. 37−44
  102. Российские реформаторы (XIX начало XX в.). — М., 1996.
  103. Российский социум в 1994 году: конфликтологическая экспертиза //Социологические исследования. 1995. — № 2. — С. 3−11
  104. Российское предпринимательство: социальный портрет. М., 1994.
  105. Россия в зеркале реформ: Хрестоматия по социологии современного российского общества / Под общ. ред. М. К. Горшкова, А.Ю. Че-пуренко. Ф. Э. Шереги. М., 1995.
  106. Россия в цифрах: Краткий стат. сб. М., Финансы и статистика, 1996. -400 с.
  107. Россия: Социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах. -М., 1996.
  108. Я. Формирование предпринимательского слоя и дифференциация стилей жизни // Вопросы экономики. 1998. — № 3.
  109. Ю.Рукавишников В. О. Социология переходного периода // Социологические исследования. 1994. — № 6. — С. 25−32
  110. В.О., Халман Л., Эстер П., Руковишникова Т. П. Россия между прошлым и будущим // Социологические исследования. 1995. -№ 5.-С. 75−90
  111. М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе // Социологические исследования. 1998. — № 6.
  112. М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества // Социологические исследования. 1997. — № 7.
  113. Р. Культура предпринимательства. М., 1992.
  114. А.И., Иванюк В. Ф. Кризис социальной сферы // Общество и экономика. 1998. — № 6.
  115. П., Нордхаус В. Экономикс. М., 1991. — 101 с.
  116. С.И. Социальные интересы и психологический обмен рабочего класса России. Ростов-н/Д: НМЦ Логос, 1992. — 100 с.
  117. А. Духовные основы русского предпринимательства //Предпринимательство. 1997. — № 6.
  118. Словарь по социологии. М., 1988.
  119. Словарь предпринимателя. М., 1997.
  120. Смит Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М., 1962.-684 с.
  121. Смольков В. Г. Предпринимательство как особый вид деятельности
  122. Социологические исследования. 1994. — № 2. — С. 19−21.
  123. Современная западная социология: Словарь. М., 1996.
  124. Современная философия: словарь и хрестоматия / Отв. ред. В.П. Коха-новский. Ростов-н/Д, Феникс, 1995. — 511 с.
  125. Г. Н. Регулятивные возможности социальных механизмов рынка рабочей силы // Социологические исследования, 1993. № 5.
  126. Социальная стратификация современного российского общества.- М., 1995. «Вып. 13
  127. Социальный портрет мелкого и среднего предпринимательства в России // Политические исследования. 1993. — № 3. — С. 149−154
  128. Социокультурная методология анализа российского общества. История как феномен культуры // Рубежи. 1996. — № 9.
  129. . Управление научно-техническими нововведениями: Сокр. пер. с англ. / Предисл. К. Ф. Пузыни. М.: Экономика, 1989. — 271 с.
  130. Д.А., Пшеничная О. С. Российское общество: реалии сегодняшнего дня // Общество и экономика. 1998. — № 5.
  131. Н.Е. Динамика социальной стратификации в постсоветском обществе // Общественные науки и современность. 1997. — № 5.
  132. Н.Е. Зависимость взглядов и поведения от ценностных ориентаций // Куда идет Россия?. Альтернативы общественного развития. М., 1996. — Вып. 1
  133. Н.Е. Ценности россиян и перспективы политического процесса в России // Обновление России: трудный поиск решений. -М., 1996. Вып. 3
  134. Трансформация социальной структуры и социальная стратификация российского общества. М., 1996.
  135. Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. М., 1995.
  136. Уровень жизни населения России. Стат. сб. М.: Госкомстат, 1996.
  137. Э. Н., Яковлев И. Г. О социальных аспектах предпринимательства // Социологические исследования. 1993. — № 1. — С. 24−30
  138. М.А. Западная цивилизация: доминанты становления и развития // Социально-политический журнал. 1993. — № 11−12. — С. 19−26
  139. Д. Управляй или подчиняйся. М., 1992.
  140. Хара-Даван Э. Чингис-хан как полководец и его наследие // Альманах «Пустыня Тартари». М., 1995.
  141. Е.М. Человек в мире государственной власти России. М., 1996.
  142. А.Т. Трансформация социальной структуры российского общества // Социально политический журнал. — 1995. — № 3. — С. 24−37
  143. Цендер Эрнст. Практика управления. М., 1994.
  144. А. Предприниматель и власть: проблемы взаимодействия //Вопросы экономики. 1997. — № 6. — С. 97−103
  145. В.А., Камынин И. И., Бондаренко О. В. Управление социальными процессами: теория и практика. Ростов-н/Д: Пегас, 1997.
  146. М. Феномен предпринимателя: интерпретация понятий. -М., 1993.
  147. В.Э. Многослойное общество: «антисистемный» взгляд на современную Россию //Социологический журнал. 1997. — № 4.
  148. В. Европа и душа Востока // Аум. Спб., 1990. — № 4.
  149. Г. В. Как работают с людьми за рубежом. Киев, 1996.
  150. В.И. Новый подход к управлению: крупные объединения, -М., 1990.-351 с.
  151. Л.И., Переяслова И. Г. Экономическое поведение субъектов рынка (социологический анализ на примере г. Новочеркасска) / Южно-Российский государственный технический университет (НПИ). Новочеркасск: Набла, 1999. — 87 с.
Заполнить форму текущей работой