Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Социальное самочувствие и социальные ожидания молодежи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первая связана с практикой использования данного термина скорее интуитивно и метафорически — без серьезной теоретической и методологической базы, вторая — с «психологизацией» социального самочувствия, сведением его почти буквально к «чувству». Выявление социологического смысла понятия «социальное самочувствие» и специфики социологического подхода к его изучению существенно облегчалось тем, что… Читать ещё >

Социальное самочувствие и социальные ожидания молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ТЕМА: СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Cоциальное самочувствие и социальные ожидания человека — сложные, интегральные понятия. Они отражают состояние его физических и душевных сил, Являются объективной — субъективной характеристикой степени реализации им своего потенциала, адаптированности к материальным условиям, нормам и ценностям общества и определяют повседневное поведение человека, его действия /бездействия во всех сферах жизнедеятельности. Социальное самочувствие и социальные ожидания детерминированы, с одной стороны, самой личностью: его психофизическими и социальными качествами, с другой, — обществом, параметрами экономических, социальных, политических процессов, проистекающих в нем.

Научный инструментарий отечественной социологии претерпевает значительные изменения. Этот процесс, связанный с социальными трансформациями нашего общества последних лет, включает как переосмысление традиций в изучении социальных субъектов, так и привлечение новых эвристических ресурсов. К последним относятся обращение к теоретическим концепциям, которые были предложены в свое время другими дисциплинами или находились на периферии исследовательской практики. Чертой многих современных исследований социальных процессов и явлений становится использование междисциплинарного подхода, в частности, социально-психологических понятий. Речь идет о «социальном настроении», «социальных перцепциях», «социальных чувствах» и, наконец, «социальном самочувствии». Указанные термины, выходя за рамки психологической плоскости рассмотрения, предполагают измерение не только психологических, но и социальных характеристик. Субъективное восприятие человеком собственной жизни перестало быть прерогативой только психологических исследований в силу существенного влияния объективных факторов, в значительной мере детерминирующих жизнедеятельность, как отдельного индивида, так и социальных общностей. Эти обстоятельства во многом определили наш исследовательский выбор — обращение к анализу социального самочувствия молодежи.

Термин «социальное самочувствие» появился в отечественной социологии в середине 80-х годов и до сих пор активно применяется для анализа жизнедеятельности социальных субъектов. Но есть проблемы в его использовании для целей социологического анализа.

Первая связана с практикой использования данного термина скорее интуитивно и метафорически — без серьезной теоретической и методологической базы, вторая — с «психологизацией» социального самочувствия, сведением его почти буквально к «чувству». Выявление социологического смысла понятия «социальное самочувствие» и специфики социологического подхода к его изучению существенно облегчалось тем, что в отечественной и зарубежной социологии сложилась методологическая база для такого определения. Речь идет о целом ряде публикаций, посвященных характеристике социально-психологических, субъективных феноменов и практике их использования в социологии. Предпосылкой изучения социального самочувствия можно считать подход отечественных исследователей — психологов, философов и социологов — к общественному сознанию. Отметим здесь же труды российских ученых начала XX в. В. М. Бехтерева, П. П. Викторова, Л. Н. Войтоловского и Л. И. Петражицкого, внесших свой вклад в рассмотрение социально-психологических феноменов, в частности, общественного настроения. Вышедшая в середине 60-х годов монография Б. Д. Парыгина «Общественное настроение» до сих пор имеет методологическое значение, и при конструировании представления о социальном самочувствии мы не раз обращались к ней.

Рациональное мышление каждого человека как основной способ оценки жизненного мира опирается на конкретные факты, поэтому в массовом сознании социальное самочувствие детерминировано степенью удовлетворенности жизненными условиями, доходом, доступностью необходимых услуг, ощущениями личной безопасности, недискриминации по какому-либо признаку.

Исследования, проведенные в рамках мониторинга в 2003 и 2004 гг., показывают, что достаточно большая доля респондентов невысоко оценивают уровень и качество своей жизни. Особенно незащищенным население считает себя от производства чиновников, представителей силовых ведомств, действий уголовной преступности, бедности.

Более 40% полагают недоступными для себя услуги качественного образования, 48% - медицинского обслуживания. Таким образом, можно с уверенностью сказать о том, что более трети респондентов не имеют необходимых условий для жизни и самореализации, а также о высоком уровне тревожности и незащищенности населения от самых разных угроз и рисков. На этом фоне, возможно, нелогично выглядят оценки население динамики их жизненных условий по сравнению с 1990 и 2000 годом; 13,2% респондентов отметили позицию «стали жить значительно лучше по сравнению с 1990 годом», еще 35,4% - немного лучше. По сравнению с 2000 годом позитивная динамика еще более заметна. Значительно лучше стали жить в 2003 г. 13%, немного лучше — 49,8%. Примерно также оценки получены и в 2004 году.

Более глубокий анализ полученных результатов позволил прийти к следующим выводам.

Во-первых, в каждом обществе на любом из этапов его трансформации всегда есть группы лиц, чье материальное и моральное благополучие улучшается / ухудшается. Так, среди тех, кто отметил позиции «стал жить значительно + немного лучше» были представители всех профессиональных и возрастных групп. В данном случае больше тех, кто работает в сфере финансов, торговли, общественного питания, строительства, транспорта. Здесь преобладают респонденты в возрасте до 40 лет, то есть те, кто начинал свою трудовую деятельность в новые времена, а, следовательно, они принимают требования рынка. Эти люди в боьшей мере ориентированы на карьеру, достижение успехов. Здесь выше ценность свободы, независимости. Вовторых, какая-то часть неселения более старших, наиболее активных возрастов так же адаптировалась к новым условиям. Свою роль сыграло изменение атмосферы в обществе после выборов 2000 года: стабилизация политической ситуации, некоторый рост доходов населения, начало борьбы с коррупцией и терроризмом, патриотический разврат к оценкам роли Великой Отечественной войны, ветеранов армии и государства.

Опрос показал относительно высокий средний уровень социального самочувствия жителей города. Индексы удовлетворенности жизнью, оценки материального положения своей семьи и перспектив его изменения находятся в позитивной зоне. Однако следует обратить внимание на резкое снижение всех показателей с повышением возраста. Жители Владимира старше 50 лет, в отличие от молодежи, характеризуются негативным индексом оценки своего материального положения, отмечают его ухудшение последние 3 года и не очень-то надеются на повышение материального статуса в ближайшем будущем.

социальный самочувствие социологический опрос К социальным группам с низким уровнем социального самочувствия традиционно относятся пенсионеры, безработные, работники образования, здравоохранения и культуры, и, отчасти, работники сферы торговли и обслуживания. Несколько неожиданным результатом оказалось попадание в число неудовлетворенных пессимистов работников сферы управления, которые всегда находились в лидерах оптимизма. Очевидно, нарастание тревожности в данной группе связано со сменой муниципальной власти, с возможными изменениями во власти региональной, а также с общей неопределенностью предвыборного года.

Также довольно высок уровень недоверия общероссийскими и областными СМИ — 70% респондентов, независимо от пола, а местным — 60% женщин и 65% мужчин. По моему мнению, причина здесь кроется в том, что наши СМИ не стали ключевым звеном, показателем состояния общественной рефлексии, перестали быть средствами выражения интересов большинства населения. Они скорее выражают мнение редактора, телеведущего, отдельных политических партий и кланов, подчиняясь их влиянию.

Важным показателем социального самочувствия населения выступают социальные ожидания. По данным опроса, уверенность в том, что все в семье будет хорошо выразили 46,6% опрошенных (в том числе 8,4% абсолютно уверены), а остальные 51,4% - сомневаются (совсем не уверены — 12,4%). Оценки социально-экономического положения семей в ближайшей пятилетней перспективе выглядят более оптимистично. Улучшится — полагают 63% респондентов (в том числе 9% - значительно улучшится), ухудшится — 6,2%. Наиболее оптимистично смотрит в будущее молодежь в возрасте до 25 лет и социально-профессиональная группа предпринимателей. Наименее — люди пожилого возраста и респонденты с низкими доходами, прежде всего инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а также одинокие матери и многодетные респонденты.

Следует отметить, что 60% опрошенных невысоко оценивает эффективность государственной социальной политики и социальной защиты на всех уровнях управлениях. Так, позицию «уровень социальной защиты высокий» отметили 1,9% респондентов, а «социальная политика на федеральном уровне эффективна» — 2,7%.

Основные социальные опасения горожан лежат в области здоровья собственного или близких людей. На третьем месте по частоте упоминаний — опасение войны. Отметим, что в середине «нулевых» опасение войны снижалось и замещалось опасением угрозы терроризма. Сейчас опасение войны вновь становится более значимым.

Почти все опасения чаще отмечаются женщинами. Исключение составляют лишь безработица и неясность перспектив, которые чаще беспокоят мужчин. Молодежь чаще других возрастных групп испытывает следующие опасения: — болезни близких людей,

— нелюбимой работы,

— безработицы,

— неясности перспектив,

— преступность и насилие.

На данный момент в качестве наиболее острых социальных проблем в общественном мнении рефлексируются проблемы безработицы, уровня преступности. Правда, их острота по федеральным округам различна.

Безработица в большей степени волнует жителей Южного федерального округа (53,7%), рост платы за жилье — Сибирский (34,1%), Северо-Западный (28,9%) и Приволжский (34,3%) федеральные округа, высокий уровень преступности — Уральский федеральный округ (51,3%), рост алкоголизма — Приволжский (34,2%) и Уральский федеральные округа (32,3%).

Как видим, замеры общественного мнения в 2003 и 2004 гг. свидетельствовали об относительной устойчивости социальной ситуации, социального самочувствия и оптимизма достаточно большого числа респондентов в оценке будущего. Однако реформа льгот, начатая Правительством РФ в 2005 году, заметно изменила социальные настроения россиян, сформировала протестный потенциал.

Трудно не согласиться с тем, что существующая система льгот была затратной и неэффективной. Все знают, что льготами, предоставленными государством, пользовались почти половина населения страны. По Федеральному законодательству до 1 января 2005 года насчитывалось более 200 видов льгот для 100 категорий граждан, а с учетом регионального законодательства — еще больше.

При этом надо отметить, что в условиях радикальных экономических реформ 90-х годов XX века социальная защита в форме льгот сыграла положительную роль, она была не только оправдана, но и жизненно необходима. Сегодня в новых экономических условиях монетизация льгот возможно нужна, но учитывая, что реформа затрагивает интересы наиболее уязвимых слоев населения, она требует скрупулезно выверенного, профессионального подхода, хорошей организационной разъяснительной работы и обеспечения реализации конституционного права и свобод граждан, ухудшают их социальное положение. Государство обязано создать такую систему социальных гарантий своим гражданам, которая направлена на соблюдение их личных интересов, не ущемляет их даже тогда, когда это ведет к серьезным материальным затратам.

При проведении реформ, не был соблюден довольно важный принцип. Теория управления учит — нельзя проводить одновременно несколько реформ. Она накладываются друг на друга, вызывая отрицательный эффект. Монетизация льгот наложилась на пенсионную и административную реформы. Неудачно выбрано и время её проведения — 60 -летие Победы над фашистской Германией.

С возрастом мнение о большей ответственности федеральных властей становится все более крепким. Молодежь чаще склонна обвинять в нерешенности проблем областную исполнительную власть, а респонденты в возрасте от 31 до 50 лет — главу города и главу городской администрации.

С федеральным уровнем связываются следующие проблемы: нехватка денег, рост цен на товары и на коммунальные услуги, низкое качество коммунальных услуг, невозможность найти работу, невыплата и задержки с выплатой зарплат или пособий, рост преступности, плохая экологическая обстановка.

С региональным уровнем — плохие жилищные условия, трудности с получением образования, засилье мигрантов.

С муниципальным уровнем = плохая организация досуга, забота о детях и молодежи, плохие жилищные условия, ветхое, аварийное состояние жилья, плохая работа правоохранительных органов, пьянство, плохое состояние дорог, трудности с дошкольными учреждениями, санитарное состояние города, освещение улиц, качество питьевой воды.

Таким образом, нерешенность наиболее важных для себя проблем горожане скорее склонны связывать с федеральной властью. На городскую власть чаще возлагается решение инфраструктурных проблем.

В ходе опроса респондентам было предложено самим вписать в анкету те цели, которые могли бы, по их мнению, положительно повлиять на развитие социальной деятельности. Всего было получено 613 ответов, которые были агрегированы в 62 группы. Чаще всего предлагались три группы целей:

— благоустройство города, «сделать город лучше», красивый комфортный город — 13,5%,

— стремление к благополучию, желание жить лучше, повышение уровня жизни горожан — 10%,

— город для наших детей, охрана детства, забота о детях будущего — 4%.

При этом 13% указали, что определить общие цели очень сложно, их слишком много и они слишком разнообразны. Еще 7% отметили, что общие цели — это утопия, поскольку люди очень злые и каждый за себя.

Подводя итог можно заключить, что исходя из представлений горожан об основных проблемах города, из их жизненных намерений, из структуры их социальных опасений, из представлений об образе города в будущем, в качестве основных целей стратегии развития населением будут приняты: — создание условий для повышения своего материального статуса,

— обеспечение более качественных условий для защиты здоровья,

— обустройство городской среды, улучшение благоустройства,

— развитие туризма, как источника пополнения бюджета и как способа удовлетворения гордости за свой город,

— совмещение спокойного, размеренного стиля жизни как уникального преимущества с динамизмом, присущим региональному центру.

Таким образом, проведенный анализ и оценка влияния каждого социального фактора на экономическую безопасность позволяет судить о возможных негативных последствиях социальных проблем и необходимых мерах по разрешению сложившихся социальных противоречий. По моему мнению, следующим шагом должна быть организация мониторинга показателей, характеризующих социальную составляющую экономической безопасности, а так же формирование пакета предложений, разработка программ по устранению выявленных негативных обстоятельств и предупреждению возникновения новых. Значимой так же представляется так же оценка стоимости проектов по устранению или снижении, до желаемого уровня, негативных последствий социальной трансформации российского общества и молодежи.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой