Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Социальная структура общества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Толпа-это группа людей, не имеющих осознанной цели, захваченных одной эмоцией, которая может быть как негативной, так и позитивной.1. Толпа — контактное, изначально неорганизованное (или потерявшее организованность) скопление людей, не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее) и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения. Толпа характеризуется также высокой… Читать ещё >

Социальная структура общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реферат Социальная структура общества

План

  • 1. Понятие социальной структуры. Индивид как элемент структуры
  • 2. Социальные группы и общности
  • 3. Социальные институты и социальные организации
  • Литература

1. Понятие социальной структуры. Индивид как элемент структуры

Любое общество всегда структурировано, т.к. это сложное, составное целое, состоящее из организованных элементов, между которыми существует связь. Термин структура (от лат. «строить») ввел в социологию Г. Спенсер. Содержание понятия структура включает совокупность функционально зависимых элементов и связей между ними, образующих внутреннее строение объекта. Социальная структура - устойчивое и повторяющееся переплетение взаимоотношений и взаимосвязей между элементами общества. Элементами социальных структур выступают индивиды, социальные группы и общности, социальные институты и социальные организации. Рассмотрим каждый из выделенных элементов.

Характеристика индивида как элемента социальной структуры включает в себя 2 понятия: социальная роль и социальный статус. С точки зрения социологии любой элемент структуры общества предполагает наличие совокупности ролей. Социальную роль можно определить как систему нормативно заданных и социально одобряемых образцов поведения, соответствующих нормативным обязанностям члена общества. Любая социальная организация предполагает наличие социальных ролей, несущих в себе конкретный набор обязанностей и прав (ректор, преподаватель, студент). Поведение личности оценивается в соответствии с тем, насколько оно совпадает с ролевыми ожиданиями. Таким образом, социальное поведение становится вполне предсказуемым. Хотя допускается некоторая доля свободы для проявления индивидуальных качеств (учитель может быть суровым или снисходительным).

Как член одновременно нескольких социальных групп, человек выполняет несколько социальных ролей. Возможны ситуации, когда ролевые ожидания оказываются в противоречии друг к другу — возникает ролевой конфликт (например, у женщины столкновение профессиональной и семейной ролей). Кроме межролевых возможны и внутриролевые конфликты. Они возникают там, где социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу социальных ожиданий (руководитель должен заботиться о своих подчиненных и в тоже время требовать от них выполнение своих обязанностей).

Кроме социальной роли положение индивида в структуре общества характеризуется понятием социальный статус. Содержательно они различаются тем, что роль выполняют, а статус имеют. Социальный статус — это положение человека в структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями.

Как и социальных ролей, статусов у одного и того же индивида может быть много. Любой статус предполагает соответствующую роль и наоборот. Статусы могут быть аскрептивными (приписываемыми) и достигаемыми. Аскрептивный — это статус, полученный от рождения в силу независящих от его носителя факторов (пол, возраст, расовая принадлежность, положение родителей). Достигаемый статус — это статус, приобретенный в обществе благодаря усилиям и заслугам. Существование достигаемого статуса несет в себе возможность компенсировать низкий аскрептивный статус.

Социальный статус может быть личным и групповым. Личный статус проявляется на уровне малой группы и определяется личными качествами индивида. Групповой статус характеризует индивида как члена большой группы (класса, нации, профессии и т. д.).

2. Социальные группы и общности

Общество представляет собой не просто совокупность индивидов, но и систему взаимодействий между ними. В ходе взаимодействий между людьми возникают разнообразные социальные общности и группы, которые во многом определяют социальную структуру.

социальная структура общество статус

Социальные общности - это структуры, объединяющие людей на основе какого-то сходного признака или критерия (род занятий, религиозные верования, политические взгляды, совместное проживание, досуг и т. д.).

В основе выделения общности лежат следующие критерии:

1) близость условий жизнедеятельности (потенциальная возможность объединения);

2) сходство интересов и потребностей;

3) специфический способ социального взаимодействия;

4) общность культурных норм и ценностей;

5) организационное единство, механизмы управления;

6) самоидентификация и внешнее признание идентичности с данной общностью.

Общности ведут к появлению ассоциаций, организаций, профессиональных союзов, политических партий и т. д. В случае успешного функционирования они формируют чувство солидарности, защищают личные и групповые интересы, обеспечивают социальный статус, контролируют поведение членов.

Социальные общности не создаются сознательно. Они формируются под воздействием объективного хода общественного развития. Поэтому и рассматривать их следует в историческом плане. Первыми видами общности можно считать такие объединения как семья, род, племя, основанные на кровном единстве и совместной производственной деятельности. С появлением частной собственности возникают такие общности как социальные классы. Разделение труда порождает профессиональные группы и т. д.

В социологии выделяются следующие атрибутивные элементы социальной общности:

· Целевая переменная: совпадение целей деятельности.

· Культурно-регулятивная переменная: наличие единых культурных норм и правил поведения, обеспечивающих взаимопонимание и поддержку.

· Переменная дифференциации «свой-чужой»: осознание себя как представителя определенной социальной общности и противопоставление другим общностям (деление на «мы» и «они»).

Разнообразие общностей вызывает необходимость их классификации. Это можно осуществлять по различным основаниям: по качественно-количественному составу, по геополитическому принципу, по временному и т. д. Рассмотрим некоторые из видов социальных общностей.

Массовая общность. Характеризуется следующими признаками:

1) ситуативным способом существования;

2) разнородным составом;

3) наличием открытых границ;

4) неспособность выступать в качестве структурных образований более широких общностей.

Групповая общность обладает такими признаками:

1) устойчивые пространственно-временные границы;

2) четко выраженная однородность состава;

3) способность к совместной деятельности;

4) способность выступать в качестве структурного элемента более широких общностей.

Социально-территориальная общность характеризуется:

1) наличием экономических, социальных, политических и иных связей между членами;

2) возникают в результате разделения труда;

3) обладают способностью к устойчивому существованию за счет воспроизводства населения.

Этническая общность:

1) формируется на основе единства территории и экономики (но в процессе развития территория может быть утрачена);

2) единый язык;

3) общие особенности культуры, психологии, этнического самосознания.

В рамках общностей (или на самостоятельной основе) возникают социальные группы. Под группой понимается совокупность людей, объединенных общей целью и взаимодействующих определенным образом. Понятие группы включает ряд системообразующих свойств:

1) способ взаимодействия (деятельность);

2) самоидентификация;

3) внешняя идентичность.

Группы подразделяются на первичные и вторичные. В первичной существует эмоциональная связь и тесные личные отношения между всеми членами группы. Вторичная — группа, в которую индивиды объединяются для достижения конкретной практической цели. Здесь могут возникать эмоциональные отношения, но не обязательно. В основном носят формальный характер.

Внешние и внутренние группы. Внутренняя — группа, с которой мы себя идентифицируем, и к которой принадлежим. А внешняя — это группа, с которой мы себя не идентифицируем и к которой не принадлежим (мы — они).

Формальные и неформальные группы. Всякое общество построено из формальных социальных групп (производственных, служебных, спортивных и т. д.), имеющих зафиксированную внешнюю структуру. Основные признаки: разделение труда и специализация функций, система власти и подчинения. Неформальные группы возникают либо в рамках формальных, либо независимо то них. Основным принципом объединения выступает взаимная склонность. Если в формальной группе сплачивающие силы носят рациональных характер (выгодно), то в неформальных — эмоциональный (нравится).

Референтные группы — социальные объединения, на которые мы ориентируемся при оценке и формировании наших взглядов, чувств и поведения, не принадлежа к самой этой группе. Референтная группа выступает в качестве источника психологической идентификации, помогает объяснить противоречия в поведении (революционер — выходец из аристократических кругов, священнослужитель-вероотступник и т. д.).

Складываясь в процессе социального взаимодействия, социальные группы обладают динамическими характеристиками: размер группы, ее внутренняя структура, стиль руководства, феномены группового поведения.

Важным групповым феноменом является конформизм (феномен группового давления) — подчиненность индивида групповому давлению, уступчивость мнению большинства с целью преодоления конфликта между мнением индивида и мнением группы в пользу группы. Явление конформизма впервые было описано С. Ашем в его экспериментах с отрезками. «Наивный» испытуемый помещался в «подставную» группу. Испытуемого просили сравнить эталонный отрезок с несколькими другими и найти равный. После того, как испытуемый слышал неправильные ответы «подставной» группы, он тоже давал неправильный ответ (в 37% случаев).

Подчинение группе может быть внешним и внутренним. Внешняя конформность — сознательное приспособление к мнению группы, внешнее его принятие, внутренне же индивид продолжает сопротивляться мнению группы. Внутренняя конформность — индивид усваивает мнение группы как свое собственное и придерживается его в любой ситуации (преодолевает конфликт с группой в ее пользу). Внутреннее подчинение может быть двух видов: а) бездумное принятие неверного мнения группы на том основании, что большинство всегда право; б) принятие мнения группы посредством выработки собственной логики объяснения сделанного выбора; индивид пытается примирить стремление быть в согласии с группой и вместе с тем быть в согласии с самим собой.

Разновидностью конформизма является нонконформизм или негативизм (стремление поступать наперекор). Это опровержение человеком мнения большинства, сопротивление давлению группы, отрицание всех ее стандартов. Негативизм не является подлинной независимостью. Это конформность наизнанку — если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он вновь фактически зависит от группы, т.к. ему активно приходится продуцировать антигрупповую позицию, т. е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком. Если конформизм — положительная подчиненность, то нонконформизм — отрицательная подчиненность влиянию группы на личность.

Конформизму противостоит не нонконформизм, а самоопределение — самостоятельность индивида, избирательное отношение человека к любым воздействиям группы. Самоопределение выражается в принятии им одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от его собственных убеждений, идеалов и целей деятельности группы. Т. е. решения принимаются человеком самостоятельно со всей личной ответственностью за его последствия.

Факторы конформного поведения:

1) Индивидуально-личностные характеристики членов группы, предрасполагающие к конформному поведению:

Конформность достигает максимума к 12−13 годам (в подростковом и юношеском возрастах конформизм самый высокий), затем постепенно снижается, после 25 лет остается у каждого человека на постоянном индивидуальном уровне. В возрасте 12−13 лет давлению группы подвержен каждый второй человек, в возрасте 19−20 лет и в последующих возрастах — каждый третий.

Женщины более конформны, чем мужчины. Но не всегда: если обсуждаемая проблема относится к разряду преимущественно женских видов деятельности, то женщины не уступают, а мужчины становятся более конформны.

Уровень конформности зависит и от профессиональной деятельности. Например, высокий уровень конформности присущ участникам оркестров (70%), у военных конформность выше, чем у инженеров.

Конформному поведению препятствуют развитый интеллект, способность к лидерству, толерантность к стрессу, социальная активность и ответственность, высокий уровень развития самосознания.

2) Групповые факторы:

Конформность возрастает с увеличением единодушного в своих ответах группового большинства. При разрушении же единства группового мнения человек более смело сопротивляется групповому давлению. Стоит хотя бы одному проявить инакомыслие, как процент конформных реакций резко падает.

Гомогенная (однородная по какому-либо признаку) группа отличается большей конформностью, чем гетерогенные группы.

Высокая степень уверенности субъекта в собственной компетентности уменьшает его зависимость от мнения группового большинства. Если же компетентность группового большинства человек оценивает высоко, то его зависимость от группы будет возрастать.

Если человек ищет принятия группой, он чаще уступает ей, т.к. опасается отвержения. Если он не дорожит своей группой, то более смело сопротивляется групповому давлению.

Лидеры способны довольно сильно сопротивляться мнению группы, т.к. лидерство связано с некоторым отклонением от групповых шаблонов. Наиболее подвержены групповому давлению индивиды со средним статусом. Лица с высоким и низким статусом более способны сопротивляться групповому давлению.

Конформность к групповым нормам может быть как позитивным, так и негативным фактором функционирования группы. Положительное значение конформизма состоит в том, что он выступает как: а) механизм сплочения человеческой группы и общества в целом; б) механизм передачи социального наследия, культуры, традиций, образцов поведения, установок; в) механизм сохранения и выживания группы, находящейся в выраженных экстремальных, угрожающих жизнедеятельности условиях. Отрицательное значение конформизма состоит в том, что согласие с групповыми нормами может стать препятствием к творческой деятельности, может стать фактором застоя и регресса.

К большим социальным группам можно отнести:

· этнические общности (расы, нации, народности, племена),

· социально-территориальные общности (это совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни),

· социально-демографические общности (общества, выделяемые по половозрастным признакам),

· социальные классы и социальные слои - это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда. Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ. Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни.

Итак, что же такое большая социальная группа? Это значительное по своему количественному составу социальное объединение, образованное на основании какого-либо социально-демографического признака (пол, возраст, национальность, профессия…).

Признаки большой группы:

· Большая численность.

· Отсутствие или ограниченность личных контактов между всеми членами группы.

· Специфические механизмы регуляции групповых процессов: в неорганизованных группах — непосредственные мотивы членов группы; в организованных — нравы, обычаи, традиции, общественное мнение.

· Образ жизни — особый тип контактов, интересы, культурные ценности, язык.

· Общий социально-демографический признак (пол, возраст, национальность, профессия, место жительства…).

Как уже упоминалось, «большие» образования людей подразделяются на 2 вида: случайно, стихийно возникшие и обреченные на кратковременное существование (толпа, масса, аудитория). И группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений, долговременные и устойчивые. К ним относятся: социальные классы, этнические группы и нации, профессиональные группы и половозрастные группы.

Устойчивые большие группы характеризуются межгрупповыми отношениями. Феноменом межгрупповых отношений является внутригрупповой фаворитизм. Внутригрупповой фаворитизм — тенденция благоприятствовать в социальном восприятии членам собственной группы в противовес или ущерб членам другой группы. Оборотной стороной внутригруппового фаворитизма является межгрупповая дискриминация — внегрупповая враждебность по отношению к чужой группе.

Впервые внутригрупповой фаворитизм был выявлен в эксперименте М. Шерифа, проведенном в американском лагере для подростков. На первой стадии эксперимента подростки выполняли общую деятельность по уборке лагеря. На второй стадии подростков разделили на две группы так, чтобы разрушить естественно сложившиеся дружеские отношения. При этом группы не относились друг к другу враждебно. На третьей стадии группы выполняли различную деятельность, соревнуясь друг с другом. На этой стадии был зафиксирован рост межгрупповой враждебности. На четвертой стадии группы были вновь объединены и занялись общей деятельностью. В этом случае враждебность между двумя бывшими группами уменьшилась, но полностью не исчезла.

Г. Тэджфел по результатам своих экспериментов заключил, что межгрупповая дискриминация (враждебность к чужой группе) возникает не из взаимодействия двух групп, а благодаря осознанию принадлежности к своей группе. Эксперимент заключался в том, что студентам было предложено посчитать количество точек на картинах художников Кандинского и Клее. Тех студентов, которые насчитали больше точек у Кандинского, отнесли в одну группу, у Клее — в другую. Сразу возник эффект «своих» и «чужих» и были выявлены внутригрупповой фаворитизм и межгрупповая дискриминация.

По мнению В. С. Агеева, межгрупповые отношения могут возникать и в отсутствии непосредственного взаимодействия между группами — в условиях обмена культурой, фольклором, художественной литературой, через СМИ.

Эксперимент В. С. Агеева по изучению межгрупповых отношений заключался в том, что две группы студентов должны были одновременно сдавать зачет по одному и тому же предмету одному и тому же преподавателю. Той группе, члены которой продемонстрируют в ходе занятия хорошие знания, полагался зачет «автоматом», другой группе — сдача зачета в индивидуальном порядке. Общая оценка группы складывалась из оценок индивидуальных выступлений, которые оставались неизвестными группам. В эксперименте был выявлен феномен внутригруппового фаворитизма.

В другом эксперименте В. С. Агеева дети в пионерском лагере в первой серии участвовали в спортивном соревновании между двумя отрядами (всячески подчеркивался момент состязательности), а во второй — совместно трудились, оказывая помощь соседнему колхозу (акцент на состязательность был снят). В условиях спортивного соревнования наблюдался резкий рост внутригруппового фаворитизма, а в условиях совместной деятельности в совхозе он резко уменьшался.

Внутригрупповой фаворитизм действует в условиях:

1) Межгруппового взаимодействия, организованного по принципу «игры с нулевой суммой» (выигрыш одной стороны автоматически означает проигрыш другой).

2) Двойственности, неопределенности критериев, на основании которых выносится решение об успешности деятельности данной группы (по сравнению с другой группой) внешними по отношению к ней инстанциями.

3) Последовательных и стабильных неудач, испытываемых группой при межгрупповом взаимодействии. В таких группах увеличивается число негативных выборов, уменьшается количество отношений симпатии, увеличивается число конфликтов.

4) Оторванности от социально значимой совместной деятельности групп.

5) На ранних стадиях развития группы, когда он положительно влияет на ее сплоченность.

Действие внутригруппового фаворитизма блокируется в условиях:

1) Наличия общих, надгрупповых целей межгруппового взаимодействия и социально значимых ценностей (стоящих над узкогрупповыми).

2) Однозначности толкования, очевидности тех критериев, на основании которых выносится извне решение успехе или неудаче группы.

3) Чередования успеха или неудачи группы в межгрупповом взаимодействии.

Другими механизмами регуляции межгрупповых отношений, помимо внутригруппового фаворитизма, являются: стереотипизация, атрибуция, физиогномическая редукция.

Физиогномическая редукция — специфические способы восприятия внешности другого человека с последующей интерпретацией его как личности. Эти способы более эффективны, когда используются по отношению к представителям своей культуры, но могут оказаться неадекватными при восприятии представителей других культур. Чем более значительны различия между культурами, тем менее эффективны данные способы.

Межгрупповые стереотипы усваиваются достаточно рано, поскольку позволяют личности и группе достичь социальной идентичности. Стереотипы усваиваются в процессе идентификации в группе, осознания себя ее членом. Например, профессиональные стереотипы (естественники — гуманитарии) присутствуют уже у первокурсников соответствующих факультетов.

Атрибуция. В ходе эксперимента В. С. Агеева было обнаружено, что успех своей группы ее члены объясняли, как правило, внутригрупповыми факторами, а неудачи — факторами внешними, случайными. Успех и неудачи чужой группы объясняли противоположным образом.

Стихийные группы Большие социальные группы делятся на организованные, устойчивые и неорганизованные стихийные, неустойчивые, которые в строгом смысле нельзя назвать группой. Это кратковременное объединение большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но, тем не менее, собравшихся по какому — либо определенному поводу и демонстрирующих какие-либо совместные действия. Членами таких объединений могут быть представители разных организованных больших групп. И хотя они не обязательно четко осознают свои цели, могут быть весьма активны.

Выделяют следующие типы стихийных больших групп: масса, толпа, публика. Масса - относительно стабильное образование с нечеткими границами. Возникает, когда определенные слои населения сознательно собираются ради какой-то акции (манифест, демонстрация, митинг). Масса обычно описывается как более стабильное, по сравнению с толпой, образование с довольно нечеткими границами. Масса может оказаться в значительно большей степени организованной, нежели толпа, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. Поведение и цели масс более продуманны. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней могут сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.

Масса обладает 4 основными признаками:

1) Статистический характер общности: данная общность совпадает с множеством дискретных единиц; не представляет собой самостоятельного целостного образования, отличного от составляющих его индивидов.

2) Вероятностная природа общности: вхождение в данную общность носит случайный характер. Такая общность отличается открытыми, размытыми границами, количественно и качественно неопределенным составом.

3) Ситуативный характер существования общности: общность образуется и функционирует только в границах конкретной массовой деятельности. Масса невозможна вне этой деятельности, в результате она оказывается всегда неустойчивым образованием.

4) Гетерогенность ее состава. Масса имеет межгрупповую природу, разрушает границы между существующими в обществе социальными, демографическими, политическими, религиозными, образовательными и т. п. кругами.

Для массы и толпы характерны такие феномены как массовые беспорядки и массовые настроения. Массовые беспорядки характеризуются непредсказуемостью и внезапностью поведения людей, их решений и действий. Массовым беспорядкам свойственны конформизм, агрессивность и жестокость. Массовые беспорядки образуются при наличии двух видов условий:

1) Долговременные условия (экономические, социальные, политические). Создают высокий уровень напряженности, эмоционального перевозбуждения, отчаяния, беспомощности в обществе. Накапливаясь, создают базу для социального взрыва. Сюда включается: а) размежевание населения на богатых и бедных, резкое усиление дифференциации, обострение противоречий между ними: б) снижение уровня жизни вследствие спада производства, роста цен, инфляции; в) ослабление авторитета власти; г) сплочение оппозиции и появление лидера, пользующегося авторитетом среди основной массы населения.

Социальная напряженность отражает степень физиологической, психофизиологической и социально-психологической адаптации — дезадаптации населения к хронической фрустрации. Социальная напряженность проявляется также в конфликтности в обществе, тревожности, депрессии (экономической и психической), росте агрессии, ухудшении демографической ситуации. Физиологическая дезадаптация — увеличение смертности, рецидив тяжелых болезней как проявление снижения уровня жизни. Психофизиологическая дезадаптация (неосознаваемые массовые психические состояния) — тревога, агрессия, апатия при приспособлении к трудностям. Социально-психологическая дезадаптация (осознаваемые конфликтные отношения) — недовольство, пессимизм, миграция, рост преступности, забастовок.

2) Ситуативные условия — события, создающие возможность для массовых выступлений. Они усиливают уже существующие противоречия и становятся детонатором групповых эксцессов.

Вероятность массовых беспорядков прямо пропорциональна степени обострения социально-экономических проблем и обратно пропорциональна развитию политической культуры.

Массовые настроения свидетельствуют о степени удовлетворенности больших масс людей социально-экономическими и общественно-политическими условиями жизни. Массовые настроения становятся заметными тогда, когда резко рассогласовываются социальные ожидания, связанные с массовыми потребностями и реальные условия жизни.

Толпа-это группа людей, не имеющих осознанной цели, захваченных одной эмоцией, которая может быть как негативной, так и позитивной.1. Толпа — контактное, изначально неорганизованное (или потерявшее организованность) скопление людей, не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее) и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения. Толпа характеризуется также высокой конформностью, эмоциональными и единодушными действиями, повышенной внушаемостью и неспособностью противостоять внушающему воздействию. Толпе свойственно повышенное эмоциональное восприятие действительности. В толпе подавляется чувство ответственности за поступки, совершаемые индивидами, составляющими толпу. В толпе проявляется чувство силы и осознание своей автономности.

Толпа бывает: а) пассивной — без явных проявлений недовольства, но с признаками, например, любопытства; б) активной — с ярко выраженным эмоциональным зарядом. Активная толпа, в свою очередь, может быть агрессивной — стремящейся насилием решить свои проблемы, выплеснуть гнев порой на совершенно случайные объекты. Активная толпа может быть спасающейся, т. е. управляемой чувством страха. Паническая толпа — это толпа, обезумевшая от панической информации, чаще всего слухов. Стяжательская толпа движима стремлением к грабежу. Демонстрирующая толпа выражает социальный протест. Для толпы характерна непредсказуемость поведения людей, внезапность решений и действий, групповой конформизм, агрессивное подражание, жестокость.

Основные средства воздействия в толпе — внушение, заражение, подражание. Большую роль играет сила шума, выражающегося в виде междометий, частоте звуковых колебаний, реве. Толпу можно создать целенаправленно, прибегая к необычным, зрелищным приемам. В качестве примера можно привести массовые беспорядки перед Госдумой на Манежной площади в июне 2002 года. К факторам, спровоцировавшим беспорядки в этом случае, можно отнести демонстрацию футбольного матча на большом экране, многократный показ рекламного ролика пива, в котором персонаж крушил автомобили, большое количество спиртного, распространяемого в толпе, наличие провокаторов.

Ролевая структура участников толпы:

1) Организаторы массовых эксцессов — лица, которые проводят подготовительную работу по созданию эксцессов (планируют их, выбирают удобное место и повод).

2) Зачинщики — лица, развертывающие активную подстрекательскую деятельность, направляющие действия участников, распространяющие провокационные слухи, распределяющие роли. Зачинщиками могут быть и организаторы.

3) Активные участники — лица, составляющие ядро эксцессов, образуют ударную группу.

4) Конфликтные личности — лица, примыкающие к активным участникам из-за возможности в анонимной обстановке свести счеты с лицами, состоящими с ними в конфликте, разрядить эмоциональное напряжение, дать выход агрессивным импульсам. Среди них немало психопатических личностей, хулиганов, наркоманов.

5) Добросовестно заблуждающиеся — это лица, становящиеся участниками из-за ошибочно воспринятых причин сложившейся обстановки, под влиянием слухов.

6) Эмоционально неустойчивые — лица внушаемые, заражаемые, не сопротивляющиеся групповым влияниям.

7) Любопытствующие — те, кто наблюдает со стороны и не вмешивается в ход событий, но своим присутствием усиливает эмоциональное возбуждение других участников.

8) Примкнувшие — лица, которые становятся участниками эксцессов под влиянием угроз со стороны организаторов.

Формирование толпы проходит ряд фаз. Первая из них — циркулярная реакция. Толпа образуется в результате происшествия, привлекшего внимание людей и возбудившего любопытство. Следующая — реакция кружения. Внутреннее напряжение индивидов, возбужденных событием, побуждает их к разговору друг с другом. Они передают информацию, пересказывая слышанное, высказывая свои суждения, делясь наблюдениями. И последней фазой является формирование действующей толпы. На этом этапе группа уже предрасположена к совместным немедленным действиям. Появление лидеров стимулирует ее действия в общем направлении.

Среди прочих эмоциональных состояний в больших неорганизованных группах может возникать паника, характеризующаяся страхом и ужасом, лишающими индивидов возможности действовать осознанно и последовательно. Формы паники:

Массовое бегство — бегство людей от пугающей их опасности, которая может быть как реальной, так и мнимой. Люди не осознают, куда и зачем они бегут.

Панические настроения — состояние страха в социальных слоях и классах. Эмоциональное берет верх над рациональным, уменьшаются регулирующие компоненты психической деятельности человека. Переживания и действия плохо предсказуемы и подвержены случайным стимулам.

Экономическая паника возникает в период инфляции, повышения цен, смены экономического уклада, на банковских биржах.

Динамика паники:

1) Возникновение стимула — например, крика «Пожар». На этом этапе панику может остановить громкое и властное убеждение.

2) Возникновение реакций отдельных индивидов, присутствующих в данном скоплении людей (тревожных и беспокойных). Они начинают кричать и метаться. Их беспорядочные движения активизируют чувство страха, ужаса, отчаяния. На этом этапе панику могут остановить планирующие и регулирующие приказы неподверженных паническому состоянию личностей.

3) Паническое состояние под влиянием заражения охватывает все большее число людей. Все приходят в движение. Переломный момент (психическое перенапряжение) сопровождается воплями и криками тех, кто погибает в давке. Толпа начинает редеть и восстанавливается спокойствие. На этом этапе панику может остановить применение сверхсильного раздражителя, например, предупредительного выстрела.

3. Публика — это кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем — на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. Элемент стихийности здесь выражен еще слабее. В более замкнутых помещениях, например лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она управляема. Но достаточно какого-либо инцидента, чтобы она перестала быть управляемой. Известны драматические случаи, к которым приводят неуемные страсти болельщиков на стадионах.

3. Социальные институты и социальные организации

Жизнь индивидов в обществе организуется посредством социальных институтов. Этот термин означает «устройство, установление». В социологии институт определяется как определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы стандартов поведения. Социальные институты предназначены для удовлетворения определенных социальных потребностей. Американский социолог Дж. Ленски выделил фундаментальные социальные потребности:

1) коммуникация;

2) производство товаров и услуг;

3) распределение товаров и услуг;

4) безопасность, защита членов общества от различных опасностей;

5) воспроизводство и социализация членов общества;

6) поддержание системы неравенства;

7) социальный контроль.

Для возникновения социальных институтов требуются следующие условия:

· Наличие определенной потребности, признаваемой многими членами общества;

· Наличие социальных ресурсов и операциональных средств для ее удовлетворения;

· Создание специфических культурных условий, связанных с функционированием института (нормы, правила, символы).

В обществе существует как минимум 5 групп социальных институтов.

1. Экономические, регламентирующие производство и распределение товаров и услуг.

2. Политические, регламентирующие осуществление власти и отношения вокруг власти.

3. Институты стратификации, которые регулируют распределение в обществе статусных позиций и доходов.

4. Институты родства, организующие отношения между родственниками, супругами, родителями и детьми, обеспечивающие воспроизводство населения и трансляцию традиций.

5. Институты культуры, в состав которых входят религиозные, образовательные и собственно культурные институты. Отвечают за социализацию новых поколений, сохранение и передачу социальных ценностей.

К числу основных социальных институтов принято относить семью, религию, образование, экономическую и политическую системы.

Основные функции социальных институтов:

· Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Она связана со стандартизацией поведения в определенных сферах, со стандартизацией социальных связей (задать правила игры).

· Регулятивная функция — обеспечивает предсказуемое поведение.

· Интегративная функция: связана с консолидацией усилий (сплочением).

· Транслирующая функция связана с передачей социального опыта.

· Коммуникативная функция обеспечивает распространение информации внутри института и между институтами.

· Американский социолог Р. Мертон различает явные и латентные функции социальных институтов. Явные функции закреплены в документах и официально декларируются. Латентные функции осуществляются в реальности и не всегда совпадают с явными.

Социальные институты не остаются неизменными. Процесс образования социальных институтов называется институционализацией. Он начинается тогда, когда конкретная общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

В классическом понимании «институционализация» — это переход совокупности индивидов от естественного состояния к социальному, когда они признают над собой какой-то высший авторитет (Монтескье). В институционализированном обществе царит порядок, обеспечивающий предсказуемость действий индивидов.

Современное общество характеризуется возрастанием и усложнением системы институтов. Изменения в социальных институтах происходят как в силу внутренних причин (снижение эффективности функционирования), так и из-за внешних факторов (формирование новых знаний, представлений, мировоззрения).

Развитие социальной системы сводится к эволюции социальных институтов от традиционной модели, характеризующейся жесткой аскрептивностью, к современной, допускающей высокую степень вариабельности.

Еще одним элементом социальной структуры выступает социальная организация. Как форма социальной общности она поистине вездесуща. Любые формы социального взаимодействия осуществляются в организациях или через них. Социальная организация представляет высший уровень развития социальных систем. Термин «организация» употребляется в следующих значениях:

1) как элемент социальной структуры общества. В этом смысле организация выступает как социальный институт. В таком значении этот термин относится, например, к предприятию, органу власти, добровольному союзу и т. д.

2) как вид групповой деятельности, включающий распределение функций, налаживание связей координацию и т. д. В таком значении «организация» выступает синонимом «управления», хотя и не полностью.

3) Как характеристика согласованности и внутренней упорядоченности элементов системы; как система отношений, объединяющих индивидов в ходе достижения определенной цели.

Характеристики, отличающие организацию от других видов групп:

· Организация создается ради достижения определенной цели;

· Организация есть средство и инструмент объединения людей, регулирования их деятельности;

· Организация есть способ реализации индивидом своих потребностей и интересов в рамках его социального статуса, социальных норм и ценностей;

· Организация обладает собственными механизмами и средствами контроля;

· Деятельность организации связана с эффектом синергии — приростом дополнительной энергии за счет совместной деятельности участников.

Структурные компоненты организации.

1) цели — то, ради чего осуществляется деятельность организации. Они подразделяются на цели-задания (программы действий, поручения и т. д.) цели-ориентации (обобщенные цели коллектива и личные цели каждого члена), цели-системы (направленные на сохранение организации как самостоятельного целого).

2) социальная структура — система упорядоченных позиций членов организации, включая совокупность ролей и взаимоотношений между ними.

3) культура как совокупность идей, корпоративных ценностей и норм поведения, сформировавшихся в процессе совместной деятельности членов организации.

4) персонал — совокупность членов социальной организации, включая личностные, социальные, профессиональные и пр. характеристики участников деятельности.

1. Боровик, В. С. Основы социологии и политологии: Учебное пособие для ссузов / В. С. Боровик, Б. И. Кретов. — М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. — 447 c.

2. Волков, Ю. Г. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / Ю. Г. Волков, А. В. Лубский. — М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 224 c.

3. Кернаценский, М. В. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / М. В. Кернаценский, Н. В. Шатина. — М.: Форум, 2010. — 224 c.

4. Козырев, Г. И. Основы социологии и политологии: Учебник / Г. И. Козырев. — М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012. — 272 c.

5. Коротец, И. Д. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / И. Д. Коротец, Т. Г. Тальнишних. — М.: ИНФРА-М, Академцентр, 2013. — 256 c.

6. Латышева, В. В. Основы социологии: Учебник для студентов ссузов / В. В. Латышева. — М.: Дрофа, 2004. — 240 c.

7. Матвеев, Р. Ф. Основы социологии и политологии: учебное пособие / Р. Ф. Матвеев. — М.: Форум, 2010. — 256 c.

8. Серова, Н. В. Основы социологии и политологии: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений / Н. В. Серова. — М.: ИЦ РИОР, 2005. — 129 c.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой