Особенности организации социальной работы с гражданами пожилого возраста (на примере БУРА «Управление социальной поддержки населения» г. Горно-Алтайска)
С возрастом уровень удовлетворенности материальным положением снижается. Подавляющее большинство людей старше трудоспособного возраста оценивают свое материальное положение как неудовлетворительное, неустойчивое и ненадежное, и считают, что уровень их жизни заметно снизился. Наиболее острой остается проблема низкого размера минимальной пенсии по старости. Возможность удовлетворять материальные… Читать ещё >
Особенности организации социальной работы с гражданами пожилого возраста (на примере БУРА «Управление социальной поддержки населения» г. Горно-Алтайска) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Психолого-педагогический факультет Кафедра социальной педагогики АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
(на примере БУРА «Управление социальной поддержки населения» г. Горно-Алтайск)
«Допустить к защите в ГАК»
Декан факультета, к.п.н.,
доцент_________О.В. Остапович Заведующий кафедрой к. п. н., доцент
___________О.К. Сазонова Научный руководитель к.п.н., доцент
__________В. А. Чистякова Горно-Алтайск 2013 г Содержание ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
1.1 Общая характеристика пожилых людей как социальной группы
1.2 Технологии социальной работы с гражданами пожилого возраста ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ БУРА «УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ» Г. ГОРНО-АЛТАЙСКА)
2.1 Анализ организации социальной работы с гражданами пожилого возраста (на примере БУРА «Управление социальной поддержки населения» г. Горно-Алтайска)
2.2 Рекомендации по повышению эффективности социальной работы с гражданами пожилого возраста ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЯ Введение Анализ ситуации в социальном комплексе с учетом предыдущего опыта РФ позволяет сформулировать определенные приоритетные направления государственной политики в муниципальных образованиях, которая позволила бы преодолеть значительную часть тех проблем, с которыми сталкиваются ныне как учреждения социального комплекса, так и население, пользующееся его услугами.
Актуальность темы
курсовой работы определяется тем, что старение населения представляет собой одну из наиболее сложных проблем современности. Кроме того, актуальность темы данной работы объясняется значительным увеличением численности пожилых людей. Тенденция роста численности пожилых людей требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества. Пожилые люди и инвалиды слабо защищены как социально, так и экономически. Они нуждаются, как никто другой, в социальных услугах, общественной помощи и поддержке. Поэтому своевременная поддержка государством пожилых людей и инвалидов играет важную роль в их жизни.
Цель — Выявление особенностей организации социальной работы с гражданами пожилого возраста (на примере БУРА «Управление социальной поддержки населения» г. Горно-Алтайска) Объектом исследования является социальная работа с гражданами пожилого возраста.
Предмет исследования — Особенности организации социальной работы с гражданами пожилого возраста.
Задачи:
1. Изучить социально-педагогическую литературу, выявить характеристики пожилых людей как социальной группы;
2. Рассмотреть технологии социальной работы с гражданами пожилого возраста;
3. Проанализировать практику организации социальной работы с гражданами пожилого возраста (на примере БУРА «управления социальной поддержки населения» г. Горно-Алтайска);
4. Разработать рекомендации по повышению эффективности социальной работы с гражданами пожилого возраста;
Глава 1. Теоретические подходы к организации социальной работы с гражданами пожилого возраста
1.1 Общая характеристика пожилых людей как социальной группы
Социальные и экономические изменения в стране, снижение жизненного уровня, правовая незащищенность, неблагоприятная демографическая ситуация, рост негативных тенденций и т. д. приводят к тому, что большая часть населения России не может оценивать свою жизнь как стабильную. В этих условиях обостряются проблемы социально незащищенных слоев населения и, в первую очередь, пожилых людей. Много нерешенных проблем и в системе пенсионного обеспечения. Существуют проблемы социально-психологического порядка, болезненно переживаемые людьми пожилого возраста, наиболее острой из них является ограничение жизнедеятельности пожилых людей [17,с.21].
Старость — самый тяжелый период в жизни человека, как с физической, так и с психологической точки зрения. Пожилые люди не в состоянии обеспечивать собственные потребности — они нуждаются в поддержке более молодых, трудоспособных членов общества. Демографическое постарение требует от общества всё больших затрат финансовых и других материальных ресурсов на обслуживание этой возрастной категории населения. Общество вынуждено взять на себя решение всех проблем, связанных с комплексом досуга и социального обеспечения пожилых людей. Социальная политика по отношению к этой возрастной группе отражает сущность любого государства независимо от его политического строя.
Пожилые люди — это группа людей старшего возраста, в которой, в соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ООН, выделяют четыре подгруппы: собственно пожилые (55−64 года); старые (60−74 года); очень старые (75−84 года); престарелые (старше 85 лет). В некоторых случаях выделяют подгруппу долгожителей, по разным источникам это категория пожилых людей, возраст которых превышает 90 или 100-летний рубеж [15,с.157].
Проблема старения носит как физическую, физиологическую, так и психологическую окраску. Старение, с точки зрения физиологии, — это процесс постепенного разрушения живых клеток, запрограммированный на генном уровне, приводящий в конечном итоге к полному прекращению функционирования всего организма. Этот процесс касается любого живого существа, в том числе и человека, и может быть ускорен или замедлен в зависимости от различного набора внешних и внутренних факторов, влияющих на функционирование данного организма. Что касается человека, то, наряду с физиологическими изменениями, в процессе старения у него происходят и изменения психо-эмоциональной структуры, что выражается в изменениях характера, интересов, стиля поведения и т. п.
Старость, как период жизни людей вбирает в себя многие коренные проблемы как биолого-медицинской сферы, так и вопросы социального и личного быта общества и каждой индивидуальности. В этот период перед пожилыми людьми возникает много проблем, так как пожилые люди относятся к категории «маломобильного» населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами и физического состояния, вызванного заболеваниями с пониженной двигательной активностью. Кроме этого социальная незащищенность пожилых людей связана с наличием психического расстройства, формирующего их отношение к обществу затрудняющего адекватный контакт с ним [15, с 157].
К наиболее часто встречающимся проблемам пожилых людей следует отнести [13,с.27]:
— медикосоциальные;
— социальнопсихологические;
— проблемы одиночества пожилых граждан.
Выход на пенсию оказывается трудным для большинства пожилых людей, вызывая негативные эмоциональные переживания. Этот период кардинально изменяет образ жизни пожилого человека, включая прекращение или ограничение трудовой и общественной деятельности. Одной из характерных особенностей периода пожилого возраста, как у относительно здоровых, так и у больных людей является наступающая социально-психологическая дезадаптация. Социально-психологическая дезадаптация возникает при разрыве привычного образа жизни и общения в связи с выходом на пенсию, при наступлении одиночества в результате потери супруга, при заострении характерологических особенностей в результате развития склеротического процесса. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения. Снижение жизненного тонуса, лежащего в основе всевозможных недугов, в значительной степени объясняется психологическим фактором — пессимистической оценкой будущего, бесперспективным существованием. При этом, чем глубже самоанализ, тем сложнее и болезненнее психическая перестройка [14,с 157].
Главная трудность заключается в изменении статуса пожилых людей и максимального продления их независимой и активной жизни в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, пересмотров ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновение различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям.
Повышенная социальная уязвимость пожилых граждан связана также и с экономическими факторами: небольшими размерами получаемых пенсий, низкой возможностью трудоустройства как на предприятиях, так и в получении работы на дому. Прекращение трудовой деятельности с выходом на пенсию, особенно для тех, кто имеет высокий трудовой потенциал и способен продолжать продуктивную профессиональную деятельность, является мощным стрессовым фактором.
Важной социальной проблемой пожилых людей является постепенное разрушение традиционных семейных устоев, что привело к тому, что старшее поколение не занимает почетное главенствующее положение. Очень часто пожилые люди вообще живут отдельно от семей и поэтому им бывает не под силу справляться со своими недомоганиями и одиночеством, и если раньше основная ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты.
Хронические заболевания снижают возможности самообслуживания, адаптации к изменениям. Могут возникать сложности с окружающими, в том числе и с близкими, даже с детьми и внуками. Психика пожилых и старых людей отличается иногда раздражительностью, обидчивостью, возможны старческие депрессии, ведущие порой к самоубийству, уходу из дома [17, с 74].
Наступление зрелости и старости — неизбежный процесс, но объективное положение, а также их опыт, взгляды, ценностные ориентации — являются продуктами социальной среды. И если раньше основная ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас всё чаще берут на себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты населения [17,с113].
По мере старения роль семьи в жизни пожилого человека возрастает (прекращение работы при достижении пенсионного возраста); часто наступает в этот период ухудшение здоровья и усиливающееся снижение мобильности; ограничиваются интересы и виды деятельности пожилых людей, все внимание переключается на семейные дела. Семейные контакты при этом заменяют другие утраченные контакты.
Ослабление здоровья, возрастающее с годами физическое одряхление ставят пожилого человека все в большую зависимость от других членов семьи, он нуждается в опеке и помощи. Особенно эта потребность проявляется в периоды обострения болезней. Находясь в семье, пожилые и старые могут надеяться на безопасность и независимость от трудностей, с которыми им приходиться сталкиваться. Но в большинстве случаев пожилые люди чувствуют себя одинокими и не нужными. Это состояние обнаруживается во всех возрастных периодах, но только в старости оно приобретает особую актуальность и значимость для личности.
Одиночество — это социально-психологическое состояние, характеризующиеся сужением или отсутствием социальных, профессиональных, эмоциональных и других контактов. Пожилых людей часто гнетут мысли об упущенном в прошлом, угрызения совести. Они переживают тягостное чувство пустоты и ненужности. Попытки поддержать, успокоить кажутся такому человеку неискренними, глупыми, пустыми и часто дают обратный эффект. Более остро переживается приобретённое, временное одиночество, которое наступает в результате потери близкого человека, родственников, друзей в связи с их уходом из жизни, переменой места жительства или острой конфликтной ситуацией [13,с 65].
В целом по России около полутора миллионов граждан старших возрастов нуждается в постоянной посторонней помощи. По данным выборочных обследований, одинокие граждане и одинокие супружеские пары, в которых оба являются престарелыми и могут нуждаться в социальном обслуживании составляют до 69%.
Итак, можно говорить о том, что старение человека — это сложный процесс, в котором биологические факторы тесно связаны с социальными. Среди этих факторов, в том числе психосоциальных, огромное значение приобретает положение стареющего человека в обществе, национальная политика государства в организации медицинской и социальной помощи пожилым гражданам. Прекращение или ограничение трудовой и общественной деятельности влечёт изменение ролевых функций, места в социальной структуре, в социальных институтах, в отношениях и связях с другими группами, особенно с молодёжью.
Одинокие пожилые люди составляют особенно уязвимую группу населения в российском обществе. Они целиком зависят от проводимой государственной политики, больше других нуждаются в уходе и заботе со стороны общества и меньше других имеют необходимых средств для решения своих проблем. В настоящее время положение пожилых людей характеризуется такими факторами как малообеспеченность, неудовлетворительное состояние здоровья, одиночество, которые в совокупности приводят к состоянию материальной и физической зависимости, увеличению потребности лиц пожилого возраста в социальной помощи и поддержке.
В решении проблемы одиночества важное значение приобретают системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым. Социальная реабилитация представляет собой комплекс социальноэкономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этой группы населения к достойной жизни в обществе.
В связи с этим рассмотрим технологии социальной работы с гражданами пожилого возраста
1.2 Технологии социальной работы с гражданами пожилого возраста
пожилой возраст социальный работа
Социальное обслуживание в свою очередь делится на государственный, муниципальный и негосударственный (коммерческий) сектора. Государственный сектор социального обслуживания состоит из органов управления социальным обслуживанием РФ, органов социального обслуживания субъектов РФ, а также учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов федерации.
Социальная работа с пожилыми людьми в России была и остаётся специфической формой государственной социальной защиты, целью которой является обеспечение достойной старости [13, с 15].
Услуги, оказываемые пожилому человеку учреждениями социального обслуживания, облегчают его быт, снижают тревогу за здоровье и материальное положение, способствуют разрешению его семейных и духовных проблем.
На сегодняшний день существуют новые подходы к организации работы с пожилыми людьми. Людей пенсионного и предпенсионного возраста необходимо готовить к будущей активной жизни и активной деятельности, но в новых условиях. Однако общее направление социальной политики сегодня таково, что пожилой человек должен перестать себя чувствовать только потребителем услуг, объектом медицины, социального обслуживания. Все социальные изменения призваны создавать ему условия жизни, приближенные к таким, в которых он может вести активный образ жизни, продолжать трудиться, пока ему хватит сил и желания. Система социального обслуживания должна стимулировать граждан пожилого возраста к самостоятельности, к осознанию ответственности за решение социальных проблем, способствовать формированию уверенности в себе, в завтрашнем дне.
Учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста должны уделять большое внимание защите и заботе, организации отдыха и лечения представителей старшего поколения с использованием новейших технологий, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми [15,с 214].
Гражданам пожилого возраста и инвалидам, помещенным в учреждения, должны предоставляться все необходимые им социальные услуги (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые), установленные ГОСТ Р 52 143.
Тип учреждения социального обслуживания определяется условиями, в которых учреждение осуществляет социальное обслуживание клиентов, и формами предоставления социальных услуг.
В зависимости от этих критериев учреждения подразделяются на следующие [16,с 210]:
— учреждения стационарного социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарных условиях, то есть в условиях постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания клиентов в учреждениях;
— учреждения, оказывающие услуги по предоставлению жилого помещения в домах жилищного фонда социального использования;
— учреждения полустационарного социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в течение определенного времени суток пребывания клиентов в учреждениях;
— учреждения социального обслуживания на дому, предоставляющие социальные услуги по месту жительства граждан;
— учреждения срочного социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги разового характера;
— комплексные учреждения социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарных, полустационарных условиях и на дому;
— учреждения социального обслуживания, оказывающие социально-консультативную помощь.
К учреждениям стационарного социального обслуживания относятся:
— дом-интернат (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов;
— дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда;
— специальный дом-интернат для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов;
— психоневрологический интернат;
— реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста;
— дом-интернат интенсивного ухода (милосердия) для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов;
— геронтологический центр;
— социально-оздоровительный центр;
— центр временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
К учреждениям полустационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов относятся:
— социально-реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов;
— центр дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов.
К учреждениям социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому относятся:
— центр социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;
— специализированный центр социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому.
В целях улучшения положения людей пожилого возраста в Российской Федерации начиная с 1997 г. действует целевая программа «Старшее поколение». Она относится к числу наиболее важных федеральных целевых программ социальной направленности. Ее этапы рассматривались и утверждались постановлениями правительства. Программа включает в себя следующие задачи:
— формирование основ общероссийской стратегии в отношении старения населения на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
— повышение эффективности механизмов нормативного регулирования в сфере защиты прав и интересов, охраны здоровья, занятости и социального обеспечения пожилых людей;
— предоставление разносторонней помощи и услуг в целях устранения и предупреждения любых форм дискриминации.
Процесс управленческого решения заключается в поддержании устойчивого режима функционирования системы путем принятия и реализации решений. Требования к управленческим решениям представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Основные требования к управленческим решениям
№п/п | Требование | Признаки | |
Выполняемость | Для реализации решения надо создать условия, чтобы получить положительный результат | ||
Своевременность | Заключается в правильном выборе момента принятия решения | ||
Оптимальность | Состоит в выборе из нескольких вариантов с учетом наиболее приемлемых в данное время | ||
Законность | Соответствие действующим законодательными актам или нормативам | ||
Полномочность | Характеризуется наличием определенных полномочий у руководителя или органа управления для принятия данного решения | ||
Справедливость | Категория морально правового и социально — политического сознания: при принятии решений касающихся людей следует учитывать их интересы | ||
Непротиворечивость и преемственность | Решение не должно содержать противоречий если касается постепенного решения, какихлибо проблем, должно иметь последующую ступень решения | ||
Простота, ясность и краткость изложения | Касается как устных указаний и решений, так и письменно оформленных | ||
Управление социальной работой необходимо для укрепления эффективности функционирования системы социальной защиты населения и, как следствие — роста благосостояния и обеспечения нормальных условий жизни различных групп и категорий клиентов социальной службы. Управление социальной работой имеет ряд особенностей, определяющих специфический характер описываемой деятельности:
— разработка теоретических основ управления в социальной работе, формулировка его концепции и дерева целей;
— исследование организационных структур управления социальной работой;
— моделирование деятельности социальных служб, использование различных методов при исследовании проблем организации социальной работы;
— разработка критериев, позволяющих оценивать качество функционирования системы управления социальной работой;
— исследование информационных основ управления в социальной работе,
— проведения мониторинга;
— разработка научных методов прогнозирования социальной работы;
— разработка алгоритмов организации личной работы социальных управленцев и оптимальных вариантов делегирования полномочий сотрудникам органов управления социальной работой;
— исследование методов мотивации социальной работы, обоснование предложений по использованию содержательных и процессуальных теорий мотивации.
Социальное управление имеет свои пределы. Некоторые из них порождаются самой природой управления, другие — особенностями процесса управления, его субъектами.
Управление социальной работой направлено:
— на оказание помощи и поддержки;
— защиту людей, особенно слабо защищенных слоев и групп;
— нормальное функционирование различных сфер жизни;
— ведение деятельности социальной направленности.
Различные интересы как сильный субъективный момент вносят сложности в управление социальными системами. Отношения по управлению, так же как и любые отношения между людьми, никогда не могут быть чисто рациональными, только служебными, исключительно официальными. В них неизбежно проявляются личные, групповые интересы, которые воздействуют на эти отношения, преломляя их через себя. Происходит сложное взаимодействие целей, причем вклад разных работников неодинаков и зависит от их статуса, активности и т. д.
В управлении социальной работой все направления деятельности должны рассматриваться в комплексе экономических и социокультурных задач общества.
Большое значение в управлении социальной работой играют методы управления, которые представляют собой способы, средства, приемы воздействия на работников для координации их деятельности в организации. К методам управления А. Н. Аверин, А. Я. Кибанов, С. А. Шапиров относят следующие.
1.Административные методы — организационное и распорядительное воздействие, дисциплинарная и материальная ответственность, кадровые решения, приказы, распоряжения, указания, инструкции, контроль выполнения.
2.Правовые методы — правовые нормы, регулирующие деятельность персонала (могут быть обязательными для исполнения; предписывающими, что можно делать и чего нельзя; рекомендательными, указывающими, как правильно поступать в соответствии с нормами права в определенной ситуации; поощрительными, одобряющими деятельность персонала), нормы административной и уголовной ответственности.
3.Экономические методы — стимулирование деятельности персонала и повышение его материальной заинтересованности: повышение оплаты труда в зависимости от качества и сложности выполняемой работы, выплата премий, предоставление льгот, участие в прибылях, хозяйственный расчет и др.
4.Социально-психологические методы — воздействие на сознание и поведение персонала:
— формирование коллективов с учетом типологии личности и характера работников, создание нормального психологического климата, творческой атмосферы;
— личный пример руководителя своим подчиненным. Имидж менеджера, который оказывает мотивационное воздействие на сотрудников в плане их самовыражения и причастности к работе на фирме с эффективным руководством;
— ориентирующие условия — цели, стоящие перед организацией, ее миссия;
— участие работников в управлении;
— удовлетворение культурных и духовных потребностей — предоставление социального общения (корпоративные мероприятия, досуг сотрудников и членов их семей). В государственных предприятиях эти функции выполняют профсоюзы;
— установление социальных норм поведения и социальное стимулирование коллектива (ассоциации);
— установление моральных санкций и поощрений — разумное сочетание позитивных и негативных стимулов;
— социальная профилактика и социальная защита работников — бесплатная медицинская помощь, профилактические осмотры, льготы, талоны на питание, бесплатные путевки, компенсации на проезд, другие виды неденежного стимулирования. Однако такие методы социальной защиты оказывают свое мотивационное воздействие в тех организациях, где стоимость рабочей силы относительно низкая и требуются дополнительные меры материального поощрения работников.
5.Морально-этические методы — способы нравственного регулирования поведения работников (премирование грамотами и т. д.).
Одной из основных функций руководителя является административная работа, которая предполагает организацию контроля, создание необходимых условий для деятельности персонала, координацию деятельности подчиненных.
Таким образом, в заключении можно говорить о том, что пожилые граждане — это категория граждан, остро нуждающаяся в социальной защите. Пожилые люди нуждаются в социально-бытовом обслуживании, психологической поддержке. Часто у пенсионеров возникает ощущение покинутости и ненужности, возникновение обиды не только на родных, но и на окружающих. Если это люди более преклонного возраста, то их одиночество еще усугубляется тем, что многих из друзей и старых знакомых уже нет в живых.
Известно, что определяющим критерием высокой культуры и цивилизации общества являются социальные и правовые гарантии социальной защиты пожилых людей, оказываемая им помощь и поддержка. Развитию социального обслуживания пожилых людей придается в России с каждым годом все большее значение, оно рассматривается как необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность государственной системы социального обеспечения.
В каждом учреждении социальной защиты имеют место свои особенности оказания помощи пожилым гражданам. Рассмотрим основные направления социальной работы с гражданами пожилого возраста на примере конкретного учреждения социальной поддержки населения.
Глава 2. Основные направления социальной работы с гражданами пожилого возраста (на примере БУРА «Управления социальной поддержки населения» г. Горно-Алтайска)
2.1 Практика организации социальной работы с гражданами пожилого возраста (на примере БУРА «Управление социальной поддержки населения» г. Горно-Алтайска)
Объект исследования — Бюджетное учреждение Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска».
Юридический и почтовый адрес: 649 000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Объездная, дом 12
Адрес электронной почты: [email protected]
Учредитель: Министерство труда и социального развития Республики Алтай от имени Республики Алтай Структура БУРА «УСПН города Горно-Алтайска представлена в Приложении.
Перечень услуг, предоставляемых БУРА «Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска» представлен в Приложении 2.
Бюджетное учреждение Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска», именуемое в дальнейшем «Учреждение», создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Алтай от 31 октября 2011 г. № 309 «О создании бюджетных учреждений Республики Алтай в сфере социальной поддержки населения» для оказания услуг (выполнения работ) в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Республики Алтай в сфере социальной поддержки населения.
Учреждение является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», и не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, не распределяет полученную прибыль между участниками (учредителями), а направляет ее на уставные цели.
Предметом деятельности Учреждения является социальная поддержка, отдельных категорий граждан, проживающих на территории Республики Алтай.
Основными целями деятельности Учреждения является:
— повышение качества жизни отдельных категорий граждан, проживающих на территории Республики Алтай;
— улучшение качества предоставления социальных услуг и совершенствование форм социального обслуживания.
Учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, за плату и в порядке, установленном федеральным и региональным законодательством.
Обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, является одним из основных видов деятельности БУРА «Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска». Обслуживание на дому осуществляется двумя отделениями, в которых состоит более 200 клиентов и работает 30 квалифицированных социальных работников.
Социальные работники оказывают социально-бытовые, социально-медицинские, социально-правовые и иные услуги гражданам, нуждающимся в социальной поддержке, в соответствии с перечнями гарантированных и дополнительных социальных услуг при условии соблюдения принципов гуманности, адресности, преемственности, доступности и конфиденциальности предоставления помощи.
Деятельность отделений направлена на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной домашней среде. С каждым клиентом проводится индивидуальная работа, учитываются его возрастные и психологические особенности. В отделениях с клиентами и социальными работниками работает психолог, который помогает пожилым людям справится с депрессией, наладить взаимоотношения с близкими людьми, обрести душевный покой.
Для граждан пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию на дому оказываются услуги, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1 — Виды услуг гражданам пожилого возраста БУРА «Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска»
Рассмотрим указанные услуги подробнее.
Услуги по организации питания, быта и досуга:
— приготовление пищи;
— уборка жилых помещений (мытье окон, полов, стен, дверей, мебели, отопительных батарей, раковин, ванн, унитазов, холодильника (с оттаиванием), газовой или электрической плиты, люстр, бра; чистка зеркал, стекол в мебели; очистка от пыли ковров, дорожек, портьер);
— уборка подсобных помещений: влажная уборка коридора, веранды, балкона, уборка квартиры после побелки;
— утепление окон;
— стирка белья;
— глажение белья;
— перестановка мебели и бытовой техники;
— прибивание карнизов, ковра;
— доставка воды сверх нормы (более 4 ведер в одно посещение), предусмотренной тарифами на социальные услуги, входящие в перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам отделениями социальной помощи на дому;
— доставка овощей свыше 7 кг;
— доставка продуктов, промышленных товаров с рынка и удаленных от места жительства клиента магазинов;
— заготовка овощей на зиму: консервирование, засолка, закладка овощей в подвальные помещения, погреб, переборка овощей;
— топка бани;
— прогулка с обслуживаемым пожилым инвалидом;
— индивидуальное сопровождение клиента при посещении социально значимых объектов, культурно-массовых мероприятий, родственников;
— чтение газет, журналов, книг.
Банные услуги включают следующие:
— помывка в бане,
— помывка в ванной,
— купание лежачего больного.
Социально-медицинские услуги по уходу за ослабленным пожилым инвалидом включают услуги сиделки (подогрев пищи, кормление, мытье посуды, гигиеническое умывание, влажная уборка помещения, смена нательного и постельного белья, помощь в приеме лекарств, подача и обработка судна).
Работа на приусадебном участке, во дворе, на территории, прилегающей ко двору:
— вспашка трактором огорода;
— вскопка, посадка, прополка, полив, окучивание и уборка овощей;
— косьба травы вручную;
— распиловка и складирование дров;
— колка дров;
— переноска расколотых дров и их укладка в поленницу;
— уборка территории от снега, листвы, мусора.
Ремонтные работы на дому у клиента:
— побелка;
— побелка печи, частичная побелка стен;
— малярные работы;
— смена обоев;
— ремонт, врезка замков;
— смена смесителя, крана, сифона;
— ремонт забора, калитки, крыльца.
К прочим услугам для пожилых граждан относятся:
— содействие в предоставлении услуг проката и приобретении ТСР (костыли, ходунки, трость, судно подкладное, круг подкладной, коляски инвалидные, матрац противопролежневый, стиральные машины);
— содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально — бытового обслуживания, связи и предприятиями (учреждениями), оказывающими услуги населения, в пределах района проживания;
— содействие в обеспечении топливом, в организации ремонта и уборки жилых помещений;
— содействие в проведении медико — социальной экспертизы, в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами;
— содействие в госпитализации, в получении бесплатной зубопротезной, протезно — ортопедической и слухо — протезной помощи;
— обеспечение ухода с учетом состояния здоровья в том числе оказание санитарно — гигиенических услуг.
Проведем сравнительный анализ данных по количеству обслуженных на дому (таблица 2)
Таблица 2 — Социальное обслуживание на дому
Наименование показателя | отклонение | ||||
Количество отделений | |||||
1.Численность обслуженных на дому (чел.): | ВСЕГО, из них | — 12 | |||
мужчин | +13 | ||||
женщин | — 25 | ||||
2.Обслужено на дому: | в городском секторе | — 13 | |||
в частном секторе | — 1 | ||||
3.Обслужено на дому по возрастным категориям (чел.) | до 60 лет | — 1 | |||
60−74 | +14 | ||||
75−89 | — 30 | ||||
90 и старше | — 3 | ||||
.обслужено на дому по социальным категориям | пенсионеры | +16 | |||
Инвалиды 1 группы | — 2 | ||||
Инвалиды 2 группы | — 26 | ||||
Из них: участники ВОВ (в т.ч. инвалиды ВОВ) | +21 | ||||
Инвалиды ВОВ | +14 | ||||
Инвалиды детства | |||||
Участники трудового фронта | +4 | ||||
Вдовы участников ВОВ | — 10 | ||||
Ветераны труда | — 30 | ||||
Одинокие пенсионеры | — 85 | ||||
Одинокие супружеские пары | — 13 | ||||
Таблица 3 — Социальная — реабилитация граждан пожилого возраста и инвалидов
Обслуженные | 2010 г. | 2011 г. | |
Количество обслуженных пенсионеров и инвалидов трудоспособного возраста | |||
Из них в 2011 г.:
пенсионеры | инвалиды | несовершеннолетние | ||||
первично | повторно | первично | повторно | первично | повторно | |
Таблица 4 — Социальное обслуживание на дому
№ п/п отд. | Социально-бытовые услуги | Социально-медицинские услуги | Социально-гигиенические услуги | Социально — психологические услуги | Социально-правовые услуги | ||||||
2011 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2010г | 2011г | 2010г | 2011г | 2010г | 2011г | 2010 г. | ||
; | ; | ||||||||||
; | ; | ||||||||||
; | ; | ||||||||||
Спец. 1 | ; | ||||||||||
Спец. 2 | |||||||||||
Всего по видам услуг | |||||||||||
Всего по количеству услуг: 2010 год -250 254 2011 год — 252 384 | |||||||||||
В 2011 году оказано содействие в оформлении документов на получение материальной помощи 182 гражданам, состоящим на обслуживании на дому.
Всего по учреждению проконсультировано по приобретению технических средств реабилитации, не входящих в федеральный перечень — 739 человек. Оказано содействие в оформлении — 53 человек, получили — 80 человек. Сравнительные данные по оказанным услугам представлены в таблице 5.
Таблица 5 — Срочное социальное обслуживание
Вид услуг | 2010 г. | 2011 г. | |||
человек | услуг | человек | услуг | ||
Социально-бытовые услуги: | |||||
Социально-медицинские услуги: | |||||
Социально-экономические услуги: | |||||
Социально-правовые услуги: | |||||
Всего | |||||
В 2010 году в социально-правовые услуги входила выдача социальных проездных билетов общегородского пользования. В 2011 году снижение количества социально-бытовых услуг и увеличение социально-медицинских услуг по сравнению с 2010 годом, связано с работой в штате отделения социального работника оказывающего услуги сиделки.
2.2 Рекомендации по повышению эффективности социальной работы с гражданами пожилого возраста
В настоящее время необходимо создания новых организационных систем, которые бы могли эффективно решать насущные проблемы социальной сферы пожилых людей населения города Горно-Алтайска в условиях дефицита человеческих ресурсов и финансовых средств учреждения.
Средства массовой информации Горно-Алтайска должны стать активными пропагандистами и распространителями теорий, методик и новаторских практик по сохранению потенциалов здоровья и продуктивного старения. Ведь практика показывает, что истинные последствия старения населения не столь угрожающи, как представляется.
Заинтересованным и дееспособным людям старшего возраста правительство частично обеспечивает возможности участвовать в каждодневной жизни общества и вносить в нее свой посильный вклад. От пожилых людей требуется лишь активность и инициатива. С учетом состояния нынешнего рынка труда Горно-Алтайска, особенно в фазе кризисных явлений 2008;2010 года, пожилым людям, желающим трудиться, в основном предоставляются рабочие места, которые не соответствуют их ожиданиям, квалификации и стремлению реализовать себя. Для пожилых людей увеличиваются ограничения доступа к приносящей доход посильной занятости или трудоустройству.
Прекращение трудовой деятельности в связи с выходом на пенсию, особенно для тех, кто имеет высокий трудовой потенциал и способен продолжать продуктивную профессиональную деятельность, является мощным стрессовым фактором. Ведь возможность самореализации в труде служит необходимым условием продления активной жизни и здорового старения.
С возрастом уровень удовлетворенности материальным положением снижается. Подавляющее большинство людей старше трудоспособного возраста оценивают свое материальное положение как неудовлетворительное, неустойчивое и ненадежное, и считают, что уровень их жизни заметно снизился. Наиболее острой остается проблема низкого размера минимальной пенсии по старости. Возможность удовлетворять материальные, культурные и социальные потребности за счет приобретения благ и услуг является определяющей характеристикой для оценки уровня жизни пенсионера. В современных рыночных условиях приобретение благ и услуг зависит от уровня доходов пенсионера и цен на потребительские товары и услуги. Рост материального достатка отстает от растущих ожиданий пожилых людей Горно-Алтайска относительно уровня и качества жизни.
Реформирование пенсионной системы не дало должного результата и в целях улучшения уровня пенсионного обеспечения и приведения пенсионной системы в соответствие с реально складывающимися социально-экономическими условиями требуется дополнительная реформа пенсионного законодательства.
Можно говорить о том, что пожилые люди со средним или плохим здоровьем в наименьшей степени удовлетворены жизнью и чаще испытывают социальную изоляцию. В целом удовлетворенность или неудовлетворенность пожилых людей своим здоровьем тесно связана с их удовлетворенностью или неудовлетворенностью жизнью вообще. Они устойчиво нуждаются в профилактической, лечебной и социальной помощи. Именно отношение к здоровью, лежащее в основе активной жизненной позиции, от части во многом определяет социально-ролевой статус любого гражданина, его общественное положение, материальное благосостояние.
Перед специалистами управления социальной поддержки встают новые задачи, связанные с:
— улучшением качества жизни пожилых людей;
— социальной и экономической независимостью в новых условиях существования.
Эти задачи реализовать нелегко, но их необходимо осмыслить и необходимо их решать. Ресурс старшего поколения, их мудрость и опыт должны быть направлены на решение социальных и экономических задач страны. В настоящее время в Управлении социальной поддержки населения города Горно-Алтайска при известном дефиците рабочей силы, идут процессы искусственного принижения ролевого статуса и отчуждения от активной жизни пожилых людей. Искусственное принижение социальной значимости пожилых людей неизбежно увеличивает меру конфликтности в общества.
Анализируя клиентов Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска, можно выявить снижение социальной активности именно у 60−65 летних граждан. У них более ярко выражены замкнутость на личных болезненно — возрастных проблемах, снижение активности и общительности, зато повышены пассивность, пессимизм и недовольство. Напрашивается вывод о необходимости активизации реабилитационной работы с людьми именно предпенсионного и раннего пенсионного возраста, увеличение объемов и изменения форм и методов работы с этой категорией граждан с учетом преобразований в обществе.
К проблемам в деятельности учреждения можно отнести отсутствие работы по поддержке пенсионеров и инвалидов, оказавшихся в особо бедственном положении. Зачастую, встречаются случаи крайне бедственного положения пенсионеров, не имеющих возможности самостоятельно выйти из бедственного положения.
Пенсионеры района, по данным социальных работников, нуждаются в :
— хорошем питании;
— дополнительных лекарствах;
— теплой одежде;
— транспортных услугах такси, которые они не могут заплатить;
— услуги по пошиву и ремонту одежды;
— средствах на уголь для отопления домов частного сектора города;
— услуги парикмахерской.
Данные услуги не оказываются гражданам пожилого возраста, находящимся в особо бедственном положении в силу отсутствия денежных средств. Кроме того, можно выделить дефицит следующего :
— прокат реабилитационного оборудования — бесплатный прокат различного реаблитационного оборудования;
— продуктовые посылки;
— бесплатное обеспечение ежемесячными продуктовыми наборами нуждающихся пенсионеров;
— бесплатные обеды;
— мелкий ремонт домашних вещей, электричества, столярные услуги, все, что необходимо в обиходе одинокопроживающим пенсионерам;
— зимняя помощь — приобретение дров, для людей, живущих в домах с печным отоплением;
— одеяла, пледы, комплекты постельного белья;
— приобретение дорогостоящих лекарств, медицинских аппаратов (тонометры, глюкометры, слуховые аппараты) или вещей первой необходимости Оплата услуг такси предназначена для оказания транспортных услуг на условиях оплаты в порядке приоритета:
— одиноким и одиноко проживающим инвалидам и участникам ВОВ, состоящем на учёте на надомном обслуживании в учреждении;
— гражданам пожилого возраста и инвалидам, детям-инвалидам, находящимся на надомном обслуживании;
— одиноким и одиноко проживающим инвалидам.
Услуги парикмахерской предназначены для оказания в более полном объеме социально-бытовых услуг различным группам населения для привлечения дополнительных внебюджетных средств. В первую очередь обслуживаются категории граждан, признанные в районе нуждающимися в социальной поддержке по льготным расценкам.
Согласно налоговому законодательству, благотворительная помощь не облагается налогами и может быть использована только на целевую поддержку нуждающихся пожилых людей.
Помощь по пошиву и ремонту одежды необходима для граждан, признанных в районе нуждающимися в социальной поддержке.
На рисунке 2 представлены основные направления совершенствования деятельности с пенсионерами района.
Рисунок 2 — Основные направления совершенствования работы с пожилыми гражданами Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска Учреждению очень не хватает дополнительных средств, не ведется совместная работа с благотворительными фондами Алтая для поддержки пожилых людей, на налажены коммуникационные связи с предприятиями города по привлечению адресной материальной помощи пенсионерам. Такое положение требует изменения организационной структуры Центра с целью выделения специальной должности менеджера по привлечению денежных средств.
В целях повышения эффективности социального обслуживания населения Управления социальной поддержки населения города Горно-Алтайска предлагается создание досугового центра для пожилых людей на базе Управления социальной поддержки населения города Горно-Алтайска. Досуг подразумевает такой род занятий, которые дают человеку ощущение удовольствия, приподнятого настроения и радости. Люди проводят досуг для того, чтобы расслабиться, снять стресс, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение, разделить свои интересы с друзьями и близкими, завязать общественные контакты и получить возможность самовыражения или творческой деятельности.
Культурно-досуговая деятельность пожилых людей включают в себя мероприятия, предствленные на рисунке 3.
Рисунок 3. Направления культурно-досуговой деятельности пожилых людей Досуг и отдых направлены на реабилитацию пожилых людей путем достижения жизненно важных для них целей. Разнообразность целей, возникающих в реабилитационном процессе, связана с определенными типами функциональных нарушений (сенсорные дефекты, нарушения опорно-двигательного аппарата, некоторые органические заболевания и т. д.).
Таким образом, на основании выявленных проблем в деятельности предлагается:
— развитие системы платных услуг пожилым гражданам;
— расширение спектра бесплатных услуг на основе благотворительности;
— создание досугового центра для пожилых граждан.
Указанные мероприятия будут способствовать решению многих проблем граждан пожилого возраста, повышению качества их жизни.
Заключение
Тенденция роста численности пожилых людей требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества. Социальные условия жизни пожилых людей, прежде всего, определяются состоянием их здоровья.
Чтобы снизить уровень заболеваемости, организовать досуг пожилых людей, необходимо активизировать социально-оздоровительную деятельность данной категории населения в Центрах социального обслуживания населения.
Пожилые люди, как одна их самых уязвимых в социальном плане групп общества, по определению нуждаются в особой заботе государства, а конкретнее — в особой деятельности специальных организаций и учреждений, которые бы обеспечивали социальную защиту пожилых и престарелых граждан.
Сохраняющаяся острота социально-экономической ситуации в стране является тем объективным фактором, который предопределяет масштабность и направления работы. Ежедневно сталкиваясь с проблемами пожилых людей как одной из наиболее уязвимой части населения, нельзя не осознавать всю меру ответственности, которая лежит на системе в целом и на каждом из работников досуга в отдельности.
В России, как и во многих других промышленно развитых странах, наблюдается резкое повышение доли пожилых людей в структуре общества. Этот факт объясняется тем, что всеобщий характер старения населения находится в прямой зависимости от уровня экономического и общественно-политического развития и по своей природе является прогрессивным процессом, который характеризует общество нового типа, где присутствует высокий уровень жизни и уверенность в завтрашнем дне у простого обывателя. Однако такое положение дел ведёт к повышенной нагрузке на трудоспособное население, удельный вес которого, соответственно сокращается, что в свою очередь отрицательно сказывается на положении пожилых людей, которые в целом находятся в экономической зависимости от трудоспособного населения.
Выход из подобной кризисной ситуации видится в использовании более эффективных методов управления экономикой, а также в проведении целенаправленной государственной политики по стабилизации демографической ситуации в сторону увеличения рождаемости и установления баланса между рождаемостью и смертностью.
Для реализации мер по совершенствованию социальной работы с гражданами пожилого возраста необходимо выполнение государством, как минимум, двух условий: во-первых, обеспечить социальную сферу высокообразованными специалистами, которые могли бы эффективно наладить работу по всем направлениям и разработать новые направления; во-вторых, обеспечить стабильный и достаточно высокий уровень финансирования социальной сферы, поскольку на привлечение высококлассных специалистов на работу в этой отрасли при столь малой заработной плате вряд ли приходится рассчитывать. Кроме этого, конечно, необходимо увеличить и размеры всевозможных пособий и стоимости пакетов материальной помощи до уровня, который бы реально отвечал удовлетворению потребностей той или иной категории нуждающихся, причём размеры всех этих выплат в денежном выражении должны на законодательном уровне как минимум ежеквартально индексироваться соответственно инфляционным процессам.
1. Конституция Российской Федерации. // Российская газета.- 2002.-№ 32. С. 7.
2. Казачков А. А., Момотова О. Н., Некоммерческие организации как эффективный участник развития социальной сферы // Вестник СевКавГТУ, Серия «Экономика», (сборник статей) — 2010 г, № 1
3. Лексин В., Шевцов А. Муниципализация социальных объектов приватизированных предприятий // Российский экономический журнал. — 2008. — N 5−6;
4. Менеджмент в некоммерческой организации: принципы и практика". Питер Ф. Друкер — М: Вильямс, 2007. — с.160−165
5. Панасенко С. В., Парахина В. Н., Борис Д. Г. Анализ внешней среды деятельности некоммерческих организаций // Некоммерческие организации в России. — 2010. — № 2.
6. Социально-трудовая сфера в России в переходный период: реалии и перспективы / Под ред. А. К. Акимова, Н. А. Волгина. М., 2008 г.
7. Староверов В. И., Сметанюк С. И Социальная политика новой России. Тюмень, 2008.
8. Хурсевич С. Н. Бюджетная поддержка субъектов Российской Федерации // Российский экономический журнал. — 2008 г. — N 9. — С. 48−57;
9. Шипунова Т. В. Этические проблемы и моральные практики современного общества. СПб., Изд-во СПбГУ, 2007 г.;
10. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2007 г.;
11. Янин О. Е., Павлюченко В. Г. Концепция системы минимальных социальных стандартов // Уровень жизни населения регионов. — 2007, N 3. — С. 4−25.
12. Ярепнев С. А. Финансы местного самоуправления // Финансы.- 2008. № 2. С. 8−10.
13. Басов Н. Ф., Басова В. М. и др. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Н. Ф. Басова. 3-е изд., испр. М.:"Академия", 2007. С. 340.
14. Басов Н. Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста: учеб.пособие. Ростовн/Д.: Феникс, 2010. 346 с.
15. Нестерова Г. Ф. Социальная работа с пожилыми и инвалидами: учебник для студ.сред. проф. Образования. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 288 с.
16. Павленок П. Д. Основы социальной работы: учебник / под. ред. П. Д. Павленок. М., 2000. С. 310−319.
17. Павленок П. Д., Руднева М. Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие / под ред. проф. П. Д. Павленка. М.: ИНФРА — М, 2010.272 с.
18. Холостова Е. И. социальная работа с пожилыми людьми: учебное пособие. 6-е изд.М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. 344 с.
Приложение 1
Структура БУ РА «УСПН города Горно-Алтайска Приложение 2
Перечень услуг, предоставляемых БУ РА «Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска»
1. «Оформление документов на присвоение званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Республики Алтай»;
2. «Ежегодная денежная выплата гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор СССР», «Почетный донор России»;
3. «Назначение и выплата пособий гражданам, имеющим детей»;
4. «Оказание льготным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений и стоимости коммунальных услуг»;
5. «Назначение ежегодной денежной выплаты на приобретение твердого топлива отдельным категориям граждан»;
6. «Возмещение расходов, связанных с погребением реабилитированного лица»;
7. «Предоставление социального пособия на погребение не работавших и не являвшихся пенсионерами граждан, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности»;
8. «Назначение и выплата гражданам доплаты к пенсии в соответствии с Законом Республики Алтай от 01.11.2001 № 25−28»;
9. «Ежемесячная денежная выплата ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий»;
10. «Возмещение расходов, связанных с изготовлением и ремонтом зубных протезов отдельным категориям граждан»;
11. «Оплата (полной или частичной) стоимости питания детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в организациях отдыха детей и их оздоровления и стоимости проезда организованных групп детей и подростков к местам отдыха и обратно»;
12. «Выдача путевок отдельным категориям граждан на поселение в республиканские государственные стационарные учреждения социального обслуживания населения»
13. «Предоставление социального обслуживания гражданам пожилого возраста, гражданам, имеющим инвалидность и семьям с детьми»;
14. «Компенсационные выплаты отдельным категориям граждан»;
15. «Выплата компенсаций страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения».