Бродяжничество как социальное явление
Тест — опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) Инструкция. Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите верно ли данное утверждение по отношению к вам. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике под обозначением «да» поставьте… Читать ещё >
Бродяжничество как социальное явление (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оглавление Введение Глава 1. Теоретико-методологический подход к изучению бродяжничества как формы девиантного поведения
1.1 Содержание понятие «девиантное поведение»
1.2 Бродяжничество — как социальное явление
1.3 Бродяжничество в подростковой среде Глава 2. Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов
2.1 Описание экспериментальной выборки и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования бродяжничества как формы девиантного поведения Заключение Список литературы Приложение
Введение
Постоянный рост напряженности в социальной жизни нашего общества в последние годы, обусловленный неблагополучным экономическим положением, социально-демографическими психологическими и криминальными факторами, вызвал значительное увеличение количества детей и подростков с нарушениями социальных норм поведения. Ежегодно увеличивается количество детей и подростков, совершающих самовольные уходы из дома, детских учреждений и ведущих бродячий образ жизни.
Проблема бродяжничества была рассмотрена учеными в различных сферах: в педагогической (Ю.К. Бабанский, П. П. Блонский, В.Н. Гуров), в психологической (А.М. Прихожан, Б. С. Братусь, И. В. Дубровина, С. А. Бадмаев, и др.). Тем не менее, несмотря на большое количество научных трудов в данной области исследований, проблема бродяжничества среди детей — явление широкомасштабное, неисчерпавшее своей актуальности по сей день. Поэтому очень важно принять во внимание целый комплекс взаимозависимых факторов, оказывающих влияние на личность детей склонных к бродяжничеству.
Объект исследования — бродяжничество.
Предмет исследования — воспитанники Абаканского спец. ПУ.
Цель исследования — изучить особенности бродяжничества воспитанников Абаканского спец. ПУ.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме девиантного поведения и бродяжничества;
2. Выявить особенности бродяжничества в подростковом возрасте;
3. Рассмотреть способы предупреждения девиантного поведения.
Гипотеза: личностные особенности подростков, воспитывающихся только матерью будут располагать к более ярко выраженному явлению уходов и бродяжничества, по сравнению с воспитанниками, имеющими отца и мать.
В исследовании приняли участие 30 воспитанников Абаканского спец. ПУ подросткового возраста. Средний возраст испытуемых 13 лет. Выборка состояла из 15 подростков, имеющих отца, 15 воспитанников воспитывающихся в семье без отца.
Методологическую основу исследования составили работы Змановской Е. В. (2004), Клейберг Ю. А. (2001), Белоусовой З. И. (1998), Гилинского Я. И. (1997).
Для выявления особенностей явления бродяжничества среди воспитанников Абаканского спец. ПУ использовались следующие методики: теоретический анализ литературы по проблеме бродяжничества, тест-опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел» мужской вариант, «Шкала уходов и бродяжничества А.А. Резаков», «Тип акцентуации характера (характерологический опросник Леонгарда-Шмишека)» .
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретико-методологический подход к изучению бродяжничества как формы девиантного поведения
1.1 Содержание понятие «девиантное поведение»
Термин «девиация» происходит от латинского слова, что буквально значит «от дороги» (дорога) и переводится как «отклонение». Данный термин используется в разных науках, в том числе — в психологии — в своем первоначальном значении, однако содержание его варьируется у разных авторов.
Наиболее общее представление о девиантном поведении связано с нарушением неких норм, которые выступают регуляторами общения между людьми. Следует подчеркнуть, что норма является величиной переменной. Характер ее изменяется под воздействием разных факторов: возрастного, этнического, социального, полового, идеологического и т. д.
«Норма» — это условная и переменная величина, реальность которой наиболее отчетливо проявляется при взаимодействии различных культур.
Делая вывод об особенностях поведения, необходимо получить сведения о поведении человека в разных обстоятельствах. Ситуативное проявление особенностей поведения заключается не только в самом человеке, но и во взаимодействии его с окружающей средой.
Важным обстоятельством при рассмотрении отклоняющегося поведения является то, что расстройство, лежащее в основе такого поведения, может быть специфичным по отношению только к определенной ситуации. Например демонстрируемая школьником агрессивность в школе может никогда не проявляться в семье.
Причинами девиантного поведения могут выступать как биологические, так и социально-психологические факторы.
Социально — психологически детерминанты девиантного поведения связываются с процессами социализации индивидов в группах ближайшего окружения и, прежде всего, в семье.
Если же семейная жизнь в чем-то неудовлетворительна, то у детей часто появляются пробелы в воспитании и в усвоении культурных норм. Однако также имеются случаи проявления девиаций и у детей из совершенно благополучных семей. Дело в том, что семья — далеко не единственный (хотя и важнейший) институт, участвующий в социализации личности. Поэтому нормы, воспринятые в семье, могут быть пересмотрены или отброшены индивидом в ходе его взаимодействия с различными проявлениями культуры, например, с феноменом «телевизионного насилия» (Бандура, 2000) и социальным окружением.
Положение усугубляется тогда, когда агенты социализации сами являются девиантами. Подобные случаи рассматриваются в теории дифференцированной ассоциации (связи) Э. Сазерленда (1966). С его точки зрения, образцы девиантного (криминального) поведения усваиваются точно так же, как и образцы конформного (законопослушного). На интенсивность формирования девиантных ценностей в большей степени влияют частота и продолжительность контактов с соответствующими образцами, а также возраст социализирующегося индивида.
Под биологическими предпосылками отклонений понимается, прежде всего, генетическая предрасположенность к ним. Наследственность обусловливает специфику ВНД, влияет на биологические мотивации удовлетворения потребностей, может нести в себе отклонения в соматическом или нервно-психическом развитии. Ряд исследований, проведенных на близнецах, достоверно показали, что эмоциональная устойчивость, отчужденность, агрессивность, стремление к достижениям и др. передаются по наследству.
К биологическим факторам, участвующим в организации поведения индивидов, могут быть отнесены их пол и возраст. Данные о зависимости различных девиаций от пола не являются однозначными. И все же в целом можно сказать, что среди мужчин уровень девиантности несколько выше. Что касается возраста, то наиболее подвержены девиантному поведению молодые люди.
Биологическими детерминантами девиаций также можно считать состояние здоровья индивидов: истощение, хронические соматические заболевания, травмы, физические недостатки, дефекты речи и т. п. В соответствии с законами восприятия к неполноценным людям относятся не так (или не совсем так), как к здоровым, что может вызвать у них различные протестные реакции.
Ситуационные факторы на социальное поведение могут влиять двояко: они могут вынуждать и/или располагать к отклонениям. Поэтому выделим среди ситуационных факторов экстремальности и благоприятствующие факторы. С другой стороны, ситуационные факторы могут рассматриваться и на различных уровнях: социальном, групповом и индивидуальном.
Экстремальные условия — это различные бедствия и катастрофы, экологическое неблагополучие, военные действия, которые деформируют социальное поведение. Кроме того, в жизни каждого человека, случаются события, которые он субъективно оценивает как экстремальные.
Сопоставляя более общую систему норм с более частной, американские специалисты приходят к следующим выводам [30]:
— все нормы действуют, прежде всего, по схеме «стимул-реакция», следовательно, явление девиации возможно и целесообразно рассматривать с бихевиористских позиций;
— норма проявляется, прежде всего, как признак «нельзя» в виде реакции общества на поведение индивида в социуме;
— универсальных «нельзя» немного и дело не в них. Человеческой культурой созданы тысячи «нельзя», в которых трудно не заблудиться не только простым смертным, но и ученым, специально исследующим модели общения и поведения людей;
— общество защищает себя от нарушителей универсальных «нельзя» целой системой наказаний вплоть до тюрьмы, сумасшедшего дома, и смертной казни. Нарушителям менее понятных и более многочисленных «нельзя» грозит, как правило, только порицание со стороны окружающих;
— причинами девиантного поведения могут выступить разные факторы: болезнь, физиология человека, отсутствие гармонии между человеком и окружающей средой, наследственность и пр.
Девиация — социальное поведение, отклоняющееся от считающегося «нормальным» или социально-приемлемым в обществе либо в социальном контексте. Хотя девиация охватывает и преступное поведение, ее сфера намного шире. Кроме того, не всякое преступное поведение оценивается как девиация, например, мелкие нарушения правил дорожного движения.
Современные знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов.
Анализ психолого-педагогической и социологической литературы показал, что в настоящее время существует множество подходов к определению понятия «девиантное поведение». Социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепринятых, усредненных стереотипов поведения и выделяет два типа девиантного поведения созидающей и разрушительной направленности. Девиантное поведение деструктивной направленности — совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил. Вследствие этого данный подход отождествляет разрушительную (асоциальную) девиацию только с преступность — поведением, уголовно наказуемым, запрещенным законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения. Психологический подход рассматривает девиацию как отклонение от естественного для конкретного индивида поведения. Поэтому некоторые ученые считают девиантным поведение зацикленности на чем-то одном, хотя оно может и не носить антисоциальный характер. Социально-психологический подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение — результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.
1.2 Бродяжничество — как социальное явление Одной из тех проблем, которые относятся к ряду вечных, повторяющихся из поколения в поколение, при любом общественном строе, в любой культуре, является проблема социального аутсайдерства. Социальные аутсайдеры — это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низших его слоях. Речь идет о тех, кто не сумел состояться в жизни, или, как их еще принято называть на Западе, о «проигравших». Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. По Р. Мертону [17], это — разновидность ретритистского поведения, которое выступает, как отмечалось ранее, результатом двойного конфликта — неудач в стремлении достичь цели законными средствами и неспособности прибегнуть к незаконным способам вследствие внутреннего запрета. Поэтому индивид дистанцируется от конкурентного порядка, что приводит его к «бегству» от требований общества, пораженчеству, успокоенности, смирению.
В отечественной литературе под термином «бродяжничество» принято понимать «систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую либо в пределах одной местности (например, города) без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы». Можно выделить две основные характеристики бродяжничества: отсутствие определенного места жительства и существование на нетрудовые доходы.
Бродяжничество стоит рассматривать с медицинской, психологической и социальной точек зрения.
В клинико-нозологическом отношении синдром уходов и бродяжничества встречается наиболее часто при психогенных патохарактерологических формированиях личности, реже при психопатиях в стадии становления и при психопатоподобных состояниях резидуально-органического происхождения. У детей и подростков с патохарактерологическими формированиями личности синдром уходов и бродяжничества возникает реактивно. Динамика синдрома чаще благоприятная в клиническом отношении, хотя нередко присоединяется микросоциально-педагогическая запущенность.
В случае формирующейся ядерной или органической психопатии неустойчивого типа бродяжничество возникает в связи с повышенной «сенсорной жаждой» и стремлением к приключениям, быстрее, чем в предыдущей группе, приобретают привычный, фиксированный характер и обычно сочетаются с другими нарушениями влечений (повышенный аппетит, жажда, сексуальность).
При шизофрении бродяжничество, помимо возникновения на фоне эмоциональной холодности и стереотипности поведения, характеризуется наличием аутизма, отгороженности, «разлаженного», а иногда и нелепого поведения.
Синдром уходов и бродяжничества нередко возникает у детей и подростков — олигофренов с неглубокой степенью умственной отсталости. В этом случае первые уходы обычно либо связаны с боязнью нового, страхом перед трудностями, либо обусловлены имитацией поведения интеллектуально полноценных детей и подростков в связи с повышенной внушаемостью и подчиняемостью. Поэтому умственно отсталые дети вначале совершают уходы не в одиночку, а вместе с другими детьми. Однако со временем уходы и бродяжничество также приобретают привычный характер, а в дальнейшем могут становиться неодолимыми, импульсивными.
Психологический аспект данной проблемы: у обидчивых детей и подростков с чертами повышенной тормозимости в характере, первые уходы в большинстве случаев связаны либо со сверхценными переживаниями обиды, ущемлённого самолюбия и являются формой проявления реакции протеста, либо вызваны страхом наказания, тревогой по поводу предстоящей ответственности за тот или иной поступок, получением неудовлетворительной оценки в школе и т. п.
Начальные уходы у детей и подростков с преобладанием черт эмоционально-волевой неустойчивости, проявлениями психического инфантилизма часто обусловлены боязнью трудностей, связанных с учёбой. Поэтому в этих случаях чаще встречаются уходы из школы, повторяющиеся прогулы, особенно в дни более трудных занятий, а также уходы, связанные с переменой школы, появлением нового, более требовательного педагога и т. п. В данном случае прогулы и уходы из школы следует отличать от отказа посещать школу.
У подростков, особенно с преобладанием неустойчивых и гипертимных черт характера, первые проявления бродяжничества могут быть выражением свойственных данному возрасту личностных реакций эмансипации, в основе которых лежит стремление освободиться от излишней опеки родителей и педагогов, выйти из-под их контроля. Иногда первые уходы и побеги у подростков с истероидными чертами личности носят характер демонстративного поведения, связанного со стремлением привлечь к себе внимание, вызвать жалость и сочувствие. Данные варианты уходов можно назвать реактивными.
Другой тип бродяжничества, который чаще наблюдается у детей и подростков с выраженной эмоционально-волевой неустойчивостью и с повышением влечений, тесно связан с «сенсорной жаждой», т. е. особой потребностью в новых, постоянно меняющихся впечатлениях, а также с усиленным стремлением к удовольствиям и развлечениям. К этому типу уходов близко примыкают уходы, связанные с жаждой приключений, свойственные детям препубертатного возраста и подросткам, особенно с неустойчивыми чертами характера. В этом случае дети и подростки нередко убегают из дома вдвоём или небольшой группой, могут уезжать на далёкое расстояние с целью попасть в какую-нибудь экзотическую страну, отыскать спрятанный клад и т. д. Таким побегам обычно предшествует специальная подготовка — приобретение необходимого снаряжения, заготовка продуктов.
В рамках социального подхода проблема бродяжничества несовершеннолетних является одним из вариантов компенсаторного поведения в конфликтной ситуации, неадекватной реакцией на неблагополучную обстановку воспитания в семье, школе. При этом побег из дома следует рассматривать не просто как бегство из семьи, где назрел конфликт, а как приобщение к «уличному племени», где есть свои нравы, обычаи, привычки, нормы и закономерности поведения. С таким перемещением связано усвоение новых норм, ценностей: подросток меняет субъектов идентификации, меняется её нравственное и правовое сознание".
Бродяга не приемлет ни целей общества, ни предлагаемых (или навязываемых) этим обществом средств их достижения. Ему вообще не находится места в этой жизни. Выброшенного на задворки жизни, дурно пахнущего, плохо одетого и слоняющегося без дела человека окружающие воспринимают как помешанного или очень странного субъекта. Он смущает и озадачивает сытую толпу, но никогда не бунтует против нее. Политика эскапизма, бегства из окружающего мира его вполне устраивает и даже приносит удовлетворение.
Бродяжничество можно охарактеризовать как отклоняющееся поведение. Общество как система объективно заинтересовано в том, чтобы каждый человек выполнял общественно значимые функции, т. е. способствовал социальному прогрессу. Существование на нетрудовые доходы является социальным паразитизмом.
Бродяжничество представляет собой специфический образ жизни, который складывается в ходе постепенного разрыва социальных связей (десоциализации) личности. В научной литературе для характеристики бродяжничества применяется также термин «маргинальность», обозначающий пограничность, периферийность, промежуточность по отношению к каким-либо социальным общностям. Вместе с тем данный термин имеет более широкое значение, так как под данное определение подходят не только бомжи, но и эмигранты, мигранты из села в город, представители этнических, религиозных меньшинств, инвалиды и др.
Многие бродяги находят средства к существованию на городских свалках, чтобы потом их продать или обменять на спиртное. Места их обитания — подвалы, чердаки, теплоцентрали, свалки, заброшенные дома, бомбоубежища. Летом — лесопарковые зоны, кладбища.
Можно выделить две группы причин бродяжничества [16]: объективные и субъективные. Помимо общих причин девиантного поведения к числу объективных можно отнести следующие: жилищная проблема; ухудшение социально-экономической и политической ситуации в государствах — бывших республиках СССР.
К числу объективных причин следует также отнести и стихийные бедствия, ухудшение экологической ситуации в ряде регионов страны. Однако объективные причины далеко не всегда толкают человека на путь бродяжничества.
Субъективные причины обусловлены психологическими особенностями личности, жизненными установками, микросоциальной ситуацией. В зависимости от субъективных причин можно выделить следующие группы бродяг [11]:
1) Люди, для которых бродяжничество является формой уклонения от уголовной ответственности;
2) Граждане, принципиально не желающие работать. Это наиболее многочисленная группа;
3) Лица, обладающие завышенными требованиями к средствам существования, которым не хватает любого заработка (шабашники, старатели и т. д.);
4) Люди, ставшие бродягами вследствие неурядиц в семье или на работе;
5) Жертвы социальной пропаганды и собственной романтики;
6) Люди с отклонениями в психике.
Потенциальными бродягами являются выпускники детских домов и интернатов в том случае, если они не смогут найти жилье и работу.
Совокупность объективных и субъективных причин формирует внутреннюю мотивацию бродяжничества, по мере десоциализации оно становится привычным образом жизни, менять который многие из них уже не могут и не хотят.
Специальные исследования позволили выявить у некоторой части бродяг осознанные или неосознанные мотивы бродяжничества, которые свидетельствуют об их желании избежать социального контроля, сохранить свою субъективно-личностную и социальную дезидентифицированность.
Безусловно, бродяжничество наносит обществу существенный вред. Во-первых, оно всегда сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркотизмом, преступностью. Во-вторых, эти лица являются разносчиками инфекционных заболеваний. В-третьих, общество вынуждено тратить значительные средства на содержание спец. учреждений, социальную помощь, медицинское обслуживание этой категории населения. Кроме того, бродяжничество наносит и морально-психологический ущерб самой личности и тем, кто с ними сталкивается.
1.3 Бродяжничество в подростковой среде Изучением социальных аспектов бродяжничества занимались Д. Дриль, А. Зак, М. Гернет, С. Позднышев и др. В первой четверти ХХ века российские педагоги и психологи связывали причины бродяжничества связаны с врождённой дефективностью и психологическими отклонениями подростков.
Результаты некоторых исследований, указывают на следующие причины побегов подростков из дома: 86% у юношей — это эмансипационные побеги, около 30% у девушек — демонстративные побеги; анализ показывает, что многие подростки потеряли семейные и родственные связи, а также связи со школой. Как показывают исследования «повторяющиеся побеги из дома и бродяжничество, преимущественно бывают в период от 7 до 16 лет в основном у мальчиков. Чаще в период от 7 до 13 лет. Начиная с 14—15 лет, уходы и бродяжничество проявляются реже, а затем постепенно прекращаются». Это своеобразная форма выражения протеста или обиды на учителей, родителей. Иногда подобные побеги обусловлены страхом перед возможным физическим наказанием за совершенный неблаговидный поступок или за плохую отметку. Значительно реже уходы из дома и бродяжничество возникают без очевидных мотивов. В основе их может лежать внезапно изменившееся настроение, отрицательно влияющее на критическую оценку подростком ситуации. Как правило, такие дети не могут объяснить, почему сбежали из дома, почему поехали в тот или иной город (чаще всего потому, что легче оказалось проникнуть в стоящий у платформы поезд). Возникающее несколько позже раскаяние в совершенном поступке подавляется страхом наказания со стороны родителей.
Стремление к бродяжничеству, как правило, возникает периодически и может быть связано с сезонными факторами (весенне-летние, летне-осенние циклы); нередко подросток попадает в асоциальную или криминальную компанию и начинает употреблять алкоголь или наркотики.
Уход из дома может быть вызван импульсивно возникающим неодолимым влечением. При этом подростки рассказывают, что желание уехать приходит неожиданно, без всяких раздумий, по типу «готового решения». Дети, склонные к таким поступкам, отличаются избирательной общительностью, они большей частью хмуры и недовольны окружающими, склонны к агрессивным реакциям. Побеги осуществляются в одиночку, без всякой подготовки и раздумий о возможных трудностях и лишениях. Подростки ночуют на вокзалах, чердаках и т. п., питаются впроголодь, попрошайничая или воруя. Практически все опрошенные бездомные ощущают социальную неполноценность и изгойство. Через 2−3 года статус бездомного бывает полностью усвоен, человек ощущает себя изгоем независимо от поведения окружающих. Бродяжничающие в течение долгого времени люди замыкаются в своей среде, не стремятся вступать в длительные отношения с представителями иных групп. Но чем больше они замыкаются и перестают общаться с окружающими, тем меньше у них шансов выбраться из социального дна. Возникает эффект глубокого погружения в бездомность, своего рода засасывание в социальную трясину. Нередко хронические бездомные отказываются от предоставляемого крова, проживания в общежитии, в ночлежке, помещения в больницу или приют. И, конечно, здесь, как и в преступности развит рецидив: статистика свидетельствует о массовых побегах 13−14-летних беспризорников из спецучреждений, куда их доставляет милиций. Подростков устраивает вокзальная жизнь, попрошайничество, и они уже этого не стесняются.
Склонность детей к бродяжничеству может быть обусловлена особенностями той или иной семьи. Эти особенности отражаются в имеющихся классификациях неблагополучных семей, где часто проявляются случаи самовольных уходов детей из дома и детских учреждений.
Л.С. Алексеева (2009) различает следующие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальные семьи.
Г. П. Бочкарёва считает, что есть:
1) Семья с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы к своим детям;
2) Семья, где нет эмоциональных контактов между её членами;
3) Семья с нездоровой нравственной атмосферой.
А.Е. Личко выделяет четыре неблагополучные ситуации в семье:
1) Гиперопека различных степеней;
2) Гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность;
3) Ситуация, создающая кумира семьи;
4) Ситуация, создающая золушек в семье.
Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей:
1) Семьи с недостатком воспитательных ресурсов;
2) Конфликтные семьи;
3) Нравственно неблагополучные семьи;
4) Педагогически некомпетентные семьи.
З.В. Баерунас выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению бродяжничества среди детей:
1) Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребёнка;
2) Высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к детскому возрасту;
3) Преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребёнка;
4) Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
Подражая взрослым, ребенок с одинаковым упоением воспроизводит как «хорошие», так и «плохие» социальные образцы. Разделить их, провести ценностный анализ, понять, что такое зло и добро, человек не может даже в раннем подростковом возрасте, потому что у нет правильного понимания природы общественных ценностей. Стало быть, подражание «плохим взрослым» для него не является злом как таковым, поскольку и понимания сущности злого (а не интуитивного его ощущения, которое существует, как догадка, у любого ребенка) у него нет. Вот почему бродяжничество, увлечение блатной субкультурой, курением, спиртными напитками, воровством и матерщиной для подростка в 9−13 лет рассматривается как совершенно нормальное явление, которое нельзя судить с позиций доброго-злого. Есть целые этапы жизни, когда ребенок руководствуется в основном усвоенным, но не переработанным опытом, то есть живет чужим умом. В другие периоды жизни идет активный процесс переработки и осмысления усвоенного материала, но применить его на практике подростки еще не умеют. Произвольный контроль за собственными действиями у маленького человека очень нестабилен, поэтому при отсутствии постоянного внешнего надзора со стороны авторитетного социализатора он не в состоянии самостоятельно удерживаться в рамках «правильного» поведения. Дети из неблагополучных семей лишены такого надзора, они-то и пополняют главным образом криминальную статистику.
Побеги нередко начинаются еще в детстве, до начала пубертатного периода. Может быть, поэтому данная форма нарушений поведения лучше других исследована детскими психиатрами. Первые побеги у детей обычно совершаются в страхе наказания или как реакция оппозиции, а по мере повторения превращаются в «условно-рефлекторный стереотип».
Наиболее обстоятельно побеги у детей и подростков были систематизированы Н. Stutte (1963), который выделил:
1) Побеги как следствие недостаточного надзора, в целях развлечения и удовольствия;
2) Побеги как реакцию протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близких;
3) Побеги как реакцию тревоги из страха наказания у робких и забитых;
4) «Специфически-пубертатный побег» вследствие фантазерства и мечтательности и др.
При определенных социальных условиях побеги подростков из дому могут приобретать эпидемический характер. В качестве причин массовых побегов в США приводятся безнадзорность, ссоры с родителями, «протест школе, семье, всему образу жизни», поиск приключений и «свободы». Предполагается, что рост числа побегов связан с такими неблагоприятными социальными сдвигами в американской жизни, как рост числа разводов (в 1972 г. число разводов в США достигло 33% от числа заключенных браков), распад «большой американской семьи» с дедушками, бабушками и т. п., которые теперь живут отдельно и не проявляют особого интереса к внукам, постоянные массовые миграции населения из-за безработицы и поиска лучшей работы (в США ежегодно около 20% населения переезжает в другие города) и, наконец, заполнение почти всего детского досуга телевизором (64% свободного времени школьника в среднем), что заменило повседневные контакты с родителями и ослабило эмоциональную привязанность к ним. В итоге в США подростки-беглецы стали социальной проблемой.
В последнее время беглецов стало заменять «уличное племя», к которому относят подростков, формально из дому не сбежавших, но приходящих домой лишь для ночного сна, и то не всегда. Эти подростки вовсе не считают свое положение тяжелым или трудным. Они часто происходят из внешне благополучных семей среднего достатка. Свою жизнь на улице со злоупотреблением наркотиками, сексуальной свободой, поисками пищи и места для ночлега, стычками с полицией они находят интересной и увлекательной. Отношения с родителями у них обычно бывают крайне напряженными. Они особенно склонны винить отца. По их словам, родители не относятся к ним как к самостоятельным людям, не принимают их всерьез. Девочки особенно негодуют по поводу осуждения родителями их манеры одеваться, выбирать друзей, развлечения и т. п. Речь, как правило, идет о постепенном, но неуклонном накоплении взаимного недовольства, которое предшествует побегу.
Причины самовольных уходов детей из дома и детских учреждений могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Как правило, их можно свести в следующие группы: ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоятельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому, или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни и деятельности вообще.
Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами или условиями жизни, действующими однократно или систематически. В последнем случае изменения в поведении, приводящие к той или иной реакции, накапливаются и проявляются постепенно или приводят к резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Форм проявлений этих реакций может быть очень много. Они всегда возникают в ответ на ту или иную психологическую ситуацию и с ее устранением исчезают. Но, если ситуации часто повторяются, наслаиваются, реакции закрепляются, возникают устойчивые психологические образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения. Так формируется устойчивая тенденция детей к самовольным уходам из дома.
Данные литературы свидетельствуют, что имеют место следующие типы побегов детей из дома [26]:
1. Эмансипационные побеги наиболее часто (45%) совершаются, что бы избавиться от опеки и контроля со стороны взрослых. Начало таких побегов чаще всего приходится на возраст 12−15 лет. Поводом являются ссоры с родителями, жажда освободиться от надзора. Часто совершаются с приятелями. Этому предшествуют прогулы занятий в школе — 85%, в 75% сочетаются с делинквентностью, в 32% случаев — с алкоголизацией во время побега (гипертимный и неустойчивый тип акцентуации характера).
2. Импульсивные побеги происходят вследствие жестокого обращения с детьми. Совершаются в одиночку. В таких случаях во время побегов достаточно высокая опасность суицида. Повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией, ищут попутчиков, может присоединиться делинквентность. Возраст детей, совершающих подобные побеги, чаще всего, от 7 до 15 лет, (среди них шизоидный тип акцентуации характера встречается у 13%, лабильный и сенситивный типы — у 8%, гипертимный у 6).
3. Демонстративные побеги занимают относительно небольшое количество. В данном случае дети преследуют цель привлечения к себе внимания (12−17 лет). Подобный тип побега более всего присущ истероидному типу акцентуации характера детей.
4. Дромоманические побеги происходят внезапно, на базе внезапно изменившегося настроения, от побега к побегу, географический ареал расширяется.
Л.М. Шипицына и Е. С. Иванов выделили следующие типы уходов:
1. Побеги для удовлетворения сиюминутной потребности, в том числе для получения удовольствия;
2. Повторные побеги;
3. Побеги как реакция протеста в связи с нарушением взаимоотношений с соучениками, педагогами и родителями, трудностями обучения;
4. Побеги как проявление реакции подражания, группирования;
5. Побеги из страха наказания;
6. Псевдоимпульсивные побеги под воздействием настроения;
7. Дромоманические побеги Таким образом, бродяжничество как проявление патохарактерологических и иных видов личностных расстройств выражается в периодически возникающей потребности в резкой смене социального окружения, в неспособности к полноценной интеграции в группах и к установлению партнёрских отношений, в отсутствии мотивации достижения, в отчётливо выраженной предрасположенности к асоциальной активности и т. п. Микросреда, в которой вращается современный подросток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами негативного поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье) и в школе. Особенно благоприятную обстановку для проявления негативных психологических тенденций в сфере морали и поведения, ведущих к самовольному уходу из дома и детских учреждений создает городская среда, с ее анонимностью, безличным характером взаимоотношений между людьми, с большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов. Освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твердых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствуют росту саморазрушающегося поведения в детской среде и приводят к самовольным уходам из семьи и детских учреждений.
Глава 2. Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов
2.1 Описание экспериментальной выборки и методики исследования В нашем исследовании принимали участие 30 подростков мужского пола, в возрасте от 12 до 14 лет. Средний возраст исследуемых воспитанников составил 13 лет. Выборка состояла из двух групп детей: из 15 подростков, имеющих мать и отца — контрольная группа, а также 15 подростков, воспитывающихся только матерью — экспериментальная группа. Базой исследования выступило Абаканское спец. ПУ для подростков с девиантным поведением.
Для выявления у воспитанников Абаканского спец. ПУ особенностей такой формы девиантного поведения, как бродяжничество, мы использовали теоретический анализ литературы по проблеме девиантного поведения и бродяжничества, а также тест-опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел» мужской вариант, «Шкала уходов и бродяжничества А.А. Резаков», «Тип акцентуации характера (характерологический опросник Леонгарда-Шмишека)» .
Тест-опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел» состоит из 98 вопросов, направленных на измерение готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Кроме этого, тест состоит из служебной и содержательных шкал. Содержательные шкалы выявляют социальные и личностные установки подростка, стоящие за поведенческими проявлениями девиантного поведения. Социальная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности испытуемого на социально-желаемые установки.
Характерологический опросник «Тип акцентуации характера» включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Опросник предназначен для выявления акцентуаций характера, т. е. определенного направления характера.
Шкала уходов и бродяжничества, состоит из 15 вопросов, направленных на определение степени выраженности синдрома бродяжничества. Темы вопросов — частота уходов за определенный отрезок времени, характер уходов (совершались в одиночку или в группе сверстников), дополнительные аддиктивные вредности и сопутствующие антисоциальные действия, поведение до и во время уходов из дома, неадекватные поступки, наличие или отсутствие критики к своему поведению. Кроме этого, оценивается характер возвращения домой и первичные причины для уходов из дома.
2.2 Анализ результатов исследования бродяжничества как формы девиантного поведения Изучение социальных и личностных установок, стоящих за проявлениями отклоняющегося поведения позволило нам выявить особенности бродяжничества среди двух групп воспитанников Абаканского спец. ПУ.
Таблица 1. Исследование склонности к отклоняющемуся поведению
Шкалы | Воспитанники Абаканского спец. ПУ (баллы) | ||
с отцом | без отца | ||
1. Установки на социальную желательность | |||
2. Склонности к преодолению норм и правил | |||
3. Склонности к аддиктивному поведению | |||
4. Склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению | |||
5. Склонности к агрессии и насилию | |||
6. Волевого контроля эмоциональных реакций | |||
7. Склонности к делинквентному поведению | |||
В таблице 1 продемонстрировано, что все подростки исследуемых групп не склонны скрывать собственные нормы и ценности, и корректировать свои ответы в направлении социальной желательности. Полученные правдивые показатели по тесту, могут быть связаны с тем, что младшие подростки (14 лет и младше) не способны длительное время следовать установке на социально-желаемые ответы. Большинство подростков (61%), воспитывающихся без отца проявляют нонконформистские установки, склонны противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, склонны к бродяжничеству и самовольным уходам, нередко в поведение демонстрируют негативизм. Проявление показателей нонконформистских убеждений воспитанниками, имеющими обоих родителей несколько сглажены, по сравнению с выше описанными. Такие дети часто стараются находить трудности, которые можно бы преодолеть.
Однако, младшие подростки, проживающие с обоими родителями в большей мере (55%) предрасположены к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонности к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Для воспитанников не имеющих отца склонность к аддиктивному поведению выражена в меньшей степени (41%). Психологическая потребность в аддиктивных состояниях проявляется меньше, чем у сверстников, имеющих обоих родителей. Склонность к самоповреждающему и саморазрущающему поведения среди воспитанников обеих групп находиться на приблизительно одинаковом уровне. Для всех подростков характерна склонность к риску, проявляется потребность в острых ощущениях.
Высокие показатели по шкале склонности к агрессии и насилию проявляется как у младших подростков, имеющих отца, так и их сверстников из экспериментальной группы. Воспитанники характеризуются агрессивной направленностью во взаимоотношениях с другими людьми, склонностью решать проблемы посредством насилия, унижением противника в общении.
Воспитанникам, проживающим только с мамой (70%) свойственна слабость волевого контроля эмоциональных реакций, нежелание контролировать поведенческие проявления эмоциональной сферы. Школьники, воспитывающиеся обоими родителями в поведение проявляют жесткий самоконтроль эмоциональных проявлений, чувственных влечений. Воспитанники как контрольной, так и экспериментальной группы характеризуются отсутствием высокой готовности к реализации делинквентного поведения.
Исследование типов акцентуации характера среда подростков обеих групп продемонстрировало, что для воспитанников, имеющих отца характерны в большинстве гипертимный и возбудимый тип акцентуации характера (табл. 2). Сверстники из экспериментальной группы демонстрируют черты возбудимого, гипертимного и циклотимического типа акцентуации характера.
Таблица 2. Исследование типов акцентуации характера
Шкалы | Воспитанники Абаканского спец. ПУ | ||
с отцом | без отца | ||
Гипертимный | 33,3% | 20% | |
Возбудимый | 26,6% | 40% | |
Эмотивный | 6,6% | 0% | |
Дистимический | 6,6% | 6,6% | |
Тревожный | 6,6% | 6,6% | |
Экзальтированный | 0% | 0% | |
Циклотимический | 0% | 20% | |
Застревающий | 6,6% | 0% | |
Педантичный | 0% | 6,6% | |
Демонстративный | 13,3% | 0% | |
Большинство воспитанников, имеющих отца характеризуются большой подвижностью, самостоятельностью, недостатком чувства дистанции ко взрослым. У них всегда хорошее настроение. Такое настроение у них гармонично сочетается с хорошим самочувствием, высоким тонусом, цветущим внешним видом. Большое стремление к самостоятельности может привести к конфликтам. Отличаются непослушностью в детстве, трудностью регуляции своего поведения. Неспособны сами занять себя, плохо переносят одиночество. Недостаточная инициативность не позволяет занять им место в лидерах. Равнодушны к будущему, целиком живут в настоящем. Реакция возбуждения гасится с трудом, могут быть опасны окружающим. Для них характерны вспышки гнева, особенно когда встречается сильное противодействие им. В гневе могут совершаться поступки, о которых затем высказывается сожаление, контроль над своим поведением вообще ослаблен вследствие увлеченности, какой — либо мыслью, идеями.
Подросткам, воспитывающимся без отца свойственны доброта, отзывчивость, беззаботность. Отличаются разговорчивостью, «умственной подвижностью», склонностью к остроумным выходкам. Из-за неустойчивости внимания и недостаточного упорства их интересы поверхностны. Не терпят стеснения свободы. Плохо переносят критику в свой адрес. Находчивы, умеют приспосабливаться к трудностям. Бурно переживают неудачи, но они не выбивают их из колеи. К правилам и обязанностям относится легкомысленно. Неразборчивы в выборе знакомств. Быстро устают от привычного круга общения, ищут новые компании, легко адаптируются в незнакомом обществе. Как правило, они реалисты и терпимо относятся к недостаткам окружающих. У них могут быть резкие вспышки, когда они сердятся, но при этом напряжение и злоба не проявляются, быстро успокоившись, они никого не успевают обидеть.
Таблица 3. Исследование по шкале уходов и бродяжничества
Степень выраженности бродяжничества | Воспитанники Абаканского спец. ПУ | ||
с отцом | без отца | ||
Легкая | 63% | 42% | |
Средняя | 37% | 58% | |
Тяжелая | 0% | 0% | |
Как видно из таблицы 3, в контрольной группе воспитанников Абаканского спец. ПУ (63%) при тестировании по шкале уходов и бродяжничества отмечается легкая степень выраженности явления бродяжничества. Среднее значение 6,5 баллов. У таких подростков уходы возникали в ряде случаев еще в младшем школьном возрасте, начиная с 7 лет. В этот период отмечались кратковременные побеги от воспитателей в детском саду или от родителей на прогулке. Видимой причины для них не было, и эти уходы можно было трактовать как импульсивные. Дети, как правило, плохо удерживались в детских школьных коллективах, часто вступали в драки со сверстниками, были капризными, плаксивыми, требовали к себе повышенного внимания.
Во второй группе подростков, не имеющих отца выявилась средняя степень бродяжничества (58%), со средним значением 10,1 балл. Такие воспитанники в младшем школьном возрасте могли упасть на пол, кричать, плакать, бить руками по полу и бросать различные предметы. Уходы возникали в виде протестных реакций начиная с 7−8 лет. Возникали они всегда после конфликтной ситуации, значимой для ребенка. Чаще всего это могла быть конфликтная ситуация с матерью. В некоторых случаях у таких детей отмечались сложные конфликтные отношения с другими воспитанниками. Страх физического или иного наказания при возвращении обратно и мысли об этом могли доминировать у большинства.
Имели место первые кражи денег у матери, которые могли тратиться на посещение компьютерных клубов, покупку сладостей и игрушек. Истинных нарушений влечения не отмечалось, в таких уходах больше было переживаний неразрешимости сложившейся ситуации, колебаний настроения с тревогой.
Таким образом, проведя анализ полученных данных можно сделать следующие выводы: воспитанники, воспитывающиеся без отца характеризуются склонностью к нарушению общепринятых правил и норм, слабостью волевого контроля эмоциональных реакций, что в трудной ситуации может подвигнуть ребенка к бродяжничеству. В поведении отмечаются черты возбудимого, гипертимного и циклотимического типа акцентуации характера. Кроме того, таким воспитанникам свойственна средняя степень выраженности явления бродяжничества, что может быть связана с индивидуально-типологическими особенностями ребенка и социокультурными условиями воспитания. Подростки, проживающие с двумя родителями оказались более устойчивыми к такой форме отклоняющегося поведения, как бродяжничества. Личностные особенности таких подростков располагают к уходам и бродяжничеству, однако они не столько ярко выражены, как у воспитанников из экспериментальной группы.
Воспитанники, у которых есть мать и отец характеризуются низким проявлением нарушения норм и правил. При этом, такие дети в большей степени подвержены аддиктивному поведению и агрессивностью в общении. Подросткам присуще черты гипертимного и возбудимого типа акцентуации характера. Степень выраженности явления бродяжничества находиться на легкой стадии.
Заключение
За последние годы все чаще дети начали убегать из дома. Побег из дома — это форма протестного поведения детей, особенно подросткового возраста. Содержанием же является эмоциональное неблагополучие ребенка. Побег из дома — это всегда попытка бегства от проблемы, это всегда крик о помощи. Очень редко встречаются побеги из дома без причин, когда дети под влиянием друзей уходят из дома на один — два дня в поисках новых впечатлений и приключений. Поведенческая реакция подростка в виде уходов из дома, побегов из детских учреждений может быть мотивированной и немотивированной.
Страсть к бродяжничеству — это непреодолимое желание человека, во что бы то ни стало покинуть свой дом. Причем такие люди не имеют какого-либо адресата или маршрута. Человек, страдающий этой болезнью, может просто сесть в любой транспорт и уехать в неизвестном направлении. В таком состоянии человек никогда не думает о последствиях такого шага.
В ходе исследования было выявлено, что подросткам имеющим только мать присуще черты возбудимого, гипертимного и циклотимического типа акцентуации характера. Такие дети склонны к преодолению общественных норм и правил, характеризуются низким самоконтролем проявления эмоциональных реакций в поведении. Результатом этого является средняя степень выраженности явления бродяжничества, связанная в первую очередь с протестными реакциями ребенка. Воспитанники, проживающие с обоими родителями проявляют черты гипертимного и возбудимого типа акцентуации характера. Они не склонны к проявлениям нарушения правил и норм принятых обществом, однако склонны в большей мере к аддиктивному поведению и агрессивным реакциям при несовпадении интересов. Кроме того, выраженность явления бродяжничества у таких подростков находиться на легкой стадии, поэтому профилактические занятия с такими воспитанниками будут иметь положительную динамику в большей мере, при этом не стоить забывать и о профилактической работе с детьми, без отца.
девиантный поведение бродяжничество
1. Алексеева Л. С. Неполные семьи в трудной жизненной ситуации / Л. С. Алексеева // Отечественный журнал социальной работы. — 2009. — N 2. — С. 26−31.
2. Алмазов Б. Н. Психологическая совместимость с детьми / Б. Н. Алмазов. — Свердловск: МКП Урал — Гриф, 1991. — 77 с.
3. Андреева Т. В. Семейная психология: учебное пособие / Т. В. Андреева. СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
4. Бандура А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. — М.: Апрель-Пресс; Эксмо-Пресс, 2000. — 512 с.
5. Белоусова З. И. Социально психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков / З. И. Белоусова, В. В. Овсянникова. — г. Запорожье, 1998. — 267 с.
6. Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения и социального контроля / Я. И. Гилинский // Мир России. -1997. № 1. — С. 51−56.
7. Гилинский Я. И. Девиантность и социальный контроль в России (XIXXX вв.). Тенденции и социологическое осмысление / Я. И. Гилинский. — СПб.: Алетейя, 2000. — 401 с.
8. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я. И. Гилинский. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. — 520 с.
9. Егоров А. Ю. Расстройства поведения у подростков: клиникопсихологические аспекты / А. Ю. Егоров, С. А. Игумнов. — СПб.: Речь, 2005. — 436 с.
10. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учебное пособие для студентов вуза / Е. В. Змановская. — М.: Изд. центр «Академия», 2006. — 218 с.
11. Золотарева Т. Ф. Проблема бездомности: пути и методы ее решения / Т. Ф. Золотарева // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. — М.: РГСУ, 1992. — С. 137−143.
12. Иващенко Г. М. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении / Под ред. Г. М. Иващенко, Н. С. Кантонистовой, М. М. Плоткина и др. М.: НИИ семьи, 2006.
13. Заостровцева М. Н. Психология одиночества у законопослушных и криминальных подростков / М. Н. Заостровцева, Н. В. Перешеина // под науч. ред. проф. В. В. Новикова: монография. — Ярославль: МАПН, 2007. -362с.
14. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. — М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. — 160 с.
15. Клейберг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие / Ю. А. Клейберг. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 191 с.
16. Климантова Г. И. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации / Г. И. Климантова, Т. А. Федотовская // Аналитический вестник. — Сер. № 46: «Основные проблемы социального развития России». — 2002. — № 20 (176). — С. 23−24.
17. Личко А. Е. Психопатии и акцентуация характера у подростков / А. Е. Личко. — Л.: Медицина, 1977, 208 с. Изд. 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983, 256 с.
18. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. — М.: ИнфраМ, 2005. — 338 с.
19. Пятницкая И. Н. Девиантное поведение подростков: наркотизм, криминальность, экстремизм / И. Н. Пятницкая, А. И. Шаталов. М: Анахарсис, 2004. — 112 с.
20. Резаков А. А. Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков: клиника и реабилитация. Пособие для врачей / А. А. Резаков, И. В. Макаров. — СПб.: НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2012. — 41 с.
21. Руденский Е. В. Психология ненормативного развития личности / Е. В. Руденский.- Новосибирск, 2000. 212с.
22. Романов А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом / А. А. Романов. — М.: Изд-во «Плойт», 2004.-31 с.
23. Сазерленд Э.X. Являются ли преступления людей в белых воротничках преступлениями? / Э. Х. Сазерленд // Социология преступности. М. 1966, С. 47−62.
24. Сиротюк А. Л. Психофизиологические особенности девиантного поведения подростков / А. Л. Сиротюк, Ю. А. Клейберг // Современные проблемы психологии. Вып. 4.-Тверь, 2000. — С. 105−116.
25. Степанов В. Г. Психология трудных школьников / В. Г. Степанов. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
26. Строганов Ю. А. О мотивах компенсаторных поведенческих реакций у подростков / Ю. А. Строганов, Б. Н. Алмазов // Нарушение поведения у детей и подростков. М. — Изд-во АПН СССР, 1981. С. 74−81.120
27. Циркин С. Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С. Ю. Циркина. СПб.: Питер, 2004. — 298 с.
28. Шипицына Л. М. Психология детей-сирот: Учебное пособие / Л. М. Шипицына. — СПб., 2005.
29. Bandura А. Social learning theory. Englewood Cliffs / А. Bandura NJ: Prentice-Hall, 1977.
30. Stutte H. Psychosen in Kindersalter und in der Pubertat / H. Stutte.—Med. Klin., 1963, Bd 13, S. 526−529.
Приложение 1
Тест — опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) Инструкция. Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите верно ли данное утверждение по отношению к вам. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике под обозначением «да» поставьте крестик или галочку. Если оно неверно, то поставьте крестик или галочку в квадратике под обозначением «нет». если вы затрудняетесь ответить, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению. Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных» или «неправильных» ответов. Очень долго не обдумывайте ответов, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника.
1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.
2. Бывает, что я откладываю на завтра то. Что должен сделать сегодня.
3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.
4. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.
5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни.
6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили.
7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.
8. Иногда бывает, что я немного хвастаюсь.
9. Если бы мне пришлось стать военным, тоя хотел бы быть летчиком-истребителем.
10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.
11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями.
13. Я всегда говорю только правду.
14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества — это вполне нормально.
15. Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам.
16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.
17. Если меня обидели, то я обязательно должен отмстить.
18. Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет.
19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.
20. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.
21. Иногда я перехожу улицу татам, где мне удобно, а не там, где положено.
22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное
(половое) влечение.
23. Я иногда не слушаюсь родителей.
24. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.
25. Я думаю, что мне понравилось бы заниматься боксом.
26. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.
27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
28. Иногда мне так и хочется сделать себе больно.
29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
30. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.
31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.
32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно.
33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.
34. Правы люди, которые в жизни следуют пословиц: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
35. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.
36. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.
37. Если бы в наше время проводились бы бои гладиаторов, то бы обязательно в них поучаствовал.
38. Бывает, что иногда я говорю неправду.
39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.
40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.
41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.
42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.
43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.
44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.
45. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки — это плохое кино.
46. Когда люди стремятся к новым необычным ощущениям и переживаниям — это нормально.
47. Иногда я скучаю на уроках.
48. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.
49. Если человек раздражает меня, то готов высказать ему все, что я о нем думаю.
50. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.
51. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.
52. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.
53. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.
54. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.
55. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.
56. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.
57. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.
58. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.
59. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
60. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
61. Меня раздражает, когда девушки курят.
62. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.
63. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.
64. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
65. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.
66. Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.
67. Удовольствие — это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
68. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.
69. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.
70. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.
71. Я могу вспомнить случаи, кода я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
72. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.
73. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.
74. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.
75. Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.
76. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.
77. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям — это нормально.
78. Я часто не могу сдержать свои чувства.
79. Бывало, что я опаздывал на уроки.
80. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.
81. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
82. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.
83. Иногда случалось, что я не выполнял домашнее задание.
84. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.
85. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
86. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.
87. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.
88. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.
89. Иногда я бываю так раздражен, что стучу по столу кулаком.
90. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.
91. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.
92. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.
93. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.
94. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.
95. Я считаю, что люди должны полностью отказаться употребления спиртных напитков.
96. Я бы мог на спор влезть на высокую фабричную трубу.
97. Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.
98. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.
Приложение 2
" Характерологический опросник типов акцентуации характера" (ЛеонгардаШмишека) Инструкция:
Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего характера. Отвечайте, долго не раздумывая, вы можете выбрать один их двух ответов: «да» или «нет», других вариантов ответов нет. Свой ответ нужно отметить в ответном бланке, поставив крестик в окошке «да» или «нет» напротив цифры, соответствующей номеру вопроса.
Стимульный материал
1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?
2. Восприимчивы ли вы к обидам?
3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?
4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?
5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?
6. Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?
7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?
8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?
9. Серьезный ли вы человек?
10. Можете ли вы сильно воодушевиться?
11. Предприимчивы ли вы?
12. Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит?
13. Мягкосердечный ли вы человек?
14. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?
15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?
16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?
17. Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?
18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?
19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?
20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?
21. Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?
22. Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?
23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?
24. Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?
25. Смогли бы вы убить человека?
26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?
27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?
28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?
29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?
30. Быстро ли вы можете разгневаться?
31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?
32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?
33. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?
34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?
35. Влияет ли на вас вид крови?
36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?
37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?
38. Трудно ли вам входить в темный подвал?
39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?
40. Являетесь ли вы общительным человеком?
41. Охотно ли вы декламировали в школе стихи?
42. Убегали ли вы ребенком из дома?
43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?
44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?
45. Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?
46. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?
47. Любите ли вы животных?
48. Уйдете ли вы с работы или из дому, если у вас там что-то не в порядке?
49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?
50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?
51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?
52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?
53. Много ли вы общаетесь?
54. Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли в отчаяние?
55. Нравится ли вам работа организаторского характера?
56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?
57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?
58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?
59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание?
60. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?
61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?
62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?
63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?
64. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?
65. Часто ли вы смеетесь?
66. Можете ли вы быть приветливым с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?
67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?
68. Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?
69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?
70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?
71. Пугливы ли вы?
72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет?
73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?
74. Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?
75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?
76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?
77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?
78. Переносите ли вы злость длительное время?
79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?
80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?
81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?
82. Часто ли вы видите страшные сны?
83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?
84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?
85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?
86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?
87. Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?
88. Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?
Приложение 3
" Шкала уходов и бродяжничества" (А.А. Резаков)
1. Синдром уходов и бродяжничества у пациента отмечается с частотой:
— 1 раз в месяц (не более 5−7 дней) — 1 балл
— 2 раза в месяц (на общий срок до 14 дней) — 2 балла
— 3 недели и более 1 месяца — 3 балла
— От 3 до 6 месяцев и более -4 балла
2. Уходы и бродяжничество совершаются:
— в одиночку — 1 балл
— в группе сверстников — 2 балла
— в среде малознакомых или незнакомых взрослых лиц — 3 балла
3. Наличие дополнительного аддиктивного поведения по отношению к курению (1 балл), к ингалированию паров токсичных веществ (2 балла), к употреблению алкоголя, наркотических или психоактивных веществ (3 балла); при наличии сформированной зависимости ко всем баллам прибавляется 1 балл.
4. Синдром сопровождается только бродяжничеством (1 балл), попрошайничеством денег и продуктов (2 балла), мелкими кражами денег из дома или продуктов их магазинов (3 балла), разбойным нападением: одиночным (4 балла), в группе (5 баллов), угоном автомашины (5 баллов), причинением тяжких телесных повреждений (6 баллов), убийством (7 баллов).
5. Наличие критики к поведению у пациентов: полная или частичная критика с возможным раскаянием (1 балл), формальная критика (2 балла), отсутствие критики к поведению (3 балла).
6. Существование странных и неадекватных поступков во время уходов: если есть, то присваивался 1 балл; если нет, то 0 баллов.
7. Возвращение домой осуществлялось: самостоятельно (1 балл), с помощью родителей или опекунов (2 балла), с помощью милиции и инспекции по делам несовершеннолетних (3 балла).
8. Характеристика поведения перед уходом из дома или интерната: спокойное поведение (0 баллов), с колебаниями настроения, эпизодами сниженного или повышенного настроения (1 балл), выраженная агрессия, враждебность или подозрительность (2 балла).
9. Наличие объективных причин для уходов: есть (1 балл), есть, но дальше связь с ней теряется (2 балла), нет причины (3 балла).
10. Синдром отмечается в структуре непсихотического заболевания, в том числе органической природы (1 балл), психотического заболевания (2 балла).
11. Существование до или во время уходов суицидальных мыслей (1 балл), суицидальных высказываний (2 балла), суицидальных действий (3 балла). При их отсутствии 0 баллов. Данное утверждение справедливо и после возвращения домой или в закрытое учреждение.
12. Наличие борьбы мотивов перед уходом: есть (1 балл), нет (2 балла).
13. Уходы возникли впервые (1 балл), повторно после длительного перерыва (2 балла), повторно сразу же после предыдущего ухода (3 балла).
14. Соотношение уходов и процессов обучения в школе или в ином учебном учреждении: пропуски отдельных уроков на протяжении несколько дней (1 балл), пропуски уроков на две недели (2 балла), систематические пропуски уроков с явной школьной дезадаптацией (3 балла).
15. Отношение пациента к лечебным мероприятиям при уходах из дома: отрицательное с выраженной оппозицией (2 балла), формальное или нейтральное (пассивное) (1 балл), сотрудничество и выполнение назначений врача (0 баллов).