Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Борьба с контрафактными товарами

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сейчас таможенный орган, руководствуясь ст. 397 Таможенного кодекса РФ, может по заявлению правообладателя приостановить максимум на 20 рабочих дней выпуск товаров, если есть достаточные основания полагать, что они контрафактные. Нужно дополнить Таможенный кодекс РФ статьей, которая позволяет работникам таможенной службы тормозить товар на границе без заявления правообладателя, а делать это… Читать ещё >

Борьба с контрафактными товарами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

[Введите текст]

Курсовая работа

по дисциплине «Система государственного и муниципального управления» на тему: «Борьба с контрафактными товарами»

Реферат

Курсовая работа на тему: «Борьба с контрафактными товарами» содержит страницы, в том числе рисунок. При написании работы были использованы источники в количестве 15 .

Перечень ключевых слов, характеризующих содержание указанной курсовой работы: Контрафактная продукция, фальсификация, товар-имитатор, подделка, авторские и смежные права, пират, уголовная ответственность, административная ответственность, гражданская ответственность, интеллектуальная собственность.

Актуальность работы обусловлена:

— огромным количеством контрафактной продукции на территории РФ;

— ущерб здоровью потребителей контрафактной и фальсифицированной продукции;

— сложностью уничтожения пиратов и контрафактной продукции.

Объектом исследования данной работы является понятие «контрафактная продукция».

Предметом исследования данной работы являются сущность, признаки контрафактных товаров и методы борьбы с контрафактной продукцией.

Период исследования — с 1992 года по настоящий момент, так как именно в 1992 году впервые законодательно было определенно понятие контрафактной продукции.

Теоретическими основами исследования являются научные труды отечественных и зарубежных авторов (Радаева В.В., Барсуковой С.Ю.) и законодательные акты РФ (Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об Административных правонарушениях, Таможенный кодекс РФ).

Методологической основой исследования являются общенаучные и специальные принципы и методы исследуемого предмета.

Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение методов борьбы с контрафактными товарами, выявление несовершенств и проблем в этой сфере и выработке рекомендаций по улучшению мер по борьбе с контрафактом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— раскрыть сущность понятия «контрафактная продукция»;

— изучить основные объекты подделок

— рассмотреть законодательную базу регулирующую вопросы по данной теме;

— выявить несовершенства в сфере борьбы с контрафактными товарами;

— предложить меры по совершенствованию методов борьбы с контрафактной продукцией.

В первой главе рассматривается само понятие контрафакта, а также объекты подделок.

Во второй главе рассматривается правовая база регулирующая вопросы относительно контрафактных товаров и защиты интеллектуальной собственности.

В третьей главе рассматриваются основные проблемы, возникающие при борьбе с контрафактными товарами, рассматриваются основные мероприятия по совершенствованию и искоренению проблем и представляются ожидаемые результаты.

Основные результаты работы По проведенному исследованию можно сделать вывод, что законодательство не охватывает всех элементов и всех нюансов связанных с понятием «контрафакт» и ответственностью за распространение и ввоз такой продукции.

Этот вопрос требует доработки, т.к. данная проблема наносит вред производителями продукции, потребителям и государству в целом.

По результатам исследования выработаны следующие практические рекомендации:

1. Для подкрепления в борьбе с фальсификацией необходимо, чтобы таможенные органы получили дополнительные полномочия задерживать товар по своему усмотрению, если возникнут, хоть малейшие подозрения в том, что перед ними продукция сомнительного происхождения.

2. Необходимо объединить и систематизировать усилия государства и правообладателей. Очень важно также привлекать внимание и повышать бдительность потребителей.

3. Соответственно необходимо увеличить спектр контрольно-надзорных мероприятий.

4. Ввести так называемую систему бренд-контроля, которая распространяется фирмой

5. Соответственно необходимо увеличивать размер санкций за это правонарушение.

6. Необходимо снижение цен на легальную продукцию, за счет снижения налогов, создания таможенных коридоров и свободных экономических зон

7. Выработать законодательную базу, связанную с распространением контрафактной продукции через сеть Интернет Эффективность предлагаемых практических рекомендаций обуславливается:

1. В политической сфере:

увеличение поступлений налоговых и иных платежей в бюджеты государства и государственные внебюджетные фонды, улучшение инвестиционного климата государства.

2. В социальной сфере:

безопасность здоровья населения, удовлетворенность приобретенными товарами.

3. В экономической сфере:

увеличение прибыли производителей легальной, лицензированной продукции, инновационный рост национальной экономики.

Борьба с контрафактной продукцией достаточно актуальная тема, представляющая собой научный и практический интерес. Анализ обстановки, сложившейся в сфере борьбы с подделками товаров, делает вопрос о контрафактной продукции достаточно актуальным, так как посягательства на права отечественных и зарубежных правообладателей носят массовый характер.

Объектом исследования данной работы является понятие «контрафактная продукция».

Предметом исследования данной работы являются сущность, признаки контрафактных товаров и методы борьбы с контрафактной продукцией .

Период исследования — с 1992 года по настоящий момент, так как именно в 1992 году впервые законодательно было определенно понятие контрафактной продукции.

Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение методов борьбы с контрафактными товарами, выявление несовершенств и проблем в этой сфере и выработке рекомендаций по улучшению мер по борьбе с контрафактом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— раскрыть сущность понятия «контрафактная продукция»;

— рассмотреть законодательную базу регулирующую вопросы по данной теме;

— выявить несовершенства в сфере борьбы с контрафактными товарами;

— предложить меры по совершенствованию методов борьбы с контрафактной продукцией.

В первой главе рассматривается само понятие контрафакта, а также объекты подделок.

Во второй главе рассматривается правовая база регулирующая вопросы относительно контрафактных товаров и защиты интеллектуальной собственности.

В третьей главе рассматриваются основные проблемы, возникающие при борьбе с контрафактными товарами, рассматриваются основные мероприятия по совершенствованию и искоренению проблем и представляются ожидаемые результаты.

Глава 1. Сущность понятие «контрафактной продукции и правовая база регулирующая вопросы о контрафактной продукции в России

1.1 Понятие контрафактной продукции. Её классификация и признаки

Из анализа содержания англо-русских и французско-русских словарей по общей лексике следует, что слово «контрафактный» происходит от французских слов «contrefacon» — поддельная вещь и «contrefaction» — подделка (действие), а также от созвучного с ними английского слова «counterfeit» — подделка (поддельный, подложный, фальшивый).

Понятие контрафактной продукции впервые законодательно было определено в ст. 4 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520−1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

Что касается вопроса о том, что именно является контрафактной продукцией, то в российских правовых актах нет точного различия таких понятий как контрафакт, товар-имитатор и фальсификат. И в практике пока тоже не сложилось окончательных определений, что нередко вызывает неоднозначные толкования, когда разные участники рынка (законодатели, правообладатели, потребители) относят к контрафактным разные группы действия. На сегодняшний день, понятие контрафактной продукции заложено в ст. 1515 ГК РФ в соответствии с которой: товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходной с ним до степени смешения обозначение являются контрафактными.

Общими для всех участников является отнесение к контрафакту подделок фирменных товарных знаков. Товарный знак — средство индивидуализации с помощью обозначений (названий, логотипов, символов), закрепленных в собственности компании, функция которого состоит в различительной способности однородных (сходных/одной группы) товары.

С этой точки зрения контрафактная продукция, подделка, т. е. продукция, выпущенная с неправомочным размещением на ней (подделкой) товарных фирменных знаков в целях введения потребителей в заблуждение.

Подделки чаще поражают рынки повседневных, массовых товаров, где легко затеряться среди изобилия продуктов и множества компаний. Подделывают тот продукт, который уже завоевал рынок. В этом смысле контрафакт паразитирует на брендовых товарах. Скажем, из лекарств подделывают именно те, о существовании которых и характере действия знают, пожалуй, все. А ассортимент поддельной одежды и обуви вторит выбору глянцевых журналов. Самые известные бренды содержат наибольший соблазн для контрафактного дублирования.

Широко распространено мнение, что контрафакт тяготеет к окраинным районам и провинциальным городам, поскольку, чем меньше город, тем меньше у населения покупательная способность, тем больше у людей склонность покупать дешевые товары. Однако география реализации контрафакта более сложная. По каким-то брендам подделки сосредоточены в дальних регионах, по каким-то — тяготеют к столицам. В первом случае минимизируют риск, во втором — максимизируют оборот, ориентируясь на города с высоким уровнем потребления. Третий критерий — близость контрафактного производства, собственного или зарубежного, т. е. минимизация транспортных затрат.

При высоком качестве контрафакта обычно устанавливается сопоставимая цена. Высокая цена служит косвенным доказательством оригинальности продукта. Даже реализаторы такого контрафакта, не говоря уже о потребителях, могут не догадываться о его природе.

Цены на оригинал и контрафакт будут одинаковы и в том случае, если при реализации используется тактика «миксования», т. е. смешения этих товаров. Например, для маскировки можно закупить небольшую партию настоящей продукции, реализовать ее, а потом под прикрытием документов на оригинальную продукцию продвигать в торговую сеть подделку.

В производстве подделок участвуют разные типы предприятий:

Легальные производства, имеющие контракты с правообладателями на производство продукции.

2) Легальные производства, не имеющие контрактных отношений с правообладателями, но обладающие технологическими возможностями для выпуска сопоставимой по качеству продукции.

3) Легальные и нелегальные предприятия, производящие грубые подделки под известный бренд.

4) Легальные и нелегальные предприятия, незаконно использующие не товарный знак, а его патентную составляющую

5) Легальные и нелегальные предприятия, незаконно придающие законченный товарный вид импорту оригинального или поддельного товара.

С точки зрения неправомочного использования товарных знаков, наряду с упомянутым выше определением контрафакта применяется и его более широкое понимание, которое включает также товары, имитирующие фирменные знаки.

Товар — имитатор — продукция, выпушенная с копированием или стилевым заимствованием отдельных элементов товарных фирменных знаков; товар, «сходный до степени смешения» с оригинальным продуктом. В отличие от прямой подделки его контрафактный характер еще должен быть доказан, что зависит от установленной степени сходства. Иными словами, делается другой продукт, но очень похожий по названию и внешнему оформлению на известный бренд, что может ввести потребителя в заблуждение. Это и есть «сходство до степени смешения». Например, есть лаки для волос «Taff» и «Taft», а наряду со знаменитой маркой «Nivea» можно встретить косметическую продукцию товарного знака «Livea» с характерным синим фоном и белыми буквами.

Соблазн использовать чужую популярность для подъема собственных продаж столь велик, что на этот путь могут встать как совершенно незнакомые правообладателю предприятия, так и его деловые партнеры. Последние ввязываются в тяжбу за обладание известным товарным знаком. Бывшие партнеры, причастные к производству, пытаются оспорить собственность на популярный бренд. Обычным исходом такой ситуации является ликвидация товарного знака, имитирующего популярный бренд.

Менее однозначно обстоят дела с квалификацией товаров, поступивших в страну посредством, так называемого параллельного ввоза. Параллельный ввоз — импорт товаров защищенных торговой маркой, без авторизации собственника торговой марки. Чаще всего речь идет об оригинальном товаре, не предназначенном для сбыта в России. Логично предположить, что такой импорт трудно реализовать, поскольку, не будучи предназначенным для России, такой товар имеет свою специфику. Прежде всего, это отсутствие русскоязычного перевода упаковки. В этом же ряду — отсутствие российской акцизной марки. Кроме того, товар может быть вне того ассортиментного набора, который правообладатель предназначает для России; соответственно такой товар не имеет рекламной поддержки. Например, шампунь известной фирмы, производимый для ряда европейских стран, в Россию может официально не завозиться. И тогда его импорт, как можно думать, столкнется с проблемой реализации.

Однако на практике все происходит с точностью до наоборот. Иностранная этикетка и невиданный прежде товар убеждают российского потребителя в высоком качестве продукта.

Его ввоз может сопровождаться нарушением условий таможенных правил, хранения, транспортировки и сроков годности товара, отсутствием полного набора потребительских сервисов. В отличие от подделок, конечными потребителями подобная оригинальная продукция, пусть и ввезенная с нарушением закона, не воспринимается как контрафактная. С точки зрения правообладателей и правоохранительных органов она также включается в понятие контрафакта.

Дополнительная неопределенность порождается отсутствием чёткого разделения понятия контрафактной и фальсифицированной продукции. Фальсифицированная продукция — продукция, натуральный состав которой не соответствует ее названию или отклоняется от установленных к нему требований, информация о котором является неполной или недостоверной. Часто изготовление подделок действительно сопровождается фальсификацией. Но в принципе фальсификатором может быть не только контрафактная, но и оригинальная продукция.

И еще одна нестыковка в определениях. Нередко параллельный ввоз отождествляют с понятием «серого» импорта. И хотя он действительно часто сопряжен с серым и черным импортом товаров, эти понятия следует различать. Серый импорт — схема ввоза товаров с нарушениями порядка таможенного оформления, связанными с недостоверным декларированием, занижением стоимости и/или количества ввозимых товаров. Черный импорт — схема ввоза товаров с нарушениями порядка таможенного оформления, связанными с перекодировкой товаров, или без таможенного оформления (контрабанды).

Как правило, приобрести товар непосредственно у правообладателя серый импортер не может. Поставки жестко контролируются и ограничиваются рамками контрактных обязательств с официальными дистрибьюторами. Конечно, эта схема может дать сбой, если сложатся коррупционные схемы на уровне отдела продаж, что маловероятно. Однако товар можно купить на стадии его реализации официальными дистрибьюторами. Те, как правило, отлично понимают, что оптовые закупки их товара — начало цепочки, отстраиваемой серыми импортерами. Но их прельщает рост собственного оборота и низкий риск разоблачения, поскольку распутать цепочки серого импорта, обильно сдобренные «прокладочными» фирмами, практически невозможно.

Действия серых импортеров основаны на возможности завозить в страну товар по более низким ценам, чем это делают уполномоченные правообладателем агенты. Особенно привлекательны для серых импортеров закупки товара:

— на открытых рынках,

— с заканчивающимся сроком годности,

— в ходе промакций, предполагающих скидки с цены

— в странах с относительно более низкими ценами.

Таким образом, контрафакт включает в себя качественно разнородные элементы, в разной степени затрагивающие интересы потребителей и правообладателей и предполагающие различные меры борьбы.

Классификация контрафактной продукции представлена рисунке 1.

Из положений законов можно вывести следующие признаки контрафакта:

Контрафактом являются материальные носители и специальное техническое оборудование, предназначенное для изготовления указанных носителей. Соответственно контрафакт обладает признаком освещенности, поскольку все явления, которые охватываются данным понятием, представляют собой физически осязаемые телесные вещи;

Соответствующий осязаемый объект должен содержать охраняемый законом результат интеллектуальной деятельности (например, промышленный образец) и/или приравненное к нему средство индивидуализации (например, товарный знак) либо должен быть предназначен для изготовления или иного использования вещей, содержащих результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Соответствующий материальный носитель должен быть изготовлен, а специальное оборудование должно применяться в целях изготовления материальных носителей при отсутствии разрешения правообладателя, т. е. с нарушением исключительного права, и далее использоваться (храниться, перевозиться и т. п.) также без разрешения правообладателя;

Отсутствие разрешения правообладателя на изготовление или иное использование материального носителя или специального оборудования должно быть установлено компетентным правоприменительным органом, главным образом, судом;

За изготовление или иное использование материальных носителей, неправомерно содержащих результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, установлены специальные санкции.

1.2 Основные объекты подделок

Известно, что объектами подделок, и параллельного ввоза чаще всего становятся бренды, пользующиеся устойчивым спросом, относительно дорогие, но при этом достаточно массовые, известные. При этом подделываются чаще всего товары:

продаваемые на территории России, не связанные со сложной технологией изготовления и упаковки, не требующие уникальных или дефицитных обязательных, ингредиентов.

В свою очередь, объектами параллельного ввоза чаще всего становятся товары:

не ввозимые официальными дилерами и не производимые на территории России, продающиеся со скидками в другие страны, не относящиеся к акцизным товарам, не скоропортящиеся.

Наиболее рискованными категориями в этом отношении являются по данным Роспатента:

продукты питания: консервы, колбасные изделия, кофе, чай, растительное и сливочное масло, алкогольная продукция и минеральные воды, промышленные товары, товары бытовой химии, игрушки, парфюмерия и косметика, интеллектуальная собственность, лекарственные препараты.

По данным МВД, к таким рисковым категориям относятся:

одежда и обувь, кондитерские изделия и продукция питания, Парфюмерия и косметика; алкогольная и табачная продукция, кожгалантерея, часы, аксессуары, бытовая техника, фармацевтическая продукция.

По статистике таможенных органов Российской Федерации наиболее часто контрафакция фиксируется в отношении следующих категорий товаров:

Алкогольная и табачная продукция.

Оптические носители информации.

Одежда и обувь.

Парфюмерия и косметика.

Кожгалантерея, часы, ювелирные изделия.

Бытовая химия и бытовая техника.

Фармацевтическая продукция.

Автомобильные запчасти и принадлежности.

Продовольственные товары.

Очевидно, что в основном категории подделываемых товаров фиксируемые разными государственными органами, пересекаются или совпадают. Можно отметить, что по разным товарными категориям затрагиваются как массовый, так и премиальный сегменты рынка.

На сегодняшний день, понятие контрафактной продукции заложено в ст. 1515 ГК РФ в соответствии с которой: товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходной с ним до степени смешения обозначение являются контрафактными.

Данное понятие может выступать в нескольких интерпретация, таких например как, подделка, товар-имитатор, фальсификат и серый импорт.

Контрафактом являются материальные носители и специальное техническое оборудование, предназначенное для изготовления указанных носителей.

Соответствующий осязаемый объект должен содержать охраняемый законом результат интеллектуальной деятельности (например, промышленный образец) и/или приравненное к нему средство индивидуализации (например, товарный знак) Соответствующий материальный носитель должен быть изготовлен, а специальное оборудование должно применяться в целях изготовления материальных носителей при отсутствии разрешения правообладателя Отсутствие разрешения правообладателя на изготовление или иное использование материального носителя или специального оборудования должно быть установлено компетентным правоприменительным органом, главным образом, судом;

За изготовление или иное использование материальных носителей, неправомерно содержащих результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, установлены специальные санкции.

Глава 2. Правовая база, регулирующая вопросы защиты от ввоза и распространения контрафактной продукции в Российской Федерации

2.1 Гражданско-правовые способы защиты

Гражданско-правовые способы защиты, предусмотренные ст. 12 «Способы защиты гражданских прав» ГК РФ, применены для противодействия контрафакции в законах Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и «Об авторском праве и смежных правах» с некоторыми отличиями.

В Законе о товарных знаках из способов защиты взяты два: прекращение нарушения и/или взыскание причиненных убытков.

Закон об авторском праве на основе общей отсылки к способам, предусмотренным ГК РФ, дает возможность применять к нарушителям авторских и смежных прав любой из способов защиты, предусмотренных указанной и другими статьями ГК РФ. В числе этих способов признание прав является одним из важнейших, поскольку авторское право на произведение возникает в силу факта его создания, и для его возникновения и осуществления, равно как и для смежных прав, не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Признание прав может относиться к личным неимущественным или имущественным правам авторов и исполнителей. К этому способу защиты прибегают, когда наличие у лица авторских прав подвергается сомнению, оспаривается, отрицается или имеется угроза таких действий.

Следует заметить, что презумпция виновности лица, нарушающего авторское право, прямо не следует из положений Закона об авторском праве, и для ее реализации прибегают к ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказывать обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений. На основании данной статьи, считают юристы, предполагаемый нарушитель обязан представить доказательства, подтверждающие, что при использовании произведений им не нарушались права автора. Было бы полезным для противодействия контрафакции иметь в Законе об авторском праве общее положение, аналогичное норме п. 2 ст. 3 Закона о правовой охране программ для ЭВМ, согласно которой творческий характер деятельности автора предполагается, пока не доказано обратное. Это означает, что бремя доказывания возлагается на лицо, оспаривающее право.

Возмещение причиненных контрафакцией убытков из-за незаконного использования товарных знаков, наименований мест происхождения товаров, авторских и смежных прав осуществляется в соответствии со ст. 15 ГК РФ «Возмещение убытков». Главное достоинство способа состоит в том, что при его применении не накладывается ограничений в отношении максимальных размеров убытков. Однако, выдвигая такое требование, пострадавшая сторона должна доказать, что убытки в предъявленных размерах были вызваны конкретными контрафактными действиями.

Следует также учитывать некоторую особенность пресечения контрафактных действий в соответствии с Законом о товарных знаках. Согласно п. 1 ст. 46 этого Закона в отношении нарушения прав на товарный знак правообладатель может требовать или прекращения нарушения или же взыскания убытков. В отношении наименования места происхождения товара п. 3 названной статьи предоставляет право предъявить более жесткие требования к нарушителю, который обязан прекратить незаконное использование наименования места происхождения товара и возместить причиненные убытки.

Широко распространенным способом защиты гражданских прав от контрафакции в отношении рассматриваемых объектов является право вместо взыскания убытков потребовать от нарушителя выплаты определяемой судом денежной компенсации. Размеры компенсации установлены в отношении товарных знаков и наименований мест происхождения товаров от 1 до 50 тыс. МРОТ. В отношении авторских и смежных прав, а также программ для ЭВМ можно требовать по выбору пострадавшего выплаты компенсации:

в размере от 10 тыс. до 5 млн руб. исходя из характера нарушения;

в 2-кратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в 2-кратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав.

Важным преимуществом при требовании компенсации в установленных размерах является то, что компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия причиненных убытков. С одной стороны, это упрощает принятие мер, с другой, суды предпочитают присуждать компенсации по минимальным размерам.

Из других радикальных способов защиты следует отметить удаление с контрафактной продукции незаконно используемых товарных знаков и наименований мест происхождения товаров либо уничтожение этой продукции в случае невозможности удаления с нее указанных обозначений. Альтернативами последнего способа служат случаи обращения контрафактных товаров, этикеток, упаковок в доход государства, что, по сути, является формой конфискации, или их передача правообладателю по его заявлению в счет возмещения убытков или в целях уничтожения. В связи с этим следует заметить, что явным пробелом в Законе о товарных знаках представляется отсутствие нормы об уничтожении материалов и оборудования, использованных для изготовления контрафактной продукции.

В отношении авторских или смежных прав ст. 491 предусматривается конфискация контрафактных произведений или фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, в соответствии с законодательством РФ и уничтожение конфискованной контрафактной продукции или передача ее правообладателю по его просьбе.

Определенным достоинством Закона об авторском праве является наличие положений о мерах обеспечения исков по делам о нарушении авторских и смежных прав (ст. 50). Суд или судья единолично, а также арбитражный суд может вынести определение о запрещении ответчику или иному лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно нарушает авторские или смежные права, совершать определенные действия (судебный запрет) с экземплярами произведений и фонограмм, которые предположительно являются контрафактными, а также может вынести определение о наложении ареста и изъятии в отношении предметов правонарушения авторских или смежных прав.

В то же время, по оценкам некоторых специалистов, практика применения ст. 50 показала, что ее формулировка «суд или судья, а также арбитражный суд может вынести определение…» иногда трактуется в судах, как право выносить или не выносить данные определения, а не как обязанность это делать. Такие мягкие формулировки работают на нарушителей, позволяя им уходить от ответственности.

В России, в отличие от других стран, получило распространение как способ защиты привлечение к административной ответственности за контрафакцию. Для этого есть определенные основания. Считается, что преимущество административных мер борьбы с контрафакцией в том, что установить личность нарушителя и привлечь его к ответственности в административном порядке можно быстрее, чем в гражданском или уголовном производстве. Кроме того, иногда только благодаря административному задержанию можно получить доказательства факта незаконного использования объекта интеллектуальной собственности и выйти на изготовителя контрафактной продукции.

Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) включает статьи, определяющие состав административных проступков, за совершение которых устанавливается административная ответственность. В частности, п. 1 ст. 7.12 — нарушение авторских и смежных прав и ст. 14.10 — незаконное использование товарного знака. Обе статьи предусматривают наложение административных штрафов и конфискацию контрафактной продукции.

В п. 1 ст. 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» приводится состав административного проступка в сфере авторских и смежных прав, за совершение которого устанавливается административная ответственность. Главный признак состава проступка — любое нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода.

Ст. 14.10 «Незаконное использование товарного знака» предусматривает административную ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров.

Контрафактные действия в виде незаконного использования авторских и смежных прав, чужого товарного знака или наименования места происхождения товара в соответствии с данными статьями влекут за собой наложение следующих административных штрафов:

на граждан — от 15 до 20 МРОТ;

на должностных лиц — от 30 до 40 МРОТ;

на юридических лиц — от 300 до 400 МРОТ.

Указанные штрафы сопровождаются конфискацией предметов административного правонарушения. Существуют некоторые различия в вопросах конфискации предметов административного правонарушения в отношении объектов авторских и смежных прав и незаконного использования товарного знака и наименования места происхождения товара.

Конфискованные экземпляры произведений и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 7.12, в соответствии с п. 3 ст. 32.4 КоАП РФ подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе.

Конфискации же предметов правонарушения по ст. 14.10 подвергаются только предметы, содержащие незаконное воспроизведение товарного знака и наименования места происхождения товара, то есть сами контрафактные товары, и не предусматривается конфискация материалов и оборудования, используемых для изготовления контрафактной продукции, о чем свидетельствует отсутствие упоминания об этом в ст. 32.4 КоАП РФ. Отсутствие меры по уничтожению материалов и средств изготовления контрафактных обозначений и товаров приводит к повторному изготовлению контрафактных товаров в других регионах и попаданию ее вновь на потребительский рынок.

Правообладателям, желающим воспользоваться административными способами защиты от контрафакции, следует учитывать также и следующие обстоятельства: установленные КоАП РФ сроки рассмотрения в арбитражных судах правонарушений в сфере интеллектуальной собственности (15 дней с возможностью их продления не более чем на месяц) не предусматривают проведения исследований и экспертиз, требующих нередко больших временных затрат, если только эти правонарушения не связаны с нарушениями в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, защите прав потребителей, таможенного дела и некоторых других (п. 1 ст. 28.7 КоАП РФ). При таких сжатых сроках без проведения исследований и экспертиз суду бывает трудно принять достаточно мотивированное решение. Нередко такие дела прекращаются из-за нарушения вышеназванных сроков.

В случаях, связанных с ввозом контрафактной продукции из-за рубежа, применяются нормы законодательства о таможенных правонарушениях, опирающиеся главным образом на административные меры. В Таможенном кодексе Российской Федерации правонарушения в области интеллектуальной собственности изложены в главе 38. Рабочим инструментом таможенных органов в борьбе с контрафактной продукцией служит Положение о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами, утвержденное приказом ГТК РФ от 27 октября 2003 г. № 1199.

Правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что его права нарушены, в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности в связи с перемещением через таможенную границу товаров, являющихся, по его мнению, контрафактными, вправе подать заявление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, о принятии мер по приостановлению выпуска таких товаров. В заявлении, в частности, указывается срок, в течение которого потребуется содействие таможенных органов в приостановлении выпуска товаров. Этот срок не должен превышать пяти лет, но может быть продлен по заявлению правообладателя. Срок, в течение которого таможенные органы принимают указанные меры, не может превышать срок действия правовой охраны объекта интеллектуальной собственности. По решению таможенного органа объект вносится в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

Если таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление и контроль, выявляет товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, внесенные в таможенный реестр и обладающие признаками контрафактных, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 дней. Правообладатель извещается об этом для принятия мер по защите своих прав. Этот срок по заявлению правообладателя может быть продлен еще на 10 дней при условии, что он в соответствии с российским законодательством обратился в уполномоченные органы за защитой своих прав.

В случае составления таможенными органами протокола об административном нарушении, предусмотренного КоАП РФ в отношении нарушений по п. 1 ст. 7.12 и ст. 14.10, который направляется ими в судебные органы в порядке, установленном КоАП, таможенные органы принимают меры по изъятию товаров, обладающих признаками контрафактных. Такие товары не подлежат выпуску до решения суда.

2.2 Уголовно-правовые способы защиты

Высокая прибыль и минимальный риск задержания и судебного преследования привели к тому, что число преступлений в сфере интеллектуальной собственности неуклонно растет, нанося обществу невосполнимый материальный и моральный ущерб, что потребовало повысить эффективность законодательных мер для борьбы с преступлениями в этой сфере. Привлечение к ответственности за преступления в виде контрафакции осуществляется сегодня в основном в соответствии со статьями УК РФ: 146 — нарушение авторских и смежных прав; 180 — незаконное использование товарного знака.

Ст. 146 «Нарушение авторских и смежных прав» УК РФ содержит три части. В части 1 указывается состав присвоения авторства (плагиат), повлекшего причинение крупного ущерба автору или иному правообладателю. Поскольку преступления по части 1 ст. 146 УК РФ отнесены к делам частно-публичного обвинения, для возбуждения уголовных дел требуется заявление автора. Максимальная санкция по части 1 предусматривает арест на срок от 3 до 6 месяцев или штраф, либо обязательные работы, то есть наказания, не связанные с лишением свободы. Сложностью в применении этой части статьи продолжает оставаться трудность раскрытия признака крупного ущерба.

Объективная сторона части 2 ст. 146 выражается в незаконном использовании объектов авторских и смежных прав, а равно приобретении, хранении, перевозке контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере. К ст. 146 УК РФ было внесено примечание, согласно которому деяния признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторских и смежных прав превышает 50 тыс. руб.

Замена признака «крупный ущерб» в прежней редакции статьи на признак «крупный размер» делает состав части 2 ст. 146 формальным. В данном случае и «стоимость произведений или фонограмм», и «стоимость прав» на эти объекты интеллектуальной собственности относятся к «масштабу деяния», но не к его последствиям. И нет необходимости доказывать, какие убытки понес правообладатель, какая прибыль им не получена, что повышает эффективность применения данной нормы. Максимальная санкция по части 2 ст. 146 составляет 2 года лишения свободы. Другие санкции предусматривают наказание штрафом либо обязательными работами.

Часть 3 ст. 146 устанавливает ответственность за совершение деяний, предусмотренных частью 2, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в особо крупном размере; лицом с использованием своего служебного положения. Особо крупный размер определен упомянутым примечанием к ст. 146 как превышающий 250 тыс. руб. Санкции по части 3 ст. 146 предусматривают лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере 500 тыс. руб. или без него.

Уголовная ответственность за контрафактные действия, связанные с незаконным использованием товарного знака и наименования места происхождения товара, по видам преступлений содержится в трех частях ст. 180 УК РФ.

В части 1 — незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами на срок до двух лет.

В части 2 — незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированных в Российской Федерации товарного знака и наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами на срок до одного года. Часть 2 применяется как наказание за нарушение положения п. 5 ст. 46 Закона о товарных знаках: лицо, производящее предупредительную маркировку по отношению к не зарегистрированному в Российской Федерации товарному знаку или наименованию места происхождения товара, несет ответственность в порядке, предусмотренном российским законодательством.

В части 3 — деяния, предусмотренные частями 1 или 2 ст. 180, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом, либо арестом, либо в качестве максимального наказания лишением свободы на срок до 5 лет.

Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в УК РФ» от 8 декабря 2003 г. № 162 на квалифицирующий признак преступления в ст. 180 «причинение крупного ущерба» распространено понятие крупного ущерба, данное в примечании к ст. 169 УК РФ, в виде стоимости в сумме, превышающей 250 тыс. руб. Это позволит усилить борьбу с данными преступлениями, для которых определение судом крупного ущерба составляло большие трудности.

К сожалению, борьба с преступлениями данной категории в отношении незаконного использования товарных знаков и наименований мест происхождения товаров, предусмотренными ст. 180, ведется по сравнению с преступлениями по ст. 146 менее эффективно. При массовости отмечаемых практически во всех регионах страны случаев распространения контрафактной продукции, связанной с незаконным использованием средств индивидуализации, выявление и раскрываемость таких преступлений по ст. 180, отнесенных к подследственности органов внутренних дел, не только не отвечают реальному уровню преступности в этой сфере (в целом за год выявляется не более 300 — 400 таких преступлений), но и продолжают снижаться на протяжении уже ряда лет.

В заключение хочется упомянуть и о таких возможных мерах уголовного преследования, как привлечение к ответственности должностных лиц, содействовавших контрафакции и нарушению прав правообладателей объектов интеллектуальной собственности из корыстной или иной личной заинтересованности, за злоупотребление должностными полномочиями по ст. 201 «Злоупотребление полномочиями» либо по ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» УК РФ.

Согласно п. 1 ст. 201 использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам государства, наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет.

П. 2 этой же статьи за то же деяние, повлекшее тяжкие последствия, предусматривает наказание штрафом либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 5 лет.

Согласно п. 1 ст. 285 использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстных целей или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом либо лишением права занимать определенные должности на срок до 5 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет.

То же деяние по п. 2 данной статьи, совершенное лицом, занимающим государственную должность в Российской Федерации или в субъекте Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, наказывается штрафом либо лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Деяния, предусмотренные п. 1 и 2, в соответствии с п. 3 ст. 285, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы до 10 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет.

Хотя последние две статьи УК РФ предусматривают наиболее суровые максимальные меры наказания, их применение на практике затруднено, в частности, из-за нераскрытости признаков существенного вреда, тяжких последствий, существенного нарушения прав в отношении объектов интеллектуальной собственности.

Наконец, завершают иерархию правового регулированная интеллектуальной собственности специальные законы: Федеральный закон РФ «О защите конкуренции», Закон РФ «О защите прав потребителей», Закон РФ «О лекарственных средствах» и др.

Выводы к Главе 2

Интеллектуальная собственность защищается законодательством РФ. Так, в Конституции РФ содержится ряд положений о том что интеллектуальная собственность охраняется законом. Следующий уровень российского законодательства в области интеллектуальной собственности представлен Гражданским кодексом РФ (часть 4);Кодексом РФ об Административных правонарушениях; Уголовным кодексом РФ и Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Таким образом, за нарушение прав интеллектуальной собственности в Российской Федерации предусмотрены уголовная, административная и гражданская формы ответственности.

Глава 3. Проблемы, связанные с борьбой против контрафактной продукции и рекомендации по улучшению мер и результатов в борьбе с контрафактными товарами

3.1 Проблемы и несовершенства в борьбе с контрафактной продукцией в России

Вред, наносимый контрафактной и фальсифицированной продукцией, можно разделить на несколько групп:

ущерб экономике государства в виде не поступления налоговых и иных платежей в бюджеты государства и государственные внебюджетные фонды;

ущерб престижу страны, подрыв инвестиционного климата;

ущерб владельцам авторских прав на продукцию и прав на товарные знаки;

ущерб здоровью потребителей контрафактной и фальсифицированной продукции.

В России принято не мало законов, призванных защищать потребителей и производителей от пиратской и фальсифицированной продукции. Однако, действующее законодательство, не всегда препятствует пиратскому использованию чужих знаков. Иностранные производители, выходя со своей продукцией на российский рынок, подчас сталкиваются с тем, что одноименный продукт уже зарегистрирован на территории РФ. И российский собственник знака предъявляет иностранной компании требование о возмещение убытка в связи с использованием знака. Впрочем, и российские производители не застрахованы от подобных ситуаций на европейских товарных рынках. Поэтому, если отечественные компании стремятся занять там свою нишу, они должны приобрести в странах Европы исключительные права на свои товарные знаки.

Противодействие распространению контрафактной и фальсифицированной продукции является одной из самых острых и актуальных проблем для всей экономики. Потери компаний-производителей, правообладателей и бюджетов государств исчисляются миллиардами долларов.

Для эффективного решения данной проблемы необходим комплексный подход к разработке комплекса мер правового, организационного и технического характера. В Государственной Думе и Федеральном Собрании уделяется большое внимание вопросам защиты интеллектуальной собственности. Работа по совершенствованию законодательства в этой области ведется в Комитете по экономической политике и предпринимательству и других комитетах.

Анализируя размер санкций за данное правонарушение и преступление, следует отметить, что действующая система штрафов, которые начисляются за продажу подделок, малоэффективна. Предельный штраф во много раз меньше получаемой от этой незаконной деятельности прибыли, поэтому и производителям и продавцам выгоднее платить штрафы, чем прекращать торговлю контрафактом.

Тем самым УК РФ предоставляет более реальную возможность для защиты своих прав и интересов не только авторам, но и производителям, получившим права на законных основаниях.

Системная борьба с контрафактной продукцией ведется в основном по следующим направлениям:

совершенствование законодательства в области правовой охраны и защиты прав интеллектуальной собственности;

усиление мер гражданской, административной и уголовной ответственности в законодательстве РФ по пресечению контрафактных действий в сфере интеллектуальной собственности и повышение действенности и эффективности правоприменительной практики борьбы с контрафактной продукцией;

проведение проверок правоохранительными и ведомственными органами по выявлению правонарушений и преступлений в сфере интеллектуальной собственности и пресечению производства и распространения контрафактной продукции;

разработка систем идентификации и специальной маркировки легальной продукции для защиты ее от подделок;

поддержка общественных организаций, движений и самодеятельных объединений граждан, защищающих интересы и права потребителей, ведущих информирование, предупреждение, просветительскую деятельность населения по обучению его практике выявления подделок и порядке действий при употреблении опасной для здоровья продукции.

В качестве правовой базы, препятствующей распространению фальсифицированной продукции (кроме вышеперечисленных законов) необходимо назвать Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Согласно данному Закону можно сделать вывод, что государство придает огромную значимость пресечению оборота фальсифицированной продукции. Это подтверждается тем, что в качестве одной из целей принятия технических регламентов является предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В июле 2008 года представители фармацевтической компании Pfizer выступали на круглом столе «Роль государства в защите российского рынка от фальсифицированных лекарств» в Совете Федерации и на конференции, организованной Торгово-промышленной палатой РФ, которая была также посвящена борьбе с фальсифицированными медикаментами. Среди предложенных мер на круглом столе обсуждались: необходимость законодательно предусмотреть прямую ответственность за производство, введение в оборот и реализацию контрафактных лекарственных средств, разработка на нормативном уровне регламента процесса уничтожения контрафактной продукции, необходимость открытия в федеральных округах хорошо оснащенных лабораторий, которые могли бы проводить полномасштабную экспертизу поступающих на рынки лекарств и т. д.

Несмотря на то, что российское законодательство в целом соответствует международному праву в части наличия норм, направленных на защиту интеллектуальной собственности, в нем есть ряд существенных пробелов, которые затрудняют борьбу с контрафактом. Так, в Уголовном кодексе РФ содержится лишь общая норма об ответственности за нарушение прав на товарный знак. Однако отсутствуют нормы об ответственности именно за оборот фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств. В Гражданском кодексе нет ни определения незаконного использования товарного знака, ни законодательной нормы об уничтожении контрафактной продукции. Также следует отметить отсутствие необходимого законодательного регулирования интернет-торговли — основного канала, через который распространяется контрафакт на современном этапе.

Нельзя не отметить, что санкции за преступления, предусмотренные ст. 146 и 180 УК РФ, не содержат таких мер наказания, как конфискация и уничтожение контрафактных товаров, не говоря уже о материалах и оборудовании для их изготовления. Это является следствием принятия федеральных законов от 8 апреля 2003 г. № 45 «О внесении изменений и дополнений в ст. 146 УК РФ» и от 8 декабря 2003 г. № 162 «О внесении изменений и дополнений в УК РФ», которыми из УК РФ вообще исключена ст. 52 «Конфискация имущества».

Борьба с контрафактом является достаточно сложной и многоаспектной задачей. В ее решении задействованы, кроме правообладателей, органы исполнительной власти, правоохранительные органы, общественные организации и сами потребители товаров. Однако конечный результат их деятельности по пресечению контрафакции опирается на положение законодательных актов РФ по правовой охране и защите нарушаемых прав интеллектуальной собственности и санкции по привлечению к ответственности за эти нарушения.

Роль государства в сфере борьбы с контрафактом должна быть определяющей. Возможно, для решения проблемы контрафактной продукции, есть смысл запустить национальный проект, включающий комплексную пропаганду, широкое обсуждение в СМИ вопросов по защите интеллектуальной собственности, обучение и подготовку специалистов в данной области, и, самое главное, создание органа при правительстве, координирующего действия всех заинтересованных сторон в разрешении данной проблемы.

контрафактный продукция подделка защита

3.2 Рекомендации по улучшению мер и результатов в борьбе с контрафактными товарами

Исходя из предыдущего параграфа были выработаны некоторые рекомендации по данной теме:

Для подкрепления в борьбе с фальсификацией необходимо, чтобы таможенные органы получили дополнительные полномочия задерживать товар по своему усмотрению, если возникнут, хоть малейшие подозрения в том, что перед ними продукция сомнительного происхождения.

Сейчас таможенный орган, руководствуясь ст. 397 Таможенного кодекса РФ, может по заявлению правообладателя приостановить максимум на 20 рабочих дней выпуск товаров, если есть достаточные основания полагать, что они контрафактные. Нужно дополнить Таможенный кодекс РФ статьей, которая позволяет работникам таможенной службы тормозить товар на границе без заявления правообладателя, а делать это по собственной инициативе и по служебному долгу. Другими словами, таможенники будут вправе самостоятельно решать, является ли подозрительный, на их взгляд, товар, который не числится в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности, подделкой или нет. Для приостановки выпуска товара и для последующего проведения проверок достаточно только одного подозрения на незаконное использование объектов интеллектуальной собственности и наличие признаков контрафакта.

Чтобы борьба с контрафактной продукцией была наиболее эффективной, необходимо объединить и систематизировать усилия государства и правообладателей. Очень важно также привлекать внимание и повышать бдительность потребителей. Система противодействия контрафакту должна включать в себя законодательные, правоприменительные, организационные и образовательные меры, а также формирование общественного мнения. Необходимо приложить максимальные усилия по созданию обстановки непримиримости и общественного порицания фактов продажи и покупки контрафактной продукции.

Ввести так называемую систему бренд-контроля, которая распространяется фирмой. Это система контроля дает возможность не только сотрудникам правоохранительных органов, но и обычным гражданам, правообладателям, используя маркировку на упаковке через интернет либо через мобильный телефон, сверять штрих-код с базой данных конкретного производителя и получать всю полную исчерпывающую информацию. Если все правообладатели будут в базе маркированных товаров, то это позволит намного эффективнее бороться с производством контрафактной продукции и пресекать каналы ее реализации.

В настоящее время контроль Росздравнадзора на одном предприятии проводится не чаще, чем раз в три года. Эффективность такого контроля минимальная, так как средний срок действия лекарств не дольше, чем полгода. Соответственно необходимо увеличить спектр контрольно — надзорных мероприятий.

Анализируя размер санкций за ввоз и продажу контрафактных товаров, следует отметить, что действующая система штрафов, которые начисляются за продажу подделок, малоэффективна. Предельный штраф во много раз меньше получаемой от этой незаконной деятельности прибыли, поэтому и производителям и продавцам выгоднее платить штрафы, чем прекращать торговлю контрафактом. Соответственно необходимо увеличивать размер санкций за это правонарушение.

Что касается потребителей, то многие готовы покупать контрафактную продукцию, потому что легализированная продукция в разы дороже. В связи с этим необходимо снижение цен на легальную продукцию, за счет снижения налогов, создания таможенных коридоров и свободных экономических зон. Это будет способствовать уменьшению контрафактного производства, т.к. пираты в такой ситуации становятся неконкурентоспособными Выработать законодательную базу связанную с распространением контрафактной продукции через сеть Интернет Ввести в законодательство такую меру наказания как конфискация и уничтожение контрафактных товаров.

Вред, наносимый контрафактной и фальсифицированной продукцией, можно разделить на несколько групп:

ущерб экономике государства в виде не поступления налоговых и иных платежей в бюджеты государства и государственные внебюджетные фонды;

ущерб престижу страны, подрыв инвестиционного климата;

ущерб владельцам авторских прав на продукцию и прав на товарные знаки;

ущерб здоровью потребителей контрафактной и фальсифицированной продукции.

Противодействие распространению контрафактной и фальсифицированной продукции является одной из самых острых и актуальных проблем для всей экономики Для эффективного решения данной проблемы необходим комплексный подход к разработке комплекса мер правового, организационного и технического характера.

Заключение

В данной курсовой работе было изучено сущность понятие «контрафактная продукция», а именно: была раскрыта сущность контрафактного товара и методы борьбы с такими товарами, выявлены проблемы и возможные пути решения этих проблем.

Наплыв контрафактной продукции угрожает безопасности государства, лишая его огромных сумм налоговых поступлений, а также лишая бизнес значительной доли прибыли. Живучесть контрафакта в том, что потребители потакают его производству и распространению из желания купить как бы фирменное изделие, но значительно дешевле действительно фирменного. Контрафакт приносит не только экономический ущерб. Часто он угрожает здоровью людей, поэтому вопрос о борьбе с ним надо ставить решительно. К сожалению, теми силами и средствами, которыми располагают наши правоохранительные органы, невозможно ни уличить, ни наказать производителей и распространителей контрафакта.

Совсем искоренить фальсификацию не удалось еще ни в одной стране мира, но снизить масштабы бедствия можно. Способы бывают разные: от жесткого уголовного преследования, до почти незаметного воздействия на общественное мнение.

Таким образом, можно сказать, на современном этапе хоть и существуют методы борьбы с контрафактом, но не все они эффективны и требует доработки, и создания новых мер по совершенствованию контроля и борьбы за ввозом и распространением контрафактной продукции в России.

В настоящее время понятие контрафактный товар отражены и регулируются:

1. Конституцией РФ в которой, содержится ряд положений о том что интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Следующим уровнем российского законодательства в области интеллектуальной собственности представлен Гражданским кодексом РФ (часть 4);Кодексом РФ об Административных правонарушениях; Уголовным кодексом РФ и Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Таким образом, за нарушение прав интеллектуальной собственности в Российской Федерации предусмотрены уголовная, административная и гражданская формы ответственности.

В России принято немало законов, призванных защищать потребителей и производителей от пиратской и фальсифицированной продукции. Однако в законодательстве и за его пределами остаются пробелы, которые и мешают эффективной борьбе с контрафактной продукцией.

Исходя из этого, выработаны следующие практические рекомендации:

1. Для подкрепления в борьбе с фальсификацией необходимо, чтобы таможенные органы получили дополнительные полномочия задерживать товар по своему усмотрению, если возникнут, хоть малейшие подозрения в том, что перед ними продукция сомнительного происхождения.

2. Необходимо объединить и систематизировать усилия государства и правообладателей. Очень важно также привлекать внимание и повышать бдительность потребителей.

3. Соответственно необходимо увеличить спектр контрольно-надзорных мероприятий.

4. Ввести так называемую систему бренд-контроля, которая распространяется фирмой.

5. Соответственно необходимо увеличивать размер санкций за это правонарушение.

6. Необходимо снижение цен на легальную продукцию, за счет снижения налогов, создания таможенных коридоров и свободных экономических зон.

7. Выработать законодательную базу, связанную с распространением контрафактной продукции через сеть Интернет.

8. Ввести в законодательство такую меру наказания как конфискация и уничтожение контрафактных товаров.

Эффективность предлагаемых практических рекомендаций обуславливается:

1. В политической сфере:

увеличение поступлений налоговых и иных платежей в бюджеты государства и государственные внебюджетные фонды, улучшение инвестиционного климата государства.

2. В социальной сфере:

безопасность здоровья населения удовлетворенность приобретенными товарами

3. В экономической сфере:

увеличение прибыли производителей легальной, лицензированной продукции, инновационный рост национальной экономики.

1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 08.12.2011).

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

3. Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-Ф.

4. Пещеров Г. И. Система государственного и муниципального управления. Учебник. М.: Издательство МГОУ, 2009. — 617 с.

5. Радаев В. В. «Изменение масштабов и форм борьбы с контрафактной продукцией на российском рынке потребительских товаров»: — М.: RusБренд, 2010. 46с.

6. Барсукова С. Ю. «Три составных части контрафакта: подделки, серый импорт и имитаторы»: — М.: RusБренд, 2008. 10с.

7. Петров И. А. Охрана товарных знаков в Российской Федерации. М., 2012.-С.132 -138.

8. Интеллектуальная собственность. Контрафакт. Актуальные проблемы теории и практики: сб. науч. Трудов. Т. 2/ под ред. д-ра юрид. наук В. Н. Лопатина. — М.: Издательство ЮРАЙТ, 2009. — 303 с.

9. Близнец И., Завидов Б., Хохлов И. Анализ изменений к закону Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах"// ИС. 2004. № 9.

10. Юсуфов А. Борьба с правонарушениями в сфере ИС: проблемы формирования правоприменительной практики//ИС. 2008. № 12.

11. Галазова Т. Э. Рынок контрафактных товаров: экономическая организация: автореферат., Владикавказ.- 2011.-25с.

12. «Круглый стол» «Экономика и информация против контрафакта» http//uatm.com.ua/

13. Конференция: «Производители против подделок: стратегия победы» http//www.newizv.ru;

Приложение

Классификация контрафактной продукции Рис. 1

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой