Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Этно-демографические условия возникновения независимого государства Республики Косово

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апогеем этой политики стала Конституция 1974 г., по которой Косово, формально входя в состав Сербии, становилось фактически республикой со всеми атрибутами государственности: парламентом, правительством, представительством в высшем органе федерации — Президиуме СФРЮ. Таким образом, по конституции СФРЮ 1974 г. автономный край Косово не только входил в состав Социалистической Республики Сербии… Читать ещё >

Этно-демографические условия возникновения независимого государства Республики Косово (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

«Этно-демографические условия возникновения независимого государства Республики Косово«

  • План
    • Введение
    • 1. Современная демографическая ситуация
    • 2. Исторический взгляд
    • 3. Первые демографические данные
    • 4. Политические ходы Йосипа Броза
    • Заключение
    • Список использованной литературы

Введение

демография республика косово

" В истории Балкан появился новый феномен: захват территории посредством демографической экспансии. Это явление имеет место у албанцев, проживающих в Югославии и имеющих высокую рождаемость. … Исходя из тяжелых последствий этого явления, можно говорить о некоей категории демографического империализма, который осуществляется путем распространения одного народа, в данном случае албанцев, в ущерб другим народам. Оно имеет целью достижение количественного преобладания… История полна парадоксов: именно при социализме … сербы под давлением оставляют территорию, на которой жили более 1300 лет"

(Главный редактор еженедельника «НИН» в 1989 г. Джоко Стойичич).

Сегодня проблема Косово все еще остается одной из главных на Балканском полуострове. Не так давно именно демографические показатели помогли «перекроить» существующие границы суверенного государства Сербии, дабы «официально» зарегистрировать существование отдельного государства Республики Косова. Это стало не просто прецедентом в мировой истории, но и дало возможность таким регионам как Абхазия и Северная Осетия получить статус независимых республик. Сегодня эта тема остро обсуждается на западе в связи с тем, что 1 декабря 2009 г. в Гааге официально начались слушания по делу о законности отделения Косово от Сербии Сайт РБК, сама Сербия спешно выдала Гааге своего экс-генерала Ратко Младича Сайт Российской газеты, а Германия непременно требует от Сербии признания независимости Косово, как условие вступления в Европейский Союз Сайт сербского информационного агентства B92.

1. Современная демографическая ситуация

На данный момент в Косово проживают 1 825 632 человека (данные на июль 2011 г.). Данные CIA Таким образом, сегодня Косово это край с наименьшим населением в Европе, если сравнивать его как отдельное государство с другими. При этом показатель рождаемости официально составляет лишь 2,4 ребенка на женщину По данным U.S.Census Bureau.

По этнической принадлежности население Косово можно разделить следующим образом:

· Албанцы — 92%

· Сербы и остальные народы и этносы 8% (боснийцы, румыны, турки, египтяне, и т. д.).

Данные предоставлены CIA, которая, как известно, является правительственной организацией, потому достоверность фактов невозможно подтвердить или опровергнуть. Последние переписи населения в Сербии проводились в 1991 и 2002 году, но на тот момент большинство населения Косовского края отказалось принимать по причинам, которые будут пояснены далее.

Тем не менее, исторический материал дает возможность проанализировать демографическую историю развития региона.

2. Исторический взгляд

Известно, что в 6−7 веках, после Великого Переселения Народов, Балканский полуостров начинают населять славянские племена Чиркович С. М. ,"История сербов". До этого Балканы находились под властью кельтов, греков, римлян и иллирийцев. Именно в последних многие современные западные историки видят предков албанцев, прямых доказательств не существует.

Согласно основным монастырским летописям и документам сербских правителей того времени, население Косово на тот момент в большинстве своем было представлено сербами, а албанцы составляли лишь 1,8% от всего населенияDusan T. Batakovic, «Kosovo and Metohija: a historical survey» .

Известный историк Константин Иречек в своих трудах, посвященных истории Балкан, пишет, что албанцы появляются сначала в Призрене во время правления сербского правителя Стефана Душана, который носил титул «Царь и самодержец сербов и греков». Его целью было сплочение народов, во имя создания сильного независимого государства.

Оккупация этого края Османской Империи, как следствие поражения на Косовом поле в 1389 г., привела к изменениям структуры населения: теперь здесь обосновались турки, ассимилировавшиеся, прежде всего, с местным албанским населением. Началось повсеместное распространение ислама среди населения, в большинстве случаев, под давлением турецкой армии. Помимо вероисповедания, культура и образ жизни местного населения начинает меняться. У албанцев видоизменяется язык, вводится многоженство, происходит смена рода занятий: на первом месте теперь военное дело; многие албанцы добровольно вступают в турецкую армию. Благодаря этому, албанцы — единственный этнос на территории Балканского полуострова, который практически безболезненно перенес 500-летнее владычество турок. Здесь необходимо уточнить, что речь идет о том большинстве албанцев, которые приняли ислам и практически перешли на сторону турок. Более того, они снискали огромные почести со стороны Османской империи: при ее поддержке строилось огромное количество жилых зданий и мечетей, появились первые албанские школы, оказывалась всесторонняя поддержка местного населения и т. д.

В конце 17 века начинаются великие демографические перемены в Косово. Во время Австро-Турецкой войны многие сербы и албанцы, исповедующие христианство, принимают сторону Австрии, поддержав ее войско на территории Косово. Но Австрия терпит тяжелое поражение, после чего начинается массовая миграция сербов, которая известна нам как Великое Переселение Сербов. Известно, что уже в 1690 году под предводительством Патриарха Сербской Православной Церкви Арсения III, Косово покинуло около 140.000 человек.

3. Первые демографические данные

Миссионер Католической Церкви, Джордж Бианки, в 1637—1638 гг. путешествую по Косово, зарегистрировал в своих записях, что на тот момент в Джаковице, одном из городов Косово, находилось J. Radoniж," Rimska kurija i juћnoslovenske zemlje od XVI do XIX veka" :

· 26 строений Католической церкви, исключительно албанских;

· 16 строений, принадлежащих Православной Церкви, сербских;

· 250 «турецких», строений, принадлежавших мусульманам.

В восемнадцатом веке великие демографические перемены продолжаются. Во время следующей Австро-турецкой войны (1737−1739) Карл VI снова призывает христиан поддержать его армию в борьбе против «неверующих» захватчиков. На это Сербский Патриарх Арсений VI призывает сербов к походу в Косово и северную Албанию, дабы поддержать местное население и поднять его на восстание и открытую борьбу с турецкими захватчиками. Несмотря на кратковременную победу, эти территории в итоге снова оказываются под властью Османской империи, в связи с чем начинается Второе Переселение Сербов, в то время как албанское население начинает занимать все большую часть Косово и Метохии «Vojna enciklopedija». Именно в этот момент, как считают многие исследователи, албанское население численно начинает превосходить сербов.

Обратимся к статистике того времени:

1) Согласно турецкой государственной переписи населений 1873 года в трех областях Рашки проживали Dmitrij Bogdanovic, «Knjiga o Kosovu»:

· 19.564 христианских представителей мужского пола;

· 34.759 мусульманских представителей мужского пола;

2) Согласно официальным данным турецкой переписи в Косовском Вилайете в 1894 году проживало 132.134 сербов, причем S. Rizaj, Struktura stanovniљtva kosovskog valijeta u drugoj polovini XIX stoleжa, Vranjski glasnik 8:

· Близ Приштины 67.456 человек,

· Близ Печи 14.752 человек,

· Близ Нови-Пазара 35.726 человек,

· Близ Призрена 14.200 человек.

3) По данным Рашко-Призренской Епархии, в административном владении Призрены, Гниланы, Приштины, Вучитрна, Митровицы, косовских Колашина и Печи в 1899-м было в общей сложности 10.331 сербских домов Книга Бранко Перуничића — «Писма српских конзула из Приштине 1890−1900».

Двадцатый век становится определяющим в истории Косово. Британский журналист, Генри Брейсфорд, уже в 1906 году пишет, что две трети косовского населения представлено албанцами, и менее одной трети — сербами H. N. Brailsford, Macedonia, Its Races and Their Future. По данным турецкой статистики за 1911 год в Косовском Вилайете, который на тот момент охватывал некоторые части современных Сербии и Македонии, проживало 912.902 жителя, из которых ASHRSH, fund MKK. D-7, doc. 707 936. Turkish statistics of 1911:

· 743.040 — албанцы;

· 106.209 — сербы;

· 53.396 — болгары;

· 20.009 — евреи;

· 5.043 — румыны.

Немецкий ученый Густав Вейганд, посвятивший себя изучению Балкан, приводит следующие статистические данные, основанные на довоенном исследовании в 1912 году Густав Вайганд, Этнография Македонии, Лейпциг :

· Область Приштины: 67% албанцев против 30% сербов

· Область Призрена: 63% албанцев против 36% сербов

· Область Вучитрна: 90% албанцев против 10% сербов

· Область Урошевца: 70% албанцев против 30% сербов

· Область Митровицы: 60% сербов против 40% албанцев

· Метохия и Джаковица: все население исключительно албанцы.

Здесь необходимо отметить, что косовские мусульмане (в основном это боснийцы, хорваты и турки), говорившие на сербско-хорватском языке в то время причисляли себя к сербам, а не обозначали себя как иную этническую группу. По данным Исторического института в Приштине, албанцы к 1912 году в Косовском Вилайету, без учета санджака Скопье, составляли 79,1% населения Исследования Исторического Института Приштины.

В 1918 г. В результате объединения югославянских земель (Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Далмация, Воеводина), принадлежавших распавшейся осенью того же года Австро-Венгрии, с королевствами Сербией и Черногорией, возникает Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Косово также попадает в состав Королевства, как сербская земля, после чего начинаются массовые депортации албанского населения. Согласно официальным документам сербского министра иностранных дел, в период с октября 1912 по август 1914, 281.747 человек, в том числе и детей в возрасте до шести лет, было депортировано, в основном, в Турцию Dokumenti o spoljnoj politici Kraljevine Srbije 1903;1914, knj. VII, sv. 1.. В этот же момент сербы и черногорцы начинают возвращаться в Косово Dr Branko Babiж, «Politika Crne Gore u novoosloboрenim krajevima 1912;1914», .

По данным переписи 1921 года на территории Королевства СХС, в Косово, на тот момент проживало 439.010 человека, из них можно выделить следующие группы:

— по вероисповеданию:

· Мусульмане — 329.502 (около 75% населения)

· Православные — 93.203

· Католики — 15.785

— по тому языку, на котором изъяснялись:

· Албанский — 288.907 (65,8% населения)

· Сербско-хорватский — 114.095 (26%)

· Турецкий — 27.915 (6,4%)

Население Косово в 1920 г. при этом уменьшилось на 36.000 человек, по сравнению с 1910 г Dmitrij Bogdanovic, «Knjiga o Kosovu». Согласно некоторым расчетам, учитывая факторы рождаемости и смертности, т. е. естественный прирост населения, население «потеряло» около 150.000 жителей Там же.

Следующая перепись населения на территории Королевства СХС проводится уже в 1931, и согласно ее данным, на территории Косово проживало уже 552.064. Населения исповедовало следующие религии:

· Ислам — 379.981 человек (68,83%)

· Православие — 150.745 человек (27,31%)

· Католицизм — 20.568 человек (3,73%)

· Остальные — 770 человек Историк Иво Банац, тем не менее, считает, что данные официальной переписи не точны, так как, согласно его исследованиям, на тот момент в Косово уже проживало от 800.000 до 1.000.000 албанцев Ivo Banac, The national question in Yugoslavia: origins, history, politics.

Следующая перепись проводится уже после Второй Мировой Войны, в 1948 г., в Социалистической Федеративной Республике Югославия. Было установлено, что численность населения на территории Косово составляет 727.820 человека, из которых:

· Албанцы — 498.242 человек (68.46%)

· Сербы — 171.911 человек (23.62%)

· Черногорцы 28.050 человек (3.86%)

· Румыны 11.230 человек (1.54%)

· Хорваты 5.290 человек (0.73%)

· Турки 1.315 человек (0.18%)

· Македонцы 526 человек (0.07%)

· И остальные — 11.256 человек.

В 1953 году, во время проведения очередной переписи, замечен скачок количества турок среди населения Косово. Население края, которое составляло на тот момент 808.141 человек, было структурировано следующим образом:

· Албанцы 524.559 человек (64,91%)

· Сербы 189.969 человек (23,51%)

· Турки 34.583 человек (4,28%)

· Черногорцы 31.343 человек (3,88%)

· Хорваты 6.201 человек (0,77%)

· Все остальные — 32.020 человек

Следующая перепись населения 1961 года показывает, что в Косово проживало уже 963.959 человек, из которых:

· Албанцев — 646.604 человек (67.08%)

· Сербов 227,016 человек (23.55%)

· Черногорцев 37,588 человек (3.9%)

· Мусульман (!)8,026 человек (0.83%)

· Хорват 7,251 человек (0.75%)

· Югослав 5,203 человек (0.54%)

· Румын 3,202 человек (0.33%)

· Македонцев 1,142 человек (0.12%)

· Словенцев 510 человек (0.05%)

· Венгров 210 человек (0.02%)

Из статистики ясно видно, что, несмотря на меры, принятые в начале 20 века, по выселению албанцев за пределы Косово, количество их в Косово с годами лишь увеличивалось. Здесь необходимо упомянуть о действиях, собственно, сербской власти, точнее Йосипа Броза, более известного как Тито.

4. Политические ходы Йосипа Броза

Придя к власти после Второй Мировой Войны, Йосип Броз Тито издает закон, в соответствии с которым разрешается дальнейшее проживание переселенных албанцев. По тому же закону сербам и черногорцам запрещается возвращение в свои имения. Тех, которые решали вернуться подвергали гонению. И это еще не было завершающим моментом переселения албанцев в эту область.

Среди кардинальных ошибок допущенных руководством Югославии после Второй Мировой Войны, последствия которых ощущаются до сих пор, являются следующие действия:

· не была проведена перепись албанского населения в Косово, которые переселились из Албании;

· до марта 1949 года была открыта югославско-албанская граница (Тито планировал создать балканскую федерацию).

Для обоснования дружбы между Тито и Энвер Ходжей был разработан проект унификации отношений между Югославией, Албанией и Болгарией, что способствовало переселению в Косово еще примерно 60 тыс. албанцев в период с 1945 по 1948 год. Среди них были и так называемые ''политические эмигранты'', бежавшие из Албании, и поддерживаемые Иосифом Сталиным в противостоянии Тито.

Вместо того, чтобы депортировать оккупационное население на его этническую родину, как это сделали с немецким населением в 1945;1946 гг. правительства Польши и Чехословакии, Йосип Тито ударился тогда в проалбанско-автономистические эксперименты над землей Косово и Метохия. Таким образом уже в 1945 году Косово и Метохия стала автономной областью.

Объективно Албания 1939;1944 гг. такая же «держава оси», как и Венгрия, Румыния, и должна была понести аналогичные санкции. Однако албанцы не только сохранили границы своей страны, но и получили автономию Косово и Метохия в исконно сербском крае.

Позднее, когда была закрыта албанско-югославская граница, Тито и в дальнейшем настаивает на переселении албанских семей. В то же время проводится интенсивная программа выселения сербов из Косово и Метохии.

Двучленное название Косово и Метохия в 1968 году албанскими коммунистическими лидерами трансформировалось в Косова. Об изменении названия этого сербского края с тогдашним руководством Сербии никто и не проконсультировался. Оно и не знало, чего тем самым добиваются албанцы.

Волна беспорядков и вандализма захватил не только городские, но и сельские районы по всему Косову и Метохии, что усилило отток сербского населения в центральные части Сербии. Опустели 800 сербских и черногорских поселков на территории Косова и Метохии, заселенные впоследствии албанцами. Албанизации этого края во многом способствовал и внешний фактор.

Югославские власти во главе с Тито-Карделем-Бакаричем (то есть без единого серба в высшем руководстве после ухода Ранковича в 1966 году) ничего не предприняли, чтобы остановить массовый исход сербского населения из Косово, а все, кто пытался говорить об этом, обвинялись в ''сербском национализме'' и подвергались жестоким репрессиям. Следует подчеркнуть, что в соответствии со сталинским учением о решении национального вопроса в многонациональных государствах подчеркивалось и то, что национализм самой большой нации считался угрозой для всего содружества и его внутреннего равновесия, тогда как национализм малых наций, по сути дела, помогал федеральной верхушке сохранять равновесие своей власти.

Следует подчеркнуть, что после ухода А. Ранковича со своего поста, албанцы явно осмелели, их национализм стал воинственным и непримиримым. Они почувствовали себя победителями по отношению к сербам. В 70-е годы участились случаи, когда вокруг сербского населения создавалась нетерпимая обстановка, и сербы вынуждены были бросать свое имущество и бежать в Сербию. Извне шло вмешательство, поддержка сецессионистов, призывы к бунту и подрыву сербского государства Сайт Косовская Правда.

Между 1971 и 1981 годами, годами переписей населения, 50 тыс. сербского населения покинуло Косово Gerard Baudson. The new word order and Yugoslavia.. Согласно полученным благодаря этой переписи данным, на тот момент на территории Косово проживало уже 1.226.736 албанцев и 209.498 серба.

При Тито было запрещено само упоминание «тихой этнической чистки». Попытки развязать косовский узел шли в русле удовлетворения амбиций албанской общины — непрерывное повышение статуса края, облегчение контактов с Албанией, допуск албанских преподавателей, воспитывавших молодежь в «велико-албанском» духе, и т. п.

Апогеем этой политики стала Конституция 1974 г., по которой Косово, формально входя в состав Сербии, становилось фактически республикой со всеми атрибутами государственности: парламентом, правительством, представительством в высшем органе федерации — Президиуме СФРЮ. Таким образом, по конституции СФРЮ 1974 г. автономный край Косово не только входил в состав Социалистической Республики Сербии, но также являлся и субъектом в рамках Югославии. Более того, краевые органы власти получили право вето в вопросах собственно Сербии. Это право было односторонним — Белград фактически не имел рычагов влияния на власти Косово, хотя бюджет края состоял в основном из республиканских дотаций. Но даже это не решило главных проблем и не улучшило взаимоотношения общин. Массированные вливания последних десятилетий из югославских и сербских фондов использовались местными албанскими властями крайне неэффективно — в основном на создание и поддержание престижных объектов.

Косово приобрело статус автономной республики с албанской администрацией и школами, в которых началось обучение на албанском языке. Колледж в Приштине получил статус университета. Ему также было разрешено приглашать преподавателей из самой Албании. К 1981 году в Приштине училось 51 тыс. студентов, то есть треть всего населения города. Все это, в конечном итоге, открыло дорогу сепаратистскому движению.

Уже в 1981 году началась кампания за отделение Косово и присоединение его к Албании. В марте 1981 года произошли беспорядки в Приштинском университете, которые затем распространились на все Косово. Результат — девять убитых и двести раненых. Террор против сербов, развязанный албанцами Косово в 1985 году, привел к бегству сербского населения в центральные районы Сербии.

В условиях демографического взрыва (среднестатистическая семья косовских албанцев в 1981 г. состояла из 6−9 человек) и перенаселения в самом отсталом регионе Югославии албанские кланы избрали тактику непрерывного выдавливания из Косова сербов и черногорцев.

В результате Косово стало почти моноэтнической территорией, что давало лидерам албанского национального движения козырь в их требованиях национального самоопределения.

Следует подчеркнуть, что на протяжении последних трехсот лет процент сербского населения — сокращался, а албанского населения в крае неуклонно рос: албанская женщина в среднем рожает семерых детей. Как здесь не вспомнить высказывание Ясира Арафата, назвавшего секретным оружием ООП — палестинскую женщину.

В апреле 1987 года 60 тыс. косовских сербов подписали петицию, в которой призвали белградское правительство положить конец тому, что они назвали геноцидом. И когда полиция арестовала одного из лидеров этого движения протеста, в Приштине произошли серьезные беспорядки, которые по телевидению увидела вся Югославия. Циничное заявление руководителя косовских албанских коммунистов Фадила Хокхси подлило масла в огонь, усугубив страх и гнев сербов. В ответ на жалобы о многочисленных случаях изнасилования сербок, Хокса пошутил, что сербкам надо меньше заниматься проституцией Ричард Уэст. «Иосип Броз Тито — власть силы». Именно в этот момент на сцену в качестве защитника косовских сербов впервые выступил Милошевич.

24 апреля 1987 года на историческом Косовом Поле председатель Союза коммунистов Слободан Милошевич выступил на многотысячном сербском митинге:

''Я хочу вам сказать, товарищи, что вы должны оставаться здесь. Это — ваша земля, это — ваши домашние очаги, ваши поля и сады, это — ваша история. Вы не должны оставлять эту землю только потому, что жизнь здесь трудна, потому, что вы подвергаетесь унижениям. Сербы и черногорцы никогда не пасовали перед трудностями, никогда не отступали в часы сражений. Вы должны оставаться здесь — во имя ваших предков и ваших потомков. Югославия не существует без Косова! ''

Обострение отношений в Косове стало в конце 80-х годов прологом в драме распада Югославии. Ликвидация в 1989 году албанской автономии в Косово вряд ли кого-то должно смущать, ибо это внутреннее дело суверенного государства. Конституционная реформа 1989 г. лишила Косово элементов государственности, а центр приобрел больший контроль над деятельностью местных властей. Однако в новой конституции Сербии, принятой в 1990 г. и вступившей в силу 28 сентября 1990 года, в разделе, посвященном территориальному устройству, определяется статус автономных округов — Косова и Метохии, а также Воеводины. Оба эти образования имеют лишь внутриреспубликанский статус и не являются субъектами государственных и политических отношений в рамках созданного после распада СФРЮ нового государственного образования — Союзной Республики Югославии. По сравнению с полномочиями автономий в рамках СФРЮ, их полномочия сильно урезаны: ликвидированы законодательные и исполнительные органы власти, осталась лишь территориальная и культурная автономия. Тогда же край Косово получил старое название Косово и Метохия — последнее слово, происходит от греческого «метох» (посад, имение), которое должно было напоминать албанцам, что это сербская земля, где зародилось сербское государство.

Нужно подчеркнуть, что на территориальную и культурную автономию Косова Белград не посягал и права албанской общины не ущемлял. По сути, конституционная реформа, инициируемая Слободаном Милошевичем, исправляла ошибки Тито и ликвидировала правовой беспредел в Косово.

Стоит уточнить, что в 1991 г. албанцы, составлявшие большинство на территории Косово, открыто бойкотировали проведение переписи населения. В 2006 году отдельные исследователи отмечают, что вероятно число проживающих на территории Косово составляло уже 2.100.000 человек, из которых более 90% являются албанцами. Несмотря на такую агрессивную политику поведения со стороны албанцев, местные сербы не оставляют своих мест. Они не участвуют в работе местных политических и общественных институтов, они образуют свои собственные анклавы и подчиняются лишь решениям и законам Сербии.

Оливер Иванович, сербский чиновник, который занимается вопросами Косово, говорит, что на территории Косово проживает не более 100.000 сербов. Он также подчеркивает, что косовские сербы наверняка откажутся участвовать в официальной переписи 2011 года, опасаясь подмены результатов, добавляя, что на самом деле на территории Косово проживает не более 1.700.000 албанцев The Economist, 12/11/2009. Напомним, что официально, согласно исследованиям европейских демографов, за последнее десятилетие рождаемость в Косово лишь падает.

Заключение

Несмотря на то, что независимость Косово признана большинством стран Евросоюза, а также США, такие мощные геополитические игроки, как Россия и Китай, считают декларацию независимости Косово нелегитимной, поддерживая позицию Сербии. Правда, не так давно постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин дал понять, что Москва может пересмотреть свое мнение, однако лишь в том случае, если Сербия решит стать членом Североатлантического альянса. Что касается Китая, то в обозримом будущем его позиция останется твердой, поскольку в Пекине явно не заинтересованы в поощрении сепаратистских настроений в Тибетском и Синьцзян-Уйгурском автономных районах. Из стран Евросоюза Косово отказываются признавать Кипр, Греция, Румыния, Словакия и Испания — у некоторых из них есть на это принципиальные основания, также основанные в первую очередь на этно-демографических показателях. Можно лишь надеяться, что Гаагский суд будет рассматривать не сухие цифры статистических показателей, а всесторонне исследовать вопрос.

1. Сайт РБК (www.rbc.ru/rbcfreenews/20 100 409 015 013.html)

2. Сайт Российской Газеты (http://www.rg.ru/2011/06/02/tribunal.html)

3. Сайт сербского информационного агентства B92 (http://www.b92.net/info/vesti/index.php?yyyy=2011&mm=06&dd=22&nav_category=1262&nav_id=520 595)

4. CIA (https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/kv.html)

5. U.S.Census Bureau (http://esk.rks-gov.net/rekos2011/?cid=2,40,265)

6. История сербов, Чиркович С. М., пер. с сербско-хорв., изд. Весь мир, 2009, 448 с.

7. Dusan T. Batakovic, «Kosovo and Metohija: a historical survey» (www.kosovo.net/sk/rastko-kosovo/istorija/kosovo_migrations/mk1.html)

8. J. Radoniж, Rimska kurija i juћnoslovenske zemlje od XVI do XIX veka (стр. 106−108.), Белград, 1950

9. Vojna enciklopedija, Белград, 1972, 4 том, стр. 655

10. Dmitrij Bogdanovic, «Knjiga o Kosovu», Beograd, 1986

11. S. Rizaj, Struktura stanovniљtva kosovskog valijeta u drugoj polovini XIX stoleжa, Vranjski glasnik 8 (1972), стр. 95−110

12. Книга Бранко Перуничића — «Писма српских конзула из Приштине 1890−1900», «Никола Пашић», Београд, 1998

13. H. N. Brailsford, Macedonia, Its Races and Their Future, London, 1906

14. ASHRSH, fund MKK. D-7, doc. 707 936. Turkish statistics of 1911

15. Густав Вайганд, Этнография Македонии, Лейпциг, 1924.

16. Публикация Исторического Института Приштины (www.kosova.com/arkivi1997/expuls/chap1.htm)

17. Dokumenti o spoljnoj politici Kraljevine Srbije 1903;1914, knj. VII, sv. 1. Белград, 1980, стр. 617−618

18. Dr Branko Babiж, Politika Crne Gore u novoosloboрenim krajevima 1912;1914, Титоград (Подгорица), 1984, стр. 267−277

19. Dmitrij Bogdanovic, Knjiga o Kosovu, Beograd, 1986

20. Ivo Banac, The national question in Yugoslavia: origins, history, politics, Cornell University Press, 1984. Стр. 307−328

21. Сайт Правда Косово (www.kosovo.ws)

22. Gerard Baudson. The new world order and Yugoslavia. Publishing company «ING-PRO» .- 1997. — стр.123

23. Ричард Уэст. «Иосип Броз Тито — власть силы», Смоленск, изд. Русич. 1997. — С.421

24. The Economist, 12/11/2009 (www.economist.com/world/europe/displaystory.cfm?story_id=14 870 080)

25. Branislav Nusic, «Kosovo: Opis zemlje i naroda (Biblioteka Bastina)», Prosvet, 1986

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой