Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Специфика проявления психологических закономерностей общения в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел (ОВД)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современной психологии существуют разные подходы к проблеме сущности процесса общения. Так, например Ч. Осгурд рассматривает общение как интериндивидуальный процесс, сводящийся к обмену информацией, к передаче чего-то кому-то (например, знаний, социального опыта и т. д.). Согласно взглядов М. Аргайла, Т. Шибутани общение сводится к коммуникации, обмену информацией и интеракции, то есть… Читать ещё >

Специфика проявления психологических закономерностей общения в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел (ОВД) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Специфика проявления психологических закономерностей общения в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел (ОВД) Содержание Введение

1. Содержание, структура и функции общения

2. Специфика профессионального общения в деятельности сотрудника органа внутренних дел, психологические условия осуществления эффективного общения с различными категориями граждан. Трудности в общении сотрудника ОВД с различными категориями граждан 5

Заключение

Список использованной литературы

Актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности у сотрудников органов внутренних дел в процессе их профессиональной подготовки очевидна.

Как известно современная психология представляет собой обширную систему знаний о поведении человека и групп людей. Имеющиеся в ее распоряжении психотехнологии позволяют решать многие практические вопросы, в том числе в сфере правоохранительной практики. Однако следует отметить, что совершенно по-новому проблема совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ОВД рассматривается в настоящее время. Реалии таковы, что на первое место в сегодняшнем настоящем выходят вопросы связанные не просто с профессиональной осведомленностью и подготовленностью сотрудников ОВД, а с их профессиональной компетентностью и профессиональной культурой. Исследования и практика показывают, что не все сотрудники правоохранительных органов, и более того многие молодые милиционеры не обладают достаточной коммуникативной компетентностью, что выступает фактором, негативно влияющим на имидж органов внутренних дел, снижает результативность их деятельности.

1. Содержание, структура и функции общения Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредственным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационным или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость и т. п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки.

Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

Функции общения. Признание самодостаточности и самоценности общения предполагает более широкий взгляд на функции общения, предполагающий не только обеспечение деятельности, но как средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Структура общения. Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру с тем, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Все эти три стороны выступают как раскрытие субъективного мира одного человека по отношению к другому. Однако это раскрытие в каждой из сторон процесса общения имеет свою специфику [3, c. 79−81].

Так, коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно — коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности, для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, то есть в условиях непосредственного контакта между людьми.

2. Специфика профессионального общения в деятельности сотрудника органа внутренних дел, психологические условия осуществления эффективного общения с различными категориями граждан. Трудности в общении сотрудника ОВД с различными категориями граждан В силу специфики правоохранительной деятельности, сотрудникам милиции приходится часто взаимодействовать с различными категориями граждан, находить общий язык с лицами, не склонными к контактам с представителями правоохранительных органов. Выполняя служебные и оперативные задачи, сотрудникам милиции, часто приходится сталкиваться с необходимостью решать проблемные вопросы, находить выход в экстремальной ситуации, противостоять не просто преступникам, а хорошо вооруженным и организованным преступным группам.

Противостоять криминальным элементам, успешно решать поставленные задачи, поддерживать и усиливать положительный имидж сотрудника милиции у населения, по нашему мнению, могут и современные специалисты органов внутренних дел; не все, но те у кого сформировано высокое чувство ответственности, любовь к работе и Родине, кто не формально, а с душой и систематически стремиться повысить свою профессиональную культуру.

Именно в этой связи, к сотрудникам милиции, обществом и государством выдвигаются высокие требования, как к личности, так и к качеству и результативности их профессионального труда. В этой связи сотрудник милиции должен уметь:

— адекватно ориентироваться в ситуациях профессионального общения;

— грамотно осуществлять рефлексивное управление;

— качественно устанавливать психологический контакт с гражданами, представляющими профессиональный интерес;

— эффективно оказывать правомерное психологическое воздействие;

— четко управлять ходом развития общения с гражданами;

— грамотно и уверенно выступать на публике, вести дискуссии;

— умело владеть психотехникой саморегуляции и эмоциональной разгрузки [6, c. 44−45].

Указанные нами психотехники выступают структурными элементами коммуникативной компетентности сотрудников ОВД. Раскрытие ее сущности и путей формирования коммуникативной компетентности у сотрудников милиции выступают одной из целевых установок настоящей лекции.

Общение как объект анализа и научного исследования выступает наиболее часто не только в прошлом, но и в настоящем. Исследователями предложены самые различные концепции и подходы, описывающие сущность, содержание, структуру, этапность, средства, стратегии и многое др. Однако и сейчас общение как явление, процесс и результат во многом остается «терра-инкогнито» и вызывает неизменный интерес.

В современной психологии существуют разные подходы к проблеме сущности процесса общения. Так, например Ч. Осгурд рассматривает общение как интериндивидуальный процесс, сводящийся к обмену информацией, к передаче чего-то кому-то (например, знаний, социального опыта и т. д.). Согласно взглядов М. Аргайла, Т. Шибутани общение сводится к коммуникации, обмену информацией и интеракции, то есть взаимодействию. Многие отечественные исследователи Г. М. Андреева, Б. Д. Парыгин и др. рассматривают «общение» как трехсторонний процесс (коммуникативный, интерактивный и перцептивный). Наиболее общепринятым в нашей стране, выступает определение общения данное А. А. Леонтьевым — общение есть процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении [7, c. 90].

Рассматривая общение, выделяют ряд аспектов: содержание, цель, средства, и структура общения. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения — информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного субъекта к другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т. д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде окружающей или социальной среде.

Цель общения — отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому (средства бывают вербальные и невербальные). Кодирование информации — это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Структура общения. К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в выработке единой стратегии взаимодействия между участниками общения (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Прочтение за физическими чертами человека его психологических свойств или качеств [3, c. 62−64].

Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее.

1. Коммуникативная сторона общения.

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами — субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т. е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Наиболее характерными являются: замещающе-искажающий барьер, фонетическое непонимание, стилистический барьер, логический барьер, социально-культурные различия и др.

Сама по себе исходящая от сотрудника милиции (коммуникатора) информация может быть побудительной (приказ, требование, совет, просьба высказывание рассчитано на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение — фиксация промежуточного или финального состояния дел, какой-либо человеческой активности).

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т. е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации — на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации как «говорение» и «слушание». «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Как известно общение осуществляется по поводу того или иного предмета, характер общения определяется открытостью или закрытостью предметной позиции. Здесь принято выделять два типа взаимодействий — кооперация и конкуренция, которые в достаточно полной мере проявляются в деятельности почти всех сотрудников ОВД.

Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. При этом такое общение характеризуется определенной открытостью позиции, которая рассматривается как способность выразить свою точку зрения на предмет и готовность учесть позиции других.

Конкуренция (от лат. concurrere) соперничество на каком-либо поприще, между отдельными лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели каждый для себя лично. Для данного вида взаимодействия характерна закрытость позиции которая рассматривается как неспособность или нежелание раскрывать свои позиции, свою точку зрения на предмет общения.

Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт.

В отечественной психологии конфликт рассматривается как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Сущность конфликтного взаимодействия это межличностное или межгрупповое противоборство, основанное на осознанном каждой из сторон противоречии.

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация, включающая: противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу; противоположные цели и средства достижения целей; несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

Типичными ошибками поведения, при конфликтном взаимодействии являются:

— отстаивание своей точки зрения, без попыток разрешить проблему;

— реализация прямолинейного поведения, отсутствие попыток изменить тактику, переключиться на другое;

— нетерпимость к инакомыслию, отсутствие желания или возможности понять позицию оппонента;

— стереотипное мышление, стремление решать новые проблемы, в рамках существующих традиций, норм;

— создание препятствий для свободной дискуссии, изложения своего мнения, излишняя критика и др.

В конфликтной ситуации сотруднику ОВД не рекомендуется:

— критически оценивать оппонента;

— приписывать ему низменные или противоправные намерения;

— демонстрировать знаки превосходства;

— обвинять и приписывать ответственность только партнеру;

— игнорировать интересы других участников деятельности;

— уменьшать заслуги партнера, его вклад в совместный результат.

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, и состоит из следующих этапов:

1) Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

2) Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

3) Обсуждение интересующей проблемы.

4) Решение проблемы.

5) Завершение контакта (выход из него).

Спецификой взаимодействия является то, что каждый его участник сохраняет свою автономность и может обеспечить саморегуляцию своих коммуникативных действий.

Для того, что бы общение было более эффективным, диалогическим, необходимо соблюдать некоторые условия:

1) равенство психологических позиций субъектов взаимодействия независимо от их социального статуса;

2) равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга;

3) равенство в психологической взаимоподдержке.

3. Перцептивная сторона общения Перцепция (от лат. perception — восприятие) — процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. В связи с тем, что воспринимаются социальные объекты, то принято говорить о «социальной перцепции». Даная категория впервые была введена американским психологом Дж. Брунером, который обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизнедеятельности социально-психологические механизмы восприятия. В своих исследованиях он установил, что восприятие как предметов, так и людей зависит от:

индивидуально-личностных факторов;

социально-культурных факторов (социальное происхождение, социальный статус человека).

Социальное восприятие выступает как процесс формирования целостного образа другого человека, на основе оценки его внешних признаков и соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого партнера и интерпретацию на этой основе его поступков. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе профессионального общения, так как от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий в совместной деятельности.

Сотруднику милиции чтобы предвидеть результаты межличностного восприятия, необходимо учитывать различные «эффекты», вызываемые партнером по общению. Например, эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке, когда общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Эффект ореола заключается в том, что новая информация, получаемая сотрудником милиции об интересующем человеке, накладывается на ранее созданный образ, который выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления у воспринимаемого человека.

С «эффектом ореола» тесно связаны эффекты «первичности» и «новизны». Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации об интересующем человеке для составления представления о нем. Так например, первое впечатления о незнакомом человеке обычно соответствуют порядку предъявления информации. Установлено, что первая информация о человеке, запоминается прочнее, чем любая последующая и она как бы упреждает другую. Такой механизм восприятия получил название «эффекта первичности» и был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимался незнакомый человек. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека, с которым не было встреч длительное время, действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, то есть более новая информация оказывается наиболее значимой.

Таким образом, можно констатировать, что перцептивная составляющая процесса общения в профессиональной деятельности сотрудников милиции может быть направлена на решение следующих задач:

· формирование первого впечатления у контактирующей, с сотрудником милиции стороны

· формирование понимания содержания межличностного восприятия;

· устранение помех и «эффектов» затрудняющих адекватное восприятие сотрудника милиции;

· содействие установлению взаимопонимания;

· учет динамики проявления факторов и социальных явлений негативно отражающихся на уровне взаимопонимания партнеров по контакту;

· обеспечение влияния участников совместной деятельности друг на друга.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

Предпочитаемый стиль общения сотрудника милиции с гражданами, представляющими профессиональный интерес, существенно детерминирует их поведение в ситуации контакта, затрудняя его или наоборот делая его более успешным. Под стилем общения понимают внутреннюю готовность человека использовать имеющиеся способы и приемы взаимодействия в той или иной ситуации.

Выбор и реализация в практических действиях того или иного стиля общения определяется многими факторами: личностными особенностями человека, его мировоззрением и положением в профессиональной группе и в обществе в целом.

Как известно, в правоохранительной деятельности реализуются «субъект-субъектные» отношения. Поэтому решение правоохранительных задач невозможно без организованного и эффективного общения работников органов правопорядка с гражданами, руководителей и подчиненных, представителей различных подразделений ОВД. В этой связи под профессиональным общением работников милиции, мы понимаем — процесс специально организованного взаимодействия людей (руководителей и подчиненных, работников, равных по должностному положению, сотрудников и граждан, сотрудников и правонарушителей), обусловленный профессионально значимыми целями, предполагающими персональную ответственность за их реализацию. Цели профессионального общения определяются характером и ситуациями профессиональной деятельности, их достижение или не достижение указывает на уровень коммуникативной компетентности специалиста, о качестве выполнения им своих служебных функций.

Можно условно выделить две разновидности профессионального общения: внутриорганизационное общение (общение с коллегами и руководителями органов правопорядка) и внеорганизационное профессиональное общение (общение с гражданами, правонарушителями, представителями органов власти и т. д.). Безусловно, существует специфика в этих видах общения, но есть и общие психологические закономерности.

Другой разновидностью профессионального общения сотрудников милиции, выступает подход, предложенный отечественными исследователями. Так, сотруднику милиции в процессе профессиональной деятельности приходится строить общение со следующими группами граждан:

1) ранее судимые лица;

2) несовершеннолетние;

3) верующие;

4) иностранные граждане;

5) лица, покушавшиеся на самоубийство; 6) психически неполноценные люди;

7) лица, находящиеся в состоянии психического возбуждения; 8) лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения и хронические алкоголики,

9) наркоманы.

Важной особенностью профессионального общения сотрудников милиции является то обстоятельство, что оно может осложняться теми или иными трудностями, различными факторами деятельности. К числу основных трудностей внутриорганизационного общения следует отнести:

— перегруженность поручениями (в том числе и несвойственными выполняемым по должности обязанностям);

— отсутствие четкой регламентации взаимодействия и неопределенность должностных обязанностей работников;

— различные интересы у взаимодействующих должностных лиц;

— недостаточная профессиональная подготовленность к совместной работе;

— функциональная обособленность отдельных работников и подразделений.

Указанные трудности нередко ведут к противоречиям, разногласиям и конфликтам между взаимодействующими работниками органов правопорядка.

Заключение

Таким образом, с одной стороны, имеется насущная проблема формирования коммуникативной компетентности у сотрудников милиции в процессе их профессиональной подготовки; с другой стороны, не все методические рекомендации по формированию у сотрудников подразделений и служб ОВД профессиональных умений и навыков, необходимых элементов профессиональной (в том числе и коммуникативной) компетентности, реализуемы в условиях служебной подготовки (обучения без отрыва от профессиональной деятельности).

В связи с вышеперечисленным можно заключить, что сотруднику милиции решая профессиональные задачи, довольно часто приходится вступать в различные контакты с различными категориями граждан. Эффективность таких контактов зависит от психологической подготовленности специалиста, его вооруженности и готовности применять имеющиеся знания и умения в ситуациях профессионального общения.

орган внутренний психологический общение

1. Аминов И. И. и др. Психология для юристов. Учебник. — М.: Омега, 2005.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: «Аспект Пресс», 2004.

3. Караяни А. Г., Цветков В. Л. Психология профессионального общения и психология переговорного процесса в экстремальных условиях. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

4. Караяни А. Г., Цветков В. Л. Экспериментальная юридическая психология. Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

5. Лебедев И. Б., Родин В. Ф. Рыбников В.Ю. Мариновская И. Д., Цветков В. Л. Юридическая психология. Учебник / Под общ. ред. В. Я. Кикотя. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

6. Цветков В. Л. Конфликтология. Уч. пособие. — М., 2004

7. Цветков В. Л., Юридическая психология. Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ ДАНА, 2009.

.ur

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой