Учреждения дефектологической ориентации собирают детей с физическими и умственными недостатками. Педагоги-дефектологи в них обладают навыками работы со слабовидящими, слабослышащими, умственно отсталыми детьми.
Внутри школы аномальные дети чувствуют себя хорошо, с ними умеют правильно обращаться и нагружают в соответствии с возможностями, тем более что нормативы их содержания повышены и воспитанники находятся в щадящей обстановке весь день. Проблемы социальной поддержки, когда возникает необходимость вмешательства КДН, связаны с поступлением в школу и выпуском из нее. Особенно это касается умственно отсталых детей, инвалидность которых не столь очевидна, как при наличии физического дефекта.
Не всем хватает мест во вспомогательных школах, и часто умственно отсталые дети остаются в коллективе общеобразовательной школы. Судьба их незавидна. В больших городах их еще можно собрать в отдельные классы с коррекционной программой обучения[1], но в небольших населенных пунктах им приходится особенно трудно. Комплекс чужака, неумехи тяжелым грузом ложится на неокрепшую психику, и такие дети нередко пополняют ряды «уличного племени». Без помощи и поддержки со стороны КДН (если к этому добавить, что и родители таких детей бывают нередко социально неблагополучными), они почти неизбежно оказываются среди аутсайдеров.
Проблемы социальной адаптации выпускников без поддержки со стороны общества и государства тоже не решаются. И дело даже не в том, что в наше время осталось мало примитивных работ. Они есть, но почти исчезли массовые формы труда, где можно не задумываясь делать как все. От каждого трудящегося требуется личная инициатива и самоорганизация, а это-то и есть самое уязвимое место умственно отсталого человека. Дисциплина без надсмотрщика, удерживающего от соблазна отвлечься и сплутовать, не дается, и подросток быстро оказывается за воротами.
На плечи КДН ложится не прямая ответственность, но моральный долг — поставить вопрос об организации реабилитационных центров, способных довести до конца работу вспомогательной школы и завершить ее формированием у подростка устойчивых профессиональных навыков. И хотя вроде бы это и не имеет отношения к профилактике отклоняющегося поведения, на самом деле именно социальная дезорганизация умственно неполноценных людей в период адаптации к самостоятельной жизни — одна из серьезнейших предпосылок преступности, проституции и наркотизма.
- [1] См.: Положение о классах компенсирующего обучения в общеобразовательнойшколе // Вестник образования. 1992. № 11.