Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Изучение понятия государственного права и основных его составляющих

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Некоторые государствоведы представляют различные соображения в оправдание принадлежности верховной власти одному физическому лицу, говорят, например, что это лицо принадлежит обыкновенно к той же национальности, к какой принадлежит и народ, исповедует господствующую религию, говорит на том же языке, проникнуто господствующими в народе убеждениями и воззрениями, одним словом, является сыном своего… Читать ещё >

Изучение понятия государственного права и основных его составляющих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Гражданское право — одна из отраслей системы права Республики Казахстан.

Отрасль права — это самостоятельная часть правовой системы, совокупность правовых норм, регулирующих определенным методом однородные общественные отношения. В юридической науке основными критериями деления на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения. Предметом государственного права являются общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права, образуют основу устройства государства и общества и прямо связаны с осуществлением государственной власти. По сравнению с другими отраслями права, предмет государственного права отличается существенными особенностями. Государственное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и др., в то время как другие отрасли воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Особенность государственного права состоит и в том, что его нормы регулируют лишь определенный слой отношений в указанных сферах — те отношения, которые можно назвать базовыми в каждой из указанных сфер.

Методы государственного права, как совокупность приемов и способов регулирования конституционно-правовых отношений.

Различают:

1. Метод обязывания. Применяется как в отношении государственных органов, так и в отношении физических лиц во всех сферах их деятельности (ст.ст. 6, 18 Конституции Республики Казахстан).

2. Метод запрещения. Применяется преимущественно в отношении государственных органов, общественных образований, в ограниченных случаях применяется в отношении граждан (п. 3 ст. 39 Конституции Республики Казахстан).

3. Метод дозволения. Применяется для установления статуса человека и гражданина (ст. 21 Конституции Республики Казахстан), также при определении полномочий государственных органов (п. 4 ст. 53 Конституции Республики Казахстан).

4. Метод признания, т. е. признание естественных прав человека (п. 2 ст. 12 Конституции Республики Казахстан).

Целью данной курсовой работы является изучение понятия государственного права и основных его составляющих.

право государство власть народ

1. Понятие гражданского права Гражданское право, на ряду со многими другими науками, входит в обширную сферу обществоведения. Задача последнего заключается в изучении законов развития общительной жизни людей, как в отношении организации общественных соединений, так и в отношении их внутренней жизни. Разрешение такой обширной и сложной задачи требует совокупных усилий многих отдельных, получивших самостоятельное значение наук. К числу этих наук принадлежит и государственное право.

Самое название этой науки показывает, что она имеет дело с наиболее сложным и обширным общественным соединением, именуемым государством. Было бы ошибочно, однако, думать, что государство, во всем его целом, составляет предмет изучения исключительно государственного права. Такая сложная задача была бы не по силам для одной науки. Государство, как высшая и наиболее сложная форма общественных соединений, содержит в себе многочисленные и разнообразные низшие формы, со всеми бесчисленными проявлениями их жизни. Изучение всех этих низших общественных организаций и форм и видов их деятельности не составляет предмета государственного права. Последнее имеет своей задачей лишь изучение государства в его целом; низшие общественные союзы и индивидуумы служат предметом изучения лишь в их отношениях к целому государству.

Гражданское право, по цели и по методу исследования, принято разделять на две самостоятельные науки: положительное государственное право и общее учение о государстве. Положительное государственное право имеет своей задачей изучение организации какого-либо данного государства. Так как эта организация формулируется в законодательстве, то и для ее изучения необходимо, прежде всего, изучение положительного законодательства данной страны.

В виду, однако, того, что положительное законодательство является только отчасти фактором, определяющим организацию государства, что само оно подчинено еще влиянию разнообразных факторов, обнаруживающихся, как в истории развития данного государства, так и современных условиях его существования, положительное государственное право должно обратить внимание и на эти факторы. К таким факторам принадлежат: степень культуры народа вообще, этнографический состав народа, религиозные верования, географическое положение страны и проч. [1 ст. 68]

Наука положительного государственного права не имеет, однако, возможности самостоятельно изучать характер всех этих условий; она пользуется для своей цели уже готовыми данными, вырабатываемыми особыми самостоятельными науками: историей культуры, этнографией, историей религий, географией и проч. При помощи этих наук положительное государственное право уясняет, поскольку вышеупомянутые факторы влияют на организацию государства. Во всяком случае, положительное государственное право не идет далее изучения организации какого либо данного государства, пользуясь при этом по преимуществу методом историко-догматическим.

Однако принятие положительного государственного права на особую науку должно быть только условным, в качестве ближайшей вспомогательной науки для общего учения о государстве, как науки самостоятельной. Хотя бы число государств и не было особенно велико, все же каждое из них представляет индивидуальность, но индивидуальность не может служить предметом науки; последняя стремится к отысканию общих государственных начал, отражающихся и в каждом индивидуальном явлении; поэтому индивидуальности служат для науки лишь материалом, при помощи которого она находит общие начала; поэтому и положительное государственное право не есть наука в истинном смысле этого слова, но есть совокупность обработанного законодательного материала, без которого не мыслима и общая наука о государстве.

Прежде всего, заметим, что название этой науки общим государственным правом, хотя и получило право гражданства, однако представляет некоторые неудобства и уступает в отношении правильности названию «общее учение о государстве». Название этой науки общим государственным правом может подать повод думать, что многие государства имеют общее право, т. е. общее законодательство, чего на самом деле нет. Каждое государство имеет свое особое положительное законодательство, что нисколько, впрочем, не исключает возможности сходства законодательств; такое сходство может обусловливаться однородностью преследуемых задач или одинаковостью тех или других условий государственной жизни, но вовсе не тем, что государства имеют общее законодательство. Название «общее учение о государстве» таких недоразумений не допускает. Цель общего учения о государстве состоит в изучении и объяснении законов или общих начал развития государственной организации без отношения к какому-либо данному государству. Оно, прежде всего, должно уяснить самое понятие государства путем изучения существенных его признаков или основных элементов, отличающих его от других форм общественных соединений. Общее учение о государстве должно далее проследить тот путь, по которому движется развитие государственной организации и объяснить причины, в силу которых действительно существующие государства принимают в различное время те или другие формы, наконец, известным образом классифицировать эти формы. Историко-догматический метод, которым пользуется наука положительного государственного права, здесь оказывается уже недостаточным. Имея своей задачей уяснение начал государственной организации вообще и открытие законов развития этой организации, общее учение о государстве, по общепринятому воззрению, должно пользоваться методом историко-сравнительным. При выполнении своей задачи она не может, следовательно, обходиться без помощи науки положительного государственного права.

2. Понятие о государстве. Основные элементы государства как предмет исследования государственного права

2.1 Понятие о государстве Понятие о государстве установляется, как замечено выше, в общем учении о государстве, но и наука положительного государственного права не должна и не может игнорировать это понятие. Все отдельные институты государственного права посредственно или непосредственно могут быть выведены из этого основного понятия. Из многих определений понятия государства мы остановимся лишь на некоторых. Так, по мнению Лоренца Штейна, государство есть общество, возвысившееся до самоопределения личности.

В том определении важно указание на личный характер государства. Штейн, конечно, не думал о перенесении на личность государства всех свойств и признаков личности физической; он имеет в виду лишь единство государственной воли и деятельности; он говорит лишь о том, что общество, возвысившееся до личности, способно проявлять свою волю в виде законодательства и осуществлять эту волю во вне в форме управления.

Где нет такой организации общества в личность, там нет и не может быть государства. Только благодаря такой организации общество становится государством. Если мы поймем организацию общества в личность в смысле организации в обществе верховной власти, то воззрение Л. Штейна будет близко к истине. В самом деле, вглядываясь в характер состава сколько-нибудь обширного общества людей, изучая его внутреннюю жизнь, мы всегда встречаемся с бесконечным разнообразием отдельных общественных групп, различающихся между собою языком, верованиями, умственным развитием, складом жизни, занятиями, экономическим достатком и пр. Каждая из общественных групп, в лице ее членов, преследует, прежде всего, свои интересы и цели, причем последние не редко между собою сталкиваются.

Поэтому, при крайнем разнообразии общественных групп и их интересов, общество никогда не могло бы составить целого, не организовавшись в личность, т. е. не подчинившись субъекту верховной власти; разнообразные интересы всегда бы тянули врозь, порождая борьбу между общественными группами в их целом или в лице их отдельных представителей; возможное равновесие сил делало бы борьбу эту бесконечной.

Вот почему сама природа устроила уже так, что мало-мальски сложившееся общество организуется тем или другим путем в единое целое, иначе говоря, в государство, субъект верховной власти которого начинает господствовать над всеми, отдельными и второстепенными представителями властей и интересами. Личное начало присуще каждому государству, хотя не в каждом оно одинаково проявляется, т. е. получает свое внешнее выражение.

Принявши так сказать, внешнюю оболочку, личное начало проявляется в виде верховной государственной власти; последняя имеет различные формы своей организации, указывающие на степень развития личного начала. Если мы признаем, что такой выдающийся государствовед как Л. Штейн, присваивая государству характер личности, не мог, конечно, иметь в виду сущности личности физической и переносить всю совокупность свойств последней на государство, что олицетворение государства есть только уподобление личности, то учение Штейна заслуживает полного внимания, как, впрочем, и многих других ученых того же направления.

Однако, ошибочно было со стороны Штейна думать, что каждое государство есть общество возвысившееся до самоопределения личности. Самоопределение не есть необходимый момент в определении понятия государства. Даже не каждое и физическое лицо способно к самоопределению своей личности, т. е. к проявлению в отношении себя своей независимой воли, хотя к проявлению воли вообще оно способно; тем более такое требование не применимо к обществу, о воле которого можно говорить лишь в фигуральном смысле. [2 ст. 79]

Самоопределение государственной личности можно допускать лишь в смысле независимости субъекта государственной власти, или в смысле верховенства власти. Штейн имел в виду, однако, другое; он говорит, что общество может возвыситься до самоопределения, т. е. не только, следовательно, до единства воли, но и до внутренней ее самостоятельности, что конечно не соответствует реальному характеру явлений государственной жизни.

Воплощение личного начала во внешние формы или, так сказать, объективация этого начала в обществе, не стоит вовсе в абсолютной зависимости от самого общества, на подобие того, как человеческая личность неразрывно связана с внешней и материальной формой человеческого существа. Если бы это было так, то между государственной личностью и личностью физической не было бы никакой разницы; но на самом деле, повторяем, этого нет и о самоопределении общества не может быть речи. Можно говорить лишь о большей или меньшей степени влияния общества в лице его отдельных коллективных или единичных представителей на характер форм, в которых воплощается личное начало общества во всем его целом.

Более правильным и более общим является другое определение, по которому государством называется общество людей, занимающее определенную территорию и подчиненное верховной власти.

Так как в действительной жизни мы знаем множество обществ людей, занимающих, само собою разумеется, известную территорию, то существенным моментом в понятии государства, моментом отличающим государство от других общественных организаций, оказывается верховная власть.

Таким образом, для уяснения истинной природы государства, необходимо уяснить себе природу верховной власти.

2.2 Верховная власть и ее субъекты Изучение действительной жизни показывает, что союзы людей представляются весьма разнообразными и что во всех их начало власти находит свое внешнее выражение.

Первичным общественным союзом, имеющим свои основы в самой человеческой природе, является семья, в которой власть над членами сосредоточивается в руках главы семьи, отца или матери, до тех пор пока семья не распадется; мы не останавливаемся пока на характере этой власти, но констатируем лишь ее существование.

В разросшейся семье или роде власть сосредоточивается в руках родоначальника; в территориальной общине, пользующейся широкой автономией, власть принадлежит или общинному собранию, или выборному старшине, или какому либо другому органу, бесчисленные и разнообразные личные союзы также всегда имеют определенную организацию власти, которой обязательно подчиняются члены этих союзов и т. д. нет возможности перечислить всех форм общественных соединений, но все они имеют то общее, что в них есть организация власти, так как без подобной организации никакой общественный союз не мыслим; он превратился бы в простое и случайное собрание людей.

Замечательно, что организация власти наблюдается не только в общественных союзах людей, но и в союзах других живых существ. То, что мы называем государством, есть также общественный союз, имеющий свою власть, которая называется, и не без основания, властью верховной. Последняя носит такое название лишь потому, что она не подчинена какой либо другой власти; поэтому если бы мы могли себе представить и все прочие союзы людей в изолированном состоянии — первобытную семью, общину или корпорацию, не составляющих собою частей более обширных союзов и т. д., то и для всех их название государства было бы вполне пригодным, так как разница между ними и государствами, т. е. вообще союзами, носящими или носившими это название, была бы не качественная, но лишь количественная. Поэтому, повторяем, государствами называются общественные союзы, имеющие независимую от власти других союзов власть, которая и называется в силу этого властью верховной.

Как далеко простирается самая эта власть в отношении подчиненных ей членов государства, каковы ее пределы, это вопрос особый и пока не подлежащий здесь рассмотрению; нам было важно лишь указать на независимость власти, как на существенный момент в понятии государства. Независимость, о которой здесь говорится, есть именно независимость от власти какого-либо общественного союза, так как и верховная власть может находиться в зависимости от различных влияний, от господствующих в обществе нравственных воззрений, от учений церкви, науки, от разного рода фактически слагающихся условий жизни. Таким образом, верховная власть характеризуется внутренним и внешним суверенитетом, полной юридической независимостью. Против этого, конечно, могут быть представлены возражения, основанные на данных международной практики. Последняя действительно дает нам примеры зависимости одних, в особенности мелких, государств от других, т. е. зависимости одной верховной власти от другой, причем характер и степень этой зависимости могут быть весьма различны.

Не отрицая этого явления, мы даем ему, однако, иное освещение, нежели какое дается ему обыкновенно. Начало внешнего суверенитета признавалось огромным большинством государствоведов; возникавшие в действительной жизни отношения зависимости между отдельными государствами заставили вновь обратиться к оценке понятия суверенитета и породили новые воззрения, по которым начало внешнего суверенитета и не считается существенным для понятия верховной власти. Отсюда, по-видимому, один только шаг и до отрицания внутреннего суверенитета власти, попытка к чему уже и сделана некоторыми учеными. [3 ст. 24]

Действительная государственная жизнь, если мы всмотримся в нее глубже, не подтверждает, однако, правильности таких воззрений. Внутренний суверенитет верховной власти в каждом государстве заявляет о себе на каждом шагу; мы не знаем ни одного такого государства, в котором существовало бы две верховных власти, равных по своему авторитету и не характеризующихся, следовательно, началом внутреннего суверенитета. Единство власти нераздельно связано с суверенитетом. Отрицая последний, мы отрицаем и первое; но, отрицая первое, мы отрицаем и самое государство и становим на его место дезорганизованное общество с его бесконечной борьбой противоположных интересов.

Организация общества в государство и есть организация в обществе единой и высшей, т. е. суверенной, власти. Доказательства существования такой власти мы находим, повторяем, на каждом шагу в виде принудительного подчинения велениям этой власти всех других общественных элементов.

Верховная власть одного государства, будучи поставлена в зависимость от верховной власти другого государства, теряет свою самостоятельность не только в междугосударственных сношениях, но и в сфере внутренних отношений, так как и в этой области, на ряду с ней известной самостоятельностью пользуется и другая, не только независимая от нее, но еще стоящая выше ее власть общественного союза. Если посторонняя верховная власть начинает принудительно обнаруживать свое влияние и могущество на внутренние дела какого-либо государства, то верховная власть этого последнего перестает существовать, низводится на степень власти второстепенной, так как двух равных властей в одном и том же государстве в одно и тоже время существовать, как мы видели, не может. Верховная власть одного государства, теряя свою самостоятельность в пользу верховной власти другого государства, в силу того самого теряет свою самостоятельность и в отношении внутренних общественных элементов, перестает быть для них единой и высшей властью; они становятся еще в зависимые отношения от другой верховной власти более сильной, нежели их собственная, последняя, таким образом, деградируется, перестает быть властью верховной.

Вместе с тем и государство, верховная власть которого поступает в разряд властей второстепенных, перестает быть государством, за отсутствием одного из самых существенных своих признаков. Вот почему не все те общественные союзы, которые носят название государств, суть в действительности государства. Мелкие государства (так называемые) находятся не редко под таким сильным протекторатом более крупных, что от независимости их верховной власти остается очень немногое; и, однако, в действительной жизни они называются государствами; с другой стороны, отдельные провинции, входящие в состав какого-либо государства, пользуются иногда такой самостоятельностью, о какой и не мечтают государства, состоящие в зависимости от других государств, таковы, например, некоторые английские колонии.

Из этого существенного признака вытекает признак единства власти, или ее неделимости. Если государственная власть суверенна, то она и едина; допустить возможность нескольких суверенных властей значило бы отрицать начало самого суверенитета.

Действительная жизнь и не дает нам таких примеров; или же, если иногда и замечаются явления сходные по внешнему виду с таким порядком вещей, то, в сущности, верховная власть все же остается единой, прочие власти стоят в ряду властей второстепенных, т. е. зависимых. Это объясняется тем, что в случае появления двух или нескольких органов государственной власти, между ними необходимо должна начаться борьба, в которой одерживает верх представитель наиболее сильной власти — эта наиболее сильная власть и будет власть верховная. Если подобного рода борьба, при возможном равновесии сил, затягивается на долго, то общественный союз распадается, перестает быть государством; это внегосударственное состояние общества характеризуется борьбой противоположных общественных интересов, где победителями выходят опять таки наиболее сильные. Однако такое анархическое состояние общества не может продолжаться вечно; в тех случаях, когда общество жило уже ранее государственной жизнью, оно продолжается обыкновенно очень не долго. Таковы именно периоды революций.

Во время революций наблюдается одновременное существование как бы нескольких верховных властей, между которыми и ведется борьба. Революционное состояние общества в тот момент, когда борьба между не признающими друг друга властями еще ведется, когда шансы не склонились еще ни в ту, ни в другую сторону, есть состояние внегосударственное.

Это такое состояние, когда никто не уверен в своем завтрашнем дне, когда жизнь, имущество и все другие блага и интересы безнаказанно могут подвергаться нападениям и нарушениям; и все это потому, что не существует единой государственной власти.

История дает нам достаточно примеров революционного состояния общества, характеризуя его именно в смысле борьбы, насилий, кровопролитий, нарушений всякого рода прав. Установляется единая власть, и общество вновь вступает в государственное состояние. Установление единства власти может возникнуть и под влиянием соглашения, т. е. мирным путем, что может повлечь за собою изменение внешней организации верховной власти; так организация единоличной власти может замениться коллективной организацией, без нарушения единства власти.

Таким образом, начало единства верховной власти доказывается как логически, вытекая из начала суверенитета, так и практически, т. е. фактами действительной жизни и государственной практики. Единство власти есть существенный признак власти верховной.

В общественных союзах второстепенного порядка, т. е. входящих в состав государственного союза, власть может и не быть единой; так в семье власть может принадлежать отцу и матери; в общине может существовать несколько, самостоятельных органов власти, в личных союзах власть также может быть распределена между самостоятельными органами; все это возможно конечно только потому, что над всеми властями союзов подчиненного порядка стоит государственная власть; но это последняя, как власть союза высшего порядка, очевидно, может быть только единой.

Признак единства власти неразрывно связанный с признаком суверенитета, совершенно достаточен для обоснования понятия верховной власти, и вместе с тем и понятия государства.

Многие, однако, говорят еще о единстве воли в государстве. Это справедливо, но требует объяснения. Воля есть свойство хотеть; она поэтому не тождественна со своим содержанием или с тем, на что она направлена; последнее может обусловливаться разнообразными факторами, не имеющими ничего общего с волей; т. е. содержание воли не только не есть сама воля, но даже в не вытекает из воли. Субъектом верховной власти может быть одно физическое лицо. Стремление этого лица к господству осуществляется при помощи находящейся в его руках власти.

Будучи субъектом этой власти, он проявляет ее чрез посредство подчиненных ему и по его воле образованных органов; все эти органы также субъекты власти, однако лишь по уполномочию субъекта верховной власти, но не по собственному могуществу; таким образом, несмотря на множество органов власти, единство ее не утрачивается.

Утрачивается ли при этом единство воли? Содержание воли субъекта верховной власти состоит в хотении господства; эту волю осуществляют как непосредственно сам субъект верховной власти, так и созданные им и подчиненные ему, часто весьма многочисленные, органы; все они осуществляют идею господства верховной власти над всеми другими властями в обществе. Следовательно, предполагая отсутствие единства воли, мы должны предположить, что какие либо из подчиненных органов не имеют в виду осуществления идеи господства верховной власти, но стремятся к осуществлению других целей или же имеют в виду осуществление идеи собственного господства.

Таким путем исчезает и единство власти, так как орган, действовавший по уполномочию субъекта верховной власти, лишается этого полномочия в тот момент, когда он начинает осуществлять свою собственную волю, когда вступает на революционный путь. Деятельность органов власти, несогласная с волей субъекта верховной власти не будет деятельностью этого субъекта; власть таких органов будет узурпированная власть, проявляющаяся, если так можно выразиться, под флагом повиновения субъекту власти верховной.

Таким образом, единство воли субъекта верховной власти состоит в единстве идеи господства; единство власти состоит в единстве осуществления этой идеи, т. е. в том, что оно находится в руках не двух или нескольких самостоятельных субъектов власти, но в руках одного субъекта власти верховной, действующего чрез подчиненные ему и следовательно несамостоятельные органы власти. Только в вышеуказанном смысле и можно говорить о единстве воли и власти субъекта верховной власти.

Самые средства и формы деятельности органов власти, случаи приложения власти к явлениям действительной жизни, осуществление идеи единства воли субъекта верховной власти в применении к отдельным случаям и предметам, все это может быть весьма разнообразным; здесь не требуется уже единства; здесь может свободно проявляться воля отдельных и подчиненных органов власти, поскольку она именно не нарушает единства идеи господства. То или другое должностное лицо, агент субъекта верховной власти, может выступить со своей деятельностью в такой области, где нет непосредственных норм или велений субъекта верховной власти; но должностное лицо, имеющее полномочие действовать в качестве агента субъекта верховной власти, может, по своему усмотрению, предпринимать те или другие меры, выполнять акты принудительной деятельности, проявлять свою собственную волю, не нарушая тем единства воли субъекта верховной власти, ибо это единство по своему содержанию захватывает лишь идею единого господства.

Единство воли субъекта верховной власти нарушается лишь в том случае, когда предпринимаются меры прямо несогласные с непосредственно выраженными велениями субъекта верховной власти.

Некоторые государствоведы представляют различные соображения в оправдание принадлежности верховной власти одному физическому лицу, говорят, например, что это лицо принадлежит обыкновенно к той же национальности, к какой принадлежит и народ, исповедует господствующую религию, говорит на том же языке, проникнуто господствующими в народе убеждениями и воззрениями, одним словом, является сыном своего народа. Не говоря о том, что возможность всего этого обусловливается полным национальным единством народа, что в действительности встречается разве как исключение, все такого рода соображения вовсе и не требуются, как и вообще не требуется никаких оправданий для той: или другой формы государственного устройства. Согласны или не согласны воззрения субъекта верховной власти с господствующими в народе воззрениями, это для научного понятия субъекта этой власти совершенно безразлично; такие признаки не существенны; они могут быть, могут и не быть и в последнем случае субъект верховной власти не перестает быть таковым Субъектом верховной власти может быть и совокупность лиц. Этот случай, в свою очередь, может представлять разнообразные комбинации. Из них с древнейших времен различаются две формы коллективного субъекта верховной власти — это аристократия, при которой субъектом этой власти является некоторая совокупность физических лиц и демократия, где таким субъектом, по господствующему воззрению, выступает весь народ.

Для того, чтобы совокупность физических лиц могла функционировать в качестве субъекта верховной власти, очевидно, необходима известного рода организация, в которой воплощались бы начала единства воли и власти. Совокупность индивидуумов должна составить из себя одно целое, одно лицо, но само собою разумеется уже не физическое, но, так называемое, юридическое в обширном смысле этого слова.

В качестве таких субъектов верховной власти и фигурировали в свое время разного рода советы в средневековых аристократиях. Особенность этой формы государственного устройства, ныне уже исчезнувшей, заключалась, следовательно, в том, что некоторая, обыкновенно не многочисленная совокупность выдающихся по своему положению лиц, организовалась в качестве субъекта верховной власти.

При аристократической форме государственного устройства между физическими лицами, составляющими целое в качестве субъекта верховной власти, может нарушиться, в силу тех или других причин, единство, может рушиться следовательно и единство воли и власти субъекта верховной власти; тогда вместо одного такого субъекта очевидно выступает несколько и мы опять будем иметь дело с революционным состоянием государства, превращающимся иногда, смотря по характеру борьбы между претендентами на верховенство власти, в состояние внегосударственное.

Современная жизнь дает нам другие образцы государственного устройства, где субъектом верховной власти является также совокупность физических лиц. Такова, так называемая, конституционная монархия и конституционная республика. Остановимся сначала на первой, ограничивая весь вопрос организацией субъекта верховной власти и не вдаваясь, следовательно, в детальную характеристику этой формы государственного устройства.

При самом поверхностном взгляде на эту форму, каждому бросаются в глаза как бы два отдельных и самостоятельных представителя верховной власти — это король, или император, или герцог, или князь, одним словом, одно физическое лицо и палаты, народное представительство, т. е. совокупность физических лиц, как целое Прежде всего, следовательно, здесь мы наблюдаем вообще совокупность лиц в качестве субъекта верховной власти, но в отличие от средневековых аристократий, эта совокупность характеризуется особой внутренней организацией и особыми отношениями между составляющими ее частями. Такими частями, характеризующимися особыми отношениями между собою, являются, как сейчас замечено, представитель единоличной власти и народное представительство. [4 ст. 87]

Итак, чтобы понять эту форму государственного устройства, необходимо уяснить себе: во 1) основание и причину наличности двух самостоятельных факторов верховной власти и 2) форму и способ объединения их в одно целое, в одного субъекта верховной власти.

Конституционное государственное устройство может быть объяснено только исторически. Как бы ни стремились к созданию особой теории конституционализма, он, по существу своему, не есть что-либо придуманное, но является результатом исторических явлений, представляя собою фазу, и при том переходную, в истории развития форм, воплощающих в себе начало верховной власти. Если не все, то, по крайней мере, огромное большинство государств, как это в точности устанавливает история, переживают фазу абсолютизма, при котором верховная власть сосредоточивается в руках одной физической личности.

Но большинство, по крайней мере, новоевропейских государств идет далее. Под влиянием внутренних процессов, происходящих в составе самого общественного союза, и в отношениях его к единоличному субъекту верховной власти, под влиянием развивающихся и изменяющихся идей о формах, воплощающих начало верховной власти, следовательно, под влиянием, между прочим, по крайней мере, возникновения объективных воззрений на существо верховной власти и ее субъекта, в силу многих других причин разнообразного свойства и, в конце концов, как результат борьбы между единоличным представителем верховной власти и элементами новых зарождающихся и развивающихся форм внешнего выражения начала верховной власти, возникает переходная форма, в которой единоличный субъект верховной власти не исчезает окончательно, но идет, так сказать, на компромисс с новыми началами, из единственного представителя власти превращается, если так можно выразится, в органическую часть нового субъекта верховной власти.

Мы говорим «в органическую часть», так как без этой части, без наличности представителя единоличной власти в составе сложного субъекта верховной власти, нет и конституционной формы государственного устройства; она превращается в какую либо другую форму. Таким образом, одна из главных составных частей конституционной организации верховной власти имеет прямо историческое происхождение, привходя в готовом уже виде в эту новую форму организации верховной власти. Обратимся к другому элементу в организации конституционной верховной власти — народному представительству.

Историческое происхождение конституционной формы государственного устройства не исключает, конечно, возможности в отдельных случаях применения этой формы искусственным путем, путем, следовательно, позаимствования; такое искусственное воспроизведение конституционализма не будет, однако, ни сколько говорить против исторического его происхождения; прежде чем быть кем бы то ни было позаимствованным, он развился естественно и исторически. Не говорят против этого и позднейшие поправки, видоизменения и улучшения этой формы, хотя бы они и делались по каким бы то ни было теоретическим соображениям; существо ее не было придумано теоретически, но является несомненным естественно-историческим фактом.

Разрешение вопроса, о том, как, в какой форме и каким способом два вышеуказанных фактора организации верховной власти сливаются во едино и образуют из себя единого субъекта верховной власти, представляет большие затруднения.

При всей видимости двух властей или лучше сказать двух субъектов власти, никто, однако, не решается признать наличности двух верховных властей. Правда, многие государствоведы не далеки от этого, хотя и независимо от собственного желания они утверждают, что, при конституционном устройстве, вся полнота верховной власти принадлежит королю или вообще единоличному представителю государства, только что способы выполнения этой власти или пользования ею ограничиваются народным представительством.

Редко можно встретить такое грубое противоречие. Зачем же говорить о полноте верховной власти, когда она подлежит ограничениям, и затем вообще, что это за верховная власть, которая ограничивается, становится в зависимость от кого бы то ни было? Выше мы видели, что, в силу суверенитета, верховная власть не может быть зависимой или ограниченной какой либо другой властью и вот, однако же, нам говорят, что верховная власть конституционного монарха ограничена народным представительством.

Из такого противоречия не может быть никакого выхода. Двойственность органа верховной власти есть логическое противоречие, приводящее на практике к революции; а так как в действительности мы наблюдаем все же более или менее мирный характер развития и существования установившейся уже формы конституционного государственного устройства, то и утверждение государствоведов, по преимуществу немецких, следует признать не верным и не согласным с действительностью.

Признавая органом верховной власти короля, следует отвергнуть признак ограниченности и тогда получается абсолютное государство; допуская признак ограниченности королевской власти, необходимо отвергнуть факт принадлежности королю верховной власти и тогда будем иметь иную форму правления, в данном случае конституционную монархию.

Стремление ученых считать в конституционной монархии органом верховной власти короля объясняется отчасти историческими традициями, простирающими свое влияние и на науку, отчасти, и надо думать по преимуществу, трудностями отыскать единство в вышеупомянутых факторах организации верховной власти.

Однако же это единство существует, хотя оно и не всегда легко уловимо. Наблюдая в конституционном государстве проявление власти, мы видим, что во многих случаях самостоятельно действует представитель единоличной власти, в других случаях отдельно от него проявляют свою деятельность палаты, в совокупности или каждая порознь. Не редко возникает между всеми этими факторами или субъектами власти несогласия, пререкания, деятельность одного парализуется деятельностью другого; и однако ни один из них не стоит над другим я ни все они разом не служат в отдельности субъектами верховной власти.

Кто же, в самом деле, является субъектом верховной власти в конституционной монархии? Ответ может быть только один — совокупность физических лиц, обнимающих собою представителя королевской власти и народное представительство, включая сюда и верхнюю палату. Трудность и запутанность вопроса состоит, однако, в том, что упомянутая совокупность физических лиц выступает в качестве субъекта верховной власти не в каждый данный и любой момент времени, но лишь в некоторых определенных случаях. Это, впрочем, вовсе не значит, чтобы во всех других случаях государство оставалось бы без верховной власти; эта власть по полномочию находит свое осуществление при помощи различных других, подчиненных субъектов власти. Когда же король и народное представительство действуют совокупно и согласно, когда результаты их деятельности являются следствием достигнутого между ними соглашения, тогда мы имеем перед собою субъекта верховной власти. Какова бы ни была внешняя организация этого субъекта, необходимо, чтобы его воля и его власть были проникнуты характером единства, т. е. были бы принадлежностями или свойствами именно его самого и его цельной и конкретной индивидуальности.

Это мы и видим в законодательстве. Каждый закон в конституционном государстве является результатом соглашения, так называемых, законодательных факторов, составляющих собою в момент соглашения одно целое — субъекта верховной власти. Каждая палата постановляет решения по большинству голосов; следовательно, при определении внутреннего личного состава субъекта верховной власти и следует принимать во внимание только это большинство. Лица, оставшиеся в меньшинстве, не входят в этот состав и тем самым не нарушают единства воли субъекта верховной власти. Принимать здесь в соображение всю совокупность народных представителей по каждому рассматриваемому в палате вопросу нет никакого основания, тем более, что численный состав палат подвержен постоянным случайностям.

Если, при устанавливаемом нами воззрении на субъекта верховной власти, он и является, по отношению к своей внешней форме, чрезвычайно колеблющимся, видоизменяющимся и неуловимым, если потому нет возможности вполне точно определить личный характер внешней формы этого субъекта вообще, т. е. без отношения его к конкретному случаю, то это уже особенность всякого субъекта власти. Некоторый элемент постоянства все же есть и; здесь в лице представителя королевской власти. Во всяком случае, не смотря на всю изменчивость внутренних составных частей в организации верховной власти, в каждый данный момент времени мы всегда имеем одну верховную власть и одного ее субъекта; одновременно не могут выступать две различных формы субъекта верховной власти; это различие обнаруживается всегда во времени, и при том оно, как замечено, свойственно всякому субъекту верховной власти, не исключая и единоличного, т. е. представляемого одним физическим лицом. В абсолютном государстве представителем верховной власти является одно физическое лицо; но, однако, не вечно одно и то же; и здесь мы видим постоянную смену одних лиц другими, из которых ни одно не тождественно с другим.

Мы вовсе бы не сделали ошибки, если бы сказали, что и одно физическое лицо во времени не тождественно само себе, что относится ко всей совокупности как физических, так и психических свойств человеческого существа. И, однако же, от этого человек не перестает быть человеком. Сказанное должно убедить нас в том, что неуловимость и непостоянство внешней формы субъекта верховной власти в конституционном государстве явление совершенно нормальное и не исключительное.

Если бы деятельность палат или, с другой стороны, деятельность представителя королевской власти, как во взаимных их отношениях, так и в других случаях, не была установлена законом, т. е. волею субъекта верховной власти, или если бы в тех или других случаях не было дано со стороны этого субъекта полномочий, хотя бы даже и общего свойства, и каждый из упомянутых подчиненных субъектов власти стал бы действовать вполне самостоятельно, произвольно, т. е. по собственному усмотрению, тогда, разумеется, рушилось бы единство верховной власти и на место одного ее субъекта выступило бы несколько со всеми обычными в этих случаях последствиями.

Нельзя сказать, чтобы действительная жизнь не давала нам примеров такой дисгармонии между факторами организации верховной власти. Если конституционная монархия есть форма историческая и притом переходная, то вполне понятным и естественным оказывается стремление входящих в ее состав элементов превратится в самостоятельную форму государственного устройства, т. е. стремление единоличного представителя власти, как элемента в организации верховной власти, равно как и народного представительства в качестве такового же элемента, превратиться в субъекта верховной власти. Отсюда борьба между тем и другим, борьба, так сказать, дипломатическая, мирными средствами, иногда лишь переходящая в физическое насилие, в виде революции или coup d’Etat, смотря по тому, с которой стороны обнаруживается насилие.

Но и борьба мирными средствами не представляет ничего выгодного для государственной жизни. Она обозначает неустойчивость существующего порядка, колебание государственного устройства от одной формы к другой, перемещение центра тяжести в организации верховной власти из одного элемента в другой. В этом отношении конституционная монархия в чистом своем виде, как сочетание монархического и народно-представительного начал, должна быть признана самой неустойчивой и беспокойной формой государственного устройства.

При значительном перевесе представительного начала над монархической, конституционная монархия превращается в конституционную республику, при значительном перевесе начала монархического, она превращается в абсолютную монархию.

Поэтому не следует слишком много полагаться на существующие в действительности названия, так как под ними иногда скрывается совсем не то, что они обозначают. Многие, так называемые, представительные монархии в сущности являются представительными республиками, не смотря на существование династий и наследственность королевской власти. Так, Англия, Бельгия, Норвегия стоят ближе к представительным республикам, нежели к конституционным монархиям; но, с другой стороны, есть и такие государства, которые, при всей видимости конституционных форм, в сущности абсолютные монархии или, по крайней мере, близко к ним подходят; таковы Турция и отчасти Пруссия.

Что касается конституционной республики, то она составляет прямое продолжение конституционной монархии и по внешним формам ни чем от нее не отличается. Различие заключается в самом существе той и другой формы государственного устройства. В республике субъектом верховной власти является народное представительство, с тем же ограничением о котором было упомянуто выше. Президент республики есть только глава исполнения, но не элемент в организации верховной власти, хотя в некоторых случаях ему и предоставляются права, формально напоминающие права монарха, напр. право veto; однако, по существу дела, это право далеко не получает здесь того значения, как в монархиях. То же надо сказать и о других правах.

Прежде всего, однако, следует заметить, что вопрос допускает более нежели одно решение, что объясняется существенными различиями в организации всего государственного строя той или другой республики; есть республики конституционные, представительные, есть и, так называемые, непосредственные. Принципиально можно допустить существование таких государств, в которых субъектом верховной власти является сам народ. Для этого государство должно быть очень небольшим по объему; государство-семья, государство-род, государство-община — вот возможные формы таких государств. Это, конечно, потому, что только при небольшом объеме государства возможна организация народа в субъектах верховной власти, только при этом условии возможно участие всех и каждого в образовании коллективной воли и сосредоточение в руках народа верховной власти. Коллективную волю мы и в данном случае понимает лишь в отношении содержания воли и не как что-либо абстрактное или только мыслимое в представлении, но как нечто реально возможное, как факт соглашения.

В действительной жизни, если подобного рода государства и существовали, то лишь как редкие исключения и при том в форме только государства-общины, так как семья и род дают нам образцы сосредоточения власти обыкновенно в руках одного физического лица. Но даже и в государстве-общине субъектом верховной власти являлся не весь народ, не вся совокупность отдельных лиц, составлявших общину, но лишь относительно небольшая группа лиц, занявших, сравнительно с другими, более выгодное положение; поэтому есть очень большая вероятность думать, что в действительной жизни существовали монархии и аристократия, но не существовало демократий, хотя это именно название присваивается весьма многим государствам древнего и нового мира. Но, повторяем, принципиально такие государства допустимы, возможны; дело только в том, что не все возможное в действительности бывает.

Что касается общепринятого или общераспространенного понятия демократии, как «Souverainete de la nation», то оно не выдерживает никакой критики. Здесь от предположения и желания переходят к обоснованию действительности, не имея для того никаких реальных данных. Считать народ субъектом верховной власти есть много побуждений, во нет ни одного реального основания. В самом деле, путем логических умозаключений можно и даже должно прийти к тому выводу, что субъектом верховной власти должен быть сам народ. Для этого стоит только взять за точку отправления понятие о врожденных естественных правах и врожденной свободе и равенстве всех и каждого.

Но, если бы даже и допустить такую точку зрения и признать правильными все построенные на ней умозаключения, то и тогда мы все же не имели бы перед собою никакого реального основания для признания народного суверенитета, так как-то, что должно быть, по мнению людей, не всегда действительно существует; а то, что в действительности есть не всегда есть именно то, что желательно, как бы при этом ни были настоятельны желания людей.

Кроме таких мотивов, сводящихся к стремлениям и желаниям видеть в жизни то, что возникло в мысли, есть и иные, в сущности более осязательные, побуждения и причины признавать народный суверенитет. Народ, или по крайней мере, некоторая часть его, удовлетворяющая определенным условиям, установленным существующим уже субъектом верховной власти, участвует в выборе, так называемых, народных представителей, т. е. тех лиц, которые входят в состав организации верховной власти. Отсюда и желание видеть первоисточник этой власти в самом народе, признавать народный суверенитет.

Но участие народа ограничивается: 1) одними выборами представителей; 2) каждый представитель выбирается не всем народом, но лишь частью населения одного какого либо округа или провинции; эта часть может быть очень небольшой в тех случаях, когда свою кандидатуру на звание депутата выставляют несколько человек и когда, следовательно, на стороне избранного оказывается весьма не редко лишь незначительное большинство голосов; явление это может повторяться во всех избирательных округах, отсюда становится ясным, что депутаты или народные представители избираются не народом, но лишь очень небольшой его частью; при этом всегда обнаруживается 1) что некоторая часть народа, подавая голос за своего кандидата, прямо таки и не желает иметь депутатом то лицо, которое, получивши большинство голосов, сделалось депутатом, 2) население, входящее в состав каждого избирательного округа, выбирает депутата только от своего округа, не участвуя вовсе в избрании депутатов от всех других округов.

Таким образом, мы видим, что даже и в отношении только выборов нельзя вовсе сказать, чтобы депутаты являлись действительными народными представителями, такими лицами, которых народ уполномочил быть, вместо себя, носителями верховной власти. Если же, однако, депутаты все же входят в состав организации верховной власти, если эта власть при помощи такой организации осуществляется, независимо от отсутствия народного полномочия, то, значит, подобное полномочие здесь и не играет роли, значит вовсе и не существует того, что называют верховенством народа. Французское «souverainete du peuple» есть отвлеченная формула, не имеющая ничего соответствующего себе в действительной жизни.

Отсюда, конечно, не следует, чтобы между организацией верховной власти и населением того общественного союза, в главе которого стоит такая организация, не было бы ничего общего.

Каковы в этом случае их взаимоотношения — этот вопрос относится к следующему параграфу.

2.3 Понятие о народе Понятие о народе является в науке довольно установившимся и не порождающим тех разногласий и спорных вопросов, какими богато понятие о верховной власти и ее субъекте. Народ это совокупность физических лиц, подчиненных субъекту верховной власти. Указывая на отдельных лиц, мы вовсе не исключаем из такой подчиненности и разнообразные общественные союзы, состав которых сводится, однако, к тем же отдельным физическим лицам. Из сделанного определения следует, что понятие народа неразрывно связано с понятием субъекта верховной власти. Нет на лицо такого субъекта, нет и народа. Верховная власть является тою связью, которая объединяет часто многочисленные и разнообразные общественные группы в одно целое sui generis, называемое народом. Между этими общественными группами может и не быть ничего общего, помимо подчинения одному и тому же субъекту верховной власти.

Большие государства, имеющие разнохарактерный этнографический состав и обширную территорию, дают нам в этом отношении самые убедительные доказательства. Поэтому народ не есть совокупность лиц, связанных между собою единством языка, верований, происхождения, обычаев и проч. Подобное единство характеризует собою одну какую-либо народность или национальность, но народ редко состоит из одной народности и, во всяком случае, для понятия народа даже и несущественно, состоит ли он из одной народности, или из нескольких. Но если народ не может существовать без верховной власти, то и верховная власть не мыслима без народа; одна и та же совокупность лиц может быть рассматриваема и как общество, и как народ; в первом случае эта совокупность лиц не характеризуется отношениями к субъекту верховной власти; в последнем это именно и находит место.

Каковы же взаимоотношения между субъектом верховной власти и народом? В предыдущем параграфе было доказано, что народ обыкновенно не является субъектом верховной власти, хотя принципиально и нельзя отрицать возможности такой формы субъекта этой власти. [5 ст. 75]

Беря этот именно последний случай, мы видим, что общество, организуясь в субъекты верховной власти, становится народом, подчинившим себе, как целому, всех отдельных лиц, входящих в его состав; следовательно, здесь мы имеем противоположение совокупности индивидуумов в качестве общества народу, как субъекту верховной власти. Противоположение постольку же реальное, поскольку реально противоположение единства разрозненности частей целого. Как бы то ни было, в данном случае мы наблюдаем наиболее тесную связь, какая только вообще возможна, между субъектом верховной власти и обществом, объединяющимся в народ. Не надо, однако, забывать, что этот случай мы допустили лишь принципиально, считая его возможным, но не утверждая, чтобы действительная жизнь народов в ее прошлом или настоящем давала бы нам подобного рода образцы [6 ст. 36].

Действительная жизнь обыкновенно не представляет нам такой неразрывной и тесной связи между субъектом верховной власти и обществом, составляющим народ. Связь эта состоит, как замечено выше, только в том, что самое понятие народа не мыслимо без понятия субъекта верховной власти и наоборот; но, несмотря на это, субъект верховной власти и народ могут быть противопоставляемы и реально познаваемы как две самостоятельные и далеко не тождественные части одного и того же целого — государства.

Известного рода взаимоотношения между ними всегда существуют, но каковы эти взаимоотношения, поскольку народ влияет на организацию верховной власти и всегда ли такое влияние обнаруживается, все это может иметь огромное практическое значение, но для самого понятия государства, для самого понятия субъекта верховной власти и народа, все это оказывается совершенно безразличным. Все эти взаимоотношения не имеют принципиального характера для рассматриваемых нами понятий; они лишь временные и преходящие явления в исторической жизни государств; они характеризуют государства не как таковые, т. е. не в их сущности, но лишь в отношении степени развития государств.

Для понятия государства важно лишь объединение общества в народ при посредстве субъекта верховной власти, для понятия субъекта верховной власти важны признаки суверенитета и единства; для понятия народа — признак подчинения субъекту верховной власти всех входящих в состав народа индивидуумов и общественных союзов. Вот почему рассмотрение отношений между субъектом верховной власти и народом в сущности и не должно находить места в тех отделах нашей науки, которые имеют целью установление понятия о государстве и его основных элементах; напротив, рассмотрение этого вопроса очень важно при уяснении законов развития государственной организации. Каждое государство, имея определенную сущность, развивается во времени; сущность государства для всех государств и для всех времен одна и та же; государство, в его сущности, есть общество людей, подчиненных субъекту верховной власти и объединенных в народ; эта сущность государства не подлежит никаким изменениям; последние распространяются лишь на внешние формы субъекта верховной власти, на внутренний характер общества людей, составляющего собою народ, на взаимоотношения, существующие между субъектом верховной власти и народом. одним словом на все то, что характеризует собою степень развития государства, и на основании чего может быть определен, тот путь, по которому движется каждое государство, стремясь достигнуть высшей формы своего развития.

По той же самой причине, при установлении понятия народа, не представляет вовсе интереса и не может быть признано сколько-нибудь существенным рассмотрение и уяснение внутреннего состава народа, всех входящих в него общественных групп.

Но при рассмотрении вышеуказанных отношений вопрос о внутреннем составе народа имеет существенное значение.

2.4 Понятие о территории В число основных государственных элементов обыкновенно ставится также и территория, занимаемая народом. Это объясняется тем, что огромное большинство государств, как современных, так и тех, которые знает история, имело и имеет точно определенную территорию, т. е. занимало и занимает точно определенную часть земной поверхности. Что государство, как и все живущее на земле, не может не занимать какой-либо части земной поверхности, это, разумеется, не требует доказательств; но это и не составляет, в таком случае, характерного признака государства, а есть лишь условие жизни вообще. Но входит ли в число основных элементов государства территория в смысле точно определенной части земной поверхности, вот вопрос, который не совсем легко поддается решению. Является ли территория в этом смысле таким признаком, без которого государство вообще не мыслимо? Выше мы видели, что субъект верховной власти и народ в их взаимной связи составляют собою государство; стало быть то и другое действительно основные элементы каждого государства; является ли таким элементом определенная территория? Самый вопрос о территории ставится лишь потому, что огромное большинство государств, как сказано, имело и имеет точно определенную территорию; но если это так, то значит огромное большинство государств, по крайней мере нам известных, нуждается в точно определенной территории; вытекает ли эта потребность в точной территории из самого существа государства, или же она является лишь исторической категорией, свойством государственной организации, обусловливаемым лишь известной степенью развития государства? Итак, мыслимо ли государство без точно определенной территории? Чтобы ответить на этот вопрос, надо разрешить другой вопрос — мыслимы ли субъект верховной власти и народ вне определенной территории; если да, то мыслимо вне такой территории и государство. Понятие субъекта верховной власти не стоит в неразрывной связи с понятием точно определенной территории и потому именно, что общественный союз, во главе которого может стоять субъект верховной власти, не безусловно должен быть местным союзом; легко можно допустить в качестве такого союза и личный союз или совокупность личных союзов, т. е. союзов не связанных ничем с определенной территорией [8 ст. 98].

Государства на первичных стадиях своего развития могут являться именно в форме личных союзов; такова первобытная семья, таковы родовые союзы в периоде кочевой жизни; подчинение каждого члена такого союза субъекту верховной власти — родоначальнику — обусловливалось не жительством на определенной территории, но принадлежностью к роду; понятие народа совпадало с понятием рода; число членов рода обыкновенно не было значительным, вследствие чего и определение личной принадлежности к роду или народу не представляло затруднений. Родоначальник, как субъект верховной власти, стоял во главе рода, т. е. объединял все отдельные личные союзы или семьи в одно целое, народ; каждая семья могла иметь своего главу или представителя власти, но в отношении власти родоначальника все семейные власти должны были являться подчиненными и, следовательно, второстепенными и не суверенными; если мы допустим родовую организацию кочевых народов в этом именно виде, то мы не будем иметь никаких оснований отказать ей в значении и названии государства, а вместе с тем мы должны будем признать, что точно определенная территория не составляет существенного признака государства.

С переходом народов от кочевой жизни к оседлой постепенно установляется определенная территория, личные союзы превращаются в местные, верховенство власти начинает простираться на всех лиц, живущих на определенной территории, вместе с тем функции власти получают более устойчивости; отношения между государственными элементами делаются более определенными, одним словом, благодаря установлению определенной государственной территории, создается масса условий для дальнейшего развития и усовершенствования государственной организации. Таким образом, территория, на ряду со многими другими признаками, характеризует собою государство не в его сущности, но лишь в отношении степени его развития.

Учение о территории должно быть вводимо в государственное право, следовательно, в указанном только смысле; оно нисколько не уяснит сущности государственной организации, но может весьма много способствовать уяснению характера роста этой организации [10 ст. 71].

Государства, имеющие определенную территорию, стоят на высшей ступени развития, нежели те из них, которые определенной территории не имеют. При рассмотрении государств, имеющих определенную территорию, учение об этой последней касается некоторых важных вопросов и между прочим вопроса о юридическом характере территории, об отношениях к ней субъекта верховной власти; в частности о территориальном праве, об отчуждении части территории, об экспроприации земельной собственности и т. п.; так как мы имеем дело в настоящее время лишь с основными государственными элементами, а территория к числу их не принадлежит, то и рассмотрение только что указанных вопросов о территории не входит в нашу задачу.

3. Отношение гражданского права к другим политико-юридическим наукам Все политико-юридические науки находятся между собою в тесной связи ввиду того, что все они имеют один первоисточник — государство.

В наиболее тесной связи с государственным правом стоят:

1) право внутреннего управления, излагающее деятельность субъекта верховной власти в отношении внутреннего благосостояния и безопасности государства;

2) финансовое право, определяющее характер его хозяйственной деятельности;

3) международное право, излагающее характер отношений субъекта верховной власти к другим государствам;

4) церковное право, содержащее изложение отношений его к церкви и религии;

5) уголовное право и судопроизводство, определяющие деятельность субъекта верховной власти в отношении охраны правового порядка посредством определения правонарушений и установления за них наказаний при помощи особого порядка судопроизводства;

6) Гражданское право и судопроизводство, излагающие его деятельность, поскольку она касается определения частных, имущественных отношений и разрешения пререканий между частными лицами в случае коллизии их частных прав.

Связь между указанными науками и государственным правом обнаруживается, таким, образом, в том, что первые рассматривают государство в отношении деятельности субъекта верховной власти в каком-либо определенном направлении, последнее, напротив, рассматривает государство, находящееся как бы в состоянии покоя, рассматривает самую организацию государства, без которой не мыслимо было бы проявление деятельности субъекта верховной власти. К числу политико-юридических наук относят иногда также политическую экономию и статистику, что конечно неправильно и объясняется, вероятно, тем, что преподавание этих наук часто приурочивается в юридическому факультету. На самом деле это науки, входящие в круг обществоведения. Если субъект государственной власти и регулирует хозяйственную деятельность народа, то предметом изучения политической экономии является не эта регулирующая деятельность, но самая хозяйственная жизнь народа в многообразных ее проявлениях, обусловливающаяся не только характером деятельности субъекта верховной власти, но и массою других условий общественной жизни. Статистика является также наукою общественною, изучающею явления общественной жизни при помощи цифрового метода [12 ст. 54].

Если государственное право разделяется, как мы видели, на положительное государственное право и общее учение о государстве, то и все сродные с государственным правом политико-юридические науки допускают такое же деление; все эти науки имеют предметом своего изучения различные отрасли деятельности субъекта верховной власти; нормы, определяющие эту деятельность во всей ее разносторонности, могут быть названы административным законодательством в обширном смысле слова; наука, имеющая предметом своего изучения это законодательство, может быть названа положительным административным правом, хотя это название не точно, так как не все законодательные нормы имеют юридический характер. В состав его входят отдельные науки: положительное финансовое право, положительное полицейское право или право внутреннего управления, положительное уголовное право и т. д.

На ряду с положительным административным правом существует общее учение об управлении, имеющее своей задачею изучение общих начал деятельности субъекта верховной власти, характеризующих собою эту деятельность в отношении каждого вообще государства. Подобно административному праву и общее учение об управлении содержит в себе совокупность отдельных наук; так, в него входят: учение о внутреннем управлении, финансовая наука, наука о международных отношениях и пр.

Различие между положительным административным правом и общим учением об управлении такое же, как и между положительным государственным правом и общим учением о государстве. Положительное государственное и административное право пользуются методом по преимуществу историко-догматическим, между тем как общее учение о государстве и об управлении пользуются методом сравнительно-историческим. Различие в методах порождает и различие в источниках наук.

4. Источники гражданского права Под именем источников какой-либо науки мы разумеем те основания, на которых наука строит свои положения. Из вышеизложенного различия между наукою положительного государственного права и общим учением о государстве весьма не трудно усмотреть и существенное различие в источниках той и другой науки. Положительное государственное право имеет своими источниками законодательные и административные нормы, а также обычай, поскольку он имеет обязательную силу, и это потому, что данная наука изучает государственную организацию какого либо данного государства, определяемую, прежде всего, законодательными нормами.

В виду того, что наука положительного государственного права пользуется методом историко-догматическим и источники ее также бывают исторические и современные; исторические источники — это законодательные и административные нормы, а также обычай в их историческом развитии; современные источники — это действующие нормы и обычаи, поскольку они определяют организацию данного государства. Так, напр. к числу исторических источников русского положительного государственного права принадлежат следующие главнейшие источники: русская правда, судебники, уложение Алексея Михайловича, регламент Петра Великого, учреждение о губерниях и т. д. Второстепенными источниками являются административные распоряжения, а также разного рода древние грамоты — духовные, жалованные, уставные, договорные и проч. Духовные касаются, между прочим, преемства власти, жалованные характеризуют организацию управления; то же надо сказать об уставных грамотах; договорные определяют отношения князей русских друг к другу или к иностранным государствам и т. д. Если во многих из этих памятников древнего законодательства мы встречаем частновладельческие воззрения, по существу своему не относящиеся к государственному праву. как праву публичному, то при этом следует принять во внимание, что на первых ступенях государственной жизни право частное и публичное строго не разграничиваются. К числу современных источников русского государственного права относятся — свод законов и все отдельные действующие уставы и административные распоряжения.

Источниками общего учения о государстве служат не одни уже законодательные и административные нормы, но и все многообразные условия общественной жизни различных народов, так как задача этой науки состоит не в изложении организации какого-либо данного государства, но в уяснении законов развития государственной организации вообще.

Заключение

Итак, наука государственного права не изучает социальной и экономической организации народа, а предоставляет эти разряды явлений другим наукам — политической экономии, социологии и социальному учению о государстве. Только правовая организация народа, а не экономическая и социальная, составляет предмет исследования государственного права. Но всякое государство необходимо состоит из трех составных частей: из народа, территории, которую он занимает, и органов власти. Эти три составные части связаны неразрывным единством в государстве как целом. Наука изолирует каждую из этих частей, представляющую и в отдельности конкретную реальность, и подвергает ее самостоятельному исследованию. Составные части государства называются его элементами, а отдел государственного права, который заключает учение о них, известен под именем учения об элементах государства.

В различные эпохи различные из этих элементов считались существенными признаками государства. Так, в Средние века основным элементом государства считалась территория, которая завоевывалась, покупалась или получалась в приданое. В абсолютно-монархическом государстве государство отождествлялось с властью, правительством или с лицом, которому принадлежала власть. Наиболее типичному в мировой истории неограниченному монарху — Людовику XIV приписываются, как известно, слова: «Государство — это я» .

Правовое государство есть, прежде всего, организация народа. Народ есть основной элемент всякого правового государства, одинаково как республики, так и конституционной монархии. Поэтому существенным неотъемлемым признаком правового государства является народное представительство. Тем не менее, два остальных элемента всякого государства — территория и власть также необходимо присущи правовому государству. Именно эти элементы способствуют тому, что государство является не бесформенной массой народа, а организованным народом.

Государственное право исследует элементы государства не в их конкретной сложности и разнообразии, а только с их правовой стороны. Выше уже достаточно выяснено, что только правовая организация народа составляет область науки государственного права. Для государственного права народ есть предмет исследования как субъект и объект публичного права, как совокупность целого ряда публично-правовых отношений. Так же точно территория имеет значение для государственного права не как известная часть земли, обладающая теми или иными свойствами, с этой точки зрения территория изучается в физической и политической географии. Далее, государственное право интересуется территорией не как почвой для приложения земледельческого и промышленного труда, с этой точки зрения территория изучается политической экономией и коммерческой географией. Для государственного права территория представляет интерес только как почва государственно-правовых отношений, образующих государство, или только как часть государственно-правовой организации. Прежде всего, для государственного права важно то государственно-правовое отношение, которое существует между государством и его территорией.

Наконец, третья составная часть государства — органы государственной власти и их функции — есть элемент, по преимуществу присвоенный государству. В образовании и деятельности государственных учреждений или органов государственной власти, несомненно, особенно сказывается господство правовых норм. Поэтому, казалось бы, государственная власть и ее органы составляют исключительную сферу государственного права. Но, несмотря на это, именно в этой области труднее всего точно отмежевать границы науки государственного права. Объясняется это чрезвычайной сложностью и трудностью правильной постановки и решения проблемы власти. Прежде всего, власть есть, несомненно, по преимуществу государственное явление. Самостоятельной и непроизводной властью обладает только государство. Ввиду этого проблема власти во всем ее объеме имеет непосредственное отношение к государственному праву. Но в то же время не подлежит сомнению, что государственная власть первоначально создается не правовыми нормами, а вырастает благодаря экономическим, социальным и историко-политическим условиям. Даже для развития форм государственной власти в современных государствах установлены правовые нормы, выраженные в тех статьях конституции, которые определяют способы их изменений. Поэтому лежащие вне области права насильственные изменения форм государственной власти в современных государствах составляют исключение. Притом как сохранение уже существующей власти, так и всякое изменение ее в современном государстве бывает прочным и устойчивым только тогда, когда оно находит свое оправдание в народном правосознании. В современном государстве власть уже давно перестала быть голым фактом господства, основанным на силе власть имущих. Для своего прочного существования власть нуждается прежде всего в своем оправдании. Признав все это, тем не менее приходится при исследовании проблемы власти вторгаться в сферу чуждых государственному праву явлений. К этому принуждают, как мы увидим ниже, теории некоторых представителей науки государственного права, которые видят в государственной власти по-прежнему лишь факт господства, а не правовое явление.

1. Б. А. Кистяковский. Государственное право (общее). 2001.

2. Казахстанская правовая система.

Введение

в общую теорию — 2-е изд., доп., Синюков В. Н., 2002.

3. Лекции Б. А. Кистяковского, читанные в Московском коммерческом институте в 1908/1909 академическом году.

3. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА * М, 1999. — 552 с.

4. Основы права для студентов вузов. Смоленский М. Б., Изд-во: Феникс, 2005.

5. Право и государство в условиях глобализации. Марченко М. Н. Изд-во: Проспект, 2002.

6. Правоведение. Казахстан. Мардалиев Р., 2003.

7. Право мира: Курс лекций. Умисова И. А. Изд-во: ЭКСМО, 2005.

8. Современный мир, право и конституция. Зорькин В. Д. Изд-во: Норма-Информ. 2003

9. Экономика и право. Барихин А. Б. Изд-во: Книжный мир.2001.

10. Юрид. Справочник на все случаи жизни. Алимова Н. А., Гущина К. О. Изд-во: Дашков. 2006.

11. Юрид. энциклопедия / Под ред. Топорина Б. Н. 1999.

12. Государственная власть и местное самоуправлените. Журнал, № 8, 2006.

13. Государственное право. Журнал, № 38, 2005.

14. Юрист. Журнал, № 25, 2009.

15. Юрист. Журнал, № 39, 2009.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой