Советская судебная система: становление, развитие и реформирование
Кроме этого, он выдавал решения о законности тех либо других распоряжений союзных республик с точки зрения соответствия их Конституции, выдавал руководящие объяснения Верховным судам союзных республик по вопросам общесоюзного законодательства, разглядывал, опротестовывал перед ЦИК СССР, по представлению прокурора Верховного суда СССР, распоряжения, решения и вердикты Верховных судов союзных… Читать ещё >
Советская судебная система: становление, развитие и реформирование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
РЕФЕРАТ по дисциплине «История государства и права России»
Тема: «Советская судебная система: становление, развитие и реформирование»
Содержание Введение
1. История становления советской судебной системы
2. Развитие судебной системы СССР
3. Процесс реформирования судебной системы Выводы Используемая литература
Введение
Суд является органом государственной власти, а судебная деятельность одной из функций государственного управления. В абсолютно любом государстве суд имеет огромное значение как орган охраны интересов общества, как орган укрепления существующего государственного и политического порядка.
Советская судебная система представляет собой совокупность судебных органов Советского государства, которые взаимосвязаны осуществлением целей и задач правосудия.
История судебной власти СССР перечеркнула богатый, с огромным трудом набранный опыт становления судебной системы дореволюционной РФ. Поэтому судебная перестройка, ставшая одним из основных направлений развития правовой государственности в РФ, обязана была возвращаться к тому, что издавна было пройдено.
В конце 1991 г. Всероссийский съезд судей вынес на обсуждение единую теорию судебной реформы, с огромным либо наименьшим успехом проводимую по сей день. Базисный принцип, на котором была основана судебная власть, — законность и воплощение правосудия только судом — был подчеркнут в Конституции. Основная проблема, которая была призвана разрешить эту задачу, — обеспечение независимости судебной власти от всех других ветвей.
Исследованию темы советской судебной системы посвящены работы Загорского Г. И., Кобликова А. С., Кукушкина В. С., Петухова Н. А., Чистякова О. И., Щепетова В. И. и др.
Тема достаточно разработана в отечественной научной литературе.
Цель работы — исследование становления, развития и реформирования советской судебной системы.
В процессе исследования решались следующие задания:
1. Рассмотрение истории становления советской судебной системы.
2. Изучение развития судебной системы СССР.
3. Анализ процесса развития судебной системы.
Методологической основой являются научные работы отечественных исследователей и авторов.
В работе используются отечественные периодические и научные издания и материалы, электронные ресурсы и прочее.
правосудие демократический законодательство
1. История становления советской судебной системы Смена и слом государственной власти 1917 г. привел к упрощению существующих правоохранительный органов. Это касалось и судебной власти.
В период формирования новой власти, а конкретнее, с 1917 по 1922 гг., прилагались большие усилия в поиске новых форм осуществления правосудия.
Ранее существующие органы юстиции упрощались Декретом о суде № 1, согласно которому, мировые судьи были заменены местными судами, которые действовали в составе местного судьи и двух заседателей. В качестве высших судебных инстанций выступали съезды местных судей, которые были созданы по примеру съезда мировых судей. Декретом создавались революционные трибуналы, работа которых была направлена на борьбу с контрреволюционными преступлениями.
Местные суды избирались на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выборов временно — районными и волостными, а где таковых не было, уездными, городскими и губернскими советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Гражданские дела, цена иска по которым не превышала 3000 руб., и уголовные дела, наказание по которым не превышало двух лет лишения свободы, подлежали рассмотрению подведомственными местными судами. Решение судов были окончательны и пересмотру в апелляционном порядке не подлежали. Кассационный пересмотр допускался по взысканиям, превышающим 100 руб., и по лишению свободы на срок свыше 7 дней. Кассационной инстанцией провозглашались уездные съезды местных судей.
Производством предварительного следствия занимались местные судьи, а функциями обвинителя и защитника наделялись «все не опороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами».
Для разрешения споров гражданско-правового характера и уголовных дел частного обвинения предусмотрены третейские суды, порядок деятельности которых должен был регулироваться специальным декретом.
В 1918 году был принят Декрет о суде № 2. Согласно ему, создавались окружные суды, действующие в качестве судов первой инстанции. В скором времени суды были упразднены.
В тот же год приняли Положение о народном суде РСФСР. Согласно данному Положению, все уголовные и гражданские дела, кроме дел подсудных революционным трибуналом, подлежали рассмотрению народными судами, а именно местными и окружными. Кассационной инстанцией являлся Совет народных судей.
Окружные суды избирались районными Советами. Члены суда избирались также районными Советами с правом последующего отзыва. В окружных судах вводился принцип только коллегиального рассмотрения дел. Гражданские дела рассматривались в составе 3-х неизменных судей и 4 народных заседателей. Уголовные — в составе 1-го председательствующего-судьи и двенадцати очередных заседателей и 2-ух запасных. Общие перечни народных заседателей составлялись губернскими и городскими Советами на основании кандидатур, представленных местными и волостными Советами, а очередные перечни заседателей к каждой сессии окружного суда создавались исполкомами Советов методом жеребьёвки.
Апелляционный распорядок рассмотрения дел совсем отменялся. Допускалась возможность кассационного обжалования решений и вердиктов окружных судов, для чего в качестве кассационной инстанции вводился институт областных народных судов. Областные суды уполномочивались отменить обжалуемое заключение как по формальным соображениям, так и в случае его несправедливости. Судам кассационной инстанции также принадлежало право помилования и смягчения санкций.
Была необходимость в упорядочении судебной системы. В 1922 г. были упразднены Революционные трибуналы, и принято Положение о судоустройстве, которое дало начало новой судебной системе. Новая судебная система состояла из районных (городских) народных судов, действовавших в составе судьи и народных заседателей; губернских судов и Верховного Суда РСФСР — высшего судебного органа. Позднее, в 1923 г., был создан Верховный Суд СССР.
Становлению единой судебной системы способствовало принятие в 1924 г. Конституции. Основ судоустройства СССР и союзных республик, Закона СССР «О судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик». Эту систему составили суды Союза ССР (Верховный Суд СССР, военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта) и суды союзных республик (верховные суды союзных и автономных республик, краевые, областные и районные (городские) народные суды. К тому же, до 1953 г. правосудие по контрреволюционным и политическим делам осуществляли внесудебные органы — Особое совещание при ОГПУ. А в 1929 г. были созданы «тройки», состоящие из трех должностных лиц, полномочных осуществлять репрессии.
Эта система сохраняла свои существенные черты долгие годы. Принятие Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик в 1958 г., Конституции СССР 1977 г., Закона о судоустройстве РСФСР 1981 г. внесло лишь отдельные незначительные корректировки в существующую судебную систему, не затрагивая в целом основ ее организации и сущности.
В начале 90-х годов на фоне развала СССР, изменения социально-экономической и политической идеологии возникла необходимость координального реформирования судебной системы.
Социально-экономические, политические и идеологические изменения, всколыхнувшие наше общество в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в., развал СССР поставили на повестку дня вопрос о необходимости радикального реформирования судебной системы. С 1991 г. начала осуществляться судебно-правовая реформа, Концепция которой была утверждена Постановлением Верховного Совета РСФСР. В контексте данной реформы изменению были подвергнуты фундаментальные принципы, на которых основывалось судоустройство, изменилась не только система судебных органов, но и роль суда, его функции и т. д. 9]
2. Развитие судебной системы СССР С момента образования СССР был создан Верховный Суд ССС. Под компетенцию Верховного Суда СССР попали разрешения судебных споров между союзные республиками, рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности. Он действовал в составе пленарного заседания, гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий, военной и военно-транспортной коллегий.
Кроме этого, он выдавал решения о законности тех либо других распоряжений союзных республик с точки зрения соответствия их Конституции, выдавал руководящие объяснения Верховным судам союзных республик по вопросам общесоюзного законодательства, разглядывал, опротестовывал перед ЦИК СССР, по представлению прокурора Верховного суда СССР, распоряжения, решения и вердикты Верховных судов союзных республик, в случаях противоречия их общесоюзному, законодательству и, когда затрагивались интересы остальных республик. Как суд первой инстанции, принимал дела к собственному производству исключительно по распоряжениям ЦИК СССР либо его Президиума. В 1924 г. Постановлением ЦИК СССР были утверждены «Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик», согласно которым главными задачами суда считались:
— ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-фермерской власти и правопорядка ею установленного;
— охрана интересов и прав рабочих и их объединений;
— улучшение социально-трудовой дисциплины и солидарности. Имущественные дискуссии меж муниципальными учреждениями и предприятиями рассматривались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны СССР, высшими арбитражными комиссиями при экономических совещаниях союзных республик, арбитражными комиссиями при СНК автономных республик и районными (областными и губернскими) арбитражными комиссиями, организуемыми при исполкомах областей и губерний.
В 1922 г. был принят нормативный акт об адвокатуре. Впервые создавалась профессиональная адвокатура. Адвокаты объединялись в коллегии, создаваемые при губернских отделах юстиции. Их утверждал губисполком, а представлял отдел юстиции. Адвокаты решали довольно обширный спектр задач.
Согласно Конституции СССР 1936 г., правосудие осуществлялось Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами.
Народные суды должны были избираться гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании срок на 3 года. Все остальные звенья судебной системы избирались соответствующими Советами депутатов трудящихся сроком на 5 лет.
Конституцией были закреплены принципы организации и деятельности судебных органов:
— рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей (кроме случаев, специально предусмотренных законом) открытое;
— обеспечение права на защиту;
— ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владевших этим язык полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также право выступать на суде на родном языке.
Конституция провозглашала принцип независимости судей и подчинения их только закону, который на практике нередко нарушался.
Так же, с целью пресечения преступлений на транспорте в 1930 г. были учреждены железнодорожные линейные суды.
Специальными судами были военные суды, линейные суды железнодорожного и водного транспорта. Данные специальные суды работали на тех же принципах, что и все остальные суды СССР. Все приведенные выше суды вступали в судебную систему, которая работала на территории союзной республики. В начале Великой отечественной войны было утверждено Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий. Предназначение председателей, их заместителей и членов военного суда производилось Народным комиссаром юстиции СССР. Председатели военных трибуналов округов, фронтов и флотилий имели превосходство временно отстранять председателей, их заместителей и членов нижестоящих трибуналов с последующим утверждением НКЮ СССР.
Расширялась преступность военных трибуналов. Они разглядывали все правонарушения, совершенные военными, а также все дела о преступлениях против защиты, публичного распорядка и госсохранности, хищение социалистической принадлежности, разбой, убийства, избежание от выполнения повальной воинской повинности. Был изменен в связи с войной и процессуальный распорядок рассмотрения дел в военных трибуналах: претензии и протесты на вердикты трибуналов не допускались. Вердикты вступали в законную силу с момента их провозглашения и приводились в выполнение немедля. После окончания войны судебные органы перестраивались на работу в мирных условиях. В местностях, где раньше было военное положение, восстанавливались рядовая преступность военных трибуналов и обыденный распорядок их деятельности. С отменой военного положения военные суды железнодорожного и водного автотранспорта были реорганизованы в линейные и окружные суды. Были еще реконструированы автотранспортные коллегии Верховного Суда СССР. В 1948 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была установлена обязанность судей пред дисциплинарными коллегиями, которые были образованы при областных, краевых, Верховных Судах СССР, союзных и самостоятельных республик, военных трибуналах округов, флотов и в приравненных к ним специальных судов.
Во взаимосвязи с тем, что в работе автотранспортных судов не находилось таковых специфичных показателей, которые выдавали бы причины отделять данные суды в особую судебную систему, а также в силу уменьшения размера их деятельности автотранспортные суды были упразднены в 1957 году. Рассмотрение подсудных им дел было возложено на народные, краевые, областные суды, Верховные суды союзных и автономных республик.
Значимой реорганизации подвергались органы правосудия. Надзорные функции Верховного Суда СССР были сокращены, а возможности Верховных судов союзных республик расширены. Ограничение надзорных функций выделяло вероятность Верховному Суду СССР уделять больше внимания изучению и обобщению судебной практики, наиболее кропотливо разрабатывать руководящие разъяснения судебным органам, заниматься вопросами улучшения законодательства и судопроизводства. Верховному Суду СССР принадлежало преимущество законодательной инициативы, а также преимущество входить в Президиум Верховного Совета СССР с представлениями по вопросам, подлежавшим разрешению в законодательном распорядке, и по вопросам толкования законов СССР. Высший Суд СССР работал в составе: Пленума Верховного Суда СССР, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии.
В 1948 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была установлена ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями, которые были образованы при областных, краевых, Верховных Судах СССР, союзных и автономных республик, военных трибуналах округов, флотов и в приравненных к ним специальных судов.
В связи с тем, что в работе транспортных судов не содержалось таких специфических признаков, которые давали бы основания выделять эти суды в особую судебную систему, а также в силу сокращения объема их деятельности транспортные суды были упразднены в 1957 году. Рассмотрение подсудных им дел было возложено на народные, краевые, областные суды, Верховные суды союзных и автономных республик.
Существенной реорганизации подверглись органы правосудия. Надзорные функции Верховного Суда СССР были сокращены, а полномочия Верховных судов союзных республик расширены.
Сокращение надзорных функций давало возможность Верховному Суду СССР уделять больше внимания изучению и обобщению судебной практики, более тщательно разрабатывать руководящие разъяснения судебным органам, заниматься вопросами совершенствования законодательства и судопроизводства.
Верховному Суду СССР принадлежало право законодательной инициативы, а также право входить в Президиум Верховного Совета СССР с представлениями по вопросам, подлежавшим разрешению в законодательном порядке, и по вопросам толкования законов СССР. Верховный Суд СССР действовал в составе: Пленума Верховного Суда СССР, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии.
В 1958 г. в соответствии с Основами законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик участковая система народных судов была заменена единым народным судом города или района. Срок полномочий народных судей увеличен с 3 до 5 лет. Это было необходимо для обеспечения возможности народному судье лучше изучить условия района, способствовать стабилизации судебной практики, повышению качества судебной работы.
В 1958 г. было утверждено Положение о военных трибуналах. Входя в единую систему судебных органов страны, руководствуясь едиными для всех судов принципами правосудия, трибуналы строились применительно к организационной структуре армии. Надзор за судебной деятельностью военных трибуналов, организационное руководство ими осуществлялось непосредственно Военной коллегией Верховного Суда СССР и Пленумом Верховного Суда СССР.
В 70-е годы происходит дальнейшее развитие правовых норм их организации и деятельности. В этот период были приняты Конституция СССР 1977 г., законы о Верховном Суде СССР, о прокуратуре, о государственном арбитраже, адвокатуре.
В соответствии с новой Конституцией СССР в ноябре 1979 г. Верховный Совет СССР принял законы о Верховном Суде СССР, о Прокуратуре СССР, о государственном арбитраже в СССР, о адвокатуре в СССР. Принятые законы характеризовали законный статус каждого из перечисленных выше звеньев системы правоохранительных органов.
Высший судебный орган страны — Верховный Суд СССР, исполнял надзор за деятельностью судов СССР, а еще судов союзных республик в установленных пределах. Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Всей собственной деятельностью он был призван обеспечить верность применения законов, при осуществлении правосудия на высший судебный орган возлагалась обязанность изучать и суммировать судебную практику, исполнять анализ судебной статистики и давать руководящие объяснения по вопросам внедрения законодательства.
3. Процесс реформирования судебной системы Декретом о суде № 1 разрешалось применять законы «свергнутых правительств», но при условии, что они не отменены революцией и не противоречат революционному правосознанию. Использовать старое законодательство запрещалось после принятия Положения о народном суде РСФСР от 30.11.1918 г.
Помимо этого, декретом разрешалось выбирать местных судей и революционные трибуналы самостоятельно.
28.02.1918 г. был принят Декрет о суде № 2, который позволял гражданам выступать в качестве обвинителя или защитника.
Реформирование судебной реформы началось после того, как было принято Положения о судоустройстве РСФСР 1922 г. Начало реформы положило формированию единой судебной системы.
24 октября 1924 г. было принято Положение о Верховном Суде СССР. Положением было предусмотрено назначение судьи Верховного Суда, действие его в составе пленарного заседания, гражданско-судебной, уголовно-судебной, военной и военно-транспортной коллегий. Также Положение утверждало Верховный Суд судом первой инстанции.
После принятия Конституции СССР 1936 г. началась перестройка судебной системы. Конституцией декларировались демократические принципы правосудия:
— выборность судей и народных заседателей;
— участие народных заседателей при рассмотрении дел во всех судах;
— ведение судопроизводства на национальном языке, открытое разбирательство дел, обеспечение обвиняемому права на защиту, независимость судей и подчинение их только закону.
Предпринимались меры, по узакониванию условий быстрой и жестокой расправы над жертвами ложных обвинений. Поэтому 5 ноября 1934 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР было учреждено Особое совещание при Наркоме внутренних дел СССР. Данный орган наделялся правом применения уголовной репрессии без суда.
Особое совещание возглавлялось Наркомом, в который входили заместители Наркома, уполномоченный НКВД по РСФСР, начальник Главного управления милиции, нарком внутренних дел союзной республики, на территории которой возникло дело, Прокурор СССР или его заместитель.
1 декабря 1934 г Постановлением ЦИК Союза ССР установился чрезвычайный порядок расследования и рассмотрения дел о террористических организациях и террористических актах против работников Советской власти.
Постановлением ЦИК Союза ССР от 14 сентября 1937 г. был установлен особый порядок производства по делам о контрреволюционном вредительстве и диверсиях. Этот закон состоял в ограничении процессуальных гарантий, что позволяло расстреливать обвиняемых в вымышленных преступлениях немедленно после отклонения ходатайства о помиловании.
Принятие чрезвычайных законов привело к масштабным репрессиям, а, впоследствии, к истреблению выдающихся представителей культуры, военачальников, сотен тысяч рабочих и крестьян.
Только в 1953 году дела о контрреволюционных преступлениях подлежали проверке и были предприняты меры восстановления справедливости. Карательные органы понесли наказание. Дабы избежать подобного в будущем, необходимо было создать должные гарантии. Поэтому реформированию подверглось право.
Судебная реформа началась с преобразования законодательства. Прежде всего, обновился судейский корпус. Из органов были уволены и лишены обязательств те, кто был виновен в нарушении законов.
Было приостановлено действие Чрезвычайных законов 1934 и 1937 гг. А в апреле 1956 г. они были официально отменены.
24 мая 1955 г. принято Положение о прокурорском надзоре в СССР.
Значительно сократилась компетенция военных трибуналов.
С 1958 по 1961 гг. проводилась кодификация уголовно-процессуального законодательства.
25 декабря 1958 г. были приняты основы уголовного судопроизводства.
Реформирование предполагало принятие нового законодательства.
Судебная система организовывалась в соответствии с Основами законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик от 25 декабря 1958 г. и законами о судоустройстве союзных республик. Закон о судоустройстве 1938 г. утратил силу.
В 1988 г. в Конституцию были внесены изменения, которыми было предусмотрено запрещение в деятельность судей и народных заседателей.
Закон о статусе судей в СССР утвердил гарантии независимости судей и народных заседателей.
Изменениями 1988;1989 гг. было установлено, что срок, на который избирались судьи, составляет не 5, а 10 лет.
В последующем судебные реформы в России проводились в условиях обретения ею суверенитета. Они продолжаются в наше время. Их содержание наметила Концепция судебной реформы 1991 г. Принципы реформирования судебной власти определила Конституция Российской Федерации 1993 г.
Выводы В процессе изучения советской судебной системы, был решен ряд заданий: рассмотрена истории становления советской судебной системы; изучено развитие судебной системы СССР и проанализирован процесс развития судебной системы. Конституции 1924, 1936, 1977 гг. закрепляли основные положения и наиболее важные принципы советской судебной системы.
Что касается структуры и ее изменений, изменений в полномочиях системы организации судов, то они связаны, прежде всего, со значительным развитием железнодорожного транспорта, организацией специальных судов, таких как «тройки» и «двойки», которые находились внеконституционной системе судов. Важные изменения были внесены Великой Отечественной войной. В этот период было объявлено военное положение, были созданы военные трибуналы, включая трибуналы для военных преступников.
Отправной точкой начала реформирования судебной системы стало развенчивание культа личности Сталина.
Судебное процессуальное самовольство, законный скептицизм стал опасен для самой политической большевистской верхушки страны, что привело к многочисленным невинным жертвам, бесправной фальсификации уголовных дел. Это положение дискредитировало власть коммунистической партии в глазах личного народонаселения и глазах адептов зарубежного коммунистического и социалистического движения, считалось массивным доводом против союза. В процессе реформирования, было значительно сужены полномочия Верховного Суда СССР, а Верховные Суды союзных республик были наделены широкими правами и полномочиями. Но особые формы организации суда, социалистической формы, придумать так и не получилось. Происходит медлительный дрейф в сторону «буржуазной» правовой модели судебной системы, который и заканчивается в передовую половину, в начале XXI в.
1. Декреты Советской власти. Т.I. М., Гос. изд-во полит. литературы, 1957. — 72 с.
2. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 24 ноября 1917 г. // Собрание Узаконений РСФСР, 1917, № 4, ст. 50.
3. Постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года Основы судоустройства союза ССР и союзных республик
4. Правоохранительные органы: Учебник/Под общ. ред. Г. И. Загорского и Н. А. Петухова.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011. 448 с.
5. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917;1991гг. / под ред. О. И. Чистякова. М.: Зерцало, 1997. — 592с.
6. Щепетов В. И. История государственного управления в России: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003. 512с.
7. Ю. С. Кукушкин, О. И. Чистяков. Очерк истории Советской Конституции. М., Политиздат, 1987.
8. Кобликов А. С. Судебная реформа в России // Законность. 1998. No3.
9. Декрет о суде № 1.
10. Краткий курс лекций по дисциплине «Становление правового государства в Российской Федерации»
11. Основные этапы развития российской судебной системы
12. Построение и развитие судебной системы в СССР
13. Развитие советской судебно-правовой системы в 1920;е годы. Судебная реформа 1922;1923гг.