Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Интеллектуальная собственность

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить, что Таможенный кодекс РФ не рассматривает в качестве товаров результаты интеллектуальной деятельности (ст. 128 ГК РФ), в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), однако содержит специальные положения о товарах, содержащих объекты интеллектуальной собственности (объекты авторского права, смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и места… Читать ещё >

Интеллектуальная собственность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
    • 1. Интеллектуальная собственность как объекты государственного регулирования и контроля
    • 1.1 Основные положения международного законодательства в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности
    • 1.2 Основные законодательства Российской Федерации в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности
    • 2. Особенности таможенного оформления товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
    • 2.1 Правовое регулирование охраны объектов интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу
    • 2.2 Таможенный контроль при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
    • 3. Статистика правонарушений на объекты интеллектуальной собственности
    • Заключение
    • Список использованных источников
    • Введение
    • Актуальность темы

      заключается в том, что перемещение интеллектуальной собственности через таможенную границу связывается с необходимостью совершения ряда действий со стороны заинтересованных лиц и таможенных органов в отношении товаров и транспортных средств, которые ввозятся на таможенную территорию или вывозятся с этой территории. Обязанность выполнения таких действий обусловлена особым правовым статусом товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, что вызывает соблюдение запретов и ограничений на ввоз и вывоз, определение цели перемещения товаров и транспортных средств, уплату таможенных пошлин, налогов и т. д. Порядок выполнения таких действий регулируется нормами институтов таможенного оформления и применения таможенных режимов.

    • Целью работы является: исследование особенностей оформления и контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности Реализация поставленной цели предопределила постановку следующих наиболее важных задач:

— изучение основных положений международного законодательства и законодательства РФ в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности

— изучение особенностей таможенного оформления товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

— рассмотреть статистику правонарушений и выделить проблемы защиты прав интеллектуальной собственности.

1. Интеллектуальная собственность как объекты государственного регулирования и контроля

1.1 Основные положения международного законодательства в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности

Международное законодательство об охране интеллектуальной собственности находится в стадии становления, однако базовые понятия института интеллектуальной собственности уже нашли отражение в международных правовых актах. Так, Всемирная декларация по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г. понимает под термином «интеллектуальная собственность» любую собственность, признаваемую по общему согласию в качестве интеллектуальной по характеру и заслуживающей охраны, включая, но не ограничиваясь научными и техническими изобретениями, литературными или художественными произведениями, товарными знаками и указателями деловых предприятий, промышленными образцами и географическими указаниями.

Термин «права интеллектуальной собственности» означает по существу права, закрепленные в статье 27 Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 г., и, в частности, что:

" Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами" .

" Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является" .

Термин «автор» означает любое лицо или группу лиц, действующих независимо или под эгидой какой-либо правительственной или неправительственной организации с целью получения прибыли или по каким-либо другим основаниям, ответственных за творчество в любой области, включая науку и технику, искусство, включая исполнительское искусство и результат деятельности некоторых категорий производителей, таких как производители фонограмм и вещательные организации, товарные знаки, указатели деловых предприятий, промышленные образцы и развитие географических указаний.

СССР, а затем и его преемница Российская Федерация подписали ряд международных документов, имеющих ключевое значение для развития института интеллектуальной собственности в нашей стране, а также соглашений, регулирующих вопросы охраны интеллектуальной собственности.

В области международного законодательства по взаимной охране прав авторов существует две основных конвенции, объединяющих большинство цивилизованных стран мира: Бернская конвенция (Бернский Союз) об охране литературных и художественных произведений, принятая в 1886 году, и Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская конвенция), принятая в первой редакции в 1952 году.

Российская Федерация является участницей обеих конвенций. В Женевской конвенции Россия, в качестве правопреемника СССР, состоит с 27 мая 1973 года (в редакции 1952 г.) и с 9 марта 1995 года (в редакции 1971 г.). К Бернской конвенции Российская Федерация присоединилась 13 марта 1995 года.

Также Россия является участницей Конвенции об охране интересов производителей фонограмм с 13 марта 1995 года и Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники с 27 мая 1974 года.

Немаловажен также факт, что еще 14 июля 1967 года СССР присоединился к Конвенции, учреждающей Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (WIPO).

Но Россия не присоединилась к Конвенции по защите прав исполнителей (Римской конвенции 1961 года). Причиной этого является, видимо, тот факт, что в России до сих пор нет, как не было и в Советском Союзе, полноценно работающих обществ, которые защищают смежные права (права исполнителей). Ведь одним из главных условий присоединения к тому или иному международному договору является обязанность придерживаться его положений и быть к тому способным, т. е. иметь соответствующие законодательные и социальные механизмы. Смысл учреждения международных правовых конвенций и союзов в том, чтобы взаимно обязать страны-участницы соблюдать во внутреннем законодательстве одни и те же нормы, установленные международным договором. Так, например, по российской конституции международные договоры России имеют приоритет по отношению к внутреннему законодательству. Если нормы местного закона и международного соглашения России противоречат друг другу, то применяются нормы международного соглашения.

Страны СНГ подписали Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав. Москва, 24 сентября 1993 г.

Следует заметить, что условия членства во Всемирной Торговой Организации требуют больших сроков и объемов охраны интеллектуальной собственности, авторских прав в том числе. Поэтому планируется, что в России срок охраны авторских прав должен быть увеличен до 70 лет после смерти автора. Сейчас ведется работа по изменению сроков до 70 лет (в настоящее время 50 лет).

Таким образом, России предстоит еще большая работа по приведению в соответствие действующего законодательства в данной области с международными правовыми нормами и ратификация некоторых конвенций.

1.2 Основные законодательства Российской Федерации в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности

В Российской Федерации существуют четыре самостоятельных института, образующих систему правовой охраны интеллектуальной собственности: авторское право; патентное право; законодательство о средствах индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг); законодательство о нетрадиционных объектах интеллектуальной собственности.

Предметом авторского права является регулируемая им совокупность имущественных и личных неимущественных отношений, связанных с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства.

Элементы знака охраны авторского права:

1. Латинская буква «С» в окружности;

2. Имя (наименование) обладателя исключительных авторских прав;

3. Год первого опубликования произведения.

Творческая деятельность человеческого мозга (идея) должна быть выражена в объективной форме — в виде произведения науки, литературы, искусства.

Условия распространения авторского права на произведения:

— произведение должно быть результатом творческой деятельности, независимо от назначения, достоинства, завершенности, способа его выражения, а также обнародовано оно или нет;

— произведение должно иметь объективную форму выражения, обеспечивающую его воспроизведение (т.е. охраняется не сама идея, а выражение идеи в материальной форме);

— произведение должно быть оригинальным (идеи могут быть не новыми, а форма выражения должна быть оригинальным произведением автора).

Обладателями субъективных авторских прав могут быть как российские, так и при определенных условиях, иностранные граждане — авторы произведения, их наследники, Российское государство, иные правопреемники.

Права на произведения возникают на основании факта создания произведения, на основании факта перехода прав по наследству, по факту заключения авторского договора и т. п.

Автором произведений науки, искусства и литературы является лицо, творческим трудом которого создано произведение. Авторские права у создателя произведения возникают сразу, как только достигнутый творческий результат облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие иными лицами. Для признания лица автором от него не требуется выполнение каких-либо формальностей, чьего либо согласия или какого-либо соглашения.

Государство становится обладателем авторских прав при принудительном выкупе авторского права, объявлении произведения достоянием государства, ликвидации юридического лица, обладавшего авторским правом.

К субъектам авторского права так же относятся создатели производных (зависимых) произведений: составители сборников и переводчики, (при работе с производными произведениями требуется получение согласия автора оригинального произведения).

Авторское право на произведения, созданные в соавторстве принадлежит авторам совместно. Вопрос об использовании коллективного произведения решается во всех случаях всеми соавторами сообща на основе единогласия.

Предметом патентного права является регулируемая им совокупность имущественных и личных неимущественных отношений, связанных с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Изобретение представляет собой достигнутый человеком творческий результат, суть которого состоит в нахождении конкретных технических средств решения задачи, возникшей в сфере практической деятельности человека. Согласно Патентному закону РФ изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

Промышленный образец представляет собой художественно-конструкторское решение изделия, определяющие его внешний вид. Однако хотя промышленный образец есть результат творческой деятельности человека, он не может являться произведением искусства, так как в нем должны органически сочетаться конструктивные и эстетические качества изделия.

Критерии патентоспособности промышленного образца следующие:

1. Новизна.

2. Оригинальность.

3. Промышленная применимость.

Автором изобретения, полезной модели, промышленного образца признается физическое лицо, творческим трудом которого они созданы.

Для признания лица автором не имеет значение ни его возраст, ни его дееспособность. Лица без гражданства, проживающие на территории РФ, пользуются авторскими правами в полной мере.

Иностранные граждане, а также лица без гражданства, проживающие за пределами России, имеют в РФ патентные права с учетом принципа взаимности.

Если в создании объекта промышленной собственности творчески участвовало несколько физических лиц, все они считаются его авторами. Порядок пользования правами, принадлежащими соавторам, определяется ими самими и фиксируется в соглашении между ними.

Патентообладатель — это лицо, владеющее патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец и вытекающими из патента исключительными правами на использование указанных объектов.

Законодательство о средствах индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) — это совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с реализацией исключительных прав в сфере производства, торгового обращения, оказания услуг и т. п.

Основной функцией рассматриваемого вида интеллектуальной собственности является обеспечение должной индивидуализации производителей и их товаров, работ и услуг.

К средствам индивидуализации участников гражданского оборота относятся: фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара.

Действующее российское законодательство не дает определения фирменного наименования, а лишь указывает на его реквизиты. В юридической литературе фирма — то наименование, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует это лицо в ряду других участников гражданского оборота.

Словесное обозначение, которое используется в качестве фирмы, должно строится по определенным правилам и состоять из относительно самостоятельных частей. Структура фирменного наименования: корпус фирмы (основная и обязательная часть) и добавление (вспомогательная часть).

Товарным знаком признается, зарегистрированное в установленном законом порядке, условное обозначение, носящее характер символа, который помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации. По форме выражения товарные знаки могут быть: словесные, изобразительные, объемные, звуковые, световые, обонятельные, комбинированные, иные обозначения.

Функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, включая патенты и товарные знаки, осуществляет в настоящее время Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, являющаяся федеральным органом исполнительной власти. Эта служба находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. Ее основными функциями являются:

а) обеспечение установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами порядка предоставления в Российской Федерации правовой охраны объектам интеллектуальной собственности, а также порядка их использования;

б) осуществление контроля и надзора за проведением экспертизы заявок на объекты интеллектуальной собственности и выдача охранных документов в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

в) регистрация прав на объекты интеллектуальной собственности, а также лицензионных договоров и договоров уступки прав в сфере интеллектуальной собственности и публикация сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности;

г) осуществление контроля и надзора за соблюдением порядка уплаты патентных пошлин и регистрационных сборов;

д) проведение аттестации и регистрация патентных поверенных Российской Федерации и осуществление контроля за выполнением ими требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В целом можно признать, что в Российской Федерации создан некий каркас правовых норм, направленный на регулирование отношений в рассматриваемой сфере. Вместе с тем, ряд вопросов остается нерешенным в рамках действующего законодательства и активно обсуждается в научной литературе. Мы полагаем, что сегодня полноценная защита права интеллектуальной собственности в России не осуществляется. Предприятия крайне осторожно используют принадлежащие им права интеллектуальной собственности и далеко не всегда считают их ликвидным активом. Иначе говоря, в российском бизнесе при оценке стоимости компании в расчет принимаются главным образом ликвидные материальные активы, тогда как нематериальные активы крайне редко выступают показателем ценности компании, ее финансовой устойчивости и т. п.

На практике возникают вопросы регулирования выплат авторского вознаграждения, порядок налогообложения доходов изобретателей, соблюдения регулярности выплат по лицензионным и другим договорам, размеров патентных пошлин и многое другое

Рассмотрим организацию защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами Российской Федерации.

2. Особенности таможенного оформления товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

2.1 Правовое регулирование охраны объектов интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу

Согласно п. 5 ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации, одной из функций таможенных органов является обеспечение в пределах их компетенции защиты прав интеллектуальной собственности. В практической деятельности таможенных органов реализация этой функции выражается в рассмотрении заявлений заинтересованных лиц о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, а также в ведении таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.

Следует отметить, что Таможенный кодекс РФ не рассматривает в качестве товаров результаты интеллектуальной деятельности (ст. 128 ГК РФ), в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), однако содержит специальные положения о товарах, содержащих объекты интеллектуальной собственности (объекты авторского права, смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и места происхождения товаров). Особое внимание законодателя к подобным товарам не случайно. Прежде всего, это связано с обеспечением поступления в государственный бюджет сумм от взимания таможенных пошлин и налогов, поскольку стоимость прав на пользование объектами интеллектуальной собственности учитывается при расчете таможенной стоимости товаров. Кроме того, таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, вызван необходимостью защиты государством прав интеллектуальной собственности, охраны внутреннего рынка Российской Федерации от проникновения контрафактных товаров, недопущения создания угрозы безопасности потребителей и причинения вреда правам и законным интересам российских производителей товаров.

Основным международным документом, регулирующим охрану интеллектуальной собственности, можно назвать Соглашение ГАТТ/ВТО по торговым аспектам права интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС). Стремление России вступить во Всемирную торговую организацию помимо всего прочего потребовало принятия дополнительных мер правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, в том числе при перемещении товаров, содержащих такие объекты, через таможенную границу Российской Федерации. В то же время Таможенный кодекс РФ 1993 г. нормативной основы регулирования указанных вопросов не содержал, а документы, принятые Государственным таможенным комитетом по данным вопросам, статуса нормативных правовых актов фактически не имели.

Таким образом, насущной потребностью нового этапа развития таможенного законодательства стало включение положений об охране прав интеллектуальной собственности таможенными органами. В Таможенном кодексе РФ 2003 г. такие положения содержатся в пп. 4 п. 2 ст. 125, ст. ст. 149, 393 — 400, пп. 5 ст. 403. На основании указанных статей Таможенного кодекса РФ Приказом Государственного таможенного комитета России 27.10.2003 № 1199 было утверждено Положение о защите прав интеллектуальной собственности (далее — Положение), в котором определяется единый порядок обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами, в том числе порядок подачи заявления о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, требования к заявляемым сведениям в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности, порядок ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.

Кроме того, Приказом ФТС России от 08.06.2007 № 714 был утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (зарегистрирован в Минюсте 22.08.2007 № 10 038) (далее — Административный регламент). Данный Приказ и утверждаемый им Административный регламент вступил в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования (был опубликован 05.09.2007 в «Российской газете»), таким образом, начало его действия определяется на дату 04.12.2007. С момента вступления в силу Административного регламента утратили силу те нормы Положения, которые регламентируют порядок подачи заявления о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, его рассмотрения и принятия решения, а также порядок ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ст. ст. 9 — 52 Положения).

Указанный Административный регламент в целях реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006;2008 гг. и плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006;2008 гг. детально регламентирует полномочия ФТС России по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) ФТС России, требования к порядку исполнения указанной государственной функции, перечень документов, подтверждающих исполнение государственной функции по ведению реестра, а также порядок взаимодействия ФТС России, ее структурных подразделений, региональных таможенных управлений, таможен при исполнении указанной государственной функции.

С учетом предстоящих изменений порядок охраны прав интеллектуальной собственности таможенными органами выглядит следующим образом:

Обладатель исключительных прав на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладатель права пользования наименованием места происхождения товара (далее — правообладатель) или его представитель, имеющие достаточные основания полагать, что при перемещении товаров через таможенную границу или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, может иметь место нарушение прав правообладателя в соответствии с законодательством РФ об интеллектуальной собственности подает в ФТС России заявление о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров. В Административном регламенте особо отмечается, что заявления от иных лиц (например, лицензиата, уполномоченного импортера (экспортера), декларанта, патентного поверенного и т. п.), не уполномоченных правообладателем, рассмотрению не подлежат. Кроме того, не подлежат рассмотрению аналогичные заявления в отношении товаров, содержащих иные объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы и т. п.).

По сравнению с Положением Административный регламент предусматривает менее жесткие требования к оформлению заявления, перечню документов, которые подаются правообладателем в ФТС России. В частности, определяется, что заявление подается в письменном виде в произвольной форме, однако с обязательным указанием определенного круга сведений (о заявителе, об объекте интеллектуальной собственности, о товарах, обладающих признаками контрафактных, о предполагаемом сроке принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров). При этом заявитель имеет право представить любые дополнительные сведения, которые, по его мнению, могут быть полезны таможенным органам для выявления товаров, обладающих признаками контрафактных. В то же время Положение подобной нормы не содержало, что позволяло рассматривать указанный в нем аналогичный перечень как исчерпывающий.

. Главное управление ФТС России, к основным функциям которого относится организация контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, осуществляет рассмотрение заявления. Административный регламент содержит конкретные положения о распределении полномочий между подразделениями и должностными лицами ФТС России по рассмотрению заявления, проверке заявленных сведений и документов, а также принятию соответствующего решения и его исполнению.

. На правообладателя возлагается обязанность возместить имущественный вред, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иному лицу, несущему обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров в соответствии со ст. 16 ТК РФ, в связи с приостановлением выпуска товаров в случае, когда товары оказались подлинными. В этих целях правообладатель должен представить в письменной форме обязательство о таком возмещении либо договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу этих лиц. При этом сумма обеспечения обязательства или страховая сумма должна быть не менее 500 тыс. руб.

. Таможенный контроль за перемещением объектов интеллектуальной собственности осуществляется только в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, внесенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Согласно пп. 4 п. 2 ст. 125 ТК РФ, декларирование товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, может осуществляться определенными таможенными органами. При выявлении товаров, указанных правообладателем как контрафактные, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней (при этом возможно продление этого срока еще на 10 рабочих дней). О приостановлении выпуска товаров, причинах и сроках такого приостановления уведомляются декларант и правообладатель, причем таможенный орган должен сообщить указанным лицам их взаимные адреса и наименования.

После получения уведомления таможенного органа о приостановлении выпуска товаров правообладатель должен обратиться в соответствующий таможенный орган за защитой своих прав в течение срока приостановления. Отсутствие такого обращения правообладателя после получения им уведомления может послужить основанием для исключения заявленных им объектов интеллектуальной собственности из реестра и фактического отказа таможенных органов от дальнейшей охраны таких объектов. В течение срока приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, таможенные органы могут принять решение об их изъятии или наложении ареста, в ином случае они обязаны решение о приостановлении выпуска отменить.

2.2 Таможенный контроль при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

Таможенный контроль за перемещением товаров, содержащих интеллектуальную собственность, является ключевым вопросом, так как именно таможенные органы должны обеспечить защиту российского рынка от контрафактной продукции из-за рубежа. В связи с тем что производство и реализация контрафактной продукции в настоящее время носят уже транснациональный характер, важность наиболее эффективной организации таможенного контроля в целях пресечения ввоза (вывоза) контрафактной продукции очень велика. В обороте контрафактных товаров зачастую участвуют резиденты нескольких государств. Например, поддельная парфюмерия: жидкость может производиться в одной стране, тара — во второй, розлив и упаковка — в третьей, продажа — в четвертой. Таким образом, при детальной отработке механизма контроля именно таможенные органы могут служить тем форпостом, который способен оградить общество от наплыва пиратской продукции.

Хотелось бы отметить, что, возможно, именно в работе с интеллектуальной собственностью таможня в состоянии проявить свой регулятивный потенциал. Ведь на большинстве направлений она действует, прежде всего выполняя традиционную фискальную функцию. Реализация регулятивной функции важна для становления ФТС России в качестве подлинно современной структуры, способной содействовать развитию рынка и служить эффективным инструментом государственного управления экономикой.

Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, обеспечивает достижение нескольких целей:

обеспечение безопасности потребителей товаров;

защита интересов правообладателей;

обеспечение поступлений в государственный бюджет сумм от уплаты таможенных платежей и сборов, так как стоимость прав на использование объектов интеллектуальной собственности учитывается при расчете таможенной стоимости товаров;

выполнение международных обязательств.

В настоящее время реальный механизм таможенного контроля за перемещением интеллектуальной собственности условно можно разделить на две части.

В первом случае при перемещении через таможенную границу РФ результатов интеллектуальной деятельности военного назначения (контролируется только экспорт) необходимо представлять в таможенный орган разрешение ФСВТС России на предмет отнесения (неотнесения) товара к объекту военного назначения (экспортный контроль).

Во втором случае защита прав на отдельные виды интеллектуальной собственности осуществляется в соответствии с требованиями гл. 38 «Меры, применяемые таможенными органами в отношении отдельных товаров» ТК и Приказом ГТК России от 27.10.2003 № 1199 «Об утверждении Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами». Согласно п. 1 ст. 393 ТК таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, — ФТС России и подчиненные ей таможенные органы РФ: региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты) принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров на основании заявления обладателя исключительных прав на объекты авторского и смежных прав, на товарные знаки и знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара.

В свете реализации программы по вступлению России в ВТО российское таможенное законодательство должно приводиться в соответствие с правилами ВТО. В частности, в ТК нет закрепления нормы ст. 58 Соглашения ТРИПС, согласно которой компетентные органы могут осуществлять приостановление выпуска товаров ex officio (в переводе с латыни «по должности»), т. е. по собственной инициативе без заявления правообладателя. У таможенных органов такая возможность существует только в рамках применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП), а именно: изъятие вещей и документов или арест товаров, транспортных средств и иных вещей. В тех случаях, когда признаки правонарушения требуют применения уголовного, а не административного законодательства, таможня и другие правоохранительные органы лишены возможности действовать без активного участия правообладателя, это притом что пока далеко не все зарубежные правообладатели имеют свои представительства в России.

Помимо этого, в России не реализована возможность закрепить в своем таможенном законодательстве приостановление выпуска товаров, связанное с нарушением прав на иные объекты интеллектуальной собственности, кроме закрепленных, в том числе на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, что факультативно предусмотрено ст. 51 Соглашения ТРИПС.

В своей работе должностные лица сталкиваются с двумя основными видами контрафактной продукции, что можно продемонстрировать на примерах.

Во-первых, товар может просто имитировать оригинал: косметическая продукция в одинаковом цветовом сочетании, одинаковой упаковке, но с разными товарными знаками, как, например, «Dove» и «Nivea». Оба образца выполнены идентично и различаются лишь словесным написанием товарных знаков, которые принадлежат разным правообладателям. Подделка упаковки и этикетки является для нарушителя одним из самых важных моментов, даже важнее собственно товара. Ведь потребитель не может до покупки изделия оценить его качество без нарушения упаковки, и даже приобретенный товар не всегда можно немедленно проверить (например, та же косметика). Тем опаснее, как нам кажется, ввоз подобной продукции, и тем важнее не пустить такую продукцию на территорию РФ.

Во-вторых, это может быть легальный товар, но ввозимый на территорию РФ с нарушением прав на объекты интеллектуальной собственности («серый» импорт). Это тоже контрафактная продукция, но не с точки зрения качественных характеристик, а с точки зрения незаконного включения в торговый оборот. Основная отличительная особенность такой контрафактной продукции — отсутствие русифицированной этикетки, являющейся в соответствии с российским ГОСТом обязательным условием (допускаются стикеры с переводом). «Серый» импорт также может иметь неприятные последствия для потребителя. Как правило, «серый» импорт провозится без прохождения обязательной сертификации, а иногда и помимо таможенного контроля.

Между тем остается еще много не разрешенных до настоящего времени проблем, к основным из которых (на примерах практической деятельности таможен южных регионов) можно отнести:

1) Недостаточный уровень подготовки по тематике интеллектуальной собственности должностных лиц таможенных органов по идентификации контрафактной продукции. Наделение таможенных органов дополнительной функцией накладывает больше ответственности в процессе оформления продукции и проверки грузовой таможенной декларации. При жестко установленной функции — пополнение денежными средствами федерального государственного бюджета — одновременно вводить новую функцию, направленную на защиту интеллектуальной собственности, надо постепенно, с проведением дополнительных подготовительных мероприятий.

В случаях возникновения ситуаций, когда в процессе таможенного оформления имеются подозрения на перемещение товаров, содержащих интеллектуальную собственность, и нет оснований для применения дополнительных форм таможенного контроля для проверки факта, необходимо разрабатывать профили рисков. Система управления рисками является механизмом реализации принципа выборочности и достаточности таможенного контроля. Без использования инструментов системы в процессах таможенного контроля невозможно достичь целей, поставленных перед таможенной службой России, в том числе защиты в пределах своей компетенции прав на объекты интеллектуальной собственности. В то же время невозможно разработать формализованный профиль риска по интеллектуальной собственности, что является проблемой, требующей проработки, так как с 1 января 2006 г. основное направление деятельности таможенных органов (в части системы управления рисками) — формализация всех профилей рисков. Одно из возможных решений данной проблемы — разработка целевых методик выявления рисков, связанных с нарушением прав законных владельцев интеллектуальной собственности.

2) Отказ правообладателей от принятия мер защиты в отношении своих прав на товары, обладающие признаками контрафактных. Примером может послужить отсутствие какой-либо активности со стороны правообладателей российских кондитерских фабрик (ОАО «Красный Октябрь», ОАО «РотФронт»). Практически на каждое уведомление о приостановлении выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, маркированных товарными знаками этих фирм, поступает ответ, содержащий отказ в привлечении нарушителей к административной ответственности. За 2006 г. 1 192 168 товаров, обладающих признаками контрафактных, были задержаны таможенными органами Южного таможенного управления и впоследствии выпущены на основании разрешения правообладателя.

С этим связана и недостаточная активность со стороны правообладателей (представителей правообладателей), когда они не информируют таможенные органы о потоках, каналах поставок, местах сокрытия перемещаемой контрафактной продукции. Ведь именно правообладатели, создавая специальные службы безопасности, нанимая юридические и охранные компании, привлекая к работе различные компетентные государственные и правоохранительные органы, отслеживая конъюнктуру рынка и работая с розничными торговыми сетями и пострадавшими потребителями, становятся обладателями полной оперативной информации, необходимой для выявления и пресечения перемещения поддельной продукции.

В соответствии с частно-публичной процедурой защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами последние не вправе принимать самостоятельно решение в отношении отнесения товара к контрафактному. В то же время, на наш взгляд, пресечение административных правонарушений и большинства преступлений, связанных с незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности, имеет публичный характер и не должно зависеть от инициативы правообладателя.

3) Несовершенство российского законодательства об интеллектуальной собственности. Так, судебные решения, выносимые по делам, поступившим из таможенных органов Южного таможенного управления, показывают, что понятие контрафактной продукции в соответствии с Законом о товарных знаках трактуется судьями по-разному. Кроме того, в настоящее время, в соответствии с действующим законодательством, дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту регистрации юридического лица, что, естественно, делает крайне сложным участие в рассмотрении дел в суде, когда, например, участник внешнеэкономической деятельности оформлялся в Таганрогской таможне, а зарегистрирован в Дагестане (как было с опрыскивателями «Туман» — дело было проиграно, так как никто не представлял сторону Таганрогской таможни в суде, и лишь в кассации с участием должностных лиц Таганрогской таможни дело было выиграно). Естественно, введение в действие части четвертой ГК должно восполнить имеющиеся пробелы и унифицировать правоприменение.

4)Отсутствие должной координации взаимодействия с правоохранительными и контролирующими органами (прокуратура РФ, МВД России, Роспотребнадзор и др.).

3. Статистика правонарушений на объекты интеллектуальной собственности

Использование юридической наукой и законодателем понятия «интеллектуальная собственность» в первую очередь имеет целью отразить тот факт, что права на результаты интеллектуальной деятельности носят исключительный характер и, подобно вещным правам, подлежат абсолютной защите от посягательств на них любых третьих лиц. Наиболее полное определение данного понятия содержится в статье 2 Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г., где под интеллектуальной собственностью понимается совокупность исключительных прав как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной, и в первую очередь творческой, деятельности, а также на некоторые иные приравненные к ним объекты.

Здесь, однако, следует уточнить, что употребление в рассматриваемом понятии термина «собственность» вовсе не означает, что права на результаты интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая защита, включаются в категорию вещных прав, такую, как, например, право собственности на имущество, или являются разновидностью указанных прав. Результаты интеллектуальной деятельности не являются материальными объектами, но в то же время могут быть размещены на определенных материальных носителях (аудиои видеокассеты, компакт-диски, кинои телефильмы). В этом случае интеллектуальная собственность становится предметом гражданско-правовых договоров с одновременным сохранением исключительных прав на произведения за их авторами.

Развитие современных средств коммуникации, расширение способов передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности объективно определили ту особую значимость проблем охраны и защиты интеллектуальной собственности, выявления и пресечения последствий нарушения законодательства в области указанных правоотношений, которую они сегодня приобрели, в том числе при осуществлении контроля за перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Таможенный контроль осуществляется таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза.

Таможенные органы проводят таможенный контроль не только непосредственно при пересечении товарами таможенной границы, но и в течение трех лет после выпуска товаров. При этом законодательством государств — членов Таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который, однако, не может превышать пяти лет.

Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 Таможенного кодекса Таможенного союза (статья 99 ТК ТС).

Меры по защите права интеллектуальной собственности применяются в отношении товаров, содержащих объекты авторского и смежных прав, товарных знаков и знаков обслуживания (далее — объект интеллектуальной собственности), включенных по заявлению правообладателя в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, установлены главой 46 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Здесь определен порядок применения мер по защите прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности, который базируется на Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, известном как Соглашение ТРИПС (TRIPS), представляющем собой основополагающий документ Всемирной торговой организации в области охраны и защиты интеллектуальной собственности, значительная часть которого посвящена особым требованиям в отношении пограничных мер.

В рассматриваемой главе Таможенного кодекса Таможенного союза также содержится перечень исключений из общего порядка принятия мер по защите прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности, согласно которому указанные меры не применяются в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу:

1) физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях;

2) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

3) дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, для официального и личного пользования.

В то же время следует учитывать, что меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.

Новеллой таможенного законодательства является предоставление таможенным органам права принимать меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности без заявления правообладателя (процедура ex officio).

Данная норма появилась в Таможенном кодексе Таможенного союза в целях усиления борьбы с контрафактной продукцией и приведения законодательства в соответствие с международными стандартами — положениями статьи 58 Соглашения TRIPS (действия процедуры ex officio), которые предусматривают право участников Соглашения требовать от компетентных (таможенных) органов действовать по собственной инициативе и приостанавливать выпуск в свободное обращение товаров, в отношении которых они располагают prima facie доказательствами того, что право интеллектуальной собственности нарушается. При заявлении указанного требования компетентные (таможенные) органы могут в любое время обращаться к правообладателю за любой информацией, которая может им помочь в осуществлении этих полномочий.

В данном случае импортер и правообладатель незамедлительно уведомляются о приостановлении выпуска товаров в свободное обращение. Если импортер подал компетентным органам возражение против приостановления выпуска товаров в свободное обращение, такое приостановление осуществляется mutatis mutandis на условиях, изложенных в статье 55 Соглашения TRIPS, где предусмотрено, что органы государственной власти и их служащие освобождаются от ответственности за принимаемые решения только в случаях, если они действовали или намеревались действовать добросовестно.

Применение указанных правовых норм широко практикуется таможенными администрациями США, Японии и государств Евросоюза.

Представляется, что введение процедуры ex officio существенно сужает права правообладателей по беспрепятственному использованию своей интеллектуальной собственности.

Рассматриваемый принцип фактически позволяет отчуждать права у правообладателей, используя их по своему усмотрению, без ведома правообладателя. По поводу сохранения баланса интересов правообладателей и государства возникает много вопросов. Насколько этот принцип защищает права и интересы правообладателей, а не ущемляет или ограничивает их?

Данный принцип закреплен в Кодексе Республики Казахстан от 30 июня 2010 г. № 298-IV ЗРК «О таможенном деле в Республике Казахстан» .

В Федеральном законе от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрена возможность действия таможенных органов без заявления правообладателя.

Таможенное законодательство Республики Беларусь не предусматривает применение принципа ex officio.

Регламентация ввоза на территорию государств — членов Таможенного союза объектов интеллектуальной собственности, не включенных в Соглашение о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств — членов Таможенного союза от 21 мая 2010 г. относится к внутреннему правовому регулированию каждого государства — члена Таможенного союза. Например, Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует ввоз продукции, которая охраняется патентным правом (ст. 1358 ГК РФ), правом на селекционные достижения (ст. 1421 ГК РФ) и правом на топологии интегральных микросхем (ст. 1454 ГК РФ).

Таможенным кодексом Таможенного союза создана двухуровневая система защиты права интеллектуальной собственности посредством формирования национальных таможенных реестров объектов интеллектуальной собственности и единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов Таможенного союза.

Условия включения объектов интеллектуальной собственности в единый реестр и порядок его ведения определяются Соглашением о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств — членов Таможенного союза от 21 мая 2010 г. и Регламентом взаимодействия таможенных органов государств — членов Таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 290. Органом, уполномоченным на ведение единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов Таможенного союза, согласно данному решению является Федеральная таможенная служба Российской Федерации.

Продолжительность срока защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности устанавливается с учетом срока, указанного правообладателем в заявлении, при их включении в реестр, но не более двух лет со дня включения в такой реестр. Указанный срок может быть продлен на основании заявления правообладателя неограниченное количество раз, но каждый раз не более чем на два года, при условии соблюдения требований, предусмотренных главой 46 Таможенного кодекса Таможенного союза.

В таможенном законодательстве Республики Беларусь отсутствует возможность продления указанного срока.

В Российской Федерации Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (Приказ ФТС России от 13 августа 2009 г. № 1488) предусматривает, что срок принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, определяется с учетом сроков действия представленных документов, на основании которых принимается решение. Указанный срок не может быть более пяти лет со дня внесения объектов интеллектуальной собственности в реестр.

Указанный срок может быть продлен неограниченное число раз в пределах срока правовой охраны объектов интеллектуальной собственности.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь ведет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности в соответствии с положениями Приказа ГТК РБ от 10 августа 2007 г. № 382-ОД «О некоторых вопросах осуществления таможенными органами мер по защите прав интеллектуальной собственности» .

В Казахстане данный вопрос регламентирован прошедшим в августе 2010 г. регистрацию в Министерстве юстиции Республики Казахстан Приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 16 июля 2010 г. № 356 «Об утверждении Правил ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности». Приказ вступил в силу с 3 сентября 2010 г. и распространяется на отношения, возникшие с 1 июля 2010 г.

В Российской Федерации меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности регламентированы в главе 42 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и Административным регламентом Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (Приказ ФТС России от 13 августа 2009 г. № 1488).

Правообладатель (или его законный представитель), имеющий основания полагать, что может иметь место нарушение его прав на те или иные объекты интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать заявление в центральный таможенный орган о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров.

В соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза правообладатель обязан представить сведения о товарах, которые, по его мнению, являются контрафактными. Данные сведения должны быть достаточно подробны для того, чтобы таможенные органы могли идентифицировать такие товары. Таким образом, компетенция таможенных органов по принятию мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, распространяется не на все товары, содержащие тот или иной объект интеллектуальной собственности, а только на те из них, в отношении которых у правообладателя имеется информация об их незаконном происхождении.

Правообладатель по своему усмотрению может указать любые другие сведения, которые могут быть полезны таможенным органам для выявления товаров, обладающих признаками контрафактных. Правообладатель может приобщить к заявлению образцы товаров, которые могут служить подтверждением имеющегося, по его мнению, факта нарушения его прав. Это могут быть образцы товаров, обладающих признаками контрафактных, а также образцы оригинальных товаров в целях их сравнения и определения отличительных особенностей.

Заявитель обязан представить в центральный таможенный орган государства — члена Таможенного союза документ, подтверждающий обеспечение обязательства, либо представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением выпуска товаров. Таможенным законодательством Таможенного союза предусмотрено, что страховая сумма должна быть не менее 10 тысяч евро. В Российской Федерации сумма обеспечения обязательства или страховая сумма должна быть не менее 300 000 рублей.

За включение в реестр плата не взимается. Реестр является техническим документом, в котором систематизируются объекты интеллектуальной собственности, по которым национальными таможенными органами принято положительное решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных.

Если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенных в таможенный реестр, который ведется таможенным органом государства — члена Таможенного союза, или в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств — членов Таможенного союза, таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров приостанавливается сроком на 10 рабочих дней.

Товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, приобретают (сохраняют) статус находящихся на временном хранении. защита право интеллектуальный собственность

Не позднее следующего после принятия решения о приостановлении выпуска товаров дня таможенный орган уведомляет декларанта и правообладателя о приостановлении выпуска товаров, причинах и сроках такого приостановления.

Правообладателю предоставляется 10 дней для обращения в уполномоченные в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза органы за защитой своих прав.

С письменного разрешения таможенного органа правообладатель, декларант или их представители имеют право под таможенным контролем отбирать пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении их выпуска, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары.

Таможенный орган на основании мотивированного письменного запроса правообладателя вправе продлить срок приостановления выпуска товаров, но не более чем на 10 рабочих дней.

В случае составления протокола об административном правонарушении таможенные органы должны принять меры по изъятию в качестве вещественных доказательств товаров, обладающих признаками контрафактных, либо по наложению ареста на такие товары.

По истечении срока приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров возобновляется и производится в порядке, установленном Таможенным кодексом Таможенного союза, за исключением случаев, когда таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию, либо иные документы в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.

Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления выпуска товаров, если:

1) в таможенный орган поступило заявление правообладателя или лица, представляющего его интересы, об отмене такого решения;

2) объект интеллектуальной собственности исключен из таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства — члена Таможенного союза, и единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов Таможенного союза;

3) в иных случаях, определенных законодательством государств — членов Таможенного союза.

Отмена решения о приостановлении выпуска товаров оформляется в письменной форме руководителем таможенного органа или уполномоченным им лицом.

После отмены решения о приостановлении выпуска товаров выпуск таких товаров возобновляется и производится в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.

Заключение

В данной работе были рассмотрены лишь некоторые аспекты защиты прав интеллектуальной собственности в России. С нашей точки зрения, их большая часть локализована сегодня в сфере защиты коммерческой тайны, и защиты авторских прав. В совокупности с низким уровнем стимулирования инновационной активности в стране, а также проблемами, связанными с реформированием науки и образования, вопросы защиты интеллектуальной собственности приобретают для России стратегический характер. Если некий автор не уверен, что его права на созданный продукт будут обеспечены адекватной системой правовой защиты, скорее всего, он с готовностью продаст плоды своего труда другому государству. Что и происходит в реальной жизни, когда тысячи талантливых ученых покидают Россию.

Отсутствие действенных механизмов защиты интеллектуальной собственности препятствует созданию полноценного экономического оборота объектов интеллектуальной собственности, приводит к недооценке активов предприятий, из-за «утечки» информации наносится вред их деловой репутации и в ряде случаев становится причиной банкротств, «недружественных поглощений». В России действуют специальные фирмы, занимающиеся промышленным шпионажем, конкурентной разведкой и т. п. Механизм защиты коммерческой тайны недостаточно отработан и законодательно урегулирован.

Необходимо пересмотреть меры борьбы с «пиратской» продукций, которой, несмотря на масштабные рейды правоохранительных органов, меньше на рынке не становится.

Сеть Интернет — также представляет собой особую и наиболее сложную область защиты продуктов интеллектуальной собственности. Эти вопросы до конца не отработаны не только в России, но и во всем мире.

Рассмотрение организации защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами доказывает актуальность тематики данной работы. Проблемы защиты интеллектуальной собственности приобретают для России едва ли не ключевое значение на пути интеграции в мировое сообщество, развития внутреннего рынка и становления новой «экономики знаний». Не подлежит сомнению, что обеспечение защиты интеллектуальной собственности должно быть важнейшим направлением государственной правовой и экономической политики России.

Список использованных источников

1. Абрамова В. Ю. Таможенное оформление, налоги и платежи: учеб. пособие /В.Ю. Абрамова. — Чита, 2008 — 86 с.

Абрамова Е. С. Правовые основы таможенного контроля в Российской Федерации. — СПб, 2008. — 186 с.

2. Абрамова Е. С. Правовые основы таможенного контроля в Российской Федерации. — СПб., 2008. — 186 с.

3. Андриашин Х. А. Таможенное право — М.: Магистр, 2008. — 366 с.

4. Бакаева О. Ю. Таможенное право России. — М.: Юристъ, 2007. — 504 с

5. Бекяшев К. А. Таможенное право — М.: Проспект, 2009. — 359 с.

6. Завражных М. Л. Таможенное право России. — М.: Омега-Л, 2008 — 212 с.

7. Истомин С. И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов. — «Деловой двор», 2008 — 286 с.

8. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. А. Н. Козырина. — М., 2009.

9. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под общей редакцией Ю. Ф. Азарова и Г. В. Баландиной. М.: Норма, 2009.

10. Малиновская В. М. Особенности процедуры таможенного оформления по законодательству Российской // Реформы и право. — 2008. — № 4. — С. 19−20.

11. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу РФ / под ред А. Н. Гуева. — «Экзамен», 2009 — 974 с.

6. Таможенное право./ Под ред. Х. А. Андриашина. — М.: Юстицинформ, 2007. -264 с.

12. Таможенное право/ Под ред. И. Ш. Кимесханов, АП. Кизлык. — 3-е изд., перераб. И доп. — М.: ЮНИСТИ, 2008. — 223 с.

13. Таможенное право/ под ред. М. М. Рассолова, Н. Д. Эриашвили. — М.: Закон и право, 2008. — 399 с.

14. Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. С. И. Истомин, В. А. Максимцев. М.: Софт Издат, 2008. — 318 с.

15. Таможенное право/ отв. ред. О. Ю. Бакаева. — М.: Норма, 2008. — 559 с.

16. Таможенное право: Учебник / Отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М.: Волтерс Клувер, 2008.

17. Толковый словарь таможенного права / Под ред. А. Н. Козырина. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2006. С. 493 — 494.

18. Толкушкин А. В. Таможенное дело — М.: Юрайт, 2008. — 453 с.

19. Тимошенко И. В. Таможенное право России: Учебник. Санкт-Петербург: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2009.

20. Халипов С. В. Таможенное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Зерцало-М, 2008.

21. Чермянинов Д. В. Правовое регулирование таможенного дела в Российской Федерации. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. — 326 с.

22. Чуфаровский Ю. В. Таможенное право: Учебное пособие. М.: Изд-во «Эксмо», 2008.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой