Социология на Руси
Понятие «национальность» гораздо шире, нежели этническая и географическая общность людей. Такому определению ближе понятие «народ», в строгом смысле слова, понимаемое как совокупность жителей территории, определяемой её географическим или политическим названием. «Нация», в свою очередь, понимается как исторический союз национальностей, совместное существование которой порождает идею единой… Читать ещё >
Социология на Руси (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Социология Руси
План
- Введение
- Определение национальности
- Что такое «Русская идея»
- Развитие идеи национального духа в трудах мыслителей
- В. Соловьев
- Е. Трубецкой
- Л. Красавин
- И. Ильин
- П. Сорокин
- Самобытность русского пути
- Заключение
- Список литературы
В самом общем виде «русскую идею» можно определить как путь движения страны, способ её существования в настоящем и будущем. Появление национальной идеи, понятной большинству людей и разделяемой ими, свидетельствует о мощном национальном самосознании народов, составляющих нацию. В связи с этим, приобретение общенациональной объединительной идеи имеет высокое значение для нашей страны, и также всемирно-историческое значение. Таким образом, проблема «русской идеи» является актуальной, в особенности, в периоды, когда страна стоит перед очередным историческим выбором.
Целью настоящей работы является оценка исторического развития и современного состояния проблемы идеологии национального духа, «Русской идеи», а также оценка перспектив развития проблемы.
Задачей работы является проанализировать представленные в литературе различные описания проблемы и сформулировать общие выводы из рассмотренных идей.
Осмыслению проблемы идеологии национального духа посвящено большое количество трудов, проблема является широко обсуждаемой в современности, однако, наиболее глубоко вопрос разрабатывался в произведениях классической русской философии, такими мыслителями, как В. Соловьев, Н. Бердяев, И. Ильин, А. Лосев и другие. Что характерно, более глубокое осмысление проблемы «русской идеи» присутствует в трудах мыслителей, живших в переломный исторический момент для судьбы России. В настоящей работе предпринята попытка анализа проблемы, с ориентировкой на работы классиков русской философии, поскольку в них были заложены все основные идеи, которые впоследствии развивались, и в той или иной мере сохраняются в умах наших современников.
Определение национальности
Для более полного понимания понятия национальной идеи необходимо сформулировать, что понимается под термином «национальность» .
Понятие «национальность» гораздо шире, нежели этническая и географическая общность людей. Такому определению ближе понятие «народ», в строгом смысле слова, понимаемое как совокупность жителей территории, определяемой её географическим или политическим названием. «Нация», в свою очередь, понимается как исторический союз национальностей, совместное существование которой порождает идею единой государственности для защиты своих интересов, а также выдвигает конкретных представителей для реализации этой идеи. И наконец, можно сказать, что «Национальность» — есть историческая духовная общность людей, связанных между собой единством духовной и материальной культуры.
Представляется важным, учет данных определений при разборе взглядов на проблему национальной идеи.
Национальная идея в философии — систематизированное обобщение национального самосознания. Национальная идея определяет смысл существования конкретной нации.
Что такое «Русская идея»
С помощью понятия «Русская идея» можно объединить целую группу тем и направлений, дискуссий, которые в немалой степени определяли картину развития российской культуры. Предполагается, что русская идея сформировалась в 16 веке и выразилась в идее православной монархии. Вопрос о своеобразии России и призвании русского народа впервые поставил Петр Чаадаев, однако позитивного ответа на этот вопрос не дал. Он писал «Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок». Свои версии ответа Чаадаеву предложили славянофилы. Непосредственно сам термин «русская идея» был введен Ф. Достоевским (однако, данное понятие имманентно существовало и ранее), затем осмыслен В. Соловьевым.
Когда употребляется понятие «русская идея», чаще всего речь идет о следующих проблемах:
1. Характер русского патриотизма, любовь к Родине, патриотизм как пробуждение национального самосознания.
2. Историческая миссия России и её народа.
3. Своеобразие исторического пути России.
4. Специфика национального характера русского народа.
5. Своеобразие российской национальной культуры.
6. Российская государственность, специфика решения государственных проблем в России, особая роль русской интеллигенции.
Как видно из приведенного списка, понятие «русской идеи» включает широкий спектр проблем, актуальных для страны и в современности.
Развитие идеи национального духа в трудах мыслителей
Представители одного из самых важных направлений в русской социологии, христианского гуманизма, В. Соловьев и Н. Бердяев как никто другой глубоко осознавали, что истинной социологией может быть лишь та, которая в сущности своей является идеологией национального духа. Они считали, что социология должна вырабатывать такие важные, сплачивающие понятия, как «национальная идея», «общественный идеал», «коренной интерес» и другие понятия, относящиеся к категории ценностной ориентации, как мирового, так и национального масштаба.
В. Соловьев
В. Соловьев первым посвятил вопросу «русской идеи» специальную и достаточно обширную статью, которая так и называлась, «Русская идея». Данная статья положила начало этапу рефлексии над темой исторической судьбы России. Философ полагал, что субъектом исторического процесса является всё человечество, как единый соборный организм, отдельные части которого — нации и народы, выполняют свои особые цели. Эти цели подчинены определенным духовно-историческим силам. По мнению В. Соловьева, от начала истории три основные силы управляли человеческим развитием, три основные культуры — мусульманский восток, западная цивилизация и славянский мир. Все что находится вне их, по мнению В. Соловьева, не имеет влияние на общее развитие человечества.
Мусульманский восток находится под преобладающим влиянием «первой» силы, стремящейся подчинить человечество одному верховному началу.
Западная цивилизация, по мнению В. Соловьева, находится под действием второй силы — противоположности первой. Она заключается в стремлении разбить твердыню застывшего единства и в предоставлении широкой свободы частным формам жизни.
Третья сила, утверждает В. Соловьев, способна дать наполнение и развитие первым двум, примиряет их и создает целостность общественного организма — это сила Славянского мира.
На основе этой доктрины В. Соловьев решает вопрос о национальной русской идее, этого идейного стержня русской духовности, вопрос, который остается животрепещущим для каждого поколения отечественных деятелей науки, культуры, политики и философии.
Русская идея В. Соловьева — это вопрос о смысле существования России во всемирной истории. Он решает его в чисто религиозном духе, полагая, что Русская идея — это исторический долг России восстановить на земле вечный образ Божественной Троицы, где каждое из трех органических единств — Всеединство: церковь, государство и общество — свободно, не в объединении от двух других, поглощая или истребляя их, а в утверждении безусловной внутренней связи с ними.
Е. Трубецкой
Е. Трубецкой, посвятивший множество страниц своих трудов русской идее, упрекал своего учителя в том, что тот представил русскую идею как идею православную, и отождествил её с идеей вселенской, мировой. Данный упрек вряд ли справедлив, однако предостережение Трубецкого об опасности подмены великой идеи националистической, безусловно, важно. Мессианизм, считал Трубецкой, не только не способствует прогрессивному развитию русского народа, но и затмевает вселенскую идею. Не должно и не может быть навязано другим народам и всеединство как общее выражение русской идеи.
Л. Красавин
Л. Красавин в своей работе «Восток, Запад и Русская идея» отмечал, что всеединство нельзя мыслить как безразличное единство всех народов или такое же единство их под одною только церковной властью, но его нужно мыслить по аналогии с живым организмом. Красавин писал:". Надо исходить из сознания особого смысла и особого значения каждого из органов в качественности своей необходимости для целого. нельзя создать единство человечества путем уничтожения культурных, национальных, религиозных и других особенностей" .
национальность русская идея мыслитель
И. Ильин
Социальная философия И. Ильина достаточно широко исследовалась и снискала определенную популярность в постсоветском пространстве. Проблема русской исторической традиции занимает одно из первых мест в философии И. Ильина. «По Ильину, — говорит современный исследователь А. Лавров, — первой задачей возрождения русской национальной культуры является восстановление культурно-исторической преемственности» .
Основой национального единства является духовная однородность. И. Ильин последовательно проводит мысль о том, что специфически русская историческая традиция в отличие от традиций многих других народов располагает к синтетическому религиозному национализму.
Ильин основывал свою философию на опыте живой религиозности и духовности, не раз отмечая, что его философия простая, доступная каждому. Русская идея была для Ильина прежде всего идеей творческой, идеей, которой уже обладал русский народ, которая составляла его силу и самобытность среди прочих народов. Русская идея в философии Ильина никогда не была пустым умозрительным определением, а служила основным ориентиром на пути освобождения русского народа от безбожного тоталитаризма и возрождения его духовных ценностей.
Русская идея определяется у И. А. Ильина как идея «сердца, созерцающего свободно и предметно, и передающего свое видение воле для действия и мысли для осознания и слова». Русская душа, считает Ильин, была изначально предрасположена к чувству, и эта особенность была исторически развита у нас с православием. Таким образом, русская национальная идея в понимании Ильина в качестве идеи созерцающей любви и свободной предметности, углубляясь в которую, мы можем восходить к Богу.
Исторически сложившаяся самобытность духовной культуры русского народа есть неотъемлемое наше призвание и историческая задача. Ильин определял ее смысл как необходимость для русского народа «быть таким со всей возможной полнотой и творческой силой, блюсти свою духовную природу и не соблазняться чужими укладами». Все, что дано России в качестве национального своеобразия, будь то особенность государственного устройства, молитвы, быта, искусство или науки — все это есть наше призвание. Ильин был убежден, что заимствование западной культуры губит Россию, что «мы Западу не ученики и не учителя, мы ученики Богу и учителя самим себе» .
П. Сорокин
Своеобразным социологическим " итогом" учений о русской идее выступает теория " интегрального" («идеалистического» ) социокультурного слоя П. Сорокина. П. Сорокин определяет исторический процесс как становление трех периодически сменяющих друг друга социокультурных суперсистем: чувственной, умозрительной и интегральной. Каждая из суперсистем отличается, по его словам, определенным способом постижения реальности, типом социально-политической, экономической, религиозно-нравственной и правовой организации, а также совокупностью высших смысложизненных норм-ценностей.
Умозрительная культура, коррелятом которой является Средневековье, характеризуется преобладанием духовно-религиозных, трансцендентных начал, чувственная (Новое время) материальных и светских, а интегральная — органическим синтезом первых двух.
Идеал интегрального социокультурного слоя, выражающий совершенство социальной идеи христианства, полноту его исторической реализации, является, если следовать логике данной концепции, воплощением соборного единства человечества (в этом и заключается сущность русской идеи). Только этой соборно-интегральной культуре, объединившей лучшие черты двух других культур, принадлежит, по мнению П. Сорокина, будущее мировой культуры.
Самобытность русского пути
Для разработки проблемы русской национальной идеи, важно вкратце рассмотреть взгляд на самобытность пути русского народа.
Мало кому из мыслителей представлялось реалистичный простое перенесение на русскую почву западного опыта. Однако, также трудно оспорить противоположный тезис — что Россия не может не взаимодействовать с другими странами, не быть включенной в совокупной развитие всех стран. Против данных утверждений, как правило, никто из русских философов не возражал. Спор между мыслителями был в другом, он заключался в обсуждении целого ряда важных и трудных исторических и социально-философских вопросов.
Данный ряд вопросов можно объединить одним общим — что плодотворнее для России — попытки изоляции или активного взаимодействия с Западом?
Данный вопрос продолжает обсуждаться в настоящее время, хотя и является, по сути, продолжением спора славянофилов и западников, продолжением на новом, более сложном уровне.
В последнее время дискуссия «Россия — Запад» стала уступать место обсуждению проблемы «Россия — Восток» .
Заметим, что признание самобытности русского пути, связано с пониманием необходимости национальной идеи, объединяющей народ, и славянофильские настроения в трудах философов, размышляющих о судьбах России, более распространены, чем западнические.
Однако, западническая модель, пусть менее распространенная и оттесняемая на задний план, тоже не сходила со сцены российской культуры на протяжении всего 20-го века.
Нельзя не учитывать и специфических нюансов, которые в прежнее идейное противостояние внесла сама историческая обстановка в 20 м веке. На протяжении этого столетия Россия была втянута либо во внутренние кровавые потрясения — революции, гражданскую войну, массовые репрессии, либо в две мировые или локальные войны. И в основном то были принесшие нашему народу неисчислимы бедствия войны, развязанные в Европе и ведшиеся в Европе, в том числе на европейской части России.
Это дало в руки сторонников националистического изоляционизма поистине козырные карты. Европейскую и вообще западную цивилизацию в этих условиях не представляло большого труда представить как сугубо разрушительную, милитаристскую, все попытки обращаться к которой бессмысленны и губительны.
Еще до того, как большевистская идеология придала националистическому изоляционизму формационно-классовую окраску (считалось, что Запад, вступивший в империалистическую стадию капитализма, загнивает и движется к своей окончательной гибели), концепции «заката Европы», приобретшие влияние и на самом Западе, нашли в России повсеместное распространение. Понятие «цивилизация» сделалось — в немалой степени под влиянием западной мысли, например, книги О. Шпенглера «Закат Европы» — чуть ли не бранным словом.
Поэтому широко распространилось мнение, что цивилизационная отсталость России, которую мало кто оспаривал, это вовсе не недостаток, требующий преодоления в изнурительной погоне за Западом, а черта «русского пути», нуждающаяся в сохранении, консервации — в качестве отличия духа русской аскезы, равнодушия русских людей к материальным благам и их устремления к божественному, от потребительско-мещанских ориентаций, целиком победивших западное, в частности европейское сознания.
В реферате Трубецкого набросана широкая панорама споров по этому вопросу в русском обществе, в особенности среди известных философов и теологов. Он подвергает критике «серединный путь», избранный С. Булгаковым, который, с одной стороны, видит родство национального мессианизма с тем, что обыкновенно называется национализмом. Булгаков писал: «Национальный аскетизм должен полагать границу национальному мессианизму, иначе превращающемуся в карикатурный отталкивающий национализм» .
Подводя итоги, можно условно разделить точки зрения на самобытность русского пути на три основные.
Сторонники первого подхода не просто ратовали за своеобразие «русского пути», но резко противопоставляли его траекториям исторического движения других народов. Предпочтительным историческим состоянием для России они считали изоляционизм. Именно они были склонны говорить не просто о миссии русского народа, сопоставимой с миссиями других народов: они считали его народом-мессией, народом-богоносцем. Подразумеваемой, а иногда и явно выражаемой предпосылкой этого подхода становилось резкое неприятие образа жизни, культуры, философии других народов неправославных вероисповеданий, а то и проклятия, посылаемые в адрес этих стран, народов, их религий.
Сторонники второго подхода, ни в коей мере не отрицая специфической миссии России и россиян в истории, специфики и даже уникальности «русскаго пути», «русской души» и культуры России, считали русский путь неотделимым от исторического развития, пути других народов, от развития цивилизации, от опыта всего человечества.
Сторонники третьего подхода, считая первый подход скорее воскрешением славянофильства, а второй — западничества 19го века, призывали подняться над этими ушедшими в прошлое идейными крайностями, учесть уже приобретенный исторический опыт, а также характер новой эпохи, принесший с собой и новые линии дифференциации, а ещё более мощные объединяющие, интеграционные тенденции. Вот почему в спорах о «русской идее» не принимали участие или мало в них включались некоторые видные деятели русской культуры, в частности философы. Ибо они считали такие споры устаревшим, из политических соображений реанимируемым духовным феноменом. Но так уж случилось, что интерес к «русской идее» в XX в. был и остается весьма характерным для российской философии, все равно, развивалась ли она на родной почве или за рубежом, после вызванной революцией эмиграции. Этот интерес особо усиливался в кризисные времена отечественной истории. В частности, спор возобновился, когда на рубеже 19−20 веков некоторых интеллектуалов России — а они-то ведь и спорили о русской идее — испугал стремительный рост российского капитализма, приведший к пересмотру укоренившихся идей, традиций, всего уклада медленно развивающейся патриархальной России.
Заключение
Я полагаю, что Русская идея, наряду с другими цивилизационными идеями, может являться предметом социально-философского рассмотрения. Однако, при обсуждении «русской идеи» следует учитывать, что русский мир не статичен, он находится в становлении. Также, следует помнить, что русская идея всегда познается через призму индивидуального восприятия русской истории и культуры, и учитывать критику концепции.
Тем не менее, сегодня русская идея способствует осознанию единства нации, пониманию уникальности и ценности её исторического развития, русской культуры, и таким образом, несет не только и не столько общефилософское значение, но этическое, ценностное.
Очевидно, что русская идея не умерла, у неё есть не только настоящее, но и реальное будущее. Если во времена Соловьева о русской идее спорили в философских кружках и в обществах, то сегодня упоминания о ней можно услышать в речах и публичных выступлениях общественно-политических деятелей.
1. Н. Бердяев «Смысл истории», М. 1990
2. В. Соловьев «Спор о справедливости», Москва-Харьков, 1999
3. А. Лосев «Русская философия», 1988
4. «История философии: Запад-Россия-Восток» книга третья, http://filosof. historic.ru/books/item/f00/s00/z0000007/index. shtml
5. «О России и русской философской культуре», М. Наука, 1990
6. «Русская идея. Символ и смысл», Вопросы философии, 1992
7. С. Кочеров «Русская идея как предмет философского анализа: к вопросу о необходимости философии идей» http://www.perspektivy. info
8. В. Аверьянов «Русская историческая традиция в неоконсерватизме И.А. Ильина» http://iph. ras.ru/page53935441. htm
9. «Идеологические основы национального консерватизма» http://konservator11. narod.ru/ideologiya/rusnac. htm
10. В. Лазарев «Новая философская энциклопедия» http://iph. ras.ru/elib/2615.html
11. Ю. Стариков «Русская идея в творчестве И.А. Ильина» http://www.club-vozrojdenie.ru
12. В. Дуденков «Русская идея и космизм» http://sufism.ru/barzah/cosm04. htm
13. О. Волкогонова «Русская идея: мечты и реальность» http://philosophy.ru/library/volk/idea.html