Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Зарубежный опыт применения инновационных технологий в социальной работе

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С несовершеннолетними правонарушителями действует целый спектр программ ювенальной юстиции. Это понятие включает в себя особый порядок судопроизводства для несовершеннолетних, а также совокупность идей, концепций социальной защиты и реабилитации этой целевой группы. Ювенальная юстиция подразумевает целую систему взаимодействующих институтов, занимающихся защитой прав и интересов… Читать ещё >

Зарубежный опыт применения инновационных технологий в социальной работе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Контрольная работа

Зарубежный опыт применения инновационных технологий в социальной работе

1. Изучение опыта оказания социальных услуг и организации социальных служб в Америке, Европе и Азии

инновационный социальный управление Мировое сообщество накопило большой опыт в сфере оказания социальных услуг самого разного уровня и масштаба. В рамках одного параграфа невозможно отразить все многообразие подходов, форм, моделей, применяемых в разных частях света в разных контекстах. Тем не менее мы попробуем остановиться на некоторых, наиболее интересных, примерах.

США (виды социальных служб) Национальной ассоциацией социальных работников (НАСР), профессиональной организацией социальной работы в США, было принято следующее определение социальной работы.

Социальная работа — это профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или коллективам в повышении или восстановлении их способности к социальному функционированию и создании благоприятной общественной ситуации в их целях (НАСР, 1973).

Таким образом, Национальная ассоциация социальных работников видит назначение социальной работы в том, чтобы помогать или восстанавливать взаимовыгодные взаимодействия между личностью и обществом для улучшения качества жизни каждого человека. Социальный работник, действуя в соответствующей окружающей обстановке, должен способствовать (социально, физически, организационно) максимальной реализации возможностей, ресурсов и стремлений каждой личности и помогать людям в общечеловеческих потребностях с целью облегчения их несчастья или страданий.

Функции социального работника представляются следующим образом:

> научить людей решать собственные проблемы;

> помочь людям реализовать свои возможности;

> стимулировать групповую и социумную солидарность людей;

> содействовать взаимодействию между отдельными людьми и их окружением;

> влиять на взаимодействие между организациями и институтами;

> влиять на социальную политику.

В Америке существует много видов социальных служб. Практикуется надомная социальная работа, бытовая помощь (мытье, стрижка, стирка, ремонт и благоустройство квартир), «еда-на-колесах» для пожилых и инвалидов.

Немало интересного имеется в области социальной работы с детьми. Распространены службы по организации профессионального обучения для родителей, трудоустройству. При городских центрах здоровья созданы службы для матерей-одиночек. Функционируют службы защиты детей, подвергшихся насилию, телефоны доверия для разных социальных групп: детей, взрослых, пожилых, людей в кризисной ситуации.

Для безнадзорных детей функционируют приюты и общежития, проводятся индивидуальные и групповые консультации.

С несовершеннолетними правонарушителями действует целый спектр программ ювенальной юстиции. Это понятие включает в себя особый порядок судопроизводства для несовершеннолетних, а также совокупность идей, концепций социальной защиты и реабилитации этой целевой группы. Ювенальная юстиция подразумевает целую систему взаимодействующих институтов, занимающихся защитой прав и интересов несовершеннолетних, профилактикой детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений. Как особая система уголовного судопроизводства ювенальная юстиция возникла в конце XIX в. в США. В 1899 г. в Чикаго на основании «Закона о покинутых, беспризорных и преступных детях и присмотре за ними» штата Иллинойс был учрежден первый в мире суд по делам несовершеннолетних. Этому предшествовала длительная история работы с подростками: в XIX в. организовывались приюты, а затем — «реформатории» (исправительные заведения для несовершеннолетних). Одновременно развивалась система попечительского присмотра, которая постепенно стала приоритетной в работе с детьми-правонарушителями и детьми группы риска.

Для родителей без партнера существуют группы самои взаимопомощи, главное направление которых — обмен опытом и поддержка друг друга.

Одной из важных проблем для американского общества остается проблема социальной защиты расовых и этнических меньшинств страны: афроамериканцев, индейцев, латиносов. Для них имеются особые программы.

В последнее время распространение получили также программы по профилактике буллинга. О буллинге стали говорить и писать в начале XX в., но серьезные исследования начались на Западе более 30 лет назад.

Буллинг — это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку. Буллинг проявляется через различные формы физических и (или) психических притеснений, переживаемых молодыми людьми или детьми, со стороны других (насмешки, порча личных вещей, вымогательство, откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства). Обычно все виды травли сопутствуют друг другу, буллинг в сети Интернет — особо жесткое явление. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы длительные травмирующие переживания.

Финляндия (социальная работа с молодежью) Финляндия — одна из наиболее устойчивых в политическом, социальном и экономическом плане стран Европы, чья социальная политика отличается взвешенностью, прозрачностью, комплексностью и разносторонностью, а деятельность социальных служб — высоким профессионализмом. Рассмотрим ее на примере служб для молодежи в г. Лаппеенранта.

В городе имеется сеть государственных Домов молодежи, предназначенных для создания и поддержания безопасной среды, в которой молодые люди в возрасте до 18 лет могут найти себе занятие по интересам. Здесь распространена кружковая деятельность, консультирование, тренинги внеформального обучения, спортивные секции и др. На политическом уровне действует Молодёжное муниципальное представительство, в которое избрано 27 уполномоченных делегатов в возрасте от 13 до 19 лет. Это консультативный орган, призванный выражать голос молодежи в связи с принятием решений, непосредственно влияющих на ее жизнь. Каждый церковный приход реализует свои молодежные программы, которые чаще всего носят просветительский и профилактический характер.

Служба «Verkko» является классическим примером государственной социальной работы с молодежью. Организация известна в первую очередь «открытыми вечерами», во время которых молодежь может бесплатно участвовать в различных видах деятельности, как-то совместный просмотр фильмов, приготовление пищи, игры в бильярд. Одно из приоритетных направлений работы центра — выезды за город и походы, так называемая «out-door» работа, которая помогает молодежи приобретать компетенции, необходимые для успешной социализации и интеграции во взрослую жизнь, в формате приключенческой педагогики.

«Гендерные клубы» работают раздельно для девушек и юношей. С учетом интересов обеих сторон молодежный центр разрабатывает специальные программы гендерного воспитания. Существует также группа для молодых мам.

Особый интерес вызывает группа, где оказывается помощь отстающим школьникам. В Финляндии отсутствие достойного образования является предпосылкой к социальной эксклюзии, что, по сути, вычеркивает молодого человека из социальной системы. Ответственность за поддержку отстающих по школьной программе возложена на молодежных работников и их добровольных помощников.

«Verkko» предлагает отдельную групповую работу для молодежи, имеющей инвалидность, проблемы с алкоголем и наркотическими средствами.

Помимо перечисленных направлений клубной работы, «Verkko» также предоставляет информационные и консультационный услуги, например, по гражданской или военной службе, проживанию, выездам за границу, трудоустройству, миграционному законодательству и т. д. В справочной службе можно воспользоваться бесплатными компьютерами с доступом к сети Интернет.

Важным механизмом в работе с молодежью, по мнению сотрудников центра, является создание соответствующей атмосферы взаимодоверия. В таком разрезе социальная работа с молодежью носит больше педагогический характер оказания помощи. Поддержка нацелена на то, чтоб научить человека управлять своей жизнью, развиваться.

Финские подходы в работе с молодежью заслуживают большого внимания российских специалистов-практиков и разработчиков молодежной политики. Однако их реализация требует адресности, последовательности и регулярности, что в условиях российской действительности трудно реализуемо. Молодежная работа в Финляндии отталкивается от потребностей конкретного человека и стремится помочь ему в получении соответствующих компетенций для усиления своего потенциала по решению собственных сложных жизненных ситуаций. Эффективность подобной деятельности высчитывается в единицах, а не тысячах, что уже ставит под сомнение ее пригодность к традициям российской внутренней политики, где ориентация на массовость и потребности государства всегда ставилась и продолжает ставиться выше личности. Таким образом, позитивный опыт молодежной работы Финляндии может остаться совершенно невостребованным в российской практике, что существенно обеднит ее и, как следствие, лишит российскую молодежь возможностей личностного роста.

Германия (социальная работа с общиной) В Германии одинаковое распространение получили два понятия — «социальная работа» и «социальная педагогика». Социальная работа — более широкое понятие, но включающее также педагогическое воздействие и деятельность по защите человека, оказанию ему помощи. Социальная педагогика обозначает сферы деятельности с педагогическими целями, включая работу со взрослыми, так как воспитание и образование — процессы, сопровождающие человека всю жизнь. Таким образом, социальная работа направлена на практическое решение социальных проблем, помощь социально незащищенным или малозащищенным группам населения, а социальная педагогика подразумевает, скорее, профилактику и вне — формальное и информальное образование. Но обе профессиональные сферы ориентированы на изменение социального поведения человека и сообщества.

Развитие социальной работы в Германии стартовало в начале XX столетия, однако государственная служба социальной помощи населению появилась только после Первой мировой войны. В период правления Гитлера и национал-социалистов социальная работа применялась для контроля за населением, ее ключевые сущностные ценности были преданы забвению. После окончания войны произошел возврат к истинной социальной работе. Основной фокус в первые послевоенные годы был направлен на оказание материальной помощи населению, наиболее пострадавшему во время войны (в том числе немецко-язычным беженцам из территорий, являющихся или ставших частью Польши, Чехии, Венгрии и т. д. Эта страница истории является одной из самых болезненных для Германии и до недавнего времени практически не поднималась в европейских СМИ.)

Первое время доминирующим методом социальной работы во всех странах за рубежом, в том числе в Германии, была индивидуальная помощь клиентам. Затем стали работать с группами, несколько позже вошла в практику и социальная работа в общине. Это было результатом изменения понимания социальной работы. Вместо предписаний, наблюдений и контроля деятельность социального работника стала ориентироваться на активизацию собственных возможностей и потенциала клиента, оказание помощи, консультирование, проектирование позитивных изменений на разных уровнях.

Примерно с середины восьмидесятых годов классические методы (индивидуальная помощь, групповая терапия, работа в общине) стали дополняться другими подходами — психологическими и техническими приемами, связанными с диагностикой и изучением клиента, его семьи, социальной микросреды; разработкой конкретных методик социальной работы, а также терапевтических методов.

В настоящее время в Германии широко используются все методы социальной работы, приоритет отдается групповой работе и работе в общине (коммунити). Последнему направлению нужно уделить особое внимание, так как именно оно считается сегодня самым перспективным в социальной сфере.

Под общиной понимается совокупность людей, либо проживающих на одной территории, либо объединенных какой-либо другой идеей, увлечением, потребностью в реализации.

Говоря о «коммунити», американцы и европейцы имеют в виду два вида групп. Первый — людей, проживающих совместно, по соседству, и вынужденных сотрудничать для реализации своих потребностей. Так, например, жителям одного жилищного кондоминимума приходится договариваться с соседями для того, чтобы организовать празднование какого-либо события или предпринять совместные меры предосторожности для охраны своих домов. В то же время очевидно, что отношения добрососедства не идентичны дружеским, а перемена места жительства, скорей всего, означает утрату этих социальных связей. Второй вид групп — люди, объединенные идеей, увлечением, спортом, религиозными практиками, проводящие время совместно и заинтересованные друг в друге с той же целью — удобство в реализации собственных потребностей.

Ключевой характеристикой географического «коммунити» является личная заинтересованность каждого члена, готовность поддерживать свое коммунити и вкладывать в него ресурсы.

Под социальной работой в общине (коммунити) следует понимать обобщенное понимание различных форм работы, направленных на улучшение социального, культурного, экономического положения населения коммунити.

Социальная работа в общине способна интегрировать различные методы не только из арсенала социальных работников и социальных педагогов, но и медиа, политики и т. д. Так, например, везде в мире широко развивается коммунити-журналистика.

Концепция «коммунити-журналистики» была представлена общественности и профессиональным медийным кругам, в первую очередь американским, в 1950;х гг. Ее основной постулат заключается в том, что журналистика должна на практике улучшать жизнь общества, непосредственно участвуя в действии, а не только освещая его. С другой стороны, «коммунити-журналистикой» часто называют журналистику третьего сектора (например, онлайн рассылки благотворительных организаций, или их печатные издания, медиа национальных, религиозных меньшинств и т. д.).

Социальная работа в общине рассматривает экономические и политические условия как причину социальных бед в регионе и решает существующие и возникающие проблемы на местном уровне. Главная цель социальной работы в общине — добиться сотрудничества и создания организационной базы, а также активизации различных групп населения коммуны или общины.

Среди разнообразия приемов социальной деятельности в общине можно выделить некоторые общие признаки. Прежде всего, профессиональный характер деятельности. Волонтерские инициативы также имеют место быть, но, говоря об общинной социальной работе, нужно понимать, что речь идет о работе специалистов, получивших соответствующее образование. Объектом социально-педагогического воздействия является вся община, при этом группы населения становятся действующими субъектами, а не потребителями услуг.

Хотя социальная работа в общине строится по территориальному принципу, она должна охватывать многие целевые группы (детей, молодежь, пожилых, домохозяек и т. д.), изучать условия их жизни в городских кварталах, жилых комплексах.

Так, только для молодежи существует несколько форм социальной работы. В первую очередь это школьная социальная работа, предотвращающая проблемы учащихся в учебном заведении. Затем — это досуговая молодежная работа, в виде служб «открытой двери», куда может в любое время прийти любой молодой человек и просто побыть, заняться чем-то интересным. Другой формой социальной молодежной работы являются кризисные центры, куда дети, подростки и молодежь могут обращаться самостоятельно или направляться полицией, органами социальной защиты, молодежными ведомствами. Существует понятие «опекаемого жилья», которое представляет собой форму кризисного центра для молодых людей от 14 лет. Оно предлагается в тех случаях, когда необходима постоянная поддержка и пси — холого-социальная помощь. Молодые люди, попавшие в трудную ситуацию и вынужденные жить отдельно от своей семьи, проживают в специальной квартире, самостоятельно организовывая свой быт. Социальный педагог выполняет функции консультанта и контактного лица, помогая в случае необходимости в трудоустройстве, следит за соблюдением правил проживания. При этом преследуется цель обучения навыкам самостоятельной и ответственной жизни, организации быта.

Другой формой опекаемого жилья является организация групп для молодых людей, которые уже живут самостоятельно, но еще нуждаются в поддержке специалистов и сверстников. Сопровождение проживания — это форма социальной работы с молодыми людьми, проживающими в общежитиях. На период профессионального обучения и в первое время после получения молодыми людьми работы они могут проживать в общежитии под присмотром социального педагога.

Социальная работа в общине рассматривается и как общественнополитическое средство удовлетворения интересов, потребностей и ожиданий жителей общины. В целом социальная работа в общине способствует лучшему взаимопониманию и взаимодействию социальной политики со всеми структурами городских кварталов.

2. Освоение форм и методов социальной работы за рубежом, применение их в практической работе

К сожалению, в рамках одного параграфа невозможно отразить все существующие формы и методы социальной работы, применяемые за рубежом, поэтому мы вынуждены остановиться лишь на некоторых из них, которые имеют перспективу быть примененными или уже применяются в Российской Федерации с детьми и молодыми людьми.

Наш выбор обоснован прежде всего тем, что молодежь — одна из самых широких социальных групп и по возрастным рамкам, и в силу разнородности тех проблем, с которыми она встречается. Можно перечислить как «стандартные» жизненные ситуации, в которых помощь необходима практически любому молодому человеку, так и очень специфические. К первым относятся труднодоступность качественного образования (особенно для молодых людей с ограниченными возможностями, низким материальным уровнем или проживающими в сельской местности), интеграция в общество, трудоустройство, насилие, нетолерантность, правовая непросвещенность и т. д. Ко вторым — жизнь с ВИЧ, наркомания, вовлеченность в сексуальный бизнес, криминал и др.

Рассмотрим некоторые общие технологии работы с молодежью. Например, формы экстренного вмешательства (телефоны доверия, кризисные центры и др.), социально-профессиональное сопровождение (медицинское, юридическое, психологическое, педагогическое), которое понимается как взаимодействие клиента и специалиста, результатом которого является преодоление уязвимости, увеличение жизненных ресурсов личности, расширение возможностей ее доступа к социальным услугам.

Эффективной является также взаимопомощь, которая рассматривается как сознательное использование определенной группой социальных и психолого-педагогических средств для оптимизации и организации совместной жизнедеятельности и собственной социальной активности.

Групповая работа с молодежью может осуществляться в формате «внеформального образования». Под ним подразумевается структурированная программа личностного и социального развития, направленная на приобретение ключевых знаний, навыков и умений (компетенций) и выходящая за рамки учебы в школе или вузе. Технологиями можно назвать тренинги, семинары, веревочные курсы, оШ^ввт программы.

Инновацией последних трех лет можно назвать социальную работу с молодежью, осуществляемую посредством и с помощью социальных сетей и новых информационных технологий. Все чаще и чаще Интернет становится пространством для обмена мнениями, инициирования дискуссий и молодежных проектов. Всемирная сеть создает возможности для онлайн информирования и консультирования, гарантируя анонимность и конфиденциальность. Отдельным блоком необходимо выделить различные образовательные возможности, предоставляемые новыми информационными технологиями: дистанционные курсы, обучение в режиме реального времени, образовательные виртуальные платформы и др.

Перечисленные технологии покрывают лишь небольшой сектор социальной работы с молодежью. Однозначно, что эта сфера требует постоянного обновления и модернизации, поскольку сама целевая группа отличается гибкостью и мобильностью. Ключевым принципом при разработке новых технологий социальной работы с молодежью должна стать ее переориентация из «кабинетной» в «полевую».

Рассмотрим специфические технологии социальной работы, предлагаемые для работы с отдельными группами.

Социальная работа с «уличной» молодежью Проблема детской и молодежной безнадзорности и беспризорности распространена не только в развивающихся странах Латинской Америки, Африки и Азии, но и в благополучных регионах мира. Детский фонд ООН ЮНИСЕФ считает беспризорными людей в возрасте до 18 лет, для которых улица, в широком понимании слова, стала основным жизненным пространством и которые не получают соответствующей защиты. Понятие «улица» включает в себя заброшенные здания, подвалы, чердаки и т. д. Для многих детей и подростков «улица» является и жильем, и рабочим местом одновременно. Без доброжелательности и поддержки взрослых они вынуждены ежедневно вести борьбу за выживание.

Мобильная работа с молодежью — это профессиональная концепция, признанная во всем мире и направленная на оказание поддержки наиболее труднодоступным группам, в том числе живущим на улице. Как вид профессиональной деятельности мобильная социальная работа берет свое начало в США в 20-х гг. Рост молодежной преступности привел к разработке социально-педагогических программ, направленных на молодежь, находящуюся вне социальных учреждений. Социальная работа переместилась из офисов на «тусовки», в места скопления и времяпровождения подростков. С течением времени появились новые понятия, такие как «уличный социальный работник», «социальный работник за углом», «аут-рич» и «полевой социальный работник».

Начальным этапом работы этих специалистов является выявление проблем на местном уровне, их осознание и анализ. Следующий важный шаг — установление контакта с целевой группой, что в дальнейшем будет определять эффективность взаимодействия и сотрудничества.

Как правило, инициатива контакта должна исходить от специалиста по социальной работе. Возможны три варианта завязывания знакомства: наступающий, косвенный, сдержанный. При «наступающем» сотрудник социальной мобильной работы прямиком идет к интересующей его группе уличных подростков, представляется и старается ясно выразить свои намерения и объяснить свои функции. Социальный работник может указать на возникшую проблему или конфликт, на решение которого он мог бы повлиять.

«Косвенное» установление контакта происходит через третье лицо, которое знакомо с обеими сторонами. Этот «поручитель» представляет подросткам сотрудника социальной службы, объясняет роль мобильной работы с молодёжью, сопровождает сотрудника некоторое время, а если группа стала доверять социальному работнику, удаляется.

При «сдержанном» установлении контакта социальный работник стремится регулярно попадать в поле зрения своей целевой группы. Он пытается войти в доверие, создает условия для того, чтобы молодые люди сами могли с ним заговорить.

Конечно же, установлением первичного контакта мобильная социальная работа не заканчивается. Концепция методов мобильной работы с молодежью разделяется на четыре взаимосвязанные области: индивидуальная помощь, работа в группе, уличная работа (Street Work) и работа в общине. Мобильная работа с молодежью объединяет все эти четыре области между собой. Как очевидно из этого примеры, практическое вмешательство в кризисную ситуацию в рамках социальной работы должно опираться на соответствующие методологические, тщательно разработанные подходы, имеющие сильный ценностный компонент. Так, например, мобильная социальная работа не могла бы существовать без таких принципов, как уважение к личности и ее принятие, видение в любом молодом человеке (даже бездомном) массу позитивного и ресурсного.

Социальная работа с выпускниками детских домов Технологии поддержки выпускников детских домов и интернатов направлены на социализацию, постинтернатную адаптацию, приобретение повседневных бытовых навыков, которые у выпускников таких учреждений обычно развиты слабо.

Так, например, некоторые организации помогают выпускникам получить образование и аттестат, а знания, в свою очередь, придают уверенность в себе, чувство защищенности, повышают самооценку.

У Домов молодежи — SOS — другая задача. Первый дом молодежи открылся в 1955 г. в Инсбруке (Австрия). Сегодня такая форма проживания используется в разных странах, в том числе в России (в Мурманске, Санкт-Петербурге и Московской области).

Дом молодежи является технологией, позволяющей оказать помощь выпускникам детских домов в приобретении навыков, содействующих независимой и самостоятельной жизни. Он представляет собой объединенный блок квартир. В нем под присмотром педагога-наставника живут молодые люди в возрасте до 23, выросшие в детских деревнях — SOS. Это длится по три-четыре года, пока ребята получают профессию.

Конечный этап пребывания в доме — программа полунезависимого проживания, когда уже взрослые выпускники с аттестатом об образовании переезжают на постоянное место жительства на собственную или муниципальную жилую площадь.

Технологии благотворительного фонда «Рауль» опираются на подход «помощь для самопомощи» (help to self-help): не просто дать детям необходимое, а научить их самостоятельно ставить реальные цели и добиваться их. Фонд был создан лингвистом и предпринимателем Михаилом Кривоносом и назван в честь шведского дипломата Рауля Валленберга, спасшего десятки тысяч людей во время Холокоста. Реализуемая программа социальной адаптации предназначена для выпускников детских домов и школ-интернатов Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Технология помощи рассчитана на три года. В течение первого года наставники посвящают каждому из ребят по шесть часов в неделю. На последующих этапах подросткам помогают переехать в социальные гостиницы, но продолжают социальное сопровождение.

С каждым подростком, участвующим в программе, постоянно работает наставник-тьютор, он оказывает индивидуальное консультирование, проводит специальные адаптационные занятия, помогает заполнять документы, формы, учит общаться с представителями учебных заведений, ориентироваться в городе и т. д. На заключительном этапе программы сотрудники фонда договариваются с партнерскими организациями и помогают подопечному получить работу.

Трудовое воспитание, само по себе являющееся отдельным направлением в работе с молодежью, имеет длительный исторический опыт и хорошо сформулированную теоретическую базу. Его корни уходят в трудовые общины, созданные на заре советской власти. Современная практика также привлекает к себе внимание. Интересен опыт специального предприятия в Санкт-Петербурге ООО «Новое Поколение», на базе которого с 1993 г. реализуется программа социальной адаптации для несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений. Организация занимается производством детских настольных игр, основными наемными рабочими являются молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области действуют восемь площадок «Нового Поколения», одна из них расположена на территории колонии для несовершеннолетних, совершивших тяжкие преступления. В среднем, на каждой площадке организовано около 150 специализированных рабочих мест. Многие из 1,2 тыс. работающих на предприятии подростков находятся под следствием, условно осуждены, вернулись из мест лишения свободы или специальных учреждений. Примерно одна пятая часть — выпускники детских домов и интернатов.

Подобный проект, но с несколько другим ракурсом реализуется в Пермском крае. «Школа фермеров» в селе Кривец позволяет молодежи зарабатывать деньги хозяйственным трудом.

Изначально энтузиаст, фермер и бизнесмен Вячеслав Горелов открывал школу фермеров для подростков, освободившихся из мест лишения свободы и условно осужденных. Потом начали вовлекать воспитанников и выпускников интернатных учреждений для детей-сирот, в том числе и с ограниченными возможностями.

Сейчас в проекте задействовано 16 человек в возрасте от 16 до 30 лет. Ребята живут в специальных гостиницах, а работают на территории, прилегающей к комплексу, — в полях, на фермах, в теплицах и коптильном цехе. Программа предусматривает полноценный рабочий график. Есть специальные поощрения: например, тем, кто бросает курить, повышают зарплату. На адаптацию к новым условиям и коллективу новичкам отводится 15 дней, потом они начинают активно работать.

Технологии социальной работы в сфере ВИЧ-инфекции и СПИДа Распространение ВИЧ-инфекции и СПИДа стало одной из серьезных проблем современного общества, имеющих не только медицинское, но и социальное звучание. Эпидемия влияет на все сферы жизнедеятельности общества. В этом контексте социальная работа является чрезвычайно востребованным механизмом снижения напряженности и решения проблем на личностном, групповом, общественном уровне.

ВИЧ-инфекция — это болезнь, вызываемая ретровирусом, поражающим клетки иммунной, нервной и других систем и органов человека. Вирус содержится в биологических жидкостях человека: крови, грудном молоке, слюне и т. д. Источником заражения является человек, инфицированный ВИЧ, как в стадии бессимптомного носительства, так и в стадии развёрнутых клинических проявлений болезни. В настоящее время известны три пути передачи вируса: половой, парентеральный, вертикальный. Примерно 70% случаев заражения в мире происходят половым путем, 5−10% - через инъекционные наркотики, 5−10% - от матери к ребенку, при переливании крови — от 3 до 5%. Заболевание характеризуется тремя стадиями (острой (первые шесть недель после заражения), хронической, СПИДом), в процессе которых снижается уровень Т-лимфоцитов в крови, ослабевает иммунная система организма и одновременно растет вирусная нагрузка. СПИД неизлечим.

До конца 90-х гг. ВИЧ в России был ограничен в пределах некоторых целевых групп, но затем он попал в среду потребителей инъекционных наркотиков, что послужило толчком к резкому росту числа зараженных. Главным фактором риска заражения ВИЧ-инфекцией в РФ и сейчас продолжает оставаться внутривенное введение наркотиков нестерильным инструментарием. В то же время активизируется передача ВИЧ-инфекции от уязвимых групп основному населению половым путем.

Особенностью ВИЧ-инфекции является то, что это заболевание имеет не только и не столько медицинский аспект, но и ярко выраженный социальный. Так, например, рост числа людей, живущих с ВИЧ длительное время, ставит вопрос об их интеграции в общество на полноценной и равной основе, что невозможно без соответствующей работы с населением в целом и отдельными группами. Увеличение численности детей, рожденных от ВИЧ-позитивных матерей, выдвигает на первый план вопросы специализированных (или неспециализированных) детских дошкольных учреждений, в которых персонал имел бы соответствующие компетенции по работе с подобным контингентом как детей, так и их родителей.

Необходимость в социальной работе в этом контексте очевидна, однако на данный момент ее явно недостаточно, а качество услуг оставляет желать лучшего.

Международное сообщество накопило большой опыт в реализации различных программ социальной работы, связанной с ВИЧ/СПИДом, однако в РФ целенаправленный системный подход в этой области пока отсутствует.

Технологии социальной работы в области ВИЧ можно условно разделить на четыре сектора.

1. Профилактика ВИЧ-инфекции среди молодежи и широких слоев населения (первичная).

2. Профилактика ВИЧ-инфекции среди наиболее уязвимых социальных групп (вторичная).

3. Предоставление социальной поддержки людям, живущим с ВИЧ/СПИДом.

4. Защита общественных интересов в области ВИЧ/СПИДа.

Рассмотрим технологии этих направления поочередно.

Программы первичной профилактики ВИЧ/СПИДа.

Под профилактикой понимается комплекс мер, направленных на убеждение людей добровольно и на длительный срок изменить свое поведение, сделав его более безопасным. Модель профилактики Д. Прочаски подразумевает, что человек, меняющий свое поведение, проходит через несколько этапов, прежде чем достигает желаемого. На первом этапе человек не осознает опасности привычного для него поведения, на втором — начинает задумываться о негативных последствиях, на третьем — готовится к действию, на четвертом — начинает вести себя по-новому, на пятом — воспринимает улучшенное поведение как норму.

Обычно профилактика негативного социального явления рассматривается как его недопущение, «противодействие». При таком подходе сам термин несет в себе некий негативный контекст, конфликтность, скрытую агрессию. Можно определить профилактику как активный поступательный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие, т. е. профилактика призвана способствовать обеспечению безопасной и поддерживающей среды; доступу к информации; помощи в приобретении жизненных навыков.

Профилактику можно классифицировать по целевой группе (кто является объектом воздействия); содержанию деятельности (что является предметом деятельности); «точке приложения» усилий.

В соответствии с терминологией Всемирной организации здравоохранения выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика — комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих негативное социальное явление. Вторичная профилактика — комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих заражение ВИЧ в группах, наиболее уязвимых к эпидемии, что связано с поведением высокой степени риска, профессиональной деятельностью и т. д. Третичная профилактика, или реабилитация, — комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, способствующих восстановлению личностного и социального статуса человека и возвращению его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности. Задача третичной профилактики — социальная и медицинская реабилитация.

Профилактика также подразделяется на типы. Общесоциальная (неспецифическая) профилактика — сфера деятельности, не затрагивающая непосредственно негативное явление, а влияющая на него косвенно — через административные механизмы, педагогическими средствами, при помощи информационных технологий. Специфическая профилактика — мероприятия и программы этого типа призваны влиять на те или иные проявления проблемы и их медицинские и социальные последствия. К таким программам относятся, например, специализированные информационные кампании в средствах массовой информации, уроки, психологические тренинги или тематические занятия для подростков, выпуск специальной литературы, терапевтические программы.

Кроме того, различаются еще и уровни профилактики:

— личностный — на этом уровне воздействие на целевую группу сфокусировано таким образом, чтобы содействовать формированию тех качеств личности, которые способствовали бы улучшению здоровья отдельного человека. К профилактике на личном уровне можно отнести консультирование, лечение, тренинги личностного роста;

семейный уровень — предполагает влияние на «микросоциум» — семью, так как семья во многом определяет его выбор образа жизни. Сюда относятся тематические родительские собрания, семейные консультации, вовлечение родителей в общественную работу в школе;

социальный уровень профилактики — способствует изменению общественных норм в отношении употребления наркотиков, а также отношения к потребителям. Это помогает создать благоприятные условия для работы на личностном и семейном уровнях.

Все три предложенные классификации существуют одновременно, т. е. каждый из видов профилактики может содержать в себе мероприятия обоих типов и при этом действовать на различных уровнях.

Программы первичной профилактики представлены информационными кампаниями, акциями, социальной рекламой, добровольческими молодежными движениями, информационными центрами, «горячими линиями», телефонами доверия и клиниками, дружественными к молодежи.

Это направление подразумевает также индивидуальную работу и групповые образовательные программы по принципу «равный-равному», проводимые тренерами, фасилитаторами и ведущими, чей жизненный опыт, возраст, социальное положение почти не отличаются от соответствующих характеристик участников.

Поддержка профилактических мероприятий среди наиболее уязвимых к эпидемии ВИЧ социальных групп не менее значима, ведь их спектр чрезвычайно широк: потребители инъекционных наркотиков, дети улиц, заключенные, лица, оказывающие сексуальные услуги за плату, мужчины, вступающие в сексуальные отношения с мужчинами, и др.

Подобная профилактика базируется на принципиально иных, чем в первом случае, подходах, причем как на методологическом, так и на ценностном уровнях.

Ее основные положения частично закреплены в концепции движения «снижения вреда», которая берет свое начало с середины 80-х гг. В связи с угрозой ВИЧ в европейских странах появилась потребность в разных программах, рассчитанных на потребителей наркотиков. Первоначальная модель подразумевала исключительно обмен использованных шприцев на новые. Она была инициирована общественными организациями Голландии в 1981 г. на фоне того, что аптеки отказались продавать потребителям наркотиков одноразовый медицинский инвентарь.

Современные программы снижения вреда опираются на тезис о том, что потребители наркотиков составляют часть общества, и пытаться изолировать их, вместо того, чтобы оказать помощь, неправильно и негуманно. В то же время отказ от употребления не должен становится ключевым мотивом, ведь, ограничивая себя таким образом, социальные службы блокируют себе доступ к большей части потребителей наркотиков — тем, кто употребление прекращать не планируют. Отказ от наркотиков должен рассматриваться как желательная долгосрочная цель, но приоритет должен быть отдан минимизации вреда. Для этого очень важно установление и поддержание позитивного контакта с потребителем, который строится на основе сотрудничества, взаимодействия, уважения (предполагается, что человек будет вести себя в рамках закона).

Таким образом, принципы вторичной профилактики частично отличаются от принципов первичной. Во-первых, требуется принятие и уважение людей вне зависимости от их образа жизни, внешнего вида, ценностных установок и т. д. Во-вторых, необходим акцент на кратко-срочных задачах и отказ от приоритетности долгосрочных целей по изменению поведения человека.

Принципиальными и важными практическими механизмами социальной работы становятся «аут-рич» и низкопороговость. Под аут-ричем понимается «социальная работа на местах» — т. е. именно там, где целевая группа достигаема в наибольшей степени (подвалы, тюрьмы и другие учреждения системы исполнения наказания, улицы и т. д.). Низкопорого — вость проявляется в максимальной упрощенности процедуры доступа нуждающихся к качественной помощи, вне зависимости от наличия документов, физического, психологического и другого состояния на момент обращения, а также перспективности по разрешению ситуации.

Для социальной работы на улице с потребителями инъекционных наркотиков, женщинами, вовлеченными в сферу оказания сексуальных услуг, наиболее часто используются мобильные пункты (специально оборудованные автобусы или микроавтобусы), в которых оказываются первичная медицинская помощь, тестирование, психологическое консультирование, профилактические беседы с учетом индивидуальных особенностей человека[12].

Третье направление социальной работы в сфере ВИЧ фокусируется вокруг предоставления социальной поддержки людям, живущим с ВИЧ/СПИДом.

Жизнь с ВИЧ — это серьезный кризис, который с момента установления диагноза и до конца жизни сопровождается тяжелыми переживаниями. Момент установления ВИЧ-положительного статуса является чрезмерно тяжелым стрессовым фактором, при этом состояние физического здоровья у ВИЧ-положительного человека может быть вполне удовлетворительным. В этот период на первый план выступают острые и тяжелые эмоциональные переживания (тревога по поводу нарушения конфиденциальности, невозможности что-либо изменить и т. п., страх по поводу возможного заражения ВИЧ близких или угрозы преждевременной смерти и т. д., печаль по поводу ожидаемых или свершившихся потерь, чувство вины, например, по отношению к людям, которых они могли заразить, угрызения совести из-за собственного поведения, приведшего к инфицированию, агрессивность по отношению к конкретному человеку — предполагаемому источнику заражения, либо к обществу в целом). Все эти эмоциональные переживания могут привести к ряду психосоциальных проблем.

Одной из наиболее серьезных кризисных ситуаций является проблема «раскрытия» ВИЧ-статуса перед родными и близкими, другими значимыми людьми. «Сокрытие» одним из супругов своего ВИЧ-статуса вносит в семейные отношения оттенок недосказанности, напряженности, подозрительности, что в конечном итоге приводит к внутрисемейному конфликту. Из-за боязни раскрытия своего ВИЧ-статуса, «предвосхищения» (как правило, преувеличенного) предстоящего отвержения могут осложниться отношения с друзьями и коллегами.

Высокий уровень стресса у ВИЧ-позитивных проявляется в нарушении общения, отчуждении от окружающих, изменениях настроения, подавленности, снижении чувства значимости собственной личности, прогрессировании чувства уязвимости. Чувство одиночества ВИЧ — положительных людей нередко усугубляется изоляцией в то время, когда им особенно необходимо присутствие рядом близкого человека и возможность поговорить с кем-то о своих страхах. У ВИЧ-положительных женщин возникает и ряд специфических проблем: они чаще страшатся расставаний, беспокоятся о том, что они не смогут в должной мере ухаживать за детьми, престарелыми родителями.

Четвертое направление работы в области ВИЧ/СПИДа должно затрагивать общественные интересы и создавать условия для снижения негативных последствий эпидемии. Оно может заключаться в борьбе с социальной изоляцией, лоббировании изменений национальной и региональной политики, заступничестве, повышении толерантности общества к людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, снижении цен на препараты для антиретровирусной терапии и др.

Роль социальных работников видится в первую очередь в контексте изменения общественного мнения, формирования в обществе терпимости к ВИЧ-позитивным, а также мобилизации и активизации людей, вовлеченных в проблему. Это может осуществляться с помощью качественных информационных кампаний, рассчитанных на разные целевые группы, вовлечения СМИ, демонстрации позитивных практик по интеграции людей, живущих с ВИЧ, индивидуальной и групповой социальной работы по развитию потенциала людей и т. д.

Важным направлением является деятельность, направленная на защиту прав и интересов нуждающихся в помощи групп населения или отдельных людей (заступничество), которая может проявляться в разных видах: выработке политики, лоббировании законодательства, в наибольшей степени отвечающего реалиям современного дня и потребностям ВИЧинфицированных людей, повышении осведомленности общества, общественном образовании, проведении кампаний, создании альянсов и др.

Усилия социальных работников должны быть направлены и на преодоление стигматизации ВИЧ-позитивных людей. Традиционно стигма трактуется как характерная особенность человека, которая значительно дискредитирует его в глазах окружающих и позволяет его изолировать, «выталкивать». Специалисты по социальной работе должны внести свой вклад в преодолении всех видов стигматизации.

Технологии социальной работы с молодежью, имеющей инвалидность Согласно пониманию Европейской комиссии, к категории «молодых людей с ограниченными возможностями» относятся те, кто по сравнению со своими ровесниками сталкиваются с преградами или находятся в ситуациях, которые не позволяют получить надлежащий доступ к формальному или внеформальному образованию, мобильности, активной гражданственности, приобретению знаний и умений, интеграции и т. д. Молодые инвалиды с умственными (интеллектуальными, когнитивными проблемами), физическими, неврологическими и другими нарушениями являются одной из целевых групп в этом контексте.

Вне зависимости от изначальных причин социальная работа с такими группами молодежи должна, в первую очередь, стремится к удовлетворению их потребностей и включению в жизнь общества. В этой связи целесообразно обратиться к определению «социальной эксклюзии или ис — ключенности» — результату дискриминации по культурному, этническому, социальному и другому признаку. Термин «социальная эксклюзия» впервые стал использоваться в 1974 г. во Франции для обозначения социально незащищенных категорий населения.

Социальная работа с молодежью должна сосредоточить свои усилия на предотвращении изоляции людей с инвалидностью. Она призвана стать инструментом социальной интеграции, активной гражданственности и повышения уровня занятости молодых людей с ограниченными возможностями.

В нашей стране сейчас насчитывается около 13 млн инвалидов. Это примерно 10% от всего населения России. Около трети из них — лица от 14 до 35 лет. До недавнего времени работа в этой сфере осуществлялась исключительно в рамках «медицинской модели», когда потребности людей рассматривались как медицинские, а ответственность за их удовлетворение возлагалась на врачей. «Медицинская модель» направлена на устранение причин инвалидности (или другие мероприятия по улучшению здоровья человека) с физиологической точки зрения, т. е. посредством хирургического или терапевтического вмешательства. Она создает платформу для изоляции инвалидов от общества, создания специальных закрытых учреждений. Противоположная модель — «социальная» — обращает внимание на барьеры, существующие между человеком и обществом, и стремится к интеграции инвалидов, созданию «доступной среды», трудоустройству в различные организации и обучению общества общению с людьми с ограниченными возможностями.

Медицинский подход и связанные с ним административные образовательные и благотворительные модели неверны, так как не учитывают причины изоляции. Модель полагает, что человека делают инвалидом определенные нарушения — невозможность ходить, слышать, видеть и т. д. Социальная модель полагает, что люди являются инвалидами из-за физических барьеров в окружающей среде, отсутствия доступа к информации и общению, недостатка доступа в обычные школы и вузы и т. д.

РФ находится на начальных этапах движения в сторону «социальной модели. Страна подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов, которая была принята на Генеральной ассамблее ООН в 2006 г. Конвенция стала первым всеобъемлющим международно-правовым документом, направленным на защиту прав лиц с различными видами устойчивых физических, психических, умственных или сенсорных нарушений. Она содержит 50 статей о защите и поощрении прав инвалидов, ликвидации дискриминации, обеспечении прав на работу, медицинское обслуживание, образование и полное участие в жизни общества, а также доступ к правосудию, личную неприкосновенность, свободу от эксплуатации и злоупотреблений, свободу передвижения. Согласно Конвенции, государства должны принять и выполнять меры, направленные на улучшение правовой защиты инвалидов, отменить законодательные акты и бороться со всеми традициями и практикой, допускающими дискриминацию в отношении лиц с ограниченными возможностями.

Одной из новых технологий социальной работы в области инвалидности являются разноуровневый проект, вовлекающий участников с разными способностями, людей с инвалидностью и без нее. Молодые люди с ограниченными возможностями взаимодействуют с людьми без них в качестве сверстников, а не пациентов и опекунов (тип взаимоотношений, которые часто их преследуют). Молодые люди без инвалидности получают шанс лучше узнать не только виды инвалидности, но и, что даже более важно, людей за «фасадом» инвалидности.

Проекты часто имеют программу, включающую целый ряд новых видов деятельности и новый опыт. Испытание чего-то нового также ведет к новым идеям и навыкам (например, эксперименты в рисовании, спорте, хобби). Это повышает их практические знания о другой части мира (например, использование метро, перелеты, жизнь), знакомство с чьим-то домом и т. д.).

3. Изучение инновационных технологий социальной работы, активно используемых за рубежом

Список инновационных технологий, применяемых в социальной работе за рубежом, чрезвычайно широк. В контексте социального сервиса само понятие «инновационность» относительно, поскольку многие инструменты, подходы, являющиеся инновационными для одних стран, регионов, областей, могут считаться устаревшими в других. Страны находятся в различной социально-экономической ситуации, модели социальной защиты и социальной политики и диктующие их подходы также сильно отличаются друг от друга, поэтому любые сравнительные или обобщающие выводы могут оказаться внеконтекстуальными.

В рамках данного параграфа мы остановимся лишь на нескольких технологиях, зарекомендовавших себя в европейском пространстве социальной работы, которые имеют перспективу быть внедренными (или уже внедряются) в российский контекст.

«Живая библиотека»

Одной из интересных междисциплинарных технологий является «Живая библиотека», главная цель которой заключается в преодолении стереотипов и предрассудков в отношении наиболее стигматизированных социальных групп.

Технология, предусматривающая специфический формат общения различных людей, построена по принципу обычной библиотеки, однако «чтение» представляет собой личностное общение, а «книгами» являются люди. Как правило, ими становятся волонтеры, которые либо сами часто испытывают предвзятое отношение к себе и страдают от стереотипов, дискриминации или социальной изоляции, либо представляют стигматизированные сообщества. Они готовы вступить в диалог с «читателями» в надежде, что их видение и личностный опыт повлияют на установки и стереотипы конкретных лиц, а через них — на отношение и поведение всего общества. Посетитель выбирает интересующую его «книгу» и записывается на общение с ней («чтение»), во время которого можно задавать свои вопросы. После «прочтения» «книгу» нужно возвратить, чтобы ее «почитал» другой посетитель.

Впервые проект «Human Library» был организован в 2000 г. датской организацией «Останови насилие» после того, как на одного из друзей основателей организации напали неонацисты. Теперь «Живые библиотеки» уже проводятся в 60 странах мира, в том числе и в России (Воронеже, Москве, Новосибирске, Омске, Перми, Мурманске, Санкт-Петербурге). В Санкт-Петербурге «Живая библиотека» проходила несколько раз. «Живыми книгами» в марте 2015 г. стали автостопщик, трудовой мигрант, православная, гомосексуалка, ВИЧ-положительный, мусульманка, панк, сыроед, феминистка, человек с инвалидностью, иностранная волонтерка, следователь Следственного комитета, гомосексуал, многодетная мать, трансгендер, чайлдфри.

«Живая библиотека» является хорошим инструментом для преодоления разобщенности, формирования чувства солидарности и эмпатии. Ее основная цель заключается в продвижении принципов уважения прав человека и человеческого достоинства за счет искоренения предрассудков и выстраивания конструктивного диалога о стереотипах, которые часто ведут к дискриминации индивидуалов или групп. При этом под стереотипами мы понимаем обобщенные представления о социальных группах и их членах, под предрассудками — неприятные эмоциональные реакции или негативную оценку групп и их членов, а дискриминация — это отличающееся обращение по отношению к представителям некоторых социальных групп по сравнению со всеми остальными членами общества.

Разобщенность общества по политическим, культурным, социальным, экономическим, религиозным, национальным признакам препятствует формированию чувства солидарности и эмпатии. Более того, некоторые социальные группы находятся в постоянной социальной изоляции и испытывают дискриминацию. Технология создает пространство для личностного общения между людьми, которые в обыденной жизни не имеют возможности, а зачастую и желания разговаривать друг с другом. Особенность технологии заключается в том, что коммуникация происходит в структурированном, организованном, но не ограничивающем порядке, причем ключевым аспектом как для «читателей», так и для «книг» является атмосфера безопасности. Именно она помогает раскрыться и рассказать о своей судьбе, не опасаясь насмешек, издевательств, агрессии. «Читателям» также приходится преодолевать свои страхи, однако они, сделав осознанный выбор, идут на общение, которое в конечном итоге способствует улучшению понимания и разрушению стереотипов, предрассудков.

Спектр применения технологии может быть достаточно широким в первую очередь благодаря ее гибкости. Она может использоваться в разных контекстах, в том числе во время других крупных мероприятий типа форумов, конференций, фестивалей и т. д. Основополагающей идеей является желание изменить существующие в обществе установки, предрассудки, отношения, мнения, позитивно оценить разнообразие, внести вклад в формирование чувства солидарности и сопереживания.

Цирковые технологии в социальной работе Деятельность «Упсала-цирка» хорошо знакома в России и за ее пределами. Организация работает с детьми из неблагополучных семей, групп социального риска, коррекционных школ и интернатов, используя в качестве социально-педагогического инструмента цирковые занятия. Детей учат жонглировать, делать фокусы, акробатические трюки и т. д. В процессе циркового творчества участники получают навыки работы в коллективе, опыт командного взаимодействия, лидерства. Они начинают верить в возможность выразить свое мнение, ощущают значимость собственного высказывания.

Специалисты организации опираются на постулат о том, что закалка и заряд прочности, который должен быть у каждого человека, формируются в детстве, а цирк является эффективной методикой, позволяющей смоделировать общество в небольшом и безопасном пространстве. То, что создается в шатре цирка, никак не ассоциируется с социальными проблемами и неустроенностью. С помощью опытных педагогов здесь рождаются красочные представления высокого профессионального уровня.

Организация также уделяет внимание распространению своего опыта и обучению социальных педагогов, социальных работников и других представителей социального сервиса цирковому инструментарию, который может быть использован с разными группами. Так, например, умение жонглировать, делать акробатику, пантомиму и другие приемы помогут выстраивать отношения с ребенком любому специалисту: врачу, педагогу, репетитору, социальному работнику, сотруднику ОППН, воспитателю и др.

Театральные технологии в социальной работе Театр давно уже перешагнул традиционные границы и стал успешно интегрироваться в другие области, в том числе и в социальную работу.

«Социальный театр» — это особый формат, позволяющий объединить социальную работу с интерактивными формами искусства. Наиболее эффективно он может использоваться в профилактике негативных социальных явлений, групповой социальной работе, реабилитации.

Эффективность театральных постановок, направленных на решение психологических и социальных проблем, уже неоднократно проверялась в отечественной и зарубежной практике. В психиатрической клинике им. П. Кащенко главный врач больницы Олег Лиманкин предложил режиссеру Татьяне Письменской возродить театральные традиции, существовавшие в отечественной психиатрии при П. Кащенко, и создать при больнице маленький театр. Первый спектакль получился «капустником» — веселым, несмотря на обыгранные «больничные темы». В январе 2002 г. в Санкт-Петербурге под руководством Светланы Крючковой был поставлен спектакль про беспризорников «Домой!», в котором приняли участие ребята 16−18 лет. Большинство из них сами прошли через испытание беспризорностью и теперь показывают этот спектакль в детских домах и социальных центрах.

В Москве в начала 90-х гг. действовал театр-студия «Подвал», куда принимали всех желающих без отборов и прослушиваний. Театр использовался не как самоцель, а как средство для разговора на темы, интересующие актеров и их ровесников. Родители играли вместе с детьми и при этом имели равное право голоса. За время существования «Подвала» было сыграно несколько сотен спектаклей, среди которых: «Алло, мы вас слышим» (по статьям Юрия Щекочихина), «Спецуха» (пьеса о специальном ПТУ для девочек, написанная по реальным личным делам воспитанниц Ишимбайского училища) и многие другие.

Примеры применения театральных методик с социальными целями можно продолжить. В 2012 г. в Москве состоялся проект по работе с тематикой инвалидности под названием «Театральная перспектива». Драматурги Гульнара Сапаргалиева, Катрина Меньшикова и Мария Зелинская, используя систему ClassAct, стали учить подростков создавать собственные пьесы. Участники проекта — дети с разными видами инвалидности — написали семь пьес в самых разных жанрах, а затем в театре «Современник» был показан театральный альманах, состоящий из серии коротких спектаклей по этим пьесам. В свои пьесы дети с инвалидностью вложили то, что их беспокоит, сделали попытку заявить о своем месте в обществе.

Проблемам нетерпимости был посвящен спектакль «Анна Франк», который был поставлен в г. Белгороде (Украина). К постановке спектакля были привлечены учащиеся Полтавского музыкального училища. Спектакль в новой современной экранизации рассказывал о судьбе 13-летней еврейской девочки Анны Франк в годы Второй мировой войны. Сквозь призму игры молодых актеров, видеои аудиоинсталляций спектакль затрагивал актуальные вопросы современности и был направлен против антисемитизма и ксенофобии. После окончания представления молодые актеры делились впечатлениями от игры ролей как позитивных, так и отрицательных персонажей.

Разберем технологию на примере проекта «Социальный театр: спектакль плюс» региональной молодежной благотворительной общественной организации «Молодежный Информационный Центр» (СПб.).

Путем опроса представителей целевой группы волонтеры и сотрудники организации пришли к выводу, что профилактика негативных социальных явлений среди молодежи будет более эффективной, если комбинировать эмоциональные и рациональные методы работы и привлекать к реализации различных мероприятий студентов и школьников. Так возникла идея объединения спектакля и интерактивного семинара и создания модели «Спектакль плюс…». Целью проекта стала профилактика негативных социальных явлений среди молодежи.

Проект «Социальный театр» проводился организацией дважды, в первый раз он был посвящен проблеме ВИЧ/СПИДа, во второй — нетоле — рантности и ксенофобии. По результатам первого проекта было написано пособие «Социальный театр: спектаклю плюс.» для тех, кто работает с молодежью, подробно раскрывающее все этапы подготовки, реализации и оценки подобных инициатив.

Оба раза создавалась неформальная театрализованная группа студентов для «проигрывания» опасных ситуаций с целью выработки стратегий по их разрешению на личностном уровне. Важными аспектами стали мобильность, гибкость, выход на широкую аудиторию и возможность охватить разные социальные слои молодежи, от социально успешных до безнадзорных.

Проект «Социальный театр: спектакль плюс.» базируется на двух важных частях: спектакле на социальную тему и образовательном блоке, который проводится непосредственно после спектакля. Спектакль «настраивает» зрителей на определенную тему, заинтересовывает, пробуждает чувства. В ходе второй части проекта аудитория продолжает размышлять на тему, получать дополнительную информацию, формировать навыки поведения.

В ходе проведения проекта воплощается принцип «равный — равному», создается и поддерживается социально-безопасное пространство. За прикладными задачами социальный театр учит видеть и решать общие проблемы жизни, такие как толерантное отношение к другому мнению, уважение к себе, формирование внутренней душевной стойкости и др.

Задачами проекта «Спектакль плюс.» стали следующие:

> создать безопасное досуговое пространство для молодых людей, где они при поддержке взрослых специалистов могли бы ставить театральные постановки;

> привлечь молодых людей к обсуждению и участию в решении социальных проблем;

> осуществлять профилактику негативных социальных явлений современной жизни среди студентов за счет использования театральных методов;

> формировать у молодых людей умение адаптироваться в сложной жизненной ситуации, моделировать свое поведение.

Реализация проекта состояла из нескольких ступеней.

1 ступень. Набор и подготовка участников инициативной группы проекта.

2 ступень. Постановка спектакля. Время от подготовки первого варианта сценария до премьеры зависит от количества репетиций, уровня сплоченности группы, лидерских и режиссерских способностей руководителей.

3 ступень. Разработка образовательного блока, сопровождающего театральное действие.

4 ступень. Апробация модели в ходе фокус-групп и в случае необходимости — корректировка сценария и программы образовательного блока.

5 ступень. Работа по подготовке базовых площадок. Базовыми площадками для проекта могут быть школы, училища, вузы, подростковые клубы и т. д.

6 ступень. Проведение проекта на базовых площадках.

В ходе реализации проекта представители целевой группы принимали самое активное участие на всех его стадиях. Особое внимание в ходе реализации обоих проектов уделялось музыкальному сопровождению.

Музыка как инструмент может широко применяться в социальной работе, поскольку она оказывает большое влияние на эмоциональную атмосферу, особенно если речь идет о групповой работе. Музыка воспринимается по-разному в зависимости от личного опыта, вкуса, образования, типа музыки, тональности и т. д. людей. В каких-то ситуациях музыка может стать причиной грустного настроения, пусковым механизмом для слез. В других ситуациях — наоборот — пробудить активность и энергичность.

В контексте социальной работы можно не только использовать музыку для создания соответствующей динамики, но и самостоятельно создавать ее, например, участники группового проекта могут играть на инструментах и петь. Групповое исполнение создает чувство сопричастности, принадлежности, взаимосвязанности, поднимает самооценку, пробуждает креативность.

При использовании музыки важно правильно выбрать темп, стиль и формат музыки, подходящий для вашей группы. Необходимо иметь в своем распоряжении коллекцию различных видов и стилей музыки в соответствии с разнообразием и вкусом вашей группы и идей проекта.

Телефоны доверия

«Телефоны доверия» являются относительно устоявшимся механизмом в социальном сервисе Российской Федерации. Число постоянно действующих горячих линий и телефонов доверия в России приближается к тысяче, их тематика обширна: защита прав детей, помощь приемным родителям, призывникам, людям с зависимостью от наркотиков и алкоголя, лицам с определенными заболеваниями, людям, находящимся в остром кризисе, и т. д. Эта технология не является изобретением исключительно социальной работы, поскольку в зависимости от цели функционирования «горячей линии» она может носить и социально-психологический, а иногда и социально-психотерапевтический характер.

Перечислим некоторые общефедеральные горячие линии.

1. Фонд развития Интернета, Лига безопасного интернета и Фонд «Дружественный рунет» создали Всероссийскую службу телефонного и онлайн-консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи «Дети онлайн» (Тел.: 8−800−25−000−15 (звонок из России бесплатный). Линия работает в будние дни с 9.00 до 18.00 по московскому времени).

2. Горячая линия Национального Мониторингового Центра помощи пропавшим и пострадавшим детям действует в рамках социального проекта защиты детей от похищений, эксплуатации и жестокого обращения «Не допусти!». Его организаторы — Правозащитное движение «Сопротивление», Региональный общественный центр интернет-технологий (РОТ ТИТ) и Общественная палата РФ.

Операторы горячей линии принимают сообщения о случаях жестокого обращения с детьми, в том числе о сексуальном насилии над несовершеннолетними, вовлечении их в занятие проституцией и попрошайничеством, а также обо всех случаях незаконного детского труда. Здесь также рассматривается любая информация об угрозе жизни или здоровью ребенка. На горячую линию можно сообщать и о фактах вовлечения несовершеннолетних в деятельность экстремистских группировок, сект, психологи также оказывает помощь детям, пережившим насилие, и родственникам детей, пропавших без вести. Тел.: 8−800−505−51−23 (звонок по России бесплатный).

3. Горячая линия фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» предоставляет бесплатные консультации для замещающих семей и для тех, кто планирует взять ребенка в семью. Тел.: 8−800−700−88−05 (звонок из России бесплатный). Горячая линия работает с 10.00 до 20.00 по московскому времени.

4. Федеральная прямая линия по редким заболеваниям действует при Национальной ассоциации организаций больных редкими заболеваниями «Генетика» (Санкт-Петербург). Специалисты прямой линии готовы ответить на все вопросы, связанные с редкими заболеваниями, в том числе проконсультировать по поводу новейших лекарств, методов лечения, реабилитации и социальной адаптации, а также о профильных медицинских учреждениях, проводящих научные испытания. Тел.: 8−800−555−00−48 (звонок из России бесплатный).

5. Горячая линия по детской онкологии предоставляет медицинские, правовые и психологические консультации для близких детей, страдающих онкологическими заболеваниями. Организатор — Благотворительный фонд «Счастливый мир» совместно с детским отделением онкологии ГКБ № 31 Санкт-Петербурга. Call-центр горячей линии находится в Санкт — Петербурге, работает на базе отделения детской онкогематологии 31-й городской больницы — одной из ведущих клиник Северо-Западного региона. Горячая линия по детской онкологии создана в рамках проекта оказания психологической помощи пациентам с онкозаболеваниями, их семьям и медицинским работникам «Мы с вами». Его реализует фонд «Счастливый мир» совместно с ведущими научными учреждениями и специалистами — психологами Санкт-Петербурга. Тел. 8−800−200−06−09 (звонок из России бесплатный). Горячая линия работает ежедневно, без выходных, с 10.00 до 20.00 по московскому времени.

6. Горячая линия по ВИЧ/СПИДу. Первую общероссийскую телефонную линию по вопросам ВИЧ/СПИДа, работающую по принципу «равный — равному» (консультанты — люди, живущие с ВИЧ), организовал Общественный благотворительный фонд «Шаги» при поддержке фонда «Российское здравоохранение». Горячая линия предназначена в первую очередь для людей, живущих с ВИЧ, и их близких. Они могут получить консультации по проблемам, связанным с получением лекарственных средств, психологическую поддержку, при необходимости — правовое содействие. Для всех желающих проводятся консультации по общим вопросам, связанным с ВИЧ (пути передачи, особенности ВИЧ, способы профилактики и т. д.). Тел. 8−800−200−55−55 (звонок из России бесплатный).

7. Сообщество правозащитных организаций «Гражданин и армия» создало службу, объединяющую правозащитные некоммерческие организации, которые оказывают правовую помощь гражданам, призванным в армию. Тел.: (495) 607−16−32, +7−910−422−48−95.

8. Информационно-консультативная служба по проблемам алкоголизма, наркомании и игровой зависимости организована российским благотворительным фондом «Нет алкоголизму и наркомании». Тел.: 8−499 126−04−51. Линия работает в будние дни с 10.00 до 19.00 по московскому времени.

Технологии, содействующие усыновлению детей

«Поезд в семью» — это проект сотрудников «Радио России», на котором уже около 500 детей-сирот приехали в новые семьи на юге России и в Сибири. Первый раз технология была применена осенью 2005 г., ее участниками стали пять семей, искавших приемных детей. Целью технологии является не только оказание помощи детям и их потенциальным родителям в поиске друг друга, но и привлечение внимания, в первую очередь местных жителей, к проблеме детского сиротства, создание резонанса в областных СМИ и информирование о различных формах семейного устройства.

Реализация технологии осуществляется поэтапно. Первый этап — мониторинг, сбор информации, анализ имеющегося опыта семейного устройства в регионе. После выбора пункта назначения очередного «Поезда надежды» начинается активная работа с местными органами опеки и попечительства, руководством региональных департаментов, в том числе официальные звонки и запросы, в которых у местных властей запрашивается содействие в проведении акции в регионе. Как правило, за основу берется стандартная схема, в которую, в зависимости от особенностей работы по семейному устройству в данной области, при необходимости вносятся коррективы.

Одновременно организаторы устанавливают контакты с местными общественными объединениями, которые работают в сфере семейного устройства, волонтерства.

На втором этапе начинается работа с потенциальными замещающими семьями, которые хотят принять участие в поездке: вначале семьи — участницы отправляют свои документы региональному оператору банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Оператор общается с каждой семьей и с учетом ее пожеланий подбирает анкеты детей.

Во всех поездках работает Школа приемных родителей. В дороге психологи, педагоги, юристы и врач рассказывают будущим родителям, как правильно заполнить документы в банке данных, на что нужно обратить внимание при изучении анкет детей, как вести себя при первой встрече с ребенком и т. д. Они оказывают постоянное социальное сопровождение: поддерживают, разъясняют, отвечают на вопросы.

Социальная работа с пожилыми Новым трендом в социальной работе с пожилыми являются программы обучения, так называемые life long learning. Они направлены на обучение пожилых новым навыкам, приобретение ими компетенций, расширение жизненного поля и интересов.

Наибольшей популярностью пользуются компьютерные курсы и различные инновации, связанные с приобщением пожилых к IT технологиям. Так, например, «Клуб деловых старух „Delostar“» в 2014 г. выпустил учебник «Компьютерный букварь для ржавых чайников.

Инновацией также является волонтерство пожилых. Если добровольческие инициативы в помощь представителям зрелого поколения не новость, то добровольческие инициативы самих пожилых — тенденция последних лет.

В то же время совершенствуется волонтёрская деятельность с пожилыми. В Европе волонтерство — это вполне профессиональная сфера деятельности, требующая определенной квалификации, навыков, допуска. Например, прежде чем получить доступ в дом престарелых в Бельгии, требуется проработать добровольцем в течение полугода в волонтерской команде, доказав свою пригодность к общению с пожилыми пациентами, пройдя специальные курсы и получив массу теоретических и практических знаний. Во Франции добровольчество в этой сфере не очень развито

- уровень социальных служб настолько высок, а требования к работникам в этой сфере настолько жесткие, что это почти исключает использование волонтерского труда. Похожая ситуация в Дании: социальные службы работают очень эффективно, что, впрочем, оставляет некоторые возможности для волонтеров.

В этих странах довольно распространена практика «приходящих друзей» (visiting friends) — людей, навещающих пожилых, чтобы просто провести с ними время, пообщаться, помочь почувствовать себя членом общества.

В Великобритании, славящейся своими благотворительными традициями, добровольчество в отношении пожилых выглядит как вполне самостоятельная профессиональная сфера, развитая и структурированная. Например, одна из крупнейших некоммерческих организаций по поддержке людей старшего возраста AgeUK к Европейскому году волонтеров подготовила специальный путеводитель с подборкой «профессий», которыми могли бы овладеть добровольцы, чтобы быть полезными пожилым людям (Ideas for Volunteering Roles in Health and Social Care).

Согласно списку, все волонтеры подразделяются на пять категорий.

Первая — все, что связано с активностью и разного рода обучением. Она включает в себя, в частности, такую функцию, как «приятель по физкультуре» (activity buddy). Его задача — вдохновить пожилых людей сохранять физическую активность: например, освоить вид спорта, который они давно хотели, но никак не решались попробовать; помочь преодолеть барьеры, мешающие стать более физическим активным и т. п.

Другой вариант волонтерской работы — помощь пожилым в занятиях рукоделием, приглашение их в обучающие группы, поддержка, совместное творчество.

Приветствуются также помощники-волонтеры в специальных общественных центрах для пожилых (подразумевается, что их достаточное количество в любой части страны). В их обязанности входит ассистировать в процессе работы центра: готовить и раздавать пищу, помогать передвигаться людям с ограниченными возможностями, придумывать и организовывать различные мероприятия для клиентов центра. Цель этой работы обозначена как «помощь в сохранении пожилыми чувства собственного достоинства и независимости — предоставление возможности покидать дом, общаться с людьми своего поколения, развлекаться».

Доброволец также может выполнять роль «цифрового наставника» (digital champion) или «IT-тренера», побуждая пожилых людей осваивать различные гаджеты, а также консультировать тех, кто уже сделал первые шаги к изучению компьютерной премудрости.

Компаньоны по прогулкам и походам в магазин (обязанности — катить инвалидное кресло и помогать читать мелкий шрифт), по пению и игре на музыкальных инструментах (для тех пенсионеров, которые хотели бы учиться музыке или совместно музицировать), по занятиям плаванием в бассейне (сопровождение на уроки плавания, организация доставки группы пожилых пловцов, помощь в оплате абонементов), ассистенты для прогулок (для тех, кто перенес операцию на колене или стопе и нуждается в регулярной ходьбе для возвращения в нормальную форму), для решения проблем с ногтями (подразумевает помощь в посещении специализированной клиники), организатор групповых бесед по интересам (talking group facilitator) — вот только часть списка добровольческих занятий категории «развлечения».

Категория волонтерских обязанностей «один на один» (One-to-one) включает такие варианты добровольческих ролей, как «хороший сосед» — можно помогать пожилым людям не чувствовать себя одинокими; «приходящий собеседник» — слушать и разговаривать, чтобы помочь человеку пережить горечь утраты (например, супруга); «послебольничный» ассистент — человек, регулярно навещающий старика, вернувшегося домой после пребывания в госпитале. В больницах это могут быть люди, помогающие пожилым принимать пищу, «читатели» — те, кто приходит почитать вслух журналы, книги и газеты, письма, или «друзья пациента», с которыми можно просто поболтать.

Остальные категории включают в себя практические роли, связанные с помощью по хозяйству (садовник, водитель, уборщик и пр.), а также административные и организаторские функции, подразумевающие работу в некоммерческих организациях (администраторы, IT-специалисты, сотрудники ресепшн и пр).

Справочник отлично демонстрирует степень вовлеченности и широту распространения волонтерства по отношению к пожилым.

Помимо традиционного волонтерства отдельной, стремительно развивающейся сферой является микроволонтерство (или эпизодическое волонтерство) — особая разновидность добровольческих занятий, позволяющая потратить на них всего 30 минут времени, не покидая дома или офиса. Как правило, это преподавание, перевод текстов, обработка изображений или документов, другие несложные манипуляции через Интернет, которые, будучи простыми для одного человека, дают большой коллективный эффект (один из примеров — сайт www.helpfromhome.org). Организации по поддержке пожилых людей активно используют этот инструмент.

Интернет-технологии и их роль в социальной работе Интернет-технологии все активнее проникают в сферу социальной работы. Или вернее, специалисты по социальной работе начинают активнее использовать Интернет в своих целях.

Так, например, за последнее время претерпели существенные изменения способы фандразинга (поиска финансирования для реализации социальных проектов). Главным трендом последних двух лет стали краудфан — динговые кампании. Краудфандинг — это технология сбора средств на проект социального или культурного характера с помощью специальных платформ, например, на сервисе Planeta.ru, Бумстартер http://boomstarter.ru/ или «С миру по нитке» http://smipon.ru/. На каждый проект создается отдельная веб-страничка, где организаторы рассказывают о своей идее в видеоматериалах, вывешивают фотографии и призывают оказать помощь проекту. От традиционной благотворительности краудфандинг отличается прежде всего тем, что жертвователям гарантируется вознаграждение в зависимости от суммы сделанного ими пожертвования.

Другой пример сбора средств демонстрирует первая в мире благотворительная социальная сеть Mainpeople, пользователи которой с помощью своих фотографий и «лайков» могут жертвовать деньги в благотворительные фонды. Автор проекта Mainpeople.com — известный российский интернет-предприниматель Ованес Погосян.

Mainpeople — это одна из попыток использовать потенциальные возможности социальных сетей в интересах общества. Мобильное приложение Mainpeople дает возможность собирать средства для российских благотворительных фондов: фонд «Выход», «Линия жизни», Благотворительный фонд Константина Хабенского, Peace Planet, WWF, фонд помощи хосписам «Вера», «Здоровое наследие», фонд «Дети БЭЛА», «Я есть!», фонд «Живи», «ОРБИ». Принцип действия следующий: к каждому аккаунту в благотворительной социальной сети привязан счет. Можно делиться своими фотографиями, мыслями и обмениваться комментариями, как в обычной социальной сети, только делать это за пожертвования. Так, например, выкладывая новую фотографию, человек платит 1 доллар и выбирает, в какой фонд он хочет направить эту сумму, а также все деньги, которые соберет пост. Благодаря таким проектам благотворительность входит в нашу повседневную жизнь, становится нормой и ее неотъемлемой частью.

Инновацией становятся также различные проекты по оказанию информационной помощи нуждающимся. Так, например, в 2014 г. была создана интерактивная карта Москвы для бездомных. На ней отмечены места, где бездомные могут получить еду, одежду, ночлег, медицинскую помощь, принять душ. Карта доступна онлайн и регулярно обновляется. Она также содержит рекомендации для тех, кто утратил документы и хочет их восстановить. Подобных инициатив много, и они постоянно совершенствуются.

Библиографический список

1. Без барьеров. Без границ: практическое пособие по проведению разноуровневых международных молодежных проектов (включая молодых людей с инвалидностью и без инвалидности). [Электронный ресурс]. — URL: http://www/salto-youth.net. (дата обращения 30.03.2015).

2. Иванян Р. Г. Проблемы социальной работы с молодежью. Европейский и российский опыт: учебное пособие для студентов специальности 40 101.65 (350 500) «Социальная работа». — СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011.

3. Детские деревни SOS. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.sos-dd.ru/(дата обращения 02.04.2015).

4. Иванян Р. Г. Социальный театр: спектакль плюс. — СПб., 2003.

5. Информационно-аналитический бюллетень АСИ «НКО — обозрение». — № 2 (август 2010 г.).

6. Карта Москвы для бездомных. [Электронный ресурс]. — URL: http://partizaning.org/homeless/ (дата обращения 30.03.2015).

7. Комплексная профилактика ВИЧ-инфекции в группах высокого риска. Опыт Санкт-Петербургского благотворительного фонда медикосоциальных программ «Гуманитарное действие». [Электронный ресурс]. — URL: http://haf-spb.org/wp-content/uploads/2011/08/Sample_PUB.pdf/ (дата обращения 02.04.2015).

8. Корнюшина Р. В. Зарубежный опыт социальной работы. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.

9. Ламбаева И. А. Социальная работа за рубежом. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2000.

10. Молодежный консультативный портал. [Электронный ресурс]. — URL: http://teen-info.ru/ (дата обращения 02.04.2015).

11. Ненашева Е. Пять инициатив в поддержку выпускников детских домов и интернатов. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.asi.org.ru/pyat-initsiativ-v-podderzhku-vypusknikov-detskih — domov-i-internatov/ (дата обращения 02.04.2015).

12. Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.unaids.org/ru/ (дата обращения 02.04.2015).

13. Петербуржцам предложат выслушать феминистку, гея, панка и чиновника. [Электронный ресурс]. — URL: http://avangard.rosbalt.ru/ news/2015/03_March/06/liveLib.html/ (дата обращения 02.04.2015).

14. Петров С. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.asi.org.ru/desyat-goryachih-linij-nko-na-vse-sluchai-zhizni/. (дата обращения 02.04.2015).

15. РООИ «Перспектива». [Электронный ресурс]. — URL: http://www.perspektiva-inva.ru (дата обращения 02.04.2015).

16. Смотри по жизни вперед: руководство по работе с подростками / Г. В. Латышев, М. В. Орлова и др. — СПб., 2001.

17. Социальная педагогика под куполом цирка. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.asi.org.ru/sotsialnaya-pedagogika-pod-kupolom — tsirka/ (дата обращения 02.04.2015).

18. Социальная работа в Германии: учебное пособие / В. И. Дубин — ский. — М.: ИНФРА-М, 2012.

19. Социальная работа зарубежом / Сост. Е. С. Новак. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001.

20. Справка, подготовленная в Специализированной НИ лаборатории по профилактике и борьбе со СПИД ФГУН Центрального НИИ эпидемиологии. (Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом, руководитель — В.В. Покровский). Ресурсный центр по изучению политики в сфере ВИЧ/СПИДа. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.hivrussia.org/files/spravkaHIV2014.pdf/ (дата обращения 02.04.2015).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой