Особенности психического развития в младшем школьном возрасте
По мнению В. В. Давыдова, следующие: учебные ситуации, учебные действия, контроль и оценка. Детально и не спеша необходимо демонстрировать детям определенную последовательность учебных действий, выделяя среди них те, которые должны выполняться в предметном, внешне речевом и умственном планах. При этом важно создать благоприятные условия для того, чтобы предметные действия приобретали умственную… Читать ещё >
Особенности психического развития в младшем школьном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Курсовая работа Дисциплина: Психология развития и возрастная психология Тема Особенности психического развития в младшем школьном возрасте
1. Проблема психологии обучения в научной литературе
1.1 Характеристика понятия психология обучения
1.2 Общая характеристика психологии обучения школьников
2 Психологические особенности обучения школьников начальных классов
2.1 Основные психологические особенности обучения школьников начальных классов и их краткая характеристика
2.2 Психология организации обучения детей в младших классах школы Заключение Глоссарий Список использованных источников
Актуальность темы
определяется тем, что в последнее время много внимания уделяется проблемам детей младшего школьного возраста. Одно из важнейших мест занимает вопрос переходного этапа развития. Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования.
Младший школьник только лишь окунается в атмосферу школьной жизни, основной его деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение — приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.
Современная ситуация развития предъявляет новые требования к особенностям ребенка, такие требования, которые не предъявлялись на предшествующих этапах его развития.
Специфика психологии обучения школьников начальных классов очень важна, потому что знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют правильно выстроить учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый учитель должен знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми начальных классов.
Центральная задача психологии обучения — анализ и разработка требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся должен осуществляться с ориентировкой на тот уровень, который может быть, ими достигнут завтра. При этом обучение представляет собой не просто передачу знаний, а формирование мотивации — и личности.
Исследование психологии обучения школьников в начальных классах, затронуты в работах Безруких М. М., Ефимова С. П. Венцевой, Т. Б. Гуткиной Н.И. Давыдова, В. В. Цукермана Г. А. и многих других научных деятелей.
Объект: Психология обучения школьников Предмет: Специфика психологии обучения школьников начальных классов Цель: Изучение специфики психологии обучения школьников начальных классов Задачи:
1 Дать определение понятиям психология обучения
2 Охарактеризовать особенности психологии обучения школьников
3 Рассмотреть психологическую характеристику особенностей обучения школьников начальных классов
4 Проанализировать психологию организации обучения детей в младших классах школы.
1. Проблема психологии обучения в научной литературе
1.1 Характеристика понятия психология обучения Психология обучения — это научное направление, исследующее психологические закономерности усвоения знаний, умений и навыков, психологические механизмы научения и учебной деятельности, возрастные изменения, обусловленные процессом научения. Основная практическая цель психологии обучения направлена на поиск возможностей управления процессом учения. При этом учение рассматривается как специфическая деятельность, включающая мотивы, цели и учебные действия.
Центральная задача психологии обучения — анализ и разработка требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе. Она конкретизируется в комплексе более частных задач:
выявление связи обучения и психического развития и разработка мер оптимизации педагогических воздействий процесса;
выявление общественных и социальных факторов педагогического воздействия, влияющих на психическое развитие ребенка;
системно-структурный анализ педагогического процесса;
раскрытие особенностей природы индивидуальных проявлений психического развития, обусловленных особенностями учебной деятельности.
Основой психологии обучения является мысль, что учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся должен осуществляться с ориентировкой на тот уровень, который может быть, ими достигнут завтра. При этом обучение представляет собой не просто передачу знаний, а формирование мотивации — и личности.
Н.П. Локалова полагает, что центральное место в проблематике психологии обучения занимает изучение процесса усвоения знаний. Процесс усвоения знаний изучается в тесной связи с изучением применения знаний на практике, поскольку важнейшим условием подлинного усвоения является самостоятельное оперирование учащимися полученными знаниями. Применение знаний, являясь составной частью их усвоения, имеет в то же время и свои специфические особенности, поскольку учащемуся не только приходится использовать имеющиеся у них знания в пределах одного и того же учебного предмета, но и переносить приобретенные знания и умения в другие области науки и новые виды практической деятельности. Эти упражнения в переносе знаний, умений и навыков осуществляются школьниками в тех случаях, когда перед ними ставятся относительно новые задачи-проблемы, что играет существенную роль в умственном развитии учащегося. Соотношение процессов учения и развития составляет одну из важных теоретических проблем психологии обучения.
Принципы психологии обучения:
обучение строится на основе данных психологии о возрастных возможностях развития с ориентировкой на завтрашний день этого развития зона ближайшего развития.
обучение организуется с учетом наличных индивидуальных особенностей учащегося, но не на основе приспособления к ним, а как проектирование новых видов учебной деятельности.
обучение не сведено к передаче знаний, к отработке действий и операций, а есть процесс формирования личности обучающегося, развития мотивации его поведения.
развивающий и воспитывающий эффект обеспечивает не любая, а только формирующая учебная деятельность.
Принципы психологии обучения, положены в основу разработки методов обучения как единства деятельности преподавателя и учащихся.
Методы обучения различаются по характеру управления деятельностью учащихся преподавателем.
Согласно К. Д. Ушинскому психологическими критериями эффективности учебного процесса являются: запас знаний, умений и навыков школьников, способность применения знаний, уровень сформированности разных видов деятельности учебной, трудовой, а также наличие новообразований в умственном и нравственном развитии ребенка.
Сам процесс обучения — это деятельность, обеспечивающая овладение знаниями, умениями и навыками. Обучение всегда процесс активного взаимодействия обучающего и учащегося. Оно имеет много сторон. Психологическая сторона обучения выражается в структуре учения, его механизмах, как особой специфической деятельности; в психологических особенностях личности ученика и учителя; в психологических основах методов, способов и форм обучения.
Обучение представляет собой форму организации процесса передачи знаний, социальную систему, направленную на передачу новому поколению опыта предшествующих. Организация обучения развертывается в пространстве и времени. В системе обучения активно взаимодействуют обучающий и учащийся. Это взаимодействие осуществляется путем общения, в результате которого осуществляется учебная деятельность.
Психологическое содержание всех составляющих учебной деятельности раскрывается в разделе педагогической психологии — «психологии обучения».
1.2 Общая характеристика психологии обучения школьников В самом начале школьного обучения ребёнок осознает свои возможности, он готов подчиняться требованиям и предписаниям, он в состоянии видеть иную точку зрения, он активен и ему хочется учиться.
Младший школьный возраст — время обретения умелости и компетентности. У взрослых почти не возникает никаких проблем, первоклассники — старательные ученики и послушные воспитанники.
Школьник — самый первый статус ребёнка. Почти каждый ребёнок стремится делать всё правильно. Ведущая деятельность — учёба. Мир в этом возрасте представляется системой научных знаний и понятий, которыми надо овладеть. В своей деятельности школьник ориентируется на общекультурные образцы действия, которые принимает в диалоге с взрослыми.
Учитель — довольно сильно значимая личность, так как он является «социально установленным» авторитетом. Разница в позициях родителей и учителя для младшего школьника заключается именно в том, что учитель является «представителем общества», «носителем общего знания», который по определению не может знать меньше родителей или ошибаться. Такое однозначное отношение к личности учителя со стороны ребенка обуславливает и позицию родителей к учителю. Мудрым житейским советом родителям будущего первоклассника является совет «выбирать не школу, а учительницу».
Стремление соответствовать некоторым образцам (поведения, чувства, мысли), делает детей в этом возрасте восприимчивыми к любым технологиям. Быстро и умело перенимаются модели — внешнего поведения, физических упражнений, операционных навыков управления техникой — от велосипеда до компьютера. Эта тенденция в позитивном своём направлении позволяет развиться трудолюбию. Но она, таит в себе опасность чрезмерного «зацикливания» на внешних правилах и образцах. Стремясь соответствовать всем предписаниям, ребёнок начинает относиться ко всем остальным также с повышенными требованиями.
Одним из направлений развития в младшем школьном возрасте становится установление разнообразных социальных связей. Это позволяет выстраивать собственное психологическое пространство и «пробовать себя» в разных ролях. Структурирование своего психологического пространства проявляется и в обращении с материальным миром — свои личные предметы ребёнок маркирует, «украшает», как может. Это возраст создания «тайников» и «секретиков», постройки «штабов», начала освоения чердаков и подвалов. Тем самым, ребёнок словно передаёт вещам часть своих личных свойств. Так можно осязать «границы своего Я». Потому порой даже случайное нарушение этих установленных границ — стёртая родителями наклейка, снятая картинка и т. п., — воспринимаются очень трагично.
Большинством авторов содержание психического развития в младшем школьном возрасте рассматривается через анализ учебной деятельности.
Согласно Д. Б. Эльконину учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий.
По мнению Давыдова в ходе учебной деятельности ребенок ищет и присваивает обобщенные способы решения задач, у него формируется теоретическое мышление с такими его составляющими, как содержательная рефлексия, анализ, планирование, абстракция, обобщение.
Отличительные особенности учебной деятельности по Д. Б. Эльконину:
учебная деятельность не является продуктивной в том смысле, что не имеет внешнего продукта; ее цель и результат — изменение самого субъекта деятельности;
это теоретическая деятельность, т. е. направленная на осмысление способа осуществления деятельности, а не на достижение внешнего результата, поэтому учебная деятельность — это рефлексивная деятельность.
Для В. В. Давыдова теоретическая деятельность — это деятельность, основанная на понятийном мышлении; учебная деятельность — это поисково-исследовательская активность, но ученик делает открытия только для себя, а не обнаруживает что-то принципиально новое.
В начальных классах учебной деятельности соответствует учебная форма сотрудничества. Центральным новообразованием учебной деятельности является рефлексия как умение отделять знаемое от незнаемого, связываемое автором с освоением ребенком системы понятий и теоретическим мышлением. Центральным новообразованием учебной формы сотрудничества является «умение учиться», т. е. способность учить самого себя, быть субъектом обучения.
В исследованиях Г. Г. Кравцова портрет младшего школьника «описывается» на основе анализа содержания и характеристик общения ребенка с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, и именно они выступают главными критериями возникновения новообразований.
По его мнению, дошкольник характеризуется ситуативностью в общении с взрослым и сверстниками, его поведение детерминировано наличной ситуацией, он импульсивен и непосредствен. Тогда как младший школьник приобретает способность управлять собой, он становится надситуативным в своем поведении и обращает внимание на способ решения задачи, а не на непосредственное достижение цели.
Г. Г. Кравцов связывает появление теоретического отношения к задаче с возникновением у ребенка произвольности действий и изменением позиции в общении. Ребенок, произвольно действуя, осознает цель своего действия и соотносит ее со средствами деятельности.
учебный психологический ребенок общение
2 Психологические особенности обучения школьников начальных классов
2.1 Основные психологические особенности обучения школьников начальных классов и их краткая характеристика Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста очень важен, так как это позволяет правильно выстроить учебно-воспитательную работу в классах.
Сам младший школьный возраст — это возраст 6−11-летних детей, обучающихся в 1 — 3 (4) классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией.
Возраст этот относительно спокойного и равномерного физического развития ребенка.
Непосредственно начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье.
На этом этапе самой главной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться.
Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение — приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.
Естественно далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение — труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение — не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.
Под адаптацией детей к школе обычно понимают процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, новым условиям жизни.
Для всех детей этот период характеризуется эмоциональной насыщенностью переживаний, которая может служить индикатором продолжительности адаптационного периода.
Приход ребенка в школу — объективно трудный для него период. Он связан с новой социальной ситуацией развития, с появлением новой социальной роли, с новыми требованиями, обязанностями.
Сама учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира — ощущений и восприятий.
Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.
В ходе процесса обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности, а так же восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Также лучше становится в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Что касается особенностей памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления.
Тоже можно сказать и про воображение его основная тенденция развития в младшем школьном возрасте — это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д.
За время всего процесса обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
Поводом перехода ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе. Составными компонентами психологической готовности к школе являются:
интеллектуальная готовность (или шире — готовность познавательной сферы);
личностная (в том числе, мотивационная);
социально-психологическая готовность;
готовность эмоционально-волевой сферы.
Еще важно выделить и мотивационную составляющую. Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место у младших школьников занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика — источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости (Приложение А).
Помимо этого есть и другие мотивы, Внутренние мотивы которые подразделяются на:
1) Познавательные мотивы — те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;
2) Социальные мотивы — мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками.
И следует добавить внешние мотивы — учиться на хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т. е. главное не получение знаний, а какая-то награда. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки.
2.2 Психология организации обучения детей в младших классах школы Независимо от того, сколько усилий и времени тратится на обеспечение готовности детей к обучению в школе еще в дошкольном возрасте, в начальный период обучения с определенными трудностями сталкиваются практически все дети. Поэтому существует переходный период от дошкольного детства к школьному, который можно назвать периодом адаптации ребенка к школе.
Для психологической характеристики этого и последующих периодов в жизни ребенка, связанных с изменениями его психологии и поведения, полезно воспользоваться понятиями социальной ситуации развития и внутренней позиции. Первое из этих понятий относится к социальным условиям, в которых идет процесс психического развития ребенка. Оно также включает представление о месте, занимаемом ребенком в обществе, в системе разделения труда, связанные с этим права и обязанности. Второе понятие характеризует внутренний мир ребенка, те изменения, которые в нем должны произойти для того, чтобы ребенок смог хорошо приспособиться к новой социальной ситуации и использовать ее для своего дальнейшего психологического роста.
Сами изменения чаще всего связаны с формированием новых отношений, нового смысла и цели жизни, затрагивают потребности, интересы и ценности, формы поведения и отношения к людям. В целом они также связаны с началом серьезных изменений личностного и межличностного плана в психологии ребенка. Понятно, что такие радикальные изменения в жизни человека без внутренних и внешних проблем не обходятся, и это касается любого возраста. Если такой перелом наступает в детстве, то задача учителей и родителей заключается в том, чтобы максимально облегчить его для ребенка, умело и эффективно помочь ему преодолеть возникшие трудности.
Для начала очередь необходимо обратить внимание на формирование у первоклассников полноценной учебной деятельности. Добавим то, что касается непосредственно первоклассников. Психолого-педагогический анализ показывает, что у них чаще всего встречаются два вида трудностей: выполнение режима и вступление в новые взаимоотношения с взрослыми. Самым распространенным явлением отрицательного характера в это время является пресыщение занятиями, быстро наступающее у многих детей вскоре после их поступления в школу. Внешне оно обычно проявляется в невозможности сохранять на должной высоте первоначальный естественный интерес к школе и к учебным предметам.
Для того чтобы этого не происходило, важно включать в действие дополнительные стимулы учебной деятельности. Применительно к детям шести-семилетнего возраста такие стимулы могут быть как моральными, так и материальными. Моральные стимулы не случайно здесь поставлены на первое место, так как в стимулировании детей младшего школьного возраста к учению они зачастую оказываются более действенными, чем материальные. К их числу относится, например, одобрение, похвала, постановка ребенка в пример другим детям. Важно, внимательно наблюдая за поведением ребенка, вовремя заметить, на что он лучше всего реагирует, и чаще обращаться к формам морального поощрения, связанным с этим на первых порах обучения в школе желательно исключать или сводить к минимуму какие-либо наказания за плохую учебу. Что же касается материальных поощрений за успехи, то они, как показывает практика, педагогически и психологически малорезультативны и действуют в основном ситуативно. Их можно применять, но нельзя ими злоупотреблять. При этом обязательно сочетание материальных с моральными способами стимулирования учения ребенка.
Первоначально процесс преподавания в младших классах школы строится на основе знакомства детей с главными компонентами учебной деятельности.
По мнению В. В. Давыдова, следующие: учебные ситуации, учебные действия, контроль и оценка. Детально и не спеша необходимо демонстрировать детям определенную последовательность учебных действий, выделяя среди них те, которые должны выполняться в предметном, внешне речевом и умственном планах. При этом важно создать благоприятные условия для того, чтобы предметные действия приобретали умственную форму при должной их обобщенности, сокращенности и освоенности. Если при выполнении заданий школьники допускают ошибки, то это свидетельствует, либо о неполноте освоенных ими учебных действий, а также действий, связанных с контролем и оценкой, либо о слабой отработке этих действий. Умение ребенка самостоятельно сопоставлять результаты выполненных действий с особенностями самих действий свидетельствует о том, что исходные виды самоконтроля в его учебной деятельности уже сформированы.
В учебных ситуациях дети осваивают общие способы решения некоторого класса задач, причем воспроизведение этих способов, выступает как основная цель учебной работы. Овладев ими, дети сразу, целиком применяют найденные способы решения в конкретных задачах, с которыми они встречаются.
Действия, направленные на усвоение общего образца — способа решения задачи, соответствующим образом мотивируются. Ребенку объясняют, зачем нужно усвоить именно данный материал.
Работа по освоению общих образцов действий должна предшествовать практике их применения при решении конкретных задач и выделяться как особая в учебном процессе.
Одно из основных требований психологии — так организовать начальное обучение, чтобы преподавание большинства тем и разделов программы происходило на основе учебных ситуаций, ориентирующих детей на усвоение общих способов выделения свойств некоторого понятия или общих образцов решения задач определенного класса.
Исследования показывают, что ряд существенных недостатков в овладении отдельными понятиями и способами решения задач связан с тем, что при формировании этих понятий и способов решения задач дети не были обучены выполнению всех необходимых учебных действий.
В самом умении преобразовывать конкретно-практические задачи в учебно-теоретические проявляется достаточно высокий уровень развития учебной деятельности школьников. Если в младшем школьном возрасте это умение должным образом не сформировано, то в последующем ни прилежание, ни добросовестность не могут стать психологическим источником успешного учения. Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности создают благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане, а также к произвольной их регуляции.
В развитии мышления и речи детям весьма помогают спонтанные рассуждения вслух.
Необходимость обоснования своих решений и рассуждения вслух ведет к развитию рефлексивности как важного качества ума, позволяющего человеку анализировать и осознавать свои суждения и поступки. Происходит развитие произвольного внимания, преобразование процессов памяти на произвольной и осмысленной основе. При этом произвольный и непроизвольный виды памяти взаимодействуют и содействуют развитию друг друга.
Интеллект и возможности усвоения учебного материала младшими школьниками довольно высоки.
Довольно неплохие результаты в обучении детей младших классов дают групповые формы организации занятий, напоминающие сюжетно-ролевые игры, к которым дети привыкли еще в дошкольном возрасте и в которых они с удовольствием участвуют. На первых порах обучения в школе можно рекомендовать организовывать совместную, групповую учебную деятельность. Однако такая форма ведения заняли, особенно впервые месяцы обучения детей в школе, требует тщательной подготовки. Одна из главных задач, которую необходимо решить, приступая к групповому обучению, заключается в том, что правильно распределить роли, установить в учебной группе атмосферу доброжелательных межличностных отношений, основанных на взаимопомощи.
Заключение
В данной работе была рассмотрена проблема психологии обучения в научной литературе, также была дана характеристика понятия психология обучения.
Само понятие, психология обучения — это научное направление, исследующее психологические закономерности усвоения знаний, умений и навыков, психологические механизмы научения и учебной деятельности, возрастные изменения, обусловленные процессом научения. Основная практическая цель психологии обучения направлена на поиск возможностей управления процессом учения. При этом учение рассматривается как специфическая деятельность, включающая мотивы, цели и учебные действия.
Изучена общая характеристика психологии обучения школьников, также рассмотрена понятие учебной деятельности.
Произведен анализ психологические особенности обучения школьников начальных классов.
Школьник — первый социальный статус ребёнка. Почти каждый ребёнок стремится делать всё правильно.
Младший школьный возраст — это возраст 6−11-летних детей, обучающихся в 1 — 3 (4) классах начальной школы. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.
Начало процесса школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье.
Рассмотрены основные психологические особенности обучения школьников начальных классов и дана их краткая характеристика Здесь важно выделить и мотивационную составляющую. Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место у младших школьников занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика — источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.
А также изучена психология организации обучения детей в младших классах школы.
Одно из основных требований психологии — так организовать начальное обучение, чтобы преподавание большинства тем и разделов программы происходило на основе учебных ситуаций, ориентирующих детей на усвоение общих способов выделения свойств некоторого понятия или общих образцов решения задач определенного класса
Глоссарий
№ п/п | Понятие | Определение | |
Мотив | материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. | ||
Обучение | это деятельность, обеспечивающая овладение знаниями, умениями и навыками. | ||
Педагогическая психология | (от греч. pais — дитя и ago — веду) — отрасль психологии, изучающая психические явления и закономерности педагогического процесса. | ||
Психологическая готовность | это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. | ||
Психология обучения | это научное направление, исследующее психологические закономерности усвоения знаний, умений и навыков, психологические механизмы научения и учебной деятельности, возрастные изменения, обусловленные процессом научения. | ||
Самооценка | это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. | ||
Теоретическая деятельность | это деятельность, основанная на понятийном мышлении. | ||
Умения | это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания. | ||
Учебная деятельность | это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. | ||
Учение | приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. | ||
Список использованных источников
1. Безруких М. М., Ефимова С. П. «Ребенок идет в школу» [Текст] / М. М. Безруких.; - М.: Педагогика, 2007. — 158 с. ISBN 5−7695−0684−9.
2. Венцева, Т. Б. Индивидуальные особенности школьников и учебный процесс [Текст ] / Т. Б. Венцева // Психология индивидуальности — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008. — С.195−197.
3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. [Текст] / Н. И. Гуткина.; - СПб.: Питер, 2004. — 208 с. ISBN 5−94 723−625−7.
4. Давыдов, В. В. Концепция учебной деятельности школьников [Текст ] / В. В. Давыдов, А. К. Маркова // Вопросы психологии — 2001. — № 6. — С.13−26.
5. Локалова, Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: учебное пособие [Текст] / Н. П. Локалова.; - СПб.: Питер, 2009. — 368 с. — ISBN5−2755−6756−8.
6. Немов, Р. С. Психология 1 Т. [Текст] / Р. С. Немов.; - М.: Владос, 2000. — 420 с. — ISBN 557 642 75 443.
7. Психология: учеб. пособие для студентов психологических специальностей [Текст] / В. Н. Дружинин.; - СПб.: Питер, 2005. — 651 с. — ISBN-5−8055−0651−1.
8. Ушинский К. Д. Проблемы педагогики. [Текст] / К. Д. Ушинский.; - М.: Издательство Московского университета, 2002. — 321 с. — ISBN 64 543 654 54.
9. Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» [Текст] / Г. А. Цукерман.; - М.: Просвещение, 2009. — 240 с. ISBN 5−85 297−066−2.
10. Щедровицкий, Г. П. Педагогика и логика. [Текст] / Г. П. Щедровицкий.; - М.: Просвещение, 2000. — 385 с. — ISBN 687 541 97 4857.
.ur