Акмеологические технологии развития социально-профессионального мышления будущих педагогов-психологов
Диссертация
Теоретической основой исследования стали принцип системного подхода в психологии, педагогике и акмеологии (П.К.Анохин, И. В. Блауберг, В. А. Карташёв, Н. В. Кузьмина, Б.Ф.Ломов) — психологическая теория личности (Л.С.Выготский, Ж. Пиаже, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, и др.) — акмеологическая теория развития личности и деятельности (Б.Г.Ананьев, Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач, А… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико — методологические основы развития социально -профессионального мышления будущих педагогов — психологов
- 1. 1. Акмеологический подход в исследовании социально -профессионального мышления специалиста образования
- 1. 2. Социальное мышление в профессиональной деятельности педагога — психолога
- 1. 3. Понятие и структура социально — профессионального мышления педагога — психолога
- Выводы
- Глава 2. Акмеологические технологии как средство развития социально -профессионального мышления будущих педагогов — психологов
- 2. 1. Модель образа результата в развитии социально -профессионального мышления студентов
- 2. 2. Акмеологические технологии развития социально -профессионального мышления будущих педагогов — психологов, обеспечивающего продуктивное решение профессиональных задач
- 2. 3. Модель авторской системы деятельности преподавателя по развитию социально — профессионального мышления студентов
- Выводы
- Глава 3. Анализ результатов опытно — экспериментальной работы по развитию социально — профессионального мышления студентов
- 3. 1. Объект, предмет и методы оценки результатов развития социально — профессионального мышления студентов
- 3. 2. Диагностика стартовых возможностей студентов к развитию социально — профессионального мышления
- 3. 3. Организация учебного процесса, направленного на развитие социально — профессионального мышления студентов
- 3. 4. Анализ результатов развития социально — профессионального мышления студентов
- Выводы
Список литературы
- Абдуллина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки //Высшее образование в России. — М., 1993. — № 3. — с. 165 -170.
- Абдуллина О.А., Загрязкина Н. Н. Педагогическая практика студентов: Учеб. пособие для студентов пед ин.- тов, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
- Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования//Псих, ж л., т 14, 1994. -№ 4. — с. 39−55.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., Изд-во «Мысль», 1991.-302 с.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. -М.: Политиздат, 1985.
- Акмеология: методология, методы и технологии. Материалы научной сессии, посвященной 75-летию члена корреспондента РАО, Президента МААН Н. В. Кузьминой. — М., 1998.
- Аминов Н.А. Социальный интеллект и социальная компетенция в подготовке социальных работников (факторные модели Дж. Гифорда и Г. Марлоу) //Социальная работа /Ред. И. А. Зимняя. Вып. 5. М., с. 37 -46.
- Аминов Н.А., Молоканов М. В. Социально психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов //Вопросы психологии. — 1992. — № 1. — с. 74 — 83.
- Ю.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 х Т., Т. 2 /Под ред. А. А. Бодалёва и др. — М.: Педагогика, 1980. — 288 с.
- П.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
- Ананьев Б.Г. Проблемы современного человекознания. М., 1976. — 439 с.
- З.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. — с.80.
- Ананьева А.Н. Опыт изучения организации мыслительной деятельности в зависимости от профессиональной направленности: Автореферат дисс.канд. психологических наук. Л., 1976. — 19 с.
- Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. Издание второе, перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 288с.
- Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. /ИНО АН СССР Всесоюзный методологический центр. -М.: «Экономика», 1991. -416 с.
- Анисимов О.С., Аязбекова Р. А. Формирование профессионального мышления студентов в проблемных ситуациях. А.-А., 1985. — 22 с.
- Анохин П.К. Узловые вопросы теории физиологии функциональных систем. М., 1980.
- Анцыферова Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии //Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.
- Ашмарин И.П., Васильев Н. Н., Амбросов В. А. Быстрые методы статистической обработки и планирования экспериментов. Л.: Изд — во ЛГУ, 1975.
- Баталов А. А. Понятие профессионального мышления: Методологический и идеологические аспекты. Томск, 1985. — 230 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998. — 298 с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М: Наука, 1973.
- Божович Е.Д. Психологические критерии эффективности обучения и принципы построения контрольно диагностических заданий // нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого — педагогический аспект. — М., 1995. — 36 с.
- Большая Советская Энциклопедия. / Гл. ред. Прохоров. М.: Советская Энциклопедия. Изд. 3, Т 16.
- Бочарова Н.Ю. Формирование педагогического мышления будущего учителя на основе межпредметных связей: Автореферат дисс.канд. педагогических наук. М., 1989.
- Брушлинский А.В. К проблеме субъекта в психологической науке // Гуманистические проблемы психологической теории. М. 1995
- Брушлинский А.В., Воловикова М.И. О мышлении как прогнозировании #
- Вопросы психологии, 1976. № 4. — с. 31.
- Брушлинский А.В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Мн.: Университетское, 1990. — 214 с.
- Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию, 1994.-№ 8.
- В.Д.Вилькеев Профессиональное мышление у учителя и его формирование у студентов педагогического вуза // Формирование личности учителя в педагогическом вузе. Казань, 1989. — с. 73 — 91.
- Варфоломеева JI.E. Акмеологические основы развития специалистовобразования физической культуры: Автореферат дисс. докт. психологических наук. С-Пб., 1999 .
- Веккер JI.M. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.
- Веккер JI.M. Психические процессы, т 2.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.
- Воеводская Г. К. Целенаправленность в деятельности преподавателя высшей школы: Автореферат дисс. канд. педагогических наук, Л., 1974.
- Вундт В. Основания физиологической психологии. СПб., 1880. «
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч. М, 1983.-Т 5.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 Т. М.: Педагогика, 1982.
- Гагин Ю.А. Концептуальный словарь справочник по педагогической акмеологии / Учебное пособие. СПб., СПбГУПМ, Балт. пед. академия. 1998.- 180 с.
- Гаевская В.А. Функциональное развитие мышления будущего учителя // «
- Психологические аспекты формирования профессионально -педагогического сознания в процессе подготовки специалиста в вузе. -Куйбышев, 1989. с. 70 — 81.
- Гегель Г. Кто мыслит абстрактно? Работы разных лет. В 2 Т., Т 1.- М.: Наука, 1970.
- Глейзер Р.Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество //Педагогика, 2000. № 6. — с. 3 — 12.
- Горький A.M. Собрание сочинений. Т. 26. — с. 206. «
- Данильчук В.И., Сериков В. В. Формирование личности будущего учителя и некоторые проблемы методологии построения педагогического образования //Методологические вопросы формирования личности будущего учителя. Волгоград, 1985. — с. 5162.
- Деркач А.А. Методолого прикладные основы акмеологических исследований. — М., 2000.
- Доблаев Л.П. К вопросу о формировании профессионального психологического мышления студентов // Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. Л., 1973. — с. 10 — 11.
- Зимняя И.А. Гуманизация образования (состояние, проблемы, перспективы) //Гуманизация образования. Психолого педагогический международный журнал. — 1992. — № 2.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов н/Д.: «Феникс», 1997.-480 с. 58.3инченко В.П., Моргунов Е. В. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994
- Иванов Г. П. Акмеологические аспекты формирования профессионально-нравственной культуры педагога-психолога: Автореферат дисс.канд. педагогических наук. Калуга, 1999.
- Иванова С.П. Психологическая модель педагогического мышления учителя, действующего в гуманистически ориентированном образовательном пространстве полисубъектного взаимодействия // Вопросы психологии, 1999. — № 3. — с. 173 — 179.
- Иноземцева В.Е. Подготовка педагогических кадров в вузах России //Педагогика, 2000. № 6.
- Интуиция, логика, творчество. -М.: Знание, 1987.
- Казимировская И.И. Теоретические основы формирования педагогически направленного мышления учителя в системе профессионального образования: Автореф. дисс.докт. педагогических наук. -М, 1991.
- Кан Калик В. В. Индивидуально — творческая подготовка учителя // Советская педагогика. — 1989. № 12. — с. 97 — 100.
- Кант И. Критика чистого разума. Сн. — П.: Тайм — аут, 1993. — с. 72.
- Кант Э. Соч. в 6 т., Т. 3. М.: Мысль, 1970.
- Каргин С.Т. Сущность понятия «педагогическое мышление» //Реформа общеообразовательной и профессиональной школы и подготовка педагогических кадров. А.-А., 1986. с. 58−63.
- Кашанов М.М. Формирование профессионального мышления // Психология учителя. М., 1989. — с. 19−20.
- Келасьев В.Н. Структурная модель мышления и проблема генезиса психики. -JI., 1984.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
- Клюева Т.Н. Становление профессиональной ориентировки педагогов-психологов в условиях специально организованного обучения: Автореферат дисс.канд. психологических наук. М., 1998.
- Конюхов Н.И. Словарь справочник по психологии. — М., 1996.
- Красило А.И., Новгородцев А. П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. М., 1995.
- Краткий психологический словарь /Сост. Л.А.Карпенко- Под общей ред. «
- А.В.Петровского, М. Г. Ярошевского, М.: Политиздат, 1985. -431 с.
- Краткий философский словарь. М.: «Проспект», 1998. — 400 с.
- Кузьмина Н.В. (Головко Гаршина) Предмет акмеологии. -2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Политехника, 2002. — 189 с.
- Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001 — 144 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -ЛГУ, 1970. 114 с.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования Л, 1980.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.
- Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии.- С-Пб, 1995.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. -М.: Высш. шк., 1989. -167 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
- Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития //Гуманизация образования. Психолого -педагогический журнал. 1995. — № 1.
- Кузьмина Н.В., Карпов В. В., Варфоломеева Л. Е. Согласование требований государственных образовательных стандартов к уровню профессионального образования преподавателей, педагогов, учителей, воспитателей. Метод, реком ии. М — С-Пб, 1998.
- Кузьмина Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. Рыбинск, 1993.
- Кузьмина Н.В., Седова С. С. Акмеологические технологии как средство развития социально профессионального мышления специалистов образования //Личность студента — 2001. Научно — методический сборник. — Шуя: ШГПУ. — с. 143 — 150.
- Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии, 1986. № 2. — с. 21 -30.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 159 с.
- Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Изд. центр. «Академия», 2001. 272 с.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1964.-486 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.: Политиздат, 1975. *-304 с.
- Леонтьев А.Н. Мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М., 1981. — с. 61.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Моск. ун.-т, 1981.-е. 193 — 435.
- Лисовский В.Т. Что значит быть современным? М.Политиздат, 1976.
- Лихачёв Б.Т. Педагогика. М., 1992.
- Логический словарь: ДЕФОРТ / Ред. А. А. Ивина, В. Н. Переверзева. -М.: Мысль, 1994.-268 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и технические проблемы психологии. -М., 1985.-444 с.
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии //Вопросы психологии. 1975. -№ 2.
- Ломов Б.Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1981.-е. 40−41.
- Майоров А.Н. Мониторинг как научно практический феномен //Школьные технологии. — 1998. — № 5. — с. 25 -48.
- Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя.- М.: Просвещение, 1993. -192 с.
- Матюшкин A.M. Основные направления исследований мышления и творчества // Псих, ж-л., Т 5. 1984. — № 1. — с. 9−17.
- Менчинская Н.А. Мышление и процесс обучения //Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — с. 349−387.
- Метельницкая Т.А. Психологическая готовность к совершенствованию педагогического мастерства // Психология учителя. М., 1989. — с. 32 -33.
- Мешков Н.И. Особенности профессиональной подготовки студентов-педагогов //Профессионализм педагога: Тезисы докл. и сообщений междун. науч. практ. конф., Ч. 1, — Ижевск — СПб, 1992. — с. 52 — 54.
- Моделирование педагогических ситуаций /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 112 с.
- Муздыбаев К. Психология ответственности. Ленинград: «Наука», Ленинградское отделение, 1983.
- Ш. Муравьёва Т. Е. Дидактическое проектирование: Монография Шуя, Изд — во ШГПУ, 2000. — 84 с.
- Муравьёва Т.Е. Проектирование технологий обучения: Учебное пособие для студентов и преподавателей педагогических вузов, слушателей и преподавателей курсов повышения квалификации учителей. Иваново: ИПК и ППК, 2001. — 124 с.
- Муртазова З.А. Формирование профессионального мышления у будущих учителей: Автореферат дисс. канд. педагогических наук. -Майкоп, 2000.
- Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997
- Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 104 с.
- Назаров В.И. Психофизиологические корреляты механизма социальной перцепции.-Иваново, 1997.
- Нафтульев А.И. Профессиональный интеллект: структура и формирование //Практическое мышление: функционирование и развитие. М., 1990. — с.45 — 60.
- Никандров Н.Д., Кан Калик В. А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя //Советская педагогика, 1982. — № 11. — с. 90−92.
- Николаева А.Б. Психология и психологи // Психологическая наука и образование. 2000. — № 1.-е. 86.
- Новейший философский словарь. /Сост. А. А. Грицанов. Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998.-896 с.
- Обухов B. JL, Зобов Р. А., Сугакова Л. И., Ситников В. Л. Основы человековедения: Человек как микрокосм: Учебное пособие. 2-е изд., пер. и доп. — СПб.: Химиздат, 2001. — 272 с.
- Общая психология: Уч. пособие для студ. пед. ин. тов /Под ред. Богоявленского и др. М.: Просвещение, 1981.-383 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80.000 слов и фразеологических выражений / Росс. акад. наук. Инстит. русс, языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуклвник, 1998. -944 с.
- Олифирович Н.И. Психологические особенности профессиональных взаимоотношений практического психолога и педагогов школы: Автореферат дисс.канд. психологических наук. Минск, 1999.
- Опыт моделирования социальных процессов (вопросы методологии и методики построения моделей) / В. И. Понитто, А. А. Закревская и др.- Отв. ред. В. И. Понитто. Киев, Наукова думка, 1989. — 200 с.
- Осипова Е.К. Структура педагогического мышления учителя //Вопросы психологии, 1987. № 5. — с. 144 — 146.
- Основы математической статистики: Учебное пособие для институтов физической культуры /Под ред. В. С. Иванова. М.: Физкультура и спорт, 1990.- 176 с.
- Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. Высш. учеб. заведений /Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. -302 с.
- Очерки педагогики: Учебное пособие /Под ред. А. Г. Ковалёва, А. К. Бутля, Н. В. Кузьминой. JI., 1963.
- Педагогическое творчество и формирование общей профессиональной культуры мышления. М.: ЦНГПР, 1990.
- Пидкасистый П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого -дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
- Плисенко Н.В. Психология общения. Иваново, 1993. — 90 с.
- Подготовка специалиста в области образования: Опыт педагогических вузов России. Вып. VIII. СПб.: Изд. — во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 270 с.
- Положение о службе практической психологии образования в Российской Федерации //Вестник образования, 1995. № 7. — с. 3 — 21.
- Полонский В.М. Научно педагогическая информация: словарь -справочник. — М.: Новая школа, 1995. — 256 с.
- Поляков С.Д. В поисках педагогических инноваций. М.: Новая школа, 1993.- 140 с.
- Полякова О.Б. Психологические особенности выбора профессии педагога психолога: Дисс. канд. психологических наук. М. 2000. -291 с.
- Попова Т.К. Формирование профессионально педагогического мышления студентов: Автореферат дисс. канд педагогических наук. -Липецк, 1998.
- Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности. М.: Наука, 1986.
- Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. А. И. Щербакова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — с. 22 — 39.
- Практическая психология образования /Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 1997. — 528 с.
- Проблемы развития системы акмеологических наук /Под ред. Н. В. Кузьминой и А. М. Зимичева. СПб.: Изд во Санкт — Петербургской акмеологической академии, 1996.
- Профессиональная подготовка учителя сельской школы. Авторский коллектив под рук. Е. С. Гуртового. В кн. «Непрерывное педагогическое образование». Вып. 1. СПб, 1996
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России //Вопросы психологии, 1994. № 2. — с. 108.
- Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов: М. К. Акимова, Е. М. Борисова, Н. И. Гуткина и др. / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Межд. пед. Академия, 1995. — 222 с.
- Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе /Под ред. А. Коссаковского и др., пер. с нем. М.: Педагогика, 1981.
- Психологические тесты: В 2-х Т. /Под ред А. А. Карелина. М.: Владос, 1999. -T.l.-c. 30−36.
- Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с.
- Психология. Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психология: Учебник /Под ред. А. А. Крылова. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2000. — 584 с.
- Психолого педагогические проблемы эффективности профессиональной подготовки учителя в высшей школе: Межвуз. Сб. научн. тр. — А.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. — 168 с.
- Пушкин В.Н. О системном подходе к анализу мышления //Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. -М.: Знание, 1973.
- Развитие профессионально творческого мышления студента педагогического вуза // Советская педагогика, 1977. — № 2. — с. 79−88.
- Ратанова Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. М.: Московский психолого — социальный институт: Флинта, 1998. — с. 216 — 220, с. 251 — 259.
- Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М.: Высшая школа, 1990.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. -М.: МГУ, 1985.-208 с.
- Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. -496.
- Романова Е.С., Усанова О. С., Потёмкина О. Ф. Психологическая диагностика развития шкльников в норме и патологии. М., 1990.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М.: Издательство Академии наук СССР, 1957.-328 с.
- Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958.- 147 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. -М., 1940. с. 251.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1976.
- Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Мн.: Беларуская навука, 1998.-319 с.
- Савгин М.В. Педагогическое мышление учителя как фактор повышения его общения со школьниками // Психология педагогического общения. Кировоград, 1991. — с. 36 — 44.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1974. -279 с.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1963.
- Седова JI.H. Формирование педагогического мышления современного учителя в процессе освоения инноваций: Автореферат дисс. канд педагогических наук. Саратов, 1997.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
- Семёнов И. И. Войтик И.М. Развитие рефлексивности социально -профессионального мышления государственных и муниципальных служащих: акмеологический подход. //Акмеология: методология, методы и технологии. М., РАГС при Президенте РФ. — с. 87 — 101.
- Сериков В.В. Личностно ориентированное образование //Педагогика, 1994.-№ 5.-с. 17−20.
- Сеченов И.М. Элементы мысли // Сеченов И. М. Избр. философские и психологические произведения. М., 1947. — с. 251 — 252.
- Симонова Н.М., Федорчук В. Н. Профессионально педагогическое мышление будущего учителя //Психологические аспекты формированияпрофессионально педагогического сознания в процессе подготовки специалистов в вузе. Куйбышев. — 1989. — с. 51 — 62.
- Системные исследования: Ежегодник. Изд во «Наука». — М., 1969. -202 с.
- Ситаров В.А. Формирование методической компетентности будущих учителей //Формирование социальной активности личности учителя: Изд во МПГУ им. Ленина, 1989. — с. 74 — 81.
- Ситников А.П. Акмеологический тренинг. Теория, методика, психотехнологии. М.: «Технологическая школа бизнесмена». — 1996.
- Ситников В.Л. Образ ребёнка (В сознании детей и взрослых), СПб. -2001.
- Славская К.А. Детерминация процесса мышления. // Исследования мышления в советской психологии. /Отв. ред. Е. В. Шорохов. М.:Наука, 1966.-с. 175 -224.
- Сластёнин В.А. и др. Педагогика. М., 1997.
- Сластёнин В.А. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: МГПИ, 1982.
- Сластёнин В. А. Тамарин В.Э. Формирование у студентов методологической культуры, современного стиля научно -педагогического мышления // Формирование личности учителя в педагогическом вузе. Казань, 1989. — с. 62 — 79.
- Словарь иностранных слов. М., 1987. — с. 241. «
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Уч. пособ. для слушателей фак. тов и инст. -тов повыш. квалиф. препод, вузов и аспирантов. — М.: Аспект Пресс, 1995.-271 с.
- Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 4 — е. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 1600 с.
- Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. -272 с.
- Спирин Л.Ф. и др. Анализ учебно воспитательных ситуаций и решение педагогических задач:Учеб. пособие. — Ярославль, 1874. — 130 с.
- Столяренко С.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. 544 с.
- Теплов Б. М Избранные труды: В 2 т., Т 1. М., 1985.
- Теплов Б.М. Ум полководца. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984. — с. 10.
- Фейербах Л. Лекция о сущности религии // Избр. философ, произведения.-М., 1955.
- Филиппов В.М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы. Доклад на всероссийском совещании работников образования //Народное образование. 2000. — № 2. — с. 42.
- Философская энциклопедия /Под ред. А. П. Огурцова. М.: Совет, энциклоп., 1967. — Т.5. — с. 499.
- Философский энциклопедический словарь /Под ред. С. С. Аверинцева и др. М.: советская энциклопедия, 1989. 815 с.
- Формирование индивидуального стиля деятельности в системе педагогического образования: коллективная монография /Под ред.
- А.А.Шумейко. Комсомосльск — на — Амуре: изд — во Комсом. н/А гос. пед. ин. — та, 1995. — 287 с.
- Фридман Д.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991.
- Хакимова Н.Г. Диагностические условия воспитания •профессионального мышления у студентов педагогического вуза -будущих учителей начальных классов: Автореф. дисс. канд. педагогических наук.- Казань, 1989. 16 с.
- Чемоданова Д. И. Формирование профессионально ориентированного «мышления будущего учителя: Дисс. докт. педагогических наук. Тула, 1999.
- Шамова Т.И. и др. Инновационные процессы в школе как содержательно инновационная основа механизма её развития. — М.: Новая школа, 1993.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 512 с.
- Шестов Л.Собр. сочинений. М., Наука, 1993. — Т.4 — с. 74- 75.
- Шмелева Е.А. Развитие будущих учителей средствами обучения специальности (на примере математического анализа): Автореферат дисс.канд. педагогических наук. Шуя, 1999.
- Энциклопедический словарь. М.: Политиздат, 1983. «
- Я работаю психологом. Опыт, размышления, советы /Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1999. — 256 с.
- Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. -М.: Сентябрь, 1996.