Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Динамика становления стилей делового общения и методы их совершенствования у сотрудников частных охранных предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оптимизация стилей делового общения субъектов, однако, не распространяется на все потенциально эффективные «рабочие зоны пространства деятельности» (согласно результатам кластерного анализа). Объективное структурирование деятельности, равно как и субъективные представления испытуемых о ней, определяющих формирование их стилей, не тождественны реальной активности субъектов. В «пространстве… Читать ещё >

Содержание

  • Введение стр
  • Глава 1. Проблема профессиональной подготовки и стили делового общения субъектов охранной деятельности стр
    • 1. 1. Андрология и акмеология как научные дисциплины и проблема профессионализма субъектов — стр

    1.2. Стиль профессиональной деятельности как система согласования индивидуальности человека со средой стр.20−23 1.3 Проблема стиля и профессиональное общение субъектов в профессиях типа «человек — человек» стр.23

    1.4. Частная охранная деятельность как новая профессиональная сфера стр.26-

    Глава 2. Частная охранная деятельность: профессионально важные качества субъектов и стили делового общения стр. 47 2.1 Частная охранная деятельность, профессиональная подготовка и профессионально-важные качества ёё субъктов стр. 47

    2.2. Динамика становления профессионализма частных охранников стр.53

    2.3. Разработка и апробация методики «Структура общения субьектов» стр.70

    2.4. Психолого-акмеологический эксперимент: формирование и оптимизация стилей делового общения субъектов стр.85−112 2.5 Программа профессиональной подготовки сотрудников частных охранных предприятий и активные методы обучения стр. 112−115

    Выводы стр.116−118

    Заключение стр. 119−120

    Список литературы стр. 121−137

    Приложение 1 стр. 13 8−148

    Приложение 2 стр. 149

Динамика становления стилей делового общения и методы их совершенствования у сотрудников частных охранных предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Масштабные социально-экономические изменения в России в 1980;90-х годах привели к серьезным изменениям как государственной, так и частных структур профессиональной подготовки людей, появлению новых сфер профессиональной деятельности, новых форм общего и профессионального образования. По существу, меняется сама идеология «образования на всю жизнь» на современный эволюционный принцип «образование через всю жизнь». Быстро развивающиеся новые сферы деятельности привносят свои специфические особенности и в систему профессиональной подготовки кадров (быстрота, качество, оптимальность по всем показателям).

Одной из социально востребованных профессий настоящего времени является деятельность сотрудника частных охранных предприятий — «частного охранника». Более чем вековая история организаций и служб безопасности за рубежом предполагает и их длительную перспективу в России. Новая профессия предъявляет достаточно высокие требования к профессионально важным качествам (ПВК) ее субъектов. Помимо хорошей физической, огневой и рукопашной подготовки она предполагает знание психологии, владение навыками саморегуляции, профессионального общения с разными людьми, умения быстро разрешать конфликтные ситуации.

Частные охранные предприятия быстро развиваются (возрастает их число, численность сотрудников, техническая оснащенность, увеличивается разнообразие объектов, принимаемых под охрану). Персонал наиболее крупных организаций составляет несколько сотен человек. С одной стороны, это приводит к организационному усложнению и профессиональной специализации частных охранниковс другой — задача теории и практики профессиональной подготовки кадров становится одной из приоритетных.

Однако, полноценная система профессиональной подготовки частных охранников еще не сложилась. Начальная профессиональная подготовка в школах охраны создавалась по аналагам и логике «здравого смысла» в начальный период становления профессии и во многом формальна. Программы не вполне соответствуют действительным запросам субъектов. В последние 5−7 лет реальный объем учебных часов подготовки значительно сократился. Система профессиональной переподготовки и повышения квалификации еще находится в стадии становления.

Согласно полученным результатам, общий жизненный, или социальный опыт человека выступает как реальный фактор профессионализма субъекта деятельности, во всяком случае — в профессиях типа «человек — человек». Это подтверждает и конкретизирует данные Б. Г. Ананьева (1968) о возрастной динамике и взаимокомпенсации общих и специальных психических функций человека (памяти, внимания и др.).

Феномен, обозначающий наличие субъективных, «индивидуальных пиков профессионализма», у разных лиц приходящийся на разный возрастной период, был назван нами «дрейф акме». Выявленный феномен подтверждает не только наличие лишь одного «пика», или «перелома» кривой динамики становления профессионализма в целом по выборке, но и наличие аналогичных индивидуальных кривых.

Всегда актуальным будет являться выделение новых методов обучения представителей социономических профессий, позволяющие быстро и эффективно управлять развитием профессионализма субъектов. Эти вопросы в настоящей работе решались в контексте проблемы развития профессионализма и совершенствования стилей делового общения субъектов.

Состояние разработки проблемы. Профессиональное образование рассматривается как проблема педагогики и психологии, акмеологии и андрологии. Анализируются позиции отечественных и зарубежных ученых. Исходя из основных принципов психологии (Абульханова-Славская К.А., 1973 — 1989; Брушлинский А. В., 1991, 1992; Леонтьев А. Н., 1975; Ломов Б. Ф., 1984; Рубинштейн С. Л., 1946 — 1973) рассматриваются общие и частные проблемы воспитания, образования, обучения, принципы и сложившиеся подходы, анализируется содержание и выделяемые учеными структурные компоненты (Выготский Л.С., 1982; 1991; Габай Т. В., 1988; 1995; Гальперин П. Я., 1976; Горбунов Г. Д., 1986; Давыдов В. В., 1979, 1983;

Давыдов В.В., Ительсон Л. Б., 1979; Ильясов И. И., 1986; Ляудис В .Я., 1980; Реан, А .А., 1998; Стоуне Э., 1984;. Талызина Н. Ф., 1984; Фельдштейн Д. И., 1979; Эльконин Д. Б., 1974 и др.).

Актуальными является вопросы профессиональной и психологической подготовки субъектов в видах деятельности с экстремальными и психогенными условиями (Абрамова В.А., 1990; Алексеев А. В., 1982; Горская Г. Б., 1995; Гусева А. С., 1998; 1995; Дашкевич О. В., 1970; Деркач А. А., Зазыкин В. Г., 1999; Жданов О. И., 1999; Моросанова В. И., 1998 и др.) и современные образовательные технологии (Андреева Г. М., 1999; Ляудис В. Я., 1998; Шадриков В. Д., 1982 и др.).

Проблема профессионального образования взрослых и профессионализма рассматривается с позиции андрогогики (Зборовский B.C., 1994; Змеев С. И., 1999; Мудрик А. В., 2000 и др.) и акмеологии (Ананьев Б.Г., 1968, 1977; Бодалев А. А., 1998; Деркач А. А., 2000; Климов Е. А., 1995, 1996; Кузьмина Н. В., 1986; Маркова А. К., 1996; Реан А. А., 2000 и др.). Раскрывается сущность акмеологического подхода к проблеме (понимание человека как активного субъекта своей жизнедеятельности, во взаимосвязи всех его составляющих как индивида, субъекта, личности, индивидуальностивсех сфер его жизнедеятельностив процессе становления его индивидуальности и индивидуального стиля). Рассматриваются акмеологические факторы и акмеологические условия жизнедеятельности субъекта (Деркач А.А., 2001; Зазыкин В. Г., 1999 и др.). Обсуждается профессиональное общение субъектов в профессиях типа «человек — человек» (Андреева Г. М., 1999; Бодалев А. А., 1982; Климов Е. А., 1995, 1996; Кузьмина Н. В., 1986; Леонтьев А. А., 1999; Парыгин Б. Д., 1971; Петровская Л. А., 1989; Аргайл М., 1967 и др.).

В психологии описаны десятки разных стилей — когнитивных, общения, руководства, стилей деятельности, жизни, приводятся их классификации, различающихся у разных авторов (Вяткин Б.А., 1992; Деркач А. А., 2001; Журавлев.

A.Л., 1988; Климов Е. А., 1969; Кричевский Р. Л., 1996; Мерлин B.C., 1986; Толочек.

B.А., 2000; Wardell D.M., Rqyce J.R.,. 1978; Witkin H.A., 1977 и др.). Поэтому остаются актуальными задачи определения места стилей делового общения среди стилевых феноменов, а также — вопросы их динамики.

В завершении работы рассматривается содержание программы профессиональной подготовки частных охранников, активные методы их обучения. В литературе обстоятельно описаны технологии применения активных методов обучения, в частности групповых психологических тренингов (Андреева Г. М., Яноушек Я., 1987; Андреева Г. М., 1999; Карвасарский Б. Д., 1990; Кларин М. В., 2000; Леонтьев А. А., 1999; Марасанов Г. И., 2001; Рудестам К., 1993; Brandenburger A.M., Nalebuff В J., 1995; Katzenbach J.R., Smith D.K., 1993; Keys J.B., Fulmer R.M., Stumpf S.A., 1996; Somerson, I.S., 1995, Senge P., 1996 и др.). Как правило, авторы допускают, что с учетом целей и конкретных обстоятельств работы психотехнологии могут модифицироваться.

Цель диссертационного исследования: выявить особенности становления стилей делового общения на протяжении профессиональной карьеры и разработать эффективные методы совершенствования стилей у сотрудников частных охранных предприятий.

Объект исследования: профессиональная деятельность сотрудников частных охранных предприятий.

Предмет исследования: содержание, структура, факторы развития и методы совершенствования стилей делового общения сотрудников частных охранных предприятий.

Гипотеза: Профессионализм субъектов есть изменчивая характеристика, обусловленная совокупностью факторов, одним из. которых выступает стиль профессиональной деятельности. Важнейшей составной частью этих стилей в профессиях типа «человек — человек» являются стили делового общения. Использование активных методов обучения (психолого-акмеологического тренинга), направленных на развитие психологической компетентности, позволяет быстро и успешно корректировать и оптимизировать стили делового общения субъектов, таким образом оптимизируя их стили профессиональной деятельности в целом, способствуя личностному и профессиональному развитию человека.

Для реализации поставленной цели в исследовании необходимо было решить следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы исследования. Выявить особенности профессиональной деятельности сотрудников частных охранных предприятий.

2. Выделить тенденции, динамику, условия и факторы становления профессионализма сотрудников частных охранных предприятий.

3. Разработать методику диагностики и выделить особенности становления стилей делового общения субъектов.

4. Разработать методику и программу активной коррекции и оптимизации стилей делового общения субъектов.

5. Выделить динамичные составляющие стилей субъектов, используя активные методы обучения (психолого-акмеологический тренинг).

Методы исследования. В настоящей работе использовались методы контент-анализа специальной литературы, изучение программ частных школ охраны, анализа документов кандидатов на работу и сотрудников службы охраны, экспертных оценок, психологическое тестирование, формирующий эксперимент, — психолого-акмеологическский тренинг, параметрические методы математической статистики. Полученные данные подвергались корреляционному, факторному и кластерному анализу (пакет прикладных статистических программ — SPSS). Теоретико-методологическая основа исследования.

В основу авторской концепции изучения профессиональной деятельности, профессионализма, стилей делового общения, профессиональной подготовки субъектов, проведения констатирующих и формирующих экспериментов были положены принципы:

— активности субъекта деятельности (Абульханова-Славская К.А., 1973;1991; Асмолов А. Г., 1990; Брушлинский А. В., 1989 — 1992; Рубинштейн СЛ., 1973 и др.);

— единства сознания и деятельности (Абульханова-Славская К.А., 1973;1991; Ананьев Б. Г., 1968, 1977; Анцыферова Л. И., 1978;1990: Брушлинский А. В., 1989.

1992; Леонтьев А. Н., 1975, 1981; Ломов Б. Ф., 1984; Петровский А. В., 1982; Рубинштейн С. Л., 1940 -1973 и др.);

— развития (Абульханова-Славская К.А., 1973;1991; Анцыферова Л. И., 19 781 990: Брушлинский А. В., 1989 — 1992; Леонтьев А. Н., 1975, 1981; Ломов Б. Ф., 1984; Рубинштейн С. Л., 1946 -1973 и др.). Этот принцип отечественной психологии конкретизировался как развитие профессиональной перцепции (Бодалев А.А., 1965 -1982; Петровская Л. А., 1989 и др.), развитие навыков саморегуляции (Алексеев А.В., 1982; Вяткин Б. А., 1981; Горская Г. Б., Гусева А. С., 1997; Дашкевич О. В., 1995; 1995; Деркач А. А., 2000; Зазыкин В. Г., 1998);

— системности (Блауберг И.В., Юдин Э. Г., 1983; Воскобойников А. Э., 1967; Ганзен В. А., 1984; Деркач А. А., 2001; Ломов Б. Ф., 1984; Тюхтин B.C., 1972; Юдин Э. Г., 1978 и др.).

Успешность профессиональной деятельности субъекта в нашем исследовании понималась как результат оптимальной интеграции внешних и внутренних условий, как интегральное качество субъекта (Гуревич К.М., 1970; Деркач А. А., 2000; Зазыкин В. Г., 1999; Ильин Е. П., 1983; Климов Е. А., 1969, 1988; Мерлин B.C., 1986; Обозов Н. Н., 1979; Родина О. Н., 1996 и др.).

Эмпирическая база исследования. Выборочную совокупность исследования составили более 300 сотрудников охранных предприятий.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась:

— представительностью выборок испытуемых и разносторонним контролем результатов психолого-педагогических воздействий;

— достаточно высокой надежностью и валидностью методик диагностики ;

— использованием для измерения (оценки) изучаемых «переменных» шкалы интерваловблизким к нормальному распределению оценок респондентов, позволяющим активно использовать многомерные методы математической статистики (корреляционный, факторный, дисперсионный, кластерный анализ).

Высокая чувствительность «переменных» к экспериментальным воздействиям, статистическая значимость изменений, согласованность данных исследования с объективными показателями успешности деятельности субъектов (снижение текучести, повышение удовлетворенности работой, уменьшение числа чрезвычайных происшествий и др.) давали основания считать полученные нами результаты достоверными.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

В работе выделяются актуальные вопросы дифференциации профессии «частный охранник» на специализации, вопросы квалификационной и возрастной динамики профессионально важных качеств субъектов, системы их профессиональной подготовки и переподготовки.

Выявлено два основных этапа становления профессионализма субъектов и слабая выраженность промежуточного («плато»), — как в целом по выборке, так и в отношении отдельных работников. Первый этап (до 35 — 40 лет) можно назвать «стихийное становление». Его детерминантами является молодой возраст и природная одаренность человека. Второй этап профессиональной карьеры можно условно назвать «целенаправленное формирование» (40 — 55 лет). Он определяется полнотой овладения человеком своими изменяющимися биологическими и психологическими ресурсами, навыками регуляции поведения и деятельности, полноценной самореализацией в разных сферах, а также — его становлением как активного субъекта своей жизнедеятельности.

Выявлены структура и содержание типовых стилей делового общения частных охранников, как важнейшие составляющие их стилей профессиональной деятельности и профессионализма в целом.

Определены акмеологические факторы и динамика развития профессионализма представителей одной из профессии типа «человек — человек» .

Выявлены характерные особенности субъективных образов и показано, что в результате формирующего эксперимента происходят качественные и количественные изменения структуры и содержания образов «Я» и «субъективно удобного партнера» делового общения.

Показано, что использование активных методов обучения (психолого-акмеологического тренинга) способствует развитию социально-психологической компетентности субъектов, представителей профессии типа «человек — человек», коррекции, оптимизации их стилей делового общения и стилей профессиональной деятельности в целом.

Установлено, что объективное структурирование деятельности, равно как и субъективные представления испытуемых о ней, определяющие формирование стилей, не тождественны реальной активности субъектов. В «пространстве деятельности» могут быть зоны, области с большей или меньшей «плотностью» использования их субъектами.

Разработана методика диагностики стилей делового общения и авторская программа интерактивного психолого-акмеологического тренинга «Технологии делового общения», адекватная специфике профессиональной деятельности субъектов в профессиях типа «человек — человек» и оптимальная по совокупности критериев (временных, материальных и др.).

Установлено, что в процессе тренинга происходит обучение охранников оптимальным технологиям делового общения, коррекция их стилей посредством повышения коммуникативной и аутопсихологической компетентности субъектов. При этом абсолютные значения переменных стиля существенно не изменяются, но качественно улучшается их структурированностьвыравнивается баланс ожиданий и предпочтений в отношении партнера общения. В процессе тренинга образы «Я» испытуемых более подвержены позитивной динамике, чем образы субъективно удобных для них партнеров.

Факторизация данных диагностики особенностей общения субъектов после формирующего эксперимента приводит к выделению новых, отличающихся от прежних, четырех типовых стилей («Сотрудничество: логика и гибкость», «Активность и информационный обмен», «Эмоциональность и компромисс», «Активная позиция»), среди которых наиболее адекватными можно считать первые два. После тренинга также изменяются и оптимизируются образы субъективно удобного партнера, — при факторизации выделены другие факторы.

Эмоциональность, адаптивность и спонтанность", «Адаптивность и аргументы», «Готовность к сотрудничеству и дистанция», «Твердость позиции и гибкость поведения»).

Практическая значимость работы состоит в решении конкретных задач профессиональной подготовки частных охранниковв разработке принципиально новых подходов развития профессионализма субъектов профессий типа «человекчеловек», используя активные методы оптимизации их стилей делового общения, что нашло отражение в соответствующих актах внедрения научных результатов в практику.

Апробация и внедрение результатов исследования: Основные результаты исследования докладывались: на заседании «Кадрового клуба 2000» — «Персонал и проблема безопасности» (27.08.1999) — на международной конференции «Психология общения 2000: проблемы и перспективы» — Москва 25−27 окт. 2000; на заседании кафедры общей психологии Социально-технологического института (12.12.2000) — на заседании кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ (01.10.2001) — на юбилейной научной конференции ИП РАН 2829 января 2002гна VIII Всероссийском симпозиуме «Психологические аспекты смысла жизни и акме» (25.04.2002) — на расширенном заседании лаборатории психологии спорта ВНИИФК (27.05.2002).

Положения, выносимые на защиту.

1. Актуальные требования профессии «частный охранник» к профессионально важным качествам субъектов изменяются в зависимости от стажа работы, квалификации субъектов, специализации деятельности. Формы начальной профессиональной подготовки частных охранников не адекватны содержанию их реальной деятельности и не отвечают в полном объеме актуальным запросам субъектов. Устойчивые формы развития профессионализма сотрудников охранных организаций в настоящее время еще не определились и требуют соответствующего научно-методического обоснования.

2. Профессиональный стаж не является достаточным условием и не обеспечивает поступательного развития профессионализма. Под влиянием социально-экономических факторов, изменений корпоративной культуры организации и др., общая динамика становления профессионализма субъектов с возрастанием их стажа может быть даже отрицательной.

3. Профессионализм частных охранников есть динамическая характеристика, обусловленная взаимодействием совокупности биологических, социальных, психологических, акмеологических факторов. В профессиональном становлении субъектов можно выделить два основных этапа становления профессионализма субъектов. Первый этап (до 35 — 40 лет) можно назвать «стихийное становление». Его детерминантами является более молодой возраст и разносторонняя одаренность человекавторой этап профессиональной карьеры — «целенаправленное формирование» (40 — 55 лет), определяющийся, прежде всего, полнотой овладения человеком своими изменяющимися биологическими и психологическими ресурсами, навыками регуляции поведения и деятельности, полноценной самореализацией в разных сферах жизнедеятельности, его становлением как активного субъекта своей жизнедеятельности.

4. Важной подсистемой стилей профессиональной деятельности субъектов — представителей социономических профессий, являются стили делового общения, в структурно-функциональной организации которых можно выделять три иерархических уровня: 1) тип организации деятельности — функции, цели, стратегии общения- 2.) структурные компоненты — действия общения- 3) субъективно удобные условия деятельности — условия реализации действий общения.

5. Совершенствование стилей делового общения приводит к оптимизации стилей профессиональной деятельности в целом и, таким образом, способствует развитию профессионализма субъектов. Активные методы обучения (психолого-акмеологический тренинг) могут служить эффективным средством развития профессионализма субъектов в профессиях типа «человек — человек». Применение активных методов обучения приводит к позитивным изменениям в структуре и содержании стилей общения, образов «Я», «субъективно удобных партнеров» и других составляющих профессиональной деятельности субъектов.

6. Объективное структурирование деятельности, равно как и субъективные представления испытуемых о ней, определяющие формирование стилей, не тождественны реальной активности субъектов. В «пространстве деятельности» могут быть зоны, области с большей или меньшей «плотностью» использования их субъектами. Часть подструктур деятельности (как организация ее компонентов, как объективно оптимальные её алгоритмы), даже потенциально эффективные, могут не использоваться субъектами по разным причинам.

7. Разработанная в процессе диссертационного исследования программа оптимизации стилей делового общения субъектов может быть взята за основу разработки научно-практических рекомендаций по развитию профессионализма субъектов в широком классе профессий типа «человек — человек».

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 249 наименований, приложения. Объем диссертации составляет 137 страниц и приложения 14 страниц.

ВЫВОДЫ:

1. Профессия «частный охранник» находится в активной стадии своего становления, связанного с дифференциацией трудовых функций и специализаций рабочих мест, предполагающих разные профессионально важные качества и квалификацию субъектов. Актуальные профессионально важные качества частных охранников характеризуются выраженной возрастной динамикой. Развития данной профессии в настоящее время адекватно не поддерживается сложившейся системой профессиональной подготовки субъектов труда. Профессия характеризуется неоднородностью ее субъектов и высокой текучестью кадров.

2. Профессиональный стаж не является достаточным условием и не обеспечивает поступательного развития профессионализма субъектов. Под влиянием внешних условий (социально-экономических факторов, изменений корпоративной культуры организации и др.), общая динамика становления профессионализма субъектов может быть даже отрицательной.

3. Профессионализм частных охранников есть динамическая характеристика, обусловленная взаимодействием совокупности биологических, социальных, психологических, акмеологических факторов. В профессиональном становлении субъектов можно выделить два основных этапа становления профессионализма субъектов. Первый этап (до 35 — 40 лет) можно назвать «стихийное становление». Его детерминантами является более молодой возраст и природная одаренность человека. Второй этап (40 — 55 лет) профессиональной карьеры можно условно назвать «целенаправленное формирование». Он определяется полнотой овладения человеком своими изменяющимися биологическими и психологическими ресурсами, навыками регуляции поведения и деятельности, полноценной самореализацией в разных сферах жизнедеятельности, его становлением как активного субъекта своей жизнедеятельности.

4. Стили делового общения являются важной составной частью стилей профессиональной деятельности субъектов, во многом определяющих профессионализм охранника в целом. Основным содержанием деятельности сотрудника охраны являются процессы коммуникации и взаимодействия с разными людьми с целью обеспечения и поддержания установленных правил движения людей, грузов, ценностей, автомобилейс целью профилактики нарушений установленных правилс целью предупреждения возможных конфликтов, быстрое и успешное их разрешение при возникновении.

5. В результате эмпирических исследований выделено четыре типовых стиля делового общения («Твердая логика и жесткая последовательность», «Эмоциональность, спонтанность и дистантное общение», «Закрытость и дистантная активность», «Приспособление, компромисс, дистантность»), которые не вполне адекватны требованиям и условиям деятельности сотрудников частных охранных предприятий.

6. После проведения эксперимента — психолого-акмеологического тренинга выделяются другие стили делового общения («Сотрудничество: логика и гибкость», «Активность и информационный обмен», «Эмоциональность и компромисс», «Активная позиция») — наиболее адекватными можно считать первые два из них.

7. В результате проведения формирующего эксперимента происходит совершенствование, гармонизация, коррекция и развитие стилей делового общения субъектов, охватывающих большую часть участников тренинга (97%). До тренинга оптимальный стиль быль присущ 47% (согласно данным факторного и кластерного анализа). После психолого-акмеологического тренинга происходит сближение параметров оцениваемых компонентов общения образов «Я» субъекта и «субъективно удобного партнера».

8. Оптимизация стилей делового общения субъектов, однако, не распространяется на все потенциально эффективные «рабочие зоны пространства деятельности» (согласно результатам кластерного анализа). Объективное структурирование деятельности, равно как и субъективные представления испытуемых о ней, определяющих формирование их стилей, не тождественны реальной активности субъектов. В «пространстве деятельности» есть зоны с большей или меньшей «плотностью» использования их субъектами. Часть подструктур деятельности (как организация ее компонентов, как объективно оптимальные ее алгоритмы), даже потенциально эффективные, могут в действительности не использоваться субъектами по разным причинам.

9. В результате использования активных методов обучения (тренинга «Технологии делового общение») имеют место процессы совершенствования и коррекции стилей делового общения испытуемых, что приводит к оптимизации стилей профессиональной деятельности в целом, способствуя, таким образом, развитию профессионализма субъектов. Активные методы обучения могут служить эффективным средством развития профессионализма субъектов социономических профессий, вследствие их направленности на развитие его инвариантных компонентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Стихийное развитие профессий в частности, профессии «частный охранник», обнаруживает множество научно-практических проблемных аспектов становления профессионализма людей — от социально-экономических и корпоративно-организационных до психологических и биологических. Их осмысление и комплексное овладение ими с целью становления человека как профессионала, как активного субъекта своей жизнедеятельности и составляет содержание акмеологического подхода.

Основным содержанием деятельности частного охранника являются не оперативные действия по пресечению правонарушений с применением оружия и специальных средств (использование которых серьезно ограничивается законодательством), а: профилактика правонарушений, нарушений внутреннего распорядка деятельности организации на ее территорииконтроль и координация поведения, деятельности, движения людей, грузов, ценностей, автомобилейпревентивная деятельность по предупреждению конфликтов с сотрудниками организации, клиентами, посторонними лицамибыстрое и успешное разрешение конфликтов при их возникновении. Профессионализм определяется содержанием превентивной активности субъектов, умением ограниченными средствами предупреждать, быстро и успешно разрешать множество сложностей во взаимодействиях с множеством людей, исключающие какие-либо нежелательные последствия (применение силы, эскалация конфликта, судебные иски и пр.), нарушающие нормальный режим деятельности охраняемой организации. Поэтому профессионально грамотное деловое общение — не только часть их труда и трудовых функций, но наиважнейшая, ключевая их часть. Следовательно, стиль, образы «Я», «субъективно удобного партнера» и т. п. являются важнейшими составляющими, на которые может быть направлено формирующее воздействие, а сама деятельностьадекватной моделью для разработки подходов и методик направленного формирующего воздействия.

Профессионально важные качества субъекта в профессиях типа «человекчеловек» обнаруживают сложную структуру, подверженную как позитивным, так и негативных изменениям. Следовательно, в социономических профессиях необходима систематическая психокорректирующая работа, направленная на развитие, а в отдельных случаях, быть может, даже «консервацию» ранее достигнутого уровня развития профессионально важных качеств субъектов труда.

В профессиях типа «человек — человек» эти. изменения связаны как со специализацией деятельности, так и с возрастом и квалификацией работника, осмысленностью и мотивацией деятельности, корпоративной культурой и другими факторами.

В работе установлено, что более адекватная рефлексия субъектами адеватной организации их деятельности ещене является основанием следования ими этим образам. По ряду причин, их реальная деятельность может отличаться от фиксируемых в научном исследовании представлений субъектов. Это — отдельный спектр научных и практических задач, предполагающих комбинации методов исслеования и статистической обработки данных, исследвание всех факторов формирования поведения и стилей субъектов: акмеологических, психологических, социально-психологических.

Магистральным путем позитивных новообразований здесь может быть усиление «психологической» и «социально-психологической» составляющих профессионально важных качеств работника, оптимизация их стилей профессиональной деятельности и стилей делового общения в частности, становление самого работника как активного субъекта своей жизнедеятельности. Формирование адекватных квалификации и возрасту сотрудников программ профессиональной подготовки и переподготовки является необходимым и перманентным процессом, сопровождающим их профессиональное становление.

Использование активных методов обучения (психолого-акмеологического тренинга) способствует развитию социально-психологической компетентности субъектов, представителей профессии типа «человек — человек», коррекции и оптимизации их стилей делового общения и стилей профессиональной деятельности в целом. Разработанная в процессе диссертационного исследования программа оптимизации стилей делового общения субъектов может быть взата за основу разработки научно-практических рекомнедаций по развитию профессионализма субъектов в широком классе профессий типа «человек — человек».

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Психологическое обеспечение кадровой службы атомной энергетики: Автореф. дис. докт. психол. наук. Л., 1990. — 32 с.
  2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. М.: Наука, 1973. — 288 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Проблемы активности личности //Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. М., 1988. — С.
  4. Абульханова-Славская К. А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С. Л. Рубинштейна //Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы /Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М., 1989. — С. 10−61.
  5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1990. 300 с.
  6. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности.-М.:МПСИ, 1999.-41 с.
  7. B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982. — 199 с.
  8. А.Г. Стиль руководства как детерминанта деятельности малой научной группы: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1993. — 53 с.
  9. Ю.А. Макроструктура деятельности и иерархия функциональных систем//Психол. журн. 1995. -Т. 16, № 1. — С. 26 — 30.
  10. ЮАлексеев А. В. Себя преодолеть! М.: Физкультура и спорт, 1978. — 144 с.
  11. Анастази, Анна. Психологическое тестирование: Пер. с англ. Кн.1, 2. М.: Педагогика, 1982. — Кн. 1. — 318 е.- Кн. 2. — 294 с.
  12. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. 338 с.
  13. П.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977. 380 с.
  14. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, — 1980. — 416 с.
  15. Г. М., Яноушек Я. Основные направления воздействия общения на совместную деятельность/Юбщение и оптимизация совместной деятельности/Под ред. Г. М. Андреевой, ЯЛноушека М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.- С. 6−20.
  16. Г. М. Социальная психология. М.: Асток-Пресс, 1998.- 375 с.
  17. Т.В. Психологические особенности профессиональных взаимодействий: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1985. — 16 с.
  18. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии: Учеб. пособие. М.- Новгород, 1995.- 272 с.
  19. Н.И. Служба частной охраны : Учеб. пособие для слушателей курсов подготовки частн. охранников и для руководителей охран. подразделений / Арзамасцев, Н. И., Калинин Ю. Н., Шахрайчук В. В. -М.: Центр «Линкур», 1996. 95.
  20. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 105 с.
  21. А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 96 с.
  22. А.Г. Психология личности— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 367 с.
  23. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. — 58 с.
  24. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 383 с.
  25. Т.Ю. Социально-психологическая ориентировка непосредственного руководителя трудового коллектива: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1981.-18 с.
  26. М.Ю. Профессия частный охранник. — М.: Единство, 2001. — 221с.
  27. В.К., Плеханов В. Г. Активные формы обучения в высшем колледже естественных наук // Педагогический менеджмент: Матер. 2 междунар. науч.-метод. конф. 24 26 мая 1996 г. 4.1. — Пенза, 1996. — С. 8 — 9.
  28. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. -СПб.: Лениздат, 1992. 400 с.
  29. .И. Психодиагностика профессионально-важных качеств и профотбор диспетчеров пожарной службы «01» // Веста. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. -1998.- № 3.- С. 79−94.
  30. Ф. Наука управлять. М.: Моск. рабочий, 1967. — 151 с.
  31. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 268 с.
  32. В., Малиновский А. Организация //Философская энциклопедия. Т.4. -М.: Наука, 1967. С. 160−161.
  33. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. унта, 1982. — 200 с.
  34. А.А. О роли образа в регулировании поведения //Образ в регулировании деятельности: Тезисы докл. к междунар. науч. конференции 22−23 апр., 1997. М., 1997.- С. 45−47.
  35. А.А. Вершина развития человека: характеристики и условия достижения.-М.: Наука. 1998.- 168 с.
  36. В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.: ПЭР СЭ, 2001. — 511 с.
  37. А.В. Проблема субъекта в психологической науке//Психол. журн. -1991. Т. 12, № 6. — С. 3−11- 1992. — Т. 13, № 6. — С. 3−12. .
  38. А.В. Психология субъекта и его деятельности.: Современная психология. М.: Инфра, 1999. С. 330 — 346.
  39. И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М.: Высш. шк., 1989. 176 с.
  40. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студ. пед. ин-тов/ Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  41. А.Э. Формирование понятия «структура» в системно-структурных исследованиях: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1967. — 20 с.
  42. JI.C. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960.- 500 с.
  43. JI.C. Собрание сочинений. В 6 т. Т.2: Проблемы общей психологии/ Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
  44. Выготский J1.C. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова- М.: Педагогика, 1991.-480 С.
  45. JI.C. Вопросы детской психологии // Выготский JI.C. Психология.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.- С. 892 997.
  46. .А. Управление психическим стрессом в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1981.- 111с.
  47. Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М.: Изд. Моск. ун-та, 1984.- 160 с.
  48. Т.В. Учебная деятельность и ее средства.- М.: Изд. Моск. ун-та, 1988.- 255 с.
  49. ПЛ. Введение в психологию,— М.: Изд. Моск. ун-та, 1976.-149 с
  50. В.А. Системные исследования в психологии. Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.- 176 с.
  51. С.А. Комплексная оценка психофизиологической пригодности водителей автомобилей: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1983. — 26 с.
  52. Д.М. Организация и управление. М.: Наука, 1972. — 535 с.
  53. .Н. Применение методологии акмеологии для образовательного процесса // Педагогический менеджмент: Матер. 2 междунар. науч.-метод. конф. 24 -26 мая 1996 г. Ч. 1.- Пенза, 1996.- С. 19 22.
  54. Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М.: Прогресс, 1972. — 296 с.
  55. Е.И. Структура групповой деятельности: Социал.-психол. анализ. Киев: Наук, думка, 1979. — 138 с.
  56. Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Краснодар, 1995. — 184 с.
  57. В. Основы организации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов: Учеб.-метод. пособие/ Граф В., Ильясов И. И., Ляудис В. Я. М.: Изд. Моск. ун-та, 1981.- 79 с.
  58. Г. А. Психодиагностическое исследование индивидуальных особенностей управленческой деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994.- 16 с.
  59. Групповая психотерапия / Под. ред. Б. Д. Карвасарского, С.Ледера.- М.: Медицина, 1990.- 384 с
  60. ГурвейБ. Введение в науку управления. М.: Прогресс, 1969. — 430 с.
  61. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы человека. М.: Наука, 1970. — 270 с.
  62. В.В. Усвоение // Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. — С. 379−380.
  63. В.В. Учебная деятельность // Там же. С. 385−386.
  64. В.В. Учение // Там же. -С. 386−388.
  65. А.В., Михайличенко A.M. Совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в современных условиях. Харьков, 1996.- 296 с.
  66. О.В. Эмоции в спорте и их регуляция: Автореф. дис.канд.пед.наук.-М., 1970.-24 с.
  67. О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дис. д-ра психол. наук, — М., 1985. 48 с.
  68. А.А. Методолого-прикладные аспекты акмеологических исследований. -Кн. 1.-М.: РАГС, 1999.-392 с.
  69. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека.- Кн. 2.-М.: РАГС, 2000.-536 с.
  70. А.А. Психология развития профессионала: Учеб. пособие / Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. М.: РАГС, 2000. — 124 с.
  71. В.И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем: (Монография).-М.:ИТАР-ТАСС, 1997.-151 с.
  72. В.Н. Психология общих способностей.- М.: Флинта, 1995. 200
  73. A.JI. Стиль и эффективность руководства производственным коллективом: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1976. — 22 с.
  74. С.И. Основы андрогогики: Учеб. пособие для вузов.- М.: Флинта наука, 1999. -215 с.
  75. К. Факторный анализ.- М.: Финансы и статистика, 1980. 386 с.
  76. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987. 208 с.
  77. Е.П. Психофизиология физического воспитания: Деятельность и состояния. М.: Просвещение, 1980. — 199 с.
  78. Е.П. Психофизиология физического воспитания: Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности. М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
  79. И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.- 200 с.
  80. Л.Б., Давыдов В. В. Психология обучения //Возрастная и педагогическая психология: Учеб. для студ. пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. — С. 170 — 221.
  81. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие/ Под ред. Б. А. Вяткина.-М.: Изд-во ИП РАН, 1999. 328 с.
  82. Т.С. Психология управления. 4.1: Управленческая деятельность: Учеб. пособие. М., 1996. — 146 с.
  83. Т.С. Методы психологического воздействия.- М.: Педагогич. общ-во России, 2000. — 544 сс.
  84. М. Безопасности надо учиться: О подготовке частных охранников, детективов и сотрудников служб безопасности //Деловая жизнь. 1994.- N 2.- С. 2326.
  85. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. — 391 с.
  86. С.А., Данилова Т. П. Социальная типология безработных и их психологический портрет.- М.: ЗАО «Финстатинформ», 1997. 156 С.
  87. А.И. Психология управления. М., 1979. — 521 с.
  88. М.В. Корпоративный тренинг от, А до Я: Науч.-практ. пособие.-М.: Дело, 2000.-224 с.
  89. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во КГУ, 1969. 278 с.
  90. Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.: Знание, 1986. — 56 с.
  91. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 199 с.
  92. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 223 с.
  93. Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с
  94. ЮО.Климов Е. А. «Естественный» и «социальный» эксперименты в психологическом исследовании / Под ред.Т. В. Корниловой.- М.: Изд. Группа «Форум» «Инфра-М», 1998.- С. 54−76.
  95. Ю1.Климова С. Г., Рыбаков В. А. Межличностное оценивание в деловыхвзаимодействиях//Социол. исслед.- 1988. № 5. — С. 84−90.
  96. Ю2.Ковалевский С. Руководитель и подчиненный. М.: Прогресс, 1973. — 190 с.
  97. С. Научные основы административного руководства. М.:1. Экономика, 1979 231 с.
  98. Я.JI. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 350 с.
  99. Ю5.Колосова О. А. Технологии психологической поддержки персонала АЭС: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1993. — 24 с.
  100. В.В. Интерактивная педагогика: возможности и перспективы// Педагогический менеджмент: Матер. 2 междунар. науч.-метод. конф. 4.1. 24 26 мая 1996 г. — Пенза, 1996. — С. 28 — 30.
  101. Ю9.Коссов Б. Б. Психологические проблемы трудового воспитания и профориентации// Вопр. психологии. 1984, — № 6. — С. 16−25.
  102. А.А., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений.- Дубна: Феникс, 1998.- 224 с.
  103. ПЗ.Крупица Н. Комплексная система развития индивидуальной активности студента // Педагогический менеджмент: Матер. 2 междунар. науч.-метод. конф. 24 26 мая 1996 г. Ч. 1. — Пенза, 1996. — С. 30 — 32.
  104. А.В. Частные сыскные и охранные агентства за рубежом: практика создания, функционирования и подбора кадров.- Екатеринбург: Изд-во А/О СПИН, 1992.-54 с.
  105. А.В. Безопасность предпринимательской деятельности. М.: Финансы и статистика, 1996. -380 с.
  106. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш. шк., 1989. -167 с
  107. Н.В. Предмет акмеологии.- СПб.: Политехника, 2002.- 189 с.
  108. В. Форма//Философская энциклопедия -М.: Сов. энциклопедия, 1970.- С. 383.
  109. Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. JL: Лениздат, 1974. — 167 с.
  110. .В. Основы профессиональной психодиагностики. М., 1984. — 216 с.
  111. Г., О’Доннел С. Управление: Системный ситуационный анализ управленческих функций. Т.1. — М.: Прогресс, 1981. — 494 с.
  112. Кхол, Йозеф. Эффективность управленческих решений. М.: Прогресс, 1975. -195 с.
  113. Кюн Ю. Описательная и индуктивная статистика- М.: Финансы и статистика, 1981.-3 66 с.
  114. , Ян. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. М.: Изд-во КПП, Воронеж: НПО «Модак», 1996. — 384 с.
  115. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
  116. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  117. А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 4-е. М.: Политиздат, 1981. -584 с.
  118. А.А. Психология общения.- М.: Смысл, 1999.- 365 с.
  119. Д.А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие. // Вестн. высш. школы.- 1989. № 11.- С. 39 — 45.
  120. Д.А. Психология смысла: природа, строение и природа смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. — 487 с.
  121. М.И. Проблемы онтогенеза общения.- М.: Педагогика, 1986.-144с
  122. В.И. Охрана и сопровождение грузов.- М.:Мир безопасности, 1997.112 с.
  123. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. — с. 12−22.
  124. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  125. Н.А., Антонов Г. В. Психологическая подготовка к рукопашному бою. -Минск: Издательский дом, 1998. 80 с.
  126. Марасонов Г. И.Социально-психологический тренинг.- М.: Когнито-Центр, 2001 .251 с.
  127. В.Н. личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. -М.: Изд-во РАГС, 2001.-262 с.
  128. А.К. Психология профессионализма. М.: РАГС, 1996. 308 с.
  129. А. Новые рубежи человечества.- М.: Смысл, 1999. 425 с.
  130. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. — 319 с.
  131. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности— М.: Педагогика, 1986.-254 с.
  132. М.Х. Основы менеджмента/ Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. М.: Дело, 1992. — 702 с.
  133. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М.: Наука, 1998. — 192 с.
  134. А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000. — 191 с.
  135. А.С. Менеджмент как инструмент для практика //Очерки организационной психологии / под общ. Ред. А. С. Огнева.- Воронеж, 1998. С. 8 42.
  136. А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг.- СПб.: Изд-во Речь, 2003.-192 с.
  137. Основы психодиагностики/Под общ.ред. А.ГШмелева. М., Ростов-н/Д: Феникс, 1996.-544 с. 154.0'Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой. М.: Прогресс, 1979.-420 с.
  138. В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения // Психол. журн.- 1987.- Т.8, № 4. С. 51−60.
  139. .Д. Основы социально-психологической теории.- М.: Мысль, 1971.351 с.
  140. JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 216 с.
  141. А.В. К пониманию личности в психологии//Вопр. психологии 1981. — № 2. — С. 40−46.
  142. А.В. Личность, деятельность, коллектив! М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  143. Практикум по общей и экспериментальной психологии/Под ред. А. А. Крылова. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. 255 с.
  144. Профессия телохранитель: Пособие по подготовке сотрудников личной охраны. В 2 т. — М.: Мир безопасности, 2000. Т. 1. — 144 с. Т.2. — 165 с.
  145. А.И. Социология организаций. М.: Наука, 1980. — 257 с.
  146. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. Пособие.- М.: Изд-й центр «Академия», 2001. 480 с.
  147. Психология. Словарь / Под ред. В. А. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.-494 с.
  148. Психологический словарь/ Под ред. В. В. Давыдова и др.- М.:Педагогика, 1983. -448 с.
  149. Н.В. Психология управления. JL, 1983. — 72 с.
  150. О.Н. О понятии «успешности трудовой деятельности»//Вестн. Моск. унта. Сер. 14. Психология. 1996. — № 3. — С. 60−67.
  151. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике.- М.: Дидакт, 1992. 256 с.
  152. СЛ. Основы общей психологии. 2 изд. М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  153. СЛ. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1967. — 328 с.
  154. СЛ. Проблемы общей психологии. 2 изд./Отв. ред. Е. В. Шорохова. -М.: Педагогики, 1976. 416 с.
  155. И.Л. Стиль общения и его детерминанты: Автореф. дис.. канд. психол. наук М., 1988. — 25 с.
  156. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1990.-386.
  157. Р. Справочник по непараметрической статистике: современный подход/Пер. с англ. У.З.Демиденко- Предисловие Ю. Н. Тюрина. -М: Финансы и статистика, 1982. 198 с.
  158. А.А. Некоторые характеристики руководителя как субъекта управления трудовым коллективом//Трудовой коллектив как объект и субъект управления. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. — С. 97−113.
  159. В.И. О диалектике элементов и структуры в объективном мире и познании. М.: Изд-во Соц.-экон. лит-ры, 1962. — 275 с.
  160. Е.В. Тренинг влияния и противостоянию влиянию.- СПб.: Речь, 2002. 256 с.
  161. B.C. Влияние управленческой концепции руководителя на организацию исполнительской деятельности подчиненных: Автореф. дис.. канд. психол.наук. М., 1987. — 19 с.
  162. Т.О. Развитие саморегуляции сотрудников охранных структур МВД. -М.: МСОУ, 2001. 142 с.
  163. Ю.Н. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности менеджера: Автореф. дис. .канд. психол. наук, — Л., 1993.- 17 с.
  164. А.В., Слободчиков A.M. Уровни и формы интегрированного обучения // Педагогический менеджмент: Матер. 2 междунар. науч.-метод. конф. 24 26 мая 1996 г. 4.1. — Пенза, 1996.- С. 106 -107.
  165. Служебно-боевая подготовка работников инкассации: Учеб.-метод. пособие. М., 1991.-151 с.
  166. Справочник частного охранника: нормативы, акты, комментарии, рекомендации. -М.: Объедин. ред. МВД России, 1997. 64 с.
  167. Н.Б. Психология спортивной карьеры. СПб.: Центр карьеры, 1999.368 с.
  168. Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие.- М.: Академия, 2001. 360 с.
  169. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М.: Высш. шк., 1989.- 176 с.
  170. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. — 168 с.
  171. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: (Психол. основы).- М.: Изд. Моск. ун-та, 1984.- 344 с.
  172. Ф.У. Принципы научного менеджмента. М.: Контролинг, 1991. — 104 с.
  173. Тел охранитель: Приемы, средства, критерии пригодности, экипировка и тренинг / Под. общ. ред. А. Е. Тараса. Минск: Харвест, 1998. — 317 с.
  174. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-555 с.
  175. O.JI., Михайличенко В. В. Андрология СПб.: Медиа Пресс, 1999. -432 с.
  176. В.А. Структура и форма индивидуального стиля деятельности в спорте// Вопр. психологии.- 1984. № 5.- С. 145 — 149.
  177. В.А., Краюшенко Н. Г. Психологические факторы специализации и успешности в видах охранной деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1998. — № 3. — С. 52 — 63.
  178. В.А. Стили профессиональной деятельности.- М.: Смысл, 2000. 199 с.
  179. В.А. Профессия «частный охранник»: тенденции становления/ Толочек В. А., Заневский В. Е., Онищенко О. В. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. -2001.-№ 2.-С .24−33.
  180. В.А. Профессиональный отбор и психологические тесты.- М.: Мир Безопасности, 2001. 112 с.
  181. В.А. Проблемы современной психологии труда.- М.: РАГС, 2001. 84 с.
  182. В.А. Асимметрия восприятия партнеров по управленческой деятельности// Акмеология.-2001.- № 1.-С. 36−41.
  183. В.А. Поведение субъектов и формирование стилей профессиональной деятельности / Толочек В. А., Громова Е. Е., Онищенко О. В. // Акмеология и социальная психология на рубеже XXI века. М.: Изд-во РАГС, 2001. — С. 123−128.
  184. В.А. Акмеология и смыслы жизни человека в период кризиса общества /Толочек В.А., Онищенко О. В., Карпенко О. Г. // Мир психологии.- 2001. № 2(26). — С. 140−149.
  185. В.А. Организационная психология: Управление персоналом ЧОП и СБ.-М.: Мир безопасности, 2002. 112 с.
  186. B.C. Отражение, системы, кибернетика.- М.: Наука, 1972. 256 с.
  187. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. -М.: Просвещение, 1980. -160 с.
  188. Учебник телохранителя, — М.: Мир безопасности, 1996. 119 с.
  189. С.Н. Частная охрана. М., 1993. — 127 с.
  190. С.Н. Основы частной охранной деятельности.- М., 1998.- 276 с.
  191. С.Н. Основы частной охранной деятельности: Пособие для частных охранников, преподавателей, предпринимателей. М.: Мир безопасности, 2001. — 299 с.
  192. Д.И. Психология воспитания // Возрастная и педагогическая психология: Учеб. для студ. пед. ин-тов/ Под ред. В.Петровского. М.: Просвещение, 1979.-С.
  193. А.В. Работа с кадрами. М.: Экономика, 1990. — 168 с.
  194. А.В. Производственная социология, психология и педагогика / Филиппов А. В., Липинский В. К., Князев В. А. М.: Высш. шк., 1989. — 255 с.
  195. А.У. Принцип деятельности в исследованиях межличностного восприятия//Вопр. психологии. 1986.- № 3.- С. 20−31.
  196. X. Мотивация и деятельность. Т. 1,2. — М.: Педагогика, 1986.
  197. О.А., Дашкевич О. А. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена.- М.: Физкультура и спорт, 1971.- 46 с
  198. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.- 185 с.
  199. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
  200. Г. П. Место логики в психолого-педагогических исследованиях //Тез. докл. на 2 съезде Общества психологов. Вып. 2. М, 1963.- С. 162 — 164.
  201. В. Руководитель и подчиненный: Конфликтные ситуации и варианты их решения. М., 1972. -103 с.
  202. В.В. Использование методики «ГОЛ» в заводской социологии// Социол. исслед.- 1988. № 5. — С. 91−98.
  203. Д.Б. Психология обучения младших школьников М.: Знание, 1974.- 63 С.
  204. А. Анализ и интерпретация статистических данных.- М.: Финансы и статистика, 1981. -406 с.
  205. Э.Г. Детство и общество. СПб.: Летний сад, 2000. — 416 с.
  206. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  207. Argyle М. The Psychology of Interpersonal Behaviour. -London, 1967.
  208. Benson B.L. The enterprise of law: Justice without the state.- San Francisco (Calif.): Pacific research inst. For publ. Policy, 1990.- 397 p.
  209. Brandenburger A.M., Nalebuff B.J. The Right Game: Use Game Theory to Shape Strategy// Harvard Business Review, 1995, July-August, p. 57−71
  210. Brooks.M. Maximizing professionalization: the value of formal and informal library instruction for security management students // Security j. -Amsterdam etc., 1995. -Vol. 6, N2.-P. 107−121
  211. Broder J.F.Risk analysis and security survey.-Boston ets.:Butterworth, Cop., 1984.-235 p.
  212. HaIl E.T. The Hidden Dimension.- N.Y.: Doubleday and Co., 1966.- 270 p.
  213. Katzenbach J.R., Smith D.K. The Discipline of Teams // Harvard Business Review, 1993. March-April, p. 111−120
  214. Katzenbach J.R., Smith D.K. The Wisdom of Teams. Boston: Harward Business School Press, 1993.
  215. Kennedy D.B. A synopsis of private security in the United States // Security j. -Amsterdam etc., 1995. Vol. 6, N 2. — P. 101−105.
  216. Keys J.B., Fulmer R.M., Stumpf S.A. Microworlds and Simuworlds: Practice Fields for the Learning Organization // Organizational Dynamics, 1996, Spring, p. 36−49
  217. Kobetz R.W., Bosarge B.B. Juvenile yustice administration.- Gaitherburg (Mg): Intern. Assoc. Of chifs of police, 1993.- 769 p.
  218. Nalla M.K., Christian K.E., Morash M.A., Schram P.J. Practitioner’s perceptions of graduate curriculum in security education // Security j. Amsterdam etc., 1995. — Vol. 6, N 2. — P. 93−99. — Bibliogr.: p. 99.
  219. Private security services. Cleveland, Ohio: Freedonia Group, 1998. — 240p.
  220. Selye H. The Stress of Life.- New York: McGraw Hill. 1976.- 166 p.
  221. Somerson, I.S. Preemployment screening an overview // Security j. — Amsterdam etc., 1995. — Vol. 6, N 2. — P. 137−146. — Bibliogr.: p. 145−146.
  222. Senge P. Leading Learning Organizations // Training and Development, 1996, December, p. 36−37
  223. Schein E.H. Organizational and Managerial Culture As a Facilitator or Inhibitor of Organizational Learning. Working paper for the MIT Organizational Learning Network, 1994, May 19
  224. The private security industry: A discussion paper / Home office. L.: H.M. Staff, off., 1979.-31p.
  225. The private security industry: Issues and trends. Philadelphia (Pa): S.n., 1988. — 118p.
Заполнить форму текущей работой