Долг, совесть и управление людьми
Деликатность — чуткое, тонкое отношение к коллегам, подчиненным, партнерам, к их чувствам. Деликатность — это особая, свойственная культурным деловым людям форма проявления корректности и искренности в общении. Она помогает с наименьшими морально-психологическими издержками решать деловые задачи. Например, в отдельных случаях, исходя из конкретного поступка и личности провинившегося работника… Читать ещё >
Долг, совесть и управление людьми (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие совести и долга в этической науке
2. Проблема проявления высших моральных ценностей в сфере управления ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Необходимость этической подготовки в сфере управления диктуется современной социокультурной ситуацией в России, всей традицией мировой общественной мысли, которая всегда была самым непосредственным образом связана с этическими знаниями. Деловая этика призвана регулировать человеческие отношения в сфере служебных взаимоотношений.
Основой ее является нетерпимость к пренебрежению общественными интересами, высокое сознание общественного долга. В настоящее время все больше профессиональных общностей создают этические кодексы, задавая моральные требования, определяющие этическое поведение тех, кто принадлежит к данной профессии. Например, дипломатическая, судебная, медицинская, инженерная, спортивная этика.
Деловая этика — это нравственные отношения людей в основной сфере общественной жизни — трудовой (материально-производственной, хозяйственно-экономической, управленческой, духовной, культурной и т. д.). Деловая этика есть совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством него к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии, к обществу в целом.
Деловая этика неразрывно связана с общей, универсальной этикой, она как бы вырастает из нее и, соединяясь с практикой, показывает, что все высшие моральные законы всегда относительны в реальном проявлении и зависят от ряда факторов, главный из которых — это профессиональное разделение труда.
Цель данной работы — дать характеристику проявлению таких высших моральных ценностей как совесть и долг в сфере управления.
1. Понятие совести и долга в этической науке Человек существует в мире ценностей. Ценности объединены в систему ценностных ориентаций, которая является потребностью человека. Ценности различают по их содержанию (польза, власть и т. д.) и знаку — положительные или отрицательные, отвечающие или не отвечающие интересам человека (польза — вред). Выделяют также ценности практические и духовные, высшие и низменные Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Уч-к. — М.: Гардарики, 2000. С. 102.
Некоторые ценности являются общими для всех людей вне зависимости от различий и стечения обстоятельств. Все, что ценно для человека вообще, называется высшим благом.
Нравственные ценности:
— императивны (обязательны);
— безусловны (им необходимо следовать всегда и во всем);
— надситуативны;
— универсальны (безличны) Там же. — С. 103.
К высшим моральным ценностям относятся: свобода, долг и совесть, смысл жизни, счастье, любовь, дружба.
Добро и зло — основные категории этики и морального сознания человека. На понятиях добра и зла основаны все этические представления. Добро и зло являются характеристиками поступков, то есть действий, совершенных намеренно, свободно, соотнесенных с идеалом: добро — то, что стремится к идеалу, зло — то, что отдаляется от идеала Этика: Учеб. пособие / В. А. Лозовой, И. Панов, А. Стасевского, и др. Под ред. В. А. Лозового, М-во образования и науки Украины. — М.: Интер, 2011. — С. 65.
Добро — положительное, значимое для человека (сообщества людей), необходимое условие жизни человека и общества. Добро ассоциируется с гармонией, благополучием и т. п. Понятия «добро» и"благо" часто употребляются как синонимы.
Моральная свобода является ценностью, к достижению которой человек стремится, и обладание которой есть для него благо.
Моральная свобода человека — это возможность определения (нравственного самоопределения) и реализации нравственной позиции. Проблему свободы традиционно решали с позиций соотношения свободы и необходимости. Существует два подхода к решению этой проблемы: этический фатализм (фатальная зависимость от объективных обстоятельств) и этический валюнтаризм (отрицание всякой необходимости и утверждение полной свободы человека в своих моральных решениях) Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / Е.В. Золотухина-Аболина. — Ростов-на-Дону: МарТ, 2011. — С. 211.
Формой проявления свободы является выбор, который делает человек. Свободный выбор обеспечивается волей (духовной побудительной силой) и разумом. Человек должен уметь сознательно принимать решения, учитывая последствия собственного поведения, должен научиться управлять своим поведением. Нравственная свобода — это не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральны требований во внутренние потребности, в убеждения человека. Свобода имеет два аспекта: негативный («свобода от») и позитивный («свобода для») Губин В. Д. Основы этики: Учебное пособие / В. Д. Губин, Е. Н. Некрасова. — М.: Форум, Инфра-М, 2010. — С. 72.
С проблемой свободы тесно связан вопрос о нравственной ответственности, которая проявляется как обратная сторона свободно принятого решения. Быть свободным — значит быть ответственным.
Формой контроля общества за поведением индивида и отражением взаимодействий между людьми является моральный долг. Долг — это нравственная обязанность человека, выполняемая не только под воздействием внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Долг является осознанием человеком необходимости исполнения того, что предписывается моральным идеалом и в добродетельности, противостоянии злу, содействии благу других людей и т. п. Дробницкий О. Г. Понятие морали.- М.: Наука, 1974. — С. 303.
Обратной стороной долга является совесть. Совесть — это способность к активному самосознанию, самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам. Совесть человека не зависит от мнения других людей, соотносится только с долгом, действует и в том случае, когда контроль извне отсутствует.
Осознание человеком выполнения всех моральных обязанностей, реализации всех своих возможностей носит название «чистая, спокойная совесть». Свобода совести может пониматься как право человека на самостоятельное формирование убеждений, независимость духовной жизни.
Анализ психологической и этической литературы позволил нам прийти к выводу, что на современном этапе термин «совесть» имеет достаточно неустойчивую содержательную характеристику, отмечается его размытость при отсутствии четкой выделенности сущности совести, как особого явления.
В зарубежных исследованиях проблема морали и нравственности в той или иной степени затрагивалась во всех концепциях. В соответствии с логикой исторического развития научного знания о человеке тема совести «всплывала» и в соотношении с проблемой сознания. Еще В. Вундт упоминал совесть в своей концепции определял ее как разновидность чувственно-психического состояния личности, а У. Джеймс упоминал данный феномен в общей структуре личности, полагая, что моральный мир — это порождение сознания человека. Отмечая роль совести, он пишет что «благодаря пробуждениям совести происходит духовное обновление каждого из нас» Кабанченко, Т. С. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие. — СПб: Питер, 2011. — С. 98.
Просоциальные взгляды на интересующий нас феномен высказывают и представители теории черт личности Р. Кеттел и Г. Айзенк, которые рассматривают совесть как совокупность нескольких личностных характеристик. Совесть рассматривается этими авторами лишь в контексте социализации и адаптации Кабанченко, Т. С. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие. — СПб: Питер, 2011. — С. 99.
Несколько иную позицию занимает Г. Олпорт, в его концепции совесть представляет собой паттерн нескольких собственных состояний: самоуважения, образа «Я» и проприативного стремления. Исследователь приходит к выводу, что совесть является индикатором, который говорит нам, что какая-то наша активность разрушает или разрушила важный аспект нашего образа «Я».
Таким образом, анализ теоретических и эмпирических исследований, раскрывающих феномен «совесть», позволяет нам выделить подходы к рассмотрению человека через две системы координат его бытия. В первой системе человек оценивается по социально-ролевым функциям — это система морали. И с этой точки зрения совесть — выражение мнения социума, моральный долг перед кем-либо. Данная социоцентрическая позиция длительный период времени преобладала в науке. Развитие совести, здесь, сводится лишь к процессу интериоризации социальнокультурных нормативов, принятых в данной общественной группе. Но в таком случае мы не можем говорить об универсальности совести. И характеристики внутреннего мира человека, их уникальность уходят на второй план при анализе ее феноменального поля, уступая социальным аспектам личности.
Во второй же системе координат человек оценивается с позиции внутренней нравственности по собственно человеческим воплощениям своих универсальных характеристик как представителя человеческого рода. Антропоцентрический подход позволяет рассматривать совесть как вариант трансцендирования человека за пределы себя.
2. Проблема проявления высших моральных ценностей в сфере управления В современном обществе существуют две основные позиции относительно деловой этики Егоршин, А.П., Распопов, В.П., Шашкова, Н. В. Этика деловых отношений: Учебное пособие для вузов/ А. П. Егоршин, В. П. Распопов, Н. В. Шашкова. — Н. Новгород: НИМБ, 2009. — С. 51.:
— позиция делового прагматизма (деловой макиавеллизм) — в деловой жизни этика не нужна, роль деловой жизни исключительно экономическая. Прагматики стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, социальных обязанностях, поскольку в результате появляются «излишние», не относящиеся к делу проблемы. Для предпринимателей, стоящих на позиции делового макиавеллизма, основной целью является максимизация прибыли любыми доступными средствами. Крайним случаем неэтичного поведения бизнесмена является нарушение закона.
— позиция соблюдения этических норм — это более цивилизованный подход, так как деловая организация является компонентом общества и, утверждая этические нормы у себя, она в тоже время способствует их распространению и в макросреде (социуме). А чем благополучнее этическая атмосфера в обществе, тем благоприятнее обстановка и для деловой жизни. Неэтичное поведение рано или поздно обернется прямыми экономическими убытками или социальными, нравственными издержками как для предприятия, так и для социальной среды.
Американская исследовательница Л. Нэш несколько лет назад выпустила книгу с характерным названием — «Долой благие намерения» («Good Intentions Aside»), в которой она приходит к выводу о том, что благие намерения у руководителей и участников бизнеса совершенно не являются достаточным фактором для разрешения сложных этических проблем, возникающих на рабочем месте. Хотя некоторые прекрасные и выдающиеся деловые люди придерживаются строгих моральных ценностей в своей частной жизни, Нэш указывает на то, что динамика деловой жизни предписывает им иметь дополнительные крепкие моральные принципы, помимо их собственного морального кодекса Ботавина, Р. Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие / Р. Н. Ботавина. — М.: Финансы и статистика, 2011. — С. 187.
Если человек является владельцем компании, которая не производит никакой продукции, не нанимает никаких работников и даже не производит никаких отходов, то и в этом случае у такого человека нет возможности забыть об основных моральных стандартах. Любой руководитель часто сталкивается с необходимостью принимать такие решения, которые ставят перед ним сложные этические проблемы, и в таких ситуациях руководитель не властен изменить что-либо: он вынужден принимать решения, в результате выполнения которых неизбежно пострадают люди; ему приходится идти на сделки, в которых приходится выбирать между равно необходимыми материальными ценностями и следованием устоявшимся моральным принципам; он оказывается в таком положении, что интересы его организации и цели работы входят в противоречие с личными нуждами конкретных служащих или потребителей.
Именно поэтому изучение проблемы высших моральных ценностей в разрезе этики бизнеса является исключительно важным для руководителя любой организации. Можно выделить главные этические проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются руководители делового мира в процессе своей работы Кабанченко, Т. С. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие. — СПб: Питер, 2011. — С. 341:
1. Жадность
2. Сокрытие фактов и неверная информация в отчетах и проведении проверок
3. Выпуск некачественной продукции или необходимость ее постоянного технического обслуживания
4. Неразумное завышение цен или прямой обман при проведении деловых переговоров
5. Имеющиеся на сегодняшний день условия работы вынуждают людей врать о выполнении ими их работы
6. Излишняя самоуверенность в суждениях, которая может нанести ущерб интересам компании, когда для нее наступают тяжелые времена
7. Низкое качество работы и товаров
8. Безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтичным и несправедливым оно ни оказалось
9. Противоречия между личными интересами и интересами корпораций.
10. Наличие фаворитов
11 Жесткие цены
12. Принесение в жертву ни в чем не повинных и беспомощных людей для выполнения той или иной работы
13. Невозможность высказать свое возмущение и несогласие при возникновении атмосферы постоянных неэтичных поступков
14. Уделение малого внимания семье или личным делам из-за обилия работы
15. Производство продукции с сомнительными характеристиками по безопасности
16. Невозвращение каких-либо вещей или ценностей, взятых на рабочем месте, у сослуживцев или из фондов корпорации
17. Сознательное преувеличение преимуществ своего плана работы для получения поддержки
18. Уделение большого внимания перемещениям по иерархической лестнице в ущерб интересам дела
19. Перемещение по служебной лестнице по головам сослуживцев. Обман служащих с целью получения выгоды для компании
20. Создание союзов с сомнительными партнерами в надежде на счастливую случайность.
21. Затяжки и промедления с выполнением своих обязанностей, что приводит к растрате времени и денег корпорации
22. Оказание негативного влияния на общественный политический процесс путем внесения за взятки изменений в законодательство Руководители и служащие, которые сталкиваются с такими или другими проблемами, не могут для их разрешения следовать только тому, что они «узнали о морали в своих семьях, у учителей, в церквах или синагогах». «Путь в ад устлан благими намерениям, и часто наиболее безнравственные решения принимаются и наиболее нелицеприятные поступки в бизнесе совершаются людьми, которые исключительно честны и имеют самые благие намерения», — отмечает Л. Нэш Ботавина, Р. Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие/ Р. Н. Ботавина. — М.: Финансы и статистика, 2011. — С. 188.
Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:
— создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;
— прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;
— приоритет при разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межчеловеческих отношений, а не производству продукции.
Традиционно деловую этику принято разделять на макроэтику и микроэтику. Под макроэтикой понимается та часть деловой этики, которая рассматривает специфику моральных отношений между макросубъектами социальной и экономической структуры общества: корпорациями, государством и обществом, как в целом, так и его организованными частями. Под микроэтикой — исследование специфики моральных отношений внутри корпорации, между корпорацией как моральным субъектом и ее работниками, а также держателями акций.
В системе моральных отношений между макросубъектами специалисты выделяют два уровня: горизонтальный и вертикальный. На горизонтальном уровне присутствуют моральные отношения среди субъектов, обладающих одинаковыми характеристиками, — между различными корпорациями. На вертикальном уровне — моральные отношения субъектов, обладающих разными характеристиками и свойствами. К этому уровню можно причислить отношения: корпорации — государство, корпорации — общество в целом (или его локальная часть) и корпорации — окружающая среда. нравственный моральный этический общественный Большинство людей принимают этические решения на микроуровне. Например, когда человек отвечает за свое собственное поведение. Каждый человек также принимает решения, которые касаются других людей: например, в отношении благосостояния своих близких, коллег или даже небольшого сообщества. Но некоторые люди рано или поздно начинают принимать решения на макроуровне, например, непосредственно участвовать в формировании государственной национальной политики.
Принципы морали в процессе управления, которые позволяют соблюсти требования высших моральных ценностей (совести и долга), следующие Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2010. — С. 242−244.:
1. Честность и порядочность в деловых отношениях. Обман не может служить основой нормального экономического процесса. Каждый предприниматель подвергается искушению соблюдать моральные нормы чуть-чуть в меньшей степени, чем его конкуренты, — не настолько, чтобы выйти за пределы морального кодекса, но настолько, чтобы получить преимущества и сохранить конкурентоспособность. Предпринимателю приходится балансировать на грани морально и юридически дозволенного.
Всякий обман в бизнесе может принести лишь временное вознаграждение, недобросовестность при заключении сделки оборачивается против самих же недобросовестных, так как с ними перестают иметь дело. Репутация стоит дорого не только в денежном, но и в социальном и психологическом измерениях.
2. Свобода. Уважение к свободе следует рассматривать как высшую добродетель. Цивилизация движется к индивидуализму, к подлинному раскрепощению человеческой личности. Деловой человек должен ценить свободу не только своих коммерческих действий, но и своего конкурента, что выражается в недопустимости вмешательства в его дела, ущемления его интересов. Принцип свободы становится одним из основополагающих во взаимоотношениях с подчиненными. Известно, что компетентные сотрудники обычно свободны и самостоятельны в решении проблем, гордятся своей деятельностью.
3. Терпимость к слабостям и недостаткам партнеров, клиентов, подчиненных. Терпимость рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, а также помогает «гасить» конфликтные ситуации в самом их зародыше. Деловому человеку следует развивать в себе чувство самоконтроля эмоций, вырабатывать привычку сдерживаться и не терять самообладания.
4. Тактичность — это, прежде всего, ориентация на гуманность и благородство, внимательность и предупредительность. Быть тактичным — это значит, в любой ситуации осознавать своего подчиненного, партнера или клиента как самоценную человеческую личность с учетом ее бисоциальных характеристик: пола, возраста, национальности, темперамента и т. д.
5. Деликатность — чуткое, тонкое отношение к коллегам, подчиненным, партнерам, к их чувствам. Деликатность — это особая, свойственная культурным деловым людям форма проявления корректности и искренности в общении. Она помогает с наименьшими морально-психологическими издержками решать деловые задачи. Например, в отдельных случаях, исходя из конкретного поступка и личности провинившегося работника, полезнее отчитать его наедине, чем при всех. Пожилому человеку или женщине достаточно высказать замечание наедине и предельно вежливо, а молодому человеку с норовом или флегматику по натуре полезнее сделать замечание публично и твердо. Особенно важна деликатность при общении с зарубежными служащими или партнерами, чьи обычаи, представления и манеры поведения могут показаться странными.
6. Справедливость — объективная оценка личностно-деловых качеств партнеров, клиентов, подчиненных, признание их индивидуальности, открытость критике, самокритичность. Несправедливость по отношению к подчиненным и коллегам, имеющим лучшие способности, ведет к потере уважения и превращению власти руководителя из фактической в номинальную.
Система этических критериев деловых отношений Егоршин, А.П., Распопов, В.П., Шашкова, Н. В. Этика деловых отношений: Учебное пособие для вузов / А. П. Егоршин, В. П. Распопов, Н. В. Шашкова. — Н. Новгород: НИМБ, 2009. — С. 269.:
— общечеловеческие этические принципы;
— этические принципы конкретной страны. Предпринимательская деятельность всегда осуществляется в самках общества, выработавшего свои этические принципы и нормы. Деловая этика предпринимателя складывается на основе взаимодействия чисто предпринимательской морали — принцип максимизации прибыли — с моралью общества;
— этика поведения определенной профессиональной группы, то есть нормы группового поведения — профессиональные, «цеховые», определяемые корпоративной культурой;
— требования и «правила игры», задаваемые конкретной ситуацией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях. Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю человека. Моральные ценности не просто провозглашаются, они всегда провозглашаются еще и в такой форме, которая указывает на необходимость их практического воплощения в действиях. Следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг. Неисполнение долга воспринимается как вина и переживается в укорах и муках совести.
В современном обществе личностные качества человека начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание деловой этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы, как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда, чувство профессионального долга, совести.
Нравственные качества личности общество рассматривает как один из ведущих показателей ее профессиональной пригодности. Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.
1. Архангельская, М. Д. Бизнес — этикет, или Игра по правилам. — Изд. 3- е, доп. — М.: Издво ЭКСМО, 2010. — 176 с.
2. Ботавина, Р. Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие / Р. Н. Ботавина. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 208 с.
3. Гегель Г. В. Ф. Философия права. — М.: Наука, 1990. — С. 172 — 198.
4. Губин В. Д. Основы этики: Учебное пособие / В. Д. Губин, Е. Н. Некрасова. — М.: Форум, Инфра-М, 2010. — 224 с.
5. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Уч-к. — М.: Гардарики, 2000. 472 с.
6. Дедюлина М. А. Этика: Учебно-методическое пособие. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2011. — 100 с.
7. Дробницкий О. Г. Понятие морали.- М.: Наука, 1974. — С. 299 — 329.
8. Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / Е.В. Золотухина-Аболина. — Ростов-на-Дону: МарТ, 2011. — 416 с.
9. Егоршин, А.П., Распопов, В.П., Шашкова, Н. В. Этика деловых отношений: Учебное пособие для вузов / А. П. Егоршин, В. П. Распопов, Н. В. Шашкова. — Н. Новгород: НИМБ, 2009. — 408 с.
10. Кабанченко, Т. С. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие. — СПб: Питер, 2011. — 435 с.
11. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч. в 6-ти т.6,т. 4. — М., 1965. — С. 243 — 283
12. Кант И. Основоположения к метафизике нравов // Кант И. Соч., т. 3. М., 1997. — С. 99 — 205.
13. Технологии корпоративного менеджмента: Учебное пособие/ Под ред. Мишуровой И. В., Новосельской Н. Ф. — М., Ростов н / Д: ИКЦ «МарТ», 2008. — 544 с.
14. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2010. — 390 с.
15. Этика: Учеб. пособие / В. А. Лозовой, И. Панов, А. Стасевского, и др. Под ред. В. А. Лозового, М-во образования и науки Украины. — М.: Интер, 2011. — 223 с.