Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Психологические аспекты деятельности сотрудника органов внутренних дел

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профессиограмма (от лат. Professio — специальность + Gramma — запись) — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных… Читать ещё >

Психологические аспекты деятельности сотрудника органов внутренних дел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психология в деятельности сотрудников ОВД Психологические аспекты деятельности сотрудника органов внутренних дел (ОВД) План

  • Ведение
  • 1. Психологические особенности действий и деятельности
  • 2. Психологическая структура правоохранительной деятельности
  • 3. Профессиональная компетенция сотрудников органов внутренних дел
  • 4. Профессиограмма сотрудника полиции
  • Вопрос: какие изменения в Вашей профессиональной деятельности произошли в связи с реформой МВД
  • Заключение

Подготовка высококвалифицированных сотрудников внутренних дел требует изучения ими психологических своей деятельности. Современное общество ставит перед органами правопорядка России сложные задачи, решение которых требует улучшения результатов индивидуальной и групповой деятельности сотрудников внутренних дел прежде всего за счет профессионального мастерства.

Эффективность выполнения работником должностных обязанностей, во многом предопределяемая качеством его профессиональной подготовки, зависит и от психологических особенностей отношения человека к своей профессии.

Цель контрольной работы состоит в изучении психологических аспектов деятельности сотрудника органов внутренних дел (ОВД).

Задачи контрольной работы:

1) изучить психологические особенности действий и деятельности;

2) определить психологическую структуру правоохранительной деятельности;

3) рассмотреть профессиональную компетенцию сотрудников органов внутренних дел;

4) изучить профессиограмму сотрудника полиции.

При написании контрольной работы была использована учебная литература по юридической психологии, а также отдельные работы, посвященные психологии сотрудников внутренних дел.

Методологической основой контрольной работы являются общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение и аналогия) и методы частнонаучного познания (формально-логический, системный и комплексный анализ).

1. Психологические особенности действий и деятельности

Человеческая психика познается и проявляется в определенной деятельности. Человек выступает в жизни как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.

Деятельность — это человеческая специфически форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Человеческая деятельность предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта деятельности. Человек видит для себя объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности.

Деятельность — это категория социальная, свойственная людям в обществе. Животным же присуща жизнедеятельность, необходимая им для выживания в природе. Человеческая личность проходит свое развитие именно в деятельности, в процессе которой формируется человеческое сознание. Деятельность является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества.

Признаки деятельности:

— это всегда деятельность субъекта, носит общественный характер;

— деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т. е. она необходимо является предметной, содержательной;

— ей присущи целенаправленность, плановость и длительность;

— она всегда творческая;

— самостоятельная.

Общественный характер деятельности состоит в том, что любая деятельность по своему содержанию и способам выполнения является результатом общественно-исторического развития обществом совместно в процессе его исторического развития.

Целенаправленность деятельности связана с тем что она осознана и направлена на достижение определенного результата.

Плановость деятельности состоит в том, что она представляет собой определенную систему отдельных действий.

Деятельность можно классифицировать по разным основаниям. Она может быть разделена на:

1) материальную и духовную;

2) производственную, трудовую и нетрудовую;

3) репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную (творчество) связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств.

Действие является единицей анализа в деятельности.

Действия — это движения, социального характера, направленные на предмет и преследующие определенную цель.

Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. В этом случае, данные действия становятся актом поведения, поступком.

Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность.

Действие состоит из: 1) двигательной (моторной) части; 2) умственной (внутренней) части; 3) умственной (сенсорной) части.

Таким образом, базовый тезис теории деятельности формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

2. Психологическая структура правоохранительной деятельности

Любая деятельность, в том числе и правоохранительная включает в себя: 1) мотивы; 2) способы; 3) цель; 4) средство; 5) результат; 4) сам процесс деятельности. Неотъемлемый признак деятельности — её осознанность.

Мотивация (от греч. motif от лат. moveo — двигаю) — внешнее или внутреннее побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения. Способы и приемы — это действия, предпринимаемые человеком, чтобы достичь целей деятельности.

Цели — это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель выступает в образе результата деятельности.

Результат — итог деятельности, то чего достигает индивид.

В качестве общих характерных особенностей юридического труда следует отметить то, что данная деятельность представляет собой сложную в социальном отношении открытую систему, поскольку включается в широкий круг правовой системы общества и решает поставленные государством задачи правосудия, личной и общественной безопасности, борьбы с преступностью. Доминирующие видами правоохранительной деятельности являются:

— расследование преступлений;

— проведение допросов подозреваемых, свидетелей, потерпевших

— в преступлении;

— осмотры мест совершения преступлений;

— проведение обысков, опознаний, следственных экспериментов;

— поиск улик, имеющих отношение к совершению преступлений;

— организация работы других специалистов, участвующих в расследовании (экспертов, врачей, психологов, педагогов и др.);

— выяснение причин и условий совершения преступлений;

— ведение документации (составление протоколов, постановлений);

— анализ собранных данных по преступлению;

— сбор информации, необходимой для раскрытия преступления;

— профилактические мероприятия, направленные на снижение преступности.

Элементы психологической структуры правоохранительной деятельности:

1) Профессиональная мотивация. На этой основе в процессе профессионального обучения у субъектов юридического труда формируется соответствующая профессиональная мотивация, включающая в себя сложный комплекс потребностей, интересов, идеалов и убеждений. В структуре мотивации юриста особую роль играют такие побуждения, как стремление к справедливости, любовь к истине, чувство долга, патриотизм, желание помогать людям, оберегать их от бед.

2) Цели — достижение справедливости (например, желание наказать виновного в преступлении), помощь пострадавшим в их желании установить истину по делу, добиться правосудия др.

3) Средства — полномочия по ведению дела (компетенция), определенные в законе

4) Результат — наказание виновных, восстановление нарушенных прав (например, возврат украденного имущества) и др.

3. Профессиональная компетенция сотрудников органов внутренних дел

Деятельность сотрудника внутренних дел относится к социономическому виду профессий типа «человек — человек» («человек — группа» и «человек — общество»), поскольку связана с постоянным взаимодействием с людьми, оценкой их поступков с позиций закона.

Основными психологическими особенностями профессиональной деятельности сотрудника ОВД являются:

1) правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений сотрудников ОВД и других юристов, профессионально участвующих в правоприменительной деятельности.

Вся правоприменительная деятельность работников государственно-правовых структур четко регламентирована законом. Нарушение закона, пренебрежение своими должностными обязанностями и принципами для недопустимы и свидетельствуют в первую очередь о низком уровне его профессиональной квалификации;

2) властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов.

Данное положение формирует потребность к неукоснительному, наиболее точному и качественному исполнению правовых предписаний, формирует направленность личности, ее правомерное поведение. Именно потребность в соблюдении нравственных, правовых норм является основным, социально значимым качеством личности, формирующим ее правосознание. А все это в совокупности составляет высокий уровень социализации личности, ответственность сотрудников ОВД перед обществом, нормативность их поведения;

3) экстремальный характер правоохранительной деятельности.

Профессиональная деятельность работников юридического направления, в первую очередь тех, кому приходится бороться с преступностью, в ряде случаев носит весьма напряженный характер, обусловленный выполнением сложной, однообразной работы в условиях дефицита информации, времени, активного сопротивления заинтересованных лиц, нежеланием вступать в контакт, игнорированием ими правовых норм.

4) нестандартный, творческий характер юридического труда.

Все это ведет к нервно-психическим перегрузкам, которые усугубляются нерегулярной сменой условий труда, нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от отдыха, что приводит к состоянию психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, появлению невротических реакций, различных расстройств и заболеваний;

5) процессуальная самостоятельность, персональная (для многих — повышенная) ответственность сотрудников ОВД. В Федеральном законе «О полиции» от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ указано, что:

— Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание" (ч. 1−3, ст. 5).

— Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. (ч. 3,4 ст. 6);

— Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (ч. 4 ст. 7).

Особо значимыми в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел выступают 4 основных аспекта психологической неподготовленности и связанных с этим психологических проблем:

— неподготовленность к психологическим перегрузкам, объему работы, давлению психологической ответственности за процессуальные решения (применение мер пресечения, привлечение к уголовной ответственности);

— несформированность профессионально важных психологических качеств у отдельных сотрудников;

— отсутствие во многих подразделениях системы профессионально заостренных тренировок в целях выработки специфически для следственной работы психологических навыков и умений.

— неподготовленность к психологическому противоборству, которое нередко навязывается подозреваемым, обвиняемыми и другими лицами.

Одним из ведущих направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел является психологическая подготовка сотрудников. К содержанию психологической подготовки сотрудников можно отнести следующее.

1. Формирование психологической готовности к борьбе с преступностью.

2. Развитие психологической ориентированности в различных аспектах специфической оперативно-служебной деятельности.

3. Формирование и развитие профессионально значимых познавательных качеств.

4. Совершенствование и развитие навыков и умений установления психологического контакта с различными категориями граждан.

5. Формирование навыков ролевого поведения в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности.

6. Совершенствование умений применения психолого-педагогических приемов воздействия в сложных, конфликтных ситуациях общения с гражданами.

7. Формирование психологической стрессоустойчивости, умения владеть собой в напряженных ситуациях оперативно-служебной деятельности.

8. Развитие положительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение сотрудников приемам саморегуляции и самоуправления.

9. Формирование волевой активности и навыков волевых действий.

10. Подготовка к психическим перегрузкам в работе.

4. Профессиограмма сотрудника полиции

Профессиограмма (от лат. Professio — специальность + Gramma — запись) — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.

Профессиограмма сотрудника полиции — научно обоснованный перечень взаимосвязанных видов (сторон) деятельности, а также профессионально важных качеств личности, которые влияют на успешность профессиональной деятельности.

Основные подструктуры профессиональной деятельности сотрудника полиции:

1) познавательно-прогностическая (когнитивная);

2) коммуникативная (общения);

3) организационно-управленческая;

4) воспитательная (профилактическая).

1. Познавательно-прогностическая деятельность лежит в основе профессиограммы сотрудника полиции и заключается в собирании исходной информации об обстановке, лице, подозреваемом в совершении преступления и др.

В решении перечисленных задач, велика роль профессионального и жизненного опыта сотрудника полиции, а также профессионально-психологических качеств:

— психологическая наблюдательность (умение подмечать внешние проявления состояний граждан, угадывать их психологические мотивы действий и поступков);

— уметь наблюдать за самим собой, обеспечивая самоконтроль, управление собственным поведением и своевременное исправление допущенных ошибок;

— профессионально развитые мышление, память, воображение, интуиция (вычленить существенные признаки правонарушения, определять обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу; оценить взаимоотношения с гражданином, запомнить профессионально значимую информацию и пр.);

— прогностические способности (спрогнозировать последствия события, что позволит принять правильное решение);

— владение письменной речью, которая отличается соблюдением правил грамматики, логики, стилистики при оформлении специально предусмотренных законом форм: постановлений, протоколов, рапортов и т. д.

2. Коммуникативная деятельность сводится к главным инструментам в работе сотрудника полиции — речи и языку.

Успешность взаимодействия сотрудника с гражданами и коллегами зависит от психологического контакта и доверительных отношений между ними, а это, в свою очередь связано с уровнем знаний и профессиональным опытом общения.

Профессионально важные качества сотрудника, влияющие на успешность коммуникативной деятельности:

— позитивная направленность не людей;

— интеллектуальные способности (внимательность, наблюдательность, сообразительность любознательность и др.);

— эмоциональные качества (уравновешенность, доброжелательность, эмпатийность и др.);

— волевые качества (самообладание, решительность, целеустремленность и др.);

— коммуникативные способности (учитывать индивидуальные способности граждан, устанавливать психологический контакт и доверительные отношения различными категориями граждан и сотрудников, преодолевать конфликты и пр.);

— культура речи, общения, поведения (тактичность, вежливость и др.).

3. Организационно-управленческая деятельность. Сотрудник полиции выступает и как организатор собственной профессиональной деятельности (например, сотрудник ДПС ГИБДД контролирует соблюдение правил дорожного движения), принимая ответственные решения, и добивается их реализации.

Для осуществления организационно-управленческой деятельности сотруднику органов внутренних дел необходимы следующие профессионально важные качества, умения и способности:

— способность точно ориентироваться в деятельности, разбираться в качествах людей и их возможностях;

— умение организовывать свою деятельность, а также деятельность и поведение других (особенно в экстремальных ситуациях);

— организованность, энергичность, настойчивость, обеспечивающие деятельность по контролю за соблюдением правил дорожного движения, регулировании дорожного движения и пр.;

— ответственность, требовательность, находчивость при руководстве деятельностью участников дорожного движения, коллегами при выполнении своих обязанностей;

— выдержка, самокритичность, дисциплинированность, чувство собственного достоинства в отношениях с коллегами, должностными лицами, руководством.

— умение оказывать управляющее воздействие на участников дорожного движения, разумное использование при этом власти.

4. Воспитательная деятельность охватывает рофилактические мероприятия, правовую пропаганду среди граждан, оказание воспитательного воздействия на граждан, должных лиц, напарника (особенно менее опытного в профессиональном и житейском плане).

Эффективность ее осуществления зависит от следующих качеств, умений и способностей:

— высокий уровень правосознания и нравственных качеств;

— устойчивая профессиональная направленность (интерес к профессии; мотивы, побуждающие к эффективности профессиональной деятельности);

— положительно эмоциональное отношение к профессии и профессиональной деятельности;

— коммуникативные способности;

— умение оказывать воспитательно-профилактическое воздействие на различные социальные и возрастные категории правонарушителей правил дорожного движения и др.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

1) формальное отношение к работе;

2) неумение излагать свои мысли;

3) плохое развитие долговременной памяти;

4) рассеянность;

5) неспособность воспринимать новую информацию;

6) отсутствие умения налаживать контакты с людьми;

7) невыдержанность;

8) жестокость, агрессивность, нетерпимое отношение к людям.

психологический правоохранительный профессиограмма полиция

Вопрос: какие изменения в Вашей профессиональной деятельности произошли в связи с реформой МВД

Можно выделить следующие изменения:

— Была создана новая нормативно-правовая база. Принято три основных федеральных закона «О полиции», «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел…», «О службе в органах внутренних дел…» ;

— Сформирована единая федеральная структура органов внутренних дел;

— Произошло технологическое обновление и внедрение современных форм и методов работы;

— Улучшено социальное обеспечение.

— Учитывается мнение населения о качестве работы органов внутренних дел на основе независимых источников социологической информации.

В целом же, профессиональная деятельность стала более ответственной.

Заключение

Итогом рассмотрения психологических аспектов деятельности сотрудника органов внутренних дел являются следующие ключевые понятия:

Деятельность — это человеческая специфически форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Базовый тезис теории деятельности «Не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание» .

Действия — это движения, социального характера, направленные на предмет и преследующие определенную цель.

Любая деятельность, в том числе и правоохранительная включает в себя: 1) мотивы; 2) способы; 3) цель; 4) средство; 5) результат; 4) сам процесс деятельности. Неотъемлемый признак деятельности — её осознанность.

Доминирующие видами правоохранительной деятельности являются: расследование преступлений; проведение допросов подозреваемых, свидетелей, потерпевших в преступлении; осмотры мест совершения преступлений; проведение обысков, анализ собранных данных по преступлению и др.

Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудника ОВД: 1) правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения; 2) властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов. 3) экстремальный характер правоохранительной деятельности; 4) процессуальная самостоятельность, персональная ответственность.

1. Федеральный закон «О полиции» от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2011. — N 7. — Ст. 900.

2. Бондаренко, Т. Л. Юридическая психология для следователей. Учебное пособие / Т. Л. Бондаренко. — М., 2010.

3. Лебедев, И. Б., Родин, В. Ф., Цветков, В. Л. Юридическая психология: учебник. 2-е издание, дополненное / Под ред. В. Я. Кикотя. — М., 2012.

4. Осинцева, А. В., Германова, О. В. Профессионально важные качества личности сотрудника ОВД в зависимости от вида деятельности / А. В. Осинцева, О. В. Германова // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2009. — № 4.

5. Простяков, В. В. Психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел / В. В. Простяков // Юридическая психология. — 2012. — N 1.

6. Юридическая психология. Учебник для студентов вузов. / И. И. Аминов и др. — М., 2012.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой